Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
г Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 23 сентября 1962 г., Мг 225 С2509) О т ч е т ы и в ы б о р ы в п а р т и й н ы х о р г а н и з а ц и я х Штабу работать по-боевому! Промышленные предприятия Ли пецкого экономического района да ли Родине дополнительной продук ции почти на два миллиона рублей. Выпуск продукции в целом по сов нархозу возрос на 12,2 процента, а производительность труда — на 4.2 процента. Успешно выполняют ся в этом году и плановые показа тели по снижению себестоимости. В этих успехах есть доля труда работников совнархоза, коммуни стов . Об этом говорилось в докладе секретаря партбюро Д. Н. Чурсина, в выступлениях коммунистов на от четно-выборном собрании партий ной организации совнархоза. И все же коммунисты, выступа ющие в прениях, предъявили серь езные претензии к партийному бю ро. Они указывали, что если бы оно больше внимания уделяло совершен ствованию стиля работы аппарата, повышению ответственности каждо го за порученное дело, то успехи были бы значительно лучше. Нель зя снимать ответственности с ком мунистов. работающих в совнархо зе, за то. что 36 предприятий не выполнила плана семи месяцев и недодали стране продукции более чем на пять миллионов рублей. Тов. Бугаков остро критиковал начальников мясо-молочной и маши ностроительной промышленности коммунистов тт. Захарова и Мира- кова за некритическую оценку дея тельности подведомственных пред приятий. Важный вопрос о стиле руко водства. воспитании подчиненных. Повышении требовательности к ним поднял в своей речи главный инженер управления пищевой и легкой промышленности т. Шевчен ко. Он подчеркнул, что партбюро нерешительно борется с порочным методом руководства путем окрика и грубого администрирования, не требовательно относится к тем, кто кропотливую работу с людьми под меняет грубостью, приказаниями. Руководящие работники совнархоза тоже мирятся с такими методами, бытующими на отдельных предпри ятиях и стройках. В управлении строительства, например, известно, нто и. о. главного инженера «Д ор - строя» № 2 т. Пичахчи всячески унижает достоинство подчиненных, грубит им. но это считается в По рядке вещей,, V >— Уметь выслушать советы под чиненного. поддержать их инициа тиву. видеть большое в малом, по вышать требовательность к себе и другим— так должен поступать ком мунист - руководитель, — говорил т. Шевченко,—-Между тем, замести тель председателя совнархоза ком мунист т. Терехов не всегда при слушивается к советам работников, Ч И Т А Т Е Л Е Й С ТАЛО БО Л ЬШ Е «Книгу — в каждую семью!» Т а кое обязательство взяли на себя ра ботники Лев-Толстовской районной библиотеки. При помощи обществен, ности они провели большую работу среди жителей поселка по вовлече нию в число читателей. Сейчас количество читателей уве личилось в три раза. На обществен ных началах здесь создано 15 книж . ных передвижек. занимающих более низкие должно сти. Партийной организации и аппа рату совнархоза предстоит в бли жайшее время решить ряд важных вопросов. На них подробно останав ливался в своем выступлении пер вый заместитель председателя сов нархоза т. Малиненко. Успешное ре шение их будет зависить от того, как штаб промышленности и строи тельства — так -образно назвал пер вый секретарь горкома КПСС т. Пут- ря в своей речи на собрании совнар хоз, — расставит свои силы и средства, насколько оперативно и по-деловому он будет руководить подведомственными предприятиями. А ведь что греха таить, не все ра ботники совнархоза относятся с чув ством партийной ответственности к порученному делу. Долгое время от стает Новолипецкий металлургиче ский завод. А что сделали комму нисты — работники управления ме таллургической промышленности, чтобы вывести предприятие из прорыва? Разве, скажем, главный инженер управления член КПСС т. Романюха или заместитель на чальника управления коммунист т. Заверюха не могли бы самостоя тельно решить вопрос об обеспече нии доменного цеха доломитом? Ко нечно, могли бы! Данковский до ломитовый комбинат, поставляющий это сырье новолипецким доменщи кам, находится в ведении управле ния. Но они ничего не сделали для завода, и доменный цех долгое время вынужден был использовать непол ноценные заменители. Неоперативность, канцелярщина — порочное наследие бывших ми нистерств до сих пор не изжиты в работе аппарата совнархоза. Осо бенно это заметно в деятельности управления строительства (началь ник т. Шуминский). Строитель ные тресты и управления работают неудовлетворительно, плохо борют ся за повышение производительно сти труда. За последние три года она понизилась почти на одну треть. А ведь задание семилетки— поднять производительность труда строите лей на 50— 60 процентов — отно сится и к стройкам, подведомствен ным совнархозу. На собрании отмечалось, что не все коммунисты по-партийному оце нивают недостатки, стараются не выносить «сор из избы». В частно сти, это относится к руководителям управления материально-техниче ского снабжения. Они проявили по литическую близорукость в оценке поведения бывших работников уп равления Сильченко, Иванова, Бу гакова и других, осужденных за уголовное преступление. Руководящие работники совнар хоза мало общаются с рабочими предприятий и строек, редко высту пают перед ними с лекциями и до кладами на политические и хозяй ственные темы. О конкретности и деловитости в работе, о повышении ответственно сти каждого работника аппарата, о резком уменьшении бумажного по тока распоряжений и директив го ворили начальник управления пи щевой и легкой промышленности т. Пашкин и другие. Секретарем партбюро совнархоза избран Д. Н. Чурсин. Добрая слава идет среди строителей Агломерационной фабрики о слесаре-монтажншее «Металлургпрокатмоятажа» комсомольце Альберте Пухове. Пять лет подряд он монтирует оборудование на промышленных стройках города и из месяца в месяц" выполняет сменные нормы на 120— 130 процентов. На снимке: А. Пухов. Фото А. Полунина. Колхоз «Заря коммунизма». Ког да задумаешься над этим названи ем, (невольно вста ет вопрос: а в са мом ли деле в этом хозяйстве за нимается заря но вого общества и не приходится ли колхозникам краснеть за свои дела? Ведь бывает же так: колхоз назы вается, скажем, «Вперед», а по всем показателям топчется на месте. И хотя не в наименовании суть, во всех районах Лебедянского тер риториального управления «Заря коммунизма» действительно явля ется маякам, на который можно и нужно равняться. Вот уже несколь ко лёт подряд колхоз успешно справляется с заданиями по всем производственным показателям. В областном и межрайонном соревно вании люди из «Зари коммунизма»—- среди победителей. В прошлом го- ду сельхозартель получила 647 ты-* сяч рублей дохода. В нынешнем го ду произведено по 21 центнеру мя са и по 153 центнера молока на 100 гектаров земли. А в#дь впереди еще целый квартал. Не станем делить лавры меж теми, кто их завоевал — рядовыми тружениками, отличившимися своим подлинно коммунистическим отно шением к делу, и руководителями хозяйства — людьми творческой мысли и хозяйского расчёта. Успех достигался сообща. Я знаю, с какой теплотой, ува жением, относятся колхозники к председателю артели Ивану Василь евичу Митяеву. Долгое Время он возглавлял здесь партийную орга низацию. Спокойный, внимательный, даже самый серьезный разговор он ведет с мягкой улыбкой. Знать, не в Том соль, чтобы уметь строго по велевать, а в том, чтобы найти ключ к сердцу человека. Приезжему ме всякий ответит, где найти Мйтя- 1" 1 .......... - '■| ....... .» не 1 | г Мастер или „толкач“? Известно, что поставлять матери алы на стройку должны снабженцы. Это их прямая обязанность. В стро ительных управлениях даже суще ствуют специальные и немалочис ленные отделы Снабжения. Есть такой отдел и в СУ-3 треста «Пром- етрой». Управление ведет строи тельство Цементного завода. Стало быть, снабженцы должны беспере бойно обеспечивать стройку всем необходимым. Что Же получается на самом деле? Завод «Стройдеталь» !№ 2 за тянул на несколько месяцев изго товление элементов скользящей опалубки. Руководители стройуп равления послали «выбивать» опа лубку мастера Юрия Панибратояа. Не раз и не два пришлось ему по бывать на заводе. Недавно он встре тился с самим-’главным инженером тов. Исаевым. — Что вы нам надоедаете. — напустился на мастера Исаев. — Мы же вам давным-давно все вы- дали(?!). Панибратбв смотре'л на главного инженера и удивлялся. А тот тоже пожимал плечами. Удивлялись оба. Но искренне только один из них. Спрашивается, зачем мастера от рывать от его основной работы и посылать в качестве «толкача»? Использование мастеров не по на значению в управлении, оказывает ся. превратилось в систему. Вод обычная «фотография» рабочего дня мастера на строительстве Це ментного завода. Юрий Панибратов. как положено, с вечера подал заявку на бетон. Утром он распределил людей: ’ од них— вязать арматуру, других — вести бетонные работы. Но вот про ходит час. другой, а бетон все не везут, мастер отправляется на растворный узел, расположенный на стройке. А там доказывают, что бетон отпустить не могут, дескать, он заказан на другие участки. Тогда мастер спешит в управле ние, садится у телефона и начина ет звонить на растворный узел за вода «Стройдеталь» Я» 2. Оттуда сначала отвечают, что самосвал уже выехал.' Но время идет, а нуж ного материала все нет. Снова ма стер берется за телефон. Наконец, уже к обеду приходит первая машина с бетоном. Надо бы стрее укладывать его в опалубку. Но тут Выясняется, что арматур щики не так связали каркас. Все надо переделывать заново. Конечно, будь мастер все время на своем рабочем месте, он вовремя заметил бы ошибку и исправил ее. Но ему. вместо того, чтобы руково дить строителями, приходится хло потать о доставке материалов, быть «толкачом». Совсем задергали парня. То ему приходится «пробивать» пиломате риалы, то арматуру «выколачивать». Хлопот много. А все Пустые. Ведь все время приходится отлучаться со стройки, а там, в его отсутствие, люди порою не знают, что йм делать, не могут сами решить тот или дру гой вопрос и в результате допускает ся брак. В конце концов Юрий Панибра- тов не выдержал и на стол началь ника СУ-3 Г. А. Косякова положил заявление: «Довожу до вашего све дения. что в Дальнейшем не нахо жу возможности заниматься снаб женческими обязанностями по вы возке элементов скользящей опа лубки и поставке других строймате риалов. Прошу возложить эту рабо ту на отдел снабжения». Что еще можно добавить к это- !>1У? Заявление справедливое. По поручению других мастеров строй ки. я тоже ставлю под ним свою подпись. А. ВОЛЬСКИЙ . Стройплощадка Липецкого цементного завода. По материалам ,,Ленинского знамени'* „ Э Т О Н А С Т Р Е В О Ж И Т ' 4 В корреспонденции под таким заголовком, опубликованной 14 августа с. г., говорилось о недостатках на строительстве станции «Сырьевая» и теп ловозо-вагонного депо Новолипецкого металлургического завода. Как сообщил редакции заместитель председателя совнархоза т. Терехов, сооружение этих объектов задерживалось из-за отсутствия стройматериа лов и оборудования. В настоящее время работы форсируются. Приняты необходимые меры к тому, чтобы в октябре завершить строительство станции «Сырьевая» и тепловозе- вагонного депо. К и н о и с к у с с т в о в ы с о к и х ч у в с т в С. Г е р а с и м о в , к и н о р е ж и с с е р , н а р о д н ы й а р т и с т С С С Р Последний период развития совет ского киноискусства характеризует ся прежде всего приходом Молодых сил. Молодые режиссеры, сценари. сты, операторы, в подавляющем большинстве выпускники Института кинематографии в Москве, принесли с собой новые мысли, новую энер гию, которая сразу дала о себе знать появлением художественных кинокартин на самые различные темы жизни. Не все они равно ценны, разумеется. Среди моло дых художников есть более и менее талантливые люди. Масшта бы их жизненных представлений, выразительность языка — различ ны. Однако в большинстве они за интересовывают зрителя живостью наблюдений, остротою зрения и жадным стремлением к правде. Иные из них склонны в своих по исках нового сосредоточить все внимание на художественной форме (считаю, что на этой дороге им грозят немалые опасности остаться на позиции холодного, рассудочно го формализма). Но чаще всего ин терес к жизни берет верх и они на ходят свой поэтический источник, который равно питает и смысл и образные решения. Миру уже хорошо известны кар тины Григория Чухрая. Только что на Венецианском фестивале полу чил «Золотого льва» за свой фильм «Иваново детство» выпускник В ГИ К а Андрей Тарковский. Второ го «Золотого льва» на фестивале детских картин получил режиссер Юлий Карасик («Дикая собака Динго» — его третья работа в ки- нб). В ближайшее время на студии имени Горького будет закончена картина режиссера Марлена Хуцие ва, которая сейчас носит назва ние «Ты помнишь, товарищ!». Она посвящена молодому поколе нию, его жизненному поиску и представляет чрезвычайный интерес и мыслями молодого художника, и точной красотой кинематографиче ского языка. Доходят слухи о мно гих других фильмах, которые дела ются на студиях страны. И мы име_ ем все основания ожидать в 1962— 1963 годах значительного урожая. Именно в это время Централь ный Комитет Коммунистической партии Советского Союза выступил с постановлением, направленным на улучшение нашего кинематогра фического дела, призывающим наи лучшим образом организовать все кинематографические силы. Наиболее трудным звеном в раз витии кинематографии всегда был и остается сценарий. Это естественно, так как по сути эдесь-то и лежит изначальное зерно будущего филь ма. Опыт наших зарубежных кол лег, более всего итальянцев, пока зывает, что работа над сценарием объединяет много разнообразных сил. Список авторов на титульном листе сценария редко бывает Менее 4—5, с непременным включением в него и режиссера фильма. По-ви димому, в этом имеется какая-то закономерность. Сценарий, сложив шийся как литературная форма к середине века, представляет собой в высшей степени сложное явление литературы. Некоторые видят в сценарии пространно прокомментированную повесть или роман. Это, так ска зать, прозаическое крыло художе- ственного кинематографа. Другие видят систему сложных метафор, аллегорий, производя сценарий непосредственно от поэзии. Тре тьи начинают свой замысел от музыкальной композиции. И, как правило, все художники спорят между собою больше всего вокруг этого генерального вопроса. Между тем, жизнь пока- зывает, что кинематограф представ ляет собой один из самых мощных родов искусства и способен объ единять самые различные литера турные жанры. Он получил право претендовать на то, чтобы высту пить в кругу искусств со своим значительным языком, где зритель ные образы имеют самое первосте пенное значение. Едва ли кто-ни будь захочет сейчас оспаривать это положение. И тем не менее только в последние годы кинематография активно вернулась на позиции зри тельного искусства, восстановила права операторов, со всей силой их изобразительных средств, восстано вила монтаж — как значительную выразительную силу, а не как спо соб выстроить в логической после довательности разрозненные куски сюжета. Может быть, начало этому поло жил режиссер Михаил Калатозов своей картиной «Летят журавли». Для советской кинематографии (да и не только для нее! значение это го фильма трудно переоценить. Я не хочу сказать, что фильм этот послужил поводом для многих ко пий (прямых копий у него не бы ло), но влияние его на формирова ние современного кинематографи ческого языка сказалось почти во всех последующих картинах, и я склонен думать, что влияние это было в высшей степени благотвор ным. Сейчас мы являемся свидетеля ми, как каждое изменение в жизни способствует рождению все более и более крупных художественных замыслов, все более и более круп ных художественных решений. Да, если попытки говорить своим голо сом у молодых, как я уже сказал,- нередко сбиваются на чисто фор мальный поиск, то уже во второй, третьей своей картине молодые ху дожники стремятся обратить свои ху* дожественные средства на глубокое постижение жизненной правды. И Тут всякая по мощь, какая мо жет быть оказана кинематографу ли тературой, должна быть принята с благодарноет ь ю. Именно на эту сторону вопроса больше всего и обращает внимание постановление Центрального Коми тета. Оно Поможет наиболее тесному сближению литературы и кинемато графии. Не в каких-то отвлеченных сферах, а непосредственно на студи ях, где производятся картины. Созданы и укрепляются так на зываемые «творческие объединения». Все вопросы тематического плани рования. сценарного творчества и сама постановка фильма здесь связаны между собой родством ху дожественных взглядов и режиссе ров, и писателей. День за днем они открывают для себя сложные закономерности кинематографиче ского искусства. Немалую роль в этом объединении должны сыграть также и художники, не говоря уже об операторах, этих ближайших сподвижниках режиссер а-постанов щика. Таким ббразом, складывает ся. тот коллективный автор, без которого трудно представить себе рождение профессионального и ху дожественно полноценного произ ведения. Можно возразить, что в конце концов так называемые производ ственные коллективы существовали и ранее, и худо ли, хорошо ли, но выполняли свои обязанности. Это верно, конечно. Однако существен ная разница заключается в том, что такие коллективы часто пред ставляли собой случайный конгло мерат параллельных, а то и про тивостоящих сил. Здесь же подра зумевается содружество, которое является боновой самой организа ции всех творческих объединений. В порядке эксперимента предполз. гается создать небольшую творче скую студию, стоящую как бы вне производственной кинофабрики. Она может войти в эту фабрику тогда, когда весь подготовительный про цесс, вплоть до репетиций, уже за вершен и предстоит только снятие картины. По этому поводу велись немалые дебаты и участники спора справед ливо указывали на достоинства и недостатки такой студии. Сейчас это переводится в плоскость опы та, и жизнь покажет, насколько опыт этот будет плодотворен. Вторым важнейшим вопросом у нас остается организация творче ской жизни актеров. Вероятно, нам не удастся полностью освободиться от необходимости вовлекать в ки но актеров театра, да и едва ли это было бы разумно. Советский театр — первоклассная школа для актёра. Несомненно, между работой актера театра и кинематографа есть значительное различие. Одна - , ко — актер есть актер. И если он не способен к воспроизведению тонких, сложных переживаний че ловека, то он одинаково не нужен ни кино, ни театру. И все же кинематограф обязан позаботиться о создании своей собственной актерской труппы, ко торая есть и сейчас, но которая, очевидно, еще малочисленна и сла бо организованна. На эту сторону дела сейчас тоже обращено чрез вычайное внимание, и надо думать, что после съезда советских кинема тографистов эта застарелая проб лема получит надлежащее решение. Сейчас в советской кинематогра фии работать интереснее, чем ког да бы то ни было. Наше киноис кусство — искусство высоких чувств. Успехи его, отмечающие но вый период подъема, очевидны. О них свидетельствуют и междуна родные премии и повышенный ин терес мирового зрителя к нашим последним работам. Каждый из нас задумывается сейчас над новыми масштабами, соответствующими феноменальному веку, в котором мы живем. К этому нас призывают гигантские преобразования в обще ственной жизни нашего народа, намеченные программой строитель ства коммунизма. К этому нас при зывает также стремление народов к взаимопониманию и сохранению Мира на земле. Этого настойчиво требует от нас забота о будущем Поколении, которому предстоит не виданно украсить землю. деревьями видят леса ева. А вот Ивана Васильевича найти помогут, хоть и не назовут точного адреса: — Видимо, в поле... Либо на фер ме... К вечеру заедет... Может быть это и неплохо, когда руководитель начинает терять фа милию. В колхозе есть инженер Виктор Васильевич Рубцов. Бывший город ской житель. На вопрос: не хочет ли он работать в городе, он с оби дой ответил: — За что? Разве я провинился? Если пораски-! нуть умом... | На счету Рубцова десятки усо вершенствований в механизации ферм, многие созданные его творче ским умом и умелыми руками агре гаты, приспособления, облегчающие труд колхозников. Хорошим знанием своего дела прославился колхозный агроном Сергей Петрович Пресняков. Ска жем прямо: это благодаря его уси лиям в нынешнем -году выращен та кой горох, в который войдешь и скроешься с головой. Колхозники уважают руководите лей и считают, что на них можно положиться, ®им можно доверить судьбу артели. Тем обиднее становятся погреш ности, которые проходят незаметно, но наносят хозяйству немалый ущерб. П о ч ем у в т р е х с т а х ? Зимой прошлого года самые боль шие хлопоты доставила, пожалуй, подвозка Кормов к фермам. Из-за распутицы, длившейся недели и ме сяцы, тракторы один за другим вы ходили из строя. Пришлось под ключить лошадей. . А на сивке да леко не уедешь, много не пове зешь. Дойным коровам, правда, уп равлялись подвозить и силос, и со лому* а остальному скоту корма доставлялись с опозданием. И вот снова осень. Кончается за готовка кормов на зиму. Как же правление арТели учло урок прош лого гоДа и что сделало, чтобы не повторились ненужные хлопоты, бес цельные затраты труда? Центральная животноводческая ферма. Здесь кроме нескольких сви нарников, находятся два коровника почти на сотню голов. Для них за кладывается более 600 тонн силоса. Закладка идет быстро. К зеленой массе кукурузы добавляют горохо вую солому. Расчет! Но вот что удивляет. Траншея, в которую за кладывается зеленая масса, нахо дится в 306 метрах от ближайшего коровника. Почему в трёхстах? И почему траншея, а не курган? Мы долго с карандашом в руках беседуем с Иваном Васильевичем. Выясняется, что кое-что недодума но. Осталось еще чуть-чуть порас кинуть умом, чтобы наглядно убе диться, во что обходятся упущения. Курганный способ силосования ку курузы давно признан наивыгодней- щим. В курганах потери силоса со ставляют примерно 12— 14 процен тов, а в траншеях они доходят до 30—35 процентов. В колхозе в ны нешнем году закладывают 4.600 тонн силоса. При таком количестве раз ница в потерях, достигающая 15— 20 процентов, — не ломаный грош, а целое богатство—почти 1.000 тонн силоса. Как это отразится на себе стоимости молока? Видимо, читате лю понятно. А что значит заложить силос в трехстах метрах (а на Некоторых фермах и в полукилометре) от ко ровника, вместо, скажем, 10 метров от входа? В колхозе пять ферм, 630 коров, Ш до 1.000 голов другого рогатого ско« та. Чтобы перевозить силос к коров- никами и телятникам, зимой прихо дится специально содержать 20 че ловек и 10 пароконных повозок. За прошлый стойловый период подвоз чикам кормов было выдано на тру додни 99 центнеров зерна и 5.332 рубля деньгами. Всего этого можнд было бы избежать и довольно про сто: закладывать силос не там, где его, не подумавши как следует, зало жили когда-то, а прямо у коровни ка. Тогда его забирали бы сами доярки. Да и механизировать разда чу силоса было бы совсем нетрудно С помощью транспортеров или спе циальных тележек. Надо оговориться, эти мысли не новы председателю и инженеру* Они давно об этом подумывали. Что же Мешало их осуществить? Не будем спешить с ответом. / Л иш ь од на до ена На перевозке зеленой массы ку^ курузы с полей к траншеям заняты в основном автомашины ГАЗ-51. Каждая из них поднимает до 2,5 тонны. А зеленой массы даже при самой плотной укладке вмещается в кузове 800—900 килограммов. Не станем выпускать Из рук карандаш, посчитаем. 4.600 тонн, по 900 кило граммов (пусть по тон,не) в машине — 4.600 рейсов. А что стоит нара стить борта на 30—40 сантиметров? Ведь это 250 килограммов дополни тельно в каждую машину! Значит сэкономить 1.250 рейсов. При таких условиях каждую чет-! вертую машину можно бы снять е перевозки зеленой массы и послать на вывозку картофеля или сахарной свеклы. Резонно? Да. Была ли такая мысль у тт. Митяева и Рубцова? Была. Но... Уборка сахарной свеклы в разга ре. Колхозницам дано указание бе речь ботву, не смешивать ее с зем лей — пригодится на корм скоту. И вот уже тысячи копешек ботвы высятся над исполосованными чер -1 ными лентами свекловичными план тациями. Но скоту ботва не попада ет: возить к фермам далеко, го^ нять скот на плантации нельзя —• попортит новыкопайную свеклу. За* колдованный круг? Ничего подобно-! го. Не надо ходить по этому кругу, проще вывозить ботву через дорогу на стерню и туда гонять скот. Мо жет быть овчинка выделки не будет Стоить? — Ну, как же так, — признает Митяев, — на ботве можно продер жать скот до самых морозов и на лишних полмесяца сэкономить силой на весну. А весна, как говорите^, спросит, что осенью думали. Опять, выходит, это предложение — не открытие. Как ни странно, но в колхозе «Заря коммунизма» творчество, ини циатива. находчивость и хозяйский расчет уживаются с косностью. По толковали мы обо всех этих делах с руководителями артели и убеди лись, что все это, да и многое дру- гое, давно можно было сделать. И ведь хотели сделать. Даже прини мались за дело, да бросали. И лес для наращивания бортов автомашин запасли, и переговоры о зарыблении прудов вели. Даже намечали, кого назначить старшим рыбоводом —« самого заядлого рыбака. Но шло время, появлялись другие, неотлож ные заботы. Но не только в них причина. Конечно, руководители артели не должны забывать, что в сельском хозяйстве все надо делать в ербк. Не сделаешь что-либо сегодня, завт ра уже не поправишь. Но нельзя также забывать и С перспективе, о завтрашнем и после завтрашнем дне. Нельзя за деревь ями не видеть леса. А. МАЗИН , Н а у ч н о е н а с ледие К. Э. Ц и о л к о в с к о г о Неопубликованные работы по естествознанию и т е х н и к е .— Чертеж космического к о р аб л я .— П ер епис ка Константин Эдуардович Циолков ский оставил огромное научное на- следние. Кроме опубликованных, широко известных трудов ученого, в архиве Академии наук СССР хранит ся несколько сот его научных и на учно-популярных работ, материалов к ним в виде черновиков, набросков и заметок по вопросам естествозна ния, техники, философии (1878— 1935 годы). Эти материалы изучаются спе‘ циальной комиссией в составе вид ных деятелей науки. В Институте истории естествозна ния и техники Академии наук СССР корреспонденту ТАСС сообщили: — Среди неопубликованных работ К. Э. Циолковского привлекают вни мание его исследования по пробле мам происхождения жизни. Особый интерес представляют работы уче ного, озаглавленные «Образование разных видов живых существ» (1916 г.) и «Начало растений на зем ном шаре и их развитие» (1919 г.). Они содержат, ''по мнению академи ка А. И. Опарина, глубокие размыш ления о происхождении жизни. Ка тегорически отвергая попытку идеа листического оейещения проблемы, какое-либо участие таинственных жизненных сил в процессе зарожде ния организмов, К. Э. Циолковский весьма близко подошел к диалекти ческой трактовке вопроса. В числе неопубликованных работ по астрономии — рукописи под на званиями: «Образование двойных звезд», «Солнечная энергия и ее применение», «Органический мир Вселенной», При изучении черновых материа лов удалось обнаружить собственно ручный неизвестный до сих пор схе матический чертеж космического корабля, предназначавшийся К. Э. Циолковским для известной статьи 1903 года «Исследование мировых пространств реактивными прибора ми». Чертеж этот считался утерян ным. В архиве находится также часть неопубликованных биографических материалов, данных о научно-обще ственной деятельности К. Э. Циол ковского, переписка. Имеются пись ма самого Константина Эдуардовича к Н. Е. Жуковскому, А. Г. Столетову и другим видным деятелям науки и техники. Многие неопубликованные работы Циолковского намечены к изданию в серии научно-популярной литера туры АН СССР, а также войдут в очередные тома собрания сочинений выдающегося ученого. Изучение ар хива продолжается. Т и р а ж в ы и г р ы ш е й 30 сентября 1962 года в Москве состоятся 89 основной и 15 допол нительный тиражи выигрышей по государственному 3-процентному внутреннему выигрышному займу.' Всего в основном тираже на 16 раз рядов займа разыгрывается 136.000 выигрышей на сумму 7.440.320 руб лей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz