Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
1 ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Н И Н С К О Е № Ш Ш Ш Я з н а м я ОРГАН Л И П Е Ц К О Г О ОБЛАСТНО ГО И ГО РОДС КО ГО КОМ И ТЕТОВ КПСС , ОБЛАСТНО ГО И ГО РОДС КО ГО СОВЕТОВ ДЕП УТА ТО В Т Р УД ЯЩ И ХС Я . Гол издания 9-й I Ц е н т р а л ь н ы й К о м и т е т п а р т и и в ы р а ж а е т у в е р е н н о с т ь , ч т о ! № 276 (2560) | о с у щ е с т в л е н и е п е р е с т р о й к и п а р т и й н о г о р у к о в о д с т в а п р о м ы ш - I л е н н о с т ь ю , с т р о и т е л ь с т в о м и с е л ь с к и м х о з я й с т в о м н а й д е т ] п о л н у ю п о д д е р ж к у и о д о б р е н и е в с е й п а р т и и , в с е г о н а р о д а ! и я в и т с я в а ж н ы м с р е д с т в о м в о б е с п е ч е н и и у с п е ш н о г о в ы п о л - I н е н и я в е л и к о й П р о г р а м м ы с т р о и т е л ь с т в а к о м м у н и з м а , п р и н я т о й X X I I с ъ е з д о м К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и С о в е т с к о г о С о ю з а . СУББОТА 24 НОЯБРЯ 1962 г. Цена 2 коп. И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е С О О Б Щ Е Н И Е о П л е н у м е К о м м у н и с т и ч е с к о й о г о К о м и С о в е т с к о г о 23 н о я б р я 1962 г о д а н а П л е н у м е Ц е н т р а л ь н о го К о м и т е т а К П С С п р о д о л ж а л о с ь о б с у ж д е н и е д о к л а д а т о в а р и щ а Н . С. Х р у щ е в а « Р а з в и т и е э к о н о м и к и С С С Р и п а р т и й н о е р у к о в о д с т в о н а р о д н ы м х о з я й с т в о м » . Н а у т р е н н е м з а с е д а н и и в ы с т у п и л и т о в а р и щ и : Т . И . С О К О Л О В (п е р в ы й с е к р е т а р ь Ц е л и н н о г о к р а й к о м а К П К а з а х с т а н а ) , В . Э. Д Ы М Ш И Ц ( з а м е с т и т е л ь П р е д с е д а те л я С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р , п р е д с е д а т е л ь Г о с п л а н а С С С Р ) , К . К . Н И К О Л А Е В (п е р в ы й с е к р е т а р ь С в е р д л о в с к о го о б к о м а К П С С ) , В . Н . К У Л И К О В ( д и р е к т о р с о в х о з а « П а х т а -А р а л » , К а з а х с к а я С С Р ) , П . Е. С А Б Л Е В ( д и р е к т о р Х а р ь к о в с к о г о т р а к т о р н о г о з а в о д а им . О р д ж о н и к и д з е ) . Н а э т о м о б с у ж д е н и е д о к л а д а т о в а р и щ а Н . С. Х р у щ е в а з а к а н ч и в а е т с я . С з а к л ю ч и т е л ь н ы м сл о в ом н а П л е н у м е Ц К К П С С в ы с т у п и л П е р вы й с е к р е т а р ь Ц К К П С С , П р е д с е д а т е л ь С о в е та М и н и с т р о в С С С Р т о в а р и щ Н . С. Х Р У Щ Е В . П л е н у м Ц К К П С С е д и н о гл а с н о п р и н я л П о с т а н о в л е н и е по д о к л а д у т о в а р и щ а Н . С. Х р у щ е в а « Р а з в и т и е э к о н о м и к и С С С Р и п а р т и й н о е р у к о в о д с т в о н а р о д н ы м х о з я й с т в о м » . Н а в е че рн ем з а с е д а н и и П л е н у м Ц К К П С С р а с с м о т р е л о р г а н и з а ц и о н н ы е в о п р о сы . П л е н у м и з б р а л т о в . Еф р ем о в а Л . Н . к а н д и д а т о м в чл е ны П р е з и д и у м а Ц К К П С С . П л е н у м перевел и з к а н д и д а т о в в ч л е ны Ц К К П С С т о в а р ищ е й П о л я к о в а В . И . и Р у д а к о в а А . П . П л е н у м Ц К К П С С и з б р а л : — с е к р е т а р е м Ц К К П С С то в . Р у д а к о в а А . П .— п р е д с е д а т е л я Б ю р о Ц К К П С С п о п р о м ы ш л е н н о с ти и с т р о и т е л ь с т в у ; п а р т и и ц — с е к р е т а р е м Ц К К П С С т о в . П о л я к о в а В . И . — пр е д се д а те л я Б ю р о Ц К К П С С т е т а С о ю з а К о м и с с и и по о р г а н и з а ц и о н н о - п а р т и й но с е л ь с к о м у х о * з я и с т в у ; — с е к р е т а р е м Ц К К П С С то в . А н д р о п о в а Ю . В . ; — с е к р е т а р е м Ц К К П С С то в . Т и т о в а В . Н .— п р е д се д а те л я ны м в о п р о с а м п р и Ц К К П С С . С е к р е т а р ь Ц К К П С С то в . Д е м и ч е в П . Н . у т в е р ж д е н пр е д с е д а те л ем Б ю р о Ц К К П С С по х и м и ч е с к о й и Л е г к о й п р о м ы ш л е н н о с т и . С е к р е т а р ь Ц К К П С С то в . И л ь и ч е в Л . Ф . у т в е р ж д е н п р ед сед а тел ем и д е о л о ги ч е с к о й К о м и с с и и п р и - Ц К К П С С . С е к р е т а р ь Ц К К П С С то в . Ш е л е п и н А . Н . у т в е р ж д е н пр ед с е д а те л ем К о м и т е т а П а р т и й н о - Г о с у д а р с т в е н н о го К о н т р о л я Ц К К П С С и С о ве та М и н и с т р о в С С С Р . В с в я з и с о б р а з о в а н и е м К о м и т е т а П а р т и й н о - Г о с у д а р с т в е н н о г о К о н т р о л я П л е н у м Ц К р еш и л п р е о б р а з о в а т ь К о м и т е т П а р т и й н о г о К о н т р о л я п р и Ц К К П С С в П а р т и й н у ю К о м и с с и ю п р и Ц К К П С С . П р е д с е д а те л е м П а р т и й н о й К о м и с с и и у т в е р ж д е н то в . Ш в е р н и к Н . М . , п е р вы м з ам е с ти т е л ем пр ед с ед а тел я — т о в . С е р д ю к 3 . Т . П л е н у м Ц К К П С С з а к о н ч и л св ою р а б о т у . 0 РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СССР И ПЕРЕСТРОЙКЕ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ К П С С п о д о к л а д у т о в а р и щ а Н . С . Х Р У Щ Е В А , п р и н я т о е 2 3 н о я б р я 1 9 6 2 г о д а зоектно-конструкторских организаций рассредоточено по сов- формы организации нового общества и управления социалиста- Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии хозам, министерствам и ведомствам, что затрудняет проведе- ческой экономикой. Ппяетг.когп Готам ппетянпвпяет: П о с т а н о в л е н и е П л е н у м а Ц К Пленум Центрального Комитета КПСС отмечает, что за истекший после XXII съезда КПСС год наша страна достигла больших успехов как во внутренней жизни, так и на между народной арене. Решения съезда, новая Программа партии явились мощным ускорителем общественного развития, акти визировали борьбу трудящихся масс за мир, демократию и со циализм. Исторические решения XXII съезда КПСС вызвали новый подъем творческой активности советского народа. Осуществляя эти решения, партия добилась дальнейшего повышения аван гардной роли коммунистов, расширила и укрепила связи с трудящимися, обогатилась новым опытом политического ру ководства массами. Рабочие, колхозники, советская интеллигенция своим тру дом умножают богатства нашей Родины, укрепляют ее эконо мическое могущество и обороноспособность, активно борются за выполнение семилетнего плана. Промышленность Советского Союза по выпуску валовой продукции выполнила план четырех лет семилетки на 104,5 процента. Прирост продукции промышленности за 1959— 1962 годы составит 45 процентов вместо 39 процентов по контрольным цифрам. Сверх задания будет произведено про мышленной продукции на 28 миллиардов рублей. 1 Широко развернулось капитальное строительство. Общин объем государственных капитальных вложений за 1959—1962 годы достигнет 107 миллиардов рублей и будет почти на шесть миллиардов рублей больше, чем предусматривалось по семи летнему плану на эти годы. За последние годы осуществлены крупные меры по даль нейшему подъему сельскохозяйственного производства. Несмот ря на неблагоприятные климатические условия в ряде районов страны, в 1962 году произведено зерна девять миллиардов пудов. Заготовки хлеба превышают 3.4 миллиарда пудов, или на 270 миллионов пудов больше, чем в прошлом году. Партия, как и прежде, уделяла большое внимание подъему благосостояния трудящихся. Увеличился выпуск товаров на родного потребления, перевыполнен план товарооборота. В больших масштабах ведется жилищное строительство. За че тыре года семилетки в городах и рабочих поселках введено в действие жилых домов общей площадью 325 миллионов квад ратных метров, или 8,8 миллиона новых квартир, в сельской местности построено 2 миллиона 400 тысяч жилых домов. За последний период, особенно после XX съезда КПСС, партия провела большую работу по устранению недостатков в руководстве экономикой и совершенствованию управления на родным хозяйством на основе ленинских принципов. Жизнь полностью подтвердила правильность ленинского курса партии, ее Центрального Комитета. Советы народного хозяйства, колхозно-совхозные производственные управления— это такие формы хозяйственного руководства, которые соответ ствуют современному уровню социалистической экономики. Принятые партией меры по улучшению руководства народ ным хозяйством положительно сказываются на успешном вы полнении семилетнего плана. XXII съезд КПСС выдвинул в качестве одной из первооче редных и важнейших задач партии дальнейшее улучшение руководства народным хозяйством. Теперь необходимо приве сти в соответствие с требованиями времени также и партий ное р у ко в о д с т в о промышленностью, строительством и сельским хозяйством. В условиях развернутого коммунистического строительства, когда роль партии неизмеримо возрастает, ор ганизационная перестройка руководства народным хозяйством имеет большое политическое значение. В наше время от партии требуется не только умение во время дать правильный лозунг, но и со знанием дела повсе дневно и конкретно руководить производством, развитием про мышленности, сельского хозяйства, всех отраслей экономики. Темпы развития народного хобяйства страны зависят глав ным образом ог трудовых усилий миллионов, от умения орга низовать претворение в жизнь политики партии, планов хозяй ственного строительства. Однако сложившиеся ранее организационные формы руко водства народным хозяйством, которые в свое время сыграли положительную роль, не позволяют ныне более планомерно и конкретно заниматься всеми отраслями промышленности и сельского хозяйства, своевременно принимать эффективные меры по устранению имеющихся недостатков, порождают де кларативность и кампанейщину в руководстве хозяйством, ме шают правильной расстановке партийных кадров, лучшему ис пользованию их знаний и опыта. Чтобы преодолеть указанные недостатки и улучшить руко водство народным хозяйством, необходимо перейти к производ ственному принципу построения руководящих органов партии снизу доверху. Построение партийных органов по производственному прин ципу даст возможность обеспечить более конкретное и плано мерное руководство промышленностью, строительством и сель ским хозяйством, сосредоточить главное внимание на произ водственных вопросах. Такая перестройка поможет активизи ровать все стороны деятельности партии, еще теснее свяжет организационную и идеологическую работу с задачами созда ния материально-технической базы коммунизма и воспитания нового человека. Создание материально-технической базы коммунизма тре бует ускорения темпов технического прогресса. В настоящее время руководство большей частью научно-исследовательских и пр - и нар ние единой технической политики в отраслях народного хозяй ства, тормозит внедрение новой техники. Пленум ЦК КПСС считает необходимым перестроить руковод ство научно-исследовательскими и конструкторскими органи зациями, ликвидировать параллелизм и разобщенность в их дея тельности, осуществить меры по централизации руководства технической политикой. Пленум ЦК КПСС обращает внимание партийных, советских и хозяйственных органов на существенные недостатки в органи зации промышленного, жилищного и культурно-бытового строи тельства. Некоторые совнархозы, Госпланы союзных республик, местные партийные органы часто предпринимают строительство новых объектов, не сообразуясь с общегосударственными инте ресами, без учета возможности обеспечения их проектами, мате риалами, рабочей силой, оборудованием, распыляют средства по многочисленным стройкам. В проектировании и строительстве допускаются излишест ва, крайне медленно внедряются современные типовые проек ты. .Деятельность строительных проектных организаций по- настоящему не направляется и не координируется. Многие проектные институты работают замкнуто, плохо связаны с другими проектными организациями и научно-исследователь скими институтами. Госстрой СССР не занимает ведущего по ложения в организации строительного проектирования. Для устранения этих крупных недостатков необходимо упорядочить проектирование строительства, улучшить руко водство делом капитального строительства со стороны партий ных организаций. Пятилетний опыт деятельности советов народного хозяй ства показал, что крупные совнархозы более квалифицирован но управляют отраслями промышленности, обладают большими возможностями для маневрирования материально-техническими ресурсами, располагают лучшими условиями для конпентра- ции, специализации и кооперирования производства. Теперь нужно сделать новый шаг в укрупнении совнархозов, чтобы еще полнее использовать возможности и преимущества социа листического строя. Расширение масштабов народного хозяйства, быстрый про гресс науки и техники требуют еще большего повышения на учного уровня планирования. Однако работа Госплана, Гос- экономсовета и других плановых органов во многом не соот ветствует требованиям современного этапа развития эконо мики нашей страны. Хозяйственные планы не всегда основаны на тщательных экономических расчетах и исследованиях, темпы развитая от дельных отраслей и экономических районов определяются по сложившимся пропорциям, не учитывается необходимость уско ренного роста наиболее перспективных отраслей промышленно сти, таких, например, как химия, электроника. В соответствии с требованиями Программы КПСС необходи мо улучшить дело •планирования народного хозяйства, завер шить начатую ранее перестройку работы плановых органов. Пленум ЦК КПСС обращает внимание вбех партийных ор ганизаций. государственных, хозяйственных органов, профсою зов, комсомола и других общественных организаций на необхо димость дальнейшего развития демократических принципов участия трудящихся в управлении производством, правильного сочетания единоначалия с широким привлечением масс к уп равлению предприятиями и стройками. В период развернутого строительства коммунистического общества неизмеримо возрастают роль и значение партийного, государственного и общественного контроля. Принятые парти ей за последние годы меры по ликвидации последствий культа личности позволили несколько улучшить работу контрольных органов. Однако организационная структура партийного и го сударственного контроля в ее ленинском понимании еше не полностью восстановлена. Крупные недостатки в организации контроля серьезно от ражаются на ходе нашего хозяйственного и культурного строи тельства. Органы государственного контроля еще слабо прове ряют выполнение важнейших директив партии и правительст ва, плохо ведут борьбу с очковтирательством, хищениями, взя точничеством, бюрократизмом, волокитой и другими отрицатель ными явлениями, чуждыми природе социалистического строя. Пленум ЦК КПСС считает, что осуществление новых мер по улучшению партийного руководства народным хозяйством, совершенствованию хозяйственного управления в промышлен ности и строительстве, созданию единого партийно-государст венного контроля в стране сыграет важную роль в подъеме на родного хозяйства, в решении главной задачи партии — даль нейшем улучшении народного благосостояния, удовлетворении материальных и духовных потребностей трудящихся Совет ского Союза. Исходя из общей линии партии на сокращение аппарата управления, улучшение его деятельности, 4Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что осуществление коренной перестройки рабо ты партийных, советских, хозяйственных органов не только не увеличит численность работников аппарата, но, наоборот, приведет к его уменьшению и сокращению расходов на содер жание аппарата. Советский народ, которому выпала честь первым прокла дывать путь к к о м м у н и з м у , накопил большой опыт хозяйствен ного строительства. Осуществляя перестройку руководства на родным хозяйством, Коммунистическая партия исходит из ле нинских указаний о необходимости постоянно совершенствовать В области партийного руководства народным хозяйством: 1. Одобрить разработанные Президиумом ЦК КПСС и изло женные в докладе товарища Н. С. Хрущева на настоящем Пленуме ЦК мероприятия по перестройке партийного руковод ства народным хозяйством. 2. Признать необходимым реорганизовать руководящие орга ны партии снизу доверху, положив в основу производственный принцип, и таким путем обеспечить более конкретное руко водство промышленным и сельскохозяйственным производством. Образовать в пределах ныне существующего края, области, как правило, две самостоятельные партийные организации: — краевую, областную партийную организацию, объединя ющую коммунистов, работающих в промышленности, строитель стве, на транспорте, в учебных заведениях и научно-исследо вательских институтах, проектных, конструкторских органи зациях и других учреждениях, обслуживающих промышленное производство и строительство: — краевую, областную партийную организацию, объеди няющую коммунистов, работающих в колхозах и совхозах, опыт ных станциях, в сельскохозяйственных учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, на предприятиях, пере рабатывающих сельскохозяйственное сырье, в заготовительных и других учреждениях и организациях, связанных с сельско хозяйственным производством; В краевой, областной партийной организации соответствен но иметь: —- краевой, областной комитет партии по руководству про мышленным производством; — краевой, областной комитет партии по руководству сель скохозяйственным ПРОИЗВОДСТВОМ. 3. В целях улучшения руководства народным хозяйством признать целесообразным образование в Центральном Комитете КПСС, в ЦК компартий союзных республик Бюро ЦК по руко водству промышленным производством и Бюро ЦК по руковод ству сельскохозяйственным производством. Для решения вопросов общереспубликанского значения и ко ординации деятельности отраслевых бюро избирать в Централь ных Комитетах компартий союзных республик Президиум ЦК, 4. Считать целесообразным иметь производственные колхоз но-совхозные управления, образуемые на основе укрупнения ныне существующих сельских районов, и создание партийных комитетов производственных управлений взамен сельских рай комов партии. Для руководства партийными организациями предприятий и строек, расположенных на территории вновь образуемых сель ских производственных управлений, где нет горкомов партии, иметь зональные (кустовые) промышленно-производственные партийные комитеты. , 5. Установить, что вновь созданные партийные органы по. руководству промышленным производством и сельскохозяйют- , венным производством во всей своей деятельности руководст вуются соответствующими положениями Устава КПСС о крае вых и областных парторганизациях, а партийные комитеты про изводственных колхозно-совхозных управлений—положениями Устава КПСС о городских и районных партийных организациях, •6. Для избрания новых руководящих партийных органов провести в декабре 1962 года и в январе 1963 года конферен ции партийных организаций производственных колхозно-совхоз ных управлений, а также городские, районные в городах, об ластные и краевые конференции промышленных и сельскохо зяйственных партийных организаций. II. В области хозяйственного управления промышленностью, строительством и планирования: 1. В целях проведения единой технической политики в на родном хозяйстве признать целесообразным перестроить руко водство научно-исследовательскими и конструкторскими орга низациями. Для этого: а) передать ведущие научные, проектные и конструкторские институты, конструкторские бюро заводов с опытными и экспе риментальными базами в ведение государственных комитетов Совета Министров СССР по отраслям промышленности: б) возложить на государственные комитеты ответственность за внедрение новой техники и технологии в производстве, за технический уровень развития данной отрасли и специализа цию промышленного производства; в) обязать государственные комитеты по отраслям промыш ленности специализировать научно-исследовательские, проект ные .и конструкторские организации на создании определенных типов машин и оборудования с максимальной унификацией уз лов и деталей; г) учитывая размах капитального строительства в стране и необходимость коренного улучшения руководства этим делом, более быстрого перехода на строительство по типовым проектам, реорганизовать Госстрой СССР в союзно-республиканский ор ган, подчинить ему проектные и научно-исследовательские ою- ганизации в области строительства, кроме проектных организа ций министерств энергетики и электрификации и транспортно го строительства, и возложить на Госстрой ответственность за проведение технической политики в области капитального стро ительства и утверждение титульных списков. 2. Считать целесообразным выделить строительные органи зации из ведения совнархозов. Создать самостоятельные строи тельные организации или объединения в республиках и эконо мических районах, оставив за совнархозами функции заказчика. 3. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по координации научно-исследовательских работ ипре зидиуму Академии наук СССР совместно с советами министров союзных республик разработать предложения по улучшению деятельности Академии наук СССР и академий наук союзных республик, имея в виду сосредоточить научные силы на реше нии коренных задач, непосредственно связанных с развитием производства, 4. Одобрить меры, изложенные в докладе товарища Н. С. Хрущева, по дальнейшему укрупнению советов народного хо зяйства с учетом экономической общности отдельных районов. 5. В связи с укрупнением сО'вяархивов и предприятий по ручить Совету Министров СССР: а) пересмотреть' правовое положение совнархозов, преду смотрев. чтобы совнархозы были наделены широкими права ми, ограждены от мелочной опеки, могли проявлять большую самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, в ис пользовании резервов увеличения промышленногопроизводства, б) разработать и представить на утверждение Верховного Совета СССР проект закона о социалистическом предприятии, имея в виду дальнейшее расширение прав директоров пред приятий, руководителей строительных организаций и более активное участие трудящихся в управлении производством. 6. В интересах улучшения перспективного планирования развития народного хозяйства страны и руководства реализа цией планов по годамнеобходимо осуществить более четкое раз граничение функций между центральными плановыми органами, В этих целях передать функции Госплана СССР, осуществ ляющего ныне реализацию перспективных планов по годам, новому органу—Совету Народного Хозяйства СССР (СИХ СССР), придав ему необходимые распорядительные функции. Преобразовать Гооэкономеовет в Госплан СССР, возложив на него перспективное планирование. III. В области партийно-государственного контроля: 1. Реорганизовать систему контроля в стране, положив в ее основу ленинское указание о соединении партийного и го сударственного контроля, создании системы единого постоянно действующего контроля с участием в нем широких масс тру дящихся. 2. Образовать единый орган партийного и государственно го! контроля — Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие орга ны на местах. Считать важнейшей задачей органов партийно-государст венного контроля оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, в организации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством, в соблюдении партийной и государственной дисциплины и социалистической законности. 3. Преобразовать ныне действующий Комитет Партийного Контроля при ЦК КПСС в Парткомиссию при ЦК КПСС, воз ложив на нее обязанность рассмотрения апелляций на реше ния ЦК компартий союзных республик, краевых и областных комитетов партии об исключении из КПСС л партийных взы сканиях. 4. Считать нецелесообразным сохранение в дальнейшем Комиссии Государственного Контроля Совета Министров СССР и ее органов на местах. * * * Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что перестройка партий ного руководства народным хозяйством по производственному принципу создает благоприятные условия для быстрейшего претворения .в жизнь решений XXII съезда КПСС о развитии промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяй ства и- подъема жизненного уровня народа. Сейчас наша Родина находится на пороге пятого года се милетки, когда советскому народу предстоит взять новые ру бежи в промышленности и сельском хозяйстве, во всех от раслях экономики. Центральный Комитет КПСС призывает ра бочих, колхозников, инженерно-технических работников, всех трудящихся, коммунистов и беспартийных своим самоотвер женным трудом обеспечить выполнение народнохозяйственно го плана 1963 года и тем самым сделать новый крупный шаг на пути строительства коммунизма. Центральный Комитет партии выражает уверенность, что осуществление перестройки партийного руководства промыш ленностью. строительством и сельским хозяйством найдет полную поддержку и одобрение всей партии, всего народа и явится важным средством в обеспечении успешного выполне ния великой Программы строительст ва коммунизма, принятой XXII съездом Коммунистической партии Советского Союза,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz