Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

19 т е м 1963 г., X I 168 (27571 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С е г о д н я — 7 0 л е т со д н я р о ж д е н и я В. В. М а я к о в с к о г о РЕВОЛЮЦИЕЙ МОБИЛИЗОВАННЫЙ | Г ПРИЗВАННЫЙ & ☆ ' “ Ч УЧн/ г Н е п р и м и р и м ы й , в о в у щ и й и с т р а с т ­ н ы й , в с е г д а в д в и ж е н и и , в б о р ь ­ б е — т а к и м п р е д ­ с т а е т п е р е д н а м и В л а д и м и р М а я к о в с к и й , в с ю с в о ю з в о н к у ю с и л у п о э т а о т д а в ш и й а т а к у ­ ю щ е м у к л а с с у . Ч у в с т в о в ы с о к о й г р а ж д а н с т в е н н о с т и о п р е д е л я е т п а ­ ф о с е г о п о э з и и . Б е с п о щ а д н ы й в р а г « ч и с т о г о и с к у с с т в а » , о н и д е т с н а м и * б о е в о м с т р о ю , и в с е с т о т о м о в е г о п а р т и й н ы х к н и ж е к м е т к о б ь ю т п о н а ш е м у и д е й н о м у п р о т и в н и к у . О с т р о е о щ у щ е н и е п р о т и в о р е ч и й ж и з н и Р о с с и и п р е д о к т я б р ь с к и х л е т , ж а ж д а д е й с т в и я р а н о п р и в е л и М а я ­ к о в с к о г о н а п у т ь р е в о л ю ц и о н н о й б о р ь б ы . Ж а д н ы й и н т е р е с к м а р к ­ с и с т с к о й л и т е р а т у р е п о м о г а л п о ­ н я т ь , « в ...к а к о м с р а ж а т ь с я с т а н е » . У ж е р а н н я я п о э з и я В л . М а я к о в с к о г о н а с ы щ е н а с о ц и а л ь н ы м и м о т и в а м и , п р о н и к н у т а д у х о м г р а ж д а н с т в е н н о ­ с т и . П о э т п о к а з ы в а е т у р о д с т в о б у р ­ ж у а з н о г о м и р а , у т в е р ж д а е т в е р у в ч е л о в е к а , в с п р а в е д л и в о е б у д у щ е е . «Я ж и р н ы х с д е т с т в а п р и в ы к н е н а ­ в и д е т ь » ,— т а к в ы р а з и л М а я к о в с к и й с в о е о т н о ш е н и е к г о с п о д с т в у ю щ е м у б у р ж у а з н о м у к л а с с у . М . Г о р ь к и й р а д о с т н о п р и в е т с т в о ­ в а л м о щ н ы й г о л о с М а я к о в с к о г о , в л а с т н о в т о р г ш и й с я в п о э з и ю . В М а ­ я к о в с к о м о н у в и д е л о г р о м н ы й т а ­ л а н т и п р и в л е к п о э т а к с о т р у д н и ч е ­ с т в у в а н т и в о е н н о м ж у р н а л е « Л е т о - „ п и с ь » . Г о р ь к и й с р а з у о т д е л и л М а я ­ к о в с к о г о о т ф у т у р и с т о в , э т и х о т о р ­ в а н н ы х о т н а р о д а м е л к о б у р ж у а з н ы х а н а р х и с т о в в и с к у с с т в е . З а л п ы п е р в о й м и р о в о й в о й н ы 'М а я к о в с к и й в с т р е т и л о б р а щ е н и е м к а н т и и м п е р и а л и с т и ч е с к и м т е м а м и м о т и в а м . В с т и х о т в о р е н и я х « Г и м н о б е д у » , « М о е к э т о м у о т н о ш е н и е » и д р у г и х о н г н е в н о о б л и ч а е т т е х , к т о р а з в я з а л в о й н у и к о м у о н а н е с е т п р и б ы л и . В т о ж е в р е м я п о э т п о к а ­ з ы в а е т г о р е и с т р а д а н и я н а р о д а , н а п л е ч и к о т о р о г о с в а л и л а с ь в с я т я ­ ж е с т ь в о й н ы . В 1 9 1 5 г. б ы л о н а п и с а н о п е р в о е к р у п н о р п р о и з в е д е н и е М а я к о в с к о г о — « О б л а к о в ш т а н а х » , к о т о р о е в ы ­ с о к о о ц е н и л Г о р ь к и й . И д е й н о -х у д о ­ ж е с т в е н н а я с и л а э т о й р а н н е й п о э м ы з а к л ю ч а е т с я п р е ж д е в с е г о в т о м , ч т о в н е й п о э т п о к а з а л б о л ь ш у ю с о ц и а л ь н у ю т р а г е д и ю ч е л о в е к а , в о с ­ с т а в ш е г о п р о т и в б у р ж у а з н о г о с т р о я с е г о п р о д а ж н о й м о р а л ь ю ,* с е г о р а с т л е н н ы м и с к у с с т в о м , л ж и в о с т ь ю и л и ц е м е р и е м р е л и г и и . В м е с т е с т е м п о э м а н а п о л н е н а р е в о л ю ц и о н ­ н ы м о п т и м и з м о м , б о е в о й ж и з н е у т ­ в е р ж д а ю щ е й с и л о й . П о э т п и ш е т о р е в о л ю ц и и , к а к о р е а л ь н о м б л и з ­ к о м б у д у щ е м и п р и з ы в а е т к б о р ь ­ б е . В п р е д д в е р и и с о ц и а л и с т и ч е с к о й р е в о л ю ц и и М а я к о в с к и й в с е о с т р е е п о н и м а е т с о ц и а л ь н ы е з а д а ч и п о э з и и . В С Е ГД А В СТРОЮ Н а р а с т а е т г р а ж ­ д а н с к и й п а ф о с и б о е в а я р е в о л ю ц и ­ о н н а я н а п р а в л е н ­ н о с т ь е г о т в о р ч е ­ с тв а . П о э т н а н о с и т г н е в н ы е у д а р ы п о ф о р м а л и с т и ч е с к о м у 4 Г " Г. Л У К А Н О В , кандидат филологических наук доцент Липецкого пединститута. и с к у с с т в у , - I К а к живой с живыми... Т Выражением любви народа к • Владимиру Маяковскому яв- 1 ляется библиотека-музей, создан- Т ный в доме, где он жил. Здесь ♦ тщательно собирается и изучает- 1 ся все, что связано с его жизнью ^ и творчеством. В открывшейся 17 июля новой экспозиции музея представлены документы, автографы произве­ дений, «Окна РОСТа», афиши, плакаты, первые издания книг, воспоминания современников. Они дают широкие возможности для изучения и пропаганды твор­ чества поэта. В первом разделе — материа­ лы о детстве и юности: фотогра­ фии Багдади, где родился поэт, Кутаисской гимназии, документы первых лет жизни в Москве. По­ сетители видят регистрационную ^ карточку, заведенную на Ма- | яковского Московским охранным * отделением, постановление от 18 января 1909 года, в котором го ворится: «...Признать... Владими ра Владимировича Маяковского ^ вредным для общественного по- } рядка и спокойствия.., заключить | под стражу». I Посетители видят первую ^ 1 книжку стихов поэта «Я!» С о б -| ?ложкой, оформленной им самим,* | и поэму «Облако в штанах», вы- ] шедшую в 1915 году с цензурны-| значитель-* п о в с е м т е м , к т о н е ж е л а я в и д е т ь с о ­ ц и а л ь н о й б о р ь б ы в п о э з и и , « ч и р и ­ к а ю т , к а к п е р е п е л ы ...» В п о э м е « В о й н а и м и р » (1 9 1 5 г.), б е с п о щ а д н о р а з о б л а ч а я р а з б о й н и ­ ч и й х а р а к т е р и м п е р и а л и с т и ч е с к о й б о й н и , М а я к о в с к и й п о к а з ы в а е т , ч т о з а х в а т н и ч е с к и е в о й н ы з а л о ж е н ы в с а м о й п р и р о д е к а п и т а л и с т и ч е с к о г о с т р о я . В е л и к а я О к т я б р ь с к а я с о ц и а л и с т и ­ ч е с к а я р е в о л ю ц и я о б о г а т и л а п о э з и ю М а я к о в с к о г о н о в ы м с о д е р ж а н и е м . Н о в а т о р с т в о в е л и к о г о о с н о в о п о л о ж ­ н и к а с о ц и а л и с т и ч е с к о й п о э з и и в ы ­ т е к а е т и з с а м о г о н о в а т о р с к о г о д у ­ ха р е в о л ю ц и о н н о г о т в о р ч е с т в а т р у ­ д я щ и х с я м а с с , о т к р ы в ш и х э р у « в е с ­ н ы ч е л о в е ч е с т в а » , э р у с т р о и т е л ь с т в а к о м м у н и з м а . « М о я р е в о л ю ц и я !» — в о с т о р ж е н н о п р и в е т с т в о в а л п о э т В е л и к и й О к т я б р ь . Н а з ы в а я с е б я п о э ­ т о м , « р е в о л ю ц и е й м о б и л и з о в а н н ы м и п р и з в а н н ы м » , М а я к о в с к и й г л у б о к о в ы р а ж а л э т и м , п о н и м а н и е з а д а ч н о ­ в о г о с о ц и а л и с т и ч е с к о г о и с к у с с т в а . П о э т г о р д и л с я т е м , ч т о с е г о с т и ­ х а м и р е в о л ю ц и о н н ы е р а б о ч и е и м а т р о с ы ш л и н а ш т у р м З и м н е г о . В О к т я б р ь с к о й р е в о л ю ц и и М а я ­ к о в с к и й в и д е л о с у щ е с т в л е н и е в е к о ­ в ы х ч а я н и й и н а д е ж д н а р о д а , о с у ­ щ е с т в л е н и е с в о е й м е ч т ы о с в о б о д ­ н о й п о э з и и , с л у ж а щ е й н е д е с я т и т ы ­ с я ч н о й в е р х у ш к е , а м и л л и о н а м и д е с я т к а м м и л л и о н о в т р у д я щ и х с я . У ж е к первой годовщине Октября появилась пьеса Маяковского «Ми­ стерия-Буфф», где в аллегорической форме изображены героические со­ бытия революции и с большой сати­ рической силой показано крушение старого мира. Финал Пьесы звучит гимном мирному, свободному, вдох­ новенному, коллективному труду: « С т р у д о м л ю б о в н ы м п р и н и к н е м к з е м л е В се , д о р о г а к о м у о н а , Х л е б т е с ь п о л я ... С л а в ь с я , с и я й , с о л н е ч н а я н а ш а К о м м у н а » . Ч е к а н н о п е р е д а ю т п о с т у п ь р е в о ­ л ю ц и и , е е п о б е д н ы е ш а ги о в е я н н ы е р о м а н т и к о й г е р о и ч е с к о й б о р ь б ы с т и х и , о д ы и м а р ш и п е р в ы х п о с л е ­ р е в о л ю ц и о н н ы х л е т. Г л у б о к и м с м ы с ­ л о м н а п о л н е н ы с т р о к и и з « Л е в о г о м а р ш а » : « Т а м , з а г о р а м и г о р я , С о л н е ч н ы й к р а й н е п о ч а т ы й ... З а г о л о д , з а м о р а м о р е Ш а г м и л л и о н н ы й п е ч а т а й » . В г о д ы г р а ж д а н с к о й в о й н ы и вое» с т а н о в л е н и я н а р о д н о г о х о з я й с т в а М а я к о в с к и й о т д а е т с в о й т а л а н т р е ­ ш е н и ю т о й т р у д н о й з а д а ч и , к о т о р у ю с а м п о э т о п р е д е л и л с л о в а м и : « в ы ­ в о л о ч ь р е с п у б л и к у и з гр я з и » . Д е я ­ т е л ь н о с т ь М а я к о в с к о г о в « О к н а х Р О С Т а » с л у ж и т з а м е ч а т е л ь н ы м п р и ­ м е р о м д л я п и с а т е л е й — н а ш и х с о в ­ р е м е н н и к о в , у ч и т , к а к н у ж н о в м е ­ ш и в а т ь с я в с а м у ю г у щ у с о б ы т и й ж и з н и , к а к с д е л а т ь с в о е т в о р ч е с т в о п о л е з н ы м н а р о д у . В т о ж е в р е м я п о э т с т р е м и т с я г л у б о к о о с м ы с л и т ь с п о з и ц и й м а р к ­ с и с т с к о - л е н и н с к о г о м и р о в о з з р е н и я о п ы т р е в о л ю ц и и и г р а ж д а н с к о й в о й ­ н ы . Т а к с о з д а е т с я м о н у м е н т а л ь н о е э п и ч е с к о е п р о и з в е д е н и е о г и г а н т ­ с к о м с о ц и а л ь н о м к о н ф л и к т е , к о т о ­ р ы й п р о и с х о д и т в м и р е , п о э м а о с х в а т к е д в у х м и р о в — « 1 5 0 .0 0 0 .0 0 0 » . В з н а м е н и т о м « П р и к а з е № 2 п о а р м и и и с к у с с т в » М а я к о в с к и й о п р е ­ д е л я е т з а д а ч и с о в е т с к о й п о э з и и . О н в е л н е п р и м и р и м у ю и п о с л е д о в а ­ т е л ь н у ю б о р ь б у п р о т и в р а з л и ч н ы х л и т е р а т у р н ы х г р у п п и р о в о к , о т к р ы ­ т о и л и з а м а с к и р о в а н н о в ы с т у п а в ­ ш и х п р о т и в п о л и т и к и п а р т и и в о б ­ л а с т и л и т е р а т у р ы и и с к у с с т в а . О н г н е в н о в ы с м е и в а л в с е х э т и х « ф у - т у р и с т и к о в , и м а ж и н и с т и к о в , а к м е и - с т и к о в » , о т о р в а н н ы х о т н а р о д а , н е ж е л а в ш и х с л у ж и т ь р е в о л ю ц и и . « П о ­ ка в а с п р и к л а д а м и н е п р о г н а л и , — с у р о в о п р е д у п р е ж д а л и х М а я к о в ­ с к и й , — б р о с ь т е !» Идейно-художественную силу сво­ их стихов гигант революционной поэзии измерял их полезностью «Я м е р я ю п о к о м м у н у д л я д е л а с т р о и ­ т е л ь с т в а к о м м у ­ н и с т и ч е с к о г о о б ­ щ е с т в а . В « П о с л а ­ н и и п р о л е т а р с к и м п о э т а м » М а я к о в ­ с к и й п и с а л : к о м м у н е с т и х о в с о р т а , купюрами самых | ми 1 НЫХ СТРОК. ^ Центральный стенд Тпосвящен теме «Ленин выставки ? в творче-1 стве Маяковского». Здесь уве- ] личенная фотография Владими- ♦ ра Ильича, та, что висела над 1 столом в рабочем кабинете поэта. ! Там и родилось стихотворение♦ «Разговор с товарищем Лени-1 ным». В экспозиции — страницы ] записных книжек со строчками к | поэме «Владимир Ильич Ленин». * Много места уделено поэме «Хо- ] рошо». | Маяковский-художник, Ма- * яковский-драматург — этим об- ; ластям творчества поэта отве- ? дено много места на выста»ке. | Очень большой интерес представ-I ляет попытка работников музея * рассказать о творческой лабора- | тории. Здесь книга «Как делать ; стихи», страницы из блокнотов с ! заголовками тем, записи разных | рифм, следы работы над строфой, I ♦ различные редакции стихов. Ма- ? *териал наглядно показывает мно- * ^ готрудную*работу поэта. * ♦ Частью новой экспозиции яв- Т * ляются и две мемориальные к о м -♦ ] наты — столовая и кабинет, где * 1 все сохранено в том виде, как } | было при жизни поэта. | | Завершает выставку большой | | раздел «.Маяковскип сегодня». ] | Здесь представлены книги поэта, ? * изданные в нашей стране ти ра -| Т жом почти 45 миллиойов экземп- * ± ляров, на 58 языках народов ♦ I СССР и 39 языках зарубежных^ 4 стран. ] $ П. КОСОЛАПОВ, Г I (корр. ТАСС). | I I д у ш а п о т о м у в л ю б л е н а ...» Р а з в и в а я с л а в н ы е т р а д и ц и и г р а ж ­ д а н с т в е н н о с т и , п р и с у щ и е п е р е д о в о й р у с с к о й л и т е р а т у р е , о н у ч и л и у ч и т п о э т о в в и д е т ь в х у д о ж е с т в е н н о м с л о в е « п о л к о в о д ц а ч е л о в е ч ь е й с и ­ л ы » , п о д ч и н я т ь б о е в о е , с т р а с т н о е с л о в о п о э з и и з а п р о с а м м а с с . «Я з н а ю с и л у с л о в , Я з н а ю с л о в н а б а т ...» , — в д о х н о в е н ­ н о п и с а л М а я к о в с к и й . Д л я н е г о п а ­ ф о с п о э з и и — б о р ь б а , е е с и л а — в с в я з и с ж и з н ь ю . И с т и н н а я п о э з и я , п о г о р я ч е м у у б е ж д е н и ю в е л и к о г о п о э т а , д о л ж н а б ы т ь д л я н а р о д а и с ­ т о ч н и к о м с в е т а , р а д о с т и , д о л ж н а о с ­ в е щ а т ь п у т ь „в б у д у щ е е . « И м ы — р е а л и с т ы , Н о н е н а п о д н о ж н о м к о р м у , н е с м о р д о й , у п е р ш е й с я д н и з . М ы — в н о в о м г р я д у щ е м бьТту, п о м н о ж е н н о м н а э л е к т р и ч е с т в о и к о м м у н и з м » . З д е с ь м ы в и д и м г л у б о к о е о с о ­ з н а н и е п о э т о м т о г о , ч т о н а ш е с о ­ ц и а л и с т и ч е с к о е и с к у с с т в о — ж и в о е , о р г а н и ч е с к о е е д и н с т в о р е а л и з м а и р е в о л ю ц и о н н о й р о м а н т и к и . М о г у ч и й у м , т а л а н т и г о р я ч е е с е р д ц е п о э т а с о с о б о й с и л о й р а с ­ к р ы л и с ь в с о з д а н и и о б р а з а В. И . Л е н и н а , р а в н о г о к о т о р о м у н е т в м и р о в о й л и т е р а т у р е . Д л я М а я к о в ­ с к о г о Л е н и н б ы л с в е т о ч е м , м а я к о м , к о т о р ы й о с в е щ а л е м у п у т ь в р е в о ­ л ю ц и ю . «Я в Л е н и н е м и р а в е р у с л а в л ю И в е р у м о ю » , — п и с а л п о э т в 1 92 0 г. в с т и х о т в о р е н и и «В. И . Л е ­ н и н » . П о с л е с м е р т и в о ж д я М а я к о в с к и й с о з д а л с в о е с а м о е в ы д а ю щ е е с я п р о и з в е д е н и е , в д о х н о в е н н у ю п о э м у « В л а д и м и р И л ь и ч Л е н и н » .' П о э м а п о к о р я е т с в о е й п а р т и й н о й с т р а с т ­ н о с т ь ю , г л у б о к о й и с т о р и ч е с к о й п р а в д и в о с т ь ю , н а р о д н о с т ь ю , м а р к ­ с и с т с к о - л е н и н с к и м п о н и м а н и е м р о л и н а р о д н ы х м а с с и л и ч н о с т и в и с т о ­ р и и . Л е н и н М а я к о в с к о г о — э т о « с а ­ м ы й ч е л о в е ч н ы й и з п р о ш е д ш и х п о з е м л е л ю д е й » . О б р а з р е в о л ю ц и о н ­ н о г о в о ж д я р а с к р ы в а е т с я в п о э м е к а к о б р а з р е в о л ю ц и о н н о г о г у м а н и ­ с т а : « О н к т о в а р и щ у м и л е л л ю д с к о ю л а с к о й , О н к в р а г у в с т а в а л ж е л е з а т в е р ж е » . О б р а з н а р о д а и л ю б и м о г о и м в о ж д я с л и в а ю т с я в е д и н о м в е л и ч е ­ с т в е н н о м о б р а з е п а р т и и . П о э м а « В л а д и м и р И л ь и ч Л е н и н » — п р о и з в е д е н и е о г р о м н о й ж и з н е ­ у т в е р ж д а ю щ е й с и л ы , п р о с л а в п я ю - щ е е и д е и м а р к с и з м а -л е н и н и з м а . Ж и в о т в о р н ы й с о в е т с к и й п а т р и о ­ т и з м н а ш е л с в о е с а м о е ш и р о к о е и п о л н о е в ы р а ж е н и е в п о э з и и М а я ­ к о в с к о г о . Н а и б о л ь ш е й г л у б и н ы и х у д о ж е с т в е н н о с т и в р а с к р ы т и и э т о й т е м ы п о э т д о с т и г в п о э м е « Х о р о ­ ш о » , н а п и с а н н о й к д е с я т и л е т и ю О к ­ т я б р я . П о э т с ч и т а л э т о п р о и з в е д е ­ н и е « с в о е й п р о г р а м м н о й в е щ ь ю » . М а я к о в с к и й с л а в и т с о ц и а л и с т и ч е ­ с к о е О т е ч е с т в о , с т р а н у в е л и к и х с т р о ­ е к и о с у щ е с т в л е н и я с а м ы х д е р з к и х п л а н о в . П о э т р и с о в а л к о м м у н и з м к а к « в е с н у ч е л о в е ч е с т в а » , к а к « м о ­ л о д о с т ь м и р а » . « К о м м у н и з м ... в о з в о д и т ь м о л о ­ д ы м » , — с э т и м и п р и з ы в н ы м и с л о ­ в а м и , « к а к ж и в о й с ж и в ы м и т о г о р я » , о б р а щ а е т с я п о э т к н а ш е й м о ­ л о д е ж и . П р о т и в в с е го о т ж и в ш е г о , к о с н о г о , с т о я щ е г о н а п у т и к к о м м у н и з м у , п р о т и в в н у т р е н н и х и в н е ш н и х в р а ­ г о в н а ш е г о с т р о я ж и з н и п о э т о б р у ш и в а л с а т и р у , « о р у ж и я л ю б и м е й ш е - го р о д » . С м е х М а я к о в с к о г о б ы л г р о з н ы м с м е х о м . М а я к о в с к и й - с а - т и р м к п р и у м н о ж и л т р а д и ц и и Г р и б о ­ е д о в а , Г о го л я , Н е ­ к р а с о в а и С а л т ы ­ к о в а - Щ е д р и н а . Д е в я т ь р а з М а я ­ к о в с к и й п е р е с е к а л з а п а д н ы е р у б е ж и н а ш е й Р о д и н ы . Н о г д е б ы н и б ы л п о э т -п а т р и о т : в Г е р м а н и и и л и в о Ф р а н ц и и , в И с п а н и и и л и н а К у б е , в М е к с и к е и л и в С Ш А — в с ю д у о н в ы с т у п а л п о л п р е д о м с в о е й с в о б о д ­ н о й с т р а н ы , п о л п р е д о м н о в о г о м и р а , п о к а з ы в а я з а м е ч а т е л ь н ы й п р и ­ м е р д о с т о и н с т в а с о в е т с к о г о г р а ж д а ­ н и н а . В п р о и з в е д е н и я х о б А м е р и к е М а я к о в с к и й с о г р о м н о й о б л и ч и ­ т е л ь н о й с и л о й п о к а з ы в а е т к р и ч а щ и е п р о т и в о р е ч и я т а к н а з ы в а е м о г о « а м е р и к а н с к о г о о б р а з а ж и з н и » , в с к р ы в а е т л ж и в о с т ь и л и ц е м е р и е б у р ж у а з н о й д е м о к р а т и и . В а м е р и ­ к а н с к о м и м п е р и а л и з м е о н в и д е л о п а с н ы й о ч а г м и р о в о г о в о е н н о г о п о ж а р а и п р и з ы в а л с о в е т с к и х л ю д е й к б д и т е л ь н о с т и . П е р е ч и т ы в а я М а я к о в с к о г о , ч у в с т ­ в у е ш ь о г р о м н у ю з л о б о д н е в н о с т ь е г о с т и х о в . Б у д т о о н и н а п и с а н ы с е ­ г о д н я ! В ы с о к а я и д е й н о с т ь , п а р т и й ­ н о с т ь т в о р ч е с т в а п о э т а д е л а ю т е г о и с е г о д н я а к т и в н ы м б о р ц о м з а к о м ­ м у н и з м . И с е г о д н я т р у д М а я к о в с к о ­ го « в л и в а е т с я в т р у д ... р е с п у б л и ­ ки » . Было это со мной в Сибири. Руки, сжимающие черенок лопаты, ныли от усталости. Стана не разги­ балась. Четвертый час без единого перекура мы выравнивали котлован под «Кузнецкую комсомольскую» — новую домну на Кузнецком метал­ лургическом комбинате. Пошел дождь. Мы вбежали в ка­ кую-то дощатую постройку, устрои­ лись на ящиках, привалились к сте­ нам, уселись на корточки у ’ распах­ нутой двери. Молчали. Тяжелые струи впивались в рыжую землю, теплую майскую землю, отполиро­ ванную нашими лопатами. Кто-то спокойно, размеренно стал читать: По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат. Под старою телегою рабочие лежат. И слышит шепот гордый вода и под и над: ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ и м я Б юности я несколько раз, если можно тале выразиться, «заболевал поэзией» того или иного крупного поэта. Но если влияние такого ча­ родея стиха, как Есенин, со вре­ менем ослабевало, то стихи Мая­ ковского всегда волнуют, всегда звучат, кале революционный набат. Разве можно забыть, например, такие упругие, ка к шаг красно­ гвардейца, динамичные строки: «В наших жилах кровь, а не водица. Мы идем . сквозь револьверный лай, Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие громкие дела»? Поэзия Маяковского дышит ре­ волюционной грозой, ее ритм и боевое содержание передают гран­ диозный размах грядущего комму­ нистического строительства. В ней всюду, за каждой строкой, чувст­ вуется личность поэта. Человека с большой буквы. - В цельности лич­ ности Маяковского, в его беззавет­ ной преданности идеям коммунизма секрет его обаяния* поэтической силы, неувядаемой молодости его произведений. «Лет до ста расти нам без старости»,— как будто и сейчас рокочет своим раскатистым басом поэт-трибун, за­ певала советской поэзии. И как жалко, как смехотворно выглядят на мощном фоне его стихотворении выкрутасы некоторых современных стихотворцев - «новаторов», пе­ ренявших у Маяковского лишь фор­ мальную лесенку стихосложения! Вспомним, с каким чувством пре­ восходства бросил Маяковский свое уничтожающее: «... на буржуев смотрим свысока». А некоторые наши скороспелые поэты и «рано созревшие молодые люди», избалованные ухаживаниями некоторых «восторженных дам от литературы», нашли себе испове дальню в буржуазной прессе. Им ли причислять себя к ученикам Мая­ ковского?! Нет, говорит им народ. Маяковский жив, он вечно с на ми. И с особенной силой звучат в наши дни, в победные дни завоева­ ния советским народом новых кос мячееких высот, его бодрые, жизне утверждающие слова «Жизнь пре красна и удивительна!» Как много написал бы Владимир Владимирович о наших днях, какие гордые слова подыскал бы он для того, чтобы воспеть победную по ступь советского народа в коммуни стическое завтра! Маяковский шествует по земно му шару. И тонут, глохнут голо сишки «поэтических рвачей и вы жиг», маловеров и нытиков в мо гучем океане его поэзии. А. ВАСИЛЬЕВ, член областного литературного ^ > объединения, «Через четыре года здесь будет город-сад!» Голос был тоже очень гордый. Он словно встряхнул каждого. Задвига­ лись. заулыбались. Повернули голо­ вы к читающему. А он пробрался к двери и начал стаскивать с плеч свитер, весело приговаривая: Сливеют губы с холода. Но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад». И, впихнув в ящик свою одежду, парень выскочил под дождь. Через десять минут наши мокрые лопаты снова врезались в откос котлована... А потом, тоже в памятный день, когда самосвалы везли и везли жид­ кий бетон в «пень» фундамента домны, я видел, как один шофер, с хорошей злостью стиснув зубы, на­ качивал баллон. Он энергично скло­ нялся и выпрямлялся над насосом, зажатым под его подошвами. Жел­ тая рукоятка поршня блестела у не­ го в руках. А он говорил; Здесь встанут стройки стенами. Гудками, пар. сипи. Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь! Вокруг напряженно дышал десят­ ками плавильных печей, гнал в про­ катные станы раскаленную сталь всемерно известный Кузнецкий ме­ таллургический комбинат. Зеленое зарево тополей окутывало его и ' сливалось с' убранством улиц чудес- ного города шахтеров и металлург гов. Это жила, росла, трудилась ж и ­ вая, одушевленная иллюстрация к стихотворению Маяковского «Рас­ сказ о Кузнецкстрое и о людях Куз­ нецка». Поэт написал его в 1929 году. В это же время комсомолец Антон По­ лосухин. секретарь первой комсо­ мольской ячейки, писал в своем . дневнике; «Я счастливец: присутствую и переживаю преображение родного- края. А когда Кузнецкий завод за­ дымит и потечет стальная кровь, я с гордостью скажу: «Я был при его рождении. Я помогал строить его»* И если у парней начала шестиде­ сятых годов возникало такое же чувство: спасибо Маяковскому! Я . люблю его^ стихи. Я люблю его. Кок учителя. Как старшего брата. Умно­ го и сильного. По-мужски и креп­ ко. За правдивость и смелость, за ‘ ненависть к сюсюканью. За безу­ держное стремление к чистоте и свету на планете. Он передал мне великую гордость за то. что в руках у меня «молоткастый. серпастый советский паспорт», и твердую уверенность, что у сачен го неказистого поселка страны пре* красное будущее: Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, Когда такие люди э В стране советской есть! В . В О Л О Б У Е В , инженер. С а м ы й л ю б и м ы й Я п р и ч и с л я ю с е б я к т е м , к т о с ч и т а е т с е б я и с к р е н н и м п о ч и т а т е ­ л е м т в о р ч е с т в а В л а д и м и р а В л а д и м и ­ р о в и ч а М а я к о в с к о г о . И с е г о д н я , в з н а м е н а т е л ь н у ю д а т у е г о с е м и д е с я - ти л е т и я ^ о н с н а м и , « к а к ж и в о й с ж и в ы м и » . " . — О В. В . М а я к о в с к о м н а п и с а н о м н о ­ го х о р о ш и х , о б с т о я т е л ь н ы х к н и г , ' В с п о м н и м к н и г и П е р ц о в а , К а с с и л я , К а т а н я н а и м н о г и х д р у г и х . С о с т р а ­ н и ц э ти х к н и г в с т а е т п е р е д н а м и ж и в о й М а я к о в с к и й — Ч е л о в е к , П о э т , Г р а ж д а н й н . П р и жизни М а я к о в с к о г о о е го т в о р ч е с т в е б ы л о м н о г о г о р я ч и х с п о ­ р о в . " Н е к о т о р ы е к р и т и к и з а я в л я л и , ч т о е г о с т и х и н е я в л я ю т с я п о э з и е й , н е п о н я т н ы н а р о д у и т. д . К с о ж а ­ л е н и ю , и д о н а ш и х д н е й д о ш л и о т ­ г о л о с к и э т и х н а с т р о е н и й . Н о а р м и я п о ч и т а т е л е й М а я к о в с к о г о в с е р а с т е т . М а я к о в с к и й и с е й ч а с в п е р в ы х р я д а х с т р о и т е л е й к о м м у н и з м а , И с е й ч а с е г о г н е в н о е с л о в о р а х и т те х , к т о м е ш а е т н а ш е м у п о б е д н о м у д в и ж е н и ю в п е р е д . М ы л ю б и м М а я к о в с к о г о . М ы в с е г« д а п о м н и м е г о б е с с м е р т н ы е с т р о к и о гте р ти и : М ы г о в о р и м — , Л е н и н , подразумеваем — ’ • ~ - п а р т и я . М ы г о в о р и м — партия, п о д р а з у м е в а е м - ~ • Ланин? Д л я к а ж д о г о и з н а с М а я к о в с к и й с л у ж и т п р и м е р о м б е з з а в е т н о г о с л у ­ ж е н и я Р о д и н е . С. ЗАГОРОДНЕВ, служащий. Т А Л А Н Т И Т Р У Д В Е Л И К А Н А Когда в октябре 1917 года, вдень, ныне уже принадлежащий мировой истории, петроградские рабочие, сол­ даты - красногвардейцы и револю­ ционные балтийские моряки пошли на решающий штурм Зимнего двор­ ца, сквозь треск пулеметов прозву­ чала разом подхваченная тысячами голосов задорная и сердитая песен­ ка: «Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!». Песенку эту незадолго до исто­ рического штурма сочинил молодой поэт Владимир Маякоьскии. Маяковского называют великим поэтом социалистической революции. Это верно. Но Маяковский был не только великим певцом пролетар­ ской революции, но и одним из уди­ вительнейших явлений ее, заставив­ шим совершенно по-новому рассмот­ реть позиции литературы в общест­ ве и в государстве. История мировой литературы на­ поминает о том, что обычно великий поэт находился в оппозиции к пра­ вящему классу, к верхушке общест ва, к государственной власти. Эго было неизбежно долгими веками, по­ тому что истинный талант всегда отражает внутренние чаяния наро­ да. защищает права угнетенных, про­ тивопоставляет правящим кругам те «низы», где люди в труде и горьких лишениях проходят все круги дан- това ада, создаваемого условиями эксплуататорского строя. Но вот впервые в истории челове­ чества было создано государство трудящихся, где власть взял в свои крепкие, работящие руки сам народ. Резко сместились старые, веками сложившиеся представления о лич­ ности и коллективе, о государстве и обществе, о народе и власти. И поэт, который вошел в литературу как разрушитель, как бунтарь, не­ навидящий все способы принужде­ ния, стал пламенным провозвестни­ ком новой народной государственно­ сти, певцом боевой революционной дисциплины. Воспевая железную диктатуру пролетариата, Маяковский с искречним восхищением стал бор­ цом за принципы социалистического порядка, которые необходимо соблю­ дать. чтобы построить прекрасное будущее. — Мне наплевать на то, что я по­ эт, — сказал он однажды в серд­ цах. — Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услуже­ ние — заметьте, в услужение ■— се­ годняшнему часу, настоящей дейст­ вительности и про* воднику ее — Со- Л С В ветскому прави­ тельству и партии. Такая позиция породила и новую поэтическую фор­ му. Наивно полагать, что все нова­ торское значение гениальной поэзии Маяковского заключается в том, что поэт ввел новые сложные рифмы, установил особый принцип рифмов­ ки, основанной на сложных созву­ чиях, обретаемых в сочетании слов, прежде казавшихся не рифмующи­ мися. Или видеть революцию, произ­ веденную в поэзии Маяковским, лишь в нарушении старых устано­ вившихся размеров стиха или в осо­ бом способе начертания его ступен­ чатой строфой, строчками-лесенками. Нет, все эти нововведения — лишь технологические приемы. Маяковский заставил пересмотреть привычное отношение к стиху. Он увидел в поэзии не только отраже­ ние революции, но и ее вооружение. Он своей работой утвердил законы новой революционной эстетики. Ма­ яковский говорил, что поэзия может быть истинно прекрасной лишь тог­ да, когда она служит революции, народу, помогает делать прекрасной жизнь. Со всей решительностью от­ казывался он понимать, что произ­ ведение литературы или какого-ни­ будь иного искусства, направленное против революционного дела народа, может быть хорошим с точки зрения какой-то отвлеченной красоты. Вспоминается известный разговор Маякозекого с одним развязным мо­ лодым поэтиком, который показал Владимиру Владимировичу свои ви­ тиевато изысканные стихи. Автор желал услышать мнение Маяковско­ го о них. — Паршивые, отвратительные стихи, типично белогьапдейские! — сказал со всей присущей ему прямо­ той Маяковский, брезгливо возвра­ щая стихи автору. Но тот не сдавался: — Я вас не про содержание спра­ шиваю, Владимир Владимирович... Вы скажите, какова форма? — И форма такая же, — отвечал Маяковский. — С кокардой, с ак­ сельбантами, типично белогвардей­ ская форма. В своей краткой автобиографии Маяковский, рассказывая о том, ка­ кое впечатление еше в детстве про­ извели на него революционные сти- | хи в нелегальных прокламациях I тайно привезенных старшей сестрой, К а с с и л ь $ признался: «Сти­ хи и революция как-то объедини­ лись в голове». И объединились они для Маяковского на всю жизнь. Если хотя бы кратко перечислить, о чем за свою короткую жизнь су­ мел рассказать людям Советской страны и всему миру Маякоьскии, то уже один этот перечень даст представление о гигантском масшта­ бе работы, совершенной поэтом. Его стихи поведали миру о том. как на одной шестой части земной с у ш и совершилась великая револю­ ция, положившая начало новой эре в истории человечества, про то, как началось строительство нового мирз. Стих Маяковского вместил в себя грандиозные картины революцион­ ных битв и строительства, за кото­ рое после победы дружно взялся со­ ветский народ. Поэзия Маяковского создала бессмертный литературный памятник вождю и основателю Со­ ветского государства. И поке еше нет в искусстве советском и м и р о ­ в о м более достойного памятника Ле­ нину. чем поэма Маяковского «Вла­ димир Ильич Ленин». Когда в годы гражданской войны и тяжелой раз­ рухи стояли без дела типографии, не было бумаги, Маяковский взял в ру­ ки кисть и работал одновременно и как художник-плакатист и как поэт- агитатор. поэт-сатирик. В маленькой, почти нетопленной, промерзшей ма­ стерской он сам нарисовал более трех тысяч плакатов и сделал к ним около десяти тысяч строк подписей. Славя все новое, светлое, прибли­ жающее осуществление народной мечты, Маяковский с гневом обру­ шился всей беспощадной силой сво­ его стиха на врагов революции, на мешан, казнокрадов, грубиянов и бюрократов, мешавших народу. Он первый в поэзии подметил новые от­ ношения между гражданином и го­ сударством, между рабочим и тру­ дом, между сегодняшним и завт­ рашним, между любовью к подру­ ге и к родине. Это все придало поэзии Маяков­ ского огромную лирическую насы­ щенность. Родился стих, в котором оказалось возможным сосуществова­ ние и взаимопроникновение лирики, исторического эпоса и публицисти­ ки, высокого пафоса и уничтожи- гельной насмешки. Грандиозная ора­ тория соседствует ь поэзии Маяков­ ского и с народной озорной частуш­ кой, и с саркастическим фельетоном Торжественная здравица звучит в стихе Маяковского рядом с гневным проклятием, течение баллады пере* крывают политические лозунги, бое­ вой марш уживается с нежнейшими любовными строфами. Маяковский стал поэтом, имею­ щим возможность оказать могучее влияние на развитие передовой поэ­ зии всего мира. Значит ли это, что, скажем, Пушкин или Лермонтов были меньше его?.. Нет, конечно! Так может ставить вопрос лишь тог,- кто путем ненужных сравнений тщится непременно унизить, одного великого поэта за счет другого. Надо понять, что Пушкин и Лермонтов жили и творили тогда, когда страна наша не выходила еше на аванпосты мировой культуры. А Маяковский загремел во весь свой мощный голос, когда Россия стала провозвестницей торжества новых идей, ошеломив­ ших человечество, когда на залп «Авроры» обернулись все, V кого еше не запосли мхом у ч и . Дар и поэтический диапазон Маяковского оказались по своим масштабам род­ ственными размаху революции, спо-. собными рассказать человечеству о подвиге и величии народа-револю- цилнера. Маяковский ушел из жизни трид­ цать тли года назад. Но он остает­ ся в боевом стилю передовой поэ­ зии Советского Союза и всего чело­ вечества. Мы отмечаем семидесяти­ летие со дня его рождения, но ни­ кто из нас, имевших высокое сча­ стье работать ьместе с Маяковским, учиться у него, дружить с ним. —• никто из нас не мог бы предста­ вить себе Маяковского семидесяти­ летним старцем. Он живет рядом с нами в своих огнедышащих стихах, молодым великаном шагает во весь исполинский мах своей прочной бо­ гатырской поступи в трудовом строю народа, возводящего основы комму­ низма. Он прошел с нами через чу­ довищные по своей тяжести бои про­ тив фашистов, и в Музее Маяков­ ского можно увидеть не только ма­ кеты танка «Владимир Маяковский», но и пробитые пулями, окровавлен­ ные томики стихов поэта, с которы­ ми молодые солдаты шли в бой на гитлеровцев. И рядом, в этом Музее, можно прочитать записи, полные любви и братского восторга. Эти строки на­ чертаны на разных языках мира и адресованы Маяковскому. Под ними стоят подписи Луи Арагона, Пабло Неруды, Жоржи Амату, Людмила Стоянова, Иоханнеса Бёхера, Поли Робсона,.Назыма Хикмета. .. . {АП Н ),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz