Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 15 марта 1963 г., Л? 63 (2652) РЕЧЬ ТОВАРИЩА И. С. ХРУЩЕВА (Продолжение. Начало на 1-й стр.). годитесь. Лучше занимайтесь производством. Знания произ­ водства и умения организовать людей — вот чего мы тре­ буем от вас. 15 января в постановлении бюро парткома записано: «Обязать производственное управление (опять же то^ Де­ миденко!), правления и партийные организации колхозов взять под контроль и обеспечить в срок до 1 февраля с. г. ка­ чественное (не какое-нибудь, а качественное!) составление годовой отчетности о производственно-финансовой деятельно­ сти колхоза за 1962 год». Позволительно спросить: а если дело некачественное, то какой же отчет может быть качест­ венным? (Смех в зале). Выходит, главная забота этого парт­ кома состоит в том, чтобы отчет был качественным! Не тот крен взят. У нас это всегда называлось очковтирательством (некоторые произносят это слово с ударением на «о», а ор- ловчане как раз говорят на «а» — «очкавтирательства»). (Смех, оживление в зале). Что ж, ударения разные, а смысл один и тот же. Далее в решении парткома говорится «завершить инвен­ таризацию материальных ценностей и денежных средств, про­ ведение годовой документальной ревизии. Обеспечить рас­ пределение доходов в колхозах в соответствии с уставом ар­ тели. Обязать производственное управление (тов. Демиденко) обеспечить приемку и рассмотрение с участием председате­ лей и специалистов колхозов годовых отчетов хозяйств на балансовой комиссии не позднее 2 0 февраля». Вот тут уже точка. Может быть, после этой точки работ­ ники парткома взяли ружья и поехали за зайцами гоняться? (Оживление в зале). Нехорошо так, товарищи! Как видите, в протоколах бюро парткома все гладко. Приедет инструктор обкома, проверит, почему мяса производится мало, а ему покажут протокол и скажут: «У нас есть решение, все пропи­ сано; это Демиденко не выполняет указаний партии, а мы здесь нй при чем». Спрашивается, кому нужна такая прак­ тика, такой стиль работы? Товарищи! Когда мы осуществляли перестройку, то дума­ ли, что начальник производственного управления и секретарь парткома производственного управления будут как два бра­ та, в одинаковой степени старшие и в одинаковой степени несущие ответственность за положение дел в хозяйствах. Как говорится, делят и шишки и пышки. (Смех в зале). А ока­ зывается, у орловчан наоборот: если пышки — пополам (по­ тому что указание было дано), а если — шишки, то тебе, на­ чальник производственного управления, потому что ты ука­ зания не выполнил. Не годится так, товарищи! (Аплодисмен­ ты). Это непартийный, бюрократический подход. Так могут поступать не настоящие партийные руководители, а пере­ страховщики. Подобный с позволения сказать стиль руковод­ ства развивает плохие вкусы, потакает руководителям, склон­ ным к бюрократизму. Если не поправить таких товарищей, то не будет толку, партийное руководство не станет дейст­ венным средством подъема экономики, мобилизации масс на успешное осуществление планов коммунистического строи­ тельства. Люди, которые писали такие директивы, имеют партийные билеты, но не имеют правильного понимания существа пар­ тийного руководства. Вы согласны со мной, товарищи из Орловской области? Голоса. Согласны! Н. С. Хрущев. Тогда как же понимать действия партий­ ного комитета Орловского производственного управления? Разве партком создан для того, чтобы командовать управле­ нием, заваливать специалистов разного рода бумагами, отры­ вать их от практического дела. Вы же лишаете возможности агронома, зоотехника, инженера работать на производстве, заниматься своим делом. В управлении работает, видимо, 40 специалистов. Голос. 38. Н. С. Хрущев. В среднем на управление 38 специалистов. Это — большая сила. Если специалист каждый день в одном колхозе побывает, то скоро он всех колхозников будет знать по имени-отчеству, знать их нужды и заботы, более плодо­ творно помогать колхозникам и рабочим совхозов. Живое об­ щение с людьми и конкретная помощь им лучше всякой ре­ золюции. Вы будете знать положение в хозяйстве, видеть ра­ ботников, звать их вперед. Мне вспоминаются годы работы в Донбассе. Частенько приходилось ездить на совещания в Харьков, где размещал­ ся в то время «Донбасруголь». Был такой случай. Возвра­ щался из Харькова. Лег отдыхать в вагоне. Проснулся, когда Изучать передовой опыт, д о с т и ж е н и я на; Отрадно слушать, что выступавшие глубоко понимают значение организационных мер партии по перестройке руко­ водства хозяйством. Все вы единодушно говорили, что новая структура партийного и советского руководства соответствует потребности нашего производства. Теперь созданы исключи­ тельно благоприятные возможности для улучшения руковод­ ства колхозами и совхозами. Оценивая достоинства новой структуры управления, вместе с тем надо подчеркнуть особое значение правильной расста­ новки и использования кадров. Как правило, в результате перестройки колхозы и совхозы пополнились более опытными работниками. Много достойных и талантливых специалистов работает в производственных управлениях. Но нельзя не сказать и о том, что в ряде случаев агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи производственных управлений слабее специалистов, работающих в колхозах и совхозах. Конечно, хорошо бы всюду иметь одинаково сильных специалистов. Но нет ничего зазорного в том, что отдельные специали­ сты управлений слабее председателей лучших колхозов, ди­ ректоров совхозов. Важно только, чтобы такой специалист правильно понимал свою роль, не стремился к тому, чтобы поучать всех и вся, а сам учился, настойчиво изучал и пере­ давал лучший опыт. Не всегда специалисты управлений идут по такому пути. Иной агроном или инспектор-организатор по уровню знаний и опыту ниже подопечного директора совхоза или председа­ теля колхоза, но считает себя старшим и говорит: изволь слушать, не имеешь права быть умней меня! (Смех в зале). Такая практика недопустима. Агрономы, зоотехники производственных управлений, как правило, хорошие, честные люди. Но другой раз они недоста­ точно опытные. Пусть они изучают передовой опыт. Товарищи инспектора и другие работники управлений, не надейтесь, что опытные председатели колхозов и директора совхозов будут преклоняться перед вашим званием и долж­ ностью. Они преклоняются не перед званием, а перед знани­ ем. Во главе многих колхозов и совхозов стоят выдающиеся организаторы и специалисты. Здесь выступал министр сель­ ского хозяйства Иван Платонович Воловченко. Еще вчера он был директором совхоза, прекрасно организовал крупное про­ изводство. Разве легко разговаривать работнику управления, который сам глубоко не знает Дела, с таким специалистом и организатором, как тов. Воловченко? ч Этим я вовсе не хочу принизить роль работника управле­ ния, а хочу лишь подчеркнуть, что в управлении должны быть знающие люди. Они обязаны пополнять свои знания, учиться у лучших колхозных и совхозных специалистов. Учиться каждому полезно. Сельским хозяйством я занимаюсь не первый год. Много лет работал на Украине, потом в Мо­ сковской области, затем снова на Украине и снова в Москов­ ской области. И всегда было стремление глубже познать пе­ редовой опыт, поехать к умному председателю колхоза или же в институт, изучить то новое, что рождено наукой и прак­ тикой. Правда, встречаются иногда такие институты, которые ничему не учат. Побываешь в таком научном учреждении и торопишься к хорошему практику. (Оживление. Аплодисмен­ ты). Думаю, вы правильно меня поняли. Я вовсе не хочу обидеть ученых, принизить их роль. Наша наука имеет большие успе­ хи. Много у нас замечательных ученых, которые двигают впе­ ред науку и практику. Их делами гордятся все советские лю­ ди. Я же имею в виду других ученых, тех, которые сидят в учреждениях, считают себя учеными, может быть, даже пишут книжки, читают лекции, но сами, как говорится, ни уха, ни рыла не знают. (Оживление в зале). О картошке такой уче­ ный пишет, а на* опытном поле получает урожай ниже, чем со­ седний колхоз. Но, повторяю, у нас много ученых и практиков, у которых действительно можно поучиться. Поезжайте к таким людям, учитесь у них. Помню покойного теперь Федора Ивановича Дубковецкого, председателя колхоза «Здобуток жовтня» в Черкасской области. Это был выдающийся знаток колхозного производства. Все вы, наверное, знаете Макара Анисимовича Посмитного — председателя колхоза из Одесской области, Алексея Михайловича Житкова — директора совхоза из Мос­ ковской области. Это люди больших знаний, большого опыта. Еще раз хочу посоветовать работникам управления, чтобы они учились у лучших людей, помогали учиться руководите­ лям слабых хозяйств. Кому как не инспектору приехать в от­ стающее хозяйство и сказать председателю: Иван Иванович, поезд подъезжал к моей станции. Глядь, человек какой-то незнакомый со мной едет в вагоне. Был я тогда молодой, крепко спал и не слышал, когда сосед появился. Показался он мне по одежде иностранцем. Я насторожился. Но человек заговорил и сразу стало ясно: наш, виден сокол по полету. А когда «иностранец» стал рассказывать о своей поездке за границу, о том, что он видел там, я еще лучше узнал своего брата, горняка. К чему привожу этот пример? Нельзя о человеке судить только по внешнему виду. Надо изучить людей, знать их. Когда с человеком встретишься, поговоришь с ним, увидишь на работе, тогда составишь о нем правильное представление, можешь судить, на что он способен, чем ему помочь. Иной раз надо встретиться еще и еще, чтобы открыть в человеке лучшие качества, дать возможность развернуться его спо­ собностям. Новые партийные органы и производственные управления должны быть особенно внимательны к людям. Чем призваны заниматься производственные управления? Организацией производства в каждом колхозе и совхозе, обучением кадров на лучших образцах труда, перенесением передового опыта в колхозы и совхозы для того, чтобы на этой основе поднять общий уровень производства. Где место работы начальника управления, специалистов? В колхозе, совхозе, бригаде, на ферме. Чем должен заниматься партийный комитет производст­ венного управления? Тоже производством но с других по­ зиций. Он призван поднимать боевитость партийных и комсо­ мольских организаций, правильно расставить коммунистов и комсомольцев, воспитывать кадры в духе высокой требова­ тельности, ответственности и дисциплины. Работа с людьми — высший долг партийного работника. С человеком надо уметь поговорить, люди бывают разные, с неодинаковыми характерами. Мне приходилось уже напо­ минать один шахтерский рассказ о письме сына, работавше­ го на шахте, к отцу в деревню. Разные чтецы перечитывали неграмотному человеку письмо его сына и разное вызывали реагирование на это письмо. Один читал письмо таким то­ ном, что просьба сына к отцу продать корову и выслать ему денег звучала требованием. И отец ответил: «Не дам денег!» Прошел день, два, пошел он к другому грамотею, попросил прочитать письмо. Тот прочитал письмо по-иному, так, что вызвал у отца чувство жалости, ему показалось, что сын страдает и потому просит выручить его — продать корову и выслать денег. «Наверное, больной сын,—решил отец, — все- таки надо помочь ему». (Оживление в зале). Не знаю, был ли такой случай в жизни. Возможно, его и не было. Но народ создает рассказы об уважении к чело­ веку, о силе ласкового слова. Каким тоном дать указание, каким тоном поговорить с человеком,— это не мелочь. Если ты пришел с начальственно строгим видом, ''ковыряешься, придираешься, то восстанавливаешь человека против себя. Какой бы ни был работник, но он имеет собственное досто­ инство, и если к нему начинают придираться, неуважительно говорить, он сожмется как пружина и готов ответить на гру­ бость и неуважение. А если ты подойдешь к нему по-товари­ щески, как равный к равному, да со знанием дела погово­ ришь с ним, вдохновишь разумным советом — он по-иному посмотрит. Не давай понять, что он менее опытен, а неза­ метно покажи, что ты, как руководитель, понимаешь дело и уважаешь человека. Тогда и тебя будут уважать, стремиться оправдывать доверие. (Аплодисменты). От партийного работника требуется всегда быть в гуще народа. Где место работника партийного комитета? Тоже в колхозе, в бригаде, в партийной Организации. Не дело парт­ кома писать директивы начальнику управления и другом его работникам. Задача партийного комитета поднять комму­ нистов и беспартийных, всех людей на выполнение производ­ ственных планов, на выполнение принятой XX II съездом пар­ тии программы строительства коммунизма. В практике руководства колхозами и совхозами мы ни в коем случае не должны связывать инициативу людей. Между тем, на страницах газет нередко рассказывается о том, что существует опека над руководителями колхозов и совхозов. Об этом, как мне сообщили, высказал беспокойство и пред­ седатель колхоза имени Ленина Киевской области тов. Ха- зан. Этого председателя я хорошо знаю, он 25-тысячник, из рабочих, прекрасно изучил сельское хозяйство ИлобразцОво руководит колхозом. . * * Надо решительно выступить против мелочной опеки, не сковывать инициативу председателей колхозов и директоров совхозов, а, наоборот, помогать им шире проявлять свои способности и организаторский талант. внедрять в производство к и и п р а к т и к и у тебя морковка не идет, а вот у тов. Житкова очень хоро­ шая морковь, поезжай к нему. И поехал бы с ним к тов. Жит­ кову, и сам бы не поучал, а попросил Житкова показать, что и как надо делать. Это было бы полезно. Это главное для ин­ спектора-организатора. Переносить опыт — это не одно и то же, что переносить чемоданы, взять за ручки и отправить на новое место. Опыт не упакуешь, его не перенесешь с одного места на другое ни в какой таре. Надо, чтобы люди изучали опыт там, где он есть, усвоили его и применили у себя. Если мы этого не будем делать и попытаемся все свести к писанию бумаг, то неизбежно придем к бюрократизму. Тогда инспектора могут превратиться из организаторов производст­ ва в дезорганизаторов. Они будут сидеть на шее председателя колхоза или директора совхоза, пилить его, словно ржавая пила. Такой инспектор сам не принесет пользы и другому ра­ ботать не даст. Это будет большой вред для сельского хозяй­ ства. Надо исключить подобные явления, не допустить извра­ щений в методах работы и сделать это надо сейчас, пока не­ достатки, о которых идет речь, не стали хронической болезнью. Понятно, товарищи, или не понятно? Голоса. Понятно! (Аплодисменты). Н. С. Хрущев. Что сейчас самое главное? Вопросы лучшей организации производства в земледелии и животноводстве, эффективного использования каждого гектара земли, иско­ ренение последствий травопольной системы, широкое внедре­ ние пропашных культур, внедрение бобовых культур. Вы смотрите, какой действительно силищей становится го­ рох. Здесь выступали многие товарищи и рассказывали об исключительно высоких урожаях. Думаю, чго горох побьет даже бобы. Почему горох может побить бобы? По урожай­ ности он стоит выше, чем бобы. Надо иметь далее в виду, что горох более скороспелая культура, а в наших климати­ ческих условиях, это не последний показатель. Горох — не­ трудоемкая культура, посеял и, если все хорошо сделал, от­ считывай урожай 42 центнера с гектара. (Оживление в зале). А на лучших участках в совхозе «Петровский», по-моему, было получено больше 50 центнеров с гектара. И. П. Воловченко. 55 центнеров с гектара. Н. С. Хрущев. Вот видите,— 55 центнеров с гектара! Сколько корма дает один гектар гороха.'Это же настоящее богатство! Кроме того, при таком урожае в почве будет ос­ тавлено примерно 1 0 0 килограммов азота на гектаре. Горох — прекрасный предшественник для других сельско­ хозяйственных культур. В силосе горох тоже хорош. В свое время я критически относился к посевам горохово-овсяных смесей. Теперь на ос­ нове накопленного опыта, возможно, следует пересмотреть эту позицию. При хорошей норме высева можно получить большой урожай гороховой смеси. Рекомендую обратить вни­ мание на выступление товарища И. П. Воловченко и особен­ но в той его части, где говорилось о норме высева, о качест­ ве и выровненности зерна. Видимо,- в прошлом при определе­ нии норм высева ученые, специалисты, руководители колхо­ зов и совхозов грешили. Когда у нас не хватало зерна, мы стремились меньшим количеством семян засеять большие пло­ щади. Отсюда — заниженные нормы высева. Теперь у нас есть возможность действительно по-научнюму подойти к нор­ мам, высевать такое количество семян, которое обеспечивает наиболее высокий урожай. Следует подумать, может быть целесообразно силосовать горох. Правда, отдельные товарищи утверждают, что сило­ совать горох можно только со злаковыми. Когда я был в опытном хозяйстве в Горках Ленинских, то просил тт. Лы ­ сенко и Ольшанского заложить опыт по силосованию гороха. Голос. Опыт заложен и дал прекрасные результаты. Н. С. Хрущев. Если это так, то надо подумать, чтобы в нечерноземной зоне шире использовать посевы гороха для получения силосной массы. Об этом тем более следует ска­ зать, что горох на силос дает высокие урожаи. Выступавший здесь секретарь партийного комитета Таловского производ­ ственного управления тов. Кириллов говорил, что в прошлом году в Михайловском совхозе получен урожай зеленой мас­ сы гороха более 800 центнеров с гектара. Когда тов. Кирил­ лов назвал такую цифру, в зале все загудели и с недовери­ ем отнеслись к этому сообщению. Я бы не стал с таким скептицизмом относиться к этому сообщению. То, что у одного не выходит, у другого может выйти. Возьмите Любу Ли, известную узбекскую колхозни­ цу. Кто может сказать, что он получил две тысячи центне­ ров кукурузы с гектара? А Люба Ли получает такой урожай. Если горох хорошо силосуется, то следует подумать о бо­ лее широком его выращивании для этих целей. Т. Д. Лысенко. Горох имеет много сахара и прекрасно си­ лосуется. Н. С. Хрущев. Давайте заложим более широкие опыты. Товарищи! Здесь много и правильно говорилось о значе­ нии различных агротехнических мероприятий. Мне хотелось подчеркнуть, что помимо правильных приемов агротехники, правильных севооборотов и решения других организацион­ ных вопросов большое значение имеют кадры. На совеща­ нии выступали замечательные специалисты и организаторы. Слушаешь и радуешься, как выросли наши люди, с каким пониманием дела говорили они о важнейших проблемах сель­ ского хозяйства. Подобно трудолюбивым пчелам, несущим мед в соты, эти люди вносят свой вклад в дело лучшей ор­ ганизации сельскохозяйственного производства, создания обилия сельскохозяйственных продуктов. Кадры — это огромное богатство партии и народа. Но много еще надо работать. На первом плане сейчас во всей работе по руководству сельским хозяйством — забота о развитии науки и внедрении в производство ее достижений. Наукой мы еще недостаточно владеем и, главное, плохо пользуемся ее результатами. Если пойдет речь, например, о химическом производстве, то вам скажут: как можно химическое производство вести без инженера, без знания химической науки? Это действи­ тельно невозможно. В сельском хозяйстве, к сожалению, приходится сталкиваться с другими фактами. Спросишь че­ ловека — ты знаешь сельское хозяйство, а он отвечает: как же, знаю, я картошку ел. Видите, раз ел картошку, — зна­ чит уже считает себя знатоком сельского хозяйства. (Ожив­ ление в зале). Сельское хозяйство — одна из сложных отраслей нашей экономики. Глубокое изучение вопросов сельского хозяйства, умение на практике применить научные знания, внедрять до­ стижения науки и передовой опыт в производство — корен­ ной вопрос руководства колхозами и совхозами. Наука — это не только пропаганда знаний, этб- конкретные организа­ ционные вопросы, которые требуется решать в сельском хо­ зяйстве. Только с помощью сельскохозяйственной науки, опи­ раясь на нее, внедряя в производство научные достижения, можно повышать урожаи, продуктивность скота, механизиро­ вать производство, обеспечить более высокую производитель­ ность труда. Каждая отрасль сельскохозяйственной науки служит решению практических задач колхозного и совхозно­ го производства. Селекция — это создание высокоурожайных сортов; семе­ новодство — это размножение и внедрение этих сортов. Пле­ менное дело — это создание лучших пород скота. Ветерина­ рия — это создание условий, исключающих заболевание жи­ вотных. Образно об этом говорил академик К. И. Скрябин: «Наступать надо на паразитов животных, на паразитов ра­ стений». В животноводстве, в защите растений большое значение имеют антибиотики, химические средства. Существуют разные химические средства для • уничтожения сорняков —• гербици­ ды. Ученые создают средства для обработки семян, для сти­ мулирования роста растений. Все это нам нужно использо­ вать в интересах увеличения производства сельскохозяйствен­ ных продуктов. Руководители колхозов и совхозов понимают, что средст­ ва, которые дает наука, открывают сельскому хозяйству но­ вые большие возможности. Но одного понимания мало. Нуж­ но обеспечить внедрение научных достижений в практику. Нельзя вести хозяйство на высоком уровне, не признавая роли науки. Мне рассказывали об американской ферме, принадлежащей Ла Терру. Эта ферма расходует на килограмм привеса цып­ лят, выращиваемых на мясо, 2,04 килограмма корма. А у нас? Многие руководители остаются довольными, если расходуют пять килограммов корма на килограмм мяса. Из Западной Германии прислал мне письмо фермер Антон Майенбергер. Он сообщает, что на один килограмм привеса свинины расходует 2 килограмма корма. Не знаю, насколько это верно. Но этот человек пишет о своем хозяйстве и, види­ мо, нет оснований не верить ему. А мы сколько расходуем корма на килограмм свинины? В несколько раз больше. А по­ чему так получается? Причин здесь много. Одна из них, на­ пример, состоит в том, что колхозы и совхозы скармливают зерно в цельном виде. При этом значительная часть зерна не усваивается, теряется. У нас мало проявляется заботы о ка­ честве комбикормов, не применяются необходимые компонен­ ты, не даются' белковые добавки. Я читал о таком случае. Один американский фермер купил у специальной фирмы ком­ бинированные корма, но он не получил привеса, который га­ рантировала фирма. Тогда фермер провел анализ купленных кормов и установил, что в них недоставало некоторых компо­ нентов. Фермер понес убытки, он в суд подал, судился с фир­ мой, требовал, чтобы она компенсировала убытки. А у нас как делается? Комбикорма готовятся по принципу авось да небось, скотина все сожрет. (Оживление в зале). У Нас имеются биопрепараты, которые при впрыскивании животным обеспечивают увеличение привеса на тех же кормах примерно на 10 процентов. Но сколько работников животно­ водства используют этот препарат? А сколько людей вообще слышал!! об этом? Очень мало. Между тем у нас есть инсти­ туты, в каждом совхозе, в каждом колхозе имеются агрономы, зоотехники. Куда же они смотрят, почему не проявляют ин­ терес к столь важному делу? Без науки, товарищи, невозможны серьезные достижения в сельском хозяйстве. К сожалению, до наших руководителей- пракТиков, да и не только практиков, а н людей, получивших образование, часто это не дохо­ дит. Знания за плечами, а хозяйство ведет по. стародедовско­ му способу. Это наносит сельскому хозяйству большой ущерб. Все мы должны понимать, что внедрение в производство до­ стижений науки — одно из главных в руководстве хозяйст­ вом. Хозяйствовать умело, глубже вникать в э к о н о м и к у п р о и з в о д с т в а Хочу покритиковать министерства сельского хозяйства Со­ юза и Российской Федерации, привести факты, которые гово­ рят о низком уровне руководства научными учреждениями, слабой работе по внедрению передового опыта. . Оба министерства расположены в Подмосковье: одно — в Подольском районе, другое — в Дмитровском. В министерст­ вах пишут одни и те же директивы, дублируют друг друга. Союзное министерство по-своему разрабатывает, скажем, рекомендации по выращиванию картофеля в Подмосковье или в других районах, а министерство Российской Федерации те же рекомендации разрабатывает по-своему. Возможно ли так, чтобы по одной и той же культуре, из одного и того же гео­ графического центра давать разные указания? Видимо, это невозможно. Надо подумать, целесообразно ли иметь два ми­ нистерства. (Аплодисменты). Министерство сельского хозяй­ ства сейчас ведает наукой — опытными станциями, научно- исследовательскими институтами. Это не административно-уп­ равленческое министерство, как было раньше. Для управления производством у нас созданы министерст­ ва производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов, производственные управления. Обеспечением техникой, мине­ ральными удобрениями занимается «Союзсельхозтехника». Главнейшая задача нынешнего министерства сельского хозяй­ ства — руководить научными учреждениями, а вопросы нау­ ки, товарищи, едины не только в республике, они едины в стране, с учетом, конечно, зональных, климатических, почвен­ ных и других особенностей. Почему же руководить наукой и внедрением передового опыта должны два министерства? Сейчас на практике получается так: один институт подчи­ няется союзному министерству, другой — республиканскому. Занимаются одним делом, а имеют двух хозяев. Это не го­ дится. Надо сказать, что и министерство сельского хозяйства Со­ юза и министерство сельского хозяйства Российской Федера­ ции работают все еще плохо. Они по существу не занимаются внедрением достижений науки в производство, не разрабаты­ вают научно обоснованных рекомендаций колхозам и совхо­ зам, не помогают вести производство на основе данных науки. В этой связи хотелось бы высказать замечания о работе тех совхозов, которые являются базой министерств сельского хо- зяйства'Союза и Российской Федерации. Около двух лет назад министерство сельского хозяйства Российской Федерации переехало в совхоз «Яхромский» под Москвой. Это создавало лучшие условия для работы мини­ стерства. На базе совхоза, расположенного на хороших пой­ менных землях, можно было создать образцовое хозяйство, которое служило бы своего рода эталоном для других хо­ зяйств. Как же министерство сельского хозяйства РСФСР ре­ шает эту задачу? Приведу некоторые данные. Пашни в совхозе «Яхромский» 6.832 гектара. В 1962 году было посеяно: озимой^ пшеницы — 237 гектаров, ржи — 363, яровой пшеницы — 100, гороха—65, картофеля—900, овощей— 1.115, сахарной свеклы на корм скоту — 350, многолетних трав—1.520, или 23 процента пашни, однолетних трав — 492 гектара, или 7 процентов пашни. Всего под травами 30 про­ центов пашин. И это в опытном хозяйстве министерства! Посмотрим, что же дает хозяйству травопольная система? Вот данные по урожайности. Озимой пшеницы собрано 1 1 центнеров с гектара, ржи—И центнеров, яровой пшеницы — 17, гороха—7,3, картофеля—90, овощей—187, в том числе капусты — 247 центнеров, моркови — 164, свеклы столовой —76, сахарной свеклы на корм скоту—142 центнера. Сена многолетних трав собрано по 11,9 центнера с гектара. Себе­ стоимость центнера продукции составляет: зерно — 1 2 руб­ лей, мясо крупного рогатого скота — 166 рублей,,молоко — 21 рубль 63 копейки. Какой же это эталон для других хозяйств? Если по такому эталону все будут работать, То можно, как говорят, без шта­ нов остаться. (Оживление в зале). Совхоз «Яхромский» — овощное хозяйство. Он засевал овощными культурами 1.115 гектаров. Примерно столько же овощей и в Подмосковном совхозе «Большевик», где директо­ ром работает тов. Гольцов. И то и другое хозяйство располо­ жены на пойменных землях, имеют одинаковые условия для возделывания овощных культур. Сравним теперь себестоимость центнера овощей в этих хо­ зяйствах. Себестоимость центнера овощей в совхозе «Больше­ вик» — 1 рубль 29 копеек, а в совхозе «Яхромский» мини­ стерства сельского хозяйства РСФСР — 2 рубля 45 копеек. Капуста поздняя: в совхозе «Большевик»—51 копейка, в «Ях­ ромском» — 1 рубль 73 копейки; свекла столовая: в «Боль­ шевике» — 1 рубль 99 копеек, в «Яхромском» — 3 рубля 40 копеек. Совхоз «Большевик» дал миллион рублей прибыли, а сов­ хоз «Яхромский» — 538 тысяч рублей убытка. Кстати сказать, до переезда министерства сельского хозяйства в Яхрому сов­ хоз давал прибыль (Веселое оживление в зале). Если министр сельского хозяйства не может навести поря­ док в одном совхозе, то как же он может руководить наукой в масштабе республики? Возьмем совхоз «Михайловское» — базу министерства сельского хозяйства СССР. В 1962 году совхоз получил сле­ дующий урожай: зерновые — 9,9 центнера с гектара, горох — 6,7, кормовые бобы — 7,4, картофель — 41, овоши — 52, са­ харная свекла — 65 центнеров. В результате низкого урожая в совхозы министерства «Михайловское» и «Вороново» для обеспечения скота корма­ ми завезли из других хозяйств и областей: соломы — 329 тонн, комбикормов — 1.689 тонн, отрубей и жмыха — 329 тонн. Всего завезено кормов на 155 тысяч рублей. Вот, това­ рищи, на примере какого хозяйства в министерстве Союза со­ бирались внедрять достижения науки и передовой опыт. А там работают и доктора, и кандидаты, и сам министр. Име­ лось в виду в этом хозяйстве, на этой базе собирать ученых, специалистов, практиков, показывать им, как надо вести дело. Но что же здесь покажет министр, когда в хозяйстве собира­ ют по 40 центнеров картофеля с гектара? (Оживление в зале). Кто с уважением будет относиться к такому руководству? Никто. Хотел бы в пример вам, товарищи министры, поставить' совхоз «Петровский» Липецкой области, которым двенадцать лет руководил тов. Воловченко Иван Платонович. Недавно он утвержден министром сельского хозяйства Союза ССР. (Аплодисменты). Совхоз имеет 10 тысяч гектаров пашни. В 1962 году она была занята следующими культурами: Озимая пшеница — 1.058 гектаров Рожь — 642 » Ячмень — 2.477 » Просо — 400 » Горох 1 — 320 » Сахарная свекла — 355 » Сахарная свекла ... . на семена —* 760 » Сахарная свекла на корм — 140 » Кукуруза на силос — 1.293 » Многолетние травы — 545 гектаров, илц 5 процентов. Однолетние травы — 388 гектаров, или 4 процента. В 1961. году многолетних трав было 890 гектаров, одно­ летних — 1.075 гектаров. В совхозе получен высокий урожай всех культур. С каж­ дого гектара зерновых собрано 28,2 центнера, в том числе: пшеницы — 26,2, ржи—17,8, ячменя — 29,4, проса—23,8, го­ роха — 42,1, сахарной свеклы (фабричной) — 270, семян са­ харной свеклы — 20 центнеров, кукурузы нг силос — 418, са­ харной свеклы на корм скоту — 230 центнеров с гектара. Хозяйство дало прибыли в 1960 году 661 тысячу рублен, в 1961 году — 699 тысяч, в 1962 году — 743 тысячи рублей. Вы, конечно, понимаете, что совхоз, которым руководил тов. Воловченко, располагал далеко не теМи возможностями, которыми располагали опытные совхозы министерств сель­ ского хозяйства. Возьму только один момент. Совхозу «Ях­ ромский» было выделено 4.500 тонн минеральных удобрений, или 6,5 центнера на каждый гектар пашни. А совхоз «Пет­ ровский» получил 1,7 центнера удобрений на гектар пашни. Иногда руководители требуют: «Дай, дай мне, тогда и я дам». Вот и дали удобрения совхозам — «Яхромскому» и «Михайловскому». А что получили? Шиш получили! (Ожив­ ление в зале). Надо не только дать, но и знать, в какие ру­ ки даешь. Тов. Воловченко дали 1,7 центнера удобрений на гектар, и они обернулись большой отдачей. А другим дали по 6,5 цент­ нера на гектар. И что же получили? Убыток. Надо открывать дорогу к руководству тем, кто знает производство, знает науку, кто не болтает и администрирует, а умело организует производство. (Аплодисменты). Вспоминается и такой пример. Лет десять тому назад с этой трибуны выступал директор Понькинской МТС Курган­ ской области тов. Ефремов Григорий Михайлович. Он расска­ зывал о замечательных делах коллектива МТС. Прошли го­ ды, МТС была реорганизована, тов. Ефремов пошел работать директором совхоза «Красная звезда». И вот посмотрите, ка­ ких замечательных результатов достиг коллектив совхоза. Всего пашни в совхозе 14.738 гектаров. В среднем за пять лет урожай зерновых составил 16,5 центнера с гектара, в том числе в 1962 году пшеницы — 17 центнеров на площади 3 ты­ сячи гектаров, ячменя — 15,2 центнера на площади 3,2 тыся­ чи гектаров, гороха — 17,9 центнера на площади 451 гектар, вики на зерно — 15,8 центнера на площади 1.056 гектаров. Валовой сбор зерна в 1962 году составил 163 тысячи центне­ ров против 47 тысяч центнеров в 1957 году. В 1962 году коллектив совхоза взял первый рубеж в про­ изводстве мяса — получил по 75,2 центнера мяса в убойном весе на сто гектаров пашни и по 16 центнеров на сто гекта­ ров других угодий. Характерно, что это количество мяса про­ изведено на своих кормах. Вот, товарищи, такие люди, такие руководители являются маяками, они служат примером для всех работников сель­ скохозяйственного производства. Хочу сказать несколько слов о «Сбюзсельхозтехнике». Не­ обходимо ее работу связать с конечными результатами хо­ зяйственной деятельности колхозов и совхозов. Надо оплачи­ вать труд работников «Сельхозтехники» в зависимости от урожая, от продуктивности животноводства в обслуживаемых хозяйствах, от производительности тракторов, комбайнов и других машин. (Аплодисменты). Такие предложения, товари­ щи, были высказаны в выступлениях нг этом совещании, в нашей печати. Это очень разумные предложения. Заслуживает поддержки инициатива работников Цебри- ковского отделения «Сельхозтехники» Одесской области. Они решили взять на комплексное техническое обслуживание тех­ нику в 11 колхозах, своими силами проводят технические уходы и ремонт. Такая практика дает хорошие результаты. В сравнении с 1961 годом расходы колхозов на запасные части уменьшились на 106 тысяч рублей, или на 30 процен­ тов. Техника используется более производительно. Мне рассказывали о таком же опыте работы Копыльско- го отделения «Сельхозтехники» Белорусской ССР и в неко­ торых отделениях Омской области. Этот опыт надо изучить. Какие преимущества дает подобная практика? В мастерских «Сельхозтехники» можно лучше организовать ремонт поточ­ но-узловым методом, иметь оборотные агрегаты и узлы для быстрой замены вышедших из строя. При этом всегда будет больше машин в строю, ремонт будет более высокого качест­ ва. А раз качество выше, значит больший'срок службы ма­ шин после ремонта. Надо все это организационно продумать, распространить передовой опыт. На целине и в других степных районах нам нужно внед­ рять широкозахватную технику. Опыт показал, что использо­ вание широкозахватных жаток дает большой эффект. При захвате жатки в 1 0 метров в два раза повышается произво­ дительность труда. В текущем году в целинных районах есть возможность организовать уборку урожая, как правило, ши­ рокозахватными жатками. Первый раз я увидел широкозах- ( Окончание на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz