Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

7 сентября 1962 г.. М 2М (2495) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Г \ Пропаганда 1 I I I &ИМ1*М И Ж И З Н Ь Всегда с людьми «— Хорошие агитаторы? — пе­ респрашивает первый секретарь Чаплыгинского райкома партии В. А. Ананьев. —>Советую поехать в Пиково, познакомитесь там с По­ лянскими. ...Мария Дмитриевна Полянская несколько лет отдала клубной ра­ боте. а последние годы заведует сельской библиотекой. По количе­ ству томов библиотека невелика, но читателей здесь много — 570 человек. Библиотекарь особенновни­ мательно относится к нуждам и за­ просам механизаторов, свинарок, доярок. Для них выставлены но­ винки с описанием опыта мастеров земледелия и животноводства. Каждая новая книжка становится предметом обсуждения. Библиотека украшена фото- и книжными выставками. «За что борется совхоз «Победа» в 1962 году», «Обязательства Пиковского отделения на 1962 год», Доска по­ чета с фотографиями передовиков совхозного производства все это оформлено красиво, с лю­ бовью. Привлекают внимание чита­ теля две папки с газетными вырез­ ками: «Все новое, передовое — на К и н о р е п о р т а ж о р о д н о м к р а е Уже не первый год работает при Новолипецком Доме культуры лю­ бительская киностудия. Ею создано несколько документальных фильмов о строительстве Липецкой Магнитки, а сейчас готовится еще один — о це­ хе холодного проката. На днях в Доме культуры состо­ ялся общественный просмотр доку­ ментального фильма о поездке агит­ бригады литераторов в Лебедянский и Добровский районы. В фильме, который сопровождается дикторским текстом участника поездки поэта Ю. М. Чернова, запечатлены момен­ ты встреч.прозаика Е. Карпова, по­ этов С. Панюшкина, И. Завражина и других с колхозниками Добров- ского района, с рабочими совхоза «15 лет Октября». Съемки, проведенные инженером бюро технической информации заво­ да Владимиром Зиньковичем, уда­ лись. Интересные кадры рассказы­ вают об уборке богатого урожая яблок в Лебедянском совхозе, о страдной поре у добровских колхоз­ ников, о встречах литераторов с чи­ тателями прямо в поле, в саду, на кокосе. Р. ВАСИЛЬЕВ . поля, на фермы!» и «Передови­ ки совхоза «Победа». В первой собраны материалы об успехах передовых хозяйств области, преж­ де всего, совхоза «Петровский» и лучших тружеников села. Во вто­ рой — газетные статьи, в которых говорится о лучших людях совхоза «Победа». То, что сделано и делается Мари­ ей Дмитриевной, достойно всяческой похвалы. 1 Она не ограничивает свою деятельность стенами библио­ теки, а старается всегда быть сре­ ди людей, является активным аги­ татором. Сельские интеллигенты живут одними интересами с тружениками полей и ферм, вместе с ними ис­ пытывают радость побед в творче­ ском труде, вместе преодолевают недостатки и трудности. Полетать М. Д. Полянской ее мо­ лодая подруга, недавняя ученица средней школы Галя Полянская, за­ ведующая сельским клубом. В дни жатвы пиковские культ­ работники. агитаторы трудились самоотверженно. Они бывали на то­ ку, в тракторных бригадах. Беседы, читки газет, выпуск «боевых ли­ стков» и «молний», бюллетеней о ходе соревнования, лозунгов, пла­ катов •— все эти оправдавшие се­ бя средства агитации использова­ лись в полной мере. В «боевых листках» широко освещался опыт передовиков жат­ вы, таких, как комбайнеры Анато­ лий Слапогузов и Николай Пимуш- шн, убиравших но 25 гектаров хлебов в день. Славно трудились механизаторы В. Бессонов, В. Ро­ манов, А. Самозванов, и о них так­ же было сказано доброе слово. Крепко доставалось тем. кто нарушал дисциплину или мало за­ ботился о качестве уборки. В один из первых дней уборки проспали механизаторы 'четвертой тракторной бригады, опоздали на работу. Об этом рассказала «молния». Кое- кто? обиделся, в частности, брига­ дир. Зато в этой бригаде больше не случалось ничего подобного. Агитаторы помогли коллективу отделения выдержать самый глав­ ный в году экзамен: 15 августа отделение выполнило свои обяза­ тельства по продаже хлеба госу­ дарству. Галя Полянская, девушка завид­ ной энергии и работоспособности, не раз, когда рабочих рук не хва­ тало. оставалась ночью работать на току или возила хлеб на элеватор. Так было всегда — в наиболее на­ пряженные периоды. Никто не при­ нуждал Полянских трудиться на плантациях сахарной свеклы. но прорывка — трудное дело, и они тоже обработали гектар свеклы. Агитируя, они стремятся показать личный пример в труде. По инициативе Гали Полянской организована агитбригада, в кото­ рую вошли обе Полянские, тракто­ рист Виктор Полянский, Мария Медведева, Тамара Скуратова. Идет сев озимых, уборка куку­ рузы, сахарной свеклы и картофе­ ля, развернулась пахота зяби. И всюду, на всех участках громко раздается голос агитаторов. И. БЛАНДОВЦЕВ . Соб. корр. «Ленинского знамени». Комсомольцы Нина Савина и Валерий Карев трудятся в электросталеплавильном цехе Ново­ липецкого металлургического завода. Молодые рабочие не только систематически перевыполня­ ют производственные задания, но и находят время для учебы. Нина готовится к поступлению в металлургический техникум, Валерий занимает­ ся в 8 классе вечерней школы. Фото нашего нештатного фотокорреспондента Ю. Клюева. Д е л о новой организации Пр и н- цип ак­ тивности обучения признавался из­ давна, но только в последние годы, в годы коренной перестройки со­ держания и методов обучения, лик­ видации последствий культа лично­ сти, академизма и формализма в теории и практике школьного обра­ зования он получил конкретное вы­ ражение как основной дидактиче­ ский принцип социалистической школы. Он вызван к жизни насущ­ ными потребностями развития наше­ го общества. И главная заслуга пе­ редовых учителей состоит не в при­ знании принципа активности обуче­ ния (это легко делается всеми), а в том, что они нашли пути, средства, приемы, методы и организационные формы обучения, при которых бук­ вально весь класс работает, дума­ ет, экспериментирует, причем дела­ ет все это с большим интересом и увлечением. Неудачи многих наших руководи­ телей отделов народного образова­ ния, директоров, завучей школ и учителей объясняются тем, что они ограничиваются лишь признанием рациональной организации урока и очень мало делают для осущест­ вления ее на практике. Им следует еще и еще раз учесть указание В. И. Ленина о необходимости ча­ ще делать разбор того где, кому и почему (какими приемами) удает­ ся достигать действительного, хотя и небольшого улучшения. На Всероссийском совещании по П о м ат е р и а л а м „ Л е н и н с к о г о з н а м е н и “ „ Д Л Я Т Е Х , К Т О В П О Л Е " Под таким заголовком в номере нашей газеты за 7 авгу­ ста текущего года была опубликована статья, в которой, наряду с другими сельскими учреждениями культуры обла­ ч и , подвергалась критике работа Александровского клуба. Как сообщил нам заведующий Добринским райотделом культуры т. Никешин, недостатки, указанные в статье, в настоящее время устранены. Сейчас плакаты, лозунги, фо­ товитрины, отражающие жизнь области, района, колхоза имеются в клубе, а также на токах и фермах. О б л и к г о р о д а *« З-го августа в «Ленинском знамени» было опубликовано фотообвинение. На первом из снимков запечатлен недостроен­ ный ресторан в Чаплыгине, на втором — сплошной мусор на городской улице. В настоящий момент, как отвечает на выступление газеты секретарь Чаплыгинского райкома КПСС т. Ананьев, работы по строительству ресторана возобновились, улицы содер­ жатся в чистоте. народному образ ванию в июне текущего года опыт работы липец­ ких учителей получил высокую оценку. Было предложено партий­ ным организациям усилить работу по его внедрению. Эту задачу мы должны поставить в центре всей нашей работы в новом учебном го­ ду. Нам предстоит сделать многое, чтобы каждый учитель овладел опытом передовых педагогов и ра­ ботал без брака, без второгодни­ чества. В деятельности лучших учителей сложились и прошли испытание та­ кие приемы и методы обучения, как комментируемое письмо, сочине- нйя-миниатюры, описания картин, аннотации книг, рассказы об экс­ курсиях, походах, использование музыки, живописи, кино, различных письменных работ, составление рас­ четов, измерение объемов, площа­ дей, составление таблиц, графиков и многие другие. Арсенал дидакти­ ческих и методических средств не­ прерывно пополняется новыми, добываемыми в процессе творче­ ского труда всем учительством. Общепризнано, что не может быть универсальных методов и приемов, как не может быть эффективным трафаретный урок. Однако надо со всей решительностью подчеркнуть необходимость тщательного и глу­ бокого изучения всей педагогиче­ ской техники, которая позволяет М. Д. Кочериной, Г. И. Горской, В, Н. Провоторовой и многим дру­ гим при равных условиях достигать поразительно хороших .результатов в учебной работе. Высокая производительность пе­ дагогического труда, выражающаяся и в содержательности мыслитель­ ной работы учащихся на уроке, и в большом объеме выполняемых уп­ ражнений — это главное, что обес­ печивает глубину знаний и проч­ ность навыков учащихся. Этим сле­ дует неустанно овладевать каждо­ му учителю, для этого мало по­ смотреть, прочитать или прослушать рассказ мастера-педагога, надо много испытывать и проверять, на­ чинать и многократно повторять до тех пор, пока выработается свое собственное мастерство в исполь­ зовании известного метода или приема. Школьные партийные, профсоюз­ ные организации, руководители школ должны поднять педагогиче­ ские коллективы на творческий, вдохновенный труд. Рациональная организация урока предполагает не­ прерывные поиски нового, примене- различных сочетаниях и связях, по­ буждающих учащихся всякий раз к активному восприятию и исследова­ тельской деятельности. В педагогических коллективах должен постоянно поддерживаться стиль подлинного рационализаторст­ ва. «Самое прекрасное, — сказал один из новаторов,— состоит в том, что каждое новое предложение за­ жигает человека, оно изгоняет скуку и равнодушие... Хорошо жить и весело идти на работу тогда, когда тебя ждет новая мысль, новые по­ иски. Рационализация — азартная страсть. Стоит дать одно предложе­ ние, как уже просится второе, а за третьим уже рождается другой человек: ему хочется учиться, он лезет в книгу, копается в журна­ лах, и жизнь его становится увлека­ тельной». Прекрасные примеры вдохновен­ ного педагогического труда были показаны на областной научно- практической конференции учите­ лей русского языка и литературы в докладах А. А. Шаламовой, Р. А. Воробьевой, Б. Т. Панова, П. С. Плохих и других. Много лет дети хуже других предметов усваивали родной язык, много горьких и справедливых уп­ реков выслушивали учителя этого предмета. Но нашлись энтузиасты: Г. И. Горская, А. В. Мязина, А. Ф. Богатырева, А. Н. Глотова, К. А. Волкова и многие другие — прото­ рили первые тропы и началось мас­ совое движение. А каково положение теперь? На­ иболее широкое применение раци­ ональная организация урока нашла именно на уроках русского языка. Учителя из других областей, при­ езжающие осваивать новые методы организации урока, направляются в первую очередь к нашим словес­ никам, Контрольные работы под­ тверждают возросшую грамотность учащихся. Таковы первые результа­ ты. Учителям начальных классов и словесникам в новом учебном го­ ду предстоит многое сделать в овладении выразительным чтением, во внедрении интонационно-смыс­ лового анализа при изучении ли­ тературных произведений и синте­ тических конструкций речи по опы­ ту Б. Т. Панова. Это обеспечит зна­ чительный рост культуры устной письменной речи учащихся. Отделам народного образования и руководителям школ следует уделять большое внимание органи- ние многообразия приемов в самых зации семинаров-практикумов учи- 0 ,агоуетроенный и красивым. Со­ лвеем недавно здесь был открыт ста- В е л и к а я б и т в а мл неустрашимый § Багратион |0ЛТ0РА века назад русский народ в героической, спра­ ведливой войне за незави­ симость своей Родины сделал то, че­ го не смогло сделать ни одно евро­ пейское государство, — наголову разгромил войска Наполеона, стре­ мившегося к мировому господству и порабощению других народов в ин­ тересах французской буржуазии. За год до нападения на Россию Наполеон заявлял, что через пять лет он будет господином мира. «Ос­ тается одна Россия, но я раздавлю ее». . Для достижения своей цели фран­ цузский император создал огром­ ную по тому времени армию, чис­ ленностью 678 тысяч солдат и раз­ вернул ее вдоль реки Вислы от Ра- дома до Кенигсберга. На вооружении этой армии находилось 1370 ору­ дий. Россия же располагала на своей западной границе всего 212 тыся­ чами солдат и 880 орудиями. При­ чем русские силы были разрознены и не имели единого командования. В ночь на 24 июня 1812 года, перейдя Неман, французы внезапно, без объявления войны, вторглись в пределы России. «Я иду на Москву и в одном или двух сражениях все кончу, — зая­ вил Наполеон. — Император Алек­ сандр будет на коленях просить мира». Вынужденные отступать, русские войска умело вели арьергардные бои, наносили неприя­ телю огромные потери. К 3 августа 1-я и 2-я русские армии, возглав­ ляемые Барклаем-де- Толли и Багратионом, прошли около 700 ки­ лометров и соединились в Смоленске, потеряв 10 тысяч человек убитыми и около 25 тысяч больными и от­ ставшими. Французы же потеряли в общей сложности около 106 тысяч солдат. Продолжая • свой отход, русские оказывали противнику упорное со­ противление, изматывали его силы. Тем временем народ и армия на­ стойчиво требовали назначить глав­ нокомандующего, способного воз­ главить борьбу с врагом и обеспе­ чить его разгром. Нод давлением об­ щественного мнения Александр 1 вынужден был, вопреки личному желанию, назначить на этот пост М. И. Кутузова. Великий полководец решил дать генеральное сражение Наполеону у деревни Бородино, в 110 километ­ рах от Москвы. Он считал, что пози­ ция при Бородино «одна из наилуч- ших, которую только на плоских местах найти можно». Она вынуж­ дала Наполеона атаковать русские войска в лоб, на узком участке фронта; достигнуть успеха он мог только ценою огромных потерь. На­ несение же врагу максимально боль­ ших потерь и составляло основную идею Кутузова в Бородинском сра­ жении. С особым искусством были распо­ ложены войска. Правый фланг и центр позиции до батареи Раевского занимала более сильная 1-я армия Барклая. Левый фланг занимала 2-я армия Багратиона. Кутузов создал общий резерв из двух пехотных корпусов и кирасир­ ской дивизии и главный артилле­ рийский резерв. Наполеон обрадовался, узнав, что русские решили дать сражение на подступах к Москве. За ним еще оставалось численное превосход­ ство: 135 тысяч французов против 120 тысяч русских. Но в артилле­ рии Наполеон уже уступал русским. Он имел 587 орудий, а Кутузов — 640. Наполеон рассчитывал ли­ квидировать это преимущество стре­ мительностью маневра и сокруши­ тельной мощью удара. Но умелая организация боя за вать усилия французов в центре, а что помогло французам на левом фланге в решающий мо-1 хватить флеши, мент сражения нанести сильный контрудар. «Когда неприятель упо­ требит в дело последние резервы свои на левый фланг Багратиона, — говорил Кутузов, — то я пущу ему скрытое войско во фланг и тыл». С этой целью он направил 3-й пехотный корпус Тучкова (из обще­ го резерва) в лес юго-восточнее де­ ревни Утицы, скрыв его расположе­ ние от противника. За 3 корпусом Кутузов расположил московское ополчение. Перегруппировка войск значи­ тельно усилила левый фланг рус- смертельно ранен. >цев В КПИГТГЯ V ТТЯ,1УГУ- Л Л ПИЛО _____ замешательс т в о. ^ снова за-^ К 1 5 0 - л е г п и ю О т е ч е с т в е н н о й в о й н Ы 1 6 1 2 г о д а И : % : Шевардинский редут 5 сентября раскрыла Кутузову карты францу­ зов. Барклай-де-Толли отмечает, что главнокомандующий «приказал по­ строить сей редут для того, чтобы лучше открыть истинное направле­ ние неприятельских сил, а если возможно, то и главное намерение Наполеона». Действительно, после этого боя Кутузову стало ясно, что главный удар французской армии будет на­ правлен на левый фланг и центр по­ зиции русских, что Наполеон будет стремиться прорвать здесь оборону, отрезать русской армии пути отхо­ да к Москве, чтобы затем уничто­ жить ее. Раскрыв намерения противника, Кутузов немедленно произвел пере­ группировку войск с тем, чтобы, прочно удерживая правый фланг (Новую Смоленскую дорогу), ско- ской армии и была полной неожи­ данностью для Наполеона. Сражение при Бородино развер­ нулось утром 7 сентября и продол­ жалось непрерывно 12 часов. Основные события первоначально развернулись у Багратионовых фле­ шей. Французы предприняли здесь восемь атак. Семь из них окончи­ лись полной неудачей. «Упорство русских, — писал один из фран­ цузских офицеров, — приобрело ужасный, зловещий характер». Лишь входе восьмой атаки фран­ цузы, используя свое двойное чис­ ленное превосходство на этом уча­ стке, захватили Багратионовы фле ши. Не ожидая подхода частей Мило- радовича, посланных Кутузовым, генерал Багратион лично повел сво их солдат в контратаку. Французы дрогнули, побежали, но в это вре- следнего солдата. Дохтуров оказался достойным преемником Багратиона. Он быстро организовал оборону за Семенов­ ским оврагом и.отдал войскам зна­ менитый приказ: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад». После полудня центр тяжести наступления французов был пере­ несен на батарею Раевского. На этом участке Наполеон сосредото­ чил 35 тысяч солдат и около 300 орудий. Уступая настойчивым просьбам своих маршалов, он ре­ шил ввести в бой «Молодую гвар­ дию». Но в это время, выполняя приказ Кутузова^ русская конница под командованием Платова и Ува­ рова нанесла удар по левому флан­ гу французской армии. Их действия посеяли панику среди обозов и войск левого фланга неприятеля. Наполеон вынуждей был остановить «Молодую гвардию» и выдвинуть войска для защиты своего левого фланга. Только в 15 часов, убедившись, что левому флангу больше не угро­ жает русская конница, Наполеон возобновил атаку на батарею Раев­ ского. Ее защитники мужественно отражали натиск французов. Лишь благодаря подавляющему численному превосходству и ценою больших потерь противник сумел прорваться в тыл защитников бата­ реи и принудил их оставить курган и отойти на третью позицию. Овладев Багратионовыми флеша­ ми и батареей Раевского, Наполеои в а ж н о е Много молодежи в совхозе «Крас­ ный Октябрь». Одних комсомольцев более пятисот. Молодые рабочие хо­ рошо трудятся. А вот отдохнуть, ин* тереено провести свой досуг им негде. И не потому, что условий для этого в совхозе нет. Все дело в том, что организацией своего отдыха мо­ лодежь серьезно не занимается. Здание сельского клуба в Бере­ зовке новое, просторное. Долгое вре­ мя клубом заведовал Н. Кащеев,.он же был и секретарем комсомольской организации Березовского отделения совхоза. Заведующий открывал клуб только когда демонстрировались ки­ нофильмы. На глаза молодежи он показывался редко, большую часть времени проводил лома. Мало что изменилось после того, как Березовским клубом стал руко­ водить А. Андросов. У него нет опы­ та культурно-массовой работы, а партийная- и комсомольская органи­ зации никакой помощи по существу ему не оказывают. —Как у вас отдыхает молодежь? спросили мы А. Андросова. — Кино посмотрим, иногда я по­ играю на своей трехрядке, потанцу­ ем, и все, — ответил он. Кино ста­ ло единственным развлечением для молодых рабочих. В Березовском сельском клубе не проводятся вече­ ра отдыха молодежи, вечера вопро­ сов и ответов, не работают кружки художественной самодеятельности. Радиола поломана, пришли в негод­ ность настольные игры. Есть на селе лекторская группа Общества по распространению по­ литических и научных знаний, со­ стоящая из 12 человек. Руководит ею учительница К. Шатова. За вре­ мя уборки урожая члены группы не прочитали для молодежи ни одной лекции, ни одного доклада. Плохо организован отдых молоде­ жи и в Казинском отделении совхо­ за. Радиола, баян, настольные игры — все это содержится в- клубе под замком. Казинская молодежь уже забыла, когда в клубе проводились интерес­ ные культурно-массовые мероприя­ тия*. Давно уже она не слышит лек­ ций и докладов. Самые лучшие условия для орга­ низации отдыха молодежи имеются в Центральном отделении совхоза. Здесь — большой отряд сельской интеллигенции. В отделении — хороший Дом культуры, большая библиотека. Но все эти возможности не используются. Директор Дома культуры В. Бельских их как будто не замечает. При Доме культуры есть агит­ бригада, состоящая из 7 человек. Но она почти никуда не выезжает, никакой помощи клубам не оказы­ вает. Бездействуют секции, кружки художественной самодеятельности. Однажды комсомольцы Централь­ ного отделения обратились к дирек­ тору совхоза В. Лаушкину и попро­ сили, чтобы он помог отремонтиро­ вать прогнивший пол в фойе Дома культуры. — Дом культуры не наш. Мы на него средства тратить не будем,—» заявил директор. Организация культурного отдыха молодежи — не второстепенное де­ ло. Руководители совхоза, районно­ го отдела культуры должны изме­ нить отношение к нуждам и запро­ сам тружеников села. И. ЛЕСНИ КОВ . телеи по выразительному чтению. Каждый учитель должен уметь увлечь своим чтением детей. Вместе с тем надо пополнять школьные библиотеки программной и другой литературой, добиваться обязательного прочтения каждым учащимся программного минимума. Надо чтобы младшие школьники регулярно читали «Пионерскую правду». Это имеет огромное вос­ питательное и образовательное значение. В наступающем учебном году следует дифференцировать работу с учителями в учебных семинарах- практикумах в зависимости от сте­ пени их владения рациональной ор­ ганизацией урока. Надо выделить учителей, слабо освоивших передо­ вой опыт, и учить их в опорных школах. Что же касается других учителей, достаточно овладевших рациональной организацией урока, то с ними целесообразна вести ра­ боту в плане подготовки ими докла­ дов для научно-практических кон ференций и педагогических чтений, разработки отдельных вопросоз выступлений в печати. Проведение областной научно- практической конференции учителей русского языка и литературы участием группы работников Акаде­ мии педагогических наук — это начало проведения таких конферен­ ций по всем учебным предметам Уже в конце сентября должна со­ стояться конференция математиков, в октябре — биологов, а затем у специалистов по другим предметам, Предметные научно-практические конференции учителей с участием научных работников будут мощным средством обобщения и углубления новой организации обучения, три­ буной распространения опыта ра­ боты лучших педагогов. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. Д а н к о в благоустраивается С каждым годом хорошеет рабо­ тай поселок Данковското химиче ского завода. Растут новые жилые дома, культурно-бытовые учрежде­ ния. В август? химики обратились ко всем трудящимся Данкова с призы­ вом сделать свой город еще более “ьш^днон «Химик» на 1 Ьыл ^торый построен сил; ’нен-^цев и молодежи. С 500 мест, ко- ами комсомоль- Осенью решено войсках насту- Чзаложить Парк культуры и отдыха некоторое ^на площади 5 гектаров. Каждый '^работай завода посадит не менее трех деревьев. Ь Обращение коллектива Химиче- Командующим войсками левого^шю завода находит широкую под­ крыла Кутузов назначил прослав-СдерЖКу с^едИ БС1ех жителей города, ленного генерала Дохтурова, кото-§ пдшпвкин рому приказал держаться до по-« 11Ашив* ип- не смог развить этот тактический успех. На протяжении всего боя он имел перед собою сплошной, непо­ колебимый фронт русских. Дорого обошлось французам Бо­ родино. Они потеряли убитыми и ранеными около 60 тысяч солдат к офицеров — почти на 20 тысяч больше, чем русские. Так закончилось это двенадцати­ часовое кровопролитное сражение. «Из пятидесяти сражений, мною данных, — писал позже Напо­ леон, —в битве под Москвою выка­ зано наиболее доблести и одержан наименьший успех». Бородинский бой знаменовал со­ бой полный крах наполеоновской стратегии. Как показал ход войны, ее исход не мог быть решен в од­ ном-двух выигрышных сражениях, а требовал комплекса боевых уси­ лий. Понимание этих положений ха­ рактеризует М. И. Кутузова как вы­ дающегося полководца и органи­ затора, сумевшего органически со­ единить действия армии с усилия­ ми народа и направить их к дости­ жению одной цели. В успешном исходе Бородинского сражения решающее значение сы- гр!л высокий моральный дух войск. Именно Бородино показало, до ка­ ких невиданных пределов героизма стойкости и самоотверженности мо­ жет дойти сила сопротивления ар мии, защищающей свою Родину. Когда Наполеон 1 прибыл на Ше­ вардинский редут, он спросил своих генералов: «Я не вижу пленных. Почему?» Ему ответили: «Русские в плен не сдаются, государь». В Бородинском сражении победа по существу осталась за русскими. Но Кутузов не увлекся этим успе­ хом. Он понимал, что оставшихся после сражения сил и средств явно недостаточно для разгрома врага, что необходимо пополнить армию свежими силами, снабдить боеприпа­ сами, продовольствием и фуражом. Главнокомандующий приказал вой­ скам оставить Бородинскую пози­ цию, а затем и Москву. В тех усло­ виях это было единственно правиль­ ным решением. 150 лет прошло с того дня, когда доблестные русские войска на Бородинском поле нанесли смер­ тельную рану считавшейся непобе­ димой армии Наполеона. Советские люди свято чтут этот подвиг как свидетельство безгра­ ничного мужества и стойкости рус­ ского народа в борьбе за честь, свободу и независимость своей ве­ ликой Родины. Полковник Сергей М ИНЯ Й ЛО , . кандидат военных наук« (А П Н ) . , На снимке: памятник М. И . Кутук чову у деревни Горки, откуда вели­ кий полководец руководил Бородин­ ским сражением 7 сентября (26 ав) густа) 1812 года. Фото О. Кузьмина. (Фотохроника ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz