Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

38 августа 1963 г., 194 (27 83 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Ч то б к штыку приравняли перо... Июньский Пле­ нум ЦК КПСС, как и предшест­ вовавшие ему встречи руково­ дителей партии и правительства с деятелями литера- ителях домны, о был Л ИДИЯ ДУБИНА Новые с т и х и Ж туры и искусства, поистине вдохновляющим. Он определил не только генеральные направления идеологической работы, но и рабо­ ту буквально каждого художника. Несомненно, художественное твор­ чество будет развиваться теперь еще целеустремленнее по пути со­ циалистического реализма, новатор­ ского искусства коммунизма. Не раз приходилось мне наблю­ дать, как читатель знакомится со свежим номером газеты. Эта встре­ ча всегда ему что-то обещает. В шелесте газетных страниц, еще пах­ нущих типографской краской, чувст­ вуется как будто дыхание страны, слышится ее пульс. И всегда меня радует, когда читатель, просмотрев последние сообщения, оперативные материалы, углубляется в чтение рассказа или стихотворений. В нашей печати художественное слово — не сладкая приправа к Остальным материалам. Стихи и рассказы, содержащие настоящий идейно-художественный заряд, так же необходимы, как передовая или публицистическая статья, как кор­ респонденция со стройки или поле­ вого стана. С первых дней рождения комму­ нистической печати слово писателя нашло почетноеместо на ее страни­ цах. Наш земляк Леонид Радин в мае 1914 года опубликовал в газете «Путь правды» (под таким наимено­ ванием выходила тогда больше­ вистская «Правда») стихотворе­ ние «Смело, товарищи, в но­ гу», которое сегодня знает весь мир. С газетных страниц шли в на­ род рассказы и очерки Максима Горького, огненные стихи Владими­ ра Маяковского, многие произведе­ ния их'соратников по перу. «Сегодняшний лозунг поэта, ■— писал Маяковский, — это не прос­ тое вхождение в газету. Сегодня быть поэтом-газетчиком — значит подчинить всю свою литератур­ ную деятельность публицистиче­ ским, пропагандистским, активным задачам строящегося коммунизма». Этот завет великого поэта свято выполняют советские литераторы. Совсем недавно по заданию «Прав­ ды» на перекрытие Енисея выез­ жала большая писательская брига­ да —К. Симонов, А. Безыменский, Р. Рождественский, Б. Полевой и другие. Они показали хороший при­ мер активного вмешательства писа­ теля в жизнь. Можно вспомнить и примеры из местной жизни, когда литераторы Липецкой области го­ товили страницы и подборки о стро-, С т и х и в г и а хлеборобах, са­ доводах и меха­ низаторах. Передо мною комплект газеты «Путь Октября» (Лебедянское кол­ хозно-совхозное управление). Сти­ хи Ю. Щербинина, А. Мачнева, Н. Пылькина, А. Овчинникова, рас- каз Н. Волынчикова, опубликован­ ные на ее страницах, обращают на себя внимание. Главное — они за­ поминаются. В редакции с начинаю­ щими литераторами ведется посто­ янна^ и серьезная работа. Система­ тически проводятся занятия литера­ турной группы. Были занятия и по теории лите­ ратуры, обсуждались стихи многих авторов. Результаты не замедлили сказаться. Подборки «Творчество наших читателей» и литературные страницы, опубликованные в газете «Путь Октября», сделаны на хоро­ шем идейно-художественном уров­ не. Заслуживает похвалы рассказ Николая Волынчикова «Еремеич». Автор убедительно показал нелег­ кую, но завидную судьбу простого, душевно щедрого человека. Рассказ написан живым разговорным язы­ ком. Одно вызывает возражение — сравнительно небольшое произведе­ ние растянуто на три номера. Рас­ членение привело к тому, что, на­ чав рассказ, читатель лишь через неделю получил его окончание. В газете публикуется мяого сти­ хов. Их авторы— рабочие, учите­ ля, студенты, служащие, колхозни­ ки. Порой им не хватает мастер­ ства, но чувствуется упорное стрем­ ление рассказать читателю о том, что перевито, что близко, что вол­ нует. Чувством гордости за свой кол­ лектив, за свое предприятие про­ никнуты стихи наладчика Лебедян­ ского завода ветеринарного обору­ дования Б. Волынчикова. Заслуживают одобрения стихи Ю. Щербинина «В степи над До­ ном» и «Ночь перед тревогой». Очень тепло описал чувства матери, проводившей в армию сына, быв­ ший лебедянский токарь, а ныне солдат Советской Армии А. Овчин­ ников («Окна спят, лишь одно все светится»). Среди стихов, публикуемых в газете «Путь Октября», есть и лири­ ка, и публицистика, и сатира. Удач­ ны короткие басни Николая Пыль­ кина. Для примера приведу одну из них — «Уступчивый соловей»: -г Соловушка приехал к землякам. р а с с к а з ы з е т е — Спой, светик, просят, — ты ведь вырос с нами. — Ну, что ж, — в ответ, — согласен, по рукам. На стол две сотни... новыми деньгами. Как-то в газете был опубликован обзор стихов «Работать серьезно, терпеливо». Судя по обзору, редак­ ция получает очень много стихов, и хорошо, что ее сотрудники не го­ нятся за количеством, а печатают лучшие. Влюбой газете — не толь­ ко в большой, но и в малой нельзя снижать требования к идейно-худо­ жественным’ достоинствам произве­ дений. Зарифмованные малограмот­ ность, пошлость, безвкусица прино­ сят большой вред. К сожалению, эти ядовитые сорняки еще встре­ чаются на газетных страницах. Листаем подшивку газеты «Звез­ да» (Становлянское производствен­ ное колхозно-совхозное управление). Очень отрадно, что коллектив ре­ дакции с первых шагов стал широ­ ко привлекать литературный мате­ риал, объединил вокруг себя начи­ нающих поэтов и прозаиков. Здесь есть уже некоторые удачи, и лите­ ратурная группа, организованная при «Звезде», заслуживает всяче­ ской поддержки. Но следует ска­ зать и о серьезных недостатках. Весной «Звезда» опубликовала литературную страницу. Полоса от­ талкивала беспомощной, непригляд­ ной версткой. Открывающий полосу обзор «Го­ лоса местных поэтов», начинающий­ ся восторженным гимном природе, заканчивается низким «штилем» не­ умелой проработки и неоправдан­ ных похвал. Касаясь стихов Виктора Печики- на, автор обзора пишет: «Есть в стихотворении хорошие строчки: — Гуляй, весна-красавица И ставь моря, где нравится; Пусть ветер разбегается И вдоль и поперек». Следовало ли хвалить эти стро­ ки? Попробуйте ппедставить себе ветер, который «разбегается и вдоль и поперек!». Далее в обзоре, критикуются сти­ хи Семена Борисова, которого «час­ то постигают неудачи в поэтиче­ ском мастерстве. Не всегда пра­ вильны рифмы...» Думается, что неудачи С. Бори­ сова как раз «не в мастерстве», а в отсутствии такового. * С м о р о д и н о в Ь ш л и с т в Е сть у меня один знакомый тракторист. Зовут его Егор Захарович Дунаев. Лицо у него добродушно круглое, черные брови тронуты инеем сединки, а глаза молодые, синие, с неизменной лукавинкой. Захарыч столько пере­ пахал за свою жизнь земли, что, пожалуй, в территорию района не уложишь. Свой трактор Дунаев ве­ личает «Беларусычем». Не раз я ви­ дел, как он, похлопывая по радиа­ тору короткопалой загорелой рукой, говорил: — Мой Беларусыч >— трудяга. Ходовая машина. Дизелям что, отпа­ хались, отсеялись—и на якорь. Ну, бывает, комбайны возят, или зимой за кормом съездят. А у нас с Бело- русычем по горло работы с весны до осени. Кукурузу сеем, сахарную свеклу, междурядную обработку про­ водим, пятое, десятое и так далее. Егор Захарович — человек жи­ вой, общительный. — Как дела, Захарыч? Дела? — отвечает. — Ничего. Хоть и не особенно кучерявые, но ничего. — Свеклу-то видал? Вся жи­ вительным сокомналитая. Аведьэто мы с Ванюшей Лагутиным ее сеяли и обрабатывали. А ты, парень, по какому вопросу приехал? Небось, все темпытебе подавай, передови­ ков уборки и так далее? Тывот кем займись... Появились тут у нас середь местного начальства специа­ листы... По широкому захвату. —- Как это? — А так, захватывают то, что им не положено. Кто? 1— Поговори с народом—узнаешь. Есть у Захарыча одна страсть'— деревне Затишье любит он в свободное время пово­ зиться в саду. Однажды вечером прошумел по окрестным полям Затишья доб­ рый ливень. Заехали мыпереждать, когда провянет дорога, к дому Ду­ наевых. Егор Захарович в голубой выцветшей майке ходил по огороду, приседал на корточки, поднимал ветки смородины, ина его широкую ладонь скатывались хрустальные горошины дождевых капель. -— Ну и ну, — с удовольствием крякал Захарыч и все вдыхал- вдыхал свежий пряно пахнущий смородиновымлистом воздух. — Как пахнет! А?! — восторгал­ ся он.—И что это за вещество такое —смородиновый лист? Почему он так после дождя пахнет? Спросил я у учительницы Марь Сергевны, не может толково объяснить. — Егор Захарович, а сама ягода тебя разве не интересует? На ба- зар-то не повезешь? • — Ну-у, на базар, >— обиделся Дунаев.—Что, я, мало со своимБела­ русычемзарабатываю? И буду я тор­ чать на базаре, как просяное чуче­ ло! Сам не желаю и жене не позво­ лю. А ягода, что ж, ягода—вещь хорошая. Варенья наварю, тебе вот насыплю. Газета-то есть? Сверты­ вай, парень кулек... ...В тот же вечер возвращался я городской улицей, где живет второй мой знакомый, подполковник в от- ставке^ Лунев. Огрузневший, обрых- левший, похожий в своей полосатой пижаме на туго набитый тюфяк, Лунев тоже ходил по саду и прице­ ливался глазом на усыпанные чер­ ной ягодой кусты смородины. Лицо его было сосредоточенным, видимо, что-то соображал. Поздоровались. На страницах журнала „Октябрь" Над чем работают сейчас извест­ ные писатели?, Как они делом отве­ чают на решения июньского Плену­ ма ЦК КПСС? Корреспондент АПН обратился с этими вопросами к писателю Всево­ лоду Кочетову, главному редактору литературно-художественного жур­ нала «Октябрь». — Среди новых произведений, пе­ чатающихся в очередных номерах «Октября», следует назвать прежде всего многоплановый роман Антони­ ны Коптяевой «Дар земли». Он за­ вершается в августовской книжке журнала. В одном из ближайших номеров «Октября» будет опубликована по­ весть Николая Строковского «Исто­ рия одной ночи», всем своим стро­ ем как бы полемизирующая с про­ изведениями о «звездных мальчи­ ках», о золотушных стилягах. В этом году читатели прочтут в «Октябре» повесть Романа Кима «Кто украл Пуннакана?» и роман Даниила Краминова «Амур и чере­ паха». Они привлекательны тем, что изобличают наших идеологических противников, буржуазный образ жизни, чудовищный гнет капитали­ стического рабства. - Большая группа писателей пишет для «Октября» новые произведения на темы современности. Уже теперь редакция «Октября» и ее общественный актив обсужда­ ют планыжурнала на будущий год. Разнообразнее станет отдел юмора и сатиры «С улыбкой» — мы ждем сатирических повестей и остроумных комедий, веселых рассказов и юмо­ ресок от целого ряда популярных авторов. В «Трибуне жизни» пред­ полагается опубликовать цикл очер­ ков на острые проблемы быта, мо­ рали, этики. На Пленуме ЦК КПСС журналы и издательства были названы опор­ ными пунктами идеологической ра­ боты. Большой коллектив литерато­ ров, объединившийся вокруг «Ок­ тября», стремится оправдать это вы­ сокое доверие партии, еще деятель­ нее содействовать коммунистическо­ му воспитанию трудящихся, еще ак­ тивнее бороться против всяческих проявлений буржуазной идеологии. АПН. На реке. Фотоэтюд Ю. Ардашева. *— Ну, что, все рисуешь, коррес­ пондент? — спросил Лунев. — Рисую,—вздохнул я. -— Ну, давай, давай рисуй, — снисходительнымтоном как быраз­ решил он мне. Я уже отошел метров на трид­ цать, как он вдруг неожиданно ок­ ликнул меня: — Послушай! Ты недавно в Во­ ронеже был. Не знаешь, почем там смородина? — Не знаю. А вычто, купить со­ бираетесь? — Хм, купить,—усмехнулся Лу­ нев. — Да у меня своей полцентне­ ра будет. Весь остаток пути до квартиры я размышлял о природе, о разном от­ ношении к ней и еще кое очем. Мне было страшно любо­ пытно узнать — известно ли подполковнику в оставке Луневу, почему так сильно пахнет после дождя смородиновый лист? А. ВАСИЛЬЕВ. Тут же помещен отзыв киоскера конторы связи Е. Выволокиной о брошюре Е. Русаковой «Один за всех и все за одного». Е. Выволо- кнна высказывает правильные, ра­ зумные мысли о прочитанной бро­ шюре. Жаль только, что редакция не избавила эту заметку от мертвя­ щих штампов. Конечно, не все плохо на стра­ ницах «Звезды», и здесь бывают хо­ рошие литературные материалы. После неубедительного, я бы ска­ зал, примитивного рассказа А. Мо­ розова «Пуховый платок», он опуб­ ликовал интересную живую зари­ совку «Посылка от Ленина». И все-таки, закрывая комплект газеты, трудно освободиться от мысли, что редакция еще не ведет серьезной борьбы против пошлости, серости, малограмотности. В начале обзооа я напомнил сло­ ва Владимира Маяковского, призы­ вавшего поэтов «подчинить всю свою литературную деятельность публицистическим, пропагандист­ ским, активным задачам строящего­ ся коммунизма». В наших газетах печатается не­ мало басен, сатирических стихов. Иногда они бьют в цель, иногда это, как говорят артиллеристы, «огонь по площадям». Как бы вы­ играли газеты, как бы повысилась их действенность, если бы на их страницах появились сатирические стихи и карикатуры с конкретными адресами. Июньский Пленум ЦК КПСС по­ ставил новые большие задачи перед деятелями литературы и искусства. В наши дни как никогда огромную роль в воспитании человека буду­ щего играет слово, сказанное с га­ зетной страницы. «Я хочу, чтоб к штыку приравня­ ли перо» — мечтал Маяковский. Это желание должно одухотворять работу каждого настоящего литера­ тора, стремящегося каждодневно разговаривать с многотысячной ар­ мией читателей со страниц наших газет. Ю. ЧЕРНОВ. —— ■ ' ■ ☆ В с т р е ч а Был с о р о к п я ты й Да, было, было, было— быльем не поросло. И вспомнилось мне, Лешка, то дальнее село. Тянул дымок победный, и мирно у костра сушились наши кеды— дремали до утра. Пылал костер у берега, Пылал костер, слепя. Ты был такой уверенный, Что верилось в тебя. И верилось, и верилось... Но в дальние края уехала сокурсница, да только без тебя. Не получал ответа, хоть письма слал ты ей, и обходил сторонкою знакомых и друзей. И с совестью своею ты, видно, сладить смог— устроился удобней— без бурь и без тревог. Ты стал солидным, Лешка, я у тебя в гостях: спит на диване кошка, в углу часы грустят. Хозяйка что-то к чаю из шкафной тянет тьмы. Ты хочешь, чтоб друзьями, как прежде, стали мы. Не вспоминай. Не нужно, пусть даже невзначай. Я ухожу. Мне душно. Благодарю за чай. Без малого год назад в газете «Ленинец» впервые появилась подборка стихов Лидии Дувиной. Любите­ лей поэзии сразу привлек свежий и взволнованный го­ лос молодой поэтессы. За последнее время круг читателей Л. Дувиной за­ метно расширился: Стихи ее печатались в московских и липецких газетах, звучали по радио. Поэтессу хоро­ шо принимали на литературных вечерах в Липецке, Ельце, Лебедяни, в селах Становое и Барсукове. Студенты и колхозники, рабочие и механизаторы на­ ходили в ее стихах пищу для ума и сердца. В чем же секрет успехов Лидии Дувиной? Как сотрудница лебедянской газеты «Путь Октяб­ ря», она находится каждодневно в гуще жизни, героя­ ми ее стихов становятся люди труда. Будучи студент- кой-заочницей МГУ, Лида постоянно пополняет свои знания, расширяет кругозор. _ ............ .......... Лучшие стихи Дувиной одухо­ творенымыслью, за каждой стро­ кой стоит автор. Читателю всег­ да ясна четкая патриотическая позиция поэтессы. В стихотворении «Встреча» Ду- вина развенчивает сокурсника, который, выбирая жизненные пу­ ти, «устроился поближе, без бурь и без тревог». Эти стихи убежда­ ют своей взволнованностью и прямотой. Глубокие раздумья вы­ зывает стихотворение «В музее». В зал, где стоят скульптуры «Го­ меров древней Илиады», входит «курносая девочкав берете». Она по праву чувствует себя наслед­ ницей лучших достижений миро­ вой культуры, она рассуждает о скульптурах: «Они стоят? А вдруг веками ждут они именно меня». И советская девушка верит в свое высокое назначение: — А вдруг их оживить смогу Лишь я, никто иной.на свете! О трудном детстве своего по­ коления пишет Лидия Дувина в стихотворении «Был сорок пя­ тый», о своей* сверстнице- — в «Крановщице». Большое и яркое чувство продиктовало многие ли­ рические стихи поэтессы. О поэзии всегда трудно писать. Стихи надо читать, что мы и предлагаем сегодня нашему чи­ тателю. М. ЮРЬЕВ. За проволокой женщина ходила, Глазами сумасшедшими косила. Ходила и ходила так—безумно И отрешенно как-то и бездумно. Не зрячая, шептала что-то слепоГ Она просила хлеба, хлеба, хлеба. Она к губам своим, прижав кулак, в немом молении застыла так! Дышала ночь. Ржавела тишина. И в тишине оскалилась война. А я кричу. Отчаянно кричу, И женщину я глажу по плечу, и плачу и куда-то вдруг лечу. И просыпаюсь и тихонько плачу. И мама моя в мягком добром платье, Ко мне подходит, смотрит мне в лицо, и говорит, что это был лишь сон. Я понимаю—это был лишь сон. Но долго на стене передо мной За проволокой женщина ходила И хлеба, хлеба у меня просила. Был сорок пятый. Лютовал зимой. Все еще ждали сыновей домой. На снимке: Лидия Дувина чи­ тает своистихи. Р а с с к а з Имя улицы у этой — Весен­ няя. Ей всего только год. Раньше здесь поле бы­ ло, а теперь — улица. Да какая! Дома высокие — в пять этажей, вшесть идаже еще больше. Юрик с Валерой целых восемь этажей на одном доме насчитали. А Борька сказал: — Эх, вы! Считать не умеете—де­ сять этажей! Этот Борька недавно еще в бара­ ке жил — до крыши палкой можно было достать, а теперь восемь эта­ жей ему мало. Задавака! А какие здесь магазины! Большу­ щие! И вместо стен—стекло. Здоро­ во! Все видно, будто в кино. Но сейчас улица Весенняя не очень красивая — вся перерытака­ навами. Газ проводят. В эти канавы трубы закладывают. Широкие. Вале­ ра с одного конца залез, а из друго­ го вылез. И хотя поцарапал плечи— даже не пикнул. ИБорька, конечно, полез. Да куда ему—толстый, непо­ воротливый. Еще и ботинки в трубе не спрятались—орать начал: —Спасайте! Застрял! Кое-как вытянули его за ноги. Целыми днями ребятишки глазели, как рабочие сваривали трубы, обма­ зывали их черной смолой, а после специальные тракторыопускали тру­ быв канавы. Работа шла быстро. Но вдруг по­ лил дождь. Ну, не совсем вдруг— сначала отовсюду набежали тучи, спряталось солнце, а потом идождь л о т и н а полил. Он лил два дня идве ночи. Строители приуныли. Еще бы не приуныть —очень трудно стало ра­ ботать. На размокшей рыжей глине буксовали машины. А главное—вка­ навах, куда надо было укладывать трубы, чуть ли не доверху стояла вода. Стояла она упорно. Стоит се­ бе, и все. Время уходит, а вода ине думает уходить. А куда ей уходить? Внизу-то глина! Вот и стоит вода, будто в тарелке. Тогда строители решили перехит­ рить воду: не хочешь прятаться в землю—прогоним тебя через верх. Привезли мощный насос с мотором ирезиновой трубой, похожей на хо­ бот слона. Завели мотор, опустили хобот в канаву — и пошел он хле­ бать воду. Да так жадно пил, что она фонтаном забила вверх—с дру того конца хобота. А улица идет под уклон. Вода обрадовалась, что, наконец, выбра­ лась из тесной канавы, и побежала вперед. Сразу весело стало на улице. Пых-пых! Пых!—спешит, торопится мотор. Мчится торопливый ручей. Вот подхватил щепку, соломинку, стаканчик от мороженого и понесих на своей спине — мимо высоких домов, сверкающих витрин магази­ нов. Увидел Борька легкий, как пробка, стаканчик и закричал: —Чур, мой корабль! Мой! Валера выбрал себе соломинку, а Юрке щепка доста- ....... ...... лась. Шагают ребята вдоль ручья, и каждый хочет, чтобы его ко­ раблик впереди ока­ зался. Сначала Борькин стаканчик всех обог­ нал. Скачет себе по волнам, будто мячик. А щепка и соломинка то на мель сядут, то в ти­ хую заводь заплывут. Да только прыгал, пры­ гал стаканчик и нахле­ бался воды. Отяжелел и начал на мелях отси­ живаться. Шагов на десять щепка с соломинкой опе­ редили Борькин тихоход. — Ага, хитрые! — захныкал Борька. — Я то­ же маленький кораблик возьму. Подобрал он на дороге голубое перышко и бросил его впереди щепки. А через минуту уже радо­ стно вопил на всю улицу: Ура! Ва­ шим посудинам никогда не догнать моюракету! Уже и мотор насоса был плохо слышен — далеко убежал ручей с корабликами. Бежать бы ему и бе­ жать вниз по улице, да вдруг—бу­ гор. впереди. Остановился ручей, задумался и стал пыжиться, пух­ нуть от важности — думал, что мо­ рем сделается. Но не вышло из не­ го моря, только лужа получилась. Да и та почему-то поползла в сто­ рону, мимо бугра. И с сердитым шумом кинулся ручей вниз в кана­ ву с водой — точно такую же ка­ наву, из какой только что выбежал. — Ага! Мой первый! Первый!— кричал Борька.— Бежим к насосу! Опять корабли будем пускать! Но Валера не двинулся с места. Смотрел, как бурлила в канаве во­ да, и хмурил лоб. — Ну, чего ты?—дернул за руку Борька.—Бежим! — А вода?— сказал Велера.— Видишь, из одной канавы в другую течет. —Ну и что? — А то, что неправильно она те­ чет. Станут трубу класть, а тут во­ дыполно. — Подумаешь!— фыркнул Борь­ ка.—И здесь откачают. Валера пошевелил белыми бро­ вями — до того они выгорели на солнце — и сказал, как частенько говорил его отец —шофер: — Солома у себя в голове.— А потом на Юрика посмотрел.—Пло­ тину надо делать. Юрик спорить не стал. Конечно, надо. Сняли они тапочки и принялись собирать обломки кирпичей. Эти кирпичи они укладывали поперек лужи. Борька не стал снимать бо тинки. Он лишь усмехнулся: — Ну и дураки! Все равно воду не повернете. А насос — раз, раз, и готово! Валера сердито распрямил спину. — Солому из головы вытряхни. Соображать надо: насос от мотора работает. —Ну ичто? — А то, что в мотор не воду, а бензин заливают. — Ну и что? Бензин же не твой. Было видно, что Валера даже и разговаривать не хочет с глупым Борьчой, но все же не удержал­ ся исказал: — Эх ты, солома! Вот у моего отца самосвал тоже не свой, а зна­ ешь, как смотрит за ним — весь блестит! И бензин бережет. Каждую капельку. Борька ничего не сказал на это. Только в затылке зачесал. Видно, работа- бы им задумался. А Валерий и Юрий все ли. Конечно, нелегко было справиться с упрямым ручьем, но на помощь прибежали другие ре­ бята. Мальчишки, девчонки — всем хотелось повоевать с водой. Кри­ чали, толкались, тащили кирпичи, камни, куски глины. Однако ручей никак не хотел сворачивать со своей дороги. Ребятишки так увлеклись, что не заметили, как возле них остановил­ ся самосвал с песком. Шофер от­ крыл дверцу и весело блеснул зу­ бами. — Что за стройка такая, хлопцы? — Папка!— закричал Валера.— Мы плотину делаем, чтобы вода в\. канаву не текла. — Смотри-ка ты!—« удивился Ва­ лерин отец.— В голове-то у вас, видать, не солома. Ну, держите тогда — материалу подкину. Он развернул самосвал, поднял кузов и высыпал перед плотиной целую кучу золотистого песка. Ух, как набросились ребята на песок! Плотина росла прямо на глазах. Вместе со всеми трудился и Борь­ ка. Не каменный же он. Да и как можно удержаться, когда все ра­ ботают! Через пять минут на пути ручья встала плотина. И не стало у ручья больше сил бороться с упрямыми ребятами. Сначала будто нехотя, а потом все быстрей и быстрей по­ бежал он новой дорогой. В. ДОБРЯКОВ. С Т Р А Д А . Стопроцентная баня: Хлесткий жар — хоть убей! Подстригают комбайны ' Шевелюры степей. Пыль сухая — что порох. Океан духоты. В эту страдную пору Люди с солнцем — на ты. Только солнце нещадно. Губы словно спеклись. Посмотри-ка, как жадно Воду пьет тракторист. ...Он усталость не прячет. Вновь в руках — рычаги, А над степью горячей — Урожая шаги. Зноем воздух пружинит, Льется солнечный шлак. Выбегают машины На расплавленный шлях. Вырастают обозы, Гул в просторе степном. Оседают колеса. Под тяжелым зерном, Ст. СЕРИКОВ. Шъл—из Лшшещшел Мы — из Липецка. Знаете, Город такой в Среднерусье. Старый город, Ведет родословную от Петре От столетий остались Только общими гуси. Что, как прежде. Над городом Плывут по весенним утрам. Может быть еще памятник — Шпиль трехгранный На взгорье Вдруг напомнит нечаянно О царе-бунтаре. Это так — между прочим, А главное — зори. Что под стать самой, самой Настоящей заре. Но вначале металл В домнах бееится тесных. Рыжий пленник, Он мечется, Как в колесе. И тогда подойдет горновой. Всем липчанам известный, И представит царя нам Во всей первозданной красе. Царь ступает по желобу, В полнеба сияет корона, Звезды брызнут с одежды, На небо взлетят, А в подсветке на тучах Отразятся сосновые кроны, С новым всплеском огня Миражами сгорят. Вот такой этот царь. Что затмил основателя города, Что с короной, Заре настоящей под стать. Он такой же, как тот. Неспокойный и гордый. Но его из царей Одного не хочу развенчать. В. ЗОРИН. V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz