Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

20 января 1902 г., X* 17 (2301 ) / В ГРУППЕ КОНТРОЛЕРОВ КОМИССИИ ГОСКОНТРОЛЛ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я « г ид»м В нашей области создана группа контролеров Коагис-сии государствен­ ного контроля Совета Министров РСФСР. Руководителем групп у у т ­ вержден тов. Горбачев А. М., его заместителем тов. Козлов В. М. Контролеры будут осуществлять от имени правительства проверку фактического исполнения его реше­ ний по важнейшим вопросам народ­ ного хозяйства, соблюдения госу­ дарственной дисциплины в расхо­ довании денежных средств, матери­ альных ценностей и их сохранности. Контролеры будут проверять вы­ полнение планов поставок материа­ лов, оборудования, продовольствен­ ных и промышленных товаров; осу­ ществлять контроль за состоянием учета и государственной отчетности, вести борьбу с приписками в госу­ дарственной отчетности, обманом и очковтирательством, а также с проявлением местничества, бю­ рократизма и волокиты, проверять работу по совершенствованию совет­ ского государственного аппарата и т. д./ При областной группе контроле­ ров образован общественный совет из представителей облисполкома, облсовлрофа, обкома ВЛКСМ и дру­ гих организаций. Среди членов со­ вета — передовики промышленности и сельского хозяйства: делегат XX II съезда КПСС, бригадир комплексной бригады треста «Липецкстрой» тов. Романов А. Д., сталевар Новолипец­ кого металлургического завода тов. Базыкин И. К., бригадир тракторно­ полеводческой бригады совхоза «Ли­ пецкий» тов. Мещеряков П. Т. и другие. На днях состоялось заседание об­ щественного совета. Руководитель группы контролеров Комиссии госу­ дарственного контроля Совета Ми­ нистров РСФСР тов. Горбачев озна­ комил членов еовета с обязанностя­ ми группы контролеров и общест­ венного совета. Заместитель председателя группы т. Козлов доложил об итогах про­ верки выполнения плана поставки осветительного керосина в 1961 году по рыночным фондам и орга­ низации торговли керосином в на­ шей области. По этому вопросу бы­ ли заслушаны объяснения: уполно­ моченного воронежского управления «Главнефтеснаб» по Липецкой об­ ласти тов. Калеткина, председателя облпотребсоюза тов. Баеовкина и заместителя управления торговли тов. Гладкова. В обсуждении этого вопроса приняли участие члены об­ щественного совета. Утвержден план работы группы контролеров на первый квартал это­ го года. При группе контролеров органи­ зовано общественное бюро жалоб. Руководителем бюро утвержден тов. Жданов П. И. Опыт липецких школ изучает вся республика Урок в школе раньше прово­ дился по такой схеме: учитель сначала опрашивает учеников, проверяя, как они выполнили до­ машнее задание, затем объясня­ ет новый материал и в ко<нце снова дает задание на до.м. Не­ трудно заметить, что при этом основная ставка делалась на до­ машнюю работу детей. Отсюда перегрузка школьников, неуспе­ ваемость, второгодничество и другие беды, с которыми десят­ ки лет боролась педагогическая наука. Особенно наглядно проявились отрицательные стороны старого, так называемого «комбинирован­ ного» урока в новых условиях, когда началась коренная пере­ стройка школы. Лучшие педагоги стали искать новые пути обучения, новые фор­ мы и методы. И эти формы были найдены педагогами Липецкой области. Такие мастера педагогического труда, как учительница 8-й шко­ лы г. Липецка Г. Горская, препо­ даватели 2-й Задонской и 1-й Ус- манской школ В. Провоторова и А. Глотова и другие выработали новый тип эффективного урока. На этрм уроке ни один ученик не сидит без дела ни минуты. Процессы повторения пройден­ ного, изучения и закрепления но­ вого материала, проверки зна­ ний учащихся сливаются в один необычно емкий и результатив­ ный процесс обучения. В резуль­ тате за 45 минут урока ученики успевают сделать очень многое. Новый урок позволяет в значи­ тельной степени разрешить и другие педагогические проблемы. Уменьшается число неуспеваю­ щих учеников, создаются пред­ посылки для полной ликвидации второгодничества, ликвидируетс я перегрузка школьников домаш­ ними заданиями. Метод передовых липецких учи­ телей можно смело назвать под­ линно революционным. Он ре­ шительно отметает устаревшие каноны педагогики, открывает широкие перспективы для под­ линного творчества. Он привлек внимание педагогической обще­ ственности Российской Федера­ ции. Коллегия Министерства про­ свещения РСФСР, Академия педа­ гогических наук, профсоюз ра­ ботников просвещения высшей школы и научных учреждений ор­ ганизовали строгую и тщатель­ ную проверку работы педагогов- новаторов и сделали вывод: ли- ^ ж . л . ж . ж . ------ Уже несколько лет трудится в лаборатории доменного цеха Но­ волипецкого завода В. М. Зем­ ская. Сюда пришла она ученицей и стала лаборанткой первого раз­ ряда. Вера Михайловна учится на вечернем отделении металлур­ гического техникума. На снимке: В. М. Земская. Фото Л. Черкашина. пецкие учителя совершили боль­ шое открытие. Их опыт заслужи­ вает распространения. По решению Министерства просвещения РСФСР в марте этого года в Липецке будет про­ ведена республиканская научно- практическая конференция ра­ ботников народного образования по изучению опыта повышения Эффективности урока. В ней, кро­ ме липецких учителей, примут участие около 150 работников на­ родного образования из других областей республики. На днях состоялось первое за­ седание областного оргкомитета по проведению конференции, на котором обсуждались вопросы, связанные с ее организацией. П Л А Н О Н Е У Р Я Д В И Ы Ц Е Ы Сооружение доменной печи на Новолипецком металлургическом заводе завершено. Скоро богатырский агрегат выдаст стране пер­ вый чугун. Отлично трудились на ударном объекте тысячи домно- строителей. Добрую славу снискали себе среди них бригадиры бригад ком­ мунистического труда, которыми руководят Вячеслав Шабдрин (на снимке — в первом ряду слева) и Константин Диогенов (в том же ряду — справа). Фото А. Зенина. В м а г а з и н е о б у в и В обувном магазине № 48, что на проспекте Мира в Липецке, жен­ щина лет тридцати пяти в паль­ то с меховым воротником и в плат­ ке примеряла туфли. А когда она ушла, то на диванчике, где она си­ дела, продавщица Лида Любимова заметила кошелек. Лида хотела вернуть покупательницу, но ее уже не было. Лида тут же сообщила об этом заведующей магазином Д. I . Голу­ бевой, В кошельке оказалась зна­ чительная сумма денег. Кошелек с деньгами был сдан в первое отде­ ление милиции. Комсомолка • Лида Любимова пос­ ле окончания десятилетки избрала себе благородную профессию про­ давца и поступила на специальные курсы. И вот шесть месяцев тру­ дится в этом магазине. Старательно работает, всегда внимательна к каждому покупате­ лю, — говорит о ней заведующая магазином Дина Карповна Голубе­ ва. Да и не одна она так работает в этом, дружном коллективе. Бее здесь трудятся с душой, стремятся как можно лучше обслужить по­ купателей. Об этом говорят благо­ дарности покупателей коллективу магазина. И. М ИХАЙЛОВ . Удивительные метаморфозы про­ исходят с некоторых пор е рабочи­ ми ряда предприятий совнархоза, йспокоц веков грузчики не без гор­ дости относили себя к рабочему классу. Но вот росчерком пера пла­ новики совнархоза превратили их, а за одно и тех, кто готовит горня­ кам крепеж, — з служащих. При­ мем. не всех грузчиков совнархоза, а лишь «избранных», из Липецкого рудоуправления. Обязанности им, правда, оставили прежние. Но из числа производственных рабочих вычеркнули. Руководители рудоуправления ду­ мали сначала, что это ошибка. В совнархозе стояли на своем, даже после сигналов и указаний статуп- равления. В планово-экономиче­ ском отделе упорно не желали вклю­ чать в состав промышленно-произ­ водственного персонала не только 60 рабочих рудоуправления, а око­ ло тысячи человек, занятых на са­ мых различных участках промыш­ ленности экономического района. Всегда считали себя непосредст­ венными участниками создания материальных благ рабочие элек­ тротеплосетей. И хотя функции их оставались прежними, в сов­ нархозе их вдруг перестали при­ знавать рабочими и перевели в группу непромышленного персонала. Недоумевали конструкторы Елец­ кого элементного завода: — Почему их коллеги, занятые в техническом отделе, относятся к промышленной группе персонала? А они, хотя и работают над новы­ ми машинами и типами изделий, — нет. В противовес логике и установ­ ленному порядку планирования по указанию совнархоза конструкторов причисляли к непромышленной группе персонала, и они не пользо­ вались узаконенными правами. Никакие указания не могли по­ колебать работников планово-эконо­ мического отдела совнархоза и его начальника т. Кампмана. Признавая ошибку, они не спешили с ее ис­ правлением. И вдруг без всякого нажима из совнархоза на заводы пришел пересмотренный план чис­ ленности рабочих на 1961 год. Только случилось это в январе 1962 года. Нечего и говорить, что Н а м о р а л ь н о - этические тел\Ь 1 СОВЕСТЬ И ПРАВО Эта история началась с телефон­ ного звонка. Руководитель одного нз городских учреждений спрашивал: как ему быть? Работник этого уч­ реждения (назовем его условно Н.) вследствие бухгалтерской ошибки переполучил зарплату в сумме бо­ лее 350 рублей. Часть этой суммы Н. добровольно погасил, а осталь­ ные деньги возвращать отказался. Руководитель просил разъяснить, имеет ли право учреждение прину­ дительно взыскать деньги и можно ли наказать Н. за этот поступок, уволить, скажем, его с работы? Что я мог ответить товарищу? Сказать ему, что формально, по за­ кону, суммы, излишне выплаченные вследствие ошибки, не могут быть взысканы в принудительном поряд­ ке? Сказать, что за эту оплошность должен отвечать бухгалтер? Ответив таким образом, я не по­ грешил бы против закона, и, пожа­ луй, в какой-то степени успокоил руководителя, внушив ему мысль о невозможности принудительного взы­ скания долга. Но как воспримет та­ кой оборот дела Н.? Не возникнет ли у него после этого стремление и впредь на каком-либо ином «закон­ ном» основании урвать у государст­ ва? Народный судья не может ограни­ читься формальным разъяснением закона. Я должен помочь вернуть государству деньги, должен найти и подсказать законные пути дости­ жения этой цели. Я должен, нако­ нец, помочь человеку, оказавше­ муся рабом копейки, понять, что он неправ. Все эти соображения промелькну­ ли у меня, пока руководитель рас­ сказывал подробности дела. Практика нашей жизни подсказа­ ла, что есть у нас мощное орудие воздействия на сознание людей. Это орудие — сила общественного мне­ ния, наша прогрессивная коммуни­ стическая мораль. Выяснив, как работает Н., каковы его взаимоотношения с товарища­ ми, я посоветовал поставить вопрос на рассмотрение общего профсоюз­ ного собрания. Я не сомневался, что коллектив учреждения поможет Н. разобраться в его поступке. Применять меры дисциплинарного воздействия, а тем более увольнять Н., я не рекомендовал. * * * Несколько дней спустя, в конце рабочего дня ко мне в кабинет по­ стучали. Вошел мужчина. Он был несколько возбужден, чувствовалось, что его посещение в неприемные ча­ сы вызвано какими-то особыми об­ стоятельствами. Я предложил ему сесть и рассказать о цели его при­ хода. Он назвал свою фамилию, долж­ ность и место работы — эго был Н. — Мне посоветовали обратиться к вам*—начал Н.,—и я рассчитываю на вашу помощь. Вначале Н. говорил спокойно, об­ стоятельно рассказал о себе, о сво­ ей работе, но когда дошел до требо­ вания администрации возвратить из­ лишне полученные деньги, стал воз­ мущаться, обвинять руководителя и бухгалтера. Чувствовалось, что че­ ловек пришел не за советом, не за помощью, а скорее, с целью убедить меня в правильности.своего поведе­ ния, Он просил разъяснить ему за­ кон, спрашивал мое мнение. Я заме­ тил ему, что в разъяснении закона он, по-видимому, не нуждается, т. к. совершенно ясно, что он уже получил где-то достаточно квали­ фицированную консультацию, и я могу лишь подтвердить то, что за­ писано в законе. — Но меня травят в коллективе, преследуют! А сегодня даже реши­ ли обсудить на общем собрании, — возбужденно заявил мне Н. — Я ушел оттуда, оставив им записку, что профсоюзное собрание не впра­ ве изменять существующих законов! После таких слов невольно заду­ маешься. Что хотел сказать своим поступком Н.? Что мнение коллек­ тива ничто перед стеной, составлен­ ной из букв закона? Или что ему вообще безразлично мнение товари­ щей о нем и его поведении? Види­ мо, и то и другое. Я подумал также, что, проявив яв­ ное пренебрежение к коллективу, Н. сам испугался своего поступка и при- шел ко мне, чтобы заручиться моей поддержкой. Нет нужды говорить о том, на чьей стороне были мои симпатии. Но я считал, что и Н. нужно по­ править, нужно разбить его уверен­ ность в собственной правоте. И сде­ лать это нужно было именно сейчас, когда он ожидал моей поддержки. Я ответил, что профсоюзное соб­ рание, действительно, не вправе менять наших законов, и вряд ли оно будет пытаться делать это. Но никто не может запретить коллек­ тиву высказать свое мнение о че­ ловеке и о его поступке. — И если вас интересует мое личное мнение, как гражданина и коммуниста, то я осуждаю ваш поступок, считаю его несовместимым с нашей моралью. — Но ведь от этого никто не пострадает! — воскликнул Н. — Я возмещу бухгалтеру то, что с него взыщут. Тем более, что он должен уплатить только одну третью часть своей зарплаты. Что же еще надо? Он по-прежнему видел во всей этой истории только материальную сторону вопроса и все еще норовил урвать какую-то долю для себя. У государства, мол, денег много. Не обеднеет, если он, Н., прикарманит малую толику. — Что вы посоветуете мне де­ лать? — наконец спросил Н. — Завтра же попросить местком и администрацию созвать собра­ ние. На собрании извиниться перед товарищами за недостойный посту­ пок и заявить, что вы погасите до­ бровольно излишне полученные деньги. Другого выхода нет. Вы противопоставили себя коллективу и вновь завоевать его уважение мож­ но лишь честным признанием сво­ их ошибок и последующей без­ упречной работой, — ответил я. Н., немного подумав, сказал: •— Хорошо. Прошу вас завтра с утра позвонить к нам на работу и передать товарищам наш разговор. Скажите, что я хотел бы извинить­ ся перед ними и погасить долг. Я выполнил эту просьбу. Но у меня сложилось такое впечатле­ ние, что Н. пошел на этот шаг, не отрешившись полностью от своих ошибочных взглядов. В его желании извиниться перед собранием и обе­ щании погасить долг, скорее, про­ глядывал страх, боязнь серьезных осложнений на работе, чем чисто­ сердечное раскаяние. Тем не менее, первый шаг к этому был сделан. Я не стану подробно рассказы­ вать, как реагировал коллектив на поведение Н. после его ухода с собрания. Достаточно сказать, что требование о его немедленном увольнении с работы было едино­ душным, и мне с трудом пришлось убеждать товарищей в необходи­ мости повторного обсуждения это­ го вопроса. При этом местный коми­ тет постановил провести собрание лишь в том случае, если Н. в трех­ дневный срок погасит долг. На второй день Н. внес переполучен- ные деньги и просил местком, что­ бы на собрание пригласили меня. Местком передал мне эту просьбу, и я ответил согласием. * ф * До начала собрания оставалось несколько минут, когда Н. подошел ко мне и передал обыкновенную ученическую тетрадь. Я открыл пер­ вую страницу и обнаружил письмо, адресованное первому секретарю обкома КПСС. Письмо большое, усеянное восклицательными и во­ просительными знаками. Уже бег­ лое знакомство с ним давало пред­ ставление о его содержании — это была жалоба на коллектив, на ру­ ководителя, «осмелившихся» обсуж­ дать поведение Н. в то время, как он «не сделал ничего противоза­ конного». Н. просил помочь ему и просил, чтобы на собрании, где бу­ дет решаться вопрос о нем, присут­ ствовал один и? секретарей обко­ ма партии. Меня удивил и возмутил тон письма — в нем совершенно не чувствовалось раскаяния, признания ошибок. Наоборот, в нем обвиня­ лись все, кроме автора. Видимо, не зная о том, что решение обсудить вопрос о нем на собрании было под­ сказано мною, Н. довольно объек­ тивно воспроизводил в письме и наш с ним разговор. Собрание предложило Н. выска­ заться по существу дела. Выступле­ ние Н. было похоже на письмо, ко­ торое было у меня в руках, с той только разницей, что он в общих выражениях признавал нетактич­ ность своего поведения, но зато упорно цеплялся за законность от­ каза возвратить излишне получен­ ные деньги. —< Я решил поступить по зако­ ну, — заявил собранию Н. Я понял, что Н. хитрит. Попро­ сив пригласить меня на собрание и заявив здесь о своем намерении подчиниться закону, он явно рас­ считывал, что я поддержу его. Как же иначе? Не может же народный судья выступить против законопо­ ложения и отвергать установленные законом нормы. Он обязан привет­ ствовать выступление Н. и этим пресечь дальнейшие разговоры — такова была, видимо, логика его размышлений. Но Н. не понял, что у нас нет противоречий между юридическим правом и моралью. В основе совет­ ского права лежит коммунистиче­ ская мораль. Выражение воли на­ рода, его сознания, его морали — вот что такое наши законы. Они твердо охраняют право трудящихся на труд, на счастливую жизнь, на радость. Но никогда и никому не удастся использовать их в качестве ширмы для неблаговидных поступ­ ков. Об этом и рассказал я собра­ нию. Выступавшие товарищи резко критиковали поступок Н. Речь шла не столько о излишне полученных деньгах, сколько 6 морали совет­ ского человека, о поведении Н. в свете требований нашей морали. Вспоминались и другие факты не­ правильного поведения Н. Слушая выступающих, я испы­ тывал настоящую гордость за на­ ших людей: они говорили о том, что сделало государство для совет­ ского человека, о великих правах нашего народа, его завоеваниях. Их просто удивлял поступок Н., и они не могли мириться с тем, что среди них есть человек, способный осквер­ нить их понятие о чести, достоин­ стве, гордости. Это был большой разговор, разговор о морали совет­ ского человека. Собрание подходило к концу, высказались почти все присутству­ ющие. Они требовали увольнения Н. с работы, считали для себя по­ стыдным работать с ним рядом. А я думал: какие выводы сделает для себя Н.? Его выступление на собрании, его письмо в обком, ко­ торое я продолжал держать в ру­ ках, не давали мне покоя: они сви­ детельствовали о намерении Н. продолжать «бороться за правду». Если Н. поймет собрание до конца, он должен рассказать товарищам об этом письме, должен уничтожить его. Такие действия Н. говорили бы о его глубоком раскаянии, говори­ ли бы о том, что он отказался от своих неправильных представлений. Председатель предоставил Н. возможность выступить еще раз. Н. поднялся со стула, посмотрел на строгие лица товарищей и, ни сло­ ва не говоря, подошел ко мне. Протянув руку к тетради, сказал: — Разрешите мне ее взять. Я отдал тетрадь. Повернувшись лицом к товарищам, Н. не спеша разорвал ее на мелкие кусочки, а затем, будто освободившись от тя­ желой ноши, вернулся на свое место. — Это собрание будет моим вто­ рым университетом, — сказал он.— Вторым по счету, но не по значе­ нию. Сегодня я услышал о себе то, что я заслужил. Этот урок ос­ танется в моей памяти на всю жизнь. Я только что порвал свою жалобу в обком. Вместе с ней я порвал со своими прошлыми ошиб­ ками. Я прошу мне поверить. Коллектив оставил Н. на рабо­ те — и не ошибся. Недавно я по­ интересовался его поведением. «Он стал совсем иным человеком» — таково единодушное мнение кол­ лектива. Так закончилась эта невыдуман­ ная история — история конфликта между правом и моралью, между человеком и коллективом. Мораль и коллектив вышли из этого кон­ фликта победителями. И это не случайно. Мы успешно строим коммунизм, воспитываем людей будущего — будущего, где будет безраздельно господствовать коммунистический способ производства, где споры между людьми будут разрешаться на основе самой передовой, самой прогрессивной коммунистической морали. В ЧЕПЕ ГИН , председатель Липецкого городского суда, плановики руководствовались не интересами дела. Если где и были допущены излишества или нехват­ ка рабочей еилы — изменить поло­ жение задним числом нельзя. Одновременно в совнархозе изме­ няют и задание по производитель­ ности труда на 1961 год. Теперь темп роста ее указывается в отчет­ ности значительно ниже достигну­ того уровня. Вот здесь-то и кроется причина всех превращений, здесь и зарыта «тайна» своеобразного планирова­ ния. Умышленно или нет, но в течение года совнархоз узаконивал очковти­ рательство. Фактически на ряде предприятий в сфере материально­ го производста было занято больше рабочих, чем учитывалось, поэтому производительность труда в отчет­ ных данных завышалась. Общест­ венность не знала об истинных тем­ пах роста важнейшего показателя. Дутые планы, касающиеся числен- В совнархозе формально плани­ руют производи­ тельность труда. пости производственных работников, мешали установить действительное положение, сложившееся на пред­ приятиях, мешали мобилизовать все имеющиеся внутренние резервы. Между тем, коллективы большин­ ства промышленных предприятий настойчиво искали пути роста про­ изводительности труда и добились за третий год семилетки значитель­ но большего темпа, чем планировал совнархоз. В конце года оказалось, что этот темп составил 4,9 процен­ та. Вот тут-то в плановом отделе сов­ нархоза и решили исправить «ошиб­ ки» планирования. Рассудили про­ сто. Зачем показывать в отчетах та­ кой рост, если он перекрыл цифру, данную Госпланом. Ведь, чего добро, го, на новый 1962 год Госплан даст еще большее задание. Не лучше ли показать поменьше выполнение, а заодно и навести порядок с чис­ ленностью. Что и говорить, история раскры­ вается, мало сказать, некрасивая. Это результат укоренившейся по­ рочной практики планирования без учета реальных возможностей, без знания дела на предприятиях. Внешне вроде все выглядит бла­ гополучно. И планы перевыполнены, и .темп роста производительности труда выдержан. Но до этому важ­ ному показателю 24 предприятия совнархоза не справились с зада­ нием, а некоторые, выполнив уста­ новленный план, не достигли тем­ пов, которые предусматриваются семилеткой. Так, на Елецком заводе гидроап­ паратуры план роста производитель­ ности труда, который дал совнар­ хоз, выполнен. Но темп роста от­ стает от намеченного семилетним планом на 4 процента. Уровень, на­ меченный семилеткой, взят из рас­ чета автоматизации и механизации производства. А она ведется на за­ воде медленно. Вместо того, чтобы добиться форсирования этих работ, совнархоз избрал более легкий путь — занизил план. В нашем социалистическом хо­ зяйстве план является законом дея­ тельности производства, орудием руководства. Но как можно ориен­ тироваться на планы, которые да­ ются с опозданием и по нескольку раз пересматриваюгря. Так, заводу гидроаппаратуры в* прошлом году шесть раз изменяли план произво­ дительности труда, то уменьшая, то увеличивая численность рабочих. При этом корректировка обычно бывает весьма внушительная. На­ пример, в начале прошлого года заводам управления машинострое­ ния первоначальное задание по росту производительности труда да­ валось — 11 процентов. А к кон­ цу года его свели до 3 процентов, (в сравнении с 1960 годом). Не удивительно, что и сейчас в управлении не принимают всерьез цифру 1962 года — 17,2 процен­ та. Все равно, мол, хоть в середи­ не года, да пересмотрят. Руководи­ тели управления доказывают нере­ альность задании для отдельных предприятий, надеясь на корректи­ ровку, и ежемесячно вносят по­ правки. Так, едва успели дойти до заводов планы 1962 года, как из совнархоза шлют изменения. На­ пример, тракторостроители получили в первой декаде две корректировки плана. Из управления машинострое­ ния в это же время сообщили об изменениях в планах на Липецкий станкостроительный, Чаплыгинский и Елецкий агрегатные заводы. Повторяется история прошлого года, когда задание по темпу роста производительности — 2,7 процен­ та фактически было доведено до предприятий лишь в январе 1962 года, а еще в ноябре и декабре сов­ нархоз ориентировал на более низ­ кую цифру — 2,4 процента. И хо­ тя государственный план не пол­ ностью был доведен до предприятий, задание по росту производительно­ сти труда в ноябре считалось вы­ полненным на 105 процентов. Теперь в планово-экономиче­ ском отделе ссылаются на то, что виной всему Тракторный завод, ко­ торый не выполнил задания по ко­ лесному трактору, а имел завышен­ ную численность рабочих. Куда же смотрели в совнархозе, когда сни­ жали заводу план по валу, но оста­ вили передержку рабочих? Все эти просчеты и неувязки очень мешают работе предприятий. Такие планы скорее тормозят движение вперед, чем способствуют ему. Они дезори­ ентируют коллективы. Непродуманное планирование яв­ ляется результатом того, что в уп­ равлениях совнархоза больше руко­ водствуются догадками и меньше всего анализируют возможности предприятий. Темпы роста промышленного про­ изводства у нас могли бы быть зна­ чительно выше, если бы в каждом управлении изучали резервы повы­ шения производительности труда, строго контролировали их использо­ вание. А резервы у нас в промыш­ ленности огромные. Достаточно сказать, что только в октябре прош­ лого года не справились с нормами выработки 12 процентов всех ра­ бочих - сдельщиков, занятых на предприятиях совнархоза. За этой цифрой — сотни и сотни людей, на тысячи рублей недоданной продук­ ции. Плохо поставлены организация и нормирование труда. ^Больше поло?,т вины действующих норм выработ­ ки технически не обоснованы. На­ пример, на Елецком агрегатном за­ воде в минувшем году из 601 нор­ мы — 388 опытно-статистические, а на заводе Гидроаппаратуры тех­ нически обоснованные нормы со­ ставляют немногим больше 1 про­ цента. Отсюда и большое перевыполне­ ние норм выработки. На Станко­ строительном заводе оно составило 34 процента, на заводе Гидроаппа­ ратуры — 29 процентов. Это пос­ ле того, как произведено упорядо­ чение норм и зарплаты! Вот где кроются огромные воз­ можности. В совнархозе знают . о них, но плохо помогают их исполь­ зовать. Экономисты заводов говорят о большом разрыве, существующем между планом выработки, который дается в рублях, и действительны­ ми затратами труда. Такие задания даются без учета сложности про­ дукции, которую выпускает завод. Например, на елецком заводе «Про­ жекторные угли» угольные столбы считаются «выгодными», ибо за­ траты труда на них невелики, а цена такой продукции большая. Когда их много выпускали, произ­ водительность труда сильно росла. Но вот увеличилось производство элементных углей, стоимость кото­ рых значительно ниже, а трудоем­ кость выше — и затраты возросли, а план дается без их учета, только по денежным затратам. В совнархо­ зе жЪ считают выработку в рублях, не принимая во внимание специфи­ ку производства. Конечно, проблема планирования очень сложная. Но беда в том, что в совнархозе, соглашаясь с тем, что ее надо решать, все же оставляют прежний порядок. Р. Щ ЕГОЛЕВА , инженер облстатуправления, Г. ШЕВЧЕНКО . Стегаловские контрасты Стегаловка — большое, красивое и богатое село. Труженики местного колхоза «Заря коммунизма» выра­ щивают высокие урожаи зерновых и овощей, добиваются неплохих ре­ зультатов в производстве продук­ тов животноводства. За последние годы в Стегаловке появился большой отряд интеллиген­ ции: учиIелей, медицинских работ­ ников, специалистов сельского хо­ зяйства. День ото дня меняется и внешний облик села. Построены доб­ ротные здания для больницы, вете­ ринарного пункта, сельского Совета. Многие колхозники из подслепова­ тых хатенок переселились в простор­ ные и светлые дома. Хороши и кор­ пуса животноводческих ферм. А вот сельский клуб по-прежнему находится в старом дырявом доме с цементным полом. В таком же при­ мерно состоянии и многие другие общественные учреждения: магази­ ны, библиотека, аптека и даже прав­ ление сельхозартели. Почтовое отде­ ление, например, ютится на задвор­ ках села, в маленькой, неприспособ­ ленной комнатушке. В Стегаловке нет до сих пор бани. Причина стегаловеких контрастов кроется не в материальных затруд­ нениях (колхоз достаточно богат), а просто в нежелании местных руково­ дителей по-вастоящему заняться об­ щественным строительством. Ведь оно потребует дополнительных за­ бот. А это, видимо, пугает руково­ дителей хозяйства. П. ПОЛОСИН. Долгоруковский район,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz