Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
г Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ГГ йш 1962 г., М Ш С2445) РЕЧЬ ТОВАРИЩА Н. С. Х Р УЩЕ ВА (Продолжение. Начало на 1-й стр.). декларативный, показной харак тер. Они пытаются выдать свою негативную позицию за приемле мую, а нас изобразить в виде про тивников соглашения. Но рассмот рим существо предложений Соеди ненных Штатов Америки. Как известно, США после долго го промедления внесли наконец «Схему основных положений дого вора» о разоружении. Эта схема показывает, что позиция США в отношении всеобщего и полного разоружения остается в своей ос нове отрицательной, хотя по вто ростепенным вопросам и по форме эта позиция теперь больше пригла жена и содержит немало слов о ра зоружении. Но на деле «Основные положения» не предусматривают как раз основного: полного запре щения ядерного оружия, уничтоже ния всех запасов, накопленных го сударствами. ликвидации военных баз на чужих территориях. Согла ситься с таким «разоружением», значит обмануть народы, нанести вред укреплению дела мира. Снова, как и в прошлом, едва начались переговоры, США и их партнеры предприняли попытку пе реключить все внимание от вопро сов разоружения на пресловутую проблему международного контро ля, пытаясь уверить, что вся суть проблемы разоружения в конт роле. Что же касается существа пред ложения США по контролю, то это лишь слегка подновленные, но все те же старые требования установить контроль без разоружения. Правда, теперь это обставляется более тон ко, чем раньше, но суть остается прежней — создание легализован ной системы международного шпи онажа в интересах потенциального агрессора. Русский народ по по воду таких «новинок» говорит: тех же щей, да пожиже влей. Наша позиция проста и понятна. Она состоит в том, чтобы ликвиди ровать различные виды вооруже ния, один за другим, полностью. При этом в нашем проекте догово ра каждый шаг в области всеобще го и полного разоружения неиз менно „сопровождается мерами стро гого международного контроля. Но мы против установления контроля за тем вооружением, ко торое еще остается. Контроль за остающимся оружием обязательно будет разведкой, выяснением того, не изменилось ли в результате со кращения вооружений соотношение сил и нет ли возможности исполь зовать это изменение для нападе ния. Ни одно уважающее себя государство не может согласиться па такой контроль. Западные державы домогаются всеобъемлющего контроля, предла гая в то же время весьма ограни ченные меры по разоружению. США предлагают начать разоруже ние с сокращения на 30 проц, имеющихся у государств средств доставки ядерного оружия к цели и некоторых видов обычных воо ружений. Но спрашивается, ослабляется ли при этом реальная угроза вой ны? Нет, ведь сохраняется огром ный термоядерный потенциал. Со вершенно прав уважаемый премь ер-министр Индии г-н Неру, заяв ляя: «Разоружение перестало быть вопросом сокращения вооружений. Четвертой части ядерного арсенала великих держав достаточно для того, чтобы опустошить весь мир». Далее, предлагая на первом эта пе сократить на 30 проц, количе ство межконтинентальных и гло бальных ракет. США хотят оста вить неприкосновенной существу ющую систему военных баз. США фактически не предусматривают ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях и выво да с таких территорий иностран ных войск даже на третьем этапе разоружения. Неужели правитель ство США думает, что Советский Союз согласится сократить на пер вом этапе 30 проц., а на втором этапе еще 35 проц, запасов своих наиболее мощных, наиболее со вершенных боевых ракет в усло виях, когда американские военные базы, размещенные с таким расче том, чтобы нанести с них удар по нашей территории, останутся в полной неприкосновенности? Мы не Браги самим себе и никогда на такое, с позволения сказать, разо ружение не пойдем. й , наконец, при таком подходе к вопросу согласие США на частич ное разоружение выглядит как уловка, придуманная для того, что бы раскрыть все наши арсеналы национальной безопасности, то есть раскрыть двери перед системой разведки и шпионажа и тем самым (облегчить задачу потенциального агрессора. Так называемые меры инспекции по зонам, которые пре дусматривает американская «схе ма», также преследуют очевид ную цель —* установить точную дислокацию советских ракетно- ядерных средств. И в данном слу чае, используя выражение самих американцев, «хвост разведки вер тит собакой политики». Все трудности в вопросе о кон троле возникают из-за того, что западные державы по существу отрывают его от выполнения реша ющей задачи: действительного ра зоружения. Мы еще раз обращаем ся к западным державам: примите наши предложения о всеобщем и полном разоружении, и мы примем любые ваши предложения о конт роле. Правительство США предлагает создать крупные международные вооруженные силы и настаивает на том, чтобы оснастить их ядерным оружием. За образец таких сил бе рутся, в частности, так называе мые «войска ООН» в Конго. За конно возникает вопрос мы уже не раз его ставили —- кто будет командовать этими вооруженными силами, кто ими будет распоря жаться? США говорят, что ими бу дет командовать ООН. Но что это означает на практике? В аппарате ООН при его нынешней структуре, как хорошо показали события в Конго, господствующее положение занимают те самые державы, кото рые управляют НАТО. В этих усло виях согласиться с предложением США, значит пойти на самоубийст во, самим разоружиться и дать НАТО возможность использовать международные вооруженные силы для того, чтобы диктовать нам свою волю. Единственно разумное решение проблемы состоит в равных воз можностях распоряжаться междуна родными силами. Сейчас в ООН представлены три группы госу дарств и каждая из них должна иметь равные с другими права и возможности. А разве можно считать нормаль ным тот факт, что в ООН из-за про тиводействия США до сих пор не заняла своего законного места Ки тайская Народная Республика! Только при условии равенства всех групп государств не будет злоупотреблений международными вооруженными силами в ущерб ка- кой-^ибо из групп стран. Само собой разумеется, не может быть и речи о том, чтобы в распоряжение международных вооруженных сил было передано ядерное оружие. Это было бы равнозначно глумле нию над народами, которые требу ют навсегда избавить их от ужасов ядерной войны. США далее предлагают предо ставить международному суду, в котором не существует права вето, полномочия выносить обязательные для государств решения, в том числе и по вопросам обеспечения мира и безопасности. Это предло жение, ломающее, по сути дела, устав ООН, сводящее на нет роль Совета Безопасности как главного органа по поддержанию междуна родного мира и безопасности, на правлено на ущемление интересов Советского Союза и на подмену ООН новой международной поли тической системой.* в которой за падные державы рассчитывают за нять господствующее положение. Разве можно пойти на это? Конеч но, нельзя. Эти предложения на правлены не к укреплению, а к подрыву дела мира. США по-прежнему отказываются устанавливать общий срок осущест вления мероприятий всеобщего и полного разоружения, хотя и назы вают теперь сроки для первых двух этапов. Положения американ ской схемы сформулированы та ким образом, что они дают запад ным державам возможность беско нечно затягивать процесс разору жения и даже сорвать его, если они придут в тот или иной момент к выводу, что по стратегическим соображениям им выгодно пойти па это. Не могу, наконец, умолчать и о том, что —* как все больше выяс няется в Женеве —• США вообще не хотят заключать договора о всеобщем и полном разоружении, который обязывал бы государства в строго определенные сроки лик видировать свою военную машину. Представители американского пра вительства прямо говорят нашим делегатам в Женеве, что правитель ство США никогда не подпишет, а конгресс не ратифицирует договор о всеобщем и полном разоружении. Из всего этого видно, что США лишь говорят о разоружении, а на деле занимают противоположную позицию. Советский Союз, как это он де лал и в прошлом, готов учесть все пожелания западных держав, кото рые не противоречат задаче реше ния проблемы всеобщего и полного разоружения. Но таких пожеланий еще очень мало. Мы готовы внимательно рассмот реть каждое предложение наших партнеров по переговорам, искать и находить взаимоприемлемые пути, продвигающие вперед дело разра ботки договора о разоружении. Мы готовы приложить максимум^ уси лий к тому, чтобы работа Комите та 18-ти в Женеве увенчалась ус пехом, чтобы коллективными уси лиями была разработана действен ная программа разоружения. Международная общественность выступает за заключение договора о разоружении, дает советы, как преодолеть разногласия. В этом отношении заслуживают внимания некоторые положения послания кон грессу английского философа Бер трана Рассела. Лорд Рассел говорит: «Я хотел бы. чтобы каждый представитель Запада на переговорах заявил: «Я твердо уверен в том, что ядерная война хуже всемирной победы ком мунизма». Я хотел бы, чтобы каж дый представитель Востока на пе реговорах заявил: «Я твердо уве рен в том, что ядерная война хуже всемирной победы капитализма». Та из сторон, которая откажется заявить это, заклеймит сама себя, как врага человечества и сторон ника истребления человечества». Мы, представители социалисти ческого мира, никогда не заявляли, что ради победы коммунизма во всемирном масштабе готовы развя зать термоядерную войну. Наш вождь В. И. Ленин еще в первые годы революции провозгласил по литику мирного сосуществования государств с разным социальным строем, и заявил, что борьба с ка питалистической системой должна быть перенесена в сферу экономи ческого соревнования. Мы полно стью стоим на этих ленинских по зициях. Мы понимаем послание г-на Рассела не как призыв к тому, чтобы был выдвинут ультиматум: или война и атомная смерть или же признавайте коммунизм, и на оборот: или ядерная война или признавайте капитализм. Мы счи таем, что если та или другая сто рона будет добиваться победы ее идеологии, ее политики путем на ращивания вооруженных сил, воен ных угроз, то, конечно, дело будет двигаться к мировой термоядерной войне. Перед лицом всего мира мы заявляем, что нам чужда политика развязывания мировой войны для победы коммунистической идеоло гии. Мы исходим из того, что в мире есть две системы: одна система го сударств базируется на капитали стических основах, другая система базируется на учении марксизма- ленинизма, на социалистических основах. Между этими системами идет идеологическая и политиче ская борьба. Мы стоим за то, что бы эту борьбу не переводить в войну между государствами с раз ным социальным строем, а за то, чтобы решать эти вопросы в мир ном соревновании. Пусть каждая страна социалистического и капи талистического мира доказывает преимущества своего строя на мирном поприще. Главные показа тели этого преимущества: какая система — капиталистическая или социалистическая — обеспечивает народу больше благ как материаль ных, так и духовных, .более высо кий жизненный и культурный уро вень народных масс, какая система дает возможность действительной свободы личности, обеспечивает бурное развитие производительных сил, культуры,' науки в интересах человека, в интересах народа. Мы считаем, что на этой основе должен быть решен спор, чья си стема, чьи взгляды являются про грессивными, какой строй действи тельно служит интересам народных масс. Та система, которая докажет свои преимущества, будет завоевы вать умы человечества. Программа всеобщего и полного разоружения, предложенная Совет ским правительством, служит на иболее ярким и сильным доказа тельством нашего стремления ре шать спорные вопросы не путем войны, а на основе мирного сорев нования. Вместе с тем она говорит о нашей уверенности в том, что мы выиграем в мирном соревнова нии с капитализмом. С другой сто роны, те, кто сопротивляется разо ружению, говорят о неизбежности войны между капиталистическими и социалистическими государствами, те не верят в силу капитализма, в его победу в мирном соревновании с социализмом. Поэтому они хвата ются за ядерную войну, как за якорь спасения. Представители правящих кругов западных стран во всеуслы шание заявляют, что лучше атом ная смерть, чем победа коммуниз ма. Вот, например, бывший министр иностранных дел Италии г-н Пел ла заявил: «Италия скорее пред почтет подвергнуть себя риску атомного нападения со стороны Со ветского Союза, чем попасть под коммунистическое господство»: лорд Бердвуд говорил в палате лордов 11 февраля 1959 года: «Я скорее предпочел бы уничтожение, чем жизнь в коммунистическом мире». Родней Джильберт — аме риканский автор —- в книге «Кон курентное сосуществование — но вый советский вызов» «—• провоз глашает: «Пусть будет проклят мир без победы над коммунизмом». И даже один из праволейборист ских вожаков Доннели кликушески твердит: «Мы лучше умрем, чем станем красными». Это очень опасные заявления. Они свидетельствуют о том, что некоторые представители Запада хотят перевести соревнование из области экономической, из области проверки историей преимуществ той или иной системы — в область войны. Это означает, что многие защитники империализма потеряли уверенность в возможности капи тализма выиграть соревнование с социализмом и готовы пойти на развязывание мировой истребитель ной войны, на смерть миллионов и миллионов людей ради сохранения капитализма. Мы, коммунисты, уверены в си ле социализма, в его преимущест вах. И это уже доказано историей. За короткий отрезок времени со циализм показал свою жизненную силу, свое превосходство в темпах развития экономики, в развитии науки, техники, народного образо вания, в предоставлении подлинных свобод народным массам. Те вы соты, которые ныне занимает Со ветский Союз, — это ярчайшее свидетельство преимуществ соци ализма. Мы не боимся соревнова ния с капитализмом. Пусть и ка питализм, как это предлагает г-н Рассел, Откажется от войны и пере ведет спор с социализмом в плос кость мирного соревнования. Великое значение нашей пози ции состоит в том, что решение основного спорного вопроса совре менности о том, какой строй луч ше, *— а в этом споре многие представители правящих кругов Запада видят главную причину не избежности военных столкновений *—мы переводим из военной обла сти в область мирного соревнова ния стран с разным социальным строем. Тем самым создается воз можность избавить человечество от термоядерной войны/ Радикальное средство обеспече ния мира —- это полная ликвида ция материального аппарата вой ны, На пути к этому Советское правительство не исключает, а на против считает необходимым дого вориться о проведении ряда ме роприятий, которые способствовали бы разрядке международной на пряженности, укреплению доверия между государствами и значитель но облегчили бы осуществление всеобщего и полного разоружения. Такими мерами мы считаем созда ние в различных районах зон, сво бодных от ядерного оружия, отказ от дальнейшего распространения ядерного оружия, вывод войск с территорий иностранных государств, запрещение пропаганды войны, за ключение пакта о ненападении между странами НАТО и Варшав ского договора и другие. Мы много раз, например, про бовали договориться с западными державами по ограниченной про грамме разоружения, но неизменно наталкивались на их отказ. Взять хотя бы наши предложе ния по разоружению, которые мы внесли на рассмотрение западных держав в 1955 году. Это не были предложения о всеобщем и полном разоружении, речь шла тогда лишь о сокращении вооруженных сил СССР и США до уровня 1,5 млн. человек, причем эта цифра появи лась совсем н е .случайно — запад ные державы сами называли ее в ходе тогдашних переговоров. И что же? Как только мы согласились принять уровень 1,5 млн. человек для СССР и США, наши партнеры забили отбой и отклонили это предложение. В 1957 году Советское прави тельство предложило договориться хотя бы о частичных мерах разо ружения. В число таких мер мы и на этот раз включили предложение самих западных держав — о созда нии зон аэрофотосъемок с целью выявления тайной подготовки аг рессии, Как вы, вероятно, помните, с идеей аэрофотосъемок носился в то время президент Эйзенхауэр. Одну зону аэрофотосъемок мы предложили создать в Европе глу биной по 800 км в обе стороны от линии разграничения вооруженных сил НАТО и Варшавского договора. В эту зону вошли бы территории ГДР, Польши, Чехословакии и це лая полоса советской территории. А другая зона должна была охва тить весь наш Дальний Восток до Байкала и равновеликую часть американской территории. В тот же период мы выдвинули еще одно предложение — о размещении контрольных постов на железно дорожных узлах, в портах, на ав томагистралях с целью предотвра щения внезапного нападения. В этом мы тоже учитывали пожела ния западных держав. Ну, а что же получилось, какая судьба постигла наши предложения о зонах аэрофотосъемок и конт рольных постах? Они были откло нены Соединенными Штатами Аме рики и другими державами НАТО, о чем можно-лишь сожалеть 4— ведь каждому понятно, что если бы в то время удалось договориться на предложенной нами основе, опас ность возникновения войны была бы сейчас куда меньше. Тепещ>, когда главным средством нашей обороны стали ракеты и генералы НАТО готовы душу черту зало жить. лишь бы узнать их размеще ние, эти меры уже нельзя осущест вить вне рамок всеобщего и полно го разоружения. Советское правительство с раз ных сторон подходило к проблеме разоружения. На протяжении ряда лет мы предлагали, например, до говориться о выводе иностранных войск с германской территории или, на первое время, о сокраще нии этих войск на Уз, имея в виду добиться ослабления напряженно сти в Европе, где непосредственно соприкасаются вооруженные силы обеих группировок государств. Но и это предложение Советского пра вительства повисло в воздухе из-за отрицательной позиции за падных держав. К сожалению, западные державы не хотят соглашений по вопросам разоружения. Их негативная пози ция особо отчетливо проявляется в отказе от соглашения о прекраще нии испытаний всех видов атомно го и водородного оружия. Ядерные испытания — это, ко нечно, еще не ядерная война. Но их последствия для человечества уже сейчас весьма серьезны. Но вая крупная серия ядерных испы таний, проводимая правительством США совместно с правительством Англии, явилась вызовом человече ству. Дело дошло до того, что США проводят испытания ядерного ору жия в космосе, не считаясь с тем, что воздействие этих испытаний на условия жизни людей может ока заться весьма опасным. Президент Кеннеди заявил: «В нашей стране нет никаких опасно стей для здоровья, и в результате наших испытаний они не появят ся». Г-н Кеннеди сказал неправду населению своей страны. Современ ные данные науки говорят, что американские испытания приносят огромный вред здоровью людей. Кроме того, на земле существуют не только жители США, но и анг личане, русские, китайцы, японцы, французы, итальянцы и другие на роды.. А те, кто проводит такие испытания, даже не считают нуж ным вспомнить о них и о том, ка кой вред наносят здоровью этих народов. Каждому ясно, что, проводя но вую, самую крупную серию испы таний ядерного оружия, США и их союзники хотят обеспечить себе военные преимущества и усилить агрессивный курс. Эту опасную для дела мира политику они прово дят упорно уже долгие годы. Вы помните, что в 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке пре кратил испытания ядерного оружия. А как поступили США, Англия и Франция? Они усилили гонку воо ружений. Франция начала испыта ния атомных бомб. Агрессивный блок НАТО стал открыто угрожать нам войной из-за германского мир ного договора. В этих условиях Советский Союз был вынужден при нять меры к совершенствованию своего термоядерного оружия, что бы охладить иные горячие головы, предлагавшие покончить с Россией «одним ударом». Мы совершили бы преступление перед своим народом, перед всем человечеством, если бы не вос препятствовали опасному развитию событий летом 1961 года. Все, кто следит за международными собы тиями, знают, что ракетно-ядерная мощь Советского Союза служит ре шающим средством защиты мира и уже не раз спасала человечество от мировой войны, которую пытались развязать империалистические кру ги Запада. И сейчас, когда милита ристы в западных странах усилива ют свой агрессивный курс, мы не можем не заботиться о мерах, ук репляющих оборонную мощь СССР, всего социалистического лагеря. Укрепляя свою мощь, Советский Союз действует не только в своих интересах, но и в интересах всего человечества, в интересах поддер жания всеобщего мира. Однако мы ни в коем случае не удовлетворены тем, что нам приходится отдавать много сил и средств изготовлению современного оружия. Наши науч ные и технические кадры могли бы найти гораздо лучшее примене ние своим знаниям и опыту. Совер шенствование оружия в социали стических странах —«■ это вынуж денная необходимость. Было бы значительно лучше все оружие вы бросить в море и потопить его. Мы стоим за всеобщее и полное разору жение. Мы готовы вместе со всеми державами, имеющими ядерное ору жие, подписать соглашение о за прещении всех испытаний этого оружия. Это было бы крупным ша гом на пути к всеобщему разоруже нию. Но одностороннего разоруже ния стран социализма никто от нас не дождется! Выбравшийся на волю «атомный джин» был бы уже давно загнан в бутылку, если бы западные держа вы не противились этому. Конт роль над прекращением испыта ний теперь не представляет какой- либо проблемы. Состояние совре менной науки позволяет без особого труда обнаруживать с помощью на циональных средств контроля лю бые взрывы ядерного оружия. Со глашение о запрещении испытаний ядерного оружия давно было бы за ключено, если бы западные держа вы проявили на переговорах хотя бы долю той доброй воли, которую проявляет СССР. Весной этого года правительство США направило за границу три де легации: одну —* на переговоры в Женеву, другую — на сессию сове та НАТО в Афинах и третью '— са мую многочисленную ■—• в район Мир, как сказал выдающийся представитель мировой культуры Мартин Андерсен Нексе, нужен «для того, чтобы трудиться, для того, чтобы радоваться, для того, чтобы сделать жизнь прекрасной!» Разоружение и мир могли бы от крыть поистине неисчерпаемые ис точники созидания, которые ныне забиваются милитаризмом. Огром- островов Рождества и Джонстона— для руководства ядерными испыта ниями. Деятельность какой из этих делегаций с наибольшей отчетли востью отражает подлинную сущ ность американской политики? По всему видно — второй и третьей. А делегация в Женеве —■ это лишь своеобразное «прикрытие». Совсем недавно, 16 июня с. г., министр обороны США Макнамара заявил: «Мы не можем надеяться на то, что нам удастся приблизиться к нашей цели, если мы не будем действовать с позиции силы». Нынешние взрывы над островом Рождества и есть реальное осу ществление этой политики. Они бьют по надеждам народов. Но они не могут ни ослабить, ни поколе бать нашу волю к борьбе за разо ружение, за прекращение ядерных взрывов повсеместно и навсегда. Сама история все более властно требует: уничтожить все орудия и средства войны. Уважаемые делегаты! Разрешите мне теперь сказать несколько слов о германском вопросе. Этот вопрос не имеет прямого отношения к ра зоружению, но тесно с ним связан. Мирное урегулирование с Германи ей и нормализация на этой основе положения в Западном Берлине ос лабило бы международную напря женность и создало хорошую базу для продвижения вперед и дела разоружения. Это находит все большее понимание у многих госу дарственных деятелей. В самом деле, те, кто стремится к миру, не могут не испытывать серьезной тревоги, поскольку очаг военной опасности в центре Евро пы становится все более зловещим. Западногерманский милитаризм и реваншизм, принесший неимовер ные страдания народам, снова от кормлен молоком монополий США и все более открыто становится на путь агрессии, на путь авантюр. Хотя канцлер Аденауэр изображает из себя противника гитлеровского режима, он опирается на гитлеров ских генералов и офицеров’, про водит по существу гитлеровскую политику. Вот факты. За время своего правления Аде науэр израсходовал на вооружение Западной Германии больше средств, чем Гитлер на подготовку ко вто рой мировой войне. Военные рас ходы Гитлера за 1933— 1939 го ды составили 90 млрд, марок, а расходы канцлера Аденауэра толь ко за 1950— 1961 годы — 100 млрд, марок. Над этими цифрами не может не задуматься миролюби вое человечество, ибо это «— циф ры смерти и народных страданий. Гитлеровские генералы получили право командовать сухопутными войсками НАТО в Европе. Поя во инственную музыку боннских ре ваншистов уже начинают марши ровать некоторые европейские страны, начинают пританцовывать даже великие державы. Военщина ФРГ яростно сопротив ляется разоружению и смягчению международной напряженности. В свое время, в 1874 году, один из идеологов германского милитариз ма Мольтке цинично заявлял: «Веч ный мир — это мечта и притом даже некрасивая». Многое измени лось на свете с тех пор. Неизмен ной, однако, остается каннибаль ская идеология германского мили таризма. Военный министр Штраус всеми силами противится любому плану разоружения. Боннская воен щина рвется к атомной бомбе и, как показала Афинская сессия со вета НАТО, уже близка к тому, что бы ее получить. В Бонне не скрывают своих пла нов насильственного пересмотра ито гов минувшей войны, ревизии гра ниц Германии, установленных Пот сдамским соглашением. Боннский министр Зеебом заявляет: «Чехо словакия, Польша и Советский Союз не должны льстить себя на деждой. что мы отказались от тер риторий за Одером и Нейссе». Ему вторит премьер-министр Шлезвиг — Гольштейна фон Хассель: «Наши территориальные требования про стираются далеко за пределы линии Одер — Нейссе. Мы хотим снова иметь старые области немецкого господства». Дело доходит до того, что иные реваншистские политики — и гос подин Брандт среди них — позво ляют себе выступать с угрозами по адресу социалистических стран. Послушать эти речи, присмот реться к делам боннских полити ков, так можно усомниться, живут ли они в 1962 г. или же стрелки их часов застыли в период гитле ровских захватнических походов. Советский Союз стоит за то, что бы навсегда подвести черту под второй мировой войной, заключить ные ресурсы, бросаемые в бездну военных приготовлений, могли бы быть переключены на удовлетворе ние неотложных нужд, которых так много у человечества. В последнее время на Западе, в том числе и в США, проблема ра зоружения приковывает внимание все более широких слоев населения. В ряде случаев ученые дают трез- 6 двумя германскими государства ми мирный договор и на этой основе нормализовать чреватое взрывом положение в Западном Берлине. Казалось бы, это единствен но возможная и разумная позиция, Между тем, правительства США, Англии и Франции выступают про тив заключения германского мир ного договора. Они стремятся уве ковечить оккупационный режим в Западном Берлине, сохранить там свои войска. Но разве можно ми риться с тем, чтобы в центре Ев ропы находилась пороховая бочка* к которой поднесен горящий фи тиль? Разве это отвечает интере сам населения Западного Берлина или какой-либо стоаны? Это отвечает лишь целям фаб рикантов смертоносного оружия и реваншистам Западной Германии* Собственно говоря, государственные деятели западных стран, от которых зависит соглашение о заключении мирного договора, сами это понима ют, и не идут на его заключение только потому, чтобы не обидеть? своего союзника канцлера Аденауэ ра. Сейчас Западная Германия и ез/ вооруженные силы становятся уже основным ядром агрессивных сия НАТО и все больше начинают опре делять политику этого блока. Т$ же, кто считает, что они являются лидерами, потакают западногерман ским реваншистам, объясняя этс* тем, что не следует нарушать един-' ство западных стран. Под лозунгом сохранения единства западных стран, т. е. стран НАТО, они идут на поводу у агрессивных сил Запад ной Германии. » Нельзя не видеть и другое. Ны нешняя оккупация Западного Бер лина — это уже давно не та окку пация, которая имелась в виду при подписании четырехсторонних союз нических соглашений после разгро ма гитлеровской Германии. В этих4 соглашениях ставилась цель— лик-* видировать германский милитаризм’ и нацизм, предотвратить угрозу но-: вой войны со стороны Германии. Се годня же оккупированный Западный ' Берлин есть особого рода военная , база НАТО, где содержатся войска'* держав этого агрессивного блока*] она направлена против своих быв-,, ших союзников — Советского Сою-,* за, Польши, Чехословакии и ряда ■[ других стран, воевавших с титле-., ровской Германией. Мы стоим за то, чтобы предоста-! вить Западному Берлину, как само стоятельной политической единице*/ самые наДе'ЖШе,,,меЖдУйирЬ^йе га рантии, признать за его населением* право свободно определять обрая своей жизни. Западные же державы ‘ заботятся не о судьбе населения За падного Берлина, а о сохранения там своей военной базы. Советское правительство сделали' ряд шагов, направленных к дости- ■ жению взаимоприемлемых решений, „ согласившись на замену при опре - ) деленных условиях оккупационных войск в Западном Берлине войсками, ООН или нейтральных государств/ Поскольку по этому вопросу не бы- > ло достигнуто договоренности, мы- высказываемся за то, чтобы в За-* падном Берлине были размещены1 войска Норвегии и Дании или же* Бельгии и Голландии, а также вой ска Польши и Чехословакии. Эта войска, разумеется, должны нахо диться под флагом ООН, а не пред ставлять существующие военные| группировки. Время идет! Если западные дер жавы не проявят и впредь желания содействовать ликвидации остатков второй мировой войны, то социали- стическим странам вместе с други ми миролюбивыми государствами на останется ничего иного, как заклю чить мирный договор с ГДР, со все ми вытекающими последствиями.^ Пример Лаоса показывает, чтщ при наличии стремления к соглаше нию можно найти пути урегулирова ния самых сложных и запутанных международных проблем. Ликвида ция остатков второй мировой войны жизненно необходима в интересах дела мира, и с решением этой про блемы нельзя дальше тянуть. Разо ружение, исключение войн из жиз ни общества, установление прочного мира на земле — составляет одну из самых заветных целей советскогд народа и его правительства. Еще в прошлом столетии выдаю щийся американский поэт Генри Лонгфелло в своей известной «Пес не о Гайавате» призывал «все наро ды к совещанию» и предлагал им: «Закопайте в землю луки... Закурите трубку мира»... Хотя я некурящий, но право, был бы счастлив закурить трубку мира вместе с руководителями всех дер жав! вый анализ возможных социальных и экономических последствий всеоб щего разоружения. Заслуживают внимания выводы, к которым пришла группа ученых- экепертов, подготовившая недавне по поручению Организации Объеди ненных Наций доклад об экономиче ских и социальных последствиях ра- (Окончание на 3-й стр.). I I I . М и р б е з о р у ж и я — в е л и к о е б л а г о д л я в с е г о ч е л о в е ч е с т в а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz