Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
ЙО октября 1962 г., № 248 (2532) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я А 10 МИЛЛИОНОВ ЛЕКЦИЙ Б е с ед а с а к а д е м и к о м Н . Н . Семеновым , пред сед ат ел ем правления В сесою зного общ ест ва по р аспрост ранению полит ичес ки х и научны х знаний Минул первый год борьбы партии и советского народа за претворение в жизнь великой Программы раз вернутого строительства коммуниз ма. Воодушевленный решениями XXI! съезда КПСС, наш народ ус пешно берет все новые рубежи. Прошел только год, а какие из менения произошли в нашей стра не! Радостно сознавать, что в успе хах социалистического строительст ва есть частица и нашего скромного труда — пропагандистов, лекторов- общественников, которые призваны помогать партии донести до сердца и разума каждого советского чело века решения съезда, великие идеи Программы КПСС! С октября 1961 года по июнь ны нешнего пропагандистами Общества прочитано свыше 10 миллионов лек ций, издано большое количество брошюр и методических материа лов. Только по проблемам комму нистического строительства изда тельство «Знание» выпустило 139 названий брошюр общим тиражом более 6 миллионов экземпляров. Опираясь на указания партии по вопросам идеологии, мы стараемся улучшать содержание лекций, де лать пропаганду более конкретной. Ведь именно от высокого качества пропаганды, от прочной связи ее с жизнью зависит то, что нам нужнее всего — действенность, влияние на производственную деятельность. Строить коммунизм — это значит также воспитывать каждого челове ка, воспитывать так, чтобы он не только был способен возводить фабрики и заводы — для этого у не го есть и силы, и техника, и высо кий ум,— но, чтобы его двигала к этой цели коммунистическая созна тельность, непреклонная убежден ность в решительной и окончатель ной победе дела коммунизма. От сюда вытекает наша первоочеред ная задача — дойти до каждого тру женика, до каждого гражданина страны Советов со словами полити ческой прапаганды. И действитель но, свыше 60 процентов всех прочи танных лекций и бесед — это вы ступления наших историков, филосо фов, атеистов, международников. Но мы не имеем права упускать из виду и пропаганду тех отраслей зна ний, которые служат повышению де ловой, производственной квалифи кации рабочих и колхозников. 640 тысяч лекций по политэконо мии и конкретной экономике, 2 мил лиона 191 тысяча лекций на сель скохозяйственные и естественно-на учные темы и около 550 тысяч лек ций по научно-техническим вопро сам— таков итог работы наших лек торов только за девять месяцев. С лекциями и беседами по проблемам коммунистического строительства в центральных лекториях Всесоюзного и республиканских обществ высту пали делегаты XXII съезда КПСС, видные ученые, советские и хозяй ственные работники. Активно участ вуют в этом важном деле академи ки А. И. Берг и Д. И. Щербаков, ленинградцы — делегаты съезда пар тии академик Б. П. Константинов и член-корреспондент Академии ме дицинских наук СССР лауреат Ле нинской премии ф. Г. Углов, одес ский учитель А. В. Бардынин и ин женер Ново-Краматорского завода А. И. Журило и многие другие. Задачи, поставленные XXII съез дом, требуют от организаций Обще ства новых форм пропаганды. В пропаганде экономических знаний все шире используется такая, на наш взгляд, действенная форма, как экономические и научно-производ ственные конференции. Очень цен но, что они стали проводиться не посредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Жизнь показывает, что там, где хо. рошо поставлена пропаганда пере дового опыта, результаты имеются налицо. В качестве иллюстрации можно сослаться на замечательный пример, который показали ученые, специалисты и передовики сельско го хозяйства Оренбургской области. Их конкретная пропаганда помогла внедрению в колхозах и совхозах ранней глубокой и выровненной зя би, а также развитию перспективных отраслей животноводства. И мы все стали свидетелями успехов орен буржцев. К сожалению, такая результатив ная работа ведется далеко не вез де. В ряде случаев наша пропаган да бывает слаба в смысле воздей ствия на массы. Мало еще читается лекций, посвященных формирова нию коммунистического мировоз зрения. Огромное значение в этом име ют выступления Героя Социалисти ческого Труда колхозной звеньевой Н. Г. Заглады и депутата Верховно го Совета РСФСР ленинградского фрезеровщика И. Д. Леонова. Они подняли в печати вопрос об отно шении рядовых тружеников к прак тическим делам коммунистического строительства, об отношении к соб ственности и к труду. Именно под этим углом зрения нам надо под ходить к пропаганде морального ко декса строителя коммунизма. В активной пропаганде идей XXII съезда наши лекторы видят не толь ко патриотический, но также и свой интернациональный долг. В нынеш нем году ученые и общественные деятели Москвы, Ленинграда и мно гих союзных республик побывали в 13 странах, в том числе пяти капи талистических, где они выступали с лекциями и беседами по различным проблемам коммунистического стро ительства. Всесоюзное общество по распро странению политических и научнь.х знаний объединяет большой отряд гететекегй ■интеллигенции — 1 мил лион 200 тысяч человек. Интересы коммунистического строительства требуют от нас, чтобы идейное воз действие на массы было системати ческим, чтобы оно охватывало все слои населения и каждого челове- ка. Дело теперь за нами. Нашим девизом должны стать слова Н. С. Хрущева, сказанные им в отчетном докладе на XXII съезде партии: «Коммунизм дает знания всем; в знаниях масс, в их высокой культу ре он черпает силы и уверенность для успешного движения вперед!» Когда крановщик управления «Коксохиммонтаж» комсомолец Виктор Шмелев поднимается на свой башенный кран, его сердце наполняется гордостью: вместе с монтажниками-верхолазами и ра бочими других профессий он ак тивно участвует в строительстве Новолипецкого завода. На снимке: Виктор Шмелев. Фото И. Александрова. В шкодах сейчас широко применяет ся в педагогиче ских целях произ водительный труд учащихся. Но не везде он организуется удовле творительно. Главным недостатком является отсутствие связи между трудом и учебой, между тем. что делает ученик и что он изучает. Работы, имеющие случайный ха рактер, идут сами по себе, учеба сама по себе. Такой труд, оторван ный от обучения, существенной роли в воспитании подрастающего поколения играть не может. Необ ходимо подлинное соединение про изводительного труда с обучением, их взаимопроникновение, взаимо действие. Связь изучаемого программного материала с трудом возможна во всех классах. В начальных — де ти учатся применять получаемые знания, прежде всего, в своем учеб ном труде. В 5— 8 классах осуще ствляется преимущественно связь биологии с трудом на пришкольном участке, в учхозе, колхозе, совхо зе, по физике и математике — в мастерских. В 9 и последующих классах школьники трудятся, кро ме этого, на предприятиях. Рассмотрим некоторые примеры. Небольшое, но интересное по сво им целям задание было дано вось миклассникам Липецкой средней школы № 1 (учительница Р. К. Мелихова). Во время сельскохозяй ственных работ в совхозе они должны были сравнить состояние посевов различных культур на воз- Учеба, труд, творчество м м г а вышенности и на низких местах, узнать, какие культуры там разме щены и почему, выяснить влияние густоты посева, качества почзы, удобрений и подкормки на развитие растений. В дальнейшем результаты сель скохозяйственных работ исполь зовались при изучении тем: «Взаи мосвязь организма со средой», «Внутривидовая борьба», «Межви довая борьба». В Липецкой средней школе № 1 0 применение знаний организуется в * процессе обучения \ на Тракторном за- | воде. Преподавате- } ли Е. Г. Тивин, С. А. Артюшин, на блюдая за рабо той учащихся, си стематически бе- седуют с ними. Например, учени кам 9 класса, работавшим на сбор ке коленчатого вала, были постав лены такие вопросы: «Каково на значение вкладышей коленчатого вала?», «Как коленчатый вал вы полняет работу?», «Проявление ка ких законов физики можно наблю дать в его работе?». В прошлом учебном году школь ники трудились на рабочих местах по нри-четьгре недели. По исте чении этого срока каждый ученик должен был написать отчет с опи Система народного обра зования строится таким об разом, чтобы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно свя заны с жизнью, с произво дительным трудом... (Из Программы КПСС). С Е Л Ь С К О Й технические М 0 Л 0 Д Е Ж И - специальности На прошедшем недавно втором пленуме обкома ДОСААФ были под ведены итоги работы оборонной ор ганизации области за три квартала нынешнего года. Докладчик — за меститель председателя обкома ДОСААФ т. Глушенко обстоятельно рассказал, как выполняют городские, районные и первичные организации Общества решения V Всесоюзного съезда ДОСААФ. За девять месяцев в кружках и клубах патриотическою Общества обучены техническим спе циальностям тысячи юношей и де вушек, в ряде мест налажена работа новых кружков по подготовке шо феров и электриков, мотоциклистов и авиамоделистов. Докладчик под робно рассказал участникам пленума о работе организаций Общества. К сожалению, в докладе лишь мимохо дом упоминалась деятельность сель ских первичных организаций. Запом нилась фраза т. Глущенко о том, что за три квартала нынешнего года оборонные кружки не подготовили для колхозов и совхозов области ни одного комбайнера. И это не слу чайно. Областной комитет ДОСААФ больше заботится об организация подготовки технических кадров в го родах, чем в селах. В сентябре Ц К ДОСААФ обсудил вопрос об участии организации ДОСААФ Российской Федерации в выполнении постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР «Об организации Заметки с пленума областного комитета Д О С А А Ф всеобщего обучения колхозников, ра бочих и служащих совхозов механи заторским специальностям». ЦК ДОСААФ обязал областные, город ские, районные и первичные органи зации колхозов и совхозов Общест ва принять самое активное участие в выполнении этого постановления. Прошло больше месяца. На пороге зима — самое удобное время для проведения теоретических занятий с будущими трактористами, комбайне рами, шоферами и электриками. Что сделал областной комитет ДОСААФ, чтобы организовать поход за техни ческий всеобуч на селе? Пока еше очень и очень мало. В ряде рай онных и первичных организаций настали ждать указаний и инструк ций «сверху», а приступили к орга низации курсов и кружков в колхо зах и совхозах. Так, члены оборон ного общества Казацкого крахмало паточного комбината, где первичной организацией на протяжении послед них лет умело руководит т. Добрин, побывали в подшефном колхозе «Искра», посоветовались с руководи телями хозяйства, какие специалисты особенно нужны артели и договори- «111ИШ11Ш |!Ш111111Ш |||||||||1||1Ш11111|1111||||1Ш111ШШНННШ111Ш»тт111Ш11ШШ1|111Ш111111|||||||1|||1М||!и||1Н1Ш11Ш1т1'*11||||||1|||Ш1||и|||| , В з г л я д в б у д у щ е е Человек с глубокой древности ле леял надежду, что он не одинок в мировом пространстве, что в бес предельных просторах космоса, на других небесных телах обитают жи вые мыслящие существа, с которы ми мы так или иначе можем всту пить в общение. Сейчас проблема о внеземной жизни приобретает реальное, прак тическое значение. Перед нами воз никает задача, хотя бы в общих чер тах, заранее представить себе, какие мы можем встретить проявления жизни на Луне и других планетах Солнечной системы. Наши суждения о возможности внеземной жизни, о ее конкретных формах на том или ином небесном теле будут достаточно обоснованы только в том случае, если мы смо жем представить себе ход развития этого тела. Ведь возникновение жиз ни является неотъемлемой состав ной частью этого развития. На Земле жизнь возникла не слу чайно, а вполне закономерно, в про цессе постепенного усложнения у г леродистых соединений на поверх ности нашей планеты. Мы можем установить три основ ных этапа такого усложнения. Это, во-первых, возникновение наиболее примитивных органических веществ — углеводородов (соединений угле-, рода и^ водорода) и цианидов (сое динений углерода и азота), а также их ближайших производных. Во-вто рых, дальнейшее усложнение этих соединений, связанное с увеличением их молекул, объединением мелких молекул в крупные в водах первич ных морей и океанов (образование так называемого первичного, еще безжизненного, «бульона»). В-тре тьих, формирование в «бульоне» многомолекулярных комплексов, по служивших исходными системами для образования первичных прими тивных организмов. Эти организмы и дали начало для всего развития жизни на нашей планете. Первый этап эволюции углероди стых соединений исключительно ши роко распространен во вселенной. Мы обнаруживаем соединения у г лерода с водородом или азотом на самых разнообразных, почти всех доступных исследованию небесных объектах: на поверхности звезд, в частности, на поверхности нашего Солнца,^ в холодных облаках меж звездной газово-пылевой материи, на планетах Солнечной системы, в ядрах и хвостах комет и, наконец, в I | В мире науки прилетающих к нам на!' Землю из межпланетного пространства метео ритах. Подавляющее большинство этих объектов развивалось и раз вивается совершенно другими путя ми, чем наша планета, но исходная стадия эволюции углеродистых сое динений свойственна им всем. Та ким образом, углеродистый «мате риал», необходимый для возникно вения жизни, подобной земной, имеется повсюду. Вопрос сводится только к тому, как этот «материал» эволюционировал дальше на том или ином небесном объекте. Возможность осуществления вто рого из названных нами этапов — эволюции органических веществ — является уже несравненно более ог раниченной. На Земле этот этап протекал в услови ях водной среды, но мог осуществ ляться и иными путями. Уже бо лее ста лет тому назад в соста ве некоторых метеоритов (так на зываемых углистых хондритов) были обнаружены высокомолекуляр ные углеводороды типа горного- во ска, а также их кислородные и сер нистые производные. За последнее время исследование углистых хон дритов ведется очень интенсивно. Из них выделены сложные органические вещества, близкие к тем, которые можно обнаружить и в организмах. Однако многочисленные лаборатор ные опыты показывают, что эти ве щества могли образоваться здесь первично, независимо от жизни, как чисто химическая стадия превраще ния углеводородов. Представляют большой интерес недавно произведенные наблюдения над сезонными изменениями поляри зации и абсорбционными явлениями темных областей Марса. Некоторые ученые трактуют их как непосред ственное доказательство существо вания на этой планете высокомолй - кулярных (полимерных) органиче ских соединений. Высказываются также предполо жения и о существовании сложных органических, веществ на нашем спутнике — Луне. Они могли обра зоваться в начальные периоды ее существования, но, кроме того, должны были быть занесены на Л у ну и падающими на нее метеорита ми. Есть предположение, что под внешним рыхлым слоем вулканиче ского пепла и метеоритной пыли, примерно на глубине 10 метров, на Луне находится слой сложных ор ганических веществ, мощность кото рого примерно равна 10 граммам на квадратный сантиметр поверхности. Трудно сказать, как мог осущест вляться третий, конечный этап эво люции органических веществ на пу ти к возникновению жизни на дру гих небесных телах. На нашей пла нете он, безусловно, требовал нали чия воды. При тех очень суровых условиях, которые существуют сей час, например, на Луне, этот про цесс был бы сильно затруднен. Однако некоторые исследователи высказывают предположение, что в отдаленные периоды своего сущест вования Луна могла обладать ат мосферой и даже ) водой. Тогда, по аналогии с Зем лей, на ней долж ны были возник нуть примитивные живые существа, которые затем ушли в глубину лун ной «почвы», где колебания темпера туры сравнительно невелики и где может в том или ином виде сохра ниться вода. За последнее время в научной ли тературе появился ряд сообщений об обнаружении в метеоритах—уг листых хондритах —структурных об разований, которые трактуются как остатки обитавших когда-то на ме теоритах организмов. Однако связь этих образований с жизнью еще нуждается в серьезном обосновании. Ведь известно, что не только орга нические вещества, но даже и об разованные из них структуры, иног да очень хорошо имитирующие жи вые формы, возникают чисто мине ральным путем. Это весьма вероят но и в отношении метеоритов. С другой стороны, очень трудно обос новать с астрономической точки зре ния возможность возникновения па метеоритах живых существ. Единст венное предположение, которое вы сказывается иногда по этому поводу, состоит в том, что первоначально жизнь все-таки возникла на Земле, затем первичные организмы были сдуты с поверхности нашей планеты и теперь снова возвращаются к нам из космоса в виде остатков обита телей углистых хондритов. Но малая вероятность такого пути, пожалуй, не нуждается в обосновании... Трудно представить осуществление конечного этапа возникновения жиз ни и на Марсе при тех условиях, ко торые существуют сейчас на этой планете. Однако ученые допускают, что в начальные периоды своего развития Марс был богаче водой, чем сейчас. На нем находились водные пространства, и эволюция органиче ских веществ, совершаемая там по земному типу, привела к возникно вению жизни. Со временем физичес кие условия на Марсе и на Земле сильно разошлись. На Марсе проис ходила быстрая потеря воды. Поэто му дальнейшая эволюция организ мов была там иной, чем у нас на Земле. Скорее всего нынешняя жизнь на Марсе может быть пред ставлена низкоорганизованными ми кробами, способными существовать в отсутствии свободного кислорода, который не обнаружен в атмосфере Марса. В атмосфере этой планеты очень мало и паров воды. Но в течение ночи они могут сгущаться в жид кость на поверхности марсианской «почвы» и, таким образом, создавать среду для обитания примитивных жи вых существ. Конечно, низкие темпе ратуры, отсутствие кислорода, малое количество воды, мощное ультрафио летовое излучение поставили бы серь езные преграды для существования на Марсе любых земных организмов. Однако способность живых существ к приспособлению очень высока. А это делает возможным предположе ние, что жизнь, возникнув на Марсе, была в состоянии развиться и даль ше в тех исключительно суровых ус ловиях, которые существуют на этой планете сейчас. Конечно, все высказанные здесь соображения являются пока только более или менее вероятными догад ками. Эра космических межпланет ных путешествий, в которую мы вступаем, открывает перед биологи ей — наукой о жизни — новые, не обозримые перспективы. Она сулит нам познание жизни и путей ее раз вития, отличных от земных. Сейчас мы знаем жизнь только, так сказать, в «единственном экземпляре», жизнь, возникшую и развивавшуюся в строго определенных условиях Зем ли. Познание «иной» жизни позво лит нам судить о том, что в нашей земной жизни является обязатель ным, а что, до известной степени, случайным. Вместе с тем, исследуя внеземную жизнь и пути ее разви тия, мы можем реально заглянуть не только в наше прошлое, но даже и в будущее. Академик Александр ОПАРИН . (А П Н ) . лись об организации курсов по под готовке трактористов и комбайнеров. С конкретным планом по подго товке технических специалистов для колхозов и совхозов Измалковского района выступил на пленуме пред седатель райкома ДОСААФ т. Па нов. При мастерских районного от деления «Сельхозтехника» намечено подготовить 85 трактористов. Кроме того, механизаторским специальнос тям будут обучаться непосредствен но в хозяйствах 65 рабочих совхозов «Измалковский», «Пролетарий» и 25 колхозников артели имени Дзержин ского. Тов. Панов посоветовал ся с председателями первичных ор ганизаций мастерских районного от деления «Сельхозтехника». Вместе подумали, как помочь хозяйствам в подготовке комбайнеров. За зимний период на курсах при мастерских «Сельхозтехники» решено подгото вить 30 комбайнеров. Справедливым был упрек обкому ДОСААФ со стороны т. Панова за слабую помощь сельскому райкому ДОСААФ в организации курсов шо феров. Выпускники старших классов Оберецкой и Никольской средних школ завершили курс подготовки шоферов в этом году, но принять экзамен у них было некому. Не раз дирекция школы и председатель райкома ДОСААФ обращались в об ком ДОСААФ принять экзамены у школьников, но безрезультатно. С каждым годом все больше но вых тракторов, комбайнов и других машин поступает в хозяйства нашей области. Электричество прочно вхо дит в жизнь колхозных и совхозных сел. Поэтому подготовка тракторис тов, комбайнеров, шоферов и элект риков для колхозов и совхозов ■— важное общегосударственное дело. Г. КО Л ЕНЧ У К . В р а з л и ч н ы е с т р а н ы м и*р а Более 40 тысяч тонн семян пше ницы, кукурузы, подсолнечника, кле вера и других культур, а также свыше 12 миллионов черенков вино града продано в этом году Всесоюз ным объединением «Экспортхлеб» в различные страны мира. Общая сумма поставок втрое выше, чем за весь 1958 год. Сергей Иванович Гончаров — ■ электросварщик автотранспо р т- ной конторы № 3 совнархоза — не только добросовестный труже ник, но и активный рационализа тор и изобретатель. Недавно он изготовил сконструированный им самим передвижной электриче ский гайковерт. На снимке: С. И. Гончаров со своим изобретением. Фото Ю. Клюева. ' оанием технологического процесса и его научным обоснованием. Вот, например, отрывок из такого отчета ученицы 9 класса С. Чунихиной, которая работала на сборке термо стата. «...Действие термостата основано на законе физики: жидкость при нагревании расширяется, а при по нижении температуры сжимается. Этот закон мы можем проследить. При температуре воды в системе охлаждения до 60 градусо*в мембра на сжата и плотно прижимает основ ной клапан к его гнезду. Вспомога тельный клапан в действии, вода по ступает. минуя ра диатор. При нагре вании выше 60 градусов спирт в мембране сильно расширяет ся (спирт кипит при 78 гра дусах), давит на стенки, и мем брана воздействует на вспомога тельный клапан и на основной. При этом вспомогательный клапан перекрывает окна, по которым во да поступает из рубашки охлаж дения к насосу, и вода идет уже через радиатор, где охлаждается. Как только температура воды в дви гателе снизится до 60 градусов, клапаны опять примут прежнее положение...». В Задонской средней школе № 1 особенно успешно связывается изучение физики и химии с тру дом при производстве электроутю гов (учитель основ производства А. Г. Шапиро). В частности, при никелировании утюга объясняется каждая операция. Например, утюг подвешивается под определенным углом. Знания учащихся о диффу зии газов в металле помогли по нять им необходимость этого: при наклонном подвешивании пузырьки водорода отрываются свободно. Установку номинального тока на деталь учащиеся определили само стоятельно, используя знания по математике и физике (полагается 0,5 ампера на один квадратный дециметр площади). А при вьгпол- К о р а б л ь , Этот корабль будет стоять веч но у Невской набережной, в Ле нинграде. Никогда не заработают его машины, не послышится .на его палубе голос боцманской дудки: «Все наверх! С якорей сниматься!» Сама история поставила крей сер на мертвые якоря. Имя крейсера — «Аврора». Это ко рабль-легенда, корабль-музей. Ежегодно на его палубу подни мается свыше ста пятидесяти ты сяч экскурсантов. Разные приходят на «Аврору» люди, по-разному знакомятся с кораблем. Пришли как-то на корабль французы. Несколько человек. Деловые люди, представители фирмы. Гости, как гости. Ходили, слу шали переводчика, смотрели. Вдруг один из них, седой старик, неожиданно сказал по-русски: — Боже, как все это давно бы ло... — Вы владеете русским язы ком?— удивился экскурсовод. — Да, конечно, ведь я рус ский,— ответил иностранец... И как-то неуверенно добавил: — Русский князь... Откровенно говоря, он совсем не походил на князя, как, впро чем, и на русского. И костюм, и прическа, и манеры казались чу жими. Князь даже говорил будто не по-русски, хотя и произносил русские слова. А бывает и так. Приходит жи тель Африки. Говорит на незна. * комом наречии, но его друже- 5 ская улыбка, его жесты делают | понятными непонятные слова. | Бывший русский князь внима- ♦ тельно разглядывал фотографии | матросов, которые в наши дни % стали учеными, офицерами Воен- $ но-Морского флота, инженерами, I заслуженными учителями. Поки. 4 дая крейсер, он театрально по- 4 махал рукой и сказал: пении про -! цесса обез- жиривани я учителю пришлось самому кратко рассказать об омылении жировых веществ органического происхож*1- вия. При этом учащиеся были пре дупреждены, что они должны бо лее основательно осмыслить этот процесс, когда будут изучать дан ный вопрос по химии. Такая же предупреждающая связь с Физикой осуществлена при включении вы прямителя. Ссылка в процессе тру да на основы наук значительно по вышает .интерес учащихся к изучен нито той или иной темы. Систематическая связь изучаемо го материала с трудом помогает бы стрее освоить специальность и стимулирует рационализаторскую мысль учащихся, дает возможность глубже познать сущность процесса, видеть его научную основу и при менять знания. Именно благодаря этому многие учащиеся 9 класса Липецкой средней школы № 10 вполне освоили работу на станках, а пять человек самостоятельно об служивали по два станка. В заводской средней школе № 1 были внесены учениками довольно ценные рационализаторские предло жения. Например, ученики 9 клас са принимали участие в конструи ровании механической пилы. Вик-, тор Чурсин внес предложение, ко торое дало основание квалифика ционной комиссии в конце года присвоить ему 4 разряд слесаря. При конструирований и сборке шлифовального станка ценнее пред ложение внесли Неверович и Лобов, Серьезного внимания заслужива ют предложения школьников Клев- повой, Медведских, Акиньшиной, Шабаниной. Есть основание полагать, что че рез два года, к моменту окончания школы, эти и многие другие юноши и девушки вполне овладеют твор ческим стилем работы. В. член нештатного совета по вопросам народного образова ния при редакции «Ленинско го знамени». с т а в ш и й ( л е г е н д о й - ** 1' .О*» .ЙЙЙЛ — Адье! А негр из Южной Африки, уходя с палубы корабля-музея, произнес, старательно выговари вая: — До сви-дания! Однажды, когда корабельный музей закончил свою работу, и сотрудники уже собирались ухо дить домой, на набережной, воз ле будки часового появились два человека. — Здравствуйте,— почти одно временно произнесли незнаком цы. | — Мы — чехи, инженеры. Бы- ^ ли в Москве, в командировке. $ Сегодня же улетаем... 1 Для убедительности один из ♦ них показал даже билет на са- X молет. X Другой, чуть постарше своего ♦ товарища, сказал: X — Поймите нас! Мечта каждо- 4 го чеха— поехать в Советский Союз. А здесь каждый чех дол жен обязательно посетить хотя бы два города — Москву и Ле нинград... И непременно попасть на «Аврору». Быть в Ленинграде и не видеть «Авроры»? Так нель- ^ зя! X Сотрудники музея вернулись на 4 корабль, открыли музей и стали 4 показывать гостям все, что их ин- ♦ тересовало... т ...По трапу поднимаются на ко- 4 рабль кубинцы и негры, корейцы X и вьетнамцы. Они молча ходят X по залам музея, рассматривают X экспонаты, осторожно касаются X шелка боевых знамен, они знаке- 4 мятся с историей социалистиче- 4 ской революции... «Аврора» плывет. Никаким яко рям не удержать ее. «Аврора» плывет по всему миру! Мурад МАМЕДОВ. (АПН ). < * » и « м ф * т ж н » н « ж и 4 « » « ( н ( * ж « н м 1 ш ж н м 4 * * * н ш * т м < » и « * *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz