Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
4 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19 тоня 1963 г., X- 143 <2732) Д о к л а д то в ар ища Л. Ф. И л ь и ч е в а (Продолжение. Начало на 2-й и 3-й стр.). ' ‘ Все, что создало народным трудом, служит народным ин тересам, является залогом будущего народа. жБуржуазия провозгласила частную собственность «священ ной и неприкосновенной». На протяжении столетий она вдалб- ливала^ буквально вколачивала в сознание людей трепет перед частной собственностью. Горе тому, кто поднимал на «ее ру ку! Вспомним героя Виктора Гюго, который стал на всю жизнь отверженным только за то, что голодным украл булку. Частнособственнические инстинкты — страшная сила. На них опирались и опираются все реакционеры. ^Социализм освободил людей от угнетающей и развращаю щей психологии частного собственника и тем самым сделал огромный шаг в духовном развитии человека и человечества. У нас нет 'капиталистической собственности, но создана трудом народа социалистическая собственность — «священная и .не прикосновенная». На ее страже стоит весь народ. Ущерб общественной собственности наносят не только хище ния. Много бед приносит спекуляция — один из отвратитель- нейших видов паразитизма. А бесхозяйственность, разбазари вание государственных и общественных средств, варварское отношение к природным богатствам, брак на производстве, не радивое отношение к технике! В Грузии, например, в начале года лежало мертвым капиталом ценнейшее промышленное оборудование на сумму около 28 миллионов рублей, в Азер байджане — на 36 миллионов рублей. Сколько такого обору дования лежит без дела в других республиках, в областях Российской Федерации! В колхозах и совхозах Казахстана в прошлом году пали десятки тысяч голов крупного рогатого ско та, свиней, овец. А ведь это все народное достояние! Каким мерилом измерить тот моральный урон, который на носят хищения и бесхозяйственность! Любое преступление карается законом. Советский народ не щадит тех, кто расхищает его добро, растаскивает народную собственность. В старину вору отрубали руку, по-видимому, в целях воспитания. Старина нам, конечно, не в пример. Но схватить и крепко схватить бесчестную руку, протянувшуюся к народному добру, мы обязаны. Какие бы, однако, строгие зако ны ни были установлены для наказания расхитителей социа листической собственности,— если сами трудящиеся не будут активно оберегать ее,— нам не удастся наглухо закрыть до рогу для воров. А мы должны запереть народную собственность под крепкий замок — под замок требовательной и действенной, подлинно всенародной заботы о ее сохранении и приумноже нии. Первый пособник растранжиривания народного богатства— равнодушие, обывательское отношение юо всему, что лежит не в своем сундуке, особенно когда к равнодушию привыкают целые коллективы. Приведу несколько иллюстраций. На предприятиях «Туркменнефть» в течение ряда лет око ло 80 процентов добываемого попутного нефтяного газа без возвратно теряется. Только за последние пять лет его выпуще но на ветер 3,7 миллиарда кубометров, что составляет почти 3. За ленинское , комму ] с о в е т с к о й Товарищи! Мы знаем, какими материальными ценностями будем располагать через двадцать лет. Они подсчитаны, выра жены в цифрах. Но даже цифры, планы приходится менять, уточнять, жизнь вносит хорошие поправки. А какими станут люди, какие у них будут нравственные принципы? Каков бу дет духовный мир у тех, кто играет сейчас в детском саду, си дит за школьной партой, учится в высшем учебном заведении, служит в Вооруженных Силах, трудится в молодежных брига дах на заводах и стройках, на полях и в учреждениях? Это вопросы жизненно острые и жизненно важные. И от вечать на них надо сейчас, не откладывая, не делая никаких расчетов на автоматизм, на то, что называют: «Само собой уладится». Сегодняшняя воспитательная работа готовит завтрашнее по коление великой армии строителей коммунизма. Партия уделяет особое внимание коммунистическому вос питанию молодого поколения, которому предстоит построить коммунизм, жить при коммунизме. Поколение за поколением советские люди несут славную революционную эстафету. И на долю каждого из них выпали свои задачи, свои трудности, ср о и подвиги. Наши молодые современники иногда сетуют, что старшим поколениям повезло, посчастливилось: они жили в героические годы революции и гражданской войны, возводили гиганты индустрии и перепахивали вековые межи частной соб ственности, построили социалистическое общество, разгроми ли фашистских захватчиков. Верно, жизнь старших поколений полна революционной ро мантики, освещена великим счастьем борьбы, беспримерными подвигами. В бою и труде прошли они великую школу воспитания. Но разве меньшие подвиги выпали на долю нашей молодежи?! Со ветский народ штурмует такие высоты, каких не довелось еще брать никому. Историческая миссия нынешнего поколения — построить коммунизм, проложить к нему путь для всего чело вечества. Разве это менее великая школа воспитания?! Молодежи — своему революционному наследнику — пар тия доверяет большие дела. И молодежь с огромным энтузиазмом откликается на при зывы партии. Своим трудом на заводах и стройках, на про сторах целинных земель, на поприще науки и культуры, в ос воении космоса наши молодые люди умножают могущество и славу Родины! Советская молодежь демонстрирует энтузиазм в труде, пат риотизм и интернационализм, коллективизм, жажду действия во имя коммунизма. Народ гордится своей молодежью. Но почему же тогда советские люди, наши общественные ор ганизации так остро ставят вопрос о необходимости усиления вос питания молодежи? Наши противники, конечно, злорадствуют, пытаясь и здесь найти какое-то противоречие, несоответствие: мол, говорят о духовном здоровье советской молодежи, а сами призывают усилить воспитательную работу среди молодежи, ве дут борьбу с «духовными стилягами». Но обостренное внимание к проблеме воспитания молодого поколения вызывается не каки ми-то чрезвычайными обстоятельствами, а возросшей требова тельностью нашего общества к моральному облику, сознанию и поведению каждого советского человека, в первую очередь, мо лодежи — будущего страны. Нет никаких оснований для вздохов по поводу того, что, мол, «не та молодежь пошла». Наша молодежь была и остается пре красной и активной частью социалистического общества, предан ной великим идеалам коммунизма. Жизнь рождает, однако, не только людей, честно выполняю щих свой долг. Она выплескивает порой на поверхность и таких молодых людей, которые своим испорченным отношением к жиз ни, боязнью труда, обывательскими замашками и вкусами всту пают в противоречие с образом действий и мышления, господст вующим в нашей стране. Некоторые молодые люди воспринимают великие блага, завоеванные нашим народом ценою больших уси лий, как само собой разумеющееся, считают, что они рождены только для развлечений. Есть еще среди молодежи лежебоки, нравственные калеки, нытики, этакие «безусые скептики». А от фыркающего скептицизма один шаг до чуждых настрое ний и взглядов. В одном из районов некоторое время назад дейст вовала небольшая группа молодежи, называвшая себя «марк- систами-футуристами» («марфуты»). В своей рукописной газете «Катафалк искусств» «марфуты» выступали за беспартийность литературы, «за свободу» искусства от идеологического влияния партии. «Мы не балуемся политикой», — заявляли они. На самом деле их с головой засосала политика, но политика, чуждая со циализму, советскому народу. Таков логический конец игры в аполитичность, в безыдейность. Да иначе и не могло быть, так как такая игра кончается отрывом от коллектива, от народа. Может быть поймут, наконец, некоторые литераторы, претен дующие на ро.ць духовных наставников молодежи, что значит под одобрительные кивки из-за океана пытаться развенчать принцип идейности и народности искусства, разменять его на птичий жар гон бездельников и недоучек, проповедовать аполитичность! Апо литичность не вне политики, она сама политика. Бежит иной молодой человек на запах шашлыка, а там, ока зывается. осла клеймят. полуторагодовую потребность в газе такого города, ^как Ленин град. И здесь же, на Красноводском нефтеперерабатывающем заводе, ежегодно расходуется на топливо триста тысяч тонн дефицитного мазута. А сколько минеральных удобрений не до ходит до колхозных и совхозных полей, теряется при транс портировке и хранении, развеивается ветром, уничтожается во дой, рассыпается на местах погрузки и выгрузки?! А ведь это для нас большая ценность! Вот вещи, которые видят многие люди. Видят, но равнодуш но проходят мимо. Ведь не свое — «казенное». Всеми доступными нам силами — и мерами администра тивными и мерами идейно-воспитательными — надо выжечь из сознания холодный взгляд на общенародную собственность, как на «казенное», «чужое». Пусть каждый советский человек умом и сердцем почувствует, что общественная собственность— это не чужое, а его добро. Кто крадет у общества, тот крадет у советского человека. У нас восстановлены ленинские принципы контроля — создана система партийно-государственного контроля, основан ная на широчайшем привлечении народных масс. Контроль уже играет свою роль в воспитании людей, спо собствует созданию такой общественной обстановки, при кото рой были бы закрыты все щели для расхищения народного добра, взяточничества, стяжательства, бюрократизма и воло киты. Все мы должны оказывать повседневную помощь в усиле нии действенного народного контроля. Идеологически обеспечить формирование новых обществен ных отношений — значит прежде всего воспитать коммуни стическую заботу об общественной собственности. Если частная собственность калечит, уродует людей, развращает их созна ние, делает эгоистами и стяжателями, вносит разлад в семью, противопоставляет брата брату, порождает межнациональную вражду,— словом, является источником всех пороков и бед в обществе,— то социалистическая собственность — основа для объединения людей в единый братский коллектив тружеников, понимающих, что счастье каждого зависит от благополучия и счастья всех. От уровня и размаха воспитательной работы во многом за висит движение по всему фронту становления и укрепления новых отношений между людьми. Чем выше сознательность, тем быстрее будут протекать та кие процессы, как развитие коммунистических принципов тру да и распределения, стирание различий между городом и де ревней, физическим и умственным трудом, укрепление дружбы народов, перерастание социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление и другие. Вли яние идеологической работы на создание материально-техниче ской базы коммунизма и формирование коммунистических об щественных отношений огромное. Воспитание новых людей возможно лишь на основе и в процессе изменения их общест венного бьгттия. Но изменяет бытие сам человек. Именно он решает эконо мические и социально-политические задачи коммунистического преобразования мира. истическое воспитание м о л о д е ж и ! Как бы исключительны ни были факты аполитичности, нельзя проходить мимо них, нельзя ни преувеличивать их значение, ни пренебрегать ими. Некоторые партийные, государственные, проф союзные, комсомольские и другие общественные организации ус транились от трудного, но важного дела воспитания молодежи, по инерции используют устаревшие методы и формы воздействия на молодые умы и сердца. А между тем, многое изменилось, вре мя идет, растет молодое поколение. Наши молодые люди не зна ют на практике, что такое классовая борьба, голод, безработи ца, национальная дискриминация, бесправие и унижение просто го человека, им не пришлось с оружием в руках отстаивать жизнь и свободу Родины. Никто не видит тут вины молодежи! Случись нужда, она сумеет повторить ратные подвиги отцов и дедов. Когда Гитлер готовил нападение на нашу Родину, он тоже рассчитывал, что советская молодежь, не пройдя школы старших поколений, дрогнет, не захочет защищать с оружием в руках за воевания отцов и старших братьев. Чем кончились вражеские расчеты — известно. Уроки прошлого не следует забывать тем, кто тешит себя иллюзиями о «конфликте отцов и детей» в советском обществе, и, возможно, строит из них какие-то расчеты. Мы никому че советовали бы испытывать стойкость, боеготовность советской молодежи. Советская страна не только создала оружие могуще ственной силы, но и воспитала молодое поколение, в руках ко торого оно сразит насмерть любого агрессора. Мы должны совершенствовать, улучшать, применительно к новой обстановке, методы идейно-воспитательной работы среди молодежи. Наша молодежь сплошь грамотна, любознательна, она стремится осмыслить окружающие явления, выработать свой взгляд на вещи. И тут нет ничего плохого. Но молодости прису щи горячность и поспешность. Она нуждается в умном и добром совете. Как правило, такой совет дается. Но бывает молодежь не получает его, и, тогда иные молодые люди делают поспешные выводы, компенсируя свою политическую незрелость громкой фразой и нигилистическим позерством. Все наши организации— партийные и комсомольские, советские и профсоюзные, вся об щественность должны заботиться о молодежи, воспитывать у каждого молодого человека глубокое уважение к подвигу отцов и дедов, прививать молодежи высокую идейность, правильные коммунистические взгляды на жизнь, на общество, на труд, на семью. Идейность, патриотизм, скромность, честность, дисциплини рованность, уважение к старшим — характерные черты совет ского человека. Давно и хорошо сказано: «Береги честь смолоду». Смолоду надо всемерно укреплять, развивать лучшие черты нового чело века, воспитанные в поколениях революционеров нашей ленин ской партией. Мы должны свято хранить революционные и тру довые традиции нашего народа, воспитывать на этих традици ях молодое поколение строителей коммунизма. Это значит, что мы не должны мириться с явлениями, кото рые противны духу социализма, его морали, традициям народа. Разве можно проходить молча мимо тех немногих молодых людей, которые фланируют по улицам, кичась своей наглостью. Идет среди бела дня этакий подвыпивший гуляка по улице, сып лет непристойностями и похабничает. Или вытащит магнитофон и угощает весь квартал лягушечьей музыкой. И всегда ли мы одергиваем их? А если и одергиваем распоясавшегося мещанина, то не слышим ли мы иногда в ответ вопль о покушении на «сво боду личности», на «демократию». Это демагогия. Пусть никого не сбивают с толку крики обы вателя! Взбесившийся индивидуалист стремится удовлетворить свои хотения за счет окружающих. Логика подобных людей при митивна: «Я поступаю так потому, что так хочу, и мне напле вать на всех». Ему, может быть, и наплевать, но нам подобной анархической, антиобщественной морали «дикого своеволия» не обходимо объявить войну и никому не позволять пачкать обыва тельской грязью святое слово свобода, за которую пролито так много крови. Подлинная свобода состоит не в игнорирований правил соци алистического общежития, а в сознательном их выполнении. Коммунизм — высокоорганизованное общество, общество соз нательной, а потому строжайшей дисциплины. Мы идем и при дем к коммунизму не через ослабление, а через усиление отвег- ственности личности перед обществом. Года два тому назад наши молодежные организации при поддержке партии и всего народа начали борьбу с хулиганством и пьянством. Пусть горит земля под ногами пьяниц и хулиганов — вот девиз, который на своей шкуре почувствовали многие любители побезобразничать. И, дей ствительно, сразу же пошли на убыль многие антиобщественные явления. Но пороху хватило не надолго. Фактов хулиганства и преступности, особенно среди молодежи, еще довольно много. Несмотря на неоднократные указания ЦК КПОС, партийные, профсоюзные и комсомольские организации слабо борются с пьянством, А ведь на почве пьянства совершается более двух третей злостных хулиганств и свыше половины тяжких преступ лений. Нельзя игнорировать тот урон, который пьянство наносит народному хозяйству. А сколько несчастья приносит о<но в семьи. в воспитание детей! Меры административного характера в соче тании с идейно-воспитательной работой, безусловно, принесут свои результаты, если и те и другие будут по-настоящему актив ны и наступательны. А у нас иногда пьяницу берут не в «ежо вые рукавицы», а в теплые руки санитаров специальных заго родных пансионатов, где порой не только дышится, но и пьется легче. Борьба за здоровый быт, за культурный отдых, против пьян ства — это дело всей общественности. И суровость, требова тельность, настойчивость общественности — принесут только пользу. Наша молодежь, Коммунистический Союз Молодежи должны быть здесь самыми активными запевалами. Товарищи! Требования нашего общества к каждому челове ку воплощены в моральном кодексе строителя коммунизма. Превратить нормы морального кодекса в жизненные ориентиры, в личные убеждения всех советских людей —• такова задача. В основе морали нового общества лежит идейная убежденность. Овладение основами марксизма-ленинизма, усвоение ком мунистического мировоззрения, глубокое понимание политики партии стали ньгне жизненной необходимостью для каждого со ветского человека. На первом плане идеологической работы стоит задача глубокого изучения каждым советским человеком Про граммы КПСС — программы нашей борьбы и побед. О масштабах идейно-политического просвещения народа убе дительно говорит широкое распространение произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, политической литературы. Труды В. И. Ленина за годы Советской власти изданы в СССР общим тиражом свыше трехсот миллионов экземпляров на 93 языках. Новая Программа партии издана в количестве 15 милли онов экземпляров. Более двадцати миллионов человек организо ванно, в системе политического просвещения, изучают историю, теорию и политику партии. В высших учебных заведениях вво дится новый курс — «Основы научного коммунизма». Учащиеся средних учебных заведений приступили к изучению общество ведения. И все же мы не можем быть удовлетворены нынешним со стоянием политического просвещения — решающего звена вос питательной работы. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что сформировать научное мировоззрение — значит добиваться, чтобы выводы коммунизма опирались на знание основ наук, стали собствен ными выводами, неизбежными с точки зрения современного об разования. Наша же средняя и отчасти высшая школа, вооружа ющая молодежь знанием основ наук — материалом для миро воззренческих выводов, пока недостаточно заботится о самих вы водах, о выработке у молодежи коммунистической идейной убеж денности. У нас создан ряд полезных учебников и учебных пособий по общественным наукам — основы марксизма-ленинизма, науч ная биография В. И. Ленина, история КПОС, политическая эко номия, основы марксистской философии и другие. Но читателям недостает интересно и живо написанных, популярных, неболь ших по объему книг о программе строительства коммунизма, о том, чем была и чем стала наша страна, книг, подобных «Рас сказам о великом плане». Формирование научного мировоззрения и коммунистической морали невозможно без борьбы с религиозной идеологией. Религия — главный противник научного мировоззрения внутри страны, один из самых цепких пережитков прошлого, от которого не освободились еще значительные слои населения. В нашей стране давно уже подрезаны социальные корни религии, но религиозные взгляды еще существуют, как пережиток прош лого. Там, где не работаем мы, усиливается влияние церковни ков и сектантов. Атеистическая работа ведется у нас без размаха, не живо, не напористо и ведется она часто среди людей, уже освободивших ся от влияния религии. «Антирелигиозная пропаганда, — зая вил недавно священнослужитель Введенский из Свердловской об ласти, — нам не мешает. Атеисты работают в клубах с атеи стами, а мы в церкви — с верующими. Атеисты к нам не хо дят, а верующие не ходят в клубы. Мы не мешаем друг другу». Вот аттестация нашей антирелигиозной пропаганды. Прихо дится волей-неволей соглашаться с ней. Свобода совести, провозглашенная в_нашей стране, предпо лагает две стороны: свободу вероисповедания и свободу борьбы с религиозным мировоззрением. Нельзя благодушествовать и рассчитывать, что религия, как антинаучная идеология, отомрет сама по себе, без усилий, без борьбы с ней. Надо противопоста вить религии боевую, наступательную научно-атеистическую пропаганду, разоблачать деятельность изуверских сект, которые причиняют физический и моральный ущерб людям, носят откро венно антиобщественный характер. Строитель коммунизма — пламенный патриот Родины и убежденный интернационалист. Советский патриотизм — конкретная и действенная сила. История советского народа, вся наша жизнь открывают большие возможности для патриотического воспитания трудящихся. Со ветский человек любит свою многонациональную Родину. Он горд от сознания, что здесь все создано его золотыми руками во имя народа, для народа, во имя победы коммунизма. Ему чужды кичливость, зазнайство, чванство, чувство превосходства над другими народами. Но ему не по душе и те, кто не дорожит вы соким достоинством советского гражданина, разменивает его на зарубежные тряпки. Увидит иной обыватель позолоченную ми шуру капиталистического мира, вздохнет и скажет — «вот жи вут!». Что о таком человеке можно сказать? Жалок он, и, прежде всего, потому, что обывательское в нем взяло верх, сделало его социально, классово слепым. Ведь он не знает и не хочет знать, как горек хлеб трудового человека в странах капитала, каким унижениям он подвергается, пытаясь обеспечить себе мало-мальски сносное существование, в какой душной интеллектуальной атмосфере он живет. «У нас, — пишет рабочий Московского электролампового завода В. А. Афонин, — полная свобода открытых суждений, от крытой критики. Это замечательно. Так легче обнаружить наши слабости и ошибки, не дать нм разрастись, покончить с ними в зародыше. Но есть еще люди, которые безответственно, во вред нашему обществу используют эту свободу, поют с чужого голо са, чернят все советское, распускают грязные сплетни и злоб ные анекдоты». В. А. Афонин метко сравнивает таких шептунов с подкулач никами прошлого. Они действительно подкулачники, но подку лачники современного международного кулака — империализма. Мы должны выводить на чистую воду обывателей, которые забывают, чей хлеб они едят, по какой земле ходят, сколько пота и крови пролили трудящиеся, чтобы сделать советскую землю бо гатой и счастливой. Для советских людей священна память воинов, отдавших жизнь за свободу Отечества. Нельзя вдохновить на подвиг, не уважая подвигов, уже совершенных. Однако в некоторых худо жественных произведениях, посвященных Великой Отечественной Еойне, на первом плане выступают не подлинные герои войны, а бессмысленно погибающие страдальцы. Вспомним, например, фильм «У твоего порога» или повесть «Будь здоров, школяр!». Основное внимание здесь уделяется тяготам и бедствиям вой ны. Советские воины выглядят скорее как жертвы, нежели как сознательные и мужественные борцы против фашизма. Да, война была тяжелой. Но это был, прежде всего, великий патриотический подвиг народа, советских солдат, сильных сво ей верностью гражданскому долгу, преданностью социалистиче ской Родине. Изображать их в роли страдальцев — значит ос корблять память о героизме советских людей. Нет оправдания равнодушию, невниманию к памяти героев, к их боевым релик виям. Почему бы Коммунистическому Союзу Молодежи, пионе рам не взять на себя благородную заботу о памятниках боевой славы? У нас должна быть установлена славная традиция все народного чествования героев, павших в борьбе за свободу и честь нашей Родины. Воспитывать советский патриотизм — значит убедительно и ярко раскрывать пгеимущества социалистического строя. У нас должна быть хорошая, коммунистическая гордость за нашу социалистическую Родину, за нашу великую революцион ную партию. Советский патриот любит свой народ, он уважает У советской молодежи впереди много больших дел. Каждый, кто собирается в дальнюю дорогу, еще и еще раз проверяет свое снаряжение", откладывает в сторону лишнее, берет только то. без чего дорога будет и труднее, и длиннее, без чего в пути не обой тись. У молодежи есть что брать с собой в дорогу. Старшее по* коление передает ей не только материальное наследие, но и ог ромный опыт, коммунистическую убежденность, огонь энтузиаз ма и революционного порыва, мужество и принципиальноегь, по стоянную готовность к труду на благо общества, к защите оте чества. С таким снаряжением не страшны никакие препятствия, под силу любые высоты. моралью и в е и любит другие народы, считает своим патриотическим и ин тернациональным долгом помогать им в борьбе за свободу и не зависимость. Советские люди никогда не одобряли и не одоб рят тех, кто, покидая классовую точку зрения в своих, напри-, мер, рассказах о заграничных вояжах, скользит по поверхно сти, умиляется всем виденным: «Здесь все ему — то, у нас все ему — не то». Сбитые с толку рекламной суетой и турист ским сервисом такие люди подчас теряют чувство патриотиче ской гордости, ищут «взаимопонимания» и «признания» у бур жуазного обывателя, ведут себя как тот теленок: кто погладит, того и полижет. В пропаганде боевых и трудовых традиций надо избегать; резонерства, повысить значение эмоционального воздействия, добиваться убедительности, конкретности и образности, разно* образия и живости. * Не продолжить ли на новой основе начатую в свое время по инициативе М. Горького работу по созданию революционной и трудовой истории заводов, городов, колхозов и совхозов? Не верно, что такую историю имеют лишь старые предприятия и города. А разве десятилетняя история целинного совхоза не за служивает того, чтобы ее бережно хранили? Советские люди пишут историю своими делами. Наш долг сохранить пафос сегодняшней борьбы для тех, кто идет нам на смену. Советский патриотизм неразрывно связан с интернациона лизмом. Для советского человека интернационализм <—• не отвлечен ное понятие. Плечом к плечу советские люди разных нацио* нальностей строили социализм, проливали кровь в борьбе с фа шизмом, а ныне в единой семье строят коммунистическое обще ство. Ленинское понимание интернационализма включает в себя глубокое уважение и чувство братской солидарности к тру дящимся всех стран, сотрудничество и взаимопомощь с народа ми, строящими социализм. Дружба народов — великое завое* вание партии, ее ленинской национальной политики. Развитие социалистических наций в Советском Союзе идет по пути их сближения, братской взаимопомощи и дружбы. В нашей стране ликвидирована социальная основа нацио налистической идеологии. Это великое завоевание социализма. Однако пережитки национализма живучи, цепки, они так или иначе дают знать о себе и в наших условиях. Проявляются они в разных формах. Их можно заметить в стремлении отдельных работников «урвать», нужно или не нужно, побольше ассигно ваний для «своей» республики или области в ущерб общего сударственным интересам. Здесь и подчеркивание национальной исключительности, идеализация прошлого, культивирование под флагом национальных особенностей реакционных обычаев и нравов. Здесь и попытки затушевать новые, единые для всех со ветских наций социалистические традиции, объективные эконо мические, политические и культурные процессы, сплачивающие народы в единую социалистическую семью. Советским людям чуждо национальное чванство. Партия решительно борется и будет бороться с остатками национали стической, шовинистической идеологии, не допускает ии и т е рирования, ни раздувания национальных особенностей. Развернутое строительство коммунизма означает новый этап в развитии национальных отношений в СССР, характери зующихся дальнейшим сближением наций и достижением их полного единства. Дальнейший экономический и культурный расцвет советских республик немыслим без еще более тесного и всестороннего сближения наций. Верность ленинским заветам интернационального воспита ния масс — закон нашей жизни. Строитель коммунизма — всесторонне развитый человек, сочетающий в себе духовное богатство, моральную чистоту, развитые эстетические вкусы и физическое совершенство. Важная роль принадлежит эстетическому воспитанию, ему на до открыть широкую дорогу, -прежде всего в школе. Не последнее место должна занимать забота о повышении культуры быта, о художественном оформлении городов и сел, эстетическом качестве промышленных изделий, товаров народ ного потребления, предметов домашнего обихода. Мы все долж ны делать так, чтобы было хорошо, удобно, красиво, прочно! Необходимым элементом воспитания является физическая культура. Более тридцати миллионов человек охвачены физ культурным движением. Народ гордится успехами советских спортсменов, высоко поднявших спортивную славу нашей Го дины. Однако уровень развития и организации физического воспитания, особенно в школе и на селе, не может удовлетво рить. Девизом нашего физкультурного движения должно быть — массовость и спортивное мастерство! Товарищи! Воспитание советских людей — многогранный и сложный процесс, все стороны и составные части которого неразрывно связаны между собой. Лучшей школой воспитания нового человека является шко ла жизни, труд и борьба народа. Исключительно важна роль ксалектива и, прежде всего, трудового коллектива. Здесь вы рабатываются дисциплина и требовательность, воспитывается чувство ответственности перед народом, уважение к революци онным и трудовым традициям. У нас тысячи коллективов ком мунистического труда — форпостов коммунизма. Воспитатель ная сила их огромна. Душа каждого коллектива — партийная организация, ко торая строит свою работу в тесном контакте с советами, проф союзными, комсомольскими и другими общественными органи зациями. В их руках мощные рычаги воспитания — собрания, про изводственные совещания, средства пропаганды и агитации, товарищеские суды и т. д. Но как они используются? Во мно гих случаях собрания проводятся формально, не задевают лю дей за живое, обходят острые вопросы производства, быта, поведения людей. Мы слабо воспитываем ответственность каж дого перед коллективом и ответственность коллектива за каж дого. Иногда какой-нибудь хулиган или пьяница пустит слезу, разжалобит людей, его возьмут на поруки — и тут же забудут о своем моральном обязательстве. А он снова за свое. Напо ристый разгильдяй оказывается порой сильнее инертного кол лектива. И спрос здесь в первую очередь с партийных орга низаций. Если они не задают тона, то и коллектив теряет спло ченность, его начинают лихорадить прогульщики, лодыри и рвачи, склочники, демагоги и сутяжники, с которыми никто не хочет «связываться». А они ведь — наши идеологические противники. Правильно сказал старейший рабочий Балтийского судо строительного завода Ленинграда Т. Сорокин: «Тунеядец, хапуга, летун, бракодел — не просто нетерпи мое зло, но и идеологический противник. А с противниками надо бороться, разоблачать их. Не дай сдачи тому, кто чернит советское, оплевывает все дорогое для нас, так сколько он бед принесет!». / В жизни советских людей труд и быт неразрывно связа ны. Однако на практике бывает иначе — стоит рабочему выйти за ворота предприятия, служащему — из учреждения, колхознику — с колхозного поля, как он часто оказывается вне влияния коллектива. Отсюда и возникает не такое уж редкое противоречие: «а производстве человек работает хорошо, а в быту нарушает пра вила социалистического общежития. И часто никому нет дела до подобной раздвоенности. Некото рые люди еще живут по ветхозаветной заповеди: мой дом —* моя крепость. Не потому ли именно в быту особенно вольготно чувствуют себя пережитки прошлого: религиозные предрассудки, пьянство, хулиганство, стяжательство, неправильное отношение к женщине, к детям? (Продолжение на 5-й стр.). 4. Человек с новым мировоззрением, с новой ф о р м и р у е т с я в к о л л е к т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz