Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

I т е л * 1962 г., М 155 (24391 ЛЕ НИ НС К ОЕ ЗНАМЯ ... ^ Чтобы всем светили м ая ки — 25 апреля грязинская межрай­ онная газета «Заря коммунизма» опубликовала социалистические обязательства тружеников сельско­ го хозяйства территориального уп­ равления, которые решили в теку­ щем году продать государству зер­ на, мяса, молока и других продук­ тов полеводства и животноводства гораздо больше, чем в прошлом. В Передовой статье «Нам по плечу большие дела», помещенной в этом же номере, редакция нацеливала: в борьбе за выполнение социали­ стических обязательств четвертого года семилетки мы должны опи­ раться на опыт лучших. И чтобы свет маяков ярко осве­ щал путь к успеху каждого кол­ хозника, механизатора, рабочего совхоза, газета щедро предоставля­ ет свои страницы передовикам и новаторам производства, ударникам коммунистического труда. Она стре­ мится полнее использовать самую богатую в зоне (да и за ее преде­ лами) кладовую передового опыта — совхоз «Петровский»., Материа­ лы из этого хозяйства отличаются конкретностью, деловитостью. Вот статья «Могучая культура». Автор ее Герой Социалистического Труда директор совхоза И. П. Во- ловченко рассказывает о достоин­ ствах гороха. Практическое значе­ ние статьи — в детальном показе того комплекса агротехнических мероприятий, новаторских приемов и методов, которые обеспечивают высокие урожаи гороха при неболь­ ших затратах. Наряду с сахарной свеклой и го­ рохом, в «Петровском» почетное место занимает кукуруза. В про­ шлом году кукурузоводы совхоза собрали с каждого гектара по 55,6 центнера зерна. Как они добились такого успеха, на страницах «Зари коммунизма» подробно рассказал кукурузовод П. С. Глушков. Совхозные животноводы намети­ ли себе рубеж: в нынешнем году откормить по одной свинье в рас­ чете на каждый гектар пашни. Оп­ ределяя этот рубеж, они исходили из накопленного в хозяйстве опыта. Как, организован труд животново­ дов, что дает крупно-групповой от­ корм свиней, кормление животных на выгульных площадках зимой, как лучше всего содержать свиней летних лагерях, рассказал в сво­ ей статье свинарь-механизатор Н. И. Фролов, откормивший в прошлом Идет сбор клубники Хорошая клубника уродилась во втором отделении совхоза имени 15-летия Октября. Собирать ягоды ежедневно-выходят 50—55 человек. Многие из них значительно перевы­ полняют дневные задания. — Свой план — собрать десять тонн клубники мы уже выполнили, — говорит управляющий отделени­ ем Александр, Прокофьевич Шабу­ нин. — Сверх плана соберем еще не менее трех тонн ягод. Н. СИДОРОВ. году 3.129 свиней общим весом 2.260 центнеров. Несомненно, что редакция оказа­ ла большую услугу сельским тру­ женикам, поместив в разделе «Ма­ яки зовут» интересные, поучитель­ ные рассказы о своем опыте бри­ гадира совхоза «Ударник» Усман- екого района С. М. Атаманиченко, знатной свекловичницы области звеньевой колхоза «Россия» Доб- ринского района Т. Е.‘ Соломахиной, свинарки совхоза «Правда» Гря- зинского района П. Н. Комолых и многих других. Но только пропагандировать пе­ редовой опыт — этого мало, и «За­ ря коммунизма» добивается, чтобы хорошее не осталось мертвым капи­ талом. Внедрение опыта кубанского ме­ ханизатора В. Светличного позволи­ ло передовым хозяйствам зоны в прошлом году снизить затраты на выращивание сахарной свеклы. Вот какие интересные данные приводит в своей статье бухгалтер * колхоза имени Фрунзе Добринского района П. Беляев. Не так давно себестои­ мость центнера корней сахарной свеклы обходилась колхозу 1 руб. 50 коп. — 2 руб. А теперь? «В прошлом году,— пишет ав­ тор,— свеклу сеяли на 1.100 гекта­ рах. Средний урожай составил 187 центнеров, а в отдельных звеньях — 300 центнеров. Все работы вы­ полнялись с помощью техники. До­ ход, полученный от сдачи сырья, достиг 457.168 рублей. Чистая прибыль — 270.997 рублей. Та­ ким образом, себестоимость центне­ ра составила 97 копеек». Газета, широко пропагандируя метод В. Светличного, не дает по­ коя тем, кто привык работать по старинке, «без хлопот и забот». В корреспонденциях «Опять тяпка...» из сельхозартели имени Ленина Усманского района и «Преграды на пути новаторов» из колхоза «Ле­ нинский путь» Октябрьского рай­ она, в материалах рейдовых бригад, она критикует руководителей кол­ хозов и совхозов за пренебрежение к механизмам, прогрессивным нов­ шествам, за то, что они робко внед­ ряют передовой опыт. Сейчас в центре внималия редак­ ции, ее селькоровского актива — уборка урожая. И здесь она широ­ ко использует испытанную форму массовой работы — рейды сель­ ских корреспондентов. Участниками рейда проверяются готовность к жатве техники, заго­ товительных пунктов, наличие ме­ ханизаторских кадров, состояние производственного планирования и системы оплаты труда. Сокращение сроков уборки хле­ бов имеет решающее значение в борьбе с потерями. К сожалению, на страницах «Зари коммунизма» мало еще материалов об опыте ма­ стеров раздельной уборки урожая, организации уборочных работ. Пробным камнем в оценке того или иного новшества является эко­ номика. Газета поддерживает то, что выгодно государству, колхозам, колхозникам, что увеличивает про­ изводство продукции при одновре­ менном снижении затрат. В номере от 13 июня появился новый раз­ дел под рубрикой: «Экономика и организация производства». В ре­ дакционной статье «Считать, эконо­ мить, искать», в которой критиче­ ски оцениваются экономя ч е с к и е и о к азатели во многих хозяйствах зоны, приводится такой пример. В минувшем году в совхозе «Красный горняк» один центнер молока обо­ шелся в 18 рублей при плане 11 рублей 60 копеек. ч— Какими дорогами идти, чтобы снизить себестоимость продукции животноводства?-— ставит вопрос газета. И тут же дает ответ. Глав­ ное — заготовлять корма с избыт­ ком, сокращать затраты труда на полях, где растут кормовые куль­ туры, и на фермах. Таким путем идут передовые хозяйства. Матери­ алы разворота этого номера, рас­ крывая опыт лучших хозяйств, убедительно показывают экономиче­ скую выгоду механизации в расте­ ниеводстве и животноводстве. Грязинский район— отстающий в зоне. И задача газеты помочь гря- зинцам глубоко разобраться в при* чинах отставания и скорее преодо­ леть его. Организаторская роль газе­ ты возрастет, если она по-боевому будет вести перекличку участников соревнования— механизаторов, ку ­ курузоводов, свекловодов, доярок, свинарок, пастухов, если будет со­ общать читателям, что делается не только цо критическим мате­ риалам, но и по материалам, пропагандирующим передовой опыт. И еще одно замечание. В сатириче­ ском разделе газеты обличаются т у ­ неядцы, пьяницы, хулиганы, хапу­ ги. А почему бы не выводить на «чистую воду» и консерваторов? Трудно переоценить значение вдохновляющего примера передовых хозяйств, новаторов производства. Это они на деле претворяют в жизнь правило: сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня. Это они проложили пути к достижению высокого уровня про­ изводства и высокой производи­ тельности труда. Сделать их опыт общим достоянием, опорой, приме­ ром для всех — одна из основных задач межрайонных газет Достижения пе­ редовых учите­ лей Липецкой об­ ласти получили широкую извест­ ность. Практика показывает, что опыт липецких учителей общеобразова­ тельных Школ вполне приемлем и для средних специальных учебных заведений. Ведь основной формой обучения в техникумах является также урочная система, а установ­ ка на усиление самостоятельной ра- „боты учащихся в них еще более важ­ на. Педагогический коллектив Л и ­ пецкого кооперативного технику­ ма, готовящий торговые кадры то­ вароведов и бухгалтеров для сис­ темы потребкооперации, приступил к перестройке учебного процесса. Если раньше преподаватели техни­ кума уроки проводили до некоторой степени по шаблону (опрос, изло­ жение нового материала и закреп­ ление пройденного), то теперь они стали более творчески подходить к построению уроков. Хороших ре­ зультатов добились преподавате­ ли Н. Я. Собченко, С. В. Сердо бннцева, А. С. Гаврилова, Л . И. Воробьева, Н. П. Калужина и дру­ гие. Опыт передовых учителей дав­ но интересовал наших преподава­ телей, но только в минувшем учеб­ ном году мы организованно при­ ступили к его изучению и творче­ скому применению. Вопрос об изу­ чении этого опыта рассматривался На партийном собрании техникума, педагогическом совете и в методи­ ческих' комиссиях. Коммунисты и почти все беспартийные преподава­ тели с должной ответственностью отнеслись к этому серьезному делу. Партийное собрание наметило ряд мероприятий по изучению передово­ го опыта и внедрению его в учебную работу техникума. Был ^организован постоянно дейст­ вующий семинар для преподавате­ лей, в работе ^которого приняла участие зав. кабинетом педагогики Института усовершенствования учи­ телей Т. П. Суровкина. Она в сво­ их беседах и лекциях рассказала преподавателям о накопленном опы­ те учителей—мастеров урока. После семинарских занятий преподавате­ ли техникума посетили по 4—5 уро- И В ТЕХНИКУМЕ м ш ш ков у передовых учителей липец­ ких средних школ №№ 1, 2 и '5. Затем, сами начали 'применять новую организацию урока у се­ бя. На первом этапе основной фор­ мой изучения передового опыта была самообразовательная работа преподавателей, взаимопосещение уроков’. Большое значение придаза. лось тщательной подготовке и про­ ведению открытых уроков с после­ дующим их анализом в методиче­ ских комиссиях. > Вначале отдельные преподавате­ ли пытались механически копиро­ вать методику учителей общеобра­ зовательной школы. • Методические, комиссии техникума помогли им разо­ браться в сущности передового опыта и творчески применить его в условиях рабо­ ты техникума. Была учтена специфика средних специальных учебных заведений, а также про­ филь нашего техникума. В связи с этим часто самостоятельная ра­ бота учащихся по объему занимает у нас больше времени, чем в 8—9 классах средних школ. Кроме того, характер практических работ опре­ деляется профилем наших учебных предметов. Практика показала, что такой подход к изучению и внедрению передового опыта вполне себя оп­ равдал. Приведу в качестве при­ мера построение урока по товаро­ ведению продовольственных това­ ров на тему: «Хлебобулочные изде­ лия» из раздела «Зерно и продукты его переработки». Этот урок начался изложением нового теоретического материала, в котором были освещены состояние и перспективы развития хлебопекар­ ной промышленности СССР, схема производства хлеба, нормы выхода печеного хлеба, ассортимент ржано­ го, ржано-пшеничного и пшеничного хлеба. Одновременно проводилось повторение ранее изученного и за­ крепление нового материала. ^в*-**^*1^ -* ^ * * *' * * * А.А *|—,- , ,-и- _ Заведующую сельской библиотекой Мало-Мечковского отделе­ ния совхоза «Синдякинский» Любовь Афанасьевну Колупаеву ча­ сто можно видеть в поле среди свекловичниц. Она читает им га­ зеты, рассказывает о важных событиях в стране и за ее рубежами о новинках литературы. На снимке: Л. А. Колупаева (слева) проводит беседу. Фото А. Гирева. 1 1 1 Ш 1 и 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | и 1 1 1 П 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | , | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | 1 | — Тайга, Иван Платонович, — на­ конец слышится голос Петараева,—■ Сквозь такую стену не проскочит, пожалуй, и мышь. — Твоя заслуга и твоих товари­ щей, — хвалит директор. —„А уби­ рать как будем? — Поработаем, Иван Платонович. Не успеют к сроку новые жатки, переоборудуем еще пяток сенокоси­ лок. Директор и комбайнер продолжа­ ют объезд полей. Делятся прочитан­ ным в последних газетах об уборке гороха в Германской Демократиче­ ской Республике. Там его не косят, а выдергивают. — Интересно, —• говорит Пета- раев. — Может придется кого-нибудь послать к немецким 1 друзьям,—про­ должает мысль рабочего Воловчен- ко. Директор справляется о делах в механических мастерских отделений их шесть. Заходит в кузницы — их тоже шесть. Ремонт комбайнов и жаток закончен. Проверяет подго­ товку бетонных площадок для суш­ ки зерна. От его осанки, уверен­ ной, чуть горделивой, отдает силой, а от его слов, неторопливых, разме­ ренных, веет мудростью. Как все это не похоже на стиль работы не­ которых руководителей: суетливый, нервный, с неизменным: «Давай, да­ вай». ' Партийное слово окрыляет А в это время секретарь парткома Иван Николаевич Стуров занят другим, он посзятил день животно­ водам. Его, как и всех руководите­ лей Совхоза, беспокоит состояние животноводства. Скота в хозяйстве много. Одних коров больше тысячи, несколько тысяч свиней. Плотность на сто гектаров самая высокая не только в Липецкой области, но, на­ верное, и во всем Черноземье. Нын­ че будет продано государству по одной свинье с гектара пашни, про­ изведено 60 центнеров мяса в убой­ ном весе и 330 центнеров молока на сто гектаров сельхозугодий. Немало, но можно Дать больше. Тем более, что совхоз уже много лет обходится своими кормами. Нынче их будет, как говорится, за­ вал. Для приготовления комбикор­ мов строится специальный завод. Секретарь парткома едет от фер­ мы к ферме, от стада к стаду. Везде и всех он знает, как родных, побыть в одном месте час—другой для него вполне достаточно. Вот Политотдельское отделение. Здесь работают свинари Николай Фролов и Владимир Гриднев. Оба коммунисты, молодые, здоровые, от­ личные знатоки своего дела. Нынче обязались откормить 6300 свиней весом по 80 килограммов каждая. Почти половина этого количества уже сдана. Не все ладно сейчас в лагере *— не достает комбикормов. Совхоз не­ много не рассчитал — маловато ос­ тавил себе зерна. Надо ждать до нового урожая. Секретарь парткома понимает состояние свинарей: им неудобно говорить о привесах. Свиньи, конечно, растут, прибавля­ ют в весе, в лагере исключены паде­ жи, но 400 граммов привеса в сут­ ки все-таки мало. — Зеленых кормов давайте по­ больше, — говорит Стуров. — Ско­ ро пойдет гороховая ботва, а через две—три недели будет и ржаная мука. А . Все это правильно, — согла­ шается Николай Фролов. — Но... — Знаю, — прерывает его секре­ тарь парткома. — Для слабых по­ прошу выделить обрата, побольше сеянки. Беседуют трое, а беспокоятся о судьбе всего совхоза. Хозяева, ко­ торым вручено большое и ответст­ венное дело. От свинарей — к телятницам. Здесь молодой народ — парни и де­ вушки. У каждого группа молодня­ ка по 40—50 голов.' Утром и вече­ ром свиней пасут, днем в жару за­ гоняют под легкие навесы. К под­ ножному корму добавляют мешанку, обрат. Но привесы у всех разные. — Надо же выбирать пастбища, перегонять стадо с места на место, соображать, что к чему. — Мы стараемся, — говорит озорной веснущатый парень. Его одергивают товарищи: -— Уж ты стараешься! Спишь в холодке. • А телята топчут в это время свеклу и кукурузу. Секретарь парткома хмурится. Он спрашивает ветфельдшера — комсо­ молку, проводятся ли на ферме собрания. — Некогда, *-• слышится нетвер­ дый ответ. — Проведите сегодня собрание и обсудите все дела. Не против, если я приеду? Больше порядка у доярок. Коро­ вы дают по пуду молока в день. Доярки встречают секретаря парт­ кома нетерпеливыми вопросами: как дела на соседних фермах, кто завое­ вал первенство за вторую декаду июня? — Вы, конечно, вы, «— улыбается Иван Николаевич. — Разве со своей Чуланниковой уступите! Чуланникова — лучшая доярка совхоза. Она тут же. Степенная, миловидная, маленькая. Ей приятна похвала партийного секретаря. Битва с дальним прицелом Не следует удивляться этому оп­ ределению. Партия назвала сельское хозяйство ударным фронтом строи­ тельства коммунистического обще­ ства. Поэтому, думается, не будет ошибки и в словах «битва с дальним прицелом». Работа с прицелом побуждает к творчеству. Люди думают не только о сегодняшних делах, но и о буду­ щих. Не случайно, в совхозе «Пет­ ровский» о перспективной плане, разработанном на двадцатилетие, разговаривают свободно и заинтере­ сованно. Мы начали разговор о дальнем прицеле коллектива совхоза. Эти прицелы обширны. Я не буду гово­ рить об образцовой постановке в хозяйстве ремонтной базы, о нали­ чии отличных зернохранилищ, скла­ дов для семян, бетонированных то­ ков и многом другом, что позволя­ ет любую хозяйственную кампанию проводить организованно и в срок. Скажу о новом строительстве. Мы хотим укреплять сельское хозяйстве основательно, на века. Совхоз строит асфальтированную дорогу. Она свяжет хозяйство с районным центром, а впоследствии центральную усадьбу сс всеми отде­ лениями. Родится «петровское коль­ цо» — мечта коллектива. Строится комбикормовый завод. Возводить его совхоз никто не обя­ зывал. Наоборот, многие пожимали плечами: стоит ли? —' Стоит, —• сказали руководите­ ли совхоза. <—> Хватит заниматься бесконечными перевалками зерна. Осенью на государственные склады, зимой — со складов. Или вот школа-одиннадцатилетка. Это тоже дальний прицел. Сейчас в совхозе есть вечерняя средняя шко­ ла рабочей молодежи. Но учащихся в ней мало. А кадров любых специ­ альностей со средним образованием в совхозе очень не достает. Даже не­ которые управляющие отделениями и бригадиры не имеют необходимо­ го образования. Вот тут-то один- надцатилетка годика через три—че­ тыре и скажет свое веское слово. Разговор о перспективных делах совхоза можно продолжать до бес­ конечности. Это удивительная, за­ хватывающая целеустремленность людей коммунистического идеала, которые всем сердцем верят в реаль­ ность новой Программы нашей пар­ тии. Иван Платонович Воловченко и Иван Павлович Ксенз говорят, как о почти свершившемся факте, что в совхозе в ближайшие годы будет изобилие не только мяса и молока, но и рыбы, и меда, и птицы. По этому поводу даже сделаны расчеты п р и ­ былей, И так во всем, в большом и малом. С хорошим боевым накалом жи­ вет коллектив совхоза «Петровский». Пусть этим благородным партийным настроем мыслей и чувств вдохно­ вятся все труженики колхозов и сов­ хозов перед решающей битвой за выполнение решений мартовского Пленума Центрального Комитета партии — уборкой богатого урожая. А. НИКИТИН. П р и с в о е н и е м н о г о д е т н ы м м а т е р я м п о ч е т н о г о з в а н и я »М а т ь - г е р о и н я * Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1962 года по Липецкой области присвоено по­ четное звание «Мать-героиня» с вру* чением ордена «Мать-героиня» и Грамоты Президиума Верховного Совета СССР матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей: 1. Будюкиной Марии Петровне — домашней хозяйке, деревня Копцевы Хутора Трубетчинского района. 2. Быковой Евгении Ивановне — домашней хозяйке, деревня Лукош* кино Елецкого района. 3. Вандышевой Марии Петровне—* колхознице колхоза им. Калинина, Усманский район. 4. Звягиной Екатерине Николаев­ не -— работнице совхоза «Долгору­ ковский», Долгоруковский район. 5. Зубаковой Вере Никифоровне— домашней хозяйке, село Сенцов© Трубетчинского района. 6. Лешко Анне Григорьевне — до­ машней хозяйке, деревня Николаев­ на Добринского района. 7. Подстигаевой Евдокии Сергеев­ не — работнице заготовительной конторы, Долгоруковский район. (ТАСС). Так, говоря о перспективах раз вития хлебопекарной промышлен­ ности, преподаватель поставил пе ред учащимися вопрос о развитии зернового хозяйства по семилетие му плану в СССР и в Липецкой об' ласти. При изучении сырья для про­ изводства хлеба, класс получил задание — дать характеристику сортам ржаной и пшеничной мук# и дрожжей. После рассказа об ассортименте пшеничного хлеба, преподаватель дал учащимся практическое задание на определение цен по прейскуран ту. В ходе урока они также выноЛ' нили 'самостоятельную работу по учебнику — изучили ассортимент ржаного и ржано -пшеничного хлеба. При этом бы­ ли поставлены вопро­ сы, отвечая на кото­ рые учащиеся должны были обратить внима­ ние на отличие спо­ собов приготовления различных ви­ дов хлеба и кратко законспектиро­ вать ответы в своих тетрадях. Были решены задачи на определение кало­ рийности хлебных изделий. Затем преподаватель организовал теоретическое закрепление нового материала, связывая его с ранее пройденным. Он поставил, напри­ мер, такие вопросы: — Что следует понимать под выходом хлеба и муки и какие фак­ торы влияют на образование выхо1- дов? * — Каково влияние химического состава муки на качество хлебных изделий? Чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся должны были применять знания, полученные как на данном, так и на предыдущем уроках. В заключение преподаватель сде­ лал выводы по новому материалу. Учет знаний проводился в ходе всего 2-часового урока, и в конце .были объявлены и занесены в клас- ный журнал оценки 7 учащимся. Оценивались устные ответы по ранее пройденному и новому мате­ риалу, выполнение практических работ (определение цен по прейску­ ранту, решение задач на определе­ ние калорийности)) и самостоятель* ная работа по учебнику. Учет знаний на протяжении всего урока в форме поурочного балла мы сочетаем с другими формами:, письменными контрольными рабо­ тами, зачетной системой по отдель­ ным темам и разделам курса, про­ веркой знаний отдельных учащихся длительным опросом на уроке, а также в форме экзаменов. Повышение эффективности урока позволяет не только лучше изучить новый материал, но и совершенство­ вать ранее полученные знания, со­ кратить объем домашних заданий. Усвоение знаний в основном прохо­ дит на уроках. В мае по заданию правления Рос* потребсоюза была проведена оче­ редная проверка учебно-воспита­ тельной работы в нашем технику­ ме. Проверяющие дали положитель­ ный отзыв об освоении преподава­ телями техникума передового опы­ та липецких учителей. Они отме­ тили, что их уроки насыщены практическими и самостоятельными работами, максимально1 активизи­ руют внимание учащихся, доста­ точно оснащены наглядными посо­ биями. Положительные результаты дает применение поурочного балла. Говорить сейчас о полной пере­ стройке учебного процесса в тех­ никуме еще рано, так как освоение опыта мастеров урока у нас толь­ ко началось. Но уже можно ска­ зать, что это приносит хорошие ре­ зультаты, И. МЕСЯЦ , / директор Липецкого коопера­ тивного техникума. Будуще е В с е л е н н Наблюдая спиральные туман ности, находящиеся за пределами нашей Галактики, астрономы более 40 лет назад столкнулись со стран­ ным явлением. Спектры света, при .ходящего от них на Землю, оказа­ лись смещенными в сторону длин- ных красных волн. Это явление по­ лучило название «красного смеще ния». Объяснить его удалось с по- мощью так называемого эффекта Допплера — закона физики, глася щего, что спектр излучения движу, щегося источника сдвигается в сто­ рону коротких (синих) волн, если источник приближается к наблюда­ телю, и в «красную» сторону, если источник удаляется. Вывод из этого может быть один: все спиральные туманности — а наша Галактика представляет собой одну из них — удаляются от нас. Последующие наблюдения показа­ ли, что «разбегание» спиральных ту­ манностей от нашей Галактики и соответственно друг от друга про­ исходит с большой скоростью и свидетельствует о том, что мир (все звездные системы в целом} расши­ ряется. Итак, ученые признали, что Все­ ленная расширяется во всех напрдв. лениях. Ну, а что же было раньше, до того, как началось расширение? Когда и как возникла Вселенная? С такими вопросами корреспондент АПН Ирина Луначарская обрати лась к известным советским ученым. физикам. — Некоторые полагали, — ска­ зал доктор физико-математических наук, профессор Алексей Абрикосов, — что в «начальный момент» Все­ ленная стала расширяться, внезапно потеряв равновесие и перейдя в не­ устойчивое состояние. Бельгийский аббат Леметр считал, что первона­ чально все вещество Вселенной со­ ставлял один-единственный «атом- отец». Распад первоначального «атома-отца» привел к возникнове­ нию Вселенной и определил ее рас­ ширение. Впервые на научную основу воп­ рос об эволюций мира был постав­ лен советским ученым Александром Фридманом в 1922 году. Применяя общую теорию относительности к вопросу о свойствах Вселенной, как единого целого, Фридман сделал не. которые упрощения. Он предполо­ жил, что вещество в мировом про­ странстве распределяется равно­ мерно. Если мысленно разделить весь мир на области, превышающие размеры нашей Галактики, то плот­ ность распределения вещества по этим областям будет примерно одинаковой. Можно считать, что Вселенная имеет примерно одинако­ вые свойства по всем направлениям. Решая уравнения теории относи­ тельности для условий однородного и равномерного распределения ве­ щества во всех направлениях и объ­ емах, Фридман получил два типа решений (в зависимости от приня- того количества вещества, заклюй ченного во Вселенной), Общий вы* вод гласил, что решение не может быть стационарным, постоянным, а зависит от времени. А раз так, то, следовательно, плотность вещества, распределенного равномерно, долж­ на изменяться с изменением време­ ни, то есть Вселенная должна расширяться или сжиматься. На основании расчета Фридман по­ казал, что одно решение приводит к „ существованию двух «особых тбчек» во времени, как в прошлом, так и в будущем. В другом решении «осо­ бая точка» существует только в прошлом. Попросту это значит, что в некоторый момент времени в про­ шлом началось расширение Вселен­ ной, которое в будущем может сме­ ниться (а может и не смениться) сжатием. Так как эти выводы бьйч получены строго математически из уравнений теории относительности, в справедливости которых никто не сомневается, то, несмотря на пара­ доксальность, игнорировать их быдо невозможно. Расчеты показали, что скорость «разбегания» галактик увеличивает­ ся со временем. Примерно 10 мил­ лиардов лет тому назад скорость их равнялась нулю. Эту точку во вре­ мени можно было бы считать воз­ растом Вселенной или началом ми­ ра, приняв теорию Фридмана. Но уместно напомнить, что со­ зданная Фридманом модель мира является весьма приближенной и в дейс|вительности плотность Вселен­ ной не постоянна. Ведь плотность звезд и планет, например, велика, а межзвездного пространства — мала. Именно из этого реалистического представления о неоднородном, про­ извольном распределении вещества во Вселенной исходят известные со­ ветские физики лауреат Ленинской премии, профессор Евгений Лифшиц и профессор Исаак Халатников — старшие научные сотрудники Инсти. . тута физических проблем АН СССР. Они математически исследовали врз- мсжность возникновения «особых точек» во времени и строго доказа­ ли* что при этих самых общих пред­ посылках «особые точки времени» в решениях уравнений общей теории относительности отсутствуют. Неза­ висимо от того, какой окажется ско­ рость расширения мира, она никог­ да не сможет смениться беспредель­ ным сжатием. А ведь беспредельное сжатие, сжатие в точку означало бы, в конечном счете, конец мира, ■. Если же какое-то сжатие и насту­ пит, то оно обязательно сменится расширением — таков вывод совет­ ских ученых. Вывод этот бесспорен. Ведь если бы даже когда-то мир был однород­ ным, то процессы, непрерывно про­ исходящие в нем, все равно нару­ шили бы такое распределение ве­ щества. Мир развивается, и непос­ редственные наблюдения -неопрозер, жимо подтверждают это. (А П Н ) И н т е р е с н а я в ы с т а в к а В Ельце живет и работает боль­ шой отряд художников. Почти каж ­ дый год они устраивают выставки картин, которые привлекают внима­ ние тысяч тружеников города и ста­ ли традиционными. Недавно в городском Доме куль­ туры открылась выставка работ мо­ лодого художника Ивана Мишина, на которой представлено 120 его лучших произведений. * Радует, что И. Мишин правдиво и искренне показывает жизнь. У него нет произведений холодных, внешне приглаженных, с примелькавшимися штампами. Большинство картин проникнуто живой мыслью. Худож­ ник настойчиво ищет и находит щля своих полотен темы, образы и сю­ жетные ситуации из нашей повсе­ дневной жизни. Мишин много путешествует. Около тре^ месяцев он прожил на берегах Ангары, на строительстве Братской ГЭС. О впечатлениях художника рассказывает серия полотен, в кото­ рых отражен пафос коммунистиче­ ского строительства. Особенно хоро­ ша картина «Вечерние огни». Основное внимание художника уделено тем, кто своими руками создает Братскую ГЭС. Его люди — волевые, сильные. Их портреты свет­ лы, жизнерадостны. Хорошо раскры­ вают характеры такие картины, как «Механизатор», «Молодая колхозни­ ца», «Герой гражданской и Отечест­ венной войн», «Г. М. Мешков». В картинах «Полевые цветы», «Лес», «На берегу реки» и многих других художник с большим чувст­ вом передает поэтичность окружаю* щего его мира, В. СТЕБАКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz