Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
20 ноября 1962 г., >8 272 (2556) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 7 т о в а р и щ а Н . С . Х р у щ е в а ядохимикатов, растровых веществ, различных аиахимичеокях Д о к л а д (Продолжение. Начало на 1-й—6-й стр.). не стараться подменять научные учреждения и поучать дру гих. Если мы будем поучать, если будем земной агротехникой командовать с Луны, тогда нам не нужны научные учрежде ния, а нужны администраторы. Но такой, с позволения ска зать, «метод» руководства высмеян еще до нашего рождения русским писателем Салтыковым-Щедриным. Товарищи! Наша страна за истекшие годы добилась из вестных успехов в развитии зернового хозяйства. С освое нием целинных земель и расширением посевов кукурузы мы резко увеличили производство и заготовки зерна и обеспечили более полное удовлетворение потребностей страны в хлебе. Но надо трезво оценивать обстановку, видеть серьезные измене ния в экономике. Потребности в зерне настолько выросли, что если мы сегодня остановимся на достигнутом уровне, то завтра встретимся г большими трудностями. Поэтому партия должна осуществлять твердый курс на увеличение производства и заготовок зерна. В Записке в Президиум ЦК уже изложены те задачи, ко торые нам предстоит решить в зерновом Хозяйстве. Современ ный этап развития страны настоятельно требует, чтобы мы поставили и осуществили общепартийную и общегосударствен ную задачу —>довели заготовки зерна в 1963 году до 4 мил лиардов 200 миллионов — 4 миллиардов 500 миллионов пу дов, а в последующие два-три года — до 5 миллиардов пу дов. Возможно ли взять такой рубеж? Да, возможно, хотя и нелегко это сделать. % 'У Какой будет доля республик в общегосударственных за купках зерна? Российская Федерация — 2.500—2.600 миллионов пудов. Казахстан — 950 миллионов — 1 миллиард пудцв Украина — 700— 800 миллионов пудов Молдавия — 35—40 миллионов пудов Белоруссия — 25— 30 миллионов пудов Разумеется, и другие республики — Узбекистан, Грузия, Азербайджан, Литва, Латвия, Киргизия, Таджикистан, Арме ния, Туркмения, Эстония обязаны внести определенный вклад, отвечающий их возможностям. За счет чего колхозы и совхозы могут получить дополни тельное количество хлеба? Прежде всего за счет лучшего использования земли, а также за счет повышения урожайно сти. После мартовского Пленума ЦК партийные организации, советские и сельскохозяйственные органы, руководители кол хозов и совхозов проведи известную работу по улучшению структуры посевных площадей. Было распахано несколько миллионов гектаров трав и засеяно пшеницей, рожью, горо хом, кукурузой, сахарной свеклой, ячменем. Эта работа про должалась и нынещней осенью. Колхозы и совхозы Российской Федерации, например, посеяли озимых культур на 4 миллиона гектаров больше, чем в прошлом году. Что это означает? Если взять средний урожай озимых 15 1 центнеров с гектара, то с указанной площади будет получено 360 миллионов пудов зерна. Большую часть этого зерна мож но считать товарным. Прибавьте такое количество хлеба к тому, что заготовлено в нынешнем году в Российской Федера ции. Это и будет примерно 2,5 миллиарда пудов. Но возможности Российской Федерации этим не ограничи ваются. Колхозы и совхозы республики могут распахать не сколько миллионов гектаров малопродуктивных трав и умень шить площади под чистыми павами и занять эти земли яровой пшеницей, горохом, ячменем и другими ценными культурами. Вот вам реальные возможности доведения закупок зерна в Российской Федерации до 2 миллиардов 500 миллионов — 2 миллиардов 600 миллионов пудов . Это расчеты возможностей, ч„, но для того, чтобы они стали реальностью, нужно настойчиво и упорно бороться. О том, какую роль может сыграть внедрение более ценных И’ урожайных культур, свидетельствуют многие факты. Осенью прошлого года колхоз «Победа» Вятско-Поляиского района Ки ровской области распахал часть многолетних трав и посеял рожь. Урожай ее составил 35 центнеров с гектара. В то же время на оставшейся площади многолетних трап колхоз со брал только цо 11 центнеров сена с гектара. Колхоз имени Лерина ь той же районе на землях, высвобожденных из-под многолетних трав, получил по 20 центнеров ржи с гектара, а сера многолетних трав собрано по 18 центнеров с гектара. Колхоз имени Советско-чехословацкой дружбы Т ульской области распахал часть многолетних трдв и носеял ячмень, Урожай ячмеря — 27 центнеров с гектара, а сена клевера на оставшейся плошали собрано по 20 центнеров с гектара. Каждому ясно, что получить 25—30 центнеров зерна гораздо выгоднее, чем собрать 15—20 центнеров сена. Между тем, в колхозах и совхозах все еще много земель занято многолетни ми травами и так называемыми чистыми парами. Надо засеять такие земли более продуктивными культурами. Сегодня — это важнейший резерв увеличения производства зерна и кормов для животноводства. Разумеется, какую-то часть трав нужно оставить. Люцерна и клевер колхозам и совхозам нужны, их г следует сохранить до разумного предела и принять меры к повышению урожайности. Я не имею в виду называть циФры “ сколько трав пред стоит распахать в той или иной республике и какими куль турами их заменить. Думаю, что ЦК компартий, советы мини стров республик, крайкомы и обкомы партии вместе с произ водственными управлениями, руководителями колхозов и совхозов, специалистами сельского хозяйства все это подсчи- Д тают, тщательно взвесят все возможности. Решая задачу увеличения производства зерна, мы долж ны сегодня приковать внимание партийных организаций, кол хозников, рабочих совхозов, специалистов и к другим важней шим вопросам сельского хозяйства. Большую задолженность перед народом имеют республики, производящие хлопок. Они идут ниже того уровня, который намечен семилетним планом. У нас ведутся работы по расширению площадей под хлоп чатник. строятся новые ирригационные сооружения. Но это лишь одно направление. Мы не можем рассчитывать, что рост производства хлопка будет идти только за счет освоения но вых земель. Необходимо обеспечить повышение урожайности на всех орошаемых землях, и здесь успех решает организа торская работа партийных организаций, деятельность произ водственных управлений, специалистов, ученых. К сожалению, на этом участке не все обстоит благополучно, Поэтому при равных условиях имеет место большая пестрота в урожайно сти. Одни колхозы и совхозы собирают хлотгка 30—50 цент неров с гектара, другие — 12—15 центнеров. Если такие колхозы и совхозы будут подтянуты Хотя бы до уровня сред них колхозов, получающих 25 центнеров хлопка с гектара, то на. тех же площадях, при тех же затратах труда, средств, ми- „ неральных удобрений мы могли бы увеличить сбор хлопка в пелом по стране до того уровня, который намечен семилетним планом. Нам важно увеличивать производство сахарной свеклы, подсолнечника, обратив особое внимание на повышение уро жайности этих культур. Следует всемерно поддержать инициа тиву колхозов и совхозов в расширении садов, ягодников. Нужно держать в центре внимания всей партии вопросы развития животноводства. Должны быть осуществлены меры по дальнейшему увеличению производства мяса и молока в Российской Федерации, на Украине, в Казахстане, в Белорус сии, Литве, Латвии, Эстонии — во всех республиках Совет ского Союза. Надо сказать, что в нынешнем году колхозы и совхозы не использовали своих возможностей. Не буду делать анализ по областям и республикам. Кто и как работал, вы знаете. Видимо, в каждой области и республике следует еще и еще раз изучить возможности увеличения производства го вядины, свинины, баранины, мяса птицы в зависимости от конкретных условий. Хотел бы обратить внимание на увеличение производства свинины. Выступая на Украине в декабре 1961 года, я гово рил о том, что многие колхозы и совхозы республики имеют возможность откормить и продать государству по одной свинье весом примерно сто килограммов на каждые два гектара паш ни. Украипцы поддержали это. Многие районы хорошо порабо тали* откормили и продали государству по одной свинье на два гектара, а лучшие хозяйства продали в среднем по одной свинье на гектар пашни. Но в целом республика еще далека от таких показателей. На 1 ноября колхозы и совхозы Украины откормили и про дали государству 6,2 миллиона свиней, или по одной свинье на 6 гектаров пашни. Это, конечно, не окончательный итог, до конца года будет откормлено и продано государству еще ка кое-то количество свиней. Но, товарищи украинцы, этого мало. Никак нельзя мириться с тем, что в республике есть колхозы и совхозы, которые откармливают по одной свинье на шесть, а то и на десять гектаров пашци. Свинина в условиях Украины — это прежде всего куку руза, сахарная свекла, горох. Будет кукурузное зерно, будет свекла — будет и мясо, и сало. Мне уже приходилось не раз говорить, что Украина может получить на площади 3 мил лиона гектаров цо 50 центнеров зерна кукурузы с гектара. Практика многих колхозов и совхозов, сотен и тысяч бригад подтверждает реальность этой задачи. Недавно в Центральный Комитет партии поступило письмо из колхоза /имени XXII съезда партии Бершадского района Винницкой области. Председатель колхоза тов. Кавун сообщает, что с пло щади тысяча гектаров колхозники собрали по 71 центнеру зерна кукурузы е гектара. Тов. Гиталов сообщил в Центральный Комитет партии, что колхоз имени XX съезда партии Новоукраинского района Ки ровоградской области собрал по 60 центнеров зерна кукурузы с гектара на площади 1080 гектаров. Колхоз «Заря комму низма» Новоархангельского района той же Кировоградской области с 1400 гектаров собрал по 63 центнера зерна кукуру зы с гектара. Колхоз имени Димитрова Компанеевекого района Кировоградской области — председатель т§в. Ветер — с пло щади тысяча гектаров получил по 67 центнеров зерна. И не только отдельные колхозы, но целые районы и даже области Украины идут к тому, чтобы взять рубеж урожайно сти в 50 центнеров зерна кукурузы с гектара. Бершадский район Винницкой области с площади в 14 тысяч гектаров по лучил по 49 цертцеров зерна с гектара; Черцигорекая область собрала по 39,6 центнера зерна кукурузы с гектара. Но рядом с передовыми колхозами и совхозами, которые получают по 60—70 центнеров, есть и такие, рто снимает только 20—25 центнеров зерна кукурузы . Хмельницкая область, например, в нынешнем году собрала только по 22,5 центнера зепна кукурузы с гектара. Между тем, в той же Хмельницкой области колхоз «Украина» Городокекего района, председатель тов. Ткачук, получил в этом году по 60 центне ров зерна кукурузы с площади 230 гектаров. Таковы Факты. Опыт вынашивания кукурузы на Украине еетр, и опыт замечательный, но, как видно, организаторская работа но внедрению этого опыта в производство серьезно от стает. В одном ряду с кукурузой на Украине и во многих других районах страны стоит сахарная свекла — эта могучая куль тура. Она призвана сыграть большую роли в обеспечении скота кормами, в увеличении производства мяса и молока. Мне было особенно приятно нынешней осенью вйесте е това рищами побывать в подмосковном совхозе имени Тельмана и видеть там замечательную сахарную свеклу. Несмотря на суровые условия, сложившиеся в Московской области, совхоз с^площади 34 гектара собрал по 380 центнеров корней и по 250 центнеров ботвы с гектара, а в среднем со всей площа- ди коллектив совхоза снял по 196 центнеров корней сгектара. Могут сказать, что в совхозе имени Тельмана хорошие поймен ные земли. Но мы видели в Горках Ленинских, в хозяйстве, где работает академик Т. Д. Лысенко, прекрасную сахарную свеклу на тяжелых глинистых почвах, правда хорошо удоб ренных. Околвко бы вы думали подучили здесь свеклы? По 523 центнера корней с гектара! И это, товарищи, в условиях неблагоприятного лета. Расширяя посеры и повышая урожайность сахарной свек лы, колхозы и совхозы на этой основе могут развивать СВИ НОВОДСТВО И молочно-мясное ЖИВОТНОВОДСТВО, Центральный Комитет партии ставит перед работниками сельского хозяйства новые большие задачи- Б ртих условиях нужно еще выше поднять ответственность всех кадров за вы полнение решений партии. У нас есть работники, которые охотно приветствуют принятые постановления, но проявляют безответственность и беспомощность, когда эти решения надо претворять в жизнь. Около двух лет назад на совещании ра ботников сельского хозяйства в Ростове-на-Дону был поднят вопрос о создании специализированных молочных совхозов вокруг крупных городов и промышленных центров. Централь ный Комитет партии исходил из того, что нельзя вести молоч ное хозяйство ио-кустарному, нельзя во всех корцах области или республики собирать молоко для снабжения города. Были сделаны расчеты, на примере города Ростова-на-Дону показа но, какое количество совхозов следует иметь, сколько в них должно быть коров , какой будет кормовая база. Эти предложения нашли поддержку. Были приняты соот ветствующие решения. Црошло около двух лет. Но в органи- зации молочного хозяйства Ростовской области мало что изме нилось. По-нрржнему молоко везут в город со всех районов- Так называемые молочные совхозы отличаются от других хозяйств только своим названием. Они еще имеют мало коров, низкий уровень механизации. Совхоз имени Карла Маокс-а Аксайского района имеет 12 коров на сто гектаров земли. Коровы содержатся на привязи. 880 коров до сих пор доится вручную. И таких совхозов немало. Знают ли Ростовский обком и облисполком о таком поло жении с молочными совхозами? Видимо, знают. Тогда возни кает вопрос, почему допускается такое безответственное от ношение к общепартийному делу? вБюро ЦК КПСС по РСФСР не должно мириться с подоб ной безответственностью, Надо на деле бороться за претворе ние в жизнь решений Центрального Комитета партии, Я го ворю о Ростове-на-Дону. Но то же самое можно сказать о некоторых молочных совхозах под Москвой, Ленинградом, До нецком, Днепропетровском и некоторыми другими крупными городами. Несколько слов о работе специализированных совхозов по производству картофеля и овощей. Курс, взятый партией на создание такого типа хозяйств вокруг крупных городов и про мышленных центров, оправдал себя. Интересы дела требуют, чтобы задачи обеспечения населения городов и промышленных центров картофелем и овощами решались с большей целе устремленностью. О чем говорят уроки нынешнего года? Совхозы и колхозы Московской области не выполнили своих обязательств по завозу картофеля в город Москву. Из плана 230 тысяч тонн они дали 111 тысяч тоин, или менее половины. Это могло создать трудности в снабжении Москвы картофелем, К рере- дине октября при плане 520 тысяч тонн в столицу было за везено 255 тысяч тони картофеля. Пришлось в спешном по рядке доводить дополнительные задания другим областям, и план завоза картофеля сейчас дочти выполнен. Но разве можно так вести дело, ставить под угрозу снаб жение Москвы и других крупных городов и промышленных центров картофелем, разве можно рассчитывать на аврал? Думаю, что Московская область с ее климатическими услови ями вряд ли гарантирует обеспечение населения столицы собственным высококачественным картофелем. В Московской области надо более Интенсивно развивать молочное животно водство. А производство картофеля для Москвы и других го родов и промышленных центров организовать в специализи рованных совхозах и колхозах Тульской, Рязанской, Орлов ской, Курской, Белгородской, Брянской, Черниговской, Сум ской и некоторых других областей. Что касается производства овощей для Москвы, Ленин града, Свердловска и некоторых других крупных городов, то надо иметь хозяйства-дублеры в других областях. Тогда, на случай ненастного года, каким оказался, например, для Под московья 1962 год, будет гарантия в бесперебойном снабже нии населения городов и промышленных центров овощами. Об этом я уже писал в записке в Президиум ЦК КПСС и считаю необходимым доложить эти предложения Пленуму ЦК. Мартовский Пленум Центрального Комитета партии раз работал стройную и, как мне кажется, хорошую систему уп равления сельским хозяйством.. Для непосредственного руко водства колхозами и совхозами созданы производственные уп равления. Министерство сельского хозяйства освобождено от административно-канцелярской работы. Ему предоставлена возможность сосредоточить все свои силы на вопросах разви тия науки, внедрения в производство научных достижений и передового опыта. Что должно быть показателем деятельности Министерства сельского хозяйства, чем оно должно отчитываться перед пар тией и народам за результаты своей работы? Оно должно от читываться эффекщ1вно!стью работы научных учреждений, ка чеством научных открытий и предложений ДЛЯ внедрения в практику. Оно должно отчитываться тем, как внедряются до стижения науки в практику, какой эффект дает то или иное научное открытие при внедрении его в производство. Эю — главная задача нашей науки, а следовательно, Министерства сельского хозяйства СССР и министерств сельского хозяйства республик. Показателем работы Министерства сельского хозяйства должно бьггь хорошо поставленное семеноводство цо зонам страны, уровень селекции, племенного дела, развитие гибри дизации в растениеводстве, в животноводстве, в птицеводст ве. Министерство сельского хозяйства должно нацра.вить свои усилия на развитие и внедрение химии в сельское хозяйство — более эффективных минеральных удобрений, гербицидов, Товарищи! При рассмотрении вопроса об организационной перестройке партийного руководства народным хозяйством не обходимо уделить особое внимание улучшению и совершенст вованию партийного, государственного и общественного конт роля. XXII съезд поручил Центральному Комитету разработать и провести в жизнь практические меры в этом направлении. Наши успехи в коммунистическом строительстве были бы Проверять людей, проверять В. И. Ленин спервых дней создания Советского государства придавал огромное значение организации контроля и проверки исполнения сверху донизу. «Проверять людей и проверять фактическое исррлнение дела, — говорил Ленин, — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики». (Соч., том 33, стр. 200). Владимир Ильич возлагал на партийный и государствен ный контроль высокие и ответственные задачи. В своих рабо тах «Как нам реорганизовать рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше», которые были созданы в последний период жизни и адресованы ХЦ съезду партии, Б. И. Ленин всесторонне разра ботал принципы организации контроля вСоветском государстве. Основу этих принципов составляла идея о необходимости соединения партийного и государственного контроля, что пе том и было осуществлено партией путем объединения цент ральной контрольной комиссии и рабоче-крестьянской ин спе к ции (ЦКК—РКЙ). «...Я связываю в своих мыелях,—указывал Владимир Иль ич, — общий план нашей работы, нашей политики, нашей тактики, нашей стратегии с задачами реорганизованного раб- крина. Вот в чем для меня состоит оправдание тех исключи тельных забот, того исключительного внимания, которое мы должны уделять рабкицру, поставив его на исключительную выеоту...» (Соч., том 33, сттр. 459). В ленинских трудах определены сущность и задачи контро ля, как важнейшего постоянно действующего принципа поли тики партии, ее деятельности по строительству нового обще ства. По мысли Ленина контроль — не чрезвычайная мера, он должен быть постоянным, опираться на трудящихся и слу жить верным орудием партии и государства в совершенство вании всего механизма управления. По мере усложнения хо зяйственной жизни и гигантского развития производительных сил воль массового контроля все время возрастает. Под руководством Лещина в нашей стране была создана стройная система партийно-государственного контроля во главе с ТЩК—РЕИ. В организации контроля принимали актив ное участие широкие массы трудящихся. Это была самая де мократическая система контроля, подобной которой не знало ни одно государство в мире. Она была острым оружием в руках партии и государства в борьбе против бюрократов и волокитчиков, злоупотребления властью, против тунеядцев и расхитителей народного добра. Вся работа органов контроля предавалась широкой гласности через печать, и враги социализма, тунеядцы и бюрократы трепетали перед этой великой силой революционной общест венности. Ленинский принцип организации партийно-государственного контролд был грубо нарушен Сталиным. В период культа лич ности замечательная система контроля, вложившаяся в первые годы Советской власти, была фактически опрокинута и замане на бюрократическим контрольным аппаратом, оторванным от масс. Такой подход к партийному и государственному контролю не был случайностью. Еще при жизни Ленина выявились не правильные взгяды Сталина на роль и значение контроля, ко торые противоречили ленинским принципам. В этой связи сле дует напомнить весьма важный документ — письмо В. И. Ле нина от 24 января 1920 года по поводу проектов директив об организации контроля, подготовленных с участием Сталина. Ленин предложил переработать проекты, поскольку в них ни чего не говорилось о привлечении к участию в контроле ши роких масс трудящихся. В письме В. И. Ленина была указана главная цель организации контроля — «всю трудящуюся мас су, и мужчин и женщин особенно, провести через участие в рабоче-крестьянской инспекции». (Соч., том 30, стр. 276). При жизни Ленина и в первые годы после его смерти дей ствовала ленинская система контроля. Позднее Сталин провел ряд мер, кототше на деле означали отказ от ленинских принци повконтроля. В 1934 году на XVII съезде партии попредложе нию Сталина, которое находилось в противоречии с указания ми Ленина о соединении партийного и государственного кон троля, вместо ЦКК—РКП—единого органа партийно-государ ственного контроля были- созданы два контрольных центра— Комиссия Партийного Контроля при ПК партии и Комиссия Советского Контроля при‘Совнаркоме СССР. , Таким образом, созданием двух контрольных центров был нарушен принцип единого партийно-государственного контроля. А именно этот нпинщш Ленин отстаивал в предложениях к XII съезду партии. Известно, что XII съезд партии единодушно одобрил ленинские идеи об организации единого партийно-го сударственного контроля, приняв по этому вопросу специаль ное решение, Сталиным был нарушен и другой важнейший ленинский принцип: о вовлечении широких масс трудящихся в работу ор ганов контроля. Положением о комиссии Советского Контроля (1934 год) фактически полностью отменялась существовавшая ранее разветвленная сеть групп содействия органам Госконт роля, а положением о наркомате Государственного контроля (1940 год) вообще не предусматривалось привлечение трудя щихся к участию в контроле. Бывший министр Госконтроля Мехлис в 1948 году издал приказ, который по сути дела изо лировал аппарат Госконтроля от других советских организаций и учреждений. В этом приказе говорилось; «Все ревизии я проверки производить только силами контролерского состава Министерства Госконтроля СССР и союзных республик. Запре щаю под каким бы то ни было предлогом привлекать для учас тия в каких-либо ревизиях и проверках работников других ор ганизаций». Вот как грубо была извращена ленинская идея об организации и методах работы органов контроля. В период культа личности, особенно когда начались мас совые репрессии, многие важные функции контроля были пе реданы органам Государственной Безопасности* руководители препаратов, Я беру главным образом тот кру^ вопросов на/уки, кото рый непосредственно связан с практикой, с влиянием науки на рост производства продуктов и повышение материального благосостояния парода. Разумеется, по мере развития общест ва роль сельскохозяйственной науки будет возрастать. Мини стерство сельского хозяйства обязано проявлять заботу о том, чтобы уровень развития сельскохозяйственной науки в СССР был всегда на высоте тех задач, которце встают по мере про движения нашей страны к коммунизму. Сказанное относится и к объединению «Союзсельхозтех ники». Его работники должны активно помогать колхозам и совхозам добиваться лучшего использования техники, внед рять в производство новые машины, обеспечивающие значи тельный рост производительности труда. Нет необходимости подробно останавливаться на д р у г и х вопросах развития сельского хозяйства. Они с исчерпывающей полнотой поставлены в решениях XXII съезда КПСС, в поста новлении мартовского Пленума Центрального Комитета пар тии. Мы должны видеть свою задачу в том, чтобы твердо и последовательно проводить эти решения в жизнь, обеспечить полное удовлетворение потребностей страны в продуктах сель ского хозяйства. куда более значительными, если бы у нас были образцово пси ставлены контроль и организация проверки фактического ис полнения директив партии и решений Правительства. Правильная постановка контроля и проверки исполнения—* важнейший ленинский принцип деятельности партии, всего государства, мощное средства совершенствования партийного и государственного руководства, укрепления связи партии © трудящимися, вовлечения масс в упрощение делами общества. фактическое исполнение дела которых, как известно, пытались стать над партией. Идей контроля в ее ленинском понимании оказалась несовместимой в идеологией культа личности. За последние годы, особенно после XX съезда, партией были приняты меры к ликвидации последствий культа личности, в частности и в области усиления контроля и проверки иеполч нения. Но мы еще не все меры приняли к тому, чтобы до кон-» ца устранить крупные недостатки в организации контроля. Орч ганизационно структура органов контроля еще не восстановлеч на в соответствии с ленинскими идеями. Нам необходимо верч нутъея к советам Ленина и с учетом нынешуих условий создать органы партийно-государственного контроля сверху донизу. В современных условиях, говорится в резолюции ХХЦ с ъ е зч да по отчету ЦК, первостепенное значение приобретает пар-, тинный, государственный и общественный контроль за прач вильной организацией дела, за точным выполнением требовач ний Программы и Устава КПСС, директив и указаний партии и Советского правительства каждым работником на любой посту. В чем состоят основные недостатки существующей у на© системы контроля? Прежде всего в том, что у нас нет такого контрольной» центра, который осуществлял бы единый контроль по партий-* ной и государственной линии в центре и на местах. Возьмем состояние партийного контроля. Организационно его нельзя признать удовлетворительным. ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии слабо занимают ся проверкой положения дел на местах, недостаточно контроч лируют исполнение решений партии, а специальных органов партийного контроля у нас по существу нет. Комитет Партий ного Контроля при ЦК КПСС и парткомиссии на местах преимуч щественно рассматривают персональные деда и заявлений коммунистов. Если говорить о Государственном контроле, то надо отвеч тить; что его органы работают все еще плохо. Они слабо свяч занц с жизнью, с массами трудящихся, контроль осущест вляется в основном силами штатного аппарата без привлечеч ния широкой общественности. Комиссия Государственного контроля Совета Министров СССР (Госконтроль) и ее органы мало выдвигают перед ЦК КПСС и Советом Министров крупных народнохозяйственных вопросов, часто проходят мимо серьезных злоупотреблений, фактов очковтирательства, приписок, взяточничества, расто чительства государственных материальных ценностей и т. п„ Сейчас Госконтроль выполняет по сути дела милицейские функции с тем только отличием, что он, обнаружив злоупо требления или преступления, не сразу привлекает к ответ ственности, а передает дело в милицию или в органы проку ратуры. Госконтроль в лучшем случае фиксирует злоупотреб ления или преступления, но не принимает мер,^которые пре дупреждали бы возникновение таких явлений. Крупные не достатки в организации контроля серьезно отражаются на хо де нашего хозяйственного строительства, на практике руковод ства развитием экономики. Могут задать вопрос *—• является ли обязанностью орга нов контроля следить за выполнением партийных директив по хозяйственным вопросам, за выполнением народнохозяйст венного плана? Да, товарищи, это обязанность партийно-гоеуч дарственного контроля. Так ставил вопрос В. И. Ленин, так должны поступать мы. Широкий хорошо поставленный пар тийно-государственный контроль должен помогать партии улучшать работу плановых органов, совнархозов, предпри ятий и строек. Важная задача органов контроля состоит в т-ом, чтобы пресекать очковтирательство, приписки, местничество, взя точничество, расточительство и хищения государственных материальных ценностей и т. и. А факты подобного рода, к сожалению, добольно широка распространены. В колхозах и совхозах Калининской облач сти только в первом квартале 1962 года выявлено 140 фак тов приписок и искажений в государственной отчетности; в колхозах и совхозах Запорожской области за шесть месяцев этого года — 116 подобных случаев. В Грузинской ССР только в одном колхозе села Ноджи Дугаетского района в годовом отчете было приписано 46 голов крупного рогатого скота, 50 свиней, 226 овец и коз. В строительных организациях Читинского совнархоза при мерно за год вскрыто 38 случаев завышения фактически выполненных работ на сумму 180 тысяч рублей. Могут ска зать — это частности, мелочи. Но если эти явления вовремя не векрывать, не выметать, они могут стать серьезным торч мозем нашего развития. Большой ущерб народному хозяйству наносят хищения В растраты государственных, кооперативных средств и мате риальных ценностей. Только ио делам, переданным в суды за первую половину 1962 года, ущерб, причиненный хищен ниями, составил свыше 56 миллионов рублей. Между тем многие местные организации не ведут реши тельной борьбы со всякого рода жуликами и проходимцами* Пробравшиеся на трикотажные фабрики Киргизской ССР жуч лики длительное время расхищали государственное имущее?*» во. Они похитили у государства материальные ценности обч щей стоимостью евыше трех миллионов рублей. Советский суд сурово наказал преступников. Но, спрашивается, как могли орудовать эти жулики на протяжении ряда лет н* глазах у партийных, советских и других организаций? Крупные хищения были вскрыты в Узбекской ССР на предприятиях легкой и пищевой промышленности. Группы дельцов, орудовавших на текстильных фабриках, под вы веской государственных предприятий развили широкую ча стнопредпринимательскую деятельность, выпускали в боль** (Окончание на 8-й стр.). IV . ВОССТАНОВИТЬ И СТРОГО СОБЛЮДАТЬ ЛЕНИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz