Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
жизнь К 1 0 0 - л е В ИСКУССТВЕ - СЛУЖЕНИЕ с о д н я р о ж д е н и я К. С. С т а н и с л НАРОДУ Т ☆ В е л и к и ю ☆ К * и и В истории р у с с ко го искусства есть немало имен, которым и гордит ся не только на ш народ, но и весь мир. В их числе и имя К. С. Станиславского — гениального режиссера, актера, пе дагога, реф орматора русской сце ны и основателя лучш его в мире театра, создателя первой в истории стройной, классической теории те атрального искусства. Первое десятилетие театральной деятельности Станиславского (1877— 1888 гг.) проходит в любительском «Алексеевском круж ке», организо ванном в доме его родителей, а в следующее десятилетие (1888— 1898 гг.) Станиславский — один из руководителей «Общества искусства и литературы». Здесь он выступает не только как актер, но и как поста новщ ик большинства спектаклей, ко торы е были на уровне постановок М о ско вско го М алого театра, имев ш его первоклассный актерский со став. Уж е в эти годы Станислав ский утверждает, что самый верный путь в театральном искусстве — это правдивое изображ ение жизни. Станиславский приходит к мысли об истинном назначении театра и о необходимости театральной реф ор мы, так как русский театр конца XX века оказался в состоянии идейного, художественного и эконом ического упадка. Репертуар русских драмати ческих театров (а исключение не со ставляли и ведущие театры М осквы и П етербурга) состоял из легковес ных, бессодержательных пьес тре тьесортных драматургов. Передовые русские актеры и ре ж иссеры мечтали о создании «рус ско го образцового театра». Таким театром стал М осковский художест венный театр, основанный в 1898 год у К. С. Станиславским и В. И. Н ем ировичем -Д анченко. О ткры в свой первый сезон поста новкой исторической трагедии А. К. Толстого «Царь Ф е д о р Иоаннович», М осковский художественный театр считает, однако, своим подлинным днем рождения первую постановку чеховской «Чайки», осуществленную в конце 1898 года. Поэтому эмблема чайки до сих пор украшает занавес театра. Работа над постановками 4 пьес А. П. Чехова приводит Станиславско го к поискам и утверж дению новых принципов сценического реализма. Станиславский поставил на сцене Х удож ественного театра около 50 спектаклей, но, безусловно, лучши ми его постановками являются че ховские спектакли. Об огр ом ном впечатлении от постановок пьес Че хова в Х удожественном театре с большим восхищением говорил М . Горький. Известно такж е из вос поминаний Н. К. Крупской, что с больш им вниманием относился к ра боте МХАТа В. И. Ленин: в эм игра ции за границей он с удовольстви ем вспоминал о своем посещении спектаклей театра и, в частности, чеховского «Дяди Вани». В чеховских спектаклях Станислав ский проявил себя не только как ре жиссер-новатор, но и как замеча тельный актер, создавший образы Астрова в «Дяде Ване», Вершинина в «Трех сестрах», Гаева в «Вишневом саду», Ш абельского в «Иванове». Но еще более ярко вы раженную реформатор общественно - политическую линию проводит Художественный театр, обратившись к драматургии М. Горь кого. Правда, при первой постановке в 1902 г. пьесы Горького «Мещане» театр не сумел раскрыть ее револю ционную сущность, но уж е в том ж е году в спектакле «На дне» Х удож е ственный театр подтвердил свою тесную связь с современностью . С приходом в театр драматургии Горь кого с его новыми героями, с новым отношением к ж изни, в зрительном зале зазвучали горячие призывы к револю ционном у действию. Бурную политическую демонстра цию вызвала и следующая пьеса Горького — «Дети солнца», постав ленная в самый разгар револю цион ных событий 1905 года. В ж изни каж д ого театра бывают периоды не только больш ого подъе ма, блестящих творческих успехов, но и горьких неудач. Этого не избе жал и Художественный театр. В пе риод м еж ду двумя революциями (1906— 1917 гг.) он оказался на твор ческом распутье. Наряду с такими реалистическими постановками, как «Месяц в деревне» Тургенева, «Ре визор» Гоголя и другими, театр об ращается к постановке «Жизни че ловека» Л. Андреева и «Драмы ж и з ни» К. Гамсуна. Это был «путь, полный сомнений и беспокойны х исканий». Описывая причины неудач при постановке пьесы Л. Андреева, Станиславский говорит: «Оторвавшись от реализма, мы, артисты, почувствовали себя бес помощ ными и лишенными почвы под ногами». Великая О ктябрьская социалисти ческая революция вывела Х удож ест венный театр из творческого тупика, в котором он находился до револю ции. В первые годы Советской власти Станиславский усиленно разрабаты вает принципы своей системы. Он ставит в театре комедии О стровско го «Горячее сердце» (1926 г.) и Бо марше «Женитьба Ф игаро» (1927 г). Эти постановки сыграли большую роль в творческом развитии театра. Но подлинным поворотным м ом ен том в ж изни театра явилась поста новка пьесы Вс. Иванова «Броне поезд 14— 69» (1927 г.). Спектакль этот прозвучал творческим манифе стом театра, которы й откликнулся на проблемы современности и показал огром ны е творческие возможности. В 1928 году Художественный театр отмечал свой 30-летний юбилей. На ю билейном вечере в спектакле «Три сестры» в роли Вершинина выступил Станиславский. Это было его послед нее выступление в качестве актера. Тяжелый недуг лишил его во зм о ж ности» играть на сцене. С этого вре мени он всецело посвящает себя ре ж иссерской и педагогической дея тельности, четко ф ормулирует и пе ресматривает основные положения своей системы. В книге «Моя жизнь в искусстве», Станиславский на живых примерах своей актерской и режиссерской деятельности убедительно показы вает, как формировался тот метод работы актера, которы й сейчас во Ленинград. На монетном дворе изготовлены памятные брон зовые медали, посвященные 100-летию со дня рождения К. С. Станиславского. На снимке: лицевая и оборотная стороны одной из медалей. всем мире называют «системой Ста ниславского». В чем сущность этой системы? В пределах газетной статьи ра скрыть ее полностью трудно, поэто м у приходится ограничиться беглым указанием ос новных положе ний. П реж де всего Станис л а в с к и й выдвигает учение о сценическом переживании, что по существу яв ляется учением об основах реали стического искусства театра. Неизменная верность реализму, глубочайшее внимание к внутренней жизни героя и правдивая передача его чувств и мыслей — вот что, по Станиславскому, является искусст вом сценического переживания. Это искусство противополож но д р угом у направлению в театре — искусству представления. Он гово рит, что знаменитые ф ранцузские драматические актеры Коклен и Са ра Бернар, хотя и пораж аю т своим актерским мастерством, но их игра не потрясает зрителя и надолго не запоминается, потом у что, идя по линии искусства представления, они занимаются подделкой ж изни, на саждаю т условность в передаче чувств, в изображении жизни чело века. Станиславский считает, что ко нечная цель творческого труда ак тера, — гл убоко проникнуть во вну тренний мир изображ аем ого, пере воплотиться в образ, создать живой человеческий характер. Одним из самых необходимы х эле ментов творческого процесса пере живания Станиславский считал эм о циональную память актера, то есть способность актера запоминать и воспроизводить пережитые ранее чувствования. Станиславский считает, что в цент ре сценического переживания дол ж но стоять активное и осмысленное сценическое действие. Он требует от актера полного и ясного пред ставления о том, ради чего совер шается действие на сцене, полного внимания и сосредоточенности акте ра в творческом процессе, его сце нического общения с другим и дейст вующ ими лицами. • Таким образом, важнейшим усло вием создания актером сценическо го образа является его неразрывная связь с современностью , с ж изнью . О дновременно он выдвигает д ру гое необходимое условие — совер шенствование актерского мастерст ва, вы сокую профессиональную куль туру актера. Принципиально новое решение выдвигает Станиславский в проблеме актерского вдохновения. Таковы основные положения и эстетическая программа системы Станиславского. Но система Стани славского охватывает не только во просы актерского творчества, но и проблемы актерской этики. Стани славский неоднократно подчеркива ет высокое назначение театра, кол лективную природу театрального искусства, больш ую общественную роль советского актера в деле ко м м унистического воспитания трудя щихся. М ногогранная творческая деятель ность Станиславского была по д о стоинству оценена Родиной. Он был награжден правительственными на градами, в числе первых ему при своено звание народного артиста СССР. Поздравляя Станиславского в день его семидесятилетия, М. Горький пи сал: «... Вы — признанный великий реф орматор театрального искусст ва... какой Вы чуткий и великий ма стер в деле открытия талантов, ка кой искуснейший ювелир в деле вос питания и обработки их!..». Станиславский не дожил несколь ко недель до сорокалетнего ю би лея МХАТа. Он скончался в 1938 го ду, до последних дней продолжая работать со своими учениками. Так закончился творческий путь великого реформатора театрального искусства, гения русского и мирово го искусства К. С. Станиславского, вся сознательная ж изнь которого была неустанным стремлением к ре ализму, к созданию искусства, близ кого и понятного народу. В. ЛУТОВ , директор Липецкого музыкального училища. О Н Ж И В Д Л Я Н А С Усилия Станиславского в создании Московского художественного теат ра, написанные им книги, личное об щение с ним, его высказывания (я встречался с ним в Париже в 1934 году и в Москве в 1935 году), а так же его влияние на меня через по средство людей, которых он лично учил и с которыми работал, явились решающими в моей жизни и дея тельности как режиссера и критика. Никто не сыграл такой роли, как Станиславский, в формировании ве ликих артистов нашего времени. Его теория и практика, рожденные не утомимой любовью к искусству и личной чистотой, сформировали и обо гатили современный театр, не толь ко на его родине, но во многих стра- нак мира, и, вероятно, больше всего в США. Преданность Станиславского прав де, его вера в человечество, его убеждение, что театр должен быть храмом служения правде и челове честву, лежат в основе его понима ния искусства. Он жив для нас се годня, как и всегда. Мы глубоко чтим его. Гарольд КЛЕРМ АН , режиссер, театральный критик (СШ А ). Нью-Йорк. а в с к о г о ГОРДОСТЬ Накануне праздно вания 100-летия со дня рождения К. С. Станиславского кор респонденты ТАСС об ратились к деятелям искусств страны с вопросом: каково зна чение замечательного художника сцены в вашей творч е с к о й жизни? Вот что отве чают ведущие арти сты, режиссеры, ру ководители театров. В е л и к и й р е ж и с с е р Гордость и вдохно вение вызывает у нас сознание, что система Станиславского, его этика получили столь широкое распростране ние не только в Со ветском Союзе, но и во многих странах Америки, Азии, Афри ки. Станиславский стал подлинным знаменом реалистического ж и з неутверждающего те атра во всем мире. Гений актера, режис сера, педагога и уче ного помог великому реформатору драма тического искусства поднять это искусст во так высоко, что оно стало огромной силой взаимного познания и общения народов. Великий сын России, вобрав в себя все лучшее из культуры прошлого, он стал на шим сегодня и по пра ву войдет с нами в коммунистическое зав тра, Юрий ЗАВАДС КИЙ , народный артист СССР, главный режиссер театра имени Моссовета. Т СОВЕТСКОГО Е А Т Р А Исключительный интерес к речи Н. С. Хрущева на V I съезде СЕПГ ^1РАГА, 16 января. (ТАСС). Мил лионы мужчин и женщин Чехосло вакии с огромным вниманием слу шали выступление на V I съезде СЕПГ руководителя делегации КПСС Первого секретаря Ц К КПСС товарища Н. С. Хрущева, которое передавалось всеми Чехословацкими радиостанциями и телевидением. Трудящиеся ЧССР с горячим одоб рением и полной поддержкой вос принимают мысли и идеи этого вы ступления, содержащего глубокий марксистско-ленинский анализ со временной международной обста новки и соотношения сил в мире и проникнутого от первого до послед него слова непоколебимой верой в победу сил мира и социализма, за ботой о мирном счастливом будущем человечества. ЛОНДОН, 16 января. (ТАСС). Выступление Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева на VI съезде Социалистической единой партии П р о и з в о л в П а н а м е ГАВАНА, 16 января. (ТАСС). Американская компания «Юнайтед фрут компани» при поддержке на циональной гвардии Панамы сго няет крестьян с земли, уничтожая посевы и разрушая их жилища. Многие крестьяне, в том числе жен щины, дети и старики, остались без крова. В ряде мест произошли стыч ки между полицией и крестьянами. Германии вызвало исключительный интерес в Англии. Агентство Рейтер сразу же начало передавать «молнии», в которых из лагались основные моменты речи. Сообщения о речи Н. С. Хрущева были включены в утренние выпуски последних известий британской ра диовещательной корпорации.' Информационные агентства и ра дио подчеркивают, что делегаты съезда встретили бурной овацией появление на трибуне главы делега ции КПСС. Большое место сообщения о речи Н. С. Хрущева занимают в первых выпусках лондонских вечерних га зет, которые только что появились на улицах города. Газета «Ивнинг стандард» публи кует информацию на эту тему под крупными заголовками на всю пер вую полосу, которые гласят: «Россия давно обогнала Европу. Г-н Хрущев говорит 'США: мы наступаем вам на пятки. Осуществляется мечта Лени на». «Ивнинг стандард» указывает, что Н. С. Хрущев подробно остановился на экономических до стижениях Советского Союза. Газета особо выделяет то место его речи, где говорится, что за год, прошедший со времени принятия но вой Программы партии’ советский народ про извел больше матери альных ценностей, чем за 13 предвоенных лет. Е г о т р у д п р и н о с и т с ч а с т ь е Вряд ли найдется артист, который, про работав много лет на сцене, испытав творче ские радости и про счеты, не вспоминал бы с благодарностью труд великого учите ля, гениального рефор матора сцены — К. С, Станиславского. Старейший белорус ский театр — госу дарственный акаде мический театр имени Янки Купалы, пожа луй, больше чем кто- либо в республике уделял внимание «си стеме Станиславско го». Многолетняя твор ческая дружба с Мос ковским академиче ским художественным театром способство вала тому, что наш коллектив смог избе жать тех катастрофи чески вредных пово ротов, которые подчас испытывали некоторые артисты и даже теат ры в целом. Это слу чалось с ними тогда, когда они начисто пренебрегали практи кой великого режиссе ра и теоретика. Артист и режиссер МХАТ имени Горько го И. М. Раевский, по ставивший в нашем театре спектакли «Кто смеется последним» и «Милый ч е л о в е к » К. Крапивы, дал твор ческому - коллективу возможность прочув ствовать всю глубину и правильность уче ния Станиславского. Другой мхатовец — „Ф ИД ЕЛ Ь , ХРУЩЕВ - МЫ ВМЕСТЕ ВАМИ!" в И. Я. Судаков, во вре мя постановки пьесы Большинцова и Чиау- рели «Залп «Авроры» также оказал нам большую помощь в правильном понима нии наследия Стани славского. Б. ПЛАТОНОВ, народный артист СССР. Мо й с и мв о л п р а в д ы Могучая сила та ланта К . С. Станис лавского, его выска зывания об актерском мастерстве, его эти ческие и моральные принципы оказали ог ромное влияние на творческое развитие театра советской Ар мении. Грандиозную мощь искусства Станислав ского я постоянно чувствовал не только в спектаклях МХАТ, но и в работе тех ре жиссеров ереванского академического дра матического театра имени Сундукяна, ко торые в своей творче ской практике следо вали принципам ге ниального художника. Режиссеры нашего те атра — Л . А. Калан- тар, А. С. Бурджаляя, А. К- Гулакян и дру гие, руководствуясь принципами Стани славского, стремились привить нам эти прин ципы. Константин Серге евич для меня всегда являлся символом сце нической правды. Авет АВЕТИСЯН , народный артист Союза ССР. ц е внимания н т р е мировой о бще с т в е н н о с т и Окончание работы конгресса ж е н щ и н А м е р и к и ГАВАНА, 16 января. (ТАСС). В крупнейш ем театральном зале Га ваны, носящем имя Чаплина, вчера состоялось торжественное закрытие конгресса женщ ин Ам ерики. 6.000 человек, заполнивших зал, бурной овацией приветствовали почетного гостя конгресса вождя кубинского народа Фиделя Кастро. Весь зал встал, когда председа- И 1 1 1 1 1 1Ш 1Ш ......... ............................................................................................ .. ........................................... .. Дорогостоящие несоответствия В последнее время среди специа листов, экономистов широко обсуж даются недостатги планирования производства и обеспечения пред приятий материальными и сырьевы ми ресурсами. К сожалению, несоответствие в планировании работы и снабжения отдельных цехов на Новолипецком заводе уже сказывается с первых дней только что наступившего года. Криворожская руда и студенов- ские флюсы поступают на доменные печи в недостаточном количестве, они буквально с колес идут в про изводство. В тяжелом положении из- за недостатка флюсов оказался Фер росплавный цех. Недавно известко вые печи из-за отсутствия сырья были остановлены на пять часов. Это привело к тому, что в электростале плавильном цехе готовую сталь пе редержали в печах около трех часов и из-за этого потеряли не одну тон ну ценного металла. Причина таких перебоев — в не правильном планировании снабже ния завода сырьем. Вместо необхо димого количества флюса металлур гическое управление совнархоза вы делило на 27 тысяч тонн меньше. А фонд криворожской руды оказался Просчеты планирования на Новолипецком металлургическом заводе на 33.700 тонн меньше, чем требо вал завод в своей заявке. Зато новолипецкие доменщики сейчас получают очень много Лебе динской руды. На первый квартал ее отпущено на 50 тысяч тонн боль ше, чем требуется. В результате на железнодорожных путях скопились сотни вагонов в ожидании выгрузки. Завод же не имеет ни нуж ны х для такого количества фронтов вы груз ки, ни рабочей силы. Конечно, трудно планировать сырье нашему заводу, где новые строящиеся объекты вводятся с на рушением графика. Но у нас и для действующих агрегатов завоз сырья не соответствует потребностям. Главная беда в том, что нормы расхода устанавливаются уже пос ле того, ка к предприятию выделены ресурсы. И сейчас не изжита эта порочная практика. Так, нормы расхода сырья для ферросплавного и карбидо-саже вого цехов утверждены управлени ем металлургической промышленно сти совнархоза только 2 января, тогда ка к разнарядка на поставку сырья заводу сделана еще в ноябре прошлого года. Настало время отказаться от ус тановившегося порядка в планиро вании, когда совнархоз ждет фон дов, выделяемых свыше и только в соответствии с ними определяет нор мы расхода материалов. Получается, что в зависимости от выделенных фондов, составляются нормы расхо да и планируется производство. Каждый квартал завод представ ляет совнархозу обоснованные заяв ки. Но в управлении металлургиче ской промышленности они редко удовлетворяются. Длительное время доменный пех плохо обеспечивается флюсами. Без запасов этого сырья, особенно в зим нее время, страдает работа печей. Это ведет к потерям в производстве чугуна и к снижению его качества. Для того, чтобы лучше снабжать завод известняком, решено было закрепить за предприятием «Флюсо вые вертушки» вмес’го плановых вагонов МПС. Но при существую щих условиях вы грузки флюсов эти вертушки превращаются в склады на колесах. Из них известняк бе рется по мере -надобности. Государ ство несет большие убытки. Так было в 1962 году и так ос тается в новом, 1963 году. На пер вый квартал 1963 года заводу не додано 2700 тонн студеновского из вестняка и 8600 тонн данковского доломита. Если пойти по старому пути и увеличить количество вагонов в виде «вертушек» для перевозок флюсов в 10 раз, то от этого произ водство флюсов не увеличится, но вместе с тем в 10 раз повысится простой вагонов МПС. Выход только один: обеспечить завод фондами на известняк и доломит, добиться, что бы Студеновское рудоуправление со вместно с Грязинским отделением дороги, а Данковский доломитовый комбинат совместно с Елецким от делением дороги равномерно постав ляли флюсы согласно фондам. Пора уже металлургическому уп равлению совнархоза через ВСНХ решить, вопрос обеспечения завода флюсами, чтобы в 1963 году обес печить нормальную высокопроизво дительную работу доменщиков. А. ТОМ И ЛИН , заместитель начальника отдела сырья и топлива Новолипец кого металлургического завода. Неизвестные письма Карла Маркса БЕРЛИН , 16 января. (ТАСС ). В институт марксизма-ленинизма при П К СЕПГ поступили четыре до сих пор неизвестных или не публиковав шихся письма Карла Маркса. Письма написаны вождем международного рабочего класса в период 1862 года по 1877 год. Все эти письма Карл Маркс написал в Лондоне. Два письма написаны на немецком языке, третье — на французском, а четвертое — на английском. Первые два письма адресованы члену лондонского общества немецких рабочих Йозефу Валентину Веберу, третье — борцу Парижской Комму ны Жюлю Жоаннару, а четвертое — английскому юристу и философу Фредерику Гаприсону. | — -------------------------------■ ’ " М и т и н г д р у ж б ы черкнул, что чувство дружбы к советскому народу вечно будет жить в сердцах жите лей Ханоя. Чан Зуй Хынг вручил советской делегации знамя, на котором начертаны слова: «Да здравству ет нерушимая дружба между вьетнамским и советским народами!» С ответной речью выступил глава совет ской делегации Ю. В. Андропов, высоко оце нивший достижения вьетнамского народа в социалистическом строительстве. ХАНОЙ, 16 января. (ТАСС). 50 тысяч жи телей Ханоя собрались сегодня на митинг, устроенный по случаю пребывания в ДРВ де легации Верховного Совета СССР, возглав ляемой членом комис сии по иностранным делам Совета Союза Верховного Совета и секретарем Ц К КПСС Ю. В. Андроповым. От имени жителей столицы ДРВ совет- П Е К И Н , 16 я н в а р я . (Т А С С ). Н а ж г л е з н о д о - ских гостей приветст- р о ж н о й ветке Ш а н х а й — Ч а н ч ж о у т оварны е соста- вовал мэр Ханоя Чан вы н а ч а л и возит ь п а р о в о зы , о сн ащ е н н ы е р а д и о - Зуй Хынг, передавший телеф оном. Т а к а я св я зь н а ж е л е з н ы х д о р о г а х самые наилучшие по- К ит ая прим еняет ся впе рвы е. В х о д е с о зд а н и я желания всему совет- с п е ц и а л ь н о й аппа рат уры ш а н х а й с к и е и н ж е н е р ы скому народу. Он под- р е ш и л и р я д с л о ж н ы х т ехнически х п робл ем . Но в о с т и из Ки т ая тельствующий назвал имена почет ных делегатов конгресса, прибывших со всех концов земли, в том числе имя представительницы Советского Союза. Несколько минут в зале не смолкала овация. Все д р уж н о скан дировали: «Фидель, Хрущев — мы вместе с вами!». Конгресс единодушно принял ре шения, призывающие женщ ин Ам е рики и всего мира к единству в борьбе за свободу и независимость народов, против эксплуатации и ни щеты, за всеобщее и полное разо ружение, за прогресс человечества, за мир во всем мире. В конце заседания с большой ре чью выступил премьер-министр К у бы Фидель Кастро. Сложная операция | $ БУДАП ЕШ Т , 16 января.| ♦ (ТАСС). В Сегедской хирургиче-1 2 ской клинике недавно впервые в ; ; Венгрии была произведена пере-$ ♦ садка почки. В результате опе- $ ! рации спасена жизнь 26-лет- • I него механика Иштвана Са-1 | бо, у которого перестали функ-$ ! ционировать обе почки. Живую* | почку врачи взяли у его младше-1 ♦ го брата — 21-летнего Ласло. ! Сложную операцию по пересад- ♦ * ке почки сделал 2 Андраш Немат. ♦ врач клиники $ 1 : И н о с т р а н н а я х р о н и к а ЛОНДОН, 16 января. (ТАСС). Сегодня в Иттихаде (протекторат Аден) подписан договор о слиянии колонии Аден с Федерацией Южной Аравии. Как сообщает корреспондент агентства Рейтер из Адена, Хасаном Али Байуми сформировано объеди ненное правительство. Н. Грюницкий — временный президент Того ЛО Н ДО Н , 16 января. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агент ства Рейтер из Ломе, бывший премь ер-министр первого Тоголезского правительства Николас Грюницкий назначен временным президентом и главой правительства Того. * , * * Николас Грюницкий родился 5 апреля 1913 года в городе Атакпаме (Центральное Того). Образование получил во Франции, окончил высшее училище обществен ных работ в Париже. По возвраще нии на родину Грюницкий занимал ряд ответственных административ ных постов. Во время второй миро вой войны, находясь во Франции, принимал участие в движении со противления. В 1951 году избирает ся депутатом национального собра ния. Грюницкий — один из основа телей прогрессивной партии Того. В 1956 году, когда Того получило "та гут автономной республики, Грю ницкий стал премьер-министром пер вого Тоголезскога правительства. Он уходит с этого поста в 1958 году в связи с победой на парламентских выборах партии «Комитет единства Того». После слияния прогрессив ной партии Того с союзом вождей и населения севера Того Грюницкий стал одним из лидеров находившей ся в оппозиции партии «демократи ческий союз населения Того». В 1958 году он эмигрировал в Д а гомею, где проживал до последнего времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz