Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
Пресс-конференция, посвященная полету А. Г. Николаева иП. Р. Поповича (Продолжение. Начало на 1-й стр.). тщательного отбора космонавтов с использованием специально разра ботанных методов исследования ве стибулярных реакций, позволяющих определять особенности функциони рования вестибулярного аппарата в условиях взаимодействия с двига тельным и зрительным анализато рами, а также для разработки ме тодов тренировки физиологической системы вестибулярного и двига тельного анализаторов. К концу подготовки космонавтов выяснилось, что устойчивость ве стибулярного аппарата к прямоли нейным, угловым, корио.тасовым ус корениям и их комбинированным воздействиям оказалась повышенной по сравнению с исходными данными в несколько раз. С целью постоянного и более пол ного контроля за состоянием космо навтов и условиями в кабинах кос мических кораблей был значительно увеличен объем научной информа ции с борта космического корабля. Наиболее важными научными за дачами медико-биологических ис следований при полетах космиче ских кораблей «Восток-3» и «Во- сток-4» являлись: ~ Изучение состояния основных 'физиологических функций человека в длительном космическом полете. — Изучение особенностей тече ния суточной периодики физиологи ческих процессов в условиях дли тельного орбитального полета во к р у г Земли. — Изучение работоспособности космонавтов на различных участ ках полета космических кораблей. — Изучение эффективности ме тодов отбора и тренировки космо навтов к космическим полетам. '— Изучение эффективности ра боты систем жизнеобеспечения и безопасности в полете. Основными методами изучения состояния и работоспособности кос монавтов являлись: — Биотелеметрическая информа ция, характеризующая состояние юсновных физиологических систем (Организма. — Телевизионное наблюдение за космонавтами, позволяющее соста вить представление о поведении, двигательной активности-, координа ции движений и позе. — Радиообмен по каналам связи корабля с Землей, на основании ко торого можно вынести заключение о работоспособности, -особенностях речеобразования, точности выполне ния отдельных рабочих операций. — Оценка объема и качества вы полнения полетного задания по всем •его многочисленным и разнообраз ным по характеру элементам. В результате йногосуточного по лета накоплены исключительно об ширные и ценнейшие научные дан ные, часть из которых еще в ходе полета подвергалась экспрессообра- ботке, а основные материалы в на стоящее время тщательно анализи руются. Основываясь на предварительных данных, можно указать, что актив ный участок полета — выведение корабля на орбиту — А. Николаев и П. Попович перенесли хорошо. Физиологические реакция по своему характеру и выраженности мало чем отличались от зарегистрирован ных ранее в полетах Ю. Гагарина и Г. Титова. Частота пульса на актив ном участке у А. Николаева дохо дила до 120, а у П. Поповича— 130 ударов в минуту. Дыхание соответ ственно около 10 и 20. После выведения на орбиту в ус ловиях невесомости отмечалось срав нительно быстрое возвращение этих показателей к значениям, имевшим место в предстартовом периоде. В конце первого и начале второ го витков (оборотов вокруг Земли) частота пульса и дыхания уже со ответствовали значениям, зареги стрированным за несколько минут перед стартом. К 6 витку частота пульса и дыхания уже приближа лась к величинам, отмеченным у космонавтов за несколько часов до начала полета. В течение последующих 4-х су- ' Уже больше недели в центре внимания мировой прессы и людей на всем земном шаре находится групповой полет советских летчи- ков-космонавтов тт. А. Николаева и П. Поповича. Это событие, несом ненно, является выдающимся до стижением науки и техники и сви детельствует о новом прогрессе в исследованиях космического прост ранства, осуществляемых в Совет ском Союзе. Что же в этом событии приковывает внимание людей, что поражает их? Нам кажется, что прежде всего поражает такая сме лая уверенность, е которой прово дятся у нас в Советском Союзе по леты космонавтов, поражает то, ка кие новые задачи последовательно ставятся при этом, преследуя цели все более глубокого и уверенного проникновения человека в космиче ское пространство. Что же создает такую уверенность? Известно, ка кое огромное значение в технике имеет проблема надежности техни ческих средств, машин, сооруже ний. Особенно острой эта проблема становится для многокомпонентных 'ток у А. Николаева и 3-х у П. По повича частота пульса удерживалась около 60— 70, а дыхание 10— 15 в минуту. Вполне объяснимое учащение этих показателей было отмечено пе ред началом спуска аппаратов на Землю. Следует подчеркнуть, что на электрокардиограммах обоих космо навтов не было отмечено каких-ли бо патологических изменений. Не выявлено, при общем рассмотрении, заметных нарушений в картине электроэнцефалограмм, электрооку- лограмм и записях кожно-гальвани ческой реакции. Серьезное внимание было уделе но изучению функционального со стояния вестибулярного аппарата в совместной деятельности с другими, тесно связанными с ним, анализа торами. Предварительные данные указы вают на высокую устойчивость кос монавтов. Это явилось результатом специальных мероприятий. Учитывая вероятную индивиду альную особенность влияния неве сомости и возможную реакцию на отсутствие гравитации со стороны других органов и систем человека, проблема невесомости найдет еще большее отражение в дальнейших исследованиях. Вместе с тем получены очень оп тимистические результаты в отно шении координации движений и спо собности человека свободно пере двигаться и^выполнять весьма раз нообразные движения в состоянии невесомости, когда космонавты от вязывались и покидали свое кресло. При этом сохранялась пространст венная ориентация, которая нару шалась лишь при закрывании глаз. В целом работоспособность А. Ни колаева и П. Поповича на протяже нии всего полета сохранялась на достаточно высоком уровне. Выпол нение заданных рабочих операций и исследовательских тестов не вызы вало заметных трудностей. Сон не отличался какими-либо особенностя ми и давал хороший отдых. Аппетит сохранялся обычным. При приеме пищи процесс разжевы ван и ям глотания проходил без за труднений. Приближение рациона питания к привычному несомненно оказалось положительным, получило апробацию в космическом полете и высокую оценку космонавтов. Заме чу, что при этом были учтены ин дивидуальные вкусы А. Николаева и П. Поповича. Весьма важно отметить, что ги гиенические характеристики кабин обоих кораблей на всем протяжении их полета сохранялись в заданных пределах и были оптимальными. Специального упоминания заслу живает программа научных биологи ческих исследований, выполнявших ся космонавтами. О результатах го ворить преждевременно, материалы поступили в обработку, однако, сам по себе факт проведения экспери ментальной работы человеком в кос мическом полете является новым, принципиально важным достижени ем. Групповой полет космонавтов А. Николаева и П. Поповича закон чился исключительно успешно. Никаких патологических измене ний в состоянии здоровья у космо навтов не обнаружено. В результате проведенных иссле дований получено много новых на учных данных, необходимых для подготовки последующих более сложных космических полетов. В заключение от имени научных работников, врачей и биоцргов раз решите выразить признательность Андрияну Григорьевичу Николаеву и Павлу Романовичу Поповичу за блестящее выполнение полета, тер пение и понимание, проявленные при многочисленных обследованиях и медицинских испытаниях, а так же исключительную аккуратность и пунктуальность в проведении науч ной программы. Благодарю за внимание. * * * На трибуне академик А, А. Благо нравов. технических средств, включающих в себя обилие разнородных агрега тов и деталей. Для того, чтобы осу ществить орбитальный полет чело века вокруг земного шара, потре бовалось создание мощных много ступенчатых ракет, способных со общить тяжелому кораблю-спутнику первую космическую скорость, для чего нужна была разработка соот ветствующих двигателей, нужно было рассчитать и осуществить точное разделение ступеней ракеты, произвести в нужный момент на правленное отделение космического корабля от последней ступени ра кеты. Нужно было построить сам космический корабль, обеспечива ющий достаточно комфортабельное пребывание в нем космонавта, т. е. обладающий необходимой атмосфе рой внутри, с определенной темпе ратурой, давлением и степенью влажности, обеспечить регулирова ние этих условий как автоматиче ское, так и в случае надобности — самим космонавтом. Нужно было создать систему управления кораб лем, чтобы достигнуть его г димой ориентации в пространстве, в желаемый момент перевести его с орбиты на траекторию спуска, из менив скорость его движения и, на конец, обеспечить безопасное при земление в заданном районе. Уже один неполный перечень задач, ко торые потребовалось решить, даст представление о той сложности тех нических средств, в результате ко торой вся система ракеты-носителя и космического корабля должна бы ла получиться настолько многоком понентной, состоящей из сотен ты сяч отдельных деталей. А если к этому добавить средства связи с Землей, средства связи между дву мя кораблями, средства наблюде ния, средства контроля за полетом, наземное оборудование для запуска, то поистине грандиозное сооруже ние, грандиозный плод человече ского разума представляет вся эта многокомпонентная система. И вот, чтобы получить уверенность в пол ном успехе поставленного экспери мента, а такая уверенность была у советских ученых и инженеров, на до было обеспечить полную надеж ность, полную безотказность рабо ты всей этой сложной системы. За вершение полета космонавтов Нико лаева и Поповича показывает, как блестяще была разрешена эта за дача. Определенную и очень важную сторону проблемы надежности со ставляет точность выполнения всех функций такой системы. Доказа тельством безукоризненной точно сти работы системы является вы полнение намеченной программы и почти одновременное приземление обоих небесных братьев в строго определенном районе. Мне вспоминается, как на пресс- конференции в Стокгольме, когда в орбитальный полет, еще до полета 10. А. Гагарина, был отправлен кос мический корабль с космонавтами- жнвотными, мне был задан вопрос, что получится, если этот корабль приземлится вне территории Совет ского Союза. На этот вопрос я уве ренно ответил, что корабль призем лится там, где нужно. И, как види те, я был прав. За рубежами Советского Союза нередко приходится встречаться с высказываниями, что: «Да, в раз витии самой ракетной техники Со ветский Союз оказался впереди США» (это произносят даже те, кому очень трудно сделать такое признание). Но кроме этого надо сопоставить ту четкость, с которой были проведены эксперименты с космическими полетами Гагарина, Титова и, наконец, с последним групповым полетом Николаева и Поповича, а эта четкость зависела от качества приборного оборудова ния, с теми затруднениями, при ко торых проходил старт американско го космонавта Гленна, и с теми трудностями, которыми сопровож далось приземление космонавта Карпентера,— в Америке. Это сви детельствует о высоком качестве всего приборного оборудования, обеспечившегв и точность вывода на^ рассчитанные орбиты, беспере бойную связь и результативную точность приземления. Что еще замечательно в послед нем проведенном эксперименте? Мне думается, что весьма достойна внимания та последовательность, с которой осуществляется у нас в Советском Союзе овладение косми ческим пространством, когда шаг за шагом ставятся новые задачи, пред ставляющие развитие и совершен ствование предыдущих достижений, и та целеустремленность, с которой проводится в жизнь идея покорения космоса ради общечеловеческого блага. Все космические исследова ния, осуществленные у нас, про никнуты единой целью, целью раз вития науки ради увеличения вла сти человека над природой, рас крытия ее тайн для "юго, чтобы полнее заставить природу служить нуждам человечества, и ради этой цели осуществляется все большая дальность полетов, все большая длительность пребывания человека в космосе. Ради достижения этой же цели, ради мирного освоения космическо го пространства Советский Союз ве дет и будет продолжать борьбу за исключение из программ космиче ских исследований таких экспери ментов, которые могут мешать раз витию науки, ставить препятствия к международному сотрудничеству в космосе, таких экспериментов, которые загрязняют космическое пространство. Советский Союз через комитет ООН предлагал догово риться об отказе от применения ис кусственных спутников Земли для военно-разведывательных целей, о международных мероприятиях по мерам помощи случайно или ава рийно спустившимся на чужой тер ритории космонавтам, о возвраще нии таким же образом спустивших ся космических объектов странам, осуществившим их запуск, но, к сожалению, наши партнеры в кос мосе не пошли навстречу этим предложениям. При последнем полете космонав тов подверглись серьезной провер ке методы обеспечения нормальной жизнедеятельности человека в кос мическом полете. Лучшим свиде тельством правильного решения вязанных с этим задач является отличное состояние космонавтов по их возвращении на Землю. Вместе с тем в опубликованных уже материалах и в выступлении В. И. Яздовского были даны сведе ния о том, насколько расширены и усовершенствованы были методы контроля за состоянием космонав тов в полете, за ходом процессов, происходящих в организме. Полу ченные при этом материалы наблю дений дадут возможность еще более уверенного обеспечения полетов еще большей продолжительности и сложности. Таким образом сейчас полностью доказана возможность продолжи тельных рейсов человека в косми ческом пространстве; возможность достижения человеком Луны и со седних планет солнечной системы перестала быть мечтой, а стала на точку реальности. На пресс-конференции обычно задается традиционный вопрос: ка ковы же ближайшие планы иссле дования космического пространства в Советском Союзе? Поэтому, пред- воряя этот вопрос, могу ответить, что направленность этих планов из вестна. Будут приложены новые усилия для дальнейшего изучения физики космоса, будут проводиться дальнейшие изучения атмосферных явлений в целях совершенствова ния службы погоды. Будут продол жаться космические рейсы сначала автоматически действующих меж планетных станций, а по мере даль нейших достижений — с непосред ственным участием человека, бу дут производиться работы по экс- Дорогие товарищи! Дамы и гос пода! 15 августа 1962 года был завер шен групповой полет в космос со ветских космических кораблей «Во сток-3» и «Восток-4». Нам с летчиком-космонавтом Павлом Романовичем Поповичем была оказана великая честь — быть командирами этих замеча тельных кораблей, созданных гени ем и трудом советских ученых, кон структоров, инженеров, техников и рабочих. Мы живем в историческое время, когда' вековая мечта человечества — полет в космос — стала реаль ным фактом. В октябре 1957 года в нашей стране был проведен запуск перво го советского искусственного спут ника Земли, в 1961 году первый космонавт Юрий Алексеевич Гага рин на советском корабле «Восток» совершил орбитальный полет вокруг Земли. Вслед за этим советский летчик- космонавт Герман Степанович Ти тов совершил 25-часовой космиче ский полет. Выполняя программу строитель ства коммунизма, принятую XX II съездом партии, советский народ, ЦК КПСС и Советское правительст во уделяют большое внимание ос воению космоса в мирных целях. Мне особенно приятно отметить, что наши космические полеты на правлены на научные, мирные цели и отвечают интересам всего чело вечества. Несмотря на обширную информа цию нашей прессы, телевидения и радио о групповом полете в космос советских космических кораблей в период с 11 по 15 августа 1962 года, вас, несомненно, будут инте ресовать подробности этого полета непосредственно из наших у с т . / Мы с Павлом Романовичем боль шие друзья. Вместе мы готовились к полету, вместе находились в кос мосе и теперь мы расскажем об этом полете вместе. У нас с ним есть полное взаимо понимание и сотрудничество. Я думаю остановиться лишь на нескольких вопросах, а он меня дополнит. Согласен, Павел Романович? Корабли-спутники «Восток-3» и «Восток-4» более совершенные и комфортабельные, чем «Восток» и «Восток-2», на которых прокла дывали первые трассы в космос наши друзья летчики-космонавты Ю. А. Гагарин и Г. С. Титов, одна ко принципиальное устройство этих кораблей аналогично и поэтому мне нет необходимости останавливаться на этом вопросе. Вопросы устройства советского космического корабля и работа его систем достаточно подробно освеще ны в прессе и докладах на различ ных международных конференциях. Выполнению полета предшество вали два больших самостоятельных этапа подготовительных работ, один из которых включал в себя систему общего курса обучения лет- чиков-космонавтов и второй— кон кретный, подготовительный период перед полетом. Общий курс подготовки космо навта включает в себя изучение ряда теоретических дисциплин, ра боты по специальной, физической, медико-биологической, технической и летной подготовке. Нет надобно сти останавливаться на всех видах подготовки и тренировок, которы ми мы занимались.. Характерными и принципиально важными видами подготовки мы считаем: — специальную подготовку, ко- периментальной астрономии. Что же касается большей конкретизации этого ответа, то разрешите сказать, что каждый новый успех, любые новые результаты позволяют улуч шать и конкретизировать намечае мые планы. Несомненно, и послед ний полет космонавтов по обработ ке всех материалов полета позво лит внести новые изменения, на правленные на улучшение, а мо жет быть, и на ускорение запроек тированных исследований, и в свое время новые достижения нашей на уки и техники снова будут волно вать мир. В основе поразительных достиже ний советской науки лежат те при чины, о которых говорил при встре че космонавтов Н. С. Хрущев, это — преимущество социалистическо го строя, обеспечивающее непре рывный прогресс науки в стране, ее культуры и экономики. Мужество и самоотверженность советских космонавтов, их предан ность Родине, готовность выполнить самые трудные поручения партии и правительства объясняются не только той сложной комплексной подготовкой, которую получили космонавты, но главным образом, и в первую очередь, вдохновляющим влиянием идей марксизма-лениниз ма. И в этом заключается главный «секрет» наших успехов в иссле дованиях космоса. * Перед журналистами выступил Герой Советского Союза летчик-кос монавт СССР Андриян Николаев. торая проводится на реальном ко рабле и тренажерах, позволяющих имитировать нормальный полет и воспроизводить различные отказы и аварийные ситуации; — медико-биологическую подго товку в виде тренировок на центрифуге, в термокамере, в сур докамере и другие; — физическую подготовку. Большое внимание уделяется летной подготовке, включающей в себя полеты на современных истре бителях и специальные полеты на невесомость. Конкретная подготовка к полету проводилась по специальной про грамме. Основой программы яви лись: — отработка элементов полетно го задания на специальном трена жере типа корабля «Восток»; “ поддержание физической тре нированности; “ медико-биологические иссле дования; — летная подготовка; *—> тренировка со средствами связи и. т. д. Элементы полета отрабатывались на тренажере конкретно по каж дому витку. Исходя из опыта уп равления кораблем Г. С. Титовым, мы отрабатывали на тренажере эле менты ручного управления. Трени ровались выходу и входу в кресло для осуществления свободного пла вания в кабине корабля. Тренажер позволял отработать эти элементы задания полностью, и в полете нам уже не нужно было задумываться над их выполнением. Мы выполня ли все так, как отработали на Земле. Аналогично' отрабатывались и другие элементы полетного зада ния. Наличие на борту корабля ульт ракоротковолнового и коротковол новых приемников и передатчиков, дающих возможность установить связь между кораблями, широкове щательного приемника и индивиду альных средств связи, необходимых для поддержания связи на участке спуска и после приземления, а также взаимодействие с наземными пунктами управления полетом по требовали серьезной подготовки в этой области. Конкретная подготовка по этим вопросам и изучение программы ра диопереговоров позволили в полете непрерывно поддерживать связь между кораблями и с наземными пунктами. Мы знали, с кем деожим связь в каждый момент полета, так как на пунктах управления поле том находились наши товарищи, летчики-космонавты. Знакомые го лоса прибавляли силы и бодрости, росла уверенность в выполнении задания. Мы знали, что товарищи, имея все данные о полете, в любую минуту смогут оказать помощь. Летная подготовка включала в этот период полеты на невесомость и отработку элементов приземления на парашюте с полным штатным снаряжением, т. е. в скафандре и с носимым аварийным запасом, со средствами связи и питанием. Физическая подготовка, а также наблюдение врачей за нашим здо ровьем проводились ежедневно. Конкретная, целенаправленная под готовка позволила нам успешно вы полнить программу полета. Как вам уже известно, я на кос мическом корабле «Восток-3» стар товал 11 августа 1962 года в 11 часов 30 минут по московскому времени и успешно вышел на за данную орбиту, причем очень близ кую к расчетной. Начальный период обращения корабля-спутника «Восток-3» во круг Земли составил 88,5 минуты. Минимальное и максимальное уда ление от поверхности Земли были равны соответственно 183 и 251 километру. Угол наклона плоскости орбит к плоскости экватора соста вил 65 градусов. Мой небесный брат, Павел Рома нович Попович, стартовал на сле дующий день, т. е. 12 августа 1962 года в 11 часов 02 минуты по московскому времени на косми ческом корабле «Восток-4». „ Достойно восхищения, что косми ческие корабли «Восток-3» и «Во сток-4» были выведены на задан ные орбиты с исключительной точ ностью как по времени, так и по месту. После выведения на орбиту,«Во стока-4» наши корабли оказались на очень близком расстоянии друг от друга, мы готовы были пожать Друг другу руки и взаимно поздра вить с первыми успехами. Значительный наклон плоскости орбиты к плоскости экватора по зволил нам любоваться всеми кон тинентами земного шара. Основные задачи, которые реша лись нашим первым групповым по летом в космос, были следующие: — получение дополнительных данных о влиянии условий косми ческого полета на человеческий ор ганизм; — исследование работоспособно сти человека в условиях невесомо сти; — проведение человеком опреде ленного объема научных наблюде ний в условиях космического поле та; — дальнейшее совершенствова ние систем космических кораблей, средств связи, управления и при земления; — получение опытных данных о возможности установления непо средственной связи между корабля ми в групповом полете, координи рование действий летчиков-космо- навтов, проверка влияния одинако вых условий космического полета на человеческий организм. Нам очень приятно было доло жить ЦК КПСС, Советскому прави тельству и всему советскому наро ду, что поставленные задачи ус пешно решены. Выполнена наме ченная программа полета и произ ведено успешное приземление в за данном районе на территории на шей родины — Союза Советских Социалистических Республик. Я на корабле «Восток-3» за 95 часов, то есть почти за четверо су ток, облетел более 64 раз вокруг земного шара и прошел расстояние более 2 миллионов 600 тысяч ки лометров. Что можно сказать о своих впе чатлениях о полете? Вы сами понимаете — это нелег кая задача. Полет, как я уже гово рил, продолжался 95 часов, и для рассказа о впечатлениях этого по лета нужно по крайней мере столь ко же времени. Мы таким временем не располагаем. Поэтому мне при дется рассказать только лишь об основных впечатлениях о полете. Корабль «Восток-3» четверо су ток был для меня родным домом. Я чувствовал тепло и заботу совет ских людей, партии и правительст ва, и эта забота удесятеряла мои силы. До глубины души взволнова ли меня, как и моего друга Павла Поповича, приветственные теле граммы и радиотелефонный разго вор с главой Советского правитель ства Никитой Сергеевичем Хруще вым. Поднялась новая волна энер гии, умножилась воля к победе. В течение всего полета у меня была устойчивая уверенная связь с Землей, я слышал голоса своих друзей-космонавтов, которые сооб щали мне необходимые данные. А какое радостное чувство испы тал я, когда в конце первых суток моего полета на орбиту рядом со мной вышел корабль «Восток-4», пилотируемый моим другом и, как теперь говорят, космическим бра- том-близнецом Павлом Поповичем. Мы сразу же установили двухсто роннюю радиосвязь, узнали о само чувствии и пожелали друг другу счастливого полета. Трудно передать, как хорошо ле тать вдвоем в космосе, чувствовать рядом друга. Наши полеты прохо дили точно по плану, который был разработан на Земле, как говорят, минута в минуту. Каждый элемент полетного задания был нами прора ботан и хорошо подготовлен на Зем ле. Мы работали по принципу: «Тя жело в ученье — легко в полете». Готовясь к многосуточному поле ту в космосе, я хорошо донимал, что мне и стартовавшему на сле дующий день Павлу Поповичу пред стоит ответить ученым на многие неясные вопросы, связанные с вли янием космического полета на ор ганизм человека. Я полагал, что мне придется испытать неудобства, или, как выражаются наши меди ки, дискомфорт, обусловленный ре акцией вестибулярного аппарата на состояние невесомости. Однако ни на первом витке, ни до конца че тырехсуточного полета никаких не приятностей со стороны вестибуляр ного аппарата ни я, ни Попович не испытали. Больше того, проводя впервые в космосе вестибулярные пробы, я был осторожен, старался выполнять все предписанные пово роты головой, движения глазами строго в предусмотренном объеме*, Но не уловив хотя бы малейших неприятных ощущений, я стал сверх программы наращивать силу воздействия на вестибулярный ап* парат, делая десятки раз быстрые повороты головы в одну и другую сторону, перемещался по кабине в разных направлениях, вращался во круг своей продольной оси при свободном парении -— результат был один и тот же: никаких не приятностей. Павел Романович был прав, когда сказал, что наши ве стибулярные аппараты были «за- демпфированы». У пилотов косми ческих кораблей «Востон-3» и «Во сток-4» в течение полета никаких вестибулярных расстройств не бы ло. Не страдали мы также отсутст вием аппетита. Принимали пищу строго по распорядку. Пища была разнообразная, ее подбирали по вку су Павла Романовича и по моему. Никакого отсутствия аппетита не было, ели всегда с аппетитом. Мы с Павлом Романовичем перед завтра ком, перед обедом всегда друг дру- гу по радио говорили «приятного аппетита», о том, что каждый из нас больше всего любит. Он говорил ,1 что любит воблу. Я, говорит, сейчас сосу воблу. А у меня ее не было. , Вода в космическом корабле бьн ла вкусной — свежая, прохладная; московская вода, и я с большим удовольствием пил воду, чем раз-* ные соки. Г Сон был всегда отличный. За шесть часов я успевал высыпаться! полностью. А мне надо было добй-И рать до восьми, так как был запла-; нирован восьмичасовой ночной соя.- Интересно, что первые сутки я но-*' чью раза три просыпался, во вто«| рые, третьи, четвертые сутки всем* да просыпался без будильника в два часа ночи, а подъем по распорядку] в четыре часа. Посмотрю на время и снова спать. Очень хорошо спит-' ся. Интересно и то1, что поднимался, регулярно в четыре часа. Вторыд сутки — без двух минут в четыре* в третьи — ровно в четыре часа. Я сам удивлялся, что вставал бед будильника, поднимался в заданное время. А в последние — четвертые сутки проснулся на десять минут позже и вижу: вместо того', чтобы быть над нашей территорий, я ока зался над Северной Америкой. Вел очень интересные наблюде ния. С моей космической ракеты очень хорошо были видны побере жья, очертания городов, особенна ночью видны очертания городов по ’ освещенности. Можно определить границы городов, улицы, видны главные улицы. В ночное время хо рошо наблюдались грозы на Земле. Когда мы летали, было полнолу ние. Луна очень красивая, так жа как с Земли наблюдаешь, но тут за метен объем Луны — шар. И когда в первый раз я увидел Луну, так обрадовался, думаю, надо заснять, у меня был аппарат. Луну я снимал* Первый раз торопился, а в послед-ц ние дни фотографировал по несколь-| ку раз. Когда входили в тень Зем ли, Луна всегда нам светила. Даже в ночных условиях при выключен-* ном свете она освещала кабину* можно было различить даже при-* боры. Видел созвездие Орион. Вы все* наверное, знаете это созвездие. Для него характерен пояс из трех звезд. Говорю Павлу Романовичу, что в правом иллюминаторе вижу созвез-*1 дне Орион. И точно! В это же вре мя и он видел созвездие Орион. В корабле выполнял распорядок дня. Занимался физическими уп ражнениями. Они были специально разработаны на Земле, именно та-* кие упражнения, чтобы поддержи вать тонус мышц. В предпоследний день я усиленно занимался, подго товил полностью свой организм к перегрузкам. Очень интересным был последний •виток. Когда включились все си стемы корабля, все приборы спус ка, на душе стало веселее. Поду мал, что вот через некоторое время буду на Земле. Сказал об этом Пав лу Романовичу, сообщил ему, что все включилось, все нормально. По том Павел Романович через шесть' минут говорит мне, что и у него все включилось. К концу четвертых суток расстояние между нашими кораблями равнялось шестиминут- ному полету. После того, ка к включилась и на чала работать тормозная двигатель* ная установка, стало еще веселее. После отработки тормозной двига-* тельной установки произошло отде ление корабля и дальше пошел сам процесс спуска. Я хочу подробно остановиться и рассказать об этом спуске. Когда корабль начал снижаться, перегруз ки были малые. А дальше они на-* растали более энергично. Самый интересный момент, когда начинает гореть обмазка. Спердд дымок (в иллюминаторе все видно), потом пламя разного цвета, между прочим, неодинакового цвета, а красное, оранжевое, желтое, зеле ное — разные цвета пламени. Во время максимальной перегрузки сильно жмет. Я ожидал эти большие перегрузки, знал, что они будут, мы на Земле тренировались на центри фуге. Мне кажется, если бы мы не тренировались на Земле, мне было бы труднее. Благодаря этим трени- (Продолжение на 3-й стр.). В ы с т у п л е н и е А. А. Благонравова В ы с т у п л е н и е А. Г. Н и к о л а е в а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz