Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
19 т е м 1963 г., X I 168 (27571 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С е г о д н я — 7 0 л е т со д н я р о ж д е н и я В. В. М а я к о в с к о г о РЕВОЛЮЦИЕЙ МОБИЛИЗОВАННЫЙ | Г ПРИЗВАННЫЙ & ☆ ' “ Ч УЧн/ г Н е п р и м и р и м ы й , в о в у щ и й и с т р а с т н ы й , в с е г д а в д в и ж е н и и , в б о р ь б е — т а к и м п р е д с т а е т п е р е д н а м и В л а д и м и р М а я к о в с к и й , в с ю с в о ю з в о н к у ю с и л у п о э т а о т д а в ш и й а т а к у ю щ е м у к л а с с у . Ч у в с т в о в ы с о к о й г р а ж д а н с т в е н н о с т и о п р е д е л я е т п а ф о с е г о п о э з и и . Б е с п о щ а д н ы й в р а г « ч и с т о г о и с к у с с т в а » , о н и д е т с н а м и * б о е в о м с т р о ю , и в с е с т о т о м о в е г о п а р т и й н ы х к н и ж е к м е т к о б ь ю т п о н а ш е м у и д е й н о м у п р о т и в н и к у . О с т р о е о щ у щ е н и е п р о т и в о р е ч и й ж и з н и Р о с с и и п р е д о к т я б р ь с к и х л е т , ж а ж д а д е й с т в и я р а н о п р и в е л и М а я к о в с к о г о н а п у т ь р е в о л ю ц и о н н о й б о р ь б ы . Ж а д н ы й и н т е р е с к м а р к с и с т с к о й л и т е р а т у р е п о м о г а л п о н я т ь , « в ...к а к о м с р а ж а т ь с я с т а н е » . У ж е р а н н я я п о э з и я В л . М а я к о в с к о г о н а с ы щ е н а с о ц и а л ь н ы м и м о т и в а м и , п р о н и к н у т а д у х о м г р а ж д а н с т в е н н о с т и . П о э т п о к а з ы в а е т у р о д с т в о б у р ж у а з н о г о м и р а , у т в е р ж д а е т в е р у в ч е л о в е к а , в с п р а в е д л и в о е б у д у щ е е . «Я ж и р н ы х с д е т с т в а п р и в ы к н е н а в и д е т ь » ,— т а к в ы р а з и л М а я к о в с к и й с в о е о т н о ш е н и е к г о с п о д с т в у ю щ е м у б у р ж у а з н о м у к л а с с у . М . Г о р ь к и й р а д о с т н о п р и в е т с т в о в а л м о щ н ы й г о л о с М а я к о в с к о г о , в л а с т н о в т о р г ш и й с я в п о э з и ю . В М а я к о в с к о м о н у в и д е л о г р о м н ы й т а л а н т и п р и в л е к п о э т а к с о т р у д н и ч е с т в у в а н т и в о е н н о м ж у р н а л е « Л е т о - „ п и с ь » . Г о р ь к и й с р а з у о т д е л и л М а я к о в с к о г о о т ф у т у р и с т о в , э т и х о т о р в а н н ы х о т н а р о д а м е л к о б у р ж у а з н ы х а н а р х и с т о в в и с к у с с т в е . З а л п ы п е р в о й м и р о в о й в о й н ы 'М а я к о в с к и й в с т р е т и л о б р а щ е н и е м к а н т и и м п е р и а л и с т и ч е с к и м т е м а м и м о т и в а м . В с т и х о т в о р е н и я х « Г и м н о б е д у » , « М о е к э т о м у о т н о ш е н и е » и д р у г и х о н г н е в н о о б л и ч а е т т е х , к т о р а з в я з а л в о й н у и к о м у о н а н е с е т п р и б ы л и . В т о ж е в р е м я п о э т п о к а з ы в а е т г о р е и с т р а д а н и я н а р о д а , н а п л е ч и к о т о р о г о с в а л и л а с ь в с я т я ж е с т ь в о й н ы . В 1 9 1 5 г. б ы л о н а п и с а н о п е р в о е к р у п н о р п р о и з в е д е н и е М а я к о в с к о г о — « О б л а к о в ш т а н а х » , к о т о р о е в ы с о к о о ц е н и л Г о р ь к и й . И д е й н о -х у д о ж е с т в е н н а я с и л а э т о й р а н н е й п о э м ы з а к л ю ч а е т с я п р е ж д е в с е г о в т о м , ч т о в н е й п о э т п о к а з а л б о л ь ш у ю с о ц и а л ь н у ю т р а г е д и ю ч е л о в е к а , в о с с т а в ш е г о п р о т и в б у р ж у а з н о г о с т р о я с е г о п р о д а ж н о й м о р а л ь ю ,* с е г о р а с т л е н н ы м и с к у с с т в о м , л ж и в о с т ь ю и л и ц е м е р и е м р е л и г и и . В м е с т е с т е м п о э м а н а п о л н е н а р е в о л ю ц и о н н ы м о п т и м и з м о м , б о е в о й ж и з н е у т в е р ж д а ю щ е й с и л о й . П о э т п и ш е т о р е в о л ю ц и и , к а к о р е а л ь н о м б л и з к о м б у д у щ е м и п р и з ы в а е т к б о р ь б е . В п р е д д в е р и и с о ц и а л и с т и ч е с к о й р е в о л ю ц и и М а я к о в с к и й в с е о с т р е е п о н и м а е т с о ц и а л ь н ы е з а д а ч и п о э з и и . В С Е ГД А В СТРОЮ Н а р а с т а е т г р а ж д а н с к и й п а ф о с и б о е в а я р е в о л ю ц и о н н а я н а п р а в л е н н о с т ь е г о т в о р ч е с тв а . П о э т н а н о с и т г н е в н ы е у д а р ы п о ф о р м а л и с т и ч е с к о м у 4 Г " Г. Л У К А Н О В , кандидат филологических наук доцент Липецкого пединститута. и с к у с с т в у , - I К а к живой с живыми... Т Выражением любви народа к • Владимиру Маяковскому яв- 1 ляется библиотека-музей, создан- Т ный в доме, где он жил. Здесь ♦ тщательно собирается и изучает- 1 ся все, что связано с его жизнью ^ и творчеством. В открывшейся 17 июля новой экспозиции музея представлены документы, автографы произве дений, «Окна РОСТа», афиши, плакаты, первые издания книг, воспоминания современников. Они дают широкие возможности для изучения и пропаганды твор чества поэта. В первом разделе — материа лы о детстве и юности: фотогра фии Багдади, где родился поэт, Кутаисской гимназии, документы первых лет жизни в Москве. По сетители видят регистрационную ^ карточку, заведенную на Ма- | яковского Московским охранным * отделением, постановление от 18 января 1909 года, в котором го ворится: «...Признать... Владими ра Владимировича Маяковского ^ вредным для общественного по- } рядка и спокойствия.., заключить | под стражу». I Посетители видят первую ^ 1 книжку стихов поэта «Я!» С о б -| ?ложкой, оформленной им самим,* | и поэму «Облако в штанах», вы- ] шедшую в 1915 году с цензурны-| значитель-* п о в с е м т е м , к т о н е ж е л а я в и д е т ь с о ц и а л ь н о й б о р ь б ы в п о э з и и , « ч и р и к а ю т , к а к п е р е п е л ы ...» В п о э м е « В о й н а и м и р » (1 9 1 5 г.), б е с п о щ а д н о р а з о б л а ч а я р а з б о й н и ч и й х а р а к т е р и м п е р и а л и с т и ч е с к о й б о й н и , М а я к о в с к и й п о к а з ы в а е т , ч т о з а х в а т н и ч е с к и е в о й н ы з а л о ж е н ы в с а м о й п р и р о д е к а п и т а л и с т и ч е с к о г о с т р о я . В е л и к а я О к т я б р ь с к а я с о ц и а л и с т и ч е с к а я р е в о л ю ц и я о б о г а т и л а п о э з и ю М а я к о в с к о г о н о в ы м с о д е р ж а н и е м . Н о в а т о р с т в о в е л и к о г о о с н о в о п о л о ж н и к а с о ц и а л и с т и ч е с к о й п о э з и и в ы т е к а е т и з с а м о г о н о в а т о р с к о г о д у ха р е в о л ю ц и о н н о г о т в о р ч е с т в а т р у д я щ и х с я м а с с , о т к р ы в ш и х э р у « в е с н ы ч е л о в е ч е с т в а » , э р у с т р о и т е л ь с т в а к о м м у н и з м а . « М о я р е в о л ю ц и я !» — в о с т о р ж е н н о п р и в е т с т в о в а л п о э т В е л и к и й О к т я б р ь . Н а з ы в а я с е б я п о э т о м , « р е в о л ю ц и е й м о б и л и з о в а н н ы м и п р и з в а н н ы м » , М а я к о в с к и й г л у б о к о в ы р а ж а л э т и м , п о н и м а н и е з а д а ч н о в о г о с о ц и а л и с т и ч е с к о г о и с к у с с т в а . П о э т г о р д и л с я т е м , ч т о с е г о с т и х а м и р е в о л ю ц и о н н ы е р а б о ч и е и м а т р о с ы ш л и н а ш т у р м З и м н е г о . В О к т я б р ь с к о й р е в о л ю ц и и М а я к о в с к и й в и д е л о с у щ е с т в л е н и е в е к о в ы х ч а я н и й и н а д е ж д н а р о д а , о с у щ е с т в л е н и е с в о е й м е ч т ы о с в о б о д н о й п о э з и и , с л у ж а щ е й н е д е с я т и т ы с я ч н о й в е р х у ш к е , а м и л л и о н а м и д е с я т к а м м и л л и о н о в т р у д я щ и х с я . У ж е к первой годовщине Октября появилась пьеса Маяковского «Ми стерия-Буфф», где в аллегорической форме изображены героические со бытия революции и с большой сати рической силой показано крушение старого мира. Финал Пьесы звучит гимном мирному, свободному, вдох новенному, коллективному труду: « С т р у д о м л ю б о в н ы м п р и н и к н е м к з е м л е В се , д о р о г а к о м у о н а , Х л е б т е с ь п о л я ... С л а в ь с я , с и я й , с о л н е ч н а я н а ш а К о м м у н а » . Ч е к а н н о п е р е д а ю т п о с т у п ь р е в о л ю ц и и , е е п о б е д н ы е ш а ги о в е я н н ы е р о м а н т и к о й г е р о и ч е с к о й б о р ь б ы с т и х и , о д ы и м а р ш и п е р в ы х п о с л е р е в о л ю ц и о н н ы х л е т. Г л у б о к и м с м ы с л о м н а п о л н е н ы с т р о к и и з « Л е в о г о м а р ш а » : « Т а м , з а г о р а м и г о р я , С о л н е ч н ы й к р а й н е п о ч а т ы й ... З а г о л о д , з а м о р а м о р е Ш а г м и л л и о н н ы й п е ч а т а й » . В г о д ы г р а ж д а н с к о й в о й н ы и вое» с т а н о в л е н и я н а р о д н о г о х о з я й с т в а М а я к о в с к и й о т д а е т с в о й т а л а н т р е ш е н и ю т о й т р у д н о й з а д а ч и , к о т о р у ю с а м п о э т о п р е д е л и л с л о в а м и : « в ы в о л о ч ь р е с п у б л и к у и з гр я з и » . Д е я т е л ь н о с т ь М а я к о в с к о г о в « О к н а х Р О С Т а » с л у ж и т з а м е ч а т е л ь н ы м п р и м е р о м д л я п и с а т е л е й — н а ш и х с о в р е м е н н и к о в , у ч и т , к а к н у ж н о в м е ш и в а т ь с я в с а м у ю г у щ у с о б ы т и й ж и з н и , к а к с д е л а т ь с в о е т в о р ч е с т в о п о л е з н ы м н а р о д у . В т о ж е в р е м я п о э т с т р е м и т с я г л у б о к о о с м ы с л и т ь с п о з и ц и й м а р к с и с т с к о - л е н и н с к о г о м и р о в о з з р е н и я о п ы т р е в о л ю ц и и и г р а ж д а н с к о й в о й н ы . Т а к с о з д а е т с я м о н у м е н т а л ь н о е э п и ч е с к о е п р о и з в е д е н и е о г и г а н т с к о м с о ц и а л ь н о м к о н ф л и к т е , к о т о р ы й п р о и с х о д и т в м и р е , п о э м а о с х в а т к е д в у х м и р о в — « 1 5 0 .0 0 0 .0 0 0 » . В з н а м е н и т о м « П р и к а з е № 2 п о а р м и и и с к у с с т в » М а я к о в с к и й о п р е д е л я е т з а д а ч и с о в е т с к о й п о э з и и . О н в е л н е п р и м и р и м у ю и п о с л е д о в а т е л ь н у ю б о р ь б у п р о т и в р а з л и ч н ы х л и т е р а т у р н ы х г р у п п и р о в о к , о т к р ы т о и л и з а м а с к и р о в а н н о в ы с т у п а в ш и х п р о т и в п о л и т и к и п а р т и и в о б л а с т и л и т е р а т у р ы и и с к у с с т в а . О н г н е в н о в ы с м е и в а л в с е х э т и х « ф у - т у р и с т и к о в , и м а ж и н и с т и к о в , а к м е и - с т и к о в » , о т о р в а н н ы х о т н а р о д а , н е ж е л а в ш и х с л у ж и т ь р е в о л ю ц и и . « П о ка в а с п р и к л а д а м и н е п р о г н а л и , — с у р о в о п р е д у п р е ж д а л и х М а я к о в с к и й , — б р о с ь т е !» Идейно-художественную силу сво их стихов гигант революционной поэзии измерял их полезностью «Я м е р я ю п о к о м м у н у д л я д е л а с т р о и т е л ь с т в а к о м м у н и с т и ч е с к о г о о б щ е с т в а . В « П о с л а н и и п р о л е т а р с к и м п о э т а м » М а я к о в с к и й п и с а л : к о м м у н е с т и х о в с о р т а , купюрами самых | ми 1 НЫХ СТРОК. ^ Центральный стенд Тпосвящен теме «Ленин выставки ? в творче-1 стве Маяковского». Здесь уве- ] личенная фотография Владими- ♦ ра Ильича, та, что висела над 1 столом в рабочем кабинете поэта. ! Там и родилось стихотворение♦ «Разговор с товарищем Лени-1 ным». В экспозиции — страницы ] записных книжек со строчками к | поэме «Владимир Ильич Ленин». * Много места уделено поэме «Хо- ] рошо». | Маяковский-художник, Ма- * яковский-драматург — этим об- ; ластям творчества поэта отве- ? дено много места на выста»ке. | Очень большой интерес представ-I ляет попытка работников музея * рассказать о творческой лабора- | тории. Здесь книга «Как делать ; стихи», страницы из блокнотов с ! заголовками тем, записи разных | рифм, следы работы над строфой, I ♦ различные редакции стихов. Ма- ? *териал наглядно показывает мно- * ^ готрудную*работу поэта. * ♦ Частью новой экспозиции яв- Т * ляются и две мемориальные к о м -♦ ] наты — столовая и кабинет, где * 1 все сохранено в том виде, как } | было при жизни поэта. | | Завершает выставку большой | | раздел «.Маяковскип сегодня». ] | Здесь представлены книги поэта, ? * изданные в нашей стране ти ра -| Т жом почти 45 миллиойов экземп- * ± ляров, на 58 языках народов ♦ I СССР и 39 языках зарубежных^ 4 стран. ] $ П. КОСОЛАПОВ, Г I (корр. ТАСС). | I I д у ш а п о т о м у в л ю б л е н а ...» Р а з в и в а я с л а в н ы е т р а д и ц и и г р а ж д а н с т в е н н о с т и , п р и с у щ и е п е р е д о в о й р у с с к о й л и т е р а т у р е , о н у ч и л и у ч и т п о э т о в в и д е т ь в х у д о ж е с т в е н н о м с л о в е « п о л к о в о д ц а ч е л о в е ч ь е й с и л ы » , п о д ч и н я т ь б о е в о е , с т р а с т н о е с л о в о п о э з и и з а п р о с а м м а с с . «Я з н а ю с и л у с л о в , Я з н а ю с л о в н а б а т ...» , — в д о х н о в е н н о п и с а л М а я к о в с к и й . Д л я н е г о п а ф о с п о э з и и — б о р ь б а , е е с и л а — в с в я з и с ж и з н ь ю . И с т и н н а я п о э з и я , п о г о р я ч е м у у б е ж д е н и ю в е л и к о г о п о э т а , д о л ж н а б ы т ь д л я н а р о д а и с т о ч н и к о м с в е т а , р а д о с т и , д о л ж н а о с в е щ а т ь п у т ь „в б у д у щ е е . « И м ы — р е а л и с т ы , Н о н е н а п о д н о ж н о м к о р м у , н е с м о р д о й , у п е р ш е й с я д н и з . М ы — в н о в о м г р я д у щ е м бьТту, п о м н о ж е н н о м н а э л е к т р и ч е с т в о и к о м м у н и з м » . З д е с ь м ы в и д и м г л у б о к о е о с о з н а н и е п о э т о м т о г о , ч т о н а ш е с о ц и а л и с т и ч е с к о е и с к у с с т в о — ж и в о е , о р г а н и ч е с к о е е д и н с т в о р е а л и з м а и р е в о л ю ц и о н н о й р о м а н т и к и . М о г у ч и й у м , т а л а н т и г о р я ч е е с е р д ц е п о э т а с о с о б о й с и л о й р а с к р ы л и с ь в с о з д а н и и о б р а з а В. И . Л е н и н а , р а в н о г о к о т о р о м у н е т в м и р о в о й л и т е р а т у р е . Д л я М а я к о в с к о г о Л е н и н б ы л с в е т о ч е м , м а я к о м , к о т о р ы й о с в е щ а л е м у п у т ь в р е в о л ю ц и ю . «Я в Л е н и н е м и р а в е р у с л а в л ю И в е р у м о ю » , — п и с а л п о э т в 1 92 0 г. в с т и х о т в о р е н и и «В. И . Л е н и н » . П о с л е с м е р т и в о ж д я М а я к о в с к и й с о з д а л с в о е с а м о е в ы д а ю щ е е с я п р о и з в е д е н и е , в д о х н о в е н н у ю п о э м у « В л а д и м и р И л ь и ч Л е н и н » .' П о э м а п о к о р я е т с в о е й п а р т и й н о й с т р а с т н о с т ь ю , г л у б о к о й и с т о р и ч е с к о й п р а в д и в о с т ь ю , н а р о д н о с т ь ю , м а р к с и с т с к о - л е н и н с к и м п о н и м а н и е м р о л и н а р о д н ы х м а с с и л и ч н о с т и в и с т о р и и . Л е н и н М а я к о в с к о г о — э т о « с а м ы й ч е л о в е ч н ы й и з п р о ш е д ш и х п о з е м л е л ю д е й » . О б р а з р е в о л ю ц и о н н о г о в о ж д я р а с к р ы в а е т с я в п о э м е к а к о б р а з р е в о л ю ц и о н н о г о г у м а н и с т а : « О н к т о в а р и щ у м и л е л л ю д с к о ю л а с к о й , О н к в р а г у в с т а в а л ж е л е з а т в е р ж е » . О б р а з н а р о д а и л ю б и м о г о и м в о ж д я с л и в а ю т с я в е д и н о м в е л и ч е с т в е н н о м о б р а з е п а р т и и . П о э м а « В л а д и м и р И л ь и ч Л е н и н » — п р о и з в е д е н и е о г р о м н о й ж и з н е у т в е р ж д а ю щ е й с и л ы , п р о с л а в п я ю - щ е е и д е и м а р к с и з м а -л е н и н и з м а . Ж и в о т в о р н ы й с о в е т с к и й п а т р и о т и з м н а ш е л с в о е с а м о е ш и р о к о е и п о л н о е в ы р а ж е н и е в п о э з и и М а я к о в с к о г о . Н а и б о л ь ш е й г л у б и н ы и х у д о ж е с т в е н н о с т и в р а с к р ы т и и э т о й т е м ы п о э т д о с т и г в п о э м е « Х о р о ш о » , н а п и с а н н о й к д е с я т и л е т и ю О к т я б р я . П о э т с ч и т а л э т о п р о и з в е д е н и е « с в о е й п р о г р а м м н о й в е щ ь ю » . М а я к о в с к и й с л а в и т с о ц и а л и с т и ч е с к о е О т е ч е с т в о , с т р а н у в е л и к и х с т р о е к и о с у щ е с т в л е н и я с а м ы х д е р з к и х п л а н о в . П о э т р и с о в а л к о м м у н и з м к а к « в е с н у ч е л о в е ч е с т в а » , к а к « м о л о д о с т ь м и р а » . « К о м м у н и з м ... в о з в о д и т ь м о л о д ы м » , — с э т и м и п р и з ы в н ы м и с л о в а м и , « к а к ж и в о й с ж и в ы м и т о г о р я » , о б р а щ а е т с я п о э т к н а ш е й м о л о д е ж и . П р о т и в в с е го о т ж и в ш е г о , к о с н о г о , с т о я щ е г о н а п у т и к к о м м у н и з м у , п р о т и в в н у т р е н н и х и в н е ш н и х в р а г о в н а ш е г о с т р о я ж и з н и п о э т о б р у ш и в а л с а т и р у , « о р у ж и я л ю б и м е й ш е - го р о д » . С м е х М а я к о в с к о г о б ы л г р о з н ы м с м е х о м . М а я к о в с к и й - с а - т и р м к п р и у м н о ж и л т р а д и ц и и Г р и б о е д о в а , Г о го л я , Н е к р а с о в а и С а л т ы к о в а - Щ е д р и н а . Д е в я т ь р а з М а я к о в с к и й п е р е с е к а л з а п а д н ы е р у б е ж и н а ш е й Р о д и н ы . Н о г д е б ы н и б ы л п о э т -п а т р и о т : в Г е р м а н и и и л и в о Ф р а н ц и и , в И с п а н и и и л и н а К у б е , в М е к с и к е и л и в С Ш А — в с ю д у о н в ы с т у п а л п о л п р е д о м с в о е й с в о б о д н о й с т р а н ы , п о л п р е д о м н о в о г о м и р а , п о к а з ы в а я з а м е ч а т е л ь н ы й п р и м е р д о с т о и н с т в а с о в е т с к о г о г р а ж д а н и н а . В п р о и з в е д е н и я х о б А м е р и к е М а я к о в с к и й с о г р о м н о й о б л и ч и т е л ь н о й с и л о й п о к а з ы в а е т к р и ч а щ и е п р о т и в о р е ч и я т а к н а з ы в а е м о г о « а м е р и к а н с к о г о о б р а з а ж и з н и » , в с к р ы в а е т л ж и в о с т ь и л и ц е м е р и е б у р ж у а з н о й д е м о к р а т и и . В а м е р и к а н с к о м и м п е р и а л и з м е о н в и д е л о п а с н ы й о ч а г м и р о в о г о в о е н н о г о п о ж а р а и п р и з ы в а л с о в е т с к и х л ю д е й к б д и т е л ь н о с т и . П е р е ч и т ы в а я М а я к о в с к о г о , ч у в с т в у е ш ь о г р о м н у ю з л о б о д н е в н о с т ь е г о с т и х о в . Б у д т о о н и н а п и с а н ы с е г о д н я ! В ы с о к а я и д е й н о с т ь , п а р т и й н о с т ь т в о р ч е с т в а п о э т а д е л а ю т е г о и с е г о д н я а к т и в н ы м б о р ц о м з а к о м м у н и з м . И с е г о д н я т р у д М а я к о в с к о го « в л и в а е т с я в т р у д ... р е с п у б л и ки » . Было это со мной в Сибири. Руки, сжимающие черенок лопаты, ныли от усталости. Стана не разги балась. Четвертый час без единого перекура мы выравнивали котлован под «Кузнецкую комсомольскую» — новую домну на Кузнецком метал лургическом комбинате. Пошел дождь. Мы вбежали в ка кую-то дощатую постройку, устрои лись на ящиках, привалились к сте нам, уселись на корточки у ’ распах нутой двери. Молчали. Тяжелые струи впивались в рыжую землю, теплую майскую землю, отполиро ванную нашими лопатами. Кто-то спокойно, размеренно стал читать: По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат. Под старою телегою рабочие лежат. И слышит шепот гордый вода и под и над: ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ и м я Б юности я несколько раз, если можно тале выразиться, «заболевал поэзией» того или иного крупного поэта. Но если влияние такого ча родея стиха, как Есенин, со вре менем ослабевало, то стихи Мая ковского всегда волнуют, всегда звучат, кале революционный набат. Разве можно забыть, например, такие упругие, ка к шаг красно гвардейца, динамичные строки: «В наших жилах кровь, а не водица. Мы идем . сквозь револьверный лай, Чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие громкие дела»? Поэзия Маяковского дышит ре волюционной грозой, ее ритм и боевое содержание передают гран диозный размах грядущего комму нистического строительства. В ней всюду, за каждой строкой, чувст вуется личность поэта. Человека с большой буквы. - В цельности лич ности Маяковского, в его беззавет ной преданности идеям коммунизма секрет его обаяния* поэтической силы, неувядаемой молодости его произведений. «Лет до ста расти нам без старости»,— как будто и сейчас рокочет своим раскатистым басом поэт-трибун, за певала советской поэзии. И как жалко, как смехотворно выглядят на мощном фоне его стихотворении выкрутасы некоторых современных стихотворцев - «новаторов», пе ренявших у Маяковского лишь фор мальную лесенку стихосложения! Вспомним, с каким чувством пре восходства бросил Маяковский свое уничтожающее: «... на буржуев смотрим свысока». А некоторые наши скороспелые поэты и «рано созревшие молодые люди», избалованные ухаживаниями некоторых «восторженных дам от литературы», нашли себе испове дальню в буржуазной прессе. Им ли причислять себя к ученикам Мая ковского?! Нет, говорит им народ. Маяковский жив, он вечно с на ми. И с особенной силой звучат в наши дни, в победные дни завоева ния советским народом новых кос мячееких высот, его бодрые, жизне утверждающие слова «Жизнь пре красна и удивительна!» Как много написал бы Владимир Владимирович о наших днях, какие гордые слова подыскал бы он для того, чтобы воспеть победную по ступь советского народа в коммуни стическое завтра! Маяковский шествует по земно му шару. И тонут, глохнут голо сишки «поэтических рвачей и вы жиг», маловеров и нытиков в мо гучем океане его поэзии. А. ВАСИЛЬЕВ, член областного литературного ^ > объединения, «Через четыре года здесь будет город-сад!» Голос был тоже очень гордый. Он словно встряхнул каждого. Задвига лись. заулыбались. Повернули голо вы к читающему. А он пробрался к двери и начал стаскивать с плеч свитер, весело приговаривая: Сливеют губы с холода. Но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад». И, впихнув в ящик свою одежду, парень выскочил под дождь. Через десять минут наши мокрые лопаты снова врезались в откос котлована... А потом, тоже в памятный день, когда самосвалы везли и везли жид кий бетон в «пень» фундамента домны, я видел, как один шофер, с хорошей злостью стиснув зубы, на качивал баллон. Он энергично скло нялся и выпрямлялся над насосом, зажатым под его подошвами. Жел тая рукоятка поршня блестела у не го в руках. А он говорил; Здесь встанут стройки стенами. Гудками, пар. сипи. Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь! Вокруг напряженно дышал десят ками плавильных печей, гнал в про катные станы раскаленную сталь всемерно известный Кузнецкий ме таллургический комбинат. Зеленое зарево тополей окутывало его и ' сливалось с' убранством улиц чудес- ного города шахтеров и металлург гов. Это жила, росла, трудилась ж и вая, одушевленная иллюстрация к стихотворению Маяковского «Рас сказ о Кузнецкстрое и о людях Куз нецка». Поэт написал его в 1929 году. В это же время комсомолец Антон По лосухин. секретарь первой комсо мольской ячейки, писал в своем . дневнике; «Я счастливец: присутствую и переживаю преображение родного- края. А когда Кузнецкий завод за дымит и потечет стальная кровь, я с гордостью скажу: «Я был при его рождении. Я помогал строить его»* И если у парней начала шестиде сятых годов возникало такое же чувство: спасибо Маяковскому! Я . люблю его^ стихи. Я люблю его. Кок учителя. Как старшего брата. Умно го и сильного. По-мужски и креп ко. За правдивость и смелость, за ‘ ненависть к сюсюканью. За безу держное стремление к чистоте и свету на планете. Он передал мне великую гордость за то. что в руках у меня «молоткастый. серпастый советский паспорт», и твердую уверенность, что у сачен го неказистого поселка страны пре* красное будущее: Я знаю — город будет, я знаю — саду цвесть, Когда такие люди э В стране советской есть! В . В О Л О Б У Е В , инженер. С а м ы й л ю б и м ы й Я п р и ч и с л я ю с е б я к т е м , к т о с ч и т а е т с е б я и с к р е н н и м п о ч и т а т е л е м т в о р ч е с т в а В л а д и м и р а В л а д и м и р о в и ч а М а я к о в с к о г о . И с е г о д н я , в з н а м е н а т е л ь н у ю д а т у е г о с е м и д е с я - ти л е т и я ^ о н с н а м и , « к а к ж и в о й с ж и в ы м и » . " . — О В. В . М а я к о в с к о м н а п и с а н о м н о го х о р о ш и х , о б с т о я т е л ь н ы х к н и г , ' В с п о м н и м к н и г и П е р ц о в а , К а с с и л я , К а т а н я н а и м н о г и х д р у г и х . С о с т р а н и ц э ти х к н и г в с т а е т п е р е д н а м и ж и в о й М а я к о в с к и й — Ч е л о в е к , П о э т , Г р а ж д а н й н . П р и жизни М а я к о в с к о г о о е го т в о р ч е с т в е б ы л о м н о г о г о р я ч и х с п о р о в . " Н е к о т о р ы е к р и т и к и з а я в л я л и , ч т о е г о с т и х и н е я в л я ю т с я п о э з и е й , н е п о н я т н ы н а р о д у и т. д . К с о ж а л е н и ю , и д о н а ш и х д н е й д о ш л и о т г о л о с к и э т и х н а с т р о е н и й . Н о а р м и я п о ч и т а т е л е й М а я к о в с к о г о в с е р а с т е т . М а я к о в с к и й и с е й ч а с в п е р в ы х р я д а х с т р о и т е л е й к о м м у н и з м а , И с е й ч а с е г о г н е в н о е с л о в о р а х и т те х , к т о м е ш а е т н а ш е м у п о б е д н о м у д в и ж е н и ю в п е р е д . М ы л ю б и м М а я к о в с к о г о . М ы в с е г« д а п о м н и м е г о б е с с м е р т н ы е с т р о к и о гте р ти и : М ы г о в о р и м — , Л е н и н , подразумеваем — ’ • ~ - п а р т и я . М ы г о в о р и м — партия, п о д р а з у м е в а е м - ~ • Ланин? Д л я к а ж д о г о и з н а с М а я к о в с к и й с л у ж и т п р и м е р о м б е з з а в е т н о г о с л у ж е н и я Р о д и н е . С. ЗАГОРОДНЕВ, служащий. Т А Л А Н Т И Т Р У Д В Е Л И К А Н А Когда в октябре 1917 года, вдень, ныне уже принадлежащий мировой истории, петроградские рабочие, сол даты - красногвардейцы и револю ционные балтийские моряки пошли на решающий штурм Зимнего двор ца, сквозь треск пулеметов прозву чала разом подхваченная тысячами голосов задорная и сердитая песен ка: «Ешь ананасы, рябчиков жуй! День твой последний приходит, буржуй!». Песенку эту незадолго до исто рического штурма сочинил молодой поэт Владимир Маякоьскии. Маяковского называют великим поэтом социалистической революции. Это верно. Но Маяковский был не только великим певцом пролетар ской революции, но и одним из уди вительнейших явлений ее, заставив шим совершенно по-новому рассмот реть позиции литературы в общест ве и в государстве. История мировой литературы на поминает о том, что обычно великий поэт находился в оппозиции к пра вящему классу, к верхушке общест ва, к государственной власти. Эго было неизбежно долгими веками, по тому что истинный талант всегда отражает внутренние чаяния наро да. защищает права угнетенных, про тивопоставляет правящим кругам те «низы», где люди в труде и горьких лишениях проходят все круги дан- това ада, создаваемого условиями эксплуататорского строя. Но вот впервые в истории челове чества было создано государство трудящихся, где власть взял в свои крепкие, работящие руки сам народ. Резко сместились старые, веками сложившиеся представления о лич ности и коллективе, о государстве и обществе, о народе и власти. И поэт, который вошел в литературу как разрушитель, как бунтарь, не навидящий все способы принужде ния, стал пламенным провозвестни ком новой народной государственно сти, певцом боевой революционной дисциплины. Воспевая железную диктатуру пролетариата, Маяковский с искречним восхищением стал бор цом за принципы социалистического порядка, которые необходимо соблю дать. чтобы построить прекрасное будущее. — Мне наплевать на то, что я по эт, — сказал он однажды в серд цах. — Я не поэт, а прежде всего поставивший свое перо в услуже ние — заметьте, в услужение ■— се годняшнему часу, настоящей дейст вительности и про* воднику ее — Со- Л С В ветскому прави тельству и партии. Такая позиция породила и новую поэтическую фор му. Наивно полагать, что все нова торское значение гениальной поэзии Маяковского заключается в том, что поэт ввел новые сложные рифмы, установил особый принцип рифмов ки, основанной на сложных созву чиях, обретаемых в сочетании слов, прежде казавшихся не рифмующи мися. Или видеть революцию, произ веденную в поэзии Маяковским, лишь в нарушении старых устано вившихся размеров стиха или в осо бом способе начертания его ступен чатой строфой, строчками-лесенками. Нет, все эти нововведения — лишь технологические приемы. Маяковский заставил пересмотреть привычное отношение к стиху. Он увидел в поэзии не только отраже ние революции, но и ее вооружение. Он своей работой утвердил законы новой революционной эстетики. Ма яковский говорил, что поэзия может быть истинно прекрасной лишь тог да, когда она служит революции, народу, помогает делать прекрасной жизнь. Со всей решительностью от казывался он понимать, что произ ведение литературы или какого-ни будь иного искусства, направленное против революционного дела народа, может быть хорошим с точки зрения какой-то отвлеченной красоты. Вспоминается известный разговор Маякозекого с одним развязным мо лодым поэтиком, который показал Владимиру Владимировичу свои ви тиевато изысканные стихи. Автор желал услышать мнение Маяковско го о них. — Паршивые, отвратительные стихи, типично белогьапдейские! — сказал со всей присущей ему прямо той Маяковский, брезгливо возвра щая стихи автору. Но тот не сдавался: — Я вас не про содержание спра шиваю, Владимир Владимирович... Вы скажите, какова форма? — И форма такая же, — отвечал Маяковский. — С кокардой, с ак сельбантами, типично белогвардей ская форма. В своей краткой автобиографии Маяковский, рассказывая о том, ка кое впечатление еше в детстве про извели на него революционные сти- | хи в нелегальных прокламациях I тайно привезенных старшей сестрой, К а с с и л ь $ признался: «Сти хи и революция как-то объедини лись в голове». И объединились они для Маяковского на всю жизнь. Если хотя бы кратко перечислить, о чем за свою короткую жизнь су мел рассказать людям Советской страны и всему миру Маякоьскии, то уже один этот перечень даст представление о гигантском масшта бе работы, совершенной поэтом. Его стихи поведали миру о том. как на одной шестой части земной с у ш и совершилась великая револю ция, положившая начало новой эре в истории человечества, про то, как началось строительство нового мирз. Стих Маяковского вместил в себя грандиозные картины революцион ных битв и строительства, за кото рое после победы дружно взялся со ветский народ. Поэзия Маяковского создала бессмертный литературный памятник вождю и основателю Со ветского государства. И поке еше нет в искусстве советском и м и р о в о м более достойного памятника Ле нину. чем поэма Маяковского «Вла димир Ильич Ленин». Когда в годы гражданской войны и тяжелой раз рухи стояли без дела типографии, не было бумаги, Маяковский взял в ру ки кисть и работал одновременно и как художник-плакатист и как поэт- агитатор. поэт-сатирик. В маленькой, почти нетопленной, промерзшей ма стерской он сам нарисовал более трех тысяч плакатов и сделал к ним около десяти тысяч строк подписей. Славя все новое, светлое, прибли жающее осуществление народной мечты, Маяковский с гневом обру шился всей беспощадной силой сво его стиха на врагов революции, на мешан, казнокрадов, грубиянов и бюрократов, мешавших народу. Он первый в поэзии подметил новые от ношения между гражданином и го сударством, между рабочим и тру дом, между сегодняшним и завт рашним, между любовью к подру ге и к родине. Это все придало поэзии Маяков ского огромную лирическую насы щенность. Родился стих, в котором оказалось возможным сосуществова ние и взаимопроникновение лирики, исторического эпоса и публицисти ки, высокого пафоса и уничтожи- гельной насмешки. Грандиозная ора тория соседствует ь поэзии Маяков ского и с народной озорной частуш кой, и с саркастическим фельетоном Торжественная здравица звучит в стихе Маяковского рядом с гневным проклятием, течение баллады пере* крывают политические лозунги, бое вой марш уживается с нежнейшими любовными строфами. Маяковский стал поэтом, имею щим возможность оказать могучее влияние на развитие передовой поэ зии всего мира. Значит ли это, что, скажем, Пушкин или Лермонтов были меньше его?.. Нет, конечно! Так может ставить вопрос лишь тог,- кто путем ненужных сравнений тщится непременно унизить, одного великого поэта за счет другого. Надо понять, что Пушкин и Лермонтов жили и творили тогда, когда страна наша не выходила еше на аванпосты мировой культуры. А Маяковский загремел во весь свой мощный голос, когда Россия стала провозвестницей торжества новых идей, ошеломив ших человечество, когда на залп «Авроры» обернулись все, V кого еше не запосли мхом у ч и . Дар и поэтический диапазон Маяковского оказались по своим масштабам род ственными размаху революции, спо-. собными рассказать человечеству о подвиге и величии народа-револю- цилнера. Маяковский ушел из жизни трид цать тли года назад. Но он остает ся в боевом стилю передовой поэ зии Советского Союза и всего чело вечества. Мы отмечаем семидесяти летие со дня его рождения, но ни кто из нас, имевших высокое сча стье работать ьместе с Маяковским, учиться у него, дружить с ним. —• никто из нас не мог бы предста вить себе Маяковского семидесяти летним старцем. Он живет рядом с нами в своих огнедышащих стихах, молодым великаном шагает во весь исполинский мах своей прочной бо гатырской поступи в трудовом строю народа, возводящего основы комму низма. Он прошел с нами через чу довищные по своей тяжести бои про тив фашистов, и в Музее Маяков ского можно увидеть не только ма кеты танка «Владимир Маяковский», но и пробитые пулями, окровавлен ные томики стихов поэта, с которы ми молодые солдаты шли в бой на гитлеровцев. И рядом, в этом Музее, можно прочитать записи, полные любви и братского восторга. Эти строки на чертаны на разных языках мира и адресованы Маяковскому. Под ними стоят подписи Луи Арагона, Пабло Неруды, Жоржи Амату, Людмила Стоянова, Иоханнеса Бёхера, Поли Робсона,.Назыма Хикмета. .. . {АП Н ),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz