Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ОКОНЧАНИЕ РЕЧИ ТОВАРИЩА И. С. ХРУЩЕВА (Начало яа 1-й, 2-й стр.). 12 мал 1962 г ., М И О (2 3 9 4 ) что работа, которую выполняет ма­ шина, очень трудоемкая. Тяжело с ломиком в руках под палящим лет­ ним солнцем производить такую ра- боту. Многие знают, какой это труд. Когда же человек управляет маши­ ной, такая работа не утомляет и труд делается приятным: человек управляет машиной, а она выполня­ ет за него тяжелую работу. Для городского строительства, для городов, которые имеют трам­ вайный транспорт, такие машины были бы очень полезны. Конструк­ торам, разрабатывающим машины для городского дорожного хозяйства, следовало бы позаимствовать вы­ думку, изобретательность железно­ дорожных конструкторов, использо­ вать эти машины в том или другом виде. Все были бы рады, если бы наши конструкторы создали что-нибудь взамен молота и лома, чтобы был облегчен труд городских трамвай­ щиков, чтобы они могли выбросить лом из своих рук. Больно смотреть бывает, когда рабочие, и особенно наша женщина, о которой мы столь­ ко хорошего говорим, красоту ко­ торой воспевают поэты, вооружены ломиком и подбивают щебенку под шпалы вручную. (Продолжительные аплодисменты). Американцы уже сколько раз хотят попасть в Дуну своей ракетой, но кишка тонка у них, и тут уж ничего не подела­ ешь. (Оживление в зале). Они на весь мир заявляют, что пускают ра­ кету на Луну, но она проходит ми­ мо (аплодисменты), как подшучива­ ют иногда над охотниками, — бах- бах, и мимо! Так и американцы. А мы — бах-бах, и прямо в Луну. (Продолжительные аплодисменты). Наш вымпел на Луне давно ждет американский, но никак не может дождаться, и все скучает в одино­ честве. (Аплодисменты). Но в то время, когда мы в Луну попали, — машину для того, чтобы у рабочих вырвать ломик из рук и вооружить их, и особенно, я повто­ ряю, женщин, машиной, тут чего- то не хватает —- ума или энергии? Думаю, что на ум нам обижаться нельзя, потому что когда мы оби­ жаемся на ум, вроде обижаемся на своих мамаш, а они тут ни при чем. Они наделили каждого тем, чем мог­ ли наделить, и если не получается с машиной, так это уже по нашей вше. (Продолжительные аплодис­ менты). Будем надеяться, что машину та­ кую создадут.^ Думаю, что уши у тех товарищей, кто здесь присутст­ вует и отвечает за это дело, есть. (Оживление в зале. Аплодисменты). Считаю, что наши ученые, инже­ неры, изобретатели должны поду­ мать и о том, чтобы создать лучшие условия для работы машиниста и поездных бригад. Следует сме­ лее внедрять на железнодорожном транспорте новейшие достижения науки и техники, в том числе про­ думать вопрос о применении лока­ торов, которые исключали бы на­ езды. предотвращали аварии поез­ дов. Радиолокация дает возможность просматривать большие расстояния на море и в воздухе. На железно­ дорожном транспорте эта задача, если на нее обратить внимание, так­ же может быть решена. Это сдела­ ет железнодорожное движение без­ аварийным. (Аплодисменты). Видимо, надо создать аппарату­ ру, которая позволяла бы машини­ сту знать состояние пути, просмат­ ривать рельсы, может быть такую аппаратуру иметь и в хвосте поез­ да, чтобы видеть не только путь, лежащий впереди, но и сзади, с тем, чтобы была обеспечена без­ опасность поезду, идущему вслед. Старое иногда довольно прочно уживается с новым. Досмотрире на морскую службу. Когда не было те­ лефона, радио, боцман на флоте сигналил дудкой. Теперь есть теле- фон, радио, электрические звонки, телевидение, но на кораблях боц­ ман по-прежнему дует в дудку, ес­ ли нужно вызвать команду на па­ лубу. Почему? Причем, теперь боц­ ман подходит к радиомикрофону и все же дует в дудку. *€мех в зале. Аплодисменты). Радио разносит по кораблю его сигналы. (Смех, апло­ дисменты). Своим выступлением я не хочу лишать наших моряков — и воен­ ных и гражданских — старой тра­ диции, потому что вреда она, види­ мо, не наносит корабельной службе. Если морякам нравится, чтобы боц­ ман дудел в дудку, пусть себе ду­ дит. (Смех в зале, аплодисменты). Лишь бы только хорошо службу несли и хорошо кораблями управля­ ли. Это главное. Но там, где старое мешает новому, надо по-настоящему браться за внедрение нового. Словом, наши ученые, инженеры, техники, рабочие, пославшие свой вымпел на Луну, запустившие в космос корабли-спутники с героями Юрием Гагариным и Германом Тито­ вым, могут оснастить железнодо­ рожный транспорт еще более совер­ шенным оборудованием. К сожалению, мы не смогли ос­ мотреть все экспонаты, представ­ ленные на выставке, хотя они дей­ ствительно достойны внимания. Ин­ тересно решены конструкции новых пассажирских вагонов, грузовых вагонов с погрузкой через крышу, большегрузные полувагоны грузо­ подъемностью в 95 и 125 тонн и многое, многое другое. Позвольте мне от имени Цент­ рального Комитета партии и прави­ тельства поблагодарить ученых, конструкторов, инженеров, техни­ ков, рабочих за большой вклад в дело совершенствования железнодо­ рожного транспорта и пожелать им новых успехов в их благородном труде. (Продолжительные аплодис­ менты). Товарищи! Здесь многие высту­ павшие говорили о лучшем исполь­ зовании подъездных путей к пред­ приятиям. Это важный вопрос. Мне докладывали, что Донецкая и Московская дороги приняли в свое ведение 290 подъездных путей к промышленным предприятиям. И вот результат: в 1961 году только на 25 станциях Донецкой дороги высвобождено 9 паровозных депо, уменьшен более чем на 300 чело­ век штат и сокращены на 700 ты­ сяч рублей эксплуатационные рас­ ходы. Думаю, что пора передать ос­ новную часть -'подъездных путей промышленных предприятий (а мо­ жет быть и все подъездные пути) Министерству путей сообщения, а заодно закрыть многие малодея­ тельные подъездные пути, тупики и ветки. Но надо этот вопрос хоро­ шо изучить. Над этим должно по­ думать и Министерство путей сооб­ щения. Думаю, что эксплуатация дорог будет лучше, а простои ва­ гонов будут меньше. (Аплодисмен­ ты). Об этом очень убедительно, с экономическими расчетами говорил здесь тов. Дегтярев со станции Ан­ трацит, Если передача подъездных путей дала большой экономический эффект на этой станции, то навер­ няка это полезно и для других. Большие резервы заложены в правильной организации планирова­ ния перевозок. Перестройка управ­ ления промышленностью и строи­ тельством, расширение прав мест­ ных органов помогли улучшить транспортные связи внутри» экономи­ ческих районов и между ними. На­ родному хозяйству за три года это дало примерно 300 миллионов руб­ лей экономии. Необходимо всерьез заняться улучшением планирования перево­ зок. не допускать ненужных пере­ возок грузов, как это имеет место, к сожалению, теперь. Ведь только один процент сокращения нынешних транспортных Издержек даст эконо­ мию около 2 0 0 миллионов рублей в год. Исключительно важное значение имеет координация работы всех ви­ дов транспорта. Четкая работа каж ­ дого вида транспорта — железно­ дорожного, морского, речного, авто­ мобильного, воздушного и трубопро­ водного стала в значительной мере зависеть от того, насколько хорошо согласовываются планы перевозки грузов и своевременно осущест­ вляется координация основных гру­ зопотоков в морские, речные порты и железнодорожные узлы. В этом деле еще много крупных недостат­ ков. Из-за плохой координации рабо­ ты различных видов транспорта и организаций Министерства внешней торговли в 1961 году на припор­ товых и пограничных железнодо­ рожных участках простаивало в среднем около 15 тысяч вагонов в сутки, большое количество цистерн. По железным дорогам на короткие расстояния (до 50 километров) пе­ ревозится свыше 2 0 0 миллионов тонн грузов, значительную часть ко­ торых экономически целесообразнее было бы перевозить на автомобиль­ ном транспорте. Вопрос улучшения координации транспорта — это крупный госу­ дарственный вопрос. Поэтому не­ давно создана комиссия Президиу­ ма Совета Министров СССР, которая призвана обеспечить согласованную работу основных видов транспорта нашей страны с целью наиболее полного удовлетворения потребно­ стей народного хозяйства в пере­ возках с минимальными транспорт­ ными издержками. Председателем этой комиссии пра­ вительство утвердило тов. Бещева, потому что координацию в деятель­ ности всего транспорта надо при­ спосабливать к работе главной транс­ портной артерии — к железным дорогам. Комиссия должна поста­ вить дело так, чтобы лучше исполь­ зовать все виды транспорта, (Апло­ дисменты). На такое решение нас натолкнул довольно безобразный случай, и да­ же не случай, а явление. Министер­ ство морского флота имеет свои су­ да. Перевозили наши суда грузы на Кубу. Обратно надо было полу­ чить груз для того, чтобы загру­ зить суда и везти их в свои пор­ ты. Но грузы, которые там. име­ лись для нашего корабля, не могли быть погружены, потому что Мини­ стерством внешней торговли был нанят иностранный корабль. Он пришел за тем же грузом. Приш­ лось этот груз делить, потому что если* даже не дать груз зафрахто­ ванному судну, то все равно нужно платить. Два наших министра не сговорились, а деньги были бро­ шены на ветер. Два министра спорят — кто из них должен отвечать за организа­ цию перевозок. Было мнение и, ви­ димо, оно правильное, что эту ор­ ганизацию перевозок надо из Мини­ стерства внешней торговли передать в Министерство морского флота. Ми­ нистр внешней торговли должен по­ давать заявки в Министерство мор­ ского флота на перевозку грузов. Если же не хватит тоннажа в Ми­ нистерстве морского флота, то на­ нимать суда должен не министр внешней торговли, а министр мор­ ского флота. (Аплодисменты). Тогда он наймет суда только в том слу­ чае, когда не сможет грузы принять на свои суда, на свой транспорт. Иначе, как говорят, и сам черт не разберет, почему нанято судно. (Оживление в зале). Требуется значительно повысить уровень и экономической работы на транспорте, приучить людей луч­ ше считать с карандашом в руках. Мне не раз приходилось говорить об этом и хочется повторить вновь: на­ до все тщательно подсчитывать, что­ бы обеспечить минимальную затрату средств на перевозки. На каждый рубль основных фондов железных дорог мы должны получать как можно больше перевезенных грузов. На транспорте так же, как в про­ мышленности и сельском хозяйстве, необходимо широко осуществлять ленинский принцип материальной заинтересованности каждого работ­ ника в высоких результатах как своего личного труда, так и пред­ приятия в целом. Одна из неотложных задач транс­ порта состоит в том, чтобы пол­ ностью и лучще удовлетворять по­ требности населения в перевозках, значительно повысить культуру об­ служивания пассажиров. Транспорт— это не только обслу­ живание производства. Транспорт связан со многими сторонами жизни и быта людей. С каждым годом бу­ дет расти материальное благососто­ яние народа. Развитие промышлен­ ности, сельского хозяйства, сокра­ щение продолжительности рабочего дня, развитие туризма, сети панси­ онатов, курортов и домов отдыха — все это способствует увеличению пассажирских перевозок. Мини­ стерство путей сообщения и управ­ ления железных дорог значительно улучшили обслуживание пассажи­ ров. Однако здесь есть еще и круп ­ ные недостатки. На вокзалах и про­ межуточных станциях, особенно в летний период, скапливается боль­ шое количество пассажиров. Прода­ жа билетов на вокзалах слишком усложнена. Много нареканий со стороны населения имеется и в от­ ношении пригородных и местных поездов. При продаже билетов на приго­ родные поезда надо, видимо, шире внедрять кассы-автоматы. Можно создать такую машину, которая бу­ дет не только не принимать фаль­ шивых денег, а может даже ска­ зать что-то подходящее человеку, который попытается подсунуть фальшивые деньги, (Смех в зале. Аплодисменты). Министерству путей сообщения и управлениям дорог надо позаботить­ ся и о сокращении пересадок пас­ сажиров с поезда на поезд, лучше организовать беспересадочное сооб­ щение, по кратчайшим маршрутам, в обход наиболее крупных узлов или со сквозным пропуском поез­ дов черев крупные железнодорож­ ные узлы. Необходимо постоянно заботиться об улучшении питания пассажиров на железных дорогах, больше соз­ давать кафе, столовых, чтобы пас­ сажиры могли пользоваться услуга­ ми общественного питания. Поездка в поезде должна быть для людей своего рода отдыхом, чтобы человек сходил с поезда с хорошим настроением. Министерство путей сообщения, профсоюзы, орга­ ны торговли обязаны быстрее устра­ нить недостатки в обслуживании пассажиров и навести большевист­ ский порядок в этом важном деле. Товарищи! Руководствуясь ленин­ ским принципом проведения демо­ кратического централизма в обла­ сти хозяйства, партия и правитель­ ство за последние годы провели большую работу по перестройке у п ­ равления транспортом. Укрупнен ряд железных дорог, отделений я предприятий транспорта, расшире­ ны их права. Это положительно оказалось на работе всей сети же­ лезных дорог. Укрупнение железных дорог соп­ ровождалось упрощением и сокра­ щением аппарата их управлений, который был чрезмерно велик. Же­ лезнодорожный транспорт от этого только выиграл. Но и сейчас еще в административно - управленческом аппарате есть лишние звенья, пере­ стройку управления нельзя считать законченной. В Центральный Комитет партии поступают сигналы о том. что на дороги направляется чрезмерно большое количество приказов, раз­ личных указаний и телеграмм. На­ пример, Севере - Кавказской же­ лезной дороге в минувшем году бы­ ло направлено из министерства 140 тысяч телеграфных указаний, то есть по 385 телеграмм в день! Ведь их прочитать не успеешь, а не то что выполнить! От министерства не отстают управления и отделения. Они в свою очередь посылают де­ сятой тысяч указаний и телеграмм. Уже не раз говорилось о том, что нужно поменьше издавать приказов, а больше проводить живой, конкрет­ ной организаторской работы. Ру­ ководству Министерства путей со­ общения необходимо внимательно пересмотреть систему учета, отчет­ ности и отбросить все, что отжило и устарело. Если система учета не будет пересмотрена и упрощена, тогда никакие приказы не помогут. Если есть определенная графа в от­ четности, то эту графу надо запол­ нять. Вот и идет работа по запол­ нению графы, составлению отчетно­ сти. Надо дать возможность работни­ кам на местах больше заниматься производством, а не чтением цирку­ ляров и телеграмм, обилие которых может только тормозить работу. Партийные, профсоюзные и комсо­ мольские организации обязаны мо­ билизовать всех работников желез­ ных дорог на выполнение огромных задач, стоящих перед транспортом, повысить требовательность к руко­ водителям предприятий и организа­ ций транспорта за подбор кадров и обеспечение строжайшей государст­ венной дисциплины и особенно сре­ ди работников, связанных с безо­ пасностью движения поездов и со­ хранением ценностей, активнее под­ держивать и внедрять все новое и прогрессивное. Товарищи! Несколько дней тому назад я был' в Ленинграде, знакомился с рабо­ той главным образом судостроитель­ ной промышленности, с заводами к а к гражданского судостроения, так и военного — надводного и подвод­ ного. Должен сказать, что вернулся я из Ленинграда в очень хорошем настроения. Удалось посмотреть уже построенные корабли и такие, кото­ рые находятся в процессе строи­ тельства, побеседовать с конструк­ торами, техниками, инженерами, рабочими. Следует 'отметить, что грузовые суда, созданные нашими конструк­ торами, инженерами, рабочими, до­ стойны большой похвалы. Очень хороши и военные корабли! Мы в прошлом не раз критиковали воен­ ных товарищей за недостатки в развитии Военно-Морского Флота, требовали, чтобы он был более со­ вершенным. И эта критика не про­ пала даром. То, что я видел, — это такие корабли, которые вполне от­ вечают современному развитию Во­ енно-Морского Флота, современному развитию военной науки и техники. (Продолжительные аплодисменты). Руководители Ленинградского 016 - кома и горкома партии, Ленсовета, Ленинградского совнархоза, работ­ ники предприятий рассказывали мне о том пафосе строительства, о большом подъеме, который вызван на ленинградских предприятиях ре­ шениями X I I I съезда парши. Такой же подъем переживают кол­ лективы и других промышленных центров. Этот творческий порыв ра­ бочего *клаоса должен не угасать, а повышаться из года в год. Тогда мы быстрее достигнем уровня раз­ вития, определенного Программой партии. Но и после этого, то есть после ^создания материально-техни­ ческой базы коммунизма, мы не бу­ дем успокаиваться на достигнутом, а будем добиваться новых успехов, идти все вперед и вперед. (Апло­ дисменты). В этой связи следует поставить такой вопрос. В нашей стране соз­ дана высокоразвитая современная машиностроительная промышлен­ ность. Но машиностроительные за­ воды почти повсеместно работают далеко не на полную мощность. Мне дали справку, что машинострои­ тельные заводы в среднем по стра­ не работают в 1,4 смены. Только на уникальном оборудовании коэф­ фициент сменности выше. Как пра­ вило же, оборудование машиностро­ ительных заводов работает в одну смену. 'Можете себе представить, това­ рищи, сколько было бы произведе­ но ценной продукции, если бы эти заводы работали в две смены, и ценнейшее оборудование, которое на них установлено, не простаивало. Какой это громадный резерв увели­ чения объема производства! Практически, почти не вкладывая дополнительных средств, можно бы­ ло бы удвоить мощности машино­ строительных заводов. А ведь на этих заводах наиболее дорогостоя­ щее оборудование! Помню, в свое время, когда я работал на машиностроительном за­ воде сначала учеником, а потом слесарем, слесари работали в од­ н у смену, а токарный цех работал в две смены. При капиталистах рабочий день был 12 часов. У нас рабочий день на предприятиях 7 часов. Поэтому, если мы организуем работу в две смены, чтобы лучше использовать наше оборудование, то это не будет очень обременительно. Скажу вам откровенно, что лучше работать на станке семь часов, чем в Совете Ми­ нистров, где рабочий день не у всех еще твердо нормирован. (Оживление в зале). Сколько раз я говорил тов. Швер­ нику , когда он был председателем ВЦСПС: не знаю, за что плачу членские взносы в профсоюз, не заботитесь вы, профсоюзники, о нормировании нашего труда. Теперь его заменил тов. Гришин, но про­ должается то же самое, правда, в •меньшей степени. Все-таки тов.- Гришин в какой-то степени норми­ рует труд нашего брата. (Оживление в зале, аплодисменты). Это, конеч­ но, шутка, товарищи, и вы меня хорошо понимаете. Но вопрос использования обору­ дования — не шутка. Это— наши огромные возможности. Ведь если амортизационный срок оборудования удлиняется, то машины изнашива­ ются не только физически, но уста­ ревают и морально. Большой срок службы машин <— это не благо. Должен быть разумный срок, чтобы использовать ее ® работе с поль­ зой, не больше того времени, когда эта конструкция машин морально устаревает. Наши конструкторы неустанно работают над созданием новых, бо­ лее совершенных машин, над заме­ ной устаревшего оборудования. По­ этому лучшее использование обору­ дования, большая нагрузка яа нашу технику даст возможность быстрее перевооружить наши машинострои­ тельные заводы. Это позволит соз­ дать более прогрессивные условия для повышения производительности труда и внедрения новой техники. Все это имеет большое государст­ венное значение. Конечно, переход на двухсменную работу предприятий потребует уве­ личения рабочей силы. Но и эту за­ дачу можно решить. Ленинградские товарищи, например, говорят: дайте нам некоторое дополнительное ко­ личество 'средств на жилищное строительство, и будет найдена ра­ бочая сила. Это разумное предложе­ ние. Мы можем найти эти средства за счет некоторого сокращения строи­ тельства машиностроительных за­ водов, благодаря тому, что лучше используем существующие предпри­ ятия, их оборудование. Высвободив­ шиеся в результате этого средства может быть будет целесообразно, в зависимости от расчетов, направить на жилищное строительство. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что машиностроительные заводы, ка к правило, находятся в обжитых районах, где много молодежи, много людей пенсионного возраста. Я го­ ворю о пенсионерах потому, что многие из них, еще способные тру­ диться, не довольны тем, что не могут приложить свои силы и ис­ пользовать свои 'знания, свою ква­ лификацию. Если мы совместно с профсою­ зами и совнархозами разумно рас­ смотрим закон о пенсионном обес­ печении, 'создадим условия матери­ ального поощрения пенсионеров, ко­ торые хотят и могут работать с вы­ дачей и пенсионного вознагражде­ ния и определенной оплатой за их труд, то я считаю, сотни тысяч лю­ дей с радостью пойдут на заводы и будут работать с большой поль­ зой. (Бурные аплодисменты). • Мы договорились с ленинградца­ ми, чтобы они более конкретно изу­ чили этот вопрос, нее хорошо под­ считали, ©се учли. Я звонил секре­ тарю Ленинградского обкома партии тов. Толстикову и говорил с ним об этом. Он сказал, что такие расче­ ты будут сделаны по предприятиям одной из отраслей. Хотел бы использовать такое от­ ветственное собрание, каким яв­ ляется совещание железнодорожни­ ков, чтобы об этом «секрете» ле­ нинградцев рассказать вам. Но при­ оритет в этом начинании мы закре­ пили за ними, это их инициатива, и они будут призывать работников других республик, краев и обла­ стей. Очень важно, чтобы обкомы, а главное совнархозы, партийные организации заводов занялись на своих предприятиях такими же под­ счетами и были бы подготовлены с тем, чтобы можно было бы решать вопрос об использовании оборудо­ вания в две смены. Конечно, все мы понимаем, что это большой и сложный вопрос. Мы чубствуем, что все это будет на пользу, но нельзя руководствовать­ ся одним чувством, нужны и эконо­ мические и технические расчеты. Думаю, что расчеты подтвердят, что это выгодно и что это следует сде­ лать. (Бурные аплодисменты). Переход предприятий на двух­ сменную работу.— большой резерв. Конечно, при этом надо будет Гос­ плану обратить большое внимание на выделение средств д^тя расшире­ ния сети заводов, строящих станки, станочное оборудование. Это необхо­ димо для того, чтобы ускорить тех­ ническое перевооружение наших предприятий более совершенным оборудованием. Недавно мы с тов. Косыгиным были в Клину и знакомились там с работой фабрики искусственного волокна. Каких только машин нет на Этой фабрике'— и отечествен­ ных и заграничных. Инженеры по­ казали наш отечественный станок, который делает шесть операций. Но выяснилось, что пока этот станок имеется в одном экземпляре. Вмес­ то такого совершенного станка на заводских площадях стоят шесть станков, которые производят эти операции. Можете себе представить, какой был бы экономический эф­ фект, есДи бы мы могли больше производить таких станков и заме­ нить старые. Тогда на тех же пло­ щадях было бы достигнуто значи­ тельное увеличение производства продукции. Это вызовет, конечно, увеличение потребности энергети­ ческих мощностей, но это не глав­ ное, а главное состоит в том, что мы в 6 раз увеличили бы выпуск продукции. И так обстоит дело, товарищи, не только на Елинской фабрике. Такую картину можно наблюдать почти на каждом заводе. Поезжайте на любой завод и вы найдете много подобных примеров. В одном из своих выступлений я уже рассказывал, что, когда я был в Америке, президент Эйзенхауэр попросил свою приятельницу, кото­ рая владела крупным заводом фир- мы«Места» в Питтсбурге, чтобы нас пустили на этот завод. В Сое­ диненных Штатах правительство не может вас пригласить на завод без разрешения фабриканта — хозяи­ на фирмы. Она проявила любез­ ность, и мы смогли побывать на заводе этой фирмы, который у аме­ риканцев, как мне сказали, не на плохом счету. Иду по цеху и вижу, что дорожку только что подремон­ тировали: видимо, была выбоина и ее недавно заасфальтировали. Го­ ворю директору: — Это сделано к нашему приез­ ду? Да, — отвечает он. — У нас тоже так делают, — замечаю я, — вижу, что и у вас это практикуется! (Оживление в зале. Аплодисменты). Иду дальше, стоит долбежный станок. Высказываю замечание, что вот уже лет 50 прошло с тех пор, как я работал на заводе, где были такие же долбежные станки. На заводе есть и новое, есть и старое оборудование. В том же цехе мы видели простую ножовку, к которой приспособили моторчик. И вот она пилит. Увидев ее, я сказал предста­ вителю фирмы, что еще в 1909 го­ ду, когда я был мальчишкой, вот так же пилил на заводе, а вы сей­ час, через полвека, делаете это в Америке. Повторяю, давайте пойдемте вместе на любой завод, и мы уви­ дим немало устаревшего оборудова­ ния. Конечно, обновление оборудо­ вания зависит не только от ди­ ректоров предприятий. Это зависит и от того, что мы не успеваем в необходимых масштабах производить новое оборудование, чтобы заменить им старое, отжившее. Нам, видимо, надо сейчас обратить главное вни­ мание на расширение производства более совершенного станочного обо­ рудования, создание автоматических линий, станков-автоматов. И, конеч­ но, следует совершенствовать ин­ струмент, рабочие приспособления. Над этим надо серьезно подумать Госплану, совнархозам и Госпланам республик. Товарищи! Наша партия подняла народы Советского Союза на пост­ роение коммунистического общества. Многие годы назад, когда мы толь­ ко еще вышли из гражданской вой­ ны и делали первые шаги в строи­ тельстве социализма, Владимир Иль­ ич Ленин завещал нам: «...Подгото­ вить — работой долгого ряда лет подготовить — переход к коммуниз­ му». (Соч., том 33, стр. 36 ), И вот этот долгий ряд лет, о ко­ торых говорил Ленин, — пройден. Целые поколения советских людей, не жалея пота в труде и самой жизни в борьбе с жестокими врага­ ми, выполнили завещание Ленина и подготовили переход к коммунизму. Мы с вами не только добились это­ го, но сами уже непосредственно при­ ступили к строительству коммуниз­ ма. (Продолжительные аплодисмен­ ты). У нашей партии, у советского народа есть теперь новая Програм­ ма. Программа партии — это закон нашей жизни и деятельности. Глав­ ное теперь — успешно осуществить Программу. Партийные организации проводят большую организаторскую работу по претворению в жизнь решений XX II съезда, широко развернута пропаганда материалов съезда пар­ тии. Это хорошо. Но вместе с тем следует отметить такой существен­ ный недостаток в нашей организа­ ционной и пропагандистской работе. Зачастую партийные работники, пропагандисты, агитаторы, а также органы печати в своих выступлени­ ях о Программе партии и в освеще­ нии ее отдельных положений акцен­ тируют внимание главным образом на том, что будет через 20 лет, ка­ ких результатов мы достигнем к концу этого периода. Некоторые работники только и твердят: к концу второго десятиле­ тия экономика возрастет во столь­ ко-то раз, у нас будет то-то и то-то, квартиры, мол, будут бесплатные, проезд на транспорте — бесплат­ ный и прочее и прочее. Словом, расписывают все блага коммуниз­ ма. Повторяют только одно: блага, блага, блага. У людей может соз­ даться впечатление, что все это придет само собой. Слушая такие речи, некоторые люди могут ска­ зать:^ чего же ты уговариваешь, давай скорее эти блага. Но, думаю, что будут и такие люди, которые остановят оратора и спросят: вы лучше скажите —> ка к этого до­ стигнуть и кто же будет заботить­ ся о том, чтобы создавать эти бла­ га! Конечно, легче сказать о том, что будет через 20 лет. Почему легче? Говорить о том, что будет через 20 лет, значит говорить о более высоких показателях, чем мы имеем сегод­ ня. А сказать о том, что нужно де­ лать сегодня, — это значит гово­ рить о том, что надо делать боль­ ше, чем делается теперь, говорить о преодолении имеющихся недостат­ ков. Делать больше сегодня — это значит завтра иметь больше! Некоторые ораторы идут по ли­ нии наименьшего сопротивления, становятся на самый легкий путь, обходя то, что надо делать сегодня и завтра. Это наносит ущерб на­ шей пропаганде, следовательно, де­ лу нашей партии. Нужно правильно инструктиро­ вать докладчиков, пропагандистов и. агитаторов, обеспечивать их необхо­ димыми справочными материалами, чтобы доклады, лекции, выступле­ ния были не беспредметными, а со­ держательными, интересными, что­ бы они были связаны с теми зада­ чами, которые йам предстоит ре­ шить. Необходимо освещать не только, конечные результаты, а больше внм^ мания сосредоточивать на начальном- этапе выполнения Программы, на том, чтобы убрать с пути все, что мешает нашему продвижению впе­ ред. Нельзя представлять себе строи­ тельство коммунизма так: приехал к берегу, сел на какое-то судно,, пе­ реплыл на другой берег, и, вот ты уже в коммунизме. Бет,, так сразу не переплывешь. В вопросах строительства ком­ мунизма нельзя перепрыгивать 0 начального этапа на конечный, на­ меченный Программой партии. Этот путь нужно пройти по земле, в, яа 1 щ>яжеШ' 01 м труде и борьбе. На всем пути двадцатилетней борьбы за построение коммунизма надо упорно работать, трудиться каждый день и каждый час. Трудом и только трудом можно создать материально-техническую базу коммунизма, обеспечить создание всех средств удовлетворения мате­ риальных потребностей народа и его духовных запросов. Товарищи! В. I . Ленин, Комму­ нистическая партия, поднимая на-, род на революцию, боролись за ос-* порождение рабочего класса от у г ­ нетателей, за лучшую, свободную жизнь трудящихся. После револю­ ции враги предприняли все, чтобы задушить Советскую власть, отнять у народа его завоевания.. Рабочему классу, трудящимся массам при­ шлась пережить четырехлетнюю гражданскую войну и иностранную интервенцию. Народу приходилось главным образом не создавать, а да­ же разрушать в войне то,, что было создано трудом народа, своею кро- - вью поливать родную землю, от­ стаивая ее от многочисленных вра­ гов. Сотни тысяч людей отдали жизнь за то, чтобы отстоять в же­ стокой борьбе свободу трудового на­ рода, право народа строить свою, жизнь так, как это сказано в на­ шем марке®стоко-ленинском учении* Этот труднейший этап в жизни нашего народа был с честью прой­ ден. Те огромные трудности, кото­ рые пришлось пережить народу пос­ ле Октябрьской ■революции, не идут ни в какое сравнение с трудностями роста, которые переживаем мы те­ перь, Рабочий класс, трудовое кре­ стьянство, весь советский народ, преодолев все трудности и преграды на своем пути, так перестроили свое хозяйство, что в исторически короткий срок создали из экономи­ чески отсталой России самое пере­ довое социалистическое государство, которое занимает теперь по разви­ тию экономики второе место в ми­ ре, а по вопросам науки и культу­ ры — первое место в мире. (Бур­ ные аплодисменты). Давайте, товарищи, будем думать о том, какие рубежи нам надо брать уже,сейчас в нашем коммунисти­ ческом строительстве, а не гово­ рить только о том, что будет в пос­ ледний год двадцатилетия. Легко сказать о том, что намечено достиг­ нуть через двадцать лет. Показать, как достигнуть этого, значительно сложнее. Но мы должны, обязаны делать это. Мы должны сами щра- вильно понимать то, что надо де­ лать сегодня, и проводить правиль­ ную линию. Тогда наши силы будут все время наращиваться, и совет­ ский народ быстрее придет к тор­ жеству коммунизма. У нас часто повторяют, что в строительстве коммунизма важное значение имеет повышение произво­ дительности труда. Это правильно, об этом надо говорить. Но нередко это произносится как дежурная фраза, употребляемая, так сказать, для украшения выступления. Надо сказать, что, к сожалению, еще да­ леко не все работники партийных и хозяйственных органов думают над тем, из чего складывается вы­ сокая производительность, что нуж ­ но делать для того, чтобы неуклон­ но повышалась производительность труда, сокращались затраты труда на единицу изделия, повышалось качество продукции. Эти вопросы должны всегда быть в центре всей нашей организацион­ ной и пропагандистской работы. Всем нам надо самоотверженно ра­ ботать, трудиться по-ленински, от­ давая великому делу всю свою энер­ гию, все знания. Только так мы можем построить коммунизм. Разрешите от имени Центрально­ го Комитета партии и Советского правительства еще раз пожелать вам, дорогие товарищи, а в вашем лице всей армии железнодорожни­ ков страны дальнейших успехов в вашем большом и очень нужном для народа труде на благо 'нашей вели­ кой Родины, во имя победы комму­ низма! (Бурные аплодисменты). Пусть быстрее движется наш со­ ветский локомотив к великой цели — к коммунизму. (Бурные, продол­ жительные аплодисменты. Все вста­ ют. Возгласы «ура!», «Да здравст­ вует родная Коммунистическая пар­ тия !»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz