Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1963 г. (г. Липецк)

7 Л Е НИН С К О Е ЗНАМЯ 8 марта 1963 г., 57 (2646) С Р Е Д И Г Е Р О Е В В А Ш И И М Е Н А Ко гд а р я д о м друг Несколько дне й мы хлопотали о том, чтобы устроить Тамару Н. в детский дом. «Это было нелегко. В детском доме не было мест. И еще. У Тамары имелись родители. Но ос­ тавлять девочку в семье было нель­ зя, и мы продолжали ходить в раз­ ные организации. Вот тогда-то впер­ вые я и познакомилась с этой уди­ вительной женщиной, полной жизнерадостности, оптимизма и энергии, всегда готовой прийти на помощь людям. Инспектор детской комнаты районного отдела милиции Клавдия Васильевна Москвина взя­ ла инициативу в свои руки, и вско­ ре Тамара была определена в дет­ ский дом. Потом снова и снова мне прихо­ дилось встречаться с Москвиной. Она то спешила в село, откуда по­ ступил сигнал о неправильном вос­ питании подростка в семье, то шла в школу на педсовет, то на за­ седание административной комис­ сии. Меня поражала ее кипучая энергия, целеустремленность, боль­ шое душевное тепло, с которым она относится к людям. Нелегко бороться за человека, особенно, если его, только всту­ пающего в жизнь, окружает нездо­ ровая обстановка. Но Клавдия Ва­ сильевна добивалась своего. Она не давала покоя учителям, поднимала на ноги общественность. И человек становился на верную дорогу. Сколько пришлось повозиться с жительницей села Троекур о в о Ан­ ной 0 . Женщина пьянствовала, сов­ сем заб р о с и л а свою дочь Нину. — Н е м о г у жить без водки,— цинично заявила она Москви н о й. Долго убеждала ее Клавдия Ва­ сильевна, говори­ ла, что она может лишиться прав ма­ тери. Потом снова и снова приезжала в село. Подейство­ вали на Анну уговоры Москвиной нли побоялась она потерять дочь, только бросила прежнюю жизнь, на­ вела в доме порядок. Все внимание стала отдавать Нине. Также было с подростком Ш ., попавшем в милицию за воровство. Клавдия Васильевна настояла на том, чтобы школа разрешила взять его на поруки. И сейчас она не за­ бывает своего подшефного. ' Вся жизнь Клавдии Васильевны неразрывно связана с семьями, где х^ть раз побывала она, с подростка­ ми и детьми, которых взяла под свою опеку. Эта добрая женщина с большим педагогическим тактом, умело вме­ шивается в воспитание подростков. Клавдия Васильевна вкладывает в свою нелегкую работу всю душу, все | свое щедрое сердце. И многие семьи 5 благодарны ей за то, что она помог- _ ш | ла йх детям найти правильный | I путь в жизни. * Я должна тебе^ тысячу нежностей! Обо всем этом мне рассказали ра- I (Очень трудный житейский долг!), | ботинки милиции, где несколько лет шШ М А Т Е Р И | Чтоб дочерней любовью и верностью | Переполнен был вечно дом. | Да и этого мало! Мало! | Прихожу с работы усталой. | Неудачи мои — беда. X Задыхаясь, ищу разрядки: | То швыряю на пол тетрадки, 5 То ворчу* что плоха еда. | Жду, % Ж иву в ожиданьи взрыва. * Тишину всей квартиры взрыла, | Расшвыряла по всем углам. ? Ты молчишь. | Или, стукнув дверью — за порог, 5 Я шагами меряю | Ленту времени — здесь, 3 Ты — там. | Ты прости мне вот эту грубость. | Не могу целовать.я губы, 3 Не умею рук целовать. | Помни только, 3 Что в сердце этом | Много-много тепла и света | Для тебя бережется, мать! Светлана М Е КШ Е Н . ♦ подряд Москвина была секретарем | партийной организации. Они отзыва- 3 лись о ней, ка к о самом добросовест- | ном работнике, вкладывающем в де- 3 ло всю свою душу. Было в их словах I много тепла. И в то же время мне 3 казалось, что эти люди, товарищи ! Москвиной по работе, о чем-то умал- | чивают, чего-то недоговаривают, | будто оберегая какую -то тайну. | Однажды, разбирая одну из быто- | вых жалоб, мы допоздна задержа- ♦ Лись в совхозе. И потом, ожидая | автобус, я заметила, что Клавдия 3 Васильевна чем-то озабочена. | ■— Очень волнуюсь, — виновато ♦ пояснила она. — Не сказала, когда | вернусь домой. Там Иван Иванович 3 нервничает... | И я узнала удивительно трога- | тельную историю большой любви, $ пронесенной через годы и выдер- 3 жавшей все испытания. ♦ ...Казалось, война пощадила Ива- ♦ на Москвина. Он возвратился к семье целым и невреди­ мым, если не счи­ тать нескольких пустяковых ране­ ний, на которые он не обращал внимания. Сменив офицерский мун­ дир на граждан­ скую одежду, он с головой ушел в работу. Жизнь, кипучая и много­ гранная, властно захватила его. Ря­ дом была любя­ щая, вниматель­ ная жена — верный друг и това­ рищ. Рядом — дочь Лариса — лю­ бимица отца и матери. Годы шли, забывались военные тяготы и лишения. Но и через много лет то там, то здесь отзывалось эхо войны. Оно было во взрывах мин, вдруг всплывших на поверхность морей, в страшных складах снаря­ дов, обнаруженных в Курске... Эхо войны ворвалось через много лет в спокойную счастливую жизнь Москвиных. Старые зарубцевавшие­ ся раны вызвали страшную болезнь. Закупорка артериальных сосудов, потом гангрена ноги. Иван Ивано­ вич метался в жару, скрипя зубами от нестерпимой боли. Дни и ночи проводила жена у его постели, ста­ раясь облегчить страдания. Врачи делали все, что могли, чтобы спасти человека. Пришлось ампутировать ногу. Увечье сделало Ивана нервным и раздражительным. Может быть и не так было бы обидно, случись это на фронте в годы войны. Но теперь, когда все было позади, 1 ?огда так хотелось жить и работать!.. Клавдия тяжело переживала за любимого человека. Немало переду­ мала она в длинные бессоные ночи. А утром муж видел ее бодрой; такой же, ка к всегда, деловой и энер­ гичной появ л я- лась она и на ра­ боте. Она достала пу­ тевку на курорт, куда поспешила отправить мужа. Клавдия радова­ лась тому, что болезнь, наконец, отступила. Но она подкралась снова. Через год началась гангрена второй ноги. Ампутация или смерть?.. Клавдия твердо решила — нет, не будет ни того, ни другого. Скорее в Москву, в клинику, к специалистам! Оказалось, что в ее маленьких нежных руках таилась огромная сила. Такую силу могли дать большая любовь и реши­ тельность. Из больницы в больни­ цу, от одного специалиста к другому. Люди старались сделать все. И вто­ рая нога была спасена, но осталась слабой и больной. Ивана Москвина ожидала жизнь с «ограниченной подвижностью». С помощью костылей он мог делать лишь несколько шагов по комнате. Жизнь стала бы невыносимой, ес­ ли бы не жена. Она приходит с рабо­ ты домой, ка к и прежде, рассказы­ вает ему о своих делах, советуется с ним во всем. Приходит из школы Лариса, и дружная семья собирается вместе. Маленькая уютная квартира наполняется весельем и смехом. Двенадцать лет прошло с того страшного дня, когда Клавдия, ры­ дая, склонялась над изголовьем страдающего мужа. Ее большая лю­ бовь вырвала Ивана Москвина из когтей смерти, отвоевала у болез­ ни, возвратила ему силы, жажду жизни. Светлое, радостное чувство этих людей не стареет с годами. Вот уже почти совсем взрослой ста­ ла дочь, а они по-прежнему влюб­ лены друг в друга. И если Клавдия задержится на работе или отправит­ ся в командировку, она непременно скажет товарищам: — Передайте Ивану Ивановичу, что все в порядке. Скоро вернусь. Пусть не скучает... С. НИ КИ ТИН А , соб. корр. «Ленинского знамени». зь- ;*• Го во рят цифры Женщины в СССР составляют около 55 процентов населения. Они активно участвуют в создании материально-технической базы коммунизма. Велика их роль в социалистической промышленности, в том числе во многих отраслях, требующих особо высокой квали­ фикации. Особенно значительна роль женщин в здравоохранении и просвещении: они составляют 74 процента врачей и 70 процен­ тов учителей. * * * Большая сила — женщины в сельском хозяйстве. Многие из них являются передовиками производства, руководят колхозами и совхозами, возглавляют бригады и звенья, работают агрономами. Не спалось в эту ночь Анне Яковлевне Бель­ ских. Несколько раз вс т а в а л а, включала свет, снова ложилась, а оон не шел. Рано утром пошла на почту. А возврати­ лась радостная, взволнованная. В руках — голубой конверт. — Все в порядке, отец. Галочка жива, здорова. Привет от Бориса и Колюшки. Стали читать вместе. Баля сооб­ щала, что находилась несколько дней в командировке, поэтому вовремя не написала письмо. * \ \ как-то моментально в доме ста­ ло светлей. Прибежала из школы девятилетняя Тая и сразу — читать письмо. Любит она старшую сестру! Пришел с работы Сергей Федорович. Тая к нему с письмом. — Знаю, знаю, дочка. Весь вечер провозились с посыл­ кой. Это были радостные хлопоты и заботы. Послали. В ответ — письмо и посылка. А в письме семейная фо­ токарточка. Смотрит Анна Яковлев­ на на Галю, ее мужа Бориса, внука Колюшку и плачет. Прошло несколько дней —* теле­ грамма: «Едем. Отпуск. Встречай­ те». И по селу сразу разнеслось: «Га­ ля с мужем приезжает». Опять Ан­ на Яковлевна хлопочет. Вышли встречать. Подошел поезд. Анна Яковлевна и Сергей Федорович при­ стально всматриваются в пассажи­ ров. — Вон они! —< крикнула Тая и бросилась навстречу Гале. Анна Яковлевна поцеловала Га­ лю, Колюшку, Бориса, вытерла пла­ точком набежавшие слезы: •— Вот мы и вместе... Пришли соседи. Начались расспро­ сы. Любопытных интересует все: когда вышла замуж, кем он, муж-то, работает и т. д. Галя охотно отве­ чает на вопросы. Анна Яковлевна хлопочет около стола, угощает го­ стей. Сегодня у нее радостно на ду­ ше, а оттого и настроение припод­ нятое. Помолодевшим выглядит и Сергей Федорович. До поздней ночи в уютном доми­ ке, что стоит на одной из тихих улиц села Октябрьское, продолжалось ве­ селье. А когда все улеглись, Анна Яковлевна позвала потихоньку Га­ лю, обняла, спросила: — Как живешь, дочка? И начались неведомые посторон­ ним разговоры между матерью и дочерью. Говорили долго. Потом Галя заснула, легла и Анна Яков­ левна. ...Легла, а заснуть опять не может. В памяти яркими кинокадрами мель­ кает вся жизнь Гали, своя /жизнь, всплыли кошмарные дни войны. От­ четливо, со всеми подробностями, вспомнила сентябрь 1942 года. Тогда Анна Яковлева находилась на окку­ пированной немцами территории. Ра­ ботала прачкой. Холодным осенним Это и е с т ь с ч а с т ь е днем в село привезли более ста детей от 2 до 5 лет. Никто не знал, кто нх родители. Плачут ребятишки, просят кушать, а немцы не подпускают и близко к ним. Темной ночью Анна Яковлевна достала три буханки хле­ ба — и к часовому. Уговорила за хлеб взять хотя бы одного ребенка. Под покровом ночи принесла на квартиру девочку. Искупала, накор­ мила, уложила спать. Утром спро­ сила: — Как зовут? — Галя Величко. Больше Галя ничего не знала, да и что может сказать трехлетний ре­ бенок? Вскоре Алну Яковлевну немцы вместе с другими женщинами погна­ ли строить оборонительные укреп­ ления. Было очень трудно. Но Анна Яковлевна не падала духом. Как могла, она заботилась о ребенке, от­ давала ему последний кусок хлеба. Кончилась война. Анна Яковлевна приехала домой, в село Октябрьское. Галя росла смышленой и бойкой. Пошла в школу, стала приносить пятерки. Вернувшись из армии, при­ вязался к Гале Сергей Федорович. Все шло своим чередом. Гале испол­ нилось тринадцать лет. Вдруг Анну Яковлевну вызывают в районный от­ дел милиции. И вот новость: Галю Величко разыскивает мать. Забилось сердце у Анны Яковлев­ ны. Что она ска­ жет Гале? Так ничего и не ска­ зала. А сердце бо­ лит. * П р о ш л о не­ сколько дней. Из Москвы приехала бабушка Г а л и. П л а ч е т Ан н а Яковлевна, вздыхает Сергей Федо рович. Пришлось проводить девочку в Москву. Договорились переписы­ ваться. Прошла неделя, другая, а письма нет. Не выдержала Анна Яковлевна, поехала в Москву, к Гале. Нашла нужный дом. Встретили ее насто­ роженно. Пришла из школы Галя—. и к Анне Яковлевне: — Домой поеду и все... Материнским сердцем цочувствгн вала Анна Яковлевна, что не сладко живется тут Гале. Что делать? Уговорила Анна Яковлевна девочку остаться в Мо­ скве, а сама поехала домой. И все же на сердце было неспокойно. Че­ рез несколько месяцев' опять поеха­ ла в Москву, на этот раз с мужем. Они пытались уговорить мать Гали, чтобы она отпустила девочку к ним. Но ничего не .получилось. С тем и уехали. Потом Галя стала писать пис!?ма сама. Через два года она поступила в школу ФЗС), стала ра­ ботать, вышла замуж... ...Маленький Колюшка заворочал-* ся, закряхтел. Анна Яковлевна прос­ нулась, заменила пеленки. Настало утро. Вновь сели за стол. Анна Яковлевна, угощая гостей, не сводила глаз со своей Гали, Колюш­ ки и Бориса. Она была счастлива. Н. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ , ....................................... ... В нашем, коммунистическом Душевная щедросшЬ Тонкие девичьи пальцы переби­ рают клавиши баяна. Льется неж­ ная, грустная мелодия старинного вальса «Березка». Кружатся пары. Звуки вальса сменяет задорная плясовая, но странное дело — и в ней, веселой, бесшабашной, чувст­ вуется какая-то затаенная грусть. Наверное, та самая, что, несмотря на всеобщее веселье, легкой тенью лежит на лице девушки, чьи паль­ цы бегали по клавишам. На плечи девушки опустились чьи-то руки. Баян умолк. — Грустно, Шура? Трудно рас­ ставаться? — говорила учительни­ ца Зоя Ивановна. — Новая жизнь... Какой она бу­ дет?— задумчиво ответила Шура. Девушка привыкла к своей Усман- ской школе-интернату для слепых детей. Здесь все к твоим услугам. Только учись! И все так привычно, знакомо... А какие хорошие, став­ шие за годы учебы совсем родными, учителя и друзья-сверстники. Прав­ да, лучшая подруга Шура Карану- зова тоже вместе с ней вступает в новую жизнь. Завтра им предстоит оставить все, что знакомо и дорого с детства. В Липецке их ждет но­ вый коллектив, уже не учащихся, а рабочих. Завтра начинается ее самостоятельная трудовая жизнь. ...Зрение Шура Сладкова потеря­ ла, когда ей не было еще и года. Ее память не сохранила ни ярких красок цветов, ни нежней зелени молодой листвы, ни блеска мерцаю­ щих звезд. Шуре не пришлось вос­ торгаться удивительной сменой кра­ сок при восходе или закате солн­ ца... Но она любит цветы, любит солнце, любит жизнь. И жить для нее— значит прежде всего ощущать удовлетворение от собственной щед­ рости, от того, что ты отдаешь людям лучшее, что в те­ бе есть. ...Обучить Ш уру операции прокол­ ки шайб на штам­ пе поручили Ма­ русе Шестаковой. Выслушав ее объ­ яснение, девушка ощупала деталь, штамп и разочарованно сказала: — Тут и учиться-то нечему. Подкладывай шайбы, да коли... — Сложного ничего нет,— согла­ силась Маруся,— но н уж ны сно­ ровка, умение. __ _ Шура не обратила внимания на эти предостережения. И за излиш­ нюю самоуверенность поплатилась в первый же свой трудовой день: не рассчитала движения, поспеши­ ла и поранила р уку- Зато потом была осторожнее. Рабочая жизнь оказалась и труд­ ной, и интересной. Девушку захва­ тили заботы, связанные с учебой, художественной самодеятельностью, спортом. Жизнь раскрывала перед ней новые возможности. На грусть не оставалось времени. Шура стала участницей большого хора, затем поступила в кр уж о к струнных и н ­ струментов. Но любознательной, пытливой Шуре уже мало тех знаний, что дала ей школа. И она поступила в вечернюю школу рабочей молодежи. Она хочет больше знать, больше уметь. Катастрофически не хватает времени. Работа, учеба, кр уж ки художественной самодеятельности, музыка — и почему в сутках толь­ ко 24 часа? Теперь Шуре уже поручили более сложные и ответственные опера­ ции. И работает она хорошо, добро­ совестно, нормы не только выпол­ няет, но и перевыполняет. Сейчас Шура готовится к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. По большому счету живет мужествен­ ная, жизнерадостная девушка. И жизнь улыбается ей. И. БОРИСОВИЧ Го во рят цифры В нашей стране до революции всего лишь 13,7 процента женщин были грамотными. За годы Советской власти образование получили десятки миллионов женщин. Более чем у 7 миллионов женщин выс­ шее и среднее специальное образование. Среди инженеров—31 про­ цент женщин, а среди юристов — 32 процента. Около 700 женщин члены Союза писателей СССР, 4.000—Союза журналистов, почти 2.500 — Союза архитекторов, свыше 200 — Союза композиторов. Более 37 процентов среди научных работников страны — жен­ щины. Почти 800 имеют ученое звание академика, члена-коррес- пондента Академии наук, профессора. Славные дочери 2. С е я т ь р а з у м н о е Каждый из нас, скол ько бы ему лет ни было, помнит свою лю бим ую учительницу. Кто-то благодарен преподавательнице литературы, раскрывшей ему кра­ соту р усского языка. Д р уго й ра­ ботает в области математики, .ре­ шает научные проблемы . Но и он не забыл, наверное, первую пятерку по арифметике, которую поставила ему в дневнике учи­ тельница. Как родная мать, про­ вожает она нас в большую жизнь. О кончена школа, получен аттестат зрелости, прощаясь с ней, мы снова чувствуем себя совсем маленькими, и нам еще учиться, учиться... «Здравствуйте, д е ти !»— этими словами вот уж е почти двадцать лет начинает свой трудовой день Нина Сергеевна Некрасова, пре­ подаватель биологии Липецкой восьмилетней ш колы № 16. Она такая же, как и большин­ ство наших учительниц, не один год проработавших в школе: скромная, подтянутая, на первый взгляд даже строгая. Лю бят ее ученики за те чудесные часы, когда она открывает перед ними тайны природы . Уж е сейчас м о ж но сказать, за что будут бла­ годарить Нину Сергеевну ее пи­ томцы, когда вырастут— за то, что научила самостоятельно думать, воспитала в них такие качества, как настойчивость, упорство. Классная комната, учебник да полузаброшенный пустырь за ш кольным зд а н и ем— вот и все «пособия», которы е были на ур о ­ ках биологии двенадцать лет на­ зад. В этом классе, на этом пу­ стыре ребята узнали чудодейст­ венную силу человеческих рук. Прошло несколько лет. Весной на бывшем пустыре цветут яблони, зеленею т ягодники. Вот уж е шесть лет ш кола получает бога­ тые урожаи плодов. «От наблюдений — к выводам» — под таким девизом строит свое преподавание Нина Сергеевна Некрасова. Готовых выводов и обобщений ее ученики не слы­ шат, до всего додумываю тся са­ ми. 45 минут урока — это углуб­ ленная работа для каж дого. — Когда я ухо ж у с урока, то знаю, что все дети усвоили но­ вый материал, — говорит Нина Сергеевна. Шестнадцатилетней девуш кой в суровый 1943 год пришла она впервые к первоклассникам и сказала: «Я научу вас читать, считать, писать. Вы будете гра­ мотными». Теперь, как и двадцать лет на­ зад, Нина Сергеевна говорит своим новым девочкам и маль­ чикам, которы е впервые прихо­ дят на ур о к биологии: «Я научу вас познавать мир. Я научу вас любить родн ую природу». Пят ь лет работ аю я н а Л и п е ц к о м т рак­ ториста. П о м н ю , к а к п р и ш л а с ю д а п осле ш ко л ы . Б о л ь ш о й ц е х п о р а з и л м е н я м н о ж е ­ ством р а зн о о б р а зн ы х ст анков. М аст ер л и н и и в к л а д ы ш е й , где м н е предст ояло работать, прочит ав н а п р а в л е - - н ие, с к а за л : — Н у вот и начинает ­ ся твоя н о в а я ж и з н ь . У н а с в це хе, кот о­ р ы й теперь назы вает ся т ракт орный № 3, с л о ­ ж и л с я зам ечат ельны й, д р у ж н ы й ко лле кт и в. Состоит о н в о с н о в ­ н о м и з м о л о д е ж и . П о с л е X X I I съ е зд а парт ии, р е ш е н и я кот о­ ро го в ы зв а л и у в се х н е б ы в а л ы й п р и л и в эн е р ги и , ц е х н а ч а л со ­ ревноват ься за п р а в о назы ват ься ко л ле кт и­ в о м ко м м ун и ст и ч е ско ­ го т руда. И м ы г о р ­ д и м с я тем, что н а ш е ­ м у ц е х у п е р в о м у на Т р акт орн ом б ы л о п р и ­ сво е н о это почет ное зв а н и е . Вместе со с в о и м и н а 2 процент а. С н о в о й п о д р у г а м и я изгот ав- м е р о й т руда, ко т ор ую л и в а ю бим ет алличе- м ы са м и п р е д л о ж и л и , ски е в к л а д ы ш и д л я в це хе все у с п е ш н о т ракт орны х двигат е- сп равл яю т ся. Н а п р и - лей. М ы ст араем ся р а - м е р , у м е н я н о р м а ботать так, чтобы в ы - 1030 в к л а д ы ш е й , о б ы ч - пускат ь к а к м о ж н о н о ж е д е л а ю з а см е н у б о л ьш е дет алей, п р и ч е м 1600. А в к а н у н 8 т олько от личного к а ч е - март а в честь н а ш е го ' ства. М н о г и е м о и то- ж е н с к о г о п р а з д н и к а )' в а р и щ и вы пол няю т се- обработ ала 1840 вкл а ~ \ м и ч а с о в о е з а д а н и е за д ы ш е й . Н а м н о г о п е р е - шесть ча со в, а в с э к о - вы п о л н я ю т з а д а н и я н о м л е н н ы й ча с в ы д а - К а т к П е т р ухи н а , К л а - ют с в е р х п л а н о в ы е и з - в а Р у д н е в а , З и н а и д а Зот ова. В се ост аль -1 дел и л . Г о р я ч о б ы л п о д д е р ­ ж а н в це хе п о ч и н со - к о л ь с к и х т руболит ей­ щ и к о в , кот оры е н а ч а л и д в и ж е н и е за п е р е ­ смотр н о р м . М ы п р и ­ к и н у л и н а ш и в о з м о ж ­ ности, посм от рели, к а к и н а с к о л ь к о в ы п о л ­ н я е м н о р м ы , и п р и ш - н ы е т оже с к а ж д ы м д н е м ул уч ш а ю т с в о и п р о и зв о д ст в е н н ы е п о ­ казат ели. С к о р о в М о с к в е нач-, | нет с в о ю работ у В се ­ с о ю зн ы й съ е зд п р о ф ­ с о ю за р а б о ч и х м а ш и ­ ност роения. Я и зб р а н а делегат ом этого с ъ е зд - л и к в ы в о д у , что м о - , ^ ж е м и х повы сит ь. Т а к д а и о че н ь Ра д а ’ что и б ы л о сд е л а н о . Н а ш и м о и т оварищ и о к а з а л и п е р е д о вы е работ н ицы м н е такое д о в е р и е , обрат ились к а д м и н и - М. ПОПАДЬИН А , ) ст рации с п р о с ь б о й протяжница Липецко- увеличит ь сущ ест вую - го тракторного щ ие н о р м ы в ы рабо т ки завода, ч Го во рит цифр ы Женщины Советской страны участвуют в управлении государ­ ством. В Верховном Совете СССР 390 женщин, или 27 процентов депутатов. Это значительно превышает число женщин, избранных в парламенты капиталистических государств, вместе взятых. В конгрессе США всего лишь 17 женщин, а во французском Нацио­ нальном собрании и сенате — лишь 13. * * За героизм в боях на фронтах Великой Отечественной войны 76 женщинам присвоено звание Героя Советского Союза. Сотни ты­ сяч патриоток удостоены орденов и медалей за боевые заслуги. * ... * Велики заслуги женщин в труде. С 1918 года по 1 января 1962 года награждено орденами и медалями свыше 860 тысяч женщин, 2879 из них присвоего звание Героя Социалистического Труда. народа Нина Сергеевна удостоена по­ четного звания Заслуженной учи­ тельницы ш колы РСФСР. Она — депутат областного (промыш лен­ ного) Совета депутатов трудя­ щихся. Среди советских педагогов — большинство женщ ины. Они вы­ учили и воспитали м ного заме­ чательных людей, которым и го р ­ дится страна. В день полета пер­ вого советского космонавта Ю рия Гагарина второй женщ иной, ко ­ торая по-матерински волновалась и гордилась за него, была, ко ­ нечно, его первая учительница. И м ногие из тех, кто учил в ш коле Германа Титова, А н д рия­ на Николаева, Павла Поповича, Валентину Гаганову еще начина­ ют свое утро в ш кольном клас­ се словами «Здравствуйте, де­ ти!» Таких дней м ного в жизни учительницы. И как знать, м ожет быть, уж е звучит в стройном хо­ ре ответного приветствия голос будущ его космонавта, ученого, строителя. ...Тетради с кратким описанием лабораторных работ, гербарии, веселые зеленые ростки, которы е пробиваются из ящика с землей в январе,— это первые детские самостоятельные шаги в науку. Придет время, и м ногие из ее учеников — мальчиков и девочек в ш кольной ф орме пойдут даль­ ше, Наверное, такой ж е влюблен­ ный в свою работу педагог, как Нина Сергеевна Некрасова, воЪ- питал и Розу Гончарову. Воз­ мож но, на уроках биологии про­ будился в ней будущий агроном. Вот уж е два года выпускница У сманского сельскохозяйственно­ го техникума Роза Гончарова тру­ дится бригад иром -озощ евод ом в Больш е-Кузьминском отделении совхоза «Липецкий». В руках у м олодого специали­ ста большое дело. Ее бригада выращивает самые дешевые во всем совхозе овощи: капусту, по­ мидоры , огурцы . В эти предве­ сенние дни бригада готовит пар- надевает она исходившие не один^ километр сапоги и спешит в свою бригаду. Но с город ским асфальтом Ро­ за скоро встретится, когд а по­ едет в М ичуринск, в институт, где она учится на биологическом факультете. никовое хозяйство к ро начнут высевать семена рассады. Под началом у бригадира больше пол с о т н и о в ощеводов, и за каж дого она в отве­ те. Деловитая и тре­ бовательная, Р о з а всегда находит нуж ­ ное слово, если на­ до, умеет и остро поддеть лентяя, и ободрить, п о д д е р ­ жать человека, по­ павшего в беду. Не­ даром, сельская мо­ лодежь избрала ее своим ком сом о л ь- ским вожаком. Как ни полна и ин­ тересна ж изнь моло­ дого специалиста, но Роза Гончарова за­ глядывает в свой зав­ трашний день. Свое будущее она не мыс­ лит без новых зна­ ний, без дальнейшей учебы. Лежат где-то в че­ модане модные ту­ фельки: забыла про них хозяйка. Чуть за­ брезж ит рассвет — весне. С ко- На снимках: вверху -4 учитель­ ница 16-й средней школы Липец­ ка Нина Сергеевна Некрасова на занятиях с юннатами, внизу — бригадир-овощевод Роза Гонча­ рова. Фото Л . Черкашина и Ю. Клюева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz