Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
16 июля Т Ш г.. М Ш Г2Т5-41' Л Е Н И Н С КО Е 3 НАМ Я 3^ О Т К Р Ы Т О Е П И С Ь М О Ц ент рального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (Г)) Й-* (Продолжение. Начало на 1-й, 2-й стр.). В Программе КПСС намечен конкретный план строитель ства коммунизма. Его осуществление обеспечит советскому народу самый высокий уровень жизни, положит начало по степенному переходу к заветному принципу коммунизма — «от каждого по способностям, каждому по потребности». Советским людям странно и дико слышать, что китайские товарищи пытаются охаивать Программу КПСС — величест венный план созидания коммунистического общества. Кивая на то, что наша партия провозглашает своей задачей борьбу за лучшую жизнь для народа, руководители КПК на мекают на какое-то «обуржуазивание» и «перерождение» со ветского общества. По их логике получается, что если народ в лаптях ходит и пустые щи из общей миски хлебает — зто коммунизм, а если трудящийся человек живет хорошо и хо чет завтра жить еще лучше —то это чуть ли не реставрация капитализма! И подобную философию хотят преподнести нам в качест ве последнего откровения марксизма-ленинизма! Это с го ловой выдает авторов таких «теорий» как людей, не верящих в силы и способности рабочего класса, который взял власть в свои руки и создал свое, социалистическое государство. Если обратиться к истории нашей страны, к Программе КПСС, то легко увидеть, с чего мы начали, когда под руко водством Ленина взяли власть в свои руки, и каких вершин достиг советский народ. Наша страна превратилась в вели чайшую социалистическую державу. По объему промышлен ного производства Советский Союз занимает первое место в Европе и второе в мире, а скоро обгонит США и выйдет на первое место. Творцами всех наших побед являются совет ский рабочий класс, советское колхозное крестьянство, совет ская интеллигенция. Мы убеждены, что на великие трудовые подвиги способен не только советский народ, но и народы других стран социа лизма, — необходимо лишь, чтобы было обеспечено пра вильное руководство рабочим классом и крестьянством, не обходимо, чтобылюди, осуществляющие это руководство, ре ально мыслили и принимали такие решения, которые позво лили бы направить по верному пути силы и энергию трудя щихся. Пытаясь оправдать культ личности, китайские руководите ли нагромоздили в своем письме далекие от марксизма рас суждения о классовой борьбе в СССР, о якобы ошибочных положениях Программы КПСС об общенародном государстве и всенародной партии. Мы не собираемся в настоящем письме подробно разби рать все их аргументы. Всякий, кто прочитает письмо ЦК КПК от 14 июня, несомненно, обратит внимание на полную беспомощность и оторванность от жизни советского народа рассуждений, которые содержатся в письме »ЦК КПК. Нас поучают, что в советском обществе сохраняются еще враж дебные классы, а потому-де сохраняется необходимость в диктатуре пролетариата. Какие же это классы? Из письма ЦК КПК можно понять, что это «буржуазные прихлебате ли», «паразиты, спекулянты, жулики, тунеядцы, хулиганы, каз нокрады». Что и говорить, оригинальное представление у китайских товарищей о классах и классовой борьбе. С каких пор эти паразитические элементы считаются классом? И каким клас сом? Классом тунеядцев или классом хулиганов, классом казнокрадов или классом паразитов? Преступники ни в ка ком обществе не составляли определенного класса. Это из вестно даже школьнику. Конечно, не составляют эти эле менты класса и в социалистическом обществе. Это проявле ния пережитков капитализма. Для борьбы с такими людьми не нужна диктатура проле тариата. Общенародное государство вполне может справить ся исправляется с этой задачей. На своем практическом опы те мы знаем, что борьба с преступностью ведется тем эф фективнее, чем лучше поставлена воспитательная работа пар тийных, профессиональных и других общественных организа ций, чем выше роль общественности, чем лучше работает со ветская милиция. Невозможно опровергнуть тот факт, что ныне советское общество составляют два основных класса — рабочие и кре стьяне, а также интеллигенция, что ни один класс советского общества не занимает такого положения, когда бы он мог эксплуатировать другие классы. Диктатура есть понятие клас совое; над кем же предлагают осуществлять диктатуру про летариата китайские товарищи в Советском Союзе: над кол хозным крестьянством или над народной интеллигенцией? Нельзя не учитывать, что всоциалистическом обществе класс 4» рабочих и класс крестьян существенно изменились, различия, грани между ними все более стираются. Свою руководящую роль рабочий класс после полной и окончательной победы социализма осуществляет уже не че- ^ рез диктатуру пролетариата. Рабочий класс остается наиболее передовым классом общества и в условиях развернутого строительства коммунизма. Его передовая роль определяется как его экономическим положением, тем, что он связан не посредственно с наиболее высокой формой социалистической собственности, так и тем, что он обладает наибольшей закал кой, выработанной десятилетиями классовой борьбы, револю ционным опытом. Китайские товарищи ссылаются на высказывание К. Маркса о том, что содержание переходного периода от капитализма к коммунизму не может быть ни чем иным, кроме как дик татурой пролетариата. Но, говоря это, Маркс имел в виду коммунизм как целое, как единую общественно-экономиче скую формацию (первой стадией которого является социа лизм), перейти к которой без социалистической революции и диктатуры пролетариата невозможно. Имеется ряд выска- 4 зываний В. И. Ленина, в которых совершенно ясно подчер кивается, что диктатура пролетариата нужна как раз для того, чтобы преодолеть сопротивление эксплуататорских классов, организовать социалистическое строительство, обес печить победу социализма — первой фазы коммунизма. От сюда понятно, что после победы социализма, когда в обще стве остаются только трудящиеся, дружественные и совер шенно изменившиеся всвоей природе классыи некого боль ше подавлять, надобность вдиктатуре пролетариата отпадает. Если извлечь подлинное содержание из всей той кучи псевдотеоретических рассуждений, которые имеются в пись ме ЦК КПК по этим вопросам, то оно заключается вследую щем: китайские товарищи выступают против линии КПСС на развитие социалистической демократии, заявленной с такой силой в решениях XX, XXI и XXII съездов нашей партии, в Программе КПСС. Совсем не случайно, что во всем их про странном письме нигде не нашлось места даже для упоми нания о развитии демократии в условиях социализма, в усло виях строительства коммунизма. Трудно в полной мере судить о мотивах, которыми руко водствуются китайские товарищи, отстаивая культ личности. ^ Т1о существу, впервые в истории международного комму нистического движения мы сталкиваемся с открытым превоз ношением культа личности. Надо сказать, что даже в период процветания культа личности в нашей стране сам Сталин вынужден был на словах открещиваться от этой мелкобуржу- '* азной теории и говорил, что эта теория идет от эсеров. Ничего, кроме удивления, не могут вызвать попытки опе реться на Маркса и Ленина для защиты идеологии культа личности. Неужели китайским товарищам не известно, что Ленин еще впериод зарождения нашей партии провел огром ную борьбу с народническими теориями о героях и толпе, что при Ленине осуществлялись подлинно коллективные ме тоды руководства в ЦК нашей партии и в Советском госу. ж даретве, что Ленин был необычно скромным человеком и беспощадно бичевал малейшие проявления подхалимства и угодничества по его адресу? Разумеется, борьба против культа личности никогда не понималась нашей партией или другими марксистско-ленин скими партиями как отрицание авторитета руководителей партии и государства. КПСС не раз подчеркивала, в том чи сле и на XX и XXII съездах, что партия дорожит авторите том своего руководства, что, развенчивая культ личности и борясь против его последствий, партия высоко ставит тех деятелей, которые действительно выражают интересы наро да и отдают свои силы борьбе за победу коммунизма и по этому пользуются заслуженным авторитетом. IV . Следующий большой вопрос, стоящий в центре разногла сий,—это вопрос о путях и методах революционной борьбы рабочего класса в странах капитализма и национально-осво бодительной борьбы, о путях перехода всего человечества к социализму. В изображении китайских товарищей разногласия по это му вопросу выглядят так: одна сторона, то есть они сами, стоит за мировую революцию, в то время как другая сто рона—КПСС, марксистско-ленинские партии—забыла о революции, даже «боится» ее и вместо революционной борь бы заботится о таких «недостойных» истинного революцио нера вещах, как мир, хозяйственное развитие социалистиче ских стр%н и повышение благосостояния их народов, как борьба за демократические права и жизненные интересы трудящихся капиталистических стран. На деле, однако, водораздел между взглядами КПК и взглядами международного коммунистического движения ле жит совсем в иной плоскости: одни, то есть руководители КПК, к месту и не к месту рассуждают о мировой револю ции, по всякому поводу, а часто и без повода щеголяют «революционной» фразой, в то время как другие—как раз те, кого критикуют китайские товарищи,—подходят к во просу о революции со всей серьезностью и вместо того, чтобы произносить громкие фразы, упорно трудятся, стре мясь найти наиболее верные и отвечающие условиям эпохи пути победы социализма, ведут упорную борьбу за нацио нальную независимость, демократию и социализм. Рассмотрим основные взгляды китайских товарищей по вопросам современного революционного движения. Помогает ли переходу стран и народов к социализму уста новка—перестать во имя «мировой революции» боротьсяза мир, отказаться от политики мирного сосуществования и мирного экономического соревнования, от борьбы за жиз ненные интересы трудящихся и демократические преобра зования в странах капитализма? Верно ли, что коммунисты стран социализма, выступая за мир и проводя политику мир ного сосуществования, думают только о себе и забыли о своих братьях по классу в странах капитала? Каждый, кто задумывался над смыслом нынешней борь бы за мир, против термоядерной войны, понимает, что со ветские коммунисты, братские партии других социалисти ческих стран оказывают своей политикой мира неоценимую помощь рабочему классу, трудящимся капиталистических стран. И дело здесь не только в том, что предотвратить ядерную войну—значит спасти от гибели рабочий класс, народы целых стран идаже континентов, хотя одно это уже оправдывает всю нашу политику. Дело еще и в том, что такая политика—лучший способ помочь международному революционному рабочему движе нию в достижении его основных классовых целей. Разве это не огромный вклад в борьбу рабочего класса, когда страны социализма, в условиях ими же завоеванного мира, добиваются замечательных успехов в развитии хозяйства, добиваются все новых и новых побед в научэ и технике, непрерывно улучшают условия жизни и труда людей, раз вивают и совершенствуют социалистическую демократию? Глядя на эти успехи и победы, каждый рабочий в капи талистической стране скажет: «Социализм на деле доказы вает, что он лучше капитализма. За этот строй стоит бо роться». В нынешних условиях социализм завоевывает серд ца и умылюдей не только через книги, но прежде всего своими делами, своим живым примером. Главную отличительную черту нашего времени Заявление 1960 г. усматривает в том, что мировая социалистическая система превращается в решающий фактор развития челове ческого общества. Все коммунистические партии, участво вавшие в Совещании, пришли к общему выводу, согласно которому в центре современной эпохи стоит международ ный рабочий класс и его детище—мировая система социа лизма. От упрочения мировой системы социализма зависит в огромной мере решение всех других задач революционного движения. Поэтому коммунистические и рабочие партии обязались «неустанно крепить великое социалистическое со дружество народов, международная роль и влияние которо го на ход мировых событий возрастают год от года». В осуществлении этой важнейшей задачи наша партия видит свой высший интернациональный долг. В. И. Ленин учил, что «...главное свое воздействиенамеж дународную революцию мы оказываем своей хозяйственной политикой. ...На это поприще борьба перенесена во всемир ном масштабе. Решим мы эту задачу—и тогда мы выигра ли в международном масштабе наверняка и окончательно» (Соч., том 32, стр. 413). Завет великого Ленина твердо усвоили советские комму нисты, ему следуют коммунисты других стран социализма. Но вот, оказывается, есть такие товарищи, которые решили, что В. И. Ленин неправ. Что это — неверие в способность стран социализма побе дить капитализм вэкономическом соревновании? Или это по зиция людей, которые, столкнувшись с трудностями строи тельства социализма, разочаровались, не видят, возможно сти оказывать главное воздействие на международное ре волюционное движение своими хозяйственными успехами, примером успешного строительства социализма всвоих стра нах? Они хотят скорее достигнуть революции другими, как им кажется, более короткими путями. Но победившая рево люция трудом и только трудом народа может закрепить и развить свои успехи, доказать преимущества социализма над капитализмом. Правда, это нелегко, тем более если револю ции совершаются в странах, получивших в наследство от прошлого слаборазвитую экономику. Но пример Советского Союза и многих других социалистических стран убедитель но демонстрирует, что и при этих условиях, если осущест влять правильное руководство, можно достигнуть огромных успехов и показать всему миру преимущества социализма перед капитализмом. Далее, какая обстановка выгоднее для революционной борьбы рабочего класса капиталистических стран — обста новка мира и мирного сосуществования или обстановка по стоянной международной напряженности и «холодной вой ны»? Ответ на этот вопрос не вызывает никаких сомнений. Кому не известно, что обстановку «холодной войны» пра вящие круги империалистических государств используют для разжигания шовинизма, военной истерии, оголтелого анти коммунизма, для того, чтобы поставить у власти самых отъ явленных реакционеров и профашистов, упразднить демо кратию, расправиться с политическими партиями, профсою зами и другими массовыми организациями рабочего класса, Борьба коммунистов за мир в огромной мере укрепляет их связи с массами, авторитет и влияние, а значит, помогает создавать то, что называют политической армией революции. Борьба за мир и мирное сосуществование государств с различным социальным строем отнюдь не тормозит, не от даляет, а, наоборот, дает возможность в полной мере раз вертывать борьбу за достижение конечных целей междуна родного рабочего класса. Трудно поверить, что китайские товарищи, люди опыт ные, сами проделавшие революцию, не понимают основно го: что мировая революция идет сегодня и через укрепле ние мировой системы социализма, и через революционную классовую борьбу рабочих в капиталистических странах, и через борьбу за национально-освободительное движение, укрепление политической независимости и экономической самостоятельности вновь освободившихся государств Азии и Африки, и через борьбу за мир, против агрессивных войн, и через антимонополистическую борьбу народных масс, и многими другими путями, которые нужно не противопостав лять одно другому, а объединять, направлять к одной цели— свержению господства империализма. Китайские товарищи высокомерно и оскорбительно обви няют компартии Франции, Италии, США и других стран ни много, ни мало, как в оппортунизме и реформизме, в «пар ламентском кретинизме» и даже в сползании к «буржуазно му социализму». На каком основании? На том, что эти ком партии не выдвигают лозунга немедленной пролетарской революции, хотя и китайские руководители должны пони мать, что этого нельзя делать без наличия революционной ситуации. Каждому грамотному марксисту-ленинцу известно, что преждевременно выдвинуть лозунг на вооруженное восста ние, когда в стране отсутствует революционная ситуация,— значит обречь рабочий класс на поражение. Известно, с ка кой величайшей серьезностью относился к этому вопросу В. И. Ленин, с какой политической прозорливостью и зна нием конкретной обстановки подходил он к выбору момента революционного выступления. В самый канун Октября Ле нин указывал, что 24 октября выступать еще рано, а 26-го будет уже поздно, можно все потерять,—следователь но, брать власть надо было обязательно 25-го. Кто опреде ляет степень накала классовых противоречий, наличие ре волюционной ситуации, выбирает момент для выступления? Это могут сделать только рабочий класс каждой страны, его авангард—марксистско-ленинская партия. История международного рабочего движения показывает, что плоха та партия, которая, называя себя рабочей пар тией, занимается только экономическими вопросами, не вос питывает рабочий класс в революционном духе, не готовит его к политической борьбе, к захвату власти,—в таком слу чае она неизбежно сползает на позиции реформизма. Но плоха и та партия, которая ставит задачи политической борьбы в отрыве от борьбы за улучшение экономического положения рабочего класса, крестьянства, всех трудящихся. Такая партия неизбежно отрывается от масс. Только при правильном использовании всех форм классовой _борьбы, при умелом их сочетании, партия может стать действитель но революционной, марксистско-ленинской партией, вождем масс, успешно повести рабочий класс на штурм капитала, на завоевание власти. Смертный грех многих коммунистических партий разви тых капиталистических стран китайские руководители усматривают в том, что они видят свои непосредственные задачи в борьбе за экономические и социальные интересы трудящихся, за демократические реформы, осуществимые еще при капитализме и облегчающие жизненные условия рабочего класса, крестьянства, мелкобуржуазных слоев на селения, способствующие созданию широкого антимонопо листического фронта, который послужит основой для даль нейшей борьбы за победу социалистической революции, то есть занимаются как раз тем, что записано вМосковском Заявлении 1960 года. Выступив против всего, чем заняты в настоящее время коммунистические партии развитых стран капитализма, ки тайские товарищи не проявили ни элементарного чувства солидарности с коммунистами, сражающимися с капиталом на переднем крае классовой борьбы, ни понимания конкрет ных условий в этих странах, тех специфических путей, ко торыми идет в них революционное движение рабочего клас са. По сути, «во имя революции» они отвергают как раз те пути, которые ведут к революции, навязывают такой курс, который бы привел компартии к изоляции от масс, к потере рабочим классом его союзников по борьбе с господством монополий, с капитализмом. Китайские товарищи разошлись с мировым коммунистиче ским движением и по вопросу о формах перехода различ ных стран к социализму. Известно, что КПСС и другие марксистско-ленинские пар тии, как об этом ясно сказано в документах Московских со вещаний, в Программе КПСС, исходят из возможности мир ного и немирного перехода к социализму. Несмотря на это, китайские товарищи упорно приписывают нашей партии и другим братским партиям признание только мирного пути. Всвоем письме от 30 марта 1963 года ЦК КПСС еще раз изложил свою позицию по этому вопросу: «Рабочий класс и его авангард—марксистско-ленинские партии стремятся осуществить социалистическую резолю циюмирным способом, без гражданской войны. Осуществле ние этой возможности соответствовало бы интересам рабо чего класса и всего народа, общенациональным интересам страны. Вместе с тем выбор путей развития революции за висит не только от рабочего класса. Если эксплуататорские классы прибегнут к насилию над народом, рабочий класс будет вынужден использовать немирный путь завоезания власти. Все зависит от конкретных условий, от расстановки классовых сил внутри страны и на мировой арене. Разумеется, в какой быформе ни совершался переход от капитализма к социализму, он возможен лишь путем социа листической революции, диктатуры пролетариата в различ ных ее формах. КПСС, высоко оценивая самоотверженную борьбу рабочего класса во главе с коммунистами в странах капитала, считает своим долгом оказывать им всяческую по мощь и поддержку». Мымного раз разъясняли своюточку зрения, и нет нужды более подробно излагать ее здесь. А какая же позиция китайских товарищей по этому во просу? Она красной нитью проходит через все их выступ ления и письмо ЦК КПК от 14 июня. Основным критерием революционности китайские то варищи считают признание вооруженного восстания всегда, во всем, везде. Тем самым китайские товарищи фактиче ски отрицают возможности использования мирных форм борьбы за победу социалистической революции, в то время как марксизм-ленинизм учит тому, что коммунисты долж ны овладеть всеми формами революционной классовой борьбы— как насильственными, так и ненасильственными. Еще один важный вопрос — это вопрос о связи между борьбой международного рабочего класса и национально- освободительным движением народов Азии, Африки и Ла тинской Америки. Международное революционное рабочее движение, пред ставленное сегодня и мировой системой социализма и ком партиями капиталистических стран, и национально-освобо дительное движение народов Азии, Африки и Латинской. Америки—это великие силы современности. Правильные взаимоотношения между ними составляют одно из главных условий победы над империализмом. Как же решают этот вопрос китайские товарищи? Это видно из их новой «теории», согласно которой основное противоречие нашего времени—это, оказывается, противо речие не между социализмом и империализмом, а между национально-освободительным движением и империализмом. Решающей силой вборьбе с империализмом, по мнению ки тайских товарищей, выступает не мировая система социа лизма, не борьба международного рабочего класса, а опять- таки национально-освободительное движение. Этим китайские товарищи, видимо, хотят самым легким путем завоевать популярность у народов Азии, Африки и Латинской Америки. Но пусть никого не обманывает эта «теория». Фактический ее смысл, хотят того китайские тео ретики или нет, состоит в том, чтобы изолировать нацио нально-освободительное движение от международного рабо чего класса и его детища — мировой системы социализма. Но это представляло бы собой огромную опасность для са мого национально-освободительного движения. В самом деле, разве могли бы многие народы Азии при всем своем героизме и самоотверженности победить, если бы Октябрьская революция, 9 затем образование мировой системы социализма не потрясли до основания империализм, не подорвали сил колонизаторов? А разве теперь, когда освободившиеся народы вступили в новый этап своей борьбы, сосредоточивая усилия на укреп лении политических завоеваний и экономической независи мости, они не видят, что решить эти задачи было бы неиз меримо труднее, а то и вовсе невозможно без помощи со циалистических государств? Марксисты-ленинцы всегда подчеркивают всемирно-исто рическое значение национально-освободительного движения и его великого будущего, но они считают одним из главных условий его дальнейших побед прочный союз и сотрудниче ство со странами мировой системы социализма, как глазной силой в борьбе с империализмом, прочный союз с рабочим движением капиталистических стран. Такая позиция была определена в Заявлении 1960 года. Она основывается на ленинской идее о руководстве (гегемонии) рабочего класса, как условии победы в антиимпериалистической борьбе. Толь ко при условии такой гегемонии это движение в конечном счете приобретет подлинно социалистический характер, за вершится переходом на путь социалистической революции. Эта идея Ленина была проверена на опыте Октябрьской революции, на опыте других стран, и она ни у кого не вы зывает сомнений. Оказалось, однако, что китайские това рищи хотят «поправить» Ленина и доказать, будто не рабо чий класс, а мелкая буржуазия или национальная буржуазия, а то даже и «некоторые патриотически настроенные короли, принцы и аристократы» должны быть гегемоном всемирной борьбы с империализмом. И после этого руководство КПК поучает миро&ое коммунистическое движение, что никогда и ни при каких условиях нельзя утрачивать пролетарский, классовый подход! Залог будущих побед как международного рабочего класса, так и национально-освободительного движения — в их прочном союзе и сотрудничестве, в их совместной дик туемой общими интересами, борьбе против империализма, в которой рабочий класс своей самоотверженностью, своим беззаветным служением интересам всех народов завоевывает признание за собой руководящей роли, убеждает свойх со юзников в том, что его руководство — надежная гарантия как его собственной победы, так и победы его союзников. Наша ленинская партия рассматривает национально-осво бодительное движение, как составную часть мирового ре волюционного процесса, как мощную силу, выступающую против империализма. Великий призыв основоположников научного коммунизма Маркса и Энгельса «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» стал боевым знаменем международ ного пролетариата. Продолжатель дела Маркса и Энгельса— Владимир Ильич Ленин в новых исторических условиях, со здавшихся после победы Великой Октябрьской революции, особо отмечал неразрывную связь социалистической рево люции и национально-освободительного движения. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был и остается главным лозунгом борьбы за победу мировой рево люции. В новых условиях содержание этого лозунга расши рилось. Как известно, Ленин одобрил лозунг: «Пролетарии всех стран и угнетенные народы, соединяйтесь!» Вэтом ло зунге подчеркивается ведущая роль пролетариата и возрос шее значение национально-освободительного движения. Наша партия во всей своей деятельности строго руководствуется этим марксистско-ленинским интернационалистическим прин ципом. Возникает вопрос: чем же объяснить неверные установки руководства КПК по коренным проблемам современностиГ Либо полным отрывом китайских товарищей от реальной действительности, догматическим, книжным подходом к про блемам войны, мира и революции, непониманием конкрет ных условий современной эпохи. Либо тем, что за оглуша ющим шумом о «мировой революции», поднятым китайскими товарищами, стоят иные цели, ничего общего с революцией не имеющие. Из всего этого видна ошибочность, пагубность курсе, на вязываемого руководством КПК мировому коммунистиче скому движению. То, что предлагают китайские руководи тели под видом «генеральной линии», есть не что иное, как перечисление самых общих задач рабочего класса, сделан ное без учета времени и реального соотношения классовых сил, без учета особенностей современного исторического этапа. Китайские товарищи не замечают или не хотят заме чать того, как видоизменяются задачи нашего движения в условиях современной эпохи. Сводя генеральную линию к общим задачам, сохраняющим свою силу для всех этапов перехода от капитализма к социализму, они лишают ее кон кретности, целеустремленности, подлинной эффективности. Вырабатывая свой нынешний курс, братские партии кон кретно проанализировали расстановку классовых сил как в отдельных странах, так и в мировом масштабе, особенно сти развития двух противоположных систем, развития нацио нально-освободительного движения на современном этапе. Точный анализ изменений в мировой обстановке позво лил братским партиям всего мира выработать марксистско- ленинскую характеристику эпохи: «Наша эпоха, основное содержание которой составляет переход от капитализма к социализму, начатый Великой Октябрьской социалистической революцией, есть эпоха борьбы двух противоположных об щественных систем, эпоха социалистических революций и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха пе рехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе». Определение современной эпохи явилось основой пра вильного подхода при выработке стратегии и тактики миро вого коммунистического движения. Марксистско-ленинские партии определили свою общую* линию, основные положения которой сводятся к следую щему: — характер и содержание мирового революционного про цесса в современную эпоху определяются слиянием в еди ный поток борьбы с империализмом народов, строящих со циализм и коммунизм, революционного движения рабочего класса в капиталистических странах, национально-освободи тельной борьбы угнетенных народов, общедемократических движений; в союзе антиимпериалистических революционных сил решающая роль принадлежит международному рабочему классу и его главному детищу —мировой системе социализ ма, которая оказывает свое главное воздействие на разви тие мировой социалистической революции силой примерах своим хозяйственным строительством; — в силу сложившихся объективных исторических усло вий (крайнее обострение агрессивности империализма, по явление оружия огромной разрушительной силы и т. п.) центральное место среди всех задач, стоящих перед анти империалистическими силами всовременную эпоху, занимает борьба за предотвращение термоядерной войны. Первосте пенная задача коммунистических партий — сплочение всех миролюбивых сил для защиты мира, спасения человечества от ядерной катастрофы; — социалистическая революция осуществляется в резуль тате внутреннего развития классовой борьбы в каждой стра не, ее формы и пути определяются конкретными условия ми данной страны. Общей закономерностью является рево люционное низвержение власти капитала и установление втой или иной форме диктатуры пролетариата. Задача рабо чего класса и компартий состоит в том, чтобы максимально использовать имеющиеся ныне возможности для мирного, не связанного с гражданской войной пути социалистической революции и вто же время быть готовыми к немирному пу ти, к вооруженному подавлению сопротивления буржуазии; общедемократическая борьба является необходимой состав ной частью борьбы за социализм;- — цели рабочего класса и коммунистических партий в национально-освободительном движении состоят в доведе нии до конца задач антиимпериалистической демократиче ской революции, в развитии и упрочении национального фронта, основанного на союзе с крестьянством и патриоти чески настроенной национальной буржуазией, в подготовке условий для образования государства национальной демо кратии и перехода на некапиталистический путь развития; — отношения сотрудничества и взаимопомощи между со циалистическими странами, сплоченность и единство меж дународного коммунистического и рабочего движения, вер ность совместно разработанным позициям и оценкам, ленин ским принципам жизни партий и взаимоотношений между ними составляют необходимые условия успешного решения исторических задач, стоящих перед коммунистами. Таковы в современную эпоху основные пути развития мирового революционного процесса, таковы основные поло жения генеральной линии международного коммунистиче ского движения на нынешнем этапе. Борьба за мир, демо* кратию, национальную независимость и социализм—вот коротко суть этой генеральной линии. Последовательное проведение этой линии на практике — залог успехов миро вого коммунистического движения. Все эти важнейшие принципиальные положения междуна родного коммунистического движения в современных усло виях, коллективно выработанные братскими коммунистиче скими и рабочими партиями в Декларации и Заявлении, на шли свое выражение вновой Программе КПСС, которая пол ностью основывается на марксистско-ленинском обобщении революционного опыта как в нашей стране, так и вмеждуна родном масштабе. V. Ошибочные взгляды руководителей КПК по коренным по литическим и теоретическим вопросам современности нераз рывно связаны с их практической деятельностью, направлен ной на подрыв единства мирового социалистического лагеря и международного коммунистического движения. Китайские товарищи на словах признают, что единство ф СССР и Китайской Народной Республики является опорой всего социалистического содружества, однако на деле они по всем направлениям подрывают связи с нашей партией, с нашей страной. Руководство КПК часто говорит о своей верности содру жеству социалистических стран. Однако отношение китай ских товарищей к этому содружеству опровергает их гром кие заявления. Статистика показывает, что КНР за последние три года более чем в два раза снизила объем торговли со странами социалистического содружества. Некоторые социалистические страны особенно остро ощутили результаты такого курса китайских товарищей. Действия китайского руководства находятся в вопиющем противоречии не только с принципами взаимоотношений между социалистическими странами, но в ряде случаев и с общепризнанными правилами и нормами, которых должны придерживаться все государства. Нарушение ранее подписанных соглашений нанесло серь езный ущерб народному хозяйству некоторых социалистиче ских государств. И вполне понятно, что немалый ущерб от свертывания экономических связей испытывает и экономика самого Китая. Стремясь оправдать свои действия вглазах народных масс, руководство КПК недавно выдвинуло теорию «опоры на собственные силы». Вообще говоря, вести строительство со циализма в каждой стране, опираясь прежде всего на собст венные усилия народа, с наилучшим использованием внут ренних ресурсов своей страны— это правильный путь соз дания материально-технической базы социализма. Дело по строения социализма в каждой стране — это прежде всего дело народа этой страны, его рабочего класса, Коммунисти ческой партии. Советский Союз, который был первой страной социализма, вынужден был строить социализм, опираясь только на соб ственные силы и используя внутренние ресурсы. И хотя те перь существует система социалистическйх стран — это во все не означает, что народ какой-либо страны может сидеть сложа руки и уповать исключительно на помощь других стран социализма. Коммунистическая партия каждой социа листической страны считает своим долгом мобилизовать все внутренние резервы для успешного экономического строи тельства. Поэтому заявление ЦК КПК об осуществлении строительства социализма главным образом собственными (Окончание на 4-й стр.). г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz