Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я М 174 (24 58 ) С е о с ия В е р х о в н о г о С о в е т а Р С Ф С Р Речь депутата С. Т. Пузикова Товарищи депутаты! Липецкая об­ ласть — важный промышленный и сельскохозяйственный район Рос­ сийской Федерации. Липецкий чу­ гун и сталь, прокат и трубы, кокс и тракторы, станки и радиаторы — вот неполный перечень продукции, про­ изводство которой с каждым годом все возрастает. Особенно радуют перспективы развития нашей промышленности. Быстро развиваются металлургия и машиностроение. Сооружается ряд крупных предприятий. В их числе Агломерационная фабрика на Но­ волипецком металлургическом за­ воде, Цементный завод, завод са­ нитарно-технического оборудования, Елецкий и Грязимский сахарные за­ воды и много других предприятий. Труженики сельского хозяйства прилагают усилия к тому, чтобы больше произвести и продать госу­ дарству зерна, сахарной свеклы, картофеля, мяса, молока и других продуктов полеводства и животно­ водства. Повышается материальное благо­ состояние трудящихся. Только в этом году в городах и селах обла­ сти будет построено не менее 240 тысяч квадратных метров жилой площади, десятки медицинских и детских учреждений, столовых и ма­ газинов, Наряду с ростом промышленности, сельского хозяйства, культуры раз­ вивается народное образование. Наши школы поднялись на новую ступень в воспитании подрастающего поколения. С момента принятия За­ кона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР прошла три года. Историче­ ски это срок небольшой. Но в жиз­ ни советской щколы произошли важ­ нейшие перемены. Важнейшим итогом последних трех лет является то, что пере­ стройка народного образования единодушно одобрена учительством, общественностью, всем советским народом, а практическая деятель­ ность школ подтвердила своевре­ менность и бесспорную правиль­ ность всех мер по дальнейшему раз­ витию народного образования в стране, которые с огромной настой­ чивостью и последовательностью проводят Центральный Комитет на­ шей партии, возглавляемый И, С. Хрущевым, и Советское правитель­ ство. Работа школ по-новому как нель­ зя лучше соответствует задачам развития советского общества на современном этапе, делу строитель­ ства коммунизма, Начиная работу по перестройке образования, партийные и советские органы области ясно понимали, что решить многообразные и сложные вопросы строительства новой школы невозможно без активного участия широкой общественности. За годы действия Закона родилось много ин­ тересных форм общественного уча­ стия в перестройке школы. Это-г- трвдиционное соревнование за под­ готовку школ к новому учебному году, депутатские посты по всеобу­ чу, общественные контрольные по­ сты на строительстве школьных зда­ ний, месячники в помощь школе, соревнование заводских и школь­ ных коллективов и многое другое. Активное участие общественности в осуществлении Закона о школе позволило области в установленные сроки выполнить план реорганиза­ ции семилетних и десятилетних ШКОЛ, укрепить их учебно-матери­ альную базу, несколько повысить уровень учебно-воспитательной ра­ боты. Теперь в области имеются все типы школ, предусмотренные За­ коном. К 1 сентября этого года за­ вершится реорганизация всех семи­ летних школ и в области будет по­ всеместно осуществляться всеобщее обязательное восьмилетнее обуче­ ние детей и подростков. Десятилет­ ние школы преобразуются в один­ надцатилетние также в соответствии с установленными сроками, эта ра­ бота будет закончена в 1963 году. Реорганизация школ, политехниче­ ская подготовка учащихся, пере­ стройка содержания школьной ра­ боты не могли осуществляться ПРИ той материальной базе, какой рас­ полагали раньше многие школы. Вот почему усилия областной партийной организации, советских органов на­ правлены прежде всего на укрепле­ ние учебно-материальной базы школ, С 1959 по 1961 год за счет средств Государственного бюджета, привле­ чения сил и средств промышленных предприятий, колхозов и совхозов построено 146 новых школ, пристро­ ено около 400 классных комнат. Все это дало возможность увеличить учебную площадь почти на 42 тыс. ученических мест и перевести на занятия в одну смену 642 или почти половину школ, При активной помо­ щи общественности построено 100 учебных мастерских и кабинетов, 31 интернат при школе, 11 спортивных залов, много домов для учителей, В этом году в области строится 78 школ, пристраивается 240 классных комнат в общей сложности на 22 тыс. ученических мест, что дополни­ тельно разгрузит школы. Но несмотря на принятые меры, материальная база многих школ все еще остается неудовлетворитепьной. Надо при этом учесть также, что многие школьные здания стали вет­ хими или пришли в полную негод­ ность. Поэтому многое из того, что мы строим, лишь возмещает убыва­ ющую учебную площадь. Не каждая школа имеет практическую возмож­ ность создавать специализирован­ ные учебные кабинеты, хорошие ма­ стерские. В Липецке, Ельце, да и в других городах, несмотря на все возрастающее строительство, все еще не хватает школ и приходится увеличивать третью смену. Назрела необходимость рассмотреть вопрос о возможности увеличения ассигно­ ваний на школьное строительство. Закон о школе не только поставил вопрос о важнейших организацион­ ных мероприятиях, проведение ко­ торых обеспечивает нормальные ус­ ловия для воспитания и обучения подрастающего поколения. Его жиз­ ненность состоит в том, что он по- новому определил содержание дея­ тельности школы. И совершенно не­ правильно понимание перестройки учебного процесса, как механиче­ ское прибавление труда к учебе, ор­ ганизованной по-старому. Само обу­ чение основам наук должно быть в новых условиях в корне преобразо­ вано. Только таким путем можно до­ биться глубины и прочности знаний учащихся и на этой основе устранить такое позорное явление, как второ­ годничество и порождаемый им от­ сев. Старая организация учебного про­ цесса не разрешала, как известно, этих допросов. Тысячи детей не усваивали программного материала, оставались на второй год, а затем многие из них оставляли школу. Второгодничество являлось и по- прежнему является тормозом на пути решения главного вопроса жизни школы-всеобуча. Передовые учителя области, не удовлетворенные старой организа­ цией уроков, стали искать другую, наиболее рациональную и эффек­ тивную, которая помогла бы хорошо учить детей и избавиться от второ­ годничества. Старая схема четырех­ элементного урока сковывала твор­ ческую инициативу учителя, обрека­ ла учащихся на пассивность и без­ деятельность в течение большей ча­ сти урока. Основная тяжесть учеб­ ного труда переносилась на домаш­ ние задания, что приводило в конеч­ ном счете к неуспеваемости школь­ ников. Опираясь на опыт лучших педаго­ гов страны, передовые учителя на­ шей области заменили старую реор­ ганизацию уроков новой, наиболее рацирнальной и эффективной. В ос­ нову новой организации урока поло­ жен принцип соединения новых зна­ ний с непрерывным повторением и совершенствованием ранее приоб­ ретенных. Все элементы такого уро­ ка сливаются в единый органический процесс. Для уроков такого типа характерно богатство и разнообра­ зие методов обучения в зависимости рт программного материала, широ­ кое использование различного рода творческих работ, выполняемых детьми, высокая активность школь­ ников на протяжении всего урока. Организованные по-новому уроки способствуют развитию мыслитель­ ной деятельности учащихся, форми­ рованию практических умений и на­ выков, приучают детей находить са­ мостоятельное решение. На уроках такого типа эффективно использу­ ются все 45 минут. Можно сказать, что «производительность труда» уча­ щихся возрастает в 3— 4 раза. Рациональное использование учеб­ ного времени позволяет учащимся усвоить программный материал в основном на уроке и сократить до­ машние задания. У учителей, пере­ строивших преподавание, домашние задания не превышают третью часть от выполненных классных работ, В корне изменилась и роль самого учителя. Из простого передатчика знаний, урокодателя, он превратил­ ся в организатора и руководителя учебного процесса. Активная и довольно широкая ра­ бота по созданию эффективных уро­ ков началась в области три года назад. Ее инициатором явились на­ ши новаторы — лучшие педагоги: Р. И. Горская, В. Н. Провоторов а, М. Д. Кочерина, К. А, Волкова, А. Н. Глотова, А, М. Бокачева и другие. Партийные и советские органы области придают важное значение этой полезной работе. На помощь учителям пришли работники орга­ нов народного образования и науч­ ный коллектив Липецкого педаго­ гического института во главе с за­ ведующим кафедрой педагогики К. А. Москаленко. Проведенные ис­ следования и первые научные обоб­ щения опыта маяков педагогическо­ го труда позволили начать органи­ зованное внедрение этого опыта в практику всех школ области. Актив­ ную работу в этом направлении провели органы народного образо­ вания, педагогические институты, внештатные отделы школ райкомов и горкомов партии, печать. Была организована систематическая и планомерная учеба руководителей школ и учителей, проводились прак­ тикумы и семинары на базе специ­ ально выделенных для этих целей опорных школ. За два года выпущена серия бро­ шюр и сборников статей наших ма­ стеров педагогического труда. Ак­ тивными пропагандистами новой ор ганизации урока выступили област­ ные и районные |азеты. Таким образом, внедрению пе редового педагогического опыта нам удалось придать массовый ха рактер, и это уже дало известные положительные результаты. К концу 1961/62 учебного года более двух тысяч учителей неплохо овладели организацией урока по- новому и около пяти тысяч учите­ лей ее осваивают. Теперь в области нет ни одной школь), где бы в той или иной мере не внедрялся опыт наших лучших учителей. Десятки педагогических коллективов в пол ном составе хорошо овладели <с куеством работать по-новому. Все это могли наблюдать многочислен­ ные делегации педагогов из всех областей, краев и автономных рес­ публик Российской Федерации, а также почти из всех союзных рее публик, побывавших у липецких учителей. Напряженный труд учительства1 дал хорошие результаты. 1960/61 учебный год 288 школ, в том числе 55 средних и восьмилетних, закончи­ ли без второгодников. А в этом го­ ду у нас таких школ уже 400, в том числе более 100 средних и восьми­ летних. Среди них Усманская и Тро- екуровская школы-интернаты, Агро- номовская, 1-я Усманская, 1-я Тер- бунская, 1-я и 3-я Лебедянские и другие средние школы. Успеваемость учащихся заметно возросла по сравнению с минувшим учебным годом. Известный интерес представляют результаты успеваемости по русско­ му языку и математике, дающие, как известно, наибольшее число не­ успевающих и второгодников, В 1957 году с контрольными рабо­ тами по русскому языку не справи­ лись 48 проц, учащихся 5-х классов и 56 проц, учащихся 7-х классов. В мае этого года контрольные работы, которые проводились по текстам Министерства просвещения РСФСР, не смогли написать по русскому языку только 8,6 проц., а по мате­ матике— 10 проц, учащихся. При этом больше половины положитель­ ных оценок составляют хорошие и отличные. То, что сделано по совершенство­ ванию урока, расценивается нами лишь как первые шаги той огромной работы, которую учительству обла­ сти предстоит совершить. Очень многое требуется сделать по пере­ стройке учебного процесса в стар­ ших классах, в вечерних и сменных школах, а также по таким учебным дисциплинам, как история, геогра­ фия, физика, биология, химия, труд, основы производства. Однако на основе длительных наблюдений за работой учащихся можно сделать вывод о том, что в рационально ор­ ганизованных уроках заложены до­ статочные возможности для ликви­ дации второгодничества. Но в этой трудной и напряженной работе учителям нужна серьезная помощь. Подготовка к уроку по-но­ вому отнимает у педагога много сил и времени, так как ему приходится все без исключения наглядные по­ собия, иллюстрации и подсобные материалы изготовлять самому, иногда привлекая к этому учащих­ ся. Все изданные ранее наглядные пособия в силу их статичности и шаблонности не могут помочь учи­ телю, ибо они рассчитаны на старую организацию урока. В серьезной переработке нужда­ ются и некоторые учебники. Между тем, вопросы переиздания учебни­ ков решаются крайне медленно, в чем, на наш взгляд, немало повин­ на и Академия педагогических наук. Одним из важнейших результатов перестройки школы является широ­ кий размах заочного и вечернего образования. За три года число ве­ черних и сменных школ рабочей и сельской молодежи у нас увеличи­ лось почти в три раза. В гор. Ли­ пецке, где бурно развивается про­ мышленность и быстро растет рабо­ чий класс, большинство вечерних школ имеет собственные здания. В техникумах области число заочников и учащихся вечерних отделений за годы перестройки утроилось. В 1959 году в Липецке был открыт вечерний факультет Московского института стали, за три года число студентов в нем увеличилось до 1500. Он готовит специалистов для таких важных отраслей промышлен­ ности, как производство черных ме­ таллов, доменное, литейное, прокат­ ное, электросталеплавильное произ­ водство, обработка металлов давле­ нием, механическое оборудование заводов черной и цветной металлур­ гии, промышленное и гражданское строительство. В этом году факуль­ тет дал первый выпуск— 114 хорошо подготовленных инженеров-метал- лургов, механиков, строителей. Тяга молодежи к образованию без отрыва от производства исклю­ чительно велика. Теперь в области всеми формами вечернего и заоч­ ного рбразования охвачено более 20 тыс. человек. Заочное и вечер­ нее образование становится одной из важнейших форм образования. Дальнейший рост этих форм в известной мере сдерживается уже сейчас, и тем более будет сдержи­ ваться в будущем узостью матери­ альной базы. Уже в минувшем учеб­ ном году в трудных условиях рабо­ тали вечерние отделения строитель­ ного, машиностроительного и ме­ таллургического техникумов. Еще более трудными будут условия это­ го года. Жизнь настоятельно тре­ бует создать лучшие условия сред­ ним специальным учебным заведе­ ниям, дающим немалое число спе­ циалистов для всех отраслей нашей промышленности. Необходимо, на­ конец, решить и вопрос о строи­ тельстве в гор. Липецке корпусов для вечернего факультета Москов­ ского института стали. В перестройке школы особое ме­ сто занимает производственное и трудовое обучение учащихся. Пока оно во многих случаях осуществ­ ляется кустарно и примитивно. В го­ родах производственное обучение сводится к выделению рабочих мест на промышленных предприятиях. На селе — ограничивается приобрете­ нием ремесленнических навыков, не требующих широкого общего обра­ зования. В выборе профессиональной на­ правленности много случайностей. Школьники зачастую получают уз­ кие специальности. Причина такого положения, на наш взгляд, прежде всего в от„ сутствии необходимой базы для производственного обучения. Строи­ тельство учебных цехов и пролетов и их содержание на промышленных предприятиях пока еще не плани -1 руется соответствующими органами и ведется крайне медленно. Плано-: вые органы не имеют перспективно-' го плана подготовки кадров, что затрудняет планирование професси­ ональной подготовки учащихся во многих общеобразовательных шко­ лах, Эти вопросы требуют также дальнейшего рассмотрения и ре­ шения в соответствующих органах. В перспективе, как нам кажется, целесообразно было бы предусмот­ реть в более широком масштабе создание в городах межшкольных учебных мастерских типа заводов со своим производственно - финансо­ вым планом. На селе более прием­ лемой. формой организации произ­ водственного обучения учащихся нам представляется создание м&ж- колхозных или межрайонных школ- интернатов в составе 9— 11 классов на базе лучших хозяйств. Учащиеся такой школы могли бы проходить производственное обучение в са- мостоятельнь)х произв одетвенных бригадах. Некоторый опыт такой организации дела имеет у нас Трое-;; куровская школа-интернат, Сейчас;; В одном конце коровника пост- мы ведем работу по созданию ш к о - | роеш кирпичные запарочные каме- лы-интерната в составе 9— 11 клас-;! т, г . ___ сов на базе нашего лучшего хозяй-5 ^ы* Запаренная СОДОМа ИЗ гва — совхоза «Петровский». Товарищи депутаты! Перестройка школы по-новому поставила вопро­ сы подготовки педагогических кад­ ров. В учебные программы введе­ ны новые школьные курсы, для преподавания которых нужны под­ готовленные учителя. Кроме того, бурный рост детских контингентов связан с большой потребностью пе­ дагогов всех специальностей. В на­ стоящее время центральные обла­ сти, в том числе и наша Липецкая область, испытывают, и прежде все­ го на селе, недостаток педагогиче­ ских кадров почти всех специально­ стей. Этот недостаток мы устраня­ ем на месте путем регулярного от­ бора абитуриентов в педвузы, главным образом из сельской мо­ лодежи. За последние три года проведена известная работа по по­ вышению образования педагогиче­ ских кадров через систему заочно-»;; го образования. Однако школь) области испытыва­ ют острую потребность в препода­ вателях производственного обуче­ ния, подготовка которых ведется в Российской Федерации в крайне ог­ раниченном количестве и, можно сказать, недостаточно организован­ но. постановления правительства об улучшении преподавания иностран- ных языков в школе тормозите» также из-за отсутствия подготовлен ных кадров. Почти нет учителей му­ зыки, пения, физкультуры, имеющих специальную подготовку. Нам думается, что вопросы под­ готовки и переподготовки педагоги­ ческих кадров заслуживают самого серьезного внимания Министерства просвещения Российской Федера­ ции, Товарищи депутаты! Партийные и советские органы, работники народ­ ного образования, общественные организации Липецкой области бу­ дут и впредь неустанно работать ндд осуществлением Закона об ук­ реплении связи школы с жизнью, над развитием народного образова­ ния, что является важнейшим усло­ вием воспитания подрастающего поколения —■ воспитания активных строителей коммунизма. (Аплодис­ менты). „Елочки"у КрасивойМечи , Лебедян- | |Ш т е сов- | хозы Щ) 0 - ♦ в о д я т • болыд у ю работу по механизации ферм .крупного рогато­ го окота, В со;вхо)зе «Агроном» обо­ рудован доильный зал с установкой «едонка» на 16 станков. Две до­ ильные площадки (одна из них — «елочка», вторая — УДС-1) рабо­ тают в лагерных условиях. Вее до- :ильные установки обеспечены го- : рячей и холодной водой. Многое сделано для внедрения ; механического доения коров в опор- : но-показательшщ совхозе «15 лет ; Октября».. Ферма крупного рогато- ; го скота расположена на берегу I реви Красивая Меча. Четырехряд- ; ный коровник вмещает 200 коров. ; Он полностью механизирован. Для | удаления навоза в коровнике уста- I новдены два скребковых транспор- ! тера. Транспортеры расположены в : деревянных каналах вдоль всего ; коровника, С больших транспорте- | ров навоз передается на малые ; транспортеры, которые выносят его ; в стоящие в тамбурах тракторные -тележки. Навоз без перегрузки вы­ возится на поля. камер разгружается в рельсовые вагонет- ;» ки, и корм транспортируется к кор- ка» на 28 станков, расположенных в два ряда. «Елочка» оборудована молоко-проводом и установкой для охлаждения молола. В настоящее о мушкам. Вагонетки передвигаются ;; тяговым тросом от электромотора и о имеют приспособление для измене* ;; ния направления движения. У кор- | мушек установлены автопоилки. Доильный зал со всеми подсоб- _ ными помещениями примыкает к Успешное выполнение известного $ средней Части ДЛИННОЙ СТОРОНЫ КО* кровника . В доильном зале смонти­ рован доильный агрегат типа «елоч* раооты; зависит от квалифика-1 шш и материальной за- • интересованности об­ служивающего персо­ нала, поэтому ружово-4 дитем совхоза уделяют; большое внимание под­ готовке кадров. Зоотех-З A. П. Молчанов, воз­ главляющий работу по механизации ферм, сам готовит мастеров ма­ шинного доения. Дояр­ ки Н. В. Желякова, B. И. Позднякова, В. Н. Гордухова, ком­ сомолец Анатолий Во­ ронков с большим же­ ланием учатся мастер­ ству машинного доения. С о к о л ь и ы п о д д е р ж и в а ю т п о ч и н п е р е д о в ы х с т а л е в а р о в время в совхозе) комплектуется дойное стадо в 2 0 0 1 коров, которое будет обслуживать-| ся двумя доярками. Успех ©сей Коллектив зарода «Свободный со-* кол» горячо поддержал почин стале­ варов Магнитогорского, Кузнецкого и Нижне-Тагильского металлургиче­ ских комбинатов, которые начали соревнование за более полное ис­ пользование резервов, за повышение , производительности метдлдургиче- ник опорно - показа - 1 ских агрегат(ш> тельного хозяйства! Да^ущом завода провел совещании ♦ секретарей цеховых парторганиза­ ций, которое обсудило постанов­ ление Бюро ЦК КПСС по РСФСР об инициативе передовых сталеваров. Решено широко распространить цен­ ный почин во всех цехах. Бригада коммунистического тру­ да центробежного цеха П. С. За- гульного уже сейчас в два раза перекрывает проектную мощность центробежной машины. И все же ра­ бочие обязались еще лучше исполь­ зовать агрегаты, получать от них |еще большую отдачу. Такие же обя- ,, тт _ |зательства приняли бригады кару- На снимках: аверху-доярки Н. В . | сельщиюов д И. филатова, М. К . Желякова, В. И. Позднякова и !*» тт В. Н, Гордухова, Внизу — молоко-! °?,0 я и даугие- провод доильной установки. 5 В постановлении Бюро ЦК КПСС !ц о РСФСР указывается на необхо- А. М. БАРАШКОВ . ___ Фото А. Веберга. ! дикость принять меры по выявле* дополнительных источников ме- и талличеекого лома. За выполнение ЖИЗНЬ" № 14 ЖУРНАЛ V Вышел из печати и рассылается подписчикам журнал Ц К КПСС «Партийная жизнь» № 14. В нем опубликованы: передовая статья «Идеологической работе — повсе­ дневное внимание», статьи секретаря Станиславского обкома КП Украины Я. Лысенко «Метод убеждения — основной метод партийного руко­ водства», секретаря парткома Урал- машзавода Г. Воронова «Во главе борьбы за научно-технический про­ гресс», секретаря Ленинского (г. Харьков]) райкома КП Украины Г. Караченцева «Активная помощь селу». Напечатаны корреспонденции се­ кретаря Владимирского горкома КПСС С. Малюшина «На все участ­ ки производства — умелых органи­ заторов», Я. Фоменко «Прилукская история» (по поводу писем одного читателя), «Нужны ли обособленные организации пенсионеров?» (обзор откликов читателей) и другие. Опубликованы очередная беседа из цикла о моральном кодексе стро­ ителя коммунизма — «Братская со­ лидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами», статья члена Исполнительного комитета П К компартии Аргентины Альсира де да Пенья «Против военной диктатуры, за правительство демократической коалиции». Даются ответы читателям: «Неко­ торые вопросы выборов руководя­ щих партийных органов» и «Может ли коммунист перейти на другую ра­ боту без согласия парторганизации?» В номере напечатаны также рецен. зия, партийная хроника и другие ма­ териалы. этой задачи по-боевому взялись мо­ лодые рабочие завода. В первое по­ лугодие" Шй '"свыйге" 1000 тонн металлического лома, К концу года будет собрано еще 1500 тонн, В. КУЧИН . В горкоме КПСС Липецкий горком КПСС создал комиссию содействия техническому прогрессу на промышленных пред­ приятиях и стройках. Председателем комиссии утвер­ жден доцент вечернего факультета Московского института стали, кан­ дидат технических наук Л. А. Ана- горский, заместителем председа­ теля П. Г. Говоруха — главный инженер Станкостроительного за­ вода. Л1|111П11В1П111111111ттШ1111111111т111!1Е11111111б111Е1|1!11111|||1111!1|||11!!1|1|11111Н11|1П1191ПШ|1!|!111111|111!11111!11Ш11111т1ПКВ111|1111№д|1!1ШШ11|11|П П артийная ж и з н ь Коммунистынауборкеурожая В первое отделение совхоза мне удалось попасть лишь под вечер. Низкие тучи неслись над землею, роняя крупные капли дождя. До­ рога совсем испортилась. В контор­ ке не было ни души. Только ветер, врываясь в открытую дверь, шеле­ стел забытой кем-то на столе газе­ той. Пусто было и на усадьбе, где обычно стоят комбайны. «Неужели работают?» — подумал я и напра­ вился туда, где поднималась сте­ ной густая золотистая рожь. Так оно и было. С поля доноси­ лось мерное гуденье трактора. По массиву ржи полз лафет, оставляя за собой ровные валки скощенного хлеба. Это был агрегат коммуниста Сергея Григорьевича Безлепкина. Снова и снова я удивлялся этому человеку и, боясь признаться в этом себе самому, втайне завидо­ вал его золотым рукам. Безлепкин— потомственный хле­ бороб. Все в районе знают его ка к настоящего мастера своего де­ ла, талантливого, смекалистого. Го­ товя свой комбайн к уборке уро­ жая, Сергей Безлепкин предусмот­ рел все. Он сделал приспособление для косовицы полегших хлебов, установил добавочный зерноочисти­ тель. »Как и в прошлом году, нын­ че хлеб от его агрегата, минуя ток, пойдет прямо на элеватор. Пока комбайн стоит наготове, Сергей Григорьевич решил поработать на жатке, подготовит*, для себя фронт работ. И здесь не обошлось без 'живин­ ки в деле, Видел коммунист — постоянно идут дожди, а хлеб со­ зревает. Время не ждет. Вот он и заменил ременную ведомую часть полотна жатки цепной, а на валики надел добавочные ведомые звездоч­ ки. Так, избегая пробуксовки по­ лотна, Безлепкин косит хлеб в лю­ бую погоду. Пока я размышлял, трактор оста­ новился, и Сергей Григорьевич сте­ пенно поднялся навстречу. — Не балует нас, парторг, «не­ бесная канцелярия». Я кивнул, любуясь его загоре­ лым мужественным лицом и силь­ ными мускулистыми руками. Мол­ чал и думал о том, что присылать сюда агитатора, право, ни к чему. Этот человек — сам пламенный пропагандист всего прогрессивного. Как бы отвечая на мой немой во­ прос, Сергей Григорьевич промол­ вил: *— Сегодня в обед газеты принес­ ли. Не все успел просмотреть... Однако же обком партии обеспокоен низкими темпами уборки... Обеспокоен, Сергей Григорь­ евич,— подтвердил я. Он помолчал, а затем медленно, как бы подбирая нужные слова, проговорил: — Думаю, что нам, коммунистам (это слово он произнес с особым ударением) надо всю тяжесть на свои плечи взять. Лично я решил скосить на свал 300 гектаров и обмолотить 400 гектаров. Так и за­ пиши в своей книжке . Забегая вперед, скажу, что сло­ во у Безлепкина крепкое. За 5 ра­ бочих дней он скосил около 200 гектаров при норме 18 гектаров в день. В то же время успевал помо­ гать своему товарищу, комсомольцу Жене Золотухину. А однажды, заме­ тив, что на соседнем поде простаи­ вает лафет Н. И. Бухарина, Без­ лепкин подозвал И. П. Матюнина, который обкашивал поля, посадил его на свою жатку и отправился на соседний участок. Опытный механи­ затор сразу определил, в чем «за­ гвоздка». Вместе наварили доба­ вочный кронштейн, улучшили на­ тяжку полотна. Дело пошло на лад. Помогать товарищу, подтягивать отстающих стало для Безлепкина делом само собой разумеющимся. Все шире и шире развертывается фронт уборки. Она ведется в труд­ ных условиях. От дождей не успе­ вает просыхать земля, густые хле­ ба затрудняют движение агрегатов. И в первых рядах борьбы за хлеб — коммунисты, те, кто всю тя­ жесть решил взять на свои плечи. Равнодушных нет. Вспоминаю одно из собраний на первом отделе­ нии. Подборку решили начинать групповым методом, Вдруг выясни­ лось, что на одном комбайне нет комбайнера. , — Пошлите меня,— заявил мо­ лодой коммунист Михаил Булевский. До сих пор его знали как одного из лучших специалистов по выра­ щиванию пропашных культур. Ни­ кто не получал больше него к у к у ­ рузы, а одноростковую свеклу по методу В. Светличного он вырастил первым в совхозе. Но никто и ни­ когда не видел его за штурвалом комбайна. Теперь он стояд серьезный, со­ средоточенный и упрямо заявлял, что берется работать комбайнером и сделает это не хуже других. ■— Сергей Григорьевич поможет мне,— добавил он. Так и решили, помогая друг дру­ гу во всем, бороться за звание удар­ ников коммунистического труда. Мы выпустили календарь трудо­ вой славы, «боевые листки», «мол­ нии». В них рассказали о большом подвиге С. Безлепкина, ибо его труд и есть подвиг. Теперь о нем знают все, и каждый в меру своих сил и возможностей стремится стать та­ ким же. Рабочий третьего отделе­ ния А. П. Расщупкин трудился в животноводстве. На время уборки урожая решил стать комбайнером. Он мастерски приспособил свой комбайн «С-4» для косьбы на свал. За 5 дней скосил 100 гектаров. А вот еще один пример. Догово­ рившись между собой, коммунист А. Ф. Косарев и беспартийный крм- байнер П. Л. Гревцев решили рабо­ тать вместе и нести одинаковую от­ ветственность за работу. — Вместе работать, вместе успе­ хов добиваться и за ошибки каждо­ го отвечать будем вместе,— заяви­ ли они.— По 25 гектаров в день на каждого убирать будем при лю­ бых обстоятельствах. В совхозе объявлен поход за внедрение прогрессивных методов труда на уборке урожая. В него включились комбайнеры и лафет- чики, шоферы и рабочие токов. Соз­ даны комсомольские посты по борьбе с потерями зерна, Трудовое напряжение царит вез­ де, Ведь совхозу надо убрать 8 ты­ сяч гектаров зерновых, Скошено около тысячи гектаров. Впереди ра­ боты— непочатый край. Как-то сло­ жится погода? Как побыстрее уб­ рать всю массу хлеба, если нагруз­ ка на комбайн свыше 400 гекта­ ров? Забота не дает досыпать ночей коммунистам. Она же с рассветом поднимает с постели управляющую первым отделением совхоза Ию Фе­ доровну Шишкареву. В выгоревшем на летнем солнце плаще, в легкой цветной косынке на голове эта не­ высокая, подвижная женщина по­ стоянно находится там, где наибо­ лее трудный участок. Изучая, ана­ лизируя приемы передовиков, Ия Федоровна передает их другим меха­ низаторам. Волевая и ч энергичная, она ведет за собой коллектив. Вырос обильный урожай. Надо его вовремя убрать. Это — дела чести всех коммунистов совхоза. ^ ------\ М. Б Е ЗЛЕП КИ Н , (Р секретарь парткома совхоза «Лебедянский» Лебедянского района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz