Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
21 шщ>я 1962 г., 18 (2302) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМ Я Мастера урока В конце декабря прошлого года коллегия Министерства просвеще ния РСФСР и республиканский ко митет профсоюза работников про свещения, высшей школы и науч- иьгх учреждений обсудили и одоб рили опыт новой организации уро ков, сложившийся в школах Ли пецкой области. Они предложили областным, краевым и республикан ским (автономных республик) ор ганам народного образования и профсоюзным организациям при ступить к широкому внедрению этого опыта в практику работы всех школ Российской Федерации Ректорам педагогических институт тов и директорам педучилищ пред ложено организовать изучение но вой организации урока всеми пре подавателями и студентами. В чем особенности новой органи- эации урока? В школьной практи ке глубоко укрепился комбиниро ванный урок, проводившийся по окостеневшей трафаретной схеме: опрос, объяснение нового матери- вла, закрепление его и задание на дом. Чаще всего дело сводилось к проверке того, как ребята выучи ли урок дома, краткому пересказу очередного параграфа учебника сначала учителем, потом учащими ся. Опрос учащихся в начале и в конце урока занимал так много времени, что его не хватало не только на упражнения и самостоя тельные работы, но даже на хоро шее изложение нового материала учителем. В результате учащиеся занимались дома, а в школе только отчитывались о выученном. Обуче ние носило пассивный, словесно- книжный характер. Непосильные домашние задания, отсутствие навыков самостоятель ной работы, а нередко и опреде ленных домашних условий для учеб ного труда приводили к массовой н еуспеваемости, второгодничеству. Передовые учителя и целые школьные коллективы нашей обла сти на протяжении ряда лет упор но искали педагогических средств для устранения коренных пороков организации учебного процесса и повышения качества знаний уча щихся. Результаты творческих поис ков многих сотен передовых учи телей дважды проверены работни ками Академии педагогических наук, программно - методическим управлением Министерства про свещения и десятками учительских делегаций из других областей. Несмотря на большое разнооб разие организации уроков в раз ных классах, по разным предметам, можно указать на следующие их общие черты. ^Урок стал центральным местом обучения ребят. С первой минуты урока и до конца его весь класс занят учебным трудом. Учитель руководит процессом учения, на блюдает за работой каждого ре бенка, оценивает ее. - Новый материал усваивается не посредственно на уроке в резуль тате рассказа учителя, беседы, ла бораторной или практической ра боты в тесной связи с ранее прой денным и при активном участии всего класса. В результате этого непрерывно совершенствуются име ющиеся у учащихся знания и при обретаются носые. Сокращение времени на индиви дуальный опрос, тщательнаяч под готовка системы упражнений, ис пользование приема комментиро вания работы дают возмох<ность увеличить объем выполняемых в классе работ в 3—4 раза и сокра тить домашние задания до 1,5—2 часов в день. Уроки нового типа проводятся лишь при наличии учебного обору дования, достаточного для само стоятельной работы каждого уча щегося класса. Демонстрационные работы резко сокращаются. На уроках нового типа поддер жание дисциплины и порядка пере стает быть проблемой. Коллектив ный характер учебного труда в классе заставляет каждого школь ника подчиняться общему ритму, не отставать от класса. Высокая культура труда, деловитость, уплот ненность рабочего времени воспи тывают у ребят строгую трудовую дисциплину, организованность, кол лективизм и другие нравственные качества строителя коммунизма. Что дает такая организация уро ков? Проведение контрольных работ и устная проверка знаний учащихся в классах учителей, которые приме няют новую организацию уроков, подтвердили ее преимущество. При наличии других условий (до ступность школы, ежедневное по сещение занятий детьми и т. п.) такой урок позволяет учителям ра ботать без неуспевающих и вто рогодников. Он дает возможность вооружить учащихся прочными знаниями. Усманская средняя школа № 1 так работает давно. В декабре прошло го года в двух 7-х классах здесь был дан министерский текст дик танта. Свыше 80 процентов учени ков написали его на «отлично» и «хорошо». Такие результаты обуче ния обнаруживают все школы, где проводятся эффективные уроки. Казалось бы, эти факты достаточ но убедительны, чтобы внедрять новую организацию урока повсе местно. Однако этого пока нет. Правда, за последние два учебных года вокруг наших маяков выросли сотни последователей. Теперь не только нет района, где бы .не внедрялась новая организация уро ка, но редко можно встретить шко лу, где бы отдельные учителя не работали по-новому. И все же очень много еще учителей, кото- » ; I Новой с и с т еме | I урока—широкую | I дорогу в живвь | I ! рые не воспринимают передовой опыт, не дают ученикам достаточ ных знаний. До последнего времени среди некоторых учительских коллекти вов, особенно городских, велись бесплодные дискуссии о примени мости новой организации урока. Некоторые будто бы еще не убе дились в ее целесообразности, дру гие не знают, как приступить к де- лу, третьи и при старой организа ции урока почитались хорошими учителями, умели давать знания и сейчас считают, что им незачем перестраиваться. Между тем посту пают все новые сообщения о том, что опыт липецких учителей успеш но внедряется в Ленинградской, Ростовской, Оренбургской и дру гих областях. И выходит, что наш передовой опыт проникает в от даленные края, но никак не дохо дит до всех учителей Липецкой об ласти. В чем тут дело? Видимо, некото рые умышленно затыкают уши и закрывают глаза, чтобы не видеть и не слышать о беспокойной но визне? На эту часть учителей ока зывают дезорганизующее влияние активные выступления убежден ных приверженцев старой схемы комбинированного урока. Такие приверженцы старого умеют за ставить (именно «заставить») своих учеников отсиживать долгие часы за домашними заданиями, чтобы затем в школе бойко отвечать вы зубренное. Создается ложное пред ставление, будто такой учитель до бивается успеха, будто он мастер своего дела. В действительности же такие учителя далеки от мастерст ва. Они страшно перегружают ре бят, воспитывают начетчиков, дез организуют работу своих коллег по классу и школе. Из этого вовсе не следует, что новую организацию учебного про цесса нельзя обсуждать, вносить дополнения и коррективы. Опреде лились пока лишь основные пути перестройки урока, впереди огром ная работа по совершенствованию всех приемов и методов активиза ции учащихся в процессе учения, конкретизация их применительно возрастным особенностям уча щихся и специфике учебных пред метов. Без этого невозможно дви жение вперед. Но мы не должны дальше тер пимо относиться к отставанию мно гих учителей от современного уровня педагогической науки и пе редовой школьной практики, в ре зультате чего наносится огромный вред воспитанию и обучению де тей. Достаточно вспомнить, что только за прошлый год в области оставле но на второй год 9,5 тысячи ребят, а сколько молодых рабочих и кол хозников не имеют не только сред него, но даже семилетнего образо вания. За это в ответе, конечно, в первую очередь, мы, работники на- —V— ф—V Москва. В Программе КПСС намечены величественные задачи партии в области дальнейшего подъема материального благосостэя- •| ния советского народа. Важную роль в решении этих задач играет ■’ расширение сети общественного питания и торговли. Государственный проектный институт по проектированию пред приятий торговли и общественного питания «Гипроторг» в настоя щее время работает над созданием экономичных типовых проектов ^предприятий общественного питания, торговли и складов. Работни ки института создают новые проекты домов торговли, магазинов са мообслуживания, унифицированных павильонов, киосков, оборудо- } вания для торговли на улицах, рынков с применением сборной жг* лезобетонной оболочки. \ На снимке; начальник отдела проектирования предприятий тор говли и складов В. Н. Павлов и старший архитектор Е. В. Рыжкова обсуждают один из проектов малых магазинов для областных и районных центров. Фото В. Янкова и Б. Трепетова. (Фотохроника ТАСС). родного образо вания, учителя. За первое учеб ное полугодие по сравнению с пер вым полугодием прошлого учебного года число не успевающих сократилось на 1280 человек. Однако в школах Донско го, Добровского, Трубетчинского и Хлевенского районов число неуспе вающих учащихся значительно воз росло. Увеличился отсев из школ Воловского, Долгоруковского, Елец кого, Измалковского и Октябрьско го районов. Во многих школах уча щиеся неудовлетворительно справи лись с контрольными работами по математике и русскому языку. Это свидетельствует о серьезных недо статках в работе органов народно го образования, руководителей школ и учителей. Решение коллегии Министерства просвещения РСФСР и республикан ского комитета профсоюза обязы вает нас приступить к повсеместно му внедрению новой организации труда. Следует иметь в виду, что речь идет не о желании, не- о склон ности, а об обязательном примене нии испытанных и одобренных при емов активизации учебного процес са. Решающая роль в осуществлении перестройки учебного процесса при надлежит работникам народного об разования — инспекторам, методи стам, директорам и завучам ш&ол, руководителям учительских общест венных организаций. Проведение эффективных уроков требует от каждого учителя высо кой теоретической и методической квалификации. Главная обязанность руководителя школы организовать повседневную учебу коллектива в самых различных формах — от оз накомления с литературными но винками до разработки уроков вме сте с учителем. Испытанной формой обучения пе редовому опыту являются семина ры-практикумы на уроках учителей в опорных школах. Они должны обя зательно дополняться практической работой по применению эффектив ных приемов на уроках в каждой школе. Эти школьные учебные практикумы должны возглавлять ди ректора и завучи школ. Учителю нужна всесторонняя по^ мощь, его надо обеспечить полным комплектом оборудования для са мостоятельной работы всех учащих ся класса, иначе нудный пересказ и заучивание текста учебников неиз бежны. Большая часть оборудования может быть собрана самой школой и изготовлена в школьной мастер ской. Следует каждой школе иметь годовую программу изготовления оборудования в своей мастерской, использовать опытные участки и экс курсии в природу для сбора раз личного материала на весь учебный год. Уделяя большое внимание мето дике преподавания и организации учебного процесса, руководители школ и учителя никогда не должны забывать о главном — об идейно теоретическом уровне преподава ния. Теоретическим и методологиче ским фундаментом перестройки шко лы являются решения XXII съезда КПСС и принятая на этом съезде Программа КПСС. Преподавание ис тории, Конституции СССР, литера туры, географии, биологии и всех других дисциплин должно быть про никнуто новыми теоретическими по- ложен иями марксизма-ленинизма. Равнение на маяки стало законом нашего движения вперед. Примеру лучших учителей области сейчас следуют свыше двух тысяч подлин ных мастеров педагогического тру да. Задача состоит в том, чтобы в ближайшее время поднять работу всех учителей до уровня мастеров и навсегда покончить с массовым второгодничеством. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. Навстречу выборам в Верховный Совет С С С Р Долгоруково В районе с каждым днем ши рится избирательная кампания. Десятки активных общественни ков включились в работу по уточ нению фамилий, имен, отчеств, возраста, местожительства изби рателей. Состоялось совещание предсе дателей сельских Советов по во просу подготовки к выборам в Верховный Совет СССР. Во всех сельских Советах разработаны подробные планы организационно массовой и политической работы. В помещении Казинского сель совета организован стол справок для избирателей. Установлено де журство агитаторов и депутатов. Агитаторы совхоза имени Тими рязева приступили к разъяснению Конституции СССР и Положения о выборах. Х л е в н о е Несколько десятков агитпунк тов открылось в селах и дерев нях района. В агитпунктах подо брана литература о выборах орга нов государственной власти в СССР и капиталистических стра нах, имеются свежие газеты и журналы, установлено постоянное дежурство агитаторов. Состоялись первые беседы и вечера избирате лей. Г р я з и Введенский сельский совет при влек к составлению списков изби рателей многочисленный актив из числа агитаторов и депутатов. Эта работа уже подходит к кон цу. Много внимания уделяется наглядной агитации. Повсюду вы вешены красочно оформленные ка лендари, предвыборные плакаты и призывы. В работе по подготов ке к выборам активное участие принимают уличный комитет, женский совет и другие общест венные организации. В селе Петровском большую массовую разъяснительную рабо ту ведут агитаторы тт. Кондаков, Ненахов, Лякина и другие. В О Л О К О Воловский райисполком провел инструктаж работников сельсове тов по составлению списков из бирателей. В районе состоялся также семинар агитаторов. Речь шла об их роли в избиратель ной кампании. С а м о о т в е р ж е н н ы й п о с т у п о к Стрелка часов медленно подходи ла к полуночи. В доме учителя Ильинской средней школы Сергея Васильевича Скорова еще не спа ли. Хлопотавшая по хозяйству Клавдия Федоровйа подошла к ок ну, чтобы задернуть занавеску. В темноте ночи полыхал огонь. Стало ясно: горит школа. Сергей Василье вич, Клавдия Федоровна и их сы новья Александр, Олег и Владимир поспешили туда. Двери школы оказались на замке. Александр бросился к окну. Зазве нело разбитое стекло. Густой едкий дым повалил из класса. Воды близ ко не было. Решили ведрами пода вать снег в окно Александру, а он сыпал его на горящие доски. Огонь был побежден. Так благодаря самоотверженному поступку семьи учителя Скорова бы ла спасена Ильинская начальная школа. п. ловягин, пенсионер. * США н а готовят Д К у расправу б о й НЬЮ-ЙОРК, 20 января. Коррес пондент ТАСС Л. Пономарев пере дает: 22 января в небольшом уругвай ском курортном городке Пунта- дель-Эсте открывается конференция министров иностранных дел стран — участниц Организации Американ ских Государств. Формально конференция созывает ся по инициативе президента Ко лумбии Льераса Камарго, который предложил обрудить вопрос о Кубе, представляющей якобы «угрозу все му западному полушарию». Факти чески же устами Камарго было из ложено требование государственно го департамента США согласовать на совещании министров иностран ных дел план коллективной агрессии против кубинского народа. Учитывая опыт провала военной авантюры против Кубы в апреле прошлого года и, (Особенно, реакцию латиноамериканских народов на аг рессивные действия США в отно шении Кубы, Соединенные Штаты сейчас не рискуют в одиночку вы ступать в роли душителя народа Кубы. Готовя почву для объединенных действий против кубинской револю ции, государственный секретарь США в интервью с корреспондентом Эн-Би-Си заявил, что Куба в на стоящее время представляет пря мую и более непосредственную уг розу скорее другим латиноамери канским странам, чем США. Под таким предлогом Вашингтон предпринимает новый маневр с це лью организовать вооруженную ин тервенцию на Кубу и на этот раз выставить в качестве ударной силы не кучку кубинских предателей и контрреволюционеров, а Организа цию Американских .Государств. В настоящее время американская печать начала очередную клеветни ческую антикубинскую кампанию. Одновременно правительство США стремится протащить в конгрессе ре золюцию о санкциях против Кубы. В редакционной статье от 19 ян варя американский журнал «Лайф» пишет, что сейчас «нет причин, ко торые могли бы помешать... сбросить правительство Кастро». Американ ская печать больше уже не скрыва ет, что обещанная членам ОАГ эко номическая помощь в рамках так называемого «Союза ради прогрес са» служит «практической програм мой» США, направленной на то, чтобы «избавить западное полуша рие от Кубы». Не случайно поэтому, что нака нуне созыва конференции минист ров ОАГ президент Кеннеди за просил у конгресса три миллиарда долларов — по одному миллиарду в год —на осуществление своей программы «Союз ради прогресса». Эта приманка, по мнению амери канских стратегов, должна сделать свое дело в Пунта-дель-Эсте. Однако, как видно из сообщений печати, Соединенным Штатам пока не удалось обеспечить нужного им большинства в ОАГ. Вместе с мел кими странами они могут набрать необходимые им 14 голосов, т. е. большинство в две трети для фор мального решения вопроса. Однако решающее слово остается за таки ми крупными странами,- как Брази лия, Мексика, Аргентина и Чили, население которых составляет при мерно две трети населения латино американского континента. Эти страны, а также Боливия, Эквадор и Уругвай весьма настороженно подходят к новой провокации США. | Фе л ь е т о н * : : >4И ♦»О ♦»Н ♦♦ ♦♦ ♦♦М ♦ ВНЕСЕМ ЯСНОСТЬ Многие люди, у которых не сов сем чиста совесть, очень не любят фельетонистов. Дескать, нельзя от нашего брата ждать ничего, кроме неприятностей. Будто фельетонис ты только о том и думают, как бы подвести такого человека «под мо настырь». Пора опровергнуть это ягно оши бочное мнение. Почему фелье тонист обязательно должен высту пать в роли обвинителя? Почему ему нельзя стать защитником героя фельетона? Я, например, твердо ре шил выступить на защиту предсе дателя Задонского райисполкома Григория Никитовича Сысоева, ко торого многие упрекают в злоупот реблении служебным положением. Давайте разберемся обстоятель но, на чем это обвинение основано. Говорят, что в Задо®ске не хва тает мест в детских садах и яслях, а председатель райисполкома о ма лышах плохо заботится. Что на это сказать? Мест мало в детских учреждениях — это верно. Но откуда взяли, что Григорий Ни китович к этому равнодушен? И даже если в его действиях есть ка кой-то элемент недооценки или не допонимания этого вопроса, так причем тут злоупотребления? Мо жет, руки не доходят, может, еще что. Мало ли у него забот! Впрочем, я берусь доказать, что и недооцен ки никакой не было. Наоборот, то варищ Сысоев очень и очень вни мателен к детям, так внимателен, что... Впрочем, подождите. Сысоева об виняют еще в том, что он занял под собственную квартиру помеще ние, принадлежавшее детскому саду. Причем называют это поме щение особняком "и указывают точ ный адрес — центр Задонска. ули ца Урицкого. В этом тоже надо разобраться. Во-первых, что это за особняк г 156 квадратных метров? Ведь и по больше здания бывают. А, во-вторых, кто может точно оказать, о чем думал Сысоев, когда занимал этот крохотный домик? 0 том, как бы поудобнее разместиться в Задоиоке самому? А если это не так? Ведь дредрик никому еще свои замысли не рас крывал. Так вот лично я считаю, что со вершить этот рискованный шаг Григория Никитовича побудила именно любовь к детям. Да, да, не сомневайтесь! И именно такой вы вод напрашивается, если учесть, о чем должен думать дредрик. Представьте, после реорганизации одного из детских домов в городе освобождается одно помещение, очень удобное для детского учреж дения. 0 чем подумает предрик, уз нав об этом? — В самый раз в этом доме но вые детясли открыть. Как раз и нужда в них есть в той части го рода. Вот о чем он подумает! А раз подумает, значит и действовать нач нет. Надо здание ремонтировать? На до. Следовательно, надо коммун- хозовцам отдать соответствующее распоряжение. Недальновидный предрик этим бы и ограничился. Но Григорий Никитович смотрел дальше и решил поставить дело так, чтобы распоряжение было вы полнено быстро и точно. Ведь за донские коммунальники могли и за тянуть дело. Пока они там раскача ются, да пока соберутся... Нет. тут нужен был новый такти ческий маневр, своего рода ход конем. И Сыеоев сделал его. Он решил заявить, что в освободив шемся здании поселится сам, лич но. Чего не сделаешь из любви к детям! Этот хо-д сразу произвел на ком мунальников соответствующее впе чатление. Ремонтировать квартиру предреку, это вам не какие-то яс ли в порядок приводить. Горкомхоз, обычно весьма скупой на средства и материалы, не жалел ничего для такой ответственной стройки, темпы производства работ превысили все рекорды. Вскоре Григорий Никитович с супругой Ангелиной Ивановной въе хали в здание будущих детских яс лей. Заодно туда перешла теща второго секретаря Трубетчинского райкома партии т. Ермолаева. Это, чтобы Ангелине Ивановне не скучно было. Как-никак, а одной жуткова то оставаться в помещении, рассчи танном на десятки человек. Тут я опять предвижу возраже ния. Могут сказать: «Зачем было вселяться в такое помещение? От дать бы его сразу детям». Как бы не так! А водопровод к зданию кто подведет, если в нем будут детясли? Нет, тут опять не обойдешься без стратегических ма невров! И вот загремела мощная техни ка. Вздыбилась земля. Затрат ни кто не считал. Водопровод прокла дывался. — Зато уж теперь дом для ма лышей оборудован так, что только позавидуешь. — может оказать Григорий Никитович. Вот ен каков, товарищ Сысоев! А вы говорите, не любит детей! Любит, очень любит. Все, что нуж но, сделал для них. Осталась, правда, самая малость: вернуть благоустроенный особня чок детям и открыть в нем новые детясли. Но за этим дело, конечно, не станет. Товарищ Сысоев не за медлит это сделать. Иначе люди скажут, что фельетонист изобразил его в слишком розовом свете. А. ЗАМЯТИН. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Больше того, Бразилия предложила провести конференцию ОАГ, но не для выработки репрессивных мер против Кубы, а для разработки принципов мирного сосуществова ния с новой независимой респуб ликой. Это предложение явно спу тало все карты государственного департамента. В связи с этим, характерно от метить, что именно экономические, культурные и научные связи Кубы с социалистическими странами счи таются главным «преступлением» Кубы. Государственный секретарь Дин Раск везет на конференцию в Пун- та-дель-Эсте ультиматум прави тельству Кубы, за невыполнение которого Кубе грозят репрессиями. «Лучший друг Соединенных Шта тов» Колумбия, как охарактеризо вало ее агентство Ассошиэтед Пресс, внесла в Организацию Аме риканских Государств предложение, требующее от правительства Кубы порвать все связи с социалистиче скими странами. Для осуществле ния этих мер в рамках ОАГ пре дусматривается создать наблюда тельную комиссию, которая будет также полномочна «пресекать про иски коммунистов» на всем полу шарии. Как указывает газета «Нью-Йорк тайме», Соедине и н ы е Штаты в секретном документе, ра зосланном всем делегациям, кроме кубинской, дополнили предложе ние Колумбии, внеся пункт о сроке выполнения требования ОАГ и об «автоматическом применении санк ций» после истечения указанного срока. По словам «Нью-Йорк тайме», на совещании министров иностранных дел Кубе будет пред ложено «порвать связи с коммуни стическими странами» в течение 60 дней. Совершенно очевидно, что этот план составлен с таким расчетом, чтобы правительство Кубы навер няка отвергло его, ибо ни одно суверенное государство не может допустить такого наглого вмеша тельства в авои внутренние дела. Однако у хозяев ОАГ подготовлен и другой план — так называемая «главная резолюция» конференции. Как сообщала в конце декабря га зета «Нью-Йорк тайме», в этой ре золюции содержится призыв к чле нам ОАГ принять «на индивиду альной основе любые дальнейшие меры, кроме вооруженной агрессии, с тем, чтобы изолировать прави тельство Кастро». Оговорка отно сительно вооруженной агрессии — это пустой звук. Хорошо информи- рованная столичная газета «Ва шингтон пост энд Таймс геральд» пишет, например, что, если Куба окажется вне Организации Амери канских Государств, «тогда она больше не будет подлежать защи те от интервенции по статьям до говоров западного полушария». Трюки вашингтонской дипломатии сводятся к тому, чтобы изолиро вать Кубу экономически, полити чески и юридически от всего мира, а затем расправиться с ней. Зара нее можно сказать, что эти планы обречены на провал. ТмГ Ж е н щ и н ы всех континентов осуждают колониализм БАМАКО, 20 января. Корр. ТАСС Р. Серебрянников передает: Вчера в Бамако открылось заседание бюро международной демократической фе дерации женщин. Делегатки из 30 с лишним стран собрались здесь, чтобы обсудить роль женщины в борьбе за ликвидацию позорной колониальной системы. Впервые за всю историю МДФЖ заседание бюро этой орга низации происходит нт африканском континенте. Открывая заседание бюро МДФЖ , г-жа Кейта, супруга президента Рес публики Мали, тепло приветствовала представителей женщин всех конти нентов. Необходимо, подчеркнула она, объединить усилия всех жен щин мира «ради сохранения мира н обеспечения лучшего будущего на шим детям». Выступая на первом заседании бюро, председатель М ДФЖ Эжени Коттон, которая, несмотря на свои 80 лет, прибыла сюда на заседание бюро МДФЖ , заявила: С самого своего основания М ДФЖ не прекра щала борьбы за национальную не зависимость всех народов и гордит ся тем. что на африканской земле растет число стран, завоевавших свою независимость. В повестке дня бюро МДФЖ сто ит следующие вопросы: роль афри канской женщины в обществе и в борьбе за национальную независи мость, роль женских организаций в освобождении африканской женщи ны, подготовка к V конгрессу МДФЖ . Ж и з н ь заключенных алжирцев в о п а с н о с т и ТУНИС, 20 января. (ТАСС). Агентство АПС («Альжери-Пресс Сервис») сообщает о тяжелом поло жении алжирских патриотов, заклю ченных во французских тюрьмах и лагерях в Алжире. Заключенные подвергаются жесто кому -и унизительному обращению. Администрация тюрем позволяет группам колонизаторов и фашистов расправляться с алжирскими патрио тами. Так было, например, в тюрьме в Оране, где четыре приговоренных к смерти алжирца были 15 января выданы для расправы группе фаши стов. Агентство АПС сообщает также, что протесты и манифестации заклю ченных других тюрем и лагерей бы ли зверски подавлены тюремными властями. Все эти факты, продолжает АПС, показывают, что создалась угрозе для жизни всех заключенных алжир цев. Агентство обращает внимание на то, что фашисты — члены терро ристической организации ОАС поль зуются попустительством француз ских властей. Необходимо также вмешательство Международного Красного Креста, говорится в сообщении АПС. Речь идет о жизни более 600 алжирских патриотов, приговоренных к смерти, и о судьбе десятков тысяч других заключенных. Империалистической демагогии и лицемерию поистине нет предела! Крики монополистов о «порабощенных народах» подобны крикам жу лика, который залез в чужой карман и вопит; «Держи вора!». I ДЕРЖИ ВОРА! Рис. И. Сычева. .1 ФРГ и Израиль снабжают оружием п о р т у г а л ь с к и х у б и й ц ТЕЛЬ-АВИВ, 20 января. (ТАСС). «Я видел израильские автоматы с гербом бундесвера в руках порту гальских солдат в Африке», — сооб щил прибывший из Мозамбика кор респондент газеты «Едиот ахронот». «Я посетил ряд военных баз порту гальцев в Мозамбике, где видел много израильских автоматов «оузи» с клеймом бундесвера. В беседе со мной офицеры и солдаты хвалили израильское оружие за его боевые качества. Они утверждали, что изра ильское оружие используется порту гальскими войсками против повстан цев в Анголе... Командир одного из подразделений сообщил, что израиль ские автоматы были получены из Западной Германии» (Израиль имеет соглашение с ФРГ о поставках из раильского оружия западногерман скому бундесверу. — Прим. корр.). Это сообщение, опубликованное в вечерней газете «Едиот ахронот» вме сте с фотографией, показывающей португальских колонизаторов в Аф рике с израильскими автоматами в руках, вызвало негодование израиль ской общественности. Сегодня почти вся израильская печать выражает возмущение сделкой между Иеруса лимом. Бонном и Лиссабоном. «Из раильские автоматы с клеймом нео нацистского бундесвера в руках пор тугальских колонизаторов» — оза главила свою статью газета «Кол гаам». «Израильское оружие нахо дится в руках колонизаторов, кото рые используют его против африкан ских народов», — подчеркивает га зета «Ал гамишмар». Скандальное разоблачение этой позорной сделки заставило парла ментские фракции либеральной пар тии, партий мапам и «херут» потре бовать обсуждения этого вопроса в Кнессете. Коммунистическая парла ментская фракция требовала обсуж дения этого вопроса еще в ию. ,е 1961 года. Первые сообщения об использова нии израильского оружия португаль цами в Анголе были «опровергнуты» Иерусалимом и Бонном. Но эти оп ровержения оказались опровергнуты ми фактами. Депутат Д. Миджуна в своем за просе Кнессету две недели назад по требовал от правительства Беч-Гу- риона, чтобы оно пересмотрело и ан нулировало свои сделки с Бонном о поставках оружия. «Это необходимо, — заявил он,— для того, чтобы пре кратить оказание помощи неонацист скому бундесверу, который ставит в опасность мир во всем мире, а также для того, чтобы прекратить передачу израильского оружия через Бонн ар миям колонизаторов». Он подтвер дил существование этой сделки фак тами и фотографиями. Однако отаи та на аадрое на оосладовало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz