Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 14 февраля 1Э62 г., 38 (23225 Навстречу Пленуму ЦК КПСС | & | Н о в ы е I горизонты ! I | | Рабочие отделения «Хмелинец-| $ кое» опорно-пбказательного сов-1 I хоза «Хмелинецкий» включились 5 | в социалистическое соревнование | 5 в честь предстоящего Пленума * | Ц К КПСС . Сильные морозы не г помеха труженикам полей. С каж - ♦ дым днем здесь усиливается борь- | ба за повышение плодородия по- | лей. | Отделение первым в совхозе | ^ выполнило январское задание по I ♦ вывозке в поле навоза. За месяц | « отправлено в поле 1600 тонн пе-1 | регноя. Ежедневно на вывозке $ | удобрений было занято 20—24 | | подводы, на которых доставля-1 | лось по 80— 100 тонн навоза* * 5 Накопление удобрений продол- | жается. Завершив ремонт трак- ^ торов и прицепного инвентаря, | трактористы А. А. Лепешкин, ♦ И, С. Степанищев, В. Г. Королев, | И. А. Сазонов, А. И. Алехин, | М . Я. Хиляк и другие высоко-1 5 производительно трудятся на вы -♦ | возке навоза. За каждым из них 2 | закреплена лошадь. В. Г. Коро-1 | лев и И. А. Сазонов за день ус- $ ♦ певают отправить в поле по 5—6 2 {тонн органических удобрений. | По-боевому готовятся к ветре-2 { че весны механизаторы бригад ♦ : А. Ф. Чурсина и В. Н. Панина. ♦ 1 Из 15 имеющихся в отделении 2 |тракторов отремонтированы и ! 2 проверены 13 машин. Из 4 1 | «ДТ-54» подготовлены 3, из 5 1«КД П -3 5 »—5, 260 борон, 10 куль* 2 тиваторов, 13 кукурузных, зерно- | вых и свекловичных сеялок. ♦ Одним из первых подготовил $ свой трактор «КДП -35» и весь | почвообрабатывающий инвен- ♦ тарь и машины Иван Стефано-1 | вич Баранов — последователь | | Владимира Светличного. В про-1 2 шлом году он обрабатывал 100 2 |гектаров сахарной свеклы. Опыт | | удался, В 1962 году Баранов | | будет возделывать свеклу на еще | | большей площади. В настоящее 2 2 время Иван Стефанович вместе | | с членами своего звена подробно | ♦ знакомится с методами и опытом ♦ 2 работы В. Светличного. } | Механизаторы из бригады В. Н. | 5 Панина, кроме вывозки навоза, | | участвуют сейчас в механизации * | Парусновской молочнотоварной | 2 фермы, где трудится передовая ; ♦ бригада М . П. Ананьевой. Трак -* | тористы вместе со специалистами | 2 смонтировали автопоилки, доиль-2 ♦ ную площадку, подвели в коров-1 | ник электросвет и воду. * | 2 А. МАРКОВ , | 2 нештатный корреспондент { | «Ленинского знамени». | X I I I съезд БЛОС поставил п е р е д работниками сель ского хозяйства поистине гранди озные задачи. Мы должны резко под нять производст* во продуктов поле водства и живот новодства, полностью обеспечить население продуктами питания, а промышленность — сырьем. В сельское хозяйство! с каждым годом внедряется все более совер шенная техни ка , применяются но вые прогрессивные приемы труда, которые требуют квалифицирован ны х кадров, Хорошо знающих про изводство и передовой опьг-. Трубетчинский районный коми тет КПСС уделяет большое внима ние повышению квалификации т р у жеников сельского хозяйства. У нас. организована и строго контролируется учеба колхозников и рабочих совхозов на агрозоовет- курсах . В районе установлен спе циальный день учебы— среда. В этот день н и кто из специалистов не вызывается в райцентр, а они организую т и проводят учебу в за крепленных за ними к р уж к а х . В те хозяйства, где не хватает своих спе циалистов, райком послал для про ведения занятий агрономов и зоо техников, работающих в районных организациях. Так , например, в колхозе «Свободный сокол» на мо лочнотоварной ферме регулярно проводит занятия главный ветврач района 0 . А. Акопян , в колхозе «Знамя ^коммунизма» — председа тель райплана, зоотехник по спе циальности М. В. Осина. В отде лении «Инициатор» совхоза «К ул ь тура» агро'курсы ведет инструктор райкома КПСС С. Т. Карлин, в кол хозе имени Ленина— инспектор по заготовкам Д. Г. Молченов. В ряде колхозов и совхозов атро- зооветкурсами руководят специали сты опорно-показательного совхоза «Трубетчинский» . ☆ ' & С и л а к а д в з н а н и и р о в - д е л а Для оказания помощи в органи зации и проведении занятий на курсах в каждую бригаду колхоза и отделение совхоза выезжают специалисты из райпартакгива. Это дает неплохие результаты. Занятия, к а к правило, проходят при полном составе слушателей, интересно и содержательно. В районе организовано 24 к р у ж ка для работников молочнотовар ных ферм. В них обучается 652 человека. 11 кр уж ко в работают на свиноводческих фермах. Созданы и работают кур сы для кукурузоводов , свекловодов и ме ханизаторов района. Их посещают более 650 колхозников и рабочих совхозов. Программа обучения разработана специалистами опорно-показатель ного хозяйства и утверждена на заседании бюро райкома КПСС. С бригадирами и заведующими молочнотоварных ферм,'Свиноводче ских и птицеводческих ферм, со звеньевыми и механизаторами по выращиванию сахарной свеклы, к у курузы , гороха и бобов регулярно проводятся одно-двухдневные семи нары. Программа семинаров и со став преподавателей также рас смотрены и утверждены на засе дании бюро райкома. На семинаре бригадиров и заве дующих молочнотоварными ферма ми изучены следующие темы: «Под готовка грубых кормов к скармли ванию», «Механическое доение к о ров», «Составление рационов кор мления для крупно го рогатого ско та» и другие. Практические заня тия проводились на молочнотовар ной ^ ферме опорно-показательного хозяйства «Трубетчинский» . Бригадиры и заведующие свино фермами изучили опыт работы передовых свиноводов И. С. Кача нова. Д. М. Марковой непосредст венно на ферме. Сейчас руководи тели колхозных и совхозных ферм изучают вопросы составления ра ционов, зоотехнического учета в свиноводстве, предупреждения за болеваний и лечения свиней. Около ста звеньевых и механи заторов по выращиванию сахарной свеклы прослушали на семинаре лекции о подготовке семян, о сор тах сахарной свеклы, о размещении посевов и обработке почвы, об удобрениях и т. д. Семинары будут проводиться еже недельно в течение февраля, марта и апреля. Два раза в месяц в райцещгре проводится экономический семинар руководителей хозяйств и партакти ва. Они изучаю т вопросы экономи ки , прогрессивные приемы труда в сельском хозяйстве, передовой опыт лучших колхозов и совхозов. Мы уверены, что работа по по вышению квалификации сельскохо зяйственных кадров поможет нам успешно решить стоящие перед на ми задачи по увеличению произ водства продуктов сельского хо зяйства. Б. ФИЛ ЕМКО, секретарь Трубетчинского райкома КПСС . Ельчане вызывают крсанницве на соревнование Большой и серьезный разговор на совещании передовиков сельского хозяйства о задачах полеводов, ме ханизаторов, животноводов и спе циалистов сельского хозяйства Елец кого района произошел 8 февраля. Передовики колхозного и совхоз ного производства держали совет о том, к а к работать в новых условн- Вывезем в феврале на поля 500 тысяч тонн удобрений Где п у с густо, т о а где Г ---------------------------------*----------- И д е т I четырнадцатый I день месячника На поляк колхозов и совхозов Усманского района в прошлом году выращен неплохой урожай хлебов. Однако это не дает права руководи телям хозяйств почивать на лаврах теперь, в зимнюю пору. Наоборот, следует напрячь усилия и добиться в четвертом году семилетки еще лучшего1 урожая, дать Родине еще больше хлеба. К сожалению, руко водители ряда хозяйств не принима ют энергичных мер для того, чтобы еще выше поднять плодородие по лей. По плану кол хозы и совхозы района должны были в январе вы везти на поля 59 тысяч тонн орга нических удобре ний. На 1 февраля вывезено лишь около 8 тысяч тонн. Причем по ловина этого количества достав лена на поля в совхозах «Комму нар», «Усманский» и «Ударник». Чем объяснить такое положение? Может, нет запасов удобрений? Или транспорта? Ничего подобного. На фермах колхозов и совхозов на коплено около 140 тысяч тонн орга нических удобрений. Там, где по-на стоящему понимают значение удоб рений в повышении урожаев, на по ля сумели вывезти уже немало на воза. Так в сельхозартели «Путь Ленина» с первых дней месячника неплохо организовали работу по вывозке удобрений. Здесь сделали несколько тракторных саней грузо подъемностью по 15 тонн, широко используют гужевой транспорт. От личается на вывозке навоза Первая бригада, которой руководит М. И. Кондратьев. Знатный тракторист-ку курузовод И. М. Мухин делает за день по 5 рейсов и вывозит до 75 тонн удобрений. Хорошо трудятся возчики В. А. Иванов, В. В. Тарлы- ков, Д. М. Коровин, Д. И. и П. И. Кондратьевы и Виктор Фролов. , Успешно идет вывозка навоза и во второй бригаде (бригадир А. И. Терновых). Трактористы Н. И. Конд ратьев и Ф. Н. Килеников, соревну ясь с И. М. Мухиным, также дела ют в день по пять рейсов. Им хоро шо помогают грузчики Б. Г. Иванов, В. Д. Коробкин, А. Н. Коробкин и М. Н. Коробкин. В колхозе правильно используют транспорт. Трактористы и возчики, доставив в поле навоз, нагружают ха обратном пути сани соломой и везут ее к фермам. Для колхозников, занятых на вы возке удобрений, правление артели установило поощрительную оплату. Иначе обстоит дело в колхозе «1-е Мая». Здесь за январь вывезе но на поля всего 200 тонн навоза. — Не имели саней, не на чем бы ло вывозить, — объясняет предсе датель правления артели С. К. Белокопытов, — Сейчас сделано 9 саней, и началась вывозка. Однако из 9 саней на вывозке удобрений работает лишь 5. Их грузоподъемность не так велика: пять тонн. Если учесть, что за день на одних санях можно сделать 3—4 рейса, то не все поля колхоза по лучат в этом году удобрения. — А гужевой транспорт разве нельзя использо- ] вать на перевозке ! навоза? — с п р а- ; шиваем предсе- I дателя. ! — Да лошадей ] двадцать можно . „4 выделить, — отве тил он. А всего в артели 100 лошадей, которые больше стоят, чем работа ют. Председатель колхоза пытается оправдать недостатки тем, что дел много в колхозе. Но не следует ли из массы повседневных дел выде лить самое главное и мобилизовать на выполнение его все силы — лю дей, тракторы, гужевой транспорт? Ведь удобрение полей — главное сейчас для хлеборобов артели. И еще один пример. Если колхоз «Путь Ленина», который находится в 18 километрах от районного цент ра и имеет очень плохую дорогу, обеспечен минеральными удобрени ями, то сельхозартель «1-е Мая», расположенная рядом с Усманью, еще не завезла их. Собственно, укорять за плохую организацию вывозки удобрений надо не одних первомайцев, так как в районе есть хозяйства, которые совсем еще не приступали к этой важной работе. Это относится к кол хозам «Красный бор» и «Комсо молец». Совсем незначительное ко личество навоза вывезено в колхо зах «Наша победа», «Великий Ок тябрь», «Красное знамя» и имени Кирова. Доля вины за медлительность в развертывании работ по вывозке удобрений на поля ложится и на руководителей района. Они не осу ществляют строгий контроль за тем, как проходит вывозка удобре ний. Весна не за горами. Надо принять все меры, чтобы хорошо удобрить каждый гектар земли. С4 ИВАНОВ, ях, чтобы уже в этом году добиться значительного увеличения выхода продукции с каждого гектара земли. С докладом на совещании высту пил секретарь райкома КПСС т. Ма товых: • •- - ............ •• Перед тружениками сельского хо зяйства Елецкого района стоит за дача: добиться значительного повы шения урожайности сельскохозяй ственных культур и продуктивности животноводства. Сделать все, чтобы успешно решить эту задачу,— пер вейший долг партийных организа ц и й ^ специалистов и руководителей хозяйств, каждого тружени ка села. В хозяйствах района заканчивает ся ремонт техни ки , завершается очистка семян, организована учеба механизаторов-кукурузоводов, свек ловодов. Во всех колхозах и совхо зах района пересмотрена структура посевных площадей. Резко возра стут площади под озимой пшеницей, ку кур у зо й , бобовыми культурами , картофелем и сахарной свеклой. Опытом своей работы на совеща нии поделились бригадир комплекс ной бригады совхоза «Воронецкий» Д. Н. Лупарев, звеньевой к у к у р у з о водческого звена совхоза «Елецкий» Ф. П. Велоненко, бригадир трактор ной бригады колхоза «Искра» И. Е. Дохов и многие другие механизато ры. 0 большом трудовом подъеме, который царит сейчас, перед Плену мом Ц К КПСС, во всех .бригадах. 11 - звеньях, на животноводческих фер мах, рассказывали выступающие. С воодушевлением собравшиеся приняли решение вызвать на соци алистическое соревнование тружени ков сельского хозяйства Краснин - ского района. В письме, направлен ном краснинцам, елецкие механиза торы и полеводы призывают сосе дей сделать нынешний год годом высокой культуры земледелия. «Будем соревноваться за- лучшее использование земли, за получение большего количества зерна в рас чете на гектар пашни, за снижение себестоимости продукции» — так закончили свое письмо тружени ки Елецкого района. С речью на совещании передови ков сельского хозяйства Елецкого района выступил председатель обл исполкома С. С. Никулин . А. САМОХИН . (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Большой объем работ на строительстве домны-гиганта выполнила комплексная бригада’А. И. Макаро ва из СУ-9 треста «Липецкстрой», Сейчас она трудится на сооружении нового объекта Липецкой М аг нитки —- агломерационной фабрики. И здесь строители не снижают темпов *— бригада работает с опережением графика. На снимке— комсомольское звено бетонщиков комплексной бригады (слева направо): А. И. Макаров (бригадир), А. Л . Анашкин, Е. Б. Лукашевичус, А. С. Панов. Фото нашего нештатного фотокорреспондента А. Веберга. Недавно в «Ле нинском знаме ни» была опубли кована корреспон денция « Ц е н а обещаний», в ко торой шла речь о том, что руково дители данковского колхоза «Крас ное знамя» плохо организуют зи мовку скота, не проявляют заботы о нуждах животноводов, В корреспонденции критиковались руководители колхоза и, в частио- сил, председатель т. Масютин, к о торый до сих пор живет не в кол хозе, а в городе Данкове, далеко не каждый день наведывается в ар тель, мало что делает для того, что бы устранить недостатки. К а к же реагировали на вы ступ ление газеты в колхозе «Красное знамя»? По-разному. Животноводы восприняли кр и т и к у , к а к справед ливый укор в и х адрес и, засучив рукава , взялись за наведение поряд ка на фермах., Совсем по-другому отнесся к к р и тике председатель кол хо за 'т . Масю тин . Прочитав корреспонденцию, он встал в позу незаслуженно оскорб ленного и, ссылаясь на свои старые По материалам „Ленинского знамени 1 Масютин гневается... заслуги, начисто отвергает всю к р и ти к у . 0 прошлом спорить не будем. В Банковском районе т. Масютин ж и вет не первый год. Когда-то он ру ководил другим хозяйством и , гово рят, неплохо. Но прошлые заслуги, к а к известно, не могут служить оп равданием нынешней плохой работы. С горечью и обидой говорят о председателе артели колхозные до ярки коммунисты Л, Фадюхина, М. Ведюхина, А. Кузина и другие. Они работают без выходных дней, потому что председатель т. Масютин не удосужился назначить на ферму подменных доярок. Они справедливо жалуются на беспорядки. Коров кормят впроголодь, в то время к а к в поле заготовлено вдоволь кормов, но их никто не хочет привести. На свиноферме царит обезличка, откорм ведется в клетках . В колхозе прекрасный п тичник . Внсной артель получила из инкуба- М е р ы п р и н я т ы В заметке «Ненормальный автобус», опубликованной 23 декабря 1961 года, рассказывалось о грубом поведении на работе водителя Липецкой автотранспортной конторы т. Пьянникова. Как сообщил начальник Липецкой АТК т. Лапа, т. Пьянникову за нарушение трудовой дисциплины и грубое обращение с пассажи рами объявлен строгий выговор. * ... * Дирекция Липецкого горпромторга сообщила редакции о при нятых мерах по корреспонденции «ЧТОБЫ ПО КУПА ТЕЛЬ СКА ЗАЛ: «СПАСИБО!», опубликованной в № 296 нашей газеты за 1961 год. В магазинах №№ 1, 8, 45, 54, 55 создаются «островки» по про даже галантерейно-парфюмерных товаров. В магазинах, торгующих хозяйственными товарами, организова на резка стекла на нужные покупателям размеры. " * Коллектив Липецкого уставного магазина «Гастроном» обсудил корреспонденцию под заголовком «Честь продавца», опубликован ную в нашей газете в № 303 за 1981 год. Критика признана спра ведливой. Поступок работниц магазина № 5 А. Шлаковой и М. Вороновой, допустивших нарушения правил советской торговли, рассмотрен на заседании товарищеского суда. Нарушителям вынесено обществен ное порицание. й»Й8882Я25!ЯайЯ22йЯ2йа225Я2ИВ!И8Я22ЯЯЯЯа5^^ О т в е ч а е м н а в о п р о с ы ч и т а т е л е й Валентина Ми хайловна Корота- ева берет каргу, указку, таблицы, и мы отправляем ся на урок в ше стой класс. Это рядовая учитель ница, проработав шая в школе больше десяти лёт, т. е. достаточно опытная, чтобы оце нить старое и новое в преподавании. Кстати, почему я решил рассказы вать именно об уроках истории? Ин женер лучше знает физику и матема тику, агроном — биологию, а исто рию в какой-то мере знают и любят все. О том, что на уроке будет при сутствовать корреспондент, никто заранее не знал. Ну, и тем лучше — обычный, рядовой урок, все как всегда. Началось с того, что два ученика дома учили «не тот параграф». Ми нуточку! Речь о новом, где главный упор на обучение на уроке, а тут начинается с домашнего задания, с опроса? Но посмотрим, как же проводит ся опрос. Тема урока: «Хозяйственное раз витие Чехии в 13— 14 веках». Выз ванная к доске ученица говорит: «Богатства Чехии привлекали нем цев». Начала явно с середины! Учи тельница реагирует немедленно: — А где расположена Чехия? Ученица молча обводит границы по карте. — А как сказать словами? Вызванная запнулась. Над рядами— лес рук. Валентина Михайловна кивает одной из учениц. Следует ответ: — В центре Европы. — Какие же богатства привлека ли немцев, в чем они заключались? Один ученик напоминает о плодо родной земле, другой говорит о раз витии ремесел, стоящая у доски продолжает рассказ о'немецкой ко лонизации. Все это делается очень быстро, без пауз. Встают, отвечают, садят ся или стоя слушают мгновенно пришедшего на помощь товарища. Вспомним, что один из важней ших принципов тех, кто решил ра ботать по-новому, выражен в деви- Р А Б О Т А Ю Щ И Й К Л А С С зе: ни одной минуты урока не те рять. Каждый рассказывает о какой-то детали, частности или одной сторо не вопроса. В работе участвует весь класс. Отвлекаться некогда — в лю бую секунду могут спросить. За каких-нибудь пятнадцать ми нут были опрошены, пожалуй, де сять, а то и пятнадцать учеников. Только один говорил полминуты, другой — минуту, а третий — пять минут. Впрочем, элементы такого подхо да к опросу у учителей-новаторов были и раньше, сейчас они только получили более широкое развитие. Но главное у нас впереди: совме щение опроса и изложения нового материала. Заканчивая первую часть урока, последний из отвечавших говорил о чешском общественном деятеле Яне Гусе, его учении, его судьбе. Учительница пишет на доске на звание новой темы: «Гуситские вой ны». И немедленно спрашивает: — Как думаете, почему так назы вались войны? Поощрительный кивок, разрешаю щее движение указки, произнесен ная фамилия ученика — один за другим они встают и отвечают на вопросы учительницы по новому, ранее им неизвестному материалу, иначе говоря, думают вслух. — Гуситские войны — это дви жение сторонников Яна Гуса... •— Войны — потому, что весь на род участвовал... Далее речь о начале восстания в Праге, о том, что народ ворвался в ратушу. А кто скажет, что такое ратуша? В ответ неистовый энтузиазм. В азарте, в стремлении показать свои знания кое-кто фантазирует на хо ду: Затем она предлагает, раскрыть учебник и посмотреть на изображе ние горы Табор, где собирались гу- Читатель нашей газеты ин женер Ю. Глазер интересует ся, в чем существо работы по рациональной организации урока, которую ведут учителя нашей области. Отвечаем на этот вопрос, рассказывая о двух уроках, на которых побывал наш кор респондент. ситы. Класс ищет, всматривается. — А теперь посмотрите на карту, где эта гора находится. Головы разом поднимаются, гла за устремлены на доску с картой. Класс все время что-то делает, ищет, смотрит, запоминает, а не просто пассивно слушает бесконечный (и подчас нудный) рассказ. Валентина Михайловна говорит энергично, страстно. Но самое глав ное, она заставляет думать. Вот на доске вывешена таблица двух сил в гуситском движении. Учительни ца просит ученика: прочти и объ ясни. Разобрался? Хорошо. Споткнулся. Кто поможет? Пожалуйста. Она делает в своем рассказе на мек на логический вывод, а сам вы вод предоставляет тут же форму лировать ученикам. Й они делают его, учатся быстро соображать, ра дуются своим маленьким открыти ям, чувствуют себя на мгновение Колумбами. А хорошие эмоции очень помогают запоминать! Валентина Михайловна продол жает: — Чешский полководец Ян Ж иж - ка хорошо понимал, что закованный в панцырь рыцарь имеет уязвимое место, Морозов, — какое? Молчание. Не сообразил мальчик. — Домбровский... — Если рыцаря стащить с коня, он будет неповоротливым. — Правильно. А еще? Сразу несколько голосов. — Лошадь! —Ее всю не защитишь... Задачу решили сообща. Я хорошо помню эту тему еще и по своим школьным годам и тем не менее мне было интересно. Значит и мое внимание было активизировано, обострено всем происходящим в классе. ..Теперь мы в пятом классе. Здесь иное начало. Тема: «Борьба демоса и аристократии в Афинах». Двух учениц Валентина Михайловна вы зывает к доскам. Одна пишет схему управления государством, другая — схему деления на классы в зависи мости от имущественного ценза. Пока они это делают, третий уче ник по хронологической таблице повторяет пройденное. Ему, конеч но, помогают всем классом. Кстати, при таком методе опроса по суще ству исключаются подсказки. — Теперь посмотрим, что на на ших схемах, — говорит учительни ца. И опять над партами тянутся вверх руки. — Да, у Сахновской неправильно, — соглашается с ними учительница. — Куличкова. К доске выходит другая ученица, стирает схему и пишет ее заново, первая — садится на место. В это время один ученик расска зывает все, что он знает о «демо се». Ему помогают другие, затем другой говорит о том, что такое реформа, третий о мерах, предло женных Солоном. И тут вступают в разговор стоящие у схем. Объяснение нового. Рассказывают по картинке, чем вооружен спартанский воин, а тет радь записывают новое слово: «фа ланга». Класс активно работает, ду мает, беседует с учителем. — Конец урока, — говорит Ва лентина Михайловна и объявляет оценки. В том числе и тем, кто «по могал» в изложении новой темы. - торной станции 2 1 .6 9 0 цыплят. Ес ли бы к выращиванию птицы отнес лись по-хозяйски , сколько было бы получено яиц, сколько бы произве дено птичьего мяса! А т. Масютин и его заместитель т. Будин махнули рукой на ферму, и в результате по гибла почти вся птица. Хозяйство исключительно плохо готовится к весне. В январе наме чали вывезти на поля 3000 тонн органических удобрений. Прошел месяц — вывезена лишь десятая часть. Из 30 тракторов не отремон тировано и десяти. Следовало ожидать, что после то-» го, к а к была опубликована коррес понденция «Цена обещаний», рай-» ком КПСС воздействует на руково-» дителей колхоза «Красное знамя», направит туда своих работников, которые помогут парторганизации и правлению артели быстрее испра вить недостатки. Райкому партии следовалй, безо всяких скидок на прошлые заслуги прямо и нелице приятно сказать т. Масютину, что он плохо занимается хозяйством. Нот райком этого не сделал. Дела же в колхозе идут под гору. Д. ИВАНОВСКИЙ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). * ф * И вот мы беседуем в учительской.; Прежде всего о сомнениях. — Вот вы усадили Сахновскую, сказав, что она неправильно напи сала схему, и вызвали взамен дру гую девочку, — говорю я. — А пой мет ли Сахновская, в чем ее ошиб ка? Ведь ей об этом никто не го ворил? Валентина Михайловна задумы вается. Она говорит, что Сахноз- ская и сама смотрела, как подруга переделывает таблицу, и она доста точно способная девочка, чтобы са мой понять ошибку. Меня все же этот ответ не убе дил. Видимо, при таком динамич ном темпе урока бывают и огрехи. Но в самом ли принципе причина этого? Вряд ли. Издержки, какие- то упущения мо гут быть, вероят но, при любом по строении опроса и урока вообще. ( Вероятно, не каждый ученик мо жет по требованию учителя мгно венно включиться в общий разговор, есть и медлительные дети. — Поэтому, — говорит Валентина Михайловна, — и требуется, чтобы учитель хорошо знал индивидуаль ные данные каждого ученика. И, наконец, самое серьезное. Уче ники отвечают по вопросам, говорят о деталях, частностях, фактах, ка кой-то одной стороне темы. Не раз учатся ли они связно излагать, да вать целый рассказ? Не возникает ли у учительницы желания подчас дать возможность ученику «выгово риться»? Валентина Михайловна соглашает ся. — Но нередко мы Делаем и так: спрашиваем некоторых учеников по одному вопросу от начала до кон ца. Кроме того, я думаю, — говорит она, — чаше практиковать устные рассказы. по картине, даю задание найти из художественной литера 1 у- ры материал по теме и сделать со общение. — Мне кажется, — заключает она, —- в зависимости от темы и надо строить урок. Мы говорили и о системе оценок в конце урока, о том, что при уп лотненном опросе можно лучше знать ученика, чем при обычном, о большой подготовительной работе учителя и необходимой импровиза ции на уроке, о том, что многое, ве роятно, надо еще искать и проверять жизнью, практикой. И пожалуй, самое 4главное в ра боте многих липецких учителей —• это творческий подход к уроку, по иски нового, стремление использо вать все методы для активизации внимания класса, для сбережения каждой минуты урока, для того, чтобы учащиеся получали прочные знания. А. ВОЛНИН. г. Липецк, 4-я средняя школа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz