Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

3 карта 1962 г м № 53 (2337 ) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 МАСТЕР] Ш Т ш Л НАЙДЕНО НОВАТОРАМИ - ДОСТУПНО ВСЕМ! г * 6 марта в Липецке межобластная научно-практическая конференция по вопросам И ^ ^ ? « ° Л КИйУРОКа‘ В НеЙ "РИМУТ учас™ ! ' КР®М® педагогов нашей обмети, работники школ и органов Крае« ^ Л б.ластей нашей стРаиы* представители Академии педагогических наук и Министерства просвещения РСФСР. Цель конференции изучить и обобщить опыт передовых липецких учителей, тельную перестройку урока, направленную на повышение эффективности обучения, циалистов, этот опыт является несомненным и притом крупным вкладом в советских учителей. начавших реши­ ло отзывам спе- сокровищницу творчества На этой странице мы публикуем материалы, посвященные вопросам, которые будут изучаться и обсуждаться на предстоящей научно-практической конференции. Э ффе к т и в- ность уро­ ка опреде­ ляется п р еж д е всего тем, как учитель сумеет построить учеб­ ный процесс. Основными принципами советской дидактики являются: сознательность и активность учащихся на занятиях, связь теории с практикой, система­ тичность и последовательность в учебе, прочность усвоения знаний школьниками, индивидуальный под­ ход к ученикам в условиях коллек­ тивной работы с классом, нагляд­ ность. На комбинированном уроке учите­ лю трудно было осуществлять прин­ ципы советской дидактики. Комби­ нированный урок разделял единый процесс обучения и выявления зна­ ний на два самостоятельных. Первый •*— выявление знаний (про­ верка домашнего задания, выстав­ ление баллов в журнал). Как прави­ ло, учитель, проводя опрос, не знал, при каких условиях, сколько време­ ни и как ученик трудился дома, са­ мостоятельно ли он работал. Выяв­ ление знаний через проверку до­ машних заданий на уроке всегда за­ тягивалось, так как учителю нужно было выяснить, механически школь­ ник заучивал материал или глубоко осмыслил его. Процесс выявления знаний утомлял учащихся, почти ни­ чего не прибавлял к их знаниям. Ведь большинство школьников в те­ чение опроса фактически ничего не Делали. Второй процесс — сообщение зна­ ний (рассказ, беседа, лекция). Учи­ тель объяснял новый материал, ча­ сто не зная, как дети его усваивают, потому что не выявлял их знаний во время обучения. И выявление, и сообщение знаний оставались незавершенными, мно­ гое для учителя и для учащихся ос­ тавалось неясным, непонятным, трудным... Разрыв единого процесса обуче­ ния приводил к нарушению единст­ ва и в другом. Советская Дидактика считает, что «процесс обучения зна­ ниям, умениям и навыкам протека­ ет в органическом единстве. При' этом ведущая роль в обучении при­ надлежит знаниям». На комбиниро­ ванных уроках дети получали зна­ ния, а умения и навыки (из-за недо­ статка времени на уроке) они вы­ нуждены были вырабатывать дома. Это порождало разрыв между тео­ рией и практикой. Очень слабой стороной комбини­ рованного урока был недостаток, а иногда и полное отсутствие самосто­ ятельных творческих работ ПОД ру­ ководством учителя. Это мешало формированию прочных знаний, умений и навыков у школьников. Разрыв единого процесса обуче­ ния (выявление знаний и обучения) приводил также к известному от­ рыву деятельности учитедй от дея­ тельности учащихся. Педагог, обу­ чая, не выявлял знания детей, не всегда наблюдал за ними, не всегда видел, как зарождаются ошибки. На комбинированных уроках боль» ше был активен преподаватель* чем ученики. Большой удельный вес за­ нимала работа учителя с одним уче­ ником у доски. Такой способ обрекал многих школьников на пассивное списыва­ ние с доски и затруднял осуществ­ ление принципа индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы с классом. Несовершенная методика предуп­ реждения ошибок замедляла и за­ трудняла формирование прочных навыков, так как на выявление оши­ бок и переучивание учащихся ухо­ дило много Времени. Опыт липецких учителей говорит о том, что комбинированный урок целесообразно заменить новым уро­ ком, на котором обучение и выяв­ ление знаний составляют единый процесс. Это Восстановит органиче­ ское единство в формировании зна­ ний, умений и навыков, в прохожде­ нии теории й практики, в деятельно­ сти учителя и учеников, будет спо­ собствовать совершенствованию методики предупреждения ошибок. В конце нового урока должны вы­ ставляться поурочные баллы. По­ урочный балл по русскому языку и математике всегда будет полноцен­ ным показателем знаний, так как он выставляется и за знания тео­ рии, и за выполненные упражнения, которые содержат в себе как новые орфограммы и математические Дей­ ствия, так и изученные ранее. Такой новый урок в отличие от комбинированного условно будем называть объединенным эффектив­ ным уроком* На объединенном уро­ ке учителя систематически повторя­ ют пройденное й закрепляет новые ЕДИНЫЙ процесс обучения знания, в силу чего соблюдаются принципы систематичности и после­ довательности в обучении, прочно­ сти усвоения знаний и доступности обучения. Увеличение количества письменных упражнений при высо­ ком их качестве достигается мето­ дом комментирования. комментированное письмо заклю­ чается в следующем. Весь класс пи­ шет под диктовку учителя. У доски никого нет. Диктует учитель по всем правилам орфоэпии. Его слушают все. Затем один из учеников, не вставая с места, четко, ясно и гром­ ко проговаривает слово по слогам гак, как оно должно быть написано (произносит орфографически). По­ том Кратко объясняет написание этого слова и записывает его в сво­ ей тетради. Другие ученики, рабо- «Среднее образование долж­ но обеспечивать прочное зна­ ние основ наук, усвоение прин­ ципов коммунистического ми­ ровоззрения, трудовую и поли­ техническую подготовку в со­ ответствии с возрас т а ю щ и м уровнем развития науки и тех­ ники, с учетом потребностей общества, способностей ’ и же­ ланий учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здоро­ вого подрастающего поколе­ ния». (Из Программы КП С С | . тая вместе с комментирующим, вни­ мательно следят за его послоговым проговариванием и кратким объяс­ нением орфограмм, проверяют свои знания в области грамматики. Они записывают слово только после то­ го, когда оно произнесено по сло­ гам орфографически и прокоммен­ тировано. Объясняются и записываются не сразу веб слова в предложении, -как это делается при проведении предупредительного диктанта, а каждое в отдельности. Поясняется написание слова не полной формулировкой правила из учебника, а отдельными словами — комментариями, так, как усвоит его школьник. Если комментирующий предложе­ ние или решение задачи затруд­ няется, То немедленно начинает комментировать другой ученик. Для этого можно или заранее называть фамилии двух-трех учеников, или вызывать их по ходу комментирова­ ния. При комментированных упражне­ ниях важно, чтобы не было пауз, остановок, что(|ы дети работали в своем темпе и ритме, чтобы учени­ ки всего класса не ^теряли основной мЫсЛи, хода правильного решения или правильного письма, чтобы уп­ ражнения всем классом выполня­ лись без ошибок. Во время комментирования учи­ тель не произносит никаких слов, кроме подачи текста, чтобы не за­ медлять темпа комментирования. Если никто в классе не может пра­ вильно прокомментировать запись слова или решение задачи, тогда это делает учитель, а затем заставляет ученика повторить. Учитель не должен искусственно Ии ускорять, ни замедлять прогова- ривание слов и формулирование детьми кратких правил, ни ускорять, ни замедлять темп письма. Скорость проговаривания, комментирования и скорость письма придут постепенно и неизбежно» Комментированное письмо долж­ но проводиться на каждом уроке По 8—^10 минут с 1 по 7 класс. Это Позволяет в д в а -три раза увели­ чить количество письменных работ учащихся на уроке, легко соединять обучение И выявление знаний в единый процесс, усваивать в един­ стве теорию и практику. При перестройке урока, как и во всем новом, сейчас имеют место ошибки и увлечения. Некоторые учи­ теля уловили чисто внешнюю сторо­ ну в перестройке урока: они отка­ зались от опроса и проверки домаш­ них заданий и стали выставлять от­ метки в конце урока. А Все другое осталось прежним. Учитель предложил выполнить уча­ щимся упражнение, они выполнили его за 5 минут. Учитель 2 минуты Ожидал, пока все прекратят писать И положат ручки. Затем начинается проверка этого упражнения. Учени­ ки рассказывают, что и как они вы­ полняли. Проверка занимает еще Д е н ь у ч и т е л я Вопросам внедрения передовых методов обучения в п р а к ти к у школ был посвящен проведенный 26 фев­ раля в Елецком районе День учите ­ ля. После доклада заведующего рай­ оне А. Н. Каверина, подробно оста­ новившегося на практике работы передовых учителей, развернулся большой интересный разговор о том, ка ким должен быть уро к в школе. Заведующая учебной частью Ка ­ зацкой школы В. Т. Морозова рас­ сказала о практи ке внедрения пере­ довых методов работы учителей. Этим важным делом целеустремленно за­ нимаются дирекция, партийная и профсоюзная организации школы . Опыт перестройки урока накопи ­ ли учителя К . И. Пикалов, В. М. Гу ­ сева, 3. И. Добриня, заслуженные учителя Ё. Ф. Семенихина, Н. Г. К у - реева, В. К . Семенов и многие дру­ гие, Некоторые из них поделились своим опытом работы, ответили на многие вопросы присутствовавших* День учителя был содержатель­ ным* Несомненно, он принесет мно- го полезного, А, САМОХИН . 5 минут. Потом учитель дает сле­ дующее задание, сам садится на стул и рассматривает конспект уро­ ка, сборник упражнений, произво­ дит записи на доске и т. д., то есть не наблюдает за деятельностью уче­ ников. В результате иногда оказывалось, что работу учеников нужно было прервать на первой минуте, так как большинство начинало непра­ вильно, или что проверять работу вообще не следовало, так как ни­ кто из учеников не сделал ошибок. Но это учитель узнал только после проверки. Деятельность учеников на таком уроке занимала 2б минут, а 25 ми­ нут ушло на проверку. Эффективность такого урока то­ же очень низкая. Внешне он вы­ глядел по-новому, а существо ос­ талось прежнее: отрыв выявления знаний от обучения, отрыв деятель­ ности учителя от деятельности уча­ щихся. Некоторые товарищи в процессе перестройки урока выдвинули тезис: «Каждый урок должен быть творче­ ским, один урок не должен быть похож на другой». И вот многие учителя, не желая, чтобы их обвинили в шаблонном по­ строении урока и В Отсутствии твор­ чества, при подготовке планов уро­ ков по целой теме стали сутками просиживать, ломая голову, как сделать, ^тобы сегодняшний урок не был похож на вчерашний, а зав­ трашний — на сегодняшний. Вместо 4— 5 этапов урока они стали дро­ бить уроки на 10— 12 этапов, выда­ вая это за творчество и новаторст­ во. Некоторые учителя русского языка творческие работы учащихся (ма­ ленькие сочинения), стали перено­ сить со 2-й половины урока на его начало и проводить их без всякой подготовки. Вполне естественно, многие учащиеся с такими работами не справлялись и допускали ошиб­ ки. Отдельные преподаватели ослаби­ ли внимание к объяснению нового материала. Искусственное деление урока на 10— 12 этапов не может способство­ вать созданию чего-либо целостно­ го, законченного, формировать стойкие умения и навыки» Здесь на­ лицо разнообразие во имя разно­ образия, приемы для приемов. Техника выставления поурочно­ го балла, выявление знаний при та­ ком дроблении урока превращает­ ся в новую проблему для учителя, отвлекает его от обучения, от ру­ ководства учебным процессом. Советская педагогика рассматри­ вает воспитание в его неразрывном единстве с обучением. Обучение способствует формированию миро­ воззрения и морального облика учащихся, развивает их воЛю и ха­ рактер. Комбинированный урок от­ личался малоэффективностью не только в обучении детей, но и ма­ лой эффективностью в области вос­ питания учащихся. Основной причи­ ной, порождающей недисципЛимиро-3 ванность детей на уроках, являлось пассивное, бесцельное и бесконт­ рольное времяпрепровождение. Оно рассеивало внимание, расслабляло волю ученика, воспитывало безот­ ветственное отношение к учению. Нередко ученики на протяжении многих дней и недель являлись лишь пассивными слушателями или пассивными списывателями, так как учитель был занят с одним учеником у доски. Учебный процесс на объединен­ ном уроке приобретает и более вы­ сокие воспитательные качества, так как деятельность учащихся значи­ тельно усиливается, приобретает коллективный характер, качество’ этой деятельности значительно улуч­ шается. Коллек т и в н а я работа в классе имеет неоцени­ мое воспитатель­ ное значение в развитии личности уче'ника. Новые уроки позволяют учителю проектировать положитель­ ные качества в личности школьника: вовремя помочь исправить ошибку (воспитывает уверенность в своих силах), своевременно поощрить (вос­ питывает интерес к занятиям, зна­ ниям, к науке), заметить окончание работы сильного ученика, дав ему дополнительное задание (развивает способности у ученика). Дружная работа всех ученикдв класса с пер­ вой до последней минуты, система­ тическое удовлетворение занятиями в школе воспитывает у детей лю­ бовь к занятиям, к знаниям. Безраз­ личных к учению не остается. Проб­ лема поддержания дисциплины на уроке перестает существовать. Поурочный балл оказывает более сильное воздействие на ученика, чем отметка, выставленная в про­ цессе проверки домашнего задания. Эффективным можно считать та­ кой урок, который создает более благоприятные условия для постро­ ения учебного процесса, отвечающе­ го всем принципам советской дидак­ тики, на котором все учащиеся ус­ ваивают новые знания и приобрета­ ют прочные навыки. Борьба за эффективность урока не может быть кратковременной кампанией. Нужна постоянная и творческая работа, поиски новых, более совершенных методов* К. МОС КАЛЕН КО , заведующий кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута, кандидат педагогических наук. Закон ошколе в действ» Закон о школе требует решитель­ ной перестройки всей учебно-воспи­ тательной работы, изменения не только содержания, но и ме­ тодов обучения, всемерного разви­ тия активности, самостоятельности и инициативы учащихся. Трафаретная структура четырех­ элементного «комбинированного» урока уже не отвечает возросшим требованиям к организации учебно­ го процесса. Вполне естественно, что лучшие, передовые учителя уже много лет назад стали искать более рациональ­ ные формы организации урока . Они отказались от трафарета в его по­ строении, стали избавляться от сло­ весных методов обучения и насыщать уроки заданиями практического ха ­ рактера. Должное внимание уделили самостоятельной и творческой рабо­ те учащихся: широко стали приме­ нять иллюстрированный материал в процессе обучения, устанавливать межпредметные связи,, постепенно сокращать время на проверку до­ машнего задания и т. д* Не только отдельные учителя, но й целые педагогические коллективы уже серьезно занялись поисками нового. Обобщив опыт лучших учителей и свои наблюдения, старший препо- даватель Липецкого пединститута, кандидат педагогических н а у к К . А. Москаленко в журнале «Народное образование» 0М1 10, 1959 г . ) опу­ бликовал статью «Как должен стро­ иться урок?» . В ней он сделал такой вывод: «...Чтобы в несколько раз поднять эффективность труда школь­ ников на уроке, необходимо объеди­ нить процессы выявления знаний и обучения». Может быть, не со всеми положе­ ниями данной статьи можно согла­ ситься, но бесспорно одно: она пра­ вильно поставила вопрос о необхо­ димости изменений форм и методов обучения детей. Выступление т* Москаленко в печати способствовало распростране­ нию и внедрению опыта лучших учителей в пр а кти ку преподавания не только школ Липецкой области, но и далеко за ее пределами. Первые успехи лучших педагогов заставили органы народного образо­ вания нашей области Приступить к массовому внедрению рациональной организации урока в пр а кти ку рабо­ ты всех учителей. И с прошлого учебного года стали систематически проводиться семинары-практикумы обучающего характера для учителей, руководителей школ . Облоно регу­ лярно контролирует, к а к директора средних школ области внедряют пе­ редовой педагогический опыт, а на районные и городские отделы народ­ ного образования возлагает обязан­ ность контролировать такую работу в восьмилетних, еемилетних и на­ чальных школах. Внедрению передового педагоги­ ческого опыта также во многом способствовало издание серии бро­ шюр учителей-новаторов Г. И. Гор­ ской, А. Н. Глотовой, В. Н. Провото- ровой, А. А. Переверз&вой, А. Г. Ш у ­ милиной, 0 . И. Колесниковой, в ко­ торых они делятся своим опытом по перестройке урока. Каковы же основные черты урока нового типа? На та ки х уроках все учащиеся класса на протяжении всех 45 ми­ н у т интенсивно обучаются. Наблю­ дается слияние в единый процесс всех элементов обучения — изуче­ ние нового материала, закрепление его учащимися, выявление и х зна­ ний. Учителя, к а к правило, проверяют выполнение домашнего задания уча ­ щимися, но только способ проверки значительно изменился. Если раньше педагоги затрачивали на этот вид работы много времени, и проверка проходила в основном по трафаре­ ту , то теперь они нашли более ра­ циональные способы проверки, к о ­ торые не только экономят время, но й вызывают большой интерес у уча­ щихся, повышают и х активность. Значительное место на 'Уро ках русского язы ка и математики зани­ мают комментированные упражне­ ния — новый методический прием, позволяющий удачно сочетать не­ прерывное повторение, совершенст­ вование и обогащение знаний уча ­ щихся. | Новым на уроках, в которых по­ вторение и обучение соединены в один процесс, является оценка зна­ ний учащихся. Теперь многие у ч и ­ теля отказались от выставления оценок учащимся За единичный от­ вет, а перешли к поурочным баллам. Двадцать девять лет воспиты­ вает Детей учительница началь­ ных Классов Усмане, кой средней школы Тамара Николаевна Ро- дюшкина. Ойа — одна из лучших педагогов области. Уроки ведет творчески, успешно применяет но­ вые методы обучения. За хорошую работу Т. Н. Ро- дюшкина награждена значком «Отличник народного образова­ ния». На снимке: Т. Н. Родюшкина на уроке. Фото Л . Черкашина. Для уроков нового типа харак- терна большая практическая на ­ правленность их, насыщение раз­ личными тренировочными работами. Нечего греха таить, раньше н и ­ кто и никогда не контролировал, что и сколько учитель сделает со своими учениками за урок . Решит, например, преподаватель математи­ к и со школьниками за 45 минут две задачи — хорошо, а если одну — тоже нормально. Но к а к же уче ­ н и к будет грамотным, если он мало пишет, к а к он научится считать, 'если не решает задач? Теперь, проверяя школы, работ­ ни ки органов народного образова- ния нашей области обращают серь­ езное внимание на то. сколько за­ писано слов на уроке, сколько задач и примеров решено, каково качество их выполнения и т. д. Рациональная организация учеб­ ного процесса позволяет значитель­ но сократить объем домашних зада­ ний. У лучших учителей изменился и характер домашних заданий. Они теперь рассчитаны на то, чтобы вызвать интерес учащихся к ним. Так , учительница математики За­ донской средней школы X : 2 В, Н , Провоторова на уроке по теме «Вертикальные углы» дала уча ­ щимся такое задание на дом: подо­ брать примеры вертикальных углов в жизни . — Ищите, геометрия вокруг н>ас, — напутствовала учительница сво­ их питомцев.. « Это, конечно, совершенно не зна­ чит, что учителя отказались от учеб­ ника . Домашние задания учащимся даются и по учебнику . Конечно, проведение урока ново­ го типа требует от учителя высокой методической культуры . Такой урок будет наиболее эффективным, если он дается на высоком идейно-теоре­ тическом и методическом уровне* Для него должно быть характерным применение та ки х методических приемов к а к установление межпред­ метных связей, доказательность обу­ чения, умение опираться при объяс­ нении нового материала на ^анее, приобретенные учащимися знания, исследовательский подход учащихся к обучению и т. д. Учителя нашей области добились известных успехов и в использова­ нии этих методических приемов. Так, учительница естествознания Р. К . Мелихова ( г . Липецк) удачно устанавливает на уроках межпред­ метные связи; учителя А. И. Мини­ на ( г . Задонск), В. Ф„ Кабанкова ( г . Л ипец к ) пр и объяснении нового материала умело опираются на ра­ нее приобретенные учащимися зна­ ния. Липецким учителям удалось най­ ти правильную форму организации учебного процесса» отвечающего требованиям нового Закона, о школе. Это приближает нас к решению за- дачИ|р ликвидации массового второ­ годничества. Работу по перестройке урока в школах нашей области необходимо совершенствовать и продолжать. В этом липецким учителям должны оказать помощь кафедры Липецкого и Елецкого пединститутов, а также научные сотрудники Академии пе­ дагогических н а у к РСФСР. П. КАШ М ЕН С КИ Й , инспектор школ областного отдела народного образования. \ ЛИПЧАНЕ, ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ в » А Л А $ Передовой опыт липецких учителей, перестраивающих урок, за­ интересовал педагогическую общественность. Многие работники учебных заведений, а также органов народного образования раз­ личных республик, краев и областей нашей страны ознакомились с деятельностью лучших учителей и дали их урокам высокую оценку. Ниже опубликовано одно из писем наших гостей. Не праздное любопытство приве­ ло нас в Липецк, за тысячу кило­ метров от Киева. Слава липецких учителей, достигших замечательных успехов в своей работе по рациона­ лизации урока и усовершенствова­ нию методов обучения, вьгзнала значительный интерес среди педаго-. гической общественности У краины . Всесторонне и глубоко изумить .пе­ редовой опыт учителей Липецкой области, осмыслить и обобщить его -— такую задачу поставили мы пе­ ред собой. Мы посетили четыре школы г . Ли ­ пецка (№№ 3, 4 , 8 и 19 ) и две школы г . У смани (№ 1 и ш колу- интернат). Наибольшее впечатление Произвели на нас уро ки А. Н. Гло­ товой, Т. Н. Родгошкиной, В. А. Соцердотовой, 0 . И. Колесниковой, А. И. Пыльцевой, Ф. Ф. Сиротиной. На занятиях у н и х исключительный порядок и дисциплина, учени ки внимательны, сосредоточенны. Зна­ ния учащихся глубокие и прочные* Обращает йа себя внимание высо­ кое развитие устной и. письменной речи учащихся богатая лексика во время ответов, быстрый подбор н уж ны х слов я словосочетаний, си­ нонимов и антонимов, составление предложении по заданию учителя, описаний, рассказов и т. п. Все это характеризует несомнен­ ный успех учителей, работающих по новой системе построения уро­ ков. К а к можно объяснить эти ус ­ пехи? Что из опыта лучших учите ­ лей Липецкой области заслуживает особого внимания и широкого рас­ пространения? Прежде всего, на наш взгляд, заслуживает одобрения рационали­ зация структуры урока и совершен­ ствование методов обучения, наблю­ дающиеся у лучших учителей — мастеров педагогического труда. Борьба за эффективное использова­ ние каждой минуты привела к лом­ ке шаблонной структуры комбини­ рованного урока , к совершенствова­ нию методов выявления знаний, умений и навыков учащихся и про­ верки домашнего задания. Письмен­ ные домашние работы в большинст­ ве случаев проверяются дома, а на уроке учащиеся выполняют само­ стоятельные задания, аналогичные домашним. В процессе проверки этих заданий учитель на основании бесе­ ды проверяет- знание теоретического материала (правил) и умение при ­ менить и х . Но главное мы видим не в этом. Учителя достигли концентрации на одном уроке различных методов и приемов, активизирующих учебную деятельность детей к а к при повто*- реийи и закреплении знаний, та к и при усвоении нового материала, что очень важно. Это соответствует та­ ким принципам дидактики , к а к а к ­ тивность и самостоятельность детей в усвоений материала, доступность, связь теории с практи кой и т. п., что является главным залогом успе­ ха учебно-воспитательной работы. Не находится вне поля зрения Ли­ пец ких учителей и коммунистиче­ ское воспитание учащихся. На всех посещенных нами уроках обращает на себя внимание тщательный под­ бор дидактического ' материала слов, предложений, отрывков, рас­ сказов, задач, показывающих яркие примеры успехов строительства коммунизма в нашей стране, тесно связанных е современностью и окру ­ жающей обстановкой. Так , напри ­ мер, характеристику образа Павла Корчагина по роману Н. Островско­ го «К а к закалялась сталь» М. Д. Кочерина (средняя школа X» 4 г . Ли­ пецка) дает в тесной связи е мораль­ ным кодексом строителя коммуниз­ ма, изложенном в Программе КПСС. Учителя математики усманских школ в задачах отражают достижения промышленности и сельского хо ­ зяйства своего района. Нас очень привлекло разнообра­ зие видов упражнений и быстрый темп работы у учителей, работаю­ щих по новой системе обучения. Тая, например, на уроке русского языка в 5 классе Усманской средней ш ко ­ лы !М! 1 учительница А. Н. Глото­ ва на 40-минутном уроке применила 18 видов работ. Учителей У краины просто пора­ жает то, что на одном уроке может быть такое обилие разнообразных заданий. В обычных условиях для «этой работы нуж но не менее трех уроков. Несмотря на высокий темп рабо­ ты, мы не наблюдали особого пере­ утомления учащихся» И это можно объяснить: частая смена различ­ ны х видов учебной деятельности дает возможность переносить напря­ жение с одних рецепторов на дру­ гие (зрительные, слуховые, двига­ тельные), что обеспечивает отдых отдельным участкам коры го.тавно- го мозга и охраняет их от переутом­ ления. С одобрением мы относимся к комме н тированным упражнениям. Мы полагаем» что прием комменти­ рования позволяет слить воедино два в аж ны х процесса: усвоение тео­ ретического материала (правила) и применение его на практи ке , кото­ рые в обычных условиях разрозне­ ны. Усваивая правило, у чени к обыч­ но не пользуется им в процессе выполнения упражнения . Он п и ­ шет, полагаясь на слух или на ч у ­ тье язы ка , которые часто его под­ водят. При комментированном Же письме дети приучаются обдумы­ вать каждое слово и теоретически обосновывать его правописание, по­ лучают навы ки сознательного пись ­ ма. Рационализация с тру ктуры урока позволила липец« кйм учителям до-* биться ликвида-* ции перегрузки де­ тей домашними заданиями, которые обычно составляют у ни х по объе­ му Уз классной работы. Это одна из важнейших педагогических про­ блем: до сих пор идут активные по-* и с ки путей разгрузки учащихся . Липецкие учителя убедительно до­ казали, что главнейший путь для этого — рационализация системы урока и совершенствование методов обучения. Мы полагаем, ,что липецкие у ч и ­ теля в своих творческих поисках рационализации урока и совершен­ ствования методов обучения идут по правильному пу ти . Этот путь и творческие находки мастеров педа­ гогического труда Липецкой области следует принять за основу пере­ стройки учебного процесса. Однако на этом п у ти еще далеко не все ясно. Следует решить вопросы рационализации уроков г у ­ манитарных предметов, особенно в старших классах. Нет еще четко вы ­ работанной системы упражнений , применяемых на уроках русского язы ка и математики, неясно место каждого из э гй х упражнений в этой системе. Нужно уже сейчас решать вопросы обеспечения школ Дидак­ тическими и наглядными материала­ ми, учебниками и методическими по­ собиями в соответствии с новой си­ стемой. Заканчивая статью, хочется по­ желать учителям Липецкой области дальнейших творческих успехов на пути перестройки школы. В. О НИЩ У К , кандидат педагогических наук, работник научно-исследователь­ ского института педагогики УССР.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz