Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

$ августа 1962 г., № 185 (2469) ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 «■м I; Николай Васильевич Курдюкоз —опытный токарь заготовитель­ ного отделения Новолипецкого металлургического завода. Со­ ревнуясь за досрочное осущест- вление заданий семилетки, он ‘ постоянно перевыполняет нормы выработки. Н. В. Курдюков яв­ ляется также активным рациона-'! лизатором. Его новшества помо­ гают повышать производитель­ ность труда. На снимке: токарь Н. В. Кур­ дюков. Фото К. Юрова. Ч и т а я р е д а к ц и о н н у ю п о ч т у Каково быть пассажиром • • • Поразительно, но по количеству писем эта тема стоит на одном из первых мест в редакционной почте. Автобусы. Редкий день нет писем о них. Что же, выходит, десятки, а если посчитать за год, то и сотни, а если прикинуть по другим областным ор­ ганизациям, то и тысячи людей на­ прасно растрачивают свою энергию по мелочам? Да. Именно так, если судить строго. Должно быть все просто и гладко: сел человек в автобус, доехал, со­ шел и забыл о том, что ехал. Так нет же: редкая поездка обойдется без того, чтобы не осталась недоб­ рая память о ней. Если бы не хватало бензина, или шоферов, или автобусов. Но ведь пишут совсем не об этом! 22 июля Д. Т. Кузнецов с куплен­ ным заранее в кассе билетом не смог сесть в автобус на междуго­ родной автостанции в районе завода «Свободный сокол». Толчея. Как же так? В автобусе строго рассчитанное число мест, в кассе строго рассчитанное число билетов, а толчея? На станции есть диспет­ чер, кассир, были тут водитель и кондуктор автобуса и не могли на­ вести порядок. Не хотели. Иначе бы навели. А вот почему не хоте­ ли? Может, кто-то и заинтересован, чтобы больше пассажиров платили за проезд непосредственно в автобу­ се? Есть такие подозрения и у ра­ ботников пассажирской автоконто- Н е ш р о н у ш Ы е р е з е р в ы Кузнечный цех ЛТЗ мотет работать лучше Кузнечный цех Липецкого трак­ торного завода не обеспечивает сбор­ ку в достатке штампованными деталями. Выход из этого один: лучше использовать оборудование за счет мобилизации внутренних резервов, поднять производитель­ ность труда минимум на 30— 40 процентов. Задача нелегкая, но выполнимая, и к ее решению надо приступать немедленно. Неиспользованные ре­ зервы у коллектива цеха огромные. Прежде всего, мешает неудовлетво­ рительное материально-техническое снабжение. Металл зачастую посту­ пает в цех мелкими партиями. Это вынуждает готовить детали в не­ больших количествах и приводит к частым переналадкам штампов, к большим потерям рабочего времени. Снабженцам совнархоза и завода пора отказаться от практики «по­ жарного обеспечения» цеха мелки­ ми порциями металла. Есть-в цехе простои, не связан­ ные со снабжением. Особенно много теряется времени на молотах. Куз ­ нечные молоты в цехе — не новые, часто выходят из строя. Ремонтни­ ки не в состоянии быстро устра-, нять крупные аварии, особенно во второй и третьей сменах. Так, 25 июля вышел из строя пятитонный молот во второй смене. На его ре­ монт выделили всего четыре чело­ века. В результате молот простоял две смены, и завод недополучил много деталей. В соседних же цехах в это время слесари занимались не­ спешными работами. Не лучше ли ликвидировать «цеховые барьеры» и при авариях привлекать ремонт­ ников из других цехов? Много организационных упуще­ ний есть в самом цехе. Часты слу­ чаи, когда молоты исправны, обес­ печены заготовками, но простаива­ ют из-за отсутствия элементарной организации труда. Перед штампов­ кой деталь надо нагреть. Заступаю­ щие на смену бригады, как прави­ ло, к штамповке приступают толь­ ко после нагрева «своих» загото­ вок. На это тратится 30— 40 ми­ нут. А разве нельзя ввести поря­ док, при котором сдающая смена должна нагреть немного заготовок заступающей смене? Конечно, мож­ но. Требуется только вмешательство начальника цеха т. Чекрыжева и начальника бюро организации труда цеха т. Бажанова. Столовая зачастую не успевает всех обслужить во<втэе!Мя. Отсюда не­ редки опоздания с обеда на 10— 15 минут.. Но ведь можно организовать в столовой специальные столы для кузнецов и нагревальщиков и об­ служивать их в первую очередь. Только два этих простых мероприя­ тия повысят занятость на 50— 60 минут в смену и поднимут выра­ ботку на 12— 15 процентов. А сколько других неиспользован­ ных возможностей есть в цехе! На­ пример, на многих ковочных агре­ гатах производительность нагрева- ры. Значит, налицо условия для махинаций, значит, есть люди, заин­ тересованные в беспорядке при по­ садках. 22 июля, т. е. в тот же день, что и т. Кузнецов, «имели удовольствие» соприкоснуться с автобусной служ­ бой в Задонске тт. Корсаков и Бог­ данов. Они, как это видно из их письма, обратились к кассиру авто­ бусной станции с вопросом о рейсе на Камышовку и получили ответ: автобус отходит в 8 утра. Ждали с 7.40 до 8. Зашли в кассу и узнали: автобус уже ушел. «Спрашиваем, — пишут они,—как же так?» Нам отве­ чают: «Мы не спрашиваем вас, когда отправлять автобусы, а в воскресные дни они ходят без рас­ писания». Почти такой же случай произо­ шел с т. Ахидовым в Липецке на автостанции, которая находится на Колхозной площади. Он купил бидет и вместе с несколькими другими пассажирами ожидал автобуса на Добринку, стоя недалеко от окошка диспетчера. И не попал, ибо рас­ считывал, что диспетчер объявит отправление, что автобус пойдет по расписанию, что посадка будет про­ изводиться в черте станции, а не за стоянкой легковых такси. Конечно, большинство пассажиров уехало. Очевидно, более опытные, они бегали по территории станции, «караулили» автобус, были все вре­ мя начеку. Но зачем это нужно? Зачем нужен опыт, какая-то ‘ энер­ гия, напряжение при таком простом деле, как посадка в автобус? Очевидно, тут такие условия, при которых без изворотливости не уедешь. Между прочим, работники пассажирской автоконторы Липецка нередко тоже говорят о трудных условиях существования автостан­ ции на Колхозной площади, и доля правды в их словах, несомненно, есть. Но вот автору этих строк до­ водилось бывать на гораздо хуже оборудованной автобусной станции, чем Липецкая, а порядка там во сто крат больше. В небольшом прикарпатском го­ родке Стрый станция размещена в старом автобусном кузове, вокруг немощенный пустырь. Мне нужно бы­ ло в Дрогобыч. Обратился к дис­ петчеру и получил точный ответ: автобус будет через минуту — оста­ новка у первого столба. Всего на- всего столб с табличкой: «Посадка на Дрогобыч» и распг&ание. К а ж ­ дый автобус имеет точно ограничен­ ное место стоянки, «оборудованное» таким же столбом с табличками. И, кроме того, над пустырем то и де­ ло звучат динамики: «Производится посадка на автобус номер такой-то, направление такое-то, стоящий там- то». И вся мудрость. Значит, во-первых, нужно создать условия, исключающие возможность посадки в пригородные автобусы без билетов, хотя бы на конечных пунктах. Значит, во-вторых, надо, чтобы строго выдерживалось распи­ сание, чтобы, в-третьих, были уста­ новлены точные расписания и, в-чет- вертых, чтобы на конечных пунктах объявлялись по радио посадки и отправления машин. Мы говорим пока о междугород­ ных автобусах. Немало писем по­ ступает и от пассажиров внутрен­ них автобусных линий. И тут при­ мерно та же болезнь: беспорядок. Вот свежий факт. Тов. Исакова из Липецка пишет: «Когда покупае­ те билет на самолет, вас предупреж­ дают: автобус в аэропорт отходит от кинотеатра «Октябрь». На са­ мом деле автобус о’тходит от кино­ театра «Экран», где нет автобусной остановки. Тут же, когда писалась эта статья, в редакцию пришел от­ вет на опубликованную в газете за­ метку «Как доехать до аэропорта?», подписанный заместителем управля­ ющего облавтотрестом т. Селивано­ вым. Он сообщает о том, что теперь автобусы регулярно курсируют по маршруту «Кинотеатр «Октябрь» — Аэропорт». Кто же тут прав — пас­ сажир или руководитель автотре­ ста? Заглядываем в объявление, присланное для опубликования в га­ зете, и убеждаемся: права читатель­ ница — автобус ходит от «Экрана». Мелочь? Да. Расстояние между кинотеатрами метров 30—50, может быть 100, и походив по площади, можно, наконец, добиться толку. Но зачем это нужно? Кстати, иногда все это оборачи­ вается более крупной неприятно­ стью: пассажир опаздывает на са­ молет. Тов. Исакова совершенно справед- тельных печей ниже производитель­ ности молотов. Однако на некоторых из этих агрегатов имеется по две печи, из которых одна не работает. Почему же не работать одновремен­ но двум печам и двум бригадам? Со стороны руководства цеха ма­ ло уделяется внимания инструмен­ тальному хозяйству. Между тем, оно грозит серьезными неприятно­ стями. В любой момент штамп мо­ жет выйти из строя, а для замены запасного нет. На 186 штампов для деталей колесного трактора имеется всего 80 дублеров. Нужно принять меры, чтобы ускорить из­ готовление дублеров на заводе, а также в экономическом районе и за его пределами. В цехе хорошие кузнецы, но их мало. На ведущих тракторных заводах страны заработок рабочих кузнеч­ ных цехов больше, чем заработок в механических цехах, где условия труда легче. Э-то соответствует ус­ тановленной системе повышенной оплаты труда в горячих цехах. У нас же зарплата рабочих кузницы находится примерно на уровне за­ работков в механических цехах. Поэтому часть рабочих уходит из кузницы в другие цехи. Создается текучесть рабочей силы. Отделу труда и зарплаты завода (начальник т. Семенов) пора внед­ рить в кузнечном цехе систему оп­ латы, стимулирующую повышение производительности труда. Одновре­ менно следует организовать курсы для желающих приобрести эту про­ фессию и укомплектовать цех по­ стоянными кадрами. Коллектив кузнечного цеха дол­ жен привести в действие свои ре­ зервы увеличения производства. В. КОНДРАШЕНКО . инженер, работник совнархоза. 1111118111111111111111111Ш11111111111111111Ш111111111111111111111Ш11111111111111111111111Ш11тШ1111П111111ПШ111111т1Ш11111111Ш1111111111Ш11111Н11111Ш1111111111 : • ливо возмущается ча­ стой переменой авто­ бусных маршрутов в Липецке. Так, в резуль­ тате изменения марш­ рута «ЛТЗ — «Спутник» остались в «мертвом пространстве» гостиница «Советская», Станко­ строительный завод и некоторые другие орга­ низации. В прошлом го­ ду по м а р ш р у т у «Трубный—рынок» была остановка «Переезд», в этом году ее не стало. «Когда же прекратится эта игра в остановки? Когда в Липецке уста­ новят постоянные пла номерные, нужные маршруты?»— заканчивает читатель­ ница свое письмо. И ее нельзя не поддержать. На жизни большого го­ рода, каким становится Липецк, та­ кой «стиль» будет отражаться все хуже и хуже. Читатели пишут о регулярности движения, о том, что необходимо поставить скамейки на остановках, поддерживать там чистоту и т. д. Но, пожалуй, одна из самых боль­ ных проблем у нас, липчан, это «проблема посадки». Кавычки здесь не случайны. Подчас двадцать че­ ловек штурмуют пустой автобус. Результат всегда один и тот же: рассаживаются все, но не за одну минуту, а за пять. В Грязях, как пишет т. Соболев, такая же картина: « А ведь те же грязинцы и липчане, попадая в Мо­ скву, немедленно как бы перерож­ даются, и ни у кого из них и мыс­ ли не появится нарушать существу­ ющие там правила посадки на все виды городского транспорта». Все объясняется просто: там тра­ диция. Люди на остановке стоят в очереди и по очереди проходят в автобус. Традицию надо создавать и у нас. Всем. Пассажирам и кон­ дукторам. Думается, не лишним бы* ло бы на многолюдных остановках водителю и кондуктору выходить из автобуса и наводить порядок перед дверьми. Очевидно, помочь в этом могут им и дружинники. Но начинать надо нам самим, пассажирам. Предупреждать тех, кто пытается доказать свое превос­ ходство над другими. Немного пона­ добится времени, чтобы в этом от­ ношении нам не приходилось огля­ дываться на другие города. Вот, пожалуй, единственная точка при­ ложения энергии пассажира, кото­ рая пока еще имеет право на суще­ ствование. Все остальное должны сделать работники автомобильного транспорта. Навести элементарный порядок. Не через месяц, не через год, а завтра. И хочется обратиться к ним с таким словом: дорогие то­ варищи, хватит говорить о трудно­ стях — у каждого из нас они есть на работе. В автобусах мы должны ездить, а не бороться с вашими трудностями. Учитесь у железнодо­ рожного транспорта: с ним у нас конфликты редко бывают. Подумай­ те сами, что еще надо сделать, что­ бы слышать в свой адрес одни бла­ годарности. А. ВОЛ НИН. В коллективе доменщиков Ли ­ пецкого завода «Свободный со­ кол» доброй славой пользуются бригадир по ремонту оборудо­ вания домны И. М. Шингарев и слесарь И. И. Оболонский. Их творческий подход к делу способ­ ствует облегчению труда рабочих и экономии времени на ремонте металлургических агрегатов. На снимке: рационализаторы И. И. Оболонский (слева) и И. М. Шингарев. Фото нашего нештатного фотокорреспондента Ю. КЛЮЕВА . Ракеты стартуют из моря Эти впечатления вынесены с учений, состоявшихся в Баренцевом море. Корреспонденты АПН находились на подводных лодках, с которых стартовали ракеты. Председатель Совета Министров Н. С. Хрущев, наблюдавший учения с борта крейсера «Ушаков», дал высокую оценку мастерству матросов и офицеров прославленного Северного Флота. Работники культуры помогают колхозу На полях сельхозартели «Россия» Добровского района полным ходом идет косовица. Сельский клуб и биб­ лиотека хорошо организовали куль­ турное обслуживание колхозников. На токах и полевых станах вывеше­ ны плакаты и лозунги, выходят «боевые листки», туда регулярно доставляются свежие газеты и жур ­ налы. Заведующий колхозным клубом т. Окунев и заведующая библиоте­ кой т. Костина организуют на току выступления агитбригады. Н. БАДИКОВ. Волны так долго и зло грызли эту скалистую землю, что она стала похожа на зазубренную пилу / на рваное каменное кружево. В одном из хмурых фиордов рас­ положилась база подводных лодок, на которую нас доставили. К при­ чалам присосались долгие сигарооб­ разные тела ракетных лодок разных размеров, профилей и назначений. Старшие офицеры хорошо помнят «малютки» военных лет. В современ­ ный подводный корабль первого ран­ га могло бы поместиться более де­ сятка таких «малюток». Его высота от днища до рубки — это высота семиэтажного дома. Нечего и гово­ рить, что в таком корабле нашли применение самые последние и со­ вершенные достижения передовой техники. Подводная лодка нашего времени может покрыть расстояние в десят­ ки тысяч миль, она неделями не всплывает на поверхность; на зем­ ном шаре нет районов, недоступных ее оружию. Особые качества требуются от людей, управляющих подводными кораблями. Я не говорю о высоком уровне технического образования и практических навыков — это само собой разумеется. Все более увели­ чивается время, которое подводники а проводят в плаваниях, в замкнутом и ограниченном пространстве. Они могут быть поставлены перед необ­ ходимостью неделями не видеть не­ ба над головой, находясь в погру­ жении. Для этого нужны хорошо тренированные, крепкие нервы, не­ заурядные воля и мужество. У подводных лодок есть ряд пре­ имуществ перед другими родами военной техники. Если ракетоносные самолеты вынуждены сбрасывать смертоносный груз в считанные ча­ сы после вылета, то лодка может ждать, не начиная действий, но бу­ дучи к ним полностью готовой, столько, сколько это найдет нужным командование. Если наземные базы лишены маневренности, то лодка имеет большие возможности оста­ ваться неуязвимой, скрываясь в глу­ бинах океана. Подводные корабли, независимые, мобильные и неожиданные для про­ тивника, превращаются из тактиче­ ского оружия в оперативно-страте­ гическое. П а л е ц л о ж и т с я н а к н о п к у Задача состояла в том, чтобы до­ стичь нужного района, где произве­ сти групповые стрельбы по назем­ ным целям, находящимся за многие сотни километров. Лодка вышла в заданную точку и приняла исходное для ведения огня положение. Па какое-то время центр жизнедеятельности перемещается с главного командного пункта в от­ сек, где находится стартовый пульт. На щите вспыхивают огни, загора­ ются надписи, которые непосвящен­ ному ничего не говорят: «Упреди- тель», «Отсечка»... Я вижу, как рука командира — один палец руки — ложится на се­ рую резиновую кнопку, под которой стоит: «Старт». Включаются двигатели ракет. Лод­ ка наполняется гулом, корпус ее мелко и напряженно содрогается. Проходят секунды, и мощный взрыв выбрасывает ракету на поверхность. Это были секунды, когда я видел настоящую боевую обстановку и ли­ ца, выражение которых уже не за­ буду. Балагуры и насмешники, лю­ бители ядреной шутки, еще десять минут назад наполнявшие своими голосами все отсеки, вдруг словно окаменели в скупой и холодной рас­ четливости: собранные в напряжен­ ных складках лбы, короткие и точ­ ные жесты, всепоглощающее внима­ ние и умение видеть сразу все... Стрельбы были трудны тем, что ракеты с нескольких лодок должны были стартовать почти одновремен­ но. И когда стрелка секундомера до­ бежала до нужного деления, в силь­ ном толчке сорвалась с нашей лод­ ки многотонная ракета и ушла в напоенную сыростью даль. Лодка накренилась, и немедленно в специальную ци­ стерну хлынула вода, чтобы вос­ становить равно­ весие. Корабль уходит на пре­ дельную глубину, стараясь быть максимально неуязвимым для про­ тивника... Советские подводные лодки могут вести стрельбу из надводного и под­ водного положений. В клубах пара и дыма возникает веретенообразная ракета и — это видишь со странным чувством — на какое-то время зави­ сает над водой. Кажется, вот-вот она рухнет назад. Но непреодолимая сила поднима­ ет ракету выше и выше, и наступает миг, когда она сразу исчезает из глаз, как будто ее не было вовсе. Все стартовавшие в тот день ра­ кеты поразили заданные цели. Л ю д и в ч е р н ы х б у ш л а т а х Флот, тем более подводный, тре­ бует больших технических позна­ ний, общего образования и культу­ ры. Чем крупнее корабль, тем слож­ нее им управлять. Я видел, как командир подводной лодки едва успевал отдавать одну команду за другой, — так много служб перестраиваются одновремен­ но в такой, скажем, ответственный момент, как старт ракеты. Все это требует не только безукоризненного знания дела, мгновенной реакции, но и известного автоматизма, кото­ рый приходит лишь с практикой. Поэтому практикуются, учатся много, всегда, когда это возможно. Даже из гавани штурман выводит корабль вслепую — это тоже тре­ наж. Своеобразны отношения между офи­ церами и матросами-подводниками. С каждым днем все шире внедряется в производство механиза­ ция и автоматика. На этом снимке вы видите инженеров счетно-ре­ шающей техники лаборатории автоматизации Новолипецкого метал­ лургического завода Валентину Антапину и Владимира Богачева. Они монтируют схему импульсного регулирования скорости элект- ровоза коксотушильного вагона. Комсомольцы упорно трудятся над выполнением задания. Скоро новый автомат вступит в строй действующих. Фото Ю. Александрова, в СТОЛОВОЙ, Общественное питание прочно входит в быт лип- Я^Д ! “ § | У 1 ^ 1 чан. Сеть столовых, кафе ■ I V # непрерывно расширяется. Предприятия оснащаются новейшим технологическим оборудованием, хо­ лодильными установками. Количест­ во питающихся в столовых растет из года в год. Да и почему не отказаться от домашней возни с кастрюльками, ке­ рогазами и тарелками, если, ска­ жем, в столовой № 1 1 , кафе № 16 Липецкого треста столовых, столовой № 1 2 ОРСа Новолипецкого завода и многих других- предприятиях горо­ да потребителя всегда ожидает ши­ рокий выбор вкусно приготовленных блюд, если его радушно встретят там, быстро и хорошо обслужат? Разумеется, это и выгодно, и удоб­ но. Многочисленные отклики трудя­ щихся говорят о том, что потребите­ ли охотно пользуются услугами ра­ ботников общественного питания. Оборудованы столовые города примерно одинаково. Необходимыми продуктами обеспечиваются тоже на равных условиях, в достатке. Но вот охотно посещают липчане не все предприятия общественного питания. К примеру, столовая № 18, где за­ ведующий т. Дроздов, их явно не привлекает. Мы заинтересовались причинам этого и выяснили, что трудящиеся не напрасно избегают питаться в ней. Пища здесь приготавливается невкусно, при наличии электр омар­ мита подается на стол холодной. В столовой грязно, посуда моется в холодной воде, без применения обезжиривающих и дезинфицирую­ щих средств. Мало того, при провер­ ке оказалось, что потребители полу­ чают неполновесную продукцию — в вермишелевый суп, например, сменный повар т. Сабетов недоло- жил ряд продуктов. Конечно, такое «обслуживание» ни в коей мере не может удовлетворить трудящихся. Если бы столовая № 18 была единственной из предприятий обще­ ственного питания, где к нуждам липчан относятся безразлично, о ней не стоило бы говорить. Но вот при­ мерно такие же жалобы поступили к нам от учащихся строительного училища, которых обслуживает кол­ лектив столовой № 10 (заведующий т. Щербаков). А при проверке выяс­ нилось, что и здесь не только нару­ шаются правила обработки продук­ тов и приготовления пищи, но и ряд порций сметаны, омлета и других блюд оказался неполновесным. Такие же примеры мы могли бы привести и по столовым №№ 2, 5, 9 ОРСа треста «Липецкстрой» (на- Фролозв), №№ 11 и 6, кафе «Радуга» и «Ар-* фа» Липецкого треста столовых (ди­ ректор т. Филиппов). Почему это происходит? Почему рядом с хорошими, пользующимися популярностью у трудящихся пред­ приятиями, еще есть у нас и запу­ щенные, грязные столовые, в кото­ рые не только пообедать, но и про­ сто заходить не хочется? Все дело в людях, в коллективе, который рабо­ тает в этих столовых. Любят свое дело повар столовой № 22 т. Куприянова, буфетчица т. Будюкина, заведующий т. Лавлин- ский. Они сумели коллектив спло­ тить, высоко поднять культуру об­ служивания посетителей. А вот там, где к долгу своему относятся не­ брежно, где только отбывают слу­ жебные часы, — там и встречают трудящегося холодной, невкусной, плохо приготовленной пищей. Надо сказать, что и руководители торгующих организаций пока мало сделали, чтобы распространить на все предприятия опыт лучших, что­ бы в каждой столовой потребитель нашел настоящую заботу о себе. Ра­ бота кулинарных советов, изучение опыта передовых коллективов орга­ низованы слабо. Иной раз руководители недоста­ точно беспокоятся и об оборудовании предприятий. К примеру, разве не знает начальник ОРСа треста «Ли­ пецкстрой» т. Фролов о том, что в столовой № 9 на 300 посадочных мест имеется всего 30 вилок, нет ножей, мало чайных ложек? Знает, конечно. Но ничего не сделал, чтобы восполнить этот недостаток. Не в полную меру используется и внутриведомственный контроль в торгующих организациях. Известно, на,пример, что Липецкий трест сто­ ловых имеет хорошо оборудованную лабораторию, где можно быстро про­ верить блюда на калорийность, а. значит, и на правильность закладки продуктов. Однако такие проверки проводятся нерегулярно и мощное средство контроля используется сла­ бо. Быстрее устранить недостатки, до­ биться того, чтобы трудящиеся в каждой столовой могли найти чет­ кое, быстрое обслуживание, вкусную разнообразную пищу, заслужить благодарность потребителя, — долг всех работников общественного пи­ тания. М. МАЛЮ ГИНА , начальник областного управления государственной торговой чальник т. Фр о ; столовым инспекции. 1Ш 1 1 1 1 1 1 1 1Ш 1 1 1Ш 1Ш Ш 1 1 1 1 1 1 1 1Ш 1 1Ш 1 1Ш 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1Ш Ш 1Ш 1 1 1 1 1 Н Ш 1Ш 1 1 1 1 1 Лишенные какой-либо фамильярно­ сти, они чрезвычайно просты и че­ ловечны и основаны на хорошем знании друг друга. «Это естествен­ но,— сказал один офицер, — из од­ ного котла едим, одну работу де­ лаем...» Но суть, конечно, не только в том, что трудности делятся поровну. Матросы приходят на флот порой недостаточно подготовленными. Их надо учить. Как правило, они полу­ чают здесь новую профессию, кото­ рая им пригодится и после демоби­ лизации. Учебу ведут офицеры. В долгие часы индивидуальных занятий воз­ никает тесный контакт, сплачиваю­ щий людей, рождающий глубокое взаимное доверие и понимание. А это очень важно, ибо зачастую команда на корабле отдается не го­ лосом, а жестом и просто взглядом. В свою очередь и молодые офи­ церы, приходящие во флот, не стес­ няются перенимать практический опыт у служащих по нескольку лет матросов — при существующих отно­ шениях это никогда не роняет их авторитета. Начальник штаба, рассказывая нам о новой технике, заметил: «Вся­ кое чисто техническое преимущество одной из сторон может быть ликви­ дировано форсированным развитием этого вида вооружения другой сто­ роной. Но мы обладаем одним не­ преходящим преимуществом ■*— на­ шими людьми. Это сознательные и глубоко преданные Родине воины, и я знаю, что никто и никогда не смо­ жет так бороться за свою страну, как они...» непреходящее Это действительно преимущество. О с т о р о ж н о , о п а с н о д л я ж и з н и ! На пирсе грузили ракету. Эго бы­ ла огромная баллистическая раке­ та, предназначенная для поражения крупных площадей, удаленных на тысячи километров. Наши лодки вооружены также и крылатыми ра­ кетами, которые обладают чрезвы­ чайно высокой степенью точности попадания. Все. что мы видели на базах под-» водных лодок и аэродромах ракето­ носной авиации (одна из задач командования флота — подготовка авиации и подводных кораблей для совместного удара из-под воды и поднебесья), явилось живой иллю­ страцией к известным словам о том, чтр перевооружение армии и флота ракетно-ядерной техникой полностью завершено. ...Мы покидали базу. Я в послед­ ний раз окинул взглядом узкие те­ ла лодок, контейнеры, вытянувшие­ ся по обеим сторонам палубы, ра­ кеты, смотрящие в небо из люков, — и ощущение тяжелой мускульной силы, стремительной и всесметаю- щей мощи вновь захлестнуло меня. Хотелось взять рурор и крикнуть в океан так громко, чтобы стало слышно на той стороне земли: «Не тревожьте эту силу. Это опасно, эт<* смертельно для вас же самих...» Виктор БУХАНОВ, специальный корреспондент агентства печати Новости (АПН ),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz