Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
1 сентября 1962 г„ ,М8 2 07 (2 4 9 1 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я —е г о д н я н а ч а л о у ч е б н о г о г о д а в ш к о л а х ПУТЬ ДОБРЫЙ ☆ ☆ ☆ ВСЕМ, КТО УЧИТСЯ И УЧИТ! Возможности Мы, педагоги, понимаем, что ми ровоззрение нового человека, че ловека коммунистического общест ва, человека, красивого своими де^ Лами, помыслами, поступками, Щед рого душой и доброго сердцем, нельзя воспитывать бесстрастно, рав нодушно. Такого человека надо учить на большом накале. Мы долго думали, почему многие Нормальные в своем развитии дети не усваивают программу и остают ся на второй год. Программа трудна? Нет. Для еось милетней школы программа вполне удовлетворительна, а по русскому языку тот объем, который раньше изучали школьники за три года, те перь изучается за четыре. Все дело в уроке. Канонический урок, или, как называют его педаго ги, «комбинированный» издавна де лился на 4 части: опрос, когда учи тель работает, как правило, с дву мя—тремя учениками; объяснение нового материала, когда опять-таки работает учитель, а дети пассивно слушают его, или делают вид, что слушают, закрепление материала, т, е. выработка навыков, непосред ственное учение и задание на дом. Такие уроки шли своим чередом, а число второгодников росло своим чередом. Почему? Как правило, опрос, про верка знаний затягивались, превра щаясь чуть ли не в допрос с при страстием, а на учение, выработку ■ навыков времени учителю не хва тало. Таким образом, все то, что ученик должен был бы делать в классе под руководством учителя, он вынужден был делать дома. И оценку получал он за то, что вы учит дома. Это плохо, с этим нельзя больше мириться. Из-за этого и было мно го второгодников. Выполняя Закон о школе, мы от казались от традиционного опроса в течение 15—20 минут и это время отвели на учение, на переподготов ку и выработку навыков. А выявлять знания и проверять домашнюю ра боту стали на протяжении всего урока, и не у 1 — 3, а у 8— 10 учени ков. Это дало нам лишних 62— 68 часов в год, т. е. ровно столько, сколько отводится программой на изучение истории, биологии, геогра фии в 5 классе. Мы стали задавать меньше на дом, так как ученики успевали все сде лать в классе, и больше внимания начала уд'елять” каждому * ученику. Теперь на уроке учатся уже не 2 — 3 ученика в течение 15 минут, а все дети на протяжении всех 45 минут. Новая форма проверки знаний, когда учитель спрашивает ученика и о том, как он усвоил новое на уро ке, и как сделал домашнюю рабо ту, и как выполнил упражнение в классе,— изменила отношение школь ников к учебе. Они изо дня в день стали убеждаться в том, что уроки надо готовить не 1—2 оаза в ме сяц, как было раньше, а каждый день. Да и учиться стало интерес нее. Как только мы стали учить на уроках, а не проверять домашнюю работу, улучшились и посещаемость, и успеваемость. Ребята живут на за нятиях одухотворенной и умной жизнью, у них постоянно возбужде ны интерес к открытию, радостное сознание своих сил, добрая уверен ность: я все могу постичь, я всему могу научиться, а если отстану — мне помогут учителя, товарищи. Комсомольцы 9 класса нашей шко лы взялись добровольно помогать готовить уроки пятиклассникам. Ежедневно каждый из них 5 —10 ми нут тратил на то, .чтобы проверить тетрадь, спросить правила у пяти классника, побеседовать с ним о прочитанной книге. А какими необычными стали и сами уроки! При выполнении задания по рус скому языку на закрепление правил правописания прописной буквы школьникам пришлось пользоваться географической картой или атласом, так как им было предложено выпи сать географические наименования, урока связанные с именами знаменитых ученых-путешественников, первоот крывателей, посмотреть в детской энциклопедии фамилии композито ров и художников и их произведе ния, вспомнить имена писателей. Интересное задание! Многие уроки литературы в 9 классе очень часто прохоДят в ки нотеатре «Заря». Разве кому-нибудь в голову придет пропустить такой урок? Или, к примеру, урок физики у учителя нашей школы А. А. Попова. Восьмиклассники стоят с хрономет рами у трамвайной и автобусной остановок и определяют среднюю скорость и ускорение движения трамвая и автобуса, а затем на уро ке вычерчивают графики движения. Александр Алексеевич Попов свыше шести лет работает без вто рогодников. Учительница химии К. И. Семише- ва урок на тему «Доменный про цесс» провела на заводе «Свобод ный сокол» в доменном цехе, где школьники не по картинке в учеб нике изучали, как плавйть чугун, а непосредственно в цехе. И кто зна ет, может быть, именно здесь, на заводе, кое у кого из ребят созрела мысль стать доменщиками. Клавдия Ивановна, а также учителя В. И. Прокофьева, С. И, Ангелец, П. М. Потапова, Л. В. Фаева, Э. Ф. Жуко ва, 3. Н. Дубонина, Е. С, Обыден- никова и другие тоже работают без второгодников. Каждый учитель в отдельности и все вместе мы думаем над тем, как сделать уроки не только обучаю щими, но интересными и воспиты вающими, думаем, какие качества формировать в детях сегодня, завт ра, в течение года и десяти лет, как дальнейшем выполнять Закон сб укреплении связи школы с жизнью. Стремясь привить детям чувство любви к своей Родине, мы отбира ем для практических упражнений такой тренировочный материал, ко торый способствовал бы осущест влению этих целей. По теме «Имя числительное» к уроку № 3, на ко тором изучались количественные числительные и их грамматические признаки, был подобран материал «Говорящие цифры социализ ма». К уроку № 5, где ставилась воспитательная цель: привить уча щимся любовь к книге, стремление больше знать, чтобы больше прине сти пользы Родине, и где школьни ки должны изучить склонение слож ных количественных числительных, для практических тренировочных уп ражнений был взят текст, посвящен ный Дню печати, насыщенный нуж ным грамматическим материалом. Были использованы диаграммы ро ста библиотек, школ, вузов в СССР. Большое воспитательное значение (при новой структуре урока) имеет индивидуальное обучение и преду преждение отставания отдельных школьников. Своевременная помощь ребенку, который по каким-либо причинам отстал и имеет пока еще небольшие пробелы в знаниях, очень важна. Учитель, проверяя письмен ную работу школьника и обнару жив у него несколько ошибок на одно и то же правило, указывает ему на полях номер параграфа, ко торый он должен выучить, и упраж нение, предназначенное для инди видуального выполнения. Такая работа, которая ведется на протяжении 3-х лет обучения (5— 6 — 7 классы), дает свои плоды. Ин дивидуальный подход к ученикам осуществляется и в заданиях на дом. Решения XXII съезда КПСС и но вые задачи, стоящие перед школой, требуют от учителя воспитания все сторонне развитой личности. Школа и мы, учителя, обязаны не только учить, но и способствовать разви тию талантов у детей, В каждом классе одним ученикам нравится литература, другим — ма тематика, третьим-—биология и т. д. Одни успевают за 15 минут решить 2 — 3 задачи, в то время, как другие еще только заканчивают одну. Од на группа учащихся может неболь шой рассказ без особой подготовки написать за 15—20 минут, а другой для этой же - необхо д и м Институт расширяется Каждый год 1 сентября люди встречают по-особому торжественно и взволнованно. И это понятно. У нас почти в каждой семье кто-ни будь учится или учит. И каждый год за парту или за столы студен ческой аудитории садится все боль ше и больше людей. В нынешнем году на первый курс Елецкого пединститута принято 150 человек. Это, в основном, про изводственники, почти половина из сельской местности. Значительно увеличилось число заочников, обу чающихся в вузе. В нашем институте развернулась подготовка к организации нового факультета иностранных языков, к приему большого количества сту дентов на физико-математический факультет. Институт имеет все необходимое для успешной учебы студентов богатую библиотеку, хорошо обору дованные кабинеты, разнообразные лаборатории и мастерские. Среди преподавателей — 15 кандидатов на ук, много опытных, умелых специа листов. Н. ПО ЛИ КА Р КИ Н . ректор Елецкого педагогического института. П е р в о к л а с с н и к у Этот день помнят все: Агроном, космонавт и строитель. Первый день сентября* Ты для каждого в жизни разбег. В вихре яростных дней И великих событий По ступенькам науки К вершине идет человек. Он идет по земле В первых вихрях осенней метели, А эпоха в спецовке Стоит у него за спиной. Вся рабочая гвардия В этот праздник осенний Посылает букеты Своим сыновьям. Поколенье отважных Он пока невысок. ---------------- --------- Весь багаж его знаний Принимает опять в портфеле, пополненье* Где цветастый букварь Чтобы строить Да пенал раздвижной. грядущее, Отправляться к далеким мирам. Будет много дорог, Будут стройки крупнее и шире. У него впереди Много радостных дел и побед... В добрый путь, первоклассник! Расти тебе в солнечном мире, Вся земля тебе нынче Шлет свой добрый привет. В. ЗОРИН. группе работы час. Чтобы не задержи вать развитие и спо собно-ст-и одних уча щихся и учить других, мы периодически да ем различные задания детям и на уроке, и на до-м. На обычном уроне все ученики — и силь ные, и слабые — де лают одно и то же задание: учат правила и выполняют упраж нения. И, ко н е чн о , сильным уче н и к а м скучно выполнять лег кие упражнения. Мы теперь делаем по-иному — предла гаем детям 2—3 ва рианта заданий. На пример, более слабым ученикам мы даем уп ражнения, сильным — задание подготовить устный рассказ, сде лать настольные на глядные пособия и т. д. Ученики работа ют на уроках много, напряженно и не ску чают. Новая с т р у к т у р а урока меняет взаимо отношения между уче- • никами, формирует в } них такие качества, как взаимная помощь, ответственное отно шение к учению (не подвести свое зве- } но!), воспитывает ор ганизаторские способ- ] ности, развивает само стоятельность, актив ность, инициативу. Новая структура урока изменяет и роль учителя. Учитель выступает теперь^ не как лектор, только изла гающий учебный материал, а как организатор учебного процесса, в ходе которого школьники макси мально активно и самостоятельно овладевают знаниями. Сама организация учебного про цесса в школе „уже воспитывает ре бенка. Если школьник на протяже нии 11 лет активно трудится, если он привык видеть, как учитель борется за разумное использование каждой минуты на уроке, у такого ученика после окончания школы сформи руется уже прочный навык: беречь время. Этот человек и на производ стве не станет простаивать у станка, он уже будет не просто работать, а трудиться производительно, творче ски, с огоньком, по-коммунистиче ски, как его учили в школе. Нынешний год должен стать го дом решительной борьбы с второ годничеством и с отсевом учащих ся из школ. Родители, школа, об щественные организации обязаны принять все меры к тому, чтобы все дети школьного возраста сидели за партами и успешно учились. Неустанная забота партии и пра вительства воодушевляет нас, учи телей, на творческую работу в но вом учебном году, на борьбу за полное осуществление Закона о школе. Г. ГОРСКАЯ, завуч средней школы № 8 г. Липецка, Заслуженная учительница школы РСФСР. Эти^дети будут ^учиться в первом классе у преподавательницы средней школы № 15 г. Липецка Нины Павловны Силантьевой. Онп встретились с ней в школе накануне нового учебного года. Фото Ю. Ардашева. < А.А.А.А,!, ............ С в о и м и р у к а м и д Педагогический коллектив Уе- манской школы-интерната в пос ледние годы упорно совершенст вует формы и методы организа ции урока. Это дало положитель ные результаты. В прошлом учеб но*» году из 485 воспитанников только десять мы не смогли пе ревести в следующий класс. Большую роль сыграло в улуч шении обучения и воспитания ос воение передового опыта Заслу женной учительницы школы РСФСР А. И. Пыльневой и луч ших учителей нашей школы Ф. Ф. Сиротиной, Н. И. Лягущенко, Т. И. Сычевой. Коллектив школы-интерната ор ганизованно провел подготовку к новому учебному году. Из чис ла воспитанников были созданы бригады и звенья, которые под руководством мастеров, учителей и воспитателей сумели своевре менно и качественно выполнить большой объем работ. В учебных корпусах и общежитиях они за менили чердачные перекрытия, произвели штукатурные работы^ уложили метлахскую плитку в столовой. Капитально отремонти ровано центральное отопление в главном учебном корпусе. г о й и с к а н и й Организаторами работ были сами воспитанники — Н. Крюков, А. Саблин, В. Коровин, М. Козлов, Н. Лункина, В. Младенцева, Л. Тол мачева и другие ученики 8—-9-х классов. Много потрудились воспитанни ки и в учхозе интерната. Они по лучили урожай зерновых в сред нем по 21 центнеру с гектара. А сахарная свекла обещает дать по 350—400 центнеров. Сочетая труд и отдых, воспи танники за пето побывали на экс курсиях в Липецке, Воронеже, в Государственном бобровом запо веднике, совершили туристиче ские походы по району. Сегодня они войдут в чистые классы, со свежевыкрашенными полами. На столах и партах лежат перочист ки, прокладки для ручек, в сто лах — учебники и тетради, а на учительских столах стоят букеты цветов, любовно выращенных вос питанниками на своем учебно опытном участке. Д . СВИРИДОВ , \Х директор Усманской школы-интерната, Заслуженный учитель школы РСФСР. ☆ ЗВОНКОЕ ЛЕТО Забота отцов Вот и прошло лето — звонкое, ве селое. Закончились школьные кани кулы. Много нового, интересного принесли <жи ребятам! Есть о чем рассказать и ученикам Липецкой школы № 3. Вот уже несколько лет крепкая дружба связывает их с рабочими за вода «Свободный сокол». У рабочих и школьников общие цели: у одних — хорошо трудиться, у других—хо рошо учиться. Между детьми и от цами заключено социалистическое соревнование. Соревновались отдель ные бригады с классами. Вот и старались ребята не подводить обо их отцов. А тот класс, который'зай- мет первое место в соревновании, ожидало самое интересное путеше ствие. За средствами дело не стало. Учащиеся школы больше всех з го роде собрали металлолома и получи ли около 3.500 рублей. Не остался в стороне и шеф школы—завод «Сво бодный сокол». На экскурсионно туристическую работу он выделил 1.300 рублей. К концу учебного года определил ся победитель социалистического со ревнования. Им стал бывший 10-й класс. Его и ожидало чудесное пу тешествие по стране. Десятиклассни кам предстояло побывать в Крыму. Провожать их на станцию вышла вся бригада коммунистического тру да из радиаторного цеха, которой руководит т. Рыжков. С этой брига дой школьники соревновались' весь год. За три недели ребята успели по видать очень многое. Особенно по нравился им город-герой Севасто поль. Незабываемым останется и Черное море, на берегу которого разбили свои палатки юные тури сты. Побывали в Крыму и учащиеся 8-го «А» класса, которых готовила в поездку бригада коммунистическо го труда т. Козодерова. Не менее интересной была поезд ка учеников 9-го «А» класса. Вместе со своим старым другом бригади ром завода т. Аксеновым они езди ли на Украину. На могилу великого украинского поэта Тараса Шевченко липецкие школьники возложили жи вые цветы. Была в Киеве еще одна группа учеников школы — активные участ ники художественной самодеятельно сти. Ездили они по путевкам, кото рые приобрел для них завод «Сво бодный сокол». Ученики школы № 3 побывали так же в Воронежском заповеднике, в Ясной Поляне, в Мичуринске—на ро дине И. В. Мичурина. Сегодня ребята снова сели за пар ты. О своих походах они готовят альбомы, красочные стенды. Им есть о чем вспомнить; лето прошло весе ло и интересно. Н. ШАТОХИН , нештатный корреспондент «Ленинского знамени». У юных техников Е л ь ц а Интересно и увлекательно прове ли летние каникулы учащиеся школ Ельца. Они совершали походы по историческим местам нашей страны, проводили экскурсии по родному краю, отдыхали в пионерских ла герях. Юные техники упорно гото вились ко второму Всесоюзному сле ту, который состоялся в Волгограде. От нашей области делегатам был выделен лучший ученик средней школы № 1 Ельца, активист техни ческих кружков Валерий Репринцев. Было что рассказать Валерию о своих товарищах и о себе. В Ельце работает 80 технических и предмет ных кружков, в них занимается свыше 1.500 школьников. Ребята принимали активное уча стие в конкурсе «Юный техник Родине». Ими изготовлено 70 раз ных конструкций радиоприемников, 300 демонстрационных приборов по химии и физике, 15 радиол «Урал-57», 9 радиостанций УКВ , действующие модели электровоза, водопровода, искусственных спут ников Земли, автомата для прода жи карандашей, электрические часы, электротрактор, шагающий экска ватор. Кинолюбителями станции снято три хроникальных фильма: «Пио нерское лето», «По родной стране», «Жизнь в интернате», а также диа фильм «Природа Липецкой обла сти». Школьники-авиамоделисты про демонстрировали свои достижения на городских соревнованиях. Побе дителями оказались Павел Фролов, Валерий Окунев и Владимир Гал кин. Большой интерес вызвали моде ли Владимира Минаева — копии че хословацкого самолета и Евгения Лизунова — копии с а м о л е т а «Я К -12». Хорошо подготовились юные тех-* ники к новому учебному году. По мимо действующих кружков, ирга-1 низован кружок космонавтики, где ребята будут строить копии реак тивных самолетов, ракет. ' А. САМОХИН . О Н И Л Ю Б Я Т Т Р У Д В просторной, светлой мастерской Агрономовской средней школь Лебедянского района расставлены верстаки, токарные станки по дере®’ и металлу, сверлильные станки. Здесь есть электрорубанки, пилы, точиле наборы инструментов по столярному и слесарному делу. Над рабочим: местами — электролампочки. В классе машиноведения имеются тракторные узлы и детали. Осо бенно полюбили технику одиннадцатиклассники Владимир Коновалов 1 Виктор Петещенков. С большим желанием проходили они производствен ную практику в совхозной мастерской, учились водить трактор. Девочки, как и в прошлом году, под руководством Екатерины Серге евны Малиховой будут изучать кройку и шитье. Десятки школьников проявляют большой интерес к садоводству. В эт дни они участвуют в уборке урожая яблок. Много сейчас забот у ребяа которые трудятся в - обширных садах совхоза «Агроном». На экзаменах по садоводству в школе присутствовала совхозный аг роном Вера Ефимовна Гребенникова. Опытный садовод пожелала ребя там больше накапливать практических знаний. Н. СИДОРОВ. Есть люди, по внешнему виду ко торых можно нередко без труда оп ределить, что они педагоги. Встре тив такого человека в трамвае, ав тобусе или просто на улице, вы с уверенностью думаете: а эта незна комая женщина определенно учи тельница. И вовсе не обязательно, чтобы прохожая держала в руках связку ученических тетрадей или школьный учебник. Именно эта мысль * пришла мне, когда я увидел впервые Заслужен ную учительницу школы РСФСР Александру Гавриловну Безрукав- никову. Девятнадцать лет отдала она Липецкой школе Х° 4. И каких лет — полных творческих поисков и ис каний! Сейчас педагоги всей страны очень интересуются методами работы липецких учителей. К нам приезжа ют из разных городов за опытом, посещают занятия, перенимают все хорошее, что выработано педагогами Липецка. Бывает много гостей и на уроках Александры Гавриловны. Все они обращаются к директору школы Александру Ивановичу Бой кову с неизменным вопросом: а как передовая учительница работала раньше, когда о новых методах уро ка, разработанных педагогами-нова- торами, еще ничего не было извест но? Где они, истоки мастерства Без- рукавниковой? И директору школы (в который раз) приходится терпеливо разъяс нять. что опыт липецких учителей • это не открытие Америки, что он рожден практикой сотен педагогов, и сейчас только обобщен, что Алек сандра Гавриловна так же, как и многие ее коллеги, и раньше с боль шим мастерством проводила уроки, постоянно стараясь находить все но вые и новые формы, помогающие де тям глубже усваивать учебный ма териал. Александра Гавриловна хорошо помнит тот день, когда, окончив пе дагогическое училище, она впервые с волнением вошла в школу в новой для нее роли — учительницы. Ей поручили тогда вести первые клас сы. Мечта посвятить себя детям, на конец, сбылась. Но когда схлынуло волнение пер вых самостоятельных уроков, моло дая учителньица вдруг с досадой поняла, что они еще очень далеки от тех, которые жили в ее мечтах. То и дело приходилось сталкиваться с тем, что ученики недостаточно хо рошо усваивали объясняемый мате риал, не справлялись с домашними заданиями. «Может быть, во всем я сама ви новата? — думала Александра Гав риловна. — Ведь учитель должен много знать, постоянно работать над собой. А я как окончила педагогиче ское училище, так и успокоилась». И Безрукавникова вновь садится за книги. Она становится студеят- кой-заочницей учительского инсти тута. Занятия в учительском, а впо следствии в педагогическом инсти тутах многое дали Александре Гав риловне. Но не только в вузовской аудитории приобретала она знания и опыт. Лучшим учебником стала для молодого педагога жизнь класса, ма стерство опытных учителей. С боль шой теплотой говорит Безрукавнико ва о Заслуженной учительнице шко лы РСФСР Марии Дмитриевне Коче- риной, которая дала ей немало цен ных советов, не раз помогала в трудную минуту. Постепенно Александра Гаврилов на, как и другие ее товарищи но ра боте, поняла, что трудно добиться настоящего успеха в обучении и воспитании школьников, если сохра нить раз и навсегда сложившуюся форму комбинированного урока. На нем большая часть класса не при нимает участия в работе, львиную долю материала детям приходится усваивать дома, а урок фактически превращается в проверку выполне ния домашних заданий и рассказ учителя, который школьники слу шают пассивно. На закрепление ма териала, на «собственно обучение» времени почти не остается. Вот и пришла мысль отойти от устоявшихся канонов, рациональнее использовать каждую минуту урока. Вначале Александра Гавриловна пе рестала отводить специальное время на проверку домашних заданий. Вме сто этого она предлагала детям са мостоятельные работы, включавшие упражнения, аналогичные тем, ко торые были заданы. Теперь работа ли не 2 — 3 ученика, как раньше, а весь класс. Да и времени уходило меньше. Иначе проходило на уроках Алек сандры Гавриловны и объяснение нового материала. Ученики уже не были простыми слушателями. Они стали сами участниками изучения. Форма беседы полностью оправдала себя. Она дала возможность тесно увязывать изученное ранее с новым, активизировала внимание класса. Значительно сократились с пере стройкой урока домашние задания. Дети больше усва ивали материала в школе. Стала практико вать учительница „ И другую форму объяснения: самостоятельную ра боту. Если тема не была для ре бят трудна и вытекала из пре дыдущей, то Александра Гав риловна давала своим питомцам возможность самим сделать из само стоятельной работы нужные теоре тические выводы. Эти, пусть ма ленькие, открытия постоянно заин тересовывали детей, помогали им со средоточивать внимание на глав ном, заставляли связывать новое с изученным. — Основное в методе передовых липецких учителей — это макси мальная активизация учебного про цесса на уроке, — рассказывает Александра Гавриловна Безрукавни кова. — А путь к этому у каждого педагога свой. Урок одного, как правило, не похож на урок другого. И это вполне естественно. Ведь от общей подготовки учителя и учени ков зависят как способы подачи материала, так и темп урока. Если, скажем, в одном классе можно но вую тему объяснить за 1 0 минут, ^о в другом для этого потребуется иная форма беседы и значительно больше времени. Никакого шаблона как в этом, так и в оценке знаний уча щихся быть не может. Важно толь ко, чтобы учитель знал: каждый школьник на его уроке работает. Как и всякое новое дело, рацио нальный урок, предложенный педа- гогами-новаторами, на первых норах завоевывал себе «место под солн цем» с боем. Нашлись учителя и методисты, с ужасом говорившие о ломке комбинированного урока, ко торый, якобы, был узаконен многими педагогическими школами. Эти лю ди, не задумываясь над тем, что наша школа не может решать новь: задачи старыми методами, называл опыт новаторов прожектерством. «Б приведет это все к добру», — за^ вляли они. Аргументов, как всегда таких случаях, находилось немал! школьники при новых методах пр< ведения урока не развивают устну речь; не все могут быстро усвашш материал , 1 отстающим ученика трудно; наконец, совершенно откр( венно сторонники старого выдвип ли аргумент, что уж очень мши времени приходится затрачивай педагогу при подготовке к таком уроку, а это устраивает далеко г всех. Действительно, работать по-нов( му труднее. Но все остальные ош сения скептиков опровергает сам жизнь. Если Александра Гавриловн видит, что ученик не понял, она течение урока спрашивает его не сколько раз, не боясь затратить н это время. Но учительница не забь: вает и о других школьниках, с п рается занять их полезной работе! а не оставляет без внимания. Когда заходишь в класс, которы ведет Безрукавникова, то перво! что бросается в глаза, — это не большая картинная галерея. Он служит хорошим учебным пособие для развития речи пятикласснике! Не только на уроках литературы, н и на уроках русского языка ребят получают задания, используя в рас сказе изучаемую часть речи, дат описание той или иной картины из вестных русских художников. Так что опасения скептиков на прасны. Учителямнтузиасты поду мали и об этих «огрехах». Они яви лись запевалами рациональной пе рестройки урока и сейчас все сво: силь?, все свое творчество направля ют на то, чтобы дать школьника! глубокие, прочные знания, Ю. ЛУПАЦ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz