Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 6 марта 1962 г.. >й 55 (2339) Продолжение доклада товарища Н. С, ХРУЩЕВА (Начало на 1—5 стр.). Партия на стоит здесь на формальных позициях. Когда скла­ дывается тяжелое экономическое, финансовое положение в коопе­ ративах, то их руководители обращаются за помощью к госу­ дарству. Они считают своим правом не только просить, но и тре-оовать такую помощь. И мы эту помощь оказываем на льгот­ ных условиях, настолько льготных, что нередко ссуды, которые выделяет государство, кооперативы не возвращают, и мы списы­ ваем эти долги. Нельзя строить отношения кооперации и госу­ дарства на принципе невмешательства. Если бы на такой основе строились взаимоотношения кооператива и государства то ко­ оператив должен по суду отвечать перед тем, у кого’ он брал .'ссуду, и погасить долг даже путем распродажи своего имущест­ ва. «лто привело бы к банкротству таких кооперативов. Мы на это идти не можем, потому что это законы частнособственниче­ ского капиталистического государства. «У нас некоторые работники неправильно понимают сущность кооперативной формы хозяйства и .задачи руководства их про­ изводственной деятельностью. Отдельные руководители считают, что поскольку колхоз — это кооперация, то нельзя вмешивать­ ся в его дела. Где же логика? С одной стороны, мы прямо и не­ посредственно вмешиваемся во многие стороны кооперативной жизни, а с другой, — когда речь идет' об организации произ­ водства продуктов, то есть о решающем факторе колхозной жиз­ ни, мы проповедуем позицию невмешательства в дела коопера­ тива. К чему это приводит на практике? К тому, что многие ру­ ководители колхозов неправильно ведут хозяйство, плохо ор­ ганизуют производство и неудовлетворительно используют зем­ лю, оерут от нее гораздо меньше того, что она'может дать. Во многих совхозах так же, как и в кооперативах, безот­ ветственно относятся к организации производства. Несмотря на то,^ что совхозы являются государственными предприятиями и, казалось оы, должны строго соблюдать интересы государства, вести плановое хозяйство, — фактически здесь тоже ведется автономное хозяйство. Есть совхозы, которые строго придержи­ ваются травопольной системы; есть 'Совхозы, которые не придер­ живаются ее. В одних совхозах 50 процентов трав, в других — 10 процентов; один .совхоз производит 75 центнеров мяса, на сто гектаров, другой в пять раз меньше, и никто руководителя сов­ хоза, который занимает травами половину площади, не упрека­ ет, не требует от него навести порядок. Хотел бы напомнить один из многих фактов. В Можайском районе Московской области расположен совхоз «Семеновский». В хозяйстве 5500 гектаров пашни, из них под травами было 3346 гектаров, или две трети всей пашни. Травы не распахива­ лись по 10— 12 лет. Фактически там из года в год росли сор­ няки. Совхоз не имеет кормов, мало производит мяса и молока. Л никто не вмещался в это дело — ни Можайский райком, ни Московский обком партии, пока не сказал своего слова Цент­ ральный Комитет. Это говорит о полном самотеке в управлении хозяйством. Нельзя дальше терпеть такое положение, нельзя позволять, чтобы безрассудные и безответственные действия одного работ­ ника .ставили под удар общие интересы. Надо создать органы управления сельским хозяйством, ко­ торые бы занимались планированием, учетом и отчетностью и оказывали влияние на организацию производства .в каждом кол­ хозе и совхозе. Без этого управлять сельским хозяйством нель­ зя, в чем пришлось лишний раз убедиться в ходе работы зональ­ ных совещаний по сельскому хозяйству. Я уже говорил о Белоруссии. Три года республика топчется йа месте по производству мяса. Но никто ни в Совете Минист- . ров, ни в ЦК не поднял вопрос о том, что положение с сельским хозяйством в Белоруссии плохое. Белоруссия не является исклю­ чением. Такое же положение и в некоторых других республи­ ках. Это говорит о том. что руководство сельским хозяйством у нас„ веДется на декларативных началах, отсутствуют повседнев­ ный контроль и проверка исполнения принятых решений, нет активного воздействия на положение дел в каждом хозяйстве. Через заготовительные органы ведется контроль только сум­ марного характера. Если, например, в плане записано продать 15 миллионов пудов зерна, а республика продает 15,5 миллио­ на, тю считается, что это очень хорошо, несмотря на то, что республика могла продать значительно больше. А если вникнуть глубже, то оказывается, что при равных условиях одни колхо­ зы продают в 2— 3. а то и 5 раз больше продуктов, чем другие. Мы приняли семилетний план, определили контрольные дифры производства валовой и товарной продукции. Теперь видно, что по некоторым показателям, а также по отдельным республикам план оказался заниженным. А между тем обяза­ тельства некоторые республики принимают, исходя из зани­ женных заданий, без учета фактических возможностей и по­ требностей страны. Но сути дела у нас никто не организует контроль за произ­ водством валовой продукции. Руководители борются не за то, чтобы каждое хозяйство выполнило план, а. как говорится, откупаются районным, областным или республиканским пока­ зателем. В лучшем случае называют передовых и отстающих, средних никто не называет, они живут себе спокойно. Никто не интересуется конкретно, в чем причина такого положения, и никто не вмешивается в деятельность тех колхозов и совхозов, которые из года в год не выполняют план. В самом деле, чем, например, можно объяснить такой факт? Колхозы и совхозы Белоруссии, имея 5,5 миллиона гектаров пашни, в прошлом году продали государству 15,7 миллиона пудов зерна, а соседняя, Черниговская область Украины, имея пашни только 1 миллион 325 тысяч гектаров, продала государ­ ству 18,9 миллиона пудов. А заготовители хвалят Белоруссию, говорят, что она перевыполнила план хлебозаготовок. Одним словом, принцип руководства здесь такой, как от­ ношение крестьянина к лошади; если везет, так ее и погоня­ ют, если она не тянет, ее выпрягают. Мы не можем руководить по такому принципу. У нас нет объективных причин к тому, чтобы одна лошадь тянула, а дру­ гую выпрягали. Все колхозы — и хорошо работающие и плохо работающие — имеют землю, а земля — это источник богат­ ства. Почти в равной степени колхозы обеспечиваются техни­ кой, горючим, есть кадры специалистов. Разница заключается только в уровне и в культуре руководства. Отсюда и резуль­ тат деятельности того или другого хозяйства. Поэтому при рав­ ных затратах труда на обработку гектара земли различные хо­ зяйства получают разный эффект. И это не та разница, кото,» рая в сельском хозяйстве всегда возможна в зависимости от качества почв и климатических условий. Я говорю о разнице, которая имеет место при равных условиях производства. Здесь можно привести сколько угодно примеров. Людей в руководящих. органах у нас занято много, а не­ посредственно колхозами и совхозами, организацией их произ­ водства никто не занимается. К чему это приводит на практике, хочу показать на примере передового колхоза Белоруссии «Рас­ свет», председатель т. Орловский К. П. Это лучший колхоз, товарищи. Председатель колхоза К и ­ рилл Прокофьевич Орловский — замечательный товарищ, он показывает образец глубокого понимания партийного и госу­ дарственного долга. Человек воевал, был тяжело ранен, получил пенсию. Но он отказался от спокойной жизни без работы и вот уже много лет успешно руководит колхозом. Товарищ Орлов­ ский поступил правильно, по-коммунистически: не так,, ка к те пенсионеры, о которых недавно писай в фельетоне Степан Олейник. Они бычка могут за хвост дернуть так. что шкуру сдерут, но нигде не хотят работать.' Подобные люди могут ска­ зать. что они законно получают пенсию и могут не работать. Но если человек здоров и полон сил, он не может так рассуждать. Во всяком случае так не могут рассуждать коммунисты. Иметь силы, быть здоровым и не участвовать в строительстве комму­ низма член партии не может. У него должна быть органическая потребность, принимать участие в общенародном деле коммуни­ стического строительства. Именно так поступают настоящие коммунисты. Это не относится к тем пенсионерам, которые по нраву ушли на заслуженный отдых по состоянию своего здоровья. Они должны спокойно отдыхать и радоваться тому, что они создали, что их дело двигают вперед люди, которых они воспитали. Сахарная свекла в Белоруссии, как и в других местах, более урожайная, а картофель менее урожайный. Корм из са­ харной свеклы питательный, калорийный. Гектар сахарт,ой стеклы дает значительно больше кормов, чем гектар картофеля. Следовательно* ка к кормовая культура, сахарная свекла более выгодна. Как же в колмозе^ «Рассвет» отнеслись к этой культу­ ре? В прошлом году урожай картофеля составил 190 центнеров, а сахарной свеклы 606 центнеров с гектара. Тем не менее картофеля было посеяно 950 гектаров, а сахарной свеклы— 11 гектаров. Выступая на совещании в Белоруссии, я говорил; нет ни­ чего предосудительного в том, что колхоз в 1961 году решил первый раз провести посевы сахарной свеклы на небольшой площади. Но интересно, сколько же он запланировал посеять свеклы в 1962 году? Это главное. И вот что выяснилось: колхоз снова запланировал посеять в нынешнем году картофеля 950 гектаров, а сахарной свеклы — 30 гектаров. Одиннадцать и тридцать! Когда я покритиковал тов. Орловского К. П. на совещании, он тогда выступил и сказал, что увеличит посевы сахарной свеклы в 10— 15 раз.. А что это означает на практике? Са­ харной свеклы колхоз посеет 100— 150 гектаров, а картофеля 1— 950 гектаров. ^Что это значит в экономическом отношении? Гектар сахар­ ной свеклы при названном урожае дает свиного мяса в убой­ ном весе 24 центнера, а гектар картофеля — 6 центнеров. И, несмотря на это, колхоз сажает картофель как основную куль­ туру на корм скоту. Почему он так поступает? Это уже не ре­ зультат сознания, а это самотек. Он делает так потому, что привык к бульбе, деды его так делали и он следует дедовской традиции. По никто в это не вмешивается. Многие факты убедительно показывают, насколько назрела необходимость активного вмешательства в организацию колхоз­ ного и совхозного производства. Нам необходимо покончить с неуправляемостью в сельском хозяйстве, с самотеком. По какому пути мы должны пойти в улучшении руковод­ ства сельским^ хозяйством? Следует создать органы управления сельским хозяйством, которые активно воздействовали бы на организацию производства в колхозах и совхозах Их надо создать за счет штатов сельскохозяйственных и заготовитель­ ных органов, партийных и -советских организаций. Этих штатов хватит для того, чтобы укомплектовать новые управления, а, возможно, окажутся и лишние штатные единицы для некоторо­ го сокращения аппарата. В Президиуме ЦК мы обменивались мнением по вопросу о том, какими должны быть органы управления. Советовались об этом и с руководящими работниками республик. Президиум ЦК выносит на обсуждение Пленума такое предложение: создать в областях колхозно-совхозные или совхозно-колхозные произ­ водственные управления, в зависимости от того, какая форма хозяйства преобладает >—■ колхозы или совхозы. Мы считаем, что создавать два управления отдельно — колхозное и отдельно ■*— совхозное не следует. Надо, чтобы в каждой республике, крае, области разрабо­ тали структуру производственных управлений в зависимости от количества колхозов и совхозов с тем, чтобы управления не были громоздкими. Большинство товарищей при обсуждении склонялось к тому, чтобы управления были не районными, а межрайонными, территориальными производственными управле­ ниями. Думаю, это правильно.. Если управления будут район­ ными, то они выродятся в районные отделы сельского хозяйст­ ва, от которых мы отказались. Сельское хозяйство в республи­ ках неоднородное, имеет различное направление, поэтому следует в конкретных условиях республики, области, группы районов подыскать свою структуру, чтобы она более полно отвечала производственным особенностям данной территории. Видимо, следует разработать положение об инспекторе кол­ хозно-совхозного управления и, кстати, подумать, как лучше называть его: инспектором или организатором? Такое положе­ ние необходимо потому, что между председателем колхоза или директором совхоза и инспектором могут возникать споры, разногласия. За кем должно быть последнее слово? Это надо предусмотреть в положении. Мне кажется, нам надо твердо сказать о том, что послед­ нее слово за руководителями колхоза и совхоза. Если послед­ нее слово будет за инспектором, то мы подорвем ответствен­ ность колхозных и совхозных кадров, дезорганизуем сельско­ хозяйственно^ производство. За производственное, финансовое, экономическое состояние и правильное ведение хозяйства не­ посредственно отвечают правление колхоза и директор совхоза, а не инспектор. Инспектор не является руководителем хозяй­ ства. Он проверяет, изучает состояние дела, дает свои замеча­ ния, 'рекомендации и добивается, чтобы на основе лучшей ор­ ганизации увеличивалось производство продуктов. Но если инспектор видит, что председатель колхоза или ди­ ректор совхоза занимает неправильные позиции, тогда он до­ кладывает в производственное управление. В положении надо сказать, что инспектор дает свои реко­ мендации, обосновывает их на конкретных примерах и образцах ведения соответствующей отрасли хозяйства в передовых кол­ хозах и совхозах. Он рекомендует колхозу или совхозу передо­ вые методы и помогает внедрить их в производство. Видимо, управление должно строиться на какой-то демокра­ тической основе, так как.оно будет заниматься и колхозами и совхозами. Возглавлять управление будет председатель совета производственного управления, в состав которого войдут наибо­ лее опытные председатели колхозов, директора совхозов и спе­ циалисты, а возможно секретари райкомов партии и председа­ тели райисполкомов. Нужно разработать формы учета и отчет­ ности, но не нагромождать их. Более развернутые формы отче­ та и отчетности должны быть в колхозах и совхозах, но в пре­ делах разумного, с тем, чтобы не перегружать учетом и отчет­ ностью руководителей колхозов и совхозов. Данные учета долж­ ны давать полную картину состояния производства. Меньше показателей, видимо, будет в районе, но они должны быть. Бо­ лее общие показатели должны быть в области. В республике и области будут пользоваться материалами статистики по линии органов ЦСУ с тем, чтобы не заниматься параллельным учетом. Главное в деятельности производственных колхозно-совхоз­ ных управлений заключается в подборе и обучении кадров, в перенесении лучшего опыта передовых хозяйств во все колхо­ зы и совхозы, Б районе новые управления будут опираться на опорный колхоз или совхоз. В лице опорно-показательных хо­ зяйств найдена хорошая форма оказания помощи другим кол­ хозам и совхозам. Надо, чтобы было соревнование между опор­ ными хозяйствами, чтобы, они не останавливались на достиг­ нутом уровне. В производственных управлениях должны быть инспектора- организаторы на определенное количество колхозов и совхозов. Заработную плату инспекторов через год— два, возможно, сле­ дует построить в зависимости от результатов экономической деятельности колхозов и совхозов, которые они обслуживают. Выплачивать им определенный минимум, а остальную часть в зависимости от экономического эффекта, чтобы заинтересовать их в увеличении производства сельскохозяйственных продуктов. Для колхозов и совхозов, объединяемых управлением, опре­ деляется план производства. В плане будет предусмотрено, сколько хозяйство должно произвести продуктов. Управления обязаны следить за тем, чтобы обеспечивалось выполнение плана, управлять хозяйством, давать задания, находить резер­ вы, организовывать производство продуктов, осуществлять конт­ роль. Видимо, нам следует более настойчиво вводить контракта­ цию сельскохозяйственных продуктов. Мы и сейчас контракту­ ем часть продуктов: сахарную свеклу, хлопок, лен и другие продукты. Контрактация — это договор между государством и кооперативом, то есть колхозом. Думаю, целесообразна иметь какой-то договор и с совхозами е тем, чтобы руководители сов­ хоза знали, какое количество и каких продуктов обязан по­ ставлять совхоз государству —■ продовольственного зерна, кру ­ пяных, фуражного зерна, сахарной свеклы, хлопка, льна, ко­ нопли, подсолнечника, цитрусовых, чая, а также мяса, молока, шерсти и других продуктов животноводства. Тогда государство могло бы вести заготовки на более твердой основе, заранее знать, каким количеством продуктов и в каком ассортименте оно буЗет располагать на каждый год. Это будет как-то дисцип­ линировать колхозы и совхозы, работников производственных управлений, словом тех, кто производит продукты. Б договорах по контрактации важно отразить не только то количество продуктов, которое будет продано государству, но и вид продуктов и сроки их продажи. При заключении догово­ ров надо вместе с тем отразить, какое количество продуктов будет произведено на сто гектаров земли, особенно зерна, мо­ лока и мяса, какое количество скота должно обеспечить хозяй­ ство на сто гектаров и к какому году будет достигнут намечен­ ный уровень. Эти показатели определяют уровень ведения хозяйства и, следовательно, умение руководителей, их успешную работу как в колхозах и совхозах, так и в производственных управлениях. Надо, чтобы и соревнование развертывалось на этой основе. В контрактационных договорах должна быть предусмотрена продажа продуктов колхозами и совхозами на текущий год и на перспективу примерно на два — три года вперед, а может быть и больше. Это надо обдумать. Без учета перспективы нельзя вести производство и заготовки. Например, чтобы обеспечить в нужном ассортименте закупки мяса, надо предусмотреть за­ ранее на несколько лет вперед необходимое поголовье и корма. Контрактационные договоры будут вместе с тем конкретны­ ми обязательствами колхозов и совхозов. Работники производ­ ственного управления должны контролировать, как развернута работа по выполнению этих договоров, следовательно, на месте изучать состояние производства в каждом колхозе и совхозе. В этой связи мне хотелось сделать одно замечание по во­ просам планирования. Мы отказались от старого порядка пла­ нирования, осудили негодную практику доведения сверху плана по посевным площадям и сделали это правильно. Но некоторые товарищи, как сейчас видно, слишком упрощенно понимают новый порядок планирования, считают отказ от планирования посевных площадей сверху как отказ от всякого вмешательст­ ва й планирование колхозного и совхозного производства.' Это неправильно. Мы отказались от порочной практики планирования с тем, чтобы сверху не определять конкретного плана для колхоза и совхоза по посеву отдельных культур, по­ тому что из центра невозможно учесть особенности каждой зо­ ны. Но планирование 'производства и заготовок в колхозах и совхозах должно быть незыблемым правилом и законом. По­ этому, естественно, раз составляется план.и дается задание, то производственные управления для того, чтобы конкретно знать, как колхозы и совхозы обеспечивают выполнение обязательств, должны проверять, контролировать, вскрывать недостатки и быстро устранять их. Работа производственного управления будет прямо и не­ посредственно связана с заготовками, обеспечением страны все­ ми сельскохозяйственными продуктами как для продовольст­ венных, так и для технических целей. Но в наших условиях это не просто заготовки рыночного характера, не связанные с производством. У нас в социалистическом хозяйстве заготовки — это прежде всего организация производства. Поэтому здесь совмещаются две стороны деятельности. В работе производст­ венного управления важнейшее место занимает выполнение планов заготовок сельскохозяйственных продуктов. Но для того, чтобы достигнуть необходимого уровня заготовок, следует приложить организационные усилия и обеспечить получение высоких урожаев, высокую продуктивность животноводства. Надо, чтобы осенью и весной создавались условия, обеспе­ чивающие производство нужного количества продуктов. А это вопрос семеноводства, планирования, овладения опытом выра­ щивания наиболее ценных культур. Нельзя скатываться на старые позиции. Органы управления сельским хозяйством <— это не регистраторы упущенных возможностей. Они должны предвидеть, а предвидение — это правильное планирование и организация выполнений плана. Производственные управления должны держать учет и контроль в своих руках, направлять свои усилия туда, где про­ является организационная и производственная слабость, под­ креплять отстающие участки. И уже подкрепление должно идти не путем директив, писем и приказов, а путем посылки в совхозы и колхозы, непосредственно в бригады и на отделе­ ния совхозов инспекторов с тем, чтобы решить на месте вопро­ сы производства. Разрабатывать производственные планы в пределах района надо обязательно на примере опорных колхозов и совхозов, на примере лучших хозяйств данного или даже другого района, потому что не во всех районах опорные хозяйства являются пе­ редовыми. Поэтому надо брать опыт лучшего в области хозяйст­ ва, но при этом следует учитывать, чтобы климатические и почвенные условия были примерно равные с другими хозяйства­ ми, для которых < рекомендуется данный опыт. Опорное хозяйст­ во своим опытом призвано показывать, как в конкретных усло­ виях получить максимально возможное количество продуктов. Как подойти практически к организации аппарата управле­ ния, откуда взять кадры? Для создания территориальных уп­ равлении в областях надо использовать кадры, которые имеют­ ся в районных комитетах партии, в райисполкомах, в трестах совхозов, в областных управлениях сельского хозяйства. Имеет­ ся много опытных работников в министерствах совхозов. Мы создали также большой и квалифицированный аппарат в систе­ ме заготовок, а для заготовительных целей такой большой ап­ парат не требуется. Нам следует обменяться мнениями и по такому вопросу: нужно ли сохранить комитет заготовок или передать его функ­ ции производственным управлениям. Казалось бы, функции ко­ митета заготовок и территориальных производственных управ­ лений совпадают. Организация производства и заготовок —- это, как говорится, две стороны одной медали. Но в заготовках в свою очередь есть две стороны дела: во-первых, закупить в колхозах и совхозах эти продукты, принять их и положить па государственные склады; и, во-вторых, комитет заготовок дол­ жен ^обеспечить правильное хранение и расходование сельско­ хозяйственных продуктов. Все же надо подумать, может быть, целесообразно в одном управлении объединить и производство и заготовки. Необходимо продумать и такой вопрос: может быть, целе­ сообразно иметь в производственном управлении освобожденного парторга ЦК или обкома партии и двух— трех инструкторов, которые оказывали бы помощь партийным организациям колхо­ зов и совхозов в мобилизации масс на выполнение планов про изводства и заготовок сельскохозяйственных продуктов. Пар­ торг и инструкторы будут работать в тесном контакте с район­ ными комитетами партии. Я отсылаю ваше внимание к опыту, который у нас был в период существования машинно-трактор­ ных станций. В МТС был директор и в то же время был пред­ ставитель ЦК — начальник политотдела, были инструкторы. Вы знаете, что в те годы были и райкомы партии. Главная роль в организации колхозного производства отводилась МТС и политотделу МТС. Думаю, что этот опыт был хорошим для того времени. Сейчас, в новых условиях, при организации производ­ ственных управлений его следовало бы учесть. Над этим мы подумаем, для этого и собрался Пленум. Производственные колхозно-совхозные управления, види мо, целесообразно подчинить областному, краевому, республи­ канскому комитетам по сельскому хозяйству. До сих пор я говорив о производственных территориальных управлениях. Но нам надо также подумать о структуре област­ ных, краевых, республиканских и союзных органов по руковод­ ству сельскохозяйственным производством. Нам следует создать комитеты по руководству сельским хозяйством в Союзе, в республиках, в краях и областях. Коми­ тет по руководству сельским хозяйством в республике может быть в таком составе: председатель — первый секретарь ЦК Компартии республики, первый заместитель председателя Совета Министров, которого целесообразно освободить от других дел с тем, чтобы он непосредственно занимался сельским хозяйст­ вом, председатель объединения «Сельхозтехника», министры сельского хозяйства и заготовок, заведующий сельхозотделом ЦК. Важно правильно решить вопрос о том, кто должен быт первым заместителем председателя комитета. Если это будет первый заместитель председателя Совета Министров республи­ ки, то за ним, видимо, будет руководство производством и заго­ товками. Это должен быть один орган. В ходе предварительного изучения этого вопроса отдельные товарищи говорили о том, что председателем комитета по сель скому хозяйству в республикё целесообразнее быть секретарю ЦК по сельскому хозяйству. Мне кажется, такое предложение вряд ли можно принять. В ЦК Компартии республики есть сек­ ретарь по сельскому хозяйству, но он же не оказывает сей­ час того влияния на положение дел в сельском хозяйстве, ко­ торое требуется. Недостатки и извращения в руководстве сель­ ским хозяйством имеют место при условии, что есть в респуб­ лике секретарь Центрального Комитета, занимающийся сельским хозяйством. Но этот секретарь один будет бессилен, надо, чтобы сельским хозяйством занималась вся партийная организация. Поэтому комитет по руководству сельским хозяйством в республике гораздо лучше справится с поставленными задача­ ми, если возложить ответственность за его руководство на первого секретаря ЦК. Тогда в республике и в области не бу­ дут объяснять провал на каком-то участке сельского хозяйства тем, что просмотрел секретарь, занимающийся вопросами сель­ ского хозяйства, а ЦК или обком недосмотрел. Комитет по сельскому хозяйству в республике, видимо, будет собираться на .заседания, но такие заседания должны - быть примерно раз в месяц. Важно, чтобы не было заседатель­ ской суетни, потому что главная работа должна проводиться в производственных управлениях. Но нужны систематическая проверка, строгий контроль. Вот то, что следовало сказать о республиканском органе. В краях и областях целесообразно создать такие >же коми­ теты, как и в республиках. Думаю, что эти комитеты должны также возглавляться первым секретарем крайкома, обкома пар­ тии. Если этот комитет возглавит первый секретарь крайкома, обкома партии, то поднимется ответственность партийной орга­ низации края или области за состояние сельскохозяйственного производства. Комитет по руководству сельским хозяйством нужно иметь и в Союзе. Возглавлять его, вероятно, должен заместитель Председателя Совета Министров. В комитет будут входить ми­ нистр по заготовкам, министр сельского хозяйства, председа­ тель объединения «Союзсельхозтехника», заведующий сельхоз­ отделом ЦК^ руководитель отдела сельского хозяйства Госпла­ на. Союзный комитет нельзя назвать производственно-загото­ вительным, потому что он непосредственно производством не занимается. Если мы наделим его производственными функция­ ми, то он сейчас же вырастет в бывшее Министерство сельско­ го хозяйства. Тогда ему надо придавать функции планирования, снабжения и многое другое. Но это уже пройденный этап. Глав­ ная задача союзного комитета — организовать повседневную проверку исполнения решений партии и правительства но во­ просам сельского хозяйства. Союзный комитет нужно наделить соответствующими пра­ вами, чтобы он мог рассматривать и решать важные вопросы, такие, например, как определение заказов промышленности, рассмотрение планов производства сельхозмашин, тракторов, потребностей в них сельского хозяйства. Комитет должен знать не только потребности, но и то, как они удовлетворяются про­ мышленностью, как колхозы и совхозы обеспечиваются запас­ ными частями, горючим, минеральными удобрениями, гербици­ дами, ядохимикатами. Одним словом, комитет 'должен знать все нужды сельского хозяйства как с точки зрения организации производства, так и правильного распределения материально- технических средств, предназначенных для колхозов и совхозов. Комитет должен повседневно следить за всеми этими во­ просами, обеспечивать правильное их решение, готовить неко- - торые вопросы для рассмотрения и утверждения Советом Ми­ нистров и ЦК. Возможно следует реорганизовать и сельхозотдел ЦК ЕШСС, подобрать опытных людей, на которых возложить функ­ ции партийного контроля за работой создаваемых органов уп­ равления. Видимо, также целесообразно реорганизовать сель­ скохозяйственные отделы ЦК Компартий в республиках, поста­ вив перед ними главную задачу ■— повседневный партийный контроль за организационной деятельностью в сельскохозяйст­ венном производстве. Следует так поставить дело,- чтобы мы отвечали перед на­ родом за руководство сельским хозяйством авторитетом партии.. Так и только так надо понимать ответственность Партийных организаций перед народом за состояние сельского хозяйства. Нам необходимо выработать какие-то критерии для оценки работы производственных управлений, партийных и советских организаций, колхозов и совхозов. Мне кажется, оценивать ра­ боту следует по уровню производительности труда, росту про­ изводства продуктов сельского хозяйства. Я имею в виду рост урожайности и продуктивности животноводства, производство продуктов и плотность скота, особенно коров, на сто гектаров земли, выполнение обязательств, предусмотренных в договоре по контрактации. Обязательным условием при оценке работы должно быть снижение затрат труда на производство продукции. Было бы полезным выработать для различных зон нормативы затрат труда на^центнер продукции, положив в основу уровень, до­ стигнутый в передовых хозяйствах. Как уже говорилось, в настоящее время при оценке успехов области, края, республики мы учитываем только суммарное выполнение плана. С таким подходом к делу мириться нельзя. Что скрывается за суммарными показателями? Один колхоз продает на сто гектаров земли, к примеру, 50 центнеров мяса, а другой половину или даже четвертую часть этого. Но так как в целом^ область или район выполнили план, то никто не прояв­ ляет заботы и не изучает, почему тот или иной колхоз дал го­ раздо меньше продуктов по сравнению с соседом. Никто не пытается найти причины, принять меры к более полному ис­ пользованию возможностей. Между тем заранее можно сказать, что главная причина в уровне руководства. Поэтому надо, чтобы деятельность руко­ водства республики, края, области, производственного управле­ ния определялась не только общим показателем по выполнению плана. Необходимо, чтобы все совхозы, все колхозы в опреде­ ленной зоне шли в ногу и выполняли поставленные* перед ними задачи в обеспечении продуктами сельского хозяйства потребностей народа. Для того, чтобы решить эту задачу, партийные организа­ ции должны подобрать в колхозы и совхозы хорошие кадры, наиболее талантливых организаторов производства. Главное внимание должно быть обращено на производство. Лучших лю­ дей надо послать в сферу производства, а не в органы к<щт- роля. Полезно от имени ЦК бросить клич к агрономам, зоотехни­ кам, инженерам-механизаторам, работающим в учреждениях, не связанных с сельским хозяйством, и призвать их пойти на работу в колхозы и совхозы, а. может быть, даже и связанных с сельским хозяйством учреждениях, но работающих на канце­ лярской работе, с тем, чтобы и этих инженеров, агрономов при­ звать пойти работать в колхозы и совхозы, в сферу производст­ ва, туда; где создаются ценности. Здесь они окажут большую помощь в решении тех задач, которые стоят перед партией и народом. Среди этих специалистов много членов партии, ком­ сомольцев. Центральный Комитет партии надеется, что они проявят понимание долга и задач, поставленных партией в об­ ласти сельского хозяйства, почувствуют свою ответственность перед народом за выполнение программы ^ммунистического строительства. Пойти работать в сельское хозяйство и прежде всего в сферу производственную — в совхозы, колхозы — это высокая честь и высокая обязанность каждого коммуниста. В некоторых колхозах недостает квалифицированных кад­ ров. Видимо, нам также стоит обратиться к городской и сель­ ской молодежи, призвать юношей и девушек поехать в дерев­ ню, чтобы пополнить колхозы и совхозы за счет передовых сознательных людей, понимающих необходимость своего лично­ го участия в дальнейшем подъеме сельского хозяйства. Воз­ можно на первых порах они встретят трудности, вызванные переменой места работы, но надо, чтобы молодежь сознательно пошла на это и понимала, что это временные трудности. Укре­ пив кадрами колхозы и совхозы, мы поднимем производство в каждом хозяйстве на должный уровень. Товарищи, с момента завоевания власти рабочим классом, с первых дней после победы Октябрьской революции, в самые трудные минуты, когда надо было защищать республику Сове­ тов, партия не раз обращалась к народу и прежде всего к ком­ мунистам. комсомольцам, молодежи. Она призывала преодоле­ вать трудности во имя победы. Люди отзывались на зов партии, (Продолжение на 7-й стр.). \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz