Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
19 июня 1963 г., 143 (27321 ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 г- Д о к л а д то в аЛ . Ф . И л ь и ч е в а 1. Мы придем к победе к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а ч е р е з в о с п и т а н и е л ю б в и к т р у д у (Продолжение. Начало на 2-й стр.). дают страх идеологов империализма перед силой нашего рево люционного учения. Весь ход развития человечества в XX сто летии полностью подтверждает гениальный анализ К. Марксом, Ф. Энгельсом, И. Лениным законов общественного развития. Штамп второй. Изобретена и пущена в оборот лживая леген да, что современный капитализм будто бы «переродился», как бы вновь родился и теперь он якобы не знает ни социальных конфликтов, ни пороков «старого» буржуазного общества, степ грани между классами. «Новый капитализм» обрел, так сказать, «второе дыхание» и осуществил идеалы всеобщего благоденствия, равноправия и свободы личности в условиях частного предпри нимательства. Нужно ли говорить, как далеки такого рода злонамеренные выдумки буржуазных идеологов от правды. Они придуманы для одурачивания простодушных людей. Капитализм не переродился. Империализм был, есть и будет врагом трудящихся, врагом со циализма. Поиски новых названий для него, вроде *«народный капитализм» или «экономический гуманизм», — это всего лишь поиски «новых кличек для старой собаки». Классовая борьба в странах капитала, особенно в форме мас совых и длительных забастовок, нарастающее обострение проти воречий внутри капиталистических стран и между ними, опро вергает фальшивые теории о классовом мире, о «сотрудничест ве» классов при капитализме. Не прекращается жестокое на ступление на демократические права трудящихся, усиливается позорная расовая дискриминация, преследуются демократиче ские организации, прогрессивных деятелей бросают в тюрьмы и убивают. Вот подлинное лицо так называемого «свободного ми ра». V, Штамп третий. Наши враги распространяют злостное из- Куда же тогда устремляют свои усилия империалистические идеологи? Они хотят «прощупать» нашу идеологическую силу, идеологическую крепость советских людей, найти щели, куда можно было бы проникнуть для подрывной работы. Главная их ставка — культивирование неверия в созида тельную силу народных масс, в могущество разума и величие души человека, на проповедь низменных идей. Подобно Фейджи- ну — мерзкому преступнику, содержателю «академии воров» из романа Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста», — им периалистические идеологи руководствуются тем гнусным сооб ражением, что растлить сознание человека куда легче, чем под нять его до высоких идеалов. В этом — звериная сущность буржуазного мира. В этом и его опасность. Мы не вправе забывать, что низменные идеи уходят своими корнями в вековые традиции и привычки, сформированные экс плуататорским обществом. Расчет на оживление и поддержание пережитков прошлого в сознании людей — главное направление идеологических диверсий империализма против социалистиче ских стран. У организаторов «психологической войны» нет и не может быть опоры в социалистическом обществе. Вот они и ищут «понимания» среди людей с раздвоенным сознанием, людей аморальных, еще находящихся во власти прошлого. Влиятельный западногерманский журнал «Ауосенполитик» «теоретический» орган Бонна по вопросам внешней полити к и и «психологической войны» — писал недавно: «Необходимо использовать все средства современной пропа ганды, умелые приемы психологической борьбы, необходимо на саждать нашу мораль и идеологию в общественном сознании населения стран коммунистического лагеря. Используя нацио нальные различия, религиозные предрассудки, человеческие сла бости — зависть, женское тщеславие, стремление к удовольст виям, необходимо развить индифферентность к целям коммуни стического государственного руководства». Кажется, трудно сказать яснее. Хочется привести тут новые, еще неопубликованные стихи Сергея Михалкова «Река и болото». * Рожденная в горах, в хрустальной вышине, Стремясь вперед, ища себе работу —* Текла река. А где-то в стороне Лежало тухлое болото. И тот живой поток, бурлящий между скал, Прохладный, чистый и прозрачно-синий,— Уж много лет покоя не давал Гнилой трясине. Трясина думала: «Поток остановить, С ним воевать — я не имею силы. Но я его могла бы отравить: Не зря во мне кишмя кишат бациллы!» И вот уже ползут зловещие ряды В невидимое глазу наступленье, Но сносит их поток живой воды, Смывает их с пути в одно мгновенье! * * * Так миру новому Мир старый, мир больной Грозит психологической войной. Но наш поток, что с ленинских высот, Не отравить микробам из болот! Мы вышли на такие исторические рубежи, когда задача пол ного преодоления пережитков прошлого в сознании людей при обретает самое неотложное, непосредственно практическое зна чение. Груз прошлого всегда стоял на пути строительства нового общества. Наша партия, народ объявляют беспощадную войну всем, кто мешает строить коммунизм, отравляет жизнь людям, кто попирает наши законы и мораль. Мы должны подходить к антиобщественным явлениям с единственно правильной точки зрения — классовой. В социалистическом обществе уже давно нет антагонисти ческих классов, а следовательно, и борьбы между ними. Но вытекает ли отсюда, что у нас не осталось никаких от голосков классовой, политической борьбы? Нет, не вытекает. У нас нет враждебных социализму классов и социальных слоев, но есть еще сознательные и несознательные носители взглядов и нравов враждебных социализму классов, есть, следовательно, люди, строй мыслей и поступки которых чужды социализму, льют воду на мельницу врагов. Партия справедливо отвергла ошибочный вредный сталинский тезис об усилении классовой борьбы в нашей стране по мере нарастания успехов социализма. Товарищи! В мире не было партии, которая сумела бы в столь короткий срок, в невероятно трудных исторических усло виях преобразовать сознание, психологию, - изменить привычки миллионов людей, вывести их на широкую дорогу строительства новой социалистической жизни, как это сделала наша ленин ская партия. Революционные грозы, годы труда и борьбы очистили души, сознание миллионов советских людей от мерзостей эксплуата торского строя. В нашей стране безраздельно господствует маркой стек о- ленинская идеология. У нас совершена величай шая культурная революция, советское общество стало самым образованным обществом на земле. Сформировалась народная интеллигенция — великая культурная сила социалистического общества. Рождение нового человека — сознательного строителя ком мунизма — одно из главных достижений партии. Советские люди много вынесли на своих плечах, прошли суровые испытания. Преодолевая трудности первооткрывателей, отбивая военные, политические, экономические и психологиче ские атаки империализма, рабочие, крестьяне и интеллигенция нашей страны создали могучее социалистическое государство. Такой подвиг могли совершить только люди нового склада, ко торые, строя новое общество, переделывали самих себя, сбра сывали с себя груз прошлого. Партия рассматривает воспитание мышление, что социализм, ликвидировав частную собственность, частное предпринимательство и прочие прелести капитализма, лишил будто бы общество стимула жизнедеятельности и поэтому вынужден прибегать к «тоталитарным методам», породил кон фликт между человеком и производством, отверг «суверенитет потребителя», пренебрегает материальными и духовными запро сами людей, подавляет личность. Но кого могут обмануть такие измышления о социализме, который поразил мир невиданными темпами экономического, со циального и духовного прогресса, открыл эру освоения космоса, стал знаменем борьбы сотен миллионов за лучшую жизнь и мир на земле! Плохи дела у господ империалистов и их ученых ла кеев, если они вынуждены прибегать к такой неумной клевете. Штамп четвертый. Некоторое время назад появилась теория, согласно которой социализм и капитализм, несмотря на их ко ренное различие, будто бы развиваются в одном и том же на правлении, что «принудительные экономические императивы всеобщего индустриального развития» постепенно приведут к «гибридизации» двух систем, их «синтезу», к образованию еди ного «смешанного» общества путем «внутреннего изменения со циализма» и некоторой «модернизации капитализма». Перед нами откровенная социальная демагогия. Идеологи империализма спекулируют на социалистической терминологии, они не прочь бы «присвоить» некоторые идеи социализма, что бы обмануть трудящихся, ввести их в заблуждение псевдосоциа- листическими лозунгами, так как не имеют за душой положи тельных идеалов, которые могли бы сулить народу какие-либо перспективы, надежды на будущее. Как и любые реакционные концепции, «наиновейшие» вы мыслы антикоммунизма не имеют никакого будущего. Но отсюда вовсе не следует, что мы должны ослабить бди тельность к проискам наших врагов. Факты говорят как раз об обратном — надо усилить революционную бдительность совет ских людей. В первые годы строительства социализма, в условиях, когда еще существовали враждебные классы, в разгар классовой борьбы В. И. Ленин рассматривал борьбу за преодоление пере житков капитализма в сознании люден, как классовую по свое му существу борьбу. Он называл тогда спекулянтов, воров, х у лиганов, бюрократов врагами Советской власти, ставил их в один ряд с эксплуататорами, требовал беспощадно бороться с ними. Можем ли мы сейчас в преддверии коммунизма, в условиях не виданного морально-политического единства советского общест ва, в условиях героического труда всего советского народа оста влять «в покое», не трогать отдельные антиобщественные эле менты, эту ничтожную к у ч ку паразитов, позволять им и дальше жить за счет общества, не портить им жизнь? Нет, не можем! Ведь они — последнее прибежище чуждой идеологии и морали на советской земле. От людей, которые хотят жить за счет об щества, наш народ требует не больше того, что он требует от каждого советского человека, — честно трудиться, честно вы полнять обязанности граждан СССР. Борьба с пережитками прошлого в сознании людей — это в сущности борьба с остатками буржуазной идеологии. Удар по пережиткам капитализма в сознании людей — это прямой удар по буржуазной идеологии. Империалисты строят расчеты на идейное разоружение со ветского человека, на «идеологическую эрозию» социалистиче ского общества. Но это пустые надежды! Под знаменем комму нистических идей ныне живет треть человечества, придет вре мя — будет жить все человечество! Вместе с нами народы брат ских социалистических стран, коммунисты и сознательные про летарии всего мира. Мы не только в состоянии успешно отби вать идеологические атаки империалистов, но можем и должны расширять наше наступление против буржуазной идеологии, завоевывать на сторону прогресса и коммунизма умы и сердца все новых и новых миллионов людей. Воспитание нового человека ■— общая, интернациональная задача коммунистических и рабочих партий. Братские партии разных стран — социалистических и ка питалистических — находятся на различных этапах борьбы и ведут ее в различных социальных и национальных условиях. Для одних на первый план выдвигаются задачи разоблачения наиболее крайних форм буржуазной идеологии, религиозного дурмана, националистических и расистских предрассудков. Для других — такие проблемы в известной мере уже отошли в прошлое, зато появились новые, не менее сложные задачи, свя занные с формированием коммунистической культуры и морали, освобождение человека от наиболее замаскированных проявле ний буржуазности. При всем разнообразии конкретных проблем и задач всех марксистов-ленинцев прочно объединяют в идеологической борь бе общие цели, общие взгляды по принципиальным вопросам, одна коммунистическая идеология. Поэтому защищать и разви вать ее нам нужно вместе, в едином строю. Если же ком мунисты разбредутся по национальным уголкам и начнут ка ж дый дуть в свою национальную дуду, не считаясь с коренными, основополагающими принципами марксистско-ленинского уче ния, — это лишь затруднит окончательную победу коммунисти ческой идеологии. Современный мир стал ареной ожесточенной борьбы двух 1 противоположных образов жизни, антагонистических мировоз зрений. Звать к мирному сосуществованию коммунистических и буржуазных идей — значит выступать в роли лазутчиков вра гов социализма, предавать коренные интересы трудящихся, значит лить воду на мельницу наших противников, которые да же культурные связи между странами стремятся использовать в подрывных целях. Мирного сосуществования идеологий не бы ло, нет и быть не может. Пока существуют антагонистические классы, шла, идет и будет идти непримиримая классовая борьба. Наша задача состоит в том, чтобы: — развивать наступление на буржуазную идеологию, раз облачать человеконенавистническую сущность империализма, его звериные обычаи и нравы, его деградирующую культуру и растленную мораль; 1— развивать наступление на пережитки капитализма, очи щать сознание советских людей от всех язв старого строя, вос питывать активных и стойких борцов за коммунизм. Владимир Ильич Ленин завещал «побороть все сопротивле ние капиталистов, не только военное и политическое, но и идей ное, самое глубокое и самое мощное». Наша партия выполняет и выполнит ленинское указание. Коммунизм и здесь побеждает! нового человека как самое трудное дело коммунистического преобразования. Какова отправная позиция, из чего мы должны исходить, ставя во главу угла задачу развертывания идеологической ра боты партии в современных условиях? Наша Родина ведет развернутое строительство коммунизма. Без искоренения нравственных принципов буржуазного мира, без воспитания людей в духе коммунистической морали, без духовно обновленного человека невозможно построить комму нистическое общество. Сам характер коммунистического об щественного производства и распределения требует нового че ловека, нового отношения к труду и своим общественным обя занностям, новой дисциплины, новой морали. Если при социа лизме наряду с убеждением, важнейшим фактором обществен ного воздействия является распределение продуктов по труду и существуют определенные государственные органы принуж дения, то при коммунизме жизнь общества будет основана на высокой организованности, сознательности, культурности, са модисциплине, моральной чистоте членов общества.. Борьба за коммунистическое воспитание людей — необхо димая составная часть нашего продвижения вперед. В идейно воспитательной работе партия видит мощный ускоритель ком мунистического переустройства мира. Партия не рассматривает идеологическую работу ка к са моцель. Следуя ленинским заветам, она измеряет ее уровень практическими результатами, тем, какое реальное воздействие оказывает она на труд, на осуществление основных задач на рода, в первую очередь — задач экономических. В. И. Ленин указывал, что главным и решающим для по беды нового строя является достижение наивысшей произво дительности труда. «Коммунизм,— говорил он,— есть высшая, против капиталистической, производительность труда добро вольных, сознательных объединенных, использующих передо вую технику, рабочих». 4 Значение ленинского указания непреходяще. Это принци пиальный политико-экономический вывод ленинизма. Произ водительность труда — это тот фокус, в котором собираются воедино не только все элементы работы по созданию матери ально-технической базы коммунизма, но и усилия в области идеологии. Повышение производительности труда — всена родная задача. Человек — главная производительная сила общества. Идеи строительства нового общества останутся благами пожеланиями без воплощения их в жизнь трудом народа. Если высокоразвитая материально-техническая база — фундамент коммунизма, то труд миллионов — это великий творец, кото рый возводит фундамент и само здание коммунизма! «Комму низм и труд — неотделимы,— говорит И. С. Хрущев.— Вели кий принцип «кто не работает, тот не ест» будет действовать и при коммунизме, на деле станет священным принципом для всех... В труде раскрываются способности и таланты людей, гений человека, в труде — бессмертие человечества». Воспитание любви и уважения к труду на благо общества, трудовая закалка людей — сердцевина, становой хребет идео логической работы. Все средства воспитания нужно подчинить главному — каждый советский человек должен понимать, что только его упорным трудом, трудом всего народа может быть воздвигнут коммунизм, построено процветающее общество. Сознательное отношение людей к труду — неисчерпаемый резерв роста его производительности. Партия ясно говорит: коммунизм не построишь, лежа на. боку, за коммунизм надо бороться, ему надо отдавать все силы. Наш народ вел и будет вести борьбу с любителями ничего не производить, но зато хорошо потреблять, с людьми, которые наизусть выучили и целиком используют большие права и пре имущества советских людей, но страдают провалом памяти, когда дело доходит до выполнения гражданских обязанностей. И первой среди «их — обязанности трудиться. В наших усло виях не идет речь о выборе: хочу — тружусь, хочу — без дельничаю. Наша жизнь, ее законы не дают права на такой выбор. Труд — конституционная обязанность, гражданский долг. Кто не выполняет его, тот не может рассчитывать и на права, преимущества советского гражданина. У советских людей находит полную поддержку предложе ние дифференцировать предоставление различных обществен ных благ людям, по-разному относящимся к своим обязанно стям перед обществом. Почему бы не установить порядок, при котором на получение отпуска, приобретение путевок, выделе ние жилья преимущества имели прежде всего те, кто хорошо трудится, и наоборот,— на сей счет тоже было немало ценных предложений,— урезывать в благах, а то и вовсе лишать — летунов, бездельников, лодырей? Тем самым будет преподал наглядный пример выполнения нашего социалистического пра вила: кто лучше работает, тот больше получает, кто хуже ра ботает, тот меньше получает. Воспитывая новую дисциплину труда, коммунистическое отношение к труду, партия всемерно развивает и моральные, и материальные стимулы. Нельзя противопоставлять их друг другу', подменять одно другим. В их сочетании партия видит верный путь, который приведет к победе коммунистического труда. Вредно игнорировать принцип материальной заинтересо ванности и руководствоваться субъективными соображениями в таком важном вопросе, как вознаграждение за труд при со циализме. В. И. Ленин оставил партии завет — реалистически подходить к живой жизни, учитывать реальную обстановку, не забегать вперед, не отрываться от жизни. Партия, исходя из ленинских указаний, предостерегает от по пыток перепрыгивать через этапы, решительно выступает против уравниловки, уравнительного распределения, как про тиворечащего ленинскому принципу материальной заинтересо ванности и наносящего прямой вред коммунистическому строи тельству. Уравнительное распределение не приближает, а от даляет коммунизм. И, может быть, следовало бы особо подумать над тем, чтобы ленинский принцип материальной заинтересованности, принцип материального поощрения за хороший труд дополнить мерами, повышающими материальную ответственность работ ников за плохую работу, за брак. К коммунистическому принципу распределения мы идем и придем не через ослабление, а через усиление контроля за ме рой труда и мерой потребления. Таков священный завет В. И. Левина. Труд не только создатель всех благ, но и решающее сред ство совершенствования человека. У нас само создание мате риальных ценностей, самый труд имеет глубоко идейный, вос питательный характер. М. Горький однажды сказал, что ника кая сила не делает человека великим и мудрым, как это дела ет сила труда — коллективного, дружного, свободного труда. Труд и воспитание неотделимы, это две стороны единого про цесса. Но есть ли связь между идеологической работой и производ ством, можно ли каким-нибудь образом взвесить ее плоды? Без условно, можно, ибо связь такая существует, притом реальная, ощутимая. Идейная убежденность — источник творческой ак тивности людей. Вопрос организации производства — это боль шая часть всей нашей идеологической работы, говорит Н. С. Хрущев. Воспитание людей оказывает прямое воздействие на развитие производства, на решение экономических задач. Да и весы, на которых взвешиваются плоды воспитательной работы, тоже есть. Это те же самые весы, на которых измеряются ре зультаты труда советских людей. Между воспитательной работой и живым творчеством масс нет никакой стены. Приведу пример, наглядно показывающий глубокую связь между ними. За последние десять лет в производство внедрено 18 миллио нов изобретений и рационализаторских предложений. Они дали народному хозяйству примерно десять миллиардов рублей. Вот реальные плоды высокой сознательности советских людей! А разве всенародное движение за коммунистический труд, подвиг покорителей целины и ударников новостроек, героический труд миллионов и миллионов советских людей — не замечательный результат восшггательной работы партии? Общественная собственность — основа основ социалистиче ского строя. Но всегда ли мы в своей деятельности отдаем пол ный отчет в том, какое значение имеет и воспитательная, мо рально-этическая функция общественной собственности! Ведь по тому, как человек относится к социалистической собственно сти, как он бережет ее и умножает, и надо, прежде всего, су дить о том, советский ли он человек, о степени его политической зрелости, о его коммунистической воспитанности. Заботу рядо вых тружеников о народном достоянии В. И. Ленин считал на чалом коммунизма. Для нас социалистическая собственность — понятие эконо мико-политическое. Она олицетворяет: — самую сущность советского общества •— общества тру жеников; Творческую мощь народа, его смекалку, знания и опыт мы видим в достижениях новаторов и запевал соревнования, луч ших коллективов, которых по праву называют коммунистичес кими маяками. Их у нас десятки и сотни тысяч. Сколько за светило новых маяков только в последние дни — в борьбе за хлеб и металл, уголь, нефть и большую химию, в борьбе моло дых энтузиастов за повышение культуры на селе. Распространение передового опыта, воспитание, особенно мо лодежи, на положительном примере — важное условие роста производительности труда, действенное средство формирования коммунистической сознательности. Нужно раздувать каждую искру новаторства в пламя трудо вого энтузиазма миллионов. Но еще немало таких искр по вине холодных людей гаснет, новаторских починов глохнет, не полу чив поддержки и распространения! Кто помнит, например, о призыве серпуховчан: «Сегодня рубеж новатора— завтра рубеж всего коллектива»? А ведь как хорошо сказано, как точно выра жена самая суть социалистического соревнования. О замеча тельном призыве серпуховчан в свое время много писали и го ворили. И правильно писали. В ряде республик и областей за явили о его поддержке. Но пошумели и забыли. Теперь даже в самом Серпухове не вспоминают о своей инициативе. Каждого истинного новатора надо всемерно поддержать, а каждый «шумовой номер» надо выводить на чистую воду. На отдельных предприятиях, в некоторых колхозах и совхозах жаждущие славы бюрократы создают специальные условия для того или иного работника, нередко в ущерб производству в це лом, только бы иметь «своего» зачинателя. Это любители «показухи», мастера пустить пыль в глаза. Но какой толк в зачинателе за счет успеха других, за счет искусственного создания особых условий? Такой маяк не мо жет светить, он будет только чадить. Все будут на него паль цем указывать! Очковтирательство опошляет важнейшее дело, наносит нс только материальный, но и моральный урон. Таких горе-орга низаторов народ высмеял в пословице: «Ловко Стенка печ к у склал — труба высокая, а дым в подворотню тянет». Остались еще такие «Степки», которые пытаются прикрыть свое неуменье, нерадивость шумихой, парадностью, обилием лег ковесных обязательств. Сочинит такой чинуша в кабинете обя зательство и доволен, купается в почете. А наступит время пла тить по векселям — придумывает новое обязательство. И как ча сто такое безобразие сходит с рук! Всеми силами организационных и идеологических мер надо поднять значение обязательств, повысить ответственность за каж дую их строчку. Взял обязательство — выполни, дал слово —* сдержи его. А безответственных «обещалкиных» надо отдавать под суд общественности, строгий и нелицеприятный. В организации социалистического соревнования — в живом деле масс, где инициатива имеет решающее значение, совершен но нетерпимы косность, формализм, бюрократизм. Ни при каких условиях нельзя в систему поощрения передовиков вносить ка зенщину, равнодушие, формализм. Какой, например, отклик в сердце человека может вызвать способ поощрения в одном из колхозов Петровского района Ки ровоградской области. Там вкопали в землю огромную кривую жердь, к которой гвоздями наглухо приколотили переходящий красный вымпел. Заведующий животноводческой фермой т. На заренко говорит, что вымпел систематически вручается передо вым дояркам. Когда же его спросили, как можно вручать вым пел, который даже нельзя переносить, он, не смутившись, от ветил: , *—■ «А мы его и не переносим. Мы к вымпелу перегоняем коров передовой доярки, де.тая, так сказать, круг почета вокруг жерди». Руководителей предприятий, колхозов, совхозов и учреж дений, которые не умеют или не хотят «повозиться» с людьми, подменяют убеждение окриком, администрированием, не едини цы. Кое-кто до сих пор с трудом выговаривает слово «идеоло гия», зато легко употребляет такие выражения: «План любой ценой!». «Не до морали, раз рель идет о плане». Своим образом действий они часто сводят на нет плоды длительной воспита тельной работы. «Идет иной такой руководитель по цеху, все видит, но людей не замечает, пройдет, как в душу плюнет. Пря мо руки опускаются», — в сердцах сказал один из рабочих Горьковского автомобильного завода. Раз и навсегда надо понять, что самый надежный путь к успешному выполнению любого плана — хорошо поставленное в коллективе воспитание людей, живое общение с ними, душез- ная забота о них, это — путь к сердцу, к сознанию человека! Партии не безразлично, какой именно ценой выполняется план. Ведь неплохо организовать производство может и капита лист. От советского руководителя требуется гораздо большее —< выполняя план, в ходе борьбы за выполнение и перевыполнение плана, воспитывать людей, формировать новые отношения меж ду ними. Нельзя правильно оценить работу руководителя, не учитывая морально-политические результаты его деятельности. Особенно важна роль мастера, бригадира. И не только как ру ководителя производства, но и как воспитателя, учителя моло дежи. В нашем сознании напрочно должно утвердиться положение — нет работы «чисто идеологической», нет и работы «чисто организационной», «чисто хозяйственной». Попробуйте, разо рвите их без ущерба для дела, для воспитания людей! ^ Нет такого вопроса на производстве, который не имел бы в той или иной мере воспитательного значения. Возьмем текучесть кадров. От нее народное хозяйство еже годно теряет продукции на сумму около трех миллиардов руб лей. Вопрос, как видите, серьезный. Надо поднять роль обще ственного мнения в борьбе против летунов и рвачей, которые, перебегая с предприятия на предприятие, со стройки на строй ку, вносят элемент дезорганизации в производство, наносят ущерб народному хозяйству. Ясно, что нет никакого оправда ния для летунов! Следует, однако, тщательно изучать причины текучести. Одна из йих — культурно-бытовое неустройство, не достаточное внимание к человеку. Важное значение в борьбе за повышение производительно сти труда, за воспитание коммунистического отношения к труду имеет правильная организация нормирования на производстве. Можно этот вопрос решать по-чиновничьи, путем приказа — результат будет один, его можно решать, предварительно потол ковав с рабочими, разъяснив им необходимость, скажем, пере смотра норм, — результат будет другой. Вот и судите: ликвидация текучести кадров и правильное нормирование труда — это чисто производственные вопросы или они имеют также и большое идейно-воспитательное значение. Создание материально-технической базы коммунизма и воспи тание, повышение производительности труда и улучшение идео логической работы — единый процесс. Борьба за высшую производительность труда •— это борьба за нового человека. могущество нашей державы, ее экономическую мощь; — новый, социалистический тип общественных отношений. Воспитание коммунистического отношения к общественной собственности — решающее звено борьбы за нового человека. Тем быстрее мы достигнем намеченной цели, чем скорее все советские люди научатся заботиться об общественной собствен ности, беречь ее и не только пользоваться обществен!гыми бла гами, но и приумножать их. Значит надо воспитывать уважение к людям, берегущим народное добро, и презрение, больше того — ненависть к тем, кто поднимает на него свою руку. Строитель коммунизма должен быть несравненно более рачительным хо зяином, чем капиталист, беречь каждый кирпич, каждый кола- сок. каждую народную копейку. (Продолжение иа 4-й стр.)* 3. У д а р п о у д а р п о б п е р е ж и т к а м у р ж у а з н о й п р о ш л о г о — и д е о л о г и и I I . Г л а в н о е в и д е о л о г и ч е с к о й р а б о т е — о б е с п е ч и т ь п о б е д у и д е а л о в к о м м у н и з м а 2. Общес т венная с о б с т в е н н о с т ь— основа в о с п и т а н и я н о в ы х о т н о ш е н и й м е ж д у л ю д ь м и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz