Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

ЗАБОТА О ПРОИЗВОДСТВЕ Кто • нишей области не слышал о славных делах Сокольских метал­ лургов? Всем заводом начали со- кольцы борьбу за звание коллекти­ ва коммунистического труда и до­ бились уже неплохих успехов. Успехи не пришли сами собой. Это — результат активной работы заводского профсоюзного комитета. Вместе с администрацией, под ру­ ководством партийной организации завком умело мобилизует коллек­ тив на выполнение государственных планов и социалистических обяза­ тельств. На «Свободном соколе» в соревновании участвуют все рабо­ чие, результаты соревнования еже­ месячно обсуждаются,, в профсоюз­ ных группах, на рабочих собраниях, заседаниях цеховых и заводского комитетов профсоюза. Во всех це­ хах вывешены условия и показатели борьбы за коммунистический труд, установлена Доска передовиков производства, активных рационали­ заторов. Опыт работы лучших це­ хов, бригад и передовиков произ­ водства систематически освещается на страницах многотиражной газеты, в стенной печати, «боевых листках», «молниях». Только в этом году при активном участии завкома на заводе был внедрен в производство опыт восьми передовиков, прогрессивным методам труда обучено более 200 человек. Улучшил свою работу завком профсоюза Данковского химическо­ го зазода (председатель т. Левкин). И как результат — резко повыси­ лись производственные показатели предприятия. План первого полуго­ дия химики выполнили 25 мая, то есть более чем на месяц раньше срока. Большинство из них активно участвует в движении за коммуни­ стический труд. Звания коллективов коммунистического труда добива­ ются 6 цехов, 29 смен, 3 бригады. Боевая, разносторонняя работа профсоюзных организаций по руко­ водству социалистическим соревно­ ванием всегда обеспечивает трудо­ вые успехи. К сожалению, немало еще имеется в нашей области проф­ союзных организаций, которые сто­ ят далеко от вопросов производст­ ва и быта рабочих и служащих, неудовлетворительно организуют со­ циалистическое соревнование. Четвертая часть общего числа предприятий области не выполнила государственного плана первого по­ лугодия, а в августе в целом сов­ нархоз не выполнил месячного пла­ на. К числу отстающих относятся: Липецкий тракторный, Елецкий и Ча- плыгинский агрегатные, Усманский механический заводы, Липецкая швейная и Елецкая мебельная фаб­ рики, завод «Стройдеталь» № 1 и другие предприятия. Заметно снизил темпы коллектив Тракторного завода. Он недодал стране 1.795 колесных тракторов. Большую долю вины за допущенное тракторостроителями отставание не­ сет, конечно, завком профсоюза (председатель И. А. Панченко), ко­ торый плохо борется за устранение недостатков в организации труда, неудовлетворительно руководит со­ циалистическим Соревнованием. Многие тракторостроители не име­ ют индивидуальных обязательств, в ряде цехов итоги соревнования под­ водятся формально. А ведь руко­ водство социалистическим соревно­ ванием немыслимо без глубокого анализа хозяйственной деятельности предприятия, без того, чтобы каж­ дый рабочий и служащий хорошо понимал значение своего личного труда, своего вклада в дело ком­ мунистического строительства. Хорошо известно, что социалисти­ ческое соревнование является важ­ нейшей формой привлечения тру­ дящихся к управлению производст­ вом, испытанным методом комму­ нистического строительства и вос­ питания масс. Но этого не понима­ ют руководители Данковского СМУ. Бригады и цехи даже не имеют со­ циалистических обязательств на ны­ нешний год. Никакой работы по Повышать активность профсоюзных организа* ций в коммунистическом { строительстве мость продукции, добиваться рен­ табельности, повышать качество продукции. Это важное требование выполняется далеко не всюду. Сла­ бо ведут борьбу за рентабельности, например, коллективы Новолипец­ кого металлургического завода, многих строительных организаций. Анализ деятельности промышлен­ ных предприятий и строек области показывает также, что на многих из них не выполняются задания по росту производительности труда. Характерно, что почти все пред­ приятия, не справившиеся с произ­ водственными планами и заданиями по росту производительности труда, имеют сверхплановую численность рабочих. На ряде предприятий хозяйствен­ ные руководители и профсоюзные организации не проявляют доста­ точной заботы о создании всем ра­ бочим условий для выполнения норм выработки. Особенно много рабочих не выполняет норм выра­ ботки на Тракторном заводе, Ли­ пецких железных рудниках, в боль­ шинстве строительных организаций. Профсоюзные комитеты не изучают причин, которые приводят к невы­ полнению норм выработки и не принимают мер к их устранению. А ведь это значительный резерв ро­ ста производительности труда. Многие профсоюзные организа­ ции и хозяйственные руководители слабо ведут борьбу против наруши­ телей трудовой дисциплины. Боль­ шое число прогулов совершено на Липецком тракторном заводе, ком­ бинате подсобных предприятий тре­ ста «Елецстрой», елецких Агрегат­ ном и Механическом заводах, на ряде других предприятий. Профсоюзные организации вме­ сте с хозяйственными руководите­ лями призваны вести большую ра­ боту по внедрению новой техники и передовой технологии. Недостатков в этой работе еще очень много. Так, на предприятиях управления строительства совнархо­ за из 20 намеченных мероприятий в первом полугодии выполнено только 10. Экономический эффект от рационализаторс ких предложений против прошлого года почти повсе­ местно уменьшился. Не справились со своими обязательствами коллек­ тивы елецких заводов Гидроаппара­ туры и Механического, Чаплыгинско- го чугунолитейного, Усмане ко го ме­ ханического. Вот Елецкий завод гидроаппара­ туры. В недавнем прошлом он счи­ тался передовым предприятием по рационализации. Но уже второй год не выполняет ни плана, ни обя­ зательств. На заводе неудовлетво­ рительно работает бюро рациона­ лизации и изобретательства, завод­ ской совет ВОИР. Крайне плохо организована ра­ ционализаторская работа в тресте «Липецкстрой». В строительном уп­ равлении № 1 этого треста грубо ущемляются права рационализато­ ров. Были факты, когда рационали­ заторам за их предложения вместо выплаты денежного вознагражде­ ния объявляли благодарность или выдавали вознаграждение в сумме 5 рублей, вместо предусмотренного инструкцией минимального вознаг­ раждения в 10 рублей. Очень важно на всех предприяс- тиях организовать общественный контроль за ходом выполнения пла­ нов по новой технике, шире при­ влекать к этому делу организации ВОИР и НТО, общественные кон­ структорские бюро и бюро эконо­ мического анализа. объяснить лишь тем, что некоторые профсоюзные работники не пони­ мают еще всей важности привлече­ ния масс к управлению производст­ вом. Профсоюзное руководство посто­ янно действующими производствен­ ными совещаниями должно быть повседневным и конкретным. Надо всемерно развивать их активность в решении коренных вопросов дея­ тельности предприятий, направлять ее на разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию внутризаводского планирования, рит­ мичной работы, на наиболее полное исполизование произ водственных мощностей, экономное расходова­ ние средств, материальных фондов и сокращение трудовых затрат. На заседаниях производственных сове­ щаний необходимо регулярно ста­ вить доклады хозяйственных руково­ дителей о проектах производствен­ ных планов, отчеты о хозяйственной деятельности предприятий и строек, вопросы борьбы за культуру произ­ водства, улучшение условий труда. Глубоко вникать в вопросы произ­ водства — это значит постоянно за­ ботиться о создании рабочим необ­ ходимых условий для высокопроиз­ водительного труда, об улучшении охраны труда и техники безопасно­ сти, об устранении причин травма­ тизма и заболеваемости рабочих и служащих, повышении культуры про­ изводства. Долг профсоюзных орга­ низаций добиваться, чтобы труд со­ ветских людей все более превра­ щался в источник радости и вдохно­ вения. Следует широко распростра­ нить практику наших передовых предприятий, где разрабатываются и осуществляются перспективные пла­ ны дальнейшего оздоровления усло­ вий труда, предусматривающие ме­ роприятия по механизации работ, со­ вершенствованию техники безопас­ ности, улучшению санитарно-гигие­ нического состояния цехов, повыше­ нию культуры производства. Вся воспитательная и культурно- просветительная работа среди тру­ дящихся должна быть направлена сейчас на решение хозяйственных задач, на выполнение и перевыпол­ нение производственных планов. Профсоюзные организации должны воспитывать рабочих и служащих, особенно молодежь, на лучших об­ разцах труда, связывать культурно- массовую работу с практическими задачами производства, создавать в каждом коллективе обстановку по­ стоянного трудового подъема. Реши­ тельно должна быть усилена борьба против лодырей, рвачей, нарушите­ лей трудовой и производственной Дисциплины. В этих целях надо шире использовать рабочие собрания, пе­ чать, местное радио и культурные учреждения. Профсоюзные органи­ зации призваны помогать товарище­ ским судам. Приближается знаменательная да­ та в жизни нашей страны— 45-я го -' довщина Великого Октября. Недавно одно из передовых предприятий области — Студеновское рудоуправ­ ление — выступило инициатором предокт ябрьского социалистического соревнования. Студеновские горня­ ки дали слово добыть к 7 ноября сверх задания 57 тысяч тонн метал­ лургического флюса и 32 тысячи тонн строительного щебня. Нет сом­ нения, что почин студеновцев под­ хватят коллективы всех предприя­ тий и организаций области. Все формы организационной и воспитательной работы профсоюз­ ных организаций должны быть на­ правлены сейчас на дальнейшее по­ вышение трудовой активности масс на борьбу против бесхозяйственно­ сти и неорганизованности, на успеш­ ное выполнение государственных планов и социалистических обяза­ тельств, на новые трудовые успехи во имя коммунизма. А. ОРЕХОВ, председатель областного Совета профессиональных союзов. О т с т а ю щ и х — н а у р о в е н ь п е р е д о в и к о в Прошло немногим более пяти ме­ сяцев с тех пор, как наше произ­ водственное управление приступило к работе. Срок небольшой, но и за это время специалистами, инспек- торами-организаторами управле­ ния проделана немалая работа по осуществлению решений мартовско­ го Пленума ЦК КПСС. Из многих мероприятий, на кото­ рых мы сосредоточили свое вни­ мание, следует выделить одно— под­ тягивание отстающих хозяйств до уровня передовых. Еще в апреле вместе с районны­ ми партийными организациями мы определили группу колхозов, кото­ рые больше других нуждались в помощи агрономов, зоотехников, ин- спекторов-организаторов. В числе отстающих были артели: «Путь к коммунизму». «Советская Россия» Долгоруковского района, «Красная звезда», «Заря коммуниз­ ма» Воловского района. «Верный путь». «Родина» Тербунского рай­ она и некоторые другие. , Работники управления на дли­ тельное время выехали в эти кол­ хозы и на месте разобрались, что нужно в первую очередь сделать для подъема экономики. На животноводческих Фермах колхоза «Путь к коммунизму» па­ рила обезличка. Расходование кор­ мов не контролировалось, зоотехни­ ческий учет не велся. Руководите­ ли колхоза фактически не занима­ лись увеличением производства животноводческих продуктов. Хо­ зяйство из года в год не выполняло своих обязательств по продаже госу­ дарству мяса, молока, яиц и шер­ сти. Правление колхоза с помощью инспектора-организатора т. Ростов­ цева и специалистов управления разработало и ввело дополнитель­ ную оплату в полеводстве и живот­ новодстве. Была улучшена органи­ зация труда, наведен порядок в структуре посевов, в работе жи­ вотноводческих ферм. Колхоз в этом году организованно провел уборку зерновых, повысилась и про­ дуктивность скота. В сельхозартели «Красная звезда» долгое время работала группа специалистов управления — старший агроном Л. Ф. Бель­ ских. зоотехник Н. С. Попова, за­ меститель главного бухгалтера И. И. Саввин. инспектор-организатор' И. А. Орехов. Она изучила причи­ ны отставания артели. наметила практические мероприятия по у к ­ реплению экономики хозяйства. Группа специалистов управле­ ния вместе с колхозным активом разработали новую структуру по­ севных площадей, нормы оплаты ! Территориальные п р о - \ I изводственные уп р ав л е - * \н и я з а р аб от о й труда. Плены артели одобрили ме­ ры, разработанные Правлением и партийной организацией. дружно взялись за работу. Раньше, напри­ мер, вокруг животноводческих Ферм годами накапливался навоз, а в дело он не шел. Теперь же с помощью отделения «Сельхозтехни­ ка» колхоз вывез на поля 4 .2 00 тонн перегноя. Большую работу провели работ­ ники управления в отстающих кол­ хозах — имени Коминтерна, «Со­ ветская Россия» Долгоруковского района. «Верный путь» Тербун­ ского района, имени Кирова. «Заря коммунизма» Воловского района. Специалисты. инспекторы-органи­ заторы помогли колхозам правиль­ но организовать труд людей на Фермах и в бригадах, навести поря­ док в использовании техники и удобрений, наладить учет, упоря­ дочить нормирование. Большое внимание работники управления уделяют распростване- В тр у д е и учеб е Неподалеку от нашей школы поднимаются высокие корпуса Лебедянского машиностроительного завода. Это — современ­ ное предприятие, оснащенное новейшим оборудованием И укомплектованное высококвалифицированными ч рабочими. На заводе наши старшеклассники проходят производствен­ ное обучение, приобретают трудовые навыки, овладевают профессиями. Программа обучения была разработана преподавателями школы с ^участием руководителей завода и мастеров. Теоре­ тическое обучение ведут инженер-конструктор Е. В. Бочка- рое, технологи М . П. Йншаков, А. А. Сухишвили и Другие. Для прохождения практики каждый ученик прикреплен к высококвалифицированному рабочему. Ребята ведут днев­ ники, в которые записываются задания и выполненные ра­ боты, а также оценки мастера. Большинство имеет хорошие и отличные оценки. Это обусловлено высоким интересом мо­ лодежи к производству. Но связь школы с предприятием этим не ограничивается. На занятиях по физике и химии преподаватели использую? знания, полученные учащимися на производстве, дают им практические задания, проводят экскурсии. При изуче­ нии темы: «Выплавка чугуна» ребятам было предложе­ но вспомнить, для чего на заводе служат вагранки, а затем проведена экскурсия. Изучая тему: «Электролитическая Диссоциация и электролиз», ученики несколько раз посетили гальванический цех и практически ознакомились с применен нием электролиза. Руководители завода, мастера и рабочие — частые гости в школе. Они живо интересуются успеваемостью своих вос­ питанников, помогают учителям. Эта помощь носит разно­ сторонний характер. Проводились встречи учащихся с передовиками произ­ водства. На одной из таких встреч лучшим производственни­ кам были вручены Почетные грамоты. Вместе с рабочими По­ четными грамотами были награждены и учащиеся старших классов В. Матюшин, Л. Шепелявый и Л . Теплицына. Комсомольцы школы тесно связа­ ны с комсомольской организацией завода. Они взаимно посещают комсомольские собрания, участвуют в воскресниках и других мероприя­ тиях, проводимых на заводе. Оканчивая школу, юноши и де­ вушки овладевают полюбившейся им профессией, привыкают к труду. Это показали проходившие экзаме­ ны, на которых воспитанники шко­ лы -успешно справились с выполне­ нием сложных заданий, соответст­ вовавших квалификации рабочих 4-го разряда. Покидая школу, ее питомцы бу­ дут с теплотой вспоминать не толь­ ко любимых учителей, но и масте­ ров И. В. Корнева, А, В. Корнева н В. А. Вепринцева, которые открыли нию опыта передовиков производст­ ва. По опыту совхоза «Петровский» колхозы и совхозы посеяли 2 .0 00 гектаров гороха. Многие из них собрали по 1 5— 20 центнеров зер­ на с гектара, тогда как в прошлые годы урожай гороха в большинстве колхозов и совхозов не превышал 6— 7 центнеров. На обработке посевов кукуру зы был широко применен опыт кабар­ дино-балкарских механизаторов. Это позволило примерно на неделю сократить сроки междурядной об­ работки «королевы полей». В ре­ зультате, урожай кукурузы в хо­ зяйствах зоны выращен хороший. Свекловоды переняли опыт ку ­ банского механизатора В. Светлич­ ного и знатной звеньевой из Доб- ринского района Т. Соломахиной. Б большинстве хозяйств применена новая технология букетировки. Все это позволило ускорить ПРОРЫВКУ растений, обеспечить получение в среднем 150 центнеров корней г гектара, В дни уборки кукурузы и свеклы десятки механизаторов из совхоза «Долгоруковский». «Мирный труд», «Красный Октябрь», имени Мичури­ на показывают образцы умелого ис­ пользования техники. Неплохо трудятся животноводы. Хозяйства зоны досрочно выполни­ ли полугодовой план продажи мяса, шерсти, годовой план продажи яиц. Мяса продано на 900 тонн, а моло­ ка — на 796 тонн больше. чем за соответствующий период прошло­ го года. Сделано немало. Но это лишь на­ чало большой, кропотливой работы. Чтобы поднять все хозяйства до уровня передовых, потребуются не­ малые усилия работников управле­ ния, партийных организаций, всех тружеников зоны. П. КРИВОШЕЕВ , начальник Тербунского производственного управления. им путь к мастерству. А. АМИРОВА , директор Лебедянской средней школы № 3, «Партийная жизнь» № 17 Вышел из печати и рассылается подписчикам журнал Ц К КПСС «Партийная жизнь» № 17. В нем опубликованы: передовая статья «Политическое просвещение в но­ вом учебном году», статьи члена Бюро П К КПСС по РСФСР А. В. Романова «Школа — большое пар­ тийное дело», Г. Любимова «Удар­ ный участок сельского хозяйства», капитана большого морозильного рыболовного траулера Г. Салтайса и первого помощника капитана А. Едзиева «Рыбаки выходят в океан», парторга Кокчетавск'ого об­ кома КП Казахстана в Рузаевскбм производственном совхозном уп­ равлении В. Загорского «На первом плане работа с людьми». В разделе «Письма и корреспон­ денции» напечатаны подборка писем «Хозяйственная и воспитательная работа неразрывны», переписка чи­ тателей «О парторганизациях домо­ управлений», корреспонденции сек­ ретаря парторганизации колхоза нм. Ленина Дагестанской АССР К. Ура- заева «Ближе к экономике колхо­ за», секретаря Советского райкома КПСС г. Волгограда И. Чурюмова «Шефствуем над сельским районом», председателя женсовета вологодско­ го паровозовагоноремонтного заво­ да Н. Немировой «Женсовет дейст­ вует». В номере печатаются также очерк A. Бахарева «С открытой душой», обзоры печати и радио, рецензия B. Воронцова «Мораль, как ее по­ нимают коммунисты», партийная хроника и другйе материалы. ||111|1111|111Ш11к1Ш11в1№№11111111к1(11111Ш111111Ш11>ШШ111к1(111111к11к111811т1|||||||||1||||(|||||1|р|||||||1||(||||||||||1||1|||||||||||||||||||||||||||| | | ] | | | | | , | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | { | | | | | | | | | | | | | | Высшая школа и... космос К и т о г а м м е ж д у н а р о д н о г о с и м п о з и у м а у ч е н ы х п о п р о б л е м а м в ы с ш е г о о б р а з о в а н и я * * распространению передового опыта не проводится. На строительных объектах допускается вопиющая бесхозяйственность: дорогостоящие кирпич, сборный железобетон, пи­ ломатериалы гибнут и вывозятся на сеалку. Некоторые рабочие и от­ дельные инженерно-технические ра­ ботники пьянствуют, совершают про­ гулы, В строительном управлении большая текучесть кадров. Каждое наше предприятие долж­ но неуклонно снижать себестои­ Улучшение хозяйственной дея­ тельности каждого предприятия не­ разрывно связано с уровнем рабо­ ты постоянно действующих произ­ водственных совещаний. К сожале­ нию, отдельные ФЗМК за послед­ нее время ослабили руководство производственными совещаниями. Плохо работают производственные совещания в Грязинском строитель­ ном управлении, на Лебедянском литейно-механическом заводе. Подобное обстоятельство можно Когда ученые, комментаторы раз­ личных стран выступают со статья­ ми, посвященными блестящим совет­ ским победам в освоении космоса, они неизменно пытаются по мере своих сил разобраться в причине столь поразительных достижений. Среди них есть и такие, кто считает наши успехи в космосе случайной удачей, неожиданным скачком, а потому ненадежным. Те, кто облада­ ют более обширным кругозором и понимают законы общественного развития, приходят к единственно правильному выводу: Октябрьская революция, Советская власть обес­ печили невиданное развитие произ­ водительных сил страны, дали ши­ рочайший простор для творческой мысли. Ныне даже безнадежные скептики, заведомые злопыхатели, скрепя сердце, говорят, что «совет­ ская школа — поразительно эффек­ тивная школа». Для такого призна­ ния есть веские основания. Напри­ мер, все, кто создает наши космиче­ ские корабли, запускает их в небо, кто летает на них, в их числе Глав­ ный конструктор, Теоретик космо­ навтики, космонавты и десятки, сот­ ни других ученых, инженеров, высо­ коквалифицированных рабочих, уча­ ствующих в покорении космоса, это все —• воспитанники отечественной школы. Д аже такой известный своими ан­ типатиями к советскому строю аме­ риканский ученый, как Эдвард Тел- ^лер, вынужден был в конце концов признать превосходство нашей выс­ шей школы. В день, когда все чело­ вечество аплодировало групповому полету космических кораблей «Во­ сток-3» и «Восток-4» с космонавта­ ми Андрияном Николаевым и Пав­ лом Поповичем на борту, он заявил не без огорчения: «Лучшие в мире ученые сейчас находятся не в США, а в Советском Союзе». Признание преимущества совет­ ского метода обучения над буржуаз­ ным прозвучало и на закончившемся 12 сентября Международном симпо­ зиуме по проблемам высшего обра­ зования, в котором участвовали виднейшие ученые и педагоги более чем 40 государств. Анализ докладов, сделанных на симпозиуме, позволяет сделать вывод, что буржуазных представителей поражает размах, широта охвата и глубина постановки высшего образования в Советской стране. Действительно, в нынешнем году, например, на предприятия, стройки, транспорт, в научно-иссле­ довательские институты СССР пришло более ста тысяч новых ин­ женеров. Среди них много молодых специалистов, владеющих современ­ ными знаниями, связанными с при­ менением в производстве электрон­ новычислительной техники, ядерной химии, новых синтетических мате­ риалов и т. д. Примечательная черта советской школы состоит в том, что она вос­ питывает у молодежи стремление к научному мышлению: только в ас­ пирантуре учатся 27 тысяч юношей и девушек. К этому следует прибавить почти 300 тысяч студентов, участву­ ющих в научной работе. Таким об­ разом, студенчество, как видно из приведенных , цифр,—огромный ре­ зерв отечественной науки, среди представителей которой уже сейчас насчитывается более 100 тысяч д о к ­ то ро в и кандидатов наук. Высшие учебные заведения, осу­ ществляя идею «ближе к жизни», постоянно вносят свой вклад в на­ родное хозяйство. По договорам с совнархозами и предприятиями ву­ зы страны произведут в этом году различных работ почти на 75 мил­ лионов рублей. Еще несколько фактов, подтверж­ дающих нашу мысль, что в тех стра­ нах, где у власти стоит народ, про­ блема образования —< от начального до высшего— решается успешно в соответствии с национальными ин­ тересами, В молодом государстве— Демократической Республике Вьет­ нам общее число студентов в срав­ нении с тем, что было в 1939—40 гг. во всем Индокитае, увеличилось бо­ лее чем в тридцать раз. В Болгарии при монархо-фашистском режиме насчитывалось всего пять высших учебных заведений, да и те готовили специалистов лишь 25 профилей. Сейчас в республике 22 вуза и вы­ пускают они специалистов 140 про­ фессий. Конечно, было бы неправильно утверждать, что в капиталистиче­ ских странах высшая школа не сделала шага вперед. Но общие темпы ее развития, качество обра­ зования, как отмечалось на симпо­ зиуме, не отвечают требованиям жизни, национальным условиям прогресса этих стран. Сошлемся на факты. Такая богатая капиталисти­ ческая страна, как США, ежегодно выпускает инженеров в три с лиш­ ним раза меньше, чем Советский Союз. В начале нынешнего учебного года президент США Джон Кеннеди в специальном обращении к молоде­ жи страны сообщил ей ошеломляю­ щую новость: 7,5 миллиона амери­ канских юношей и девушек не смо­ гут закончить даже средней ш^олы, если не будут приняты общегосу­ дарственные меры. Оценивая данный факт, президент нашел очень верные слова: «положение трагическое». У американского партнера по НАТО— Англии также много трудностей с подготовкой специалистов. Англий­ ский профессор Болчин в статье, опубликованной в газете «Таймс», писал, что «количество мест в су­ ществующих сейчас университетах явно недостаточ­ но. Это может привести к гибели многих талантов». Очень много предсто и т ещ е сделать в области образования мо­ лодым государствам, недавно сбро­ сившим цепи колониализма. По данным ЮНЕСКО , в так называе­ мых тропических странах Африки в вузах обучается только 0,2 процента молодежи. На симпозиуме отмеча­ лось, что слаборазвитые страны, как никто другой, нуждаются в собст­ венных национальных кадрах, В секциях, на которых обсуждались различные вопросы подготовки спе­ циалистов, указывалось на необхо­ димость помощи высокоразвитых стран в обучении молодежи тем го­ сударствам, где еще мало или со­ всем нет собственных высших учеб­ ных заведений. С благодарностью говорилось о примере Советской страны, открывшей университет име­ ни Патриса Лумумбы, где овладева­ ют знаниями представители более Г00 стран мира. Слова «покоритель космоса» стали синонимом научного и технического прогресса. Одновременно они стали синонимом высокой культуры выс­ шего образования. Известный анг­ лийский ученый Д ж . Бернал, высту­ пая с докладом на пленарном засе­ дании симпозиума, сказал: «Совет­ ские искусственные спутники Земли, их сигналы возвестили всему миру о достижениях советской науки. С тех пор Советский Союз признается пио­ нером образования как страна, иду­ щая в ногу с будущим». Симпозиум еще раз подтвердил, что человечеству предстоит очень много сделать в области народного просве­ щения и дальнейшего подъема выс­ шего образования. И прежде всего необходимо ликвидировать неграмот­ ность. Известно, что половина взрос­ лого населения мира — 700 миллио­ нов человек не умеют ни писать, ни читать, а из каждых пяти детей школьного возраста на земном шаре учатся только двое. Обсуждение перспектив высшего образования имеет большое общече­ ловеческое значение. На симпозиуме были рассмотрены такие животрепе­ щущие проблемы, как «Цели и за­ дачи высшего образования», «Высшее образование во вновь развивающихся странах», «Высшее образование и международные связи», «Взаимоот­ ношение между теоретической и прак­ тической подготовкой студентов», «Специализация в вузах», «Роль на­ учного исследования в высшем обра­ зовании», «Методы подготовки спе­ циалистов без отрыва от производст­ ва», «Повышение квалификации уче­ ных, инженеров и преподавателей ву­ зов», «Роль гуманитарных и социаль­ ных наук, включая языки, в подготов­ ке кадров в вузах». Плодотворный обмен мнениями по этим вопросам несомненно будет способствовать рас­ ширению международных дружеских связей, совершенствованию препода­ вания, улучшению всего дела воспи­ тания молодого поколения, которое обязано двинуть дальше общечелове­ ческий прогресс. Ибо, как подчерки­ вал в своем приветствии к участни­ кам Международного симпозиума глава Советского правительства Н. С. Хрущев, «постановка образования и подготовка квалифицированных спе­ циалистов для всех отраслей эконо­ мики, науки и культуры играет ог­ ромную и все возрастающую роль в наш век бурного политического и социально-экономического прогресса, в век необычайно быстрого развития научно-технической мысли». В этом же приветствии Н. С. Хру* щев призывал ученых, работников высшей школы, участвующих в сим­ позиуме, воспитывать молодежь в духе мира и дружбы между народа­ ми. Эта мысль была встречена с большим одобрением и горячо под­ держана во многих выступлениях. Как метко сказал советский ученый, академик Н. Н. Семенов, «цель об­ щественного прогресса — максималь­ ное счастье для всех». Советский народ гордится выпе­ стованной им высшей школой, ее воспитанниками, которые идут в пер­ вых рядах строителей коммунизма, прокладывающих путь к счастливой жизни каждого человека на земле, А. РОМАНОВ , обозреватель ТАСС. На строительстве Елецкого сахарного завода широко исполь­ зуются новые индустриальные конструкции. Корпуса № 1 и N° 2 завода выполняются целиком из сборных железобетонных элемен­ тов — колонн, балок, ригелей, стеновых панелей. Общий объем конструкций составит около 10.000 кубометров сборного железо­ бетона. На снимке: строительство завода. Фото читателя Ю. Каштанова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz