Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
12 митября 1962 г., М 215 (2499) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЗАЯВЛЕНИЕ ТАСС 4| а Ч ' Ч* '* 4 (Окончание. Начало на 1-й стр.). В ш и ядерные средстба Являются настолько мощными по своей взрыв ной силе, и Советский Союз распо* латает настолько мощными ракето носителями этих ядерных зарядов, что нет нужды искать место для их размещения где-то за пределами Со ветского Союза. Мы говорили и повторяем, что если будет развязана Война, если агрессор совершит на падение на то или другое государст во и это государство обратится за помощью, то Советский Союз имеет •возможность со своей территории оказать помощь любому миролюби вому государству, и не только Кубе. И пусть никто не сомневается* в том, что Советский Союз такую по* мощь окажет, как в 1 956 году он был готов оказать военную помощь Египту во время авгло-франко-изра- ильокой агрессии в районе Суэцкого канала. Мы говорим это не для того, что* вы кого-то пугать. Запугивание чуждо внешней политике Советского государства. Угрозы и шантаж яв ляются составной частью политики империалистических государств. Со ветский Союз стоит за мир И не хо* чет войны* Советское правительство обраща ет внимание мировой общественно сти и правительств всех стран, ко- торые стоят На позициях мирного сосуществования, что даже сейчас, когда Соединенные Штаты Америки готовят агрессивный акт, наращи вают в этих целях свои вооружен ные силы, призывая в состав ар* мин 150 тысяч резервистов, когда президент США обращается в конг ресс с просьбой о разрешении осу ществить этот призыв, Министр обороны СССР Маршал Малиновский издал приказ об увольнении в запас отслуживших свой срок солдат. Обученные солдаты отпускаются из состава Вооруженных Сил СССР, а для пополнения частей и соедине ний призываются новобранцы. Уже одно это говорит достаточно ясно о наших мирных намерениях. Ни од но правительство не пошло бы на подобную меру, если бы оно замыш ляло какую-нибудь акцию военного характера. Надо понять, что это оз начает, когда обученных солдат ос вобождают из состава армии и при зывают новобранцев, которых пред стоит еще обучить, а сделать это не так просто, принимая во внимание сложное вооружение армии, которое требует больших знаний не только от командиров, но и от каждого солдата. Предпринимая этот шаг, мы тем* самым в своей повседневной жизни осуществляем мероприятия, подтверждающие, что Советский Союз проводит политику обеспече ния мира и дружбы со всеми наро дами. Советский Союз не станет делать чего-либо подобного ответному акту на призыв в США 150 тысяч резер вистов, тем более, что при совре менных средствах ракетно-ядерной войны это не может иметь серьез ного военного значения. Если рань ше силы армий воюющих сторон из мерялись в основном числом солдат, сабель и штыков, то в наше время мощь этих армий определяется сов сем другим — ракетно-ядерным оружием. Но в момент, когда США прово дят меры по мобилизации своих во оруженных сил и готовятся к агрес сии против Кубы и других миролю бивых государств, Советское прави тельство хотело бы обратить внима ние на то, что сейчас нельзя на пасть на Кубу и рассчитывать, что это нападение будет безнаказанным для агрессора. Если такое нападение будет совершено, это будет началом развязывания войны. Чем мотивируют подготовку аг рессии против Кубы? Тем, что тор говый флот Советского Союза пере возит на Кубу грузы, и в ОША счи тают, что это — военные грузы. Но это же чисто внутреннее дело госу дарств — тех, которые посылают эти грузы, и тех, которые закупают их и получают. Весь мир знает, что Соединенные Штаты Америки окружили Совет ский Союз и другие социалистиче ские страны своими военными ба зами. Что они расположили там — тракторы? Может быть, они выра щивают на этих базах рис, пшени цу, картофель или какие-либо дру гие сельскохозяйственные культу ры? Нет, они привезли туда на сво их судах вооружение, причем все время пополняют его запасы и заяв ляют, что это вооружение, разме щенное у границ Советского Союза — в Турции, Иране, Греции, Ита лии, Англии, Голландии, Пакистане и других странах— участницах во енных блоков НАТО, СЕНТО и СЕА- ТО, — находится там закономерно, по праву. Это они считают своим правом! Другим же США даже в ин тересах обороны не разрешают де лать этого, а когда меры по у к реплению обороноспособности той или иной страны все же принима ются, в США поднимают шум и за являют, что, мол, против них хотят организовать нападение. Какое са момнение! США, видимо, считают, что в современных условиях можно безнаказанно перейти к агрессии. Надо признать за всеми страна ми мира равные права и равные возможности. Этому не только отве чают признанные нормы междуна^ родного права, которые уже сложи лись. Этого следует строго придер живаться в практической жизни и деятельности. А что получается на деле? США, например, сейчас про водят мобилизацию, якобы, потому, что наши Торговые корабли ходят на Кубу. В то же время американ ские корабли — не торговые, о торговых нет и речи, а военные ко рабли, целый шестой военно-мор ской флот США — находятся в Средиземном море. Сколько это со ставляет километров, Какое это рас стояние от Соединенных Штатов Америки? Седьмой американский военно-морской флот находится в Тайваньском проливе. На сколько тысяч километров удален этот флот от берегов Соединенных Штатов Америки? Да к тому же еще в США заявляют, что они находятся там по праву. Каким целям служит пребывание этих флотов в Средиземном море и в Тайваньском проливе? Во всяком случае, не мирным, а агрессивным военным целям. Не может способст вовать нормальным отношениям та кое положение, когда военно-мор ские Корабли США курсируют у бе регов других государств, а амери канские адмиралы и генералы вре мя от времени, как бы соревнуясь друг с другом, болтают в печати, по радио о том, что шестой и седьмой флоты предназначены для нанесе ния удара, для уничтожения стран социализма. Пока не будет прекращено такое безумие, эта политика всегда будет способствовать не укреплению мира, а, наоборот, будет всегда источни ком, который в любой момент мо жет вызвать военный конфликт со всеми вытекающими последствиями. В США сейчас ведется злопыха тельская кампания против Совет ского Союза. Там на всех перекре стках кричат, что, поскольку торго вый флот курсирует между СССР и Кубой, перевозит грузы, то это-де дает США право напасть на Кубу и на Советский Союз, А каким це лям служит пребывание американ ских военных кораблей в турецких портах и по какому праву их пре бывание там считается законным и нормальным?'Чего же хотят — при своить для себя какое-то исключе ние из общих правил? Что для од ного объявляется нарушением норм, для другого считается нормальным. Мы предупреждаем, что при сов ременных. условиях социалистиче ский лагерь располагает не мень шими силами и возможностями, чем США и их союзники по военным блокам. Это надо учитывать, этим надо руководствоваться в политике, чтобы она не нано-сила ущерба ни той, ни другой стороне. Только при этом условии можно избежать воен ного конфликта, обеспечить мир. Прибегать же к провокациям, руко водствуясь нелепым расчетом при пугнуть другую сторону, это значит безответственно играть судьбами мира. Такая политика может приве сти лишь к печальным результатам. Следует помнить, что канули в вечность времена, когда США обла дали монополией на ядерное оружие. Теперь Советский Союз располагает этими же средствами в достаточном количе-стве и более высокого каче ства. Поэтому надо знать, что тот, кто развяжет войну, кто посеет ве тер — пожнет бурю. Готовя про пасть своим противникам, агрессор сам обязательно упадет в эту про пасть. Сейчас лишь сумасшедший может думать, что начатая им вой на будет бедствием только для того народа, против которого она развя зана, Нет, уже опыт Гитлера дол жен был бы чему-то научить тех, кто замышляет агрессию в наши дни. Гитлер, вместе с Муссолини развязавший войну, сам сгорел в этой войне и принес бедствия всем народам мира. А теперь это была бы во сто крат более ужасная война, и она принесла бы бедствия как тем народам, против которых США го товят сейчас агрессию, так и наро ду самих Соединенных Штатов Аме рики, причем не меньшие, а может быть даже и большие бедствия. Что уж говорить о тех государствах— союзниках США, которые непосред ственно граничат с Советским Сою зом, да и о других их союзниках в Европе и Азии. Но те круги, которые определяют политику США, не считаются с этим, они размещают военные базы на территориях союзников США, создают там склады ядерного ору жия, устанавливают ракеты, — на пример, в Турции, Италии, Японии. Какую судьбу они готовят этим сво им союзникам в случае войны — нетрудно понять. Ведь все это де лается для нападения на Советский Союз, на Китайскую Народную Рес публику, на Корейскую Народно- Демократическую Республику и дру гие социалистические государства. Это хорошо понимают люди в самих тех странах, где созданы американ ские военные базы, например, в Японии, народ которой решительно протестует против этих баз. В свете последних событий, в свете обращения президента США к конгрессу с просьбой разрешить ему провести призыв 150 тысяч резер вистов Советское правительство по- другому воспринимает и полет аме риканского разведывательного само лета У -2 30 августа с. г. над тер риторией Советского Союза в райо не Сахалина. Появились сообщения о том, что самолеты У -2 разме щаются в Англии, Японии, Турции, ФРГ и совершают полеты с амери канских баз в этих странах. Объяс няют эти полеты тем, что они пре следуют якобы мирные цели — бе рут пробы воздуха, изучают движе ние облаков. Но сегодня еще яснее видно, какие пробы они берут и для чего осуществляются эти полеты. Поэтому Советское правительство обращается к народам с призывом поднять голос осуждения агрессив ных замыслов, не допустить развя зывания войны американскими аг рессорами, обеспечить мир во всем Мире. Правительство СССР обращается с призывом к советскому народу, чтобы он продолжал и впредь тру диться так же успешно, как он тру дится в настоящее время. Прави тельство Советского Союза все сдела ет для того, чтобы обеспечить мир и мирное сосуществование со всеми странами. Но не всегда это зависит только от нас. Советский Союз не хо тел второй мировой войны, но Гитлер ее навязал нам, и мы вынуждены были вести войну. Поэтому мы долж ны сделать все, чтобы быть подго товленными, чтобы наши Вооружен ные Силы — как стратегические ра кетные силы, так и сухопутные вой ска, противовоздушная оборона, Во енно-Морской Флот и особенно под водный флот Советского Союза — были на высоте своих задач. Если агрессор развяжет войну, наши Во оруженные Силы должны быть го товы для нанесения сокрушительно го ответного удара по агрессору. Советское правительство не пой дет по пути США, которые призыва ют 150 тысяч резервистов. Если бы мы повторили действия США, то мы сделали бы то, чего, видно, ка к раз и хотят определенные американские круги, — помогли бы им накаливать атмосферу. Но не считаться о под готовкой Соединенными Штатами агрессивного акта мы не можем. Со ветское правительство считает сво им долгом проявить в создавшейся обстановке бдительность и поручить Министру обороны Советского Союза, 'командованию Советской Армии при нять все меры к тому, чтобы наши Вооруженные Силы были приведены в наивысшую боевую готовность. Однако это исключительно меры предосторожности. Мы все сделарм со своей стороны для того, чтобы мир не был нарушен. > Советское правительство обра щается к правительству Соединен ных Штатов Америки с призывом проявить благоразумие, не терять самообладания и трезво оценить, к чему могут привести его действия, если оно развяжет войну. Вместо того, чтобы накаливать атмосферу такими действиями, как мобилизация резервистов, равно сильная угрозе начать войну, было бы куда болея разумно, если бы пра вительство США, проявив мудрость, сделало бы добрый жест — устано вило бы дипломатические и торго вые отношения с Кубой, о желатель ности чего недавно заявлялось со стороны кубинского правительства. Если бы американское правитель ство проявило , эту мудрость, то на роды оценили бы это по достоинст ву, как реальный вклад США в раз рядку международной напряженно сти, в укрепление мира во всем мире. Если бы установились нормаль ные дипломатические и торговые отношения между Соединенными Штатами Америки и Кубой, то для Кубы отпала бы необходимость у к реплять свою обороноспособность, свои вооруженные силы. Ведь тогда никто не угрожал бы Кубе войной или другими агрессивными действия ми, и обстановка стала бы нормаль ной. Так отстоит дело, таково поло жение в Настоящий момент. Советское правительство не раз заявляло и сейчас заявляет: мы протягиваем руку дружны народу и правительству Соединенных Штатов Америки, мы хотели бы объединить наши усилия с правительствами США и других стран для решения всех назревших международных во просов, для 'Обеспечения мира на земле. А для этого нужно догово риться прежде всего о первом шаге, которым могло бы быть решение во проса о прекращении испытаний ядерного оружия. Мы готовы к это му, готовы подписать соответствую щее соглашение. Мы готовы догово риться о Всеобщем и полном разору жении под строгим международным контролем. Советское правительство выража ет надежду, что правительство США сделает, наконец, трезвый вывод в отношении необходимости заключе ния германского мирного договора. По этому вопросу велось немало пе реговоров, но пока его решение не сдвинулось с места. Сейчас в пере говорах о германском мирном до говоре наступила пауза. Однако ост рота этого вопроса остается преж ней и даже еще больше чувствуется в связи с провокациями реваншистов в Западном Берлине против Герман ской Демократической Республики. Говорят, что сейчас Соединенным Штатам Америки вести переговоры по германскому мирному договору трудно, так как в ноябре этого года предстоят выборы в американский конгресс. Что же. Советское прави тельство готово и с этим считаться. Но нельзя же решение вопроса о германском мирном договоре все время связывать с выборами в той или другой стране, — выборы про исходят часто, то там, то здесь, а дальнейшее промедление в решении вопроса о германском мирном до говоре может породить лишь новые трудности и новые опасности. Совет ское правительство, как и прежде, стоит за быстрейшее заключение германского мирного договора и уре гулирование на его основе положе ния в Западном Берлине. Эта задача должна быть решена и она будет решена. Суверенитет ГДР должен быть огражден и он бу дет огражден. Остатки второй миро вой войны в Европе, в том числе оккупационный режим в Западном Берлине, должны быть ликвидиро ваны и они будут ликвидированы. Это отвечает интересам не только Советского Союза и Германской Де мократической Республики, это отве чает кровным интересам всех госу дарств, всех народов. Советский Союз протягивает ру ку дружбы всем странам, всем наро дам мира, чтобы общими усилиями добиться установления на нашей планете прочного, нерушимого мира. Что касается вопросов внутреннего социально-политического устройст ва государств, то они должны ре шаться каждым народом самостоя тельно, без всякого вмешательства извне. Мир можно обеспечить только при уважении неотъемлемого права каждого .народа на независимость, при строгом соблюдении принципа невмешательства одних государств во внутренние дела других госу дарств. Вот это и есть гарное сосу ществование, лежащее в основе ми ролюбивой политики Советского го сударства. Михаил Васильевич Бабаев работает на Задонском маслозаводе. Вначале он был кочегаром, а п о с - / ле окончания курсов стал трудиться машинистом холодильных установок. Тов. Бабаев никогда не допуска-л ет простоя агрегатов. " \ На снимке: М . В. Бабаев. / Фото А. Гирева. Днем и ночью на станцию Ли пецк прибывают сотни тонн грузов в адрес промыш ленных предприя тий, колхозов и совхозов, торгую щих организаций. Быстро разгрузить вагоны и кон тейнеры, известить получателей о прибытии грузов, сохранить обще народное добро — такие обязанно сти возложены на работников то варной конторы. Как же они с ни ми справляются? * * * В ответ на этот вопрос заведую щий грузовым двором товарной конторы т. Ивчик начал жаловаться на неустройства: в одном месте у пакгауза просели железнодорож ные пути, и теперь из-за этого не возможно открывать двери вагонов- холодильников. Недостроены скла ды, нет нормального электроосве щения, недостаточно грузчиков, про стаивают механизмы. И из-за этого грузы задерживаются иногда в конторе дольше положенного вре мени. Безусловно, все эти недостатки в какой-то мере отражаются на своевременной обработке поступаю щих грузов. Но не от самого ли т. Ивчика зависит их устранение? И разве могут эти причины служить оправданием тому, что поступающие грузы залеживаются на складах по нескольку месяцев? А такие случаи отнюдь не единичны в практике то варной конторы. М а л о г а б а р и т ный контейнер № 750906, отправленный 7 июля из Омска в адрес Липецкой базы «Рос- торгодежда», прибыл в товарную контору 2 августа. Его втиснули в угол склада, загородили другими грузами и... забыли о его существо вании. Для этой же базы 23 июля поступил контейнер № 752899 из Белгорода с готовой одеждой, а 17 июля —- ящик с одеждой из Моск вы. Все эти грузы до сих пор «хра нятся» в конторе. К сожалению, в товарной конторе замаринованы грузы не только этой базы. В разное время в адрес базы «Росгалантерея» поступили контей неры №№ 755521, 752854, 772121 и ящики с товарами из Львова, Ста нислава и Киева. Весь этот груз все еще находится в железнодорожных складах, хотя сроки его хранения давно истекли. У товарной станции есть контей нерная площадка. Сюда ежедневно поступает до 200 полногабаритных контейнеров. Срок их хранения на площадке — 12 часов. Фактически же контейнеры простаивают на пло щадке сутками. * * ф * Для централизованного завоза грузов немногим более года назад в облавтотресте была создана авто станция. Сейчас она обслуживает на договорных началах 60 различ- А т а к у е м б е с х о з я й с т в е н н о с т ь Контора в тупике ных промышленных предприятий и торгующих организаций города. Но работа ее организована из рук вон плохо. Станция заранее не плани рует, кому и какие грузы надо до ставить в ближайшие дни. Стихий ность приводит к тому, что порой грузы, прибывшие месяц— два то му назад, продолжают находиться на складах, а клиентам доставляют ся только что поступившие товары. Неудовлетеор ительно использует- ся и погрузочная техника. Дело в том, что к механизмам, которые есть в конторе, она не имеет никако го отношения. Краны, электрокары и автопогрузчики принадлежат Гря- Улучшить доставку гру зов со складов Липец кой товарной конторы* ч—■,■—V— зинскои погрузочной конторе, рас поряжается ими по своему усмот рению заведующий погрузочным пунктом при станции Липецк т. Жу ков. В его же подчинении находят ся четыре техника по погрузке и тринадцать грузчиков. Техники и людей много. При пра вильной расстановке их можно бы ло бы без особого напряжения бы стро обрабатывать все грузы, по ступающие в товарную контору. Но беда в том, что техника находится в очень плохом состоянии. Особенно плохо, что погрузочный пункт в Липецке не имеет ремонт ной базы. Каждую мелкую деталь, нуждающуюся в реставрации или ис правлении, приходится отправлять в Воронеж в главные железнодорож ные мастерские. Иногда проходят месяцы, прежде чем отправленная деталь приходит обратно. Ремонтную мастерскую при погру зочном пункте должны были обо рудовать еще весной этого года. Но наступила осень, а дело не сдвину лось с мертвой точки. Пустует и от веденное для мастерских помеще ние. * * * Между грузовой автостанцией, то варной конторой и погрузочным пунктом нет тесного делового кон такта, четкости и согласованности действий. Вместо того, чтобы по-деловому решить назревшие вопросы и улуч шить обработку грузов, руководите ли товарной конторы и автостанции занялись игрой в бирюльки. Желез ная дорога предъявила станции за несвоевременную вывозку грузов штраф в 10 тысяч рублей, В ответ на это автостанция предъявила же лезной дороге иск и получила за простой автотранспорта такую же сумму. Сейчас товарная контора снова собирается предъявить авто станции штраф. — Пусть попробуют,— заявил на чальник автостанции т. Коряк.— Мы тоже знаем, как надо действовать! * ф * Печальная история происходит по рой с грузами, незначительными по весу, которые отправители адресу ют на станции Казинка и Чугун. Эти станции их не принимают и грузы направляются в Липецк, Делает ся это по распоряжению начальника Грязинского отделения дороги т. Ру мянцева, который издал приказ, за прещающий станциям Казинка и Грязи принимать мелкие грузы. По этому прямо из Грязей такие грузы отправляются в Липецк, а докумен ты остаются в Казинке или на стан ции Чугун, и в товарной конторе тогда не могут найти грузополуча теля. Так, например, по наклад ной № 875382 со станции Кишинев на станцию Казинка были адресова ны приборы. 3 августа они поступи ли в Липецк, а документы— на стан цию Казинка. В Липецкой товарной конторе есть бюро по розыску грузов. Од нако агент т. Папанова в течение месяца не удосужилась даже по-', требовать со станции Казинка до» ^цхумейты на приборы. Такая же история произошла и 8 17 покрышками для Тракторного за вода. С 15 августа они лежат на грузовом дворе товарной конторы, а получатель не знает, что они при были. А для УКСа Новолипецкого ме таллургического завода по наклад ной № 666714 прибыло три сложных агрегата. С ними вместе должны были поступить и электромоторы* Но их нет. И где они находятся, не может ответить даже бюро розы ска. 1 * ф * Товарная контора — важная орга низация, тесно связанная с нашими промышленными предприятиями и другими организациями города. Она должна работать четко, в тесном контакте с автостанцией, погрузоч ным пунктом и получателями. От этого зависит скорость продвижения грузов, их сохранность. В. АЗАРИН , И. ТИМАШОВ , нештатные корреспонденты газеты «Ленинское знамя». Сердце остается молодым Войдя в школьный садик, Мария Дмитриевна остановилась. Солнце пронизывало садик насквозь. Лучи его переплетались и путались в ли стве, сверкали в еще невысохших капельках росы. Миром и радостью дышала земля в этот первый день сентября. На школьный двор стекались уче ники. Они громко разговаривали, смеялись, толкали друг друга. Школьный двор стал похож на цве тущую клумбу. Учащиеся выстраи вались на торжественную линейку... Так начался для Марии Дмитриев ны Кочериной тридцать первый учебный год. Тридцать лет прошло с того дня, когда молоденькая учительница Ма рия Кочерина пришла на рабфак. Она понимала, что ее ждет взрос лая аудитория, которая требу ет много знаний. В портфеле лежал список учеников. Мария еще не узнала их, но уже полюби ла. Это ее маленькая нива. Здесь она будет сеять «разумное, доброе, вечное», поведет людей за собой. Кто знает, как далеко они пойдут, ка кие в будущем засверкают таланты. — Тише, тише: новая студентка! — Это учительница, голова! — Да какая она учительница, ког да сама еще девчонка, — сказал рыжеватый студент. Кочерина покраснела. «В самом деле, какая из меня учительница. Мне всего двадцать лет, еще надо учиться и учиться», — подумала она и внимательно посмотрела на сту дентов. За партами сидели молодые люди старше ее. Первый урок! Тебя забыть не возможно... Бедные студенты! Она говорила им целых сорок пять ми нут, говорила обо всем, что знала: о том, что сила человека — в зна нии, о творчестве всех любимых пи сателей, о философии жизни... Но ее горячая речь не произвела того впечатления, которого она ожидала. Отрадно было лишь то, что студен ты много спрашивали — значит не было равнодушия. Мария старалась ответить на все «почему». Это заставило Кочерину неутоми мо читать, искать, находить. И чем больше она читала, чем больше искала, тем сильнее убеждалась, что знает мало. И снова тянуло ее к знаниям, к книгам. Мария постепенно пришла к вы воду, что лучше проходят те уроки, на которых все увлечены работой. И ойа стала больше всего заботить ся именно об этом. Учительница за вела специальную тетрадь, в кото рой ежедневно отмечала, как сту дент готовился к уроку, какие во просы его интересуют, что нужно ему сделать для овладения мате риалом. Постепенно все рабфаков цы увлеклись учебной работой. Для каждого Мария Дмитриевна нахо дила особое слово, шла в класс ко всем и вместе с тем к каждому в отдельности. Спустя много лет, уже в Липецке, на уроке, посвященном творчеству Тургенева, кто-то из учеников за пальчиво сказал: — Неинтересно читать «Рудина». Зачем нам эти образы лишних лю дей? Для Марии Дмитриевны стало яс но, что есть ученики, которые, про читав роман, не почувствовали ху дожественной силы, красоты языка произведения. Что и говорить, было обидно за учеников. И Кочерина за думалась над тем, как помочь де тям почувствовать и оценить силу творчества Тургенева. Может быть, лучше читать текст произведения до его разбора? Она прочитала уча щимся отрывки из «Записок охотни ка», обращая внимание на точность и красоту языка писателя, на рас крытие психологии и мировоззрения персонажей. На урок, посвященный анализу тургеневского пейзажа, Мария Дмит риевна принесла репродукцию кар тины М. Суздальцева «Навстречу жизни», «Зеленый шум» и «В глубо ком просторе» А. Рылова. Показа ла, какими средствами художник создает впечатление глубины, про странства, объемности предметов. Настроив таким образом учащихся на восприятие пейзажа, учительница обратила внимание на пейзажные зарисовки Тургенева, прочитала тре тью и одиннадцатую главы романа «Отцы и дети». Она стремилась по казать ученикам мастерство писате- ля-пейзажиста, создавшего словес ными средствами лирический пей заж и нарисовавшего картину так, что читатель ясно воспринимает и вечерние тени, и осиновую рощу, и мужичка с заплатой на плече, и прозрачность воздуха. Мария Дмитриевна видела, как активно работало воображение де тей на этом уроке. Они стремились познать красоту и прелесть худо жественного мастерства писателя и были покорены силой его таланта. «В самом деле, как хорошо писал Тургенев!» — воскликнул кто-то из мальчиков. И чувства, вложенные в эти слова, были подлинной награ дой для учительницы. Идет урок литературы в восьмом классе. Мария Дмитриевна читает «Слово о полку Игореве»— эту жем чужину древней русской литерату ры. Глубоко патриотические чувства, заложенные в произведении, близки и понятны ученикам, они созвучны с их чувствами. Им дорога любовь автора к родной земле, к ее не обозримым просторам, к славным воинам. И тревога автора за рус ское войско, и печаль Ярославны волнуют их, волнуют своей высокой человечностью. Раздается звонок, а ученики про должают жить в героическом и воз вышенном мире замечательного творения старины. Необыкновенно светлым чувством охвачена и сама Мария Дмитриевна, мысли и пере живания которой передались школь никам. Она уверена, что учащиеся надолго, быть может, на всю жизнь запомнят образы и картины волнующего повествования... С годами Кочерина все больше и больше убеждалась в правильности избранного ею пути преподавания литературы в старших классах. Если хочешь донести до учеников твор чество великих писателей, обращай ся к самому произведению, в кото ром заложена сила писателя. Мария Дмитриевна добилась того, что на ее уроках читается много художе ственных текстов. Урок литературы в 10-м классе. На нем присутствует более ста учи телей, съехавшихся в Липецк со всех концов страны. В числе при сутствующих действительные члены и члены-корреспонденты Академии педагогических наук, работники Ми нистерства просвещения РСФСР, убеленные сединой авторы учебни ков. Всех их интересует опыт рабо ты учительницы, имя которой из вестно сейчас далеко за пределами нашей области. Мария Дмитриевна читает заклю чительные главы «Молодой гвар дии». Ее голос звучит настолько взволнованно, что гибель молодо гвардейцев десятиклассники воспри- н и м а ю т как свою личную трагедию. Не могут остать ся равнодушными и гости. Я вижу, как учитель с Сахалина тайком выти рает навернувшуюся на глаза слезу. Наступает минутная пауза. Кочерина обращается к ученице: — Валя, продолжай ты, пожалуй ста! Здесь есть несколько строк, которые я не в силах прочитать... И Валя стала читать: «...Оки со рвали одежды со старой женщины, матери одиннадцати детей, швыр нули ее на окровавленный топчан и стали избивать проводами на гла зах у ее сына. Сережка не отвора чивался, он смотрел, как бьют его мать, и молчал. Потом его били на глазах матери, а он все молчал...». Никто из нас, сидевших в классе, не помнил — сколько минут тому назад отзвенел звонок. Мы все си дели в классе, потрясенные талан том учительницы, ее изумительным искусством найти путь к человече скому сердцу. Когда окончились уроки, мы все собрались в учительскую. — Ну как, товарищи? — спросил Директор школы А. И. Бойков. Мы все восхищенно молчали. В эту минуту отворилась дверь, и в учительскую вошла Мария Дмитри евна. Навстречу Кочериной подня лась пожилая учительница из Смо ленска, обняла ее и крепко поцело вала. Это тоже была высокая награ да за тридцатилетний труд. Годы посеребрили голову Марии Дмитриевны. Но она по-прежнему бодра и энергична, горячо стремит ся отдать детям все силы и знания. Она всегда с молодостью, и потому ее сердце остается молодым. м. члоян.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz