Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 6 марта 1962 г.. >й 55 (2339) Продолжение доклада товарища Н. С, ХРУЩЕВА (Начало на 1—5 стр.). Партия на стоит здесь на формальных позициях. Когда скла дывается тяжелое экономическое, финансовое положение в коопе ративах, то их руководители обращаются за помощью к госу дарству. Они считают своим правом не только просить, но и тре-оовать такую помощь. И мы эту помощь оказываем на льгот ных условиях, настолько льготных, что нередко ссуды, которые выделяет государство, кооперативы не возвращают, и мы списы ваем эти долги. Нельзя строить отношения кооперации и госу дарства на принципе невмешательства. Если бы на такой основе строились взаимоотношения кооператива и государства то ко оператив должен по суду отвечать перед тем, у кого’ он брал .'ссуду, и погасить долг даже путем распродажи своего имущест ва. «лто привело бы к банкротству таких кооперативов. Мы на это идти не можем, потому что это законы частнособственниче ского капиталистического государства. «У нас некоторые работники неправильно понимают сущность кооперативной формы хозяйства и .задачи руководства их про изводственной деятельностью. Отдельные руководители считают, что поскольку колхоз — это кооперация, то нельзя вмешивать ся в его дела. Где же логика? С одной стороны, мы прямо и не посредственно вмешиваемся во многие стороны кооперативной жизни, а с другой, — когда речь идет' об организации произ водства продуктов, то есть о решающем факторе колхозной жиз ни, мы проповедуем позицию невмешательства в дела коопера тива. К чему это приводит на практике? К тому, что многие ру ководители колхозов неправильно ведут хозяйство, плохо ор ганизуют производство и неудовлетворительно используют зем лю, оерут от нее гораздо меньше того, что она'может дать. Во многих совхозах так же, как и в кооперативах, безот ветственно относятся к организации производства. Несмотря на то,^ что совхозы являются государственными предприятиями и, казалось оы, должны строго соблюдать интересы государства, вести плановое хозяйство, — фактически здесь тоже ведется автономное хозяйство. Есть совхозы, которые строго придержи ваются травопольной системы; есть 'Совхозы, которые не придер живаются ее. В одних совхозах 50 процентов трав, в других — 10 процентов; один .совхоз производит 75 центнеров мяса, на сто гектаров, другой в пять раз меньше, и никто руководителя сов хоза, который занимает травами половину площади, не упрека ет, не требует от него навести порядок. Хотел бы напомнить один из многих фактов. В Можайском районе Московской области расположен совхоз «Семеновский». В хозяйстве 5500 гектаров пашни, из них под травами было 3346 гектаров, или две трети всей пашни. Травы не распахива лись по 10— 12 лет. Фактически там из года в год росли сор няки. Совхоз не имеет кормов, мало производит мяса и молока. Л никто не вмещался в это дело — ни Можайский райком, ни Московский обком партии, пока не сказал своего слова Цент ральный Комитет. Это говорит о полном самотеке в управлении хозяйством. Нельзя дальше терпеть такое положение, нельзя позволять, чтобы безрассудные и безответственные действия одного работ ника .ставили под удар общие интересы. Надо создать органы управления сельским хозяйством, ко торые бы занимались планированием, учетом и отчетностью и оказывали влияние на организацию производства .в каждом кол хозе и совхозе. Без этого управлять сельским хозяйством нель зя, в чем пришлось лишний раз убедиться в ходе работы зональ ных совещаний по сельскому хозяйству. Я уже говорил о Белоруссии. Три года республика топчется йа месте по производству мяса. Но никто ни в Совете Минист- . ров, ни в ЦК не поднял вопрос о том, что положение с сельским хозяйством в Белоруссии плохое. Белоруссия не является исклю чением. Такое же положение и в некоторых других республи ках. Это говорит о том. что руководство сельским хозяйством у нас„ веДется на декларативных началах, отсутствуют повседнев ный контроль и проверка исполнения принятых решений, нет активного воздействия на положение дел в каждом хозяйстве. Через заготовительные органы ведется контроль только сум марного характера. Если, например, в плане записано продать 15 миллионов пудов зерна, а республика продает 15,5 миллио на, тю считается, что это очень хорошо, несмотря на то, что республика могла продать значительно больше. А если вникнуть глубже, то оказывается, что при равных условиях одни колхо зы продают в 2— 3. а то и 5 раз больше продуктов, чем другие. Мы приняли семилетний план, определили контрольные дифры производства валовой и товарной продукции. Теперь видно, что по некоторым показателям, а также по отдельным республикам план оказался заниженным. А между тем обяза тельства некоторые республики принимают, исходя из зани женных заданий, без учета фактических возможностей и по требностей страны. Но сути дела у нас никто не организует контроль за произ водством валовой продукции. Руководители борются не за то, чтобы каждое хозяйство выполнило план, а. как говорится, откупаются районным, областным или республиканским пока зателем. В лучшем случае называют передовых и отстающих, средних никто не называет, они живут себе спокойно. Никто не интересуется конкретно, в чем причина такого положения, и никто не вмешивается в деятельность тех колхозов и совхозов, которые из года в год не выполняют план. В самом деле, чем, например, можно объяснить такой факт? Колхозы и совхозы Белоруссии, имея 5,5 миллиона гектаров пашни, в прошлом году продали государству 15,7 миллиона пудов зерна, а соседняя, Черниговская область Украины, имея пашни только 1 миллион 325 тысяч гектаров, продала государ ству 18,9 миллиона пудов. А заготовители хвалят Белоруссию, говорят, что она перевыполнила план хлебозаготовок. Одним словом, принцип руководства здесь такой, как от ношение крестьянина к лошади; если везет, так ее и погоня ют, если она не тянет, ее выпрягают. Мы не можем руководить по такому принципу. У нас нет объективных причин к тому, чтобы одна лошадь тянула, а дру гую выпрягали. Все колхозы — и хорошо работающие и плохо работающие — имеют землю, а земля — это источник богат ства. Почти в равной степени колхозы обеспечиваются техни кой, горючим, есть кадры специалистов. Разница заключается только в уровне и в культуре руководства. Отсюда и резуль тат деятельности того или другого хозяйства. Поэтому при рав ных затратах труда на обработку гектара земли различные хо зяйства получают разный эффект. И это не та разница, кото,» рая в сельском хозяйстве всегда возможна в зависимости от качества почв и климатических условий. Я говорю о разнице, которая имеет место при равных условиях производства. Здесь можно привести сколько угодно примеров. Людей в руководящих. органах у нас занято много, а не посредственно колхозами и совхозами, организацией их произ водства никто не занимается. К чему это приводит на практике, хочу показать на примере передового колхоза Белоруссии «Рас свет», председатель т. Орловский К. П. Это лучший колхоз, товарищи. Председатель колхоза К и рилл Прокофьевич Орловский — замечательный товарищ, он показывает образец глубокого понимания партийного и госу дарственного долга. Человек воевал, был тяжело ранен, получил пенсию. Но он отказался от спокойной жизни без работы и вот уже много лет успешно руководит колхозом. Товарищ Орлов ский поступил правильно, по-коммунистически: не так,, ка к те пенсионеры, о которых недавно писай в фельетоне Степан Олейник. Они бычка могут за хвост дернуть так. что шкуру сдерут, но нигде не хотят работать.' Подобные люди могут ска зать. что они законно получают пенсию и могут не работать. Но если человек здоров и полон сил, он не может так рассуждать. Во всяком случае так не могут рассуждать коммунисты. Иметь силы, быть здоровым и не участвовать в строительстве комму низма член партии не может. У него должна быть органическая потребность, принимать участие в общенародном деле коммуни стического строительства. Именно так поступают настоящие коммунисты. Это не относится к тем пенсионерам, которые по нраву ушли на заслуженный отдых по состоянию своего здоровья. Они должны спокойно отдыхать и радоваться тому, что они создали, что их дело двигают вперед люди, которых они воспитали. Сахарная свекла в Белоруссии, как и в других местах, более урожайная, а картофель менее урожайный. Корм из са харной свеклы питательный, калорийный. Гектар сахарт,ой стеклы дает значительно больше кормов, чем гектар картофеля. Следовательно* ка к кормовая культура, сахарная свекла более выгодна. Как же в колмозе^ «Рассвет» отнеслись к этой культу ре? В прошлом году урожай картофеля составил 190 центнеров, а сахарной свеклы 606 центнеров с гектара. Тем не менее картофеля было посеяно 950 гектаров, а сахарной свеклы— 11 гектаров. Выступая на совещании в Белоруссии, я говорил; нет ни чего предосудительного в том, что колхоз в 1961 году решил первый раз провести посевы сахарной свеклы на небольшой площади. Но интересно, сколько же он запланировал посеять свеклы в 1962 году? Это главное. И вот что выяснилось: колхоз снова запланировал посеять в нынешнем году картофеля 950 гектаров, а сахарной свеклы — 30 гектаров. Одиннадцать и тридцать! Когда я покритиковал тов. Орловского К. П. на совещании, он тогда выступил и сказал, что увеличит посевы сахарной свеклы в 10— 15 раз.. А что это означает на практике? Са харной свеклы колхоз посеет 100— 150 гектаров, а картофеля 1— 950 гектаров. ^Что это значит в экономическом отношении? Гектар сахар ной свеклы при названном урожае дает свиного мяса в убой ном весе 24 центнера, а гектар картофеля — 6 центнеров. И, несмотря на это, колхоз сажает картофель как основную куль туру на корм скоту. Почему он так поступает? Это уже не ре зультат сознания, а это самотек. Он делает так потому, что привык к бульбе, деды его так делали и он следует дедовской традиции. По никто в это не вмешивается. Многие факты убедительно показывают, насколько назрела необходимость активного вмешательства в организацию колхоз ного и совхозного производства. Нам необходимо покончить с неуправляемостью в сельском хозяйстве, с самотеком. По какому пути мы должны пойти в улучшении руковод ства сельским^ хозяйством? Следует создать органы управления сельским хозяйством, которые активно воздействовали бы на организацию производства в колхозах и совхозах Их надо создать за счет штатов сельскохозяйственных и заготовитель ных органов, партийных и -советских организаций. Этих штатов хватит для того, чтобы укомплектовать новые управления, а, возможно, окажутся и лишние штатные единицы для некоторо го сокращения аппарата. В Президиуме ЦК мы обменивались мнением по вопросу о том, какими должны быть органы управления. Советовались об этом и с руководящими работниками республик. Президиум ЦК выносит на обсуждение Пленума такое предложение: создать в областях колхозно-совхозные или совхозно-колхозные произ водственные управления, в зависимости от того, какая форма хозяйства преобладает >—■ колхозы или совхозы. Мы считаем, что создавать два управления отдельно — колхозное и отдельно ■*— совхозное не следует. Надо, чтобы в каждой республике, крае, области разрабо тали структуру производственных управлений в зависимости от количества колхозов и совхозов с тем, чтобы управления не были громоздкими. Большинство товарищей при обсуждении склонялось к тому, чтобы управления были не районными, а межрайонными, территориальными производственными управле ниями. Думаю, это правильно.. Если управления будут район ными, то они выродятся в районные отделы сельского хозяйст ва, от которых мы отказались. Сельское хозяйство в республи ках неоднородное, имеет различное направление, поэтому следует в конкретных условиях республики, области, группы районов подыскать свою структуру, чтобы она более полно отвечала производственным особенностям данной территории. Видимо, следует разработать положение об инспекторе кол хозно-совхозного управления и, кстати, подумать, как лучше называть его: инспектором или организатором? Такое положе ние необходимо потому, что между председателем колхоза или директором совхоза и инспектором могут возникать споры, разногласия. За кем должно быть последнее слово? Это надо предусмотреть в положении. Мне кажется, нам надо твердо сказать о том, что послед нее слово за руководителями колхоза и совхоза. Если послед нее слово будет за инспектором, то мы подорвем ответствен ность колхозных и совхозных кадров, дезорганизуем сельско хозяйственно^ производство. За производственное, финансовое, экономическое состояние и правильное ведение хозяйства не посредственно отвечают правление колхоза и директор совхоза, а не инспектор. Инспектор не является руководителем хозяй ства. Он проверяет, изучает состояние дела, дает свои замеча ния, 'рекомендации и добивается, чтобы на основе лучшей ор ганизации увеличивалось производство продуктов. Но если инспектор видит, что председатель колхоза или ди ректор совхоза занимает неправильные позиции, тогда он до кладывает в производственное управление. В положении надо сказать, что инспектор дает свои реко мендации, обосновывает их на конкретных примерах и образцах ведения соответствующей отрасли хозяйства в передовых кол хозах и совхозах. Он рекомендует колхозу или совхозу передо вые методы и помогает внедрить их в производство. Видимо, управление должно строиться на какой-то демокра тической основе, так как.оно будет заниматься и колхозами и совхозами. Возглавлять управление будет председатель совета производственного управления, в состав которого войдут наибо лее опытные председатели колхозов, директора совхозов и спе циалисты, а возможно секретари райкомов партии и председа тели райисполкомов. Нужно разработать формы учета и отчет ности, но не нагромождать их. Более развернутые формы отче та и отчетности должны быть в колхозах и совхозах, но в пре делах разумного, с тем, чтобы не перегружать учетом и отчет ностью руководителей колхозов и совхозов. Данные учета долж ны давать полную картину состояния производства. Меньше показателей, видимо, будет в районе, но они должны быть. Бо лее общие показатели должны быть в области. В республике и области будут пользоваться материалами статистики по линии органов ЦСУ с тем, чтобы не заниматься параллельным учетом. Главное в деятельности производственных колхозно-совхоз ных управлений заключается в подборе и обучении кадров, в перенесении лучшего опыта передовых хозяйств во все колхо зы и совхозы, Б районе новые управления будут опираться на опорный колхоз или совхоз. В лице опорно-показательных хо зяйств найдена хорошая форма оказания помощи другим кол хозам и совхозам. Надо, чтобы было соревнование между опор ными хозяйствами, чтобы, они не останавливались на достиг нутом уровне. В производственных управлениях должны быть инспектора- организаторы на определенное количество колхозов и совхозов. Заработную плату инспекторов через год— два, возможно, сле дует построить в зависимости от результатов экономической деятельности колхозов и совхозов, которые они обслуживают. Выплачивать им определенный минимум, а остальную часть в зависимости от экономического эффекта, чтобы заинтересовать их в увеличении производства сельскохозяйственных продуктов. Для колхозов и совхозов, объединяемых управлением, опре деляется план производства. В плане будет предусмотрено, сколько хозяйство должно произвести продуктов. Управления обязаны следить за тем, чтобы обеспечивалось выполнение плана, управлять хозяйством, давать задания, находить резер вы, организовывать производство продуктов, осуществлять конт роль. Видимо, нам следует более настойчиво вводить контракта цию сельскохозяйственных продуктов. Мы и сейчас контракту ем часть продуктов: сахарную свеклу, хлопок, лен и другие продукты. Контрактация — это договор между государством и кооперативом, то есть колхозом. Думаю, целесообразна иметь какой-то договор и с совхозами е тем, чтобы руководители сов хоза знали, какое количество и каких продуктов обязан по ставлять совхоз государству —■ продовольственного зерна, кру пяных, фуражного зерна, сахарной свеклы, хлопка, льна, ко нопли, подсолнечника, цитрусовых, чая, а также мяса, молока, шерсти и других продуктов животноводства. Тогда государство могло бы вести заготовки на более твердой основе, заранее знать, каким количеством продуктов и в каком ассортименте оно буЗет располагать на каждый год. Это будет как-то дисцип линировать колхозы и совхозы, работников производственных управлений, словом тех, кто производит продукты. Б договорах по контрактации важно отразить не только то количество продуктов, которое будет продано государству, но и вид продуктов и сроки их продажи. При заключении догово ров надо вместе с тем отразить, какое количество продуктов будет произведено на сто гектаров земли, особенно зерна, мо лока и мяса, какое количество скота должно обеспечить хозяй ство на сто гектаров и к какому году будет достигнут намечен ный уровень. Эти показатели определяют уровень ведения хозяйства и, следовательно, умение руководителей, их успешную работу как в колхозах и совхозах, так и в производственных управлениях. Надо, чтобы и соревнование развертывалось на этой основе. В контрактационных договорах должна быть предусмотрена продажа продуктов колхозами и совхозами на текущий год и на перспективу примерно на два — три года вперед, а может быть и больше. Это надо обдумать. Без учета перспективы нельзя вести производство и заготовки. Например, чтобы обеспечить в нужном ассортименте закупки мяса, надо предусмотреть за ранее на несколько лет вперед необходимое поголовье и корма. Контрактационные договоры будут вместе с тем конкретны ми обязательствами колхозов и совхозов. Работники производ ственного управления должны контролировать, как развернута работа по выполнению этих договоров, следовательно, на месте изучать состояние производства в каждом колхозе и совхозе. В этой связи мне хотелось сделать одно замечание по во просам планирования. Мы отказались от старого порядка пла нирования, осудили негодную практику доведения сверху плана по посевным площадям и сделали это правильно. Но некоторые товарищи, как сейчас видно, слишком упрощенно понимают новый порядок планирования, считают отказ от планирования посевных площадей сверху как отказ от всякого вмешательст ва й планирование колхозного и совхозного производства.' Это неправильно. Мы отказались от порочной практики планирования с тем, чтобы сверху не определять конкретного плана для колхоза и совхоза по посеву отдельных культур, по тому что из центра невозможно учесть особенности каждой зо ны. Но планирование 'производства и заготовок в колхозах и совхозах должно быть незыблемым правилом и законом. По этому, естественно, раз составляется план.и дается задание, то производственные управления для того, чтобы конкретно знать, как колхозы и совхозы обеспечивают выполнение обязательств, должны проверять, контролировать, вскрывать недостатки и быстро устранять их. Работа производственного управления будет прямо и не посредственно связана с заготовками, обеспечением страны все ми сельскохозяйственными продуктами как для продовольст венных, так и для технических целей. Но в наших условиях это не просто заготовки рыночного характера, не связанные с производством. У нас в социалистическом хозяйстве заготовки — это прежде всего организация производства. Поэтому здесь совмещаются две стороны деятельности. В работе производст венного управления важнейшее место занимает выполнение планов заготовок сельскохозяйственных продуктов. Но для того, чтобы достигнуть необходимого уровня заготовок, следует приложить организационные усилия и обеспечить получение высоких урожаев, высокую продуктивность животноводства. Надо, чтобы осенью и весной создавались условия, обеспе чивающие производство нужного количества продуктов. А это вопрос семеноводства, планирования, овладения опытом выра щивания наиболее ценных культур. Нельзя скатываться на старые позиции. Органы управления сельским хозяйством <— это не регистраторы упущенных возможностей. Они должны предвидеть, а предвидение — это правильное планирование и организация выполнений плана. Производственные управления должны держать учет и контроль в своих руках, направлять свои усилия туда, где про является организационная и производственная слабость, под креплять отстающие участки. И уже подкрепление должно идти не путем директив, писем и приказов, а путем посылки в совхозы и колхозы, непосредственно в бригады и на отделе ния совхозов инспекторов с тем, чтобы решить на месте вопро сы производства. Разрабатывать производственные планы в пределах района надо обязательно на примере опорных колхозов и совхозов, на примере лучших хозяйств данного или даже другого района, потому что не во всех районах опорные хозяйства являются пе редовыми. Поэтому надо брать опыт лучшего в области хозяйст ва, но при этом следует учитывать, чтобы климатические и почвенные условия были примерно равные с другими хозяйства ми, для которых < рекомендуется данный опыт. Опорное хозяйст во своим опытом призвано показывать, как в конкретных усло виях получить максимально возможное количество продуктов. Как подойти практически к организации аппарата управле ния, откуда взять кадры? Для создания территориальных уп равлении в областях надо использовать кадры, которые имеют ся в районных комитетах партии, в райисполкомах, в трестах совхозов, в областных управлениях сельского хозяйства. Имеет ся много опытных работников в министерствах совхозов. Мы создали также большой и квалифицированный аппарат в систе ме заготовок, а для заготовительных целей такой большой ап парат не требуется. Нам следует обменяться мнениями и по такому вопросу: нужно ли сохранить комитет заготовок или передать его функ ции производственным управлениям. Казалось бы, функции ко митета заготовок и территориальных производственных управ лений совпадают. Организация производства и заготовок —- это, как говорится, две стороны одной медали. Но в заготовках в свою очередь есть две стороны дела: во-первых, закупить в колхозах и совхозах эти продукты, принять их и положить па государственные склады; и, во-вторых, комитет заготовок дол жен ^обеспечить правильное хранение и расходование сельско хозяйственных продуктов. Все же надо подумать, может быть, целесообразно в одном управлении объединить и производство и заготовки. Необходимо продумать и такой вопрос: может быть, целе сообразно иметь в производственном управлении освобожденного парторга ЦК или обкома партии и двух— трех инструкторов, которые оказывали бы помощь партийным организациям колхо зов и совхозов в мобилизации масс на выполнение планов про изводства и заготовок сельскохозяйственных продуктов. Пар торг и инструкторы будут работать в тесном контакте с район ными комитетами партии. Я отсылаю ваше внимание к опыту, который у нас был в период существования машинно-трактор ных станций. В МТС был директор и в то же время был пред ставитель ЦК — начальник политотдела, были инструкторы. Вы знаете, что в те годы были и райкомы партии. Главная роль в организации колхозного производства отводилась МТС и политотделу МТС. Думаю, что этот опыт был хорошим для того времени. Сейчас, в новых условиях, при организации производ ственных управлений его следовало бы учесть. Над этим мы подумаем, для этого и собрался Пленум. Производственные колхозно-совхозные управления, види мо, целесообразно подчинить областному, краевому, республи канскому комитетам по сельскому хозяйству. До сих пор я говорив о производственных территориальных управлениях. Но нам надо также подумать о структуре област ных, краевых, республиканских и союзных органов по руковод ству сельскохозяйственным производством. Нам следует создать комитеты по руководству сельским хозяйством в Союзе, в республиках, в краях и областях. Коми тет по руководству сельским хозяйством в республике может быть в таком составе: председатель — первый секретарь ЦК Компартии республики, первый заместитель председателя Совета Министров, которого целесообразно освободить от других дел с тем, чтобы он непосредственно занимался сельским хозяйст вом, председатель объединения «Сельхозтехника», министры сельского хозяйства и заготовок, заведующий сельхозотделом ЦК. Важно правильно решить вопрос о том, кто должен быт первым заместителем председателя комитета. Если это будет первый заместитель председателя Совета Министров республи ки, то за ним, видимо, будет руководство производством и заго товками. Это должен быть один орган. В ходе предварительного изучения этого вопроса отдельные товарищи говорили о том, что председателем комитета по сель скому хозяйству в республикё целесообразнее быть секретарю ЦК по сельскому хозяйству. Мне кажется, такое предложение вряд ли можно принять. В ЦК Компартии республики есть сек ретарь по сельскому хозяйству, но он же не оказывает сей час того влияния на положение дел в сельском хозяйстве, ко торое требуется. Недостатки и извращения в руководстве сель ским хозяйством имеют место при условии, что есть в респуб лике секретарь Центрального Комитета, занимающийся сельским хозяйством. Но этот секретарь один будет бессилен, надо, чтобы сельским хозяйством занималась вся партийная организация. Поэтому комитет по руководству сельским хозяйством в республике гораздо лучше справится с поставленными задача ми, если возложить ответственность за его руководство на первого секретаря ЦК. Тогда в республике и в области не бу дут объяснять провал на каком-то участке сельского хозяйства тем, что просмотрел секретарь, занимающийся вопросами сель ского хозяйства, а ЦК или обком недосмотрел. Комитет по сельскому хозяйству в республике, видимо, будет собираться на .заседания, но такие заседания должны - быть примерно раз в месяц. Важно, чтобы не было заседатель ской суетни, потому что главная работа должна проводиться в производственных управлениях. Но нужны систематическая проверка, строгий контроль. Вот то, что следовало сказать о республиканском органе. В краях и областях целесообразно создать такие >же коми теты, как и в республиках. Думаю, что эти комитеты должны также возглавляться первым секретарем крайкома, обкома пар тии. Если этот комитет возглавит первый секретарь крайкома, обкома партии, то поднимется ответственность партийной орга низации края или области за состояние сельскохозяйственного производства. Комитет по руководству сельским хозяйством нужно иметь и в Союзе. Возглавлять его, вероятно, должен заместитель Председателя Совета Министров. В комитет будут входить ми нистр по заготовкам, министр сельского хозяйства, председа тель объединения «Союзсельхозтехника», заведующий сельхоз отделом ЦК^ руководитель отдела сельского хозяйства Госпла на. Союзный комитет нельзя назвать производственно-загото вительным, потому что он непосредственно производством не занимается. Если мы наделим его производственными функция ми, то он сейчас же вырастет в бывшее Министерство сельско го хозяйства. Тогда ему надо придавать функции планирования, снабжения и многое другое. Но это уже пройденный этап. Глав ная задача союзного комитета — организовать повседневную проверку исполнения решений партии и правительства но во просам сельского хозяйства. Союзный комитет нужно наделить соответствующими пра вами, чтобы он мог рассматривать и решать важные вопросы, такие, например, как определение заказов промышленности, рассмотрение планов производства сельхозмашин, тракторов, потребностей в них сельского хозяйства. Комитет должен знать не только потребности, но и то, как они удовлетворяются про мышленностью, как колхозы и совхозы обеспечиваются запас ными частями, горючим, минеральными удобрениями, гербици дами, ядохимикатами. Одним словом, комитет 'должен знать все нужды сельского хозяйства как с точки зрения организации производства, так и правильного распределения материально- технических средств, предназначенных для колхозов и совхозов. Комитет должен повседневно следить за всеми этими во просами, обеспечивать правильное их решение, готовить неко- - торые вопросы для рассмотрения и утверждения Советом Ми нистров и ЦК. Возможно следует реорганизовать и сельхозотдел ЦК ЕШСС, подобрать опытных людей, на которых возложить функ ции партийного контроля за работой создаваемых органов уп равления. Видимо, также целесообразно реорганизовать сель скохозяйственные отделы ЦК Компартий в республиках, поста вив перед ними главную задачу ■— повседневный партийный контроль за организационной деятельностью в сельскохозяйст венном производстве. Следует так поставить дело,- чтобы мы отвечали перед на родом за руководство сельским хозяйством авторитетом партии.. Так и только так надо понимать ответственность Партийных организаций перед народом за состояние сельского хозяйства. Нам необходимо выработать какие-то критерии для оценки работы производственных управлений, партийных и советских организаций, колхозов и совхозов. Мне кажется, оценивать ра боту следует по уровню производительности труда, росту про изводства продуктов сельского хозяйства. Я имею в виду рост урожайности и продуктивности животноводства, производство продуктов и плотность скота, особенно коров, на сто гектаров земли, выполнение обязательств, предусмотренных в договоре по контрактации. Обязательным условием при оценке работы должно быть снижение затрат труда на производство продукции. Было бы полезным выработать для различных зон нормативы затрат труда на^центнер продукции, положив в основу уровень, до стигнутый в передовых хозяйствах. Как уже говорилось, в настоящее время при оценке успехов области, края, республики мы учитываем только суммарное выполнение плана. С таким подходом к делу мириться нельзя. Что скрывается за суммарными показателями? Один колхоз продает на сто гектаров земли, к примеру, 50 центнеров мяса, а другой половину или даже четвертую часть этого. Но так как в целом^ область или район выполнили план, то никто не прояв ляет заботы и не изучает, почему тот или иной колхоз дал го раздо меньше продуктов по сравнению с соседом. Никто не пытается найти причины, принять меры к более полному ис пользованию возможностей. Между тем заранее можно сказать, что главная причина в уровне руководства. Поэтому надо, чтобы деятельность руко водства республики, края, области, производственного управле ния определялась не только общим показателем по выполнению плана. Необходимо, чтобы все совхозы, все колхозы в опреде ленной зоне шли в ногу и выполняли поставленные* перед ними задачи в обеспечении продуктами сельского хозяйства потребностей народа. Для того, чтобы решить эту задачу, партийные организа ции должны подобрать в колхозы и совхозы хорошие кадры, наиболее талантливых организаторов производства. Главное внимание должно быть обращено на производство. Лучших лю дей надо послать в сферу производства, а не в органы к<щт- роля. Полезно от имени ЦК бросить клич к агрономам, зоотехни кам, инженерам-механизаторам, работающим в учреждениях, не связанных с сельским хозяйством, и призвать их пойти на работу в колхозы и совхозы, а. может быть, даже и связанных с сельским хозяйством учреждениях, но работающих на канце лярской работе, с тем, чтобы и этих инженеров, агрономов при звать пойти работать в колхозы и совхозы, в сферу производст ва, туда; где создаются ценности. Здесь они окажут большую помощь в решении тех задач, которые стоят перед партией и народом. Среди этих специалистов много членов партии, ком сомольцев. Центральный Комитет партии надеется, что они проявят понимание долга и задач, поставленных партией в об ласти сельского хозяйства, почувствуют свою ответственность перед народом за выполнение программы ^ммунистического строительства. Пойти работать в сельское хозяйство и прежде всего в сферу производственную — в совхозы, колхозы — это высокая честь и высокая обязанность каждого коммуниста. В некоторых колхозах недостает квалифицированных кад ров. Видимо, нам также стоит обратиться к городской и сель ской молодежи, призвать юношей и девушек поехать в дерев ню, чтобы пополнить колхозы и совхозы за счет передовых сознательных людей, понимающих необходимость своего лично го участия в дальнейшем подъеме сельского хозяйства. Воз можно на первых порах они встретят трудности, вызванные переменой места работы, но надо, чтобы молодежь сознательно пошла на это и понимала, что это временные трудности. Укре пив кадрами колхозы и совхозы, мы поднимем производство в каждом хозяйстве на должный уровень. Товарищи, с момента завоевания власти рабочим классом, с первых дней после победы Октябрьской революции, в самые трудные минуты, когда надо было защищать республику Сове тов, партия не раз обращалась к народу и прежде всего к ком мунистам. комсомольцам, молодежи. Она призывала преодоле вать трудности во имя победы. Люди отзывались на зов партии, (Продолжение на 7-й стр.). \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz