Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 с ен тя бря 1963 г., М* 206 (2795) ДОБ РО П О Ж А Л О В А Т Ь В ШКОЛУ ! В о с п и т а е м а к т и в н ы х б о р ц о в з а д е л о Л е н и н а , з а к о м м у н и з м З н а н и я и у б еж д е н и я цю *. * - Нам вьгаала большая честь вос­ питывать поколение, на которое бу­ дет равняться все человечество. Все, что мы делаем сейчас, скажет­ ся и через многие годы. Какими войдут они в коммунизм, эти маль­ чики и девочки, с которыми мы встретимся завтра на уроке, зави­ сит от нас. И можно сказать, что завтра мы и приступаем к трудней­ шей, кропотливой работе. Надо пом­ нить, что учитель кладет первые камни в фундамент, от которого за­ висит прочность здания. «Умелое воспитание, — писал Макаренко, — это искусство своего рода. Это такое же искусство, как играть на скрипке или рояле, хо­ рошо писать книги и картины». Овладеть таким искусством нам по­ могает решения июньского Пленума. Новый учебный год выдвигает большие задачи. Предстоит большая перестройка в пионерской и комсо­ мольской работе, в деятельности родительских комитетов. Партийная организация и коллектив учителей нашей школы будет продолжать у к ­ реплять связь школы с жизнью, улучшать трудовое воспитание и производственное обучение учащих­ ся, чтобы из стен школы выходили люди, знающие основы наук, имею­ щие трудовую закалку. Учитель стоит у истоков, у ко­ лыбели идейного становления чело­ века. И мы, учителя, которых Н. С. Хрущев назвал самыми близкими помощниками партии в воспитании н о ш р человека, не пожалеем сил, чтобы ка к можно успешнее выпол­ нить эту задачу. Мы строим коммунизм. Это не обычная стройка. Здесь нужны го­ рячие сердца, энтузиасты, твердо знающие, чего они хотят и что строят. Выполняя решения Плену­ ма, учителя должны уже сегодня готовить к творческому труду но- "ие. Чтобы успешно осу- у задачу, педагоги и и должны пересмотреть иие к труду, меня встреча с моим и» классом — седьмым ейский» он потому, что (рались ребята все бое- ■ичные. Представляю, ет разговоров, мнений, впечатлений и планов сяый руководитель я алась, чтобы класс жил полнокровной жизнью, гела ученического -кол - ределялись целями ком- юго воспитанияГ" В 1 У мои ребята переписы- 8 школами Германской гской Республики. Каж - своих немецких друзей встречали с огромным интересом, с увлечением отвечали им. Это не только воспитывало у них интерна­ ционализм, но и заставляло смот­ реть на жизнь шире. Составляя письма немецким пионерам, рас­ сказывая им о своих делах, они чувствовали себя представителями всей страны и оценивали свои по­ ступки, так сказать, в «междуна­ родном плане». Это воспитывает чувство гордости за свою Родину. А возьмите соревнование класса с коллективом коммунистического труда лаборатории резания металла Тракторного завода. Какую важную роль в воспитании оно сыграло! Работники лаборатории приняли свои социалистические обязательст­ ва и вывесили их у нас, в классе. А мои ребята, тогда еще шести­ классники, поместили свои обяза­ тельства на видном месте в цехе. С этого дня образцом и примером для них .стали старшие товарищи. Класс чувствовал ответственность за каждое свое дело перед рабочим коллективом. Надо сказать, что ученики были очень принципиальны. Если в классе случалось что-нибудь нехо­ рошее — «двойка» или нарушение дисциплины — немедленно в цехе появлялась наша классная «Колюч­ ка», которую выпускали обычно всем классом и в которой критиковали Г Известный разрыв обуче­ ния н воспитания—серьезный изъян, еще не преодоленный школой. Слить в единый поток обучение и ние — вот в чем задача. I провинившегося. (В школе «Колюч­ ку» они выпускали каждую неде­ лю). Весной вместе с коллективом лаборатории и родителями пионеры провели сбор «Знания нужны в жизни, как винтовка в бою». На сборе выступили врач, лаборанты, представители ВОИР завода. Гово­ рили о том, ка к нужны знания представителям различных профес­ сий. Этот разговор мы решили про­ должать в этом учебном году: ре­ бята будут взрослей, значит, и серьезней отнесутся к оценке и выбору профессий. В этом году мне довелось побы­ вать в Венгерской Народной Рес­ публике. В Будапеште ежегодно проводятся курсы учителей иност­ ранных языков. Вот на такие кур­ сы заниматься с преподавателями русского языка пригласили в числе других советских учителей и меня. Там были также французы, англи­ чане, немцы. Мы много беседовали, обменивались мнениями. Сейчас я хочу подчеркнуть*, на­ ши зарубежные коллеги смотрят на советских учителей с большим интересом. Для них ведь и наша страна— совсем особая, и система образования — образцовая,^ и учи­ теля — необычные. За рубежом с уважением огносятся к работе ли­ пецких учителей, ведь слава о ли­ пецком опыте разнеслась далеко за пределами нашей страны. Нам-то здесь, дома, кажется, что мы ниче­ го из ряда вон выходящего не со­ вершили — просто думали, как лучше построить урок, старались учить детей так, чтобы они больше умели и знали. Но в глазах наших зарубежных коллег мы — перво­ открыватели, большие мастера. Они равняются на советского учителя, учатся у него. И вот, почувствовав себя в такой обстановке, в центре внимания (я, конечно, объясняю его не своими заслугами, а тем авторитетом ли­ пецких учителей, который завоеван трудом всех лучших педагогов обла­ сти), я почувствовала всю ответст­ венность, которая лежит на нас. Это чувство еще сильнее овладе­ ло мною, когда я была на июньском Пленуме ЦК КПСС и слушала, как там говорилось о воспитании под- В средней школе № 9 г. Липецка детям созданы все условия для учебы. К началу учебного года хорошо оборудованы физичес­ кий. химический и биологический кабинеты. Летом школа приобре­ ла много приборов и наглядных пособий. На снимке: учащиеся 10 класса Евгений Чесноков и Николай Отюцкий помогают учителю физики Н. Д . Зиборову подготовить физический кабинет к началу занятий. Фото Л . Черкашина. растающего поколения, о том, что самое важное, самое главное в ра­ боте советского учительства — это со всей партийной и государствен­ ной ответственностью решать основ­ ную задачу — воспитывать идейно убежденных людей, твердо стоящих на позициях ленинизма. Как много нужно еще нам сделать, чтобы лучше выполнить свой долг, чтобы идти в ногу со временем! Недавно я спросила одного школьника, понравился ли ему фильм: «Русское чудо». — Да, ничего. Но ведь об этом я уже знал. По исто­ рии изучали. Знал. . И знает все Факты, даты и оценки событий. А ведь нет, не почувствовал, какое же, действительно, это чудо — превращение старой, лапотной Рос­ сии, убогой и бес­ сильной, в поистине обильную и могучую страну покорителей космоса. Это — ка к упрек нам. пе­ дагогам, умеющим дать детям зна­ ния, но не всегда зажигающих их своими взглядами и убеждениями. Надо работать так, чтобы зна­ ния дете й стали их у беждениями— вот в чем главное сейчас, вот ка­ кой вывод сделала я из июньского Пленума ЦК КПСС. Мы должны не просто обучать детей, а воспиты­ вать их горячими патриотами, страстными борцами за народное дело, подлинными коммунистами. С этим выводом пойду я завтра на встречу со своими учениками, на этом буду строить всю свою работу преподавателя и воспитателя. К. МАМЗИНА, учительница школы № 31 г. Липецка. воспита- Это •— Галя Никонова из села Доброго. Она, как говорят,' завтра в первый раз пойдет в первый класс. Как и тысячи ее \ сверстников, девочка сегодня с нетерпением будет ждать наступле- ■ ния завтрашнего утра. ] В добрый путь, Галя! < Фото А. Гирева. ; Ш Ж С О Л Ъ П Ш Ж С * I И Д У Т ☆ ☆ з а к а л к а в и для Улица не улица — Сплошной цв етущий сад. Идет народ любуется На школьников-ребят. Сверкающими пряжками Всю улицу слепят. Как звезды под фуражками Глаза у них горят. Идут они уверенно По всей стране моей. Девчонки в белых фартуках, Как стая голубей. Задорно плещут галстуки, Алея на ветру. Сентябрь, привыкший хмуриться, Глядит на детвору Приветливо и ласково. — Шагай вперед отряд! Вся Родина любуется На школьников-^ебят. Алла ТУМАРОВСКАЯ. В самом центре села Каликино Ли­ пецкого рай о н а возвышается кра­ сивое двухэтажное здание. Это Ле­ нинская 11-летняя школа. Кипучей, полнокровной жизнью живет она. Прошло лишь четыре года, как школа из десятилетки бы­ ла преобразована в 11-летнюю с производственным обучением. Но за этот сравнительно небольшой срок произошли серьезные изменения. Улучшился учебно-воспитательный процесс, значительно укрепилась материальная база. Построены новые четыре классных комнаты, спортив­ ный зал и учебно-производственная мастерская. Специальные комнаты выделены под кабинеты химии, фи­ зики и машиноведения. Коллектив учителей хорошо по­ нимает, что труд — главный вос­ питатель, что надо правильно и все­ сторонне использовать производст­ венные занятия для того, чтобы при­ вить юношеству любовь к труду на общую пользу. В Ленинской 11-летней школе, начиная с пятого класса, ученики овладевают столярным и слесарным делом. Производственная мастерская хорошо оборудована. Под руковод­ ством опытных преподавателей по труду И. Б. Строкова и А. А. Сидя- кина ребята научились делать сто­ лы, табуретки, шкафы, тумбочки, вытачивают отдельные детали по чертежам. Настоящими мастерами стали Олег Плешивцев, Алексей Ни­ кифоров, Александр Прилепин, Вик­ тор Прилепин, Александр Найденов, Валентин Корнев и многие другие. На уроках машиноведения ребята изучали моторы трактора, автомоби­ ля, комбайна. Девочки знакомились с основами растениеводства, живот­ новодства, садоводства. Уроки тесно связываются с производственной Т Р У Д Е ? Т Р У Д А % 4 Завтра в шко­ лах страны про­ звенит первый звонок. Миллио­ ны советских ое- бят, отдохнувших и окрепших за лето, приступят к занятиям. В канун нового учебного года корреспондент ТАСС И. Козловский встретился с министром просвеще­ ния РСФСР Е. И. Афанасенко и по­ просил его ответить на ряд вопро­ сов. Вопрос: Каковы перспективы раз­ вития советской школы в наступаю­ щем году? Ответ: Предстоящий учебный год будет ПЯ 1 ЫМ годом работы по-ново­ му, после принятия Закона о шко­ ле. Большие задачи поставлены пе­ ред нами, работниками народного образования, июньским Пленумом Ц К КПСС. Прежде всего необходи­ мо преодолеть имеющийся еще из­ вестный отрыв обучения от воспита­ тельной работы, уделять больше внимания формированию коммуни­ стического мировоззрения у подра­ стающего поколения. Органы народ­ ного образования, вся педагогиче­ ская общественность должны стро­ ить процесс воспитания на основе глубокого идейно-политического со­ держания. На проходивших повсе­ местно в Российской Федерации августовских учительских совещани­ ях были широко обсуждены задачи органов народного образования в свете решений июньского Пленума Ц К КПСС. В 1963— 1964 учебном году будет продолжена работа по улучшению трудового воспитания и производ­ ственного обучения молодежи. Кол­ лективы промышленных предприя­ тий, колхозов и совхозов стали боль- Перед первым звонком Беседа с министром просвещения РСФСР Е. И. А ф а н а с е н к о * ше уделять внимания профессио­ нальной подготовке школьников. К началу учебного года на многих фабриках и заводах расширены и дополнительно созданы учебные це­ хи, пролеты, участки, где старше­ классники будут осваивать рабочие специальности. К сентябрю более 30 тысяч различных станков приобре­ тено школами только через глав- снабпрос министерства просвещения Российской Федерации.' Вопрос: Как подготовились шко­ лы республики к началу занятий? Будут ли какие-либо изменения в постановке учебного процесса по сравнению с предыдущими годами? Ответ: Подготовка к учебному го­ ду в основном прошла организо­ ванно. В сентябре в Российской Федерации сядут за парты более 22 миллионов школьников. Только в первые классы придет свыше 2,5 миллиона детей. Пополнится и ар­ мия педагогов. Около 73 тысяч мо­ лодых учителей и воспитателей с высшим и средним специальным об­ разованием начнут свою деятель­ ность на благородном поприще пе­ дагогического труда. В 1963— 1964 учебном году впер­ вые девятые классы всех типов школ приступят к работе по новым учебным планам и программам средней школы, а не по переходным, О т д о х н у л и х о р о ш о ! Надолго запомнится ребятам на­ шего детского дома нынешнее лето. Веселым, интересным оно было. Мы несколько раз ездили в Липецк, посмотрели здесь немало кинокар­ тин, одну из постановок Горьковско­ го театра комедии. Более 30 школьников участвова­ ли в походе по родному краю. Мар­ шрут был такой: Боринское — Гряз­ ное — Вербилово. Изучали растения поймы реки Воронеж, собирали гер­ барий для школьного биологического уголка. Семиклассница Нина Яков­ лева вела дневник погоды. Мне и Маше Сошниной доверили быть по­ варами. В Вербилове мы пробыли несколько дней, купались в реке, за­ горали. Многие воспитанники ездили в Одессу. Они познакомились с досто­ примечательными местами города- героя, побывали на местах сражения с фашистами, в музеях и театрах. Большим и радостным событием явилась для нас эстафета пионер­ ских дел. Мы красочно оформили большой альбом, в котором подробно рассказывается о наших достижени­ ях в учебе и работе, и доставили его задонским пионерам. Но мы не только отдыхали. На подсобном хозяйстве выращивали овощи, картофель, кукурузу. Сейчас идет уборка, и мы очень гордимся, что наш труд принес такие хорошие результаты. Урожай всех культур отменный. Хорошо отдохнули мы за лето, и теперь с новыми силами — за книги, за учебники! Валя КУВИЗЕНКОВА, воспитанница Боринского детского дома. Завтра в свет­ лые. просторные классы войдут малыши и мои сверстники. У них начинается школьная пора, а для нас. одиннад^ цатиклассников, это — последний год в средней школе. Прошлый учебный год оставил добрый след. Мы не только стара­ тельно учились, но и еще крепче полюбили труд, родную землю. Сре­ ди нас нет белоручек. В нашей школе организована ученическая бригада. В нее входят 18 девочек из 10-го класса. Все они очень прилежные, активные. Школа имеет учебно-опытный участок, где выращиваются плодо­ вые саженцы, картофель, сахарная С р е д и н а с н е т б е л о р у ч е к свекла, огурцы, помидоры, морковь. В прошлом году был получен хоро­ ший урожай. Около четырех тысяч рублей выручила школа от прода­ жи овощей. Нынешнее лето оказалось очень сухим. Но школьным посевам жа­ ра была не страшна. Многое сде­ лала ученическая бригада, чтобы сберечь буквально каждое растень­ ице. А сколько было тревожных дней! Помнится, в середине июня прибе­ жала из сада звеньевая Галя Из- малкова. — Ой, девочки, на питомнике появилась тля! — с трудом пере­ водя дух, сообщала она. Зеленая яблоневая тля — бич плодовых растений. Вначале мы растерялись. Что делать? Но на помощь пришел преподаватель ос­ нов производства, агроном Е. Ф. Чечелева. — Надо обработать листочки мыльным раствором, — посоветова­ ла Екатерина Федоровна. Девочки принялись за работу. Шесть раз промывали они листья плодовых са­ женцев. И помогло. Радуют глаз молодые яблоньки и груши. На будущий год проведем окулировку. На уходе за посевами отличились многие: Мария и Лидия Поповы, Валентина Дмитриева, Нина Маслен­ никова, Валентина ■ Мерецкова и другие. Школа готовит нас к трудовой жизни, ка к заботливая и трудолюби­ вая мать. Мы не останемся в долгу перед Родиной! Лидия САПЕЛКИНА, бригадир ученической бригады Измалковской 11-летней школы Елецкого района. как это было в течение последних лет после принятия Закона о школе. Так, например, теперь учащиеся де­ вятых классов вместо основ дарви­ низма будут изучать новый расши­ ренный курс общей биологии. Нель­ зя не отметить такого факта: к на­ чалу занятий школы страны полу­ чили новые или коренным образом переработанные учебники 30 наиме­ нований. Из них 11 предназначены для девятых классов. Вопрос: Что сделано для улучше­ ния вечернего и заочного образова­ ния? Ответ: В этом году в школах ра­ бочей и сельской молодежи присту­ пит к занятиям 2100 тысяч учащих­ ся — примерно на 100 тысяч боль­ ше по сравнению с прошлым годом. Значительно будет расширена про­ веренная на практике форма уско­ ренного обучения работающей мо­ лодежи. Теперь молодым производ­ ственникам представится возмож­ ность завершить четырехлетнюю Опустел лагерь. Смолкли в лесу веселые детские голоса. Ребята разъехались по домам. Хорошие воспоминания о летнем отдыхе останутся у них в памяти. Любители походов, ноче­ вок у костров еще долго будут рассказывать своим друзьям экскурсии в Графский заповедник, юные спортсмены — о состязани­ ях на беговых дорожках и спор­ тивных площадках. У старшеклассников было боль­ ше забот. Они по несколько ча­ сов в день трудились в при­ школьном учебном хозяйстве на опытном участке. И вот кончилось лето. Завтра в школу. Накануне воспитанники Усманской школы-интерната при­ шли в свой общий дом. В нем многое изменилось за лето. В библиотеке появилось много но­ вых интересных книг, в кабинетах и лабораториях — макеты, при­ боры. Заведующей библиотекой Та­ тьяне Тихоновне Поймановой трудно самой привести в порядок все свое хозяйство. Ведь книж­ ный фонд только за одно лето пополнился книгами почти на 1.000 рублей. Ей на помощь при­ шли юные книголюбы Галя Зло­ бина и Галя Кузнецова (на сним­ ке внизу). Нынче в школу-интернат при­ дет пополнение — 35 первоклас­ сников. Вот комнаты, в которых они будут жить. Чистые постели, новые стулья и тумбочки. А в гардеробной разложены стара­ тельно отутюженные костюмчики. Дети ждут — не дождутся на­ чала занятий. Дверь школы не успевает закрываться. Но они приходят сюда не как гости, а как хозяева. Валя Инякина любит цветы. Заглянула она в комнату, куда их снесли на время кани­ кул, и ахнула: сколько пыли осело на листьях. Тут же в ее руках появилось ведро с водой. Кружка живительной влаги, и на листьях засверкали капельки ро­ сы (снимок вверху). Самые любознательные, издав­ на полюбившие технику, тоже программу 5 — 8-х классов всего за 2,5—3 года. Вводится уско­ ренное обучение и за курс 3—4-х классов, который сокращен до одного года. Изменены сроки приема в вечер­ ние школы рабочей и сельской мо­ лодежи. Набор в них проводится теперь два раза в год: для школ городских — 1 сентября и 1 янва­ ря, для сельских школ — 1 октяб­ ря и 10 января. В предстоящем учебном году уча­ щиеся без отрыва от производства будут заниматься иностранными языками по впервые изданным для них учебникам для взрослых. Та­ кие же учебники выпущены в свет и по русскому языку, математике и другим предметам. Большие задачи в предстоящем учебном году предстоит решить ра­ ботникам народного образования в деле выполнения всеобуча, сказал в заключение Е. И. Афанасенко. Глав­ ное — это не допускать отсева и второгодничества. Сейчас уже в 800 городах и районах Российской Фе­ дерации все дети школьного возра­ ста учатся. Это является ярким до­ казательством того, что опыт луч­ ших педагогов, подлинных масте­ ров своего дела находит у нас все большее распространение. (ТАСС). практикой, которг учебно-опытном у школьном саду, в хозтехники», на колхоза имени Кг Для руков одси приглашает опьп Так, в прошлом тикой руководил знающие свое Л . С. Покидов Трунова. Сами ь профессию, они любовь и ребят. Интересно т я наш ла л; , молочнотоварной ферме колхоза имени Калинина. Здесь девушки ос­ ваивали профессию доярки. Им по­ могали старейшие доярки колхоза 0. С. Кузнецова, 0 . П. Никифорова. Они охотно передавали «секреты» своей профессии. И если раньше кое-кто из роди­ телей сомневался, что школа может дать их детям рабочую профессию, то теперь эти сомнения рассеялись. Даже 1 0— 12-летние мальчишки уже сейчас видят себя за рычагами трактора, за штурвалами комбайна, за баранкой автомобиля. А у стар­ шеклассников эта мечта уже осу­ ществляется. Многие учащиеся 10— 11 классов нынешним летом работали прицеп­ щиками, подменяли трактористов. Хорошо потрудились, например, Виктор Поздняков, Александр Скри- жалин. Они заработали за лето по 150 трудодней. Не отстают от ребят и девушки. Так, десятиклассницы Тамара Мали­ кова, Тамара Веселовская, Валенти­ на Стерьггина, Валентина Корнева за лето освоили профессию доярки. Их подруга Нина Варакина, Вален­ тина Трунова, Лидия Покидова хоро­ шо потрудились на обработке сахар­ ной свеклы. В этом году в школе произошло знаменательное событие: состоялся первый выпуск из 11-го класса. Все выпускники успешно выдержали экзамены. Государственная комиссия высоко оценила их знания. Воспитывать детей в труде и для труда — такая задача поставлена перед учительством родной Комму­ нистической партией и Советским правительством. И с этой задачей коллектив Ленинской 11-летней школы справляется неплохо. Все больше выпускников работают в родном селе. Лучшими доярками в колхозе имени Калинина являются выпускницы школы Валентина Мо- накова, Мария Кузнецова, высо­ кие урожаи свеклы выращивают звенья Шуры Овчинниковой, Нины Востриковой, Анны Прилепиной. Всех, кто трудится в колхозе после школы, трудно перечислить. Их можно встретить на любом участке колхозного производства. Воспитатели не жалеют своих сил, чтобы вырастить хорошую трудо­ вую смену. В. ГОВОРУХИН, нештатный корр. «Ленинского знамени». л е н ь к и е х о з я е в а много сделали для своей школы. На уроках физики преподаватели смогут продемонстрировать раз­ личные виды радиоприемников. Их смастерили члены радиокруж­ ка. Они даже сделали радиолу и оборудовали школьный радио­ узел. Завтра, в первый день заня­ тий, по нему будут объявляться распорядок дня, расписание уро­ ков, школьные новости. Их же руками отремонтированы репро­ дукторы в комнатах отдыха. Хорошие макеты местности сделаны в помощь преподавате­ лям географии, а для занятий по физике изготовлено много изме­ рительной аппаратуры. Воспитанники школы-интерната за лето не только отдохнули, но и сделали много полезных дел. Когда начнутся занятия, они су­ меют доказать, что и в учебе бу­ дут старательными и настойчи­ выми. Текст А. Афанасьева. Фото Л . Черкашина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz