Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

1 сентября 1962 г„ ,М8 2 07 (2 4 9 1 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я —е г о д н я н а ч а л о у ч е б н о г о г о д а в ш к о л а х ПУТЬ ДОБРЫЙ ☆ ☆ ☆ ВСЕМ, КТО УЧИТСЯ И УЧИТ! Возможности Мы, педагоги, понимаем, что ми ровоззрение нового человека, че ловека коммунистического общест­ ва, человека, красивого своими де^ Лами, помыслами, поступками, Щед­ рого душой и доброго сердцем, нельзя воспитывать бесстрастно, рав­ нодушно. Такого человека надо учить на большом накале. Мы долго думали, почему многие Нормальные в своем развитии дети не усваивают программу и остают­ ся на второй год. Программа трудна? Нет. Для еось милетней школы программа вполне удовлетворительна, а по русскому языку тот объем, который раньше изучали школьники за три года, те перь изучается за четыре. Все дело в уроке. Канонический урок, или, как называют его педаго­ ги, «комбинированный» издавна де­ лился на 4 части: опрос, когда учи тель работает, как правило, с дву мя—тремя учениками; объяснение нового материала, когда опять-таки работает учитель, а дети пассивно слушают его, или делают вид, что слушают, закрепление материала, т, е. выработка навыков, непосред­ ственное учение и задание на дом. Такие уроки шли своим чередом, а число второгодников росло своим чередом. Почему? Как правило, опрос, про­ верка знаний затягивались, превра­ щаясь чуть ли не в допрос с при­ страстием, а на учение, выработку ■ навыков времени учителю не хва­ тало. Таким образом, все то, что ученик должен был бы делать в классе под руководством учителя, он вынужден был делать дома. И оценку получал он за то, что вы­ учит дома. Это плохо, с этим нельзя больше мириться. Из-за этого и было мно­ го второгодников. Выполняя Закон о школе, мы от­ казались от традиционного опроса в течение 15—20 минут и это время отвели на учение, на переподготов­ ку и выработку навыков. А выявлять знания и проверять домашнюю ра­ боту стали на протяжении всего урока, и не у 1 — 3, а у 8— 10 учени­ ков. Это дало нам лишних 62— 68 часов в год, т. е. ровно столько, сколько отводится программой на изучение истории, биологии, геогра­ фии в 5 классе. Мы стали задавать меньше на дом, так как ученики успевали все сде­ лать в классе, и больше внимания начала уд'елять” каждому * ученику. Теперь на уроке учатся уже не 2 — 3 ученика в течение 15 минут, а все дети на протяжении всех 45 минут. Новая форма проверки знаний, когда учитель спрашивает ученика и о том, как он усвоил новое на уро­ ке, и как сделал домашнюю рабо­ ту, и как выполнил упражнение в классе,— изменила отношение школь­ ников к учебе. Они изо дня в день стали убеждаться в том, что уроки надо готовить не 1—2 оаза в ме­ сяц, как было раньше, а каждый день. Да и учиться стало интерес­ нее. Как только мы стали учить на уроках, а не проверять домашнюю работу, улучшились и посещаемость, и успеваемость. Ребята живут на за­ нятиях одухотворенной и умной жизнью, у них постоянно возбужде­ ны интерес к открытию, радостное сознание своих сил, добрая уверен­ ность: я все могу постичь, я всему могу научиться, а если отстану — мне помогут учителя, товарищи. Комсомольцы 9 класса нашей шко­ лы взялись добровольно помогать готовить уроки пятиклассникам. Ежедневно каждый из них 5 —10 ми­ нут тратил на то, .чтобы проверить тетрадь, спросить правила у пяти­ классника, побеседовать с ним о прочитанной книге. А какими необычными стали и сами уроки! При выполнении задания по рус­ скому языку на закрепление правил правописания прописной буквы школьникам пришлось пользоваться географической картой или атласом, так как им было предложено выпи­ сать географические наименования, урока связанные с именами знаменитых ученых-путешественников, первоот­ крывателей, посмотреть в детской энциклопедии фамилии композито­ ров и художников и их произведе­ ния, вспомнить имена писателей. Интересное задание! Многие уроки литературы в 9 классе очень часто прохоДят в ки­ нотеатре «Заря». Разве кому-нибудь в голову придет пропустить такой урок? Или, к примеру, урок физики у учителя нашей школы А. А. Попова. Восьмиклассники стоят с хрономет­ рами у трамвайной и автобусной остановок и определяют среднюю скорость и ускорение движения трамвая и автобуса, а затем на уро­ ке вычерчивают графики движения. Александр Алексеевич Попов свыше шести лет работает без вто­ рогодников. Учительница химии К. И. Семише- ва урок на тему «Доменный про­ цесс» провела на заводе «Свобод­ ный сокол» в доменном цехе, где школьники не по картинке в учеб­ нике изучали, как плавйть чугун, а непосредственно в цехе. И кто зна­ ет, может быть, именно здесь, на заводе, кое у кого из ребят созрела мысль стать доменщиками. Клавдия Ивановна, а также учителя В. И. Прокофьева, С. И, Ангелец, П. М. Потапова, Л. В. Фаева, Э. Ф. Жуко­ ва, 3. Н. Дубонина, Е. С, Обыден- никова и другие тоже работают без второгодников. Каждый учитель в отдельности и все вместе мы думаем над тем, как сделать уроки не только обучаю­ щими, но интересными и воспиты­ вающими, думаем, какие качества формировать в детях сегодня, завт­ ра, в течение года и десяти лет, как дальнейшем выполнять Закон сб укреплении связи школы с жизнью. Стремясь привить детям чувство любви к своей Родине, мы отбира­ ем для практических упражнений такой тренировочный материал, ко­ торый способствовал бы осущест­ влению этих целей. По теме «Имя числительное» к уроку № 3, на ко­ тором изучались количественные числительные и их грамматические признаки, был подобран материал «Говорящие цифры социализ­ ма». К уроку № 5, где ставилась воспитательная цель: привить уча­ щимся любовь к книге, стремление больше знать, чтобы больше прине­ сти пользы Родине, и где школьни­ ки должны изучить склонение слож­ ных количественных числительных, для практических тренировочных уп­ ражнений был взят текст, посвящен­ ный Дню печати, насыщенный нуж­ ным грамматическим материалом. Были использованы диаграммы ро­ ста библиотек, школ, вузов в СССР. Большое воспитательное значение (при новой структуре урока) имеет индивидуальное обучение и преду­ преждение отставания отдельных школьников. Своевременная помощь ребенку, который по каким-либо причинам отстал и имеет пока еще небольшие пробелы в знаниях, очень важна. Учитель, проверяя письмен­ ную работу школьника и обнару­ жив у него несколько ошибок на одно и то же правило, указывает ему на полях номер параграфа, ко­ торый он должен выучить, и упраж­ нение, предназначенное для инди­ видуального выполнения. Такая работа, которая ведется на протяжении 3-х лет обучения (5— 6 — 7 классы), дает свои плоды. Ин­ дивидуальный подход к ученикам осуществляется и в заданиях на дом. Решения XXII съезда КПСС и но­ вые задачи, стоящие перед школой, требуют от учителя воспитания все­ сторонне развитой личности. Школа и мы, учителя, обязаны не только учить, но и способствовать разви­ тию талантов у детей, В каждом классе одним ученикам нравится литература, другим — ма­ тематика, третьим-—биология и т. д. Одни успевают за 15 минут решить 2 — 3 задачи, в то время, как другие еще только заканчивают одну. Од­ на группа учащихся может неболь­ шой рассказ без особой подготовки написать за 15—20 минут, а другой для этой же - необхо д и м Институт расширяется Каждый год 1 сентября люди встречают по-особому торжественно и взволнованно. И это понятно. У нас почти в каждой семье кто-ни­ будь учится или учит. И каждый год за парту или за столы студен­ ческой аудитории садится все боль­ ше и больше людей. В нынешнем году на первый курс Елецкого пединститута принято 150 человек. Это, в основном, про­ изводственники, почти половина из сельской местности. Значительно увеличилось число заочников, обу­ чающихся в вузе. В нашем институте развернулась подготовка к организации нового факультета иностранных языков, к приему большого количества сту­ дентов на физико-математический факультет. Институт имеет все необходимое для успешной учебы студентов богатую библиотеку, хорошо обору дованные кабинеты, разнообразные лаборатории и мастерские. Среди преподавателей — 15 кандидатов на­ ук, много опытных, умелых специа­ листов. Н. ПО ЛИ КА Р КИ Н . ректор Елецкого педагогического института. П е р в о к л а с с н и к у Этот день помнят все: Агроном, космонавт и строитель. Первый день сентября* Ты для каждого в жизни разбег. В вихре яростных дней И великих событий По ступенькам науки К вершине идет человек. Он идет по земле В первых вихрях осенней метели, А эпоха в спецовке Стоит у него за спиной. Вся рабочая гвардия В этот праздник осенний Посылает букеты Своим сыновьям. Поколенье отважных Он пока невысок. ---------------- --------- Весь багаж его знаний Принимает опять в портфеле, пополненье* Где цветастый букварь Чтобы строить Да пенал раздвижной. грядущее, Отправляться к далеким мирам. Будет много дорог, Будут стройки крупнее и шире. У него впереди Много радостных дел и побед... В добрый путь, первоклассник! Расти тебе в солнечном мире, Вся земля тебе нынче Шлет свой добрый привет. В. ЗОРИН. группе работы час. Чтобы не задержи­ вать развитие и спо собно-ст-и одних уча щихся и учить других, мы периодически да­ ем различные задания детям и на уроке, и на до-м. На обычном уроне все ученики — и силь­ ные, и слабые — де­ лают одно и то же задание: учат правила и выполняют упраж­ нения. И, ко н е чн о , сильным уче н и к а м скучно выполнять лег­ кие упражнения. Мы теперь делаем по-иному — предла­ гаем детям 2—3 ва­ рианта заданий. На­ пример, более слабым ученикам мы даем уп­ ражнения, сильным — задание подготовить устный рассказ, сде­ лать настольные на­ глядные пособия и т. д. Ученики работа­ ют на уроках много, напряженно и не ску­ чают. Новая с т р у к т у р а урока меняет взаимо­ отношения между уче- • никами, формирует в } них такие качества, как взаимная помощь, ответственное отно­ шение к учению (не подвести свое зве- } но!), воспитывает ор­ ганизаторские способ- ] ности, развивает само­ стоятельность, актив ность, инициативу. Новая структура урока изменяет и роль учителя. Учитель выступает теперь^ не как лектор, только изла­ гающий учебный материал, а как организатор учебного процесса, в ходе которого школьники макси­ мально активно и самостоятельно овладевают знаниями. Сама организация учебного про­ цесса в школе „уже воспитывает ре­ бенка. Если школьник на протяже­ нии 11 лет активно трудится, если он привык видеть, как учитель борется за разумное использование каждой минуты на уроке, у такого ученика после окончания школы сформи­ руется уже прочный навык: беречь время. Этот человек и на производ­ стве не станет простаивать у станка, он уже будет не просто работать, а трудиться производительно, творче­ ски, с огоньком, по-коммунистиче­ ски, как его учили в школе. Нынешний год должен стать го­ дом решительной борьбы с второ­ годничеством и с отсевом учащих­ ся из школ. Родители, школа, об­ щественные организации обязаны принять все меры к тому, чтобы все дети школьного возраста сидели за партами и успешно учились. Неустанная забота партии и пра­ вительства воодушевляет нас, учи­ телей, на творческую работу в но­ вом учебном году, на борьбу за полное осуществление Закона о школе. Г. ГОРСКАЯ, завуч средней школы № 8 г. Липецка, Заслуженная учительница школы РСФСР. Эти^дети будут ^учиться в первом классе у преподавательницы средней школы № 15 г. Липецка Нины Павловны Силантьевой. Онп встретились с ней в школе накануне нового учебного года. Фото Ю. Ардашева. < А.А.А.А,!, ............ С в о и м и р у к а м и д Педагогический коллектив Уе- манской школы-интерната в пос­ ледние годы упорно совершенст­ вует формы и методы организа­ ции урока. Это дало положитель­ ные результаты. В прошлом учеб­ но*» году из 485 воспитанников только десять мы не смогли пе­ ревести в следующий класс. Большую роль сыграло в улуч­ шении обучения и воспитания ос­ воение передового опыта Заслу­ женной учительницы школы РСФСР А. И. Пыльневой и луч­ ших учителей нашей школы Ф. Ф. Сиротиной, Н. И. Лягущенко, Т. И. Сычевой. Коллектив школы-интерната ор­ ганизованно провел подготовку к новому учебному году. Из чис­ ла воспитанников были созданы бригады и звенья, которые под руководством мастеров, учителей и воспитателей сумели своевре­ менно и качественно выполнить большой объем работ. В учебных корпусах и общежитиях они за­ менили чердачные перекрытия, произвели штукатурные работы^ уложили метлахскую плитку в столовой. Капитально отремонти­ ровано центральное отопление в главном учебном корпусе. г о й и с к а н и й Организаторами работ были сами воспитанники — Н. Крюков, А. Саблин, В. Коровин, М. Козлов, Н. Лункина, В. Младенцева, Л. Тол­ мачева и другие ученики 8—-9-х классов. Много потрудились воспитанни­ ки и в учхозе интерната. Они по­ лучили урожай зерновых в сред­ нем по 21 центнеру с гектара. А сахарная свекла обещает дать по 350—400 центнеров. Сочетая труд и отдых, воспи­ танники за пето побывали на экс­ курсиях в Липецке, Воронеже, в Государственном бобровом запо­ веднике, совершили туристиче­ ские походы по району. Сегодня они войдут в чистые классы, со свежевыкрашенными полами. На столах и партах лежат перочист­ ки, прокладки для ручек, в сто­ лах — учебники и тетради, а на учительских столах стоят букеты цветов, любовно выращенных вос­ питанниками на своем учебно­ опытном участке. Д . СВИРИДОВ , \Х директор Усманской школы-интерната, Заслуженный учитель школы РСФСР. ☆ ЗВОНКОЕ ЛЕТО Забота отцов Вот и прошло лето — звонкое, ве­ селое. Закончились школьные кани­ кулы. Много нового, интересного принесли <жи ребятам! Есть о чем рассказать и ученикам Липецкой школы № 3. Вот уже несколько лет крепкая дружба связывает их с рабочими за­ вода «Свободный сокол». У рабочих и школьников общие цели: у одних — хорошо трудиться, у других—хо­ рошо учиться. Между детьми и от­ цами заключено социалистическое соревнование. Соревновались отдель­ ные бригады с классами. Вот и старались ребята не подводить обо ­ их отцов. А тот класс, который'зай- мет первое место в соревновании, ожидало самое интересное путеше­ ствие. За средствами дело не стало. Учащиеся школы больше всех з го­ роде собрали металлолома и получи­ ли около 3.500 рублей. Не остался в стороне и шеф школы—завод «Сво­ бодный сокол». На экскурсионно­ туристическую работу он выделил 1.300 рублей. К концу учебного года определил­ ся победитель социалистического со­ ревнования. Им стал бывший 10-й класс. Его и ожидало чудесное пу­ тешествие по стране. Десятиклассни­ кам предстояло побывать в Крыму. Провожать их на станцию вышла вся бригада коммунистического тру­ да из радиаторного цеха, которой руководит т. Рыжков. С этой брига­ дой школьники соревновались' весь год. За три недели ребята успели по­ видать очень многое. Особенно по­ нравился им город-герой Севасто­ поль. Незабываемым останется и Черное море, на берегу которого разбили свои палатки юные тури­ сты. Побывали в Крыму и учащиеся 8-го «А» класса, которых готовила в поездку бригада коммунистическо­ го труда т. Козодерова. Не менее интересной была поезд­ ка учеников 9-го «А» класса. Вместе со своим старым другом бригади­ ром завода т. Аксеновым они езди­ ли на Украину. На могилу великого украинского поэта Тараса Шевченко липецкие школьники возложили жи ­ вые цветы. Была в Киеве еще одна группа учеников школы — активные участ­ ники художественной самодеятельно­ сти. Ездили они по путевкам, кото­ рые приобрел для них завод «Сво­ бодный сокол». Ученики школы № 3 побывали так­ же в Воронежском заповеднике, в Ясной Поляне, в Мичуринске—на ро­ дине И. В. Мичурина. Сегодня ребята снова сели за пар­ ты. О своих походах они готовят альбомы, красочные стенды. Им есть о чем вспомнить; лето прошло весе­ ло и интересно. Н. ШАТОХИН , нештатный корреспондент «Ленинского знамени». У юных техников Е л ь ц а Интересно и увлекательно прове­ ли летние каникулы учащиеся школ Ельца. Они совершали походы по историческим местам нашей страны, проводили экскурсии по родному краю, отдыхали в пионерских ла­ герях. Юные техники упорно гото­ вились ко второму Всесоюзному сле­ ту, который состоялся в Волгограде. От нашей области делегатам был выделен лучший ученик средней школы № 1 Ельца, активист техни­ ческих кружков Валерий Репринцев. Было что рассказать Валерию о своих товарищах и о себе. В Ельце работает 80 технических и предмет­ ных кружков, в них занимается свыше 1.500 школьников. Ребята принимали активное уча­ стие в конкурсе «Юный техник Родине». Ими изготовлено 70 раз­ ных конструкций радиоприемников, 300 демонстрационных приборов по химии и физике, 15 радиол «Урал-57», 9 радиостанций УКВ , действующие модели электровоза, водопровода, искусственных спут­ ников Земли, автомата для прода­ жи карандашей, электрические часы, электротрактор, шагающий экска­ ватор. Кинолюбителями станции снято три хроникальных фильма: «Пио­ нерское лето», «По родной стране», «Жизнь в интернате», а также диа­ фильм «Природа Липецкой обла­ сти». Школьники-авиамоделисты про­ демонстрировали свои достижения на городских соревнованиях. Побе­ дителями оказались Павел Фролов, Валерий Окунев и Владимир Гал­ кин. Большой интерес вызвали моде­ ли Владимира Минаева — копии че­ хословацкого самолета и Евгения Лизунова — копии с а м о л е т а «Я К -12». Хорошо подготовились юные тех-* ники к новому учебному году. По­ мимо действующих кружков, ирга-1 низован кружок космонавтики, где ребята будут строить копии реак­ тивных самолетов, ракет. ' А. САМОХИН . О Н И Л Ю Б Я Т Т Р У Д В просторной, светлой мастерской Агрономовской средней школь Лебедянского района расставлены верстаки, токарные станки по дере®’ и металлу, сверлильные станки. Здесь есть электрорубанки, пилы, точиле наборы инструментов по столярному и слесарному делу. Над рабочим: местами — электролампочки. В классе машиноведения имеются тракторные узлы и детали. Осо бенно полюбили технику одиннадцатиклассники Владимир Коновалов 1 Виктор Петещенков. С большим желанием проходили они производствен ную практику в совхозной мастерской, учились водить трактор. Девочки, как и в прошлом году, под руководством Екатерины Серге евны Малиховой будут изучать кройку и шитье. Десятки школьников проявляют большой интерес к садоводству. В эт дни они участвуют в уборке урожая яблок. Много сейчас забот у ребяа которые трудятся в - обширных садах совхоза «Агроном». На экзаменах по садоводству в школе присутствовала совхозный аг роном Вера Ефимовна Гребенникова. Опытный садовод пожелала ребя там больше накапливать практических знаний. Н. СИДОРОВ. Есть люди, по внешнему виду ко­ торых можно нередко без труда оп­ ределить, что они педагоги. Встре­ тив такого человека в трамвае, ав­ тобусе или просто на улице, вы с уверенностью думаете: а эта незна­ комая женщина определенно учи­ тельница. И вовсе не обязательно, чтобы прохожая держала в руках связку ученических тетрадей или школьный учебник. Именно эта мысль * пришла мне, когда я увидел впервые Заслужен­ ную учительницу школы РСФСР Александру Гавриловну Безрукав- никову. Девятнадцать лет отдала она Липецкой школе Х° 4. И каких лет — полных творческих поисков и ис­ каний! Сейчас педагоги всей страны очень интересуются методами работы липецких учителей. К нам приезжа­ ют из разных городов за опытом, посещают занятия, перенимают все хорошее, что выработано педагогами Липецка. Бывает много гостей и на уроках Александры Гавриловны. Все они обращаются к директору школы Александру Ивановичу Бой­ кову с неизменным вопросом: а как передовая учительница работала раньше, когда о новых методах уро­ ка, разработанных педагогами-нова- торами, еще ничего не было извест­ но? Где они, истоки мастерства Без- рукавниковой? И директору школы (в который раз) приходится терпеливо разъяс­ нять. что опыт липецких учителей • это не открытие Америки, что он рожден практикой сотен педагогов, и сейчас только обобщен, что Алек­ сандра Гавриловна так же, как и многие ее коллеги, и раньше с боль­ шим мастерством проводила уроки, постоянно стараясь находить все но­ вые и новые формы, помогающие де­ тям глубже усваивать учебный ма­ териал. Александра Гавриловна хорошо помнит тот день, когда, окончив пе­ дагогическое училище, она впервые с волнением вошла в школу в новой для нее роли — учительницы. Ей поручили тогда вести первые клас­ сы. Мечта посвятить себя детям, на­ конец, сбылась. Но когда схлынуло волнение пер­ вых самостоятельных уроков, моло­ дая учителньица вдруг с досадой поняла, что они еще очень далеки от тех, которые жили в ее мечтах. То и дело приходилось сталкиваться с тем, что ученики недостаточно хо­ рошо усваивали объясняемый мате­ риал, не справлялись с домашними заданиями. «Может быть, во всем я сама ви­ новата? — думала Александра Гав­ риловна. — Ведь учитель должен много знать, постоянно работать над собой. А я как окончила педагогиче­ ское училище, так и успокоилась». И Безрукавникова вновь садится за книги. Она становится студеят- кой-заочницей учительского инсти­ тута. Занятия в учительском, а впо­ следствии в педагогическом инсти­ тутах многое дали Александре Гав­ риловне. Но не только в вузовской аудитории приобретала она знания и опыт. Лучшим учебником стала для молодого педагога жизнь класса, ма­ стерство опытных учителей. С боль­ шой теплотой говорит Безрукавнико­ ва о Заслуженной учительнице шко­ лы РСФСР Марии Дмитриевне Коче- риной, которая дала ей немало цен­ ных советов, не раз помогала в трудную минуту. Постепенно Александра Гаврилов­ на, как и другие ее товарищи но ра­ боте, поняла, что трудно добиться настоящего успеха в обучении и воспитании школьников, если сохра­ нить раз и навсегда сложившуюся форму комбинированного урока. На нем большая часть класса не при­ нимает участия в работе, львиную долю материала детям приходится усваивать дома, а урок фактически превращается в проверку выполне­ ния домашних заданий и рассказ учителя, который школьники слу­ шают пассивно. На закрепление ма­ териала, на «собственно обучение» времени почти не остается. Вот и пришла мысль отойти от устоявшихся канонов, рациональнее использовать каждую минуту урока. Вначале Александра Гавриловна пе­ рестала отводить специальное время на проверку домашних заданий. Вме­ сто этого она предлагала детям са­ мостоятельные работы, включавшие упражнения, аналогичные тем, ко­ торые были заданы. Теперь работа­ ли не 2 — 3 ученика, как раньше, а весь класс. Да и времени уходило меньше. Иначе проходило на уроках Алек­ сандры Гавриловны и объяснение нового материала. Ученики уже не были простыми слушателями. Они стали сами участниками изучения. Форма беседы полностью оправдала себя. Она дала возможность тесно увязывать изученное ранее с новым, активизировала внимание класса. Значительно сократились с пере­ стройкой урока домашние задания. Дети больше усва­ ивали материала в школе. Стала практико­ вать учительница „ И другую форму объяснения: самостоятельную ра­ боту. Если тема не была для ре­ бят трудна и вытекала из пре­ дыдущей, то Александра Гав­ риловна давала своим питомцам возможность самим сделать из само­ стоятельной работы нужные теоре­ тические выводы. Эти, пусть ма­ ленькие, открытия постоянно заин­ тересовывали детей, помогали им со­ средоточивать внимание на глав­ ном, заставляли связывать новое с изученным. — Основное в методе передовых липецких учителей — это макси­ мальная активизация учебного про­ цесса на уроке, — рассказывает Александра Гавриловна Безрукавни­ кова. — А путь к этому у каждого педагога свой. Урок одного, как правило, не похож на урок другого. И это вполне естественно. Ведь от общей подготовки учителя и учени­ ков зависят как способы подачи материала, так и темп урока. Если, скажем, в одном классе можно но­ вую тему объяснить за 1 0 минут, ^о в другом для этого потребуется иная форма беседы и значительно больше времени. Никакого шаблона как в этом, так и в оценке знаний уча­ щихся быть не может. Важно толь­ ко, чтобы учитель знал: каждый школьник на его уроке работает. Как и всякое новое дело, рацио­ нальный урок, предложенный педа- гогами-новаторами, на первых норах завоевывал себе «место под солн­ цем» с боем. Нашлись учителя и методисты, с ужасом говорившие о ломке комбинированного урока, ко­ торый, якобы, был узаконен многими педагогическими школами. Эти лю­ ди, не задумываясь над тем, что наша школа не может решать новь: задачи старыми методами, называл опыт новаторов прожектерством. «Б приведет это все к добру», — за^ вляли они. Аргументов, как всегда таких случаях, находилось немал! школьники при новых методах пр< ведения урока не развивают устну речь; не все могут быстро усвашш материал , 1 отстающим ученика трудно; наконец, совершенно откр( венно сторонники старого выдвип ли аргумент, что уж очень мши времени приходится затрачивай педагогу при подготовке к таком уроку, а это устраивает далеко г всех. Действительно, работать по-нов( му труднее. Но все остальные ош сения скептиков опровергает сам жизнь. Если Александра Гавриловн видит, что ученик не понял, она течение урока спрашивает его не сколько раз, не боясь затратить н это время. Но учительница не забь: вает и о других школьниках, с п рается занять их полезной работе! а не оставляет без внимания. Когда заходишь в класс, которы ведет Безрукавникова, то перво! что бросается в глаза, — это не большая картинная галерея. Он служит хорошим учебным пособие для развития речи пятикласснике! Не только на уроках литературы, н и на уроках русского языка ребят получают задания, используя в рас сказе изучаемую часть речи, дат описание той или иной картины из вестных русских художников. Так что опасения скептиков на прасны. Учителямнтузиасты поду мали и об этих «огрехах». Они яви лись запевалами рациональной пе рестройки урока и сейчас все сво: силь?, все свое творчество направля ют на то, чтобы дать школьника! глубокие, прочные знания, Ю. ЛУПАЦ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz