Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
I т е л * 1962 г., М 155 (24391 ЛЕ НИ НС К ОЕ ЗНАМЯ ... ^ Чтобы всем светили м ая ки — 25 апреля грязинская межрай онная газета «Заря коммунизма» опубликовала социалистические обязательства тружеников сельско го хозяйства территориального уп равления, которые решили в теку щем году продать государству зер на, мяса, молока и других продук тов полеводства и животноводства гораздо больше, чем в прошлом. В Передовой статье «Нам по плечу большие дела», помещенной в этом же номере, редакция нацеливала: в борьбе за выполнение социали стических обязательств четвертого года семилетки мы должны опи раться на опыт лучших. И чтобы свет маяков ярко осве щал путь к успеху каждого кол хозника, механизатора, рабочего совхоза, газета щедро предоставля ет свои страницы передовикам и новаторам производства, ударникам коммунистического труда. Она стре мится полнее использовать самую богатую в зоне (да и за ее преде лами) кладовую передового опыта — совхоз «Петровский»., Материа лы из этого хозяйства отличаются конкретностью, деловитостью. Вот статья «Могучая культура». Автор ее Герой Социалистического Труда директор совхоза И. П. Во- ловченко рассказывает о достоин ствах гороха. Практическое значе ние статьи — в детальном показе того комплекса агротехнических мероприятий, новаторских приемов и методов, которые обеспечивают высокие урожаи гороха при неболь ших затратах. Наряду с сахарной свеклой и го рохом, в «Петровском» почетное место занимает кукуруза. В про шлом году кукурузоводы совхоза собрали с каждого гектара по 55,6 центнера зерна. Как они добились такого успеха, на страницах «Зари коммунизма» подробно рассказал кукурузовод П. С. Глушков. Совхозные животноводы намети ли себе рубеж: в нынешнем году откормить по одной свинье в рас чете на каждый гектар пашни. Оп ределяя этот рубеж, они исходили из накопленного в хозяйстве опыта. Как, организован труд животново дов, что дает крупно-групповой от корм свиней, кормление животных на выгульных площадках зимой, как лучше всего содержать свиней летних лагерях, рассказал в сво ей статье свинарь-механизатор Н. И. Фролов, откормивший в прошлом Идет сбор клубники Хорошая клубника уродилась во втором отделении совхоза имени 15-летия Октября. Собирать ягоды ежедневно-выходят 50—55 человек. Многие из них значительно перевы полняют дневные задания. — Свой план — собрать десять тонн клубники мы уже выполнили, — говорит управляющий отделени ем Александр, Прокофьевич Шабу нин. — Сверх плана соберем еще не менее трех тонн ягод. Н. СИДОРОВ. году 3.129 свиней общим весом 2.260 центнеров. Несомненно, что редакция оказа ла большую услугу сельским тру женикам, поместив в разделе «Ма яки зовут» интересные, поучитель ные рассказы о своем опыте бри гадира совхоза «Ударник» Усман- екого района С. М. Атаманиченко, знатной свекловичницы области звеньевой колхоза «Россия» Доб- ринского района Т. Е.‘ Соломахиной, свинарки совхоза «Правда» Гря- зинского района П. Н. Комолых и многих других. Но только пропагандировать пе редовой опыт — этого мало, и «За ря коммунизма» добивается, чтобы хорошее не осталось мертвым капи талом. Внедрение опыта кубанского ме ханизатора В. Светличного позволи ло передовым хозяйствам зоны в прошлом году снизить затраты на выращивание сахарной свеклы. Вот какие интересные данные приводит в своей статье бухгалтер * колхоза имени Фрунзе Добринского района П. Беляев. Не так давно себестои мость центнера корней сахарной свеклы обходилась колхозу 1 руб. 50 коп. — 2 руб. А теперь? «В прошлом году,— пишет ав тор,— свеклу сеяли на 1.100 гекта рах. Средний урожай составил 187 центнеров, а в отдельных звеньях — 300 центнеров. Все работы вы полнялись с помощью техники. До ход, полученный от сдачи сырья, достиг 457.168 рублей. Чистая прибыль — 270.997 рублей. Та ким образом, себестоимость центне ра составила 97 копеек». Газета, широко пропагандируя метод В. Светличного, не дает по коя тем, кто привык работать по старинке, «без хлопот и забот». В корреспонденциях «Опять тяпка...» из сельхозартели имени Ленина Усманского района и «Преграды на пути новаторов» из колхоза «Ле нинский путь» Октябрьского рай она, в материалах рейдовых бригад, она критикует руководителей кол хозов и совхозов за пренебрежение к механизмам, прогрессивным нов шествам, за то, что они робко внед ряют передовой опыт. Сейчас в центре внималия редак ции, ее селькоровского актива — уборка урожая. И здесь она широ ко использует испытанную форму массовой работы — рейды сель ских корреспондентов. Участниками рейда проверяются готовность к жатве техники, заго товительных пунктов, наличие ме ханизаторских кадров, состояние производственного планирования и системы оплаты труда. Сокращение сроков уборки хле бов имеет решающее значение в борьбе с потерями. К сожалению, на страницах «Зари коммунизма» мало еще материалов об опыте ма стеров раздельной уборки урожая, организации уборочных работ. Пробным камнем в оценке того или иного новшества является эко номика. Газета поддерживает то, что выгодно государству, колхозам, колхозникам, что увеличивает про изводство продукции при одновре менном снижении затрат. В номере от 13 июня появился новый раз дел под рубрикой: «Экономика и организация производства». В ре дакционной статье «Считать, эконо мить, искать», в которой критиче ски оцениваются экономя ч е с к и е и о к азатели во многих хозяйствах зоны, приводится такой пример. В минувшем году в совхозе «Красный горняк» один центнер молока обо шелся в 18 рублей при плане 11 рублей 60 копеек. ч— Какими дорогами идти, чтобы снизить себестоимость продукции животноводства?-— ставит вопрос газета. И тут же дает ответ. Глав ное — заготовлять корма с избыт ком, сокращать затраты труда на полях, где растут кормовые куль туры, и на фермах. Таким путем идут передовые хозяйства. Матери алы разворота этого номера, рас крывая опыт лучших хозяйств, убедительно показывают экономиче скую выгоду механизации в расте ниеводстве и животноводстве. Грязинский район— отстающий в зоне. И задача газеты помочь гря- зинцам глубоко разобраться в при* чинах отставания и скорее преодо леть его. Организаторская роль газе ты возрастет, если она по-боевому будет вести перекличку участников соревнования— механизаторов, ку курузоводов, свекловодов, доярок, свинарок, пастухов, если будет со общать читателям, что делается не только цо критическим мате риалам, но и по материалам, пропагандирующим передовой опыт. И еще одно замечание. В сатириче ском разделе газеты обличаются т у неядцы, пьяницы, хулиганы, хапу ги. А почему бы не выводить на «чистую воду» и консерваторов? Трудно переоценить значение вдохновляющего примера передовых хозяйств, новаторов производства. Это они на деле претворяют в жизнь правило: сегодня работать лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня. Это они проложили пути к достижению высокого уровня про изводства и высокой производи тельности труда. Сделать их опыт общим достоянием, опорой, приме ром для всех — одна из основных задач межрайонных газет Достижения пе редовых учите лей Липецкой об ласти получили широкую извест ность. Практика показывает, что опыт липецких учителей общеобразова тельных Школ вполне приемлем и для средних специальных учебных заведений. Ведь основной формой обучения в техникумах является также урочная система, а установ ка на усиление самостоятельной ра- „боты учащихся в них еще более важ на. Педагогический коллектив Л и пецкого кооперативного технику ма, готовящий торговые кадры то вароведов и бухгалтеров для сис темы потребкооперации, приступил к перестройке учебного процесса. Если раньше преподаватели техни кума уроки проводили до некоторой степени по шаблону (опрос, изло жение нового материала и закреп ление пройденного), то теперь они стали более творчески подходить к построению уроков. Хороших ре зультатов добились преподавате ли Н. Я. Собченко, С. В. Сердо бннцева, А. С. Гаврилова, Л . И. Воробьева, Н. П. Калужина и дру гие. Опыт передовых учителей дав но интересовал наших преподава телей, но только в минувшем учеб ном году мы организованно при ступили к его изучению и творче скому применению. Вопрос об изу чении этого опыта рассматривался На партийном собрании техникума, педагогическом совете и в методи ческих' комиссиях. Коммунисты и почти все беспартийные преподава тели с должной ответственностью отнеслись к этому серьезному делу. Партийное собрание наметило ряд мероприятий по изучению передово го опыта и внедрению его в учебную работу техникума. Был ^организован постоянно дейст вующий семинар для преподавате лей, в работе ^которого приняла участие зав. кабинетом педагогики Института усовершенствования учи телей Т. П. Суровкина. Она в сво их беседах и лекциях рассказала преподавателям о накопленном опы те учителей—мастеров урока. После семинарских занятий преподавате ли техникума посетили по 4—5 уро- И В ТЕХНИКУМЕ м ш ш ков у передовых учителей липец ких средних школ №№ 1, 2 и '5. Затем, сами начали 'применять новую организацию урока у се бя. На первом этапе основной фор мой изучения передового опыта была самообразовательная работа преподавателей, взаимопосещение уроков’. Большое значение придаза. лось тщательной подготовке и про ведению открытых уроков с после дующим их анализом в методиче ских комиссиях. > Вначале отдельные преподавате ли пытались механически копиро вать методику учителей общеобра зовательной школы. • Методические, комиссии техникума помогли им разо браться в сущности передового опыта и творчески применить его в условиях рабо ты техникума. Была учтена специфика средних специальных учебных заведений, а также про филь нашего техникума. В связи с этим часто самостоятельная ра бота учащихся по объему занимает у нас больше времени, чем в 8—9 классах средних школ. Кроме того, характер практических работ опре деляется профилем наших учебных предметов. Практика показала, что такой подход к изучению и внедрению передового опыта вполне себя оп равдал. Приведу в качестве при мера построение урока по товаро ведению продовольственных това ров на тему: «Хлебобулочные изде лия» из раздела «Зерно и продукты его переработки». Этот урок начался изложением нового теоретического материала, в котором были освещены состояние и перспективы развития хлебопекар ной промышленности СССР, схема производства хлеба, нормы выхода печеного хлеба, ассортимент ржано го, ржано-пшеничного и пшеничного хлеба. Одновременно проводилось повторение ранее изученного и за крепление нового материала. ^в*-**^*1^ -* ^ * * *' * * * А.А *|—,- , ,-и- _ Заведующую сельской библиотекой Мало-Мечковского отделе ния совхоза «Синдякинский» Любовь Афанасьевну Колупаеву ча сто можно видеть в поле среди свекловичниц. Она читает им га зеты, рассказывает о важных событиях в стране и за ее рубежами о новинках литературы. На снимке: Л. А. Колупаева (слева) проводит беседу. Фото А. Гирева. 1 1 1 Ш 1 и 1 1 1 1 1 1 Ш 1 1 1 1 1 1 | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | и 1 1 1 П 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | 1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | , | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 1 | | | | | | | | | | | | | 1 | — Тайга, Иван Платонович, — на конец слышится голос Петараева,—■ Сквозь такую стену не проскочит, пожалуй, и мышь. — Твоя заслуга и твоих товари щей, — хвалит директор. —„А уби рать как будем? — Поработаем, Иван Платонович. Не успеют к сроку новые жатки, переоборудуем еще пяток сенокоси лок. Директор и комбайнер продолжа ют объезд полей. Делятся прочитан ным в последних газетах об уборке гороха в Германской Демократиче ской Республике. Там его не косят, а выдергивают. — Интересно, —• говорит Пета- раев. — Может придется кого-нибудь послать к немецким 1 друзьям,—про должает мысль рабочего Воловчен- ко. Директор справляется о делах в механических мастерских отделений их шесть. Заходит в кузницы — их тоже шесть. Ремонт комбайнов и жаток закончен. Проверяет подго товку бетонных площадок для суш ки зерна. От его осанки, уверен ной, чуть горделивой, отдает силой, а от его слов, неторопливых, разме ренных, веет мудростью. Как все это не похоже на стиль работы не которых руководителей: суетливый, нервный, с неизменным: «Давай, да вай». ' Партийное слово окрыляет А в это время секретарь парткома Иван Николаевич Стуров занят другим, он посзятил день животно водам. Его, как и всех руководите лей Совхоза, беспокоит состояние животноводства. Скота в хозяйстве много. Одних коров больше тысячи, несколько тысяч свиней. Плотность на сто гектаров самая высокая не только в Липецкой области, но, на верное, и во всем Черноземье. Нын че будет продано государству по одной свинье с гектара пашни, про изведено 60 центнеров мяса в убой ном весе и 330 центнеров молока на сто гектаров сельхозугодий. Немало, но можно Дать больше. Тем более, что совхоз уже много лет обходится своими кормами. Нынче их будет, как говорится, за вал. Для приготовления комбикор мов строится специальный завод. Секретарь парткома едет от фер мы к ферме, от стада к стаду. Везде и всех он знает, как родных, побыть в одном месте час—другой для него вполне достаточно. Вот Политотдельское отделение. Здесь работают свинари Николай Фролов и Владимир Гриднев. Оба коммунисты, молодые, здоровые, от личные знатоки своего дела. Нынче обязались откормить 6300 свиней весом по 80 килограммов каждая. Почти половина этого количества уже сдана. Не все ладно сейчас в лагере *— не достает комбикормов. Совхоз не много не рассчитал — маловато ос тавил себе зерна. Надо ждать до нового урожая. Секретарь парткома понимает состояние свинарей: им неудобно говорить о привесах. Свиньи, конечно, растут, прибавля ют в весе, в лагере исключены паде жи, но 400 граммов привеса в сут ки все-таки мало. — Зеленых кормов давайте по больше, — говорит Стуров. — Ско ро пойдет гороховая ботва, а через две—три недели будет и ржаная мука. А . Все это правильно, — согла шается Николай Фролов. — Но... — Знаю, — прерывает его секре тарь парткома. — Для слабых по прошу выделить обрата, побольше сеянки. Беседуют трое, а беспокоятся о судьбе всего совхоза. Хозяева, ко торым вручено большое и ответст венное дело. От свинарей — к телятницам. Здесь молодой народ — парни и де вушки. У каждого группа молодня ка по 40—50 голов.' Утром и вече ром свиней пасут, днем в жару за гоняют под легкие навесы. К под ножному корму добавляют мешанку, обрат. Но привесы у всех разные. — Надо же выбирать пастбища, перегонять стадо с места на место, соображать, что к чему. — Мы стараемся, — говорит озорной веснущатый парень. Его одергивают товарищи: -— Уж ты стараешься! Спишь в холодке. • А телята топчут в это время свеклу и кукурузу. Секретарь парткома хмурится. Он спрашивает ветфельдшера — комсо молку, проводятся ли на ферме собрания. — Некогда, *-• слышится нетвер дый ответ. — Проведите сегодня собрание и обсудите все дела. Не против, если я приеду? Больше порядка у доярок. Коро вы дают по пуду молока в день. Доярки встречают секретаря парт кома нетерпеливыми вопросами: как дела на соседних фермах, кто завое вал первенство за вторую декаду июня? — Вы, конечно, вы, «— улыбается Иван Николаевич. — Разве со своей Чуланниковой уступите! Чуланникова — лучшая доярка совхоза. Она тут же. Степенная, миловидная, маленькая. Ей приятна похвала партийного секретаря. Битва с дальним прицелом Не следует удивляться этому оп ределению. Партия назвала сельское хозяйство ударным фронтом строи тельства коммунистического обще ства. Поэтому, думается, не будет ошибки и в словах «битва с дальним прицелом». Работа с прицелом побуждает к творчеству. Люди думают не только о сегодняшних делах, но и о буду щих. Не случайно, в совхозе «Пет ровский» о перспективной плане, разработанном на двадцатилетие, разговаривают свободно и заинтере сованно. Мы начали разговор о дальнем прицеле коллектива совхоза. Эти прицелы обширны. Я не буду гово рить об образцовой постановке в хозяйстве ремонтной базы, о нали чии отличных зернохранилищ, скла дов для семян, бетонированных то ков и многом другом, что позволя ет любую хозяйственную кампанию проводить организованно и в срок. Скажу о новом строительстве. Мы хотим укреплять сельское хозяйстве основательно, на века. Совхоз строит асфальтированную дорогу. Она свяжет хозяйство с районным центром, а впоследствии центральную усадьбу сс всеми отде лениями. Родится «петровское коль цо» — мечта коллектива. Строится комбикормовый завод. Возводить его совхоз никто не обя зывал. Наоборот, многие пожимали плечами: стоит ли? —' Стоит, —• сказали руководите ли совхоза. <—> Хватит заниматься бесконечными перевалками зерна. Осенью на государственные склады, зимой — со складов. Или вот школа-одиннадцатилетка. Это тоже дальний прицел. Сейчас в совхозе есть вечерняя средняя шко ла рабочей молодежи. Но учащихся в ней мало. А кадров любых специ альностей со средним образованием в совхозе очень не достает. Даже не которые управляющие отделениями и бригадиры не имеют необходимо го образования. Вот тут-то один- надцатилетка годика через три—че тыре и скажет свое веское слово. Разговор о перспективных делах совхоза можно продолжать до бес конечности. Это удивительная, за хватывающая целеустремленность людей коммунистического идеала, которые всем сердцем верят в реаль ность новой Программы нашей пар тии. Иван Платонович Воловченко и Иван Павлович Ксенз говорят, как о почти свершившемся факте, что в совхозе в ближайшие годы будет изобилие не только мяса и молока, но и рыбы, и меда, и птицы. По этому поводу даже сделаны расчеты п р и былей, И так во всем, в большом и малом. С хорошим боевым накалом жи вет коллектив совхоза «Петровский». Пусть этим благородным партийным настроем мыслей и чувств вдохно вятся все труженики колхозов и сов хозов перед решающей битвой за выполнение решений мартовского Пленума Центрального Комитета партии — уборкой богатого урожая. А. НИКИТИН. П р и с в о е н и е м н о г о д е т н ы м м а т е р я м п о ч е т н о г о з в а н и я »М а т ь - г е р о и н я * Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1962 года по Липецкой области присвоено по четное звание «Мать-героиня» с вру* чением ордена «Мать-героиня» и Грамоты Президиума Верховного Совета СССР матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей: 1. Будюкиной Марии Петровне — домашней хозяйке, деревня Копцевы Хутора Трубетчинского района. 2. Быковой Евгении Ивановне — домашней хозяйке, деревня Лукош* кино Елецкого района. 3. Вандышевой Марии Петровне—* колхознице колхоза им. Калинина, Усманский район. 4. Звягиной Екатерине Николаев не -— работнице совхоза «Долгору ковский», Долгоруковский район. 5. Зубаковой Вере Никифоровне— домашней хозяйке, село Сенцов© Трубетчинского района. 6. Лешко Анне Григорьевне — до машней хозяйке, деревня Николаев на Добринского района. 7. Подстигаевой Евдокии Сергеев не — работнице заготовительной конторы, Долгоруковский район. (ТАСС). Так, говоря о перспективах раз вития хлебопекарной промышлен ности, преподаватель поставил пе ред учащимися вопрос о развитии зернового хозяйства по семилетие му плану в СССР и в Липецкой об' ласти. При изучении сырья для про изводства хлеба, класс получил задание — дать характеристику сортам ржаной и пшеничной мук# и дрожжей. После рассказа об ассортименте пшеничного хлеба, преподаватель дал учащимся практическое задание на определение цен по прейскуран ту. В ходе урока они также выноЛ' нили 'самостоятельную работу по учебнику — изучили ассортимент ржаного и ржано -пшеничного хлеба. При этом бы ли поставлены вопро сы, отвечая на кото рые учащиеся должны были обратить внима ние на отличие спо собов приготовления различных ви дов хлеба и кратко законспектиро вать ответы в своих тетрадях. Были решены задачи на определение кало рийности хлебных изделий. Затем преподаватель организовал теоретическое закрепление нового материала, связывая его с ранее пройденным. Он поставил, напри мер, такие вопросы: — Что следует понимать под выходом хлеба и муки и какие фак торы влияют на образование выхо1- дов? * — Каково влияние химического состава муки на качество хлебных изделий? Чтобы ответить на эти вопросы, учащиеся должны были применять знания, полученные как на данном, так и на предыдущем уроках. В заключение преподаватель сде лал выводы по новому материалу. Учет знаний проводился в ходе всего 2-часового урока, и в конце .были объявлены и занесены в клас- ный журнал оценки 7 учащимся. Оценивались устные ответы по ранее пройденному и новому мате риалу, выполнение практических работ (определение цен по прейску ранту, решение задач на определе ние калорийности)) и самостоятель* ная работа по учебнику. Учет знаний на протяжении всего урока в форме поурочного балла мы сочетаем с другими формами:, письменными контрольными рабо тами, зачетной системой по отдель ным темам и разделам курса, про веркой знаний отдельных учащихся длительным опросом на уроке, а также в форме экзаменов. Повышение эффективности урока позволяет не только лучше изучить новый материал, но и совершенство вать ранее полученные знания, со кратить объем домашних заданий. Усвоение знаний в основном прохо дит на уроках. В мае по заданию правления Рос* потребсоюза была проведена оче редная проверка учебно-воспита тельной работы в нашем технику ме. Проверяющие дали положитель ный отзыв об освоении преподава телями техникума передового опы та липецких учителей. Они отме тили, что их уроки насыщены практическими и самостоятельными работами, максимально1 активизи руют внимание учащихся, доста точно оснащены наглядными посо биями. Положительные результаты дает применение поурочного балла. Говорить сейчас о полной пере стройке учебного процесса в тех никуме еще рано, так как освоение опыта мастеров урока у нас толь ко началось. Но уже можно ска зать, что это приносит хорошие ре зультаты, И. МЕСЯЦ , / директор Липецкого коопера тивного техникума. Будуще е В с е л е н н Наблюдая спиральные туман ности, находящиеся за пределами нашей Галактики, астрономы более 40 лет назад столкнулись со стран ным явлением. Спектры света, при .ходящего от них на Землю, оказа лись смещенными в сторону длин- ных красных волн. Это явление по лучило название «красного смеще ния». Объяснить его удалось с по- мощью так называемого эффекта Допплера — закона физики, глася щего, что спектр излучения движу, щегося источника сдвигается в сто рону коротких (синих) волн, если источник приближается к наблюда телю, и в «красную» сторону, если источник удаляется. Вывод из этого может быть один: все спиральные туманности — а наша Галактика представляет собой одну из них — удаляются от нас. Последующие наблюдения показа ли, что «разбегание» спиральных ту манностей от нашей Галактики и соответственно друг от друга про исходит с большой скоростью и свидетельствует о том, что мир (все звездные системы в целом} расши ряется. Итак, ученые признали, что Все ленная расширяется во всех напрдв. лениях. Ну, а что же было раньше, до того, как началось расширение? Когда и как возникла Вселенная? С такими вопросами корреспондент АПН Ирина Луначарская обрати лась к известным советским ученым. физикам. — Некоторые полагали, — ска зал доктор физико-математических наук, профессор Алексей Абрикосов, — что в «начальный момент» Все ленная стала расширяться, внезапно потеряв равновесие и перейдя в не устойчивое состояние. Бельгийский аббат Леметр считал, что первона чально все вещество Вселенной со ставлял один-единственный «атом- отец». Распад первоначального «атома-отца» привел к возникнове нию Вселенной и определил ее рас ширение. Впервые на научную основу воп рос об эволюций мира был постав лен советским ученым Александром Фридманом в 1922 году. Применяя общую теорию относительности к вопросу о свойствах Вселенной, как единого целого, Фридман сделал не. которые упрощения. Он предполо жил, что вещество в мировом про странстве распределяется равно мерно. Если мысленно разделить весь мир на области, превышающие размеры нашей Галактики, то плот ность распределения вещества по этим областям будет примерно одинаковой. Можно считать, что Вселенная имеет примерно одинако вые свойства по всем направлениям. Решая уравнения теории относи тельности для условий однородного и равномерного распределения ве щества во всех направлениях и объ емах, Фридман получил два типа решений (в зависимости от приня- того количества вещества, заклюй ченного во Вселенной), Общий вы* вод гласил, что решение не может быть стационарным, постоянным, а зависит от времени. А раз так, то, следовательно, плотность вещества, распределенного равномерно, долж на изменяться с изменением време ни, то есть Вселенная должна расширяться или сжиматься. На основании расчета Фридман по казал, что одно решение приводит к „ существованию двух «особых тбчек» во времени, как в прошлом, так и в будущем. В другом решении «осо бая точка» существует только в прошлом. Попросту это значит, что в некоторый момент времени в про шлом началось расширение Вселен ной, которое в будущем может сме ниться (а может и не смениться) сжатием. Так как эти выводы бьйч получены строго математически из уравнений теории относительности, в справедливости которых никто не сомневается, то, несмотря на пара доксальность, игнорировать их быдо невозможно. Расчеты показали, что скорость «разбегания» галактик увеличивает ся со временем. Примерно 10 мил лиардов лет тому назад скорость их равнялась нулю. Эту точку во вре мени можно было бы считать воз растом Вселенной или началом ми ра, приняв теорию Фридмана. Но уместно напомнить, что со зданная Фридманом модель мира является весьма приближенной и в дейс|вительности плотность Вселен ной не постоянна. Ведь плотность звезд и планет, например, велика, а межзвездного пространства — мала. Именно из этого реалистического представления о неоднородном, про извольном распределении вещества во Вселенной исходят известные со ветские физики лауреат Ленинской премии, профессор Евгений Лифшиц и профессор Исаак Халатников — старшие научные сотрудники Инсти. . тута физических проблем АН СССР. Они математически исследовали врз- мсжность возникновения «особых точек» во времени и строго доказа ли* что при этих самых общих пред посылках «особые точки времени» в решениях уравнений общей теории относительности отсутствуют. Неза висимо от того, какой окажется ско рость расширения мира, она никог да не сможет смениться беспредель ным сжатием. А ведь беспредельное сжатие, сжатие в точку означало бы, в конечном счете, конец мира, ■. Если же какое-то сжатие и насту пит, то оно обязательно сменится расширением — таков вывод совет ских ученых. Вывод этот бесспорен. Ведь если бы даже когда-то мир был однород ным, то процессы, непрерывно про исходящие в нем, все равно нару шили бы такое распределение ве щества. Мир развивается, и непос редственные наблюдения -неопрозер, жимо подтверждают это. (А П Н ) И н т е р е с н а я в ы с т а в к а В Ельце живет и работает боль шой отряд художников. Почти каж дый год они устраивают выставки картин, которые привлекают внима ние тысяч тружеников города и ста ли традиционными. Недавно в городском Доме куль туры открылась выставка работ мо лодого художника Ивана Мишина, на которой представлено 120 его лучших произведений. * Радует, что И. Мишин правдиво и искренне показывает жизнь. У него нет произведений холодных, внешне приглаженных, с примелькавшимися штампами. Большинство картин проникнуто живой мыслью. Худож ник настойчиво ищет и находит щля своих полотен темы, образы и сю жетные ситуации из нашей повсе дневной жизни. Мишин много путешествует. Около тре^ месяцев он прожил на берегах Ангары, на строительстве Братской ГЭС. О впечатлениях художника рассказывает серия полотен, в кото рых отражен пафос коммунистиче ского строительства. Особенно хоро ша картина «Вечерние огни». Основное внимание художника уделено тем, кто своими руками создает Братскую ГЭС. Его люди — волевые, сильные. Их портреты свет лы, жизнерадостны. Хорошо раскры вают характеры такие картины, как «Механизатор», «Молодая колхозни ца», «Герой гражданской и Отечест венной войн», «Г. М. Мешков». В картинах «Полевые цветы», «Лес», «На берегу реки» и многих других художник с большим чувст вом передает поэтичность окружаю* щего его мира, В. СТЕБАКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz