Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

27 ноября 1962 г ., X ; 278 (2562 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Больше творчества иделовитости в лекционной пропаганде Лектор — идейный боец партии. Он призван нести в массы пламен­ ные идеи коммунизма, поднимать людей на штурм высот, намечен­ ных третьей Программой партии. Как лекторы справляются с этой задачей, каково состояние всей лек ционной работы, как лучше исполь­ зовать ее возможности в борьбе. за решение задач хозяйственного и культурного строительства, воспи тания нового человека — эти воп­ росы были в центре внимания со стоявшегося недавно пленума обла стиого отделения Общества по рас­ пространению политических и науч­ ных знаний. В области немало лекторских объединений, которые ведут пропа­ ганду конкретно, целеустремленно, творчески, стремятся С п о пленума областного отделения Общества р а с п р о с т р а н е н и ю п о л и т и ч е с к и х и н а у ч н ы х з н а н и й * Д о й т и Д о к а ж д о г о Докладчик — председатель-прав­ ления областного отделения Обще­ ства т. Петарин приводил в при­ мер лекторскую группу на заво­ де «Свободный сокол». Соколь­ ские лекторы часто выступают в цехах, умело разъясняют метал­ лургам материалы XXII съезда пар­ тии, словом и делом помогают кол­ лективу завоевать звание пред­ приятия коммунистического труда. Заводская группа членов Общества участвует в проведении производст­ венно-технических конференций, выпуске устных журналов «Зна­ ние — сила» и «Здоровье». Она проводит тематические вечера, воп­ росов и ответов. Заводские лекторы активно участвуют в работе народ­ ных университетов — технического прогресса, культуры, атеизма. Творческое отношение к лекци­ онной пропаганде характерно для организаций Общества в Ельце, Добринке,,Долгоруконе. Однако в целом, как отмечалось в докладе и в выступлениях, орга­ низации Общества слабо ведут ра­ боту по расширению сферы лекци­ онной пропаганды и охватывают ею лишь часть трудящихся области. Основная причина в том, что многие отделения и группы членов Общества пытаются решать задачу распространения знаний силами лишь одиночек-энтузиастов и не заботятся о пополнении своих ря­ дов.' А возможности для этого боль­ шие. Б области свыше 11 тысяч инженеров, экономистов, планови­ ков, тогда как членами Общества состоят лишь 746. Причем многие из них очень редко выступают с лекциями. Большая часть специа­ листов сельского хозяйства не при­ влечена к участию в пропаганде сельскохозяйственных знаний. В ведновской и батищевской группах (Троекуровский район) в березов- АКОНЧИЛАСЬ первая чет­ верть учебного года. Анализ работы школ показывает, что число неуспевающих продолжа­ ет оставаться в наших школах зна­ чительным. Это опасный симптом. Ученики, отставшие в начале учеб­ ного года, могут стать второгодни­ ками. Проблема ликвидации массового второгодничества — одна из самых сложных. В свое время находилось немало горе-теоретиков от педаго­ гики и скептиков-практиков. кото­ рые не прочь были «обосновать» второгодничество, видеть в нем .«стимул прилежания» и т. п. Марксистско-ленинская наука и опыт передовых учителей совет­ ской школы разве­ яли педологиче­ ские извращения в педагогике. и по­ пытки оправ,дать вгорогодничест в о биосоци а л ьн о й обусловленностью, недостатком спо­ собностей у ребенка, врожденной ленью ит . п. В последние годы на основе но­ вого Закона о школе активизиро­ вался педагогический процесс, боль­ ше внимания стало уделяться разви­ тию самостоятельности и инициати­ вы учителей и учащихся, усилилась помощь общественности школе, по­ высилась роль родителей. Все это сказалось на повышении успеваемо­ сти и качестве знаний учащихся. Число второгодников сокращается цз года в год. Вднако второгодничество еше да­ леко не изжито и продолжает оста­ ваться серьезным злом. В школах области оставлено на второй год свыше семи тысяч учащихся. Осо­ бенно много второгодников в шко­ лах Октябрьского. Волынского. Ча- ллыгяйского , Трубетчинского и Вос­ кресенского районов. Известно, что цторогодничество имеет далеко идущие вредные по­ следствия. II тем не менее безза­ ботность в обучении детей со сто­ роны учителей, руководителей школ, родителей—явление далеко не ред­ кое. В практике работы наших луч­ ших учителей сложилась рацио­ нальная организация урока, полу­ чившая широкое признание и рас­ пространение. Главное в новой ор­ ганизации урока состоит в активном учебном труде всех учеников класса на протяжении всего урока. Никто ской и долговской (Данковский район) сельских группах нет, на­ пример, ни одного агронома, зоо­ техника, ветврача. Но количество лекций ; это одна сторона дела. Г л а в н о е — к а ч е с т в о Ведь качество лекционной работы определяет ее действенность, ре­ зультативность. А у нас много еще выступлений серых, скучных, да­ леких от жизни. В значительной части лекций слабо разъясняются экономические проблемы коммуни­ стического строительства, пути, ре зервы ч роста производительности труда, вопросы планирования ит. д. Некоторые лекторы основное внима­ ние при пропаганде материалов XXII съезда КПСС сосредоточивают на показе грядущих благ комму­ низма, ^а о том, что должен сделать каждый для создания изобилия ма­ териальных и духовных благ, умал­ чивают. Многие участники пленума го­ ворили о необходимости оконча­ тельно изгнать из лекционной про­ паганды казенщину и формализм. За последнее .время в области рас­ ширена сеть народных универерте- 1 ° т о нынче насчитывается более 1-и). Это—хорошо. Но беда, что ма­ ло разпозоразятся формы их работы, и поэтому подчас университеты превращаются в обычные циклы лекций. А почему бы не подумать о том, чтооы итогом работы универ­ ситета, завершением учебы в них слушателей являлись выполнение, скажем, какой-либо «дипломной» работы, разработка какой-то темыв виде реферата. Разнообразие форм, безусловно, вызовет большой инте­ рес, творческую активность слуша­ телей университетов. Или взять кинолектории. Замеча­ тельная форма пропаганды. А каков «коэффициент полезного действия», например. Липецкого городского лек­ тория/ Низкий. Лекторам нередко приходится выступать в полупустом зале, иногда лекции даже срывают­ ся. Это—плоды самотека, форма­ лизма. Кинолекторий слабо связан с^ предприятиями, учреждениями, с общественностью города. Плохо афишируются лекции. Узка их те­ матика. Городское отделение Обще­ ства не учитывает многообразия запросов липчан, духовных интере­ сов металлургов, машиностроителей, монтажников. Редко предоставляет­ ся трибуна знатным людям города. Липчанам по душе пришлись «вос- тается пассивным созерцателем ра­ боты других, а трудится сам. Большинство наших учителей ов­ ладело рациональной организацией урока, и этим, главным образом, объясняется значительное сокраще­ ние числа второгодников. Это убе­ дительно свидетельствует о необхо­ димости внедрения новой организа­ ции учебного процесса во всех шко­ лах, овладения ею всеми учителями. Вклассе учителя, работающего по- новому, отстающих быть не может, если все дети нормально посещают занятия. Но бывают пропуски заня­ тий по болезни, в связи с переменой места жительства, отсутствием конт­ роля со стороны родителей и по ря­ ду других причин. Отставание ре- * креслые чтения». А почему бы в кинолектории не практиковать регу­ лярно и лекции-концерты? Лектор горкома КПСС т. Черных выразил мнение всех энтузиастов лекционной пропаганды, заявив с трибуны пленума: «Мы не можем терпеть халтуры в нашей работе. Среди нас не место «мастерам на все руки», готовых выступить в лю­ бой момент на любую тему. У таких «универсалов» лекции всегда пу­ стые, никчемные». Каждый лектор должен специали­ зироваться в своей области знаний. Стропим контролем следует пере­ крыть дорогу упрощенчеству и примитивизму. «Лекция должна быть не только содержательной, а и заниматель­ ной, интересной, — сказал на пле­ нуме артист облдрамтеатра т. Ильин. — Такой, чтобы она будила мыс­ ли и чувства людей, развивала их творческую энергию». А как достичь этого? К р у г о з о р п л ю с м а с т е р с т в о Эта ^формула, пожалуй, самый краткий ответ на данный вопрос. Лектор обязан преподнести слушате­ лям тему так, чтобы она заинтере­ совала, увлекла их. Заведующая ка­ федрой русского языка Липецкого педагогического института т. Тетюц- кая, руководитель тематической сек­ ции областного отделения Общества т. Никулинский говорили, что надо Бригада «Коксохиммонтажа» , которой руководит В. М. Воробь­ ев, сооружая газопровод на А гло ­ фабрике Новолипецкого завода, в соревновании строителей зани­ мает одно из первых мест. Пле­ нум Ц К КПСС она встретила но­ выми успехами в труде. На снимке (слева направо): бригадир В. М. Воробьев, члены бригады: И. В. Пашинцев, С. Н. Копытин , М. В. Лихаперский . Во втором ряду — В. И. Кулы гин , С. Е. Л адов­ ейих, А. Д . | ’ ’ Припади е в и В. И. Та ­ расов. Фото К . Порошиной. отдавать себе пол­ ный отчет, перед кем выступаешь, разговаривать с аудиторией яр- ким , обра з н ым, уоедитеяьным языком. Очень важны для лектора критическая оценка своего выступления, самоанализ на основе поведения аудитории, вопро­ сов слушателей и т. п. Это позволя­ ет ему устранять слабые места в лекции, совершенствовать свое ма­ стерство. Подготовить содержательную, жи­ вую лекцию — дело трудное. Без постоянной, квалифицированной по­ мощи многим нашим лекторам не обойтись. Тематические секции областного отделения Общества разработали в текущем году методические материа­ лы в помощь лекторам по 64 темам, лкреплен состав секций квалифи­ цированными специалистами. Но этой помощи, отмечалось на плену­ ме, недостаточно. — Очень редко мы получаем те­ матику лекций и бесед от городско­ го отделения. С большим опоздани­ ем поступает тематика для народ­ ных университетов,—заявил с три­ буны пленума т. Сарапулов, член лекторской группы в Липецком ру­ доуправлении. Справедливый упрек бросил^ в адрес областного отделе­ ния Общества член лекторской груп­ пы на Тракторном заводе т. Усти­ нов. Он говорил, что на места мало посылается материалов по актуаль­ ным вопросам экономического и культурного строительства, атеиз­ му. Редко областное и городское от­ деления информируют группы на предприятиях, в колхозах и совхо­ зах. Указывалось также на то, что семинары лекторов проводятся от случая к случаю, а школы лектор­ ского мастерства, о которых шла речь на предыдущих пленумах, по­ ка еще не созданы. Для проведения производственно-технических и эко­ номических конференций крайне недостаточно используются научные работники .вузов, областной опытной сельскохозяйственной станции. Те­ матические секции ПРИ отделениях Общества не стали еще действитель­ ными центрами борьбы за высокое качество лекций. Пленум принял конкретное ре­ шение по улучшению лекционной пропаганды. Дело за тем, чтобы претворить его в жизнь. А для этого надо прежде всего расширить, укре­ пить общественные начала в устной пропаганде, усилить партийное ру­ ководство всеми организациями Об­ щества. В этом—залог того, что на­ ша лекционная работа станет по- настоящему боевой, наступательной, действенной. Г. Л Е Б Е Д И Н С К И Й . Л О В истории евро­ пейского реализ­ ма видное место занимает творче­ ство замечатель­ ного испанского поэта и драматур­ га Лопе де Вега. В его произведениях, относящихся к эпохе заката испанского Возрожде ­ ния, ярко и правдиво показана жизнь- Испании 17-го века. Высокий гуманизм его пьес, их глубоко наци­ ональный характер отметил А. С. П уш кин , увидевший в них «достоин­ ства великой народности». Лопе де Вега родился в Мадриде 25-го ноября 1562 года. Его предки происходили из астурийских земле­ дельцев. В 1573 году будущий пи ­ сатель был отдан в иезуитскую ш ко ­ лу, а в 1578 — в университет, окон­ чить который ему помешала смерть отца. Чуть ли не с отроческих лет Лопе де, Вега состоял на службе у спеси­ вого и надменного аристократа — маркиза де Навас в качестве лич­ ного секретаря. Свободолюбивый и независимый нрав юноши не мирил­ ся с рабским положением перепис­ чика бумаг именитого феодала. В 1587 году он оказался заточенным в тюрьму за хлесткие эпиграммы, в которых начинающий поэт изливал свой гнев по поводу вопиющей со­ циальной несправедливости. Лопе де Вега был изгнан из испанской сто­ лицы на 8 лет и из Кастилии на 2 года. В 1588 году он обосновался в Ва ­ ленсии, бывшей в ту пору кул ьтур ­ ным центром всей Испании. Здесь он возглавил плеяду драматургов и создал за сравнительно короткий срок несколько сот интереснейших драм и комедий. В стране нарастала феодально­ католическая реакция. Начались на­ падки со стороны церкви на театр. Л учш ий из испанских драматургов, Лопе де Вега стал мишенью ярост­ ных нападок со стороны испанских клерикалов. В 1625 году Совет К а ­ стилии выносит запрет на публика ­ цию кн и г Лопе де Вега. Творческое наследие его обрекается церковью на уничтожение. Кни ги Лопе де Ве­ га сжигаются на кострах. Самой жизни Лопе де Вега угрожает опас­ ность. Лопе де Вега ищет убежища в лоне церкви — становится священ­ ником. В целом ряде рукописных произведений, созданных в этот т я ­ желый период жизни , поэт подыто­ жил свои горестные размышления о судьбе Испании, о судьбе испанско­ го чнарода, об инквизиции, опутав­ шей, подобно паутине, бессильную жертву, самого Лопе де Вега. 28 августа 1635 года Лопе де Ве­ га скончался. Творческое наследие Лопе де Ве­ га колоссально. Он испытал свой та ­ лант в различных видах творчества: эпическая поэма, пастораль, роман, Н а ш к а л е н д а р ь Чтобы не было второгодников бенка при этом неизбежно, и ему необходимо своевременно прийти на помощь. Педагогические коллективы должны глубоко разобраться в при­ чинах отставания детей за первую четверть и, главное, квалифициро­ ванно определить меры помощи им. Традиционными в школах стали дополнительные занятия с неуспе­ вающими, но нередко они лишь сво­ дятся к дополнительным заданиям, хотя неуспевающие и основных не в состоянии выполнить. Педагогический коллектив дол­ жен определить для каждого отстав­ шего ученика форму дополнительных занятий, продолжительность их, объем работы. Нельзя делать так, как делают в Донской средней школе (директор т. Васильев). Группа учащихся на­ чальных классов этой школы слабо овладела программой по русскому языку и получила летнее задание. Как лее с ними занимались допол­ нительно летом? Двухнедельные за­ нятия в июне ничего не дали, тогда их собрали в августе и прозанима­ лись шесть дней по 45 минут в день только грамматикой. Учащиеся после таких занятий не стали луч­ ше читать, говорить и письменно выражать свои мысли. Их ведь и не учили этому; уроков чтения, бесед и творческих работ не проводили. В некоторых школах с отстающи­ ми занимаются в течение всего го­ да, но так редко и так мало, что практической ценности эти занятия не выпадает из-под педагогического I не имеют. воздействия учителя, никто не ос- * Дополнительные, занятия пелесо- ооразно проводить неделю, две. как правило, не больше месяца, но про­ водить интенсивно и педагогично. Руководители школ — дивектора, завучи — должны проявлять осо­ бую заботу об отстающих, помогать учителям обучать неуспевающих, применяя свой опыт и педагогиче­ ские знания, которых V руководи­ телей, как правило, больше, чем у рядовых педагогов. Большую роль призвана сыграть в преодолении второгодничества и неуспеваемости детей семья. Роди­ тели не имеют права полагаться только на школу и ограничиваться предъявлением претензий к учите­ лю, часто запоздалых. В начале сентября этого года в Данковский районо пришел гражданин А. и за­ явил: — Моего сына неправильно оста­ вили на второй год в 5 классе. Ес­ ли его не переведут в 6 класс, я его не пущу в школу. А когда мальчик систематически пропускал занятия, не успевал весь год, не явился на летние занятия, это не беспокоило отца и мать. Подобных родителей, к счастью, мало. Но много таких, которые не заглядывают в дневник ребенка, не спросят, как сын или дочь выучи­ ли уроки, не следят за тем, сколько дети уделяют времени выполнению домашних заданий, чтению книг и т. п. Отсутствие педагогических знаний у родителей не оправдывает их безучастного отношения к уче­ нию детей: соответствующий совет они всегда м о т получить в школе. Учение для детей — труд, и труд весьма сложный. Они вправе рас­ считывать на большую помощьшко­ лы, родителей и общественности. Наступило время осенне-зимнего бездорожья и холодов, а во многих селах и деревнях дети ходят в шко­ лу за 4—5. а то и больше километ­ ров. нередко простуживаются, про­ пускают занятия. Руководители со­ ветских органов, колхозов, совхозов обязаны все сделать для того, чтобы подвозить детей к школе. Плохо организован подвоз детей в Чаплыгинском, Хлевенском, Ус- манском и других районах. Немало учеников остается на второй год лишь потому, что для них значи­ тельную часть учебного года школа фактически недоступна. Видимо, не­ которые руководители хозяйствен­ ных организаций не понимают это­ го. От ухода в школу до возвраще­ ния ребенка домой проходит 7—8 часов. Совершенно очевидно, что беа завтрака детям в школе обойтись очень трудно. Начиная с третьего урока ребята ощущают голод, и у них падает работоспособность, по­ вышается утомляемость и раздражи­ тельность, усвоение знаний ухуд­ шается. Никаких непреодолимых препятствий для организации завт­ раков ни в одной школе нет. Одна­ ко больше чем в половине школ питание не организовано. Предста­ вители торгующих организаций и кооперации, обязанные доставлять в каждую школу завтраки, часто ссылаются на отсутствие столовых в школах. Но для того, чтобы вы­ пить стакан моло­ ка, компота, чаю, съесть сырок, кот­ лету, никакой сто­ ловой ребенка не нужно. Руководители школ, родительские комитеты, школьные партийные и профсоюзные организации не предъ­ являют должных требований к рай­ потребсоюзам и горторгам в отно­ шении обеспечения учащихся завт­ раками. В торгующих организациях есть специальные инспектора по школьному питанию, но многие из них мирятся с недостатками в орга­ низации питания школьников. Надо признать, что контроль за обучением детей со стороны органов народного образования все еще ма­ лодейственен. Облоно и институт усовершенствования учителей в по­ следние годы неоднократно ставили на обсуждение совещаний учителей проблемы преодоления второгодниче­ ства. На них приглашались, как правило,, учителя, не имеющие вто­ рогодников. Их опыт следует, ко­ нечно, изучать и распространять,но. очевидно, чаще следует разговари­ вать и с теми, кто «плодит» второ­ годников. Районные и городские от­ делы народного образования плохо контролируют работу учителей на­ чальных классов. Несмотря на за­ прещение Министерства просвеще­ ния РСФСР оставлять детей на вто­ рой гол в 1—2 классах, в прош­ лом году в этих классах оставлено 995 человек, а в Донском. Троеку- ровском районах и в г. Липецке ос­ тавлено на второй год в этих клас­ сах больше, чем в предыдущем го­ ду. Не следует повторять старых ошибок — откладывать ликвидацию пробелов в знаниях учащихся на Е ГА эклога, послание, рассказ и сказка, сонет, лирические стихи. Но бес­ смертную славу ему принесла дра­ матургия. Шедевры его комедийного творчества вызывают удивление и восторг. Вот р е сотни лет они пе ­ реводятся на многие языки мира. В комедиях драматурга — целые толпы образов, в которых воплоще­ ны различные общественные классы, профессии, характеры. Они затраги ­ вают все струны души, волнуют, не­ сут глубокую демократическую мысль. Среди пьес Лопе де Вега лучши­ ми, несомненно, являются пьесы из крестьянской жизни . В ряду веду­ щих драматургов Возрождения лишь один Лопе де Вега разрабатывал на протяжении всего своего творческо­ го пути крестьянскую тематику. В основу фабулы таких пьес положе­ ны народные предания, либо боль­ шие исторические события. Главный герой пьес наделен, к а к правило, высокими душевными качествами, большой нравственной чистотой и та ­ ким глубоким сознанием своего че­ ловеческого достоинства, что оно дает ему силы в борьбе с угнетате­ лями и насильниками из среды гос­ подствующего класса. В простых людях, выведенных в пьесах драма­ турга, обобщены привлекательные черты испанского трудового народа, его свободолюбие, энергия, мужество и сплоченность, не раз проявленные в грозных исторических битвах и по сей день устрашающие его притес­ нителей ^— франкистских палачей. В исторических пьесах Лопе де Вега содержится гениальная догад­ ка писателя о великой роли народ­ ных масс в истории. В народе дра­ матург увидел могучую силу, спо­ собную сломить и обуздать фео­ дальную анархию. Трудолюбивому, честному и жиз­ нерадостному простому люду в пьесах Лопе де Вега противопостав­ лены праздные деспоты-угнетатели. Многие драмы построены им по принципу контраста между подлин­ ной человечностью, живущей в на­ роде, и бессердечием и опустошен­ ностью, характерной для представи­ телей господствующих классов. Вся логика образов, весь ход разверты­ вающихся в его пьесах событий го ­ ворят о том, что только народная инициатива, нетерпимость к фео­ дальному произволу и деспотизму позволят народам мира завоевать себе свободу и счастье. Лопе де Вега дорог и близок пе­ редовым людям нашей эпохи. Его четырехсотлетний юбилей, широко отмечаемый в этом году,— не толь­ ко свидетельство \ международной культурной солидарности, но и большое событие в истории русской национальной культуры. Исключительно ощутим вклад рус­ ского и советского театрального ис­ кусства в дело освоения творческого наследия Лопе де Вега. Уж е в ко н ­ це 19-го века замечательная рус­ ская актриса М . Н. Ермолова, соз­ давшая неподражаемый образ Л а у - ренсии («Овечий источник»), сумела вложить в него так много чувств, что передовой русский зритель ви­ дел в нем выражение своих рево­ люционных стремлений. В первые годы Советской власти инсценировки пьес Лопе де Вега содействовали борьбе советского на­ рода с бандами белогвардейцев и интервентов (спектакли пьес Лопе де Вега, осуществленные К . А. Мард - жановым в 1919 году)). Д о сих пор пьесы Лопе де ВегаЕ не сходят со сцен ведущих совет­ ских театров. Произведения Лопе де Вега, ды­ шащие любовью к человечеству, во­ шли в сокровищницу драматическо­ го искусства. Они приносят нравст­ венную и художественную радость многим миллионам людей. А. СИЛАЕВ , старший преподаватель Липецкого пединститута. И_3_ Н _А Ш _Е_Й_ И ш т у к а т у р ы мы, и п л о т н и к и В Данкове не­ мало улиц, где до­ ма давно не беле­ ны, с обитой шту­ катуркой. В одном из таких зданий получил квартиру шофер Доломито­ вого завода Иван Федотович Матю­ хин. Оценив внешний вид дома, он обратился к своей соседке—(работ­ нице пекарни Александре Минае­ вой: —* Надо побелить стены и попра­ вить рамы. — Домоуправление должно это сделать.., —^Сами без особого труда спра­ вимся. Да и материал стоит не до­ рого. Соседи приступили к работе. Че­ рез несколько дней стены дома уже све'ркали белизной. Вслед за Матю­ хиным взяли в руки мастерки и ки­ сти жители соседнего дома — химик Борис Афонин и автор этих строк. А за нами взялись приводить в по­ рядок свои дома начальник смены Химзавода Николай Иванович Дуд­ кин, инженер того же завода Олег Валерианович Смирнов и другие. Вскоре улицу нельзя было узнать. Нашлись, конечно, и скептики. — И чего люди беспокоятся? Ведь дело-то это не их, *=* говори- последующие четверти, а затам на летние каникулы. На очередном семинаре-практику­ ме руководителей школ, предметни­ ков и учителей начальных классов основным вопросом будет педагоги­ ческий анализ итогов первой чет­ верти и проверка работы с неуспе­ вающими, организация чтения уча­ щимися литературы. Во время семи­ нара будут проверены знания уча­ щихся по русскому языку и мате­ матике по текстам контрольных ра­ бот института усовершенствования учителей. Все это даст возможность определись наиболее эффективные меры повышения качества знаний учащихся и предупредить оставле­ ние ре_бят на второй год в том же классе. Уже сейчас надо приступить к подготовке январских совещаний по ликвидации массового второгод­ ничества, привлечь к участию в них родителей и представителей общест­ венных организаций. Отделам народного образования, руководителям школ, партийным и профсоюзным организациям надо по­ стоянно повышать методическую культуру учительства, идейно-тео­ ретический уровень преподавания. Уровень политической зрелости и методической вооруженности вомно­ гом определяется тем. что учитель читает, что нового черпает он из сокровищницы науки и опыта ма­ стеров. Немыслим учитель без газе­ ты, журнала, книги. Мы располагаем всеми возможно­ стями для ликвидации массового второгодничества и должны их ис­ пользовать уже в текущем учебном году. И. ПОНОМАРЕВ , заведующий Липецким областным отделом народного образования. ли они. —« Пусть домоуправление белит... Но в том-то и дело, что забота о чистоте, благоустроенности — наша забота. А красота города как раз и складывается из внешнего вида от­ дельных домов.. Равнодушным осталось к нашему начинанию лишь домоуправление. Оно могло через уличные комитеты сделать хороший почин достоянием всего Данкова. Однако коммуналь­ ники для этого палец о палец, как говорится, не ударили. Особо следует сказать о строи­ тельных материалах и инструмен­ тах. Нам кажется, что домоуправ­ ления должны все это иметь и снабжать тех, кто желает ремонти­ ровать дома своими силами. Каждый гражданин, вселяясь в квартиру, получает на нее большие права. По договору жильцы должны производить определенный ремонт в квартирах. А что, если выйти за рамки этого условного порядка, де­ лать больше? Вот как раз наруж­ ный ремонт, который должен делать квартиросдатчик, пусть возьмет в свои руки квартиросъемщик. А ком­ мунальники пусть энергичнее про­ водят организаторскую работу, по­ думают о создании материальной базы для граждан, желающих свои­ ми силами произвести ремонт. В. РУМ ЯНЦЕВ . г. Данков, В общежитии нет порядка Мы, работники монтажного уп­ равления «Союзкислородмонтаж», приехали в Елец, чтобы принять участие в промышленном строитель­ стве. Нас поселили в поселке «Стро­ итель» в общежитии N° 5, в доме, который не соответствует элементар­ ным санитарно-техническим нор­ мам. Здание было построено СУ-1 (начальник управления т. Дроздов) и не принято государственной ко­ миссией. Каждый вечер у нас в комнатах гаснет свет, ибо кабель до сих пор не проложен, и приходится пользо­ ваться временной электролинией. Вот и встает перед нами выбор: ли­ бо сидеть в темноте, либо раньше времени ложиться спать. До сих пор не приведена в поря­ док отопительная система. На днях в корпусе отключили во­ ду, перестал работать санузел. Те­ перь мы не имеем возможности даже умыться. В общежитии нет красно­ го уголка, радио. Нужно принять срочные меры, чтобы устранить беспорядки в обще­ житии. А. ЗВЕРЕВ , А. САФОНОВ, Ю. СМИРНОВ , Л . М О С Я КИН и др. рабочие монтажного участка «Союзкислородмонтаж», всего 22 подписи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz