Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 13 июля 1963 г., М 163 (2752) Большую трудовую победу одержали липецкие тракторо строители. 28 июня многотысяч ный коллектив рапортовал о до срочном выполнении полугодово го плана. 15112 пропашных трак торов сошло с конвейеров пред приятия с начала года, на 190 ма шин больше задания. По сравне ниюсэтимже периодомпрошло го года выпуск тракторов возрос на 67 процентов. Но тракторостроители не успокаиваются на достигнутом. Они намечают новые, еще более высокие рубежи. Предприятие расши ряется. На заводской территории чуть не на каждом шагу —ново стройки. Поднялись ввысь корпуса чузнечного, модельного, механо сборочного цехов, от прессового к сборочному протянулась кры тая галерея. Вней монтируется конвейер, который понесет узлы и детали из прессового на сборку. А как изменился внешний вид завода! Вдоль тротуаров и вокруг цехов запестрели цветочные клумбы, зазеленели газоны, тенистые кроны деревьев шумят над головами прохожих. Кругом чистота. Нигде, даже вглухих закоулках заводской территории, не встретишь извечного спутника многих предприятий — хлама и мусора. Такая же чистота поселилась и в цехах. Тракторостроители решили пре вратить свое предприятие в образцовое по чистоте и культуре производства. О том, как коллектив добился большой победы, какие намечает планына будущее, рассказывают материалы, помещенные на сегод няшней промышленной странице. В к л а д н о в а т о р о в ТРАКТОРОСТРОИТЕЛИ П о л у г о д о в о и вы хо д и т п л а н з а в е НА НОВЫЕ р ш е н д о РУБЕЖИ р о ч н о Старший мастер эксперименталь ного цеха Василий Сергеевич Гон чаров частенько задумывался над тем, нужны ли массивные диски- грузы на передние колеса трактора Т-40. Многолетний опыт подска зывал ему: нет, не нужны. Эта мысль не давала покоя Гончарову. Он тщательно все рассчитал, про верил. испытал. Оказалось, маши на действительно с успехом может работать и без этих грузов. В. С. Гончаров подал в БРИЗ ра ционализаторское предложение. Те перь, после его внедрения в про изводство, на каждом колесном тракторе экономится по 26 кило граммов чугуна. Общая сумма ус ловной годовой экономии от этого новшества составляет 35 тысяч рублей. Предложение В. С. Гончарова — одно из 1258 внедренных в про изводство на Тракторном заводе в первом полугодии 1963 года. А по ступило их в БРИЗ за это время 2658. Вот еще одно из новшеств. Обра ботка метчиков в цехе эксплуата ции инструмента производилась с помощью ручного приспособления. Инженер Виктор Сергеевич Ча- стушкин сконструировал и изгото вил для обработки метчиков на стольное приспособление с приво дом от электромотора. Внедрение его позволило вдвое повысить про изводительность труда на этой опе рации. Сумма условной годовой экономии — 3 тысячи рублей. В кузнечном цехе штампуются заготовки ведомых шестерен колес ного трактора. Кузней Николай Павлович Пашко, изучив операцию, пришел к выводу, что заготовку без всякого ущерба можно укоро тить на 5 миллиметров. Рационализаторы завода с честью выполняют свои социалистические ^обязательства. В первом полугодии >внедрение предложений новаторов >позволило сэкономить 850 тысяч ' рублей — на 317 тысяч рублей больше, чрм за этот же период прошлого года. Полугодовой план выполнен на 125 процентов. Рационализаторы за шесть меся цев сумели снизить трудоемкость изготовления гусеничного трактора на один, а колесного — на шесть нормо-часов. Кроме того, на каж дом гусеничном тракторе сэконом лено 1,6 килограмма, а на колес ном •— 47 килограммов металла. , Н. ДОРОФЕЕВ, >сотрудник многотиражной газеты > «Кировец». Вот они —лучшие из лучших, своим трудом завоевавшие славу родному предприятию. На снимке: (сверху вниз) ма стер второго тракторного пеха A. С. Коцарев, токарь цеха шасси ударник коммунистического труда B. Кузнецова и слесарь эспери- ментяльного цеха ударник комму нистического цеха П. Аникеев. Фото В. Финогина. ☆ ☆ Шел 1943 год. В то грудное для нашего народа время было при нято решение построить в Липецке Тракторный завод. И вот 1 июня 1944 года, 19 лет назад, в Липецке был выпущен первый экспериментальный гусе ничный трактор «Кировец-35». Большинство деталей его было из готовлено вручную, а траки отлиты из чугуна. Первая партия, состоя вшая из 25 машин, в конце 1945 года отправилась на колхозные по ля. В это же время началась боль шая работа по созданию гусенич ного трактора с дизельным мото ром в 35 лошадиных сил. Постепенно, преодолевая боль шие трудности, коллектив завода становился на ноги и в 1949 году впервые за свою историю выпол нил государственный план по вы пуску тракторов. Многие из тех, кто ковал тогда наши победы, сей час ушли на заслуженный отдых. Это старейший литейщик В. И. Иванов, награжденный орденомЛе нина, слесарь И. Н. Меркулов, ли тейщик А. В. Нивованов, наладчик П. В. Терпугов и многие другие. Они не забывают родной завод и сейчас часто бывают в цехах, ра дуются нашему росту. Да и как не радоваться: ведь еще десятьлет назад с главного конвейера ежесу точно сходцдо всего 30 гусеничных тракторов. Аныне... Интересно сравнить такие циф ры: за двенадцать первых лет сво его существования завод выпустил 50 тысяч тракторов. И только за один 1963 год с конвейера сойдет 32.600 первоклассных универсаль ных пропашных машин. А в буду щем году их выпуск возрастет. Т А К М Ы Р О С Л И В этих ярких цифрах — гигант ские шаги нашего роста. Трудным для заводского коллек тива оказался истекший год, когда, не прекращая выпуска гусеничных тракторов, нужно бьтг»о осущест вить комплекс мероприятий и ос воить производство нового колесно го трактора Т-40. Но даже и в тех трудных условиях тракторостроите ли увеличили по сравнению спре дыдущим 1961 годом выпуск ма шин на десять процентов. Конечно, такой незначительный рост не устраивал наш многоты сячный коллектив. И он с новой силой начал борьбу за приведение в действие резервов роста произ водства, Тогда-то и начался поход за повышение производительности труда и культуры производства. Результаты его не замедлили сказаться. Буквально с первогодня пятого года семилетки завод вошел в график, хотя и получил повы шенное государственное задание, — увеличить объем производства по сравнению с 1962 годом на 61,2 процента и только за счет роста производительности труда — на 23,7 процента. Недавно липецкие тракторострои тели рапортовали о досрочном вы полнении полугодового государст венного плана. Но эта победа — пройденный этап. Коллектив идет дальше, к новым рубежам. Почти весь завод включился в соревнование за коммунистический труд. За получение этого почетного звания борются 14 цехов, 71 уча сток, 62 смены, 263 бригады; 4670 рабочих обязались выполнять семичасовое задание за шесть ча сов. 200 передовиков производства горячо откликнулись «а инициати ву рабочих труболитейного цеха .V: 1 завода «Свободный сокол» и выдвинули встречные, более высо кие. нормы выработки. Среди них бригадир коммунистического труда автоматного цеха т. Талицких, ко торый повысил нормы выработки на 20 процентов, резьбонакатчик этого же цеха т. Надюк, увеличив ший себе задание на 15 процентов. Девять бригад формовщиков из сталелитейного цеха повысили нор мы выработки на 8 процентов. Тракторостроители горячо от кликнулись на выступление Н. С. Хрущева на Всероссийском сове щании работников промышленности и строительства и с большой энер гией взялись за вскрытие внутрен них резервов производства. А у нас их еще непочатый край. Взять хотя бы дальнейшую ме ханизацию транспортных, склад ских и других вспомогательных работ. Она поможет резко сократить долю ручного труда, особенно в за готовительных цехах, привести в действие большие резервы увели чения выработки на каждого рабо тающего. Она поможет, наконец, нам досрочно выполнить задание по общему росту производительно сти труда, что является самым главным. С каждым месяцем растут тем пы основного производства. Если в конце первого полугодия с кон вейера ежесуточно сходило 80 ко лесных тракторов и 22 гусенич ных, то в четвертом квартале их в среднем будет выпускаться _соот ветственно по 91 и 27. Добиться ......... >•••••...... . В ногу Вместе со всем коллективом ли пецких тракторостроителей за ус пешное выполнение государствен ного плана настойчиво борются ра ботники многочисленных инженер но-технических служб завода. Служба главного технолога — одна из крупнейших на предприятии. В нашем коллективе много опытных, знающих инженеров и техников, способных самостоятельно решать самые. сложные проблемы. Они упорно ищут резервы, использовав которые, мы могли бы значитель но быстрее двигаться по пути тех нического прогресса. Очень большое внимание коллек тив уделяет совершенствованию вспомогательных операций основно- го производства, таких как погруз ка. транспортировка. контроль, упаковка, разгрузка и уборка от ходов. До последнего времени на эти процессына нашем заводе, как и в машиностроении вообще, обра щалось очень мало внимания. Со вершенствовались в первую очередь только основные процессы — штамповка, ковка, обработка, сбор ка. На эти операции разрабатыва лась четкая технология. Которая помогает выполнять их наиболее с коллективом М о я в и з и т н а я к а р т о ч к а Здесь все мое. Три новых стоя щих друг за другом станка. А рабо тающие рядом Петр Зубарев. Иван Григоров и Александр Филатов — лучшие станочники нашего участка — мои товарищи. И весь этот цех просторный и светлый, тоже мой. Каждый день я спешу сюда задолго до начала- смены, в проходной заво да не без тайной гордости показы ваю свой пропуск и вместе с други ми рабочими шагаю по тенистым зеленым аллеям. ' Это чувство хозяина не позволя ет мне относиться к своим обязан ностям как попало, спустя рукава. Хочется работать так, чтобы всегда наш Тракторный выдавал больше хороших машин. В прошлом году автоматный пех, как и весь завод в целом, отставал, не справлялся с заданием. Мне и моим товарищам это отставание не давало покоя. Совесть рабочая не могла с ним мириться. Мы стреми лись как можно быстрее и лучше освоить прибывающее в цех новое оборудование, изучить все тонкости производства, связанного собработ кой деталей к новому колесному трактору. 11а помощь пришел мно голетний опыт. Ведь большинство из нас работает на Тракторном по 10—12 лет. Своим умением мы щедро делились с новичками. По полняли и багаж теоретических зна нии. Я и Валентин Бахаев закан чивали десятый класс вечерней школы. Юрий Реутов — машино строительный техникум. Многие занимались на курсах повышения квалификации. Тогда же мырешили освоить пепедовую Форму пере дачи смен. Раньше мой сменщик после работы снимал со станка не законченную деталь. Я приходил и ставил свою, тратил время на на ладку станка. Теперь, что он не за кончит, доделываю я, а он продол жает обрабатывать начатую мной деталь. Это немаловажный резерв. А главное, мы стали как-то более ощутимо чувствовать локоть друг друга, свою ответственность. В начале этого года в нашем це хе, как и на всем заводе, разверну лось соревнование за выполнение семичасовых заданий на час рань ше. И сейчас сменное задание за 6 часов выполняют многие — Петр Зубарев, Иван Григоров, Александр Филатов. Я тоже со своей сменной нормой справляюсь на час раньше. Мы пытались использовать лю бой самый незначительный резерв, который позволил бы более произ водительно эксплуатировать станки. Бережно расходовать рабочее время — большое искусство, и ему мыто же учились. Крепко помогли наши рационализаторы, такие, как мастера смены Алексей Неклюдов, наладчик Петр Зубарев и многие другие. Под считали как-то ребята, что одну из деталей можно получать из заготов ки значительно меньшего диамет ра, и это предложение сразу же получило права гражданства. Возросшая ответственность каж дого из нас, высокая требователь ность помогли нам вывести цех из отстающих. С начала этого года коллектив успешно справляется с заданием. А полугодовой план вы полнен на 9 дней раньше срока. В счет всероссийских сверхплановых миллиардов выпущено на 15 тысяч рублей запасных частей к тракто рам. На 2.2 процента снизилась се бестоимость выпускаемых нами де талей. Дела пошли хорошо. Казалось бы. можно и успокоиться. А покоя нет. Брак высок, и совесть уже нашеп тывает: «Как же так? Разве нельзя снизить?» И мыищем причины, из- за которых детали получаются нека чественными. Так что, думаю, и с этим «врагом» справимся. ...Закончился рабочий день, и возле моих станков выросла горка обработанных деталей. Скоро их увезут в другой цех. а потомвместе с тракторамиЧони уйдут на поля. И мне хочется, чтобы эти детали, словно визитная карточка, рассказа ли людям о нашей работе и оделах моего коллектива. Р. КУЗЬМИН, наладчик автоматного цеха. рационально и производительно. На вспомогательные же операции технологии не существовало. Такая недооценка этих процессов привела к тому, что производительность тру да здесь оказалась в 1,5—2 раза ниже, чем на основных, а затраты в 3—5 раз выше. Использовать имеющиеся в сфе ре вспомогательного производства резервы нам поможет комплексная технология, создание таких техноло гических процессов, в которых все операции рассматриваются как рав нозначные и неотъемлемые части единого производственного комплек са, начиная от получения сырья и кончая отправкой готовой продук ции. Чтобы более успешно решать по ставленную задачу, при .отделе, по примеру машиностроителей Волго града, создано бюро комплексной технологии. Возглавляет его опыт ный и талантливый инженер В. И. Черников. • Внедрение комплексной техноло гии позволит значительно расши рить круг работ, на которые будут рассчитанытрудовые затраты, вклю чить в технологические документы все вспомогательные работы основ ного производства. Это, в свою очередь, даст возможность механи зировать их. улучшить организацию труда на этих участках. Комплекс ная технология создаст, возможность для более полного и точного учета трудовых затрат. А это поможет лучше вскрывать и использовать резервы. Трудоемкость вспомога тельных работ может быть снижена на 6—8 процентов, а при их комп лексной механизации она умень шится почти наполовину. Сейчас на нашем заводе уже не мало сделано для ликвидации дис пропорции. возникшей между ос новными и вспомогательными про цессами. В этом году в механообра батывающих цехах внедрена более совершенная оснастка для специ ального оборудования. В последнее время разработано и осуществлено 417 мероприятий, направленных на улучшение качества выпускаемых тракторов. В цехах установлены и действуют автоматыи полуавтоматы для сварки в среде углекислого га за, контрольно-обкатные станки, 80 специальных агрегатных .стан ков, 76 автоматов и полуавтоматов, 349 универсальных металлорежу щих станков. Количество поточных линий толь ко для производства трактора Т-40 доведено до 106. Все это позволило стабилизировать техно логические процессы, улучшить ка чество выпускаемых машин и запас ных частей. На заводе много сделано для по вышения культуры производства. Теперь не увидишь на полу детали. Для их хранения есть стеллажи, а для перевозок — тележки и роль ганги. Особенно многого добились коллективы тракторных цехов Лг«№3 и 4. В тракторном цехе Л» 3 созданы поточные линии для каж дой детали. Для снижения трудоемкости из готовления трактора Т-40 в цехах внедрено 220 единиц высокопроиз водительной оснастки. Так как из-за недостатка площадей и боль шой номенклатуры обрабатываемых деталей трудно создать много по точных линий, на заводе разработа но и внедрено большое количество групповых наладок и групповых поточных линий. Строится малярное отделение сборочного цеха. В нем предусмот рено использовать полный комплекс средств механизации. В самом же сборочном цехе намечено внедрить подвесные склады с автоматиче ским вывозом необходимого узла или детали к месту установки на конвейере. В прессовом с окончани ем пристройки будет размещен двухярусный подвесной склад полуфабрикатов. В проекте рекон струкции завода запланировано по строить около 20 километров под весных межцеховых и внутрицехо вых конвейеров для подачи деталей и узлов. Вот такие резервы с помощью нашего коллектива тракторострои тели поставили на службу произ водству. К. ЕРМАКОВ, главный технолог завода. такого прироста можно только пу тем повышения производитель но- сти труда каждого рабочего. А для этого нужно как можно быстрее на всех участках вводить более про грессивную технологию и на этой основе внедрять технически обос нованные нормы выработки. Работники сельского хозяйства ждут от нас дешевых машин отличного качества. Качество же трактора определяется не только его маневренностью, исшосоустойче- воетью, универсальностью, но и расходом горючего. Выпускаемый в настоящее время гусеничный трак тор Т-38 потребляет в час 200 грамм дизельного топлива на одну лошадиную силу, удельный же расход топлива колесного трактора Т-40 составляет соответственно185 граммов. Этот немаловажный пока затель значительно ниже, чем у колесного трактора «Беларусь». В настоящее время коллектив ^конструкторов завода работает над созданием новых перспективных машин с еще более лучшими тех нико-экономическими показателя- ми. Развернулось соревнование за использование резервов на каж дом рабочем месте, за снижение материальных и трудовых затрат, за улучшение качества продукции. Недавно мы составили план раз вития предприятия на 1964— 1965 годы. Намечая его, мы дума ли о том, как наиболее эффектив но, рационально использовать ка питальные вложения, получить наибольшую отдачу. Но нашим расчетам, к концу 1965 года на каждый рубль капитальных затрат будет приходиться 2,1 рубля гото вой продукции. Если раньше при рост машин планировался в десят ках и реже в сотнях штук, то те перь счет ведется на тысячи. За три года 1963—1965 выпуск тракторов на нашем заводе возрас тет в 2,5 раза и превысит уровень прошлого года на 30 тысяч машин. Такой огромный рост стал возмож ным благодаря правильно взятому партией и правительством курсу на всемерную специализацию и кооперирование производства, вне дрение новой техники. Многртысячый коллектив тракто ростроителей приложит все силы к тому, чтобы претворить в жизнь все намеченное, воплотить в кон кретные дела цифры наших планов. / В. КЛИМЕНКОВ, директор завода. Через несколько дней эти голубые красавцы Т-40 уйдут в раз ные концыстраны и разнесут с собой добруюмолву о тех, кто сде лал их, кто дал имжизнь —олипецких тракторостроителях. Фото В. Финогина. «Наши маяки», — говорят на> Тракторном о сталеваре сталели- тейного цеха В. Быкове (вверху), шлифовщице третьего тракторного цеха Г. Маркеловой (вторая езер^{ ху), наладчике Первого трактор- ного цеха ударнике коммунистиче ского труда Д. Чекрыжове (третий V сверху), шлифовщице инструмен- • тального цеха П. И. Шишкановой (внизу). Фото В. Финогина. МЕСТО В СТРОЮ В красном уголке первого трак торного цеха шел товарищеский суд. Впереди всех на высокой ска мейке. низко опустив голову, си дел Серафим Коньшин, прямо пе ред ним — судья с двумя засе дателями. Но судили, пожалуй, не они, а те, кто был в комнате. Что и говорить, проступок Коньшин совершил из ряда вон выходящий: оскорбил деву шек. Нелицеприятные слова приш лось услышать Коньшину. Но лю ди не отгородились от того, кто споткнулся, не сказали: «Виноват — расхлебывай сам». За его про ступок они судили и себя. Судили за то, что недоглядели, за то, что не одернули вовремя. Тоня Бурякова сидела в зале на последней скамейке. Она внима тельно слушала выступавших. И хоть Коньшин был не из их отде ления, ей было горько и мучи тельно стыдно за его хулиганство. Опозорил цех, опозорил весь за вод. Й правильно, что с себя спра шиваем. Если бы там, в службе механика, где Коньшин работает, у него были бы настоящие требо вательные, принципиальные друзья, вряд ли пришлось бы сидеть Сера фиму на этой позорной скамье. Разве позволили быв нашей брига де так себя вести?!.. Бригадиром Тоню назначили ле том прошлого года. Трусила ли она, когда ей доверили этот пост? Пожалуй, нет. Боевая и энергич ная, Тоня умела находить со все ми общий язык, не боялась отсто ять своего мнения. Бригада решила бороться за зва ние коллектива коммунистического труда и быта. Дружно, как го ворится, хором были составлены и пункты высокого обязательства. И с тех пор всюду и во всем — вме сте, все за одного и один за всех. Заболели трое, одна ушла в от пуск. Чго же, будут стоять их станки?! И бригада распределяет их между всеми. Застрельщицей, как всегда, выступает бригадир. Сама Тоня берется обслуживать девять станков. От своего вожака нс отстают и остальные. Многостаночниками ста ли Лида Куликова и Николай Мо лодых. Стараются и ребята-налад чики. Они, если нужно, помогают девчатам, становятся за станок. С такими товарищами хочется радостью поделиться, а горе стря сется, не станешь таить. Радость примут, как свою, горе разделят. Родился у АниАлексеевой сын, каж дый ходил и гордился, словно он его собственный. Сейчас так все и говорят «наш». Чего только не на купили тогда Валерке (имя ново рожденному тоже вместе выбирали), А случилась беда с Валентином Саввиным, надолго попал парень в больницу, и тоже все время с ним рядом были верные товарищи. Своей заботой и вниманием они по могли ему подняться на ноги. Человеческие дела нельзя изме рить только цифрами. Да и в са мом деле, какими процентами из меришь душевную щедрость, сер дечную теплоту. Вот эта щедрость и заставила бригаду Буряковой взять на себя не совсем обычную миссию: шефствовать и воспитывать целый класс — седьмой «Б» из 31-й школы. Класс, как класс. Были внеми отличники, идвоечни ки, тихие и те, что на «головах хо дят». Но к предложению соревно ваться с заводской бригадой дети отнеслись серьезно. Ребята и не думали, что шефы окажут ся такими строгими и будут спра шивать с них за плохие отметки так же, как с себя за невыполненное задание. А бригада стала настоя щим помощником классного руково дителя Галины Павловны Белоусо вой. Без участия шефов не прохо дили ни пионерские сборы, ни ро дительские собрания. Особенно дей ственной формой воспитания оказа лись «рекламации». Их вешали там, где работают родители отстаю щих учеников. Никакими процентами не изме ришь и ту энергию и упорство, с которыми учатся членыбригады. По рой кое-кому приходится трудно, но помошь не замедлит придти. Ва лентин Саввин окончил школу, на думал поступать в институт, а по том из-за болезни решил отложить. А ребята тут как туг: —Да что ты, Валентин, не трусь, сдашь! Давай поможем. ... Судьи удалились на совеща ние, и в краевом уголке установи лась тишина. А Тоня Бурякова все думала: о себе, о*ребятах, о Конь- шине. — Да, не нашел еще человек своего места в нашем рабочем строю. Надо ему помочь. Н. ГУСЕВА. 44 | Сменная промышленная страница* ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz