Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
• V . ^ X I . . . И з б е з д н ы с т р а д а н и й , м у ч е н и й , г о л о д а , о д и ч а н и я к с в е т л о м у б у д у щ е м у к о м м у н и с т а ! ч е с к о г о о б щ е с т в а , в с е о б щ е г о б л а г о с о с т о я н и я и п р о ч н о г о м и р а . И . Л Е Н И Н . 1"Р ! кое н< УССКИМ чудом* назвали немецкие товарищи свой фильм. Удивительно мет- . азвание! «Русское чудо» — { захватывающая гигантская пано- | !Пес нь о строителях «.Вот мы у ис токов соревнова ния двух миров, мира социализма 1 Р Л 111Г 1 \ / | \ 7 Т Т ТЖ 11/1 О и миРа капитализма. Выступая пе- рама всей нашей жизни, всех на- * 1 \ V Ш 1 *1 V П х 1 О 1 *1 Ы ред народом во время закладки пе ших свершений. Голос создателей | мятника К. Марксу и Ф. Энгельсу в ! этой замечательной художествен- | Выходя в эти дни из кинотеатров, Москве, В. И. Ленин говорит о пост | но-документальной картины под- > люди восторженно говорят друг < нялся до высот больших публч- » другу: «Потрясающе!», «Восхити- ( цистических обобщений. Потря- \ теЛьно!». И с этим нельзя не согла- < репляют в нашем сознании связь ) но, выдающееся произведение ис- | времен и поколений, вновь напо- | кусства. В нем режиссеры Аннели | минают, чем была царская Рос- > и Андрэ Торндайк из Германской < сия, как велики наши победы, ка- | Демократической Республики еще и ( кой ценой они достались и как | еще раз убедительно показали ог- | далеко шагнули мы вперед к за- . ромное значение кино для полити- | ветнои цели. { ческого воспитания масс, наглядно ( На этой странице публикуются | подтвердили положение В. И. Ле- I отзывы липчан о «Русском чуде». > нина о том, что из всех искусств Простая и мудрая эта картина ) ( нравится всем—и тем, кто сам | | закладывал первые камни в фун- | ; дамент Советской власти, и тем, | | кто вступил в жизнь уже посЧе | <Великой Октябрьской революции, > ! и тем, кто только сейчас начина- ) для нас важнейшим является кино. Чем же определяется огромное эмоциональное и познавательное значение фильма? Потрясающей правдой жизни, си лой художественного обобщения, исключительно умелой компози- ( ет свой самостоятельный жизнен- 1 цией исторических документов и ки- I ный путь. * нохроники наших дней, поистине 5 Как всякое талантливое произ- ) мастерской работой операторов и ( ведение, фильм одинаково вол- к глубоко продуманным текстом со- I нует людей всех возрастов и по- > провождения. * ложений. Смотришь фильм и ра- 2 Успех фильма не случаен. Это ( дуешься, прямо-таки душа поет. | итог многолетнего вдумчивого тру- 1 Забываешь, что ты в зале: ка- I да его создателей. Глубоко изучив | жется, ты — участник событий, | историю нашей Родины, Аннели и ( происходящих на экране. | Андрэ Торндайк средствами кино- < Кем бы ты ни был, читатель, | искусства ярко и правдиво показали * фильм помогает лучше понять, | поистине титанический подвиг наше- | больше ценить все то, чего мы : го народа в борьбе за защиту за- < достигли под руководством род- ( всеваний Великого Октября, за по- 1 ной Коммунистической партии, & строение социализма. гордиться великим чудом—прев- ) «Русское чудо» — вдохновенная 1 ращением нашей Родины из | песнь немецких друзей о советских * страны сохи и телеги в страну I строителях коммунизма. В этом ( величайших гидроэлектростанций } фильме дается исчерпывающий от- и космических кораблей, в стра- | вет на вопрос о том, как случилось, ну, которая быстро догоняет ' что в течение сорока лет некогда Америку и лет через пять—семь ) отсталая, нищая, полуграмотная цар заявит ей: «Даешь нам первое место!». - Зрители разными словами гово рят об одном, главном — созда тели фильма со всей значитель- ская Россия превратилась в самое передовое государство в мире. По чему советский человек, коммунист Юрий Гагарин стал Колумбом Все ленной. ( ностью раскрыли величие марк- } Умело применяя метод контра- 5 систско-ленинских идей, показа- ? ста, создатели кинофильма показа- ! ли чудо превращения народа из ( ли зрителю все величие трудового < забитого, подневольного—в сво- ) подвига нашего народа, его несги- < бодный и вдохновенный, в хозяи- | баемую волю. 1 на своей страны. 2 Это они, новые люди, воспитан- | < ные Ленинской партией комму- > ( нистов, создали повое, поразили I | весь мир. Русское чудо не только - роении нового общества, о построе нии коммунизма, о необходимости догнать и перегнать капиталистиче ские страны и в экономическом от ношении. Затем перед изумленным зрителем на экране вспыхивают кадры кинолент двадцатых годов. ...Американские города с высо чайшими вершинами небоскребов, асфальтированные улицы с тысячами автомобилей и десятками тысяч ра бочих, спешащих на заводы. И сразу же—разрушенные горо да, взорванные фабрики и заводы, оборванные, голодные люди Совет ской России. ...Гигантские цехи автозавода ком пании Форда с многотонными прес сами, многочисленными станками, быстро движущимся конвейером, с которого через каждые двадцать секунд сбегает новенький автомо биль. Сам Генри Форд у 10-милли онного автомобиля, сияющий и са модовольный — олицетворение раз жиревшего в годы мировой войны американского империализма. И тут же — первый советский ав томобиль, построенный к пятой го довщине Октября. Автомобиль, каж дая деталь которого была вручную сделана рабочими... «И это догнать и перегнать!» — восклицает диктор. «Да, это— до гнать и перегнать!» — ответили пар тия большевиков и народ Страны Советов. Идеи коммунизма, идеи Ленина открыли путь рабочим и кре стьянам к великому историческодлу творчеству, дали им невиданные си лы. И советский народ свершил ве ликое чудо — построил социализм и поднял в космическую высь пре стиж своей обновленной революци ей Отчизны. Фильм «Русское ' чудо» поучителен для каждого. Его должны посмот реть все. В. ЧЕРНЫХ, заведующий идеологическим отделом Липецкого горкома КПСС. < сотворено и утверждено, но оно ( продолжает победно шествовать 2 по земле.- У -------------------------------------- ----------------- Т а х с н а ч и н а л о с ь ч у д о , КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА Молодежь Страны Советов знает о ее прошлом лишь по книгам да лекциям. Но когда смотришь фильм «Русское чудо», история Родины становится как бы лич ным опытом твоей жизни. Русские не любят хвастливой сенсацион ности. Но поистине чу дом можно назвать то< что сделал наш народ за сорок лет. Огромно воспитывающее влияние этого фильма. «Русское чудо»'— это сама история, а история — это сама правда. В этом — сила, в этом — успех фильма. А. КУМИНОВ, студент. Т о р ж е с т в о в е л и к и х и д е а л о в Мы уже привыкли считать нашу советскую действительность чем- то само собой разумеющимся, привычным. Смотришь фильм «Русское чу до» и как бы находишься в Со ветской стране, когда рй было всего несколько лет. И невольно охватывает тебя чувство гордости и благодарности. Гордости за то, что все мы — продолжатели ве ликого дела, благодарности тем, кто навечно остался в этих кино кадрах. Сейчас многое изменилось. Соз дана могучая промышленность. О таком механическом оснаще нии, какое у нас сейчас в цехе, со рок лет назад невозможно было и мечтать. Но мне кажется: как ни выросла техника — это еще не все. Главное — какие люди ее ос ваивают. Если советские, значит, надо ждать нового подъема. Этот подъем становится все ощутимее: ведь мы строим коммунизм и хо тим жить при коммунизме. Ф. БОГДАНОВ, старший вальцовщик листопро катного цеха № 2 Новолипец кого завода. Владимир Ильич Ленин выступает 7 ноября 1918 года на торже ственном митинге, посвященном закладке памятника К. Марксу и Ф; Энгельсу (кадр из фильма). Голос диктора/ спокоен. И все же не может он удержать волне ние. Спокойно об этом не расскажешь. Перечисляются места, где авторы фильма создава ли его. Карта земли покрывается названиями. Мелькают заглавные титры. Первые кадры фильма врывают ся в сознание вместе с чудесной улыбкой Юрия Гагарина. Он жизне радостен и сосредоточен. Проща ние с друзьями. Последние предпо летные приготовления. И вот чело век в гермошлеме торжественно произносит: «Старт!». Взмыла ввысь ракета с первым в мире космонавтом и, словно сдвинув толщу лет, фильм возвращает нас в восемнадцатый год. Я вижу первых советских людей. Я слышу, что говорит Ленин. Так во? вы какие, свершившие револю цию! Парни в красноармейских шлемах. Хитроватый крестьянин с бородой до бровей. Работница. Вам очень трудно. Вы устали недоедать, не выпускать винтовки из слабею щих рук. Нет, вы не жалуетесь! И в ваших глазах полыхает неуемное желание задушить контрреволю цию! ВИЗИТНАЯ КАРТОНКА СТРАНЫ Э т о — о ж и з н и . Э т о — о н а с Субботник в железнодорожных мастер ских Московско-Казанской железной доро ги в 1919 году. Отзвучала музыка, вспыхнул свет. Двери зала распахнуты настежь, но зрители не спешат. Слов но зачарованные выходят они на улицу, мед ленно, молча. Со мной рядом идет рабочий Стан костроительного завода Михаил Шершиков. — Да*а!.. — протянул он негромко. — Вы что-то хотите сказать? — спросил я. — Вот как, говорю, социализм делался, — от ветил Шершиков, и немного погодя добавил, — подумать надо, крестьянская соха, развалины, голод — и первым в космосе советский человек! И всего за каких-нибудь сорок пять лет. — Меньше, — вмешался в разговор пожилой мужчина. — Не в счет годы интервенции. Если бы не война, то вон тот МАЗ,—он указал на д&адцатипятитонный грузовик, который проезжал по улице со строительными плитами,—сошел бы с конвейера Минского завода лет на двадцать раньше. Шагая по гладкому асфальту, я невольно по грузился в воспоминания о прошлом. Мне вспом нился день, когда я со своими ровесниками впер вые в маленьком станционном поселке Иркут ской области увидел автомобиль. Он промчался по тракту, поднимая тучи пыли. Было это в 1930 году. — Господи, что это за оказия? — перекрести лась тогда соседская старушка. А сейчас подвигами советских космонавтов восхищается весь мир. Величие и силу родного народа воспел фильм «Русское чудо». Трудно передать впечатление, которое остается после его просмотра. Этим летом я посетил ВДНХ. Около одного из павильонов заметил на скамейке возле бу шующего живописного фонтана пожилую жен щину. Она плакала. Я, присев на скамейку, спро сил: — Вам нездоровится? Женщина посмотрела на меня и, слегка улыб нувшись, попросила: — Поговорите немножечко со мной! Она оказалась американской туристкой, быв шей жительницей Гомельской губернии. — Не узнаю Россию, — тихо сказала она. — И вверху, и на земле — кругом чудеса. А какой народ! Какие, все веселые, нарядные, здоровые. Не то, что в двадцатом году. А вот мы, русские, там, в Америке, все такими же остались. В это время вдруг из всех репродукторов за звучала торжественная музыка. Все встали и потянулись к громкоговорителям. А через не сколько минут громкий торжественный голос Левитана известил о полете в космос советского человека Валерия Быковского! — Еще одно великое русское чудо! — сказала женщина, опустившись на скамью. „.Проводив взглядом станки, уже погруженные на автомашины, все еще находясь под впечат лением кинофильма, я вошел на территорию за вода. Возле стенда, на котором помещается стенная газета «Комсомольский пост», увидел группу рабочих. Они рассматривали карикатуры на двух токарей, нарушивших трудовую дис циплину. Невольно подумал: — Если бы каждый труженик не забывал о том, как все нам доставалось, таких бы проступ ков не было. Так пусть же фильм «Русское чудо» еще и еще раз напомнит о том, что все, что имеет наша Родина, создано руками миллионов, уверенно шагающих вперед, в великое, уже недалекое коммунистическое будущее. м. клим ко , мастер Станкостроительного завода. Тень «хозяина земли Русской», вконец измучившего Россию, еще давит на плечи тружеников. «На следство тяжело и страшно. Лачуги в полувымерших деревнях. Ободран ные казармы для рабочих. И пять городов, в которых руками обездо ленных Николай Романов создавал свое дутое могущество. Сам он купается, фотографирует домочадцев. А на шахтах Донбасса саночники на четвереньках везут по длинным штрекам многопудовые сани с углем. Сам он, сыто икая, пишет в дневник: «Долго спали. В особенности я: до десяти часов». А на промыслах Баку тонут в нефти доведенные до изнеможения добыт чики. Сам он принимает розы от раскормленных помещиков. А впа логрудые крестьяне едят солому. Сам он .перебрасывает теннисный мяч Перез сетку. А завшивленные .солдаты гибнут в бесконечных боях «За веру, царя и отечество». Чувствует царь, что живет на вулкане. Толстыми пачками лежат фотографии в полицейских управ лениях. Мужчины и женщины. В анфас и в профиль. Тысячи людей идут на каторгу. Они умирают от болезней, замерзают, но не сдают ся. Царь жесток. Царь беспоща ден. Виселицы и трупы расстрелян ных «украшают» Россию от Петер бурга до Лены. Но загремело: «Да здравствует власть Советов!», и на стоящий хозяин земли Русской — народ — объявился. ...Нет в фильме громких фраз, напыщенных или трескучих. Дикто ры словно нарочно говорят «ней тральными» голосами, едва окра шенными то сарказмом, то гневом, то болью и ненавистью. Они не ме шают думать. Они просто сообща ют цифры и факты. До просмотра фильма я и не предполагал, что сухие цифры мо гут быть настолько живыми. Трид цать тысяч помещиков и шестоде- сят пять миллионов крестьян вла дели до революции одинаковым ко личеством земли. Два миллиона пу дов зерна и тысячу двести вагонов с продовольствием награбили гер манские бандиты на Украине, при дя «защищать *ее от большевиков» Четырнадцать пятнадцатых терри тории Советской России сумели за хватить интервенты и белые. В этих цифрах все: И злейшая не справедливость царского режима, и хищная жадность мирового импе риализма, и стальная стойкость мо лодой республики. А факты? Двор Александровского централа. Канда лы на революционерах. Хвостатая плетка в руках палача. Соха на унылом поле. Изможденное лицо нефтяника. Англичане в Архангель ске. Японцы и американцы в Сиби ри. Колчак в Приуралье. Французы к о л а , ж в т о р о г о КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА Создается гигант современной ме таллургии — Магнитогорский металлурги ческий комбинат . на Черном море. «Зеленые», «си ние, «белые»... Они щеголяют в крагах, раскатывают на т;Ннках и аэропланах. А Красная Армия вою ет босиком. Оружие партизан — пушки из водопроводных труб, ду бины и косы. Кто победит? Неисто во мчится в атаку Красная конни ца. По-сибирски деловито бьют ка рателей партизаны. И вот уже уби раются восвояси незванные замор ские гости. Американский матрос быстро сворачивает полосатый флаг, будто боится и его похоронить в этой непонятной стране, где каж дый куст стреляет в неприятеля. Страна, где совершается чудо. Голод. Очереди за микроскопиче ским кусочком хлеба. Дети роются в мусоре. Разруха. Но самые стой кие уже поднимают на ноги гро мадную Россию. Такие, как комму нист • Бураков, которому пришла мысль о субботниках, положивших начало движению в коммунизм. И уже люди задумываются, как до гнать и перегнать Америку. В Америке «форды» лихорадочно выскакивают из распахнутых пас тей заводов. В Советской России вручную собирают первый автомо биль. В Америке системы механизмов. В Советской России тачки и носилки... Но прошли годы—и первый косми ческий корабль взлетает не с аме риканской а с советской земли. Первый космонавт — советский гражданин. И шумит ликующая ла вина жизнерадостных людей, встречая его в красавице-Москве. Это —* чудо! Это — не затейли вая вязь досужего вымысла, а са мая что ни на есть подлинная правда, бережно донесенная до нас талантливыми художниками. В фильме нет пейзажных зарисо вок. Внешняя красота России — огромная тема, ждущая своих Торн дайков. Но ее внутренняя красота, духовная сила людей, населяющих гигантские просторы, раскрыта с по трясающей убедительностью. Фильм — черно-белый. Авторов не соблазнила возможность изобразить в цвете пестроту господских наря дов и лохмотья крестьян. Они из бежали лубочности, создав по-на стоящему реалистический фильм. Все в нем: и текст, и монтаж кад ров, и музыка направлено к одно му: показать, что может сделать народ, сбросивший со своих плеч вековое иго угнетения, нищеты и бесправия. А какая музыка! То игривые, то грозные, то скорбные аккорды за ставляют жить самые рядовые фо тоснимки. В каждой семье есть свой аль бом. Приходит гость, и ему, как самое интересное, подают фолиант с семейными фотографиями. В них история семьи. В «Русском чуде»— история страны. И вся она проходит перед гла зами, когда пересмот ришь редкие кадры, до бытые неутомимыми ав торами. Как-то «Комсомоль ская правда» проводила опрос по анкете «Что бы вы взяли на другую пла нету'?» Я бы уверенно взял «Русское чудо» как визитную карточку на шей страны. И когда первый советский звездо лет ринется во Вселен ную, на его борту обяза тельно будет «Русское чудо», если, конечно, талантливые киномастера не создадут более пре красный рассказ о Рос сии. Нет предела гению человека, его возмож ностям, если его воо душевляют в е л и к не идеи коммунизма. 10— 12 часов в сутки тянул этот тру женик тяжелые трехсот килограммовые сани с угле м. ) < А*—*-- 65 миллионов крестьян дол жны были обходиться деревянным плугом — сохой . В. ВОЛОБУЕВ, инженер ВН ИИ Г!Втормета. Рядовая биография ] Создатели «Русского чуда» Ан- ; нели и Андрэ Торндайк в своем] фильме показали историю жизни ^ советского ученого с мировым 1 именем В. С. Емельянова. Кор-1 респондент ТАСС обратился к | тов. Емельянову с просьбой рас - 4 сказать о встречах с немецкими ; кинематографистами и о том, как 1 создавалась эта часть фильма. < — Несколько лет назад, — ска- ; зал ученый, — работники Мини-! стерства культуры попросили ме- « ня оказать содействие товарищам : Аннели и Андрэ Торндайк, сни- ; мавшим фильм о Советском Со- ; юзе, и ознакомить их со строи- ! тельством Ново-Ворон е ж с к о й ! атомной электростанции. Мне ка- < залось, что в такой картине дол-< жен быть отражен гигантский | путь, проделанный нашей страной < в исторически короткие сроки — < от лучины до атомной энергетики. < Когда ко мне пришел А. Торн-; дайк, я сказал ему: а знаете, что; я бы сделал на вашем месте? Я < попытался бы найти строителя с 1 обычной биографией советского | человека, и пусть 0 « расскажет< о своей жизни. Глаза Торндайка загорелись: к ; чему мне искать строителя? Вот ; вы о себе и расскажите! Немецкие кинодокументалисты: выполнили удивительную, я бы ; сказал, гигантскую работу. Пе-< редо мной словно ожило: далекое детство, обстановка, в; которой влачили существование; мои родные. Немецкие товарищи ! правдиво показали мой жизнен-.: ный путь —от простого рабочего ; бакинской телефонной станции до • ученого. В советской действитель-: ности это не чудо, а закономер- ; ность, рядовая биография чело- ; века моего поколения. Ст р аницы истории Мы изучали историю. Знали о по ходах Юденича, Колчака, Врангеля. Мы читали стихи поэта: «...пан и барон... шли от шестнадцати разных сторон». Но все это было как-то «книжно» и сухо, и не давало возможности ярко представить великую эпоху ре волюции, ощутить сердцем подвиг наших отцов. Но вот смотришь фильм «Русское чудо», и оживают страницы истории. Когда голос диктора называет ко личество интервентов и численность белых армий, то становится страш но. «Неужели выстоят эти люди, обутые в лапти? Как же они смогут победить?» И происходит чудо. Плохо воору женная и бедно одетая Красная Армия начинает громить интервен тов и всех Юденичей, колчаков, Врангелей. Примечательны кадры, на которых показан один из сборных пунктов Красной Армии. Сотни и сотни ра бочих и крестьян идут сюда, чтобы стать на защиту революции. И сра зу становится понятным «чудо». Когда революцию делает народ, его победить нельзя ни заморским тан кам, ни белогвардейским наемни кам. Каждый кадр, раскрывающий борьбу наших отцов за светлое бу дущее, вызывает гордость. И возни кает желание быть похожими на них, сумевших не только отстоять социа листическую Родину, но и восстано вить разрушенное хозяйство. Мне приходилось встречать книги, в которых желторотые юнцы сквозь зубы говорят о своих непонятно в чем провинившихся «предках». Но разве не наши отцы сделали так, что впервые соху мы увидели не в жизни, а на экране? Разве не наши отцы 12 апреля остались на коммунистический суб ботник, чтобы наше поколение че рез сорок два года в этот же день взмыло к звездам? Мы гордимся теми, чьи мужест венные лица прошли перед нашими глазами. И очень благодарны по становщикам фильма, которые до несли до нас суровое и великолеп ное время революции. Г. КАЗАКОВ, член областного литературного объединения. 13 августа 1963 г., М 189 (2778? Л Е Н И Н С К О Й З Н А М Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz