Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

• V . ^ X I . . . И з б е з д н ы с т р а д а н и й , м у ч е н и й , г о л о д а , о д и ч а н и я к с в е т л о м у б у д у щ е м у к о м м у н и с т а ! ч е с к о г о о б щ е с т в а , в с е о б щ е г о б л а г о с о с т о я н и я и п р о ч н о г о м и р а . И . Л Е Н И Н . 1"Р ! кое н< УССКИМ чудом* назвали немецкие товарищи свой фильм. Удивительно мет- . азвание! «Русское чудо» — { захватывающая гигантская пано- | !Пес нь о строителях «.Вот мы у ис­ токов соревнова­ ния двух миров, мира социализма 1 Р Л 111Г 1 \ / | \ 7 Т Т ТЖ 11/1 О и миРа капитализма. Выступая пе- рама всей нашей жизни, всех на- * 1 \ V Ш 1 *1 V П х 1 О 1 *1 Ы ред народом во время закладки пе­ ших свершений. Голос создателей | мятника К. Марксу и Ф. Энгельсу в ! этой замечательной художествен- | Выходя в эти дни из кинотеатров, Москве, В. И. Ленин говорит о пост | но-документальной картины под- > люди восторженно говорят друг < нялся до высот больших публч- » другу: «Потрясающе!», «Восхити- ( цистических обобщений. Потря- \ теЛьно!». И с этим нельзя не согла- < репляют в нашем сознании связь ) но, выдающееся произведение ис- | времен и поколений, вновь напо- | кусства. В нем режиссеры Аннели | минают, чем была царская Рос- > и Андрэ Торндайк из Германской < сия, как велики наши победы, ка- | Демократической Республики еще и ( кой ценой они достались и как | еще раз убедительно показали ог- | далеко шагнули мы вперед к за- . ромное значение кино для полити- | ветнои цели. { ческого воспитания масс, наглядно ( На этой странице публикуются | подтвердили положение В. И. Ле- I отзывы липчан о «Русском чуде». > нина о том, что из всех искусств Простая и мудрая эта картина ) ( нравится всем—и тем, кто сам | | закладывал первые камни в фун- | ; дамент Советской власти, и тем, | | кто вступил в жизнь уже посЧе | <Великой Октябрьской революции, > ! и тем, кто только сейчас начина- ) для нас важнейшим является кино. Чем же определяется огромное эмоциональное и познавательное значение фильма? Потрясающей правдой жизни, си­ лой художественного обобщения, исключительно умелой компози- ( ет свой самостоятельный жизнен- 1 цией исторических документов и ки- I ный путь. * нохроники наших дней, поистине 5 Как всякое талантливое произ- ) мастерской работой операторов и ( ведение, фильм одинаково вол- к глубоко продуманным текстом со- I нует людей всех возрастов и по- > провождения. * ложений. Смотришь фильм и ра- 2 Успех фильма не случаен. Это ( дуешься, прямо-таки душа поет. | итог многолетнего вдумчивого тру- 1 Забываешь, что ты в зале: ка- I да его создателей. Глубоко изучив | жется, ты — участник событий, | историю нашей Родины, Аннели и ( происходящих на экране. | Андрэ Торндайк средствами кино- < Кем бы ты ни был, читатель, | искусства ярко и правдиво показали * фильм помогает лучше понять, | поистине титанический подвиг наше- | больше ценить все то, чего мы : го народа в борьбе за защиту за- < достигли под руководством род- ( всеваний Великого Октября, за по- 1 ной Коммунистической партии, & строение социализма. гордиться великим чудом—прев- ) «Русское чудо» — вдохновенная 1 ращением нашей Родины из | песнь немецких друзей о советских * страны сохи и телеги в страну I строителях коммунизма. В этом ( величайших гидроэлектростанций } фильме дается исчерпывающий от- и космических кораблей, в стра- | вет на вопрос о том, как случилось, ну, которая быстро догоняет ' что в течение сорока лет некогда Америку и лет через пять—семь ) отсталая, нищая, полуграмотная цар заявит ей: «Даешь нам первое место!». - Зрители разными словами гово­ рят об одном, главном — созда­ тели фильма со всей значитель- ская Россия превратилась в самое передовое государство в мире. По­ чему советский человек, коммунист Юрий Гагарин стал Колумбом Все­ ленной. ( ностью раскрыли величие марк- } Умело применяя метод контра- 5 систско-ленинских идей, показа- ? ста, создатели кинофильма показа- ! ли чудо превращения народа из ( ли зрителю все величие трудового < забитого, подневольного—в сво- ) подвига нашего народа, его несги- < бодный и вдохновенный, в хозяи- | баемую волю. 1 на своей страны. 2 Это они, новые люди, воспитан- | < ные Ленинской партией комму- > ( нистов, создали повое, поразили I | весь мир. Русское чудо не только - роении нового общества, о построе­ нии коммунизма, о необходимости догнать и перегнать капиталистиче­ ские страны и в экономическом от­ ношении. Затем перед изумленным зрителем на экране вспыхивают кадры кинолент двадцатых годов. ...Американские города с высо­ чайшими вершинами небоскребов, асфальтированные улицы с тысячами автомобилей и десятками тысяч ра­ бочих, спешащих на заводы. И сразу же—разрушенные горо­ да, взорванные фабрики и заводы, оборванные, голодные люди Совет­ ской России. ...Гигантские цехи автозавода ком­ пании Форда с многотонными прес­ сами, многочисленными станками, быстро движущимся конвейером, с которого через каждые двадцать секунд сбегает новенький автомо­ биль. Сам Генри Форд у 10-милли­ онного автомобиля, сияющий и са­ модовольный — олицетворение раз­ жиревшего в годы мировой войны американского империализма. И тут же — первый советский ав­ томобиль, построенный к пятой го­ довщине Октября. Автомобиль, каж­ дая деталь которого была вручную сделана рабочими... «И это догнать и перегнать!» — восклицает диктор. «Да, это— до­ гнать и перегнать!» — ответили пар­ тия большевиков и народ Страны Советов. Идеи коммунизма, идеи Ленина открыли путь рабочим и кре­ стьянам к великому историческодлу творчеству, дали им невиданные си­ лы. И советский народ свершил ве­ ликое чудо — построил социализм и поднял в космическую высь пре­ стиж своей обновленной революци­ ей Отчизны. Фильм «Русское ' чудо» поучителен для каждого. Его должны посмот­ реть все. В. ЧЕРНЫХ, заведующий идеологическим отделом Липецкого горкома КПСС. < сотворено и утверждено, но оно ( продолжает победно шествовать 2 по земле.- У -------------------------------------- ----------------- Т а х с н а ч и н а л о с ь ч у д о , КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА Молодежь Страны Советов знает о ее прошлом лишь по книгам да лекциям. Но когда смотришь фильм «Русское чудо», история Родины становится как бы лич­ ным опытом твоей жизни. Русские не любят хвастливой сенсацион­ ности. Но поистине чу­ дом можно назвать то< что сделал наш народ за сорок лет. Огромно воспитывающее влияние этого фильма. «Русское чудо»'— это сама история, а история — это сама правда. В этом — сила, в этом — успех фильма. А. КУМИНОВ, студент. Т о р ж е с т в о в е л и к и х и д е а л о в Мы уже привыкли считать нашу советскую действительность чем- то само собой разумеющимся, привычным. Смотришь фильм «Русское чу­ до» и как бы находишься в Со­ ветской стране, когда рй было всего несколько лет. И невольно охватывает тебя чувство гордости и благодарности. Гордости за то, что все мы — продолжатели ве­ ликого дела, благодарности тем, кто навечно остался в этих кино­ кадрах. Сейчас многое изменилось. Соз­ дана могучая промышленность. О таком механическом оснаще­ нии, какое у нас сейчас в цехе, со­ рок лет назад невозможно было и мечтать. Но мне кажется: как ни выросла техника — это еще не все. Главное — какие люди ее ос­ ваивают. Если советские, значит, надо ждать нового подъема. Этот подъем становится все ощутимее: ведь мы строим коммунизм и хо­ тим жить при коммунизме. Ф. БОГДАНОВ, старший вальцовщик листопро­ катного цеха № 2 Новолипец­ кого завода. Владимир Ильич Ленин выступает 7 ноября 1918 года на торже­ ственном митинге, посвященном закладке памятника К. Марксу и Ф; Энгельсу (кадр из фильма). Голос диктора/ спокоен. И все же не может он удержать волне­ ние. Спокойно об этом не расскажешь. Перечисляются места, где авторы фильма создава­ ли его. Карта земли покрывается названиями. Мелькают заглавные титры. Первые кадры фильма врывают­ ся в сознание вместе с чудесной улыбкой Юрия Гагарина. Он жизне­ радостен и сосредоточен. Проща­ ние с друзьями. Последние предпо­ летные приготовления. И вот чело­ век в гермошлеме торжественно произносит: «Старт!». Взмыла ввысь ракета с первым в мире космонавтом и, словно сдвинув толщу лет, фильм возвращает нас в восемнадцатый год. Я вижу первых советских людей. Я слышу, что говорит Ленин. Так во? вы какие, свершившие револю­ цию! Парни в красноармейских шлемах. Хитроватый крестьянин с бородой до бровей. Работница. Вам очень трудно. Вы устали недоедать, не выпускать винтовки из слабею­ щих рук. Нет, вы не жалуетесь! И в ваших глазах полыхает неуемное желание задушить контрреволю­ цию! ВИЗИТНАЯ КАРТОНКА СТРАНЫ Э т о — о ж и з н и . Э т о — о н а с Субботник в железнодорожных мастер­ ских Московско-Казанской железной доро ги в 1919 году. Отзвучала музыка, вспыхнул свет. Двери зала распахнуты настежь, но зрители не спешат. Слов­ но зачарованные выходят они на улицу, мед­ ленно, молча. Со мной рядом идет рабочий Стан­ костроительного завода Михаил Шершиков. — Да*а!.. — протянул он негромко. — Вы что-то хотите сказать? — спросил я. — Вот как, говорю, социализм делался, — от­ ветил Шершиков, и немного погодя добавил, — подумать надо, крестьянская соха, развалины, голод — и первым в космосе советский человек! И всего за каких-нибудь сорок пять лет. — Меньше, — вмешался в разговор пожилой мужчина. — Не в счет годы интервенции. Если бы не война, то вон тот МАЗ,—он указал на д&адцатипятитонный грузовик, который проезжал по улице со строительными плитами,—сошел бы с конвейера Минского завода лет на двадцать раньше. Шагая по гладкому асфальту, я невольно по­ грузился в воспоминания о прошлом. Мне вспом­ нился день, когда я со своими ровесниками впер­ вые в маленьком станционном поселке Иркут­ ской области увидел автомобиль. Он промчался по тракту, поднимая тучи пыли. Было это в 1930 году. — Господи, что это за оказия? — перекрести­ лась тогда соседская старушка. А сейчас подвигами советских космонавтов восхищается весь мир. Величие и силу родного народа воспел фильм «Русское чудо». Трудно передать впечатление, которое остается после его просмотра. Этим летом я посетил ВДНХ. Около одного из павильонов заметил на скамейке возле бу­ шующего живописного фонтана пожилую жен­ щину. Она плакала. Я, присев на скамейку, спро­ сил: — Вам нездоровится? Женщина посмотрела на меня и, слегка улыб­ нувшись, попросила: — Поговорите немножечко со мной! Она оказалась американской туристкой, быв­ шей жительницей Гомельской губернии. — Не узнаю Россию, — тихо сказала она. — И вверху, и на земле — кругом чудеса. А какой народ! Какие, все веселые, нарядные, здоровые. Не то, что в двадцатом году. А вот мы, русские, там, в Америке, все такими же остались. В это время вдруг из всех репродукторов за­ звучала торжественная музыка. Все встали и потянулись к громкоговорителям. А через не­ сколько минут громкий торжественный голос Левитана известил о полете в космос советского человека Валерия Быковского! — Еще одно великое русское чудо! — сказала женщина, опустившись на скамью. „.Проводив взглядом станки, уже погруженные на автомашины, все еще находясь под впечат­ лением кинофильма, я вошел на территорию за­ вода. Возле стенда, на котором помещается стенная газета «Комсомольский пост», увидел группу рабочих. Они рассматривали карикатуры на двух токарей, нарушивших трудовую дис­ циплину. Невольно подумал: — Если бы каждый труженик не забывал о том, как все нам доставалось, таких бы проступ­ ков не было. Так пусть же фильм «Русское чудо» еще и еще раз напомнит о том, что все, что имеет наша Родина, создано руками миллионов, уверенно шагающих вперед, в великое, уже недалекое коммунистическое будущее. м. клим ко , мастер Станкостроительного завода. Тень «хозяина земли Русской», вконец измучившего Россию, еще давит на плечи тружеников. «На­ следство тяжело и страшно. Лачуги в полувымерших деревнях. Ободран­ ные казармы для рабочих. И пять городов, в которых руками обездо­ ленных Николай Романов создавал свое дутое могущество. Сам он купается, фотографирует домочадцев. А на шахтах Донбасса саночники на четвереньках везут по длинным штрекам многопудовые сани с углем. Сам он, сыто икая, пишет в дневник: «Долго спали. В особенности я: до десяти часов». А на промыслах Баку тонут в нефти доведенные до изнеможения добыт­ чики. Сам он принимает розы от раскормленных помещиков. А впа­ логрудые крестьяне едят солому. Сам он .перебрасывает теннисный мяч Перез сетку. А завшивленные .солдаты гибнут в бесконечных боях «За веру, царя и отечество». Чувствует царь, что живет на вулкане. Толстыми пачками лежат фотографии в полицейских управ­ лениях. Мужчины и женщины. В анфас и в профиль. Тысячи людей идут на каторгу. Они умирают от болезней, замерзают, но не сдают­ ся. Царь жесток. Царь беспоща­ ден. Виселицы и трупы расстрелян­ ных «украшают» Россию от Петер­ бурга до Лены. Но загремело: «Да здравствует власть Советов!», и на­ стоящий хозяин земли Русской — народ — объявился. ...Нет в фильме громких фраз, напыщенных или трескучих. Дикто­ ры словно нарочно говорят «ней­ тральными» голосами, едва окра­ шенными то сарказмом, то гневом, то болью и ненавистью. Они не ме­ шают думать. Они просто сообща­ ют цифры и факты. До просмотра фильма я и не предполагал, что сухие цифры мо­ гут быть настолько живыми. Трид­ цать тысяч помещиков и шестоде- сят пять миллионов крестьян вла­ дели до революции одинаковым ко­ личеством земли. Два миллиона пу­ дов зерна и тысячу двести вагонов с продовольствием награбили гер­ манские бандиты на Украине, при­ дя «защищать *ее от большевиков» Четырнадцать пятнадцатых терри­ тории Советской России сумели за­ хватить интервенты и белые. В этих цифрах все: И злейшая не­ справедливость царского режима, и хищная жадность мирового импе­ риализма, и стальная стойкость мо­ лодой республики. А факты? Двор Александровского централа. Канда­ лы на революционерах. Хвостатая плетка в руках палача. Соха на унылом поле. Изможденное лицо нефтяника. Англичане в Архангель­ ске. Японцы и американцы в Сиби­ ри. Колчак в Приуралье. Французы к о л а , ж в т о р о г о КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА Создается гигант современной ме­ таллургии — Магнитогорский металлурги­ ческий комбинат . на Черном море. «Зеленые», «си­ ние, «белые»... Они щеголяют в крагах, раскатывают на т;Ннках и аэропланах. А Красная Армия вою­ ет босиком. Оружие партизан — пушки из водопроводных труб, ду­ бины и косы. Кто победит? Неисто­ во мчится в атаку Красная конни­ ца. По-сибирски деловито бьют ка­ рателей партизаны. И вот уже уби­ раются восвояси незванные замор­ ские гости. Американский матрос быстро сворачивает полосатый флаг, будто боится и его похоронить в этой непонятной стране, где каж­ дый куст стреляет в неприятеля. Страна, где совершается чудо. Голод. Очереди за микроскопиче­ ским кусочком хлеба. Дети роются в мусоре. Разруха. Но самые стой­ кие уже поднимают на ноги гро­ мадную Россию. Такие, как комму­ нист • Бураков, которому пришла мысль о субботниках, положивших начало движению в коммунизм. И уже люди задумываются, как до­ гнать и перегнать Америку. В Америке «форды» лихорадочно выскакивают из распахнутых пас­ тей заводов. В Советской России вручную собирают первый автомо­ биль. В Америке системы механизмов. В Советской России тачки и носилки... Но прошли годы—и первый косми­ ческий корабль взлетает не с аме­ риканской а с советской земли. Первый космонавт — советский гражданин. И шумит ликующая ла­ вина жизнерадостных людей, встречая его в красавице-Москве. Это —* чудо! Это — не затейли­ вая вязь досужего вымысла, а са­ мая что ни на есть подлинная правда, бережно донесенная до нас талантливыми художниками. В фильме нет пейзажных зарисо­ вок. Внешняя красота России — огромная тема, ждущая своих Торн­ дайков. Но ее внутренняя красота, духовная сила людей, населяющих гигантские просторы, раскрыта с по­ трясающей убедительностью. Фильм — черно-белый. Авторов не соблазнила возможность изобразить в цвете пестроту господских наря­ дов и лохмотья крестьян. Они из­ бежали лубочности, создав по-на­ стоящему реалистический фильм. Все в нем: и текст, и монтаж кад­ ров, и музыка направлено к одно­ му: показать, что может сделать народ, сбросивший со своих плеч вековое иго угнетения, нищеты и бесправия. А какая музыка! То игривые, то грозные, то скорбные аккорды за­ ставляют жить самые рядовые фо­ тоснимки. В каждой семье есть свой аль­ бом. Приходит гость, и ему, как самое интересное, подают фолиант с семейными фотографиями. В них история семьи. В «Русском чуде»— история страны. И вся она проходит перед гла­ зами, когда пересмот­ ришь редкие кадры, до­ бытые неутомимыми ав­ торами. Как-то «Комсомоль­ ская правда» проводила опрос по анкете «Что бы вы взяли на другую пла­ нету'?» Я бы уверенно взял «Русское чудо» как визитную карточку на­ шей страны. И когда первый советский звездо­ лет ринется во Вселен­ ную, на его борту обяза­ тельно будет «Русское чудо», если, конечно, талантливые киномастера не создадут более пре­ красный рассказ о Рос­ сии. Нет предела гению человека, его возмож­ ностям, если его воо­ душевляют в е л и к не идеи коммунизма. 10— 12 часов в сутки тянул этот тру женик тяжелые трехсот­ килограммовые сани с угле м. ) < А*—*-- 65 миллионов крестьян дол жны были обходиться деревянным плугом — сохой . В. ВОЛОБУЕВ, инженер ВН ИИ Г!Втормета. Рядовая биография ] Создатели «Русского чуда» Ан- ; нели и Андрэ Торндайк в своем] фильме показали историю жизни ^ советского ученого с мировым 1 именем В. С. Емельянова. Кор-1 респондент ТАСС обратился к | тов. Емельянову с просьбой рас - 4 сказать о встречах с немецкими ; кинематографистами и о том, как 1 создавалась эта часть фильма. < — Несколько лет назад, — ска- ; зал ученый, — работники Мини-! стерства культуры попросили ме- « ня оказать содействие товарищам : Аннели и Андрэ Торндайк, сни- ; мавшим фильм о Советском Со- ; юзе, и ознакомить их со строи- ! тельством Ново-Ворон е ж с к о й ! атомной электростанции. Мне ка- < залось, что в такой картине дол-< жен быть отражен гигантский | путь, проделанный нашей страной < в исторически короткие сроки — < от лучины до атомной энергетики. < Когда ко мне пришел А. Торн-; дайк, я сказал ему: а знаете, что; я бы сделал на вашем месте? Я < попытался бы найти строителя с 1 обычной биографией советского | человека, и пусть 0 « расскажет< о своей жизни. Глаза Торндайка загорелись: к ; чему мне искать строителя? Вот ; вы о себе и расскажите! Немецкие кинодокументалисты: выполнили удивительную, я бы ; сказал, гигантскую работу. Пе-< редо мной словно ожило: далекое детство, обстановка, в; которой влачили существование; мои родные. Немецкие товарищи ! правдиво показали мой жизнен-.: ный путь —от простого рабочего ; бакинской телефонной станции до • ученого. В советской действитель-: ности это не чудо, а закономер- ; ность, рядовая биография чело- ; века моего поколения. Ст р аницы истории Мы изучали историю. Знали о по­ ходах Юденича, Колчака, Врангеля. Мы читали стихи поэта: «...пан и барон... шли от шестнадцати разных сторон». Но все это было как-то «книжно» и сухо, и не давало возможности ярко представить великую эпоху ре­ волюции, ощутить сердцем подвиг наших отцов. Но вот смотришь фильм «Русское чудо», и оживают страницы истории. Когда голос диктора называет ко­ личество интервентов и численность белых армий, то становится страш­ но. «Неужели выстоят эти люди, обутые в лапти? Как же они смогут победить?» И происходит чудо. Плохо воору­ женная и бедно одетая Красная Армия начинает громить интервен­ тов и всех Юденичей, колчаков, Врангелей. Примечательны кадры, на которых показан один из сборных пунктов Красной Армии. Сотни и сотни ра­ бочих и крестьян идут сюда, чтобы стать на защиту революции. И сра­ зу становится понятным «чудо». Когда революцию делает народ, его победить нельзя ни заморским тан­ кам, ни белогвардейским наемни­ кам. Каждый кадр, раскрывающий борьбу наших отцов за светлое бу­ дущее, вызывает гордость. И возни­ кает желание быть похожими на них, сумевших не только отстоять социа­ листическую Родину, но и восстано­ вить разрушенное хозяйство. Мне приходилось встречать книги, в которых желторотые юнцы сквозь зубы говорят о своих непонятно в чем провинившихся «предках». Но разве не наши отцы сделали так, что впервые соху мы увидели не в жизни, а на экране? Разве не наши отцы 12 апреля остались на коммунистический суб­ ботник, чтобы наше поколение че­ рез сорок два года в этот же день взмыло к звездам? Мы гордимся теми, чьи мужест­ венные лица прошли перед нашими глазами. И очень благодарны по­ становщикам фильма, которые до­ несли до нас суровое и великолеп­ ное время революции. Г. КАЗАКОВ, член областного литературного объединения. 13 августа 1963 г., М 189 (2778? Л Е Н И Н С К О Й З Н А М Я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz