Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
1 июня 1 9 6 2 г . , М 1 2 7 (2 4 1 1 ) Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ У С Е Г О Д Н Я ДЕНЬ ЗАЩИТЫ Д Е Т Е Й б у д у щ е е ч е л о в е ч е с т в а Улыбка ребенка 5йг 1нГ. & Улыбка ребенка и атомный гриб на острове Рождества. Мир и угроза войны. Два полюса, две непримиримые противоположно сти, вступившие в решительную борьбу, от которой зависит бу дущее человечества. Сегодня народы всего мира отмечают Международный день защиты детей. Это один из эпи зодов борьбы прогрессивных сил с угрозой войны, одно из много численных сражений за прочный мир, светлое будущее планеты. Это когда матери всего мира демонстрируют свою решимость добиться улучшения условий жиз ни для всех детей. Капиталистический мир считает США страной богатств и изоби лия. В Америке, действительно, немало богатств. Но все они в руках кучки дельцов большого бизнеса. А дети миллионов без работных влачат полуголодное существование. Отцы, не име ющие возможности заработать им на хлеб, вынуждены уходить из дому, так как дети, оставшие ся без родителей, могут полу чить небольшое пособие. Еще хуже положение детей в Латинской Америке, в Африке, в колониальных и зависимых стра нах. По данным ООН, один мил лиард детей на земном шаре страдает от плохого питания и отсутствия надлежащего меди цинского обслуживания. Еже дневно в капиталистическом ми ре пятая часть новорожденных умирает через несколько часов после рождения. Капитализм порождает много страшных зол, лишающих детст ва миллионы несовершеннолет них. Дети Южной Родезии гиб нут на табачных плантациях, по 14 часов в сутки ребятишки иран ской бедноты ткут знаменитые персидские ковры. В Италии и Японии вскрыты скандальные слу чаи торговли детьми. Такова уж звериная сущность капитализма, что для благополу чия и роскоши кучки «боссов» широкие массы должны терпеть лишения и голод, приносить в жертву «желтому дьяволу» нажи вы самое дорогое — счастье, а порой и жиз^ь своих детей. Только социализм коренным образом изменил положение де тей. Советское государство ок ружает своих маленьких граждан огромной любовью, вниманием и заботой. У нас свято выполняет ся ленинский завет — все луч шее детям. Бесплатное всеобщее обучение, постоянная забота о здоровье ребенка со дня его рождения, все условия для раз вития способностей и талантов подрастающего поколения, пра вильное его воспитание, ликвида ция беспризорности и другие проявления внимания Родины к детям мы считаем обычным яв лением. А разве может быть иначе в стране, строящей коммунизм? Дети — будущее нашего общест ва, дети — продолжатели нашего великого дела, дети — наше сча стье. В Советском Союзе действуют почти 200 тысяч школ, в которых учатся 36 миллионов детей, соз дана широкая сеть детских уч реждений. Только в Липецкой области работает 1382 школы, 10 школ-интернатов, 12 детских до- Ясноглазые Вся в зеленом Земля Летит голубою орбитой, Шлейф космической пыли Клубится за ней. И несет на плечах своих Наша планета обжитая И цветы, и озера, % И улыбки детей. Древний путь, Долгий путь. А Земля — молодая! Не прервется в движении Жизни крепкая нить, Потому что опять На Земле подрастает Ясноглазое племя, Чтоб дерзать и творить. День защиты детей — День защиты планеты От беды и напасти, От смертельных дождей. Вся в зеленом Земля, Солнцем ярким согрета, В колыбели своей Осторожно проносит детей. Чтобы не было облака Грибовидного, черного, Чтобы шли облака Легкой стайкой гусей,— Берегите детей. Мир дается упорным. Пусть планета зеленой Летит по орбите своей! В. ЗОРИН. кон о мов, детяс- лей на 5000 мест. Претворяя в жизнь За- школе, липецкие учителя разработали новые, более актив ные формы обучения и воспита ния учащихся. Из года в год рас ширяется строительство школ и детских учреждений. 20 тысяч школьников только города Ли пецка побывают летом в загород ных и городских пионерских ла герях. «Жизнь в нашей стране свобод на и счастлива. И это дает воз можность полностью развивать ся талантам и способностям», __ писала позавчера в сочинении на экзамене выпускница первой средней школы г, Липецка Люда Дарская. А в Вашингтоне один семи классник заявил священнику при ходской школы: «Я думаю, что нам не стоит выполнять домаш ние задания, отец. От нас все равно ничего не останется, и нам незачем учиться». Вот до какой степени запуганы атомным пси хозом дети сегодняшней Аме рики! Нет, наши дети, как и все мы, уверены в будущем, в том, что силы мира победят войну. Атом ные взрывы на острове Рожде ства только показали всему миру подлинный облик лицемеров из Белого дома, умеющих говорить красивые слова о мире и в то же время держать против мира камень за пазухой. Детям принадлежит наша пла нета! Детям принадлежит сча стье. Глядя вперед, в будущее, мы видим расцвет справедливо сти, победу мира, демократии и социализма. Глядя вперед, мы видим неминуемую гибель импе риализма, власти капиталистиче ского «желтого дьявола». Улыбка ребенка сильнее атом ного гриба на острове Рождест ва! Мир сильнее войны! Кровавый мир войны... С ним I сталкивались мы — некоторые в | детстве, некоторые в дни свет- | лой юности, прерванной бомбеж- { ками и обстрелами. А те, кто се- | годня вышел на пенсию и кто | окружен почетом и уважением, в I детстве, может быть, скитались | оборванные и голодные, от од- < ного «хозяина» к другому в по- \ исках пристанища и пищи. | С 8 лет моя мать, ныне уже 1 пенсионерка, пошла «в люди». ; Старшему поколению хорошо ( понятен смысл этого слова. : Девочка бегала по Липецку в ] поисках работы. От всех до- ( мов ее просто прогоняли: мала | ростом. В одном доме барыня ! все-таки выслушала грязную дез- ( чонку, которая умеет нянчить де- 1 тей. Но Таисией зовут господ- | скую девочку, и вдруг прислуга ( — Таиска! Это оскорбительно. С | трудом удалось устроиться к не- | богатым господам нянькой на не- ( сколько лет бесплатно, в благо- 1 дарность за то, что ее будут кор- 5 мить. Революция освободила де- ( вочку от неволи. Хозяева в стра- 3 хе бежали за границу. Таиска < вместе со всеми выходила на улицу, пела революционные пес ни, носила красный флаг и чув ствовала себя уже настоящим че- ! ловеком. Прошло много лет. Теперь у | нее взрослые дети, никто из 1 ’ них не знал «хозяев», жил и вос питывался под солнцем любимой | 5Родины. О ни строили социализм, | боролись с фашизмом. Один сын ( погиб. Ему было всего 20 лет. 1 Сколько смелой, свободолюби- ' вой, гордой молодежи погубили ( фашисты на земном шаре! Мир | завоеван ценою многих жертв. Я— учительница. Вся жизнь учи- I теля связана с детьми, с моло- | дежью. Десятки пар глаз детей < смотрят на меня внимательно во ( время урока, слушают, а потом | пишут, склонившись над тетра- ' дями. Они любят учиться и начи- ( нают понимать, что от них зави- ] сит будущее всей земли. Ребята • будут преображать землю, откры вать новые тайны космоса и преумножать богатства, создан- | ные руками человека. Вот Галя Попова, одаренная де- | вочка, очень много читает, любит 1 4узыку. О нэ мечтает поступить в | консерваторию. Но она с боль- | шим удовольствием работает и в < школьной мастерской. Может | быть, она станет техником, маете | ром или инженером, будет рабо- 1 тать на заводе. Она пишет: «В Это было в про шлом году. Кро шечная девочка сидела перед на ми, нервно теребя выцветший подол старенького платья. Светлые, редко видевшие гребешок волосы обрам ляли „нежное личико. Большие се рые глаза смотрели испуганно и тоскливо. Такой пришла Тамара Ал* тух она в Лебедянский детский дом. ...Сначала все это ей казалось сном. Уютные спальни с чистыми кроватками, чистая, светлая столо вая, комната, где можно пригото вить уроки и поиграть с подругами. В этой комнате особенно ей полю бился телевизор. Как сразу изменилась ее жизнь! Просыпаясь раньше всех, Тамара чутко прислушивалась к звукам и шорохам. Вот по коридору разда ются тихие шаги. Мария Алексеев на обходит спальни. Эту ласковую тихую женщину Тамара успела по любить всем сердцем. Она ждет, по ка воспитательница подойдет к ее кроватке и, заметив, что девочка не спит, погладит ее по льняным воло сам и скажет ласково и тихо: — Спи, еще рано... Тамара прижмется щекой к ее теплой ладони и сердечко забьется часто и сладко... Идут минуты, часы, и дом все больше и больше наполняют звуки. Заговорили дежурные по кухне — начали готовить завтрак ребятам, пришли воспитатели, директор. На конец, — подъем. Зашевелился, за гудел детский дом. Ребята быстро одеваются, убирают спальни. Стар шие, окончив туалет, спешат на подмогу малышам. Дружная большая семья начинает свой трудовой день. У девочки сразу появились дру зья и подруги. Катя и Эмма повели О т ч и й м Тамару в сад, ^показали ей огород, лошадь, свиней, кур, кроликов. — Это все наше, — сказали девочки. — Мы сами за ними уха живаем. ДАмара узнала о том, что со свое го участка ребята собрали много плодов и ягод. На деньги, выручен ные от продажи, ездили на экскур сию в Ленинград и Мичуринск. И нынче готовится много интересных экскурсий. Дети побывают в Воро неже, пойдут в походы по родному краю. Каждую неделю в детском доме демонстрируются кинофильмы. Ребя та сами оборудовали кинозал. Кино аппарат приобрели на деньги,зарабо танные в совхозе. Как равная, вой дя в эту семью, Тамара из пугливой и забитой девочки быстро преврати лась в резвого, веселого ребенка. Ее звонкий смех раздается то в одном, то в другом конце дома. А когда на ступила весна, вместе со всеми де вочка пошла на огород — готовила парники, сажала желтые головки лука. Ей ведь тоже хочется поехать на экскурсию! Однажды утром все проснулись радостные и возбужденные. Сегодня празднуют день рождения тридца ти ребят. С утра начались приго товления. С кухни тянуло ароматом варений и печений. Старшие девот ки вместе с поваром готовили име нинный торт, праздничный обед. И он удался на славу. Это отме тили и приехавшие в гости шефы. Они привезли именинника^ хоро шие подарки: два велосипеда, много кукол и настольных игр и мечту Два мира судьбы Ц и ф р ы и ф а к т ы В капиталистическом мире 250 миллионов детей школьного воз раста не умеют читать и писать. Франция, которая столько лет несла на своих плечах бремя войны в Алжире, не выделяет и половины необходимых средств для народного образования. В Испании 10 миллионов неграмот ных, не хватает Ю тысяч школ. * * * По данным ЮНЕСКО, в мире голодают и живут в нищете 600 миллионов детей. Из каждых 100 тысяч детей, рождающихся в Италии, 1.700 умирают от истощения и отсутствия меди цинской помощи. В Иране 75 де тей из 100 умирают, не дожив до 15 лет. В Мексике 95 про центов заболеваний детей вызва ны истощением организма. Миллионы детей капиталисти ческих стран вынуждены выпол нять непосильную работу на за водах, в шахтах, на плантациях. В Иране на коврово-ткацких фабриках дети 4—10-летнего возраста работают по 13—14 ча сов. Многим из них ничего не платят, так как предпринимате ли считают их учениками. В странах Африки—самая вы сокая в мире смертность. В Кон го, например, из-за отсутствия медицинской помощи половина детей умирает, не достигнув и года. нашей стране дети не только учатся, но и трудятся. Советские люди строят самое прекрасное в мире общество. Это общество зовется коммунизмом. В комму нистическом обществе труд ста нет потребностью, счастьем и радостью для каждого ' человека. Тунеядцам не будет места среди нас. Труд и мир неотделимы». Таня Мосевцова— исключитель но трудолюбивая девочка. Она не пропустит ни одного слова учи теля при объяснении, не оставит невыполненным ни одного зада ния и очень любит коллектив, товарищей. Таня — член совета дружины. Она проверяет, как пионеры школы заботятся о сво их учебниках, как выполняют письменные домашние задания, как ведут дневники, как убираю* классы и собирают металлолом. У Тани отец и мать — участники Великой Отечественной войны. Они были тяжело ранены на фронте. Отец умер, мать — стала инвалидом. Тане приходится де лать дома все самой. Но она ре шила во что бы то ни стало кон чить одиннадцать классов и пой* ти на производство.. У нее все отметки отличные. Она пишет в сочинении о том, что в словах «Один за всех — все за одного» заключен большой смысл. Чув ство коллективизма издавна при суще русскому человеку. В этом чувстве раскрывается внутренняя красота советского человека, ко торый все силы, все способности, всю энергию направляет на борь бу за счастье своего народа, за его светлое будущее. Олег Мызников любит читать о Суворове. Он готов сегодня стать солдатом и совершать под виги во имя Родины. Недаром он выбрал для сочинения изре чения Суворова: «Трудно в уче нье— легко в бою». Но еще больше он любит при роду и пишет в сочинении, что каждый пионер обязан озеленять улицы. Сколько наивной прелести в детских сочинениях! Олег еще не знает, кем он будет. Да это и не столь важно. Главное — каким человеком он стремится стать. А он хочет быть настоящим со ветским человеком, воспитывать в себе лучшие качества строите ля коммунизма. Наташа Мамышева любит ино странные языки. Ей нравится узнавать о жизни народов всех стран, слышать их речь. Она уже читает книги на английском язы ке. Наташа'— председатель сове та дружины. Ей хочется везде участвовать. А вечером ей надо спешить в танцевальный кружок, она увлекается народными тан цами. Сидят в классе 37 мальчиков и девочек. У каждого свои мысли, волнения и мечтания. Но всех их объединяет одна мысль: они станут строителями еще более прекрасной жизни, они дадут Мир и Счастье всем народам. Как-то в класс к ребятам при шла писательница Раиса Торбан, автор книги «Снежный человек». Выслушав выступления ребят по книге, Раиса Семеновна написала в дневник пионерам: «Ради таких прекрасных детей стоит жить и работать». Да, для таких замечательных детей стоит жить, трудиться и бо роться за мир. Это дело взрос лых, дело старшего поколения. Долг каждого советского челове ка заботиться о детях, отдавать им лучшие порывы своей души, лучшие плоды своего труда и не позволить разрушить и омрачить счастливое детство бомбами и снарядами. А, ШАЛАМОВА, завуч Липецкой средней школы № 4. всех мальчишек — карманные фо* нари. Тамаре, которая в тот день тоже была именинницей, торжест венно вручили туалетный набор «Мойдодыр» и занимательную иг рушку — калейдоскоп. К интерес ной трубке протянулись десятки рук. Каждому хотелось полюбовать ся красивыми узорами, сложенны ми из разноцветного стекла. Девоч ка протянула товарищам игрушку: — Посмотрите, пожалуйста. Именины вылились в большой праздник для всех ребят. Однажды в детском доме появил ся стройный, подтянутый юноша в военном костюме. — Рядовой Коротеев прибыл в ваше распоряжение, — весело при ветствовал он директора. — В от пуск приехал. — Вольно, — шутливо скомандо вал Вениамин Андреевич. — Здрав ствуй, Юра. Мальчишки окружили солдата, вчерашнего детдомовца. Они с за вистью смотрели на военную форму, щупали ремни. Каждый продвигался поближе, чтобы послушать Юрин рассказ об армейской жизни. После Юры приезжала в родной детский дом Тамара Завьялова. Де вочки весь день не отходили от нее. Они увлеченно нянчили четырех летнего сынишку Тамары, просили рассказать о своей работе. Ведь Та мара — зоотехник, а многие из вос питанников уже решили пойти на фермы после окончания школы. Бывшие воспитанники часто на- ? вещают свой дом, где радостно про- { шло их детство, где они получили ! путевку в большую жизнь. Вот и | Василий Фалеев во время перво- 1 майских праздников приехал сюда, | да не один,- а со знакомой девуш- | кой. когда-то, как и они, жил в этих стенах, а теперь работает в колхо зах и на новост ройках. Пишут Иван Аксенов, студентка строитель ного училища Александра Ларкина, зоотехник колхоза Надежда Плотни кова и многие другие. Вместе с ре бятами Тамара читает эти письма, и в ее маленьком сердце ширится чув_ ство радости, благодарности за сча стливое детство. Ложась в постель, девочка долго шепчется с подругами. Они строят планы о том, каким интересным и увлекательным будет в лагере пио нерское лето. Ведь Тамара впервые поедет в лагерь. ...Прошли осень и зима с той по ры, когда мы впервые познакоми лись с Тамарой Алтуховой. Какой она стала теперь? — Позовите Алтухову, *—> гово рит ребятам заведующая учебной частью Вера Ивановна Горина. В комнату смело входит белоку рая девочка. Мы не узнаем Тамару. Как она выросла! Как округлились ее розовые щеки, как блестят боль шие серые глаза! — Нравится тебе здесь. Тома? — спрашиваем ее. — Очень, — отвечает девочка. — Кого же ты больше всех лю бишь? — Всех люблю, всех,— улыбает ся Тамара. ...Мы выходим из дома. На клум бах яркий ковер цветов. В белой кипени яблоневый сад. Раздаются звонкие детские голоса. Счастливое детство! И пусть оно всегда будет таким! С. СЕМЕНОВА. М и р и счастье ю н о м у поколению! иг ф Ф Р Ы а к т ы Охраной здоровья детей в « ?Советском Союзе заняты 55 ты- 1 ; сяч педиатров. Детская смерт- ; \ ность теперь, по сравнению с со- ♦ Привез показать свою невесту,— | стоянием в царской России, сок- | сообщали друг другу досужие дев- ! ратилась в 7^раз. чонки. Незнакомая девушка сразу | * = вошла в . ЭТУ большую семью, стала | / Г - ’ ! желанной гостьей. ? лионаучителей, то есть на 17 % Часто вечерами, в свободное от ГУчениковприходитсяодни пре- } работы и занятий время воспитан ники собираются в кружок. Свежая \ почта приносит вести от тех, кто * . подаватель, США один ника. в то время как в | учитель на—82 уче- Г о л о с м а т е р и Идут пионеры по улицам, площе* дям и проспектам. Гулкая дробь ба рабанов, звуки фанфар. На круглых щеках, на пунцовых губах, в безмя тежных глазах—-искры радости, сча стья. Были люди, которые, глядя на де тей, праздновавших 40-летие Пионе рии, украдкой смахивали слезы ра дости. Веселые, безмятежные дет ские лица — это мир, это расцвет* страны. Это счастье. Вот такие чувства испытала и Пра* сковья Прокофьевна Москалева— мать, вырастившая и воспитавшая се мерых детей. Ее самые младшие де вочки— семиклассница Рая и пяти классница Аня — долго рассказыва ли матери о пионерском сборе, о параде на площади имени Ленина. А мать радостно слушала и улы балась. Она вспомнила свое недав нее прошлое... Во время Отечественной войны и в послевоенные годы тяжело было с ребятами. Не хватало хлеба, молока. Маловато было денег. Но на по мощь пришла Советская власть. Ребята подрастали, поступили рабо тать на завод «Свободный сокол»,, начали помогать родителям вос питывать младших. А завод давал возможность не только трудиться, но и учиться в школе рабочей мо лодежи. И все нашли себе дело по душе. Старший сын Иван сейчас уже ма стер в фасоннолитейном цехе., Валентина и Леонид учатся в шко ле рабочей молодежи. Один из них работаете центральной лаборатории, а другой— в фасоннолитейном цехе... — Только бы теперь жить да на вцуков радоваться, — говорит Пра сковья Прокофьевна. Она на мгновенье задумывается и добавляет: — Не допустить только новой войны. Не для смерти мы детей растим, для жизни! Да, вы правы, Прасковья Про кофьевна. Не должно быть войны! Матери мира не дадут зажечь атом ное пожарище. Для счастья рожда ются люди! Для жизни! Ал. ПОПОВ. г. Липецк. НА ПРОГУЛКЕ. Фото Ю. Ардашева. Недавно я по лучила драгоцен ный подарок; бу мажного журав ля, сделан ного * руками японских детей. У журавли ка горькая "история: когда в Хиро симе умирала от лучевой болезни маленькая девочка, дети этого го рода мастерили для нее журавли ков — по древней легенде они исце ляют людей от болезней. Девочка умерла. Но дети из го рода Хиросима все мастерят и ма стерят журавликов и рассылают их во все страны мира. Отважная, добрая птица, сделанная руками де тей, словно говорит: Помни! Не за бывай! Это было: погибли ни в чем не повинные дети. Это есть: на земле остались безутешные матери. Так пусть же это никогда не пов торится! На конгрессе матерей в Лозанне итальянские женщины принесли зна мена, на которых материнскими ру ками вышиты имена погибших детей. И это тоже означало: Помни! И пусть это никогда не повторится! Говорят, что время лечит. И все же есть несчастье, перед которым бессильно даже время: смерть ре бенка — неутешное горе, его ничто не лечит, оно навсегда подкашивает силы и не позволяет с надеждой взглянуть в будущее. — Меня нет, — сказала одна чешская женщина, — и то, что я сейчас разговариваю с вами, еще ничего не означает: я мертва. ВО И М Я Т Е Х , К Т О В С Т У П А Е Т В Ж И З Н Ь ! Фашисты убили ее детей—сына и дочку. Она врач, эта женщина. Она продолжает работать, лечить, исце лять, но она говорит о себе: меня нет. С ее детьми ушло все, что делает жизнь счастливой; любовь, свет, надежда. И любая осиротев шая мать, в каком бы уголке зем ного шара она ни жила, может пов торить это: меня нет. Слезы повсю ду одинаково солоны, цвет кожи и национальность тут ничего не ме няют. Горе не требует переводчиков, и, увидев на глазах человека слезы, все мы понимаем, что это значит. Но и любовь не требует перевода, как не нуждается в переводе мело дия колыбельной, она находит от клик повсюду. Потому, что нет страны, которая не любила бы сво их детей. Но чего же стоит любовь, которая не умеет оберегать люби мого, защитить его, сделать счаст ливым? Венгерский писатель Ласло Харш очень хорошо сказал о том, что быть ребенком — это призвание, способность, что детство — это осо бая страна, где каждый день — прекрасное открытие, где все — вно ве, все — источник радостного удивления: и впервые увиденный восход солнца, и впервые прочи танная книга, и улыбка матери, и радость дружбы. Да, в этой стране, Стране’ Детства — все впервые, все прекрасно. Оберегать эту страну — самое страстное желание любого народа. Но не подтвержденное действием желание это останется бесплодным. Какими вырастут дети в странах, где даже детские книги полны рас сказов о смертях, где радио и те левидение вопят 6 неизбежной гря дущей войне? В городском музее Монреаля ви сят детские рисунки. Одна картина называется «Гибель»: люди в бом боубежище, люди, скованные стра хом, с глазами, полными ужаса. Дру гая картина называется «Атомная бомба» — кромешная тьма, раз рушение, смерть. Если ребенок ри сует не лес, не цветы, не птиц и животных, а разрушенные города и искалеченных людей, это значит, что он покинул Страну Детства, или, вернее, что эту Страну у него отняли. Не так давно мне довелось про читать сочинения американских детей на тему «Как ты представ ляешь себе свое будущее?». «Какое будущее, если скоро нас всех уничтожит атомная бомба?»— спрашивал один мальчик. «Я не хо чу писать о будущем, я боюсь вой ны», — откликнулся другой. Почти на все сочинения легла эта черная тень страха перед грядущей вой ной. Я попросила двух учительниц дать такую же тему нашим совет ским детям. Мы назвали ее «Путе шествие в 1980 год». И вот учени ки восьмого класса одной москов ской школы в январе 1962 года со вершили путешествие в лето 1980 года. Да, именно в лето: на стра ницах, почти всех сочинений на те му «Путешествие в 1980 год» — солнце, зелень, цветы. Должно быть, безмятежность летней поры лучше согласуется с тем прекрас ным безмятежным будущим, кото рое видится ребятам, когда они ду мают о 1980 годе. А будущее это поистйне безоб лачно, безмятежно: ракетопланы, звездолеты и, конечно, кнопки; на жал на кнопку—очутился на Сириу се, нажал кнопку — на столе обед, нажал кнопку — решена алгебра ическая задача. Фантазия не знает удержу, у волшебства нет границ; кажется, что у любого человека через двад цать лет будет волшебная палоч ка — взмахнул и все исполнится. В голову придет великое открытие — и тут же сбудется. Пустыня зацве тет розами. А люди? Какие они будут — эти люди восьмидесятых годов? С ними тоже все в поряд ке, тут нет ника ких сомнений, все будут очень хоро шие. Так писали ученики восьмого класса, дети пятнадцати лет. Но передо мной еще одна пачка сочи нений, их писали ученики-десяти классники. Они на два года старше, им по семнадцать. И сочинения эти уже другие. Одно из них начинается так, будто его автор читал мог» первую пачку писем и решил ки нуться в спор: «Я не знаю, будут ли через двадцать лет дома ьз бе тона или стекла, будем ли мы ез дить в автомашинах, летать на са молетах или вертолетах. Меня ин тересуют люди. Какие будут люди? Какав этот человек, который нажи мает кнопку?». Авторы всех сочинений уверены: люди будут хорошие. Но никто не сомневается и в другом: добиться этого не так-то легко. Советские дети тоже пишут, о войне. Но совсем иначе, нежели' их заокеанские сверстники: «Надо до биваться, чтоб войны не было. Надо, чтобы все честные люди всех стран Сказали: Мы не хотим войны, и войны не будет». * Они правы. Добро требует боя, любовь должна быть действенной. Наши дети хотят быть только сози дателями, они хотят лечить, учить, строить, но не хотят убивать. Фрида ВИГДОРОВА, писательница. (АПН),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz