Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

26 мая 1 9 6 2 г . , М 122 ( 2 4 0 6 ! Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Встречапропагандистовмузыки Т р и года существует в Липецкой области отделение Всероссийского хорового общества. О том, что было сделано за это время, шла речь иа I I областной конференции общества, состоявшейся во Дворце куль­ туры Липецкого тракторного за­ вода. Один из участников конфе- . ренции назвал отчет председателя правления Липецкого отделения хо­ рового общества т. Лутова «муже- , ственным докладом». Отметив все хорошее, что сделано отделением, т. Лутов уделил главное внимание анализу серьезных недостатков в работе правления. Что же можно записать, как гово­ рится, в актив отделения хорового общества? Участие в работе уни­ верситетов культуры, выступления перед трудящимися с лекциями- концертами, месячник хоровой и музыкальной культуры, проведенный в этом году, конкурс на лучшее произведение самодеятельных ком­ позиторов и другие мероприятия, пропагандирующие музыку, направ­ ленные на улучшение эстетического воспитания трудящихся. Однако подобных мероприятий было проведено явно недостаточно. И это результат слабой организа­ торской работы правления, плохой его связи с комсомольскими, проф­ союзными организациями, с обще­ ственностью. Правление плохо зани­ малось вовлечением участников са­ модеятельности в члены общесгва, потеряло связь со многими мест­ ными отделениями, которые фак­ тически _ из-за этого прекрати­ ли свою деятельность. Только в областном центре проводилась работа, а село по существу оказа­ лось вне сферы деятельности Ли­ пецкого отделения. Председатель ревизионной комис­ сии т. Попов доложил конференции о серьезных недостатках в финан­ совой деятельности правления, ко­ торые начали устраняться только в последнее время. Первым в прениях выступил худо­ жественный руководитель Дворца культуры Тракторного завода т. Ша- колов. Он пытался объяснить, поче- му распался академический хор тракторостроителей (об этом гово­ рилось в докладе). По его мнению, \ причина плохой работы самодея­ тельности заводского Дворца куль­ туры в том, что на заводе... развита цеховая самодеятельность. Несерьез­ ность подобного утверждения оче­ видна. Более убедительно звучит другое. Люди не хотели заниматься в са­ модеятельных коллективах Дворца культуры потому, что не было опыт­ ных руководителей кружков. К этому следовало бы еще добавить, что не хватало и организаторской работы администрации Дворца культуры и завкома профсоюза, от которых зависит и подбор кадров руководителей самодеятельности, и создание кружков. Инспектор Липецкого городского отдела культуры т. Маркова рас­ сказала об итогах творческих отче­ тов коллективов художественной самодеятельности областного цент­ ра. Перед трудящимися выступили 27 хоровых коллективов, среди них много новых. Лучшими признаны хоры Дома культуры строителей и Дома учителя. Серьезной критике за отрыв от периферийных самодеятельных кол­ лективов подверг правление Липец­ кого отделения хорового общества руководитель хора грязинских же­ лезнодорожников т. Давыдов. О необходимости улучшения му­ зыкального воспитания в школах и о важной роли, которую должно еыграть в этом хоровое общество, говорили работник Липецкого горко­ ма ВЛКСМ т. Ефанова, работ­ ник Дома культуры Новолипец­ кого завода т, Федотов, преподава- С областной к о н ф е р е н ц и и В с е р о с с и й с к о г о хорового общества тель Задонской культпроеветшколы т. Сидоров, работница детсада г. Грязи т. Алексанина, Содержательным и острым было выступление композитора т. Мистю- кова. Он отметил, что в Липецке не заботятся о создании и сохранении традиций в самодеятельном ис­ кусстве, Хороший руководитель со­ здает хороший коллектив, но по­ том руководитель уходит — и ого­ нек гаснет: коллектив распадается. Чудом сохранился после ухода хор­ мейстера т. Дугиной только хор строителей. Тов. Мистюков сказал много по­ лезного о том, каким должен быть руководитель хора, выразил претен­ зию к поэтам Липецка, которые 'не. хотят помочь композиторам создать хорошие тексты песен, обратил вни­ мание на необходимость собирать произведения народного творчества. О задачах, которые стоят перед новым составом правления Липец­ кого отделения хорового общества, говорили представитель правления Всероссийского хорового общества т. Гаевская и заместитель заведу­ ющего отделом пропаганды и аги­ тации обкома КПСС т. Морозов. У нас в области есть все возмож- ности улучшить пропаганду музыки, эстетическое воспитание трудящих­ ся. Кадры для этого есть в музы­ кальном училище, в 12 музыкаль­ ных школах, в культпросветшколе. Кроме того, много людей, любящих и знающих музыку, среди учителей и работников культуры. И з с в е ж е й п о ч т ы Н у ж д ы с е л е р н и г о в к а и Черниговка —обычное село, каких много в Задонском районе. В нем живут рабочие отделения имени Ульянова совхоза «Задонский». Эго замечательные труженики. Со .мно­ гими из них я познакомился, побы­ вав в селе, и о многом из того, что увидел и узнал там, не могу не на­ писать в газету. Побывал я на ферме, где дер­ жат свиноматок с поросятами. По­ мещение большое, хорошее, а меха­ низации нет. С утра до ночи сви­ нарки разносят ведрами корма, воду. Неужели нельзя облегчить труд животноводов? Что на это ответит управляющий отделением т. Шаталов? Он знает, что возле фермы три года лежит и ржа­ веет оборудование для подвесной дороги, но мало что делает, чтобы механизировать труд. В се­ ле есть умельцы-механизаторы, механики-специалисты. Нельзя ио- • жаловаться на то, что некому уста­ новить подвесную дорогу. И все- таки лежит оборудование, портится, и ни у кото из руководителей сов- Наша помощь Коллектив Усманского межкол­ хозного комбината строительных ма­ териалов взял обязательство выпол­ нить годовой план по производству строительных материалов к 45-й го­ довщине Великого Октября. Строи­ тельного кирпича выработаем не менее 7 миллионов, шлакоблоков— 50 тысяч, и черепицы— 800 тысяч штук, разных железобетонных изде­ лий— 600 кубометров. Коллектив комбината взял шефст­ во над двумя колхозами района. Колхозу имени Калинина построим свинарник, телятник, птичник, цып­ лятник, свинарник и мастерскую для ремонта тракторов. Колхозу «Боль­ шевик» поможем построить коров­ ник на 250 голов и мастерскую для ремонта тракторов. Коллектив ком­ бината приложит все силы, чтобы выполнить обязательства. И. БОГАТЫРЕВ, секретарь парторганизации комбината. В а г о н ы простаивают 8 мая 1962 года на станцию Ка- зинка прибыли 62 вагона с рудой для Новолипецкого металлургиче­ ского завода. Под выгрузку метал­ лурги поставили их лишь 13 мая, то есть спустя 6 суток. Сейчас на путях станции стоят еще 35 вагонов с рудой, которые поступили 13 мая. Они все еще не разгружены, и ког­ да это будет сделано, неизвестно. П. КОРЕНЕВСКАЯ, работница станции Казинка, хоза душа не болит о народном добре. Простой подсчет показывает, как оправдала бы себя механизация. Сейчас за ручной труд семи свинар­ кам выплачивается в год около трех тысяч рублей. Если за счет механизации сократить штат на одну треть, экономия будет боль­ шая. Такая же картина на молочното­ варной ферме. Доярки говорят, что они только в газетах читали о ма­ шинном доении коров, а сами об этом и понятия не имеют. Не ме­ ханизировано приготовление кор­ мов. Солому кое-как режут старой соломорезкой, которая того и гляди рассыплется. Качество рез­ ки плохое. А рядом с коров­ ником стоит новенький кормо­ запарник-смеситель. Его бы и пус­ тить в дело, чтобы запаривать рез­ ку и сдабривать ее концентратами. Но это никому не приходит в го­ лову. Два года тому назад в село при­ шла дешевая электроэнергия. Радо­ сти не было конца, когда построили два понижающих трансформатора, и на фермах загорелся электриче­ ский свет. Но вот приехал предста­ витель пожарной охраны и отрезал провода. Оказывается, как силовые, так и осветительные линии построе­ ны кое-как, без учета противопо­ жарных требований. Зимой врыли столбы, чтобы дать свет в поселок отделения. Но снова средства понапрасну израсходовали, электричества в домах так и нет. Жители Черниговки согласны были бы оплатить расходы за проводку линии. Но директор совхоза и тут не пошел им навстречу. Он заявил: сами доставайте столбы, провода и как угодно выходите из по­ ложения. В домах рабочих молчит и радио. Жители Черниговки хотят слу­ шать радио, заниматься по вечерам при электрическом свете. Почему же так равнодушны к этим закон­ ным требованиям сельских тружени­ ков руководители совхоза «Задон­ ский»? Эти вопросы возникают у каждо­ го, кто побывает в селе Чернигов­ ка. И. МЫЗДРИКОВ, слушатель школы рабселькоров. ■Вчерашняя почта! р е д а к ц и и ) Вчера в редакцию поступило | • 28 писем трудящихся и 19 отве- | ! тов на письма, посланные в ор-) I ганизации для принятия мер. Новому составу правления нужно начинать с коренного улучшения организаторской работы, создать отделения хорового общества во всех городах и районах области и полнокровные первичные организа­ ции на базе хоровых и других само­ деятельных коллективов. Очень важно улучшить работу по подготовке кадров руководителей самодеятельности. Лучшей формой повышения их квалификации будут постоянно действующие курсы и се­ минары при музыкальных школах и училище. Вместе с институтом усо­ вершенствования учителей отделе­ ние хорового общества может сде­ лать многое и для повышения ква­ лификации учителей пения. Нужно усилить пропаганду музы­ ки, чаще проводить праздники пес­ ни, музыкальные радиопередачи, смотры самодеятельности, поездки хоровых коллективов с концертами в села. Все это будет способство­ вать воспитанию правильного худо­ жественного вкуса у трудящихся, нанесет серьезный удар пошлости и безвкусице, имеющим распростране­ ние среди некоторой части молоде­ жи. Для того, чтобы выполнить свои задачи, правление должно устано­ вить тесную связь с комсомольски­ ми, профсоюзными, партийными ор­ ганизациями, с педагогами, работни­ ками культуры, радио и печати. Со своей стороны общественность должна оказать всемерное содейст­ вие молодой организации пропаган­ дистов искусства, делающих боль­ шое и важное дело эстетического воспитания будущих членов ком­ мунистического общества. II областная конференция хорово­ го общества приняла решение, в ко­ тором отражены задачи Липецкого отделения этой творческой органи­ зации, избрали новый состав прав­ ления и ревизионной комиссии. Состоялись пленум правления Липецкого отделения хорового общества и заседание ревизионной комиссии. Председателем правления избран т. Белоусов, его заместите­ лями—тт, Лутов и Мистюков, пред­ седателем ревизионной комиссии — т. Стародубцев. БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ Учите л ь с к и е коллективы Ли­ пецкой области с помощью общест­ венности добились в этом учебном го- К о к о н ч а н ию у ч е б н о г о г ода •стройке методов обучения и восин- -1 таиия детей. Опыт их раооты за­ служил всеобщее одобрение и изу­ чается работниками народного об­ разования других областей и рес­ публик. Об этом свидетельствует прошедшая <в марте Всероссийская научно-практичешая конференция и два межобластных семинара- практикума, на последнем из кото­ рых присутствовало свыше тысячи представителей школ-РСФСР, У к ­ раины, Белоруссии, Молдавии, Узбекистана. Решающую роль во внедрении опыта передовых учителей в практику работы других преподавателей сыграло из­ менение стиля руководства учебны­ ми заведениями со стороны органов народного образования и руководи­ телей школ. Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин требовал от ра­ ботников народного образования самого внимательного отношения к местному опыту. В 1922 году он писал: «Еще более и еще более конкретизации в изучении местного опыта, деталей, мелочей, практи­ ки, делового опыта, углубления в настоящую жизнь: разбор того, где, кому и почему (какими приемами) удается достичь действительного, хотя и небольшого улучшения, не бояться вскрывать ошибки и не­ умение; популяризировать и ре­ кламировать изо всех сил всякого сколько-нибудь выдающегося мест­ ного работника, ставя в образец». Ленин требовал от работников народного образования умения на­ ходить себе помощников среди пе- дагоговипрактиков, учитывать их опыт, помогать им в работе, расши­ ряя местный опыт, после надлежа­ щей проверки, до размеров всерос­ сийского. Можно привести много приме­ ров вдумчивого руководства школа­ ми в Липецке и области. Директор Апрономовской средней школы Е. В. Шумова, Тербунской — Г. А. Бу- дорин, завуч 8-й средней школы Липецка Г. И. Горская, Уоманекой средней школы Л] 1— К. А. Волко­ ва, заведующая Данковеким райо­ не А. Д. Бурдукина, Добрииским — Н. С. Афанасьева, инспектор Липец­ кого гороно Т. П. Алексеева повсе­ дневно оказывают практическую помощь учителям, разрабатывают с ними уроки, выбирают наиболее эффективные формы организации учебного труда детей, сами дают открытые уроки, внимательно изу­ чают опыт учителей-маяков, дела­ ют его достоянием всех педагогов. Однако многим руководителям школ еще не хватает знания дела. Они редко бывают на уроках, ограничи­ вают свое вмешательство в учеб­ ный процесс лишь общими указа­ ниями. На семинаре-практикуме, прове­ денном в апреле, руководители не­ которых школ Трубетчинокого, Добровского, Хлевенсжого, Донского и некоторых других районов не могли ничего сказать о конкрет­ ных итогах работы своих коллекти­ вов за третью четверть, сравнить изе с итогами третьей четверти про­ шлого года, не могли ничего опре­ деленного сказать о качестве зна­ ний учащихся. Они располагали лишь общими данными, процента­ ми успеваемости. Важнейшим фактором умствен­ ного развития детей, формирования черт коммунистического поведения, лучшим средством развития речи и общего их кругозора является чтение. Во многих школах на сте­ нах висят плакаты со словами А. С. Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение». С этим несоглас­ ных нет, но на вопрос, что и как читают ребята, руководители мно­ гих школ могут только сказать: «Читать ребята любят, в библио­ теке записаны все». А на самом деле некоторые ребята читают очень мало, не прочитывают даже программного минимума. Не беспо­ коит педагогов и то, что многие школьники не читают пионерских газет и журналов. Формы организации педагогиче­ ского контроля за чтением учащих­ ся достаточно известны. Беда в от­ сутствии конкретного руководства со стороны многих директоров и за­ вучей школ этим мощным средст­ вом воспитания детей. Некоторые школы добиваются прочтения уча­ щимися программных художествен­ ных произведений в период летних каникул, что позволяет учащимся глубже усваивать курс литерату­ ры в следующем, классе. «Летние чтения» надо настойчиво рекомендо­ вать учащимся всех школ. В са­ мом начале учебного года следует проверить, что успели прочитать ребята за каникулы, преми­ ровать книгами тех, кто любит их читать. Полезно это повторять каж ­ дую четверть. В некоторых школах на особых листах, вывешенных в классах, регулярно отмечается чте­ ние книг каждым учащимся. .Испытанными средствами выра­ ботки навыков выразительного чте­ ния являются конкурсы чтецов-ис- полнителей, читательские конферен­ ции, вечера стихов, сказок. Рациональная организация урока, все более и более распространяюща­ яся в наших школах, позволяет в будущем ликвидировать второгодни­ чество и сократить разрыв между успехами одних и отставанием дру­ гих учеников в одном и том же классе. Многие наши учителя уже сейчас ведут обучение таким ме­ тодом, который обеспечивает пла­ номерное продвижение всего клас­ са, не допускают такого положения, когда ученик теряет учебную связь с соклассниками, отстает в усвоении программы. И все же отстающие ученики у нас еще есть. Поэтому руководители школ должны уделять работе с не­ успевающими в процессе учебного года самое серьезное внимание. К сожалению, это делается дале­ ко не во всех школах. В практике некоторых школ встречаются прямо- таки антипедагогические приемы работы с неуспевающими. Некото­ рые ребята на протяжении целого учебного года числятся в «дополни­ тельно занимающихся», они безус­ пешно догоняют своих сверстников •;весь год, а затем или получают за­ дание на лето, или остаются на вто­ рой год. В чем же дело? Чаще всего в том, что занятия с неуспевающи­ ми учениками пущены на самотек. На последнем семинаре-практи­ куме директор Чернавского датского Недалеко от Липецкого вокза­ ла строится новое многоэтажное здание — общежитие молодых рабочих. Здесь трудится бригада каменщиков во главе с И. Д. Смыковым. Члены брига­ ды систематически перевыполня­ ют задание. И качество работ у ни* отличное. На снимке: каменщики И. Ф. Качурин, Ф. Ф. Логинов и брига­ дир И, Д. Смыков. Фото Л. Черкашина. **14ФНФН#И#МФИФ1| В наши дни сло­ во «автомат» ста­ ло одним из са­ мых распростра- н е н н ы х — е г о можно услышать и от инжене­ ра, и от рабочего, и от до­ машней хозяйки. Ученые и промыш­ ленники, профсоюзные лидеры и социологи, политики и врачи не пе­ рестают спорить о будущем авто­ матов и перспективах автоматиза­ ции. С каждым днем автоматы все ши­ ре входят в производство и повсе­ дневную жизнь. Они выплавляют сталь, управляют трактором, произ­ водят анализ крови... Кажется, они скоро освоят все человеческие про­ фессии, предложат человеку свои услуги во всех областях науки и техники. И вот здесь многие люди, и в первую очередь сами создате­ ли автоматов, начали задумываться над несколько неожиданными во­ просами... Автомат — что это: раб или по­ велитель? Друг или враг? Помощ­ ник или конкурент? Автоматизация началась практиче­ ски одновременно в большинстве высокоразвитых стран, хотя Совет­ ский Союз раньше других стал экс­ плуатировать полностью автомати­ зированные установки. Несмотря на это, в ряде капиталистических стран, в частности, в США и во Франции, на первых порах автома­ тизация развивалась более энергич­ но и, пожалуй, более успешно, чем в СССР. Но вместе с первыми успе­ хами пришли и первые беспокойст­ ва. Сейчас они выросли в огромные проблемы. Суммируя проблемы, которые принесли с собой автоматы, фран­ цузские специалисты Клод Венсан и Вильям Гроссен в своей книге «Курс на автоматизацию» писали: «Автоматизация несет капитализму социальную угрозу, отказ от авто­ матизации — экономическую угро­ зу». Да, капитализму. Но страны соци­ ализма, и в частности Советский Союз, отнюдь не собираются отка­ зываться от автоматизации, и даже наоборот — считают ее, по выра­ жению Н. С. Хрущева, тем конем, на которого делается ставка в эко­ номическом соревновании ^С о ед и ­ ненными Штатами; Быстрые темпы развития автома- А В Т О М А Т Ы И Ч Е Л О В Е К тизированного производства в Со­ ветском Союзе становятся возмож­ ными потому, что в СССР автома­ тизация не встречает тех страшных проблем, которые камнем висят на шее капиталистического производ­ ства. Сокращение занятости? История развития Советского государства говорит о том, что ключом к ре­ шению проблемы полной занятости является плановое развитие народ­ ного хозяйства в масштабах всей страны. Уже более тридцати лет в СССР нет безработицы, и автомати­ зация производства в условиях со­ циализма не вызовет возникновения ее. Более того, в ближайшие годы автоматизация позволит советским рабочим перейти на 34— 36-часовую, а затем и на еще более короткую рабочую неделю без снижения за­ работка. Снижение покупательной способ­ ности? Но об этом и речи не может быть в стране, где повышение ма­ териального и культурного уровня жизни человека является основной целью государства, где менее чем за полвека реальные доходы рабо­ чих возросли в 5,7 раза, а доходы крестьян — в 7 раз. К 1980 году ре­ альные доходы на душу населения возрастут в СССР по сравнению с нынешним уровнем более чем в 3,5 раза. Подготовка кадров? В 1956 году в СССР на каждый миллион населе­ ния приходилось 280 инженеров, в то время как , по данным С. Лили, в Англии их было 75, во Франции — 70, в Швейцарии — 82, в ФРГ — 86, в СШ А— 136. Насколько изме­ нилось это соотношение за истек­ шие годы — судите сами: сейчас Советский Союз ежегодно выпуска­ ет 100 тысяч инженеров, США — 38 тысяч. К этому нужно добавить, что в СССР все сильней распространяет­ ся заочное и вечернее обучение. Без отрыва от своего основного де­ ла учатся рабочие, колхозники, до­ машние хозяйки, служащие. Каж­ дый из этих студентов-заочников уверенно стремится к тому дню, когда государственная комиссия вручит ему диплом агронома, вра­ ча или инженера. Устранение раз­ личий между физическим и умст­ венным трудом — один из важней­ ших элементов построения комму­ нистического общества и, прямо скажем, в этом деле автоматизация отлично «работает на коммунизм». Ну, а как быть с рабочими, кото­ рых уже сегодня заменили автома­ ты? Что делают они? Где они нахо­ дят в СССР работу? Как правило, эти рабочие даже не уходят со сво­ его предприятия. Они приобретают новые профессии, причем за все время обучения получают заработ­ ную плату. Подавляющее большин­ ство советских предприятий непре­ рывно расширяется, и почти все они испытывают потребность в ра­ бочей силе. Каждое предприятие стремится удержать свои старые кадры, создать для своих работни­ ков наилучшие условия труда и бы­ та, построить больше жилых домов, культурных учреждений, позаботить­ ся о хорошей организации отдыха. А если все же случится, что со­ ветскому рабочему в результате автоматизации необходимо будет сменить место работы, то перед ним действительно встанет сложный вопрос: куда пойти, ■какое место выбрать? Но сложность эта особого рода. Множество объявлений с при­ глашением на работу, публикуемых ежедневно в газетах любого горо­ да и расклеенных у заводских про­ ходных или просто на стенах домов, лучше всего говорят о том, что со­ ветским рабочим сегодня нечего бояться конкуренции автоматов. А на будущее их гарантирует заплани­ рованное государством сокращение рабочей недели при резком увели­ чении доходов населения. Основная проблема, связанная в СССР с автоматами, — это пробле­ ма быстрейшего их внедрения и по­ лучения от них наибольшего эконо­ мического эффекта. Поэтому-то с такой радостью мы узнаем о каж­ дом новом успехе советской авто­ матики. Вот на Ново-Краматорском заво­ де создан полностью автоматизиро­ ванный стан «2500» для горячей про­ катки стального листа. Автоматизи­ руется Уральский алюминиевый за­ вод и затраты на это окупятся че­ рез полтора го­ да. Перевалил за 76 процент автоматизации погрузки угля на шахтах Донбасса. Электронный диспетчер «Марс-300» вступил в действие на Ефремовском заводе искусственного каучука. За полми­ нуты машина с помощью датчиков проверяет ход сложнейшего хими­ ческого процесса в 300 точках. При­ ходят автоматы и в сельское хозяй­ ство — они начинают управлять тракторами, ровными квадратами высевают зерно и даже ухаживают за скотом. Масштабы автоматизации производства в Советском Союзе растут. Все в большем количестве заводы выпускают станки, автома­ ты, автоматические линии и це­ лые комплексы автоматизированно­ го производства. А тем временем в лабораториях советских ученых создаются еще более «умные» и надежные маши­ ны, машины — металлурги, химики, металлисты. Это родные братья тех автоматов, которые с изумительной точностью выводят на орбиты раке­ ты и надежно приземляют в задан­ ном районе космонавтов. В Советском Союзе автоматиза­ цию называют «основой техническо­ го и культурного прогресса». Кого бы вы ни спросили об отношении к ней — профсоюзного руководителя или ученого, рабочего или члена правительства, — вы всегда услы­ шите один и тот же ответ — «Мы — за!». И это не толькб слова. С каж­ дым днем все больше автоматов приходит в народное хозяйство СССР и везде их встречают как доб­ рых друзей, которые делают чело века могущественнее и богаче. Сравнивая отношение к автома­ тизации в СССР и за рубежом, хо­ чется еще раз обратиться к книге французов Венсана и Гроссена, в которой после тщательного анализа) современной обстановки в промыш­ ленности авторы приходят к выво­ ду, что «развитие автоматизации, несомненно, окажется могучим средством, доказывающим преиму­ щества социалистической системы хозяйства над капиталистической». Рудольф СВОРЕНЬ, научный обозреватель агентства печати Новости (АПН). дома т. Бабушкин представил распи­ сание дополнительных занятий с не­ успевающими воспитанниками. В нем зафиксировано лишь по одному занятию в месяц. Некоторые дирек­ тора вовсе «не нашли» такого рас­ писания, у других оно есть, но объ- ем дополнительных работ е учени­ ками слишком мал. Борьба с отста­ ванием должна быть повседневной и вести ее надо во время занятий в классе. Новая организация урока позво­ ляет учителю ежедневно видеть про­ движение каждого ученика и немед­ ленно приходить на помощь начи­ нающему отставать. Но, безусловно* мы не можем отказываться в неко­ торых случаях от индивидуальных дополнительных занятий с отстаю­ щими. Однако проводить их надо продуманно. Число неуспевающих за третью четверть сократилось при­ мерно на три тысячи по сравнению с прошлым годом, но оно все еще очень велико. Занятия с неуспеваю­ щими в четвертой четверти прово­ дятся, как показали апрельские рай­ онные и городские семинары-прак­ тикумы, значительно эффективнее. Но некоторое количество учащихся» к сожалению, получит летние зада­ ния. Их выполнение лучше всего организовать сразу же после окон­ чания учебного года. Органы народного образования и руководители школ до сего времени почти никакого внимания не уделя­ ли подготовке детей к обучению в школе. Это, конечно, отрицательна сказывалось на усвоении детьми программы первого класса. Некото­ рые из ребят несколько отстают а общем развитии. Целесообразно во! всех школах, в которые дети при­ ходят не из детских садов, в тече-ч ние последнего года перед обучени­ ем проводить с шестилетками сбо­ ры, вечера сказок, игры, прогулки* занятия по рисованию, чтению, пе­ нию. Весьма полезно к этой работе^ с дошкольниками привлекать пионе­ ров старших классов. Эту работу надо организовать' и широко провести в летние канику­ лы. Мы ежегодно выдаем первоклас­ сникам новые буквари: они в поль­ зований находятся лишь одно полу­ годие и затем идут в макулатуру почти новыми. А ведь их можно от­ дать дошкольникам. По мнению ав­ торитетных специалистов, это уско­ рит усвоение учащимися орфогра­ фии, когда они будут обучаться в школе. Важнейшей задачей педагогиче­ ских коллективов, руководителей совхозов и колхозов является орга­ низация труда и отдыха ребят в ученических бригадах. Широко из­ вестен опыт работы ученических бригад Троекуровского, Хлевенского и Задонского районов, имевших большие достижения по выращива­ нию кукурузы на зерно, выведению местных сортов и испытанию при­ возных. Школьники выращивали свеклу, картофель, выхаживали мо­ лодняк птицы и животных. Вместе с этим ребята хорошо отдыхали: зани­ мались спортом, художественной са­ модеятельностью, туризмом, читали книги и журналы. В организации общественно полезного труда особо следует уделять внимание развитию у ребят активности, инициативы. В текущем году все семиклассни­ ки переводятся в 8 -й класс. Работни­ ки народного образования, школ и местных Советов должны сейчас ре­ шать вопросы об укреплении мате­ риальной базы школ. У нас имеются все возможности успешно завершить текущий учеб­ ный год и хорошо подготовиться к новому, И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. В группе контролеров К о м и с с и и государственного контроля Состоялось очередное заседание Липецкой группы контролеров Ко­ миссии государственного контроля Совета Министров РСФСР. На заседании был заслушан и обсужден доклад старшего контроле­ ра т. Перерва о том, как совнархоз выполняет указания партийных и советских органов об использо­ вании неустановленного обору­ дования на предприятиях и стройках. С информацией на засе­ дании выступили директор Новоли­ пецкого металлургического завода т. Сергеев, директор Липецкого тракторного завода т. Ткачевский и другие. Выяснилось, что на пред­ приятиях лежит еще много неис­ пользуемого оборудования. Был заслушан также доклад стар­ шего контролера т. Хромых о ходе выполнения Липецким тракторным заводом постановления Ц К КПСС и Совету Министров СССР «О мерах по увеличению производства, рас­ ширению ассортимента и улучшению качества товаров культурно-бытово­ го назначения и хозяйственного обихода». Участники заседания от­ метили, что руководство завода не­ удовлетворительно выполняет это постановление. Контролер группы т. Ракова до­ ложила о грубом нарушении финан­ совой дисциплины бывшими руко­ водителями Боринского треста сов­ хозов. По обсужденным вопросам приня­ ты соответствующие решения,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz