Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
20 ноября 1962 г., Л? 272 (2556) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 5 т о в а р и щ а Н . С . Д о к л а д /*• (Продолжение. Начало на 1-й—4-й стр.). Сколько нужно построить заводов по производству поли этилена? Мы должны определять объем строительства не на обум, а исходя из потребностей народного хозяйства и имею щихся возможностей. Даже в том случае, когда уже определилась линия разви тая нового производства, требуется немало усилий, чтобы освободиться от привычных представлений. Было время, ког да мощь государства определялась количеством производимо го металла. Для своего времени этот критерий был правиль ным. Но сейчас, когда созданы другие материалы, конкури рующие с металлом, этого критерия уже недостаточно. Имен но— химия дает материалы более дешевые, более стойкие и более доступные. Эти материалы » полиэтилен, стеклопласты, синтетиче ские смолы и волокна, пластмассы — находят широкое при менение и в промышленности, и в строительстве, и в произ водстве бытовых вещей. Я уже говорил, что мы перевыполняем план семилетки по стали на 13 миллионов тонн, но недовыполняем план по ралви- ино химической промышленности. Кто должен за этим следить? Для этого в первую голову создан специально работающий аппарат =—Госплан и Госэко- номсовет, но они смотрят и не видят. Производство стали — это кале бы наезженная дорога с глубокой колеей, тут и слепая лошадь не свернет, потому что колеса поломаются. Вот и некоторые работники одели «сталь ные шоры», смотрят и делают так, как их в свое время на учили. Появился материал, который превосходит сталь и стоит дешевле, а они все кричат — сталь, сталь! Если бы мы по выплавке стали только выполнили план, но зато перевыполня ли по полиэтилену, то лучше сделали, были бы значительно бо гаче. Но это трудно сделать, потому что в Госплане есть люди, которые одергивают тех, кто хочет разумно изменить задания по производству стали в пользу синтетических материалов. У нас, к сожалению, все еще плохо применяются меры, пресекающие расточительность. А расточительность принима ет самые различные формы — небережливое отношение к металлу, электроэнергии, излишние затраты труда. В некоторых городах у нас очень много уличных фонарей с гирляндами ламп. Это идет от барских привычек. Помещики у своего въезда не один фонарь вешали. Если у одного поме щика было два фонаря, то другой вешал три. Тут уже освеще ние не свою службу выполняло, а было своего рода украшени ем. Вот и в некоторых иаших городах стоят светильники для украшения. Ведь нам освещение нужно не для барства, не для растраты электроэнергии. Свет, товарищи, — это труд шахте ра, труд нефтяника, труд газовиков. Если бы люди, которые вешают люстры на улицах, понимали, что это значит, они по- другому относились бы к украшательству. Ведь растрачивается народное богатство. Подчеркиваю, товарищи: давайте будем разумными. Даже когда богатства у нас будут в изобилии, мы и тогда должны разумно ими пользоваться, потому что в этих богатствах — труд людей, энергия общества! Вы знаете, как неразумно у нас используются цветные ме таллы на различные украшения в угоду обывательским, я бы даже сказал купеческим вкусам. Сколько понаделано тяжело весных люстр и решеток, поручней на кораблях, на станциях метро, на вокзалах. Между тем, если бы все это было сделано из пластмасс или из других материалов, то было бы в несколь ко раз дешевле, удобнее и красивее. Мы платим золото, поку пая медь за границей. Смотрите, сколько у нас памятников поставили. А это — латунь, медь. Если бы Ленин мог подняться и посмотреть, как мы расточительно тратим на памятники ценный материал, он бы сказал: вы много говорите о ленинизме, но наше великое дело возвеличивают не памятники! ^ Да, величие Ленина не в монументах, а в строительстве коммунизма. Строительство- коммунизма —. самый замечатель ный монумент Ленину! Если сейчас, а я думаю, что это разумно, кликнули бы клич провести сбор меди, снять ее оттуда, где она не является необходимой, мы получили бы тысячи тонн меди, и ее надо было бы лишь переплавить для более важных вещей. Во вся ком случае это резерв, запас меди и вполне реальный. Сравните, например, станции метро «Курская» или «Комсо мольская», где израсходовано на отделку много меди и других цветных металлов, с новыми станциями Калужского радиуса. Я бы поставил в пример архитекторам, которые получали государственные премии за строительство первых станций метро, труд архитекторов, строивших станции Калужского радиуса. Здесь архитекторы умело использовали новые ма териалы и хорошо оформили станции в современном стиле. Надо, наконец, покончить с поверхностным и близоруким подходом к развитию химической промышленности, проявить государственный размах и экономически грамотно оценить перспективность и огромную выгоду, которую получает народ ное хозяйство от развития химической индустрии. Теперь уже не та обстановка, что была в 1958 году до майского Пленума. И тогда наука о химии и производстве син тетических материалов стояла у нас на высоком уровне. Но производство этих материалов велось в небольших масштабах, * не было отработанной технологии для крупного промышленно го производства. Теперь мы имеем большое количество закон ченных разработкой новых технологических процессов и новых химических продуктов, возросли возможности химического ма шиностроения. Нужно тщательно разобраться с состоянием дел в хими ческой промышленности, с ходом выполнения решений май ского Пленума ЦК КПСС. Плановым органам и Государствен- ному комитету Совета Министров СССР по химии необходимо ф разработать конкретные мероприятия по ускорению развития химической индустрии, особенно производства синтетических материалов. Этот вопрос заслуживает того, чтобы его снова с учетом возросших возможностей обсудить на очередном Пленуме ЦК КПСС. Плановые органы не всегда исходят из необходимости комплексного развития хозяйства, не проявляют инициативы в разработке наиболее экономичных решений, часто непра вильно определяют очередность строительства важнейших народнохозяйственных объектов. Разве правильно подошли плановые органы и Министерст во энергетики и электрификации СССР к предложениям рес публик Средней Азии о сооружении там крупных гидростан ций и мощных ирригационных систем? Отнюдь не по их ини циативе начато, например, строительство Нурекской и Ток- тогульской гидроэлектростанций, имеющих большое значение не только для развития экономики Средней Азии, но и всей страны. Между тем плановые органы обязаны были знать, что ч многие районы Средней Азии располагают богатейшими воз- ’ можностями для дальнейшего развития хлопководства, расши рения садоводства и виноградарства, но эти возможности не используются из-за отсутствия воды. Построив гидроэнерго- Чг сооружения, мы дадим воду в степные районы и вольем в них новую жизнь. Климатические условия в Средней Азии прекрасные, строить там экономически целесообразно, капи тальные вложения очень быстро окупятся. Кроме того, Средняя Азия богата минеральными ресурса ми. На базе дешевой электроэнергии имеется возможность развить там крупную промышленность. Плановые органы обязаны все учитывать, определяя, где в первую очередь строить крупные гидроэнергосооружения — в Средней Азии или, например, в Сибири. Большой спор был о том, надо ли строить Киевскую гидро электростанцию на Днепре. А теперь, как вы знаете, она уже строится. Сооружается и Днепродзержинская ГЭС, на очереди Каневская. Но ведь в Госплане считали в свое время, что эти станции строить не надо. Почему? Брали себестоимость кило ватт-часа. к примеру, на Киевской станции и сравнивали с се бестоимостью на Братской ГЭС. Конечно, такое сравнение не в пользу станций на Днепре. Но разве можно так упрощенно под ходить к серьезному делу? Что же, разве выгоднее было бы строить на Украине тепловые станции и развивать промышлен ность на донецком угле? Ничего подобного. Донецкий уголь до- р рогой, так как добывается с большой глубины, из маломощных пластов. И электроэнергия тепловых электростанций на донец ком угле не может конкурировать с Днепровской гидроэлектро энергией. Поэтому нельзя складывать воробья и верблюда и считать это за две головы. А именно по такому «методу» кое-кто еще считает. Когда мы вмешались и настояли на строительстве Днепровского каскада гидростанций, нашлись «плановики», рассуждающие примерно таким образом: «Хрущев знает хорошо Украину, с ним трудно спорить, но деньги все-таки идут не туда, куда следовало бы направлять их в первую очередь». Что тут скажешь! Кроме того, Днепр после соответствующей реконструкции мо жет стать глубоководной магистралью, соединяющей Черное мо ре с Балтийским. Этот путь значительно короче, чем Волго-Ма- риинская система. Кроме того, Днепро-Бугский канал западнее, здесь теплее, и этот канал в году может эксплуатироваться дольше. По каналу многие грузы пойдут более коротким путем, чем через Средиземное море и Гибралтар, перевозка грузов обой дется значительна дешевле. Только зимой, когда будут замер зать реки, мы будем нуждаться в Дарданеллах и Гибралтаре, а все остальное время из Балтики в Черное море и в обратном на правлении грузы пойдут через Днепр и Неман. Это имеет боль шое народнохозяйственное значение. Чтобы правильно планировать, надо заглядывать вперед. Плановые органы делают это далеко не всегда. Бывает и так, что при разработке тех или иных предло жений товарищи из Госплана и Госэкономсовета действуют по принципу: «Будет сделано. Деньги найдем!» А когда средства действительно потребуют, то денег не оказывается. И тогда начинают отвлекать средства, выделенные уже на строитель ство других не менее важных объектов. Отсюда и невыпол нение многих важных решений. Те, кому поручено распоря жаться денежными и материальными ресурсами, должны об ладать чувством высокой ответственности, мужеством для того, чтобы не поддакивать по всякому случаю, а строго ру ководствоваться государственными и партийными интересами. Возьмем такой пример. Очень много автомашин в хозяйст вах стоит на колодках, без нгин. Создавалось немало комиссий, которым поручалось решить так называемую «шинную пробле му». А воз и ныне там, потому что, видимо, и эти комиссии по падали в плен Госплана. Предлагалось на такой-то год увели чить выпуск шин на такое-то количество. А независимо от это го готовились и принимались решения об увеличении производ ства автомобилей. И получалось, что вся прибавка по шинам уходила на комплектацию новых автомобилей, а многие шо феры вместо того, чтобы сидеть за рулем, ходят вокруг авто машин. стоящих на колодках. Что же здесь умного! Говорят—средств нет. Да если так, то уменьшите средства на металл, который идет на производство автомобилей, выпускайте меньше автомашин, но дайте больше средств на расширение шинного производства, и тогда на том же количество автомашин можно будет перевезти больше грузов. Нет, говорят, сделать это невозможно. Почему? Потому что в Госплане каждый следит за своей строчкой. Один «сидит» на автомашинах и шины его не трогают. Другой печется о шинах, но не интересуется другими делами. И мало думают о том, что бы все увязывалось в комплексе, обосновывалось, чтобы была достигнута, так сказать, полная гармония в развитии экономи ки, чтобы развивалось все в необходимых пропорциях. Это серьезный недостаток наших плановых органов. Практика многочисленных изменений и поправок, вноси мых в планы, свидетельствует о том, что бывают случаи, когда эти планы недостаточно обоснованы и продуманы. За это несут полную ответственность плановые органы. Такая практика принижает значение плана как закона для пред приятия, порождает пренебрежительное отношение к ^технико- экономическим расчетам и обоснованиям плана, ослабляет го сударственную дисциплину. Планы производства и капитального строительства часто слабо увязаны с планами материально-технического обеспече ния.. В ряде случаев, чтобы свести концы с концами, искусст венно занижаются нормы расхода сырья и материалов, вклю чаются в ресурсы, скажем, на первый квартал материалы и оборудование с предприятий, которые вступят в действие лишь в третьем или четвертом квартале. Широко распространена практика составления планов на основе средних статистиче ских данных, что не позволяет учесть действительные воз можности того или иного предприятия. Чем объясняются такие серьезные недостатки в работе плановых органов? Видимо, тем, что многие работники плановых органов плохо связаны с местами, не знают положения дел в отрас лях народного хозяйства, не видят и не учитывают того ^но вого, что вносит практика. Работу плановых органов необхо димо коренным образом перестроить, укрепить их квалифици рованными кадрами, экономически грамотными специалиста ми, умеющими видеть и поддерживать новое, обладающими необходимым опытом работы в промышленности и строитель стве. Но что означает иметь опыт работы в промышленности? Достаточно ли для этого, чтобы человек какое-то определен ное количество лет пробыл на предприятии. Нет, мы, комму нисты, в понятие опыт вкладываем более глубокий смысл. Опытный человек — это прежде всего человек, хорошо знаю щий свое дело, новатор, борющийся за передовое, прогрессив ное, следящий за развитием техники, за научными достиже ниями, способный быстро и активно идти на перестройку сложившихся технологических схем, приемов. Самое страшное, когда так называемые «опытные люди», особенно, если они работают в планирующих органах, стали по сути дела бюрократами. Старое, привычное проложило в их мышлении такие наезженные борозды, что они не могут из них вырваться. Подобный работник не хочет себя ничем утруждать. Место ему обеспечено, заработок идет, вот он и составляет планы по такому примерно принципу: год от года увеличивает на несколько процентов задания по соответству ющей отрасли—и спокоен. Перспективна ли отрасль производ ства, которую он представляет, или жизнь, наука родили но вые открытия, появились материалы, которые по качеству, экономическим показателям выгоднее прежних, до этого та кому человеку дела нет. Социалистическая система дает огромные преимущества перед системой капиталистической. В условиях нашего строя и в сфере производства, и в сфере общественных отношений открывается безграничный простор для роста производитель ных сил, развития инициативы. Капитализм развивает свое производство по жестоким законам конкуренции, капиталист обанкротится, будет убит, если в этой конкурентной борьбе он первым не внедрит но вое, не заменит, например, цветной металл синтетическими материалами, не будет считать, что дешевле и выгоднее. Об разно говоря, если он будет сидеть на бронзе и свинце, то он утонет и в буквальном, и в переносном смысле слова, в то время как выплывет его конкурент, если он воспользуется современными, синтетическими легкими материалами. Бронза, свинец и синтетика -— в данном случае это частные приме ры. Речь идет, как вы понимаете, о более широком круге во просов. Могут сказать: вот куда, мол, клонится дело, нам, видите ли, для более быстрого развития социалистической промыш ленности не хватает условий конкурентной борьбы. Однако думать так могут только те бюрократы, о которых только что говорилось. Что же нам необходимо сделать, чтобы в сфере планирова ния, управления производством новое, прогрессивное встреча ло активную и всемерную поддержку, чтобы в развитии на родного хозяйства быстро и экономически целесообразно ис пользовались достижения передовой науки и техники? Для этого прежде всего надо, чтобы весь аппарат управления был под постоянным контролем масс, чтобы сами массы при нимали участие в реализации нового, боролись за его про движение в жизнь. Жизнь не стоит на месте. Каждый человек это хорошо знает по собственному опыту. Не стоит жизнь на месте и в области пауки, техники, экономики. Вот почему, я бы ска зал, мы должны держать под мощнейшей лупой наблюдения, под огнем критики все, что мешает нашему продвижению вперед. Надо расчищать дорогу новым, здоровым росткам, чтобы они быстрее пробивались на нашей коммунистической низе, росли и крепли. Этим задачам должна быть посвяще на вся наша деятельность. Должны быть приведены в дейст вие все наши рычаги, в том числе и такие важнейшие, как материальная и моральная заинтересованность каждого чело века в развитии советской социалистической экономики, как партийно-государственный контроль с участием широких масс, критика и самокритика. В связи с этим надо серьезно посмотреть, за счет каких кадров укомплектовываются наши важнейшие планирующие органы. Часто на работу в них приходят люди прямо со сту денческой скамьи — из университетов и институтов. Многие из них не имеют производственного опыта, не знают, в чем основа ведения хозяйства, организации труда, системы уче та. Эти люди не слышали шума мотора, а уже изрекают эко номические «истины» и пытаются планировать производство в такой огромной стране, как Советский Союз. Почему эго происходит? Тут, видимо, в ряде случаев действуют такие силы, как приятельство и кумовство, когда, как в басне го ворится, назначение происходит стараниями кумушки-лиси цы, «словцо замолвившей у львицы». Надо обязательно сделать так, чтобы все товарищи, ко торые заканчивают высшее учебное заведение, обязательно прошли производственную школу, жизненную лестницу. Серьезная работа должна быть проведена и по улучшению самой методики планирования. Применяемые в настоящее время многие показатели плана не дают возможности доста точно полно оценивать работу предприятий, не обеспечивают их заинтересованности в более эффективном использовании капиталовложений и основных фондов, в выпуске продукции в нужном ассортименте, снижении ее себестоимости, росте производительности труда и улучшении качества продукции. Основной показатель плана — валовая продукция — не в полной мере отражает действительное положение в хозяйстве и приводит к тому, что для предприятий становится невыгод ным выпускать дешевые и наиболее сложные изделия, вы полнять плащ по всей номенклатуре. Ненормальное положение сложилось с установлением цен на промышленную продукцию. Без правильного решения про блемы ценообразования и установления научно-обоснованных цен нельзя устранить многие серьезные недостатки в планиро вании производства, осуществить полный хозяйственный рас чет и обеспечить условия для рентабельной работы предприя тий. Существующие показатели выполнения производственных планов недостаточно правильно характеризуют работу пред приятий. Приведу несколько примеров. Производство цемента у нас исчисляется в тоннах, хотя все знают, что марки це мента бывают разные и соответственно себестоимость одной тонны цемента неодинакова, так как чем выше марка це мента, тем больше затрат на его производство. Или возьмите продукцию заводов, производящих железобетонные изделия. Она измеряется кубическими метрами без учета того, что изделия различны и требуют разных затрат труда на их из готовление. Точно так же производство проката исчисляется в тоннах. Показатель здесь один и тот же, а трудоемкость производства, окажем, тяжелых заготовок одна, а мелкосорт ного проката, холоднокатаного листа или труб совершенно иная. Каждый вид этих изделий требует различных издержек труда и средств. Отсюда видно, что только количественные показатели, без учета ассортимента изделий, не дают правильного представ ления о работе предприятий. Часто бывает так, что завод, выполнивший план в тоннаже, за счет перевыполнения зада ний по менее трудоемким, но более тяжеловесным изделиям, получает премию, а другой завод, занятый производством бо лее трудоемкой, но менее тяжеловесной продукции и немного недовыполнивший план в тоннаже, лишается премии. Надо, видимо, на отдельных заводах разных отраслей про мышленности провести соответствующие эксперименты, чтобы выработать такие показатели учета выпуска продукции и оценки производственной деятельности, которые наиболее правильно характеризовали бы работу предприятий. В связи с этим возникает вопрос о прибыли как показате ле качества работы предприятия. Некоторые экономисты не учитывают, что прибыль применительно к социалистической системе хозяйства имеет две стороны.. Если взять всю нашу социалистическую систему хозяйства в целом, то прибыль для нее, как экономическая категория, не имеет того социаль ного смысла, который характеризует ее в условиях капитали стического общества. В капиталистическом производстве при быль — цель производства, основной стимул его развития. В социалистической системе хозяйства главную цель составляет удовлетворение потребностей общества. Наша промышленность выпускает продукцию не ради получения прибыли, а потому, что она необходима всему обществу. Но другое дело отдельное предприятие. В данном случае вопрос о прибыли имеет важное значение как экономический показатель эффективности его деятельности. Как работает предприятие — в убыток или дает прибыль, проедает обще ственные средства или умножает их — имеет огромное зна чение. Без учета прибыли невозможно определить, на каком уровне ведется хозяйство предприятия и какой вклад оно вносит в общенародный фонд. При характеристике социалистической системы хозяйства нельзя смешивать понятия прибыли применительно ко всему народному хозяйству и применительно к отдельному пред приятию. За последнее время в «Правде», «Известиях», «Экономи ческой газете» развернулась серьезная дискуссия по широко му кругу экономических вопросов. В ней участвовало много специалистов промышленности и строительства, хозяйствен ников и ученых-экономистов. В ходе дискуссии и в письмах, поступивших непосредственно в ЦК КПСС, внесено много цен ных предложений. Надо поручить плановым органам. Инсти туту экономики Академии наук СССР внимательно изучить эти предложения, все дельное, разумное использовать для улучшения планирования. На основе анализа этих предложе ний следует разработать рекомендации экономического харак тера, направленные на улучшение планирования производст ва и научную организацию труда. Центральный Комитет придает большое значение улучше нию работы всех плановых органов, укреплению их квалифи цированными кадрами, повышению их ответственности за по- Товарищи! Решающее значение для построения коммуниз ма имеет непрерывный и быстрый рост производительности труда. В Программе партии ставится коренная задача — под нять производительность труда в промышленности в первые десять лет более чем в два раза, а за двадцать лет— в че тыре — четыре с половиной раза. За четыре года семилетки мы добились на этом главном направлении определенных успехов. Две трети всего прироста промышленной продукции получено за счет роста производи тельности труда. Но не следует переоценивать достигнутые результаты. Установленные семилетним планом задания по повышению производительности труда в промышленности, строительстве и в сельском хозяйстве не выполняются. О производительности труда мы говорим и пишем очень много. Йо я бы сказал, мы не всегда добиваемся того, чтобы буквально каждый трудящийся хо|рошо понимал, что такое производительность труда и для него лично, и для общества в целом. Нельзя достигнуть роста благосостояния, если про изводительность труда работающих не будет расти, будет как бы «заморожена». При таких условиях объем благ, идущих на удовлетворение запросов народа, не вырастет, а значит и не будет ‘подниматься благосостояние советских людей. Если работающий человек будет держать свою производительность на одном уровне, то, наоборот, жизненный уровень может даже понизиться, потому что ведь общество растет, едоков, потребителей прибавляется, а материальных ценностей не станет больше. Необходимо, чтобы каждый понимал, что только непре рывный прогрессивный рост производительности труда ведет к улучшению жизненного уровня народа. Совершенно недопустимо, что на многих предприятиях. рученное дело. Плановые организации должны стоять на стра же государственных интересов, в своей работе не поддаваться никаким ведомственным и местническим влияниям. Товарищи! Чтобы навести должный порядок во всей г.и- стеме нашего планирования, необходимо четко определить задачи каждого планирующего органа, избегать параллелизма, строго разграничить функции государственных планирующих организаций в центре и на местах. Какие существенные недостатки содержит в себе нынеин няя система планирования? Было время, когда вся промышленность страны делилась на три части: союзную, союзно-республиканскую и местную. Тогда Госплан Союза ССР планировал развитие союзной про мышленности и в какой-то степени союзно-республиканской. Местная промышленность планировалась республиками й ме стными Советами. За последние годы республикам предостав лены все права по руководству народным хозяйством. Вопро сы планирования также переданы республикам. Таким обра зом, республиканские органы несут теперь полную ответствен ность за планирование народного хозяйства республики. Сделать-то мы так сделали, но фактически работу союз ного и республиканских планирующих органов не перестроили. Отсюда — дублирование, параллелизм. Одну и ту же работу нередко ведут и в центре и на местах. Чтобы довести до логического конца ответственность рес публик как за руководство народным хозяйством, так и за его планирование, необходимо составление планов и их реа лизацию полностью возложить на республики, на их Госпла ны и советы народного хозяйства. Местные работники лучше знают возможности хозяйства, природные ресурсы республик, резервы рабочей силы и так далее. Центральный плановый орган должен быть высококвали фицированным органом научного планирования с небольшим аппаратом. Его функции состоят в том, чтобы разрабатывать перспективные планы, давать прогнозы развития народного хозяйства, исходя из Программы партии, в которой определе ны главные задачи строительства коммунистического обще ства. При определении перспективы народного хозяйства стра ны Госплан должен учитывать возможности и резервы каждой союзной республики, сырьевые ресурсы, ее вклад в общена родное дело коммунистического строительства. Союзные республики, исходя из общесоюзных прогнозов и заданий, разрабатывают конкретные планы развития своего народного хозяйства, предусматривающие наиболее полное использование ресурсов и возможностей в интересах неуклон ного роста экономики республики и страны в целом. Союзный Госплан должен всесторонне изучать представлен ные республиками планы и, так сказать, стыковать их, состав лять общесоюзный план, обращая особое внимание на то, чтобы народнохозяйственные планы союзных республик и страны в целом предусматривали пропорциональное развитие экономики, отвечали требованиям, выдвинутым в Программе партии, решениях съездов партии, в директивах партии и правительства о развитии народного хозяйства страны. Такая организация планирования означает дальнейшее развитие централизованных основ в планировании народного хозяйства с расширением прав союзных республик и мест ных органов, с развертыванием творческой инициативы тру дящихся. Я не оговорился, товарищи, когда сказал, что Госплан должен заниматься перспективным планированием народного хозяйства страны. Назрела необходимость более четко опре делить функции и задачи союзных плановых органов. Сейчас Госэкономсовет занимается вопросами перспектив ного планирования, а Госплан ведает реализацией планов по годам. Задачи этих органов часто сталкиваются. Случается, что перспективные вопросы развития народного хозяйства, которые нужно поручать разрабатывать Госэкономсовету, по ручаются Госплану Союза и наоборот. Таким, образом, нару шается тот главный принцип, который был заложен при ор ганизации этих двух важных органов. Для того, чтобы более определенно очертить круг обязан ностей этих органов, необходимо привести их в соответствие со сложившейся ныне структурой планирования и управления народным хозяйством страны. Целесообразно, чтобы Госплан занимался перспективным планированием народного хозяйст ва, то есть выполнял бы те функции, которые возложены сейчас на Госэкономсовет. А функции реализации годовых планов, чем Госплан занимается теперь, нужно возложить на союзный совет народного хозяйства (СИХ СССР). Вполне естественно, что союзному совету народного хо зяйства будут предоставлены распорядительные функции, что бы он оперативно решал вопросы, возникающие в процессе выполнения народнохозяйственного плана. Текущие дела по вопросам хозяйственного строительства, которые решает те перь комиссия Совета Министров, следовало бы передать союз ному совету народного хозяйства, придав ему некоторые рас порядительные функции. И только те вопросы, которые выхо дят за рамки утвержденного плана и бюджета, будут выно ситься на решение Совета Министров СССР. Что значит текущие вопросы в хозяйственном строитель стве? Это такие вопросы, которые возникают в процессе жизни и требуют того, чтобы из одной отрасли что-то пере местить в другую. Кто этим занимается? Тот орган, который ведает реализацией планов. Сейчас —. это Госплан, а в даль нейшем будет заниматься союзный совет народного хозяйства. Неужели он должен ждать, когда эти вопросы будут решены в комиссии по текущим делам? Да ведь эта комиссия не смо жет решать их без Госплана или союзного совета народного хозяйства. Вот и возникает лишний барьер, на заседания со бираются десятки людей вместо того, чтобы заниматься кон кретными делами. Думаю, что при умелой организации боль шинство вопросов будет решаться в союзном совете народного хозяйства без заседаний. Голоса с мест: правильно. Таким образом, будет создана стройная система планиро вания и управления народным хозяйством в масштабе всей страны. в некоторых совнархозах, а в прошлом году даже по отдель ным республикам в целом темпы роста производительности труда отставали от темпов роста средней заработной платы. Вряд ли нужно доказывать, что нарушение правильного со отношения между ростом производительности труда и зара ботной платы может привести к серьезным диспропорциям в народном хозяйстве. Есть ли у нас возможности для того, чтобы значительно повысить темпы роста производительности труда? Безусловно, есть. Промышленные предприятия и отройки с каждым годом, все лучше оснащаются новым оборудованием. Растет энерго вооруженность труда. Повышается квалификация и культур ный уровень рабочих. Чего же не хватает? Не хватает повсе дневного внимания к этому делу. Надо прямо сказать, что за последнее время многие партийные организации смирились с крупными недостатками в организации труда и производст ва, в управлении предприятиями. Повышение производительности труда зависит от множе ства различных факторов. Важное значение в организации труда имеет правильное нормирование. У нас явно недооце нивается этот важный участок работы. А ведь нормирование труда — большой политический вопрос, затрагивающий инте ресы миллионов людей. Нормы выработки должны устанавливаться с глубоким знанием дела, чтобы они обеспечивали необходимый уровень производительности труда и заработной платы. К установле нию производственных норм надо широко привлекать самих рабочих, передовиков производства, организовать дело так, чтобы пересмотр норм обязательно сопровождался организа- (Продолжение на 6-й стр). Развитие демократических принципов в управлении предприятиями. Борьба за повышение производительности труда
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz