Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
19 ямня 1963 г., М 143 (2732] ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я К _ Д о к л а д т о в а р и щ а Л . Ф И л ь и ч е в а (Продолжение. Начало на 2-й, 3-й, 4-й стр.). Если на производстве еще действует сквознячок обществен ного мнения, то в "стенах своей квартиры, во дворе, на улице че ловек, порой, остается вне общественного влияния. Недавно «Комсомольская правда» попросила своих читателей ответить, как они проводят свободное от работы время. Поступило около двенадцати тысяч ответов. Конечно, абсолютное большинство молодых людей правильно организует свой труд, свой досуг, хо рошо учится и хорошо отдыхает. Но вот что написал семнадцатилетний слесарь из Челябин ска Виталий Петров: «После работы собираемся группой в условленном местей обсуждаем, куда пойти, Куда податься и начинается пьянка. Се годня пьянка, завтра пьянка, и так уже третий год. Выпили основательно и каждый идет, куда ведут ноги: одного они уве ли на пять лет строгого режима, второго -— на два года лагер ного заключения, у меня самого три товарищеских суда и че тыре — за мелкое хулиганство. И все пьянка. Трезвые все понимаем, решаем не пить, но заняться абсолютно нечем, и опять беремся за бутылку». В чей адрес это суровое обвинение? В адрес партийных, со ветских, профсоюзных и комсомольских организаций, в адрес всех ведомств, ведущих идеологическую работу. I I I . Пр ивести в боевой и д е й н о г о Товарищи! Партия располагает многообразием испытанных форм и средств идеологической работы, создала эффективную си стему воспитания. В Советском Союзе действуют 220 тысяч общеобразователь ных школ, более четырех тысяч высших и средних специальных учебных заведений. У нас имеются свыше 380 тысяч библиотек, 120 тысяч киноустановок, 130 тысяч клубов и домов культуры, музеи, народные театры, филармонии и любительские студии. В 1. Советская школа —важная ступень обучения и воспитания Пора широким фронтом развернуть борьбу за укрепление и развитие коммунистических норм в быту, пройтись свежим ве терком по закоулкам бьгта. Успех придет, если мы будем вести дело умно, разнообразно, с увлечением, без мелочного вмеша тельства, которое могло бы оскорбить людей, вести дело всеми средствами идеологического воздействия, если печать, радио, кино, телевидение будут активнее помогать советским людям хорошо трудитйя и отдыхать, воспитывать здоровые вкусы, из гонять все то, что мешает жить по-коммунистически. Движение за коммунистический труд надо прочнее соединять с движением за коммунистические отношения в быту. Коллектив — основной воспитатель не только на производ стве, н<о и в быту. Надо усиливать и партийное влияние на по ведение трудящихся в быту, используя положительный опыт, накопленный в Московской и Ленинградской партийных органи зациях. Советский человек не только труженик, но и общест венно-политический деятель. Из тысячи ежедневных дел, на правленных на укрепление основ социалистического общежи тия, на воспитание сознательной дисциплины на производстве и в быту, и вырастает коммунистическое самоуправление. Б будничных делах, часто небольших, но полезных, в обще ственной деятельности, в коллективе воспитывается новый чело век. порядок все виды о р у ж и я СССР издается пятая часть книг и брошюр, выпускаемых в ми ре. За последние десять лет их издано Свыше одиннадцати мил лиардов, или по пятьдесят экземпляров на советского человека. Каждый второй житель страны является подписчиком на газеты и журналы. - Советское государство ежегодно расходует на нужды образо вания, науки и культуры около пятнадцати миллиардов рублей. Партия постоянно совершенствует систему воспитательной работы. Прежде всего, товарищи, надо подчеркнуть роль и ме сто школы в воспитании молодого поколения. Важнейшим фактором воспитания учащихся был и остается общественно полезный труд. В соединении обучения и трудового воспитания смысл осуществленной партией по инициативе Н. С. Хрущева перестройки школы. Теперь все видят, сколь своевре менным был закон об укреплении связи школы с жизнью. Труд широко вошел в жизнь школы. Хорошо, в частности, зарекомен довали себя ученические производственные бригады в селах Ставрополья, Украины и ряде других мест. Конкретнее стали знания учащихся. Молодежь со средним образованием, как пра вило, охотно идет в сферу материального производства! Многие вчерашние школьники стали передовиками труда. Воспитательный эффект соединения обучения с производи тельным трудом несомненен. Но не везде еще производственное обучение находится в за ботливых руках. Нередко оно поставлено примитивно и формаль но. Иной раз часы производственной практики проходят впустую. Стоит иногда школьник за спиной рабочего и наблюдает со сто роны, как тот трудится. Даже новое плохое словечко появилось: «заегшнник». От нас, от нашей работы зависит, чтобы сегод няшний «заопинник» не стал завтра «заплечником» у родителей, а после завтра — «захребетником» у общества. Наша насущная задача — навести государственный порядок в трудовом воспитании учащихся. Спорят иногда: кто больше отвечает за воспитание детей — школа или семья? Ненужный спор, отвлекающий от главного, от сути дела. Надо предостеречь от грубой ошибки тех родителей, которые пытаются свои обязанности по воспитанию детей пере ложить на школу, а результаты своей безответственности — на общество. Нельзя думать, будто возрастание воспитательной ро ли государства и школы снижает ответственность семьи за вос питание детей. «Мы много работали и создали все, чтобы наши дети не знали нужды и немного отдохнули», — так примерно рассуж дают некоторые родители. Вот и нянчат, и лелеют любвеобильные папаши и мамаши свою доченьку до свадьбы, а сыночка до бороды, всячески обе регают их от труда, от забот, от жизненных трудностей, не по нимая, что таким путем можно вырастить лишь белоручек, ни щих духом и хилых волей. В жизни часто так и бывает. И не редко происходят такие истории не в каких-то «буржуйских пансионатах», а в трудовых семьях, где знают почем фунт лиха, понимают великую воспитательную силу труда. Не менее вреден и другой взгляд: школа, мол, призвана обучать, а не воспитывать. Уже само противопоставление непра вильно. Известный разрыв обучения и воспитания — серьезный изъян, еще не преодоленный школой. Дело здесь не в том, ч?&бы подтянуть уровень воспитания до уровня обучения. Не подтяги вать одно до другого, а слить в единый поток обучение и вос питание — вот в чем задача. Мы должны предъявить серьезные требования к нашей педагогической мысли: она не отличается живостью, отстает от быстро идущей вперед жизни. За промахи воспитания в школе расплата приходит позднее, когда труднее поправить дело. Народная мудрость подсказыва ет, что человека надо начинать воспитывать тогда, когда он ле жит еще поперек лавки.“Верно сказано: «Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете ха рактер, посейте характер — и вы пожнете судьбу». Всеохватывающей силой воспитания детей и юношества яв ляется общественность —• класс, пионерский отряд, комсомол, педагогический коллектив, родительские советы. Оки могут ока зать большое Влияние на формирование мировоззрения и пове дение детей. Значительно большее участие в воспитании детей могут принять ветераны труда, офицеры в отставке. Приведу выдержку из одного письма из Темир-Тау. Харак терно оно, прежде всего, искренним участием советского чело века в судьбе детей, велика его душевность и просты средства ее выражения. Бывший моряк, а ныне электрик Захар Григорь евич Закиров пишет: «В нашем- городке детям некуда было голову склонить. В 1961 году я создал клуб юных моряков. Принимали всех, кто приходит. Через три дня у меня было 180 сорванцов. Половина из них имела по две и больше двоек. Занятия начались сразу в четырех группах, ходил четыре раза в неделю после работы. Романтика и просто занятость — увлекли детей. Что нами сде лано? В 1962 году участвовали в первомайском параде, одетые по форме. Это обрадовало наш степной город. Летом создали соро кадневный лагерь юных моряков. Сорванцы мои все перешли из класса в класс». Казалось, ну что такого сделал человек, почему о нем хо чется сказать? Да потому, что даже в небольшом деле, но, если оно согрето горячим сердцем советского патриота, можно проя вить коммунистические черты. Ведь не по приказу,-по зову долга советского человека Захар Григорьевич отдает свой досуг детям! Однако все призывы к усилению воспитательной работы в школах не достигнут цели, если мы не добьемся повышения ро ли учителя в идейном формировании подрастающего поколения. Товарищи! Рост культуры и сознательности трудящихся предъявляет повышенные требования к массовым средствам идейного влияния — печати и радио, кино и телевидению. Об разно их можно назвать «китами», ударными идеологически ми силами партии. Созданная В. И. Лениным советская печать имеет свое ли цо, ее неповторимый облик определяется одним решающим фак тором — она является выразительницей коренных интересов народа, верным и наиболее близким помощником партии, про пагандистом и организатором строительства коммунизма. Заме чательные плоды принесло восстановление и развитие ленинских традиций в печати. «Народный учитель, — говорит Н. С. Хрущев, — это главная опора партии в борьбе за подъем культуры народа, самый близ кий помощник партии в воспитании нового человека». Главная опора партии! Такую высокую оценку учитель заслужил благо родным трудом. Партия будет и впредь решительно бороться за авторитет учителя, проявлять повседневную заботу о его мате риально-бытовом устройстве. Велика роль высшей школы для подготовки идейно воспи танных и преданных делу коммунизма специалистов. В высшей школе учится сейчас почти три миллиона студентов, из них бо лее половины без отрыва от производства. Наша молодежь стремится к знаниям, подавляющее боль шинство студентов всю энергию, задор и ум отдают тоМу* что бы честно трудиться, оказаться достойными продолжать дело старших поколений. Перестройка высшей школы, укрепление ее связей с производством дали свои ощутимые результаты. По ложительно сказывается приход в высшую школу молодых лю дей, прошедших закалку на производстве, в трудовых коллекти вах. Как правило, высшая школа дает народному хозяйству и культурному строительству хороших специалистов и активных участников общественной жизни. Но нельзя-не видеть, что из высшей школы порою выходят люди, которые, выучившись на народные деньги, ставят на пер вый план не интересы общества, а свои мелкие, эгоистические интересы. А разве не приходится сталкиваться с аморальным поведением, обывательскими настроениями среди части студен тов? Советское общество и впредь будет заботливо и бережно воспитывать будущих воспитателей, высококвалифицированных специалистов народного хозяйства и культуры: " У советского специалиста должны быть не к&ько знания инженера или агронома, но и сердце патриота, гражданина Со ветского Союза. Особенно важно обратить внимание на преподавание соци ально-экономических дисциплин. Здесь очень много серьезных недостатков и, прежде всего, в организации самого учебного про цесса. В преподавании общественных наук еще не преодоле ны элементы схоластики, начетничества, формализма. Надо по заботиться об улучшении состава преподавателей, о повышении уровня их знаний, умения творчески работать со студентами, прививать студентам любовь к революционной теории, к актив ной общественной деятельности. Идеи марксизма-ленинизма на столько богаты и глубоки, что, если они излагаются с умени ем и душой, они не могут не увлечь молодые сердца. Человеку коммунистического общества нужна не просто сумма фактов и правил, а глубокие знания, знания-убеждения, освещенные великими идеями коммунизма. Важную идейно-культурную роль играет в нашем обществе наука. Ее достижения оказывают большое влияние на все сто роны жизни людей, их сознание, активно способствуют формиро ванию научного,, диалектико-материалистического мировоззре ния. Советский народ высоко ценит труд ученых, деятелей как естественно-технических, так и социальных наук. Партия по стоянно заботится о развитии науки, добивается того, чтобы на ши ученые и инженеры концентрировали свои усилия и знания на решающих проблемах, ставили достижения науки на службу производству. Ближайшие помощники партии в разработке теоретических проблем, в коммунистическом воспитании народа —- работни ки общественных наук. Мы должны повышать авторитет обще ственных наук и, следуя ленинским заветам, укреплять союз естествознания и обществознания, развивать творческое деловое сотрудничество между их представителями. Перед советскими экономистами, философами, историками, правоведами, филологами и другими работниками общественных наук стоят серьезные задачи — изучать глубинные процессы жизни, обобщать исторический опыт масс, исследовать законы общественного развития и, что особенно важно, разрабатывать пути и методы их реализации в практике коммунистического строительства. Партия указывает на необходимость до конца избавиться от элементов схоластики, преодолеть отрыв от жизни, боязнь нового, вредную привычку мыслить заученными форму лами. В составную часть методов научной работы нужно превра тить творческие, именно творческие, дискуссии по актуальным научным проблемам экономической, философской, исторической, правовой и других разделов науки. Общественно-научная мысль в нашей стране должна идти в ногу с жизнью. Пока же, к сожалению, многие труды, выходящие из стен институтов общественных наук, крайне слабо связаны е жизнью или просто бесполезны. Нельзя, конечно, все работы сбрасы вать со счетов. Есть полезные и хорошие книги. Но их мало, очень мало. Видимо, работу гуманитарных институтов Академии наук СССР и академий союзных республик следует перестроить. Надо сделать их менее громоздкими, но зато собрать в институ тах действительно квалифицированных ученых. От такого шага выиграют и наука, и производство, и вос- питаийе студентов. Всенародное обсуждение разработанных партией мер по раз витию народного хозяйства и перестройке управления, проектов семилетнего плана и новой Программы КПСС, борьба за осущест вление решений съездов партии и Пленумов ЦК еще выше под няли роль и значение печати в коммунистическом строительстве, в идеологической работе партии. Наши газеты и журналы стали ближе к жизни, к материаль ному производству, а партийные организации — к газетам. Однако многие газеты и журналы ведутся еще на низком уровне, не умеют находить и остро ставить коренные вопросы развития экономики и культуры, раскрывать подлинную красоту свободного труда, критиковать то, что мешает советским людям по-коммунистически жить и трудиться. Советский журналист должен хорошо разбираться в вопросах экономики и культуры, знать не только то, как человек работает, но понимать и пока зывать смысл человеческих деяний, мысли и чувства строите лей коммунизма. * Большой ущерб газетам и журналам причиняет их ведом ственная разобщенность и ее неизбежные продукты: узость по ля зрения, недостаточная боевитость, дублирование, нерацио нальное использование сил и средств. Привести организацию пе чати в соответствие с новыми условиями развития общества, сформировать более эффективную систему печати — ближайшая задача. Год от года улучшается у нас качество выпускаемой лите ратуры, растет ее идейно-теоретический уровень. Однако в из дательском деле имеются серьезные, нетерпимые недостатки. Появление книги, которая ставит коренные проблемы совре менности и силой своих доводов берет читателя за живое, убеж дает и ведет вперед, — появление такой кнйги должно быть праздником социалистической культуры. Но много ли у нас та ких праздников? Слишком мало, очень мало, если учесть, что мы располагаем и отличными кадрами и сравнительно неплохими производственными возможностями. Причина здесь в неумении, безрукости и инертности организаторов издательского дела. Они продолжают наводнять книжный рынок, растрачивая бумагу, силы людей, серыми, часто примитивными, никому не нужными произведениями. Ответственность за книги, содержащие идейные пороки и брак, несут не только авторы, но и руководители издательств. С них надо взыскивать не только морально, но и материально. Партия подвергла справедливой критике идейные срывы в литературе и искусстве. Что же могут сказать руководители издательств и журналов, которые с усердием печатали и расхва ливали идейно-порочные творения? Никто не должен забывать, что^ издательство, журнал — не частное предприятие, а опор ный пункт идеологической работы партий. Сюда надо обратить внимание, объединить вокруг журналов ц издательств общест венность, дать ей возможность оказывать влияние на отбор луч ших произведений для публикации в журналах, для издания книг. В нашей стране осуществлена ленинская идея массового ра диовещания. Советское радио прочно вошло в жизнь и быт наро да. Работники радио за последнее время несколько оживили ве щание. Но сколько еще серых, бездумных и скучных передач! Мно гие недостатки радио порождаются тем, что техническая база и сложившаяся в прошлом система организации радиовещания не соответствуют возросшим требованиям. Радио — это газета без бумаги и расстояний, это театр и музыка для многомиллион ной аудитории. Превратить радиовещание в подлинную трибуну масс, поднять его роль в идеологической работе партии, в борь бе за коммунизм, совершенствовать качество и искать новые формы передач — важнейшие задачи советского радио. Радио должно входить в дом, семью, как хороший друг, умный собеседник и добрый советчик. Наш народ любит кино. Ежедневно одиннадцать миллионов человек смотрят кинофильмы. Но встречи с экраном не всегда доставляют зрителям радость, не всегда обогащают духовно, делают нравственно чище и благороднее. Всякий брак неприемлем, а идейный — особенно. Брак в киноискусстве влечет за собой трудно исправимые последствия. И хотя за последнее время создан ряд хороших картин, выпу скаются, к сожалению, фильмы, которые не помогают, а меша ют воспитанию советского человека. На встрече руководителей партии и правительства с представителями творческой интел лигенции, а также в печати такие фильмы, в частности, «За става Ильича», были справедливо подвергнуты резкой критике. На создание ненужных, а то и порочных фильмов уходит много народных денег. На экраны вышел фильм «Любушка». Он стоил государству более четырехсот тысяч рублей, из них семьдесят тысяч затра чены сверхплановых ассигнований. Только от простоев во время съемок убытки составили 22 тысячи рублей. Что же это за про стои? «Не заснула лошадь» — две тысячи, «актер явился на съемку в нетрезвом виде» —г- 1600 рублей и т. д. Заметьте, да же употребление спиртного оплачивается государством. Материальные потери велики. Но кто может подсчитать, ка кой идейный ущер^тшшсди^. плохие фильмы людям, сколько молодых сердец отравили' ядом скептицизма и мещанства?! Нельзя мириться с неверными тенденциями в киноискусстве. Мы не можем допустить, чтобы такое могучее оружие партии утрачивало боевую силу, и действенность, стреляло по своим. Советский народ ждет От киноискусства фильмов большого об щественного звучания, раскрывающих духовное богатство строи телей коммунизма. Нам нужны фильмы — документы эпохи, наподобие замечательной киноэпопеи «Русское чудо», созданной немецкими кинорежиссерами Аннели и Андре Торндайками. В Последний .период в семью массовых средств коммунисти ческого воспитания вошло телевидение. Его развитие идет стре мительными темпами. Подлинным триумфом советского телеви дения являются передачи из космоса, сделавшие нашу страну родиной космовидения. Все мы видели по телевидению волную щие кадры из космоса. Советское телевидение с его многомил лионной аудиторией превращается в мощное орудие политиче ского и идейно-эстетического воспитания народа, пропаганды коммунистического образа жизни. Телевидение — друг совет ского искусства, оно делает его еще более доступным для мил лионов людей. Товарищи! Какие бы новые средства идеологической работы ни входили в строй, ничто не может изменить живого, задушев ного слова пропагандиста, лектора и агитатора. Товарищи! Партия высоко ценит творческую деятельность советских писателей, художников, композиторов, работников те атра и кино, рассматривает их как своих верных помощников. Значение их творческой деятельности особенно возрастает сей час, когда коммунистическое воспитание людей, формирование нового человека стало одной из центральных задач партии. Искусство и литература имеют дело с тонкими сферами че ловеческого сознания и психики, вторгаются в их самые глу бокие тайники. Они формируют духовный облик миллионов стро ителей коммунизма. Вполне естественно поэтому, что вопрос о содержании и направлении художественного творчества приоб ретает громадное идеологическое и политическое значение. Мероприятия партии по вопросам художественного творчест ва вызвали за рубежом довольно бурную реакцию. Буржуазные идеологи не только фальшиво сетуют по поводу «кризиса» совет ской культуры, но и демагогически берут на себя роль незван- ных защитников нашей художественной интеллигенции. Но от кого, собственно, надо защищать советскую интеллигенцию! Да и чем в действительности озабочены наши недруги? Неужели они и впрямь беспокоятся об успехах социалистического искус ства? Нет, никого не обманут их фальшивые Толоса. Наших вра гов повергает в смятение не мнимый «кризис советской куль туры», они были бы рады этому кризису. Их выводит из равно весия другое — крах пустых надежд на разлад в рядах нашей художественной интеллигенции, их бесит то единодушие, с ко торым творческие силы нашей страны поддержали призыв пар тии держать в чистоте и боевой готовности могучее оружие со циалистического искусства. Суматоха в лагере наших врагов показывает, что удар по пал в цель. Что же касается легенд о «кризисе советского искусства», то выглядят они весьма глупо. В самом деле, о каком застое или кризисе может идти речь, если произведения, созданные масте рами советского искусства всех поколений, завоевывают сердца и покоряют души честных людей всего мира. Нередко те, кто вопит об упадке искусства в Советском Союзе, попав однажды на выступления наших лучших театров, концертных групп, про читав наши лучшие произведения, просмотрев наши лучшие фильмы, начинают говорить другим языком. В партии действует широкая система политического просве щения. Уже не тысячи активистов, а многие миллионы рабочих, колхозников, интеллигентов изучают марксистско-ленинскую теорию. Особенно большой размах приобрело экономическое об разование трудящихся. Надо и впредь добиваться, чтобы систе ма политического просвещения не только давала определенную сумму теоретических знаний, но и была фактором активного вме шательства в жизнь, практического воздействия на дела пред приятия, колхоза, совхоза, учреждения. Политическое просвещение следует строить так, чтобы в его основе лежал принцип единства политической и технико- экономической учебы. Пора на деле перенести центр тяжести на политическое самообразование как на основной, наиболее про дуктивный метод овладения марксизмом-ленинизмом. Ведущий принцип организации политического образования- добровольность, сознательное стремление к расширению круго зора, к духовному обогащению, к более глубокому и полному видению мира. Каждый коммунист, каждый советский человек должен понимать, что повышение политических знаний нужно в первую очередь ему самому. Они делают жизнь человека бо лее умной, более содержательной и интересной. Осознанная внутренняя потребность в политическом образовании — залог его успеха. Пропаганда марксизма-ленинизма может быть по-настояще му глубокой и действенной только тогда, когда она непрерывно обогащается за счет пытливой исследовательской мысли, когда в ней принимают непосредственное и активное участие лучшие научные силы. •‘Живое участие ученых в формировании у трудящихся мате риалистического мировоззрения и коммунистической морали — замечательная традиция советской науки, которую надо всемер но развивать. Большую и полезную работу проводит общество «Знание». Возникшая по инициативе видных советских ученых, эта общественная организация стала важным фактором куль турной жизни страны. Обществу надо всемерно расширять свою деятельность. Агитационно-пропагандистской работе больше всего ^вредит формализм. Было время, когда в деревне, а то и во всей окру ге жили один— два мало-мальски грамотных человека. Газет не хватало, радио только входило в быт. Много воды утекло с тех пор. Коренным образом изменились уровень, сам образ жизни советского человека. Между тем, во многих случаях массово-политическая работа не учитывает изменений, скована привычными схемами. Надо держать курс на то, чтобы агитационная работа поручалась наиболее авторитетным людям, способным вести за собой мас сы, учить их на лучших образцах труда, развивать творческую активность. За последние годы жизнь подсказала много новых форм массово-политической работы. Но душой политической аги тации была и остается индивидуальная работа с людьми. Сила агитатора, лектора, пропагандиста, работника культ- просветучреждения в том и состоит, чтобы найти путь к уму и сердцу каждого человека.^ Скромна на первый взгляд роль библиотекаря. Но как много от него зависит в воспитании людей! Какую книгу он пореко мендует, о чем и как побеседует с читателем, проведет ли чи тательскую конференцию — все это не технические, а большие идеологические вопросы. Ведь читателей библиотек более ста миллионов. Мы часто слышим справедливые нарекания по поводу работы клубов, домов культуры, библиотек, музеев. Во многих случаях, как правильно заметил автор одного из писем в ЦК КПСС, главнокомандующим в культурно-просветительной работе ос тается рубль. Разве нормально, что в ряде республик количе ство клубов сокращается, кое-где один клуб приходится на не сколько крупных населенных пунктов. Сотни клубов стоят недостроенными. В области культуры широко развиваются общественные на чала. Два дня назад страна узнала о благородном начинании сельской молодежи Черкасской области, решившей своими ру ками построить в селах клубы, детские сады, школы, хорошо организовать культурную жизнь в деревне. Однако есть еще ле жебоки от культуры. Бывает, что молодежь села или рабочего поселка жалуется, пишет во все инстанции, что клуб не отре монтирован, библиотекарь плохо работает и т. д. Сидят и ждут, что кто-то придет, отремонтирует двери, вставит стекла, подме- Тег иол и зажжет свет в клубе. Когда работа культурно-просветительных учреждений и во обще идейно-воспитательная работа запущена, начинают актив но орудовать сектанты, церковники, появляется пьянство, ху лиганство. •- Вот что написали в ЦК КПСС В. А. Ланцова и другие кол хозницы: «Живем мы в отдаленном уголке района, где руководящие работники бывают очень редко. Живем мы, как какие-то от шельники. Трудно поверить, что в такое время, когда люди по коряют космос, у нас есть колхозники, не имеющие представ ления о кино. Оно для них и сейчас остается загадкой. Радио у нас совсем нет. Все обещают, что скоро приобретут свой ра диоузел, но неизвестно, когда это будет. В прошлом году нас обрадовали, выделили площадку для строительства клуба, разметили. Сами женщины копали и за кладывали фундамент. Но не сбылась наша мечта, С болью мы думаем, что опять придет зима, и нам сидеть дома и играть в лото. Нашим мужчинам лото надоело, и они стали играть в кар ты. Противно и не хочется играть, но идешь, хочется быть вме сте с товарищами». Откуда, вы думаете, письмо? Может быть, из какого-то дале кого уголка на Крайнем Севере? Нет, из Матвеево-Курганското района Ростовской области. Оценивая состояние художественного творчества в нашей стране, мы не должны заниматься самоуничижением. У нас есть чем гордиться, у нас есть великое социалистическое искус ство и великая социалистическая литература. В чем суть требований партии к литературе и искусству? Прежде всего, в укреплении связи искусства с яшзнью наро да, в дальнейшем развитии и обогащении искусства социали стического реализма, ленинских принципов партийности и на родности искусства. Партия рассматривает искусство не только как важное средство познания жизни, но и как фактор ее пре образования, острое оружие в борьбе с чуждой нам буржуазной идеологией. Именно поэтому она подвергла критике неверные тенденции, идейные шатания в литературе и искусстве. Она не допустит, чтобы образовались хотя бы малейшие щели, куда могут устремиться наши враги. Как вы знаете, некоторые деятели культуры поддались вли янию чуждых идей, отступили от завоеванных в борьбе и прог веренных жизнью принципов советского искусства, сползли на позиции мирного сосуществования с буржуазной идеологией.. Идейная неустойчивость пагубно сказалась на творчестве и поведении некоторых молодых, да и не только молодых, поли тически незрелых, но весьма самонадеянных и безмерно захва ленных литераторов и работников искусства. Они забыли о том, что в мире происходит ожесточенная борьба социалистической и буржуазной идеологии. В своем творчестве они отступили от принципов партийности и народности, противопоставив высоко му гражданскому пафосу копание в своих мелких чувствах и переживаниях. В изображении советской действительности некоторые писа тели не сумели отделить извращения, связанные с культом лич ности, от огромной революционно-преобразовательной деятель ности партии и народа на всех этапах развития советского об щества. Кое-кто разучился радоваться героическим свершениям народа, с кислой гримасой встречает изображение светлых сто рон нашей жизни. Находятся люди, которые пытаются утверж дать, что искусство сильно лишь в ниспровержении, в отрица нии, а утверждающий пафос социалистического реализма якобы ведет к приукрашиванию действительности. В таких рассуждениях нет ни грана правды, здесь все по ставлено с ног на голову. 'Окончание нз 6-й стр.). 2. У д а р н ы е и д е о л о г и ч е с к и е с и л ы п а р т и и 3. Литература и искусство—могучее средство воспитания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz