Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 2 сентября 1963 г., X» 224 (2813) » З А Я В Л Е Н И Е СО В Е ТС КО ГО П Р А В И Т Е Л Ь С Т В А (Продолжение. Начало на 1 -й стр.) ва при всей их враждебности делу мира не решились уклониться от подписания Договора, показывает его огромную притягательную силу для народных масс, с чем вынужде ны считаться правящие круги в капиталистических странах. Всемирный референдум, который развернулся на всех континентах после заключения Договора, пока зал, что китайские руководители, выступив против запрещения ядер- лых испытаний, потерпели серьез ное моральное и политическое пора жение. Неприглядная позиция Китайско го правительства в отношении До говора о запрещении ядерных испы таний не находит поддержки у на родов, что было убедительно про демонстрировано на недавней сессии исполкома Организации солидарно сти народов Азии и Африки, состо явшейся в Никозии. Как ни стара лись китайские делегаты заставить участников этой сессии отказаться ют принятия пезолюции. одобряющей Московский Договор, они не достиг ли успеха. Чтобы не сказаться в полной изоляции и «сохранить ли- по». китайские представители вы нуждены был^ всячески ловчить и изворачиваться. Они не решились проголосовать против резолюции, где говооилось о поддержке Москов ского Договора, хотя за кулисами всячески интриговали против До говора, а перед отъездом из Нико зии выступили с особым заявлени ем по этому вопросу. Незавидное по ложение для людей, которые стара ются изобразить себя единственны ми выразителями мнения народов Азии и Африки. Полностью несостоятельны попыт ки китайских руководителей апел лировать к международному комму нистическому движению, ссылаться на то, что их обструкция Договора •о запрещении ядерных испытаний будто бы вытекает... из документов Московских совещаний коммунисти ческих и рабочих партий. Легко убе диться в том, что позиция прави тельства КНР означает полное от ступничество от общей, коллективно выработанной линии коммунистиче ского движения по этим вопросам. На Московском совещании комму нистических партий 1957 года, на ряду с Декларацией, как известно, был принят Манифест мира, в ко тором содержится торжественный призыв ко всем людям доброй воли требовать «запрещения производст ва и применения атомного п л од о родного оружия, а как первого шага — немедленного прекращения ис пытаний этого оружия». Под этим документом стоит подпись и^ главы делегации Коммунистической пар тии Китая т. Мао Цзэ-дуна. Может быть, события последую щего-' периода заставили мировое ком^нистическое движение изме нить свое отношение к проблеме запрещения испытаний атомного оружия и снять с повестки дня за дачу борьбы за претворение в жизнь этого требования? Отнюдь нет — жизнь подтвердила, что эта задача по-прежнему со всей остро той стоит перед народами, и это нашло отражение в решениях вто рого международного совещания коммунистических и рабочих пар тий в 1960 году. В Заявлений, принятом совеща нием представителей 81 партии, записано: «Совещание считает, что осуществление выдвинутой Совет ским Союзом программы всеобщего и полного разоружения имело бы историческое значение для судеб человечества. Добиться осуществ ления этой программы — значит ликвидировать самую возможность ведения войн между странами. Ее осуществление — нелегкое дело. Оно наталкивается на упорное со противление империалистов. Поэто му требуется активная и реши тельная борьба с агрессивными силами империализма за проведе ние этой программы в жизнь. Эту борьбу надо вести со все возраста ющим размахом, настойчиво доби ваясь реальных результатов — запрещения испытаний и производ ства ядерного оружия, ликвидации военных блоков и военных баз на чужих территориях, значительного сокращения вооруженных сил и вооружений, расчищая тем самым путь к всеобщему разоружению». Под этим документом также сто ит подпись делегации Коммунисти ческой партии Китая. Из этого видно, что еще недавно руководство КПК выступало вместе со всеми братскими партиями за запрещение испытаний ядерного оружия, рассматривая его ка к пер воочередной и необходимый шаг на пути к всеобщему и полному разо ружению. С тех пор прошло три года, борьба народов против испытаний ядерного оружия все более нара стала. И вот теперь, когда она увенчалась успехом, сделан пер вый шаг и Договор о запрещении испытаний подписан, китайские руководители, совершив поворот на 180 градусов, объявляют его «об маном», «предательством», «заго вором империалистов». Спраши вается, где же тут логика? Не ясно ли, что хут налицо полный отказ китайских руководителей от принятых братскими партиями ре шений; их полный отход от общих согласованных позиций и обяза тельств. Китайские руководители могут опубликовать еще тысячу и одно заявление по поводу Договора о за прещении ядерных испытаний, но им не оправдать своего вероломст ва и лицемерия в глазах коммуни стов, в глазах всего человечества. Вековые чаяния человечества об устранении войн из жизни общест ва марксисты-ленинцы выразили в лозунге: мир без оружия, мир без войн. Коммунисты последовательно борются за эту великую цель, объ единяя вокруг своего знамени са мые широкие массы во всем мире. Эта борьба не только не означает, как утверждают китайские руково дители, отхода от классовых пози ций, а, напротив, полностью соот ветствует классовым интересам пролетариата и всех трудящихся, задачам социального и националь ного освобождения народов. Такая борьба укрепляет позиции антиим периалистических сил, ослабляет империализм. Империализм поддерживает свое господство, опираясь на оружие. Добиться разоружения — это зна чит нанести удар по силам импе риалистической агрессии. Нетрудно понять, почему борьба за разоруже ние, за мир без оружия является одним из важнейших направлений борьбы против империализма, ^ про тив проводимой им агрессивной по литики. К и та йс кие ру ко водители делают вид, будто не понимают этого. Они умышленно и з о бражают борьбу за раз о ружение ка к пацифи зм , лиша я е е, таки м обра зом, кла сс о вого с о де ржани я и и гнорируя тот факт, что в ре ш ении пр о блемы ра з о ру жени я заин те рес о ваны прежде в с е го самые шир окие массы т руд я щихся. Собственно говоря, рассуждения китайских теоретиков заводят их прямой дорогой в заколдованный круг, из которого нет выхода. По их логике получается, что покон чить с войнами и добиться разору жения можно лишь после ликвида ции империализма. В то же время ликвидация империализма прямо связана с необходимостью для рабо чего класса и всех народных масс подрывать его милитаристскую осно ву. Но как раз эту борьбу и трети руют китайские руководители, высо комерно называя ее пацифизмом. Порочность такой позиции происте кает из неспособности или нежела ния китайских руководителей ви деть реальные пути борьбы против империализма, открывшиеся в со временную эпоху. За их громкими ура— революционными фразами о необходимости поскорее покончить с империализмом, по существу, скры вается неверие в силы мирового социализма, в силы рабочего класса, национально - освободительного дви жения, страх перед трудностями в борьбе. Не приходится удивляться, когда подобные исходные позиции приво дят китайское руководство к капиту лянтству по важнейшим внешнепо литическим вопросам, в том числе по вопросу о возможности решить проб лему разоружения. " Мировое коммунистическое движе ние считает, что в наше врейя реше ние проблемы разоружения—-реаль ная и осуществимая цель. Возмож ность добиться разоружения предви дели еще основоположники научного коммунизма, причем в эпоху, когда капитализм господствовал на всем земном шаре. Так, Ф. Энгел^; в 1893 году, характеризуя услбвия в Европе в последней четверти прош лого века, писал о бешеной гонке вооружений, о стремлении каждой великой державы обогнать другую в отношении готовности к войне. «Неужели нет,— спрашивал он,— другого выхода из этого тупика, кро ме опустошительной войны, какой еще не видел мир?». И отвечал: «Я утверждаю: разоружение, а тем са мым и гарантия мира, возможно...» На чем основывал такой вывод Ф. Энгельс? Прежде всего на том, что «во всех странах широкие слои насе ления, на которых почти исключи тельно лежит обязанность постав лять массу солдат и платить основ ную часть налогов, призывают к ра зоружению» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., изд. II, т. 22, стр. 387). Как видно из сказанного, Энгельс считал разоружение проблемой, кото рая самым непосредственным обра зом касается интересов широких на родных масс и уже вследствие это го является проблемой глубоко по литической, а стало быть, и классо вой. И уж. конечно, все это совсем не похоже на то, что говорят о разо ружении китайские «теоретики», ко торые так любят выдавать себя за самых праведных марксистов. В нашу эпоху предпосылки ус пешной борьбы за разоружение и мир неизмеримо возросли. Появление оружия массового уничтожения сде лало разоружение подлинно насущ ной задачей широчайших масс. Во много крат возросли силы междуна родного рабочего класса, силы бор цов за разоружение и мир. Эти силы опираются ныне на могущество ми ровой социалистической системы; их возглавляет самая влиятельная по литическая сила современности — международное коммунистическое движение. Требование о разоруже нии поддерживают десятки миролю бивых государств, народы, ведущие борьбу за национальное освобожде ние, профсоюзы, многие политиче ские партии и демократические ор ганизации. Ясно, что в таких условиях воп рос, быть или не быть войне, удаст ся или нет добиться разоружения, все в большей степени зависит не от империалистов, а от самих народов, от миролюбивых сил во всем мире, от активности и размаха их борьбы. Азбучной истиной является, что, пока империализм существует, он сохраняет свою агрессивную приро ду, свои противоречия, он чреват войной. Китайские руководители на этом основании утверждают, что вой на неизбежна. Коммунисты не могут, встать на такую фаталистическую позицию. Мы понимаем, что борьба против новой мировой войны, за ра зоружение — нелегкое дело. Но мы ясно видим возможности для реше ния этой исторической задачи, мы делали и делаем все необходимое для мобилизации народов на борьбу про тив гонки вооружений, за предот вращение новой мировой войны. Нельзя пройти и мимо того, что руководители КНР пытаются в пос леднее время использовать вопросы разоружения для недостойной поли тической игры. Китайские руководители вместе с другими братскими партиями подпи сали Заявление Московского совеща ния 1960 года, в котором выражает ся поддержка советским предложе ниям о всеобщем и полном разору жении. Однако вскоре после этого они объявили разоружение иллюзи ей, развернули кампанию против этих предложений и ведут ее уже в тече ние нескольких лет. И вдруг 31 ию ля 1963 года правительство КНР громогласно и торжественно провоз гласило программу полного запре щения и уничтожения ядерного ору жия и всех средств его доставки к цели. Мировое общественное мнение с удивлением увидело, что эта про грамма фактически скомпонована из выдвинутых ранее советских предло жений, которые еще совсем недавно назывались в Пекине «иллюзией». Возник, естественно, вопрос: ради каких же целей правительство КНР выступило теперь с этой програм мой? Нетрудно видеть, что китай ские руководители пошли на такой маневр, рассчитывая противопоста вить требование о запрещении и ликвидации ядерного оружия Дого вору о запрещении испытаний. Но этот маневр провалился, потому что I В Заявлении китайского прави тельства говорится, что Советский Союз, «оправдывая» Договор о за прещении испытаний ядерного ору жия (ка к будто этот Договор нуж дается в оправданиях!), выдвинул в адрес Китая какие-то «клеветниче ские измышления». О чем идет речь? О том, оказывается, что в нашем Заявлении от 21 августа бы ли вскрыты подлинные мотивы, по которым китайские руководители выступили против Договора о запре щении ядерных испытаний, — по казано их стремление во что бы то ни стало иметь собственную атом ную бомбу. Китайские руководители не согласны с этим выводом. В За явлении от 1 сентября они даже называют его «смехотворным» и, чтобы похлеще ответить нам, приво дят китайскую легенду с такой мо ралью: «У каждого свои идеалы, и не карликам мерить своей меркой поступки исполинов». Придется еще раз вернуться к мотивам, побудившим пекинских «исполинов» ринуться в бой против Договора о запрещении ядерных ис пытаний. Что говорится на сей счет в их новом Заявлении? Оно, по сути дела, подтверждает сделанный нами вывод и еще раз доказывает, что отрицательная позиция правительст ва КНР к Договору о запрещении испытаний объясняется именно его желанием превратить свою страну в ядерную державу. В китайском За явлении вновь повторяется утверж дение, будто Договор закрепляет «монополию» трех держав на атом ное и водородное оружие и направ лен на то, чтобы «связать по рукам социалистические страны, за исклю чением Советского Союза, связать все миролюбивые страны». Прежде всего глубоко провокаци онна постановка китайскими руко водителями вопроса о «монополии» на ядерное оружие, при которой со циалистическое государство — Со ветский Союз — ставится на одну доску с империалистическими госу дарствами — Соединенными Штата ми Америки и Англией. Народы стран социалистического содружест ва и все народы мира хорошо зна ют, кому служит ядерное оружие, которым располагает Советское го сударство, и кому служит ядерный арсенал империалистов. Но дело не только в этом. Рас суждения о «монополии» понадоби лись китайским руководителям еще и для того, чтобы обосновать свое право на ядерное оружие. Напрасно только авторы Заявления пытаются выступать от имени социалистиче ских и всех миролюбивых стран — ни одна из них, ка к известно, не высказывала своего намерения об завестись ядерным оружием. Напро тив, правительства социалистиче ских государств не раз выступали с заявлениями о том, что они не на мерены создавать собственное ядер ное оружие, будучи уверенными в том, что ракетно-ядерный щит, кото рым располагает Советсклй Союз, является надежным средством их обороны. Впрочем, на сей раз китайское правительство показало свои наме рения еще более откровенно, во все услышание заявив, что, несмотря на все экономические трудности, иере- живаемые страной, оно готово хоть сто лет трудиться над созданием собственного атомного оружия. Как видим, замыслы «исполинов» из Пекина весьма прозрачны. Разумеется, создавать Китаю ядер ное оружие или нет, — это вопрос, который решает сама Китайская На родная Республика. Но другие соци алистические страны вправе иметь свои суждения о позиции правитель ства КНР, которое устраивает об струкцию Договору о запрещении ядерных испытаний, получившему единодушную поддержку всех наро дов. Ведь международные последст- любой, даже не искушенный в по литике человек понимает, что пре кращение испытаний ядерного ору жия не противоречит, а способствует задаче полного его запрещения и ликвидации. Но вот в своем новом Заявлении 1 сентября правительство КНР, по существу, опять бьет отбой. Оно те перь оставляет в стороне торжест венно провозглашенную программу ядерного разоружения, позаимство ванную из советских предложений, и сводит дело только к запрещению применять ядерное оружие, «подоб но тому, как было запрещено при менение ядовитых газов». Тем са мым оно дезавуирует свое прежнее требование прекращения производст ва ядерного оружия, ликвидации его запасов и средств доставки. Постановка вопроса о запрещении применения ядерного оружия тоже не является, конечно, новой. Это предложение уже давно выдвигает и отстаивает Советский Союз, мно гие другие государства. Еще два года назад общими усилиями стран социализма, государств Азии, Афри ки и Латинской Америки удалось до биться принятия Генеральной Ассам блеей ООН решения о необходимости заключения международного согла шения о запрещении применения ядерного оружия. Несомненно, что заключение такого соглашения было бы полезным делом. Однако нельзя противопоставлять задачу достиже ния такого соглашения заключенно му Договору о запрещении испыта ний, так же как нельзя сводить к этой — тоже частичной — мере всю борьбу за разоружение. Как видно, нет у китайских руко водителей никакой программы разо ружения, не ведут они и не хотят вести борьбу за эту великую цель, а если и говорят иногда о разоружении, то только для прикрытия своих под линных замыслов. вия такой позиции непосредственно затрагивают все социалистические страны. Стремление любой ценой, во что бы то ни стало обзавестись атомной бомбой не может не порождать серь езных сомнений в целях внешней политики лидеров КНР. Ведь они не в состоянии доказать, что это необ ходимо для интересов обороны Китая и всего социалистического лагеря. Хорошо известно, что ядерная мощь СССР достаточна для того, чтобы стереть с лица земли любое государ ство или коалицию государств, ко торые посягнули бы на революцион ные завоевания стран социализма. На этот счет даже у империалистов нет иллюзий. Нужны ли в таких условиях для обороны социалистического лагеря рще и китайские атомные бомбы? Конечно, нет. Китайские руководите ли сами не так давно признавали, что, поскольку Советский Союз до бился больших успехов в производ стве ядерного оружия, Китаю, оче видно, «незачем налаживать п р о и з в о д с т в о такого оружия, тем более что оно очень дорогостоящее». Это сказал не кто иной, как Мао Цзэ-дун в сентябре 1958 года. Что же изме нилось с тех пор? Разве ракетно- ядерная мощь Советского Союза пос ле этого стала слабее? Наоборот, все му миру известны огромные успехи нашей страны в этой области. Если что и изменилось, так это политика правительства КНР, его отношение к Советскому Союзу, ко всему со циалистическому содружеству. За последнее время немало сказа но в пользу того, что распростране ние ядерного оружия — не в инте ресах дела мира. Увеличение числа социалистических стран, обладаю щих ядерным оружием, немедленно вызвало бы цепную реакцию в лаге ре империализма, атомная саркома расползлась бы по всему земному шару, во много крат увеличив угро зу ядерной войны. Авторы Заявле ния намекают на то, что Советский Союз мог бы, если бы захотел, одной рукой передавать ядерное оружие Китаю, а другой вести борьбу про тив того, чтобы США передавали ядерное оружие Западной Германии. Но от таких рецептов, как говорит ся. дурно пахнет. В самом деле, что было бы, если бы Советский Союз, с одной сторо ны, стал вооружать атомными бомба ми своих союзников, а с другой, — сыпать декларациями протеста поч тив аналогичных действий США? Какие это имело бы последствия? Са мые печальные. Если империалисты США до сих пор не пошли на атом ное вооружение Западной Германии, Японии и других своих союзников, то прежде всего по той причине, что не решались идти наперекор позиции социалистических стран, единодуш ному требованию общественности в своей и других странах. А что про изойдет, если мы последуем настой чивым советам из Пекина? Агрес сивные круги США и других импе риалистических стран немедленно используют это для усиления гонки ядерных вооружений, для вовлече ния в нее все новых стран. Это мо жет лишь затруднить сопротивление масс гонке ядерных вооружений в странах капитализма. Мы считаем такое развитие событий крайне опас ным для дела мира. Китайское правительство полага ет, что атомное вооружение Запад ной Германии, Японии и других им периалистических стран будет яко бы компенсировано появлением ядер ного оружия у Китая. Но если при знавать, что источником войны яв ляется империализм, то надо при знать и то, что угроза войны будет тем больше, чем большее число им периалистических государств полу чит ядерное оружие. Особенно когда речь идет о странах, где так сильны агрессивные реваншистские эле менты. Хорошо известно, что пра вители Западной Германии, напри мер, не только состоят в союзниках американского империализма, но и имеют свои особые агрессивные пла ны в отношении ГДР, а также Поль ши, Чехословакии и Советского Сою за, добиваются пересмотра границ. Реваншистские замыслы вынашива ет и японская реакция. Легко объяснимо, почему импе риалисты Западной Германии и других стран домогаются своего ядерного оружия — оно нужно им для захватнической, агрессивной внешней политики. Но нельзя по нять, ка к могут люди, называющие себя марксистами, своей политикой облегчать реваншистам и другим реакционерам осуществление их за мыслов. Дать возможность реван шистам заполучить ядерное оружие — то же самое, что вложить фа кел в руки безумцам, пляшущим на бочках с порохом. Соо бражения здра вого с мысла п од с ка зы вают, что в интере с ах ми ра — воздержать ся от расширени я чи с ла я дерных держа в, ве с ти борь бу за запре щение, за п о лную ли к видацию ядерного оружия. К сожалению, здравый смысл — далеко не сильная сторона китай ских руководителей. В противном случае они посчитались хотя бы с интересами экономического разви тия своей страны и были бы благо дарны Советскому Союзу за то, что он взял на себя нелегкую задачу производства ядерного оружия для нужд обороны всего социалистиче ского лагеря. Хорошо известно, что Китай не обладает лишними сред ствами. А средства для производ ства ядерного оружия требуются огромные. Обо всем этом мы честно и от кровенно говорили китайским ру ководителям. Но авторы Заявления и это попытались поставить нам в упрек. Желая, очевидно, поиграть на национальных чувствах китай ского народа, они изображают дело так, будто Советский Союз злорад ствует по поводу бедности и отста лости Китая. И это они говорят о советском народе, который сам вы нес огромные лишения, преодоле вая вековую отсталость царской России. Мы не считаем свою стра ну бедной, но и нам предстоит мно" гое сделать, чтобы покончить с ма териальными затруднениями, кото рые пока еще есть и о которых мы открыто говорим. Наша партия, Советское прави тельство с полным пониманием и сочувствием относятся к трудно стям, которые переживают другие народы, великий китайский народ. Мы знаем, что коренной причиной их является тяжелое прошлое Ки тая, наследие империалистического владычества, многолетних войн, произвола феодально-бюрократиче* ской верхушки. Советские люди искренне радо вались, когда в результате герои ческого труда китайского народа стало изменяться лицо Китая, по явились новые заводы и фабрики, строились ирригационные сооруже ния, на социалистических началах перестраивалось сельское хозяйст* во. Об этом товарищ Н. С. Хрущев 29 ноября 1956 года говорил так: «Советские люди восхищаются победами китайского . народа, побе дами славной братской Коммунисти ческой партии Китая, под руковод ством которой китайский народ успешно ведет строительство со циализма». Советские люди не только радо вались успехам братского Китая, но и помогали китайскому народу по скорее преодолеть тяжкое насле дие прошлого, успешно развивать экономику, создавать новые отрас ли промышленности, осуществить техническую революцию, подгото вить национальные кадры, покон чить с бедностью и нуждой. Китай ским руководителям почему-то не нравится, когда мы вспоминаем со этом. Но мы говорим о нашетц по мощи не ради бахвальства, а для того, чтобы народы знали, что со ветские люди чеетно выполняют свой интернациональный долг перед братским китайским народом. Не наша вина, что руководители КНР свернули экономическое сотрудни чество с Советским Союзом и таким образом лишили китайский народ возможности пользоваться беско рыстной помощью Советского Сою за. Именно потому, что нам близки интересы китайского народа, айа бы ли огорчены поворотом, который наметился в развитии экономики Китая в 1958 году, когда лидеры КНР провозгласили курс «трех крас ных знамен», объявили «большой скачок» и начали организовывать народные коммуны. Наша партия видела, что это путь опасных экспе риментов, путь пренебрежения эко номическими законами, опытом дру гих социалистических стран. У нас, например, не мог не вызывать сом нения план увеличения в КНР за одно пятилетие выплавки стали с 5 до 8 0— 100 миллионов тонн, уве личения всего промышленного про изводства в 6,5 раза, а сельскохо зяйственного — в 2,5 раза. Эти пла новые задания не были подкреплены сколько-нибудь обоснованными эко номическими расчетами. Мы не мог ли не испытывать беспокойства, когда руководители КНР стали на каждом шагу поносить ленинский принцип материальной заинтересо ванности, отказались от принципа оплаты по труду и перешли к урав нительному распределению в народ ных коммунах. Наша партия не считала возмож ным выступить с открытой критикой такого курса китайского руководст ва. Вместе с тем мы не могли и пропагандировать эти неоправдан ные эксперименты, так как тем са мым мы оказали бы плохую услугу китайским коммунистам и ввели в заблуждение другие братские партии. Мы считали своим долгом еще в 1958 году прямо и по-товарищески высказать китайским руководителям свои сомнения относительно таких «нововведений». Об этом говорил Н. С. Хрущев лично Мао Цзэ-дуну летом 1958 года. Как отмечал в этих беседах глава Советского пра вительства, многое из того, что ки тайские товарищи считают послед ним словом марксизма, методом ус корения строительства коммунизма, уже было испытано нашим народом на практике в первые годы револю ции. Мы, в частности, убедились в свое время в том, что такая форма производственной организации кре стьян, как коммуны, в силу ряда при чин себя не оправдала. Наша пар тия решила задачу социалистическо го переустройства сельского хозяй ства на путях ленинского коопера тивного плана. Китайские руководители не захо тели прислушаться к нашим соо бражениям, не посчитались с опы том нашей партии и государства. Более того, в Китае стали называть нас консерваторами, считая, что «большой скачок» и народные ком муны позволят КНР перескочить че рез целый этап строительства ново го общества и одним махом перейти к коммунизму. Теперь всем хорошо известно, что получилось на деле из этих замыс лов. Промышленность и сельское хо зяйство Китая оказались серьезно расстроенными, и руководство КПК уже несколько лет вынуждено за ниматься так называемым «урегули рованием» экономики, что фактиче ски означает признание полного про вала курса «трех красных знамен». Руководители Китая пытаются те перь объяснять серьезные трудности в экономике своей страны различно го рода объективными причинами. При этом они хотят взвалить вину за эти трудности на Советский Со юз, заявляя, что провалы в эконо мике КНР возникли потому, что Со ветский Союз якобы нарушил суще ствующие соглашения и отозвал на родину своих специалистов. Совет ское правительство уже не раз объ ясняло причины, по которым оно вынуждено было отозвать из Китая специалистов, поставленных китай скими властями в условия, исклю чающие возможность нормальной ра боты и оскорбительные для челове ческого достоинства. И мы не с # - таем нужным подробно останавли ваться здесь на этом вопросе. ^ По пытки китайских руководителей оп равдать трудности в развитии эконо мики Китая ссылками на отзыв со ветских специалистов носят полно стью искусственный характер, тем более, что в сельском хозяйстве Ки тая и во многих отраслях промыш ленности ни один советский специа лист, как известно, не работал. Как бы ни выкручивались китайские ру ководители, но рано или поздно им придется признать, что истинная причина тяжелого положения в эко номике Китая кроется в том, что там оказались грубо нарушенными ленинские принципы руководства социалистическим хозяйством, до пускались серьезные ошибки, за ко торые теперь вынужден расплачи ваться китайский народ. Пытаясь обосновать свою пози цию в отношении ядерного оружия, руководители КНР договорились до того, что Советский Союз с неко торых пор стал ненадежным союз ником, что на него теперь будто нельзя положиться, и потому Ки тай, мол, должен создать собствен ное ядерное оружие. Чтобы придать видимость достоверности этой, с позволения сказать, версии, они из вращают известную всему миру по зицию СССР в отношении Тайваня, обвиняя Советский Союз в том, что он пошел на признание существо вания «двух. Китаев». Какие «доказательства», приво дятся в подтверждение этого? Прежде всего, что чанкайшисты подписали американский экземпляр Договора о запрещении испытаний ядерного оружия. Китайское прави тельство в связи с этим поспешило заявить: вы обвиняете нас в смыч ке с американскими «бешеными», французскими экстремистами и за падногерманскими реваншистами, а сами, подписав Договор, оказались в одной компании с Чан Кай-ши. Вот так доказательство! Будто китайским руководителям и невдо мек, что чанкайшисты подписали Договор ка к раз для того, чтобы использовать политические просче ты правительства КНР, его безот ветственную позицию в отношении Договора и таким образом создать впечатление, что в отличие от КНР они-де стоят за смягчение между народной напряженности. Амери канская пропаганда всячески ис пользует это в своих целях. В том, что чанкайшистское отребье и американская пропаган да получили повод для такого рода спекуляций, виновен не Советский Союз, а китайское правительство, и только оно несет за это ответствен ность. Можно не сомневаться, что империалисты постараются и даль ше использовать каждую такую возможность в своих интересах. Другого от них и ожидать не при ходится. Что касается нашего отношения к чанкайшистской клике, то оно хорошо известно. Мы не признава ли и не признаем подписи чанкай- шистского представителя ни под одним международным документом. Советское правительство не при глашало чанкайшиста подписывать Договор и не давало на это своего согласия. Более того, еще в ходе переговоров о заключении Договора правительство СССР предупредило правительство США, что оно не признает подписи представителя чанкайшистской клики и что един ственно законной подписью Китая под Договором может быть только подпись представителя Китайской Народной Республики. Приходится сожалеть, что имен но этой подписи под Договором о запрещении испытаний не оказа лось. В Заявлении правительства КНР содержится и другой нелепый вы мысел, будто Советский Союз «хо чет, чтобы Китай согласился с тем ными замыслами США, направлен ными на создание «двух Китаев». При этом делается ссылка на вы мазывание товарища II. С. Хруще ва, сделанное в октябре 1959 года в беседе с руководителями КНР. Во время этой беседы Н. С. Хрущев, касаясь тайваньского вопроса, го ворил, что при его решении воз можны различные пути— не толь ко военные, но и мирные. Тегперь китайские руководители, извращая смысл этих высказываний, пытают ся изобразить дело таким образом, будто Советский Союз, допуская возможность и мирного решения тайваньского вопроса, признавал тем самым ситуацию «двух Ки таев». Но это, конечно, явный вздор. В свое время не кто иной, как пра вительство КНР выдвигало идею мирного воссоединения Тайваня с остальной территорией Китая и да же, как сообщалось, готово было предоставить Чан Кай-ши ответст венный пост в китайском прави тельстве. Разве тем самым оно то же хотело узаконить ситуацию «двух Китаев»? Всему миру известно, что пра вительство СССР всегда разделяли и поддерживало позицию КНР по вопросу о Тайване. Советский Союз никогда не соглашался и не согла сится с отторжением Тайваня от Китая, решительно отвергает кон цепции) «двух Китаев». В ходе бе сед с президентом США в 1959 го ду глава Советского правительства Н. С. Хрущев решительно подчерк нул, что Тайвань — неотъемлемая часть Китая и что китайский народ имеет полное право освободить Тайвань. В послании главы прави тельства СССР на имя президента США от 12 октября 1959 года го ворилось: «Так называемый тай ваньский вопрос -— это вопрос от ношений китайцев с китайцами, чисто внутреннее дело Китая. Рас пространение на Тайвань государ ственной системы, существующей ныне на всей остальной террито рии Китая, явится, по существу, заключительным этапом революци онно-освободительного процесса, продолжавшегося в Китае в тече ние многих лет. Каких-либо меж дународных осложнений в связи с Тайванем вообще не возникало бы, если бы не иноетряпное вмешатель" ство в гражданскую войну в Китае, если бы не искусственно созданная на Тайване ситуация, вызванная военной поддержкой и защитой Чан Кай-ши Соединенными Штатами Америки». Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1960 году, глава Советского правительства Н. С. Хру щев заявил: «Но ведь ни для кого не секрет, что идея «двух Китаев» по существу является плохо замас кированной диверсией, направленной на расчленение территории великого Китая и отторжение одной из его частей — провинции Тайвань. Уже давно ясно, что провокационные планы создания «двух Китаев» об речены на провал, и, чем скорее это поймут некоторые политики в Сое диненных Штатах Америки, тем бу дет лучше для дела мира во всем мире». Свою верность союзническому долгу в отношении братских стран, в том числе и Китая, Советский Союз не раз доказывал на деле. Кто не помнит, например, что в момент опасной ситуации, которая сложи лась в районе Тайваньского проли ва в 1958 году, Советское прави тельство предупредило президента США, что нападение на КНР оно бу дет рассматривать как нападение на Советский Союз и что в случае при менения агрессором ядерного ору жия Советский Союз использует свое ракетно-ядерное оружие для защиты Китая. В те. тревожные дни китайское руководство было благодарно за действенную советскую поддержку и по достоинству оценило роль Совет ского Союза в обеспечении безопас ности Китайской Народной Респуб лики, В письме ЦК КПК от 15 ок тября 1958 года, подписанном Мао Цзэ-дуном, говорилось :«Мы глубо ко тронуты вашей безграничной преданностью принципам марксизма- ленинизма и интернационализма. Я от имени всех товарищей членов Коммунистической партии Китая выражаю вам сердечную благодар ность...» и далее: «Мы полностью уверены в том, что в случае, если ход событий на Тайване дойдет до войны м^ежду Китаем и США, то Советский Союз непременно будет всеми силами оказывать нам по мощь. На деле в йашей борьбе с американцами мы сейчас получили уже мощную поддержку со стороны Советского Союза». Об этом же писала (11 сентября 1958 года) газета «Жэньминь ж и- бао»: «Заявление Председателя Со вета Министров СССР о том, что нападение на Китай будет означать нападение на Советский Союз и что СССР вместе с Китаем сделает все (Продолжение на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz