Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

12 митября 1962 г., М 215 (2499) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЗАЯВЛЕНИЕ ТАСС 4| а Ч ' Ч* '* 4 (Окончание. Начало на 1-й стр.). В ш и ядерные средстба Являются настолько мощными по своей взрыв­ ной силе, и Советский Союз распо* латает настолько мощными ракето­ носителями этих ядерных зарядов, что нет нужды искать место для их размещения где-то за пределами Со­ ветского Союза. Мы говорили и повторяем, что если будет развязана Война, если агрессор совершит на­ падение на то или другое государст­ во и это государство обратится за помощью, то Советский Союз имеет •возможность со своей территории оказать помощь любому миролюби­ вому государству, и не только Кубе. И пусть никто не сомневается* в том, что Советский Союз такую по* мощь окажет, как в 1 956 году он был готов оказать военную помощь Египту во время авгло-франко-изра- ильокой агрессии в районе Суэцкого канала. Мы говорим это не для того, что* вы кого-то пугать. Запугивание чуждо внешней политике Советского государства. Угрозы и шантаж яв­ ляются составной частью политики империалистических государств. Со­ ветский Союз стоит за мир И не хо* чет войны* Советское правительство обраща­ ет внимание мировой общественно­ сти и правительств всех стран, ко- торые стоят На позициях мирного сосуществования, что даже сейчас, когда Соединенные Штаты Америки готовят агрессивный акт, наращи­ вают в этих целях свои вооружен­ ные силы, призывая в состав ар* мин 150 тысяч резервистов, когда президент США обращается в конг­ ресс с просьбой о разрешении осу­ ществить этот призыв, Министр обороны СССР Маршал Малиновский издал приказ об увольнении в запас отслуживших свой срок солдат. Обученные солдаты отпускаются из состава Вооруженных Сил СССР, а для пополнения частей и соедине­ ний призываются новобранцы. Уже одно это говорит достаточно ясно о наших мирных намерениях. Ни од­ но правительство не пошло бы на подобную меру, если бы оно замыш­ ляло какую-нибудь акцию военного характера. Надо понять, что это оз­ начает, когда обученных солдат ос­ вобождают из состава армии и при­ зывают новобранцев, которых пред­ стоит еще обучить, а сделать это не так просто, принимая во внимание сложное вооружение армии, которое требует больших знаний не только от командиров, но и от каждого солдата. Предпринимая этот шаг, мы тем* самым в своей повседневной жизни осуществляем мероприятия, подтверждающие, что Советский Союз проводит политику обеспече­ ния мира и дружбы со всеми наро­ дами. Советский Союз не станет делать чего-либо подобного ответному акту на призыв в США 150 тысяч резер­ вистов, тем более, что при совре­ менных средствах ракетно-ядерной войны это не может иметь серьез­ ного военного значения. Если рань­ ше силы армий воюющих сторон из­ мерялись в основном числом солдат, сабель и штыков, то в наше время мощь этих армий определяется сов­ сем другим — ракетно-ядерным оружием. Но в момент, когда США прово­ дят меры по мобилизации своих во­ оруженных сил и готовятся к агрес­ сии против Кубы и других миролю­ бивых государств, Советское прави­ тельство хотело бы обратить внима­ ние на то, что сейчас нельзя на­ пасть на Кубу и рассчитывать, что это нападение будет безнаказанным для агрессора. Если такое нападение будет совершено, это будет началом развязывания войны. Чем мотивируют подготовку аг­ рессии против Кубы? Тем, что тор­ говый флот Советского Союза пере­ возит на Кубу грузы, и в ОША счи­ тают, что это — военные грузы. Но это же чисто внутреннее дело госу­ дарств — тех, которые посылают эти грузы, и тех, которые закупают их и получают. Весь мир знает, что Соединенные Штаты Америки окружили Совет­ ский Союз и другие социалистиче­ ские страны своими военными ба­ зами. Что они расположили там — тракторы? Может быть, они выра­ щивают на этих базах рис, пшени­ цу, картофель или какие-либо дру­ гие сельскохозяйственные культу­ ры? Нет, они привезли туда на сво­ их судах вооружение, причем все время пополняют его запасы и заяв­ ляют, что это вооружение, разме­ щенное у границ Советского Союза — в Турции, Иране, Греции, Ита­ лии, Англии, Голландии, Пакистане и других странах— участницах во­ енных блоков НАТО, СЕНТО и СЕА- ТО, — находится там закономерно, по праву. Это они считают своим правом! Другим же США даже в ин­ тересах обороны не разрешают де­ лать этого, а когда меры по у к ­ реплению обороноспособности той или иной страны все же принима­ ются, в США поднимают шум и за­ являют, что, мол, против них хотят организовать нападение. Какое са­ момнение! США, видимо, считают, что в современных условиях можно безнаказанно перейти к агрессии. Надо признать за всеми страна­ ми мира равные права и равные возможности. Этому не только отве­ чают признанные нормы междуна^ родного права, которые уже сложи­ лись. Этого следует строго придер­ живаться в практической жизни и деятельности. А что получается на деле? США, например, сейчас про­ водят мобилизацию, якобы, потому, что наши Торговые корабли ходят на Кубу. В то же время американ­ ские корабли — не торговые, о торговых нет и речи, а военные ко­ рабли, целый шестой военно-мор­ ской флот США — находятся в Средиземном море. Сколько это со­ ставляет километров, Какое это рас­ стояние от Соединенных Штатов Америки? Седьмой американский военно-морской флот находится в Тайваньском проливе. На сколько тысяч километров удален этот флот от берегов Соединенных Штатов Америки? Да к тому же еще в США заявляют, что они находятся там по праву. Каким целям служит пребывание этих флотов в Средиземном море и в Тайваньском проливе? Во всяком случае, не мирным, а агрессивным военным целям. Не может способст­ вовать нормальным отношениям та­ кое положение, когда военно-мор­ ские Корабли США курсируют у бе­ регов других государств, а амери­ канские адмиралы и генералы вре­ мя от времени, как бы соревнуясь друг с другом, болтают в печати, по радио о том, что шестой и седьмой флоты предназначены для нанесе­ ния удара, для уничтожения стран социализма. Пока не будет прекращено такое безумие, эта политика всегда будет способствовать не укреплению мира, а, наоборот, будет всегда источни­ ком, который в любой момент мо­ жет вызвать военный конфликт со всеми вытекающими последствиями. В США сейчас ведется злопыха­ тельская кампания против Совет­ ского Союза. Там на всех перекре­ стках кричат, что, поскольку торго­ вый флот курсирует между СССР и Кубой, перевозит грузы, то это-де дает США право напасть на Кубу и на Советский Союз, А каким це­ лям служит пребывание американ­ ских военных кораблей в турецких портах и по какому праву их пре­ бывание там считается законным и нормальным?'Чего же хотят — при­ своить для себя какое-то исключе­ ние из общих правил? Что для од­ ного объявляется нарушением норм, для другого считается нормальным. Мы предупреждаем, что при сов­ ременных. условиях социалистиче­ ский лагерь располагает не мень­ шими силами и возможностями, чем США и их союзники по военным блокам. Это надо учитывать, этим надо руководствоваться в политике, чтобы она не нано-сила ущерба ни той, ни другой стороне. Только при этом условии можно избежать воен­ ного конфликта, обеспечить мир. Прибегать же к провокациям, руко­ водствуясь нелепым расчетом при­ пугнуть другую сторону, это значит безответственно играть судьбами мира. Такая политика может приве­ сти лишь к печальным результатам. Следует помнить, что канули в вечность времена, когда США обла­ дали монополией на ядерное оружие. Теперь Советский Союз располагает этими же средствами в достаточном количе-стве и более высокого каче­ ства. Поэтому надо знать, что тот, кто развяжет войну, кто посеет ве­ тер — пожнет бурю. Готовя про­ пасть своим противникам, агрессор сам обязательно упадет в эту про­ пасть. Сейчас лишь сумасшедший может думать, что начатая им вой­ на будет бедствием только для того народа, против которого она развя­ зана, Нет, уже опыт Гитлера дол­ жен был бы чему-то научить тех, кто замышляет агрессию в наши дни. Гитлер, вместе с Муссолини развязавший войну, сам сгорел в этой войне и принес бедствия всем народам мира. А теперь это была бы во сто крат более ужасная война, и она принесла бы бедствия как тем народам, против которых США го­ товят сейчас агрессию, так и наро­ ду самих Соединенных Штатов Аме­ рики, причем не меньшие, а может быть даже и большие бедствия. Что уж говорить о тех государствах— союзниках США, которые непосред­ ственно граничат с Советским Сою­ зом, да и о других их союзниках в Европе и Азии. Но те круги, которые определяют политику США, не считаются с этим, они размещают военные базы на территориях союзников США, создают там склады ядерного ору­ жия, устанавливают ракеты, — на­ пример, в Турции, Италии, Японии. Какую судьбу они готовят этим сво­ им союзникам в случае войны — нетрудно понять. Ведь все это де­ лается для нападения на Советский Союз, на Китайскую Народную Рес­ публику, на Корейскую Народно- Демократическую Республику и дру­ гие социалистические государства. Это хорошо понимают люди в самих тех странах, где созданы американ­ ские военные базы, например, в Японии, народ которой решительно протестует против этих баз. В свете последних событий, в свете обращения президента США к конгрессу с просьбой разрешить ему провести призыв 150 тысяч резер­ вистов Советское правительство по- другому воспринимает и полет аме­ риканского разведывательного само­ лета У -2 30 августа с. г. над тер­ риторией Советского Союза в райо­ не Сахалина. Появились сообщения о том, что самолеты У -2 разме­ щаются в Англии, Японии, Турции, ФРГ и совершают полеты с амери­ канских баз в этих странах. Объяс­ няют эти полеты тем, что они пре­ следуют якобы мирные цели — бе­ рут пробы воздуха, изучают движе­ ние облаков. Но сегодня еще яснее видно, какие пробы они берут и для чего осуществляются эти полеты. Поэтому Советское правительство обращается к народам с призывом поднять голос осуждения агрессив­ ных замыслов, не допустить развя­ зывания войны американскими аг­ рессорами, обеспечить мир во всем Мире. Правительство СССР обращается с призывом к советскому народу, чтобы он продолжал и впредь тру­ диться так же успешно, как он тру­ дится в настоящее время. Прави­ тельство Советского Союза все сдела­ ет для того, чтобы обеспечить мир и мирное сосуществование со всеми странами. Но не всегда это зависит только от нас. Советский Союз не хо­ тел второй мировой войны, но Гитлер ее навязал нам, и мы вынуждены были вести войну. Поэтому мы долж­ ны сделать все, чтобы быть подго­ товленными, чтобы наши Вооружен­ ные Силы — как стратегические ра­ кетные силы, так и сухопутные вой­ ска, противовоздушная оборона, Во­ енно-Морской Флот и особенно под­ водный флот Советского Союза — были на высоте своих задач. Если агрессор развяжет войну, наши Во­ оруженные Силы должны быть го­ товы для нанесения сокрушительно­ го ответного удара по агрессору. Советское правительство не пой­ дет по пути США, которые призыва­ ют 150 тысяч резервистов. Если бы мы повторили действия США, то мы сделали бы то, чего, видно, ка к раз и хотят определенные американские круги, — помогли бы им накаливать атмосферу. Но не считаться о под­ готовкой Соединенными Штатами агрессивного акта мы не можем. Со­ ветское правительство считает сво­ им долгом проявить в создавшейся обстановке бдительность и поручить Министру обороны Советского Союза, 'командованию Советской Армии при­ нять все меры к тому, чтобы наши Вооруженные Силы были приведены в наивысшую боевую готовность. Однако это исключительно меры предосторожности. Мы все сделарм со своей стороны для того, чтобы мир не был нарушен. > Советское правительство обра­ щается к правительству Соединен­ ных Штатов Америки с призывом проявить благоразумие, не терять самообладания и трезво оценить, к чему могут привести его действия, если оно развяжет войну. Вместо того, чтобы накаливать атмосферу такими действиями, как мобилизация резервистов, равно­ сильная угрозе начать войну, было бы куда болея разумно, если бы пра­ вительство США, проявив мудрость, сделало бы добрый жест — устано­ вило бы дипломатические и торго­ вые отношения с Кубой, о желатель­ ности чего недавно заявлялось со стороны кубинского правительства. Если бы американское правитель­ ство проявило , эту мудрость, то на­ роды оценили бы это по достоинст­ ву, как реальный вклад США в раз­ рядку международной напряженно­ сти, в укрепление мира во всем мире. Если бы установились нормаль­ ные дипломатические и торговые отношения между Соединенными Штатами Америки и Кубой, то для Кубы отпала бы необходимость у к ­ реплять свою обороноспособность, свои вооруженные силы. Ведь тогда никто не угрожал бы Кубе войной или другими агрессивными действия­ ми, и обстановка стала бы нормаль­ ной. Так отстоит дело, таково поло­ жение в Настоящий момент. Советское правительство не раз заявляло и сейчас заявляет: мы протягиваем руку дружны народу и правительству Соединенных Штатов Америки, мы хотели бы объединить наши усилия с правительствами США и других стран для решения всех назревших международных во­ просов, для 'Обеспечения мира на земле. А для этого нужно догово­ риться прежде всего о первом шаге, которым могло бы быть решение во­ проса о прекращении испытаний ядерного оружия. Мы готовы к это­ му, готовы подписать соответствую­ щее соглашение. Мы готовы догово­ риться о Всеобщем и полном разору­ жении под строгим международным контролем. Советское правительство выража­ ет надежду, что правительство США сделает, наконец, трезвый вывод в отношении необходимости заключе­ ния германского мирного договора. По этому вопросу велось немало пе­ реговоров, но пока его решение не сдвинулось с места. Сейчас в пере­ говорах о германском мирном до­ говоре наступила пауза. Однако ост­ рота этого вопроса остается преж­ ней и даже еще больше чувствуется в связи с провокациями реваншистов в Западном Берлине против Герман­ ской Демократической Республики. Говорят, что сейчас Соединенным Штатам Америки вести переговоры по германскому мирному договору трудно, так как в ноябре этого года предстоят выборы в американский конгресс. Что же. Советское прави­ тельство готово и с этим считаться. Но нельзя же решение вопроса о германском мирном договоре все время связывать с выборами в той или другой стране, — выборы про­ исходят часто, то там, то здесь, а дальнейшее промедление в решении вопроса о германском мирном до­ говоре может породить лишь новые трудности и новые опасности. Совет­ ское правительство, как и прежде, стоит за быстрейшее заключение германского мирного договора и уре­ гулирование на его основе положе­ ния в Западном Берлине. Эта задача должна быть решена и она будет решена. Суверенитет ГДР должен быть огражден и он бу­ дет огражден. Остатки второй миро­ вой войны в Европе, в том числе оккупационный режим в Западном Берлине, должны быть ликвидиро­ ваны и они будут ликвидированы. Это отвечает интересам не только Советского Союза и Германской Де­ мократической Республики, это отве­ чает кровным интересам всех госу­ дарств, всех народов. Советский Союз протягивает ру­ ку дружбы всем странам, всем наро­ дам мира, чтобы общими усилиями добиться установления на нашей планете прочного, нерушимого мира. Что касается вопросов внутреннего социально-политического устройст­ ва государств, то они должны ре­ шаться каждым народом самостоя­ тельно, без всякого вмешательства извне. Мир можно обеспечить только при уважении неотъемлемого права каждого .народа на независимость, при строгом соблюдении принципа невмешательства одних государств во внутренние дела других госу­ дарств. Вот это и есть гарное сосу­ ществование, лежащее в основе ми­ ролюбивой политики Советского го­ сударства. Михаил Васильевич Бабаев работает на Задонском маслозаводе. Вначале он был кочегаром, а п о с - / ле окончания курсов стал трудиться машинистом холодильных установок. Тов. Бабаев никогда не допуска-л ет простоя агрегатов. " \ На снимке: М . В. Бабаев. / Фото А. Гирева. Днем и ночью на станцию Ли­ пецк прибывают сотни тонн грузов в адрес промыш­ ленных предприя­ тий, колхозов и совхозов, торгую­ щих организаций. Быстро разгрузить вагоны и кон­ тейнеры, известить получателей о прибытии грузов, сохранить обще­ народное добро — такие обязанно­ сти возложены на работников то­ варной конторы. Как же они с ни­ ми справляются? * * * В ответ на этот вопрос заведую­ щий грузовым двором товарной конторы т. Ивчик начал жаловаться на неустройства: в одном месте у пакгауза просели железнодорож­ ные пути, и теперь из-за этого не­ возможно открывать двери вагонов- холодильников. Недостроены скла­ ды, нет нормального электроосве­ щения, недостаточно грузчиков, про­ стаивают механизмы. И из-за этого грузы задерживаются иногда в конторе дольше положенного вре­ мени. Безусловно, все эти недостатки в какой-то мере отражаются на своевременной обработке поступаю­ щих грузов. Но не от самого ли т. Ивчика зависит их устранение? И разве могут эти причины служить оправданием тому, что поступающие грузы залеживаются на складах по нескольку месяцев? А такие случаи отнюдь не единичны в практике то­ варной конторы. М а л о г а б а р и т ный контейнер № 750906, отправленный 7 июля из Омска в адрес Липецкой базы «Рос- торгодежда», прибыл в товарную контору 2 августа. Его втиснули в угол склада, загородили другими грузами и... забыли о его существо­ вании. Для этой же базы 23 июля поступил контейнер № 752899 из Белгорода с готовой одеждой, а 17 июля —- ящик с одеждой из Моск­ вы. Все эти грузы до сих пор «хра­ нятся» в конторе. К сожалению, в товарной конторе замаринованы грузы не только этой базы. В разное время в адрес базы «Росгалантерея» поступили контей­ неры №№ 755521, 752854, 772121 и ящики с товарами из Львова, Ста­ нислава и Киева. Весь этот груз все еще находится в железнодорожных складах, хотя сроки его хранения давно истекли. У товарной станции есть контей­ нерная площадка. Сюда ежедневно поступает до 200 полногабаритных контейнеров. Срок их хранения на площадке — 12 часов. Фактически же контейнеры простаивают на пло­ щадке сутками. * * ф * Для централизованного завоза грузов немногим более года назад в облавтотресте была создана авто­ станция. Сейчас она обслуживает на договорных началах 60 различ- А т а к у е м б е с х о з я й с т в е н н о с т ь Контора в тупике ных промышленных предприятий и торгующих организаций города. Но работа ее организована из рук вон плохо. Станция заранее не плани­ рует, кому и какие грузы надо до­ ставить в ближайшие дни. Стихий­ ность приводит к тому, что порой грузы, прибывшие месяц— два то­ му назад, продолжают находиться на складах, а клиентам доставляют­ ся только что поступившие товары. Неудовлетеор ительно использует- ся и погрузочная техника. Дело в том, что к механизмам, которые есть в конторе, она не имеет никако­ го отношения. Краны, электрокары и автопогрузчики принадлежат Гря- Улучшить доставку гру­ зов со складов Липец­ кой товарной конторы* ч—■,■—V— зинскои погрузочной конторе, рас­ поряжается ими по своему усмот­ рению заведующий погрузочным пунктом при станции Липецк т. Жу­ ков. В его же подчинении находят­ ся четыре техника по погрузке и тринадцать грузчиков. Техники и людей много. При пра­ вильной расстановке их можно бы­ ло бы без особого напряжения бы­ стро обрабатывать все грузы, по­ ступающие в товарную контору. Но беда в том, что техника находится в очень плохом состоянии. Особенно плохо, что погрузочный пункт в Липецке не имеет ремонт­ ной базы. Каждую мелкую деталь, нуждающуюся в реставрации или ис­ правлении, приходится отправлять в Воронеж в главные железнодорож­ ные мастерские. Иногда проходят месяцы, прежде чем отправленная деталь приходит обратно. Ремонтную мастерскую при погру­ зочном пункте должны были обо­ рудовать еще весной этого года. Но наступила осень, а дело не сдвину­ лось с мертвой точки. Пустует и от­ веденное для мастерских помеще­ ние. * * * Между грузовой автостанцией, то­ варной конторой и погрузочным пунктом нет тесного делового кон­ такта, четкости и согласованности действий. Вместо того, чтобы по-деловому решить назревшие вопросы и улуч­ шить обработку грузов, руководите­ ли товарной конторы и автостанции занялись игрой в бирюльки. Желез­ ная дорога предъявила станции за несвоевременную вывозку грузов штраф в 10 тысяч рублей, В ответ на это автостанция предъявила же­ лезной дороге иск и получила за простой автотранспорта такую же сумму. Сейчас товарная контора снова собирается предъявить авто­ станции штраф. — Пусть попробуют,— заявил на­ чальник автостанции т. Коряк.— Мы тоже знаем, как надо действовать! * ф * Печальная история происходит по­ рой с грузами, незначительными по весу, которые отправители адресу­ ют на станции Казинка и Чугун. Эти станции их не принимают и грузы направляются в Липецк, Делает­ ся это по распоряжению начальника Грязинского отделения дороги т. Ру­ мянцева, который издал приказ, за­ прещающий станциям Казинка и Грязи принимать мелкие грузы. По­ этому прямо из Грязей такие грузы отправляются в Липецк, а докумен­ ты остаются в Казинке или на стан­ ции Чугун, и в товарной конторе тогда не могут найти грузополуча­ теля. Так, например, по наклад­ ной № 875382 со станции Кишинев на станцию Казинка были адресова­ ны приборы. 3 августа они поступи­ ли в Липецк, а документы— на стан­ цию Казинка. В Липецкой товарной конторе есть бюро по розыску грузов. Од­ нако агент т. Папанова в течение месяца не удосужилась даже по-', требовать со станции Казинка до» ^цхумейты на приборы. Такая же история произошла и 8 17 покрышками для Тракторного за­ вода. С 15 августа они лежат на грузовом дворе товарной конторы, а получатель не знает, что они при­ были. А для УКСа Новолипецкого ме­ таллургического завода по наклад­ ной № 666714 прибыло три сложных агрегата. С ними вместе должны были поступить и электромоторы* Но их нет. И где они находятся, не может ответить даже бюро розы­ ска. 1 * ф * Товарная контора — важная орга­ низация, тесно связанная с нашими промышленными предприятиями и другими организациями города. Она должна работать четко, в тесном контакте с автостанцией, погрузоч­ ным пунктом и получателями. От этого зависит скорость продвижения грузов, их сохранность. В. АЗАРИН , И. ТИМАШОВ , нештатные корреспонденты газеты «Ленинское знамя». Сердце остается молодым Войдя в школьный садик, Мария Дмитриевна остановилась. Солнце пронизывало садик насквозь. Лучи его переплетались и путались в ли­ стве, сверкали в еще невысохших капельках росы. Миром и радостью дышала земля в этот первый день сентября. На школьный двор стекались уче­ ники. Они громко разговаривали, смеялись, толкали друг друга. Школьный двор стал похож на цве­ тущую клумбу. Учащиеся выстраи­ вались на торжественную линейку... Так начался для Марии Дмитриев­ ны Кочериной тридцать первый учебный год. Тридцать лет прошло с того дня, когда молоденькая учительница Ма ­ рия Кочерина пришла на рабфак. Она понимала, что ее ждет взрос­ лая аудитория, которая требу­ ет много знаний. В портфеле лежал список учеников. Мария еще не узнала их, но уже полюби­ ла. Это ее маленькая нива. Здесь она будет сеять «разумное, доброе, вечное», поведет людей за собой. Кто знает, как далеко они пойдут, ка­ кие в будущем засверкают таланты. — Тише, тише: новая студентка! — Это учительница, голова! — Да какая она учительница, ког­ да сама еще девчонка, — сказал рыжеватый студент. Кочерина покраснела. «В самом деле, какая из меня учительница. Мне всего двадцать лет, еще надо учиться и учиться», — подумала она и внимательно посмотрела на сту­ дентов. За партами сидели молодые люди старше ее. Первый урок! Тебя забыть не­ возможно... Бедные студенты! Она говорила им целых сорок пять ми­ нут, говорила обо всем, что знала: о том, что сила человека — в зна­ нии, о творчестве всех любимых пи­ сателей, о философии жизни... Но ее горячая речь не произвела того впечатления, которого она ожидала. Отрадно было лишь то, что студен­ ты много спрашивали — значит не было равнодушия. Мария старалась ответить на все «почему». Это заставило Кочерину неутоми­ мо читать, искать, находить. И чем больше она читала, чем больше искала, тем сильнее убеждалась, что знает мало. И снова тянуло ее к знаниям, к книгам. Мария постепенно пришла к вы­ воду, что лучше проходят те уроки, на которых все увлечены работой. И ойа стала больше всего заботить­ ся именно об этом. Учительница за­ вела специальную тетрадь, в кото­ рой ежедневно отмечала, как сту­ дент готовился к уроку, какие во­ просы его интересуют, что нужно ему сделать для овладения мате­ риалом. Постепенно все рабфаков­ цы увлеклись учебной работой. Для каждого Мария Дмитриевна нахо­ дила особое слово, шла в класс ко всем и вместе с тем к каждому в отдельности. Спустя много лет, уже в Липецке, на уроке, посвященном творчеству Тургенева, кто-то из учеников за­ пальчиво сказал: — Неинтересно читать «Рудина». Зачем нам эти образы лишних лю­ дей? Для Марии Дмитриевны стало яс­ но, что есть ученики, которые, про­ читав роман, не почувствовали ху­ дожественной силы, красоты языка произведения. Что и говорить, было обидно за учеников. И Кочерина за­ думалась над тем, как помочь де­ тям почувствовать и оценить силу творчества Тургенева. Может быть, лучше читать текст произведения до его разбора? Она прочитала уча­ щимся отрывки из «Записок охотни­ ка», обращая внимание на точность и красоту языка писателя, на рас­ крытие психологии и мировоззрения персонажей. На урок, посвященный анализу тургеневского пейзажа, Мария Дмит­ риевна принесла репродукцию кар­ тины М. Суздальцева «Навстречу жизни», «Зеленый шум» и «В глубо­ ком просторе» А. Рылова. Показа­ ла, какими средствами художник создает впечатление глубины, про­ странства, объемности предметов. Настроив таким образом учащихся на восприятие пейзажа, учительница обратила внимание на пейзажные зарисовки Тургенева, прочитала тре­ тью и одиннадцатую главы романа «Отцы и дети». Она стремилась по­ казать ученикам мастерство писате- ля-пейзажиста, создавшего словес­ ными средствами лирический пей­ заж и нарисовавшего картину так, что читатель ясно воспринимает и вечерние тени, и осиновую рощу, и мужичка с заплатой на плече, и прозрачность воздуха. Мария Дмитриевна видела, как активно работало воображение де­ тей на этом уроке. Они стремились познать красоту и прелесть худо­ жественного мастерства писателя и были покорены силой его таланта. «В самом деле, как хорошо писал Тургенев!» — воскликнул кто-то из мальчиков. И чувства, вложенные в эти слова, были подлинной награ­ дой для учительницы. Идет урок литературы в восьмом классе. Мария Дмитриевна читает «Слово о полку Игореве»— эту жем­ чужину древней русской литерату­ ры. Глубоко патриотические чувства, заложенные в произведении, близки и понятны ученикам, они созвучны с их чувствами. Им дорога любовь автора к родной земле, к ее не­ обозримым просторам, к славным воинам. И тревога автора за рус­ ское войско, и печаль Ярославны волнуют их, волнуют своей высокой человечностью. Раздается звонок, а ученики про­ должают жить в героическом и воз­ вышенном мире замечательного творения старины. Необыкновенно светлым чувством охвачена и сама Мария Дмитриевна, мысли и пере­ живания которой передались школь­ никам. Она уверена, что учащиеся надолго, быть может, на всю жизнь запомнят образы и картины волнующего повествования... С годами Кочерина все больше и больше убеждалась в правильности избранного ею пути преподавания литературы в старших классах. Если хочешь донести до учеников твор­ чество великих писателей, обращай­ ся к самому произведению, в кото­ ром заложена сила писателя. Мария Дмитриевна добилась того, что на ее уроках читается много художе­ ственных текстов. Урок литературы в 10-м классе. На нем присутствует более ста учи­ телей, съехавшихся в Липецк со всех концов страны. В числе при­ сутствующих действительные члены и члены-корреспонденты Академии педагогических наук, работники Ми­ нистерства просвещения РСФСР, убеленные сединой авторы учебни­ ков. Всех их интересует опыт рабо­ ты учительницы, имя которой из­ вестно сейчас далеко за пределами нашей области. Мария Дмитриевна читает заклю­ чительные главы «Молодой гвар­ дии». Ее голос звучит настолько взволнованно, что гибель молодо­ гвардейцев десятиклассники воспри- н и м а ю т как свою личную трагедию. Не могут остать­ ся равнодушными и гости. Я вижу, как учитель с Сахалина тайком выти­ рает навернувшуюся на глаза слезу. Наступает минутная пауза. Кочерина обращается к ученице: — Валя, продолжай ты, пожалуй­ ста! Здесь есть несколько строк, которые я не в силах прочитать... И Валя стала читать: «...Оки со­ рвали одежды со старой женщины, матери одиннадцати детей, швыр­ нули ее на окровавленный топчан и стали избивать проводами на гла­ зах у ее сына. Сережка не отвора­ чивался, он смотрел, как бьют его мать, и молчал. Потом его били на глазах матери, а он все молчал...». Никто из нас, сидевших в классе, не помнил — сколько минут тому назад отзвенел звонок. Мы все си­ дели в классе, потрясенные талан­ том учительницы, ее изумительным искусством найти путь к человече­ скому сердцу. Когда окончились уроки, мы все собрались в учительскую. — Ну как, товарищи? — спросил Директор школы А. И. Бойков. Мы все восхищенно молчали. В эту минуту отворилась дверь, и в учительскую вошла Мария Дмитри­ евна. Навстречу Кочериной подня­ лась пожилая учительница из Смо­ ленска, обняла ее и крепко поцело­ вала. Это тоже была высокая награ­ да за тридцатилетний труд. Годы посеребрили голову Марии Дмитриевны. Но она по-прежнему бодра и энергична, горячо стремит­ ся отдать детям все силы и знания. Она всегда с молодостью, и потому ее сердце остается молодым. м. члоян.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz