Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
7 сентября 1962 г.. М 2М (2495) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Г \ Пропаганда 1 I I I &ИМ1*М И Ж И З Н Ь Всегда с людьми «— Хорошие агитаторы? — пе респрашивает первый секретарь Чаплыгинского райкома партии В. А. Ананьев. —>Советую поехать в Пиково, познакомитесь там с По лянскими. ...Мария Дмитриевна Полянская несколько лет отдала клубной ра боте. а последние годы заведует сельской библиотекой. По количе ству томов библиотека невелика, но читателей здесь много — 570 человек. Библиотекарь особенновни мательно относится к нуждам и за просам механизаторов, свинарок, доярок. Для них выставлены но винки с описанием опыта мастеров земледелия и животноводства. Каждая новая книжка становится предметом обсуждения. Библиотека украшена фото- и книжными выставками. «За что борется совхоз «Победа» в 1962 году», «Обязательства Пиковского отделения на 1962 год», Доска по чета с фотографиями передовиков совхозного производства все это оформлено красиво, с лю бовью. Привлекают внимание чита теля две папки с газетными вырез ками: «Все новое, передовое — на К и н о р е п о р т а ж о р о д н о м к р а е Уже не первый год работает при Новолипецком Доме культуры лю бительская киностудия. Ею создано несколько документальных фильмов о строительстве Липецкой Магнитки, а сейчас готовится еще один — о це хе холодного проката. На днях в Доме культуры состо ялся общественный просмотр доку ментального фильма о поездке агит бригады литераторов в Лебедянский и Добровский районы. В фильме, который сопровождается дикторским текстом участника поездки поэта Ю. М. Чернова, запечатлены момен ты встреч.прозаика Е. Карпова, по этов С. Панюшкина, И. Завражина и других с колхозниками Добров- ского района, с рабочими совхоза «15 лет Октября». Съемки, проведенные инженером бюро технической информации заво да Владимиром Зиньковичем, уда лись. Интересные кадры рассказы вают об уборке богатого урожая яблок в Лебедянском совхозе, о страдной поре у добровских колхоз ников, о встречах литераторов с чи тателями прямо в поле, в саду, на кокосе. Р. ВАСИЛЬЕВ . поля, на фермы!» и «Передови ки совхоза «Победа». В первой собраны материалы об успехах передовых хозяйств области, преж де всего, совхоза «Петровский» и лучших тружеников села. Во вто рой — газетные статьи, в которых говорится о лучших людях совхоза «Победа». То, что сделано и делается Мари ей Дмитриевной, достойно всяческой похвалы. 1 Она не ограничивает свою деятельность стенами библио теки, а старается всегда быть сре ди людей, является активным аги татором. Сельские интеллигенты живут одними интересами с тружениками полей и ферм, вместе с ними ис пытывают радость побед в творче ском труде, вместе преодолевают недостатки и трудности. Полетать М. Д. Полянской ее мо лодая подруга, недавняя ученица средней школы Галя Полянская, за ведующая сельским клубом. В дни жатвы пиковские культ работники. агитаторы трудились самоотверженно. Они бывали на то ку, в тракторных бригадах. Беседы, читки газет, выпуск «боевых ли стков» и «молний», бюллетеней о ходе соревнования, лозунгов, пла катов •— все эти оправдавшие се бя средства агитации использова лись в полной мере. В «боевых листках» широко освещался опыт передовиков жат вы, таких, как комбайнеры Анато лий Слапогузов и Николай Пимуш- шн, убиравших но 25 гектаров хлебов в день. Славно трудились механизаторы В. Бессонов, В. Ро манов, А. Самозванов, и о них так же было сказано доброе слово. Крепко доставалось тем. кто нарушал дисциплину или мало за ботился о качестве уборки. В один из первых дней уборки проспали механизаторы 'четвертой тракторной бригады, опоздали на работу. Об этом рассказала «молния». Кое- кто? обиделся, в частности, брига дир. Зато в этой бригаде больше не случалось ничего подобного. Агитаторы помогли коллективу отделения выдержать самый глав ный в году экзамен: 15 августа отделение выполнило свои обяза тельства по продаже хлеба госу дарству. Галя Полянская, девушка завид ной энергии и работоспособности, не раз, когда рабочих рук не хва тало. оставалась ночью работать на току или возила хлеб на элеватор. Так было всегда — в наиболее на пряженные периоды. Никто не при нуждал Полянских трудиться на плантациях сахарной свеклы. но прорывка — трудное дело, и они тоже обработали гектар свеклы. Агитируя, они стремятся показать личный пример в труде. По инициативе Гали Полянской организована агитбригада, в кото рую вошли обе Полянские, тракто рист Виктор Полянский, Мария Медведева, Тамара Скуратова. Идет сев озимых, уборка куку рузы, сахарной свеклы и картофе ля, развернулась пахота зяби. И всюду, на всех участках громко раздается голос агитаторов. И. БЛАНДОВЦЕВ . Соб. корр. «Ленинского знамени». Комсомольцы Нина Савина и Валерий Карев трудятся в электросталеплавильном цехе Ново липецкого металлургического завода. Молодые рабочие не только систематически перевыполня ют производственные задания, но и находят время для учебы. Нина готовится к поступлению в металлургический техникум, Валерий занимает ся в 8 классе вечерней школы. Фото нашего нештатного фотокорреспондента Ю. Клюева. Д е л о новой организации Пр и н- цип ак тивности обучения признавался из давна, но только в последние годы, в годы коренной перестройки со держания и методов обучения, лик видации последствий культа лично сти, академизма и формализма в теории и практике школьного обра зования он получил конкретное вы ражение как основной дидактиче ский принцип социалистической школы. Он вызван к жизни насущ ными потребностями развития наше го общества. И главная заслуга пе редовых учителей состоит не в при знании принципа активности обуче ния (это легко делается всеми), а в том, что они нашли пути, средства, приемы, методы и организационные формы обучения, при которых бук вально весь класс работает, дума ет, экспериментирует, причем дела ет все это с большим интересом и увлечением. Неудачи многих наших руководи телей отделов народного образова ния, директоров, завучей школ и учителей объясняются тем, что они ограничиваются лишь признанием рациональной организации урока и очень мало делают для осущест вления ее на практике. Им следует еще и еще раз учесть указание В. И. Ленина о необходимости ча ще делать разбор того где, кому и почему (какими приемами) удает ся достигать действительного, хотя и небольшого улучшения. На Всероссийском совещании по П о м ат е р и а л а м „ Л е н и н с к о г о з н а м е н и “ „ Д Л Я Т Е Х , К Т О В П О Л Е " Под таким заголовком в номере нашей газеты за 7 авгу ста текущего года была опубликована статья, в которой, наряду с другими сельскими учреждениями культуры обла ч и , подвергалась критике работа Александровского клуба. Как сообщил нам заведующий Добринским райотделом культуры т. Никешин, недостатки, указанные в статье, в настоящее время устранены. Сейчас плакаты, лозунги, фо товитрины, отражающие жизнь области, района, колхоза имеются в клубе, а также на токах и фермах. О б л и к г о р о д а *« З-го августа в «Ленинском знамени» было опубликовано фотообвинение. На первом из снимков запечатлен недостроен ный ресторан в Чаплыгине, на втором — сплошной мусор на городской улице. В настоящий момент, как отвечает на выступление газеты секретарь Чаплыгинского райкома КПСС т. Ананьев, работы по строительству ресторана возобновились, улицы содер жатся в чистоте. народному образ ванию в июне текущего года опыт работы липец ких учителей получил высокую оценку. Было предложено партий ным организациям усилить работу по его внедрению. Эту задачу мы должны поставить в центре всей нашей работы в новом учебном го ду. Нам предстоит сделать многое, чтобы каждый учитель овладел опытом передовых педагогов и ра ботал без брака, без второгодни чества. В деятельности лучших учителей сложились и прошли испытание та кие приемы и методы обучения, как комментируемое письмо, сочине- нйя-миниатюры, описания картин, аннотации книг, рассказы об экс курсиях, походах, использование музыки, живописи, кино, различных письменных работ, составление рас четов, измерение объемов, площа дей, составление таблиц, графиков и многие другие. Арсенал дидакти ческих и методических средств не прерывно пополняется новыми, добываемыми в процессе творче ского труда всем учительством. Общепризнано, что не может быть универсальных методов и приемов, как не может быть эффективным трафаретный урок. Однако надо со всей решительностью подчеркнуть необходимость тщательного и глу бокого изучения всей педагогиче ской техники, которая позволяет М. Д. Кочериной, Г. И. Горской, В, Н. Провоторовой и многим дру гим при равных условиях достигать поразительно хороших .результатов в учебной работе. Высокая производительность пе дагогического труда, выражающаяся и в содержательности мыслитель ной работы учащихся на уроке, и в большом объеме выполняемых уп ражнений — это главное, что обес печивает глубину знаний и проч ность навыков учащихся. Этим сле дует неустанно овладевать каждо му учителю, для этого мало по смотреть, прочитать или прослушать рассказ мастера-педагога, надо много испытывать и проверять, на чинать и многократно повторять до тех пор, пока выработается свое собственное мастерство в исполь зовании известного метода или приема. Школьные партийные, профсоюз ные организации, руководители школ должны поднять педагогиче ские коллективы на творческий, вдохновенный труд. Рациональная организация урока предполагает не прерывные поиски нового, примене- различных сочетаниях и связях, по буждающих учащихся всякий раз к активному восприятию и исследова тельской деятельности. В педагогических коллективах должен постоянно поддерживаться стиль подлинного рационализаторст ва. «Самое прекрасное, — сказал один из новаторов,— состоит в том, что каждое новое предложение за жигает человека, оно изгоняет скуку и равнодушие... Хорошо жить и весело идти на работу тогда, когда тебя ждет новая мысль, новые по иски. Рационализация — азартная страсть. Стоит дать одно предложе ние, как уже просится второе, а за третьим уже рождается другой человек: ему хочется учиться, он лезет в книгу, копается в журна лах, и жизнь его становится увлека тельной». Прекрасные примеры вдохновен ного педагогического труда были показаны на областной научно- практической конференции учите лей русского языка и литературы в докладах А. А. Шаламовой, Р. А. Воробьевой, Б. Т. Панова, П. С. Плохих и других. Много лет дети хуже других предметов усваивали родной язык, много горьких и справедливых уп реков выслушивали учителя этого предмета. Но нашлись энтузиасты: Г. И. Горская, А. В. Мязина, А. Ф. Богатырева, А. Н. Глотова, К. А. Волкова и многие другие — прото рили первые тропы и началось мас совое движение. А каково положение теперь? На иболее широкое применение раци ональная организация урока нашла именно на уроках русского языка. Учителя из других областей, при езжающие осваивать новые методы организации урока, направляются в первую очередь к нашим словес никам, Контрольные работы под тверждают возросшую грамотность учащихся. Таковы первые результа ты. Учителям начальных классов и словесникам в новом учебном го ду предстоит многое сделать в овладении выразительным чтением, во внедрении интонационно-смыс лового анализа при изучении ли тературных произведений и синте тических конструкций речи по опы ту Б. Т. Панова. Это обеспечит зна чительный рост культуры устной письменной речи учащихся. Отделам народного образования и руководителям школ следует уделять большое внимание органи- ние многообразия приемов в самых зации семинаров-практикумов учи- 0 ,агоуетроенный и красивым. Со лвеем недавно здесь был открыт ста- В е л и к а я б и т в а мл неустрашимый § Багратион |0ЛТ0РА века назад русский народ в героической, спра ведливой войне за незави симость своей Родины сделал то, че го не смогло сделать ни одно евро пейское государство, — наголову разгромил войска Наполеона, стре мившегося к мировому господству и порабощению других народов в ин тересах французской буржуазии. За год до нападения на Россию Наполеон заявлял, что через пять лет он будет господином мира. «Ос тается одна Россия, но я раздавлю ее». . Для достижения своей цели фран цузский император создал огром ную по тому времени армию, чис ленностью 678 тысяч солдат и раз вернул ее вдоль реки Вислы от Ра- дома до Кенигсберга. На вооружении этой армии находилось 1370 ору дий. Россия же располагала на своей западной границе всего 212 тыся чами солдат и 880 орудиями. При чем русские силы были разрознены и не имели единого командования. В ночь на 24 июня 1812 года, перейдя Неман, французы внезапно, без объявления войны, вторглись в пределы России. «Я иду на Москву и в одном или двух сражениях все кончу, — зая вил Наполеон. — Император Алек сандр будет на коленях просить мира». Вынужденные отступать, русские войска умело вели арьергардные бои, наносили неприя телю огромные потери. К 3 августа 1-я и 2-я русские армии, возглав ляемые Барклаем-де- Толли и Багратионом, прошли около 700 ки лометров и соединились в Смоленске, потеряв 10 тысяч человек убитыми и около 25 тысяч больными и от ставшими. Французы же потеряли в общей сложности около 106 тысяч солдат. Продолжая • свой отход, русские оказывали противнику упорное со противление, изматывали его силы. Тем временем народ и армия на стойчиво требовали назначить глав нокомандующего, способного воз главить борьбу с врагом и обеспе чить его разгром. Нод давлением об щественного мнения Александр 1 вынужден был, вопреки личному желанию, назначить на этот пост М. И. Кутузова. Великий полководец решил дать генеральное сражение Наполеону у деревни Бородино, в 110 километ рах от Москвы. Он считал, что пози ция при Бородино «одна из наилуч- ших, которую только на плоских местах найти можно». Она вынуж дала Наполеона атаковать русские войска в лоб, на узком участке фронта; достигнуть успеха он мог только ценою огромных потерь. На несение же врагу максимально боль ших потерь и составляло основную идею Кутузова в Бородинском сра жении. С особым искусством были распо ложены войска. Правый фланг и центр позиции до батареи Раевского занимала более сильная 1-я армия Барклая. Левый фланг занимала 2-я армия Багратиона. Кутузов создал общий резерв из двух пехотных корпусов и кирасир ской дивизии и главный артилле рийский резерв. Наполеон обрадовался, узнав, что русские решили дать сражение на подступах к Москве. За ним еще оставалось численное превосход ство: 135 тысяч французов против 120 тысяч русских. Но в артилле рии Наполеон уже уступал русским. Он имел 587 орудий, а Кутузов — 640. Наполеон рассчитывал ли квидировать это преимущество стре мительностью маневра и сокруши тельной мощью удара. Но умелая организация боя за вать усилия французов в центре, а что помогло французам на левом фланге в решающий мо-1 хватить флеши, мент сражения нанести сильный контрудар. «Когда неприятель упо требит в дело последние резервы свои на левый фланг Багратиона, — говорил Кутузов, — то я пущу ему скрытое войско во фланг и тыл». С этой целью он направил 3-й пехотный корпус Тучкова (из обще го резерва) в лес юго-восточнее де ревни Утицы, скрыв его расположе ние от противника. За 3 корпусом Кутузов расположил московское ополчение. Перегруппировка войск значи тельно усилила левый фланг рус- смертельно ранен. >цев В КПИГТГЯ V ТТЯ,1УГУ- Л Л ПИЛО _____ замешательс т в о. ^ снова за-^ К 1 5 0 - л е г п и ю О т е ч е с т в е н н о й в о й н Ы 1 6 1 2 г о д а И : % : Шевардинский редут 5 сентября раскрыла Кутузову карты францу зов. Барклай-де-Толли отмечает, что главнокомандующий «приказал по строить сей редут для того, чтобы лучше открыть истинное направле ние неприятельских сил, а если возможно, то и главное намерение Наполеона». Действительно, после этого боя Кутузову стало ясно, что главный удар французской армии будет на правлен на левый фланг и центр по зиции русских, что Наполеон будет стремиться прорвать здесь оборону, отрезать русской армии пути отхо да к Москве, чтобы затем уничто жить ее. Раскрыв намерения противника, Кутузов немедленно произвел пере группировку войск с тем, чтобы, прочно удерживая правый фланг (Новую Смоленскую дорогу), ско- ской армии и была полной неожи данностью для Наполеона. Сражение при Бородино развер нулось утром 7 сентября и продол жалось непрерывно 12 часов. Основные события первоначально развернулись у Багратионовых фле шей. Французы предприняли здесь восемь атак. Семь из них окончи лись полной неудачей. «Упорство русских, — писал один из фран цузских офицеров, — приобрело ужасный, зловещий характер». Лишь входе восьмой атаки фран цузы, используя свое двойное чис ленное превосходство на этом уча стке, захватили Багратионовы фле ши. Не ожидая подхода частей Мило- радовича, посланных Кутузовым, генерал Багратион лично повел сво их солдат в контратаку. Французы дрогнули, побежали, но в это вре- следнего солдата. Дохтуров оказался достойным преемником Багратиона. Он быстро организовал оборону за Семенов ским оврагом и.отдал войскам зна менитый приказ: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад». После полудня центр тяжести наступления французов был пере несен на батарею Раевского. На этом участке Наполеон сосредото чил 35 тысяч солдат и около 300 орудий. Уступая настойчивым просьбам своих маршалов, он ре шил ввести в бой «Молодую гвар дию». Но в это время, выполняя приказ Кутузова^ русская конница под командованием Платова и Ува рова нанесла удар по левому флан гу французской армии. Их действия посеяли панику среди обозов и войск левого фланга неприятеля. Наполеон вынуждей был остановить «Молодую гвардию» и выдвинуть войска для защиты своего левого фланга. Только в 15 часов, убедившись, что левому флангу больше не угро жает русская конница, Наполеон возобновил атаку на батарею Раев ского. Ее защитники мужественно отражали натиск французов. Лишь благодаря подавляющему численному превосходству и ценою больших потерь противник сумел прорваться в тыл защитников бата реи и принудил их оставить курган и отойти на третью позицию. Овладев Багратионовыми флеша ми и батареей Раевского, Наполеои в а ж н о е Много молодежи в совхозе «Крас ный Октябрь». Одних комсомольцев более пятисот. Молодые рабочие хо рошо трудятся. А вот отдохнуть, ин* тереено провести свой досуг им негде. И не потому, что условий для этого в совхозе нет. Все дело в том, что организацией своего отдыха мо лодежь серьезно не занимается. Здание сельского клуба в Бере зовке новое, просторное. Долгое вре мя клубом заведовал Н. Кащеев,.он же был и секретарем комсомольской организации Березовского отделения совхоза. Заведующий открывал клуб только когда демонстрировались ки нофильмы. На глаза молодежи он показывался редко, большую часть времени проводил лома. Мало что изменилось после того, как Березовским клубом стал руко водить А. Андросов. У него нет опы та культурно-массовой работы, а партийная- и комсомольская органи зации никакой помощи по существу ему не оказывают. —Как у вас отдыхает молодежь? спросили мы А. Андросова. — Кино посмотрим, иногда я по играю на своей трехрядке, потанцу ем, и все, — ответил он. Кино ста ло единственным развлечением для молодых рабочих. В Березовском сельском клубе не проводятся вече ра отдыха молодежи, вечера вопро сов и ответов, не работают кружки художественной самодеятельности. Радиола поломана, пришли в негод ность настольные игры. Есть на селе лекторская группа Общества по распространению по литических и научных знаний, со стоящая из 12 человек. Руководит ею учительница К. Шатова. За вре мя уборки урожая члены группы не прочитали для молодежи ни одной лекции, ни одного доклада. Плохо организован отдых молоде жи и в Казинском отделении совхо за. Радиола, баян, настольные игры — все это содержится в- клубе под замком. Казинская молодежь уже забыла, когда в клубе проводились интерес ные культурно-массовые мероприя тия*. Давно уже она не слышит лек ций и докладов. Самые лучшие условия для орга низации отдыха молодежи имеются в Центральном отделении совхоза. Здесь — большой отряд сельской интеллигенции. В отделении — хороший Дом культуры, большая библиотека. Но все эти возможности не используются. Директор Дома культуры В. Бельских их как будто не замечает. При Доме культуры есть агит бригада, состоящая из 7 человек. Но она почти никуда не выезжает, никакой помощи клубам не оказы вает. Бездействуют секции, кружки художественной самодеятельности. Однажды комсомольцы Централь ного отделения обратились к дирек тору совхоза В. Лаушкину и попро сили, чтобы он помог отремонтиро вать прогнивший пол в фойе Дома культуры. — Дом культуры не наш. Мы на него средства тратить не будем,—» заявил директор. Организация культурного отдыха молодежи — не второстепенное де ло. Руководители совхоза, районно го отдела культуры должны изме нить отношение к нуждам и запро сам тружеников села. И. ЛЕСНИ КОВ . телеи по выразительному чтению. Каждый учитель должен уметь увлечь своим чтением детей. Вместе с тем надо пополнять школьные библиотеки программной и другой литературой, добиваться обязательного прочтения каждым учащимся программного минимума. Надо чтобы младшие школьники регулярно читали «Пионерскую правду». Это имеет огромное вос питательное и образовательное значение. В наступающем учебном году следует дифференцировать работу с учителями в учебных семинарах- практикумах в зависимости от сте пени их владения рациональной ор ганизацией урока. Надо выделить учителей, слабо освоивших передо вой опыт, и учить их в опорных школах. Что же касается других учителей, достаточно овладевших рациональной организацией урока, то с ними целесообразна вести ра боту в плане подготовки ими докла дов для научно-практических кон ференций и педагогических чтений, разработки отдельных вопросоз выступлений в печати. Проведение областной научно- практической конференции учителей русского языка и литературы участием группы работников Акаде мии педагогических наук — это начало проведения таких конферен ций по всем учебным предметам Уже в конце сентября должна со стояться конференция математиков, в октябре — биологов, а затем у специалистов по другим предметам, Предметные научно-практические конференции учителей с участием научных работников будут мощным средством обобщения и углубления новой организации обучения, три буной распространения опыта ра боты лучших педагогов. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. Д а н к о в благоустраивается С каждым годом хорошеет рабо тай поселок Данковското химиче ского завода. Растут новые жилые дома, культурно-бытовые учрежде ния. В август? химики обратились ко всем трудящимся Данкова с призы вом сделать свой город еще более “ьш^днон «Химик» на 1 Ьыл ^торый построен сил; ’нен-^цев и молодежи. С 500 мест, ко- ами комсомоль- Осенью решено войсках насту- Чзаложить Парк культуры и отдыха некоторое ^на площади 5 гектаров. Каждый '^работай завода посадит не менее трех деревьев. Ь Обращение коллектива Химиче- Командующим войсками левого^шю завода находит широкую под крыла Кутузов назначил прослав-СдерЖКу с^едИ БС1ех жителей города, ленного генерала Дохтурова, кото-§ пдшпвкин рому приказал держаться до по-« 11Ашив* ип- не смог развить этот тактический успех. На протяжении всего боя он имел перед собою сплошной, непо колебимый фронт русских. Дорого обошлось французам Бо родино. Они потеряли убитыми и ранеными около 60 тысяч солдат к офицеров — почти на 20 тысяч больше, чем русские. Так закончилось это двенадцати часовое кровопролитное сражение. «Из пятидесяти сражений, мною данных, — писал позже Напо леон, —в битве под Москвою выка зано наиболее доблести и одержан наименьший успех». Бородинский бой знаменовал со бой полный крах наполеоновской стратегии. Как показал ход войны, ее исход не мог быть решен в од ном-двух выигрышных сражениях, а требовал комплекса боевых уси лий. Понимание этих положений ха рактеризует М. И. Кутузова как вы дающегося полководца и органи затора, сумевшего органически со единить действия армии с усилия ми народа и направить их к дости жению одной цели. В успешном исходе Бородинского сражения решающее значение сы- гр!л высокий моральный дух войск. Именно Бородино показало, до ка ких невиданных пределов героизма стойкости и самоотверженности мо жет дойти сила сопротивления ар мии, защищающей свою Родину. Когда Наполеон 1 прибыл на Ше вардинский редут, он спросил своих генералов: «Я не вижу пленных. Почему?» Ему ответили: «Русские в плен не сдаются, государь». В Бородинском сражении победа по существу осталась за русскими. Но Кутузов не увлекся этим успе хом. Он понимал, что оставшихся после сражения сил и средств явно недостаточно для разгрома врага, что необходимо пополнить армию свежими силами, снабдить боеприпа сами, продовольствием и фуражом. Главнокомандующий приказал вой скам оставить Бородинскую пози цию, а затем и Москву. В тех усло виях это было единственно правиль ным решением. 150 лет прошло с того дня, когда доблестные русские войска на Бородинском поле нанесли смер тельную рану считавшейся непобе димой армии Наполеона. Советские люди свято чтут этот подвиг как свидетельство безгра ничного мужества и стойкости рус ского народа в борьбе за честь, свободу и независимость своей ве ликой Родины. Полковник Сергей М ИНЯ Й ЛО , . кандидат военных наук« (А П Н ) . , На снимке: памятник М. И . Кутук чову у деревни Горки, откуда вели кий полководец руководил Бородин ским сражением 7 сентября (26 ав) густа) 1812 года. Фото О. Кузьмина. (Фотохроника ТАСС)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz