Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

ЙО октября 1962 г., № 248 (2532) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я А 10 МИЛЛИОНОВ ЛЕКЦИЙ Б е с ед а с а к а д е м и к о м Н . Н . Семеновым , пред сед ат ел ем правления В сесою зного общ ест ва по р аспрост ранению полит ичес ки х и научны х знаний Минул первый год борьбы партии и советского народа за претворение в жизнь великой Программы раз­ вернутого строительства коммуниз­ ма. Воодушевленный решениями XXI! съезда КПСС, наш народ ус­ пешно берет все новые рубежи. Прошел только год, а какие из­ менения произошли в нашей стра­ не! Радостно сознавать, что в успе­ хах социалистического строительст­ ва есть частица и нашего скромного труда — пропагандистов, лекторов- общественников, которые призваны помогать партии донести до сердца и разума каждого советского чело­ века решения съезда, великие идеи Программы КПСС! С октября 1961 года по июнь ны­ нешнего пропагандистами Общества прочитано свыше 10 миллионов лек­ ций, издано большое количество брошюр и методических материа­ лов. Только по проблемам комму­ нистического строительства изда­ тельство «Знание» выпустило 139 названий брошюр общим тиражом более 6 миллионов экземпляров. Опираясь на указания партии по вопросам идеологии, мы стараемся улучшать содержание лекций, де­ лать пропаганду более конкретной. Ведь именно от высокого качества пропаганды, от прочной связи ее с жизнью зависит то, что нам нужнее всего — действенность, влияние на производственную деятельность. Строить коммунизм — это значит также воспитывать каждого челове­ ка, воспитывать так, чтобы он не только был способен возводить фабрики и заводы — для этого у не­ го есть и силы, и техника, и высо­ кий ум,— но, чтобы его двигала к этой цели коммунистическая созна­ тельность, непреклонная убежден­ ность в решительной и окончатель­ ной победе дела коммунизма. От­ сюда вытекает наша первоочеред­ ная задача — дойти до каждого тру­ женика, до каждого гражданина страны Советов со словами полити­ ческой прапаганды. И действитель­ но, свыше 60 процентов всех прочи­ танных лекций и бесед — это вы­ ступления наших историков, филосо­ фов, атеистов, международников. Но мы не имеем права упускать из виду и пропаганду тех отраслей зна­ ний, которые служат повышению де­ ловой, производственной квалифи­ кации рабочих и колхозников. 640 тысяч лекций по политэконо­ мии и конкретной экономике, 2 мил­ лиона 191 тысяча лекций на сель­ скохозяйственные и естественно-на­ учные темы и около 550 тысяч лек­ ций по научно-техническим вопро­ сам— таков итог работы наших лек­ торов только за девять месяцев. С лекциями и беседами по проблемам коммунистического строительства в центральных лекториях Всесоюзного и республиканских обществ высту­ пали делегаты XXII съезда КПСС, видные ученые, советские и хозяй­ ственные работники. Активно участ­ вуют в этом важном деле академи­ ки А. И. Берг и Д. И. Щербаков, ленинградцы — делегаты съезда пар­ тии академик Б. П. Константинов и член-корреспондент Академии ме­ дицинских наук СССР лауреат Ле­ нинской премии ф. Г. Углов, одес­ ский учитель А. В. Бардынин и ин­ женер Ново-Краматорского завода А. И. Журило и многие другие. Задачи, поставленные XXII съез­ дом, требуют от организаций Обще­ ства новых форм пропаганды. В пропаганде экономических знаний все шире используется такая, на наш взгляд, действенная форма, как экономические и научно-производ­ ственные конференции. Очень цен­ но, что они стали проводиться не­ посредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Жизнь показывает, что там, где хо. рошо поставлена пропаганда пере­ дового опыта, результаты имеются налицо. В качестве иллюстрации можно сослаться на замечательный пример, который показали ученые, специалисты и передовики сельско­ го хозяйства Оренбургской области. Их конкретная пропаганда помогла внедрению в колхозах и совхозах ранней глубокой и выровненной зя­ би, а также развитию перспективных отраслей животноводства. И мы все стали свидетелями успехов орен­ буржцев. К сожалению, такая результатив­ ная работа ведется далеко не вез­ де. В ряде случаев наша пропаган­ да бывает слаба в смысле воздей­ ствия на массы. Мало еще читается лекций, посвященных формирова­ нию коммунистического мировоз­ зрения. Огромное значение в этом име­ ют выступления Героя Социалисти­ ческого Труда колхозной звеньевой Н. Г. Заглады и депутата Верховно­ го Совета РСФСР ленинградского фрезеровщика И. Д. Леонова. Они подняли в печати вопрос об отно­ шении рядовых тружеников к прак­ тическим делам коммунистического строительства, об отношении к соб­ ственности и к труду. Именно под этим углом зрения нам надо под­ ходить к пропаганде морального ко­ декса строителя коммунизма. В активной пропаганде идей XXII съезда наши лекторы видят не толь­ ко патриотический, но также и свой интернациональный долг. В нынеш­ нем году ученые и общественные деятели Москвы, Ленинграда и мно­ гих союзных республик побывали в 13 странах, в том числе пяти капи­ талистических, где они выступали с лекциями и беседами по различным проблемам коммунистического стро­ ительства. Всесоюзное общество по распро­ странению политических и научнь.х знаний объединяет большой отряд гететекегй ■интеллигенции — 1 мил­ лион 200 тысяч человек. Интересы коммунистического строительства требуют от нас, чтобы идейное воз­ действие на массы было системати­ ческим, чтобы оно охватывало все слои населения и каждого челове- ка. Дело теперь за нами. Нашим девизом должны стать слова Н. С. Хрущева, сказанные им в отчетном докладе на XXII съезде партии: «Коммунизм дает знания всем; в знаниях масс, в их высокой культу­ ре он черпает силы и уверенность для успешного движения вперед!» Когда крановщик управления «Коксохиммонтаж» комсомолец Виктор Шмелев поднимается на свой башенный кран, его сердце наполняется гордостью: вместе с монтажниками-верхолазами и ра­ бочими других профессий он ак­ тивно участвует в строительстве Новолипецкого завода. На снимке: Виктор Шмелев. Фото И. Александрова. В шкодах сейчас широко применяет­ ся в педагогиче­ ских целях произ­ водительный труд учащихся. Но не везде он организуется удовле­ творительно. Главным недостатком является отсутствие связи между трудом и учебой, между тем. что делает ученик и что он изучает. Работы, имеющие случайный ха­ рактер, идут сами по себе, учеба сама по себе. Такой труд, оторван­ ный от обучения, существенной роли в воспитании подрастающего поколения играть не может. Необ­ ходимо подлинное соединение про­ изводительного труда с обучением, их взаимопроникновение, взаимо­ действие. Связь изучаемого программного материала с трудом возможна во всех классах. В начальных — де­ ти учатся применять получаемые знания, прежде всего, в своем учеб­ ном труде. В 5— 8 классах осуще­ ствляется преимущественно связь биологии с трудом на пришкольном участке, в учхозе, колхозе, совхо­ зе, по физике и математике — в мастерских. В 9 и последующих классах школьники трудятся, кро­ ме этого, на предприятиях. Рассмотрим некоторые примеры. Небольшое, но интересное по сво­ им целям задание было дано вось­ миклассникам Липецкой средней школы № 1 (учительница Р. К. Мелихова). Во время сельскохозяй­ ственных работ в совхозе они должны были сравнить состояние посевов различных культур на воз- Учеба, труд, творчество м м г а вышенности и на низких местах, узнать, какие культуры там разме­ щены и почему, выяснить влияние густоты посева, качества почзы, удобрений и подкормки на развитие растений. В дальнейшем результаты сель­ скохозяйственных работ исполь­ зовались при изучении тем: «Взаи­ мосвязь организма со средой», «Внутривидовая борьба», «Межви­ довая борьба». В Липецкой средней школе № 1 0 применение знаний организуется в * процессе обучения \ на Тракторном за- | воде. Преподавате- } ли Е. Г. Тивин, С. А. Артюшин, на­ блюдая за рабо­ той учащихся, си­ стематически бе- седуют с ними. Например, учени­ кам 9 класса, работавшим на сбор­ ке коленчатого вала, были постав­ лены такие вопросы: «Каково на­ значение вкладышей коленчатого вала?», «Как коленчатый вал вы­ полняет работу?», «Проявление ка­ ких законов физики можно наблю­ дать в его работе?». В прошлом учебном году школь­ ники трудились на рабочих местах по нри-четьгре недели. По исте­ чении этого срока каждый ученик должен был написать отчет с опи­ Система народного обра­ зования строится таким об­ разом, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно свя­ заны с жизнью, с произво­ дительным трудом... (Из Программы КПСС). С Е Л Ь С К О Й технические М 0 Л 0 Д Е Ж И - специальности На прошедшем недавно втором пленуме обкома ДОСААФ были под­ ведены итоги работы оборонной ор­ ганизации области за три квартала нынешнего года. Докладчик — за­ меститель председателя обкома ДОСААФ т. Глушенко обстоятельно рассказал, как выполняют городские, районные и первичные организации Общества решения V Всесоюзного съезда ДОСААФ. За девять месяцев в кружках и клубах патриотическою Общества обучены техническим спе­ циальностям тысячи юношей и де­ вушек, в ряде мест налажена работа новых кружков по подготовке шо­ феров и электриков, мотоциклистов и авиамоделистов. Докладчик под­ робно рассказал участникам пленума о работе организаций Общества. К сожалению, в докладе лишь мимохо­ дом упоминалась деятельность сель­ ских первичных организаций. Запом­ нилась фраза т. Глущенко о том, что за три квартала нынешнего года оборонные кружки не подготовили для колхозов и совхозов области ни одного комбайнера. И это не слу­ чайно. Областной комитет ДОСААФ больше заботится об организация подготовки технических кадров в го­ родах, чем в селах. В сентябре Ц К ДОСААФ обсудил вопрос об участии организации ДОСААФ Российской Федерации в выполнении постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР «Об организации Заметки с пленума областного комитета Д О С А А Ф всеобщего обучения колхозников, ра­ бочих и служащих совхозов механи­ заторским специальностям». ЦК ДОСААФ обязал областные, город­ ские, районные и первичные органи­ зации колхозов и совхозов Общест­ ва принять самое активное участие в выполнении этого постановления. Прошло больше месяца. На пороге зима — самое удобное время для проведения теоретических занятий с будущими трактористами, комбайне­ рами, шоферами и электриками. Что сделал областной комитет ДОСААФ, чтобы организовать поход за техни­ ческий всеобуч на селе? Пока еше очень и очень мало. В ряде рай­ онных и первичных организаций настали ждать указаний и инструк­ ций «сверху», а приступили к орга­ низации курсов и кружков в колхо­ зах и совхозах. Так, члены оборон­ ного общества Казацкого крахмало­ паточного комбината, где первичной организацией на протяжении послед­ них лет умело руководит т. Добрин, побывали в подшефном колхозе «Искра», посоветовались с руководи­ телями хозяйства, какие специалисты особенно нужны артели и договори- «111ИШ11Ш |!Ш111111Ш |||||||||1||1Ш11111|1111||||1Ш111ШШНННШ111Ш»тт111Ш11ШШ1|111Ш111111|||||||1|||1М||!и||1Н1Ш11Ш1т1'*11||||||1|||Ш1||и|||| , В з г л я д в б у д у щ е е Человек с глубокой древности ле­ леял надежду, что он не одинок в мировом пространстве, что в бес­ предельных просторах космоса, на других небесных телах обитают жи ­ вые мыслящие существа, с которы­ ми мы так или иначе можем всту­ пить в общение. Сейчас проблема о внеземной жизни приобретает реальное, прак тическое значение. Перед нами воз­ никает задача, хотя бы в общих чер­ тах, заранее представить себе, какие мы можем встретить проявления жизни на Луне и других планетах Солнечной системы. Наши суждения о возможности внеземной жизни, о ее конкретных формах на том или ином небесном теле будут достаточно обоснованы только в том случае, если мы смо­ жем представить себе ход развития этого тела. Ведь возникновение жиз­ ни является неотъемлемой состав ной частью этого развития. На Земле жизнь возникла не слу­ чайно, а вполне закономерно, в про­ цессе постепенного усложнения у г­ леродистых соединений на поверх­ ности нашей планеты. Мы можем установить три основ­ ных этапа такого усложнения. Это, во-первых, возникновение наиболее примитивных органических веществ — углеводородов (соединений угле-, рода и^ водорода) и цианидов (сое­ динений углерода и азота), а также их ближайших производных. Во-вто­ рых, дальнейшее усложнение этих соединений, связанное с увеличением их молекул, объединением мелких молекул в крупные в водах первич­ ных морей и океанов (образование так называемого первичного, еще безжизненного, «бульона»). В-тре­ тьих, формирование в «бульоне» многомолекулярных комплексов, по­ служивших исходными системами для образования первичных прими­ тивных организмов. Эти организмы и дали начало для всего развития жизни на нашей планете. Первый этап эволюции углероди­ стых соединений исключительно ши­ роко распространен во вселенной. Мы обнаруживаем соединения у г ­ лерода с водородом или азотом на самых разнообразных, почти всех доступных исследованию небесных объектах: на поверхности звезд, в частности, на поверхности нашего Солнца,^ в холодных облаках меж­ звездной газово-пылевой материи, на планетах Солнечной системы, в ядрах и хвостах комет и, наконец, в I | В мире науки прилетающих к нам на!' Землю из межпланетного пространства метео­ ритах. Подавляющее большинство этих объектов развивалось и раз­ вивается совершенно другими путя­ ми, чем наша планета, но исходная стадия эволюции углеродистых сое­ динений свойственна им всем. Та­ ким образом, углеродистый «мате­ риал», необходимый для возникно­ вения жизни, подобной земной, имеется повсюду. Вопрос сводится только к тому, как этот «материал» эволюционировал дальше на том или ином небесном объекте. Возможность осуществления вто­ рого из названных нами этапов — эволюции органических веществ — является уже несравненно более ог­ раниченной. На Земле этот этап протекал в услови­ ях водной среды, но мог осуществ­ ляться и иными путями. Уже бо­ лее ста лет тому назад в соста­ ве некоторых метеоритов (так на­ зываемых углистых хондритов) были обнаружены высокомолекуляр­ ные углеводороды типа горного- во­ ска, а также их кислородные и сер­ нистые производные. За последнее время исследование углистых хон­ дритов ведется очень интенсивно. Из них выделены сложные органические вещества, близкие к тем, которые можно обнаружить и в организмах. Однако многочисленные лаборатор­ ные опыты показывают, что эти ве­ щества могли образоваться здесь первично, независимо от жизни, как чисто химическая стадия превраще­ ния углеводородов. Представляют большой интерес недавно произведенные наблюдения над сезонными изменениями поляри­ зации и абсорбционными явлениями темных областей Марса. Некоторые ученые трактуют их как непосред­ ственное доказательство существо­ вания на этой планете высокомолй - кулярных (полимерных) органиче­ ских соединений. Высказываются также предполо­ жения и о существовании сложных органических, веществ на нашем спутнике — Луне. Они могли обра­ зоваться в начальные периоды ее существования, но, кроме того, должны были быть занесены на Л у ­ ну и падающими на нее метеорита­ ми. Есть предположение, что под внешним рыхлым слоем вулканиче­ ского пепла и метеоритной пыли, примерно на глубине 10 метров, на Луне находится слой сложных ор­ ганических веществ, мощность кото­ рого примерно равна 10 граммам на квадратный сантиметр поверхности. Трудно сказать, как мог осущест­ вляться третий, конечный этап эво­ люции органических веществ на пу­ ти к возникновению жизни на дру­ гих небесных телах. На нашей пла­ нете он, безусловно, требовал нали­ чия воды. При тех очень суровых условиях, которые существуют сей­ час, например, на Луне, этот про­ цесс был бы сильно затруднен. Однако некоторые исследователи высказывают предположение, что в отдаленные периоды своего сущест­ вования Луна могла обладать ат­ мосферой и даже ) водой. Тогда, по аналогии с Зем­ лей, на ней долж­ ны были возник­ нуть примитивные живые существа, которые затем ушли в глубину лун­ ной «почвы», где колебания темпера­ туры сравнительно невелики и где может в том или ином виде сохра­ ниться вода. За последнее время в научной ли­ тературе появился ряд сообщений об обнаружении в метеоритах—уг­ листых хондритах —структурных об­ разований, которые трактуются как остатки обитавших когда-то на ме­ теоритах организмов. Однако связь этих образований с жизнью еще нуждается в серьезном обосновании. Ведь известно, что не только орга­ нические вещества, но даже и об­ разованные из них структуры, иног­ да очень хорошо имитирующие жи ­ вые формы, возникают чисто мине­ ральным путем. Это весьма вероят­ но и в отношении метеоритов. С другой стороны, очень трудно обос­ новать с астрономической точки зре­ ния возможность возникновения па метеоритах живых существ. Единст­ венное предположение, которое вы­ сказывается иногда по этому поводу, состоит в том, что первоначально жизнь все-таки возникла на Земле, затем первичные организмы были сдуты с поверхности нашей планеты и теперь снова возвращаются к нам из космоса в виде остатков обита­ телей углистых хондритов. Но малая вероятность такого пути, пожалуй, не нуждается в обосновании... Трудно представить осуществление конечного этапа возникновения жиз­ ни и на Марсе при тех условиях, ко­ торые существуют сейчас на этой планете. Однако ученые допускают, что в начальные периоды своего развития Марс был богаче водой, чем сейчас. На нем находились водные пространства, и эволюция органиче­ ских веществ, совершаемая там по земному типу, привела к возникно­ вению жизни. Со временем физичес­ кие условия на Марсе и на Земле сильно разошлись. На Марсе проис­ ходила быстрая потеря воды. Поэто­ му дальнейшая эволюция организ­ мов была там иной, чем у нас на Земле. Скорее всего нынешняя жизнь на Марсе может быть пред­ ставлена низкоорганизованными ми­ кробами, способными существовать в отсутствии свободного кислорода, который не обнаружен в атмосфере Марса. В атмосфере этой планеты очень мало и паров воды. Но в течение ночи они могут сгущаться в жид ­ кость на поверхности марсианской «почвы» и, таким образом, создавать среду для обитания примитивных жи ­ вых существ. Конечно, низкие темпе­ ратуры, отсутствие кислорода, малое количество воды, мощное ультрафио­ летовое излучение поставили бы серь­ езные преграды для существования на Марсе любых земных организмов. Однако способность живых существ к приспособлению очень высока. А это делает возможным предположе­ ние, что жизнь, возникнув на Марсе, была в состоянии развиться и даль­ ше в тех исключительно суровых ус­ ловиях, которые существуют на этой планете сейчас. Конечно, все высказанные здесь соображения являются пока только более или менее вероятными догад­ ками. Эра космических межпланет­ ных путешествий, в которую мы вступаем, открывает перед биологи­ ей — наукой о жизни — новые, не­ обозримые перспективы. Она сулит нам познание жизни и путей ее раз­ вития, отличных от земных. Сейчас мы знаем жизнь только, так сказать, в «единственном экземпляре», жизнь, возникшую и развивавшуюся в строго определенных условиях Зем­ ли. Познание «иной» жизни позво­ лит нам судить о том, что в нашей земной жизни является обязатель­ ным, а что, до известной степени, случайным. Вместе с тем, исследуя внеземную жизнь и пути ее разви­ тия, мы можем реально заглянуть не только в наше прошлое, но даже и в будущее. Академик Александр ОПАРИН . (А П Н ) . лись об организации курсов по под­ готовке трактористов и комбайнеров. С конкретным планом по подго­ товке технических специалистов для колхозов и совхозов Измалковского района выступил на пленуме пред­ седатель райкома ДОСААФ т. Па­ нов. При мастерских районного от­ деления «Сельхозтехника» намечено подготовить 85 трактористов. Кроме того, механизаторским специальнос­ тям будут обучаться непосредствен­ но в хозяйствах 65 рабочих совхозов «Измалковский», «Пролетарий» и 25 колхозников артели имени Дзержин­ ского. Тов. Панов посоветовал­ ся с председателями первичных ор­ ганизаций мастерских районного от­ деления «Сельхозтехника». Вместе подумали, как помочь хозяйствам в подготовке комбайнеров. За зимний период на курсах при мастерских «Сельхозтехники» решено подгото­ вить 30 комбайнеров. Справедливым был упрек обкому ДОСААФ со стороны т. Панова за слабую помощь сельскому райкому ДОСААФ в организации курсов шо­ феров. Выпускники старших классов Оберецкой и Никольской средних школ завершили курс подготовки шоферов в этом году, но принять экзамен у них было некому. Не раз дирекция школы и председатель райкома ДОСААФ обращались в об­ ком ДОСААФ принять экзамены у школьников, но безрезультатно. С каждым годом все больше но­ вых тракторов, комбайнов и других машин поступает в хозяйства нашей области. Электричество прочно вхо­ дит в жизнь колхозных и совхозных сел. Поэтому подготовка тракторис­ тов, комбайнеров, шоферов и элект­ риков для колхозов и совхозов ■— важное общегосударственное дело. Г. КО Л ЕНЧ У К . В р а з л и ч н ы е с т р а н ы м и*р а Более 40 тысяч тонн семян пше­ ницы, кукурузы, подсолнечника, кле­ вера и других культур, а также свыше 12 миллионов черенков вино­ града продано в этом году Всесоюз­ ным объединением «Экспортхлеб» в различные страны мира. Общая сумма поставок втрое выше, чем за весь 1958 год. Сергей Иванович Гончаров — ■ электросварщик автотранспо р т- ной конторы № 3 совнархоза — не только добросовестный труже­ ник, но и активный рационализа­ тор и изобретатель. Недавно он изготовил сконструированный им самим передвижной электриче­ ский гайковерт. На снимке: С. И. Гончаров со своим изобретением. Фото Ю. Клюева. ' оанием технологического процесса и его научным обоснованием. Вот, например, отрывок из такого отчета ученицы 9 класса С. Чунихиной, которая работала на сборке термо­ стата. «...Действие термостата основано на законе физики: жидкость при нагревании расширяется, а при по­ нижении температуры сжимается. Этот закон мы можем проследить. При температуре воды в системе охлаждения до 60 градусо*в мембра­ на сжата и плотно прижимает основ­ ной клапан к его гнезду. Вспомога­ тельный клапан в действии, вода по­ ступает. минуя ра­ диатор. При нагре­ вании выше 60 градусов спирт в мембране сильно расширяет­ ся (спирт кипит при 78 гра­ дусах), давит на стенки, и мем­ брана воздействует на вспомога­ тельный клапан и на основной. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна, по которым во­ да поступает из рубашки охлаж­ дения к насосу, и вода идет уже через радиатор, где охлаждается. Как только температура воды в дви­ гателе снизится до 60 градусов, клапаны опять примут прежнее положение...». В Задонской средней школе № 1 особенно успешно связывается изучение физики и химии с тру­ дом при производстве электроутю­ гов (учитель основ производства А. Г. Шапиро). В частности, при никелировании утюга объясняется каждая операция. Например, утюг подвешивается под определенным углом. Знания учащихся о диффу­ зии газов в металле помогли по­ нять им необходимость этого: при наклонном подвешивании пузырьки водорода отрываются свободно. Установку номинального тока на деталь учащиеся определили само­ стоятельно, используя знания по математике и физике (полагается 0,5 ампера на один квадратный дециметр площади). А при вьгпол- К о р а б л ь , Этот корабль будет стоять веч­ но у Невской набережной, в Ле­ нинграде. Никогда не заработают его машины, не послышится .на его палубе голос боцманской дудки: «Все наверх! С якорей сниматься!» Сама история поставила крей­ сер на мертвые якоря. Имя крейсера — «Аврора». Это ко­ рабль-легенда, корабль-музей. Ежегодно на его палубу подни­ мается свыше ста пятидесяти ты­ сяч экскурсантов. Разные приходят на «Аврору» люди, по-разному знакомятся с кораблем. Пришли как-то на корабль французы. Несколько человек. Деловые люди, представители фирмы. Гости, как гости. Ходили, слу­ шали переводчика, смотрели. Вдруг один из них, седой старик, неожиданно сказал по-русски: — Боже, как все это давно бы­ ло... — Вы владеете русским язы­ ком?— удивился экскурсовод. — Да, конечно, ведь я рус­ ский,— ответил иностранец... И как-то неуверенно добавил: — Русский князь... Откровенно говоря, он совсем не походил на князя, как, впро­ чем, и на русского. И костюм, и прическа, и манеры казались чу­ жими. Князь даже говорил будто не по-русски, хотя и произносил русские слова. А бывает и так. Приходит жи­ тель Африки. Говорит на незна. * комом наречии, но его друже- 5 ская улыбка, его жесты делают | понятными непонятные слова. | Бывший русский князь внима- ♦ тельно разглядывал фотографии | матросов, которые в наши дни % стали учеными, офицерами Воен- $ но-Морского флота, инженерами, I заслуженными учителями. Поки. 4 дая крейсер, он театрально по- 4 махал рукой и сказал: пении про -! цесса обез- жиривани я учителю пришлось самому кратко рассказать об омылении жировых веществ органического происхож*1- вия. При этом учащиеся были пре­ дупреждены, что они должны бо­ лее основательно осмыслить этот процесс, когда будут изучать дан­ ный вопрос по химии. Такая же предупреждающая связь с Физикой осуществлена при включении вы­ прямителя. Ссылка в процессе тру­ да на основы наук значительно по­ вышает .интерес учащихся к изучен нито той или иной темы. Систематическая связь изучаемо­ го материала с трудом помогает бы­ стрее освоить специальность и стимулирует рационализаторскую мысль учащихся, дает возможность глубже познать сущность процесса, видеть его научную основу и при­ менять знания. Именно благодаря этому многие учащиеся 9 класса Липецкой средней школы № 10 вполне освоили работу на станках, а пять человек самостоятельно об­ служивали по два станка. В заводской средней школе № 1 были внесены учениками довольно ценные рационализаторские предло­ жения. Например, ученики 9 клас­ са принимали участие в конструи­ ровании механической пилы. Вик-, тор Чурсин внес предложение, ко­ торое дало основание квалифика­ ционной комиссии в конце года присвоить ему 4 разряд слесаря. При конструирований и сборке шлифовального станка ценнее пред­ ложение внесли Неверович и Лобов, Серьезного внимания заслужива­ ют предложения школьников Клев- повой, Медведских, Акиньшиной, Шабаниной. Есть основание полагать, что че­ рез два года, к моменту окончания школы, эти и многие другие юноши и девушки вполне овладеют твор­ ческим стилем работы. В. член нештатного совета по вопросам народного образова­ ния при редакции «Ленинско­ го знамени». с т а в ш и й ( л е г е н д о й - ** 1' .О*» .ЙЙЙЛ — Адье! А негр из Южной Африки, уходя с палубы корабля-музея, произнес, старательно выговари­ вая: — До сви-дания! Однажды, когда корабельный музей закончил свою работу, и сотрудники уже собирались ухо­ дить домой, на набережной, воз­ ле будки часового появились два человека. — Здравствуйте,— почти одно­ временно произнесли незнаком­ цы. | — Мы — чехи, инженеры. Бы- ^ ли в Москве, в командировке. $ Сегодня же улетаем... 1 Для убедительности один из ♦ них показал даже билет на са- X молет. X Другой, чуть постарше своего ♦ товарища, сказал: X — Поймите нас! Мечта каждо- 4 го чеха— поехать в Советский Союз. А здесь каждый чех дол­ жен обязательно посетить хотя бы два города — Москву и Ле­ нинград... И непременно попасть на «Аврору». Быть в Ленинграде и не видеть «Авроры»? Так нель- ^ зя! X Сотрудники музея вернулись на 4 корабль, открыли музей и стали 4 показывать гостям все, что их ин- ♦ тересовало... т ...По трапу поднимаются на ко- 4 рабль кубинцы и негры, корейцы X и вьетнамцы. Они молча ходят X по залам музея, рассматривают X экспонаты, осторожно касаются X шелка боевых знамен, они знаке- 4 мятся с историей социалистиче- 4 ской революции... «Аврора» плывет. Никаким яко­ рям не удержать ее. «Аврора» плывет по всему миру! Мурад МАМЕДОВ. (АПН ). < * » и « м ф * т ж н » н « ж и 4 « » « ( н ( * ж « н м 1 ш ж н м 4 * * * н ш * т м < » и « * *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz