Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
3 карта 1962 г м № 53 (2337 ) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 МАСТЕР] Ш Т ш Л НАЙДЕНО НОВАТОРАМИ - ДОСТУПНО ВСЕМ! г * 6 марта в Липецке межобластная научно-практическая конференция по вопросам И ^ ^ ? « ° Л КИйУРОКа‘ В НеЙ "РИМУТ учас™ ! ' КР®М® педагогов нашей обмети, работники школ и органов Крае« ^ Л б.ластей нашей стРаиы* представители Академии педагогических наук и Министерства просвещения РСФСР. Цель конференции изучить и обобщить опыт передовых липецких учителей, тельную перестройку урока, направленную на повышение эффективности обучения, циалистов, этот опыт является несомненным и притом крупным вкладом в советских учителей. начавших реши ло отзывам спе- сокровищницу творчества На этой странице мы публикуем материалы, посвященные вопросам, которые будут изучаться и обсуждаться на предстоящей научно-практической конференции. Э ффе к т и в- ность уро ка опреде ляется п р еж д е всего тем, как учитель сумеет построить учеб ный процесс. Основными принципами советской дидактики являются: сознательность и активность учащихся на занятиях, связь теории с практикой, система тичность и последовательность в учебе, прочность усвоения знаний школьниками, индивидуальный под ход к ученикам в условиях коллек тивной работы с классом, нагляд ность. На комбинированном уроке учите лю трудно было осуществлять прин ципы советской дидактики. Комби нированный урок разделял единый процесс обучения и выявления зна ний на два самостоятельных. Первый •*— выявление знаний (про верка домашнего задания, выстав ление баллов в журнал). Как прави ло, учитель, проводя опрос, не знал, при каких условиях, сколько време ни и как ученик трудился дома, са мостоятельно ли он работал. Выяв ление знаний через проверку до машних заданий на уроке всегда за тягивалось, так как учителю нужно было выяснить, механически школь ник заучивал материал или глубоко осмыслил его. Процесс выявления знаний утомлял учащихся, почти ни чего не прибавлял к их знаниям. Ведь большинство школьников в те чение опроса фактически ничего не Делали. Второй процесс — сообщение зна ний (рассказ, беседа, лекция). Учи тель объяснял новый материал, ча сто не зная, как дети его усваивают, потому что не выявлял их знаний во время обучения. И выявление, и сообщение знаний оставались незавершенными, мно гое для учителя и для учащихся ос тавалось неясным, непонятным, трудным... Разрыв единого процесса обуче ния приводил к нарушению единст ва и в другом. Советская Дидактика считает, что «процесс обучения зна ниям, умениям и навыкам протека ет в органическом единстве. При' этом ведущая роль в обучении при надлежит знаниям». На комбиниро ванных уроках дети получали зна ния, а умения и навыки (из-за недо статка времени на уроке) они вы нуждены были вырабатывать дома. Это порождало разрыв между тео рией и практикой. Очень слабой стороной комбини рованного урока был недостаток, а иногда и полное отсутствие самосто ятельных творческих работ ПОД ру ководством учителя. Это мешало формированию прочных знаний, умений и навыков у школьников. Разрыв единого процесса обуче ния (выявление знаний и обучения) приводил также к известному от рыву деятельности учитедй от дея тельности учащихся. Педагог, обу чая, не выявлял знания детей, не всегда наблюдал за ними, не всегда видел, как зарождаются ошибки. На комбинированных уроках боль» ше был активен преподаватель* чем ученики. Большой удельный вес за нимала работа учителя с одним уче ником у доски. Такой способ обрекал многих школьников на пассивное списыва ние с доски и затруднял осуществ ление принципа индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективной работы с классом. Несовершенная методика предуп реждения ошибок замедляла и за трудняла формирование прочных навыков, так как на выявление оши бок и переучивание учащихся ухо дило много Времени. Опыт липецких учителей говорит о том, что комбинированный урок целесообразно заменить новым уро ком, на котором обучение и выяв ление знаний составляют единый процесс. Это Восстановит органиче ское единство в формировании зна ний, умений и навыков, в прохожде нии теории й практики, в деятельно сти учителя и учеников, будет спо собствовать совершенствованию методики предупреждения ошибок. В конце нового урока должны вы ставляться поурочные баллы. По урочный балл по русскому языку и математике всегда будет полноцен ным показателем знаний, так как он выставляется и за знания тео рии, и за выполненные упражнения, которые содержат в себе как новые орфограммы и математические Дей ствия, так и изученные ранее. Такой новый урок в отличие от комбинированного условно будем называть объединенным эффектив ным уроком* На объединенном уро ке учителя систематически повторя ют пройденное й закрепляет новые ЕДИНЫЙ процесс обучения знания, в силу чего соблюдаются принципы систематичности и после довательности в обучении, прочно сти усвоения знаний и доступности обучения. Увеличение количества письменных упражнений при высо ком их качестве достигается мето дом комментирования. комментированное письмо заклю чается в следующем. Весь класс пи шет под диктовку учителя. У доски никого нет. Диктует учитель по всем правилам орфоэпии. Его слушают все. Затем один из учеников, не вставая с места, четко, ясно и гром ко проговаривает слово по слогам гак, как оно должно быть написано (произносит орфографически). По том Кратко объясняет написание этого слова и записывает его в сво ей тетради. Другие ученики, рабо- «Среднее образование долж но обеспечивать прочное зна ние основ наук, усвоение прин ципов коммунистического ми ровоззрения, трудовую и поли техническую подготовку в со ответствии с возрас т а ю щ и м уровнем развития науки и тех ники, с учетом потребностей общества, способностей ’ и же ланий учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здоро вого подрастающего поколе ния». (Из Программы КП С С | . тая вместе с комментирующим, вни мательно следят за его послоговым проговариванием и кратким объяс нением орфограмм, проверяют свои знания в области грамматики. Они записывают слово только после то го, когда оно произнесено по сло гам орфографически и прокоммен тировано. Объясняются и записываются не сразу веб слова в предложении, -как это делается при проведении предупредительного диктанта, а каждое в отдельности. Поясняется написание слова не полной формулировкой правила из учебника, а отдельными словами — комментариями, так, как усвоит его школьник. Если комментирующий предложе ние или решение задачи затруд няется, То немедленно начинает комментировать другой ученик. Для этого можно или заранее называть фамилии двух-трех учеников, или вызывать их по ходу комментирова ния. При комментированных упражне ниях важно, чтобы не было пауз, остановок, что(|ы дети работали в своем темпе и ритме, чтобы учени ки всего класса не ^теряли основной мЫсЛи, хода правильного решения или правильного письма, чтобы уп ражнения всем классом выполня лись без ошибок. Во время комментирования учи тель не произносит никаких слов, кроме подачи текста, чтобы не за медлять темпа комментирования. Если никто в классе не может пра вильно прокомментировать запись слова или решение задачи, тогда это делает учитель, а затем заставляет ученика повторить. Учитель не должен искусственно Ии ускорять, ни замедлять прогова- ривание слов и формулирование детьми кратких правил, ни ускорять, ни замедлять темп письма. Скорость проговаривания, комментирования и скорость письма придут постепенно и неизбежно» Комментированное письмо долж но проводиться на каждом уроке По 8—^10 минут с 1 по 7 класс. Это Позволяет в д в а -три раза увели чить количество письменных работ учащихся на уроке, легко соединять обучение И выявление знаний в единый процесс, усваивать в един стве теорию и практику. При перестройке урока, как и во всем новом, сейчас имеют место ошибки и увлечения. Некоторые учи теля уловили чисто внешнюю сторо ну в перестройке урока: они отка зались от опроса и проверки домаш них заданий и стали выставлять от метки в конце урока. А Все другое осталось прежним. Учитель предложил выполнить уча щимся упражнение, они выполнили его за 5 минут. Учитель 2 минуты Ожидал, пока все прекратят писать И положат ручки. Затем начинается проверка этого упражнения. Учени ки рассказывают, что и как они вы полняли. Проверка занимает еще Д е н ь у ч и т е л я Вопросам внедрения передовых методов обучения в п р а к ти к у школ был посвящен проведенный 26 фев раля в Елецком районе День учите ля. После доклада заведующего рай оне А. Н. Каверина, подробно оста новившегося на практике работы передовых учителей, развернулся большой интересный разговор о том, ка ким должен быть уро к в школе. Заведующая учебной частью Ка зацкой школы В. Т. Морозова рас сказала о практи ке внедрения пере довых методов работы учителей. Этим важным делом целеустремленно за нимаются дирекция, партийная и профсоюзная организации школы . Опыт перестройки урока накопи ли учителя К . И. Пикалов, В. М. Гу сева, 3. И. Добриня, заслуженные учителя Ё. Ф. Семенихина, Н. Г. К у - реева, В. К . Семенов и многие дру гие, Некоторые из них поделились своим опытом работы, ответили на многие вопросы присутствовавших* День учителя был содержатель ным* Несомненно, он принесет мно- го полезного, А, САМОХИН . 5 минут. Потом учитель дает сле дующее задание, сам садится на стул и рассматривает конспект уро ка, сборник упражнений, произво дит записи на доске и т. д., то есть не наблюдает за деятельностью уче ников. В результате иногда оказывалось, что работу учеников нужно было прервать на первой минуте, так как большинство начинало непра вильно, или что проверять работу вообще не следовало, так как ни кто из учеников не сделал ошибок. Но это учитель узнал только после проверки. Деятельность учеников на таком уроке занимала 2б минут, а 25 ми нут ушло на проверку. Эффективность такого урока то же очень низкая. Внешне он вы глядел по-новому, а существо ос талось прежнее: отрыв выявления знаний от обучения, отрыв деятель ности учителя от деятельности уча щихся. Некоторые товарищи в процессе перестройки урока выдвинули тезис: «Каждый урок должен быть творче ским, один урок не должен быть похож на другой». И вот многие учителя, не желая, чтобы их обвинили в шаблонном по строении урока и В Отсутствии твор чества, при подготовке планов уро ков по целой теме стали сутками просиживать, ломая голову, как сделать, ^тобы сегодняшний урок не был похож на вчерашний, а зав трашний — на сегодняшний. Вместо 4— 5 этапов урока они стали дро бить уроки на 10— 12 этапов, выда вая это за творчество и новаторст во. Некоторые учителя русского языка творческие работы учащихся (ма ленькие сочинения), стали перено сить со 2-й половины урока на его начало и проводить их без всякой подготовки. Вполне естественно, многие учащиеся с такими работами не справлялись и допускали ошиб ки. Отдельные преподаватели ослаби ли внимание к объяснению нового материала. Искусственное деление урока на 10— 12 этапов не может способство вать созданию чего-либо целостно го, законченного, формировать стойкие умения и навыки» Здесь на лицо разнообразие во имя разно образия, приемы для приемов. Техника выставления поурочно го балла, выявление знаний при та ком дроблении урока превращает ся в новую проблему для учителя, отвлекает его от обучения, от ру ководства учебным процессом. Советская педагогика рассматри вает воспитание в его неразрывном единстве с обучением. Обучение способствует формированию миро воззрения и морального облика учащихся, развивает их воЛю и ха рактер. Комбинированный урок от личался малоэффективностью не только в обучении детей, но и ма лой эффективностью в области вос питания учащихся. Основной причи ной, порождающей недисципЛимиро-3 ванность детей на уроках, являлось пассивное, бесцельное и бесконт рольное времяпрепровождение. Оно рассеивало внимание, расслабляло волю ученика, воспитывало безот ветственное отношение к учению. Нередко ученики на протяжении многих дней и недель являлись лишь пассивными слушателями или пассивными списывателями, так как учитель был занят с одним учеником у доски. Учебный процесс на объединен ном уроке приобретает и более вы сокие воспитательные качества, так как деятельность учащихся значи тельно усиливается, приобретает коллективный характер, качество’ этой деятельности значительно улуч шается. Коллек т и в н а я работа в классе имеет неоцени мое воспитатель ное значение в развитии личности уче'ника. Новые уроки позволяют учителю проектировать положитель ные качества в личности школьника: вовремя помочь исправить ошибку (воспитывает уверенность в своих силах), своевременно поощрить (вос питывает интерес к занятиям, зна ниям, к науке), заметить окончание работы сильного ученика, дав ему дополнительное задание (развивает способности у ученика). Дружная работа всех ученикдв класса с пер вой до последней минуты, система тическое удовлетворение занятиями в школе воспитывает у детей лю бовь к занятиям, к знаниям. Безраз личных к учению не остается. Проб лема поддержания дисциплины на уроке перестает существовать. Поурочный балл оказывает более сильное воздействие на ученика, чем отметка, выставленная в про цессе проверки домашнего задания. Эффективным можно считать та кой урок, который создает более благоприятные условия для постро ения учебного процесса, отвечающе го всем принципам советской дидак тики, на котором все учащиеся ус ваивают новые знания и приобрета ют прочные навыки. Борьба за эффективность урока не может быть кратковременной кампанией. Нужна постоянная и творческая работа, поиски новых, более совершенных методов* К. МОС КАЛЕН КО , заведующий кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута, кандидат педагогических наук. Закон ошколе в действ» Закон о школе требует решитель ной перестройки всей учебно-воспи тательной работы, изменения не только содержания, но и ме тодов обучения, всемерного разви тия активности, самостоятельности и инициативы учащихся. Трафаретная структура четырех элементного «комбинированного» урока уже не отвечает возросшим требованиям к организации учебно го процесса. Вполне естественно, что лучшие, передовые учителя уже много лет назад стали искать более рациональ ные формы организации урока . Они отказались от трафарета в его по строении, стали избавляться от сло весных методов обучения и насыщать уроки заданиями практического ха рактера. Должное внимание уделили самостоятельной и творческой рабо те учащихся: широко стали приме нять иллюстрированный материал в процессе обучения, устанавливать межпредметные связи,, постепенно сокращать время на проверку до машнего задания и т. д* Не только отдельные учителя, но й целые педагогические коллективы уже серьезно занялись поисками нового. Обобщив опыт лучших учителей и свои наблюдения, старший препо- даватель Липецкого пединститута, кандидат педагогических н а у к К . А. Москаленко в журнале «Народное образование» 0М1 10, 1959 г . ) опу бликовал статью «Как должен стро иться урок?» . В ней он сделал такой вывод: «...Чтобы в несколько раз поднять эффективность труда школь ников на уроке, необходимо объеди нить процессы выявления знаний и обучения». Может быть, не со всеми положе ниями данной статьи можно согла ситься, но бесспорно одно: она пра вильно поставила вопрос о необхо димости изменений форм и методов обучения детей. Выступление т* Москаленко в печати способствовало распростране нию и внедрению опыта лучших учителей в пр а кти ку преподавания не только школ Липецкой области, но и далеко за ее пределами. Первые успехи лучших педагогов заставили органы народного образо вания нашей области Приступить к массовому внедрению рациональной организации урока в пр а кти ку рабо ты всех учителей. И с прошлого учебного года стали систематически проводиться семинары-практикумы обучающего характера для учителей, руководителей школ . Облоно регу лярно контролирует, к а к директора средних школ области внедряют пе редовой педагогический опыт, а на районные и городские отделы народ ного образования возлагает обязан ность контролировать такую работу в восьмилетних, еемилетних и на чальных школах. Внедрению передового педагоги ческого опыта также во многом способствовало издание серии бро шюр учителей-новаторов Г. И. Гор ской, А. Н. Глотовой, В. Н. Провото- ровой, А. А. Переверз&вой, А. Г. Ш у милиной, 0 . И. Колесниковой, в ко торых они делятся своим опытом по перестройке урока. Каковы же основные черты урока нового типа? На та ки х уроках все учащиеся класса на протяжении всех 45 ми н у т интенсивно обучаются. Наблю дается слияние в единый процесс всех элементов обучения — изуче ние нового материала, закрепление его учащимися, выявление и х зна ний. Учителя, к а к правило, проверяют выполнение домашнего задания уча щимися, но только способ проверки значительно изменился. Если раньше педагоги затрачивали на этот вид работы много времени, и проверка проходила в основном по трафаре ту , то теперь они нашли более ра циональные способы проверки, к о торые не только экономят время, но й вызывают большой интерес у уча щихся, повышают и х активность. Значительное место на 'Уро ках русского язы ка и математики зани мают комментированные упражне ния — новый методический прием, позволяющий удачно сочетать не прерывное повторение, совершенст вование и обогащение знаний уча щихся. | Новым на уроках, в которых по вторение и обучение соединены в один процесс, является оценка зна ний учащихся. Теперь многие у ч и теля отказались от выставления оценок учащимся За единичный от вет, а перешли к поурочным баллам. Двадцать девять лет воспиты вает Детей учительница началь ных Классов Усмане, кой средней школы Тамара Николаевна Ро- дюшкина. Ойа — одна из лучших педагогов области. Уроки ведет творчески, успешно применяет но вые методы обучения. За хорошую работу Т. Н. Ро- дюшкина награждена значком «Отличник народного образова ния». На снимке: Т. Н. Родюшкина на уроке. Фото Л . Черкашина. Для уроков нового типа харак- терна большая практическая на правленность их, насыщение раз личными тренировочными работами. Нечего греха таить, раньше н и кто и никогда не контролировал, что и сколько учитель сделает со своими учениками за урок . Решит, например, преподаватель математи к и со школьниками за 45 минут две задачи — хорошо, а если одну — тоже нормально. Но к а к же уче н и к будет грамотным, если он мало пишет, к а к он научится считать, 'если не решает задач? Теперь, проверяя школы, работ ни ки органов народного образова- ния нашей области обращают серь езное внимание на то. сколько за писано слов на уроке, сколько задач и примеров решено, каково качество их выполнения и т. д. Рациональная организация учеб ного процесса позволяет значитель но сократить объем домашних зада ний. У лучших учителей изменился и характер домашних заданий. Они теперь рассчитаны на то, чтобы вызвать интерес учащихся к ним. Так , учительница математики За донской средней школы X : 2 В, Н , Провоторова на уроке по теме «Вертикальные углы» дала уча щимся такое задание на дом: подо брать примеры вертикальных углов в жизни . — Ищите, геометрия вокруг н>ас, — напутствовала учительница сво их питомцев.. « Это, конечно, совершенно не зна чит, что учителя отказались от учеб ника . Домашние задания учащимся даются и по учебнику . Конечно, проведение урока ново го типа требует от учителя высокой методической культуры . Такой урок будет наиболее эффективным, если он дается на высоком идейно-теоре тическом и методическом уровне* Для него должно быть характерным применение та ки х методических приемов к а к установление межпред метных связей, доказательность обу чения, умение опираться при объяс нении нового материала на ^анее, приобретенные учащимися знания, исследовательский подход учащихся к обучению и т. д. Учителя нашей области добились известных успехов и в использова нии этих методических приемов. Так, учительница естествознания Р. К . Мелихова ( г . Липецк) удачно устанавливает на уроках межпред метные связи; учителя А. И. Мини на ( г . Задонск), В. Ф„ Кабанкова ( г . Л ипец к ) пр и объяснении нового материала умело опираются на ра нее приобретенные учащимися зна ния. Липецким учителям удалось най ти правильную форму организации учебного процесса» отвечающего требованиям нового Закона, о школе. Это приближает нас к решению за- дачИ|р ликвидации массового второ годничества. Работу по перестройке урока в школах нашей области необходимо совершенствовать и продолжать. В этом липецким учителям должны оказать помощь кафедры Липецкого и Елецкого пединститутов, а также научные сотрудники Академии пе дагогических н а у к РСФСР. П. КАШ М ЕН С КИ Й , инспектор школ областного отдела народного образования. \ ЛИПЧАНЕ, ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ в » А Л А $ Передовой опыт липецких учителей, перестраивающих урок, за интересовал педагогическую общественность. Многие работники учебных заведений, а также органов народного образования раз личных республик, краев и областей нашей страны ознакомились с деятельностью лучших учителей и дали их урокам высокую оценку. Ниже опубликовано одно из писем наших гостей. Не праздное любопытство приве ло нас в Липецк, за тысячу кило метров от Киева. Слава липецких учителей, достигших замечательных успехов в своей работе по рациона лизации урока и усовершенствова нию методов обучения, вьгзнала значительный интерес среди педаго-. гической общественности У краины . Всесторонне и глубоко изумить .пе редовой опыт учителей Липецкой области, осмыслить и обобщить его -— такую задачу поставили мы пе ред собой. Мы посетили четыре школы г . Ли пецка (№№ 3, 4 , 8 и 19 ) и две школы г . У смани (№ 1 и ш колу- интернат). Наибольшее впечатление Произвели на нас уро ки А. Н. Гло товой, Т. Н. Родгошкиной, В. А. Соцердотовой, 0 . И. Колесниковой, А. И. Пыльцевой, Ф. Ф. Сиротиной. На занятиях у н и х исключительный порядок и дисциплина, учени ки внимательны, сосредоточенны. Зна ния учащихся глубокие и прочные* Обращает йа себя внимание высо кое развитие устной и. письменной речи учащихся богатая лексика во время ответов, быстрый подбор н уж ны х слов я словосочетаний, си нонимов и антонимов, составление предложении по заданию учителя, описаний, рассказов и т. п. Все это характеризует несомнен ный успех учителей, работающих по новой системе построения уро ков. К а к можно объяснить эти ус пехи? Что из опыта лучших учите лей Липецкой области заслуживает особого внимания и широкого рас пространения? Прежде всего, на наш взгляд, заслуживает одобрения рационали зация структуры урока и совершен ствование методов обучения, наблю дающиеся у лучших учителей — мастеров педагогического труда. Борьба за эффективное использова ние каждой минуты привела к лом ке шаблонной структуры комбини рованного урока , к совершенствова нию методов выявления знаний, умений и навыков учащихся и про верки домашнего задания. Письмен ные домашние работы в большинст ве случаев проверяются дома, а на уроке учащиеся выполняют само стоятельные задания, аналогичные домашним. В процессе проверки этих заданий учитель на основании бесе ды проверяет- знание теоретического материала (правил) и умение при менить и х . Но главное мы видим не в этом. Учителя достигли концентрации на одном уроке различных методов и приемов, активизирующих учебную деятельность детей к а к при повто*- реийи и закреплении знаний, та к и при усвоении нового материала, что очень важно. Это соответствует та ким принципам дидактики , к а к а к тивность и самостоятельность детей в усвоений материала, доступность, связь теории с практи кой и т. п., что является главным залогом успе ха учебно-воспитательной работы. Не находится вне поля зрения Ли пец ких учителей и коммунистиче ское воспитание учащихся. На всех посещенных нами уроках обращает на себя внимание тщательный под бор дидактического ' материала слов, предложений, отрывков, рас сказов, задач, показывающих яркие примеры успехов строительства коммунизма в нашей стране, тесно связанных е современностью и окру жающей обстановкой. Так , напри мер, характеристику образа Павла Корчагина по роману Н. Островско го «К а к закалялась сталь» М. Д. Кочерина (средняя школа X» 4 г . Ли пецка) дает в тесной связи е мораль ным кодексом строителя коммуниз ма, изложенном в Программе КПСС. Учителя математики усманских школ в задачах отражают достижения промышленности и сельского хо зяйства своего района. Нас очень привлекло разнообра зие видов упражнений и быстрый темп работы у учителей, работаю щих по новой системе обучения. Тая, например, на уроке русского языка в 5 классе Усманской средней ш ко лы !М! 1 учительница А. Н. Глото ва на 40-минутном уроке применила 18 видов работ. Учителей У краины просто пора жает то, что на одном уроке может быть такое обилие разнообразных заданий. В обычных условиях для «этой работы нуж но не менее трех уроков. Несмотря на высокий темп рабо ты, мы не наблюдали особого пере утомления учащихся» И это можно объяснить: частая смена различ ны х видов учебной деятельности дает возможность переносить напря жение с одних рецепторов на дру гие (зрительные, слуховые, двига тельные), что обеспечивает отдых отдельным участкам коры го.тавно- го мозга и охраняет их от переутом ления. С одобрением мы относимся к комме н тированным упражнениям. Мы полагаем» что прием комменти рования позволяет слить воедино два в аж ны х процесса: усвоение тео ретического материала (правила) и применение его на практи ке , кото рые в обычных условиях разрозне ны. Усваивая правило, у чени к обыч но не пользуется им в процессе выполнения упражнения . Он п и шет, полагаясь на слух или на ч у тье язы ка , которые часто его под водят. При комментированном Же письме дети приучаются обдумы вать каждое слово и теоретически обосновывать его правописание, по лучают навы ки сознательного пись ма. Рационализация с тру ктуры урока позволила липец« кйм учителям до-* биться ликвида-* ции перегрузки де тей домашними заданиями, которые обычно составляют у ни х по объе му Уз классной работы. Это одна из важнейших педагогических про блем: до сих пор идут активные по-* и с ки путей разгрузки учащихся . Липецкие учителя убедительно до казали, что главнейший путь для этого — рационализация системы урока и совершенствование методов обучения. Мы полагаем, ,что липецкие у ч и теля в своих творческих поисках рационализации урока и совершен ствования методов обучения идут по правильному пу ти . Этот путь и творческие находки мастеров педа гогического труда Липецкой области следует принять за основу пере стройки учебного процесса. Однако на этом п у ти еще далеко не все ясно. Следует решить вопросы рационализации уроков г у манитарных предметов, особенно в старших классах. Нет еще четко вы работанной системы упражнений , применяемых на уроках русского язы ка и математики, неясно место каждого из э гй х упражнений в этой системе. Нужно уже сейчас решать вопросы обеспечения школ Дидак тическими и наглядными материала ми, учебниками и методическими по собиями в соответствии с новой си стемой. Заканчивая статью, хочется по желать учителям Липецкой области дальнейших творческих успехов на пути перестройки школы. В. О НИЩ У К , кандидат педагогических наук, работник научно-исследователь ского института педагогики УССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz