Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 16 л га л 1663 г., N 141 Г27301 Мы расскажем <> Валерии Быкоз- ском, о встречах и беседах с ним, о старте космиче ского - к о р а б л я *Восток-5». Несколько дней над космодромом проносились сухие, песчаные ветры. Сейчас стало тихо, в синеве неба редкие, облачка. Палит солнце. Стар товая площадка, где мы находимся в ати часы, накалена так, что плиты, из которых она выложена, кажется, начнут плавиться. Длинная тень от гигантской многоступенчатой ракеты пересекает площадку с угла на угол. В тени прохладнее. Говорят, что температура в этих краях подскаки вает порой до сорока градусов. Лю ди привыкли к жаре и работают, не замечая ее. Радио разносит слова команд. Специалисты, возглавляющие старто вую команду, завершают подготовку *Востока-5» к броску в околоземное пространство. Людей почти не вид но. И тем не менее, стартовая пло щадка живет энергичной жизнью, по строго продуманному графику. Все, что делается, контролируется Глав ным конструктором, который одно временно является и техническим руководителем. К нему то и дело подходят специалисты. Одни — до кладывают о ходе подготовки, дру гие — хотят посоветоваться. «Глав ный», как его здесь коротко назы вают, внимательно выслушивает лю дей. Ясное и четкое распоряжение беспрекословно выполняется. — Проверьте систему охлаждения, ы-слышим мы. •— Хорошо. ■ «— Сергей Петрович, — обращает ся Главный,—график работ должен быть строго выдержан. — Будет сделано. — Скоро заседание Государствен ной комиссии, — повернувшись в сторону метеорологов, говорит Глав ный. — Уточните сводки погоды. — Прогноз погоды хороший, — успокаивающе отвечает специалист. Покоряет этот размеренный ритм. Все ближе знаменательное событие »— старт или, как говорят, подъем корабля. — Что самое важное на данном этапе работы? — спросили мы Глав ного конструктора. —- Проверка и испытание всех систем корабля и ракеты-носите ля, — ответил наш собеседник. — Необходима величайшая точность во всем. ...Познакомились мы с Валерием Быковским в автобусе, который при вез на стартовую площадку космо,- навта-3 Андрияна Николаева. Это Р астет семья небесных братьев было в знаменательный день прош лого года, когда в космос ушел «Во сток-3». Валерий был не только дублером, но прежде всего самым закадычным другом Андрюши, как чаще называют Николаева его друзья. Валерий полулежал в крес ле, одетый в скафандр. Он тоже был готов к полету. В этот момент лет чик показался нам старше своих двадцати семи лет. Увидев неждан ных гостей, космонавт улыбнулся только одними глазами: *— Если интервью, то рановато. -— Несколько вопросов, не отно сящихся прямо к событию. — Это, пожалуйста. — Что вы считаете главным в про фессии космонавта? — Знания, — незамедлительно от ветил он. И как бы расшифровывая сказанное, продолжал, — человек может быть физически развитым, быть здоровым, выносливым. Для космонавта этого мало. Можно ли лететь в космос, не зная в совершен стве техники, управлять ею. Люди нашей профессии обязаны знать мно гое, и прежде всего новую науку — космонавтику. А что*—об этом спро сите у Юрия Гагарина. Он был са мым первым, поднявшимся в космос. Другие идут по его стопам, прокла дывая новые космические трассы. Быть первым нелегко. Вспоминая этот давний разговор, я подумал, что Валерий Быковский не сказал об одной примечательной черте космонавтов — жажде летать. — Вот как только ребята слета ют, настанет и мой черед, — уверен но говорил он тогда. В глазах его, обычно мягких, появлялась реши тельность. Космонавт Имел право так думать, он готовился в первой группе богатырей космоса. За несколько дней до нового штур ма Вселенной мы встретились с Ва лерием Быковским на заседании Го сударственной комиссии. В небольшом зале тесно. Здесь пополнение — вместе с ветеранами космоса мы видим новые лица. Председатель комиссии — круп ный специалист — оглашает повест ку дня. В ней значится ;н вопрос, особенно нас интересующий — кто будет назначен командиром кораб ля «Восток-пять». Мы с нетерпением ждем. Из-за стола поднимается член Го сударственной комиссии. Он предла гает назначить командиром корабля «Восток-пять» Валерия Федоровича Быковского. —■ Валерий Быковский предан Р е п о р т а ж с к о с м о д р о м а Родине, народу, партии. Хорошо подготовлен к выполнению задания. Валерий сидит за столом напро тив нас. Он внешне спокоен, его пальцы только почему-то теребят скатерть. Приближается час, к ко торому он упорно готовился многие месяцы. Комиссия принимает решение. Валерий Быковский назначен коман диром космического корабля. Он не может скрыть своего волнения. Ему хочется высказать все, что у него на душе. Но этот сильный и мужест венный человек, как всегда, краток. — Я благодарю за оказанное мне доверие. Вы знаете, я комсомолец, но правительственное задание вы полню, как коммунист. «Я комсомолец» — надо было слы шать, с какой гордостью произнес эти слова Валерий. Сыны и дочери ленинского комсомола, достойная смена коммунистов, впийли не одну страницу в книгу славы социалисти ческой Отчизны. Подвиг, который совершает Валерий Быковский, — войдет в историю коммунизма. Мы замечаем, что за десять меся цев, прошедших со дня первого зна комства, Валерий заметно возму жал. Да. это время было нелегким: шла упорная, требующая полной от дачи физических и духовных сил, подготовка к полету. В день заседания комиссии пого ворить с космонавтом нам не уда лось. Он был очень занят предпо летными делами. Но незадолго до знаменательного дня в напряженном графике нашлось время для нас, журналистов. Под вечер, когда спа ла жара, мы собрались в одной из беседок. Валерий был в легком спор тивном костюме. Из его рассказа мы узнали, что Валерий вырос в Москве. Здесь он получил среднее образование. Сей час сотни его товарищей, рассыпав шись по стране, узнают, что их Ва лерка — «космонавт-пять». Нас интересует все, и потому мы продолжаем спрашивать: — Расскажите о вашем пути в космонавты? — Он не так длинен. В десятом классе вместе с ребятами мы запи сались в аэроклуб. Потом — Качин- ское военно-авиационное училище. Всегда горжусь, что окончил учили ще, курсантом кцторого был знаме нитый советский ас—трижды Герой Советского Союз# Александр По крышкин. С 1952 года — я летчик- истребитель. Что дальше? Отбороч ная комиссия в космонавты. А потом учеба. Кажется, нет конца нашим вопро сам. Валерий терпеливо отвечает на них. — О чем прежде всего вы спроси ли Юрия Гагарина, когда он возвра тился из полета? — О невесомости. — А Германа Титова? — Тоже о невесомости. Об этом мы много говорили и с Андрияном. Невесомость и ее влияние на орга низм человека окончательно не изу чены. Наука хочет знать, как ска жется невесомость на работоспособ ности космонавта, если он будет на ходиться в ней длительное время. ■— Расскажите о предстартовых днях? — Они загружены до предела, все строилось по специально разработан ному графику, консультировался у ученых. Еще и еще раз беседовал с друзьями, изучал их опыт. Много полезных советов дал мне мой друг Андриян Николаев. Встречи, беседы с Валерием Бы ковским убеждают нас в том, что он человек большой целеустремленно сти. О чем бы ни говорили мы с ним — о книгах, которые он любит, о спорте, без которого он не может жить, или о новой науке — космо навтике, которую он хорошо знает, — все в конечном счете сводилось к разговору о полете в космос. Беседа заканчивается. И, как ка ж дый молодой отец, Валерий не мо жет удержаться, чтобы не похвас таться своим сыном: — А это мой сын Валерка, — по казывая фотокарточку говорит с улыбкой Валерий. — Он, наверное, будет обязательно летать на косми ческих кораблях. Если не космонав том, то пассажиром. За несколько часов до космиче ского полета мы пришли в домик космонавтов. Небольшая комната. Окно во всю стену. Портрет Никиты Сергеевича Хрущева, фото четырех небесных братьев — Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Николаева, П. Попо вича. В центре комнаты на круглом столе букет цветов. Их Валерию Быковскому и его дублеру только что вручили члены стартовой коман ды во время недавней встречи. Мы были на этой встрече. Пожалуй, теплее всех сказал, обращаясь к Бы ковскому, местный поэт: Расставляй космические вехи, В небесах под звездами скользя, В добрый путь! Уверены в успехе. Голубой автобус остановился у стартовой площадки. Неторопливо, несколько неуклюже выходит из ав тобуса Валерий Быковский и идет к ожидающим его членам Государст венной комиссии. Вслед за ним вы шли из автобуса Герман Титов и Андриян Николаев. Стало традицией провожать каждого нового товари ща, отправляющегося в космос. Вот Валерий Быковский на секун ду остановился и четко доклады вает: — Товарищ председатель Госу дарственной комиссии, космонавт Быковский к полету готов! Председатель комиссии, Главный конструктор, ученые, инженеры об нимают Валерия, пожимают ему ру ки, желают счастливого полета. Поднявшись на площадку, с кото рой лифт доставляет на вершину ра кеты к космическому кораблю, кос монавт повернулся к нам: *—« Дорогие товарищи, друзья! За веряю Ленинский Центральный Ко митет Коммунистической партии, родное Советское правительство, Никиту Сергеевича Хрущева, доро гих соотечественников, что приложу все свои силы, знания и умение, чтобы с честью выполнить ответст венное и почетное задание... Эти слова из заявления перед- стартом тонут в горячих аплоди сментах присутствующих. 1— До скорой встречи на родной Земле, — говорит Валерий Быков ский и входит в лифт. Смотрим, как медленно поднима ется лифт к вершине ракеты. Несколько минут езды в автомо биле, и мы на смотровой площадке. Здесь встретили известных ученых, конструкторов, космонавтов. Радио доносит до нас отсчет времени, ко торый ведется на стартовой пло щадке. Объявляется пятнадцатиминутная готовность. Десятиминутная готовность. Мы слышим разговор, который ве дется между Главным конструкто ром и Валерием Быковским. Ученый за несколько минут до старта дает последние советы. I — Как самочувствие, Валерка? •— —это обращается командир отряда космонавтов Юрий Гагарин. — Самочувствие отличное, *— энергично отвечает космонавт-пять. Объявляется минутная готов ность. Все мы до боли в глазах всмат риваемся в многоступенчатую раке ту, что в нескольких сотнях метров от нас, боясь пропустить то мгно вение, когда она оторвется от Зем ли. Подсвеченная солнцем, ракета ка жется произведением искусства, ма стерски вписан-* ным в бескрайний пейзаж степи. В напряженной зве нящей тишине, когда кажется слышно биение собственного сердца, раздается короткая команда. Дрогнула земля. Клубы дыма и пламени у подножия ракеты. В какую-то долю секунды ракета поднимается нед стартовым устрой ством, словно опираясь на огненные струи, выбрасываемые двигателями. Замерла, повисл* в воздухе. Мгновение! Могучая сила бушую щего у земли пламени поднимает многотонный колосс в космос. Раке та слепящей золотистой точкой ис чезает в бездонной синеве неба. Несколько раз мне приходилось быть на запуске космических кораб лей. И каждый раз он захватывает своей грандиозностью и величием. Это событие позволяет глу#же по нять, сколь могущественна наша Родина, сколь гениален, трудолюбив наш народ. Из глубины космоса от Валерия Быковского несутся слова, полные восторга и ликования. — Все идет отлично. В часы, когда дописывался этот репортаж, один из моих коллег включил портативный радиоприем ник. Мы услышали голоса из раз ных концов мира: «Советский чело век в космосе», «Новая победа ра зума», «Браво, Россия!». Этот подвиг, как и все, что де лается советским народом по освое нию космоса, совершается во имя всех людей нашей чудесной плане ты. А. РОМАНОВ, специальный корреспондент ТАСС. 14 июня. Большая ра дость пришла в Павловский По сад, лежащий в 80 километрах от Москвы в сторону Горького. Земляк горожан Валерий Федорович Быков ский пилотирует космический ко рабль «Восток-5». Эту счастливую, в полном смысле слова потрясаю щую новость горожане узнали, слу шая радио на улицах, в квартирах, на фабриках и заводах. Чувство ли кования охватило жителей крупного текстильного центра Подмосковья, чудесные ткани которого славятся не только у нас в стране, но и за ру бежом. Сегодня павловскопосадцы читают и перечитывают газеты с материалами о ходе нового косми ческого полета. На предприятиях проходят сти- НА РОДИНЕ В. Ф. БЫКОВ С КОГО * ^ Х \Ч \« Л \« \\\Л \\Х а \\Х Х Л \> » \\\\\У \\Ч ^ ^ С У \\\\\Х \Ж Ч Х В З В Е З Д Н О М О К Е А Н Е К о с м о н а в т - п я т ь р а с с к а з ы в а е т о с е б е Говорят, что у каждого человека есть призвание. Нужно только найти его. И если ты трудолюбив, настой чив, то непременно добьешься сво его. И все-таки твердо на жизнен ный путь человек становится не сра зу. Начинается порой с самого не значительного. Из маленьких кирпи. чиков, которые и глазом не всегда различишь, складывается характер. М ог ли я предполагать, что шутли вое замечание, вскользь оброненное одним из моих товарищей — Петро. вым Женькой — станет переломным моментом в моей жизни. Как-то после уроков, когда я уже Собрался идти домой, Женька загля нул в опустевший класс и таинствен, но позвал меня в коридор. Вернее даже не позвал, а поманил пальцем и скорчил при этом такую гримасу, как будто он только что беседовал с самим индийским раджой. — Слышь, Валерка, внизу, в ком нате комитета комсомола, сидит че ло-век. Понял? — Ну и что? — спросил я. — Не торопись. Лучше беги вниз и послушай, о чем он говорит. Да постарайся произвести на него впе чатление. Тогда тебе повезет и тебя тоже запишут... — Куда? Что ты мелешь? Но дверь хлопнула, и я остался один. Собрав тетради в сумку, вы шел из класса и, перескакивая через несколько ступенек сразу, сбежал на первый этаж. Через приоткрытую дверь комитетской комнаты я уви дел спины ребят, столпившихся у се кретарского стола. Подошел ближе, напрягая слух, чтобы услышать, о чем идет разговор, и посмотреть на «че-ло-века», о котором так зага дочно говорил Женька. За столом сидит широкоплечий, Мускулистый здоровяк с открытым волевым лицом. Говорил он об аэроклубе. О существовании аэроклубов, ко нечно, знал я и раньше, но никогда не собирался туда. Тогда первосте пенное значение имели для меня занятия по фехтованию и предстоя щее первенство Москвы. Но то, о чем говорил этот светло волосый аэроклубовец, заинтересо вало меня. Не знаю, как это полу чилось, но я вдруг спросил: — А записаться к вам в аэроклуб можно? С этого все и началось. В первый самостоятельный полет я вылетел в канун своего дня р о ж дения. Особенно не волновался. Ре гулярные тренировки выработали чувство уверенности в себе и ма шине. Да и задание было неслож ным: взлет, набор высоты, кр уг над аэродромом и посадка. Когда самолет набрал нужную высоту, я пошел на разворот. Все шло нормально. «ЯК» послушно опн. сал в возд ух* большую дугу й вы шел на посадочный курс. Чуть от дал р учку от себя и тут не удер жался: стал искать глазами аэрод ром. На планировании заметил, что самолет летит прямо на высоко вольтную линию. Подтянул ручку управления, и машина легко перева лила через черные жилы проводов. Впереди показался овраг, который находился на краю аэродрома. По вторил предыдущую операцию, со вершенно забыв, что мотор работа ет на малых оборотах. Потерявший скорость, самолет стал резко просе дать и плюхнулся на посадочную полосу, не дотянул до посадочного *Т», В голове сразу же промелькнула мысль: — Сейчас меня будут ругать и разрешения на второй полет не да дут... Но все обернулось иначе. Когда «ЯК» рулил по аэродрому, я увидел бегущего навстречу нашего инструк тора Ерофеева. Лицо его выражало скорее одобрение, чем гнев. Вско чив на крыло самолета, он бодро крикнул: — Ничего, Валера, ничего. Не за бывай газ. Давай еще разок. Ну... И снова застрекотал, набирая си лу, мотор. Снова машина плавно оторвалась от земли и как бы по висла в воздухе. С особой тща тельностью выполнив все положен ное, я повел самолет на вторую са мостоятельную посадку. Ура! На этот раз уДача. Колеса шасси коснулись травы на уровне белого полотнища с огромной чер ной буквой «Т». Сейчас я с благодарностью вспо минаю нашего Ерофеевича (так на зывали мы м еж ду собой инструкто. ра). Это он привил мне любовь к авиационному спорту, научил по- иному смотреть на профессию лет чика, преподавал нам первые уро ки мужества, выдержки, хладнокро вия. ...После окончания аэроклуба ре шил пойти в военное училище лет чиков. Я уже не мыслил дальней шую жизнь без полетов. О морской бескозырке было забыто. Правильно говорил нам в свое время инструктор Ерофеев: можно и в аэроклубе получить закалку во енного летчика, а можно и на всю жизнь остаться лишь спортсменом- любителем. После училища приехал в часть, где очень многие летчики прошли суровые испытания, встречались с трудностями и неожиданностями, которые так часто бывают в самом беспокойном виде Вооруженных Сил — авиации. На общем построении я оказался на левом фланге эскадрильи: по расчету, да и по росту там было мое место. Попал я в подразделение к майо ру И. В. Шилову. М ного труда, люб ви, энергии вложил Иван Василье вич, чтобы научить нас, мблодых, искусству военного летчика. Правда, поначалу все было не так, как пред ставлялось в училище. Первое вре мя летали мы мало. Больше ждали погоды, а она, как назло, не сопут ствовала нашим полетам. Много разных разговоров вели мы между собой, и настроение, откровенно го воря, было неважным. Комаск наш видел это и не оста вался безучастным. Он был челове ком большой души, тонко чувство вал наше настроение, подмечал да же незначительные перемены, искал пути к нашим сердцам. Вспоми нается один разговор с ним: — Вы говорите — .трудно, скучно, летать мало дают, — начал тогда майор, — обиженными, вроде об манутыми себя считаете. А я вот завидую вам, молодости вашей и даже тому, — он улыбнулся,— что еще очень мало знаете вы о жизни. Только не спешите, хлопцы, с вы водами. Послужите, поучитесь здесь и убедитесь, что нет большей ра дости, чем штурмовать небо, чув ствовать себя хозяином этого без донного океана. После памятного разговора я много размышлял, и летная работа предстала мне совсем в ином свете., Нет, это, конечно, не ремесло, не лихачество. Правильно говорил май ор, что авиация сочетает в себе все: патриотизм, отвагу, скромность, тре звость мгновенного расчета, желез ную волю, любовь к людям. Без всего этого не может быть летчика. Но достичь мастерства можно толь ко настойчивостью и терпением, са мым внимательным и ответственным отношением даже к мелочам. Еще много, много раз мне при дется подняться в воздух, прежде чем я стану таким асом, как мои товарищи по службе Шилов, Голу бев, Уханов, Алешкин, Горн. ...Зима пролетела в учебных по летах. Задули северо-восточные, упрямые, пронизывающие до костей ветры, оголили огромное летное поле, завьюжили прилегающие к нему пашни, погнали по густо-сине му небу хлопья рваных облаков, роняющих на лету колючие сне жинки. Ветер их тут же подхваты вал, кружил в воздухе, потом, слов- Из Экстренного вы- I ♦ пуска журнала „Ави- ! ; ация и космонавтика4 ! но наигравшись вдоволь, уносил дальше. И снова наступило тепло, работы стало больше, да и полеты были те перь сложнее. Среди трудных для меня дней был один . он надолго врезался в память. Шли летно-тактические уче ния. Вечерело. Небосвод над аэро дромом был обложен низкими ту чами. Накрапывал редкий дождь. Команда: «По самолетам!» про звучала неожиданно, отрывисто. Мы кинулись к своим машинам. Взре вели турбины. Вспыхнули острые лу чи прожекторов, и истребители стремительно пошли на взлет. В воздухе самолеты выстроились в цепочку. Первым летел майор Ш и лов, третьим — я. Летать с ком - эском я любил. Человек, отдающий много сил и энергии подготовке летчиков, он умел каждый полет сделать предметным уроком . За остеклением фонаря кабины, если взглянуть вниз, уносилась на зад земля — такая же черная, не видимая, таинственная. И только изредка внезапно и стремительно она выбрасывала навстречу самоле ту россыпи огней ночных поселков. Время от времени бросая взгляд на арк, я заметил, что стрелка остава лась неподвижной. Поняв, что при бор не работает, я сначала расте рялся: уж очень неожиданным бы ло это «открытие». Ночью без ком паса. Как найду аэродром, как сде лаю расчет на посадку? На лбу вы ступили капельки пота. Запросил пеленг. Попробовал на строиться на аэродром посадки, до- ворачивал самолет по огням на земле. Радиокомпас по-прежнему «не брал», не показывал и гиромаг нитный компас. — Где-то отказ, — мелькнула мысль. — Как быть? В сердце закралась тревога. Дос тал и разложил на коленях карту, стал определять свое местоположе ние. Трудно это сделать ночью, ночные ориентиры обманчивы. Са мый верный путь — включить чет вертый канал радиоприемника и ид ти по пеленгатору, занятий по штурманской подготов ке. На нем объяснили, как при от казе компаса лететь доворотами, реагируя на усиление или ослаб ление звука в наушниках. П опробо вал, вроде все получилось. Потом в эфире раздался знакомый голос руководителя полетов Полозова. Он говорил совершенно спокойно, ему такие случаи знакомы. — 115-й, я «Прибой», как слы шите? Доложил, что слышу хорошо, хо тел высказать свои соображения о случившемся, но не успел: Полозов продолжал спрашивать, как буду идти дальше? Ну раз так спраши вает, подумал я, значит доверяет, верит, что справлюсь. Дальний привод прошел в обла ках: меня уже вели посадочным локатором, уточняли место, по правляли высоту и курс. Вот и ближний привод. Теперь ^ видел и полосу, но просматривалась она плохо. Предстояло самое сложное: не промахнуть мимо. Сел нор мально. Первым, о ком подумал, был Ле<ша Галаган. Это он прово дил тогда занятия по штурман ской... 4 Еще в училище я мечтал попасть в испытатели, летать на новых, еще никому не известных машинах, под вергать их максимальной перегруз ке, узнавать предел прочности, осуществлять замыслы, стоящие на грани возможного. О своих думах я никому не рас сказывал, но рапорт на имя коман дира с просьбой направить меня в летный испытательный центр напи сал. Не помню точно, сколько про шло после этого времени, но е реальность своей мечты я верил мало. И вот однажды меня вызва ли к командиру части. Зачем по надобился я полковнику, сначала даже не мог предположить. Ника ких проступков за собой не чувст вовал, в последний летный день мне не сделали ни одного замеча ния. Больше того, комэск даже по хвалил за парный вылет на пере хват. Как и положено по уставу, доло жил о прибытии. Командир пред ложил сесть. Я окинул быстрым взглядом собравшихся, соображая, зачем меня вызвали сюда. М ежду тем командир продолжал: — До меня дошли слухи, что вы рветесь в летчики-испытатели, так вот эти товарищи, — он кивнул в сторону врачей, — могут вам по мочь. Я молчал, поскольку не совсем еще понял, что здесь происходит, и не знал, как себя вести. Молчали и все собравшиеся в кабинете коман дира. Я чувствовал, как меня рас сматривали: пристально, с любопыт ством. Один из врачей в форме подполковника достал носовой пла ток, протер стекла очков и, надевая их, спросил: — Расскажите нам о себе: как? что? когда? Поподробней. Не поняв до конца смысла вопросов, я стал рассказывать свою биографию. Она довольно короткая и не содержа тельная. Нет в ней ничего необы к новенного. Родился 2 августа 1934 года в городе Павлово-Посад. По том семья — отец, мать, старшая се. стра и я — переехала в Москву. В 1952 году окончил десять классов московской школы. В этом же году в мае вступил в ряды Всесоюзного Вспомнилось одно из последних Ленинского Коммунистического Со юза Молодежи, комсомольский би лет № 07416371— его я всегда знал на память. Осенью окончил аэро клуб. Потом — школа первоначаль ного обучения военных летчиков, Качинское училище, и, наконец, полк... вот, собственно, и все. Разговор был долгим. Меня рас спрашивали о полетах и о здоровье, листали медицинскую книжку, от дельные записи в ней тут же уточ няли у командира и полкового вра ча. В заключение беседы полковник предупредил, что окончательное ре шение будет принято позднее, а по ка я могу идти. Вот собственно и все. Когда чего-то очень ждешь, вре мя, как назлр, тянется очень мед ленно. Так, по крайней мере, кажет ся. Но оно идет, идет неудержимо, отсчитывая часы, дни, недели. Н уж но только уметь ждать. Ждал и я. После вызова к командиру, вера в то, что я стану испытателем, о к репла, тем более, что вскоре после этого в моей летной книж ке появи. лась такая запись: «Воздушный бой ведет энергично и тактически гра мотно. Перегрузки переносит хоро шо». Сделал эту запись полковник. А ведь он опытный летчик, Герой Советского Союза, во время войны летал ведомым у Александра Ива новича Покрышкина, сбил 23 фа шистских самолета. В мыслях всплывало все, что было на моем коротком веку. Вспомнил день, когда секретарь Бауманского райкома комсомола вручил мне ма ленькую книжечку с вечно живым и знакомым силуэтом вождя, и сло ва моей матери Клавдии Ивановны, сказанные в этот день: — А ты стал совсем большой, Ва лера... В душе смеялся над «морской» мечтой детства, а сердце предчувст вовало новое. В какой-то из газет я прочитал, а может быть, услышал по радио о международном геофизи ческом годе, о сообщении академи ка И. П. Бардина на Барселонской ассамблее (кажется, так она называ лась) о намерении Советского Сою за запустить искуственный спутник Земли. Это сообщение было сдела но в зале средневекового испанско го дворца, где 450 лет назад Хри стофор Колумб докладывал короле ве Изабелле о своем плавании в но вый свет. Тогда этой новости я не придавал особого значения. Обуреваемый мыслями и чувства ми, я стоял у подъезда, вдыхая све жий осенний воздух, и старался за покровом темноты рассмотреть ставший родным аэродром, самолет ные стоянки. Скоро все это станет лишь воспоминанием о славных лю дях, которые сделали из меня лет чика, научили понимать технику, на учили жить по-новому... Валерий БЫКОВСКИЙ . (ТАСС). Я хийные митинги. Мы присутствовали на митинге в прядильном цехе Пав- лово-Покровской хлопчатобумажной фабрики. На несколько минут оста новились машины. Работницы-пря дильщицы собрались, чтобы выра зить свои патриотические чувства, заявить о том, как они горды, что новый советский человек, летящий в космосе — их земляк. К знаменательному дню полета космонавга-пять павловопокровцы пришли с отличными показателями. За пять месяцев они дали сверх плана 26 тонн пряжи и 336 тысяч метров тканей. ...Над машинами только что напи санный лозунг «Слава земляку—ге рою космоса», а рядом другой — «Гордимся, Валера!» На видном месте —• портрет космонавта, пла каты о покорении советским челове ком просторов Вселенной. Митинг открывает секретарь парт кома фабрики С. Горячев. Он гово рит, что весь советский народ, все человечество переживают радостные минуты. Снова в космосе советский человек, к тому же наш земляк Ва лерий Федорович Быковский! Тов. Горячев зачитывает биогра фию космонавта-5. Когда оратор чи тает строки о том, что Быковский родился в Павловском Посаде, под сводами цеха в течение нескольких минут гремит овация. Выступает ударник коммунисти ческого труда комсомолка Рита По- легарова. Она делится своими мыс лями и чувствами. Сегодня я рабо таю с особым подъемом, говорит девушка. И как не радоваться, ведь Валерий Быковский — новый герой космоса, наш павловскопосадский. Мастер Е. Леванов и заведующая прядильным производством Е-. Ма ксимова призвали работниц еще вы ше поднять производительность тру-;' да, порадовать Валерия своими до стижениями. Первый секретарь горкома КПСС С. Поляков сказал, что у павлов- скопосадских рабочих богатые тра диции. Валерий Быковский, несом ненно, продолжает в космосе эти традиции. Секретарь горкома сооб щил, что волна трудового энтузиаз ма прокатилась по всем предприяти ям и учреждениям города. Митинг/закончен. Раздаются воз гласы: «Слава нашей коммунистиче ской партии!», «Слава нашей Роди не!», «Доброго здоровья, успехов Валерию Быковскому!», «За боевой труд!». Из Павловского Посада отправле ны две телеграммы. Одна из них адресована родителям Быковского Федору Федотовичу и Клавдии Ива новне, другая космонавту Валерию. «Жители Павловского Посада, — те леграфирует городской комитет пар тии родителям Быковского, — от ду ши поздравляют Вас с героическим подвигом Вашего сына — нашего земляка Валерия. Выражаем Вам благодарность за воспитание сына, прославившего нашу великую Ро дину». Комсомольцы Павловского Посада пишут комсомольцу Быков скому: «Дорогой Валерий! Неописуе мая радость захлестнула наши серд ца: земляк в космосе! Поздравляем от души. Счастливы встретить в Павловском Посаде». Павловский Посад—в центре вни мания советских людей. Ведь имен но он дал миру пятого советского космонавта. Из Чебоксар сюй.а при шла телеграмма от сестры и брать ев космонавта Андрияна Николаева, у которого Быковский был дубле ром. Зина, Иван и Петр Николаевы заявляют, что они всем сердцем же лают успешного завершения нового полета и шлют братский чувашский салам. Поступили телеграммы из Москвы, Южноуральска и других мест нашей Родины. Внимание привлекает теле грамма от студентов Московского химико-технологического института имени Менделеева с горячим позд равлением. Ликует Павловский Посад, ликуем родина космонавта-пять!. Б. ЛУКЬЯНОВ, (спецкор. ТАСС). Павловский Посад, Московская область, 15 июня. П а м я т н ы е ч а с ы — Родители «космонавта-5» живут в этом подъезде, — н е ' без гордости пояснили мальчишки из обычного московского двора. Всего десять минут назад По ра дио было передано сообщение о но вом штурме космоса. Вот тогда жи тели большого дома и были приятно удивлены, узнав, что на борту ко рабля «Восток-5» находится их бывший сосед Валерий Быковский. И, конечно, больше всего ликовала детвора, взяв в эти минуты на себя обязанности добровольных «гидов». Проходим в квартиру родителей героя. Его отец Федор Федотович и мать Клавдия Ивановна в тот са мый час, когда космический ко- рабь «Восток-5» выходил на орби ту, были дома. — Очень трудно передать чувст ва, которые охватили нас, когда мы узнали, что в космосе наш сын Валерий, — взволнованно говорит отец «космонавта-5», — Мы очень счастливы. до бавляет Клавдия Ивановна. — и надеемся, что сын наш оправдает доверие Родины. Родители вспоминают, что в дет стве Валерий хотел быть моряком, мастерил модели судов. Но вот по том появилось новое увлечение — авиация. Думали, что и это со вре менем пройдет. Но вышло так. что с авиацией Валерий связал свою дальнейшую жизнь, и она явилась трамплином для прыжка в космос. П о л н ы й п о р я д о к ! Вот и Пятый! Наш. Родной. Советский. Новый дорогой небесный брат. О своем большом рожденье веско Заявляет Миру космонавт. Это — смелых помыслов критерий, К звездам голубым заветный путь. Неспроста мечтал другой Валерий Вкруг земного шарика махнуть! Захлестнули мир \ радиоволны, И опять задумалась Луна... «На «Востоке-5» — порядок полный!» — Космонавт докладывает нам. Ст. СЕРИКОВ. Хочется узнать подробности о детстве «космонавта-5». Но родите лям трудно отвечать на все вопро сы. Они принимают многочисленные поздравления. И здесь на помощь приходят соседи. Беседуем с Федо ром Яковлевичем Талдаевы.м, ра ботающим в министерстве путей сообщения, и его женой Варварой Акимовной, которые живут в квар тире напротив. — Мы, конечно, хорошо знаем Валерика. — говорят они. — Это был шустрый паренек, любивший в детстве играть в футбол и хоккей. .Когда услышали по радио, что в космосе Быковский, — сразу поня ли, что это наш. В беседу вступает Мария Федо ровна Матюхина. — Валерий. — говорит соседка. — учился в одной школе с моей дочерью. Он пользовался большим уважением у своих товарищей, всегда готов был прийти им на по мощь. Нашу беседу прерывает звонок у двери. Это пришли товарищи кос монавта. Они горячо поздравляют родителей Быковского. — Мы гордимся Валерием и рады за него. Это наш групкомсорг. — говорят они. — Валерий отличный спортсмен, волевой человек, и мы уверены, что своим полетом он впи шет новую славную страницу в ис торию освоения космоса. А в квартире Быковских непре рывно звонит телефон. Поздравляют друзья, знакомые. Но вот междуго родная станция предупреждает: —- На проводе — Клайпеда! Федор Федотович говорит с до черью Маргаритой. Они поздравля ют друг друга. В эти памятные 9асы, когда кос мический корабль «Восток-5» со вершает свой беспримерный рейс, родным хочется быть вместе. Федор Федотович и Клавдия Ивановна едут к жене Валерия — Валентине Михайловне, где их ждет маленький внук. V А. СЕРБИН, корр. ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz