Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)
7 Л Е НИН С К О Е ЗНАМЯ 8 марта 1963 г., 57 (2646) С Р Е Д И Г Е Р О Е В В А Ш И И М Е Н А Ко гд а р я д о м друг Несколько дне й мы хлопотали о том, чтобы устроить Тамару Н. в детский дом. «Это было нелегко. В детском доме не было мест. И еще. У Тамары имелись родители. Но ос тавлять девочку в семье было нель зя, и мы продолжали ходить в раз ные организации. Вот тогда-то впер вые я и познакомилась с этой уди вительной женщиной, полной жизнерадостности, оптимизма и энергии, всегда готовой прийти на помощь людям. Инспектор детской комнаты районного отдела милиции Клавдия Васильевна Москвина взя ла инициативу в свои руки, и вско ре Тамара была определена в дет ский дом. Потом снова и снова мне прихо дилось встречаться с Москвиной. Она то спешила в село, откуда по ступил сигнал о неправильном вос питании подростка в семье, то шла в школу на педсовет, то на за седание административной комис сии. Меня поражала ее кипучая энергия, целеустремленность, боль шое душевное тепло, с которым она относится к людям. Нелегко бороться за человека, особенно, если его, только всту пающего в жизнь, окружает нездо ровая обстановка. Но Клавдия Ва сильевна добивалась своего. Она не давала покоя учителям, поднимала на ноги общественность. И человек становился на верную дорогу. Сколько пришлось повозиться с жительницей села Троекур о в о Ан ной 0 . Женщина пьянствовала, сов сем заб р о с и л а свою дочь Нину. — Н е м о г у жить без водки,— цинично заявила она Москви н о й. Долго убеждала ее Клавдия Ва сильевна, говори ла, что она может лишиться прав ма тери. Потом снова и снова приезжала в село. Подейство вали на Анну уговоры Москвиной нли побоялась она потерять дочь, только бросила прежнюю жизнь, на вела в доме порядок. Все внимание стала отдавать Нине. Также было с подростком Ш ., попавшем в милицию за воровство. Клавдия Васильевна настояла на том, чтобы школа разрешила взять его на поруки. И сейчас она не за бывает своего подшефного. ' Вся жизнь Клавдии Васильевны неразрывно связана с семьями, где х^ть раз побывала она, с подростка ми и детьми, которых взяла под свою опеку. Эта добрая женщина с большим педагогическим тактом, умело вме шивается в воспитание подростков. Клавдия Васильевна вкладывает в свою нелегкую работу всю душу, все | свое щедрое сердце. И многие семьи 5 благодарны ей за то, что она помог- _ ш | ла йх детям найти правильный | I путь в жизни. * Я должна тебе^ тысячу нежностей! Обо всем этом мне рассказали ра- I (Очень трудный житейский долг!), | ботинки милиции, где несколько лет шШ М А Т Е Р И | Чтоб дочерней любовью и верностью | Переполнен был вечно дом. | Да и этого мало! Мало! | Прихожу с работы усталой. | Неудачи мои — беда. X Задыхаясь, ищу разрядки: | То швыряю на пол тетрадки, 5 То ворчу* что плоха еда. | Жду, % Ж иву в ожиданьи взрыва. * Тишину всей квартиры взрыла, | Расшвыряла по всем углам. ? Ты молчишь. | Или, стукнув дверью — за порог, 5 Я шагами меряю | Ленту времени — здесь, 3 Ты — там. | Ты прости мне вот эту грубость. | Не могу целовать.я губы, 3 Не умею рук целовать. | Помни только, 3 Что в сердце этом | Много-много тепла и света | Для тебя бережется, мать! Светлана М Е КШ Е Н . ♦ подряд Москвина была секретарем | партийной организации. Они отзыва- 3 лись о ней, ка к о самом добросовест- | ном работнике, вкладывающем в де- 3 ло всю свою душу. Было в их словах I много тепла. И в то же время мне 3 казалось, что эти люди, товарищи ! Москвиной по работе, о чем-то умал- | чивают, чего-то недоговаривают, | будто оберегая какую -то тайну. | Однажды, разбирая одну из быто- | вых жалоб, мы допоздна задержа- ♦ Лись в совхозе. И потом, ожидая | автобус, я заметила, что Клавдия 3 Васильевна чем-то озабочена. | ■— Очень волнуюсь, — виновато ♦ пояснила она. — Не сказала, когда | вернусь домой. Там Иван Иванович 3 нервничает... | И я узнала удивительно трога- | тельную историю большой любви, $ пронесенной через годы и выдер- 3 жавшей все испытания. ♦ ...Казалось, война пощадила Ива- ♦ на Москвина. Он возвратился к семье целым и невреди мым, если не счи тать нескольких пустяковых ране ний, на которые он не обращал внимания. Сменив офицерский мун дир на граждан скую одежду, он с головой ушел в работу. Жизнь, кипучая и много гранная, властно захватила его. Ря дом была любя щая, вниматель ная жена — верный друг и това рищ. Рядом — дочь Лариса — лю бимица отца и матери. Годы шли, забывались военные тяготы и лишения. Но и через много лет то там, то здесь отзывалось эхо войны. Оно было во взрывах мин, вдруг всплывших на поверхность морей, в страшных складах снаря дов, обнаруженных в Курске... Эхо войны ворвалось через много лет в спокойную счастливую жизнь Москвиных. Старые зарубцевавшие ся раны вызвали страшную болезнь. Закупорка артериальных сосудов, потом гангрена ноги. Иван Ивано вич метался в жару, скрипя зубами от нестерпимой боли. Дни и ночи проводила жена у его постели, ста раясь облегчить страдания. Врачи делали все, что могли, чтобы спасти человека. Пришлось ампутировать ногу. Увечье сделало Ивана нервным и раздражительным. Может быть и не так было бы обидно, случись это на фронте в годы войны. Но теперь, когда все было позади, 1 ?огда так хотелось жить и работать!.. Клавдия тяжело переживала за любимого человека. Немало переду мала она в длинные бессоные ночи. А утром муж видел ее бодрой; такой же, ка к всегда, деловой и энер гичной появ л я- лась она и на ра боте. Она достала пу тевку на курорт, куда поспешила отправить мужа. Клавдия радова лась тому, что болезнь, наконец, отступила. Но она подкралась снова. Через год началась гангрена второй ноги. Ампутация или смерть?.. Клавдия твердо решила — нет, не будет ни того, ни другого. Скорее в Москву, в клинику, к специалистам! Оказалось, что в ее маленьких нежных руках таилась огромная сила. Такую силу могли дать большая любовь и реши тельность. Из больницы в больни цу, от одного специалиста к другому. Люди старались сделать все. И вто рая нога была спасена, но осталась слабой и больной. Ивана Москвина ожидала жизнь с «ограниченной подвижностью». С помощью костылей он мог делать лишь несколько шагов по комнате. Жизнь стала бы невыносимой, ес ли бы не жена. Она приходит с рабо ты домой, ка к и прежде, рассказы вает ему о своих делах, советуется с ним во всем. Приходит из школы Лариса, и дружная семья собирается вместе. Маленькая уютная квартира наполняется весельем и смехом. Двенадцать лет прошло с того страшного дня, когда Клавдия, ры дая, склонялась над изголовьем страдающего мужа. Ее большая лю бовь вырвала Ивана Москвина из когтей смерти, отвоевала у болез ни, возвратила ему силы, жажду жизни. Светлое, радостное чувство этих людей не стареет с годами. Вот уже почти совсем взрослой ста ла дочь, а они по-прежнему влюб лены друг в друга. И если Клавдия задержится на работе или отправит ся в командировку, она непременно скажет товарищам: — Передайте Ивану Ивановичу, что все в порядке. Скоро вернусь. Пусть не скучает... С. НИ КИ ТИН А , соб. корр. «Ленинского знамени». зь- ;*• Го во рят цифры Женщины в СССР составляют около 55 процентов населения. Они активно участвуют в создании материально-технической базы коммунизма. Велика их роль в социалистической промышленности, в том числе во многих отраслях, требующих особо высокой квали фикации. Особенно значительна роль женщин в здравоохранении и просвещении: они составляют 74 процента врачей и 70 процен тов учителей. * * * Большая сила — женщины в сельском хозяйстве. Многие из них являются передовиками производства, руководят колхозами и совхозами, возглавляют бригады и звенья, работают агрономами. Не спалось в эту ночь Анне Яковлевне Бель ских. Несколько раз вс т а в а л а, включала свет, снова ложилась, а оон не шел. Рано утром пошла на почту. А возврати лась радостная, взволнованная. В руках — голубой конверт. — Все в порядке, отец. Галочка жива, здорова. Привет от Бориса и Колюшки. Стали читать вместе. Баля сооб щала, что находилась несколько дней в командировке, поэтому вовремя не написала письмо. * \ \ как-то моментально в доме ста ло светлей. Прибежала из школы девятилетняя Тая и сразу — читать письмо. Любит она старшую сестру! Пришел с работы Сергей Федорович. Тая к нему с письмом. — Знаю, знаю, дочка. Весь вечер провозились с посыл кой. Это были радостные хлопоты и заботы. Послали. В ответ — письмо и посылка. А в письме семейная фо токарточка. Смотрит Анна Яковлев на на Галю, ее мужа Бориса, внука Колюшку и плачет. Прошло несколько дней —* теле грамма: «Едем. Отпуск. Встречай те». И по селу сразу разнеслось: «Га ля с мужем приезжает». Опять Ан на Яковлевна хлопочет. Вышли встречать. Подошел поезд. Анна Яковлевна и Сергей Федорович при стально всматриваются в пассажи ров. — Вон они! —< крикнула Тая и бросилась навстречу Гале. Анна Яковлевна поцеловала Га лю, Колюшку, Бориса, вытерла пла точком набежавшие слезы: •— Вот мы и вместе... Пришли соседи. Начались расспро сы. Любопытных интересует все: когда вышла замуж, кем он, муж-то, работает и т. д. Галя охотно отве чает на вопросы. Анна Яковлевна хлопочет около стола, угощает го стей. Сегодня у нее радостно на ду ше, а оттого и настроение припод нятое. Помолодевшим выглядит и Сергей Федорович. До поздней ночи в уютном доми ке, что стоит на одной из тихих улиц села Октябрьское, продолжалось ве селье. А когда все улеглись, Анна Яковлевна позвала потихоньку Га лю, обняла, спросила: — Как живешь, дочка? И начались неведомые посторон ним разговоры между матерью и дочерью. Говорили долго. Потом Галя заснула, легла и Анна Яков левна. ...Легла, а заснуть опять не может. В памяти яркими кинокадрами мель кает вся жизнь Гали, своя /жизнь, всплыли кошмарные дни войны. От четливо, со всеми подробностями, вспомнила сентябрь 1942 года. Тогда Анна Яковлева находилась на окку пированной немцами территории. Ра ботала прачкой. Холодным осенним Это и е с т ь с ч а с т ь е днем в село привезли более ста детей от 2 до 5 лет. Никто не знал, кто нх родители. Плачут ребятишки, просят кушать, а немцы не подпускают и близко к ним. Темной ночью Анна Яковлевна достала три буханки хле ба — и к часовому. Уговорила за хлеб взять хотя бы одного ребенка. Под покровом ночи принесла на квартиру девочку. Искупала, накор мила, уложила спать. Утром спро сила: — Как зовут? — Галя Величко. Больше Галя ничего не знала, да и что может сказать трехлетний ре бенок? Вскоре Алну Яковлевну немцы вместе с другими женщинами погна ли строить оборонительные укреп ления. Было очень трудно. Но Анна Яковлевна не падала духом. Как могла, она заботилась о ребенке, от давала ему последний кусок хлеба. Кончилась война. Анна Яковлевна приехала домой, в село Октябрьское. Галя росла смышленой и бойкой. Пошла в школу, стала приносить пятерки. Вернувшись из армии, при вязался к Гале Сергей Федорович. Все шло своим чередом. Гале испол нилось тринадцать лет. Вдруг Анну Яковлевну вызывают в районный от дел милиции. И вот новость: Галю Величко разыскивает мать. Забилось сердце у Анны Яковлев ны. Что она ска жет Гале? Так ничего и не ска зала. А сердце бо лит. * П р о ш л о не сколько дней. Из Москвы приехала бабушка Г а л и. П л а ч е т Ан н а Яковлевна, вздыхает Сергей Федо рович. Пришлось проводить девочку в Москву. Договорились переписы ваться. Прошла неделя, другая, а письма нет. Не выдержала Анна Яковлевна, поехала в Москву, к Гале. Нашла нужный дом. Встретили ее насто роженно. Пришла из школы Галя—. и к Анне Яковлевне: — Домой поеду и все... Материнским сердцем цочувствгн вала Анна Яковлевна, что не сладко живется тут Гале. Что делать? Уговорила Анна Яковлевна девочку остаться в Мо скве, а сама поехала домой. И все же на сердце было неспокойно. Че рез несколько месяцев' опять поеха ла в Москву, на этот раз с мужем. Они пытались уговорить мать Гали, чтобы она отпустила девочку к ним. Но ничего не .получилось. С тем и уехали. Потом Галя стала писать пис!?ма сама. Через два года она поступила в школу ФЗС), стала ра ботать, вышла замуж... ...Маленький Колюшка заворочал-* ся, закряхтел. Анна Яковлевна прос нулась, заменила пеленки. Настало утро. Вновь сели за стол. Анна Яковлевна, угощая гостей, не сводила глаз со своей Гали, Колюш ки и Бориса. Она была счастлива. Н. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ , ....................................... ... В нашем, коммунистическом Душевная щедросшЬ Тонкие девичьи пальцы переби рают клавиши баяна. Льется неж ная, грустная мелодия старинного вальса «Березка». Кружатся пары. Звуки вальса сменяет задорная плясовая, но странное дело — и в ней, веселой, бесшабашной, чувст вуется какая-то затаенная грусть. Наверное, та самая, что, несмотря на всеобщее веселье, легкой тенью лежит на лице девушки, чьи паль цы бегали по клавишам. На плечи девушки опустились чьи-то руки. Баян умолк. — Грустно, Шура? Трудно рас ставаться? — говорила учительни ца Зоя Ивановна. — Новая жизнь... Какой она бу дет?— задумчиво ответила Шура. Девушка привыкла к своей Усман- ской школе-интернату для слепых детей. Здесь все к твоим услугам. Только учись! И все так привычно, знакомо... А какие хорошие, став шие за годы учебы совсем родными, учителя и друзья-сверстники. Прав да, лучшая подруга Шура Карану- зова тоже вместе с ней вступает в новую жизнь. Завтра им предстоит оставить все, что знакомо и дорого с детства. В Липецке их ждет но вый коллектив, уже не учащихся, а рабочих. Завтра начинается ее самостоятельная трудовая жизнь. ...Зрение Шура Сладкова потеря ла, когда ей не было еще и года. Ее память не сохранила ни ярких красок цветов, ни нежней зелени молодой листвы, ни блеска мерцаю щих звезд. Шуре не пришлось вос торгаться удивительной сменой кра сок при восходе или закате солн ца... Но она любит цветы, любит солнце, любит жизнь. И жить для нее— значит прежде всего ощущать удовлетворение от собственной щед рости, от того, что ты отдаешь людям лучшее, что в те бе есть. ...Обучить Ш уру операции прокол ки шайб на штам пе поручили Ма русе Шестаковой. Выслушав ее объ яснение, девушка ощупала деталь, штамп и разочарованно сказала: — Тут и учиться-то нечему. Подкладывай шайбы, да коли... — Сложного ничего нет,— согла силась Маруся,— но н уж ны сно ровка, умение. __ _ Шура не обратила внимания на эти предостережения. И за излиш нюю самоуверенность поплатилась в первый же свой трудовой день: не рассчитала движения, поспеши ла и поранила р уку- Зато потом была осторожнее. Рабочая жизнь оказалась и труд ной, и интересной. Девушку захва тили заботы, связанные с учебой, художественной самодеятельностью, спортом. Жизнь раскрывала перед ней новые возможности. На грусть не оставалось времени. Шура стала участницей большого хора, затем поступила в кр уж о к струнных и н струментов. Но любознательной, пытливой Шуре уже мало тех знаний, что дала ей школа. И она поступила в вечернюю школу рабочей молодежи. Она хочет больше знать, больше уметь. Катастрофически не хватает времени. Работа, учеба, кр уж ки художественной самодеятельности, музыка — и почему в сутках толь ко 24 часа? Теперь Шуре уже поручили более сложные и ответственные опера ции. И работает она хорошо, добро совестно, нормы не только выпол няет, но и перевыполняет. Сейчас Шура готовится к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. По большому счету живет мужествен ная, жизнерадостная девушка. И жизнь улыбается ей. И. БОРИСОВИЧ Го во рят цифры В нашей стране до революции всего лишь 13,7 процента женщин были грамотными. За годы Советской власти образование получили десятки миллионов женщин. Более чем у 7 миллионов женщин выс шее и среднее специальное образование. Среди инженеров—31 про цент женщин, а среди юристов — 32 процента. Около 700 женщин члены Союза писателей СССР, 4.000—Союза журналистов, почти 2.500 — Союза архитекторов, свыше 200 — Союза композиторов. Более 37 процентов среди научных работников страны — жен щины. Почти 800 имеют ученое звание академика, члена-коррес- пондента Академии наук, профессора. Славные дочери 2. С е я т ь р а з у м н о е Каждый из нас, скол ько бы ему лет ни было, помнит свою лю бим ую учительницу. Кто-то благодарен преподавательнице литературы, раскрывшей ему кра соту р усского языка. Д р уго й ра ботает в области математики, .ре шает научные проблемы . Но и он не забыл, наверное, первую пятерку по арифметике, которую поставила ему в дневнике учи тельница. Как родная мать, про вожает она нас в большую жизнь. О кончена школа, получен аттестат зрелости, прощаясь с ней, мы снова чувствуем себя совсем маленькими, и нам еще учиться, учиться... «Здравствуйте, д е ти !»— этими словами вот уж е почти двадцать лет начинает свой трудовой день Нина Сергеевна Некрасова, пре подаватель биологии Липецкой восьмилетней ш колы № 16. Она такая же, как и большин ство наших учительниц, не один год проработавших в школе: скромная, подтянутая, на первый взгляд даже строгая. Лю бят ее ученики за те чудесные часы, когда она открывает перед ними тайны природы . Уж е сейчас м о ж но сказать, за что будут бла годарить Нину Сергеевну ее пи томцы, когда вырастут— за то, что научила самостоятельно думать, воспитала в них такие качества, как настойчивость, упорство. Классная комната, учебник да полузаброшенный пустырь за ш кольным зд а н и ем— вот и все «пособия», которы е были на ур о ках биологии двенадцать лет на зад. В этом классе, на этом пу стыре ребята узнали чудодейст венную силу человеческих рук. Прошло несколько лет. Весной на бывшем пустыре цветут яблони, зеленею т ягодники. Вот уж е шесть лет ш кола получает бога тые урожаи плодов. «От наблюдений — к выводам» — под таким девизом строит свое преподавание Нина Сергеевна Некрасова. Готовых выводов и обобщений ее ученики не слы шат, до всего додумываю тся са ми. 45 минут урока — это углуб ленная работа для каж дого. — Когда я ухо ж у с урока, то знаю, что все дети усвоили но вый материал, — говорит Нина Сергеевна. Шестнадцатилетней девуш кой в суровый 1943 год пришла она впервые к первоклассникам и сказала: «Я научу вас читать, считать, писать. Вы будете гра мотными». Теперь, как и двадцать лет на зад, Нина Сергеевна говорит своим новым девочкам и маль чикам, которы е впервые прихо дят на ур о к биологии: «Я научу вас познавать мир. Я научу вас любить родн ую природу». Пят ь лет работ аю я н а Л и п е ц к о м т рак ториста. П о м н ю , к а к п р и ш л а с ю д а п осле ш ко л ы . Б о л ь ш о й ц е х п о р а з и л м е н я м н о ж е ством р а зн о о б р а зн ы х ст анков. М аст ер л и н и и в к л а д ы ш е й , где м н е предст ояло работать, прочит ав н а п р а в л е - - н ие, с к а за л : — Н у вот и начинает ся твоя н о в а я ж и з н ь . У н а с в це хе, кот о р ы й теперь назы вает ся т ракт орный № 3, с л о ж и л с я зам ечат ельны й, д р у ж н ы й ко лле кт и в. Состоит о н в о с н о в н о м и з м о л о д е ж и . П о с л е X X I I съ е зд а парт ии, р е ш е н и я кот о ро го в ы зв а л и у в се х н е б ы в а л ы й п р и л и в эн е р ги и , ц е х н а ч а л со ревноват ься за п р а в о назы ват ься ко л ле кт и в о м ко м м ун и ст и ч е ско го т руда. И м ы г о р д и м с я тем, что н а ш е м у ц е х у п е р в о м у на Т р акт орн ом б ы л о п р и сво е н о это почет ное зв а н и е . Вместе со с в о и м и н а 2 процент а. С н о в о й п о д р у г а м и я изгот ав- м е р о й т руда, ко т ор ую л и в а ю бим ет алличе- м ы са м и п р е д л о ж и л и , ски е в к л а д ы ш и д л я в це хе все у с п е ш н о т ракт орны х двигат е- сп равл яю т ся. Н а п р и - лей. М ы ст араем ся р а - м е р , у м е н я н о р м а ботать так, чтобы в ы - 1030 в к л а д ы ш е й , о б ы ч - пускат ь к а к м о ж н о н о ж е д е л а ю з а см е н у б о л ьш е дет алей, п р и ч е м 1600. А в к а н у н 8 т олько от личного к а ч е - март а в честь н а ш е го ' ства. М н о г и е м о и то- ж е н с к о г о п р а з д н и к а )' в а р и щ и вы пол няю т се- обработ ала 1840 вкл а ~ \ м и ч а с о в о е з а д а н и е за д ы ш е й . Н а м н о г о п е р е - шесть ча со в, а в с э к о - вы п о л н я ю т з а д а н и я н о м л е н н ы й ча с в ы д а - К а т к П е т р ухи н а , К л а - ют с в е р х п л а н о в ы е и з - в а Р у д н е в а , З и н а и д а Зот ова. В се ост аль -1 дел и л . Г о р я ч о б ы л п о д д е р ж а н в це хе п о ч и н со - к о л ь с к и х т руболит ей щ и к о в , кот оры е н а ч а л и д в и ж е н и е за п е р е смотр н о р м . М ы п р и к и н у л и н а ш и в о з м о ж ности, посм от рели, к а к и н а с к о л ь к о в ы п о л н я е м н о р м ы , и п р и ш - н ы е т оже с к а ж д ы м д н е м ул уч ш а ю т с в о и п р о и зв о д ст в е н н ы е п о казат ели. С к о р о в М о с к в е нач-, | нет с в о ю работ у В се с о ю зн ы й съ е зд п р о ф с о ю за р а б о ч и х м а ш и ност роения. Я и зб р а н а делегат ом этого с ъ е зд - л и к в ы в о д у , что м о - , ^ ж е м и х повы сит ь. Т а к д а и о че н ь Ра д а ’ что и б ы л о сд е л а н о . Н а ш и м о и т оварищ и о к а з а л и п е р е д о вы е работ н ицы м н е такое д о в е р и е , обрат ились к а д м и н и - М. ПОПАДЬИН А , ) ст рации с п р о с ь б о й протяжница Липецко- увеличит ь сущ ест вую - го тракторного щ ие н о р м ы в ы рабо т ки завода, ч Го во рит цифр ы Женщины Советской страны участвуют в управлении государ ством. В Верховном Совете СССР 390 женщин, или 27 процентов депутатов. Это значительно превышает число женщин, избранных в парламенты капиталистических государств, вместе взятых. В конгрессе США всего лишь 17 женщин, а во французском Нацио нальном собрании и сенате — лишь 13. * * За героизм в боях на фронтах Великой Отечественной войны 76 женщинам присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни ты сяч патриоток удостоены орденов и медалей за боевые заслуги. * ... * Велики заслуги женщин в труде. С 1918 года по 1 января 1962 года награждено орденами и медалями свыше 860 тысяч женщин, 2879 из них присвоего звание Героя Социалистического Труда. народа Нина Сергеевна удостоена по четного звания Заслуженной учи тельницы ш колы РСФСР. Она — депутат областного (промыш лен ного) Совета депутатов трудя щихся. Среди советских педагогов — большинство женщ ины. Они вы учили и воспитали м ного заме чательных людей, которым и го р дится страна. В день полета пер вого советского космонавта Ю рия Гагарина второй женщ иной, ко торая по-матерински волновалась и гордилась за него, была, ко нечно, его первая учительница. И м ногие из тех, кто учил в ш коле Германа Титова, А н д рия на Николаева, Павла Поповича, Валентину Гаганову еще начина ют свое утро в ш кольном клас се словами «Здравствуйте, де ти!» Таких дней м ного в жизни учительницы. И как знать, м ожет быть, уж е звучит в стройном хо ре ответного приветствия голос будущ его космонавта, ученого, строителя. ...Тетради с кратким описанием лабораторных работ, гербарии, веселые зеленые ростки, которы е пробиваются из ящика с землей в январе,— это первые детские самостоятельные шаги в науку. Придет время, и м ногие из ее учеников — мальчиков и девочек в ш кольной ф орме пойдут даль ше, Наверное, такой ж е влюблен ный в свою работу педагог, как Нина Сергеевна Некрасова, воЪ- питал и Розу Гончарову. Воз мож но, на уроках биологии про будился в ней будущий агроном. Вот уж е два года выпускница У сманского сельскохозяйственно го техникума Роза Гончарова тру дится бригад иром -озощ евод ом в Больш е-Кузьминском отделении совхоза «Липецкий». В руках у м олодого специали ста большое дело. Ее бригада выращивает самые дешевые во всем совхозе овощи: капусту, по мидоры , огурцы . В эти предве сенние дни бригада готовит пар- надевает она исходившие не один^ километр сапоги и спешит в свою бригаду. Но с город ским асфальтом Ро за скоро встретится, когд а по едет в М ичуринск, в институт, где она учится на биологическом факультете. никовое хозяйство к ро начнут высевать семена рассады. Под началом у бригадира больше пол с о т н и о в ощеводов, и за каж дого она в отве те. Деловитая и тре бовательная, Р о з а всегда находит нуж ное слово, если на до, умеет и остро поддеть лентяя, и ободрить, п о д д е р жать человека, по павшего в беду. Не даром, сельская мо лодежь избрала ее своим ком сом о л ь- ским вожаком. Как ни полна и ин тересна ж изнь моло дого специалиста, но Роза Гончарова за глядывает в свой зав трашний день. Свое будущее она не мыс лит без новых зна ний, без дальнейшей учебы. Лежат где-то в че модане модные ту фельки: забыла про них хозяйка. Чуть за брезж ит рассвет — весне. С ко- На снимках: вверху -4 учитель ница 16-й средней школы Липец ка Нина Сергеевна Некрасова на занятиях с юннатами, внизу — бригадир-овощевод Роза Гонча рова. Фото Л . Черкашина и Ю. Клюева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz