Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
9 декабря 1962 г., >5 288 (2572) Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 5 н а ш и замечательные з е м л я к и л Кто не знаёт широко Известную в народе песню русских револю ционеров «Смело, товарищи, в ногу!»! Автором ёе Является наш земляк Леонид Петрович Радин. Но о нем до нас дошло очень мало сведений. Меищу тем жизнь и деятельность Л. П. Радина, {па триота, революционера, ученого, изобретателя, литературного кри тика и пролетарского Поэта, пред ставляют большой Интерес. Доцент кафедры истории Ли пецкого пединститута А. Ф. Мар тынов, изучая архивные материа лы, собрал много Новых сведе ний о нашем земляке-революци- онере. На основании их Написана статья о Л. П. Радине, публикуе мая ниже. ЕЮНИД Петрович Радин ро дился в г. Раненбурте (ны не г. ЧаплЫгин) 9 (21) ав густа 1860 года в семье купца Пет ра Степановича Радина. Мать Радина — Зоя Григорьевна была образованной и культурной женщиной. Много любви и старания вложила она в воспитание сына: вы учила его французскому языку, рано научила читать и писать, играть на фортепиано. Она читала Мальчику сказки, отвечала на тысячи его «по чему» и «зачем», которые у любо знательного малыша возникали чуть ли не на каждом шагу. Восьми лет Радин поступил в школу. Учителя сразу обратили вни мание на сметливого мальчика. В 1872 Году Леонид Радин посту пил в московскую частную гимназию Л. И. Поливанова, где проучи.Тся семь лет. Кругозор юноши значи тельно расширился, познания стали более глубокими. Приезжая летом на каникулы в село Денисьево Ранен- бургского уезда (нЫйе деревня Де нисовна Троекуровского района), Радин оказывался в окружении на родников* поселение которых нахо дилось в селе Мураевне, в 12 кило метрах' от имения РаДиных. В 1879 году Радин успешно за кончил гимназию. В аттестате зре лости, выданном ему 9 июня 1879 гоДа, говорилось, что «за время обу чения его в гимназии, поведение его вообще было отличное, исправность в посещении и приготовлении уро ков, а также в исполнении письмен ных работ хорошая, прилежание по стоянное й любознательность хоро шая». В августе 1879 года Леонид Ра дин поступил на физико-математи ческий факультет Московского уни верситета. Перед юным искателем знаний открылся новый неведомый мир. Целыми ночами просиживал он за книгами и журналами. \ На снимке: дело Бессарабского губернского акцизного управления о службе Л. П. Радина. Но недолго пришлось Радину учиться в университете. Вскоре умер отец. Больная мать Радина не могла руководить хозяйством. Восьмилетний брат Евгений нуждал ся в уходе и воспитаний. В 1880 году пришлось Радину оставить уни верситет. В 1883 году на Леонида Петровича обрушилась новая беда: 22 апреля умерла его мать. После смерти матери Раненбург- ский сиротский суд назначил опе куном над имением Радина род ственника матери — Землянского купца Василия Николаевича Войно ва. Но тот не сумел как следует заняться имением. Хозяйство оказа лось в неоплатных долгах. Леониду Петровичу были чужды стремления отца, и он не думал про должать его дело. Юноша мечтал о науке. Чтобы освободить себя от хлопот, связанных с имением, пога сить долговые обязательства матери и изыскать средства для жизни и учебы, Леонид Петрович 24 октября 1883 года подает прошение в Ранен- бургский сиротский суд с просьбой разрешить ему продать дом, хутор в сельце Денисьеве в 106 десятин земли и вторично заложить имение в частные руки. Прошение Радина долго рассмат ривалось в различных инстанциях. Тем временем кредиторы получили от судебных инстанций исполнитель ные листы на продажу имения куп чихи Зои Григорьевны Радиной. Осенью 1885 года имение Радиных было продано с торгов. В 1884 году Леонид Петрович по ступил в Петербургский универси тет, на естественное отделение фи зико-математического Факультета. 25 января 18.85 года Радин всту пил в брак с учительницей Надеж дой Дмитриевной Гусевой. В годы учебы Радин прослушал курсы у выдающихся русских уче ных: органической химии — у Н. А. Меншуткина, аналитической и Физи ческой химии — у Д. П. Коновало ва, минералогии — у В. В. Докучае ва, физиологии человека — у И. М. Сеченова. Радин приобрел обширные познания не только по своей спе циальности, но также и по филосо фии, политической экономии, исто рии и Литературе. Йо вечерам на бедной студенче ской квартире Радина собиралась передовая молодежь. Это были дру зья и товарищи Радина—Александр Бодиско, Александр Виноградский, Дмитрий Невструев, Василий Отрош- кевич и другие. Горячая любовь к науке, ненависть к полииейско- бюрократическйм порядкам, насаж даемым в университете, объединяла этих талантливых людей. Но Свиде тельству одного из близких друзей Радина, на этих вечерах «Леонид Петрович воодушевлялся, становил ся неузнаваемым, он не мямлил, как обыкновенно При разговоре, речь текла пкавно й смело, сверкая бо гатыми обобщениями. При этих бе седах присутствовало обыкновенно много курсисток-землячек и здесь они из разговора почерпали больше, чем из лекций Профессоров». Радина глубоко интересовала судьба своей Родины и своего па рода, положение рабочих и кресть ян, развитие передовой западноев ропейской и русской общественной мысли. В ноябре 1888 года Радин окон чил полный курс наук С.-Петербург ского университета и выдержал устное испытание на степень канди дата естественных наук, в которой был утвержден советом университе та 30 января 1890 года. После окончания университета Радин с 16 ноября 1888 года, в те чение полутора лет, работал помощ ником надзирателя акцизного уп равления в Бессарабской губернии. Таким образом, утверждение неко торых исследователей о том, бу.11’6 Радин после окончания университе та «по идее идеФ в народные учи теля», «променял карьеру профессо ра на гонимую правительством на родную Школу», Оказываются не правильными. (См. снимок «Дело Бесёарабского акцизного управле ния». ЛУЖЕБНЫЕ обязанности Радин исполнял добросове- тно. В то же время он про должал заниматься научной рабо той, изобретательством. Изобрёл йеёы, очень точные, чувствитель ные и весьма простые по кон струкции. Изучая возможность ис пользования отходов виноделия, Леонид Петрович нашел способ по лучения искусственного коньяка. Он нашел также рецепты несколь ких новых красок. «В другой стра не, или при иных условиях.—писал 0 нем один из его товарищей,—этот Человек совершил бы переворот в той области науки или техники, ко торой бы он занялся. И могу толь ко лишний раз послать проклятие дикому государственному строю, ко торый погубил и свел в преждевре менную могилу моего дорогого дру га и товарища». Каждый день работы Радина в акцизном управлении раскрывал ему глаза на чудовищные злоупот ребления царских чиновников, на «хитрую механику» царского прави тельства, с>помощью которой оно высасывало *у трудящихся их по следние гроши в форме косвенных налогов. Радин возненавидел царский строй. 19 марта -1890 года он с не годованием Подал в отставку. В сво ем прошении, поданном управляю щему акцизными сборами Бессараб ской губернии, он решительно зая вил: «Не находя для себя возмож ным продолжать далее службу, по корнейше прошу уволить меня от службы и должности». С этого вре мени Радин твердо становится на путь революционной борьбы и по падает под подозрение полиции. Осенью 1892 года Радин пере ехал в Москву, где всецело посвя тил себя революционной деятельно сти. Он был одним из первых учи телей воскресных школ Москвы, вступивших на путь пропаганды марксизма среди рабочих. В 1894 году Радин написал книгу «Прос тое слово о мудреной науке», кото рая была опубликована в 1895 го ду под псевдонимом «Яков Пасын ков». Политические и философские мысли Радин облек в форму диало гов, искусно вмонтированных в текст книги. А чтобы сосредоточить на них внимание рабочих читате лей, он приложил к книге так на зываемые «наставление» и «опе чатки». «Наставление» рекомендовало «непременно... исправить все опе чатки по списку, еще не начиная читать книгу». А опечатки умыш ленно были сделаны на тех страни цах, где автор излагал марксистские идеи, учение философского материа лизма, проповедовал закономер ность борьбы за коммунизм. Таким оригинальным способом Радин обхо дил цензурные рогатки и подчерки вал в книге самое важное. В основе работы Радина лежит диалектический материализм. Он признает два основных закона: «за кон неуничтожаемое^ вещества», или материи и «зккон неуничтожае мое™ движения». Радин признает бесконечность форм движения ма терии: «Трудно себе и представить все те перемещения, которые ис пытывают простые тела в бесконеч ном круговороте в природе». В ря ду форм движения материи, пО его утверждению, высшее место зани мает наука об обществе. Главная заслуга науки перед человечеством, по мнению Радина, состоит в том, что она «учит человека думать и понимать не только то, что творйтся кругом в природе, но и то, что де лается в повседневной жизни. Апо нимать это людям едва ли не важ нее и полезнее, чем быть знакомым с главными явлениями природы. Ведь когда людинаучатся понимать как следует свои интересы и будут жить в мире, любви и согласии друг с другом, тогда и сама наука будет приносить в тысячу раз боль ше пользы, чем она приносит те перь». АДИН умело пропагандиро вал учение Маркса и Эн гельеа о революционной борьбе пролетариата, о завоевании им власти и построении коммуни стического общества. «Простое слово о Мудреной на уке»—выдающееся произведение, утверждающее материалистическую философию, мораль и принципы коммунистического общества. В ней Радин разъяснял трудящимся глу бокие явления общественной жизни, закономерности развития природы и общества, доказывал неизбежность гибели капитализма и царского строя. Книга Радина воодушевляла рабочих и крестьян России на рево люционное уничтожение капитали стического строя и построение коммунистического общества. «И я верю, братцы,—говорит Радин,—да и нельзя в это не вёрить, что такое время наступит и наступит именно тогда, когда наука широко разо вьется в народе и внесёт с собою свет и правду туда, где царит мрак, произвол и невежество. Теперь од ного я желаю, чтобы время это по скорее настало для нашего родного Народа»-. Революционная деятельность Ра дина в Москве с I каждым годом принимала все больший размах. Расширялся круг друзей по сов местной борьбе, крепли их связи ; передовыми рабочими. Среди то варищей Радина мы видим рабочих, революционное студенчество и ин теллигенцию — Дмитрия Ильича Ульянова, Анну Йльиничну Елиза рову (Ульянову), Николая Алек сандровича Семашко., Сергея Ми хайловича Синицына, Николая Алексеевича Корчагина, Лидию Константиновну КалачевсКую ймно гих других. Это было время, когда в России пбднималась волца освободительно го движения. В 1895 году в Петер бурге Владимиром Ильичом Лени ным был основан «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» — первый серьезный зачаток рево люционной Марксистской партии в России, организация, сыгравшая важную роль в формировании клас сового самосознания русского про летариата. По мере роста революционного влияния Радина на передовых ра бочих, студенческую молодежь и интеллигенцию Москвы полицей ское наблюдение за ним усилива лось. Ёесной 1896 года йа время коронации царя Радий был выслан из Москвы в Тулу. В июле Радин возвратился в Москву и немедлен но приступил к организации Мос ковского Рабочего Союза. Во главе Союза стояли РаДйн, Орлов, Корча гин, Синицын и Калачевская. Леонид Петрович Радин был за нят организацией печатания рево люционной литературы и проклама ций «Рабочего Союза». Социал-де мократы нуждались в печатных или копировальных станках. Однако никто из них не прибегал к поис кам технических средств для орга низации и широкой постановки из дательского дела Дешевым и про стым способом, доступным всем ре волюционерам. Впервые за это дело взялся Ра дин. Он посвятил ему, по его соб ственному выражению, «Все свое время и силу». ДеЛо это он считал «существенно важным для русского рабочего класса». В ре зультате кропотливого и упорного труда Радин нашел способ просто го и дешевого изготовления миме ографов (печатных станков). В этом его большая заслуга перед револю ционным движением. Когда многочисленные опыты увенчались блестящим успехом, Ра дин приступил к организаций дела печатания в различных пунктах Москвы. Он научил этому делу ра бочего Тимофея Орлова и студентов М. А. Горюшина и Е. В. Полянского. Под руководством Радина > ойи приступили к пе чатанию литературы. В Короткий срок были отпеча таны брошюры «Стачка рабочих на Московско-Казанской ж. д. 3 июля 1896 года», «Касса, для чего она ну;кна рабочим й как ее усГроить», «Отчет делегатов рус ской социал-демократии, читанный на международном социал-демокра тическом конгрессе в Лондоне в 1896 году», и книги «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса и очерк «Фридрих Эн гельс». Кроме того, было издано много прокламаций и листков, при зывавших рабочих к стачкам. Энергичная деятельность Радина, Орлова, Корчагина и Синицына на чинала приносить свои плоды. В понедельник 7 ноября 1896 года вспыхнула забастовка литейщиков Московско-Казанской железной до роги. В этот же день Союз выпус тил листовку, обращенную к рабо чим Рязанских железнодорожных мастерских Московско-Казанской железной дороги с призывом под держать литейщиков. «Товарищи рабочие Рязанских мастерских,— говорилось в листов ке.— Вы всегда славились своею солидарностью и благодаря ей вы играли уже не одну стачку... Пре кратите работу и присоединяйтесь к литейщикам!». Руководители Сою за неутомимо трудились, готовя всеобщую забастовку железнодорож ных рабочих Москвы. Радий в эти страдные дни обду мывал Многие вопросы, связанные с предстоящей забастовкой, наме ченной на 11 ноября 1896 года. Думал он и о песне. Боевой ре волюционной песни не хватало ра бочим Рбссйи. Песни народников устарели. Они йе годились потому , что обрекали Народ на пассивное созерцание, глушили его инициати ву и энергию, возвеличйвалй от- ■V Л . РАДИН . С аг е л о Р т о а л р и х ц ш , в й о I * у / Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе, В царство свободы дорогу Грудью проложим себе. Вышли мы все из народа, Дети семьи трудовой. «Братский союз и свобода»— Вот наш девиз боевой. Долго в цепях нас держали, Долго нас голод томил. Черные дни миновали. Час искупленья пробил. Время за дело приняться, В бой поспешим поскорей. Нашей ли рати бояться Призрачной силы царей! Все, чем держались их троны, Дело рабочей руки... Сами набьем мы патроны, К ружьям привинтим штыки. С верой святой в наше дело, Дружно сомкнувши ряды, В битву мы выступим смело С ИГОМ пройййтой нужды; Свергнем могучей рукою Гнет роковой навсегда И водрузим над землею Красное знамя труда! дельные личности. Все это не отве чало новой исторической обстанов ке. Требовались такие песни, кото рые могли бы будить днев трудя щихся, греметь ОГвагой, раздувать пламя пролетарской революционной борьбы. И такие песни были созданы Л. П. Радиным в канун предстоя щей забастовки. Это были знамени тые «Смело, товарищи, в ногу!», «Снова я слышу родную «Лучину» и «Смелей, друзья, идём вперёд!». Эти замечательные песни при зывали народ к революционной борьбе. Свои песни Радин не успел отпе чатать на мимеографе и распростра нить среди рабочих... В августе 1896 года царскому правительству стало известно о существовании Рабочего Союза. Вскоре за Радиным и его товарищами было установле но негласное наблюдение. Несколь ко десятков отборных филеров бро сило Московское охранное отделе ние против вожаков рабочего дви жения. На протяжении 80 дней шпики неотступно следовали по пятам, фиксируя все действия Ра дина, встречи, посещения и другие факты. Об этом красноречиво сви детельствуют архивы охранки. Фи леры столкнулись с опытными и умелыми конспираторами. Десяткй раз Радин и его товарищи обманы вали шпионов, сбивали их с толку, уходили от них. Часто с горечью и сожалением шпики докладывали полковнику Зубатову: «Наблюдение стало невозможно и было прекра щено», «Наблюдением оставлен из предосторожности», «ввиду явно го конспирирования наблюдением был оставлен». Но в конце концов шпИки глубо ко проникли в саму организацию. Леонид Петрович часто навещал Марию Карнатовскую, за спиной которой пряталась известный про вокатор А. Е. Серебрякова («Ма-* мочка», «Туз»). Второй организа тор Рабочего Союза А. Н. Орлов чуть ли не каждую неделю заходил поделиться мыслями е Михаилом Ивановичем (Моисеем ДаВыдови- чём) Гуровичем, который бык се кретным сотрудником полйции. На низах среди рабочих вертелись про вокаторы, платные агенты охраны: М. Афанасьев, П. Емелин, М. Под- девкин й другие. Зубатов имел их на каждом заводе. Охранное отде ление было в курсе всей деятельно сти Рабочего Союза и приступило к его ликвидации только тогда, ког да от шпионов были получены свё- дения о переходе Союза к агитацйи за всеобщую стачку железнодорож ников. 11 ноября 1896 года Леонйд Ра дин й все его товарйщи были аре стованы. При аресте у Радина было взято три стихотворения: «Смело, товарищи, в ногу!», «Снова я слы шу родную «Лучину» и «Смелей, друзья, идем вперед!», которые бы ли уничтожены полицией. В тюрь ме и в ссылке РаДин восстановил их. Кроме того, у Радйна быЛо Изъято три фотокарточки, записная книжка, пачка рукописей и не сколько книг: «Жизнь и солнце» Л. Ставровекого, «Очерки проис хождения и развития семьи й соб ственности» М. Ковалевского, «Очерки и этюды» Карла Каутско го и другие. Отобранные вещи, документы, книги запечатали в ящик и препро водили в Московское охранное от деление, а Радина водворили в оди ночную камеру Московского тюрем ного замка (Таганская тюрьма). Год и четыре месяца держало царское правительство Радина в одиночной камере, сырой и холодной. За эти полтора года в России еще выше поднялась волна стачечного движе ния, новые революционные силы добились еще больших успехов в социал-демократической пропаганде й агитации среди рабочих Москвы, Петербурга и других городов. Центр мирового революционного движения заметно перемещался в Россию. В такой обстановке царское йрави- тельство боялось прибегнуть к су дебному процессу над Радиным и другими революционерами, бно предпочло за лучшее расплавиться 6 ними административным поряд ком. 4 февраля 1898, года царь пове лел сослать Радина на два года под надзор полйции в Вятскую губер нию в г. Яранск. В тюрьме Радин заболел туберку лезом. Дважды подавал он в охран- ■Мное отделение просьбу разрешить ^ему обратиться за советом специа- листа-доктора московской клиники, чтобы поставить правильный диа гноз болезни. Но царские чиновники отклонили законное требование Ра дина. 4 марта 1898 года тяжело больного Радина с очередной парти ей «политических арестантов» от правляют из пересыльной тюрьмы в Вятскую губернию. Радину выдали открытый лист с циничной припис кой: «Радину разрешается, если он пожелает, остановиться на некото рое время в городе Казани для со вета с врачом». Тяжело больного человека погнали этапным поряд ком консультироваться с врачом. Вместе с Радиным из Застенка вы рвалась и его песий «Сйело, това рйщи, в ногу!» и пошла шагать по городам и заводским поселкам* по этапам. И дошла до Новгорода и Казани, до Вятки и Яранека, рас пространилась по всей России. ЕСНЯ Радйна пользовалась большой любовью полити ческих ссыльных. Сорат ники В. И. Ленина рассказывают, кАк горячо любил Владимир Иль ич ‘песню «Смело, товарищи, в но гу!». П. Н. Лепешинский вспоми нает: «Ильича хлебом не корми, а только подавай ему «Смело, това рищи, в ногу!» или «Вйхри враж дебные»... и сколько огня, сколько революционного огня он вкладывал каждый раз все в те же незатей ливые слова: «И водрузим над землею Красное знамя труда!». По свидетельству старожилов, этот дом в г. Чаплыгине при надлежал когда-то купцу Л. А. Тарасову. А Тарасов, как изве стно, в 1885 году ку пил имение Радиных. Есть основание счи тать, что именно в этом доме жили Ра дины и что здесь ро дился автор знаме нитой песни. Сегодня в этом здании разме щается Чаплыгинский детский доя. Ссылка для Ради на оказалась исклю чительно тяжелой и губительной. Родных у него не было. Брат Евгений, скрываясь от преследований цар ского правительства, уехал в Берлин. Средств к существо ванию Леонид Петро вич Радин не имел. Вятский губернатор не разрешил ему за ниматься частными уроками. Только по мощь товарищей спас ла его от голодной смерти. В ссылке Радин не прекратил научной деятельности, был в курсе международ ных событий и внут ренней жизни России. Вместе сДубровинским, Воровским и Баума ном Радин присоеди нил свой голос к ле нинскому протесту против оппортунисти ческого «Кредо» эко номистов. Идеи «Кре до» были глубоко враждебны его убеждениям и рево люционной практике. Радин всю свою жизнь посвятил делу распрост ранения марксизма среди рабочих, боролся за соединение научного со циализма с революционным движе нием пролетариата, развил энергич ную деятельность по созданию со циал-демократической организаций, учил рабочих умёЛо сочетать их повседневную борьбу с борьбой за диктатуру пролетариата и социа лизм. А экономисты ревизовали марксизм, призывали рабочих Рос сии отказаться от политической борьбы, отрицали необходимость Ьоздаиия в России Самостоятельной Политической партии пролетариата, Стремились подчинить рабочий класс буржуазной йдеОйогии. ГОДЫ Яранской ссылки Радин написал блестящую марксисте кую работ у «Объективизм в искусстве и критике». Работа утверждала в ли тературе и критике новое маркси стское направление. Радин нанес решительный удар по народнической критике, показал несостоятельность й вред Субъективно-идеалиетиче- ГкоГо метода в литературе и искус стве. Радин жестоко высмеял идеа листическую теорию «чистого ис кусства». С особым остроумием ра зоблачает он декадентство—буржу азное литературное течение эпохи империализма. «Преобладание фор мы над содержанием. — пишет Ра дин, ■—1 погоня за чисто внешним эффектом и оригинальностью, хотя бы вопреки живой правде ппйроды и жизни, всегда шли рука об руку с упадком художественного творче ства. Не богатство, а бедность ху дожественных идей и образов вызы вает такие уродливЫе явления к жизни. Й ни о чем ином, кроме бан кротства мысли, не говорят нам всё эта «синие звуки», «белые но ги» или «великолепный гной разла гающегося трупа». Е оценке произведений литерату ры Радин подошел с точки зрения самого передового, самого Революци онного класса буржуазного общест ва — с точки зрения пролетариата. Выступивший на историческую аре ну новый общественный класс, пол ный веры в себя и свои силы, гор дый сознанием своей исторической миссии, по утверждению Радина, создаст свою пролетарскую литера туру и искусство. Их расцвету будет способствовать марксизм. «И Чтб бы ни говорили наши народйики. — пишет Радйн, •— социологическая теория Маркса является крупнейшим шагом вперед по этому пута. Я ни мало не сомневаюсь, что ее влияние скажется скоро не только в сфере Науки, но и в близкой к ней по ду ху области художественного твор чества». На снимке: Леонид Петрович V Радин в период Яранской ссылки. / Этот портрет хранится в Яран- \ ском краеведческом музее. л ДНОЙ из насущных задач литературы Радин считал ее связь с социал-демокра- таческим движением, с революци онной борьбой пролетариата. Егв песни «Смело, товарищи, в ногу!»* «Снова я слышу родную «Лучину» и «Смелей, друзья, идем вперед!» были классическими образцами ор<* ганического слияния поэзии с ре-< волюционной борьбой пролетариа та. Леонид Петрович страстно борол- ея за уничтожение тех социальных основ, «на почве которых выросли все гнойные язвы современного ему капиталистического общества. Тогда, й только тогда,—писал Ра дин, — осуществится светлая мечта поэта: «И не будет на свете ни слез, ни вражды, Нн бескрестных могил, ни рабов. Ни нужды, беспросветной, мертвящей нужды. Ни меча, ни позорных столбов», В ссылке здоровье Радина ухуд шалось с каждым днем. Туберкулез-;, ный процесс развивался очень быст ро. В начале декабря 1899 года Ра дин обратился к министру внутрен них дел с прошением о немедленном переводе его в один из южных университетских городов, где он мог бы воспользоваться необходимым для него клиническим лечением. К прошению было приложено врачеб ное свидетельство. Лишь после окончания срока ссылки, когда Ра дин уже не нуждался ни в каком разрешении, министр нагло отве тил, «что департамент полиции не возражает к переезду его в г. Харь ков». Не имея сил отправиться в Харьков, Леонид Петрович предпола гал остаться в Яранске. Но товари щи угойорйли его ехать в Ялту, к Чехову. 22 Февраля 1900 года Радин вы ехал из Яранека в Ялту. Но было уже слишком поздно. Больной ды шал остатком только левого легкого. 17 марта 1900 года, на третей день после приезда в Ялту. Радин скончался. Могила его не найдена до Настоящего времени. Научные Труды Радина погибли. Но слава о нем живет и будет жить вечно в сердцах советского народа. Его песни, опубликованные 1 мая 1914 года в большевистской газете «Путь Правды», живут, и поныне. С песнями Радина рабочие и кресть яне России шли на баррикады в 1905 РоДу, штурмовали Зимний Дворец в 1917 году. А. МАРТЫНОВ , доцент кафедры истории Липецкого педагогического института. П р о ч т и э т у к н и г у И „Д о р о ж е з о л о т а Так назван сборник, который выпущен Географгизом. На его страницах—рассказыи стихи, статьи и очерки, посвященные лесо водам и почвоведам, садоводам, геологам, бйоЛоГам, учителям, пен сионерам — советским людям, кому дорога наша неповторимая природа. В книге много знакомых имен — Леонид Леонов, Констан тин Паустовский, Евгений Евтушенко, Николай Грибачев, Александр Твардовский, академики Д. Щербаков, И. Тюрин, II. Цицин. Во вводной статье «По ленинским заветам» ГеройСоциалистиче ского Труда проф. Ф. Н. Петров пишет: «В хорошее, славное время мы живем. Принятая на XXII съезде партии Программа КПСС... со держит грандиозный план овладения силами природы, преобразова ния огромных пространств нашей страны на востоке, освоения при родных ресурсов в небывалых раньше масштабах. Этот план подчи нен главной идее — созданию изобилия в нашей стране... Дать в руки пропагандистам, всем любителям природы необходимый мате риал, заставить, подумать—а все ли я делаю правильно, не врежу ли 'родной природе — такую скромную задачу ставили перед собой авторы и издатели этой книги». Страстным, горячим призывом дышит статья Вл. Солоухина «Бесценные богатства»: «Век коммунизма должен быть не только веком пластмассы и алюминия, но прежде всего веком зеленых трав, ярких цветов, чистых, незагаженных рек и лесов, 'выхоленных ру кой разумного человека. Думать об этом нужно уже сегодня. Ведь мы, именно мы являемся строителями коммунизма». Великий русский ученый В. В. Докучаев говорил, что чернозем дороже каменного угля, нефти, дороже золота. Отсюда и родился за головок сборника, рассчитанного на самые широкие круги читате лей. А. С И Н ЕЛЬ НИ КО В . (Корр. ТАСС ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz