Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

4 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я % 20 ноября 1962 г ., Х°^72 (255Б) ^ияиишяиниинниииниии— — — н—ирт—инии— аия— ■ЦПI■■!!ими жятяяякштвтттяшшявтятяяявтяттттяшшшя""ч^"^^^^тяятятят! ^ т о в а р и щ а Н . С . Х р у щ е в а Д о к л а д (Продолжение. Начало на 1—3-й стр.). научными теоретическими проблемами, имеющими большое значение тля развития науки. Возникает вопрос и о необходимости осуществления коор­ динации работы республиканских Академий наук. Может быть следует подумать о создании межреспубликанских советов по координации работы Академий,наук союзных республик. Но так или иначе организация научной работы вообще, и в союз­ ных республиках в частности, должна быть улучшена. Наука не может развиваться, не опираясь на производст­ во. Производство не может развиваться, не опираясь на науку. Поэтому эти две силы взаимосвязаны, одна другую дополняет я одна другую оплодотворяет. Только при таком положении Улучшить дело проектирования в Товарищи! В нашей стране осуществляется невиданное по размаху капитальное строительство. Пожалуй, нет ни одного города и района, где бы не велось промышленное и жилищное строительство. По объему капитальных вложений в промыш­ ленность. сельское хозяйство и железнодорожный транспорт Советский Союз далеко опередил США и другие капиталисти­ ческие страны. Но должен сказать, что в капитальном строительстве имеется много крупных недостатков. Некоторые совнархозы. Госпланы союзных республик, а часто и местные партийные органы, не сообразуясь с общегосударственными интересами и возможностями, под всяким предлогом добиваются строитель­ ства новых предприятий, заказывают для них дорогостоящее отечественное, а иногда и импортное оборудование. В резуль­ тате с каждым годом увеличивается незавершенное строи­ тельство. В планы часто включается сооружение объектов без про­ ектов и учета возможности обеспечения их материалами, ра­ бочей силой и оборудованием. Бывает так. что предприятия, для которых имеется оборудование, строятся медленно или совершенно не строятся, а многие готовые производственные вдания не используются из-за отсутствия оборудования. Крупные недостатки в капитальном строительстве объяс­ няются также и тем, что местные партийные организации слабо, поверхностно занимаются этим важнейшим делом, име­ ющим решающее значение для развития народного хозяйства. Посмотрите практику утверждения титульных списков ново­ строек, и вы увидите, что партийные комитеты фактически не участвуют в выборе наиболее целесообразного места строи­ тельства. в отборе наилучшего проекта, в определении сроков строительства. Бесконтрольность приводит к таким ненор­ мальным явлениям, как концентрация промышленности в об­ ластных центрах без учета сырьевых и трудовых ресурсов, что вызывает дополнительные трудности в организации жи­ лищного строительства, обнажения населения и культурно- бытового обслуживания. Надо хороню понять, товарищи, что мы не сможем с успехом выполнить огромный план капитального строитель­ ства, если партия, ее органы на местах не возьмут это дело в свои руки. Необходимо, чтобы производственные партийные комитеты, бюро по промышленности квалифицированно рас­ сматривали титульные списки новостроек, чтобы этому предшествовало глубокое технико-экономическое изуче­ ние нового объекта строительства и делались экономически грамотные и ответственные заключения. Следует повысить от­ ветственность плановых органов за правильное использова­ ние капитальных вложений. Они обязаны до конца выдержи­ вать линию на максимальную концентрацию капитальных вло­ жений и обеспечение своевременного ввода в действие реша­ ющих для народного хозяйства предприятий. Вместе с тем, видимо, назрела необходимость решить и ор­ ганизационные, вопросы в обдаст»„промышленного строитель­ ства. В настоящее время в ведении Госстроя СССР находится всего 18 специализированных проектных институтов строи­ тельного профиля и на их долю приходится лишь 15 процен­ тов общего объема работ по строительному проектированию, а весь остальной объем выполняется отраслевыми технологиче­ скими проектными институтами и мелкими проектными орга­ низациями. Госстрой по существу не занимает в этом отноше­ нии ведущего положения. Недопустимо медленное внедрение в практику типовых проектов, низкое их качество, наличие ог­ ромного количества типоразмеров конструкций и изделий — все это говорит, что Госстрой слабо выполняет свою роль в руководстве проектным делом в стране. Госстрой и Академия строительства и архитектуры неудовлетворительно работают над сокращением количества типоразмеров изделий, в част­ ности, из сборного железобетона. Несмотря на то, что этот вопрос уже неоднократно поднимался, количество типоразме­ ров изделий исчисляется тысячами. В интересах более успешного осуществления огромной строительной программы и освоения капитальных вложений следует в корне пересмотреть функции Госстроя. Госстрой че­ рез свои республиканские органы должен определять и поли­ тику капитальных вложений. рассматривать и утверждать титульные списки на новое капитальное строительство. Он обязан нести ответственность за обеспечение новостроек про­ ектами и сметами, следить и отвечать за то. чтобы объемы капитального строительства были строго увязаны с мощностя­ ми строител»ны\ организаций, возможностями по обеспечению строек строительными материалами и оборудованием. Надо установить такой порядок, чтобы финансирование новых объектов, внесенных в титульные списки, производи­ лось только по разрешению на это Госстроя СССР или его республиканских органов. При таком положении, как вы сами понимаете, будет исключена возможность рвачества, местничества в капитальном строительстве, протаскивания в титульные списки объектов, не обеспеченных проектами, де­ нежными и материально-техническими ресурсами. Госстрою следовало бы подчинить все исследовательские строительные институты и организации, занятые проектирова­ нием промышленных объектов — фабрик и заводов. Госстрой должен быть союзно-республиканским органом, иметь свои управления е республиках и непосредственно сам, а также через республиканские Госстрой осуществлять единую, центра­ лизованную' техническую политику в строительстве дромыш- ленных предприятий. Только при такой централизации проектно-конструктор­ ского дела в строительстве можно создать своего рода биб­ лиотеки всевозможных проектов промышленных предприятий. Если потребуется построить завод или какой-либо другой объект, то можно взять из библиотеки типовой проект за таким-то номером и сказать: «Вот, получайте проект, привя­ жите его к местности и начинайте строить». А как поступаем мы? Сплошь и рядом, когда решаются вопросы строительства предприятий, одновременно даются Товарищи! В свете новых требований улучшения руко­ водства промышленностью и строительством необходимо об­ общить более чем пятилетний опыт работы совнархозов. Как вы знаете, есть крупные совнархозы, но есть и мелкие сов­ нархозы, не имеющие »и развитой промышленности, ни перс­ пективной сырьевой базы, $ Б настоящее время в РСФСР, например, имеется 67 сов­ нархозов. Значительная часть из них являются сравнительно небольшими. С тем. чтобы сосредоточить хозяйственное руко­ водство промышленностью и строительством в крупных эконо­ мических районах, республиканские организации признали целесообразным укрупнить ныне действующие совнархозы и образовать 22—24 Совета народного хозяйства укрупненных экономических районов. Известно, что крупные экономические районы располага­ ют более развитой и разносторонней промышленностью, сырь­ евой базой разветвленной сетью производственной коопера­ ции. Они могут полнее использовать технику, внутренние ре­ действительно могут двигаться вперед и наука и производство на основе науки. \ Вы понимаете, конечно, почему я так подробно остановил­ ся на некоторых вопросах технического протеса в промыш­ ленности. Технический прогресс — это та ключевая позиция, при помощи которой мы сможем успешно решить задачи со­ здания материально-технической базы коммунизма и достиг­ нуть высшей производительности труда. Рассмотренные вопросы далеко не исчерпывают проблем, стоящих перед партией в области технического прогресса. Нам всем нужно хорошо подумать и создать стройную систему, которая обеспечила бы более быстрое внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. промышленности и строительстве задания многим проектным организациям сделать новые про­ екты вместо того, чтобы подобрать из имеющихся. Приведу один характерный пример. На пяти, заводах черной металлургии было принято решение построить в этом семилетии по одному цеху холодного проката. Что было бы проще всего сделать? Взять типовой проект здания такого цеха или, если его нет, поручить проектной организации раз­ работать такой проект и привязать его для всех пяти заво­ дов. Сделано было иначе. Четырем специальным проектным институтам черной металлургии поручили проектировать от­ дельно для каждого завода свой цех холодной прокатки. Сторонники такого неправильного подхода к проектирова­ нию обычно говорят, что обилие типовых проектов вызывает­ ся большим разнообразием строительства, необходимостью удовлетворения различных требований и частыми изменения­ ми технологии производства. Но разве с этим можно согла­ ситься? Я не за то, чтобы проект был универсальным и веч­ ным. В типовые проекты должны вноситься соответствующие изменения с учетом новейших достижений строительной науки и техники. Но нельзя беспрерывно менять проекты, должна быть обеспечена их разумная стабильность. Нужно разделить все производственные здания и соору­ жения на типы, классы, группы с учетом общности техноло­ гии производства и на этой основе запроектировать опреде­ ленное количество типов зданий. Ведь очень многие заводские здания и сооружения даже разного назначения могут быть типовыми, одинаковыми. Например, корпуса машиностроительных, приборостроитель­ ных и текстильных предприятий ничем практически не отли­ чаются и могут строиться по одним и тем же проектам. В основу типовых зданий должна быть положена типовая секция с унифицированными пролетами из стандартных конструкций и элементов. Наличие типовых секций позволит осуществлять максимальную сборность цехов, избежать соору­ жения множества отдельно стоящих зданий, возводить единые крупные блоки из ограниченного количества конструкций и деталей заводского изготовления. Если потребуется построить небольшой цех, можно взять, скажем, четыре-пять секций, для крупного цеха — десять секций, для еще большего двадцать, но во всех случаях основой будет типовая секция. Такая постановка дела даст большие экономические выгоды как в самом проектировании, так и в строительстве. Чтобы завершить упорядочение дел в капитальном строи­ тельстве, надо отказаться от строительства так называемым хозяйственным способом и перейти к строительству на под­ рядных началах. Это означает, что все вопросы капитального строительства следует выделить из ведения совнархозов, создать самостоятельные строительные организации или объе­ динения в республиках и экономических районах. Такое четкое разграничение функций позволит совнархозам более глубоко заняться вопросами производства, а что касается строительства, то здесь они будут выступать только в роли заказчиков. Строительство — дело специфическое и выделение его в самостоятельную отрасль принесет большую пользу нашему общему делу, повысит ответственность как производственни­ ков. так и строителей. Следует отметить, что в жилищном строительстве типовое проектирование больше распространено, Нем в промышлен­ ном. Если бы мы этого не добились, то нам не хватило бы ни времени, ни проектировщиков, а главное, нельзя было бы перевести жилищное строительство на индустриальные рель­ сы. Однако нельзя не видеть серьезных недостатков в проек­ тировании и строительстве жилых и особенно культурно- бытовых зданий. Все, что мы строим, должно быть доброт­ ным, удобным, красивым и в то же время экономичным. К сожалению, нередко проектируются и строятся здания мало­ удобные, непривлекательные по внешнему виду, неэкономич­ ные. Обеспечить хорошие удобства для жизни и быта совет­ ских людей, строго соблюдая требования экономии государст­ венных средств, — важнейшая задача архитекторов, конст­ рукторов и всех строителей. Работы лучших архитекторов-новаторов показывают, что простыми средствами можно добиться большой выразительно­ сти и красоты. Более просто решать задачу помогают совре­ менные индустриальные конструкции и материалы. Архитек­ турно-художественные формы должны быть разумными, нова­ торскими и экономически целесообразными, но совсем не та­ кими, как было сделано в Свердловске: там построили на вид­ ном месте здание с огромными колоннами, похожими на сло­ новые ноги, и на них водрузили вывеску «Баня». Перед советскими архитекторами сейчас поставлено много новых проблем, особенно в связи с развитием крупнопанель­ ного домостроения. Сама технология заводского домостроения требует простоты форм и минимальной их разнотипности. Но и в таких условиях не снимается вопрос разнообразия в архитектуре. Б пределах возможного и разумного должны проявляться индивидуальные архитектурно-художественные оттенки. Большое значение в градостроительстве имеет комплексная застройка жилых районов. Сооружение школ, детских садов, яслей, магазинов и других учреждений культурно-бытового назначения должно вестись одновременно со строительством жилых домов. Возведение этих зданий у нас, как правило, отстает ог жилищного строительства. Чтобы улучшить проектирование, специализировать его, поднять на новый технический уровень и на этой основе по­ высить качество и удешевить стоимость строительства, нуж­ но ликвидировать разобщенность в руководстве проектными организациями, повысить технический уровень проектов, со­ средоточить ведущие технологические проектные организации в отраслевых комитетах, а проектирование общестроительных комплексов — в специализированных институтах строитель­ ного профиля, с подчинением их Госстрою СССР и Госстроям союзных республик. зервы для увеличения промышленного производства. Как пра­ вило, крупные совнархозы лучше справляются с выполнени­ ем государственных планов, в них меньше отстающих пред­ приятий и строек. Так, в Московском, Ленины ~'.-.ком, Воро­ нежском и некоторых других крупных экономических райо­ нах не выполняют планы производства от 2 до 8 процентов предприятий, а в Вологодском, Костромском, Мордовском таких предприятий насчитывается от 25 до 65 и более про­ центов. Опыт показывает, что включение, например, промышлен­ ности Новгородской и Псковской областей в Ленинградский экономический район положительно сказалось на развитии их экономики. По сравнению с 1957 годом выпуск валовой продукции в Новгородской и Псковской областях увеличил­ ся почти в два раза. За эти годы здесь по существу заново создана радиотехническая и электротехническая промышлен­ ность, значительно выросли как по объемам производства, так и по квалификации машиностроение, деревообработка и дру­ гие отрасли промышленности. Создание новых предприятий и налаживание их работы, особенно в начальной стадии, про­ водятся при большой помощи передовых предприятий Ленин­ града. Далее, при существующем экономическом районировании создалось такое положение, когда некоторые исторически сло­ жившиеся экономические зоны, располагающие общими сырь­ евыми ресурсами и базирующейся на них промышленностью, оказались в ведении различных совнархозов. Особенно на­ глядно это видно на примере Курской и Белгородской обла­ стей. Единое рудное месторождение — Курская магнитная аномалия — совершенно противоестественно разделено между Курским и Белгородским совнархозами. Это приводит к рас­ пылению средств, материально-технических ресурсов и ин­ женерных кадров, отрицательно сказывается на успешной эксплуатации уникального месторождения железных руд. Приведенные факты подтверждают правильность предло­ жений об укрупнении экономических районов РСФСР. В Украинской ССР сейчас имеется 14 совнархозов. ЦК Компартии Украины предлагает укрупнить их и образовать семь новых Советов народного хозяйства крупных экономиче­ ских районов. Должен сказать, что вопрос о создании укрупненных Со­ ветов народного хозяйства не новый. Еще в 1957 году, ког­ да мы обсуждали пути перестройки управления промышлен­ ностью и строительством, вносились предложения об органи­ зации совнархозов на базе крупных экономических районов, таких, например, как Урал, Западная Сибирь, Центральный промышленный район и т. д. Но тогда было решено вернуться к этим предложениям позднее, когда будет накоплен доста­ точный опыт. Теперь такой опыт у нас есть. Перестройка работы партийных и советских органо®, принципы которой мы должны обсудить на настоящем Плену­ ме Центрального Комитета партии, создает благоприятные ус­ ловия для организации и успешной работы укрупненных сов­ нархозов. Нужно иметь в виду и то, что за годы, прошедшие после образования экономических административных районов, выросли, стали более квалифицированными хозяйственные и технические кадры на местах. Успешному экономическому развитию, правильному ис­ пользованию ресурсов препятствует также разобщенность экономики соседних союзных республик. В этом мне пришлось наглядно убедиться, в частности, во время недавней поездки в Среднюю Азию. Что представляет из себя промышленность каждой из среднеазиатских республик? Здесь сравнительно в небольших объемах имеются одни и те же отрасли производства — неф­ тяная, химическая, горнорудная, цветная металлургия, ма­ шиностроение и металлообработка, хлопкоперерабатывающая, пищевая и легкая промышленность. Причем, объем промыш­ ленной продукции предприятий совнархоза каждой республи­ ки относительно невелик. Валовая продукция промышленно­ сти совнархозов в нынешнем году составит примерно: в Турк­ мении 350 миллионов рублей, в Киргизии — 500 миллионов, в Таджикистане — 500 миллионов и в Узбекистане — 2,2 миллиарда, а всего несколько более 3,5 миллиарда рублей. Такое положение ведет к искусственной замкнутости хозяй­ ства этих республик, мешает расширению специализации и кооперирования, наиболее эффективному размещению произ­ водительных сил и использованию природных богатств. Пар­ тийный и хозяйственный актив республик Средней Азии при­ шел к правильному, на мой взгляд, выводу — вместо че­ тырех совнархозов этих республик создать единый межрес- публиканекий совнархоз. Нет основания сомневаться в правильности объединения руководства хозяйством в одном органе. Это даст возможность быстрее вовлечь в хозяйственный оборот огромные ресурсы всего среднеазиатского края и более разумно построить ру­ ководство хозяйственным строительством. Образование крупных экономических районов позволит создать мощные Территориальные строительные организации, обладающие достаточными материальными ресурсами и кадра- Товарищи! В социалистическом государстве экономика развивается строго по плану. Мы постоянно совершенствуем организацию и практику планирования. Партия всегда придавала большое значение вопросам пла­ нирования. Еще в первые годы советской власти, когда за­ кладывались основы народного хозяйства страны, В. И. Ле­ нин указывал, что планирующим органам отводится важная роль в разработке экономической политики, в организации планового ведения хозяйства. Госплан, по характеристике В. И. Ленина, должен представлять собою «совокупность све­ дущих людей, экспертов, представителей науки и техники» и обладать «наибольшими данными для правильного суждения о делах». Расширение масштабов народного хозяйства, быстрый прогресс науки и техники требуют еще большего повышения роли и научного уровня планирования. Наша страна распола­ гает многочисленными кадрами ученых, высококвалифициро­ ванными специалистами во всех отраслях народного хозяйст­ ва, мы можем решительно поднять науку и практику плани­ рования, строить всю работу по руководству производством на основе экономических законов социализма. Главное в пла­ нировании теперь — это наиболее рациональное и эффектив­ ное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, развитие и внедрение новой техники, устранение излишних издержек и потерь в произ­ водстве. Достижение в интересах общества наибольших про­ изводственных результатов при наименьших затратах — за­ кон нашего хозяйственного строительства, руководства социа­ листическим хозяйством и планирования. В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством, а затем и руководства сельским хозяйством была перестроена работа Госплана СССР и других плановых органов. Но эта перестройка во многом не была доведена до конца. В практике плановых органо® еще не преодолены послед­ ствия периода-культа личности, когда планы нередко состав­ лялись без достаточного экономического обоснования, не всег­ да обеспечивались материальными возможностями и ресурса­ ми. Один из серьезных недостатков наших хозяйственных пла­ нов состоит в том, что они не всегда основываются на тща­ тельных экономических расчетах и исследованиях: темпы раз­ вития отдельных отраслей и экономических районов опреде­ ляются по сложившимся пропорциям, а порою и вовсе на глазок. Такой подход приводит к просчетам в планировании. Как шло у нас развитие химической промышленности в прош­ лом? Эта решающая отрасль, которая имеет огромное буду­ щее, своевременно не была по достоинству оценена. Весь мировой опыт, в том числе и наш опыт за послед­ ние годы, говорит о том, что новейшие достижения химиче­ ской науки, особенно в производстве синтетических материа­ лов, неизмеримо повышают роль химической индустрии в борьбе за технический прогресс и развитие экономики стра­ ны. Химические материалы все шире пробивают себе дорогу, как заменители материалов, которые раньше считались не­ заменимыми. С точки зрения экономики, решающим является тот факт, что синтетические материалы, превосходя по многим свойствам черные и цветные металлы, древесину, требуют меньших капитальных затрат на организацию их производства и обходятся народному хозяйству значительно дешевле. По моей просьбе Госплан и комитет по химии представи­ ли справку с расчетами экономической эффективности приме­ нения в народном хозяйстве пластических масс, как замени­ телей свинца, меди, цинка, черных металлов, тканей и лес­ ных материалов. Вот, что следует из этой справки: В кабельной промышленности в 1962 году можно было бы заменить 67 тысяч тонн свинца полиэтиленом. Капитальные вложения на организацию производства одной тонны свинца составляют 1630 рублей, а тонны полиэтилена — 1000 руй­ ми и способные успешно справиться с задачей улучшения капитального строительства. Как я уже говорил, строительные организации цедесюоо- разно выделить из совнархозов и сосредоточить их в тех же районах в самостоятельных подрядных строительных объеди­ нениях. За совнархозами следует сохранить только обязанно­ сти заказчика по строительству. Это повысит организацион­ ный уровень руководства строительством, укрепит подрядный способ работ, сделает более четкими взаимоотношения между •строителями и заказчиками и усилий! ответственность каж­ дого из нлх, а также позволит совнархозам уделить главное внимание улучшению организации работы промышленности. Создание укрупненных совнархозов будет способствовать . преодолению местнических тенденций, попыток строить замк­ нутое хозяйство, получать побольше материальных ресурсов и средств на капитальное строительство даже тогда, когда это не вызывается необходимостью, в ущерб государствен­ ным интересам. Крупные совнархозы надо наделить широкими правами, не опекать их по мелочам, не сдерживать инициативу, а, на­ оборот, всячески содействовать ее развитию. Намечаемые меры по совершенствованию управления про-* мышленноетью и строительством направлены к тому, чтобы поднять уровень руководства предприятиями и стройками, сделать его более квалифицированным. В настоящее время в ведении совнархозов насчитывается более двадцати тысяч предприятий, состоящих на самостоя­ тельном балансе. Примерно треть из них —* предприятия, имеющие каждое не более ста рабочих. Удельный вес таких предприятий в общем выпуске продукции совнархозов состав­ ляет лишь пять процентов. Тем не меяее эти мелкие пред­ приятия по своей организационной структуре копируют круп­ ные заводы и фабрики с многотысячными коллективами. Как дальше быть с мелкими и средними предприятиями? С мест поступает много предложений, заслуживающих вни­ мания, в частности, о создании различных промышленных объединений — фирми комбинатов. Видимо, создание производственных объединений различ­ ного типа — дело перспективное, экономически целесообраз­ ное. Однако проведение его в жизнь требует тщательной под­ готовки и осмотрительности. Надо предостеречь против меха­ нического, непродуманного объединения, которое вместо пользы может принести вред. В связи с укрупнением предприятий и образованием раз­ личных производственных объединений возникает необходи­ мость пересмотреть существующие ныне правовые положения предприятий, которые, как известно, в значительной мере устарели и не отвечают современному этапу развития эконо­ мики. Многие директора заводов и фабрик ставят вопрос о необходимости принять закон о социалистическом предприя­ тии. Надо, очевидно, изучить эти предложения. Настало время решить вопрос и о предприятиях местной промышленности. В настоящее время они производят продук­ ции примерно на 20 миллиардов рублей, или 11 процентов общего объема валовой продукции промышленности СССР. Они выпускают в основном те же изделия и товары, что и предприятия совнархозов, производят их из государственного сырья и реализуют в плановом порядке. Разница состоит в том, что на предприятиях местной промышленности произво­ дительность труда на 15—20 процентов ниже, чем на анало­ гичных предприятиях совнархозов, хуже качество продукции, организация производства 'страдает серьезными недостатками. Вот эту разницу и надо ликвидировать! Недавно Совет Министров СССР принял постановление о передаче совнархозам предприятий местной промышленности, занятых пошивом одежды, обуви, выработкой кожи, произ­ водством мебели. Видимо, эту работу следует довести до кон­ ца. Главной задачей местных Советов депутатов трудящихся, 'Введении которых сейчас находится местная промышленность, должна быть забота об улучшении службы быта населения, а организацией производства товаров для, дэдецрнцщ.должны заниматься совнархозы, учитывая местные нужды. лей. Каждая тонна полиэтилена заменяет три тонны свинца. Если па создание мощностей в 67 тысяч тонн свинца необ- ходимы капитальные вложения в размере 108 миллионов рублей, то «а создание мощностей по полиэтилену, заменяю­ щему это количество свинца, требуется только 23 миллиона рублей, или почти в пять раз меньше. Кроме большой эко­ номии в капитальных вложениях, народное хозяйство полу­ чило бы также значительную экономию на снижении стои­ мости кабельной продукция, так как стоимость изоляции ка­ беля при применении полиэтилена снижается наполовину. В жилищном и промышленном строительстве вместо стальных газовых и водопроводных труб могут быть приме­ нены трубы также из полиэтилена. Капитальные вложения для создания производственной мощности на одну тысячу метров стальных труб равны примерно 1300 рублей, а поли­ этиленовых примерно 600 рублей, то есть в 2,2 раза мень­ ше. Расчеты показывают, что при организации производства ста ^миллионов метров труб из полиэтилена вместо стальных труб экономия на капитальных вложениях составит 72 мил­ лиона рублей: при этом себестоимость труб из полиэтилена на 30 процентов будет ниже, чем металлических. Полы из полимерных материалов дешевле деревянных на 30—40 про­ центов. Замена цветных и черных металлов в машиностроении да­ ет также огромную экономию как в эксплуатационных за­ тратах, так и в капитальных вложениях. Например, в производстве высоковольтных трансформато­ ров одна тонна эпоксидной смолы позволяет высвободить до двух тонн меди и около 9 тонн горячекатаного проката. Одна тонна полиамидной смолы в производстве санитарно-техничес­ ких изделий заменяет около пяти тонн бронзы. Применение пластических масс в машиностроении, раз­ личных отраслях промышленности и строительстве снижает вес изделий, габариты, эксплуатационные расходы и повы­ шает производительность труда. Мы взяли правильное направление на развитие химичес­ кой промышленности, увеличение производства пластических масс, синтетических волокон и смол, минеральных удобрений, гербицидов и других химических средств для борьбы с вреди­ телями и болезнями сельскохозяйственных растений. В докладе о Программе партии на XXII съезде было сказа­ но, что производство синтетических смол и пластических масс к 1970 году возрастет до 5,3 миллиона тонн. Хотя после съезда прошло еще очень мало времени, но уже сейчас ясно, что эта цифра была занижена, если учесть, с какой быстро­ той развивается химическая наука и область применения син­ тетических материалов. Даже трудно перечислить области, где все шире и шире будет использоваться продукция химиче­ ской промышленности. Она, в частности, может во многих отраслях вытеснить древесину и почти полностью утилизиро­ вать отходы лесной и деревообрабатывающей промышленно­ сти. Нам надо сохранять леса, потому что лес — это народ­ ное богатство, и это богатство следует разумно расходовать. Советский Союз обладает неограниченными сырьевыми возможностями для производства новых химических веществ. Если бы плановые и хозяйственные органы глубже зани­ мались экономикой, то они должны были бы определить, ког­ да и в каких количествах черные и цветные металлы и дру­ гие материалы следует заменить синтетическими материала­ ми, и всемерно развивать их производство. , К сожалению, хозяйственные и планирующие органы недостаточно учитыва­ ют достижения науки и техники, не используют эти достиже­ ния для ускоренного развития тех производств и отраслей, которые являются экономически наиболее выгодными и перс­ пективными. (Продолжение на 5-й стр.). Совершенствовать управление промышленностью и строительством Планирование — незыблемый закон развития с о ц и а л и с т и ч е с к о й э к о н о ми к и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz