Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
г Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ( 21 августа 1962 г., 197 (21315 ВО ИМЯ ОТЧИЗНЫ, ВО ИМЯ КОММУНИЗМА Основой наших побед в изучении и освоении космоса являются успехи с о в е т с к о г о н а р о д а в к о м м у н и с т и ч е с к о м с т р о и т е л ь с т в е Побывав в сентябре 1961 года в родной деревне Шоршелы, лет чик-космонавт А. Г. Николаев вместе с матерью порадовался за колхозников, которые вырастили такой богатый урожай кукурузы. Фото Г. Омельчука, (Фотохроника ТАСС). к & $г . 9 9 Великий подвиг в истории челове ческого рода за вершен, и можно уже перевести ды хание, попробо вать взвесить суть свершившегося. Четверо суток среди звезд пробыли советские люди, и многое перемени лось в ’ мире с того исторического мига, когда корабли «Восток-3» и «Восток-4» установили надежную связь и вошли в групповой полет на орбите. Годичный перерыв между орби тальным рейсом Германа Титова и событиями 11— 15 августа 1962 года был воспринят кое-кем на Западе как проявление «усталости», якобы овладевшей советскими учеными. «Советы,— писал совсем недавно близкий к Пентагону журнальчик «Ньюс, Уик»,— вряд ли смогут про должать дальше соревнование в кос мосе. Есть признаки, что советское руководство намерено добровольно уступить Соединенным Штатам паль му первенства в области палета на Луну и других космических пред приятий большого масштаба... У Со ветского Союза просто не хватает сил и средств для продолжения со ревнования...» Слепцы! Естественный и сверхбы стрый срок в один год, потребовав шийся для подготовки к новым ти таническим подвигам, они воспри няли как признак «усталости». Же лаемое ими они выдавали за дейст вительное. И что же получилось на деле? В первой декаде августа 1962 года искарежениые, окутанные зло вонным дымом обломки потерпев ших аварии американских ракет па дали, сея ужас среди тех, на чью голову сыпались эти нежелательные гостинцы. Во второй декаде того же августа началось то небывалое, что заставило трепетно биться миллиар ды сердец на планете. Рандеву в космосе свершилось. В точном переводе с французско го «рандеву» означает свидание в условленное время в условленном месте. Мореплаватели давно уже пользуются этим термином в специ- ♦ •««♦»М И М М «М ««М « ,4 ,„М, ММ( Р а н д е в у в к о с м о с е € € ЛУНА Можно ли рассматривать полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» как шаг к штурму Лу ны? На космодроме этот вопрос за дали Главному Конструктору корре спонденты газет. Ответ человека, снарядившего в звездный поход четыре корабля, был такой: —- Да, в известной степени, мож но, как и все, что мы делаем. Наш путь __ от изучения ближнего кос моса к познанию дальнего космоса. Луна, несомненно, в будущем ста нет объектом научных исследований наших космонавтов. Наверное, многие сейчас задума лись: когда же пробьет этот час — лунный час человечества? Ниже мы публикуем выступление по радио профессора В. В. Шаро нова. Ученый рассказывает о том, какими сведениями о Луне, нашей ближайшей соседке в мироздании, располагает современная наука. Мощные современные телескопы позволяют различать на лунной по верхности образования размером до одного километра. При особо благоприятных условиях для наблю дения удается распознавать даже отдельные детали размером всего в 200—500 метров. Что же это за детали, каков их характер? Поверхность темных «мо рей» представляет собой равнины, точнее — низменности, ибо они лежат ниже примыкающих матери ков. На их относительно гладкой поверхности при косом освещении отчетливо выступают мягкие вытя нутые возвышения в виде невысо ких валов и морщин. Зато края «морей» зачастую очень круты, по этому границы материков и «мо рей» обрывисты. Многие «моря» окаймлены настоящими горными хребтами, склоны которых круто спускаются в сторону «моря» и полого в сторону материка. Сами же материки очень гористы. Эти своеобразные кольцевые горы на зывают кратерами и цирками. Цирки представляют собою замк нутые горные хребты в виде пра вильного кругового кольца. Внутри кольца лежит равнина, которую на зывают дном цирка. Нередко она темного цвета, как и «моря». Кратер отличается от цирка тем, что в центре его дна возвышается конусообразная гора. Несомненно, что кольцевой «вал» кратера и его центральный пик— это система, свя занная общим происхождением. На поверхности Луны видны тре щины и борозды, напоминающие увеличенные в сотни раз наши степ ные овраги. Есть мнение, что гористый рельеф лунной поверхности есть результат действия вулканов и землетрясений на Луне. Круговые очертания коль цевых гор при этом пытаются сопо ставить со строением земных вул канов. Интересна мысль академика А. Н. Заварицкого. Он проводил параллель между лунными кратера ми и земными кальдерами — круг лыми впадинами вулканического происхождения, которые образуют ся от провала конуса горы-вулкана. Согласно другой гипотезы, цирки и кратеры — это воронки от огром ных метеоритов, упавших на лунную поверхность, Когда метеорит, летя- ОБЪЕКТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ щии с космической скоростью в десятки километров в секунду, вне запно сталкивается с Луной проис ходит взрыв, по силе сравнимый со взрывом атомной бомбы. Но на Луне нет ни воды, ни атмосферы, стало быть, нет и процессов вывет ривания, и кратеры там сохраня ются сотни миллионов лет. На Зем ле такие кратеры, вероятно, тоже существовали, но под действием воды и воздуха они со временем сравнялись с поверхностью. Так обстоит дело с вопросами формирования рельефа. Каковы же представления современной науки о составе лунных гор и скал? На этом пути ученым приходится преодоле вать следующую лунную особен ность. Спектральный анализ — основной метод химического исследования небесных тед. К Луне он не приме ним. Ведь Луна, как известно, не испускает собственного света, а только отражает лучи Солнца. Правда, характер отражения лучей может кое-что сказать специалисту о природе отражающего вещества. Поскольку Луна отражает мало лучей, то есть везде имеет темную окраску, на ней не может быть та ких светлых материалов, как снег или мел. Большое значение для познания лунного мира имеют измерения температуры в разных местах Луны в разное время. Особенно интерес ны результаты, полученные во вре мя затмений. Когда мы с Земли ви дим лунное затмение, на Луне про исходит солнечное затмение: не прозрачный земной шар заслоняет от Луны Солнце. Оказывается, что с наступлением затмения, поверх ность нашего ночного светила сразу остывает. Это значит, что лунные скалы снаружи покрыты каким-то веществом, которое очень плохо проводит тепло. Поэтому можно ут верждать, что на поверхности Луны плотных скальных пород нет. Види мо, она везде покрыта каким-то особым однородным слоем, кото рый благодаря сильной пористости очень плохо проводит тепло. Неко торые ученые предполагали, что такими свойствами может обладать только слой мелкой пыли. Так называемую «пылевую» гипо тезу особенно усиленно защищал английский астроном Голд. Теорию Голда и все «пылевые» гипотезы опровергают результаты новейших фотометрических иссле дований планеты. Они убеждают в том, что Луна —■ сильно иссеченная, неровная поверхность с кругыми или даже отвесными стенками и ост рыми, рваными краями. Между тем, сыпучий материал, вроде пе ска, вулканического пепла и пыли, никак не может образовать такие неровности. Итак, видимая нами поверхность Луны — не гладкие скалы, не пыле видный грунт и не вулканический пепел. Но тогда, что же это? Ответ дает теория профессора Н, Н. Сы тинской. На Земле есть вещество низкой теплопроводности и высокой проч ности. Это сильно пористый, нозд реватый шлак. Тот самый шлак, что >* лежит в отвалах у доменных пе :ай , * или покрывает склоны вулканов ( з а -1 ♦♦♦♦♦♦ стывшая каменная пена, образо вавшаяся на поверхности лавового потока, и есть шлак). Теплопровод ность материала, сходного по сво ему строению со шлаком, может быть даже меньшей, чем у слоя рыхлой пыли. Вместе с тем, поверх ность шлаков — острая, рваная — определяет своеобразное отраже ние света Луною. Но. как возник подобный покров на нашем естественном спутнике? Профессор Сытинская считает, что лунная поверхность стала пористой от непрерывных взрывов, вызван ных падением метеоритов. Взрывы в безвоздушном пространстве Лу ны должны быть настолько сильны ми, что в пар превращается в сотни и тысячи раз больше лунного веще ства, чем масса самого метеорита. От таких взрывов вполне могут воз никнуть и гигантские кратеры и цир ки. Больше того, даже мельчайшие частички, называемые микрометео ритами — а их количество очень велико — могут вызвать образова ние небольших углублений. Масса частицы хоть и очень мала, но бла годаря громадной скорости энер гия, выделяемая при ударе, доста точна для небольшого взрыва. От сюда ясно, что одни только микро метеориты могут за короткое вре мя полностью изменить строение любого участка лунной поверхно сти. Вот почему мы видим такое удивительное однообразие покрова во всех частях лунного диска. Природа темной окраски шлако вого покрова будет понятна, если допустить, что коренные горные по роды, из которых возник шлак, со держат большое количество оливи на и других богатых железом мине ралов. При высокой температуре такие минералы обычно сплавлива- ются в материал с темной окраской. Пример — черная кора, образую щаяся на оплавленных метеоритах, когда они проходят через земную атмосферу. Естественно предполо жить, что и на Луне метеоритная бомбардировка вызвала черную с буроватым оттенком окраску. А губ чатая структура появилась потому, что пар, возникший при метеорит ном взрыве, быстро охлаждался и оседал на поверхности коркой пу- зырьчэтого строения. * * * Настанет время, когда первые со ветские экспедиции достигнут Луны и смогут воочию убедиться, что представляет собою грунт нашего ближайшего естественного спутни ка. Человечество раскроет еще од ну тайну мироздания. Это произой дет не в слишком далеком буду щем. Порукой тому — феноменаль ный групповой полет по космиче ской орбите, который совершили А. Николаев и П. Попович. алыном техническом смысле, подра зумевая под «рандеву» сближение двух или большего числа кораблей, заранее договорившихся о встрече. У звездоплавания сегодня «метод рандеву» — решающий трамплин для дальнейшего продвижения в космос. За первой космической бригадой героев-космонавтов Андрияна Нико лаева и Павла Поповича последуют другие отряды пионеров-звездопла- вателей, и в результате всех этих рандеву в недалеком будущем воз никнет, я думаю, целый научный и транспортный городок в космосе — околоземная станция или межпла нетный вокзал, откуда понесутся ра кетные корабли к Луне, Венере, Марсу. На орбитальных станциях космические составы дальнего сле дования будут сцепляться из от дельных ракетных звеньев и заправ ляться горючим — приблизительно так, как формируют эшелоны на уз лах железнодорожных станций. Этот ход событий предвидел Кон стантин Эдуардович Циолковский, одна из книг которого так и назы вается «Космические ракетные поез да». В российском городе Калуге в 1929 году была выпущена эта книга. Вместе с «Исследованиями мировых пространств ракетными приборами» (работой Циолковского 1903 г.) это —один из самых важных трудов, заложивший теоретический фунда мент космической эры. Немного страниц в этой книге — всего 38. Великие открытия, как правило, не требуют для своего изложения мно готомных фолиантов. В эйнштейнов ской первой публикации о теории относительности было, например, тоже всего 30 страниц. Бумага, на которой напечатаны «Космические ракетные поезда», серая, оберточная: трудно было тогда с бумагой в 1929 году, очень трудно. Еще ходили в лаптях русские мужики в окрестных деревеньках, и козы щипали траву на улицах Калуги, но в местной сек ции научных работников нашлись тогда проницательные люди, издав шие труд своего земляка. Честь и хвала калужанам! Вот что писал в своей вступительной статье к книге Циолковского С. Бессонов от имени «Калужского коллектива секции на учных работников». «Небольшой калужский коллек тив гордится тем, что в его среде блещет имя Константина Эдуардо вича Циолковского... Доказывая воз можность межпланетных сообщений в скором будущем, он попутно до казывает и возможность пребывания человека в чуждых для него усло виях космоса и утверждает, что там человек может развить до колос сальных пределов индустрию, и но вые условия жизни будут способст вовать громадному росту человече ства...». Дорогие товарищи калужане! Вы поторопились тогда немного, говоря о скорой победе человека над бес предельным мировым пространст вом. 30 лет понадобилось, чтобы обеспечить эту победу. Но ведь и то сказать: 30 лет — короткий миг в истории человечества, так что, в сущности, не так уж и ошиблись калужане. «Под ракетными поездами, — пи сал Циолковский, — я подразуме ваю соединение нескольких реак тивных приборов. Меньшая ракета по достижении мирового пространст ва будет развертываться в боль шую...». Это и есть гениальная идея око лоземной станции, сооружаемой из сборных конструкций, доставляемых с помощью ракетных поездов (по нашей нынешней терминологии — многоступенчатых ракет) с Земли на орбиту. Вот как далеко смотрел вперед калужский мудрец, проводя долгие ночи за фанерной дощечкой, заме нявшей ему письменный стол. На домашних книжных полках у наших космонавтов — Юрия и Гер мана, Андрияна и Павла, как сви детельствуют все, кто побывал у них, стоят тома Циолковского. Ес ли бы мог великий старик увидеть сейчас подвиги наших героев! Как порадовался бы он, как залучились бы его по-стариковски выцветшие (я помню их такими в начале 30-х годов), но сохранившие юношескую восторженную мечтательность глаза. По излюбленной своей привычке он взял бы сильную, мужественную правую руку Андрияна Николаева и руку Павла Поповича и ласково зажал бы их между своими ладо нями. Так он выражал свою любозь ■и признательность к людям. А теперь посмотрим в будущее. Да, сегодня уже не подлежит никакому сомнению, что люди на мерены всерьез и надолго строить, трудиться в космосе. Исполнятся исторические сроки, сгинет в прош лое гонка вооружений и угроза ис требительной войны; и поприщем для человеческих трудолюбивых рук станут дали Вселенной, неизмери мые, более просторные, чем самые широкие реки, самые высокие горы и самые глубокие океаны земли. Весь космос превратится в мастер скую для человека. Вот что говорил на собрании Ака демии наук, посвященном итогам XX II съезда КПСС, президент на шей Академии наук Келдыш: «...Сегодня кому-нибудь покажется маловероятным, что можно будет пе ревозить груз с других планет. Но разве в эпоху, когда техника море- $>'•••<• д .. -жоажевмввввю»' Ж ® плавания стояла на уровне пироги и плота, люди могли представить сов ременный грузооборот между раз личными материками?». Легендарный совместный полет Ан дрияна Николаева и Павла Попови ча — это, по существу, начало пра вильного хозяйственного грузооборо та в пространствах Вселенной. Сего дня этот грузооборот ограничивает ся транспортировкой научных при боров и людей в ближайшие около земные зоны, завтра и послезавтра (я говорю «завтра» по мерке исто рической) зрелое коммунистическое общество начнет плановое освоение неисчерпаемых ресурсов материи и энергии во всем космосе. Это будет новый и объективно закономерный этап человеческой ис тории. Ведь родина людей, Земля, сама является небесным телом, и космические просторы вокруг нее — естественное продолжение террито рии земного шара. Заселив землю и оплодотворив ее своим трудом, че ловечество переплеснется через ставшие узкими для него пределы. Человечество уже выходит за эти! пределы. Оно перепахивает материю и вширь и вглубь. Ре сурсы энергии и веще ства планет и звезд — вот те новые произво дительные силы, кото рые будет осваивать людской род. Но, дорогой читатель, вернемся с высот науч но обоснованной мечты опять на нашу грешную землю. Положение рисуется отчетливо. Мир, разодр а н н ы й «холодной войной», мир, живущий под угрозой империалистической аг рессии, не смог бы про рваться к осуществле нию тех сказочных воз можностей, о которых было сказано выше. Это понимают и на Западе. Но посмотрите, какими средствами ду мают очистить нынеш нюю атмосферу на на шей планете некоторые мыслители умирающего мира. В июльском но мере научного журнала «Спейс уорлд», печата ющегося в Нью-Йорке, сообщается о формиро вании инициа т и в н о й группы ученых разных стран (среди них такие исследователи с миро вым именем, как астро номы Отто Струве и Фред Хойл, биохимик Мельвин Калызин', и некоторые дру гие)'. Цель работ этой группы, как бы вы думали, какая? Попробо вать войти в радисоношения с раз умными существами, обитающими вблизи других звезд. И не просто войти в контакт, а специально для того, чтобы «испросить у них сове та, как выйти из нынешнего кризиса,, как ликвидировать «холодную вой ну», как спастись ет термоядерного . кошмара». До каких же, однако, пределов безнадежности и духовной слабости надо дойти, чтобы начать цепляться за такую соломинку! Нет, уважае мые господа профессора, спасение планеты нашей от нависшего, над ней дамоклова меча термоядерной бойни не в руках неведомых чужих дядей —- соседей по космосу. Спа сение Земли в наших собственных руках, в руках молодости мира. Мирное соревнование за превос ходство в области науки и техники выиграно нами, господа империяли« сты, выиграно бесповоротно и окон чательно. Об этом говорит состоявшееся рандеву в космосе. В. ЛЬВОВ, Ц Агентство печати Новости (АПН)У Б л е с т я щ и й а к к о р д Историческая космическая эпопея — успеш ное завершение группового космического полета Андрияна Николаева и Павла Поповича — та кой невиданный блестящий аккорд в космосе, который восхищает всех честных людей мира. Достижения советской науки, совершенство советской техники — беспримерны. Новый подвиг советских космонавтов откры вает безграничные возможности для дальнейшего проникновения во Вселенную. Ближайшие годы, мы уверены, принесут человечеству столько сюрпризов в этой области, что дух захватывает от гордости за наш народ, за его великие дости жения. Тихон ХРЕННИКОВ , композитор, первый секретарь Союза композиторов СССР, (А П Н ) . Летчики-космонавты А. Г. Николаев (слева), и П. Р. Попович. Фото С. Баранова. (Фотохроника ТАСС). Б е с п р и м е р н ы е по длитель ности орбитальные полеты завершены, каковы же теперь, итоги неофициального советско-аме риканского соревнования по освое нию космического пространства. Счет по числу запусков пилотируемых спутников, если можно так выразить ся, стал 4 : 2 пользу СССР. В Совет ском Союзе выведены на орбиту че тыре пилотируемых спутника типа «Восток», в США — два пилотируе мых спутника типа «Меркурий». Имена советских космонавтов Гага рин, Титов, Николаев и Попович, американских — Гленн и Карпентер. Советские космонавты «накрутили» в общей сложности 130 витков, амери канские — 6. Итак —■ 130: 6. Чем же объяснить такое отставание амери канцев? Основная причина — отставание американского ракетостроения. Ра кета, способная вывести на орбиту пилотируемый спутник, была отра ботана в США позже, чем в СССР, и имеет значительно меньшую мощ ность, чем ракеты-носители спутни ков «Восток». В то время как совет ские ракеты выводят на орбиту со средней высотой 200 км спутники весом порядка 5 тонн, американские ракеты (модифицированные меж континентальные баллистические ракеты «Атлас») выводят на такую орбиту спутники весом только 1,35 тонны. Это означает, что американ ские спутники несут меньше обору дования и более ограниченные запа сы. Может быть задан такой вопрос: почему весовые ограничения в отно шении оборудования и запасов вли яют на продолжительность обраще- 1 3 0 : 6 ния спутников по орбите? Ведь пос ле вывода на орбиту спутник обра щается вокруг Земли без помощи каких-либо двигателей, значит и не расходуется никакое топливо и тра тятся только кислород для дыхания космонавта и продукты для его пи тания. Так почему же американские спутники, раз уж они выведены на орбиту, не могут обращаться по ней до тех пор, пока под влиянием со противления атмосферы они не сни зятся настолько, что возникнет угро за перегрева конструкции в плот ных слоях атмосферы (при началь ной высоте перигея орбиты 180 км такая угроза возникает примерно через десять суток)? Неужели так много весят кислород и питание для космонавта? Действительно, кисло род и питание весят сравнительно немного. Если бы дело было только в кислороде и питании, американ ские конструкторы уж как-нибудь ухитрились бы разместить на борту соответствующие запасы, не превы сив максимально допустимого веса спутника 1,35 т. Но главное, что ог раничивает продолжительность су ществования спутников «Меркурий» —это не кислород и питание для космонавта, а запас электроэнер гии, а также запас перекиси водоро да для системы ориентации. На спутниках, которые пилотиро вали Гленн и Карпентер, запаса кислорода было бы достаточно для совершения 6,5 витка, а электро- Мы живвм с вами, товарищи* в замечательное» героическое время* Т а к давайте ж е всеми силами ум ножать материальные и духовные бо гатства нашей Родины . Своим самоотверженным трудом приблизим вре- | мя, к о гд а на всей земле восторжествую т великие идеалы коммунизма— | Мир, Труд , Свобода, Равенство, братство и Счастье всех народов. ? Н . О . у ^ г У Щ е /В. энергии и перекиси водорода хва тает только на 3 витка. Если не хватит электроэнергии, прекратится работа всех бортовых приборов и систем, в частности, системы обес печения жизнедеятельности, и кос монавт немедленно погибнет/ Если не хватит перекиси водорода, нель зя будет управлять положением спутника (ориентировать его отно сительно центра тяжести). Неуправ ляемый спутник будет беспорядочно вращаться во всех плоскостях или, как говорят американские специа листы, «дрейфовать». Так ли страшен дрейф? Первона чально американцы предполагали, что дрейф отрицательно скажется на самочувствии и работоспособности космонавта и что спутником необ ходимо управлять в течение всего времени его обращения по орбите. При полете Гленна система ориен тации работала все время, при поле те Карпентера спутнику позволили некоторое время дрейфовать. Ока залось, что космонавт во время дрейфа чувствовал себя удовлетво рительно. Раз дрейф допустим, то с тем же запасом перекиси водорода спутник может совершить большее число витков. Систему ориентации можно будет включать лишь тогда, когда это необходимо для проведения на учных экспериментов и перед пу ском тормозной двигательной уста новки. Учтя это, американцы пла нируют следующий спутник тина «Меркурий» запустить уже не на три, а на шесть витков. Из шести витков на трех спутник будет дрей фовать. Но откуда взять электро энергию для шести витков? Во-пер вых, американские конструкторы хо тят как-нибудь втиснуть в спутник дополнительные электробатареи. Во-вторых, при дрейфе экономится не только перекись водорода, но и электроэнергия, идущая на управ ление клапанами и прочим обору дованием. В третьих, при полете на 6 витков из программы будут иск лючены почти все эксперименты, требующие расхода электроэнергии. Запуск спутника на шесть витков запланирован на сентябрь 1962 г., в нем полетит американский космо навт-3 — Уолтер Ширра. Но шесть витков — это все, что можно «выжать» из спутника «Мер курий» за счет внутренних резер вов. Затем предполагают модифици ровать спутник «Меркурий», не ме няя, однако, его «весовой катего рии», с тем, чтобы спутник можно было бы запускать при помощи ра кет «Атлас» (других, отработанных ракет, пригодных для запуска пило тируемых спутников у США нет и до 1964 г. не предвидится). Моди фицированные спутники «Меркурий» будут приспособлены для обраще ния по орбите в течение суток (17 витков). Первый такой спутник пред полагают запустить в 1963 г., его «поведет» американский космо навт-4 — Гордон Купер. Возможно, будут запущены еще один или два спутника на 17 витков. Однако дальше, чем на 17 витков на «Атласе» не уедешь. Более мощ ной ракетой («Титан I I» ) , пригод ной для запуска пилотируемого спутника, США будут располагать только в 1964 г. Эта ракета, соглас но планам, понесет уже не спутник типа «Меркурий», а двухместный спутник «Джеминай» («Джеминай» по-английски означает «Созвездие Близнецов»). Этот спутник весом 2,7 тонны будет рассчитан на обра щение по орбите в течение двух не дель. Конечно число витков не само цель и стремление к возможно более продолжительным полетам по орби те —• не погоня за спортивными ре кордами. Чем больше находился спутник на орбите, тем больше дан ных имеют конструкторы и ученые для создания еще более совершен ных космических кораблей, для еще лучшей подготовки космонавтов и обеспечения их безопасности в по лете. Юрий МАРИНИН , | | научный комментатор АПН ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz