Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

21 шщ>я 1962 г., 18 (2302) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМ Я Мастера урока В конце декабря прошлого года коллегия Министерства просвеще­ ния РСФСР и республиканский ко митет профсоюза работников про­ свещения, высшей школы и науч- иьгх учреждений обсудили и одоб рили опыт новой организации уро ков, сложившийся в школах Ли­ пецкой области. Они предложили областным, краевым и республикан­ ским (автономных республик) ор­ ганам народного образования и профсоюзным организациям при ступить к широкому внедрению этого опыта в практику работы всех школ Российской Федерации Ректорам педагогических институт тов и директорам педучилищ пред­ ложено организовать изучение но­ вой организации урока всеми пре­ подавателями и студентами. В чем особенности новой органи- эации урока? В школьной практи­ ке глубоко укрепился комбиниро­ ванный урок, проводившийся по окостеневшей трафаретной схеме: опрос, объяснение нового матери- вла, закрепление его и задание на дом. Чаще всего дело сводилось к проверке того, как ребята выучи­ ли урок дома, краткому пересказу очередного параграфа учебника сначала учителем, потом учащими­ ся. Опрос учащихся в начале и в конце урока занимал так много времени, что его не хватало не только на упражнения и самостоя­ тельные работы, но даже на хоро­ шее изложение нового материала учителем. В результате учащиеся занимались дома, а в школе только отчитывались о выученном. Обуче­ ние носило пассивный, словесно- книжный характер. Непосильные домашние задания, отсутствие навыков самостоятель­ ной работы, а нередко и опреде­ ленных домашних условий для учеб­ ного труда приводили к массовой н еуспеваемости, второгодничеству. Передовые учителя и целые школьные коллективы нашей обла­ сти на протяжении ряда лет упор­ но искали педагогических средств для устранения коренных пороков организации учебного процесса и повышения качества знаний уча­ щихся. Результаты творческих поис­ ков многих сотен передовых учи­ телей дважды проверены работни­ ками Академии педагогических наук, программно - методическим управлением Министерства про­ свещения и десятками учительских делегаций из других областей. Несмотря на большое разнооб­ разие организации уроков в раз­ ных классах, по разным предметам, можно указать на следующие их общие черты. ^Урок стал центральным местом обучения ребят. С первой минуты урока и до конца его весь класс занят учебным трудом. Учитель руководит процессом учения, на­ блюдает за работой каждого ре­ бенка, оценивает ее. - Новый материал усваивается не­ посредственно на уроке в резуль­ тате рассказа учителя, беседы, ла­ бораторной или практической ра­ боты в тесной связи с ранее прой­ денным и при активном участии всего класса. В результате этого непрерывно совершенствуются име­ ющиеся у учащихся знания и при­ обретаются носые. Сокращение времени на индиви­ дуальный опрос, тщательнаяч под­ готовка системы упражнений, ис­ пользование приема комментиро­ вания работы дают возмох<ность увеличить объем выполняемых в классе работ в 3—4 раза и сокра­ тить домашние задания до 1,5—2 часов в день. Уроки нового типа проводятся лишь при наличии учебного обору­ дования, достаточного для само­ стоятельной работы каждого уча­ щегося класса. Демонстрационные работы резко сокращаются. На уроках нового типа поддер­ жание дисциплины и порядка пере­ стает быть проблемой. Коллектив­ ный характер учебного труда в классе заставляет каждого школь­ ника подчиняться общему ритму, не отставать от класса. Высокая культура труда, деловитость, уплот­ ненность рабочего времени воспи­ тывают у ребят строгую трудовую дисциплину, организованность, кол­ лективизм и другие нравственные качества строителя коммунизма. Что дает такая организация уро­ ков? Проведение контрольных работ и устная проверка знаний учащихся в классах учителей, которые приме­ няют новую организацию уроков, подтвердили ее преимущество. При наличии других условий (до­ ступность школы, ежедневное по­ сещение занятий детьми и т. п.) такой урок позволяет учителям ра­ ботать без неуспевающих и вто­ рогодников. Он дает возможность вооружить учащихся прочными знаниями. Усманская средняя школа № 1 так работает давно. В декабре прошло­ го года в двух 7-х классах здесь был дан министерский текст дик­ танта. Свыше 80 процентов учени­ ков написали его на «отлично» и «хорошо». Такие результаты обуче­ ния обнаруживают все школы, где проводятся эффективные уроки. Казалось бы, эти факты достаточ­ но убедительны, чтобы внедрять новую организацию урока повсе­ местно. Однако этого пока нет. Правда, за последние два учебных года вокруг наших маяков выросли сотни последователей. Теперь не только нет района, где бы .не внедрялась новая организация уро­ ка, но редко можно встретить шко­ лу, где бы отдельные учителя не работали по-новому. И все же очень много еще учителей, кото- » ; I Новой с и с т еме | I урока—широкую | I дорогу в живвь | I ! рые не воспринимают передовой опыт, не дают ученикам достаточ­ ных знаний. До последнего времени среди некоторых учительских коллекти­ вов, особенно городских, велись бесплодные дискуссии о примени­ мости новой организации урока. Некоторые будто бы еще не убе­ дились в ее целесообразности, дру­ гие не знают, как приступить к де- лу, третьи и при старой организа­ ции урока почитались хорошими учителями, умели давать знания и сейчас считают, что им незачем перестраиваться. Между тем посту­ пают все новые сообщения о том, что опыт липецких учителей успеш­ но внедряется в Ленинградской, Ростовской, Оренбургской и дру­ гих областях. И выходит, что наш передовой опыт проникает в от­ даленные края, но никак не дохо­ дит до всех учителей Липецкой об­ ласти. В чем тут дело? Видимо, некото­ рые умышленно затыкают уши и закрывают глаза, чтобы не видеть и не слышать о беспокойной но­ визне? На эту часть учителей ока­ зывают дезорганизующее влияние активные выступления убежден­ ных приверженцев старой схемы комбинированного урока. Такие приверженцы старого умеют за­ ставить (именно «заставить») своих учеников отсиживать долгие часы за домашними заданиями, чтобы затем в школе бойко отвечать вы­ зубренное. Создается ложное пред­ ставление, будто такой учитель до­ бивается успеха, будто он мастер своего дела. В действительности же такие учителя далеки от мастерст­ ва. Они страшно перегружают ре­ бят, воспитывают начетчиков, дез­ организуют работу своих коллег по классу и школе. Из этого вовсе не следует, что новую организацию учебного про­ цесса нельзя обсуждать, вносить дополнения и коррективы. Опреде­ лились пока лишь основные пути перестройки урока, впереди огром­ ная работа по совершенствованию всех приемов и методов активиза­ ции учащихся в процессе учения, конкретизация их применительно возрастным особенностям уча­ щихся и специфике учебных пред­ метов. Без этого невозможно дви­ жение вперед. Но мы не должны дальше тер­ пимо относиться к отставанию мно­ гих учителей от современного уровня педагогической науки и пе­ редовой школьной практики, в ре­ зультате чего наносится огромный вред воспитанию и обучению де­ тей. Достаточно вспомнить, что только за прошлый год в области оставле­ но на второй год 9,5 тысячи ребят, а сколько молодых рабочих и кол­ хозников не имеют не только сред­ него, но даже семилетнего образо­ вания. За это в ответе, конечно, в первую очередь, мы, работники на- —V— ф—V Москва. В Программе КПСС намечены величественные задачи партии в области дальнейшего подъема материального благосостэя- •| ния советского народа. Важную роль в решении этих задач играет ■’ расширение сети общественного питания и торговли. Государственный проектный институт по проектированию пред­ приятий торговли и общественного питания «Гипроторг» в настоя­ щее время работает над созданием экономичных типовых проектов ^предприятий общественного питания, торговли и складов. Работни­ ки института создают новые проекты домов торговли, магазинов са­ мообслуживания, унифицированных павильонов, киосков, оборудо- } вания для торговли на улицах, рынков с применением сборной жг* лезобетонной оболочки. \ На снимке; начальник отдела проектирования предприятий тор­ говли и складов В. Н. Павлов и старший архитектор Е. В. Рыжкова обсуждают один из проектов малых магазинов для областных и районных центров. Фото В. Янкова и Б. Трепетова. (Фотохроника ТАСС). родного образо­ вания, учителя. За первое учеб­ ное полугодие по сравнению с пер­ вым полугодием прошлого учебного года число не­ успевающих сократилось на 1280 человек. Однако в школах Донско­ го, Добровского, Трубетчинского и Хлевенского районов число неуспе­ вающих учащихся значительно воз­ росло. Увеличился отсев из школ Воловского, Долгоруковского, Елец­ кого, Измалковского и Октябрьско­ го районов. Во многих школах уча­ щиеся неудовлетворительно справи­ лись с контрольными работами по математике и русскому языку. Это свидетельствует о серьезных недо­ статках в работе органов народно­ го образования, руководителей школ и учителей. Решение коллегии Министерства просвещения РСФСР и республикан­ ского комитета профсоюза обязы­ вает нас приступить к повсеместно­ му внедрению новой организации труда. Следует иметь в виду, что речь идет не о желании, не- о склон­ ности, а об обязательном примене­ нии испытанных и одобренных при­ емов активизации учебного процес­ са. Решающая роль в осуществлении перестройки учебного процесса при­ надлежит работникам народного об­ разования — инспекторам, методи­ стам, директорам и завучам ш&ол, руководителям учительских общест­ венных организаций. Проведение эффективных уроков требует от каждого учителя высо­ кой теоретической и методической квалификации. Главная обязанность руководителя школы организовать повседневную учебу коллектива в самых различных формах — от оз­ накомления с литературными но­ винками до разработки уроков вме­ сте с учителем. Испытанной формой обучения пе­ редовому опыту являются семина­ ры-практикумы на уроках учителей в опорных школах. Они должны обя­ зательно дополняться практической работой по применению эффектив­ ных приемов на уроках в каждой школе. Эти школьные учебные практикумы должны возглавлять ди­ ректора и завучи школ. Учителю нужна всесторонняя по^ мощь, его надо обеспечить полным комплектом оборудования для са­ мостоятельной работы всех учащих­ ся класса, иначе нудный пересказ и заучивание текста учебников неиз­ бежны. Большая часть оборудования может быть собрана самой школой и изготовлена в школьной мастер­ ской. Следует каждой школе иметь годовую программу изготовления оборудования в своей мастерской, использовать опытные участки и экс­ курсии в природу для сбора раз­ личного материала на весь учебный год. Уделяя большое внимание мето­ дике преподавания и организации учебного процесса, руководители школ и учителя никогда не должны забывать о главном — об идейно­ теоретическом уровне преподава­ ния. Теоретическим и методологиче­ ским фундаментом перестройки шко­ лы являются решения XXII съезда КПСС и принятая на этом съезде Программа КПСС. Преподавание ис­ тории, Конституции СССР, литера­ туры, географии, биологии и всех других дисциплин должно быть про­ никнуто новыми теоретическими по- ложен иями марксизма-ленинизма. Равнение на маяки стало законом нашего движения вперед. Примеру лучших учителей области сейчас следуют свыше двух тысяч подлин­ ных мастеров педагогического тру­ да. Задача состоит в том, чтобы в ближайшее время поднять работу всех учителей до уровня мастеров и навсегда покончить с массовым второгодничеством. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. Навстречу выборам в Верховный Совет С С С Р Долгоруково В районе с каждым днем ши­ рится избирательная кампания. Десятки активных общественни­ ков включились в работу по уточ­ нению фамилий, имен, отчеств, возраста, местожительства изби­ рателей. Состоялось совещание предсе­ дателей сельских Советов по во­ просу подготовки к выборам в Верховный Совет СССР. Во всех сельских Советах разработаны подробные планы организационно­ массовой и политической работы. В помещении Казинского сель­ совета организован стол справок для избирателей. Установлено де­ журство агитаторов и депутатов. Агитаторы совхоза имени Тими­ рязева приступили к разъяснению Конституции СССР и Положения о выборах. Х л е в н о е Несколько десятков агитпунк­ тов открылось в селах и дерев­ нях района. В агитпунктах подо­ брана литература о выборах орга­ нов государственной власти в СССР и капиталистических стра­ нах, имеются свежие газеты и журналы, установлено постоянное дежурство агитаторов. Состоялись первые беседы и вечера избирате­ лей. Г р я з и Введенский сельский совет при­ влек к составлению списков изби­ рателей многочисленный актив из числа агитаторов и депутатов. Эта работа уже подходит к кон­ цу. Много внимания уделяется наглядной агитации. Повсюду вы­ вешены красочно оформленные ка­ лендари, предвыборные плакаты и призывы. В работе по подготов­ ке к выборам активное участие принимают уличный комитет, женский совет и другие общест­ венные организации. В селе Петровском большую массовую разъяснительную рабо­ ту ведут агитаторы тт. Кондаков, Ненахов, Лякина и другие. В О Л О К О Воловский райисполком провел инструктаж работников сельсове­ тов по составлению списков из­ бирателей. В районе состоялся также семинар агитаторов. Речь шла об их роли в избиратель­ ной кампании. С а м о о т в е р ж е н н ы й п о с т у п о к Стрелка часов медленно подходи­ ла к полуночи. В доме учителя Ильинской средней школы Сергея Васильевича Скорова еще не спа­ ли. Хлопотавшая по хозяйству Клавдия Федоровйа подошла к ок­ ну, чтобы задернуть занавеску. В темноте ночи полыхал огонь. Стало ясно: горит школа. Сергей Василье­ вич, Клавдия Федоровна и их сы­ новья Александр, Олег и Владимир поспешили туда. Двери школы оказались на замке. Александр бросился к окну. Зазве­ нело разбитое стекло. Густой едкий дым повалил из класса. Воды близ­ ко не было. Решили ведрами пода­ вать снег в окно Александру, а он сыпал его на горящие доски. Огонь был побежден. Так благодаря самоотверженному поступку семьи учителя Скорова бы­ ла спасена Ильинская начальная школа. п. ловягин, пенсионер. * США н а готовят Д К у расправу б о й НЬЮ-ЙОРК, 20 января. Коррес­ пондент ТАСС Л. Пономарев пере­ дает: 22 января в небольшом уругвай­ ском курортном городке Пунта- дель-Эсте открывается конференция министров иностранных дел стран — участниц Организации Американ­ ских Государств. Формально конференция созывает­ ся по инициативе президента Ко­ лумбии Льераса Камарго, который предложил обрудить вопрос о Кубе, представляющей якобы «угрозу все­ му западному полушарию». Факти­ чески же устами Камарго было из­ ложено требование государственно­ го департамента США согласовать на совещании министров иностран­ ных дел план коллективной агрессии против кубинского народа. Учитывая опыт провала военной авантюры против Кубы в апреле прошлого года и, (Особенно, реакцию латиноамериканских народов на аг­ рессивные действия США в отно­ шении Кубы, Соединенные Штаты сейчас не рискуют в одиночку вы­ ступать в роли душителя народа Кубы. Готовя почву для объединенных действий против кубинской револю­ ции, государственный секретарь США в интервью с корреспондентом Эн-Би-Си заявил, что Куба в на­ стоящее время представляет пря­ мую и более непосредственную уг­ розу скорее другим латиноамери­ канским странам, чем США. Под таким предлогом Вашингтон предпринимает новый маневр с це­ лью организовать вооруженную ин­ тервенцию на Кубу и на этот раз выставить в качестве ударной силы не кучку кубинских предателей и контрреволюционеров, а Организа­ цию Американских .Государств. В настоящее время американская печать начала очередную клеветни­ ческую антикубинскую кампанию. Одновременно правительство США стремится протащить в конгрессе ре­ золюцию о санкциях против Кубы. В редакционной статье от 19 ян­ варя американский журнал «Лайф» пишет, что сейчас «нет причин, ко­ торые могли бы помешать... сбросить правительство Кастро». Американ­ ская печать больше уже не скрыва­ ет, что обещанная членам ОАГ эко­ номическая помощь в рамках так называемого «Союза ради прогрес­ са» служит «практической програм­ мой» США, направленной на то, чтобы «избавить западное полуша­ рие от Кубы». Не случайно поэтому, что нака­ нуне созыва конференции минист­ ров ОАГ президент Кеннеди за­ просил у конгресса три миллиарда долларов — по одному миллиарду в год —на осуществление своей программы «Союз ради прогресса». Эта приманка, по мнению амери­ канских стратегов, должна сделать свое дело в Пунта-дель-Эсте. Однако, как видно из сообщений печати, Соединенным Штатам пока не удалось обеспечить нужного им большинства в ОАГ. Вместе с мел­ кими странами они могут набрать необходимые им 14 голосов, т. е. большинство в две трети для фор­ мального решения вопроса. Однако решающее слово остается за таки­ ми крупными странами,- как Брази­ лия, Мексика, Аргентина и Чили, население которых составляет при­ мерно две трети населения латино­ американского континента. Эти страны, а также Боливия, Эквадор и Уругвай весьма настороженно подходят к новой провокации США. | Фе л ь е т о н * : : >4И ♦»О ♦»Н ♦♦ ♦♦ ♦♦М ♦ ВНЕСЕМ ЯСНОСТЬ Многие люди, у которых не сов­ сем чиста совесть, очень не любят фельетонистов. Дескать, нельзя от нашего брата ждать ничего, кроме неприятностей. Будто фельетонис­ ты только о том и думают, как бы подвести такого человека «под мо­ настырь». Пора опровергнуть это ягно оши­ бочное мнение. Почему фелье­ тонист обязательно должен высту­ пать в роли обвинителя? Почему ему нельзя стать защитником героя фельетона? Я, например, твердо ре­ шил выступить на защиту предсе­ дателя Задонского райисполкома Григория Никитовича Сысоева, ко­ торого многие упрекают в злоупот­ реблении служебным положением. Давайте разберемся обстоятель­ но, на чем это обвинение основано. Говорят, что в Задо®ске не хва­ тает мест в детских садах и яслях, а председатель райисполкома о ма­ лышах плохо заботится. Что на это сказать? Мест мало в детских учреждениях — это верно. Но откуда взяли, что Григорий Ни­ китович к этому равнодушен? И даже если в его действиях есть ка­ кой-то элемент недооценки или не­ допонимания этого вопроса, так причем тут злоупотребления? Мо­ жет, руки не доходят, может, еще что. Мало ли у него забот! Впрочем, я берусь доказать, что и недооцен­ ки никакой не было. Наоборот, то­ варищ Сысоев очень и очень вни­ мателен к детям, так внимателен, что... Впрочем, подождите. Сысоева об­ виняют еще в том, что он занял под собственную квартиру помеще­ ние, принадлежавшее детскому саду. Причем называют это поме­ щение особняком "и указывают точ­ ный адрес — центр Задонска. ули­ ца Урицкого. В этом тоже надо разобраться. Во-первых, что это за особняк г 156 квадратных метров? Ведь и по­ больше здания бывают. А, во-вторых, кто может точно оказать, о чем думал Сысоев, когда занимал этот крохотный домик? 0 том, как бы поудобнее разместиться в Задоиоке самому? А если это не так? Ведь дредрик никому еще свои замысли не рас­ крывал. Так вот лично я считаю, что со­ вершить этот рискованный шаг Григория Никитовича побудила именно любовь к детям. Да, да, не сомневайтесь! И именно такой вы­ вод напрашивается, если учесть, о чем должен думать дредрик. Представьте, после реорганизации одного из детских домов в городе освобождается одно помещение, очень удобное для детского учреж­ дения. 0 чем подумает предрик, уз­ нав об этом? — В самый раз в этом доме но­ вые детясли открыть. Как раз и нужда в них есть в той части го­ рода. Вот о чем он подумает! А раз подумает, значит и действовать нач­ нет. Надо здание ремонтировать? На­ до. Следовательно, надо коммун- хозовцам отдать соответствующее распоряжение. Недальновидный предрик этим бы и ограничился. Но Григорий Никитович смотрел дальше и решил поставить дело так, чтобы распоряжение было вы­ полнено быстро и точно. Ведь за­ донские коммунальники могли и за­ тянуть дело. Пока они там раскача­ ются, да пока соберутся... Нет. тут нужен был новый такти­ ческий маневр, своего рода ход конем. И Сыеоев сделал его. Он решил заявить, что в освободив­ шемся здании поселится сам, лич­ но. Чего не сделаешь из любви к детям! Этот хо-д сразу произвел на ком­ мунальников соответствующее впе­ чатление. Ремонтировать квартиру предреку, это вам не какие-то яс­ ли в порядок приводить. Горкомхоз, обычно весьма скупой на средства и материалы, не жалел ничего для такой ответственной стройки, темпы производства работ превысили все рекорды. Вскоре Григорий Никитович с супругой Ангелиной Ивановной въе­ хали в здание будущих детских яс­ лей. Заодно туда перешла теща второго секретаря Трубетчинского райкома партии т. Ермолаева. Это, чтобы Ангелине Ивановне не скучно было. Как-никак, а одной жуткова­ то оставаться в помещении, рассчи­ танном на десятки человек. Тут я опять предвижу возраже­ ния. Могут сказать: «Зачем было вселяться в такое помещение? От­ дать бы его сразу детям». Как бы не так! А водопровод к зданию кто подведет, если в нем будут детясли? Нет, тут опять не обойдешься без стратегических ма­ невров! И вот загремела мощная техни­ ка. Вздыбилась земля. Затрат ни­ кто не считал. Водопровод прокла­ дывался. — Зато уж теперь дом для ма­ лышей оборудован так, что только позавидуешь. — может оказать Григорий Никитович. Вот ен каков, товарищ Сысоев! А вы говорите, не любит детей! Любит, очень любит. Все, что нуж ­ но, сделал для них. Осталась, правда, самая малость: вернуть благоустроенный особня­ чок детям и открыть в нем новые детясли. Но за этим дело, конечно, не станет. Товарищ Сысоев не за­ медлит это сделать. Иначе люди скажут, что фельетонист изобразил его в слишком розовом свете. А. ЗАМЯТИН. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Больше того, Бразилия предложила провести конференцию ОАГ, но не для выработки репрессивных мер против Кубы, а для разработки принципов мирного сосуществова­ ния с новой независимой респуб­ ликой. Это предложение явно спу­ тало все карты государственного департамента. В связи с этим, характерно от­ метить, что именно экономические, культурные и научные связи Кубы с социалистическими странами счи­ таются главным «преступлением» Кубы. Государственный секретарь Дин Раск везет на конференцию в Пун- та-дель-Эсте ультиматум прави­ тельству Кубы, за невыполнение которого Кубе грозят репрессиями. «Лучший друг Соединенных Шта­ тов» Колумбия, как охарактеризо­ вало ее агентство Ассошиэтед Пресс, внесла в Организацию Аме­ риканских Государств предложение, требующее от правительства Кубы порвать все связи с социалистиче­ скими странами. Для осуществле­ ния этих мер в рамках ОАГ пре­ дусматривается создать наблюда­ тельную комиссию, которая будет также полномочна «пресекать про­ иски коммунистов» на всем полу­ шарии. Как указывает газета «Нью-Йорк тайме», Соедине и н ы е Штаты в секретном документе, ра­ зосланном всем делегациям, кроме кубинской, дополнили предложе­ ние Колумбии, внеся пункт о сроке выполнения требования ОАГ и об «автоматическом применении санк­ ций» после истечения указанного срока. По словам «Нью-Йорк тайме», на совещании министров иностранных дел Кубе будет пред­ ложено «порвать связи с коммуни­ стическими странами» в течение 60 дней. Совершенно очевидно, что этот план составлен с таким расчетом, чтобы правительство Кубы навер­ няка отвергло его, ибо ни одно суверенное государство не может допустить такого наглого вмеша­ тельства в авои внутренние дела. Однако у хозяев ОАГ подготовлен и другой план — так называемая «главная резолюция» конференции. Как сообщала в конце декабря га­ зета «Нью-Йорк тайме», в этой ре­ золюции содержится призыв к чле­ нам ОАГ принять «на индивиду­ альной основе любые дальнейшие меры, кроме вооруженной агрессии, с тем, чтобы изолировать прави­ тельство Кастро». Оговорка отно­ сительно вооруженной агрессии — это пустой звук. Хорошо информи- рованная столичная газета «Ва­ шингтон пост энд Таймс геральд» пишет, например, что, если Куба окажется вне Организации Амери­ канских Государств, «тогда она больше не будет подлежать защи­ те от интервенции по статьям до­ говоров западного полушария». Трюки вашингтонской дипломатии сводятся к тому, чтобы изолиро­ вать Кубу экономически, полити­ чески и юридически от всего мира, а затем расправиться с ней. Зара­ нее можно сказать, что эти планы обречены на провал. ТмГ Ж е н щ и н ы всех континентов осуждают колониализм БАМАКО, 20 января. Корр. ТАСС Р. Серебрянников передает: Вчера в Бамако открылось заседание бюро международной демократической фе­ дерации женщин. Делегатки из 30 с лишним стран собрались здесь, чтобы обсудить роль женщины в борьбе за ликвидацию позорной колониальной системы. Впервые за всю историю МДФЖ заседание бюро этой орга­ низации происходит нт африканском континенте. Открывая заседание бюро МДФЖ , г-жа Кейта, супруга президента Рес­ публики Мали, тепло приветствовала представителей женщин всех конти­ нентов. Необходимо, подчеркнула она, объединить усилия всех жен­ щин мира «ради сохранения мира н обеспечения лучшего будущего на­ шим детям». Выступая на первом заседании бюро, председатель М ДФЖ Эжени Коттон, которая, несмотря на свои 80 лет, прибыла сюда на заседание бюро МДФЖ , заявила: С самого своего основания М ДФЖ не прекра­ щала борьбы за национальную не­ зависимость всех народов и гордит­ ся тем. что на африканской земле растет число стран, завоевавших свою независимость. В повестке дня бюро МДФЖ сто­ ит следующие вопросы: роль афри­ канской женщины в обществе и в борьбе за национальную независи­ мость, роль женских организаций в освобождении африканской женщи­ ны, подготовка к V конгрессу МДФЖ . Ж и з н ь заключенных алжирцев в о п а с н о с т и ТУНИС, 20 января. (ТАСС). Агентство АПС («Альжери-Пресс Сервис») сообщает о тяжелом поло­ жении алжирских патриотов, заклю­ ченных во французских тюрьмах и лагерях в Алжире. Заключенные подвергаются жесто­ кому -и унизительному обращению. Администрация тюрем позволяет группам колонизаторов и фашистов расправляться с алжирскими патрио­ тами. Так было, например, в тюрьме в Оране, где четыре приговоренных к смерти алжирца были 15 января выданы для расправы группе фаши­ стов. Агентство АПС сообщает также, что протесты и манифестации заклю­ ченных других тюрем и лагерей бы­ ли зверски подавлены тюремными властями. Все эти факты, продолжает АПС, показывают, что создалась угрозе для жизни всех заключенных алжир­ цев. Агентство обращает внимание на то, что фашисты — члены терро­ ристической организации ОАС поль­ зуются попустительством француз­ ских властей. Необходимо также вмешательство Международного Красного Креста, говорится в сообщении АПС. Речь идет о жизни более 600 алжирских патриотов, приговоренных к смерти, и о судьбе десятков тысяч других заключенных. Империалистической демагогии и лицемерию поистине нет предела! Крики монополистов о «порабощенных народах» подобны крикам жу ­ лика, который залез в чужой карман и вопит; «Держи вора!». I ДЕРЖИ ВОРА! Рис. И. Сычева. .1 ФРГ и Израиль снабжают оружием п о р т у г а л ь с к и х у б и й ц ТЕЛЬ-АВИВ, 20 января. (ТАСС). «Я видел израильские автоматы с гербом бундесвера в руках порту­ гальских солдат в Африке», — сооб­ щил прибывший из Мозамбика кор­ респондент газеты «Едиот ахронот». «Я посетил ряд военных баз порту­ гальцев в Мозамбике, где видел много израильских автоматов «оузи» с клеймом бундесвера. В беседе со мной офицеры и солдаты хвалили израильское оружие за его боевые качества. Они утверждали, что изра­ ильское оружие используется порту­ гальскими войсками против повстан­ цев в Анголе... Командир одного из подразделений сообщил, что израиль­ ские автоматы были получены из Западной Германии» (Израиль имеет соглашение с ФРГ о поставках из­ раильского оружия западногерман­ скому бундесверу. — Прим. корр.). Это сообщение, опубликованное в вечерней газете «Едиот ахронот» вме­ сте с фотографией, показывающей португальских колонизаторов в Аф­ рике с израильскими автоматами в руках, вызвало негодование израиль­ ской общественности. Сегодня почти вся израильская печать выражает возмущение сделкой между Иеруса­ лимом. Бонном и Лиссабоном. «Из­ раильские автоматы с клеймом нео­ нацистского бундесвера в руках пор­ тугальских колонизаторов» — оза­ главила свою статью газета «Кол гаам». «Израильское оружие нахо­ дится в руках колонизаторов, кото­ рые используют его против африкан­ ских народов», — подчеркивает га­ зета «Ал гамишмар». Скандальное разоблачение этой позорной сделки заставило парла­ ментские фракции либеральной пар­ тии, партий мапам и «херут» потре­ бовать обсуждения этого вопроса в Кнессете. Коммунистическая парла­ ментская фракция требовала обсуж­ дения этого вопроса еще в ию. ,е 1961 года. Первые сообщения об использова­ нии израильского оружия португаль­ цами в Анголе были «опровергнуты» Иерусалимом и Бонном. Но эти оп­ ровержения оказались опровергнуты­ ми фактами. Депутат Д. Миджуна в своем за­ просе Кнессету две недели назад по­ требовал от правительства Беч-Гу- риона, чтобы оно пересмотрело и ан­ нулировало свои сделки с Бонном о поставках оружия. «Это необходимо, — заявил он,— для того, чтобы пре­ кратить оказание помощи неонацист­ скому бундесверу, который ставит в опасность мир во всем мире, а также для того, чтобы прекратить передачу израильского оружия через Бонн ар­ миям колонизаторов». Он подтвер­ дил существование этой сделки фак­ тами и фотографиями. Однако отаи та на аадрое на оосладовало.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz