Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 5 2 м м 1962 г, М НО (2394 ) ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕЧИ ТОВАРИЩА И. С. ХРУЩЕВА (Начало на 1-й стр.). Особенно важно, что за последние годы была проделана огромная по своему размаху техническая рекон­ струкция транспорта, электрифика­ ция железных дорог. Только за шесть последних лет электрифици­ ровано более 10 тысяч километров и переведено на тепловозную тягу 20 тысяч километров железнодо­ рожных линий. Завершена электри­ фикация крупнейшей в мире маги­ страли Москва — Байкал протяже­ нием 5 тысяч 500 километров. По протяженности электрифицирован­ ных дорог и темпам электрификации Советский Союз вьгшел на первое место в мире. (Аплодисменты). В связи с этим нельзя не вспом­ нить о положении дел с техниче­ ским перевооружением транспорта до XX съезда партии, когда транс­ портом занимались Каганович и Мо­ лотов. Не понимая новых, прогрес­ сивных направлений в развитии транспорта, они упорно цеплялись за старое, за паровоз, чинили вся­ кие помехи техническому прогрес­ су. Вспомните, товарищи, ведь к XX съезду у нас было электрифици­ ровано лишь 5 тысяч 400 километ­ ров, или менее 5 процентов желез­ ных дорог. Если говорить о Молотове и Ка­ гановиче, то надо иметь в виду, что это разные люди. Молотов ко г­ да-то шефствовал над железнодо­ рожным транспортом. С точки зре­ ния некоторых транспортников это был «выгодный шеф», он не разби­ рался в работе железнодорожного транспорта, но рьяно выполнял функции шефа, просителя — «про­ си больше; чем больше, тем лучше». Только в этом он и видел свою роль. Мне не раз приходилось слышать, что некоторые работники железных дорог к такому «руководству» Мо­ лотова относились неплохо. Во-пер­ вых, он не вмешивался в работу железнодорожного транспорта по существу, а это было большое бла­ го для руководителей железных до­ рог. Он не мешал им работать. Во- вторых, все, что только мог. он старался вырвать для железных дорог, пытаясь таким образом за­ игрывать с железнодорожниками. Это тоже считалось полезным, хотя и не всегда это было разумно, не всегда было в интересах государ­ ства. Каганович вел себя иначе. Кага­ нович уверовал, что железные до­ роги он выдумал (смех в зале). Ког­ да он ушел из Министерства путей сообщения, то считал, что желез­ ные дороги прекратят свое сущест­ вование. Каганович был очень са­ моуверенный человек. Всегда так бывает, что чем меньше человек понимает в какой-либо области, и если он при этом страдает самоуве­ ренностью, то это становится не­ счастьем для такого человека, он сам верит и пытается внушить дру­ гим то, что он все знает. Помню, как Каганович мне гово­ рил: «Да. ошибки я допускал, со­ знаю это. Сейчас я ухожу, или вы меня уходите, но имейте в виду, если что-нибудь случится, будут какие-то трудности на железнодо­ рожном транспорте, я всегда готов вернуться по первому зову». Он думал, что в этом будет не­ обходимость. Но жизнь показала, что работники железных дорог пос­ ле ухода Кагановича облегченно вздохнули. И это понятно, потому что железнодорожный транспорт сложный организм, большой меха­ низм, и не только механизм, он име­ ет очень чувствительные нервы уп­ равления. Если будет перебой в од­ ном месте, то все может застопо­ риться, ка к это бывает в живом ор­ ганизме, когда происходит наруше­ ние кровообращения в результате закупорки в венах. Как нарушение кровеносной системы болезненно от­ ражается на работе всего организ­ ма, так и перебои в работе желез­ нодорожного транспорта неизбежно отражаются на всем народном хо­ зяйстве страны. Наша партия гордится тем, что у нас высококвалифицированное ру­ ководство железнодорожным транс­ портом: подготовлены кадры инже­ неров, техников, рабочих и созданы все службы, которые необходимы для успешной работы железнодо­ рожного транспорта. (Аплодисмен­ ты). Поэтому мы были совершенно уверены, что ухудшения работы железнодорожного транспорта после ухода Кагановича не наступит, на­ оборот, будет улучшение, оздоров­ ление руководства транспортом. (Продолжительные аплодисменты). Вообще руководить через голосо­ вые связки нельзя, это плохой ин­ струмент для руководства. (Апло­ дисменты). Иные бюрократы дума­ ют, что чем громче человек кричит, то этим он вроде показывает, что больше знает, лучше всех разби­ рается в деле. Жизнью доказано, что всегда получается наоборот. На­ до сказать, что в отношении крика и администрирования Каганович имел немалые данные, его перекри­ чать вряд ли кто мог, вы это сами хорошо знаете. (Смех в зале, апло­ дисменты). Каганович всегда считал паровоз главным на железных дорогах, в то время, когда сами грамотные паро­ возники признавали, что паровоз — это машина с очень низким коэффи­ циентом полезного действия. Это была ахиллесова пята транспорта, Б первые годы революции мы не имели возможности осуществить электрификацию железных дорог, у нас не было необходимых для этого материальных возможностей. По этой же причине мы не могли внед­ рять и тепловозную тягу . Но когда созрели материальные и техниче­ ские возможности, то задерживать­ ся на прежнем этапе и петь дифи­ рамбы паровозу — означало про­ являть непонимание того нового, что необходимо в интересах техни­ ческого прогресса, не видеть того, что уже создано, что нужно настой­ чиво внедрять. После XX съезда партии, когда мы раскритиковали эту политику, железнодорожники после ухода Ка­ гановича хорошо показали свои способности. Должен сказать, что мы очень довольны работой ка к всех железнодорожников, которые настой­ чиво борются за улучшение работы транспорта, так и работой вашего министра товарища Бещева, кото­ рый со знанием дела руководит же­ лезнодорожным транспортом. (Апло­ дисменты). Мы вас хвалим, но я думаю, что вы люди опытные и понимаете, что перехваливать нельзя и что в свя­ зи с похвалой зазнаваться нельзя. Партия хвалит того, кто хорошо ра­ ботает, но если человек начинает зазнаваться, плохо работать, тр пар­ тия найдет за что уцепиться, чтобы привести в чувство того, кто за­ знается. (Аплодисменты). Говорю это, товарищи, в порядке профилак-, тики. (Аплодисменты), Вы знаете, если хорошо проводить профилакти­ ку , то в любом деле, особенно у вас при осмотре и уходе за локомотива­ ми, такие локомотивы будут дольше и лучше работать. (Аплодисменты). Это в какой-то степени намек. (Оживление в зале). Если бы партия своевременно не приняла мер и железнодорожный транспорт остался на паровозной тяге, то для выполнения плана пе­ ревозок только одного 1961 года по­ требовалось бы дополнительно свы­ ше 52 миллионов тонн угля, 4.300 паровозов и большое количество грузовых вагонов. Но партия смело выступила против консерваторов, открыла широкую дорогу техни­ ческому прогрессу, и положитель­ ные результаты теперь налицо. (Ап­ лодисменты). Работники транспорта достигли больших и серьезных успехов. Они достойно выполняют стоящие перед ними задачи и много делают для развития нашей Родины. Все мы радуемся этому и желаем работни­ кам железнодорожного транспорта новых успехов. (Аплодисменты). . Разрешите кратко сказать о не­ которых задачах транспорта по об­ служиванию промышленности, ка­ питального строительства и сель­ ского хозяйства. Вы призваны всемерно помогать развитию промышленности и осо­ бенно в районах Сибири, Дальне­ го Востока, Казахстана и Средней Азии. Там лежат сказочные богат­ ства. Туда уже пришли сотни ты ­ сяч людей, а придет еще больше. Там развернулось невиданное по размаху и темпам строительство. К сожалению, наш транспорт еще сла­ бо и недостаточно обслуживает эти районы. Надо умножить наши усилия, чтобы обеспечить развитие этих районов. Транспортники должны беспе­ ребойно и безотказно удовлетворять нужды промышленности, образцово ее обслуживать, своевременно снаб­ жать сырьем, топливом, полуфабри­ катами, новым оборудованием, обес­ печивать своевременный вывоз по назначению готовой промышленной продукции. Достаточно привести такой при­ мер. Если в 1954 году мы произ­ водили 41 миллион 400 тысяч тонн стали, то в этом году произведем ее, видимо, 76— 77 миллионов тонн, а к 1980 году производство стали возрастет до 250 миллионов тонн. (Аплодисменты). Такими же бурны­ ми темпами будет развиваться про­ изводство чугуна, нефти, проката, строительных материалов и других важных видов промышленной про­ дукции. С увеличением объема промыш­ ленного производства, ростом про­ дукции сельского хозяйства резко увеличится и объем перевозок. Но следует сказать, что, увеличивая объем производства, не обязательно увеличивать в таком же объеме железнодорожные, водные и другие перевозки и особенно на дальние расстояния. При планировании на­ родного хозяйства надо создавать такие экономические районы, где для производства имеется необходи­ мое сырье, например, топливное, железорудное, либо другое. Там, где это возможно, надо строить пере­ рабатывающую промышленность ближе к источникам сырья и с уче­ том целесообразности создавать и другие виды производства. Именно при таком подходе, учи ­ тывая необъятные просторы нашей страны, перевозки не будут возрас­ тать в такой же мере, как рост производства. Они в значительной степени будут замыкаться в пре­ делах экономического района, В свою очередь будут развиваться те перевозки между экономическими районами, которые требуются в ин­ тересах всего социалистического хо­ зяйства, для удовлетворения потреб­ ностей страны в целом. Теперь с образованием совнархо­ зов, организацией крупных эконо­ мических районов создались лучшие возможности для решения всех во­ просов развития народного хозяйст­ ва, в том числе и транспортных во­ просов. Госплан, Госэкономсовет, совнархозы при определении того, где разумно создавать те или иные производства, должны учитывать также и вопросы рациональной ор­ ганизации перевозок. Министерство путей сообщения должно в какой-то степени помогать Госплану в правильном, экономиче­ ски целесообразном районировании промышленности, потому что желез­ нодорожники больше других видят и разумные и неразумные перевоз­ ки. Часто ведь случается, что ка­ кой-то груз везут из Одессы во Владивосток, а груз такого же по­ рядка везут из Владивостока в Одессу. Ищите «умного» в данном вопросе, ищите, кто это делает. Мы строим много заводов и слу­ чается, что заводы, которые произ­ водят машины, и потребители этих машин иногда находятся в разных концах Советского Союза. Надо так вести дело, так планировать, чтобы в экономических районах все было продумано разумно, именно разум­ но, чтобы многие перевозки замы­ кались на своем экономическом районе. Только то производство, ко­ торое выгодно вести централизован­ ным порядком, — к примеру про­ изводство иголок — можно ставить где., угодно: штампуй иголки и пе­ ревози их куда надо! Другое дело перевозить металл, крупные металлические изделия. Не всегда разумно везти металл куда-то, перерабатывать его в из­ делие и уже в более громоздком ви­ де перевозить обратно в том же на­ правлении, откуда пришел этот ме­ талл. Таких перевозок у нас нема­ ло. И это результат порочного пла­ нирования, и в значительной степе­ ни наследие централизованного уп­ равления хозяйством через мини­ стерства, которые мы упразднили. Однако упразднить министерства легче, а вот перестроить экономи­ ку , более правильно разместить про­ изводство — это труднее, это тре­ бует больше времени и, кроме того, необходимо преодолеть сопротивле­ ние, консерватизм. Бы, железнодорожники, должны помогать Госплану, Госэкономсове- ту. Если ваши предложения не най­ дут поддержки в этих организаци­ ях, то нужно ставить эти вопросы в ЦК и правительстве. Этого тре­ буют интересы всего народного хо­ зяйства, интересы строительства коммунизма. Это экономические во­ просы, но они перерастают в во­ просы политики. Это надо учиты­ вать! (Бурные аплодисменты). Товарищи! Вы знаете, что зада­ чи, стоящие перед транспортом, мно­ гочисленны и сложны. Но все они, как реки к морю, или как вы, же­ лезнодорожники, скажете, как пу ­ ти к узловой станции, стекаются к одной самой главнейшей задаче, ко­ торая является решающей для по­ беды коммунистического общества. Это — борьба за всемерное повы­ шение производительности труда. Среди заветов, оставленных нам Владимиром Ильичей Лениным, ве­ личайший завет — всемерно повы­ шать производительность труда. Мы должны свято выполнять этот за­ вет нашего вождя и учителя. До­ стижению этой задачи надо подчи­ нить все неисчерпаемые резервы и возможности транспорта. У железнодорожников богатые и славные революционные и трудовые традиции. Они были первыми, кто начал борьбу за новую коммунисти­ ческую производительность труда. Все помнят, что именно железнодо­ рожники депо Москва-Сортировоч- ная первыми в стране организовали в мае 1919 года коммунистический субботник, который Владимир Ильич назвал великим, почином. А в наше время железнодорожники того же депо создали первую бригаду ком­ мунистического труда. Нынешнее движение бригад коммунистического труда, где в коллективном труде воспитывается новый человек, ох­ ватило всю страну. Приятно отме­ тить, что почин в этом замечатель­ ном движении принадлежит нашим славным железнодорожникам. (Про­ должительные аплодисменты). Работники железнодорожного транспорта имеют все необходимое для того, чтобы в ближайшие годы превзойти уровень производительно­ сти труда, достигнутый на желез­ ных дорогах Соединенных Штатов Америки. Однако хотел бы сказать, чтобы тут не было хвастовства. Железно­ дорожный транспорт Соединенных Штатов Америки не загружен. Там в силу капиталистических условий и конкуренций сейчас усиленными темпами развиваются перевозки грузов автомобильным транспортом, идет жесточайшая конкуренция между автомобильным транспортом и железными дорогами. Я говорю это к тому, что надо исходить из равных условий для соревнования. А то можно и зазнаться, вот, мол, мы «переплюнули» США, а «пере- плюнуть-то» их в этом деле не так трудно, потому что сейчас желез­ ные дороги снижают там свое зна­ чение в перевозках, потому что на первое место выходит автомобиль­ ный транспорт. У нас тоже развивается и будет развиваться автомобильный транс­ порт. Это выгодно, видимо, осо­ бенно при перевозках на короткие расстояния, когда в результате по­ грузки и разгрузки теряется много времени и особенно много труда. Поэтому выгоднее миновать эти из­ лишние затраты труда и воздашь такие перевозки на автомобильный транспорт. Но на дальних перевоз­ ках, конечно, более экономичный — железнодорожный транспорт. у Когда речь идет о сравнении с ра­ ботой железнодорожного транспор­ та Соединенных Штатов Америки, то наши железнодорожники работа­ ют лучше, но производительность труда, видимо, в США пока еще вы­ ше, чем у нас. Это тоже надо иметь в виду, Производительность труда в на­ ших условиях должна быть выше, потому что мы знаем, что более ор­ ганизованное общество —■ социали­ стическое, коммунистическое об­ щество. Победа возможна только лишь на основе более высокой про­ изводительности труда. Других се­ кретов, товарищи, для борьбы за победу в соревновании с капита­ лизмом нет. (Аплодисменты). Назвать себя коммунистами, и уже только потому, что мы комму­ нисты, считать, что победим капи­ талистов, — это мыслить слишком примитивно. Главное, что характе­ ризует социализм — это разумное построение общества, уничтожение частной собственности, уничтоже­ ние эксплуатации, передача средств производства в руки народа, и на этой основе более рациональное ис­ пользование экономики, техники, науки. Надо, чтобы мы превзошли производительность труда капита­ листического мира. Только в этом и в этом заложен успех нашей побе­ ды, победы коммунизма! (Бурные аплодисменты). Нельзя примитивно подходить к делу. Социализм, дескать, у нас по­ бедил, теперь приняли Программу коммунистического строительства, коммунизм, говорят, обязательно победит капитализм, поэтому давай­ те все запишемся в Коммунистиче­ скую партию и уедем в Сочи или в другое теплое место, или вообще пойдем грибы собирать в лес, — все само собой сделается, Коммунизм победит при условии, если на основе марксистско-ленин­ ского учения партия правильно по­ ведет народ. Народ поддерживает партию! Мы имеем — социалисти­ ческое государство, имеем средства производства в руках рабочего класса, в руках народа. Используя эти средства производства, исполь­ зуя науку, технику, на основе марксистско-ленинского учения, мы обеспечим высшую производитель­ ность труда! При высоком развитии науки и техники, при лучшем ис­ пользовании средств производства мы добьемея победы!. Поэтому нельзя считать — записался в Ком­ мунистическую партию и, как го­ ворят, ложись на бок и жди победы коммунизма. Может случиться *—« как ляжешь, так и встанешь на том же месте, от этого ничего не прибавится. (Оживление в зале. Аплодисменты). Народ давно это понял. Еще ког­ да не было создано марксистско- ленинского учения, народ уже знал эту истину и говорил: под лежачий камень вода не течет. Следователь­ но, товарищи, надо работать! (Ап­ лодисменты). Задачу повышения производи­ тельности труда мы будем решать нашим, социалистическим путем, путем эффективного использования техники, непрерывного улучшении условий работы железнодорожни­ ков, сокращения продолжительно­ сти рабочего дня и повышения их благосостояния. Товарищи! Мы часто говорим, что в сельском хозяйстве есть боль­ шие резервы, что там имеется мно­ го недостатков в организации про­ изводства. Партия наметила меры, чтобы поднять сельское хозяйство и добиться такого уровня и таких темпов в его развитии, чтобы про­ изводство сельскохозяйственных продуктов опережало спрос. В промышленности мы сильнее организационно и технически, чем в сельском хозяйстве. Но и в про­ мышленности и на транспорте у нас имеется много резервов, неис­ пользованных возможностей. Мы можем и должны поднять промыш­ ленность и транспорт на более вы­ сокий уровень. Центральный Комитет партии ду­ мает сейчас над тем, как лучше организовать работу промышленно­ сти и транспорта, полнее использо­ вать имеющиеся там резервы. Не­ обходимо улучшить контроль за тем, как выполняются решения партии и правительства, как внед­ ряются в производство достижения науки, техники и опыт передови­ ков. Когда мы говорим о том, что в работе транспорта имеются опреде­ ленные успехи, то это не значит, что у вас нет недостатков. Строительство коммунизма -—это механизация и автоматизация про­ изводства. А как внедряются в про­ изводство достижения науки и тех­ ники? Без преувеличения можно сказать, что в каждом совнархозе и на многих предприятиях можно найти немало интересных и важных предложений и изобретений, кото­ рые давно проверены, но не внед­ ряются в производство. Некоторые работники относятся к новому по-бюрократически. На вее они дадут вам самые подроб­ ные объяснения. Но главная причина медленного внедрения новых дости­ жений — это укоренившаяся кос­ ность, нежелание менять то, что уже сложилось, ломать старое, из­ жившее себя, хотя всем известно, что быстрое внедрение в производ­ ство изобретений и рационализа- то г^ :н х предложений — это один из больших резервов дальнейшего, еще более быстрого развития про­ мышленности и транспорта. Приятно было слушать высту­ павшего здесь машиниста со стан­ ции Тайга тов. Порошина. Он ска­ зал, что все затраты по электрифи­ кации окупятся за полтора ■года, а производительность труда уже 'зна­ чительно выросла, улучшились ус­ ловия труда, Я представляю себе труд железнодорожника, машиниста на паровозе в зимнюю стужу. А сейчас он едет на электровозе, как говорили раньше, словно кум коро­ лю и черт ему не брат. (Оживление в зале. Аплодисменты). Я люблю смотреть киножурнал «Наука и техника». Там много по­ казывают очень интересного и по­ лезного. И отдыхаешь и познаешь новое, что рождается в нашей стра­ не, новое в развитии науки и тех­ ники. Смотришь и частенько дума­ ешь: если бы хоть половину тех до­ стижений, которые показываются в этих журналах, своевременно, именно своевременно внедрили в производство, то это принесло бы народу огромную пользу. Недавно, например, в одном из киножурналов показывали так на­ зываемый огнебур, который при бурении взрывных скважин в твер­ дых породах на железорудных карьерах в 8— 10 раз производи­ тельнее применяемых сейчас удар­ но-канатных станков, а стоимость огневого бурения примерно в три раза дешевле ударно-канатного. Го­ ворят, что прошло уже более двух лет как создали конструкцию новой буровой установки, а на карьерах их практически нет, если не счи­ тать четырех— пяти опытных об­ разцов. Почему? Я позвонил това­ рищам, которые занимаются вопро­ сами промышленности, и попросил их выяснить. Мне сообщили, что Бузулукский завод, который дол­ жен делать эти станки, предпочита­ ет выпускать старую технику, вместо новой высокопроизводитель­ ной. Разве допустимо такое отно­ шение к новой технике, значитель­ но повышающей производительность труда? Директор этого завода, вероятно, коммунист. Бесспорно, там есть партийная и комсомольская органи­ зации и профсоюзная организация тоже есть. Бее есть! А вот не доби­ лись товарищи, чтобы новая техни­ ка внедрялась. И за это расплачи­ вается страна. Надо обжигать огнем критики таких людей, которые для своего бюрократического удобства не волнуют себя, производят ста­ рое, не ломают старое, не освобож­ дают путь к новому! (Аплодис­ менты). Многие из вас, видимо, смотрели киножурнал, который называется «Катушка». Это своего рода фелье­ тон, и довольно острый. Б картине показано, что катушки для ниток можно прессовать из отходов и стоимость их значительно дешевле. Прошло свыше десяти лет, как предложен этот способ, но к разра­ ботке технологии и конструкции машин приступают только в 1962 году. И то говорят, подождите. А ведь, знаете, что можно прождать сто лет. (Смех в зале). Эту машину должны были сделать, по-моему, или Московский городской совнар­ хоз, или Московский областной сов­ нархоз. Как видите, чины большие, почет большой, а внимания и ответ­ ственности не оказалось. (Оживле­ ние в зале). А сколько за это время березово­ го леса вырубили, сколько сотен тысяч кубометров древесины израс­ ходовали и расходуют на производ­ ство катушек! Остроумно придумал изобрета­ тель машину, — прямо из ничего делает деньги. (Оживление в зале). Для того, чтобы сделать по-старому катушку, нужна береза, надо по­ ехать в лес, спилить березу, разде^- лать ее, перевезти; видите, какой долгий процесс, сколько людей трудится, сколько ценного леса расходуется. И это несмотря на то, что техника наша дает другие воз­ можности для получения этой про­ стой нетребовательной катушки. А сколько можно найти таких «кату­ шек»! И, если подбросить еще несколько таких «катушек», то иной человек не удержится на но­ гах, потому что эти «катушки» уло­ жат его на пол. (Оживление в зале). Я привел лишь два факта, но вы сами можете привести ^их десятки и сотни. Надо выше поднять ^актив­ ность партийных организаций, ком­ сомольцев. рабочих, инженеров, тех­ ников' против косности и рутины, на борьбу за технический прогресс, за внедрение в производство дости­ жений науки и техники, передовых методов труда, поддерживать нова­ торов, решительно бороться с теми, кто оказывает сопротивление ново­ му. Я часто ссылаюсь на киножурна­ лы, на газетные статьи о безобра­ зиях в работе. Но что досадно, то­ варищи! Когда через печать или в сатирических киножурналах начи­ нают критиковать бюрократов, за­ жимщиков нового, передового, то в защиту этих бюрократов, а иной раз и просто вредителей, =— вреди­ телей не в политическом смысле слова, а в смысле бесхозяйственно­ сти, безответственности, *— нередко поднимаются голоса ответственных людей. Чтобы выгородить свои районы, области, а случается, и республики, такие люди пытаются смягчить ост­ роту вопроса и, как это ни стран­ но, нередко получается так, что ра­ ботники, защищающие честь район­ ного, областного, а порой и респуб­ ликанского «мундира», становятся как бы защитниками тех. кого они призваны осуждать за порочную ра­ боту. Это, товарищи, факт. Таких лю­ дей надо к прокурору тащить, если это в районе, то к районному, если в республике — к республикан­ скому, Но порой и прокурор молчит. А зажимщик говорит: я согласен учиться на ошибках своего соседа, но не на своих собственных. (Ожив­ ление в зале). Поэтому он все де­ лает для того, чтобы смягчить, при­ уменьшить значение случившегося, нажимает на редакции газет. на людей, которые создают сатириче­ ские журналы. Как-то писатель Сергей Михалков жаловался мне на это. Он говорил: не могу пробить сатирический кино- журнал, сейчас все ополчились на меня. Несмотря на мой рост, у ме­ ня не хватает устойчивости, помо­ гите! (Смех в зале). Думаю, что те люди. которые становятся защитниками местниче­ ства, «чести мундира», совершают антикоммунистическое дело. Они объединяются заодно с бюрократа­ ми, с нерадивыми людьми и покры­ вают бездеятельность тех. кто нано­ сит ущерб нашему коммунистиче­ скому строительству. Такие люди не удержатся в седле наверняка, рано или поздно лошадка выбросит их, потому что они не обладают основным, что нужно для руководи­ теля ■— коммунистической честно­ стью, непримиримостью к тому, что мешает нашему продвижению впе­ ред, к коммунизму. Если человек не имеет таких качеств, он не руко­ водитель, а карьерист: он доволь­ ствуется обоим положением, доволь­ ствуется тем. что занимает стул , а дальнейшее его мало интересует! (Смех в зале. Аплодисменты). Надо беспощадно критиковать тех, кто безобразно относится к ведению хозяйства, и тех, кто под видом защиты чести мундира по существу прикрывает таких людей, которые наносят ущерб интересам государства, нашего социалистиче­ ского общества. Необходимо объ­ явить решительную борьбу с за­ жимщиками критики. Надо постоянно освещать прожек­ тором коммунистического контроля все участки производства, чтобы тот, от кого зависит внедрение но­ вой техники и передовых методов труда, чувствовал, что он находит­ ся под контролем общественности. А если такой работник не поймет, то надо принимать к нему необходи­ мые» меры воздействия, и уж если это не поможет, то следует реши­ тельнее заменять нерадивых работ­ ников. Бюрократизм *** болезнь давно известная. Если не бороться с ней, то она может распространяться и заражать здоровый организм. На борьбу с такими явлениями надо активнее поднимать партийную об­ щественность, профсоюзы, комсомол, развивать критику и самокритику. Если на каждом предприятии бу­ дет создана обстановка высокой требовательности. постоянного контроля, когда каждый работник будет требовать от" себя и от това­ рищей четкой работы, чтобы лучше использовать имеющиеся резервы и возможности, то мы будем .еще быстрее идти по пути, который на­ метила партия в своей Программе. Товарищи! Хочу обратить серь­ езное внимание на необходимость технического перевооружения транс­ порта, настойчивого внедрения но­ вой техники. Вчера тов'арищи из Центрального Комитета и правительства знако­ мились с новой техникой на вы­ ставке железнодорожного транс­ порта. Министр путей сообщения тов. Бещев, главные конструкторы заводов, машинисты рассказали нам о любых электровозах, теплово­ зах, показали пассажирские и гру­ зовые вагоны. Все мы довольны образцами современной железнодо­ рожной техники, которые были представлены на этой выставке. Побываешь на такой выставке и очень реально представляешь себе, как много сделали наши ученые, инженеры, техники и рабочие после XX съезда партии. Теперь уже, как говорится, эмблема железнодорож­ ного транспорта не паровоз, а со­ временный локомотив электро­ воз и тепловоз. Конструкторы и инженеры докла­ дывали нам, что отдельные образ­ цы локомотивов еще несколько не­ доработаны. но в скором времени они будут доведены до лучших по­ казателей. Однако уже теперь эти машины заслуживают одобрения по техническим показателям. Надо продолжать действовать в том же направлении, развивать современное железнодорожное машиностроение, а также лучше использовать образ­ цы зарубежной техники. (Аплодис­ менты). Сейчас у нас созданы и работа­ ют электровозы на переменном то­ ке, что дает большую экономию. Надо там, где это экономически це­ лесообразно, а железнодорожники говорят, что это почти везде выгод­ но, форсировать электрификацию железных дорог на переменном то­ ке. На выставке показывали также газотурбовоз. Понятно, что это только первые образцы, но за газо­ выми турбинами на транспорте, ви­ димо, большое будущее. Поэтому надо всемерно поощрять создание таких локомотивов. Мы обменивались мнениями с членами Президиума ЦК и хотим сказать, что выставка произвела на нас большое впечатление. За короткий срок совершен большой, революционный шаг в развитии техники. Но не поймите меня так. товари­ щи, что мы предлагаем конструкто­ рам. инженерам. техникам лечь спать, довольствоваться достигну­ тым и не совершенствовать создан­ ные электровозы, тепловозы и другую технику. Есть точное пра­ вило жизни: надо постоянно совер­ шенствовать даже самое совершен­ ное на данный период, потому что с течением времени, с развитием науки и техники, которая никогда не находится в состоянии покоя, даже самое современное устарева­ ет. На выставке представлены очень интересные путеукладчики. П рият ­ но слышать от путейцев-железно- дорожников, что они уже сейчас находят широкое применение так же, как и железобетонные шпалы. Считают, что переход от деревян­ ных шпал на железобетонные шпа- лы^ с предварительной напряжен­ ной арматурбй дает большую эко­ номию. Во-первых, удлиняется срок службы шпалы. Если деревянно шпала служит 10— 15 лет. то железобетонная, как мне говорили, 50 лет, а может быть и значитель­ но больше. Во-вторых, хотя одна такая шпала стоит примерно 7 рублей, в полтора раза дороже деревянной, но зато .сокращается расход на ремонт и содержание п у ­ тей, что позволяет поездам ходить с большими скоростями. Еще об одной новинке, которая представлена на выставке. Мне докладывали, что сейчас широко внедряется сварочная аппаратура, созданная Институтом имени Пато- на. возглавляемым президентом Украинской Академии наук акаде­ миком Патоном. Я видел эту аппа­ ратуру, она позволяет быстро и хорошо сваривать рельсы. Как вы знаете, теперь по техническим ус­ ловиям применяется длина рельсо­ вой плети до 800 метров. У нас почти половину рельсов продолжают катать длиной 12,5 метра и длин­ нее 25-метровых рельсов не ката­ ют, а за границей прокатывают 30-метровые рельсы. Это вопрос большой государственной важности и необходимо сделать шаг вперед в его решении. Перед нашими металлургами, рельсопрокатчиками стоит задача перейти на прокат экономически и технически более выгодной длины — рельс. Можно пойти и по другому пути. Некоторые товарищи утвер­ ждают, что выгоднее катать корот­ кие рельсы, но сваривать их сразу на заводе и транспортировать к ме­ сту укладки пути. И в данном слу­ чае должна взять верх та точка зрения, которая будет экономически целесообразна. Сейчас железнодорожный транс­ порт идет на сваривание рельсов уже уложенных путей, чтобы мень­ ше иметь стыков на железнодорож­ ном полотне, так как каждый стык, вы это знаете, наносит большой ущерб подвижному составу и самим путям. С ростом скоростей увеличи­ ваются динамические нагрузки, уда­ ры, отрицательно действующие и на подвижной состав, и на пути. Поэтому правильно, когда макси­ мально удлиняется рельсовая плеть. Однако вызывает удивление, по­ чему Министерство транспортного строительства, прокладывая новые железнодорожные пути, по-прежне­ му значительное количество рель­ сов монтирует длиной 12,5 метра? Разумного тут. конечно, мало. Од­ на рука делает, другая переделы­ вает. Это уже, так сказать, мате­ риал для фельетона. Мы уважаем вас, тов. Кожевни­ ков (я обращаюсь к министру транс­ портного строительства), однако просим и вас проявлять уважение к государственным интересам и сред­ ствам. Либо укладывайте на новых путях длинномерные рельсы до та­ ких пределов, какие технически возможны, или сваривайте эти рель­ сы перед сдачей дорог в эксплуата* цию. (Аплодисменты). Меня порой удивляет, как легко некоторые товарищи относятся к недоделкам, которые не идут в их личный ущерб. Представляю себе, если бы кто-нибудь из них купил в магазине костюм, у которого не бы­ ли бы пришиты пуговицы, прореза­ ны карманы и прострочены борта. Тут досталось бы швейникам на орехи, Но мы не имеем права де­ лить интересы личные и интересы государственные. (Аплодисменты), Много на выставке и других но­ вых интересных машин. Это и ма­ шина, которая очищает щебень пути от засорения, поднимает электро­ магнитами путь, удаляет весь мусор из балласта, выбрасывает его на сторону, укладывает очищенный щебень. Машина быстро делает то, на что раньше требовались сотни и тысячи людей. Машина не только полезная, я бы даже сказал, краси­ вая. Приятно смотреть на такие ма­ шины. которые создали наши ин­ женеры, конструкторы. И надо вы­ разить им признательность за остро­ умное решение сложных техниче­ ских вопросов. (Аплодисменты). Заслуживает внимания довольно оригинальная машина для трамбов­ ки и выравнивания пути, а также очень интересная машина для под­ бивки щебня под шпалы. Я говорю — интересная, потому, (Окончание на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz