Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1962 г. (г. Липецк)

24 октября 1962 г., У» 251 (2535 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 З А Я В Л Е Н И Е Советского правительства (Окончание. Начало на 1-й стр.). Руководители США должны, на­ конец, понять, что теперь времена совсем^ другие. Только безумцы мо­ гут сейчас делать ставку на полити­ ку «с позиции силы» и считать*что эта политика принесет им какой-то успех, позволит навязать другим го­ сударствам свои порядки. Если США раньше могли считать себя самой мощной в военном отношении дер­ жавой, то теперь для этого нет ни­ каких оснований. В мире есть дру­ гая сила, не менее мощная, которая выступает за то, чтобы народы устраивали свою жизнь так, как они этого хотят. Теперь, как никогда раньше, от государственных деяте­ лей требуется проявлять хладнокро­ вие и благоразумие и не допускать бряцания оружием. Советское правительство под­ тверждает еще раз, что все оружие, которым располагает Советский Союз, ^служит и будет служить це­ лям обороны от агрессоров. В сов­ ременных международных условиях наличие мощного оружия, в том числе ракетноядерного оружия, у Со­ ветского Союза является по приз­ нанию всех народов мира решающим средством, которое сдерживает агрес­ сивные силы империализма от раз­ вязывания мировой истребительной войны. Эту миссию Советский Союз будет и впредь выполнять со всей твердостью ц последовательностью. Президент США заявил в своем выступлении, что если хоть одна ядерная бомба упадет на территорию США, то Соединенные Штаты нане­ сут ответный удар. Такое заявление проникнуто лицемерием, так как Со­ ветский Союз уже неоднократно зая­ влял, что ни одна советская ядерная бомба не упадет ни на США, ни на какую-либо другую страну, если не будет совершена агрессия. Ядерное оружие, которое создано советским народом, находится в руках народа, никогда не будет использовано в це­ лях агрессии. Но если агрессоры развяжут вой­ ну, то Советский Союз нанесет самый мощный ответный удар. Советский Союз всегда был верен принципам Устава ООН, последова­ тельно проводил и проводит полити­ ку, направленную на сохранение и упрочение мира. Всему миру извест­ но, какие огромные усилия прилага­ ет Советский Союз для разрядки международной напряженности, лик­ видации очагов конфликтов и споров между государствами, для претворе­ ния в жизнь принципов мирного со­ существования государств с различ­ ным общественным строем. Именно Советский Союз выдвинул и обосно­ вал программу всеобщего и полного разоружения, осуществление которой открыло бы реальные перспективы создания мира без войн, без оружия. Эти предложения находят все боль­ шую поддержку в мире, они захвати­ ли умы людей, стали велением вре­ мени. Если до сих пор дело разору­ жения не сдвинулось с места, то ви­ ну за это несут Соединенные Штаты Америки и их союзники по НАТО. Они боятся разоружения, не хотят расстаться с большой дубинкой, при помощи которой пытаются диктовать свою волю другим странам. Правительство США обвиняет Ку­ бу в том. что она будто бы создает угрозу для безопасности Соединен­ ных Штатов. Но кто поверит, что Ку­ ба может создавать угрозу для США? Если говорить о размерах и ресурсах двух стран, о их вооружениях, то ни одному здравомыслящему государ­ ственному деятелю и в голову не придет, что Куба может представить угрозу для Соединенных Штатов Америки или для какой-либо другой страны. По меньшей мере лицемерно говорить, будто маленькая Куба мо­ жет покушаться на безопасность Сое­ диненных Штатов Америки. Кубинцы хотят обезопасить свой дом, свою независимость против уг­ розы, которая исходит от Соединен­ ных Штатов Америки. Правительст­ во Кубы апеллирует к разуму и со­ вести, призывает США отказаться от поползновений на независимость Ку­ бы, установить нормальные отноше­ ния с кубинским государством. Раз­ ве не убедительно звучит то, что Ку­ бинское правительство официально заявило о своем стремлении урегу­ лировать путем переговоров с прави­ тельством США все спорные вопро­ сы. Совсем недавно, выступая на сес­ сии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Республики Куба О, Кор­ тик-ос вновь заявил, что Куба «всег­ да выражала готовность вести пере­ говоры по обычным дипломатиче­ ским каналам или любым другим пу­ тем, чтобы обсудить разногласия, су­ ществующие между Соединенными Штатами и Кубой». Теперь президент США говорит, что этих заявлений Кубинского правительства, будто бы недостаточно. Но так можно оправ­ дывать любую агрессивную акцию, любую авантюру. %о касается помощи Советского Союза Кубе, то эта помощь пресле­ дует исключительно цели содействия обороноспособности Кубы. Как ука­ зывалось 3 сентября с. г. в совме­ стном Советско-кубинском коммюни­ ке о пребывании в Советском Союзе делегации Кубы в составе Э. Гевара и Э. Арагонеса, Советское прави­ тельство пошло навстречу просьбе Кубинского правительства об оказа­ нии Кубе помощи вооружением. В коммюнике сказано, что это воору­ жение и военная техника предназна­ чены исключительно для целей обр- роны. Правительства обеих стран твердо стоят на этой позиции и в на­ стоящее время. Необходимость советской помощи в укреплении обороны Кубы вызы­ вается тем, что Кубинская Республи­ ка с первых дней своего существо­ вания подвергается непрерывным уг­ розам и провокациям со стороны Сое­ диненных Штатов. США не останав­ ливаются ни перед чем. включая ор­ ганизацию вооруженной интервенции на Кубе, как это было в апреле 1961 года, для того чтобы лишить кубин­ ский народ завоеванной им свободы и независимости, вновь подчинить его господству американских монополий, сделать Кубу марионеткой США. ОША требуют, чтобы е территории Кубы была удалена военная техни­ ка, необходимая ей для самообороны, с чем не может, конечно, согласиться ни одно государство, дорожащее сво­ ей независимостью. Советский Союз выступает за то, чтобы все иностранные войска были выведены с чужих территорий в свои национальные границы. Если США действительно проявляют заботу об укреплении дружественных отноше­ ний с государствами и стремятся обеспечить прочный мир во веем ми-* ре. как об этом говорил президент Кеннеди в своем выступлении 22 ок­ тября, то они должны были бы при­ нять советское предложение и выве­ сти свои войска и военную технику, ликвидировать военные базы, нахо­ дящиеся на чужих территориях в различных частях света. Однако США, разбросавшие свои вооруженные силы и вооружения по всему миру, упорно отказываются от принятия этого предложения. США используют их для вмеша­ тельства во внутренние дела других государств и осуществления своих агрессивных замыслов. Именно аме­ риканский империализм взял на се­ бя роль международного жандарма. Представители США постоянно хва­ стаются тем, что американские са­ молеты в любое время могут на­ пасть на Советский Союз, сбросить американские бомбы на мирные го­ рода и села и нанести тяжелые удары. Не проходит и дня, чтобы государственные и военные деятели, а также печать США не угрожали тем, что американские подводные лодки, которые с ракетами «Пола- рис» на борту рыщут по многим мо­ рям и океанам, могут обрушить атомный удар на Советский Союз и другие миролюбивые государства. В свете этих фактов особенно фаль­ шиво звучат слова президента Кен­ неди о том, что правительство США в претенциозных требованиях ли­ шить Кубу средств обороны руко­ водствуется якобы интересами ми­ ра. Миролюбивые государства не мо­ гут не протестовать против объяв­ ленных президентом США пират­ ских действий в отношении судов, направляющихся к берегам Кубы, против установления контроля за судами суверенных государств в от­ крытом море. Известно, что амери­ канские государственные деятели любят говорить о своей привержен­ ности принципам международного права, разглагольствовать о необхо­ димости правопорядка в мире. Но на деле же они, видимо, считают, что законы писаны не для США, а для других государств. Установле­ ние США фактической блокады бе­ регов Кубы — это провокационный шаг, неслыханное нарушение меж­ дународного права, вызов всем ми­ ролюбивым народам. Нельзя не видеть и того, что, ес­ ли-сегодня США пытаются запре­ тить другим странам торговлю с Кубой и использование их судов для перевозок товаров и грузов на Кубу, то завтра американские пра­ вящие круги могут потребовать принятия аналогичных мер против любого другого государства, полити­ ка или социальный строй которого неугодны правящим кругам США. Правительство США присваивает себе право требовать, чтобы госу­ дарства отчитывались перед ним, как они организуют свою оборону, докладывали, что везут на своих судах в открытом море. Советское правительство реши­ тельно отвергает подобные притяза­ ния. Наглые действия американско­ го империализма могут привести к катастрофическим последствиям для всего человечества, чего не желает ни один народ, в том числе и народ США. Учитывая всю серьезность соз­ данного правительством США поло­ жения вокруг Кубы, Советское пра­ вительство дало своему представи­ телю в Организации Объединенных Наций указание поставить вопрос о немедленном созыве Совета Безопас­ ности для рассмотрения вопроса: «О нарушении Устава ООН и угрозе миру со стороны Соединенных Шта­ тов Америки». Советский Союз обращается с призывом ко всем правительствам и народам поднять голос протеста против агрессивных действий Сое­ диненных Штатов Америки в отно­ шении Кубы и других государств, решительно осудить эти действия и поставить преграду на пути развя­ зывания правительством США тер­ моядерной войны. Советское правительство сделает все от него зависящее, чтобы сор­ вать агрессивные замыслы импе­ риалистических кругов США, от­ стоять и упрочить мир на земле. Советское правительство выра­ жает твердую уверенность, что со­ ветский народ еще больше увели­ чит свои трудовые усилия во имя укрепления экономического и обо­ ронного могущества советской Ро­ дины. Советское правительство принимает все необходимые меры к тому, чтобы наша страна не ока­ залась застигнутой врасплох и бы­ ла в состоянии дать достойный от­ вет агрессору. Ч т о б ы ш к о л а ш а г а л а В непрерывном поиске Я просматриваю свой блокнот и думаю, как лучше написать о семи­ наре школьных работников, что про­ исходил недавно В Москве на ВДНХ и был посвящен обобщению опыта борьбы за высокую эффективность урока. Впечатления остались очень глубо­ кие. Стало яснее: каково положение в школах, чего мы достигли за по­ следние годы в перестройке препо­ давания, какими думами и заботами живут лучшие педагоги. Много было докладов, оживленно реагировали на них слушатели, ши­ роко развернулись прения. Высту­ павшие приводили убедительные факты и примеры, свидетельствую­ щие об огромных успехах нашей школы, прочно вступившей на путь соединения обучения с производи­ тельным трудом, укрепления связи с жизнью, с практикой коммунисти­ ческого строительства. Исторические решения XXII съезда КПСС, новая Программа партии открыли перед советским образованием огромные возможности развития. И эти воз­ можности, видно по всему, хорощо используются. Вспоминаются недавние дни семи­ нара, и сами собой в памяти всплыт вают слова М. И. Калинина: учитель — не только учитель, но и ученик. Учитель отдает свою энергию, кровь, все, что у него есть ценного, своим ученикам, народу. С одной стороны, отдает, а с другой стороны, как губ­ ка, впитывает в себя, берет все луч­ шее от народа, жизни, науки, и это лучшее снова отдает детям. И если советский учитель хочет быть насто­ ящим, передовым учителем и сегод­ ня, и завтра, то он всегда должен идти с самой передовой частью на­ рода. В таком случае, как бы много он ни отдавал своим ученикам, но если он питается, берет самые луч­ шие черты, свойства у народа, то у него всегда будет избыток этих пи­ тательных соков для детворы. Именно такими учениками выгля­ дели участники семинара в конфе­ ренц-зале ВДНХ. Пытливыми, любо­ знательными, старательными. А сам семинар максимально способствовал, если так можно сказать, развитию их самостоятельности в учении, выявле­ нию индивидуальных качеств и спо­ собностей. Семинар показал, что передовое учительство находится в непрерыв­ ном поиске, учится у народа чувст­ ву нового. * * * Мне слышится нетерпеливый во­ прос: «А как наши земляки, с чем они выступили?». Такой вопрос зада­ ют не только учителя и другие ра­ ботники народного образования, а и многие читатели, не имеющие, каза­ лось бы, прямого отношения к шко­ ле. Оно и понятно — нынче педаго­ гика входит в каждый дом, в каж ­ дую семью. С радостью отвечаю: было очень приятно снова и снова убедиться, что липец­ кий опыт организации эффективного урока получает все большее признание и примене­ ние. В нем же он за­ ключается, липецкий опыт? В кратких сло­ вах: наши учителя-но­ ваторы изменили организацию и ме­ тодику преподавания с тем, что­ бы дать как можно больше знаний учащимся непосредственно на уроке. Мастера-педагоги доби­ ваются такого положения, когда все без исключения ученики продуктив­ но работают на занятиях. Они тесно увязывают обучение с практикой коммунистического строительства. 45 минут— весь урок. Старая, кон­ сервативная его форма, состоящая из нескольких механически расчленен­ ных частей (опрос ученика, изложе­ ние нового материала учителем, за­ крепление его, домашнее задание) приводила к большим непроизводи­ тельным потерям учебного времени, вызывала «простои» учащихся, ско­ вывала их активность и самостоя­ тельность на уроке. Наши учителя- новаторы оценивают знания ученика по-иному — проверяя их нэ протя­ жении всего урока: тут и ответы уче­ ника с места, и его поправки чужих ответов, и выполненные им упраж­ нения на уроке и т. д. Учитель объ­ являет оценку лишь в конце урока, мотивируя ее. Оценки получают 5—7 человек. К н и г и на с т р о й к у Не так давно в комсомольский штаб стройки Аглофабрики Новоли- пецкого завода зашли две девушки. — Мы из областной библиотеки,— пояснили они. — Решили шефство­ вать над вами. Завязался интересный разговор. Девушки предложили организовать библиотеку на стройке. Мы с радо­ стью согласились. Через день Майя Коичинская при­ везла двести книг. — От работников областной биб­ лиотеки — комсомольцам ударной стройки безвозмездно, — весело ска­ зала она. Так у нас появились новые дру­ зья. Работники библиотеки, или, как мы их теперь называем, наши шефы читают лекции и проводят бе­ седы о книгах. С первой лекцией о моральном облике строителя коммунизма вы­ ступила секретарь комсомольской ор­ ганизации областной библиотеки Мдйя Еопчинская. С большим вни^ манием слушали ее строители Агло- фабрики. Теперь каждый четверг из мощ­ ных репродукторов разносится по стройке: — Сегодня у нашего микрофона — работники областной библиотеки.,. Хорошо, когда рядом друзья. Спа­ сибо вам! Приезжайте к нам с но­ выми лекциями, беседами, рассказа­ ми о писателях, художниках, поэтах, космонавтах... М.( ВЛАСОВ, член комсомольского штаба стройки Аглофабрики Липецкой Магнитки. По материалам „Ленинского знамени“ „ К о м м е н т а р и и и з л и ш н и 66 Такой заголовок имела коррес­ понденция, опубликованная в газе­ те «Ленинское знамя» 30 августа с. г. Как сообщил в редакцию началь­ ник областного управления торговли т. Варнавский, эта корреспонденция обсуждалась в коллективах пред­ приятий общественного питания г. Липецка. Руководители Липецко­ го треста столовых принимают ме­ ры к тому, чтобы в столовых, мага­ зинах кулинарии и домовой кухне были в продаже ежедневно овощ­ ные блюла широкого ассортимента. Магазины кулинарии уже продают овощные наборы для борщей, сала­ тов, винегрета, а также другие овощные полуфабрикаты. Регуляр­ но в Липецке будут проводиться выставки-продажи овощных блюд. В Ельце открылся новый дет­ ский сад на 125 мест. Подобный подход не может не из­ менить отношения учащихся к делу. Они с большей ответственностью и сознательностью готовят домашние задания, так как учитывают, что на уроке каждому придется показать срои действительные знания и уме­ ние. Учащиеся активны в течение все­ го урока, так как знают, что отметка будет выставлена в целом за все их ответы, выполненные упражнения и т. п. Это устраняет всякую случай­ ность и расчет на «везение». Ребята все более убеждаются в том, что их успехи зависят от собственного тру­ да. У них повышается интерес к уче­ нию, к работе на уроке. Это в общих словах. А как оно выглядит на деле, применительно к отдельным предметам, осветила в своих докладах заведующая кабине­ том начальных классов Липецкого института усовершен­ ствования учителей А. А. Козлова, учи­ тельница математики Задонской средней школы № 2. 8. Н. Про- воторова, учительни­ ца истории Елецкой средней школы N° 12 А, М. Бокачева, учи­ тельница географии Усманской шко­ лы № 1 Е. М. Королева и учительни­ ца химии Липецкой средней школы № 2 И. А. Тачина. Каждый из докла­ дов безусловно заслуживает под­ робного описания, но место не позволяет это сделать. Остановимся на наиболее впечатляющем выступ­ лении т. Провоторовой. Вот она стои> на трибуне — сред­ него роста, худощавая, спокойная. Нет, не спокойная. Она спокойно, подчеркнуто сдержанно говорит, но весь зал чувствует, не может не чув- „ -ей напрягся каждый нерв. Валентину Николаевну Прово- торову нужно хоть раз услышать, чтобы познать ее обаяние, ощутить силу ее влияния, ее уменье доносить знания, заставлять следовать за со­ бой. Она горячо, я бы даже сказал, страстно, излагает свой метод, гово­ рит о комплексных лабораторных работах, о связи математики с Жизнью, о межпредметных связях, об уменьи «подводить» учащихся к необходимым выводам, о развитии математической речи и о многом другом. И зал, затаив дыхание, слу­ шает, утратив счет времени. Поче­ му? Да потому, что все это было из­ вестно большинству присутствующих лишь теоретически, а тут мы слы­ шим знакомое из уст самого нова­ тора. Что может быть весомее? Чувствуется, ученики Валентины Николаевны ценят, любят математи­ ку, а через нее и самую науку. Она воспитана на математической культу­ ре годами умелого преподавания. За 30 лет учительской деятельности Провоторова обучила 5 тысяч чело­ век! — Она, наверное, кроме «своей математики», ничего не видит, — доносится до меня реплика. Не знаю, в осуждение это или в похвалу было сказано. Но, замечу от себя, человек интересен для нас прежде всего в главном деле своей жизни. А главная, определяющая ее, т. Провоторову, черта — влюблен­ ность в свой предмет, в свою про­ фессию. Это трудно передать, это надо было слышать, как она расска­ зывала о значении уменья присту­ пить к занятиям. «Начало урока — искра, из которой возгорается пла­ мя...». Так может размышлять не просто добросо­ вестный работник, а -вдохновенный творец, который отчетливо понима­ ет, какую огромную силу воздейст­ вия таит в себе урок; который сколько бы ни провел уроков, каж­ дый новый дает с душевным трепе­ том, с приподнятым настроением, озаряя его сердечным огнем, яркой, живой мыслью. У липецких педагогов немало по­ следователей. Членам нашей деле­ гации не раз передавали на семина­ ре, что во многих школах учителя с волнением спрашивают у присутст­ вующих на уроках: — Как, у меня получается по-ли­ пецки? Мы можем по праву гордиться* Гордиться и не забывать, что «по- липецки» — это значит профессио­ нальный опыт обязательно помноч жить на творческое беспокойство, душевную приподнятость. И еще что важно отметить. И в' выступлениях рядовых участников семинара, и в речах президента Пе­ дагогического общества А. М. Афа­ насьева, а также заместителя мини­ стра просвещения РСФСР А. И. Шу­ стова подчеркивалось, что липецкий опыт достиг таких высот прежде всего потому, что он был и является заботой не одной лишь школы, орга­ нов народного образования, а бук­ вально всей области. Липчане суме­ ли не только создать новые формы урока, но и сумели широко внедрить их. На семинаре говорилось: опыт липецких маяков нашел такое теоре­ тическое, научное обоснование в ре­ зультате того, что органы народного образования действовали единым’ фронтом с Педагогическим институт том. В частности, особо отмечалась' роль заведующего кафедрой педа­ гогики института т. Москаленко. Много сделали для внедрений передового опыта в школах мест-* ные партийные и советские органы* Благодаря этому, у нас сейчас на­ считывается около 8 тысяч педагог гов-новаторов, которые прививают своим питомцам разносторонние глубокие знания и любовь к труду* Успешно ведется борьба с второ­ годничеством. В минувшем учебном году свыщё 400 школ, в том числе более 100 средних и восьмилетних, не имели второгодников. Доклад директора Липецкого об­ ластного института усовершенствсн вания учителей 3. А. Порядина, за-* слушанный первым на семинаре, нарисовал картину всеобъемлющей! заботы о развитии . народного об­ разования, о внедрении передовых методов обучения в школах нашей! области. В наступившем учебном году областной отдел народного образования создал во всех райо­ нах так называемые опорно-пока­ зательные школы. По каждому, предмету намечено провести науч­ но-практические конференции и се­ минары, Можно перечислить еще ряд мероприятий, призванных по­ служить дальнейшему внедрению передового опыта. Однако хотелось бы более под­ робно повести речь о том, что на­ стала пора синтезировать липец­ кий опыт со всем тем, что дала и дает педагогическая мысль и прак­ тика других областей нашей странЫ| Б. КОПЕЛИОВИЧ, спец. корр. «Ленинского знамени», Фото. Н. Переведенцева. Первый в мире групповой полет в космическое пространство (Окончание. Начало на 1-й ст .). диации, из-за появления которых радиационная обстановка в космо­ се значительно ухудшилась. Не­ прерывные наблюдения за физиче­ ским состоянием космического пространства, в частности, за уровнем радиации, проводимые советскими спутниками типа «кос­ мос», позволили установить, что в результате этого ядерного взры­ ва образовался искусственный по­ яс радиации, попадание в который было бы чрезвычайно опасно для здоровья космонавта. Но к мо­ менту запуска кораблей-спутни­ ков «Восток-3» и «Восток-4» ин­ тенсивность радиации, вызванной американским ядерным высотным взрывом, уменьшилась на высоте полета кораблей до допустимых пределов. Для оперативного контроля ра­ диационной обстановки в косми­ ческом пространстве на борту космических кораблей была уста­ новлена специальная дозиметриче­ ская аппаратура, показания кото­ рой автоматически передавались через радиотелеметрическую си­ стему на наземные станции. Кро­ ме того, космонавты были обес­ печены разными видами индиви­ дуальных дозиметров. Космиче­ ские корабли имели необходимую конструктивную защиту, а на слу­ чай ухудшения радиационной об­ становки, космонавты были обес­ печены специальными радиазащит- ными химическими препаратами. Для оценки радиационной опас­ ности предусматривалось также проведение специальных биологи­ ческих исследований, для выпол­ нения которых на кораблях нахо­ дились различные биологические объекты: лизогенные бактерии, культура раковых клеток челове­ ка, мухи-дрозофилы и оплодотво­ ренная икра вьюнов; семена лука- чернушки, пшеницы, сосны, горо­ ха, горчицы, капусты, свеклы, моркови и соцветия растения традесканции. В настоящее время все биоло­ гические объекты находятся в ста­ дии исследования, но уже можно сказать, что космическая радиа­ ция не оказала на них никакого вредного влияния. Обработка информации показа­ ла, что доза радиации, получен­ ная обоими космонавтами за од­ ни сутки полета, составила около 11 миллирад. Полная доза, полу­ ченная космонавтом А. Г. Нико­ лаевым, была равна 43 миллира­ дам, а космонавтом П. Р. Попо­ вичем—32 миллирадам. Эти вели­ чины доз совершенно безопасны для здоровья человека. Результаты физиологических исследований в полете позволили сделать заключение, что общее состояние и основные физиологи­ ческие функции космонавта в те­ чение всего полета не выходили из предела понятий нормы. Таким образом, установлено, что в условиях космического по­ лета продолжительностью 100 ча­ сов физически здоровый человек, прошедший необходимую подго­ товку, в состоянии вполне удов­ летворительно переносить невесо­ мость. Можно также предполо­ жить, что полеты, длительностью в несколько сотен часов, также будут доступны для прошедших необходимую подготовку космо­ навтов. Принятые методы подготовки космонавта оправдали себя; хотя исследования в этом направлении вместе с разработкой новых спо­ собов должны продолжаться, учитывая большие резервные воз­ можности человека в смысле раз­ вития у него устойчивости к воз­ действию внешних факторов. Весьма интересны данные, свя- О с н о в н ы е и т о г и занные с выполнением группово­ го полета. По уточненным данным, в на­ чале полета корабля «Восток-3» параметры его орбиты были сле­ дующими; период обращения 88,33 минуты, максимальная вы­ сота полета над поверхностью Земли — 234,6 километра, мини­ мальная высота полета — 180,7 километра. Параметры орбиты корабля «Восток-4» в начале первых су­ ток полета были: период обра­ щения — 88,390 минуты, макси­ мальная высота полета — 236,7 километра, минимальная высота полета — 179,8 километра. Полет космонавта А. Г, Нико­ лаева продолжался 94 часа 22 минуты, он пролетел путь длиной около двух миллионов 640 тысяч километров. Полет космонавта П. Р. Поповича продолжался 70 часов 57 минут, он пролетел путь длиной около одного мил­ лиона 980 тысяч километров. Весьма интересны некоторые наблюдения, сделанные космо­ навтами в полете. Особый инте­ рес представляет эксперимент по выходу космонавтов из кресла и «свободному плаванию» в каби­ не в течение сравнительно дли­ тельного времени. Космонавт А. Г. Николаев находился вне подвесной системы за четыре се­ анса примерно 3,5 часа, а космо­ навт Г1. Р. Попович за три сеан­ са — около трех часов. Плавая внутри кабины, они вели наблю­ дения, контролировали свою спо­ собность ориентироваться в ка­ бине, вели связь (через микрофо­ ны и динамики, установленные внутри кабины), В течение всего этого времени оба чувствовали себя хорошо, не испытывали ни­ каких неприятных ощущений или тем более расстройств. Это очень важный результат, полученный в групповом полете. Полученные результаты позво­ ляют надеяться, что в будущих продолжительных полетах чело­ век сможет нормально работать, не закрепляясь в кресле, в тече­ ние длительного времени. В 9 часов 24 минуты по мос­ ковскому времени была включе­ на тормозная двигательная уста­ новка корабля «Восток-3» и че­ рез 6 минут — корабля «Восток- 4», после чего корабли пошли па снижение. На небольшой высоте, когда корабли уже прошли об­ ласти воздействия высоких тем­ ператур и перегрузок, космонав­ ты отделились от кораблей в ка­ тапультируемых креслах и рас­ крыли парашюты. Корабли без космонавтов продолжали сниже­ ние и благополучно приземлились с помощью автоматических си­ стем. После приземления оба ко­ рабля находятся в удовлетвори­ тельном состоя­ нии и могут быть использованы для повторных поле­ тов. По уточненным данным, А. Г. Николаев приземлился в 9 часов 52 минуты, а П. Р. Попо­ вич — в 9 часов 59 минут. Оба космонавта приземлились непо­ далеку от своих кораблей. Таким образом программа группового полета советских кос­ мических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», которые пилотирова­ лись летчиками-космонавтами СССР товарищами А. Г. Никола­ евым и П. Р. Поповичем, полно­ стью и успешно выполнена. В итоге полета получен обшир­ ный экспериментальный матери­ ал; в том числе огромное коли­ чество различных записей на магнитофон, фото- и киномате­ риалов, записей в бортовых жур­ налах и в журналах на наземных пунктах, радиотехнических реги­ страционных записей и так далее. Успешное осуществление дли­ тельного группового космическо­ го полета советских космонавтов А, Г. Николаева и П. Р. Попови­ ча на кораблях «Восток-3» и «Восток-4» — новый важный шаг в завоевании человеком космиче­ ского пространства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz