Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

г Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 20 ноября 1962 г № 272 (2556) Д о к л а д т о в а р и щ а Н . С . Х р у щ е в а (Продолжение. Начало на 1-й стр.). Нын е шн я я с т р у к т у р а п а р т и й н ых о р г а н о в и недостатки в руководстве хозяйством Товарищи! Опыт последнего времени показывает, что создание совнархозов и производственных колхозно-совхоз­ ных управлений в сельском хозяйстве лает положительные результаты. Вместе с тем становится также ясным, что для улучшения руководства народным хозяйством нельзя ограни­ читься перестройкой только хозяйственных органов. Назрела необходимость организационной перестройки руководства на­ родным хозяйством со стороны партийных органов в центре и на местах. Существующий ныне территориальный принцип построе­ ния районных, городских, областных, краевых партийных организаций и их руководящих органов сложился в опреде­ ленных исторических условиях и сыграл свою положительную роль. В современных условиях, когда страна вступила в период развернутого строительства коммунизма, ко г^д ее народное хозяйство ги га н т с ки выросло, неизмеримо повысилась роль партии во всей ж и зни страны, особенно в хозяйственном строительстве, теперь старые организационные формы уже становятся в известном смысле тормозом в деле руководства партии производством . Можно спросить —■ разве теперь партийные органы не руководят народным хозяйством, а партийные руководители стали менее опцтными? Нет. товарищи, дело совсем не в этом. Наши кадры стали значительно опытнее и, конечно, могут более успешно руководить всеми сторонами многогран- нвго хозяйственного строительства. Однако масштабы, объем народного хозяйства страны настолько увеличились, что ранее сложившиеся формы руководства партийных органов хозяйст­ вом уже не в состоянии охватить каждодневно возникаю­ щие важнейшие проблемы в развитии экономики. Старая структура как бы сковывает наши действия, связывает руки, не дает возможности полностью развернуть инициативу партийных организаций в руководстве всеми отраслями произ­ водства. Т рмны нашего движения вперед зависят тенерь главным образом от умения организовать претворение в жизнь полити­ ческой линии партии. Поэтому необходимо предпринять кар­ динальные меры, обеспечивающие более конкретное и плано­ мерное руководство партийных органов всеми отраслями про­ изводства. Как у нас обстоит дело с партийным руководством народ­ ным хозяйством? Будучи построенными по территориальному принципу, партийные органы призваны в равной мере заниматься как промышленностью, так и сельским хозяйством. Ца практике же часто дело складывается так. что обкомы, крайкомы пар­ тии и ЦК компартий союзных республик вынуждены распы­ лять свои еилы, браться то за одно, то за другое дело. Все это порождает кампанейский характер в партийном руководст­ ве: то партийные органы сосредоточат свои усилия на еель- ском хозяйстве и в какой-то мере ослабят внимание к про­ мышленности и другим вопросам коммунистического строи­ тельства, то они целиком переключаются на промышленность и ослабляют руководство сельским хозяйством. Кампанейское руководство промышленностью и сельским хозяйством, повторяю, не является результатом недостатка сил и опытных кадров. Наша страна располагает сейчас вы­ сококвалифицированными кадрами во всех отраслях хозяйст- - вейнего и культурного строительства. Поэтому кампанейщина ■т руководстве — результат несоответствия нынешней струк­ туры партийных органов современным задачам экономическо­ го развития страны. Когда Центральный Комитет КПСС заостряет внимание на ©«тросах сельского хозяйства, тогда вся партия, все руко­ водство — областное, краевое, республиканское — сосредо­ точивает свое внимание на этом участке народного хозяйства и упускает из виду вопросы развития промышленности и строительства. Ослабление руководства, конечно, немедленно чувствуют партийные организации предприятий и строек. Вы знаете, что пленумы партийных комитетов направля­ ют внимание и силы партийных организаций на наиболее важные задачи. Посмотрим, какие же вопросы за последнее время рассматривались на пленумах партийных комитетов? За последний гол в союзных республиках состоялось 60 пле­ нумов Центральных Комитетов, которые обсудили более ста вопросов, из них о р 1 аботе промышленности, транспорта и строительства — всего пять вопросов. В 25 наиболее круп­ ных промышленных областях, краях и автономных республи­ ках РСФСР за год на пленумах обкомов и крайкомов партии рассмотрено 215 различных вопросов, в том числе по про­ мышленности лишь 14. Дело, конечно, не только в количест­ ве рассмотренных вопросов, но приведенные данные показы­ вают явное невнимание партийных органов к работе про­ мышленности и капитальному строительству. Недостатки существующей структуры партийных органов можно показать на примере Московской области. Промыш­ ленность области ежегодно производит валовой продукции на сумму 7—8 миллиардов рублей. На территории области рас­ положено несколько тысяч предприятий, 67 городов и 63 по­ селка городского типа. Когда ЦК КПСС заостряет внимание на сельскохозяйственном производстве, то первый и другие секретари Московского обкома отрываются от руководства промышленностью. Между тем в области сельскохозяйствен­ ное производство занимает небольшой удельный вее, особен­ но в производстве зерна. К чему приводит отсутствие планомерного, целенаправ­ ленного руководства промышленностью и сельским хозяйст­ вом, можно показать также и на примере Азербайджана. Парторганизация республики вынуждена браться то за про­ мышленность, то за сельское хозяйство. Однако недостатки в этих отраслях народного хозяйства устраняются медлеино. Есть серьезные упущения в работе промышленности. В сель­ ском хозяйстве в запущенном состоянии находятся важней­ шие его отрасли — хлопководство и животноводство. Уро­ жайность хлопка и продуктивность животноводства в респуб­ лике остаются самыми низкими в стране. Когда мы говорим о перестройке структуры партийных органов, то прежде всего должны иметь в виду более пра­ вильное использование наших партийных кадров, их лучшую расстановку- Между тем при нынешней структуре партийных комитетов проявляется односторонний подход, обеспечивается квалифицированным руководством то одна, то другая сторо­ на производства: сельское хозяйство или промышленность. Всякий раз, когда возникает вопрос о выдвижении пар­ тийных или советских руководителей той или иной области, мы стоим перед выбором, какой специальности при равных качествах того или другого работника отдать предпочтение: тому, кто хорошо знает промышленность, или же специалисту сельского хозяйства. Действительно, кого целесообразнее вы­ двинуть к руководству партийных и советских органов в таких, например, областях, как Челябинская, Харьковская, Карагандинская, где имеется большая промышленность и не­ малое значение имеет также сельское хозяйство? Большие трудности при подборе кадров испытывали об­ комы, крайкомы партии, ЦК компартий союзных республик, когда решался вопрос о первых секретарях райкомов партии в районах, где имеется развитая промышленность и сельское хозяйство. Там тоже решают, кому отдать предпочтение: спе­ циалисту промышленности или сельского хозяйства. На прак­ тике сложилось так, что чаще всего в таких районах у ру­ ководства стоят работники, знающие сельское хозяйство, а не промышленность. Все это вольно или невольно приводит к тому, что при подборе кадров наносится ущерб той или иной отрасли пр'Оизводетва. Если будет цайдена правильная организационная струк­ тура, то мы будем иметь возможность при существующих кадрах планомернее развивать все отрасли экономики. Пар­ тия сейчас насчитывает в своих рядах более 10 миллионов человек. В стране около 20 миллионов комсомольцев. Проф­ союзы объединяют 66 миллионов трудящихся. Наша партия и организации, которые находятся под ее руководством, огромная сила. В промышленности, на транспорте и в строительстве к началу текущего года работало 3 миллиона 655 тысяч комму­ нистов, в сельском хозяйстве — около 2 миллионов комму­ нистов. В промышенности. на транспорте и в строительстве в настоящее время работает 2 миллиона 546 тысяч специали­ стов е высшим и средним специальным образованием, из них 2 миллиона 99 тысяч инженеров и техников; в сельском хо­ зяйстве работает 559 тысяч специалистов с высшим и сред­ ним специальным образованием, в том число 412 тысяч агро­ номов, зоотехников и ветеринарных работников. Задача состоит в том, чтобы найти лучшую организаци­ онную структуру, позволяющую правильно использовать пар­ тийные и советские кадры, научно-технических работников во всех отраслях экономики, лучше организовать их работу. Эти меры помогут привести в действие наши резервы, поста­ вить их на службу выполнения решений XXII съезда партии и принятой им Программы строительства коммунизма в Со­ ветском Союзе. Перестроить партийные органы в соответствии с задачами к о м м у н и с т и ч е с к о г о с т р о и т е л ь с т в а За последнее время Президиум Центрального Комитета не­ однократно и всесторонне обсуждал с членами ЦК, руководи­ телями местных организаций вопрос о том, как лучше по­ строить организационную структуру партийного руководства народным хозяйством в настоящее время. Предложения, выработанные Президиумом ЦК, исходят из необходимости положить в основу построения партийных ор­ ганов сверху донизу производственный принцип и таким пу­ тем обеспечить более конкретное партийное руководство про­ мышленностью, строительством и сельским хозяйством. В настоящее время производственный принцип построе­ ния партийных организаций у нас выдержан только в пер­ вичных организациях. Опыт показывает, что объединение коммунистов по месту их производственной деятельности дает возможность партийным организациям сосредоточивать глав­ ное внимание на производственных вопросах, подчинять все другие виды работы — организационную, идеологическую, культурно-воспитательную — решению основной задачи. Что касается районного, городского, областного звена, то оно построено по территориальному п ринципу . П ри таком построении партийный комитет вынужден заниматься всеми вопррсами, внимание его работников неизбежно рассеивается и производственные вопросы становятся в один ряд с относи­ тельно менее важными. Производственный принцип построения партийных орга­ нов снизу доверху вовсе не будет означать, что партийные организации перестанут заниматься вопросами быта, образо­ вания, культуры. Наоборот, сосредоточивая внимание на главном — на вопросах производства, партийные организации смогут более конкретно заниматься и организаторской и идей­ но-воспитательной работой, неразрывно связанной как с про­ мышленным, так и с сельскохозяйственным производством. Таким образом, основной смысл перестройки — сконцентри­ ровать усилия партии и ее органов на решении генеральных задач коммунистического строительства. А в новой Програм­ ме партии записано, что главная экономическая задача пар­ тии и народа — это создание материально-технической базы коммунизма, обеспечение обилия материальных и духовных благ общества. Рассмотрим, как предполагается построить партийные ор­ ганы, начиная с районного звена, кончая союзными респуб­ ликами и ЦК КПСС, Применительно к сельской местности новое построение партийных органов будет означать, что коммунисты, занятые 8 сельскохозяйственном производстве, в учреждениях и ор­ ганизациях, обслуживающих сельское хозяйство, а также на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, будут объединены в одну партийную организацию. Осуществлять руководство этой партийной организацией бу­ дет партийный комитет сельскохозяйственного прзизводствен- вого управления. Что касается партийных организаций про­ мышленных предприятий, строек, транспорта, то руководст­ во ими будет сосредоточено в партийном комитете па руко­ водству промышленным производством. Перестраивая работу партийных организаций по произ­ водственному прцнтшу, нам необходимо рассмотреть, на­ сколько целесообразно с тонки зрения управления сельскохо­ зяйственным производством нынешнее административное де­ ление на селе. Появление районов в административном делении страны относится к 1923 году. В то время наряду с районами суще­ ствовали также старые административные образования — волости и уезды. К началу 1931 года было полностью за­ вершено районирование и введено новое административно- территориальное деление страны — образовано около трех тысяч районов. Такое дробное деление районов в прошлом отвечало условиям своего времени. В ту пору крестьянское хозяйство было мелким, раздробленным. Колхозы только что организовались и были мелкими. Во многих селах не бы­ ло не только партийных, но даже и комсомольских ячеек. Чтобы обеспечить политическую работу среди сельского на­ селения, надо было строить районные организации примени­ тельно к условиям того времени. Теперь положение в сель­ ской местности совсем иное — там выросли и окрепли круп­ ные колхозы и совхозы, в них есть партийные и комсомоль­ ские организации, имеются кадры специалистов. Сейчас в таком дробном административном делении в сельской мест­ ности нет необходимости. После сентябрьского Пленума ЦК КПСС проводилась ра­ бота по укрупнению районов. Но, несмотря на проведенное известное укрупнение районов, они по-прежнему остаются небольшими: около 60 процентов всех районов имеют насе­ ление менее 40 тысяч в каждом, в том числе 14 процентов — до 20 тысяч человек. Немало районов, в которых про­ живает менее 10 тысяч человек. В среднем по стране на каждый район приходится по 14—15 колхозов и совхозов. Таковы средние цифры. Однако есть немало районов, где имеется по четыре-шесть колхозов и совхозов, а районный аппарат по своей структуре и штатам почти такой же, как и в крупных районах. У нас сейчас в колхозах и совхозах в основном хорошие кадры. Поэтому непомерно большой аппарат управления ве­ дет к излишней опеке правлений, председателей колхозов, ди­ ректоров совхозов, к снижению их самостоятельности, возмож­ ности проявлять инициативу. Они вынуждены работать с ог­ лядкой •— ждать, что скажет им тот или иной работник района. Практика показывает, что в современных условиях суще­ ствование мелких районов в сельской местности нецелесооб­ разно. В интересах улучшения управления сельскохозяйст­ венным производством мы уже пошли на укрупнение сель­ ских районов, создав территориальные производственные кол­ хозно-совхозные управления. Опыт работы управлений себя оправдал. Всего по СССР было 961 управление. Учитывая громоздкость некоторых существующих тер­ риториальных производственных колхозно-совхозных управ­ лений, местные партийные органы признали необходимым иметь около полутора тысяч производственных колхозно-сов­ хозных управлений. Конечно, каждый понимает, что количе­ ство производственных управлений не является стабильным и окончательным, поскольку с изменением производственных условий будет меняться количество таких управлений и объ­ ем их работы. Новые сельские производственные управления по терри­ тории и населению, по объему сельскохозяйственного произ­ водства будут значительно больше ньще существующих рай" онов. Вот как, например, будет выглядеть Дмитриевское произ­ водственное управление Курской области. В бывшей Курской губернии, на территории которой созданы две области: Кур­ ская и Белгородская, раньше было 15 уездов. Теперь в двух областях 62 района. Что из себя представлял бывший Дмит­ риевский уезд? В него входило 18 волостей, в которых про­ живало свыше 150 тысяч человек, было 318 тысяч гектаров земли. Уезд потом разделили на 4 района: Дмитриевский, Хомутовский, Конышевский и Михайловский. Все они явля­ ются сравнительно небольшими как по количеству колхозов, земельных угодий, пашни, так и по числу жителей. Но в каждом из них насчитывается довольно значительный аппа­ рат различных районных учреждений. В Курской и Белгородской областях, то есть на террито­ рии бывшей губернии, вместо 62 сельских районов предпола­ гается создать 22 производственных управления- В новом Дмитриевском управлении будет 70 колхозов и совхозов, ко­ торые имеют около 260 тысяч гектаров сельскохозяйствен­ ных угодий. Думаю, что целесообразность такой меры оче­ видна. У нас выросли кадры, укрупнились колхозы и совхо­ зы, улучшились связи внутри районов и между ними и т. д. Рассмотрим вопрос о партийных органах на селе. Опыт показал, что созданные по решению мартовского Пленума ЦК КПСС новые органы управления сельским хозяйством — территориальные производственные колхозно-совхозные уп­ равления зарекомендовали себя положительно. Эти органы в нынешних условиях на деле способны успешно осуществлять руководство колхозно-совхозным производством и обеспечить дальнейший рост и развитие всех отраслей сельского хозяй­ ства. Исходя из этого, местные партийные органы признали не­ целесообразным впредь иметь сельские райкомы партии. Вместо них предлагается иметь партийные комитеты произ­ водственных колхозно-совхозных управлений, которые будут осуществлять руководство партийными организациями колхо­ зов, совхозов, а также научно-исследовательских, культурно- просветительных, медицинских учреждений, учебных заведе­ ний и других организаций, связанных с сельскохозяйствен­ ным производством. У некоторых товарищей может возникнуть вопрос, поче­ му в производственных управлениях предполагается иметь партийный комитет, а не прежний райком партии. Это де­ лается для того, чтобы партийные комитеты занимались прежде всего руководством сельскохозяйственным производст­ вом. Производственное направление — главное. Надо, чтобы работники партийных комитетов жили заботами об этом глав­ ном, бодрствовали и думали, что главное в коммунистическом строительстве — это экономика, это производство, это борьба за создание материальных и духовных благ для жизни чело­ века. Создание партийных комитетов производственных колхоз­ но-совхозных управлений должно улучшить партийное руко­ водство сельскохозяйственным производством. Число работ­ ников партийных комитетов производственных управлений по сравнению с аппаратом нынешних районных организаций должно быть значительно сокращено. / Важно еще раз подчеркнуть, что главное — это произ­ водство. Ееди непосредственно на производстве будут слабые кадры, елабые организаторы, то независимо от того, будет ли это называться районом или производственным управлением, дело от этого не улучшится. Надо лучших людей направить в сферу производства. ЦК компартий союзных республик, обкомы, крайкомы партии считают, что возглавлять партийный комитет произ­ водственного колхозно-совхозного управления будет секре­ тарь. В этих партийных комитетах предлагается иметь груцру инспекторов-парторганизаторов, двух заместителей секретаря, идеологический и организационный отделы. Шта­ ты партийных комитетов должны быть небольшими. Видимо, целесообразно, чтобы заведующими организационным и иде­ ологическим отделами были заместители секретаря парткома. Группа инспекторов-парторганизаторов будет заниматься партийными организациями колхозов и совхозов, оказывать им помощь в решении главной задачи -— увеличении произ­ водства продуктов сельского хозяйства. Руководство партийными организациями предприятий промышленности, транспорта, связи и строительства, распо­ ложенными в городах и пригородных зонах, как и теперь, будут осуществлять городские комитеты партии. Для руководства партийными организациями предприятий, расположенных на территории вновь образуемых сельских производственных управлений, где нет горкомов партии, ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы партии предлагают создать зональные (кустовые) промышленно- производственные партийные комитеты. Подчеркиваю, промышленно-производственные партийные комитеты, а не районные, то есть построенные не по террито­ риальному, а производственному принципу. Партийные комитеты сельскохозяйственных производст­ венных управлений, партийные комитеты промышленно-про­ изводственных зон (кустов) во всей своей деятельности должны руководствоваться соответствующими положениями Устава КПСС о городских и районных партийных организаци­ ях и пользоваться всеми правами нынешних райкомов, гор­ комов партии. Учитывая, что в ряде областей и республик имеются крупные предприятия, находящиеся на большом расстоянии от городских и районных центров, предлагается парткомам таких предприятий, где насчитывается свыше 500 комму­ нистов, предоставить соответствующие уставные нрава с непосредственным подчинением соответствующему обкому, крайкому партии цо промышленности. Это предложение следует поддержать. Но надо иметь в виду, что эти партий­ ные "организации должны объединять коммунистов, работаю­ щих лишь на данном предприятии. Нельзя создавать такие парткомы искусственно, путем прикрепления к ним комму­ нистов с других мелких предприятий. Предложения местных партийных органов о новой струк­ туре партийного руководства сельским хозяйством, промыш­ ленностью и строительством в сельских производственных управлениях, видимо, целесообразны, так ка к они полностью соответствуют производственному принципу построения парт­ организаций сверху донизу. Перейдем к вопросу о перестройке партийных органов в областях и краях. Для наглядности возьмем, напрцмер, Мос­ ковскую область. Население области составляет немногим бо­ лее пяти миллионов, в ней имеется 34 сельских района, Ь7 городов, 300 колхозов и совхозов. Я уже говорил, какой большой объем валовой продукции промышленности^предприя­ тий Московской области. Партийная организация ооласти на­ считывает в своих рядах 274 тысячи коммунистов, В колхо­ зах и совхозах области 32 тысячи членов и кандидатов пар­ тии. В областной парторганизации действуют 22 сельских райкома и 27 горкомов партии, 12 из которых, наряду с про­ мышленными, осуществляют руководство и сельскими парт­ организациями. В области создано восемь территориальных производственных колхозно-совхозных управлений. В Московской области имеется в виду образовать два обкома партии: один из них будет осуществлять руководство промышленным производством, другой — сельскохозяйствен­ ным производством. Обком партии по руководству промышленным производст­ вом будет объединять почти четыре тысячи первичных парт­ организаций предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи с общим числом коммунистов более 220 тысяч, 32 горкома партии, Московский обком партии по ру­ ководству сельскохозяйственным производством будет объе­ динять более тысячи первичных парторганизаций, насчитыва­ ющих 50 тысяч коммунистов. В области будет 12 партийных комитетов производственных колхозно-совхозных управлений. Как видите, все здесь делится довольно четко. И тому и другому обкому партии есть, где приложить свои силы и обеспечить крнкретцое руководство производством . При новой структуре аппарат обкомов выглядел бы ина­ че, чем сейчас. В настоящее время в обкоме партии имеется пять секретарей и 10 отделов. В обкоме партии по промыш­ ленному производству можно было бы иметь к примеру двух секретарей ц соответствующие отделы. В Московском обкома партии цо сельскохозяйственному производству можно было бы также иметь к примеру двух секретарей и необходимые отделы. При нынешнем положении, первому секретарю толь­ ко для того, чтобы принять других секретарей обкома, .грее буется почти целый день, а когда же работать? Ир этому цримеру также будет разделено партийное руко­ водство промышленностью и сельским хозяйством и в других областях и краях Российской Федерации. Во всех областях и краях, где создаются обкомы, крайко­ мы партии по промышленному и сельскохозяйственному про­ изводству, будут образованы по два самостоятельных Совета депутатов трудящихся и цх исполкома. Одни из них будут обслуживать население, занятое в промышленном производ­ стве, а другие — занятое в сельскохозяйственном производ­ стве. Перейдем к вопросу о перестройке республиканских пар­ тийных органов союзных республик. Конечно, в каждой союзной республике следует по-прежне­ му иметь один Центральный Комитет, чтобы было единое ру­ ководство всей республикой, всей экономикой, всем коммуни­ стическим строительством. , Для руководства партийными организациями промышлен­ ности и сельского хозяйства в каждом ЦК компартии союзной республики нужно создать два Бюро: одно Бюро ЦК для руко­ водства промышленным производством, а другое Бюро ЦК —< сельскохозяйственным производством. Бюро по сельскому хо-* зяйству и Бюро по промышленности будут работать под руко­ водством Президиума ЦК. В тех республиках, где сейчас не* Президиума ЦК, целесообразно его создать. Надо поставить дело так, чтобы Президиум не приспосаб­ ливал работу Бюро по промышленности и Бюро по сельскому хозяйству к порядку своей работы. Если мы создадим два Бюро, а Президиум ЦК компартии союзной республики начнет1 опекать эти Б юро , вмешиваться в детали их работы, командо­ вать ими, не считаться с особенностями их деятельности, те Новая структура не принесет хороших плодов. В таком слу­ чае оба Бюро будут скованы, их инициатива связана. Этим будет нанесен вред делу, и реорганизация не даст должного; эффекта. Надо обязательно учесть, что автономия должна быть; широкой как для того, так и для другого Бюро. Для руководства народным хозяйством в масштабах Рос­ сийской Федерации предполагается помимо существующего* Бюро ЦК КПСС по РСФСР иметь Бюро ЦК КПСС по руковод­ ству промышленным производством РСФСР и Бюро ЦК КПСС по руководству сельскохозяйственным производством. ЦК компартии Украины имеет в виду перестроить свою структуру в таком же плане. Аналогичные предложения а структуре ЦК внесены Центральными Комитетами компартий и других союзных республик. Товарищи из Бюро ЦК по РСФСР и из ЦК компартии Укч раины поставили вопрос о создании укрупненных экономи­ ческих районов. Так, в Российской Федерации вместо сущест­ вующих 67 совнархозов предполагается создать 22—24 сове­ та народного хо-зяйства, а на Украине вместо 14 образовать 7 советов народного хозяйства. Эти предложения можно поддер­ жать. Возникает вопрос, как лучше координировать работу обкомов партии по руководству промышленным производст­ вом, входящих в укрупненные экономические районы. Может быть, целесообразно создать для этого в РСФСР—отделы Еки ро ПК по руководству промышленным производством с местом пребывания этих отделов в укрупненных экономических рай­ онах; а на Украине — отделы Бюро ЦК по руководству про-* мышленным производством. Но это только предположительно. Возможно, что на деле нам и не потребуется создавать такие отделы. Не надо торо­ питься с созданием таких отделов. Когда будут образованы большие совнархозы, объединяющие предприятия ряда обла-^ стей, для координации деятельности, возможно, будут необхо­ димы такие отделы. А может быть, лучше будет организовы­ вать систематические выезды представителей Бюро ЦК по про­ мышленности на места, когда это необходимо для координации деятельности. Разрешите высказать некоторые соображения о порядке формирования создаваемых в ЦК компартий органов, их зада­ чах и аппарате. В Соответствии с Уставом КПСС Президиум ЦК, как и те­ перь, будет избираться на Пленуме ЦК. Отраслевые Бюро фор­ мирует Президиум и вносит на утверждение Пленума ПК. Нет необходимости рассматривать все предложения по каждой республике в отдельности. Секретари ПК компартий союзных республик и другие трравиши, участвующие в рабо­ те Пленума, в своих выступлениях, видимо, выскажут предло­ жения о мероприятиях по организационной структуре партий­ ных органов с учетом особенностей каждой республики. Для того, чтобы осуществлять со стороны Центрального Комитета КПСС более конкретное руководство работой про­ мышленности и сельского хозяйства. Президиум ПК считает целесообразным иметь в ЦК Бюро ЦК КПСС по руководству промышленным производством и Бюро ПК КПСС по руковод­ ству сельскохозяйственным производством. В ходе совещаний с руководящими работниками республик Средней Азии было высказано соображение о целесообразно­ сти создания единого органа по руководству промышленно­ стью всех республик Средней Азии — Среднеазиатского со­ вета народного хозяйства, По такому же принципу мыслится создать для улучшения руководства сельским хозяйством —’ Среднеазиатское управление хлопководства и главное управ­ ление но ирригации и строительству совхозов, а также еди­ ный орган по руководству капитальным строительством . в республиках Средней Азии — Средазстрой. По мнению Президиума ЦК КПСС, которое поддерживают и руководящие партийные работники республик Средней Азии, должно быть создано Среднеазиатское Бюро ЦК КПСС, которое будет работать под непосредственным руководством Президиу­ ма ЦК КПСС. Конечно, это Бюро ни в коем случае не будет подменять или брать на себя функции Центральных Комите­ тов партии союзных республик. Совершенно ясно, что руко­ водство всей жизнью республики будет по-прежнему за Цент­ ральным Комитетом компартии союзной республики. Главной задачей Средазбюро является оказание помощи партийным ор­ ганам республик Средней Азии в улучшении руководства про­ мышленностью, строительством и сельским хозяйством, коор­ динация и согласование деятельности партийных, советских и хозяйственных органов этих республик. Имеется в виду, что Средазбюро ПК КПСС будет в соста­ ве председателя, заместителей председателя и членов Бюро; в состав этого Бюро войдут первые секретари ПК компартий Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении, предсе­ датель Средазеовнархоза, начальник Средазстюоя. начальники Среднеазиатского управления хлопководства и главного уп­ равления по ирригации и строительству совхозов. Какие преимущества дает нам новая организационная структура для улучшения руководства промышленным и сель­ скохозяйственным производством? Во-первых, построение партийных органов по производ­ ственному принципу даст возможность сосредоточить все силы партии, партийных организаций на решении главных задач развития производства, позволит более конкретно и планомер­ но руководить и промышленностью и сельским хозяйством. Во-вторых, новая организационная структура партийных органов создаст необходимые условия партийным работникам глубже вникать в экономику и технику производства и со знанием дела решать практические задачи. В-третьих, построение партийных органов по производст­ венному принципу создаст благоприятные условия для полного использаваиия резервов и возможностей нашего на- ( Продолжение на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz