Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

4 ' ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 20 октября Х96Г г., М 2 « Й 2 Щ , гдьаюмиааташЕ О П РО Г РА М М Е КОММ УНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮОА П р о д о л ж е н и е д о к л а д а т о в а р и щ а И . С . Х Р У Щ Е В А 2. От государства диктатуры пролетариата к общенародному государству Б проекте Программы партии поставлен и решен новый важнейщ ий вопрос теории и практики коммунизма — о перера­ стании пэсударства диктатуры рабочего класса в общенародное государство, о характере и задачах этого государства и о его судьбах гдри коммунизме. Общенародное государство — это но­ вый этап в развитии социалистического государства, важней­ шая веха на пути перерастания социалистической государст­ венности в коммунистическое общественное самоуправление. Полвека назад наша партия была единственной партией, которая вйлючила в свою Программу марксистско-ленинскую идею диктатуры пролетариата. Если мы смогли устоять в отча­ янной борьбе против внутренней и мировой реакции, если мы смогли воплотить в жизнь вековую мечту человечества — со­ циализм, то всем этим мы в огромной степени обязаны тому, что имели в своих руках мощный инструмент преобразования общества -— государство диктатуры рабочего класса. Опыт Со­ ветского Союза и стран народной демократии целиком подтвер­ дил марксистско-ленинское учение о том, что добиться победы социализма «можно только при условии завоевания диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата порождается условиями классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. На пути своего становления социализм вынужден преодолевать сопротивление, и нередко с аш е жестокое, реакционных сил старого мира. Вспомните, товарищи, какое бешеное сопротивление оказали нам помещики, капиталисты при активнейшей поддержке сил ми­ ровой реакции. Можно было бы сослаться и на события сравни­ тельно недавнего времени — контрреволюционный мятеж в Венгрии в 1956 деду. Этот пример еще раз подтвердил, что для перехода к социализму рабочему классу необходима такая власть, которая способна подавить сопротивление эксплуатато­ ров, закрепить победу революции, своевременно предотвратить попытки реставрации власти буржуазии, обеспечить оборону от агрессивных действий международной реакции. Нужно подчеркнуть, что пролетариат применяет насилие только в отношении капиталистов, помещиков и их пособников, а не в отношении трудящихся классов. Этим определяется глу­ боко демократическая природа пролетарской власти. Если бур­ жуазное государство означает диктатуру эксплуататорского меньшинства над подавляющим большинством общества, то про­ летарское государство выражает интересы громадного большин­ ства общества. Рабочий класс руководит крестьянством и други­ ми трудовыми слоями общества, своими союзниками и братьями по борьбе, способствует их добровольному переходу на рельсы социализма. Это руководство как характерная черта пролетар­ ской власти коренным образом отличает ее от буржуазного го­ сударства, знающего только отношения господства и подчи­ нения. В. И. Ленин учил, что диктатура нужна рабочему классу для создания социалистического общества, для уничтожения всякой эксплуатации человека человеком. «Эту цель, — разъ­ яснял В. И. Ленин, — нельзя осуществить сразу, она «требует довольно продолжительного переходного периода от капитализма к социализму, — и потому, что переорганизация производства вещь трудная, и потому, что нужно время для коренных пере­ мен во всех областях жизни, и потому, что громадная сила при­ вычки к мелкобуржуазному и буржуазному хозяйничанью может быть преодолена лишь в долгой, упорной борьбе. Поэтому Маркс и говорит о целом периоде диктатуры пролетариата, как пе­ риоде перехода от капитализма к социализму». (Соч., т. 29, стр. 358). Следовательно, по Марксу и Ленину, государство диктатуры пролетариата — это государство переходного перио­ да от капитализма к социализму. Естественно, что, когда социализм победил в нашей стране полностью и окончательно и мы вступили в период развернутого строительства коммунизма, исчезли условия, которые вызывали необходимость в диктатуре пролетариата, ее внутренние задачи были выполнены. Рабочий класс — единственный в истории класс, который не ставит целью увековечить свое господство. Когда исчезают условия, которые вызвали к жизни его диктатуру, когда исчер­ пываются задачи, которые общество могло решить только при ее помощи, под руководством рабочего класса происходит про­ цесс перерастания государства во всенародную организацию тру­ жеников социалистического общества. В условиях победы со­ циализма и вступления страны в период развернутого строитель­ ства коммунизма рабочий класс Советского Союза по собственной инициативе, исходя из задач построения коммунизма, преобразо­ вал государство своей диктатуры во всенародное государство. Это, товарищи, беспримерный в истории факт! До сих пор го­ сударство всегда было орудием диктатуры того или иного клас­ са. Впервые у нас сложилось государство, которое является не диктатурой какого-либо одного класса, а орудием всего общест­ ва, всего народа. Для строительства коммунизма уже не требуется диктатуры пролетариата. Все трудящиеся в нашем обществе равноправны. Конечно, и при переходе к коммунизму рабочий класс продол­ жает играть руководящую роль в обществе. Эта роль остается за рабочим классом в силу того, что он наиболее передовой, наибо­ лее организованный класс, связанный с машинной индустрией, и является самым последовательным носителем коммунистиче­ ских идеалов. Было бы неверно думать, что между государством диктатуры пролетариата, которое выражает интересы подавляющего боль­ шинства общества, и всенародным государством стоит какая-то стена. С момента своего зарождения диктатура пролетариата но­ сит в себе черты всеобщей социалистической демократии. По мере развития социализма эти черты усиливаются и в резуль­ тате его полной победы становятся определяющими. Государство из орудия классового господства становится органом выражения общенародной воли. Могущество нашего общества и государства в связи с пе­ рерастанием диктатуры пролетариата во всенародное государство не только не ослабевает, а напротив многократно возрастает, ибо к прежним источникам нашей силы прибавляются новые. Наряду с постоянным увеличением экономического потенциала окрепла и расширилась социальная база нашего государства, об­ щество стало единым и монолитным как никогда. А в этом глав­ ный источник силы государства. Каждый рабочий, каждый крестьянин, каждый интеллигент может сказать: государство — это мы, его политика — это наша политика, задача развивать и укреплять его, защищать его от всяких посягательств — это на­ ша общая задача. А почему, собственно, сохраняется само государство, хотя исчезло главное, что его породило — классовый антагонизм? Объясняется это тем, что еще не исчерпаны задачи, которые об­ щество может решить только при помощи государства. Эти за­ дачи и функции социалистического государства четко определе­ ны в проекте Программы нашей партии. Государство сохранится еще долго после победы первой фа­ зы коммунизма. Процесс отмирания государства будет весьма длительным, охватит целую историческую эпоху и завершится лишь тогда, когда общество полностью созреет для самоуправ­ ления. На протяжении определенного времени будут перепле­ таться черты государственного руководства и общественного самоуправления. В ходе этого процесса разовьются, преобразу­ ются и постепенно утратят политический характер внутренние функции государства. Только с построением развитого коммуни­ стического общества в СССР и при условии победы и упрочения социализма на международной арене отпадает необходимость в государстве, и оно отомрет. Тот факт, что диктатура пролетариата перестала быть необ­ ходимой, ни в коей мере не означает какого-либо ослабления об­ щественного порядка и законности. Партия придает большое значение дальнейшему укреплению законности и правопорядка, охране прав граждан. Право, свобода, честь, достоинство совет­ ского человека будут строго охраняться обществом и государст­ вом. Тем, кто рассчитывает, что общественный порядок в нашем государстве будет менее твердым, придется жестоко разочаро­ ваться. Наряду с государственными органами в борьбе против антиобщественных и преступных элементов возрастет роль об­ щественных организаций трудящихся. Борьба против расхитите­ лей общественного добра, против тунеядцев и хулиганов будет еще более эффективной, так как она становится делом всех тру­ дящихся и их организаций. Товарищи! Вы знаете, что в последние годы, особенно после XX съезда КПСС, проведена огромная работа по восстановлению ленинских норм жизни партии и государства и дальнейшему расширению советской демократии. Мы, разумеется, не считаем, что задача совершенствования нашей политической системы уже исчерпана. Надо делать все необходимое для совершенствования и развития всенародного государства, для все большего привле­ чения масс к управлению и контролю за государственными ор­ ганами. Прежде всего скажу о роли представительных органов вла­ сти. Полномочия Советов будут расширяться, они еще больше станут тем, что имели в виду Маркс и Ленин, когда они анали­ зировали характер подлинно народной власти, — «работающи­ ми корпорациями», осуществляющими практическую работу по руководству экономическими и социальными процессами. Многие из тех вопросов, которые ныне отнесены к компетенции испол­ нительных органов власти и управления, будут решаться непо­ средственно Советами и их комиссиями. Переход к коммунизму требует постоянного улучшения дея­ тельности государственного и хозяйственного аппарата, разви­ тия в нем демсыратичесних основ и общественных начал. Аппа­ рат советских, хозяйственных и других органов должен стать еще более простым, дешевым и оперативным, своевременно и чутко откликаться на запросы граждан. Необходимо до конца искоре­ нить такие пережитки прошлого, как бюрократизм, бездушие, формализм и волокита, привлекать не только к общественной, но и к строгой административной и судебной ответственности работников, повинных в бюрократическом отношении к нуждам и запросам трудящихся. Развертывание социалистического демократизма связано с повышением роли общественных организаций — профсоюзов, комсомола, кооперативов, культурно-просветительных объедине­ ний. Ленин называл профсоюзы школой управления, школой хо­ зяйничанья, школой коммунизма. Эта принципиальная ленин­ ская оценка роли профсоюзов приобретает особое значение при переходе к коммунизму. Через профсоюзы рабочие и служащие все больше усиливают свое влияние на хозяйственную деятель­ ность, способствуют улучшению работы предприятий и контро­ ля за производством. Роль профсоюзов возрастает и в связи с тем, что им предоставляется право законодательной инициативы и к ним переходят некоторые функции, которые прежде выпол­ нялись государственными органами. Большое значение в жизни нашего общества имеет деятель­ ность комсомола, боевой организации советской молодежи. Мо­ лодежь — это наша смена, товарищи, это будущее нашей стра­ ны. Это активная творческая сила, способная свернуть горы в борьбе за наши идеалы. Нам нужно уделять повседневное, пои­ стине отцовское внимание воспитанию комсомолии. Управление нашим государством осуществляется для трудя­ щихся и самими трудящимися. Мы ставим перед собой задачу привлечь всех граждан поголовно к управлению делами обще­ ства. Как мы мыслим себе решение этой задачи? Во-первых, путем создания все лучших материальных и культурных условий жизни каждого трудящегося человека. Во-вторых, путем совершенствования форм народного пред­ ставительства и демократических принципов советской избира­ тельной системы. В-третьих, путем расширения практики всенародного обсуж­ дения наиболее крупных вопросов коммунистического строи­ тельства и проектов законов Советского государства. В-четвертых, путем всемерного расширения форм народного контроля за деятельностью органов власти и управления и по­ вышения его действенности. В-пятых, путем систематического обновления состава руко­ водящих органов, все более последовательного осуществления принципа выборности и подотчетности руководящих работников в государственном аппарате и общественных организациях, по­ степенного распространения его на всех руководящих работни­ ков государственных и общественных организаций, а также уч­ реждений культуры. Наши идейные противники без конца кричат о капитализме как о мире свободы и всеми средствами пытаются опорочить на­ шу социалистическую демократию. Но правду о социалистиче­ ской демократии — самой яркой демократии земли — не скро­ ешь. Ведь это неоспоримый факт, что мир социализма неуклонно и последовательно идет по пути развития и расширения демок­ ратии, а мир капитализма >— по пути все большего сужения и урезывания даже куцей буржуазной демократии. Никогда еще реальная власть в ведущих империалистиче­ ских государствах не сосредоточивалась в руках столь узкой группки монополистов, как ныне. Сами американцы называли правительство Эйзенхауэра правительством большого бизнеса: в самом деле, более 20 членов этого правительства либо сами были миллионерами, либо состояли на службе крупнейших кор­ пораций. В английском правительстве из 19 министров, входя­ щих в кабинет, 12 непосредственно связаны с монополиями, а в правительстве Аденауэра из 18 его членов 12—-прямые предста­ вители концернов и акционерных обществ. В правительствах им­ периалистических государств меняются лишь лица, одних мил­ лионеров или их ставленников заменяют другими, но все они служат интересам монополистов. Идеологи буржуазии толкуют о равенстве в капиталистиче­ ском обществе. Но о каком равенстве эдесь может идти речь? Обратимся к общественной структуре стран капитализма. Перед нами — чудовищная пирамида социального неравенства. На ее вершине горстка промышленных и финансовых олигархов. Подобно разложившейся знати времен упадка Римской империи, она утопает в роскоши и пресыщена до предела. В то же время сотни миллионов людей, составляющих основание этой пирами­ ды, обречены на лишения и бесправие. В США узкий круг бо­ гачей, — один процент населения,—держит в руках около 60 проц, национального богатства. В Англии свыше 50 проц, бо­ гатства сосредоточено у группы людей, не превышающей одного процента населения страны. А возьмем избирательную систему в капиталистических странах. Она постоянно перекраивается и приспособляется к тому, чтобы в максимальной степени обеспечить интересы моно­ полий и исказить подлинную волю избирателей. Примером мо­ жет служить нынешняя избирательная система Франции. На последних выборах Коммунистическая партия, за которую го­ лосовало 3.882.204 избирателя, получила всего лишь 10 мест в Национальном собрании. В то же время реакционная партия «Союз в защиту новой республики», собравшая 3.603.958 го­ лосов избирателей, т. е. меньше, чем коммунисты, получила 188 мест. Это ли не обнаженная диктатура монополистического ка­ питала! Это ли не издевательство над волей народа! Трудящие­ ся составляют подавляющую часть избирателей. Но представле­ ны ли они в парламентах? Разве не факт, что в США, где насчи­ тывается более 50 миллионов рабочих, служащих и трудящихся фермеров, в конгрессе нет ни одного рабочего, ни одного мелкого фермера? Монополистическая буржуазия использует все рычаги — печать, радио, телевидение и другие средства идеологического воздействия для того, чтобы обмануть массы, глушить их созна­ ние, парализовать их волю. Чью волю, например, может отра-* жать печать, находящаяся в руках миллионера Херста? Только одну волю — волю монополистических воротил. Буржуазия все чаще использует в борьбе против народа полицию и армию. Сколько народной крови в странах капитала пролито в последнее десятилетие! Полицейская дубинка и пуля занимают все большее место в арсенале «аргументов» буржуаз­ ной демократии. Таков их «свободный мир» — общество, в котором нет под­ линной свободы и демократии, общество, основанное на социаль­ ном и национальном гнете и неравенстве, на эксплуатации че« ловека человеком, на попрании человеческого достоинства & чести. Расцвет демократии в социалистических странах и все боль'-» шее свертывание и без того урезанной демократии в капитали-^ стических странах — таковы две противоположные линии в по-* литическом развитии современного мира. Мы делаем и будем делать все, чтобы наш социальный строй и наша демократия еще больше совершенствовались как пример социалистического! образа жизни для всех народов. 3. Сближение наций и упрочение дружбы народов В проекте Программы выражен курс на дальнейший эконо­ мический и культурный расцвет советских республик, еще бо­ лее тесное и всестороннее сближение наций в ходе развернуто­ го коммунистического строительства. В условиях социализма действуют две взаимосвязанные про­ грессивные тенденции в национальном вопросе. Во-первых, про­ исходит бурное и всестороннее развитие каждой нации, расши­ ряются права союзных и автономных республик. Во-вторых, под знаменем пролетарского интернационализма идет все боль­ шее сближение социалистических наций, усиливается их взаи­ мовлияние и взаимообогащение. Развернутое коммунистическое строительство представляет собою новый этап в развитии национальных отношений в СССР. Ключ к укреплению сотрудничества наций — прежде всего пра­ вильная экономическая политика. В проекте Программы пред­ усматривается комплексное развитие и специализация хозяй­ ства союзных республик. Экономика каждой из них и впредь будет развиваться как неотъемлемая часть единой экономики всего Советского Союза. Чем больше вклад каждой республики в общее дело построения коммунизма, тем шире и многосторон­ нее взаимосвязь советских наций. Экономическое развитие каждой советской республики есть результат братского сотрудничества и взаимопомощи всех со­ ветских народов. Возьмем для примера освоение целинных зе­ мель Казахстана. Только своими силами республика не спра­ вилась бы с этой грандиозной задачей. На помощь пришли рус­ ские, украинцы, белорусы, представители многих других нацио­ нальностей. Или взять наши предприятия и новостройки. Они представляют собой дружные многонациональные коллективы, где работников оценивают не по цвету кожи, не по языку, а по отношению к труду, по их борьбе за коммунизм. Население республик становится все более смешанным по национальному составу. Между советскими республиками происходит взаимный обмен квалифицированными кадрами. Все это способствует укреплению интернациональных уз между народами СССР. Развитие социалистических наций находит свое выражение и в совершенствовании национальной государственности наро­ дов СССР. Партия будет и впредь идти навстречу назревшим в этой области потребностям. Необходимо полностью использо­ вать все возможности, заложенные в советских принципах фе­ дерации и автономии. Уже в настоящее время жизнь подска­ зывает необходимость создания некоторых межреспубликанских зональных органов для лучшей координации усилий республик в осуществлении планов коммунистического строительства. , Сближению наций и народностей нашей страны содействует и культурное строительство, идеологическая работа. Усиливает­ ся взаимный обмен духовными богатствами между ними. Дости­ жения культуры одних наций становятся достоянием других. Это ведет к взаимообогащению культур народов СССР, к укреп­ лению их интернациональной основы, к формированию будущей единой общечеловеческой культуры коммунистического обще-* ства. Формы национальной культуры не окостеневают, а совер- шенствуются; отпадают устаревшие, не соответствующие зада­ чам коммунистического строительства, возникают новые формы. Использование национального колорита в литературе и искус-* стве вполне естественно. Но нередко мы сталкивались и с фак­ тами архаизма в этой области. Так, в архитектуре из тьмы ве­ ков извлекаются иногда явно устаревшие формы, которые во-* все не отвечают условиям жизни и потребностям людей нашего! времени. Между тем, будущее принадлежит лишь таким фор­ мам, которые соответствуют нашей эпохе. Партия и впредь будет обеспечивать свободное развитий языков народов СССР, не допуская никаких ограничений, при­ вилегий и принуждения в употреблении того или иного языка. Каждый гражданин СССР пользуется и будет пользоваться пол-* ной свободой обучать своих детей на любом языке. У нас нет никаких тормозов для развития национальных языков. Но их развитие должно вести не к усилению национальных перегоро­ док, а к сближению наций. Нельзя не отметить растущее стремление нерусских наро« дов к овладению русским языком, который стал фактически втон рым родным языком для народов СССР, средством их межнацио­ нального общения, приобщения каждой нации и народности к культурным достижениям всех народов СССР и к мировой культуре. Происходящий в жизни процесс добровольного изуче­ ния русского языка имеет положительное значение для разви-* тия межнационального сотрудничества. В нашей стране идет процесс сближения наций, усиливает­ ся их социальная однородность. В ходе развернутого строитель­ ства коммунизма будет достигнуто полное единство наций. Но и после того, как коммунизм в основном будет построен, преж­ девременно будет декларировать о слиянии наций. Ленин, кай известно, указывал, что государственные и национальные раз­ личия будут существовать еще долго после победы социализма во всех странах. Встречаются, конечно, и такие люди, которые сетуют по поводу того, что стираются национальные различия. Мы им отвечаем: коммунисты не будут консервировать и увековечи­ вать национальные различия. Мы будем поддерживать объек­ тивный процесс все более тесного сближения наций и народно­ стей, происходящий в условиях коммунистического строитель­ ства на базе добровольности и демократизма. Необходимо уси­ ливать воспитание масс в духе пролетарского интернационализ­ ма и советскою патриотизма. Следует со всей большевистской непримиримостью искоренять даже малейшие проявления на­ ционалистических пережитков. Дружба народов СССР — это наше величайшее завоевание. Будем беречь ее как зеницу ока! 4. Коммунистическое воспитание и всестороннее р а з в и т и е л и ч н о с т и Товарищи! Важнейшая составная часть коммунистического строительства — воспитание людей в духе коммунизма. Создание высшей производительности труда, развитие ком­ мунистических общественных отношений и утверждение правил коммунистического общежития немыслимы без роста сознатель­ ности и культурности всех членов общества. Чем выше созна­ тельность членов общества, чем полнее и шире развернется их творческая активность, тем быстрее и успешнее мы претворим в жизнь Программу построения коммунизма. Какие же задачи мы имеем в виду, говоря о формировании нового человека? К ним относятся: — утверждение коммунистического мировоззрения, глубокой убежденности в идеалах коммунизма, сознательного отношения к общественному долгу, социалистического интернационализма и патриотизма, преданности Родине, готовности защищать ее, не щадя своей жизни; — трудовое воспитание, развитие коммунистического отно­ шения к труду, к общественному производству; — упрочение принципов коммунистической морали, добро­ вольного соблюдения правил коммунистического общежития; — культурное развитие, овладение основами наук, общее и политехническое образование, эстетическое и физическое вос­ питание. Коммунизм облагораживает человека. Коммунизм— это высший расцвет человечества и человеческой личности. Воспитывая новые, коммунистические черты характера у всех членов нашего общества, партия особое значение придает коммунистическому воспитанию и образованию молодежи. Партия, народ взрастили замечательное поколение самоот­ верженных строителей социализма и героических защитников Родины, прославивших себя в веках. Теперь мы готовим людей к жизни в коммунистическом обществе. Поколение коммунизма надо формировать с детских лет, беречь и закалять его в юно­ сти, внимательно следить за тем, чтобы у нас не было мораль­ ных калек — жертв неправильного воспитания и дурного приме­ ра. Если молодые посадки плодовых деревьев в той или иной степени повреждены, то сколько труда нужно затратить, чтобы их выходить и выровнять, да и не всегда это удается. Так и с людьми нового поколения. Формирование нового человека происходит под влиянием не только воспитательной работы партии, Советского государства, профсоюзов, комсомола, а и всего уклада жизни общества — способа производства, форм распределения, бытового обслужи­ вания, общественно-политической деятельности, правовых норм и судебной практики. Все экономические, социально-бытовые, политические, правовые рычаги необходимо использовать для развития коммунистической сознательности людей и искорене­ ния остатков буржуазной психологии и морали. Буржуазия связывает свободу личности с частной собствен­ ностью. Но миллионы людей в капиталистических странах ли­ шены собственности и для них буржуазная собственность не залог свободы, а тяжкое ярмо. Для мелких хозяйчиков соб­ ственность служит не условием развития личности, а цепью, которая держит их в полной зависимости от монополистическо­ го капитала. Только капиталистам частная собственность дает полную свободу эксплуатировать трудящихся, наживать басно­ словные барыши. Богатый опыт нашей страны, а также всей мировой социалистической системы говорит о том, что не част­ ная, а общественная собственность освобождает человека от всех видов социальной зависимости и предоставляет широкие возможности для свободного развития личности. В плоть и кровь нашего народа вошли благородные чувства коллективиз­ ма, товарищества, преданности общественному долгу. В проекте Программы большое значение придается дальней­ шему формированию передового научного мировоззрения совет­ ских людей. И это понятно. Ведь не может духовное развитие человека происходить успешно, если голова его забита мисти­ кой, суевериями, ложными представлениями. Впервые в истории мировоззрение миллионов людей строит­ ся на научной основе марксизма-ленинизма, ставшего идейным оружием народных масс в борьбе за лучшую жизнь, за победу коммунизма. Марксизм-ленинизм вывел человечество на пра­ вильную, строго рассчитанную историческую орбиту, которая ведет в светлое коммунистическое будущее! , Мы — революционеры и интернационалисты, а потому не можем оставаться безразличными к пропаганде реакционных взглядов, не можем мириться с тем, чтобы буржуазия затемня­ ла и развращала сознание людей, разжигала шовинистические страсти. Партия и впредь будет разоблачать империалистиче­ скую идеологию. Коммунистическая сознательность вырабатывается и укреп­ ляется в активной борьбе за коммунизм, в работе на общее, благо. В поведении каждого человека, в деятельности любого коллектива, всех организаций и учреждений коммунистические идеи должны органически сочетаться с коммунистическими делами. Основу коммунистического воспитания, всестороннего раз-* вития личности составляет творческий труд. Труд всегда был и будет источником существования и развития людей. В разных выражениях, на разных языках у всех народов существует за­ поведь: «Кто не трудится, тот не ест». Коммунйсты поставили целью — освободить людей не от труда, а от эксплуатации их труда. В принципе коммунизма «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям» в полном единстве находятся труд человека и предоставлениз ему всех жизненных благ. Коммунистическое воспитание имеет, важнейшей задачей —* утвердить каждого в сознании того, что человек не может жить без труда, не создавая средства для жизни. Все хорошее, что делает советский человек, он делает для себя и всего общества. Добросовестно относиться к своей работе, все делать вовремя и хорошо—значит на деле заботиться о своих товарищах, которые также работают для всех, в том числе и для тебя. В этом вы­ ражается товарищеское сотрудничество и взаимопомощь людей нового общества. Буржуазия угнетает и унижает людей труда. Коммунисты славят и возвеличивают свободный труд, как источник жизни и благополучия всех людей, залог прогресса и процветания об­ щества! В проекте Программы содержится моральный кодекс строи­ теля коммунизма, этические нормы нового общества, его нрав­ ственные заповеди. Буржуазные идеологи вот уже более сотни лет обвиняют коммунистов в отрицании морали, в подрыве моральных устоев общества. Эти измышления нужны буржуазии для прикрытия своей аморальности. Что лежит в основе моральных заповедей эксплуататорских классов? Об этом яснее всего говорят такие изречения: «Сильному да богатому все дозволено». «Либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя», «Деньги не пах­ нут», «Человек человеку— волк». Эти жестокие и циничные правила мы действительно отри­ цаем. Мы противопоставляем им нравственные принципы кол­ лективизма и гуманизма, выраженные прекрасными словами: «Каждый за всех, все за одного», «Человек человеку — друг, товарищ и брат». Наша задача состоит в том, чтобы новые нравственные тре­ бования стали внутренней потребностью всех советских людей. Нам предстоит еще много поработать, чтобы покончить с пере­ житками прошлого. В общественной жизни передовое не отго­ рожено от старого, отсталого. Передовое в конце концов побеж­ дает, но пережитки старого тормозят движение вперед. Сила хорошего примера возрастает, на этом строится у нас воспита­ ние. Но, как известно, сорняки быстро разрастаются, если во­ время не обезвредить их. Необходимо повысить внимание и требовательность со сто­ роны общественности к поведению людей. Ведь дурные поступ­ ки совершают люди, которые в большинстве своем являются членами того или иного коллектива, той или иной организации, членами профсоюзов, комсомола, колхозов, культурно-просве­ тительных союзов и обществ, а иногда даже членами нашей партии. Надо активнее использовать моральный вес и автори­ тет общественности для борьбы с нарушителями норм и правил социалистического общежития. Мы_хотим сделать всех людей всесторонне развитыми. Ка* (Продолжение на 5 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz