Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Пресс-конференция, посвященная полету А. Г. Николаева иП. Р. Поповича (Продолжение. Начало на 1-й стр.). тщательного отбора космонавтов с использованием специально разра­ ботанных методов исследования ве­ стибулярных реакций, позволяющих определять особенности функциони­ рования вестибулярного аппарата в условиях взаимодействия с двига­ тельным и зрительным анализато­ рами, а также для разработки ме­ тодов тренировки физиологической системы вестибулярного и двига­ тельного анализаторов. К концу подготовки космонавтов выяснилось, что устойчивость ве­ стибулярного аппарата к прямоли­ нейным, угловым, корио.тасовым ус­ корениям и их комбинированным воздействиям оказалась повышенной по сравнению с исходными данными в несколько раз. С целью постоянного и более пол­ ного контроля за состоянием космо­ навтов и условиями в кабинах кос­ мических кораблей был значительно увеличен объем научной информа­ ции с борта космического корабля. Наиболее важными научными за­ дачами медико-биологических ис­ следований при полетах космиче­ ских кораблей «Восток-3» и «Во- сток-4» являлись: ~ Изучение состояния основных 'физиологических функций человека в длительном космическом полете. — Изучение особенностей тече­ ния суточной периодики физиологи­ ческих процессов в условиях дли­ тельного орбитального полета во­ к р у г Земли. — Изучение работоспособности космонавтов на различных участ­ ках полета космических кораблей. — Изучение эффективности ме­ тодов отбора и тренировки космо­ навтов к космическим полетам. '— Изучение эффективности ра­ боты систем жизнеобеспечения и безопасности в полете. Основными методами изучения состояния и работоспособности кос­ монавтов являлись: — Биотелеметрическая информа­ ция, характеризующая состояние юсновных физиологических систем (Организма. — Телевизионное наблюдение за космонавтами, позволяющее соста­ вить представление о поведении, двигательной активности-, координа­ ции движений и позе. — Радиообмен по каналам связи корабля с Землей, на основании ко­ торого можно вынести заключение о работоспособности, -особенностях речеобразования, точности выполне­ ния отдельных рабочих операций. — Оценка объема и качества вы­ полнения полетного задания по всем •его многочисленным и разнообраз­ ным по характеру элементам. В результате йногосуточного по­ лета накоплены исключительно об­ ширные и ценнейшие научные дан­ ные, часть из которых еще в ходе полета подвергалась экспрессообра- ботке, а основные материалы в на­ стоящее время тщательно анализи­ руются. Основываясь на предварительных данных, можно указать, что актив­ ный участок полета — выведение корабля на орбиту — А. Николаев и П. Попович перенесли хорошо. Физиологические реакция по своему характеру и выраженности мало чем отличались от зарегистрирован­ ных ранее в полетах Ю. Гагарина и Г. Титова. Частота пульса на актив­ ном участке у А. Николаева дохо­ дила до 120, а у П. Поповича— 130 ударов в минуту. Дыхание соответ­ ственно около 10 и 20. После выведения на орбиту в ус­ ловиях невесомости отмечалось срав­ нительно быстрое возвращение этих показателей к значениям, имевшим место в предстартовом периоде. В конце первого и начале второ­ го витков (оборотов вокруг Земли) частота пульса и дыхания уже со­ ответствовали значениям, зареги­ стрированным за несколько минут перед стартом. К 6 витку частота пульса и дыхания уже приближа­ лась к величинам, отмеченным у космонавтов за несколько часов до начала полета. В течение последующих 4-х су- ' Уже больше недели в центре внимания мировой прессы и людей на всем земном шаре находится групповой полет советских летчи- ков-космонавтов тт. А. Николаева и П. Поповича. Это событие, несом­ ненно, является выдающимся до­ стижением науки и техники и сви­ детельствует о новом прогрессе в исследованиях космического прост­ ранства, осуществляемых в Совет­ ском Союзе. Что же в этом событии приковывает внимание людей, что поражает их? Нам кажется, что прежде всего поражает такая сме­ лая уверенность, е которой прово­ дятся у нас в Советском Союзе по­ леты космонавтов, поражает то, ка­ кие новые задачи последовательно ставятся при этом, преследуя цели все более глубокого и уверенного проникновения человека в космиче­ ское пространство. Что же создает такую уверенность? Известно, ка­ кое огромное значение в технике имеет проблема надежности техни­ ческих средств, машин, сооруже­ ний. Особенно острой эта проблема становится для многокомпонентных 'ток у А. Николаева и 3-х у П. По­ повича частота пульса удерживалась около 60— 70, а дыхание 10— 15 в минуту. Вполне объяснимое учащение этих показателей было отмечено пе­ ред началом спуска аппаратов на Землю. Следует подчеркнуть, что на электрокардиограммах обоих космо­ навтов не было отмечено каких-ли­ бо патологических изменений. Не выявлено, при общем рассмотрении, заметных нарушений в картине электроэнцефалограмм, электрооку- лограмм и записях кожно-гальвани­ ческой реакции. Серьезное внимание было уделе­ но изучению функционального со­ стояния вестибулярного аппарата в совместной деятельности с другими, тесно связанными с ним, анализа­ торами. Предварительные данные указы­ вают на высокую устойчивость кос­ монавтов. Это явилось результатом специальных мероприятий. Учитывая вероятную индивиду­ альную особенность влияния неве­ сомости и возможную реакцию на отсутствие гравитации со стороны других органов и систем человека, проблема невесомости найдет еще большее отражение в дальнейших исследованиях. Вместе с тем получены очень оп­ тимистические результаты в отно­ шении координации движений и спо­ собности человека свободно пере­ двигаться и^выполнять весьма раз­ нообразные движения в состоянии невесомости, когда космонавты от­ вязывались и покидали свое кресло. При этом сохранялась пространст­ венная ориентация, которая нару­ шалась лишь при закрывании глаз. В целом работоспособность А. Ни­ колаева и П. Поповича на протяже­ нии всего полета сохранялась на достаточно высоком уровне. Выпол­ нение заданных рабочих операций и исследовательских тестов не вызы­ вало заметных трудностей. Сон не отличался какими-либо особенностя­ ми и давал хороший отдых. Аппетит сохранялся обычным. При приеме пищи процесс разжевы­ ван и ям глотания проходил без за­ труднений. Приближение рациона питания к привычному несомненно оказалось положительным, получило апробацию в космическом полете и высокую оценку космонавтов. Заме­ чу, что при этом были учтены ин­ дивидуальные вкусы А. Николаева и П. Поповича. Весьма важно отметить, что ги ­ гиенические характеристики кабин обоих кораблей на всем протяжении их полета сохранялись в заданных пределах и были оптимальными. Специального упоминания заслу­ живает программа научных биологи­ ческих исследований, выполнявших­ ся космонавтами. О результатах го­ ворить преждевременно, материалы поступили в обработку, однако, сам по себе факт проведения экспери­ ментальной работы человеком в кос­ мическом полете является новым, принципиально важным достижени­ ем. Групповой полет космонавтов А. Николаева и П. Поповича закон­ чился исключительно успешно. Никаких патологических измене­ ний в состоянии здоровья у космо­ навтов не обнаружено. В результате проведенных иссле­ дований получено много новых на­ учных данных, необходимых для подготовки последующих более сложных космических полетов. В заключение от имени научных работников, врачей и биоцргов раз­ решите выразить признательность Андрияну Григорьевичу Николаеву и Павлу Романовичу Поповичу за блестящее выполнение полета, тер­ пение и понимание, проявленные при многочисленных обследованиях и медицинских испытаниях, а так­ же исключительную аккуратность и пунктуальность в проведении науч­ ной программы. Благодарю за внимание. * * * На трибуне академик А, А. Благо­ нравов. технических средств, включающих в себя обилие разнородных агрега­ тов и деталей. Для того, чтобы осу­ ществить орбитальный полет чело­ века вокруг земного шара, потре­ бовалось создание мощных много­ ступенчатых ракет, способных со­ общить тяжелому кораблю-спутнику первую космическую скорость, для чего нужна была разработка соот­ ветствующих двигателей, нужно было рассчитать и осуществить точное разделение ступеней ракеты, произвести в нужный момент на­ правленное отделение космического корабля от последней ступени ра­ кеты. Нужно было построить сам космический корабль, обеспечива­ ющий достаточно комфортабельное пребывание в нем космонавта, т. е. обладающий необходимой атмосфе­ рой внутри, с определенной темпе­ ратурой, давлением и степенью влажности, обеспечить регулирова­ ние этих условий как автоматиче­ ское, так и в случае надобности — самим космонавтом. Нужно было создать систему управления кораб­ лем, чтобы достигнуть его г димой ориентации в пространстве, в желаемый момент перевести его с орбиты на траекторию спуска, из­ менив скорость его движения и, на­ конец, обеспечить безопасное при­ земление в заданном районе. Уже один неполный перечень задач, ко­ торые потребовалось решить, даст представление о той сложности тех­ нических средств, в результате ко­ торой вся система ракеты-носителя и космического корабля должна бы­ ла получиться настолько многоком­ понентной, состоящей из сотен ты ­ сяч отдельных деталей. А если к этому добавить средства связи с Землей, средства связи между дву­ мя кораблями, средства наблюде­ ния, средства контроля за полетом, наземное оборудование для запуска, то поистине грандиозное сооруже­ ние, грандиозный плод человече­ ского разума представляет вся эта многокомпонентная система. И вот, чтобы получить уверенность в пол­ ном успехе поставленного экспери­ мента, а такая уверенность была у советских ученых и инженеров, на­ до было обеспечить полную надеж­ ность, полную безотказность рабо­ ты всей этой сложной системы. За­ вершение полета космонавтов Нико­ лаева и Поповича показывает, как блестяще была разрешена эта за­ дача. Определенную и очень важную сторону проблемы надежности со­ ставляет точность выполнения всех функций такой системы. Доказа­ тельством безукоризненной точно­ сти работы системы является вы­ полнение намеченной программы и почти одновременное приземление обоих небесных братьев в строго определенном районе. Мне вспоминается, как на пресс- конференции в Стокгольме, когда в орбитальный полет, еще до полета 10. А. Гагарина, был отправлен кос­ мический корабль с космонавтами- жнвотными, мне был задан вопрос, что получится, если этот корабль приземлится вне территории Совет­ ского Союза. На этот вопрос я уве­ ренно ответил, что корабль призем­ лится там, где нужно. И, как види­ те, я был прав. За рубежами Советского Союза нередко приходится встречаться с высказываниями, что: «Да, в раз­ витии самой ракетной техники Со­ ветский Союз оказался впереди США» (это произносят даже те, кому очень трудно сделать такое признание). Но кроме этого надо сопоставить ту четкость, с которой были проведены эксперименты с космическими полетами Гагарина, Титова и, наконец, с последним групповым полетом Николаева и Поповича, а эта четкость зависела от качества приборного оборудова­ ния, с теми затруднениями, при ко­ торых проходил старт американско­ го космонавта Гленна, и с теми трудностями, которыми сопровож­ далось приземление космонавта Карпентера,— в Америке. Это сви­ детельствует о высоком качестве всего приборного оборудования, обеспечившегв и точность вывода на^ рассчитанные орбиты, беспере­ бойную связь и результативную точность приземления. Что еще замечательно в послед­ нем проведенном эксперименте? Мне думается, что весьма достойна внимания та последовательность, с которой осуществляется у нас в Советском Союзе овладение косми­ ческим пространством, когда шаг за шагом ставятся новые задачи, пред­ ставляющие развитие и совершен­ ствование предыдущих достижений, и та целеустремленность, с которой проводится в жизнь идея покорения космоса ради общечеловеческого блага. Все космические исследова­ ния, осуществленные у нас, про­ никнуты единой целью, целью раз­ вития науки ради увеличения вла­ сти человека над природой, рас­ крытия ее тайн для "юго, чтобы полнее заставить природу служить нуждам человечества, и ради этой цели осуществляется все большая дальность полетов, все большая длительность пребывания человека в космосе. Ради достижения этой же цели, ради мирного освоения космическо­ го пространства Советский Союз ве­ дет и будет продолжать борьбу за исключение из программ космиче­ ских исследований таких экспери­ ментов, которые могут мешать раз­ витию науки, ставить препятствия к международному сотрудничеству в космосе, таких экспериментов, которые загрязняют космическое пространство. Советский Союз через комитет ООН предлагал догово­ риться об отказе от применения ис­ кусственных спутников Земли для военно-разведывательных целей, о международных мероприятиях по мерам помощи случайно или ава­ рийно спустившимся на чужой тер­ ритории космонавтам, о возвраще­ нии таким же образом спустивших­ ся космических объектов странам, осуществившим их запуск, но, к сожалению, наши партнеры в кос­ мосе не пошли навстречу этим предложениям. При последнем полете космонав­ тов подверглись серьезной провер­ ке методы обеспечения нормальной жизнедеятельности человека в кос­ мическом полете. Лучшим свиде­ тельством правильного решения вязанных с этим задач является отличное состояние космонавтов по их возвращении на Землю. Вместе с тем в опубликованных уже материалах и в выступлении В. И. Яздовского были даны сведе­ ния о том, насколько расширены и усовершенствованы были методы контроля за состоянием космонав­ тов в полете, за ходом процессов, происходящих в организме. Полу­ ченные при этом материалы наблю­ дений дадут возможность еще более уверенного обеспечения полетов еще большей продолжительности и сложности. Таким образом сейчас полностью доказана возможность продолжи­ тельных рейсов человека в косми­ ческом пространстве; возможность достижения человеком Луны и со­ седних планет солнечной системы перестала быть мечтой, а стала на точку реальности. На пресс-конференции обычно задается традиционный вопрос: ка­ ковы же ближайшие планы иссле­ дования космического пространства в Советском Союзе? Поэтому, пред- воряя этот вопрос, могу ответить, что направленность этих планов из­ вестна. Будут приложены новые усилия для дальнейшего изучения физики космоса, будут проводиться дальнейшие изучения атмосферных явлений в целях совершенствова­ ния службы погоды. Будут продол­ жаться космические рейсы сначала автоматически действующих меж­ планетных станций, а по мере даль­ нейших достижений — с непосред­ ственным участием человека, бу­ дут производиться работы по экс- Дорогие товарищи! Дамы и гос­ пода! 15 августа 1962 года был завер­ шен групповой полет в космос со­ ветских космических кораблей «Во­ сток-3» и «Восток-4». Нам с летчиком-космонавтом Павлом Романовичем Поповичем была оказана великая честь — быть командирами этих замеча­ тельных кораблей, созданных гени­ ем и трудом советских ученых, кон­ структоров, инженеров, техников и рабочих. Мы живем в историческое время, когда' вековая мечта человечества — полет в космос — стала реаль­ ным фактом. В октябре 1957 года в нашей стране был проведен запуск перво­ го советского искусственного спут­ ника Земли, в 1961 году первый космонавт Юрий Алексеевич Гага­ рин на советском корабле «Восток» совершил орбитальный полет вокруг Земли. Вслед за этим советский летчик- космонавт Герман Степанович Ти­ тов совершил 25-часовой космиче­ ский полет. Выполняя программу строитель­ ства коммунизма, принятую XX II съездом партии, советский народ, ЦК КПСС и Советское правительст­ во уделяют большое внимание ос­ воению космоса в мирных целях. Мне особенно приятно отметить, что наши космические полеты на­ правлены на научные, мирные цели и отвечают интересам всего чело­ вечества. Несмотря на обширную информа­ цию нашей прессы, телевидения и радио о групповом полете в космос советских космических кораблей в период с 11 по 15 августа 1962 года, вас, несомненно, будут инте­ ресовать подробности этого полета непосредственно из наших у с т . / Мы с Павлом Романовичем боль­ шие друзья. Вместе мы готовились к полету, вместе находились в кос­ мосе и теперь мы расскажем об этом полете вместе. У нас с ним есть полное взаимо­ понимание и сотрудничество. Я думаю остановиться лишь на нескольких вопросах, а он меня дополнит. Согласен, Павел Романович? Корабли-спутники «Восток-3» и «Восток-4» более совершенные и комфортабельные, чем «Восток» и «Восток-2», на которых прокла­ дывали первые трассы в космос наши друзья летчики-космонавты Ю. А. Гагарин и Г. С. Титов, одна­ ко принципиальное устройство этих кораблей аналогично и поэтому мне нет необходимости останавливаться на этом вопросе. Вопросы устройства советского космического корабля и работа его систем достаточно подробно освеще­ ны в прессе и докладах на различ­ ных международных конференциях. Выполнению полета предшество­ вали два больших самостоятельных этапа подготовительных работ, один из которых включал в себя систему общего курса обучения лет- чиков-космонавтов и второй— кон­ кретный, подготовительный период перед полетом. Общий курс подготовки космо­ навта включает в себя изучение ряда теоретических дисциплин, ра­ боты по специальной, физической, медико-биологической, технической и летной подготовке. Нет надобно­ сти останавливаться на всех видах подготовки и тренировок, которы­ ми мы занимались.. Характерными и принципиально важными видами подготовки мы считаем: — специальную подготовку, ко- периментальной астрономии. Что же касается большей конкретизации этого ответа, то разрешите сказать, что каждый новый успех, любые новые результаты позволяют улуч­ шать и конкретизировать намечае­ мые планы. Несомненно, и послед­ ний полет космонавтов по обработ­ ке всех материалов полета позво­ лит внести новые изменения, на­ правленные на улучшение, а мо­ жет быть, и на ускорение запроек­ тированных исследований, и в свое время новые достижения нашей на­ уки и техники снова будут волно­ вать мир. В основе поразительных достиже­ ний советской науки лежат те при­ чины, о которых говорил при встре­ че космонавтов Н. С. Хрущев, это — преимущество социалистическо­ го строя, обеспечивающее непре­ рывный прогресс науки в стране, ее культуры и экономики. Мужество и самоотверженность советских космонавтов, их предан­ ность Родине, готовность выполнить самые трудные поручения партии и правительства объясняются не только той сложной комплексной подготовкой, которую получили космонавты, но главным образом, и в первую очередь, вдохновляющим влиянием идей марксизма-лениниз­ ма. И в этом заключается главный «секрет» наших успехов в иссле­ дованиях космоса. * Перед журналистами выступил Герой Советского Союза летчик-кос­ монавт СССР Андриян Николаев. торая проводится на реальном ко­ рабле и тренажерах, позволяющих имитировать нормальный полет и воспроизводить различные отказы и аварийные ситуации; — медико-биологическую подго­ товку в виде тренировок на центрифуге, в термокамере, в сур­ докамере и другие; — физическую подготовку. Большое внимание уделяется летной подготовке, включающей в себя полеты на современных истре­ бителях и специальные полеты на невесомость. Конкретная подготовка к полету проводилась по специальной про­ грамме. Основой программы яви­ лись: — отработка элементов полетно­ го задания на специальном трена­ жере типа корабля «Восток»; “ поддержание физической тре­ нированности; “ медико-биологические иссле­ дования; — летная подготовка; *—> тренировка со средствами связи и. т. д. Элементы полета отрабатывались на тренажере конкретно по каж ­ дому витку. Исходя из опыта уп ­ равления кораблем Г. С. Титовым, мы отрабатывали на тренажере эле­ менты ручного управления. Трени­ ровались выходу и входу в кресло для осуществления свободного пла­ вания в кабине корабля. Тренажер позволял отработать эти элементы задания полностью, и в полете нам уже не нужно было задумываться над их выполнением. Мы выполня­ ли все так, как отработали на Земле. Аналогично' отрабатывались и другие элементы полетного зада­ ния. Наличие на борту корабля ульт­ ракоротковолнового и коротковол­ новых приемников и передатчиков, дающих возможность установить связь между кораблями, широкове­ щательного приемника и индивиду­ альных средств связи, необходимых для поддержания связи на участке спуска и после приземления, а также взаимодействие с наземными пунктами управления полетом по­ требовали серьезной подготовки в этой области. Конкретная подготовка по этим вопросам и изучение программы ра­ диопереговоров позволили в полете непрерывно поддерживать связь между кораблями и с наземными пунктами. Мы знали, с кем деожим связь в каждый момент полета, так как на пунктах управления поле­ том находились наши товарищи, летчики-космонавты. Знакомые го­ лоса прибавляли силы и бодрости, росла уверенность в выполнении задания. Мы знали, что товарищи, имея все данные о полете, в любую минуту смогут оказать помощь. Летная подготовка включала в этот период полеты на невесомость и отработку элементов приземления на парашюте с полным штатным снаряжением, т. е. в скафандре и с носимым аварийным запасом, со средствами связи и питанием. Физическая подготовка, а также наблюдение врачей за нашим здо­ ровьем проводились ежедневно. Конкретная, целенаправленная под­ готовка позволила нам успешно вы­ полнить программу полета. Как вам уже известно, я на кос­ мическом корабле «Восток-3» стар­ товал 11 августа 1962 года в 11 часов 30 минут по московскому времени и успешно вышел на за­ данную орбиту, причем очень близ­ кую к расчетной. Начальный период обращения корабля-спутника «Восток-3» во­ круг Земли составил 88,5 минуты. Минимальное и максимальное уда­ ление от поверхности Земли были равны соответственно 183 и 251 километру. Угол наклона плоскости орбит к плоскости экватора соста­ вил 65 градусов. Мой небесный брат, Павел Рома­ нович Попович, стартовал на сле­ дующий день, т. е. 12 августа 1962 года в 11 часов 02 минуты по московскому времени на косми­ ческом корабле «Восток-4». „ Достойно восхищения, что косми­ ческие корабли «Восток-3» и «Во­ сток-4» были выведены на задан­ ные орбиты с исключительной точ­ ностью как по времени, так и по месту. После выведения на орбиту,«Во­ стока-4» наши корабли оказались на очень близком расстоянии друг от друга, мы готовы были пожать Друг другу руки и взаимно поздра­ вить с первыми успехами. Значительный наклон плоскости орбиты к плоскости экватора по­ зволил нам любоваться всеми кон­ тинентами земного шара. Основные задачи, которые реша­ лись нашим первым групповым по­ летом в космос, были следующие: — получение дополнительных данных о влиянии условий косми­ ческого полета на человеческий ор­ ганизм; — исследование работоспособно­ сти человека в условиях невесомо­ сти; — проведение человеком опреде­ ленного объема научных наблюде­ ний в условиях космического поле­ та; — дальнейшее совершенствова­ ние систем космических кораблей, средств связи, управления и при­ земления; — получение опытных данных о возможности установления непо­ средственной связи между корабля­ ми в групповом полете, координи­ рование действий летчиков-космо- навтов, проверка влияния одинако­ вых условий космического полета на человеческий организм. Нам очень приятно было доло­ жить ЦК КПСС, Советскому прави­ тельству и всему советскому наро­ ду, что поставленные задачи ус­ пешно решены. Выполнена наме­ ченная программа полета и произ­ ведено успешное приземление в за­ данном районе на территории на­ шей родины — Союза Советских Социалистических Республик. Я на корабле «Восток-3» за 95 часов, то есть почти за четверо су­ ток, облетел более 64 раз вокруг земного шара и прошел расстояние более 2 миллионов 600 тысяч ки ­ лометров. Что можно сказать о своих впе­ чатлениях о полете? Вы сами понимаете — это нелег­ кая задача. Полет, как я уже гово­ рил, продолжался 95 часов, и для рассказа о впечатлениях этого по­ лета нужно по крайней мере столь­ ко же времени. Мы таким временем не располагаем. Поэтому мне при­ дется рассказать только лишь об основных впечатлениях о полете. Корабль «Восток-3» четверо су­ ток был для меня родным домом. Я чувствовал тепло и заботу совет­ ских людей, партии и правительст­ ва, и эта забота удесятеряла мои силы. До глубины души взволнова­ ли меня, как и моего друга Павла Поповича, приветственные теле­ граммы и радиотелефонный разго­ вор с главой Советского правитель­ ства Никитой Сергеевичем Хруще­ вым. Поднялась новая волна энер­ гии, умножилась воля к победе. В течение всего полета у меня была устойчивая уверенная связь с Землей, я слышал голоса своих друзей-космонавтов, которые сооб­ щали мне необходимые данные. А какое радостное чувство испы­ тал я, когда в конце первых суток моего полета на орбиту рядом со мной вышел корабль «Восток-4», пилотируемый моим другом и, как теперь говорят, космическим бра- том-близнецом Павлом Поповичем. Мы сразу же установили двухсто­ роннюю радиосвязь, узнали о само­ чувствии и пожелали друг другу счастливого полета. Трудно передать, как хорошо ле­ тать вдвоем в космосе, чувствовать рядом друга. Наши полеты прохо­ дили точно по плану, который был разработан на Земле, как говорят, минута в минуту. Каждый элемент полетного задания был нами прора­ ботан и хорошо подготовлен на Зем­ ле. Мы работали по принципу: «Тя­ жело в ученье — легко в полете». Готовясь к многосуточному поле­ ту в космосе, я хорошо донимал, что мне и стартовавшему на сле­ дующий день Павлу Поповичу пред­ стоит ответить ученым на многие неясные вопросы, связанные с вли­ янием космического полета на ор­ ганизм человека. Я полагал, что мне придется испытать неудобства, или, как выражаются наши меди­ ки, дискомфорт, обусловленный ре­ акцией вестибулярного аппарата на состояние невесомости. Однако ни на первом витке, ни до конца че­ тырехсуточного полета никаких не­ приятностей со стороны вестибуляр­ ного аппарата ни я, ни Попович не испытали. Больше того, проводя впервые в космосе вестибулярные пробы, я был осторожен, старался выполнять все предписанные пово­ роты головой, движения глазами строго в предусмотренном объеме*, Но не уловив хотя бы малейших неприятных ощущений, я стал сверх программы наращивать силу воздействия на вестибулярный ап* парат, делая десятки раз быстрые повороты головы в одну и другую сторону, перемещался по кабине в разных направлениях, вращался во­ круг своей продольной оси при свободном парении -— результат был один и тот же: никаких не­ приятностей. Павел Романович был прав, когда сказал, что наши ве­ стибулярные аппараты были «за- демпфированы». У пилотов косми­ ческих кораблей «Востон-3» и «Во­ сток-4» в течение полета никаких вестибулярных расстройств не бы­ ло. Не страдали мы также отсутст­ вием аппетита. Принимали пищу строго по распорядку. Пища была разнообразная, ее подбирали по вку­ су Павла Романовича и по моему. Никакого отсутствия аппетита не было, ели всегда с аппетитом. Мы с Павлом Романовичем перед завтра­ ком, перед обедом всегда друг дру- гу по радио говорили «приятного аппетита», о том, что каждый из нас больше всего любит. Он говорил ,1 что любит воблу. Я, говорит, сейчас сосу воблу. А у меня ее не было. , Вода в космическом корабле бьн ла вкусной — свежая, прохладная; московская вода, и я с большим удовольствием пил воду, чем раз-* ные соки. Г Сон был всегда отличный. За шесть часов я успевал высыпаться! полностью. А мне надо было добй-И рать до восьми, так как был запла-; нирован восьмичасовой ночной соя.- Интересно, что первые сутки я но-*' чью раза три просыпался, во вто«| рые, третьи, четвертые сутки всем* да просыпался без будильника в два часа ночи, а подъем по распорядку] в четыре часа. Посмотрю на время и снова спать. Очень хорошо спит-' ся. Интересно и то1, что поднимался, регулярно в четыре часа. Вторыд сутки — без двух минут в четыре* в третьи — ровно в четыре часа. Я сам удивлялся, что вставал бед будильника, поднимался в заданное время. А в последние — четвертые сутки проснулся на десять минут позже и вижу: вместо того', чтобы быть над нашей территорий, я ока­ зался над Северной Америкой. Вел очень интересные наблюде­ ния. С моей космической ракеты очень хорошо были видны побере­ жья, очертания городов, особенна ночью видны очертания городов по ’ освещенности. Можно определить границы городов, улицы, видны главные улицы. В ночное время хо­ рошо наблюдались грозы на Земле. Когда мы летали, было полнолу­ ние. Луна очень красивая, так жа как с Земли наблюдаешь, но тут за­ метен объем Луны — шар. И когда в первый раз я увидел Луну, так обрадовался, думаю, надо заснять, у меня был аппарат. Луну я снимал* Первый раз торопился, а в послед-ц ние дни фотографировал по несколь-| ку раз. Когда входили в тень Зем­ ли, Луна всегда нам светила. Даже в ночных условиях при выключен-* ном свете она освещала кабину* можно было различить даже при-* боры. Видел созвездие Орион. Вы все* наверное, знаете это созвездие. Для него характерен пояс из трех звезд. Говорю Павлу Романовичу, что в правом иллюминаторе вижу созвез-*1 дне Орион. И точно! В это же вре­ мя и он видел созвездие Орион. В корабле выполнял распорядок дня. Занимался физическими уп­ ражнениями. Они были специально разработаны на Земле, именно та-* кие упражнения, чтобы поддержи­ вать тонус мышц. В предпоследний день я усиленно занимался, подго­ товил полностью свой организм к перегрузкам. Очень интересным был последний •виток. Когда включились все си­ стемы корабля, все приборы спус­ ка, на душе стало веселее. Поду­ мал, что вот через некоторое время буду на Земле. Сказал об этом Пав­ лу Романовичу, сообщил ему, что все включилось, все нормально. По­ том Павел Романович через шесть' минут говорит мне, что и у него все включилось. К концу четвертых суток расстояние между нашими кораблями равнялось шестиминут- ному полету. После того, ка к включилась и на­ чала работать тормозная двигатель* ная установка, стало еще веселее. После отработки тормозной двига-* тельной установки произошло отде­ ление корабля и дальше пошел сам процесс спуска. Я хочу подробно остановиться и рассказать об этом спуске. Когда корабль начал снижаться, перегруз­ ки были малые. А дальше они на-* растали более энергично. Самый интересный момент, когда начинает гореть обмазка. Спердд дымок (в иллюминаторе все видно), потом пламя разного цвета, между прочим, неодинакового цвета, а красное, оранжевое, желтое, зеле­ ное — разные цвета пламени. Во время максимальной перегрузки сильно жмет. Я ожидал эти большие перегрузки, знал, что они будут, мы на Земле тренировались на центри­ фуге. Мне кажется, если бы мы не тренировались на Земле, мне было бы труднее. Благодаря этим трени- (Продолжение на 3-й стр.). В ы с т у п л е н и е А. А. Благонравова В ы с т у п л е н и е А. Г. Н и к о л а е в а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz