Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 с ен тя бря 1963 г., М* 206 (2795) ДОБ РО П О Ж А Л О В А Т Ь В ШКОЛУ ! В о с п и т а е м а к т и в н ы х б о р ц о в з а д е л о Л е н и н а , з а к о м м у н и з м З н а н и я и у б еж д е н и я цю *. * - Нам вьгаала большая честь вос питывать поколение, на которое бу дет равняться все человечество. Все, что мы делаем сейчас, скажет ся и через многие годы. Какими войдут они в коммунизм, эти маль чики и девочки, с которыми мы встретимся завтра на уроке, зави сит от нас. И можно сказать, что завтра мы и приступаем к трудней шей, кропотливой работе. Надо пом нить, что учитель кладет первые камни в фундамент, от которого за висит прочность здания. «Умелое воспитание, — писал Макаренко, — это искусство своего рода. Это такое же искусство, как играть на скрипке или рояле, хо рошо писать книги и картины». Овладеть таким искусством нам по могает решения июньского Пленума. Новый учебный год выдвигает большие задачи. Предстоит большая перестройка в пионерской и комсо мольской работе, в деятельности родительских комитетов. Партийная организация и коллектив учителей нашей школы будет продолжать у к реплять связь школы с жизнью, улучшать трудовое воспитание и производственное обучение учащих ся, чтобы из стен школы выходили люди, знающие основы наук, имею щие трудовую закалку. Учитель стоит у истоков, у ко лыбели идейного становления чело века. И мы, учителя, которых Н. С. Хрущев назвал самыми близкими помощниками партии в воспитании н о ш р человека, не пожалеем сил, чтобы ка к можно успешнее выпол нить эту задачу. Мы строим коммунизм. Это не обычная стройка. Здесь нужны го рячие сердца, энтузиасты, твердо знающие, чего они хотят и что строят. Выполняя решения Плену ма, учителя должны уже сегодня готовить к творческому труду но- "ие. Чтобы успешно осу- у задачу, педагоги и и должны пересмотреть иие к труду, меня встреча с моим и» классом — седьмым ейский» он потому, что (рались ребята все бое- ■ичные. Представляю, ет разговоров, мнений, впечатлений и планов сяый руководитель я алась, чтобы класс жил полнокровной жизнью, гела ученического -кол - ределялись целями ком- юго воспитанияГ" В 1 У мои ребята переписы- 8 школами Германской гской Республики. Каж - своих немецких друзей встречали с огромным интересом, с увлечением отвечали им. Это не только воспитывало у них интерна ционализм, но и заставляло смот реть на жизнь шире. Составляя письма немецким пионерам, рас сказывая им о своих делах, они чувствовали себя представителями всей страны и оценивали свои по ступки, так сказать, в «междуна родном плане». Это воспитывает чувство гордости за свою Родину. А возьмите соревнование класса с коллективом коммунистического труда лаборатории резания металла Тракторного завода. Какую важную роль в воспитании оно сыграло! Работники лаборатории приняли свои социалистические обязательст ва и вывесили их у нас, в классе. А мои ребята, тогда еще шести классники, поместили свои обяза тельства на видном месте в цехе. С этого дня образцом и примером для них .стали старшие товарищи. Класс чувствовал ответственность за каждое свое дело перед рабочим коллективом. Надо сказать, что ученики были очень принципиальны. Если в классе случалось что-нибудь нехо рошее — «двойка» или нарушение дисциплины — немедленно в цехе появлялась наша классная «Колюч ка», которую выпускали обычно всем классом и в которой критиковали Г Известный разрыв обуче ния н воспитания—серьезный изъян, еще не преодоленный школой. Слить в единый поток обучение и ние — вот в чем задача. I провинившегося. (В школе «Колюч ку» они выпускали каждую неде лю). Весной вместе с коллективом лаборатории и родителями пионеры провели сбор «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою». На сборе выступили врач, лаборанты, представители ВОИР завода. Гово рили о том, ка к нужны знания представителям различных профес сий. Этот разговор мы решили про должать в этом учебном году: ре бята будут взрослей, значит, и серьезней отнесутся к оценке и выбору профессий. В этом году мне довелось побы вать в Венгерской Народной Рес публике. В Будапеште ежегодно проводятся курсы учителей иност ранных языков. Вот на такие кур сы заниматься с преподавателями русского языка пригласили в числе других советских учителей и меня. Там были также французы, англи чане, немцы. Мы много беседовали, обменивались мнениями. Сейчас я хочу подчеркнуть*, на ши зарубежные коллеги смотрят на советских учителей с большим интересом. Для них ведь и наша страна— совсем особая, и система образования — образцовая,^ и учи теля — необычные. За рубежом с уважением огносятся к работе ли пецких учителей, ведь слава о ли пецком опыте разнеслась далеко за пределами нашей страны. Нам-то здесь, дома, кажется, что мы ниче го из ряда вон выходящего не со вершили — просто думали, как лучше построить урок, старались учить детей так, чтобы они больше умели и знали. Но в глазах наших зарубежных коллег мы — перво открыватели, большие мастера. Они равняются на советского учителя, учатся у него. И вот, почувствовав себя в такой обстановке, в центре внимания (я, конечно, объясняю его не своими заслугами, а тем авторитетом ли пецких учителей, который завоеван трудом всех лучших педагогов обла сти), я почувствовала всю ответст венность, которая лежит на нас. Это чувство еще сильнее овладе ло мною, когда я была на июньском Пленуме ЦК КПСС и слушала, как там говорилось о воспитании под- В средней школе № 9 г. Липецка детям созданы все условия для учебы. К началу учебного года хорошо оборудованы физичес кий. химический и биологический кабинеты. Летом школа приобре ла много приборов и наглядных пособий. На снимке: учащиеся 10 класса Евгений Чесноков и Николай Отюцкий помогают учителю физики Н. Д . Зиборову подготовить физический кабинет к началу занятий. Фото Л . Черкашина. растающего поколения, о том, что самое важное, самое главное в ра боте советского учительства — это со всей партийной и государствен ной ответственностью решать основ ную задачу — воспитывать идейно убежденных людей, твердо стоящих на позициях ленинизма. Как много нужно еще нам сделать, чтобы лучше выполнить свой долг, чтобы идти в ногу со временем! Недавно я спросила одного школьника, понравился ли ему фильм: «Русское чудо». — Да, ничего. Но ведь об этом я уже знал. По исто рии изучали. Знал. . И знает все Факты, даты и оценки событий. А ведь нет, не почувствовал, какое же, действительно, это чудо — превращение старой, лапотной Рос сии, убогой и бес сильной, в поистине обильную и могучую страну покорителей космоса. Это — ка к упрек нам. пе дагогам, умеющим дать детям зна ния, но не всегда зажигающих их своими взглядами и убеждениями. Надо работать так, чтобы зна ния дете й стали их у беждениями— вот в чем главное сейчас, вот ка кой вывод сделала я из июньского Пленума ЦК КПСС. Мы должны не просто обучать детей, а воспиты вать их горячими патриотами, страстными борцами за народное дело, подлинными коммунистами. С этим выводом пойду я завтра на встречу со своими учениками, на этом буду строить всю свою работу преподавателя и воспитателя. К. МАМЗИНА, учительница школы № 31 г. Липецка. воспита- Это •— Галя Никонова из села Доброго. Она, как говорят,' завтра в первый раз пойдет в первый класс. Как и тысячи ее \ сверстников, девочка сегодня с нетерпением будет ждать наступле- ■ ния завтрашнего утра. ] В добрый путь, Галя! < Фото А. Гирева. ; Ш Ж С О Л Ъ П Ш Ж С * I И Д У Т ☆ ☆ з а к а л к а в и для Улица не улица — Сплошной цв етущий сад. Идет народ любуется На школьников-ребят. Сверкающими пряжками Всю улицу слепят. Как звезды под фуражками Глаза у них горят. Идут они уверенно По всей стране моей. Девчонки в белых фартуках, Как стая голубей. Задорно плещут галстуки, Алея на ветру. Сентябрь, привыкший хмуриться, Глядит на детвору Приветливо и ласково. — Шагай вперед отряд! Вся Родина любуется На школьников-^ебят. Алла ТУМАРОВСКАЯ. В самом центре села Каликино Ли пецкого рай о н а возвышается кра сивое двухэтажное здание. Это Ле нинская 11-летняя школа. Кипучей, полнокровной жизнью живет она. Прошло лишь четыре года, как школа из десятилетки бы ла преобразована в 11-летнюю с производственным обучением. Но за этот сравнительно небольшой срок произошли серьезные изменения. Улучшился учебно-воспитательный процесс, значительно укрепилась материальная база. Построены новые четыре классных комнаты, спортив ный зал и учебно-производственная мастерская. Специальные комнаты выделены под кабинеты химии, фи зики и машиноведения. Коллектив учителей хорошо по нимает, что труд — главный вос питатель, что надо правильно и все сторонне использовать производст венные занятия для того, чтобы при вить юношеству любовь к труду на общую пользу. В Ленинской 11-летней школе, начиная с пятого класса, ученики овладевают столярным и слесарным делом. Производственная мастерская хорошо оборудована. Под руковод ством опытных преподавателей по труду И. Б. Строкова и А. А. Сидя- кина ребята научились делать сто лы, табуретки, шкафы, тумбочки, вытачивают отдельные детали по чертежам. Настоящими мастерами стали Олег Плешивцев, Алексей Ни кифоров, Александр Прилепин, Вик тор Прилепин, Александр Найденов, Валентин Корнев и многие другие. На уроках машиноведения ребята изучали моторы трактора, автомоби ля, комбайна. Девочки знакомились с основами растениеводства, живот новодства, садоводства. Уроки тесно связываются с производственной Т Р У Д Е ? Т Р У Д А % 4 Завтра в шко лах страны про звенит первый звонок. Миллио ны советских ое- бят, отдохнувших и окрепших за лето, приступят к занятиям. В канун нового учебного года корреспондент ТАСС И. Козловский встретился с министром просвеще ния РСФСР Е. И. Афанасенко и по просил его ответить на ряд вопро сов. Вопрос: Каковы перспективы раз вития советской школы в наступаю щем году? Ответ: Предстоящий учебный год будет ПЯ 1 ЫМ годом работы по-ново му, после принятия Закона о шко ле. Большие задачи поставлены пе ред нами, работниками народного образования, июньским Пленумом Ц К КПСС. Прежде всего необходи мо преодолеть имеющийся еще из вестный отрыв обучения от воспита тельной работы, уделять больше внимания формированию коммуни стического мировоззрения у подра стающего поколения. Органы народ ного образования, вся педагогиче ская общественность должны стро ить процесс воспитания на основе глубокого идейно-политического со держания. На проходивших повсе местно в Российской Федерации августовских учительских совещани ях были широко обсуждены задачи органов народного образования в свете решений июньского Пленума Ц К КПСС. В 1963— 1964 учебном году будет продолжена работа по улучшению трудового воспитания и производ ственного обучения молодежи. Кол лективы промышленных предприя тий, колхозов и совхозов стали боль- Перед первым звонком Беседа с министром просвещения РСФСР Е. И. А ф а н а с е н к о * ше уделять внимания профессио нальной подготовке школьников. К началу учебного года на многих фабриках и заводах расширены и дополнительно созданы учебные це хи, пролеты, участки, где старше классники будут осваивать рабочие специальности. К сентябрю более 30 тысяч различных станков приобре тено школами только через глав- снабпрос министерства просвещения Российской Федерации.' Вопрос: Как подготовились шко лы республики к началу занятий? Будут ли какие-либо изменения в постановке учебного процесса по сравнению с предыдущими годами? Ответ: Подготовка к учебному го ду в основном прошла организо ванно. В сентябре в Российской Федерации сядут за парты более 22 миллионов школьников. Только в первые классы придет свыше 2,5 миллиона детей. Пополнится и ар мия педагогов. Около 73 тысяч мо лодых учителей и воспитателей с высшим и средним специальным об разованием начнут свою деятель ность на благородном поприще пе дагогического труда. В 1963— 1964 учебном году впер вые девятые классы всех типов школ приступят к работе по новым учебным планам и программам средней школы, а не по переходным, О т д о х н у л и х о р о ш о ! Надолго запомнится ребятам на шего детского дома нынешнее лето. Веселым, интересным оно было. Мы несколько раз ездили в Липецк, посмотрели здесь немало кинокар тин, одну из постановок Горьковско го театра комедии. Более 30 школьников участвова ли в походе по родному краю. Мар шрут был такой: Боринское — Гряз ное — Вербилово. Изучали растения поймы реки Воронеж, собирали гер барий для школьного биологического уголка. Семиклассница Нина Яков лева вела дневник погоды. Мне и Маше Сошниной доверили быть по варами. В Вербилове мы пробыли несколько дней, купались в реке, за горали. Многие воспитанники ездили в Одессу. Они познакомились с досто примечательными местами города- героя, побывали на местах сражения с фашистами, в музеях и театрах. Большим и радостным событием явилась для нас эстафета пионер ских дел. Мы красочно оформили большой альбом, в котором подробно рассказывается о наших достижени ях в учебе и работе, и доставили его задонским пионерам. Но мы не только отдыхали. На подсобном хозяйстве выращивали овощи, картофель, кукурузу. Сейчас идет уборка, и мы очень гордимся, что наш труд принес такие хорошие результаты. Урожай всех культур отменный. Хорошо отдохнули мы за лето, и теперь с новыми силами — за книги, за учебники! Валя КУВИЗЕНКОВА, воспитанница Боринского детского дома. Завтра в свет лые. просторные классы войдут малыши и мои сверстники. У них начинается школьная пора, а для нас. одиннад^ цатиклассников, это — последний год в средней школе. Прошлый учебный год оставил добрый след. Мы не только стара тельно учились, но и еще крепче полюбили труд, родную землю. Сре ди нас нет белоручек. В нашей школе организована ученическая бригада. В нее входят 18 девочек из 10-го класса. Все они очень прилежные, активные. Школа имеет учебно-опытный участок, где выращиваются плодо вые саженцы, картофель, сахарная С р е д и н а с н е т б е л о р у ч е к свекла, огурцы, помидоры, морковь. В прошлом году был получен хоро ший урожай. Около четырех тысяч рублей выручила школа от прода жи овощей. Нынешнее лето оказалось очень сухим. Но школьным посевам жа ра была не страшна. Многое сде лала ученическая бригада, чтобы сберечь буквально каждое растень ице. А сколько было тревожных дней! Помнится, в середине июня прибе жала из сада звеньевая Галя Из- малкова. — Ой, девочки, на питомнике появилась тля! — с трудом пере водя дух, сообщала она. Зеленая яблоневая тля — бич плодовых растений. Вначале мы растерялись. Что делать? Но на помощь пришел преподаватель ос нов производства, агроном Е. Ф. Чечелева. — Надо обработать листочки мыльным раствором, — посоветова ла Екатерина Федоровна. Девочки принялись за работу. Шесть раз промывали они листья плодовых са женцев. И помогло. Радуют глаз молодые яблоньки и груши. На будущий год проведем окулировку. На уходе за посевами отличились многие: Мария и Лидия Поповы, Валентина Дмитриева, Нина Маслен никова, Валентина ■ Мерецкова и другие. Школа готовит нас к трудовой жизни, ка к заботливая и трудолюби вая мать. Мы не останемся в долгу перед Родиной! Лидия САПЕЛКИНА, бригадир ученической бригады Измалковской 11-летней школы Елецкого района. как это было в течение последних лет после принятия Закона о школе. Так, например, теперь учащиеся де вятых классов вместо основ дарви низма будут изучать новый расши ренный курс общей биологии. Нель зя не отметить такого факта: к на чалу занятий школы страны полу чили новые или коренным образом переработанные учебники 30 наиме нований. Из них 11 предназначены для девятых классов. Вопрос: Что сделано для улучше ния вечернего и заочного образова ния? Ответ: В этом году в школах ра бочей и сельской молодежи присту пит к занятиям 2100 тысяч учащих ся — примерно на 100 тысяч боль ше по сравнению с прошлым годом. Значительно будет расширена про веренная на практике форма уско ренного обучения работающей мо лодежи. Теперь молодым производ ственникам представится возмож ность завершить четырехлетнюю Опустел лагерь. Смолкли в лесу веселые детские голоса. Ребята разъехались по домам. Хорошие воспоминания о летнем отдыхе останутся у них в памяти. Любители походов, ноче вок у костров еще долго будут рассказывать своим друзьям экскурсии в Графский заповедник, юные спортсмены — о состязани ях на беговых дорожках и спор тивных площадках. У старшеклассников было боль ше забот. Они по несколько ча сов в день трудились в при школьном учебном хозяйстве на опытном участке. И вот кончилось лето. Завтра в школу. Накануне воспитанники Усманской школы-интерната при шли в свой общий дом. В нем многое изменилось за лето. В библиотеке появилось много но вых интересных книг, в кабинетах и лабораториях — макеты, при боры. Заведующей библиотекой Та тьяне Тихоновне Поймановой трудно самой привести в порядок все свое хозяйство. Ведь книж ный фонд только за одно лето пополнился книгами почти на 1.000 рублей. Ей на помощь при шли юные книголюбы Галя Зло бина и Галя Кузнецова (на сним ке внизу). Нынче в школу-интернат при дет пополнение — 35 первоклас сников. Вот комнаты, в которых они будут жить. Чистые постели, новые стулья и тумбочки. А в гардеробной разложены стара тельно отутюженные костюмчики. Дети ждут — не дождутся на чала занятий. Дверь школы не успевает закрываться. Но они приходят сюда не как гости, а как хозяева. Валя Инякина любит цветы. Заглянула она в комнату, куда их снесли на время кани кул, и ахнула: сколько пыли осело на листьях. Тут же в ее руках появилось ведро с водой. Кружка живительной влаги, и на листьях засверкали капельки ро сы (снимок вверху). Самые любознательные, издав на полюбившие технику, тоже программу 5 — 8-х классов всего за 2,5—3 года. Вводится уско ренное обучение и за курс 3—4-х классов, который сокращен до одного года. Изменены сроки приема в вечер ние школы рабочей и сельской мо лодежи. Набор в них проводится теперь два раза в год: для школ городских — 1 сентября и 1 янва ря, для сельских школ — 1 октяб ря и 10 января. В предстоящем учебном году уча щиеся без отрыва от производства будут заниматься иностранными языками по впервые изданным для них учебникам для взрослых. Та кие же учебники выпущены в свет и по русскому языку, математике и другим предметам. Большие задачи в предстоящем учебном году предстоит решить ра ботникам народного образования в деле выполнения всеобуча, сказал в заключение Е. И. Афанасенко. Глав ное — это не допускать отсева и второгодничества. Сейчас уже в 800 городах и районах Российской Фе дерации все дети школьного возра ста учатся. Это является ярким до казательством того, что опыт луч ших педагогов, подлинных масте ров своего дела находит у нас все большее распространение. (ТАСС). практикой, которг учебно-опытном у школьном саду, в хозтехники», на колхоза имени Кг Для руков одси приглашает опьп Так, в прошлом тикой руководил знающие свое Л . С. Покидов Трунова. Сами ь профессию, они любовь и ребят. Интересно т я наш ла л; , молочнотоварной ферме колхоза имени Калинина. Здесь девушки ос ваивали профессию доярки. Им по могали старейшие доярки колхоза 0. С. Кузнецова, 0 . П. Никифорова. Они охотно передавали «секреты» своей профессии. И если раньше кое-кто из роди телей сомневался, что школа может дать их детям рабочую профессию, то теперь эти сомнения рассеялись. Даже 1 0— 12-летние мальчишки уже сейчас видят себя за рычагами трактора, за штурвалами комбайна, за баранкой автомобиля. А у стар шеклассников эта мечта уже осу ществляется. Многие учащиеся 10— 11 классов нынешним летом работали прицеп щиками, подменяли трактористов. Хорошо потрудились, например, Виктор Поздняков, Александр Скри- жалин. Они заработали за лето по 150 трудодней. Не отстают от ребят и девушки. Так, десятиклассницы Тамара Мали кова, Тамара Веселовская, Валенти на Стерьггина, Валентина Корнева за лето освоили профессию доярки. Их подруга Нина Варакина, Вален тина Трунова, Лидия Покидова хоро шо потрудились на обработке сахар ной свеклы. В этом году в школе произошло знаменательное событие: состоялся первый выпуск из 11-го класса. Все выпускники успешно выдержали экзамены. Государственная комиссия высоко оценила их знания. Воспитывать детей в труде и для труда — такая задача поставлена перед учительством родной Комму нистической партией и Советским правительством. И с этой задачей коллектив Ленинской 11-летней школы справляется неплохо. Все больше выпускников работают в родном селе. Лучшими доярками в колхозе имени Калинина являются выпускницы школы Валентина Мо- накова, Мария Кузнецова, высо кие урожаи свеклы выращивают звенья Шуры Овчинниковой, Нины Востриковой, Анны Прилепиной. Всех, кто трудится в колхозе после школы, трудно перечислить. Их можно встретить на любом участке колхозного производства. Воспитатели не жалеют своих сил, чтобы вырастить хорошую трудо вую смену. В. ГОВОРУХИН, нештатный корр. «Ленинского знамени». л е н ь к и е х о з я е в а много сделали для своей школы. На уроках физики преподаватели смогут продемонстрировать раз личные виды радиоприемников. Их смастерили члены радиокруж ка. Они даже сделали радиолу и оборудовали школьный радио узел. Завтра, в первый день заня тий, по нему будут объявляться распорядок дня, расписание уро ков, школьные новости. Их же руками отремонтированы репро дукторы в комнатах отдыха. Хорошие макеты местности сделаны в помощь преподавате лям географии, а для занятий по физике изготовлено много изме рительной аппаратуры. Воспитанники школы-интерната за лето не только отдохнули, но и сделали много полезных дел. Когда начнутся занятия, они су меют доказать, что и в учебе бу дут старательными и настойчи выми. Текст А. Афанасьева. Фото Л . Черкашина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz