Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)
20 ноября 1962 г., N5 272 (2556) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 \ Д о к л а д т о в а р и щ а И . С . Х р у щ е в а (Продолжение. Начало на 1—2-й стр.). родного хозяйства, расчистит п у т ь н о в о м у , передовому в промышленном и сельскохозяйственном производстве, позволит ускорить внедрение новейших достижений науки, техники, пе редового опыта. В-четвертых, новое построение партийных органов создаст лучшие возможности для более правильного подбора на руководящую партийную работу таких работников, которые хорошо знают производство и имеют опыт в соответствующих отраслях хозяйства. В-пятых, даст возможность партийным органам лучше организовать контроль за исполнением директив партии и пра вительства. Однако надо твердо помнить, что самая совершенная струк тура партийных органов, а также органов управления про мышленностью и сельским хозяйством не даст желаемых результатов, если мы не поставим у руководства производст вом энергичных, талантливых организаторов, хорошо знаюших соответственно промышленное или сельскохозяйственное про изводство, готовых с революционной страстностью бороться за дело партии. А такие кадры у нас имеются. ^Предстоящая работа по укомплектованию кадрами пар тийных. советских и других органов налагает особую ответ ственность на 11К компартий союзных республик, обкомы и крайкомы партии. Они должны внимательно и по-разумному подойти к расстановке и рациональному использованию ра ботников. не допуская ошибок в этом большом и важном деле. Недостатки на некоторых участках партийного, государст венного и хозяйственного строительства объясняются именно тем. что мы иногда не умеем правильно подобрать и расста вить кадры. Надо признать совершенно недопустимой порочную прак тику. когда непригодные работники продолжительное время остаются на руководящих постах и освобождаются лишь после того, как они окончательно провалили дело. В ряде областей, краев и республик имеются такие работники, которые поте ряли чувство нового, но возведены в ранг «незаменимых». Они работают плохо и не мыслят, что можно организовать де ло лучше. что на их место могут быть в ы д в и н у т ы другие, спо собные более успешно руководить промышленным и сельско хозяйственным производством. Задачи создания материально-технической базы коммуниз ма требуют, чтобы во главе партийных, советских и хозяйст венных органов находились работники, имеющие специальное образование и практический опыт работы. Речь идет о том. чтобы правильно сочетать кадры, имеющие многолетний опыт работы с молодыми, энергичными товарищами. Мы не долж ны огульно освобождать с руководящих должностей людей, не имеющих специального образования. Есть много замечатель ных практиков и талантливых организаторов производства, которых надо всемерно поддержать, помочь им приобрести специальные знания. В стране идет постоянный обмен квалифицированными кадрами между нациями, и чем шире будут масштабы комму нистического строительства, тем больше будет этот обмен. Опыт развития нашего многонационального государства учит', что без взаимной братской помощи кадрами невозможно обес печить рациональное развитие производительных сил. пра вильно совмещать интересы государства с интересами отдель ных республик. Необходимо, чтобы партийные комитеты стро го руководствовались в своей работе этими положениями. Мы глубоко убеждены в том,-что предлагаемая структура партийных органов по руководству народным хозяйством помо жет партии еще более успешно выполнять задачи, поставлен ные XXII съездом. ^Товарищи! Я доложил главные направления организацион ной перестройки партийного руководства народным хозяйст вом. Мы говорим о том. что эта перестройка носит организа ционный характер. Но если учесть, что организаторская ра бота партии в условиях развернутого коммунистического стро ительства имеет решающее значение для развития общества, ясно, что этот вопрос имеет громадное политическое значение. Наша ленинская партия — правящая партия и от того, как она организует свою деятельность, управление народным хозяйством, зависит осуществление великих планов коммуни стического строительства. В основе политики партии заложе ны научные марксистско-ленинские принципы. Она руководит обществом, исходя из объективных закономерностей общест венного развития. Именно это позволяет партии вовремя улавливай и развивать новые, прогрессивные явления в жиз ни общества, поддерживать творческую инициативу масс. То, что наша партия наметила осуществить, продиктовано не субъективными пожеланиями тех или иных лиц, а полити ческой и экономической целесообразностью, необходимостью в еще большей мере развить ленинские принципы руководства партии народным хозяйством. и. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКОЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ Э К О Н О М И Ч Е С К И М С Т Р О И Т Е Л Ь С Т В О М Товарищи! Разрешите остановиться теперь на некоторых принципиальных вопросах технической политики, совершен ствования планирования и улучшения методов хозяйственно го управления, от решения которых в значительной мере за висит ускорение темпов развития нашей экономики. Успешное осуществление Программы строительства ком мунистического общества в нашей стране возможно лишь при максимальном ускорении технического прогресса, широ ком использовании в народном хозяйстве новейших достиже ний науки и техники. Мы с полным основанием можем сказать, что в области технического прогресса за последние годы проделана большая работа. Видимо, нет необходимости рассказывать о наших достижениях. Они общеизвестны. Отдавая должное успехам в техническом прогрессе, мы обязаны сосредоточить внимание партии на вопросах более полного использования в народном хозяйстве достижений науки и техники. Вопросы технического прогресса в промышленности Наша промышленность наряду с самыми совершенными машинами и приборами выпускает еще немало устаревшего Оборудования и материалов. Разработка и особенно внедре ние в производство новой техники, прогрессивной технологии и передового опыта часто длятся годами. Развитие экспери ментальных и опытно-промышленных баз отстает от потреб ностей народного хозяйства. Почему это происходит? Хочу обратить внимание на главные причины, мешающие осуществлению четкой и пра вильной технической политики. Перестройка руководства промышленностью и строитель ством позволила значительно расширить научно-исследова тельские и проектно-конструкторские работы в экономичес ких районах. Это, несомненно, сыграло положительную роль в ускорении технического прогресса. Но есть и другая сторо на этого процесса: создание в совнархозах мелких, разроз ненных, многоотраслевых научно-технических учреждений привело к распылению научных и конструкторских сил. Мно гие совнархозы, имея в непосредственном подчинении отрасле вые научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации, стали приспосабливать их только к местным нуждам, забывая об интересах единой технической политики в стране, о специализации и кооперировании производства. Разобщенность сил научных и проектных организаций не может не затруднять проведение единой технической полити ки в отраслях народного хозяйства, тормозит осуществление специализации производства в широких масштабах. Возьмем, например, машиностроение. Здесь работает около четырехсот научно-исследовательских и проектных институтов и более тысячи самостоятельных конструкторских бюро, из которых лишь около семи процентов находится в ведении Государствен ного комитета по автоматизации и машиностроению. Разве мо жет комитет в таких условиях обеспечить необходимый техни ческий уровень машиностроения, быстро внедрять новое, прогрессивное, взамен отжившего свой век, устаревшего? Рассредоточенность научно-исследовательских и проектно- конструкторских организаций неизбежно приводит к тому, что они дублируют друг друга в создании машин и разработке технологических процессов, причем каждая из организаций плодит свои собственные конструкции и технологию, так ска зать, сама изобретает велосипеды. Естественно, что ни о ка кой типизации оборудования и унификации узлов и деталей здесь не может быть и речи. А ведь это основа специализа ции производства. Посмотрите, что происходит в тракторостроении. Здесь насчитывается 30 специализированных конструкторских бю ро по тракторам, тракторным двигателям и агрегатам; в этих бюро занято около трех тысяч конструкторов. Расположены они в шести союзных республиках и подчинены 18 совнар хозам. Выпускаемые Харьковским и Волгоградским заводами гусеничные тракторы одинаковы по основным параметрам и назначению, но совершенно не похожи по многим узлам и де талям. На том и другом тракторе установлен двигатель од ной конструкции, но опоры двигателя каждый завод сделал свои. У тракторов разные ходовые системы, гусеницы, на весные устройства и даже кабины. Не лучше обстоит дело и в автомобильной промышлен ности, где имеется около сорока конструкторских бюро вдвад цати четырех совнархозах. И здесь разобщенность конструк торских сил порождает те же пороки, что и в тракторостро ении. Большие потери несет страна из-за отсутствия централи зации и концентрации сил в проектировании турбин и гене раторов. Конструкторские бюро заводов «Электросила», «Электротяжмаш», Новосибирского турбогенераторного каждое в отдельности создает «свою» машину, что приводит к ненужному многообразию как машин в целом, так и их отдельных узлов, усложняет строительство, комплектацию и эксплуатацию электростанций. Конструкторские силы, занятые созданием радиоприем ников и телевизоров, разбросаны по 17 конструкторским ор ганизациям страны. Производство телевизоров организовано на 19 заводах, а радиоприемников — на 32 заводах. Распо ложенные в разных городах заводы выпускают различные по конструкции и габаритам телевизоры и радиоприемники од ного и того же класса. В 1962 году в производстве находят ся 12 типов телевизоров и 47 видов радиприемников и ра диол. Это нередко очковтирательство своего рода. По существу многие радиоприемники и телевизоры отличаются друг от друга только разной окраской, разными габаритами; один сде лает похуже, другой — получше, а называют один — «Бела русь». другой — «Киев». В этом и вся разница. Такая ничем не оправданная многотипность затрудня ет организацию массового производства телевизоров и радио приемников, тормозит применение высокопроизводительного механизированного оборудования и не позволяет снижать себестоимость продукции и повышать ее качество. Не уди вительно, что себестоимость одних и тех же типов приемни ков и телевизоров резко колеблется. Себестоимость телеви зора «Рекорд» на Бакинском радиозаводе обходится в полто ра раза дороже, чем на радиозаводе Воронежского совнархо зу. где организовано крупносерийное производство этого ти па телевизоров. Если бы, допустим, в Баку продавали телеви зоры, исходя из себестоимости, то есть в полтора раза доро же, чем в Воронеже, то что бы сказали покупатели руководи телям республики? Можно было бы привести много других примеров распы ленности конструкторских сил, параллелизма в работе науч но-исследовательских учреждений, конструкторских бюро и проектных организаций. Думаю, что в этом нет необходимо сти, так как члены ЦК и другие участники Пленума ЦК мо гут из своей практики рассказать о таких примерах. Сколько научных работников, сотрудников конструктор ских бюро занято конструированием однородных сельскохо зяйственных машин, сколько людей параллельно занимается разработкой проектов станочного оборудования для различ ных отраслей производства! Десятки и сотни параллельно ра ботающих конструкторских учреждений стремятся начинать все чуть ли не с самого начала. Если бы эти силы разумно объединить, чтобы каждое конструкторское бюро, каждый ис следовательский институт имел бы четкое направление в своей работе по обслуживанию потребностей определенной отрасли народного хозяйства, то мы быстрее решали бы за дачи вооружения нашего народного хозяйства современным оборудованием. Мы имели бы большой выигрыш в экономии средств и во времени, скорее внедряли бы новейшие дости жения науки и техники в производство. Экономика капитализма, как известно, развивается по- иному, чем у нас. Но даже раздираемая конкурентной борь бой промышленность капиталистических стран широко ис пользует специализацию и централизацию конструкторских и научно-исследовательских организаций. В условиях капитализма внедрение новой техники в про изводство подталкивается конкуренцией. Чтобы не обанкро титься. капиталистические фирмы систематически обновляют станочное оборудование на предприятиях. Некоторые фирмы, например, не допускают, чтобы станочный парк их предприя тий работал более десяти лет, так как это оборудование из нашивается, морально устаревает, А капиталисты знают, что на устаревшем оборудовании нельзя выдержать конкурент ной борьбы с теми фирмами, которые пользуются более совер шенным оборудованием. Если так поступают капиталисты, то наша плановая со циалистическая система может более успешно использовать свои преимущества для ускорения технического прогресса производства, для увеличения выпуска продукции и улучше ния ее качества. Инженеры, конструкторы, техники, рабочие каждого предприятия хотят, чтобы их энергия и творческие поиски были направлены к лучшему, принесли успех общему делу. Однако усилия многих людей и коллективов дробятся, стал киваются, а это резко уменьшает их общенародный эффект. Разве это допустимо, товарищи, в условиях социалистического производства? Разве это не доказательство нашего неумения до конца использовать все преимущества социалистической системы, в том числе и в сфере научно-технического прогрес са? Разумеется, гчто вопросы творческого соревнования кон структоров в создании лучших образцов машин при центра лизации руководства конструкторским делом вовсе не снима ются. Наоборот, должны быть созданы широкие возможности для проявления творческих замыслов и инициативы. Только крупными недостатками управления научно-тех ническими делами в народном хозяйстве можно объяснить факты медлительности во внедрении достижений науки и техники. Централизация конструкторских сил приносит капитали стам огромные прибыли. Например, в автомобильной промыш ленности Соединенных Штатов Америки конструкторские си лы и 90 процентов всего производства сконцентрированы в трех_ ведущих концернах — «Дженерал моторе», Фсхрд, Крайслер. И это дает большой экономический эффект. Почему же мы не используем то рациональное, экономи чески выгодное, что есть у капиталистов? Ведь в условиях планового хозяйства все это осуществлять куда проще и лег че, чем в условиях капиталистической конкуренции. Было время, — я имею в виду период культа личности, — когда усиленно пропагандировалась мысль, что все наше—безого ворочно идеально, а все зарубежное — столь же безогово рочно плохо. Но ведь времена культа прошли. Нам следует помнить указание В. И. Ленина — уметь, если нужно, учить ся у капиталистов, перенимать то умное и выгодное, что у них есть. Бывает и так, что хорошие образцы машин, попадая в некоторые наши конструкторские бюро, так переделывают ся, что становятся плохими. Приведу такой пример. В Японии была куплена и установлена на Глуховском хлопчатобумажном комбинате партия прядильных машин с приборами высокой вытяжки — до 700 раз, то есть в 15—18 рая большей, чем на серийных отечественных машинах. Ос новной узел японской машины — вытяжной прибор, над кон струкцией которого японцы работали десятки лет. В резуль тате применения японских машин на Глуховском комбинате сократился технологический процесс. Наши конструкторские бюро создают образцы прядильных машин с приборами своей конструкции, которые имеют вытяжку не выше 140—200 раз и вырабатывают пряжу худшего качества. Но и эти опыт ные машины все еще находятся в стадии доводки и испыта ния, промышленность продолжает выпускать прядильные ма шины с вытяжкой до 40 раз. Недавно на нефтяных промыслах в Туркмении мне пока зали новый буровой агрегат — электробур. Эта замечатель ная машина имеет большие преимущества перед существую щими турбинным и роторным способами бурения, позволяет значительно быстрее и дешевле бурить глубокие нефтяные и газовые скважины. Туркменским нефтяникам электробур очень понравился, они даюг ему высокую оценку. Я заинтересовался тем, как внедряется электробур в других нефтяных районах страны, и мне сообщили, что он слабо внедряется в производство, хотя с момента его созда ния прошло более двух десятилетий. Почему такое важное для народного хозяйства оборудование до сих пор не получи ло широкого распространения? Буровые мастера указывают на некоторые конструктивные недоработки электробура, в ре зультате чего он еще не всегда надежен для работы в слож ных геологических условиях. Отработкой конструкции электробура несколько лет зани маются семь научно-исследовательских институтов и тринад цать конструкторских бюро. Однако никто практически за де ло не отвечает, один валит на другого, а спросить не с кого. Или возьмем другой пример. Наука и практика давно до казали. что кислородно-конвертерный способ производства стали более экономичен, чем мартеновский. Он позволяет в короткие сроки при меньших капитальных и эксплуатацион ных затратах намного увеличить выплавку стали, при этом сталь по качеству получается не хуже мартеновской. И вот, несмотря на это, производство кислородно-конвертерной ста ли развертывается у нас недопустимо медленно. В феврале нынешнего года было принято постановление правительства, в котором намечена широкая программа стро ительства кислородно-конвертерных цехов на металлургиче ских предприятиях. Однако к выполнению этого постановле ния многие совнархозы и предприятия приступают с боль шой раскачкой. Медленно развертывается строительство кон вертерных цехов на Нижне-Тагильском металлургическом комбинате и заводе им. Ильича в Донбассе, плохо организо вано проектирование и изготовление оборудования для этих цехов. И в данном случае главная причина — в разобщенно сти проектного дела в стране. Несогласованность в работе конструкторских, научно-ис следовательских и проектных организаций является одной из главных причин медлительности в осуществлении концентра ции и специализации промышленного производства. Специализация производства дает огромные возможности для роста производительности труда, улучшения качества продукции, позволяет наиболее рационально организовать труд. При специализации производства открывается широкий простор для перевода на поток изготовления деталей машин, внедрения комплексной автоматизации и механизации. Тяга наших руководящих работников к старой организации комп лексных производств еще настолько сильна, что, несмотря на все директивы и призывы организовывать специализирован ные производства, число универсальных предприятий про должает расти. Это совершенно неправильная, порочная линия. К чему она ведет, покажу на следующем примере. На изготовлении инструмента и технологической оснастки занято около четы рехсот тысяч рабочих и используется более двухсот тысяч металлорежущих станков — почти 10 процентов всего дей ствующего парка. Причем, в специализированной инструмен тальной промышленности занято только 50 тысяч рабочих и 17 тысяч станков. Другими словами, лишь десятая доля ог ромных сил и средств, которые мы расходуем на производ ство инструмента и технологической оснастки, поставлена па правильные рельсы. Остальное инструментальное производст во — это разрозненное и малоэффективное хозяйство. На этом мы теряем, по подсчетам специалистов, самое меньшее 300 миллионов рублей в год, то есть в два с лишним раза боль ше, чем стоимость основных фондов всех специализирован ных инструментальных заводов. Примеры высокой эффективности специализированного производства можно привести из любой отрасли хозяйства. В Италии одна фирма обеспечивает всю страну стандартной канцелярской мебелью и всякой канцелярской утварью. Ес ли кому-либо нужно приобрести ее, он связывается с этой фирмой, и она поставляет заказчику все необходимое. А что происходит у нас? Что ни мебельная фабрика, то свой проект, своя мебель. Вот уже действительно раздолье для бюрократов — каждый может иметь свой стиль в каби нете! Мебель изготовляют почти четыре тысячи в большин стве своем мелких предприятий и цехов полукустарного ти па. Предприятия эти не специализированы, на некоторых из них изготовляется свыше 20 видов мебели. Такая неоргани зованность приводит к тому, что выпускается много неудоби ной, дорогой, некрасивой и непрочной мебели. Только сов нархозами Российской Федерации производится 156 типов стульев, 116 типов обеденных столов, 222 типа платяных шкафов и даже кроватей выпускается 217 типов! Как видите, каждый городит то, что ему взбредет в го-* лову. Каждая фабрика проектирует новое и зачастую не пото-? му, что старое плохое, а потому, что конструктор хочет уве ковечить себя, хоть паршивым, но «своим» стулом или 'шкафом! А что делается в машиностроении в области специализгн ции? В нынешнем году машиностроительные предприятия вы пускают свыше 125 тысяч наименований машин, приборов и изделий для различных отраслей народного хозяйства. Го сударственным комитетом по автоматизации и машинострое нию была проведена работа по выявлению характера выпуск каемых машин, в результате установлено, что в стране из готовляется огромное количество машин, приборов и оборудо вания, сходных по техническим характеристикам и пред назначенных для выполнения одинаковых технологических процессов, но различных по конструкции и размерам. Создание социалистического государства должно привести к ликвидации тех барьеров в общественном производстве, ко торые породил капитализм. И мы действительно уничтожили их, ликвидировав частную собственность на средства произ водства. Уничтожив в октябре 1917 года классовые и соци альные барьеры, позднее в ходе хозяйственного строительст ва, вольно или невольно, нагородили в ряде случаев такие ведомственные и местнические барьеры, которые ограничи вают возможности нашего развития. Дальше с этим мириться нельзя! Обеспечить проведение единой технической политики Что же надо предпринять для того, чтобы дать широкую дорогу техническому прогрессу в стане? Прежде всего необходимо перестроить руководство научно- исследовательскими и проектно-конструкторскими организа циями и, как я уже говорил, ликвидировать разобщенность в их деятельности. Если мы этого не сделаем, то не сможем выполнить поставленных XXII съездом партии задач по уско рению технического прогресса, по широкой специализации производства. Президиум ЦК неоднократно обсуждал эти вопросы и при шел к единодушному мнению, что руководство научно-иссле довательскими и проектно-конструкторскими организациями должно быть централизовано в соответствующих отраслевых комитетах, то есть построено по вертикали. Только таким образом может быть обеспечено проведение единой, наиболее разумной технической политики. О том. что это совершенно оправданная в настоящее время мера, свидетельствует боль шой опыт, накопленный в организации технического руковод ства в отраслях оборонной промышленности. Благодаря такой централизации и концентрации научных и конструкторских сил в соответствующих комитетах по оборонной промышлен ности мы располагаем сейчас самыми совершенными средства ми военной техники. Очевидно, и в других отраслях промышленности нужно руководствоваться такими же принципами. Следует передать в непосредственное подчинение отраслевых комитетов веду щие конструкторские бюро заводов, научно-исследовательские и проектные организации с опытными базами. Разумеется, подчинение этих организаций комитетам не означает, что их нужно переводить в Москву. Они должны остаться там. где находятся, где для них создана необходимая опытно-промыш ленная база. Надо улучшить работу государственных комитетов, повы сить их роль в осуществлении единой технической политики в отрасли. Они должны нести перед партией и правительст вом полную ответственность за своевременное внедрение но вой техники и технологии в производство, за технический уровень в соответствующей отрасли. Не подумать ли о созда нии в Госплане технико-экономического совета, в состав ко торого входили бы председатели отраслевых комитетов, дирек тора крупных научно-исследовательских институтов, ученые- экономисты. новаторы производства? Совет мог бы рассматри вать важнейшие вопросы, связанные с подготовкой народно хозяйственных планов, а также дальнейшего совершенствова ния планирования и проекты плана развития и внедрения новой техники. Нынешние комитеты фактически бесправны, слабо влияют на технический прогресс. Отраслевые комитеты, руководящие разработкой новой техники и поэтому лучше других органов знающие перспективу совершенствования производства в данной отрасли, не имеют решающего голоса в формировании планов по новой технике. И получается так, что. имея в портфеле немало разработанных новых станков, оборудования, приборов и технологических процессов, комитеты выступают перед Госпланами союзных республик и Госпланом СССР в роли просителей. Приходит, например, в Госплан Союза председатель ко митета по автоматизации и машиностроению и просит предус мотреть внедрение в производство таких-то новых станков. А ему отвечают, что разместить производство новых станков нельзя, так как заводы уже загружены, причем часто загру жены выпуском аналогичных, но менее совершенных видов оборудования. И чертежи новых станков отправляют на полку. При подобном подходе к планированию новой техники, когда ее создатели лишены права определять, что и где целе сообразно в первую очередь внедрять, не удивительно. что планы по новой технике не отражают четкой линии техниче ского развития как отдельных промышленных предприятий, так и отраслей производства в целом. Вот. например, с каким Фактом мне пришлось с тол кнуть ся при посещении Елинского комбината искусственного во локна. Нам показали новую машину для непрерывного произ водства вискозного шелка. Машина разработана научно-иссле довательскими институтами искусственного волокна и тек стильного машиностроения и изготовлена в 1960 году киев скими экспериментальными мастерскими. Она выполняет сра зу пять технологических операций. Кроме того, упраздняется ручная передача пряжи от машины. Рабочие и инженерно- технические работники комбината положительно оценивают новую машину. Смотрите, какой эффект можно получить от внедрения этой машины только на Елинском комбинате. Если имеющиеся 280 устаревших машин заменить новыми, то на той же про изводственной площади выпуск вискозного шелка, по расче там специалистов, увеличится примерно на 1200 тонн в год, или на 22 процента. Из такого количества шелка можно вы работать около десяти миллионов метров ткани. Одновремен но за счет повышения производительности труда будет вы свобождено более 800 рабочих от выполнения вредной и ма локвалифицированной работы. Экономия от снижения себесто имости составит полтора миллиона рублей в год. Однако все эти преимущества пока остаются на бумаге. Как мне сообщили, промышленность получит такие машины только в 1965 году. А в настоящее время проектируются и строятся заводы искусственного волокна с применением уста ревшей техники. Законодателями новой техники должны быть отраслевые комитеты. Нам следует завершить работу по образованию ко митетов во всех решающих отраслях народного хозяйства. По-видимому, будет правильным предоставить комитетам право в рамках перспективных и текущих государственных планов развития народного хозяйства устанавливать номен клатуру промышленной продукции, снимать с производства устаревшие виды продукции и заменять ее новой, более про грессивной. определять специализацию предприятий отрасли, развитие опытно-промышленных баз, научных и проектно конструкторских организаций. Надо установить такой порядок, чтобы разработанные отраслевыми комитетами совместно с плановыми и местными органами предложения и рекомендации обязательно учитывались и включались в народнохозяйствен ные планы. На комитеты нужно возложить также распреде ление финансовых и материальных ресурсов, выделяемых для выполнения планов по новой технике. Само собой разумеется, что заводы и совнархозы не долж ны остаться в стороне от составления планов по новой тех нике, наоборот, они обязаны принимать в этой работе самое активное участие. Однако решающее слово при разработке планов новой техники должно принадлежать государственным комитетам. Необходимо также, чтобы планы производства и капиталь ного строительства представлялись в правительство после согласования их с отраслевыми комитетами. Следует устано вить порядок, при котором пересмотр хозяйственными органа ми проектов и смет на строительство промышленных объектов осуществлялся бы с участием комитетов. Хочется высказать несколько замечаний о работе Акаде мий наук. Правильно ли, когда и при союзной и республикан ских Академиях создаются, разрастаются всевозможные науч но-исследовательские учреждения? В дореволюционной России, когда Академия наук была единственным центром научной мысли, то. естественно, что только вокруг нее концентриро вались все научные учреждения. Теперь совершенно иное положение — наука призвана повседневно обслуживать не посредственно производство. П оэтому научно-исследователь ские институты надо развивать не при Академиях наук, а в непосредственной связи с производством, чтобы приблизить науку к производству. Это — главное. И там же. в научно- исследовательских институтах, надо заниматься крупными (Продолжение на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz