Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 14 февраля 1Э62 г., 38 (23225 Навстречу Пленуму ЦК КПСС | & | Н о в ы е I горизонты ! I | | Рабочие отделения «Хмелинец-| $ кое» опорно-пбказательного сов-1 I хоза «Хмелинецкий» включились 5 | в социалистическое соревнование | 5 в честь предстоящего Пленума * | Ц К КПСС . Сильные морозы не г помеха труженикам полей. С каж - ♦ дым днем здесь усиливается борь- | ба за повышение плодородия по- | лей. | Отделение первым в совхозе | ^ выполнило январское задание по I ♦ вывозке в поле навоза. За месяц | « отправлено в поле 1600 тонн пе-1 | регноя. Ежедневно на вывозке $ | удобрений было занято 20—24 | | подводы, на которых доставля-1 | лось по 80— 100 тонн навоза* * 5 Накопление удобрений продол- | жается. Завершив ремонт трак- ^ торов и прицепного инвентаря, | трактористы А. А. Лепешкин, ♦ И, С. Степанищев, В. Г. Королев, | И. А. Сазонов, А. И. Алехин, | М . Я. Хиляк и другие высоко-1 5 производительно трудятся на вы -♦ | возке навоза. За каждым из них 2 | закреплена лошадь. В. Г. Коро-1 | лев и И. А. Сазонов за день ус- $ ♦ певают отправить в поле по 5—6 2 {тонн органических удобрений. | По-боевому готовятся к ветре-2 { че весны механизаторы бригад ♦ : А. Ф. Чурсина и В. Н. Панина. ♦ 1 Из 15 имеющихся в отделении 2 |тракторов отремонтированы и ! 2 проверены 13 машин. Из 4 1 | «ДТ-54» подготовлены 3, из 5 1«КД П -3 5 »—5, 260 борон, 10 куль* 2 тиваторов, 13 кукурузных, зерно- | вых и свекловичных сеялок. ♦ Одним из первых подготовил $ свой трактор «КДП -35» и весь | почвообрабатывающий инвен- ♦ тарь и машины Иван Стефано-1 | вич Баранов — последователь | | Владимира Светличного. В про-1 2 шлом году он обрабатывал 100 2 |гектаров сахарной свеклы. Опыт | | удался, В 1962 году Баранов | | будет возделывать свеклу на еще | | большей площади. В настоящее 2 2 время Иван Стефанович вместе | | с членами своего звена подробно | ♦ знакомится с методами и опытом ♦ 2 работы В. Светличного. } | Механизаторы из бригады В. Н. | 5 Панина, кроме вывозки навоза, | | участвуют сейчас в механизации * | Парусновской молочнотоварной | 2 фермы, где трудится передовая ; ♦ бригада М . П. Ананьевой. Трак -* | тористы вместе со специалистами | 2 смонтировали автопоилки, доиль-2 ♦ ную площадку, подвели в коров-1 | ник электросвет и воду. * | 2 А. МАРКОВ , | 2 нештатный корреспондент { | «Ленинского знамени». | X I I I съезд БЛОС поставил п е р е д работниками сель­ ского хозяйства поистине гранди­ озные задачи. Мы должны резко под­ нять производст* во продуктов поле­ водства и живот ­ новодства, полностью обеспечить население продуктами питания, а промышленность — сырьем. В сельское хозяйство! с каждым годом внедряется все более совер­ шенная техни ка , применяются но ­ вые прогрессивные приемы труда, которые требуют квалифицирован­ ны х кадров, Хорошо знающих про­ изводство и передовой опьг-. Трубетчинский районный коми ­ тет КПСС уделяет большое внима­ ние повышению квалификации т р у ­ жеников сельского хозяйства. У нас. организована и строго контролируется учеба колхозников и рабочих совхозов на агрозоовет- курсах . В районе установлен спе­ циальный день учебы— среда. В этот день н и кто из специалистов не вызывается в райцентр, а они организую т и проводят учебу в за­ крепленных за ними к р уж к а х . В те хозяйства, где не хватает своих спе­ циалистов, райком послал для про­ ведения занятий агрономов и зоо­ техников, работающих в районных организациях. Так , например, в колхозе «Свободный сокол» на мо­ лочнотоварной ферме регулярно проводит занятия главный ветврач района 0 . А. Акопян , в колхозе «Знамя ^коммунизма» — председа­ тель райплана, зоотехник по спе­ циальности М. В. Осина. В отде­ лении «Инициатор» совхоза «К ул ь ­ тура» агро'курсы ведет инструктор райкома КПСС С. Т. Карлин, в кол ­ хозе имени Ленина— инспектор по заготовкам Д. Г. Молченов. В ряде колхозов и совхозов атро- зооветкурсами руководят специали­ сты опорно-показательного совхоза «Трубетчинский» . ☆ ' & С и л а к а д в з н а н и и р о в - д е л а Для оказания помощи в органи­ зации и проведении занятий на курсах в каждую бригаду колхоза и отделение совхоза выезжают специалисты из райпартакгива. Это дает неплохие результаты. Занятия, к а к правило, проходят при полном составе слушателей, интересно и содержательно. В районе организовано 24 к р у ж ­ ка для работников молочнотовар­ ных ферм. В них обучается 652 человека. 11 кр уж ко в работают на свиноводческих фермах. Созданы и работают кур сы для кукурузоводов , свекловодов и ме­ ханизаторов района. Их посещают более 650 колхозников и рабочих совхозов. Программа обучения разработана специалистами опорно-показатель­ ного хозяйства и утверждена на заседании бюро райкома КПСС. С бригадирами и заведующими молочнотоварных ферм,'Свиноводче­ ских и птицеводческих ферм, со звеньевыми и механизаторами по выращиванию сахарной свеклы, к у ­ курузы , гороха и бобов регулярно проводятся одно-двухдневные семи­ нары. Программа семинаров и со­ став преподавателей также рас­ смотрены и утверждены на засе­ дании бюро райкома. На семинаре бригадиров и заве­ дующих молочнотоварными ферма­ ми изучены следующие темы: «Под­ готовка грубых кормов к скармли­ ванию», «Механическое доение к о ­ ров», «Составление рационов кор ­ мления для крупно го рогатого ско ­ та» и другие. Практические заня­ тия проводились на молочнотовар­ ной ^ ферме опорно-показательного хозяйства «Трубетчинский» . Бригадиры и заведующие свино­ фермами изучили опыт работы передовых свиноводов И. С. Кача­ нова. Д. М. Марковой непосредст­ венно на ферме. Сейчас руководи­ тели колхозных и совхозных ферм изучают вопросы составления ра ­ ционов, зоотехнического учета в свиноводстве, предупреждения за­ болеваний и лечения свиней. Около ста звеньевых и механи­ заторов по выращиванию сахарной свеклы прослушали на семинаре лекции о подготовке семян, о сор­ тах сахарной свеклы, о размещении посевов и обработке почвы, об удобрениях и т. д. Семинары будут проводиться еже­ недельно в течение февраля, марта и апреля. Два раза в месяц в райцещгре проводится экономический семинар руководителей хозяйств и партакти ­ ва. Они изучаю т вопросы экономи­ ки , прогрессивные приемы труда в сельском хозяйстве, передовой опыт лучших колхозов и совхозов. Мы уверены, что работа по по­ вышению квалификации сельскохо­ зяйственных кадров поможет нам успешно решить стоящие перед на­ ми задачи по увеличению произ­ водства продуктов сельского хо ­ зяйства. Б. ФИЛ ЕМКО, секретарь Трубетчинского райкома КПСС . Ельчане вызывают крсанницве на соревнование Большой и серьезный разговор на совещании передовиков сельского хозяйства о задачах полеводов, ме­ ханизаторов, животноводов и спе­ циалистов сельского хозяйства Елец­ кого района произошел 8 февраля. Передовики колхозного и совхоз­ ного производства держали совет о том, к а к работать в новых условн- Вывезем в феврале на поля 500 тысяч тонн удобрений Где п у с густо, т о а где Г ---------------------------------*----------- И д е т I четырнадцатый I день месячника На поляк колхозов и совхозов Усманского района в прошлом году выращен неплохой урожай хлебов. Однако это не дает права руководи­ телям хозяйств почивать на лаврах теперь, в зимнюю пору. Наоборот, следует напрячь усилия и добиться в четвертом году семилетки еще лучшего1 урожая, дать Родине еще больше хлеба. К сожалению, руко­ водители ряда хозяйств не принима­ ют энергичных мер для того, чтобы еще выше поднять плодородие по­ лей. По плану кол­ хозы и совхозы района должны были в январе вы­ везти на поля 59 тысяч тонн орга­ нических удобре­ ний. На 1 февраля вывезено лишь около 8 тысяч тонн. Причем по­ ловина этого количества достав­ лена на поля в совхозах «Комму­ нар», «Усманский» и «Ударник». Чем объяснить такое положение? Может, нет запасов удобрений? Или транспорта? Ничего подобного. На фермах колхозов и совхозов на­ коплено около 140 тысяч тонн орга­ нических удобрений. Там, где по-на­ стоящему понимают значение удоб­ рений в повышении урожаев, на по­ ля сумели вывезти уже немало на­ воза. Так в сельхозартели «Путь Ленина» с первых дней месячника неплохо организовали работу по вывозке удобрений. Здесь сделали несколько тракторных саней грузо­ подъемностью по 15 тонн, широко используют гужевой транспорт. От­ личается на вывозке навоза Первая бригада, которой руководит М. И. Кондратьев. Знатный тракторист-ку­ курузовод И. М. Мухин делает за день по 5 рейсов и вывозит до 75 тонн удобрений. Хорошо трудятся возчики В. А. Иванов, В. В. Тарлы- ков, Д. М. Коровин, Д. И. и П. И. Кондратьевы и Виктор Фролов. , Успешно идет вывозка навоза и во второй бригаде (бригадир А. И. Терновых). Трактористы Н. И. Конд­ ратьев и Ф. Н. Килеников, соревну­ ясь с И. М. Мухиным, также дела­ ют в день по пять рейсов. Им хоро­ шо помогают грузчики Б. Г. Иванов, В. Д. Коробкин, А. Н. Коробкин и М. Н. Коробкин. В колхозе правильно используют транспорт. Трактористы и возчики, доставив в поле навоз, нагружают ха обратном пути сани соломой и везут ее к фермам. Для колхозников, занятых на вы­ возке удобрений, правление артели установило поощрительную оплату. Иначе обстоит дело в колхозе «1-е Мая». Здесь за январь вывезе­ но на поля всего 200 тонн навоза. — Не имели саней, не на чем бы­ ло вывозить, — объясняет предсе­ датель правления артели С. К. Белокопытов, — Сейчас сделано 9 саней, и началась вывозка. Однако из 9 саней на вывозке удобрений работает лишь 5. Их грузоподъемность не так велика: пять тонн. Если учесть, что за день на одних санях можно сделать 3—4 рейса, то не все поля колхоза по­ лучат в этом году удобрения. — А гужевой транспорт разве нельзя использо- ] вать на перевозке ! навоза? — с п р а- ; шиваем предсе- I дателя. ! — Да лошадей ] двадцать можно . „4 выделить, — отве­ тил он. А всего в артели 100 лошадей, которые больше стоят, чем работа­ ют. Председатель колхоза пытается оправдать недостатки тем, что дел много в колхозе. Но не следует ли из массы повседневных дел выде­ лить самое главное и мобилизовать на выполнение его все силы — лю­ дей, тракторы, гужевой транспорт? Ведь удобрение полей — главное сейчас для хлеборобов артели. И еще один пример. Если колхоз «Путь Ленина», который находится в 18 километрах от районного цент­ ра и имеет очень плохую дорогу, обеспечен минеральными удобрени­ ями, то сельхозартель «1-е Мая», расположенная рядом с Усманью, еще не завезла их. Собственно, укорять за плохую организацию вывозки удобрений надо не одних первомайцев, так как в районе есть хозяйства, которые совсем еще не приступали к этой важной работе. Это относится к кол­ хозам «Красный бор» и «Комсо­ молец». Совсем незначительное ко­ личество навоза вывезено в колхо­ зах «Наша победа», «Великий Ок­ тябрь», «Красное знамя» и имени Кирова. Доля вины за медлительность в развертывании работ по вывозке удобрений на поля ложится и на руководителей района. Они не осу­ ществляют строгий контроль за тем, как проходит вывозка удобре­ ний. Весна не за горами. Надо принять все меры, чтобы хорошо удобрить каждый гектар земли. С4 ИВАНОВ, ях, чтобы уже в этом году добиться значительного увеличения выхода продукции с каждого гектара земли. С докладом на совещании высту­ пил секретарь райкома КПСС т. Ма­ товых: • •- - ............ •• Перед тружениками сельского хо­ зяйства Елецкого района стоит за­ дача: добиться значительного повы­ шения урожайности сельскохозяй­ ственных культур и продуктивности животноводства. Сделать все, чтобы успешно решить эту задачу,— пер­ вейший долг партийных организа­ ц и й ^ специалистов и руководителей хозяйств, каждого тружени ка села. В хозяйствах района заканчивает­ ся ремонт техни ки , завершается очистка семян, организована учеба механизаторов-кукурузоводов, свек­ ловодов. Во всех колхозах и совхо­ зах района пересмотрена структура посевных площадей. Резко возра­ стут площади под озимой пшеницей, ку кур у зо й , бобовыми культурами , картофелем и сахарной свеклой. Опытом своей работы на совеща­ нии поделились бригадир комплекс­ ной бригады совхоза «Воронецкий» Д. Н. Лупарев, звеньевой к у к у р у з о ­ водческого звена совхоза «Елецкий» Ф. П. Велоненко, бригадир трактор ­ ной бригады колхоза «Искра» И. Е. Дохов и многие другие механизато­ ры. 0 большом трудовом подъеме, который царит сейчас, перед Плену­ мом Ц К КПСС, во всех .бригадах. 11 - звеньях, на животноводческих фер­ мах, рассказывали выступающие. С воодушевлением собравшиеся приняли решение вызвать на соци­ алистическое соревнование тружени ­ ков сельского хозяйства Краснин - ского района. В письме, направлен­ ном краснинцам, елецкие механиза­ торы и полеводы призывают сосе­ дей сделать нынешний год годом высокой культуры земледелия. «Будем соревноваться за- лучшее использование земли, за получение большего количества зерна в рас­ чете на гектар пашни, за снижение себестоимости продукции» — так закончили свое письмо тружени ки Елецкого района. С речью на совещании передови­ ков сельского хозяйства Елецкого района выступил председатель обл­ исполкома С. С. Никулин . А. САМОХИН . (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Большой объем работ на строительстве домны-гиганта выполнила комплексная бригада’А. И. Макаро­ ва из СУ-9 треста «Липецкстрой», Сейчас она трудится на сооружении нового объекта Липецкой М аг­ нитки —- агломерационной фабрики. И здесь строители не снижают темпов *— бригада работает с опережением графика. На снимке— комсомольское звено бетонщиков комплексной бригады (слева направо): А. И. Макаров (бригадир), А. Л . Анашкин, Е. Б. Лукашевичус, А. С. Панов. Фото нашего нештатного фотокорреспондента А. Веберга. Недавно в «Ле­ нинском знаме­ ни» была опубли­ кована корреспон­ денция « Ц е н а обещаний», в ко ­ торой шла речь о том, что руково­ дители данковского колхоза «Крас­ ное знамя» плохо организуют зи ­ мовку скота, не проявляют заботы о нуждах животноводов, В корреспонденции критиковались руководители колхоза и, в частио- сил, председатель т. Масютин, к о ­ торый до сих пор живет не в кол ­ хозе, а в городе Данкове, далеко не каждый день наведывается в ар­ тель, мало что делает для того, что­ бы устранить недостатки. К а к же реагировали на вы ступ ­ ление газеты в колхозе «Красное знамя»? По-разному. Животноводы восприняли кр и т и к у , к а к справед­ ливый укор в и х адрес и, засучив рукава , взялись за наведение поряд­ ка на фермах., Совсем по-другому отнесся к к р и ­ тике председатель кол хо за 'т . Масю­ тин . Прочитав корреспонденцию, он встал в позу незаслуженно оскорб­ ленного и, ссылаясь на свои старые По материалам „Ленинского знамени 1 Масютин гневается... заслуги, начисто отвергает всю к р и ­ ти к у . 0 прошлом спорить не будем. В Банковском районе т. Масютин ж и ­ вет не первый год. Когда-то он ру­ ководил другим хозяйством и , гово­ рят, неплохо. Но прошлые заслуги, к а к известно, не могут служить оп­ равданием нынешней плохой работы. С горечью и обидой говорят о председателе артели колхозные до­ ярки коммунисты Л, Фадюхина, М. Ведюхина, А. Кузина и другие. Они работают без выходных дней, потому что председатель т. Масютин не удосужился назначить на ферму подменных доярок. Они справедливо жалуются на беспорядки. Коров кормят впроголодь, в то время к а к в поле заготовлено вдоволь кормов, но их никто не хочет привести. На свиноферме царит обезличка, откорм ведется в клетках . В колхозе прекрасный п тичник . Внсной артель получила из инкуба- М е р ы п р и н я т ы В заметке «Ненормальный автобус», опубликованной 23 декабря 1961 года, рассказывалось о грубом поведении на работе водителя Липецкой автотранспортной конторы т. Пьянникова. Как сообщил начальник Липецкой АТК т. Лапа, т. Пьянникову за нарушение трудовой дисциплины и грубое обращение с пассажи­ рами объявлен строгий выговор. * ... * Дирекция Липецкого горпромторга сообщила редакции о при­ нятых мерах по корреспонденции «ЧТОБЫ ПО КУПА ТЕЛЬ СКА ­ ЗАЛ: «СПАСИБО!», опубликованной в № 296 нашей газеты за 1961 год. В магазинах №№ 1, 8, 45, 54, 55 создаются «островки» по про­ даже галантерейно-парфюмерных товаров. В магазинах, торгующих хозяйственными товарами, организова­ на резка стекла на нужные покупателям размеры. " * Коллектив Липецкого уставного магазина «Гастроном» обсудил корреспонденцию под заголовком «Честь продавца», опубликован­ ную в нашей газете в № 303 за 1981 год. Критика признана спра­ ведливой. Поступок работниц магазина № 5 А. Шлаковой и М. Вороновой, допустивших нарушения правил советской торговли, рассмотрен на заседании товарищеского суда. Нарушителям вынесено обществен­ ное порицание. й»Й8882Я25!ЯайЯ22йЯ2йа225Я2ИВ!И8Я22ЯЯЯЯа5^^ О т в е ч а е м н а в о п р о с ы ч и т а т е л е й Валентина Ми ­ хайловна Корота- ева берет каргу, указку, таблицы, и мы отправляем­ ся на урок в ше­ стой класс. Это рядовая учитель­ ница, проработав­ шая в школе больше десяти лёт, т. е. достаточно опытная, чтобы оце­ нить старое и новое в преподавании. Кстати, почему я решил рассказы­ вать именно об уроках истории? Ин ­ женер лучше знает физику и матема­ тику, агроном — биологию, а исто­ рию в какой-то мере знают и любят все. О том, что на уроке будет при­ сутствовать корреспондент, никто заранее не знал. Ну, и тем лучше — обычный, рядовой урок, все как всегда. Началось с того, что два ученика дома учили «не тот параграф». Ми ­ нуточку! Речь о новом, где главный упор на обучение на уроке, а тут начинается с домашнего задания, с опроса? Но посмотрим, как же проводит­ ся опрос. Тема урока: «Хозяйственное раз­ витие Чехии в 13— 14 веках». Выз­ ванная к доске ученица говорит: «Богатства Чехии привлекали нем­ цев». Начала явно с середины! Учи­ тельница реагирует немедленно: — А где расположена Чехия? Ученица молча обводит границы по карте. — А как сказать словами? Вызванная запнулась. Над рядами— лес рук. Валентина Михайловна кивает одной из учениц. Следует ответ: — В центре Европы. — Какие же богатства привлека­ ли немцев, в чем они заключались? Один ученик напоминает о плодо­ родной земле, другой говорит о раз­ витии ремесел, стоящая у доски продолжает рассказ о'немецкой ко­ лонизации. Все это делается очень быстро, без пауз. Встают, отвечают, садят­ ся или стоя слушают мгновенно пришедшего на помощь товарища. Вспомним, что один из важней­ ших принципов тех, кто решил ра­ ботать по-новому, выражен в деви- Р А Б О Т А Ю Щ И Й К Л А С С зе: ни одной минуты урока не те­ рять. Каждый рассказывает о какой-то детали, частности или одной сторо­ не вопроса. В работе участвует весь класс. Отвлекаться некогда — в лю­ бую секунду могут спросить. За каких-нибудь пятнадцать ми­ нут были опрошены, пожалуй, де ­ сять, а то и пятнадцать учеников. Только один говорил полминуты, другой — минуту, а третий — пять минут. Впрочем, элементы такого подхо­ да к опросу у учителей-новаторов были и раньше, сейчас они только получили более широкое развитие. Но главное у нас впереди: совме­ щение опроса и изложения нового материала. Заканчивая первую часть урока, последний из отвечавших говорил о чешском общественном деятеле Яне Гусе, его учении, его судьбе. Учительница пишет на доске на­ звание новой темы: «Гуситские вой­ ны». И немедленно спрашивает: — Как думаете, почему так назы­ вались войны? Поощрительный кивок, разрешаю­ щее движение указки, произнесен­ ная фамилия ученика — один за другим они встают и отвечают на вопросы учительницы по новому, ранее им неизвестному материалу, иначе говоря, думают вслух. — Гуситские войны — это дви­ жение сторонников Яна Гуса... •— Войны — потому, что весь на­ род участвовал... Далее речь о начале восстания в Праге, о том, что народ ворвался в ратушу. А кто скажет, что такое ратуша? В ответ неистовый энтузиазм. В азарте, в стремлении показать свои знания кое-кто фантазирует на хо­ ду: Затем она предлагает, раскрыть учебник и посмотреть на изображе­ ние горы Табор, где собирались гу- Читатель нашей газеты ин­ женер Ю. Глазер интересует­ ся, в чем существо работы по рациональной организации урока, которую ведут учителя нашей области. Отвечаем на этот вопрос, рассказывая о двух уроках, на которых побывал наш кор­ респондент. ситы. Класс ищет, всматривается. — А теперь посмотрите на карту, где эта гора находится. Головы разом поднимаются, гла­ за устремлены на доску с картой. Класс все время что-то делает, ищет, смотрит, запоминает, а не просто пассивно слушает бесконечный (и подчас нудный) рассказ. Валентина Михайловна говорит энергично, страстно. Но самое глав­ ное, она заставляет думать. Вот на доске вывешена таблица двух сил в гуситском движении. Учительни­ ца просит ученика: прочти и объ­ ясни. Разобрался? Хорошо. Споткнулся. Кто поможет? Пожалуйста. Она делает в своем рассказе на­ мек на логический вывод, а сам вы­ вод предоставляет тут же форму­ лировать ученикам. Й они делают его, учатся быстро соображать, ра­ дуются своим маленьким открыти­ ям, чувствуют себя на мгновение Колумбами. А хорошие эмоции очень помогают запоминать! Валентина Михайловна продол­ жает: — Чешский полководец Ян Ж иж - ка хорошо понимал, что закованный в панцырь рыцарь имеет уязвимое место, Морозов, — какое? Молчание. Не сообразил мальчик. — Домбровский... — Если рыцаря стащить с коня, он будет неповоротливым. — Правильно. А еще? Сразу несколько голосов. — Лошадь! —Ее всю не защитишь... Задачу решили сообща. Я хорошо помню эту тему еще и по своим школьным годам и тем не менее мне было интересно. Значит и мое внимание было активизировано, обострено всем происходящим в классе. ..Теперь мы в пятом классе. Здесь иное начало. Тема: «Борьба демоса и аристократии в Афинах». Двух учениц Валентина Михайловна вы­ зывает к доскам. Одна пишет схему управления государством, другая — схему деления на классы в зависи­ мости от имущественного ценза. Пока они это делают, третий уче­ ник по хронологической таблице повторяет пройденное. Ему, конеч­ но, помогают всем классом. Кстати, при таком методе опроса по суще­ ству исключаются подсказки. — Теперь посмотрим, что на на­ ших схемах, — говорит учительни­ ца. И опять над партами тянутся вверх руки. — Да, у Сахновской неправильно, — соглашается с ними учительница. — Куличкова. К доске выходит другая ученица, стирает схему и пишет ее заново, первая — садится на место. В это время один ученик расска­ зывает все, что он знает о «демо­ се». Ему помогают другие, затем другой говорит о том, что такое реформа, третий о мерах, предло­ женных Солоном. И тут вступают в разговор стоящие у схем. Объяснение нового. Рассказывают по картинке, чем вооружен спартанский воин, а тет­ радь записывают новое слово: «фа­ ланга». Класс активно работает, ду­ мает, беседует с учителем. — Конец урока, — говорит Ва­ лентина Михайловна и объявляет оценки. В том числе и тем, кто «по­ могал» в изложении новой темы. - торной станции 2 1 .6 9 0 цыплят. Ес­ ли бы к выращиванию птицы отнес­ лись по-хозяйски , сколько было бы получено яиц, сколько бы произве­ дено птичьего мяса! А т. Масютин и его заместитель т. Будин махнули рукой на ферму, и в результате по­ гибла почти вся птица. Хозяйство исключительно плохо готовится к весне. В январе наме­ чали вывезти на поля 3000 тонн органических удобрений. Прошел месяц — вывезена лишь десятая часть. Из 30 тракторов не отремон­ тировано и десяти. Следовало ожидать, что после то-» го, к а к была опубликована коррес­ понденция «Цена обещаний», рай-» ком КПСС воздействует на руково-» дителей колхоза «Красное знамя», направит туда своих работников, которые помогут парторганизации и правлению артели быстрее испра­ вить недостатки. Райкому партии следовалй, безо всяких скидок на прошлые заслуги прямо и нелице­ приятно сказать т. Масютину, что он плохо занимается хозяйством. Нот райком этого не сделал. Дела же в колхозе идут под гору. Д. ИВАНОВСКИЙ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). * ф * И вот мы беседуем в учительской.; Прежде всего о сомнениях. — Вот вы усадили Сахновскую, сказав, что она неправильно напи­ сала схему, и вызвали взамен дру­ гую девочку, — говорю я. — А пой­ мет ли Сахновская, в чем ее ошиб­ ка? Ведь ей об этом никто не го­ ворил? Валентина Михайловна задумы­ вается. Она говорит, что Сахноз- ская и сама смотрела, как подруга переделывает таблицу, и она доста­ точно способная девочка, чтобы са­ мой понять ошибку. Меня все же этот ответ не убе­ дил. Видимо, при таком динамич­ ном темпе урока бывают и огрехи. Но в самом ли принципе причина этого? Вряд ли. Издержки, какие- то упущения мо­ гут быть, вероят­ но, при любом по­ строении опроса и урока вообще. ( Вероятно, не каждый ученик мо­ жет по требованию учителя мгно­ венно включиться в общий разговор, есть и медлительные дети. — Поэтому, — говорит Валентина Михайловна, — и требуется, чтобы учитель хорошо знал индивидуаль­ ные данные каждого ученика. И, наконец, самое серьезное. Уче­ ники отвечают по вопросам, говорят о деталях, частностях, фактах, ка­ кой-то одной стороне темы. Не раз­ учатся ли они связно излагать, да­ вать целый рассказ? Не возникает ли у учительницы желания подчас дать возможность ученику «выгово­ риться»? Валентина Михайловна соглашает­ ся. — Но нередко мы Делаем и так: спрашиваем некоторых учеников по одному вопросу от начала до кон­ ца. Кроме того, я думаю, — говорит она, — чаше практиковать устные рассказы. по картине, даю задание найти из художественной литера 1 у- ры материал по теме и сделать со­ общение. — Мне кажется, — заключает она, —- в зависимости от темы и надо строить урок. Мы говорили и о системе оценок в конце урока, о том, что при уп­ лотненном опросе можно лучше знать ученика, чем при обычном, о большой подготовительной работе учителя и необходимой импровиза­ ции на уроке, о том, что многое, ве­ роятно, надо еще искать и проверять жизнью, практикой. И пожалуй, самое 4главное в ра­ боте многих липецких учителей —• это творческий подход к уроку, по­ иски нового, стремление использо­ вать все методы для активизации внимания класса, для сбережения каждой минуты урока, для того, чтобы учащиеся получали прочные знания. А. ВОЛНИН. г. Липецк, 4-я средняя школа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz