Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
4 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я % 20 ноября 1962 г ., Х°^72 (255Б) ^ияиишяиниинниииниии— — — н—ирт—инии— аия— ■ЦПI■■!!ими жятяяякштвтттяшшявтятяяявтяттттяшшшя""ч^"^^^^тяятятят! ^ т о в а р и щ а Н . С . Х р у щ е в а Д о к л а д (Продолжение. Начало на 1—3-й стр.). научными теоретическими проблемами, имеющими большое значение тля развития науки. Возникает вопрос и о необходимости осуществления коор динации работы республиканских Академий наук. Может быть следует подумать о создании межреспубликанских советов по координации работы Академий,наук союзных республик. Но так или иначе организация научной работы вообще, и в союз ных республиках в частности, должна быть улучшена. Наука не может развиваться, не опираясь на производст во. Производство не может развиваться, не опираясь на науку. Поэтому эти две силы взаимосвязаны, одна другую дополняет я одна другую оплодотворяет. Только при таком положении Улучшить дело проектирования в Товарищи! В нашей стране осуществляется невиданное по размаху капитальное строительство. Пожалуй, нет ни одного города и района, где бы не велось промышленное и жилищное строительство. По объему капитальных вложений в промыш ленность. сельское хозяйство и железнодорожный транспорт Советский Союз далеко опередил США и другие капиталисти ческие страны. Но должен сказать, что в капитальном строительстве имеется много крупных недостатков. Некоторые совнархозы. Госпланы союзных республик, а часто и местные партийные органы, не сообразуясь с общегосударственными интересами и возможностями, под всяким предлогом добиваются строитель ства новых предприятий, заказывают для них дорогостоящее отечественное, а иногда и импортное оборудование. В резуль тате с каждым годом увеличивается незавершенное строи тельство. В планы часто включается сооружение объектов без про ектов и учета возможности обеспечения их материалами, ра бочей силой и оборудованием. Бывает так. что предприятия, для которых имеется оборудование, строятся медленно или совершенно не строятся, а многие готовые производственные вдания не используются из-за отсутствия оборудования. Крупные недостатки в капитальном строительстве объяс няются также и тем, что местные партийные организации слабо, поверхностно занимаются этим важнейшим делом, име ющим решающее значение для развития народного хозяйства. Посмотрите практику утверждения титульных списков ново строек, и вы увидите, что партийные комитеты фактически не участвуют в выборе наиболее целесообразного места строи тельства. в отборе наилучшего проекта, в определении сроков строительства. Бесконтрольность приводит к таким ненор мальным явлениям, как концентрация промышленности в об ластных центрах без учета сырьевых и трудовых ресурсов, что вызывает дополнительные трудности в организации жи лищного строительства, обнажения населения и культурно- бытового обслуживания. Надо хороню понять, товарищи, что мы не сможем с успехом выполнить огромный план капитального строитель ства, если партия, ее органы на местах не возьмут это дело в свои руки. Необходимо, чтобы производственные партийные комитеты, бюро по промышленности квалифицированно рас сматривали титульные списки новостроек, чтобы этому предшествовало глубокое технико-экономическое изуче ние нового объекта строительства и делались экономически грамотные и ответственные заключения. Следует повысить от ветственность плановых органов за правильное использова ние капитальных вложений. Они обязаны до конца выдержи вать линию на максимальную концентрацию капитальных вло жений и обеспечение своевременного ввода в действие реша ющих для народного хозяйства предприятий. Вместе с тем, видимо, назрела необходимость решить и ор ганизационные, вопросы в обдаст»„промышленного строитель ства. В настоящее время в ведении Госстроя СССР находится всего 18 специализированных проектных институтов строи тельного профиля и на их долю приходится лишь 15 процен тов общего объема работ по строительному проектированию, а весь остальной объем выполняется отраслевыми технологиче скими проектными институтами и мелкими проектными орга низациями. Госстрой по существу не занимает в этом отноше нии ведущего положения. Недопустимо медленное внедрение в практику типовых проектов, низкое их качество, наличие ог ромного количества типоразмеров конструкций и изделий — все это говорит, что Госстрой слабо выполняет свою роль в руководстве проектным делом в стране. Госстрой и Академия строительства и архитектуры неудовлетворительно работают над сокращением количества типоразмеров изделий, в част ности, из сборного железобетона. Несмотря на то, что этот вопрос уже неоднократно поднимался, количество типоразме ров изделий исчисляется тысячами. В интересах более успешного осуществления огромной строительной программы и освоения капитальных вложений следует в корне пересмотреть функции Госстроя. Госстрой че рез свои республиканские органы должен определять и поли тику капитальных вложений. рассматривать и утверждать титульные списки на новое капитальное строительство. Он обязан нести ответственность за обеспечение новостроек про ектами и сметами, следить и отвечать за то. чтобы объемы капитального строительства были строго увязаны с мощностя ми строител»ны\ организаций, возможностями по обеспечению строек строительными материалами и оборудованием. Надо установить такой порядок, чтобы финансирование новых объектов, внесенных в титульные списки, производи лось только по разрешению на это Госстроя СССР или его республиканских органов. При таком положении, как вы сами понимаете, будет исключена возможность рвачества, местничества в капитальном строительстве, протаскивания в титульные списки объектов, не обеспеченных проектами, де нежными и материально-техническими ресурсами. Госстрою следовало бы подчинить все исследовательские строительные институты и организации, занятые проектирова нием промышленных объектов — фабрик и заводов. Госстрой должен быть союзно-республиканским органом, иметь свои управления е республиках и непосредственно сам, а также через республиканские Госстрой осуществлять единую, центра лизованную' техническую политику в строительстве дромыш- ленных предприятий. Только при такой централизации проектно-конструктор ского дела в строительстве можно создать своего рода биб лиотеки всевозможных проектов промышленных предприятий. Если потребуется построить завод или какой-либо другой объект, то можно взять из библиотеки типовой проект за таким-то номером и сказать: «Вот, получайте проект, привя жите его к местности и начинайте строить». А как поступаем мы? Сплошь и рядом, когда решаются вопросы строительства предприятий, одновременно даются Товарищи! В свете новых требований улучшения руко водства промышленностью и строительством необходимо об общить более чем пятилетний опыт работы совнархозов. Как вы знаете, есть крупные совнархозы, но есть и мелкие сов нархозы, не имеющие »и развитой промышленности, ни перс пективной сырьевой базы, $ Б настоящее время в РСФСР, например, имеется 67 сов нархозов. Значительная часть из них являются сравнительно небольшими. С тем. чтобы сосредоточить хозяйственное руко водство промышленностью и строительством в крупных эконо мических районах, республиканские организации признали целесообразным укрупнить ныне действующие совнархозы и образовать 22—24 Совета народного хозяйства укрупненных экономических районов. Известно, что крупные экономические районы располага ют более развитой и разносторонней промышленностью, сырь евой базой разветвленной сетью производственной коопера ции. Они могут полнее использовать технику, внутренние ре действительно могут двигаться вперед и наука и производство на основе науки. \ Вы понимаете, конечно, почему я так подробно остановил ся на некоторых вопросах технического протеса в промыш ленности. Технический прогресс — это та ключевая позиция, при помощи которой мы сможем успешно решить задачи со здания материально-технической базы коммунизма и достиг нуть высшей производительности труда. Рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают проблем, стоящих перед партией в области технического прогресса. Нам всем нужно хорошо подумать и создать стройную систему, которая обеспечила бы более быстрое внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. промышленности и строительстве задания многим проектным организациям сделать новые про екты вместо того, чтобы подобрать из имеющихся. Приведу один характерный пример. На пяти, заводах черной металлургии было принято решение построить в этом семилетии по одному цеху холодного проката. Что было бы проще всего сделать? Взять типовой проект здания такого цеха или, если его нет, поручить проектной организации раз работать такой проект и привязать его для всех пяти заво дов. Сделано было иначе. Четырем специальным проектным институтам черной металлургии поручили проектировать от дельно для каждого завода свой цех холодной прокатки. Сторонники такого неправильного подхода к проектирова нию обычно говорят, что обилие типовых проектов вызывает ся большим разнообразием строительства, необходимостью удовлетворения различных требований и частыми изменения ми технологии производства. Но разве с этим можно согла ситься? Я не за то, чтобы проект был универсальным и веч ным. В типовые проекты должны вноситься соответствующие изменения с учетом новейших достижений строительной науки и техники. Но нельзя беспрерывно менять проекты, должна быть обеспечена их разумная стабильность. Нужно разделить все производственные здания и соору жения на типы, классы, группы с учетом общности техноло гии производства и на этой основе запроектировать опреде ленное количество типов зданий. Ведь очень многие заводские здания и сооружения даже разного назначения могут быть типовыми, одинаковыми. Например, корпуса машиностроительных, приборостроитель ных и текстильных предприятий ничем практически не отли чаются и могут строиться по одним и тем же проектам. В основу типовых зданий должна быть положена типовая секция с унифицированными пролетами из стандартных конструкций и элементов. Наличие типовых секций позволит осуществлять максимальную сборность цехов, избежать соору жения множества отдельно стоящих зданий, возводить единые крупные блоки из ограниченного количества конструкций и деталей заводского изготовления. Если потребуется построить небольшой цех, можно взять, скажем, четыре-пять секций, для крупного цеха — десять секций, для еще большего двадцать, но во всех случаях основой будет типовая секция. Такая постановка дела даст большие экономические выгоды как в самом проектировании, так и в строительстве. Чтобы завершить упорядочение дел в капитальном строи тельстве, надо отказаться от строительства так называемым хозяйственным способом и перейти к строительству на под рядных началах. Это означает, что все вопросы капитального строительства следует выделить из ведения совнархозов, создать самостоятельные строительные организации или объе динения в республиках и экономических районах. Такое четкое разграничение функций позволит совнархозам более глубоко заняться вопросами производства, а что касается строительства, то здесь они будут выступать только в роли заказчиков. Строительство — дело специфическое и выделение его в самостоятельную отрасль принесет большую пользу нашему общему делу, повысит ответственность как производственни ков. так и строителей. Следует отметить, что в жилищном строительстве типовое проектирование больше распространено, Нем в промышлен ном. Если бы мы этого не добились, то нам не хватило бы ни времени, ни проектировщиков, а главное, нельзя было бы перевести жилищное строительство на индустриальные рель сы. Однако нельзя не видеть серьезных недостатков в проек тировании и строительстве жилых и особенно культурно- бытовых зданий. Все, что мы строим, должно быть доброт ным, удобным, красивым и в то же время экономичным. К сожалению, нередко проектируются и строятся здания мало удобные, непривлекательные по внешнему виду, неэкономич ные. Обеспечить хорошие удобства для жизни и быта совет ских людей, строго соблюдая требования экономии государст венных средств, — важнейшая задача архитекторов, конст рукторов и всех строителей. Работы лучших архитекторов-новаторов показывают, что простыми средствами можно добиться большой выразительно сти и красоты. Более просто решать задачу помогают совре менные индустриальные конструкции и материалы. Архитек турно-художественные формы должны быть разумными, нова торскими и экономически целесообразными, но совсем не та кими, как было сделано в Свердловске: там построили на вид ном месте здание с огромными колоннами, похожими на сло новые ноги, и на них водрузили вывеску «Баня». Перед советскими архитекторами сейчас поставлено много новых проблем, особенно в связи с развитием крупнопанель ного домостроения. Сама технология заводского домостроения требует простоты форм и минимальной их разнотипности. Но и в таких условиях не снимается вопрос разнообразия в архитектуре. Б пределах возможного и разумного должны проявляться индивидуальные архитектурно-художественные оттенки. Большое значение в градостроительстве имеет комплексная застройка жилых районов. Сооружение школ, детских садов, яслей, магазинов и других учреждений культурно-бытового назначения должно вестись одновременно со строительством жилых домов. Возведение этих зданий у нас, как правило, отстает ог жилищного строительства. Чтобы улучшить проектирование, специализировать его, поднять на новый технический уровень и на этой основе по высить качество и удешевить стоимость строительства, нуж но ликвидировать разобщенность в руководстве проектными организациями, повысить технический уровень проектов, со средоточить ведущие технологические проектные организации в отраслевых комитетах, а проектирование общестроительных комплексов — в специализированных институтах строитель ного профиля, с подчинением их Госстрою СССР и Госстроям союзных республик. зервы для увеличения промышленного производства. Как пра вило, крупные совнархозы лучше справляются с выполнени ем государственных планов, в них меньше отстающих пред приятий и строек. Так, в Московском, Ленины ~'.-.ком, Воро нежском и некоторых других крупных экономических райо нах не выполняют планы производства от 2 до 8 процентов предприятий, а в Вологодском, Костромском, Мордовском таких предприятий насчитывается от 25 до 65 и более про центов. Опыт показывает, что включение, например, промышлен ности Новгородской и Псковской областей в Ленинградский экономический район положительно сказалось на развитии их экономики. По сравнению с 1957 годом выпуск валовой продукции в Новгородской и Псковской областях увеличил ся почти в два раза. За эти годы здесь по существу заново создана радиотехническая и электротехническая промышлен ность, значительно выросли как по объемам производства, так и по квалификации машиностроение, деревообработка и дру гие отрасли промышленности. Создание новых предприятий и налаживание их работы, особенно в начальной стадии, про водятся при большой помощи передовых предприятий Ленин града. Далее, при существующем экономическом районировании создалось такое положение, когда некоторые исторически сло жившиеся экономические зоны, располагающие общими сырь евыми ресурсами и базирующейся на них промышленностью, оказались в ведении различных совнархозов. Особенно на глядно это видно на примере Курской и Белгородской обла стей. Единое рудное месторождение — Курская магнитная аномалия — совершенно противоестественно разделено между Курским и Белгородским совнархозами. Это приводит к рас пылению средств, материально-технических ресурсов и ин женерных кадров, отрицательно сказывается на успешной эксплуатации уникального месторождения железных руд. Приведенные факты подтверждают правильность предло жений об укрупнении экономических районов РСФСР. В Украинской ССР сейчас имеется 14 совнархозов. ЦК Компартии Украины предлагает укрупнить их и образовать семь новых Советов народного хозяйства крупных экономиче ских районов. Должен сказать, что вопрос о создании укрупненных Со ветов народного хозяйства не новый. Еще в 1957 году, ког да мы обсуждали пути перестройки управления промышлен ностью и строительством, вносились предложения об органи зации совнархозов на базе крупных экономических районов, таких, например, как Урал, Западная Сибирь, Центральный промышленный район и т. д. Но тогда было решено вернуться к этим предложениям позднее, когда будет накоплен доста точный опыт. Теперь такой опыт у нас есть. Перестройка работы партийных и советских органо®, принципы которой мы должны обсудить на настоящем Плену ме Центрального Комитета партии, создает благоприятные ус ловия для организации и успешной работы укрупненных сов нархозов. Нужно иметь в виду и то, что за годы, прошедшие после образования экономических административных районов, выросли, стали более квалифицированными хозяйственные и технические кадры на местах. Успешному экономическому развитию, правильному ис пользованию ресурсов препятствует также разобщенность экономики соседних союзных республик. В этом мне пришлось наглядно убедиться, в частности, во время недавней поездки в Среднюю Азию. Что представляет из себя промышленность каждой из среднеазиатских республик? Здесь сравнительно в небольших объемах имеются одни и те же отрасли производства — неф тяная, химическая, горнорудная, цветная металлургия, ма шиностроение и металлообработка, хлопкоперерабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Причем, объем промыш ленной продукции предприятий совнархоза каждой республи ки относительно невелик. Валовая продукция промышленно сти совнархозов в нынешнем году составит примерно: в Турк мении 350 миллионов рублей, в Киргизии — 500 миллионов, в Таджикистане — 500 миллионов и в Узбекистане — 2,2 миллиарда, а всего несколько более 3,5 миллиарда рублей. Такое положение ведет к искусственной замкнутости хозяй ства этих республик, мешает расширению специализации и кооперирования, наиболее эффективному размещению произ водительных сил и использованию природных богатств. Пар тийный и хозяйственный актив республик Средней Азии при шел к правильному, на мой взгляд, выводу — вместо че тырех совнархозов этих республик создать единый межрес- публиканекий совнархоз. Нет основания сомневаться в правильности объединения руководства хозяйством в одном органе. Это даст возможность быстрее вовлечь в хозяйственный оборот огромные ресурсы всего среднеазиатского края и более разумно построить ру ководство хозяйственным строительством. Образование крупных экономических районов позволит создать мощные Территориальные строительные организации, обладающие достаточными материальными ресурсами и кадра- Товарищи! В социалистическом государстве экономика развивается строго по плану. Мы постоянно совершенствуем организацию и практику планирования. Партия всегда придавала большое значение вопросам пла нирования. Еще в первые годы советской власти, когда за кладывались основы народного хозяйства страны, В. И. Ле нин указывал, что планирующим органам отводится важная роль в разработке экономической политики, в организации планового ведения хозяйства. Госплан, по характеристике В. И. Ленина, должен представлять собою «совокупность све дущих людей, экспертов, представителей науки и техники» и обладать «наибольшими данными для правильного суждения о делах». Расширение масштабов народного хозяйства, быстрый прогресс науки и техники требуют еще большего повышения роли и научного уровня планирования. Наша страна распола гает многочисленными кадрами ученых, высококвалифициро ванными специалистами во всех отраслях народного хозяйст ва, мы можем решительно поднять науку и практику плани рования, строить всю работу по руководству производством на основе экономических законов социализма. Главное в пла нировании теперь — это наиболее рациональное и эффектив ное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, развитие и внедрение новой техники, устранение излишних издержек и потерь в произ водстве. Достижение в интересах общества наибольших про изводственных результатов при наименьших затратах — за кон нашего хозяйственного строительства, руководства социа листическим хозяйством и планирования. В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством, а затем и руководства сельским хозяйством была перестроена работа Госплана СССР и других плановых органов. Но эта перестройка во многом не была доведена до конца. В практике плановых органо® еще не преодолены послед ствия периода-культа личности, когда планы нередко состав лялись без достаточного экономического обоснования, не всег да обеспечивались материальными возможностями и ресурса ми. Один из серьезных недостатков наших хозяйственных пла нов состоит в том, что они не всегда основываются на тща тельных экономических расчетах и исследованиях: темпы раз вития отдельных отраслей и экономических районов опреде ляются по сложившимся пропорциям, а порою и вовсе на глазок. Такой подход приводит к просчетам в планировании. Как шло у нас развитие химической промышленности в прош лом? Эта решающая отрасль, которая имеет огромное буду щее, своевременно не была по достоинству оценена. Весь мировой опыт, в том числе и наш опыт за послед ние годы, говорит о том, что новейшие достижения химиче ской науки, особенно в производстве синтетических материа лов, неизмеримо повышают роль химической индустрии в борьбе за технический прогресс и развитие экономики стра ны. Химические материалы все шире пробивают себе дорогу, как заменители материалов, которые раньше считались не заменимыми. С точки зрения экономики, решающим является тот факт, что синтетические материалы, превосходя по многим свойствам черные и цветные металлы, древесину, требуют меньших капитальных затрат на организацию их производства и обходятся народному хозяйству значительно дешевле. По моей просьбе Госплан и комитет по химии представи ли справку с расчетами экономической эффективности приме нения в народном хозяйстве пластических масс, как замени телей свинца, меди, цинка, черных металлов, тканей и лес ных материалов. Вот, что следует из этой справки: В кабельной промышленности в 1962 году можно было бы заменить 67 тысяч тонн свинца полиэтиленом. Капитальные вложения на организацию производства одной тонны свинца составляют 1630 рублей, а тонны полиэтилена — 1000 руй ми и способные успешно справиться с задачей улучшения капитального строительства. Как я уже говорил, строительные организации цедесюоо- разно выделить из совнархозов и сосредоточить их в тех же районах в самостоятельных подрядных строительных объеди нениях. За совнархозами следует сохранить только обязанно сти заказчика по строительству. Это повысит организацион ный уровень руководства строительством, укрепит подрядный способ работ, сделает более четкими взаимоотношения между •строителями и заказчиками и усилий! ответственность каж дого из нлх, а также позволит совнархозам уделить главное внимание улучшению организации работы промышленности. Создание укрупненных совнархозов будет способствовать . преодолению местнических тенденций, попыток строить замк нутое хозяйство, получать побольше материальных ресурсов и средств на капитальное строительство даже тогда, когда это не вызывается необходимостью, в ущерб государствен ным интересам. Крупные совнархозы надо наделить широкими правами, не опекать их по мелочам, не сдерживать инициативу, а, на оборот, всячески содействовать ее развитию. Намечаемые меры по совершенствованию управления про-* мышленноетью и строительством направлены к тому, чтобы поднять уровень руководства предприятиями и стройками, сделать его более квалифицированным. В настоящее время в ведении совнархозов насчитывается более двадцати тысяч предприятий, состоящих на самостоя тельном балансе. Примерно треть из них —* предприятия, имеющие каждое не более ста рабочих. Удельный вес таких предприятий в общем выпуске продукции совнархозов состав ляет лишь пять процентов. Тем не меяее эти мелкие пред приятия по своей организационной структуре копируют круп ные заводы и фабрики с многотысячными коллективами. Как дальше быть с мелкими и средними предприятиями? С мест поступает много предложений, заслуживающих вни мания, в частности, о создании различных промышленных объединений — фирми комбинатов. Видимо, создание производственных объединений различ ного типа — дело перспективное, экономически целесообраз ное. Однако проведение его в жизнь требует тщательной под готовки и осмотрительности. Надо предостеречь против меха нического, непродуманного объединения, которое вместо пользы может принести вред. В связи с укрупнением предприятий и образованием раз личных производственных объединений возникает необходи мость пересмотреть существующие ныне правовые положения предприятий, которые, как известно, в значительной мере устарели и не отвечают современному этапу развития эконо мики. Многие директора заводов и фабрик ставят вопрос о необходимости принять закон о социалистическом предприя тии. Надо, очевидно, изучить эти предложения. Настало время решить вопрос и о предприятиях местной промышленности. В настоящее время они производят продук ции примерно на 20 миллиардов рублей, или 11 процентов общего объема валовой продукции промышленности СССР. Они выпускают в основном те же изделия и товары, что и предприятия совнархозов, производят их из государственного сырья и реализуют в плановом порядке. Разница состоит в том, что на предприятиях местной промышленности произво дительность труда на 15—20 процентов ниже, чем на анало гичных предприятиях совнархозов, хуже качество продукции, организация производства 'страдает серьезными недостатками. Вот эту разницу и надо ликвидировать! Недавно Совет Министров СССР принял постановление о передаче совнархозам предприятий местной промышленности, занятых пошивом одежды, обуви, выработкой кожи, произ водством мебели. Видимо, эту работу следует довести до кон ца. Главной задачей местных Советов депутатов трудящихся, 'Введении которых сейчас находится местная промышленность, должна быть забота об улучшении службы быта населения, а организацией производства товаров для, дэдецрнцщ.должны заниматься совнархозы, учитывая местные нужды. лей. Каждая тонна полиэтилена заменяет три тонны свинца. Если па создание мощностей в 67 тысяч тонн свинца необ- ходимы капитальные вложения в размере 108 миллионов рублей, то «а создание мощностей по полиэтилену, заменяю щему это количество свинца, требуется только 23 миллиона рублей, или почти в пять раз меньше. Кроме большой эко номии в капитальных вложениях, народное хозяйство полу чило бы также значительную экономию на снижении стои мости кабельной продукция, так как стоимость изоляции ка беля при применении полиэтилена снижается наполовину. В жилищном и промышленном строительстве вместо стальных газовых и водопроводных труб могут быть приме нены трубы также из полиэтилена. Капитальные вложения для создания производственной мощности на одну тысячу метров стальных труб равны примерно 1300 рублей, а поли этиленовых примерно 600 рублей, то есть в 2,2 раза мень ше. Расчеты показывают, что при организации производства ста ^миллионов метров труб из полиэтилена вместо стальных труб экономия на капитальных вложениях составит 72 мил лиона рублей: при этом себестоимость труб из полиэтилена на 30 процентов будет ниже, чем металлических. Полы из полимерных материалов дешевле деревянных на 30—40 про центов. Замена цветных и черных металлов в машиностроении да ет также огромную экономию как в эксплуатационных за тратах, так и в капитальных вложениях. Например, в производстве высоковольтных трансформато ров одна тонна эпоксидной смолы позволяет высвободить до двух тонн меди и около 9 тонн горячекатаного проката. Одна тонна полиамидной смолы в производстве санитарно-техничес ких изделий заменяет около пяти тонн бронзы. Применение пластических масс в машиностроении, раз личных отраслях промышленности и строительстве снижает вес изделий, габариты, эксплуатационные расходы и повы шает производительность труда. Мы взяли правильное направление на развитие химичес кой промышленности, увеличение производства пластических масс, синтетических волокон и смол, минеральных удобрений, гербицидов и других химических средств для борьбы с вреди телями и болезнями сельскохозяйственных растений. В докладе о Программе партии на XXII съезде было сказа но, что производство синтетических смол и пластических масс к 1970 году возрастет до 5,3 миллиона тонн. Хотя после съезда прошло еще очень мало времени, но уже сейчас ясно, что эта цифра была занижена, если учесть, с какой быстро той развивается химическая наука и область применения син тетических материалов. Даже трудно перечислить области, где все шире и шире будет использоваться продукция химиче ской промышленности. Она, в частности, может во многих отраслях вытеснить древесину и почти полностью утилизиро вать отходы лесной и деревообрабатывающей промышленно сти. Нам надо сохранять леса, потому что лес — это народ ное богатство, и это богатство следует разумно расходовать. Советский Союз обладает неограниченными сырьевыми возможностями для производства новых химических веществ. Если бы плановые и хозяйственные органы глубже зани мались экономикой, то они должны были бы определить, ког да и в каких количествах черные и цветные металлы и дру гие материалы следует заменить синтетическими материала ми, и всемерно развивать их производство. , К сожалению, хозяйственные и планирующие органы недостаточно учитыва ют достижения науки и техники, не используют эти достиже ния для ускоренного развития тех производств и отраслей, которые являются экономически наиболее выгодными и перс пективными. (Продолжение на 5-й стр.). Совершенствовать управление промышленностью и строительством Планирование — незыблемый закон развития с о ц и а л и с т и ч е с к о й э к о н о ми к и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz