Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

14 октября 1961 г., Л*» 244 (2224) Ж И Т Ь ПРИ КОММУНИЗМЕ! а ☆ Вот она, замечатель­ ная труженица, брига­ дир бригады коммуни­ стического труда Та­ тьяна Дмит р и е в н а Жердева, по примеру которой тысячи ме­ таллургов НЛМЗ без расчета на вознаграж­ дение стали трудиться в свободное время на строительстве новой домны. Она счастливо улы­ бается. Да и как же не улыбаться, когда дело и твоих рук уже близко к завершению. Гигантская домна в этом году вступит в строй! Фото Л. Черкашина. Не „мое“, а „наше € € Наш колхоз —■’ это степные про­ сторы черноземных земель, урожай с каждого гектара которых состав­ ляет по 19—25 центнеров золотой пшеницы, это — плодоносящие са­ ды с мичуринскими сортами яблок, эго — стада молочных коров, гур­ ты овец и свиней. Но самое главное богатство кол­ хоза — люди. Благодаря их упор­ ному труду и стараниям еще недав­ но отстававшее хозяйство превра­ щается в передовое. Растут урожай­ ность полей, поголовья и продук­ тивность общественного скота, бога­ теет колхозный трудодень. Обще­ ственный труд сроднил людей, воспитал в них черты нового отношения к общественному и лич­ ному, научил понимать, что «чело­ век человеку — друг, товарищ и брат». Доярка Татьяна Ионова в войну потеряла мужа, осталась с двумя детьми. Трудно пришлось бы ей, будь она одна. А колхозники собра­ ли собрание, обсудили положение вдовы и решили построить ей дом. Теперь Татьяна и горя не знает. В строительстве домов помогли всем колхозом комбайнеру Михаилу Фи­ липповичу Дядковскому, за счет колхозных средств купили дом ком­ байнеру Егору Ивановичу Ахматову. Дружеский локоть рядом идущих проявляется не только в материаль­ ной помощи, н.о и в моральной под­ держке коллектива. Бывает, собьет­ ся человек с правильного пути, а друзья рядом: подадут руку и снова выведут на верную дорогу. Так было у нас с бригадиром тракторной бригады Александром Сергеевичем Ролдугиным. Заметили мы: выпи­ вать стал понемному, потом — все больше и больше. С чего бы это, думаем? Поговорили с ним товари­ щи — не подействовало, «в боевом листке» разрисовали—опять не по­ могло. Вызвали Ролдугина на засе­ дание правления, строго предупре­ дили и решили отстранить от рабо­ ты. Помрачнел он, нахмурился, а на другой день снова пришел в правление и попросил: — Как хотите наказывайте, только доверьте технику. Хоть трак­ тористом, но оставьте, потому как без работы я жить не могу. Он не кривил душой, когда гово­ рил это. С того дня, как его пере­ вели в помощники бригадира, ста­ рался работать изо всех сил, всег­ да был трезвым. И вот мы снова назначили Ролдугина бригадиром. Не ошиблись—в его бригаде лучше всех была налажена работа меха­ низаторов в горячие дни уборки. Когда подводили итоги уборочных работ, Ролдугину вручили ценный подарок. И в эти дни Ролдугин — один из лучших бригадиров, его бригада имеет неплохие производст­ венные показатели. Сейчас отношение людей не только друг к другу, но и ко всему колхозному производству вкорне изменилось. Все реже слышится слово «мое». Его заменило — «на­ ше». Это особенно проявляется в горячие страдные дни, когда кол­ хозники, не считаясь со временем н трудностями, работают не покладая рук, все силы отдают общественно­ му производству. Все больше вникают в нужды хо­ зяйства представители сельской ин­ теллигенции. Часто они дают цен­ ные советы. И не только советы. Когда свекловичное звено А. Е. Са­ виной стало несколько отставать с обработкой свеклы, на поле пришла учительница Татьяна Ивановна Колпакова. Она стала трудиться вместе со звеном. А вот заведу­ ющая колхозным клубом Мария Степановна Шведова взяла себе от­ дельный участок, хорошо обработала его и получила неплохой урожай. Мне, конечно, скажут, что в этих фактах ничего особенного нет, такие же примеры можно найти в любом колхозе. Так я и не спорю! Да, будни советских людей, труд во имя коммунизма полон героизма. Разве не героические подвиги совер­ шали наши доярки, когда изо дня в день добивались повышения надоев общественного стада?! Готовя лич­ ный трудовой подарок XXII съезду КПСС, Анна Михайловна Денисова к началу октября надоила от каждой коровы по 50 килограммов молока сверх годового обязательст­ ва. Более чем по 2600 килограм­ мов молока уже получили от каж­ дой коровы В. Ф. Хорошилова, Т. Т. Ермакова и другие доярки. Но это еще не все. В горячую пору уборки урожая, котда каждый работник буквально на учете, доярки Бодаин- ской фермы изо дня в день выходи­ ли на силеюование кормов. Их рука­ ми заложено много тонн душистого кукурузного си­ лоса. Примечателен и такой факт. Еще не так давно кол­ хозники, что назы­ вается, «цеплялись» за свои при­ усадебные участки. Бывало, не вы­ ходили на общественные поля, не закончив работы на своих огородах. Нынче не то. Заботы об общест­ венном хозяйстве у людей на пер­ вом плане. За всю осень не было случая, чтобы кто-то стал отпраши­ ваться с работы на уборку собствен­ ного огорода. Конечно, есть еще и у нас люди, ставящие личное благополучие пре­ выше всего. Но их становится все меньше и меньше. И недалеко то время, когда они сами убедятся в том, что только в общественном труде человек находит свое счастье. Б. ЮРОВ, председатель колхоза «Россия» Краснинского района. в ЗНАНИЯ ФОРМИРОВАНИИ и утверж­ дении новой коммунистиче­ ской моралц большую роль призваны сыграть вечерние школы, не только обучающие, но и воспи­ тывающие рабочую молодежь. В этом деле очень важно творчество педагога. Елецкая средняя школа рабочей молодежи № 3 была открыта всего лишь год тому назад. Молодой пе­ дагогический коллектив сразу же начал творческие поиски н о в ы х форм и методов обучения и воспи­ тания учащихся. Думается, кое-что из того нового, что сделано нами, может быть полезным для других школ и послужит общему делу вос­ питания нового человека. Как и в других школах, у нас рабо­ тали предметные комиссии, прово­ дились семинары классных руково­ дителей, общеметоди'ч ески е сове­ щания, состоялась педагогическая конференция. Но, наряду с устано­ вившимися традиционными форма­ ми, была использована и новая —■ школа методов обучающего урока и воспитательной работы. Особенность этой новой формы методической работы состоит в том, что она имеет определенную систе­ му. В начале учебного года состав­ лена программа, включающая в се­ бя три основных раздела: общая педагогика, методика обучающего урока и методика воспитательной работы. Программа определила строго очерченный круг знаний и позволила в определенной системе изучить, повторить и закрепить все узловые вопросы методики обучаю­ щего урока и воспитательной рабо­ ты. Занятия проводились один раз в неделю на протяжении всего учеб­ ного года. Завершились они итого­ выми собеседованиями по всей про­ грамме, изученной учителями. В результате учителя значительно повысили качество урока и воспита­ тельной работы. В этом учебном году у нас будут работать три семинара методиче­ ской учебы: семинар преподавате­ лей предметов политехнического цикла, семинар преподавателей гу­ манитарных предметов и семинар классных руководителей. Занятия будут проводиться два раза в месяц по строго определенной программе. В Положении о вечерней средней общеобразовательной школе гово­ рится: «Изучение общ еобразова­ тельных, политехнических и специ­ альных предметов в вечерних ср ед­ них общеобразовательных школах должно опираться на производст­ венный опыт учащихся и способст- * ВЫсокая к ом м ун и сти ч е ск ая с о з н а т е л ь н о с т ь , т р у д о л ю б и е и дисциплина, п р е д а н н о с т ь о бщ е ­ ств ен ны м и н т е р е с а м — н е ­ о т ъ ем л ем ы е к а ч е с т в а ч ел о в е ­ ка к ом м ун и сти ч еск о го о бщ е ­ с т в а . Из проекта Программы Коммун истинесквй партии Советского Союза. З а л о г с ч а с т л и в о й Ж и з н и На днях в квартале № 3 Липецка сдан в эксплуатацию жилой 80- квартирный дом, который построен из крупных блоков нашей бригадой. Это красивое, большое здание. И всегда, когда я прохожу мимо него, сердце мое бьется как-то особенно радостно. Вот и еще один дом построен, ду­ маю. Наш народ стал еще богаче, есть в этом частица моего тоуда. В проекте Программы КПСС сформулированы основные принци­ пы морального кодекса человека бу­ дущего. Когда я читал этот раздел то думал, что многие положения его уже сейчас являются основными правилами нашей жизни. Например, там записано, что каждый человек должен заботиться о сохранении и умножении общественного достоя­ ния. В своей повседневной жизни, работе я вижу: большинство людей так и делает. Видимо, время, в кото­ рое мы живем, уж е сегодня разви­ вает те черты характера, которые должны быть у человека будущего. Из жизни нашей бригады я знаю, О С Е М Ь Е (ршц и брат». Создание коммунисти­ не екого общества — самого счаст­ ливого общества на земле ■— не­ возможно без полного преодоления пережитков буржуазных взглядов и правил. Создание семьи ответственный шаг в жизни каждого человека. Тут важно не ошибиться, не посту­ пить необдуманно. Вступающий в брак должен ©сегда помнить о своих обязанностях перед обществом, пе­ ред будущими детьми, И как обид­ но бывает видеть молодых, только начинающих жить, которые на вто­ рой—третий месяц после радостной свадьбы обращаются в суд с прось­ бой о разводе. Так случилось, например, с Т. и Н. Для этих молодых людей оказа­ лось достаточным трехдневного зна­ комства, чтобы они поспешили в загс. Но пусть они по своей молодости проявили легкомыслие. Почему же умудренные опытом родители, това­ рищи по работе не помогли им ра­ зобраться в своих отношениях? А ведь они не только могли, но и обязаны были посоветовать моло­ дым не спешить, лучше узнать, по­ нять друг друга, а уж затем ре­ шать вопрос о браке. Проект Программы КПСС большое внимание уделяет заботе о детях, о подрастающем поколении. С удовлет­ ворением читаем мы, что в городах и селах будет обеспечено бесплат­ ное содержание детей в яслях, дет­ ских садах и в школах-интернатах. Но все это, конечно, не означа­ ет, что родители полностью осво­ бождаются от воспитания детей, Роль их в этом по-лрежнему остает­ ся огромной. В семье начинается воспитание детей в духе коммуни­ стической морали, семья закладыва­ ет те нравственные основы, которые затем развивают школа и комсомол. Семейное и общественное воспита­ ние дополняют друг друга, под их воздействием растет и формируется советский человек. К сожалению, у нас еще встреча­ ются случаи не только уклонения отцов от своих обязанностей / по воспитанию детей, но даже и по их содержанию. Житель Липецка Ходарин в 1958 году оставил жену и четырех детей. Здоровый мужчи­ на, хорошо зарабатывающий специ­ алист, он постоянно увиливает от уплаты алиментов. Недостойное поведение Ходарина — это уродливое явление в нашей жизни. Но оно не стало предметом пристального внимания обществен­ ности. Администрация предприятия, где Ходарин работал, хорошо знала о его поведении, но не приняла ни­ каких мер, чтобы призвать его к по­ рядку, и по первому заявлению ос­ вободила его от работы. «Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколе­ ния» — так сказано в проекте Про­ граммы КПСС. Значит, не можем мы проходить мимо ходариных, не можем молчать, когда отдельные люди ведут недостойный образ жиз­ ни, не считаются с высокой мо­ ралью нашего общества. Многие века семья находилась под влиянием и контролем церкви, которая отравляла ей сознание, уво­ дила от насущных задач, от клас­ совой борьбы, Советская молодежь, воспитанная Коммунистической партией в духе марксистско-ленинского мировоз­ зрения, в своей массе свободна от каких бы то ни было суеверий и предрассудков.. Но встречаются еще молодые люди, которые посещают церковь, доверчиво слушают раз­ личных кликуш и «предсказателей». Не думал слесарь АТК-3 Б., что его семье угрожает опасность, когда его жена Мария связалась со «свя­ тошами». Обойдется, мол, ничего страшного. На попытки жены при­ влечь и его к отправлению религи­ озных обрядов сначала смотрел, как на чудачество. Но Мария станови­ лась все настойчивее, перешла от уговоров к угрозам, а затем поста­ вила ультиматум: или она и «слу­ жение богу», или — развод. Вот как обернулись «чудачества»!- Так распалась семья. Я привел только один пример то­ го, как губят семью религиозные предрассудки. Но ведь нам дорог каждый человек, каждый член на­ шего общества, и первейший долг советского гражданина — подать руку тому, кто заблуждается, разъ­ яснять ему смысл его ошибки. Надо, чтобы коммунистическая мораль стала достоянием всех совет­ ских граждан. Вооружая трудящихся знаниями, развивая в массах сознание общест­ венного долга, воспитывая в них коммунистическое отношение к тру­ ду и общественной собственности, к семье и воспитанию детей, Комму­ нистическая партия укрепляет мо­ гущество советского государства, ускоряет наше движение вперед, к коммунизму. В. ЧЕПЕГИН, председатель Липецкого городского народного суда. какое большое значение в воспита­ нии людей имеет борьба за «омму нистичеокий труд. Высокое звание коллектива ком мунистичеокого труда бригаде при­ своено в сентябре прошлого года. И хотя состав ее обновился, традиции бригады живут. Молодые рабочие, влившиеся в коллектив коммунисти­ ческого труда, перенимают у стар' ших все хорошее, трудятся с душой стремятся быстрее овладеть профес сией, заботливо относятся к расхо­ дованию материалов. При монтаже домов из крупных блоков расходуется незначительное количество строительных материа лов—раствора, кирпича, железа, ле са. Основной материал у нас—бетон ные блоки, перегородки, плиты. Но и здесь на многом можно экономить, если по-хозяйски относиться к делу. Простой пример. Плиты перекры тия на строящемся здании скрепля ются железными полосами. За рас ход их мы ни перед «ем не отчиты­ ваемся. Однако, сварщик Алексей Покачалов заметил, что мы тратим «а это слишком много металла. Ста­ ли думать, искать, как сберечь ма­ териал. С помощью начальника уча стка В. 3. Малько добились, чтобы на заводе «Стройдеталь» № 1 за’ кладные детали на плитах привари­ вались ближе к краю. Кажется, не­ большое это дело, а как приятно было бригаде узнать, что теперь расход металлических полос сокра­ тился в три раза! Или еще пример. Детали дома при монтаже скрепляются раствором. Многие блоки пустотные. И если укладывать раствор как попало, то большая часть его уйдет в пустоту, в отверстия блоков. Чтобы этого не было, монтажники Михаил Карпу- ков, Павел Безрукавников, Алексей Махатаев всегда закрывают эти от­ верстия специальной сеткой. Раствор ложится только в места скрепления деталей. На этом тоже достигается экономия. В нашей бригаде1нет ни одного человека, который бы не проявлял большой заботы об экономии и бе­ режливости. Аккуратно расходуют кирпич и раствор каменщики Нико­ лай Козадеров и Семен Пономарев. На их рабочем месте никогда не увидишь беспорядка, разлитый раст­ вор или битый кирпич. Все у них идет в дело. Так же практично рас­ ходуют материалы плотник Илья Во­ локитин и другие. Бережно относятся рабочие и к бетонным деталям: блокам, перего­ родкам, плитам. Если, скажем, их разгружать и складывать как попа­ ло, можно легко испортить. Но та­ кого у нас не бывает. За разгрузкой и укладкой деталей обычно следят звеньевые Алексей Махатаев и Михаил Карпуков. Они обязательно устанавливают проклад. ки между блоками и плитами, осто­ рожно складывают их на место. Кстати, о прокладках. Я много раз видел, как на других объектах их разбрасывают по всей строительной площадке. У нас же за этим следят все. Дают прокладок нам немного, а служат они долго. Чувство заботы о сохранении со­ циалистической собственности надо развивать в каждой строительной бригаде. Тоща у нас больше будет сооружено жилых домов и других зданий, а значит — умножатся бо­ гатства Родины. Забота об умножении обществен­ ного достояния проявляется и в том, что люди постоянно стремятся ра­ ботать производительно и высоко­ качественно. Наш коллектив смон­ тировал 80-квартирный жилой дом за 40 дней. Так же быстро мы собрали еще четыре дома. Сейчас боремся за то, чтобы к 7 ноября смонтировать НОВЫЙ ДО'М. Правда, последнее' время у нас возникли трудности: завод «Строй­ деталь» № 1 не поставляет детали в комплекте, монтаж дома задержи­ вается. Это волнует всех нас. Но ра­ бочие не сидят сложа руки. Вот подходит Сергей Клюев. — Надо бы заранее заделать уг­ ловые торцы, — говорит он. И он идет, делает. Плотник' Илья Волокитин по собственной инициа­ тиве взялся за укрепление ограж­ дений на лестничной клетке. И так все. Некоторые могут оказать, что в стремлении быстро выполнить зада­ ние нет ничего необычного. Люди хотят больше заработать. Да, в настоящее время материальная за­ интересованность имеет значение. Но в то же время заработная плата является мерилом того, сколько и какого качества ценностей создал человек для народа. А мы эти цен­ ности создаем ежечасно. И знаем, что когда их у нас будет достаточно, тогда мы будем получать не по тру­ ду, а по потребностям. Все мы стремимся сделать боль­ ше, лучше, чтобы росли богатства народа, чтобы умножалось общест­ венное достояние, так как это яв­ ляется залогом счастливой и радост­ ной жизни в будущем. А. БРАЖНИКОВ, бригадир бригады комму­ нистического труда управ­ ления «Жилстрой» № 2. вовать их куль­ турному росту, повышению про- извод с т е е н н о й к в апификации и общ есгв енно-лолчтическ ой активно­ сти». Что сделано школой в этом на­ правлении? Все учащиеся являются слушателями городского народного университета культуры, В школе уделяется большое внимание во­ просам коммунистической морали и эстетического воспитания. Приобре- СТРОИТЕЛЯМ тены художественные выставки, альбомы выдающихся русских, за­ падноевропейских и советских ху­ дожников, выписывается фотохро­ ника ТАСС. Все эти материалы ши­ роко используют классные руково­ дители в своей работе с учащимися. В школе идет соревнование за коммунистический труд. Учащиеся взяли следующие обязательства: в течение трех лет получить восьми­ летнее или ср ед­ нее образование, на производстве бороться за зва­ ние удар н и к о в коммунистичес ко- го труда, в течение года повысить производительность труда, успешно закончить учебный год и т. д. Результаты работы школы в прошлом учебном году неплохие: успеваемость 90,5 процента. Конечно, школа сделала еще не все. Ведь работали мы первый год. Все учителя были новые, незнако­ мые со спецификой работы в ве­ черних школах. Но истекший учеб­ ный год многому научил нас и, ко­ нечно, в этом году мы будем рабо­ тать более квалифицированно. Большую помощь нам оказали и оказывают наши учащиеся, актив. В школе учатся замечательные люди, на которых опирается педагогиче­ ский коллектив. Среди них Виктор Савчишкин— слесарь завода «Про­ жекторные угли», новатор и пере­ довик производства, заслуженный рационализатор РСФСР, Олег Д е­ мин—фрезеровщик Элементного за­ вода, член Союза журналистов СССР, Виктор Черных — плотник стройтреста, участник Всесоюзного совещания молодых строителей в Кремле, Мария Сенчакова — маляр стройтреста, отличница учебы и пе­ редовик производства, и многие другие. Опираясь на такой актив, можно успешно решать задачи ком- мунистинеск ого воепитания. До сего времени педагогической проблемой было повышение квали­ фикации учащихся. Надо сказать, что школа решила ее. По новой программе занимались 5 и 6 классы. Им отводилось учебное время для повышения квалификации. Нами разработаны две формы, два пути повышения квалификации: овладе­ ние второй профессией и повыше­ ние общих профессиональных зна­ ний, Мы советовались с учениками. Они изъявили желание получить вторую профессию токаря-универ­ сала. Была разработана программа учебы, рассчитанная на 2 года. Уча­ щиеся занимались в учебных ма­ стерских с большим желанием. 7 человек из них досрочно сдали эк­ замены на токаря-универсала. Там, где нет мастерских, возмо­ жен и другой путь. Нами разрабо­ тана программа повышения общей квалификации учащихся. По этой программе изучаются промышлен­ ное черчение, экономика и орга­ низация производства, пути и мето­ ды повышения производительности труда, творчеств© рационализаторов и изобретателей. В новом учебном году мы про- должаем занятия по овладению уча­ щимися 5, 6, 7 классов второй про­ фессией, создадим в школе рацио-' нализаторское бюро и университет технических знаний, будем прово­ дить технические конференции. Это поможет расширить общий техниче­ ский кругозор учащихся и практи­ чески решить ряд производствен­ ных вопросов. Намечено написать историю заво­ да Станочной гидроаппаратуры и треста «Елецстрой», оборудовать стенды, рассказывающие о росте промышленности г. Ельца и Липец­ кой области, и выставить в химиче­ ском и физическом кабинетах про­ дукцию, выпускаемую предприятия­ ми города, показать лучших людей предприятий. Большая работа проводилась с экстернами. С 1 марта в школе был открыт для них консультпункт. С экстернами проводились занятия 2 раза в неделю, а с мая— ежедневно* Все они были обеспечены програм­ мами и экзаменационными билета­ ми. В результате все экстерны ус­ пешно сдали эк­ замены, из них 3 человека — за 7 класс и 9 — за 10 класс. Следует отме­ тить, что форма повышения обра­ зования через экстернат очень удоб-, на для многих рабочих и служащих, не имеющих возможности посещать школу. Действовали в школе и курсы по подготовке к поступлению в инсти­ тут учеников, занимавшихся по осо­ бой программе, В этом учебном го­ ду мы продолжим эту работу с ян­ варя. Подводя итоги сделанного, следу­ ет отметить, что педагогический коллектив школы № 3 работал твор­ чески, целеустремленно, с большой нагрузкой. Мы хорошо знаем, что повышение общеобразовательного уровня ра­ бочей лголодежи является важной составной частью коммунистическо­ го воспитания масс и готовы отдать ему все свои силы, знания и опыт* В. ПОДКОЛЗИН директор школы, заслуженный учитель школы РСФСР. Мое место в общем строю БУДУЩЕГО! От всего сердца Я не молодой член Коммунисти­ ческой партии. Но, признаюсь, ни­ когда так не волновался, как читая проект новой' Программы КПСС. Каждое слово этого выдающегося документа глубоко западает в серд­ це, наполняя его великой гордостью и ликующей радостью. В новой Программе партии мы черпаем и будем черпать душевную оодрость и силы для досрочного выполнения семилетки, для строи­ тельства коммунистического обще­ ства М. ГОРОХОВ. Сельскохозяйственная артель «Победа» Донского района. Первый горновой доменной пе­ чи Новолипецкого металлургиче­ ского завода В. С. Майстрёнко: — Вот уже четыре месяца наше рабочее место украшает переходя­ щий вымпел «Лучшей бригаде». Мы и впредь постараемся; удер­ жать его. Продавец магазина № 5 роном» Л. В. Бодакина: — Покупатель должен уходить из магазина всегда довольным. Это зависит от нас, продавцов. | Вот так и хочется работать. Врач городской скорой помощи К. У. Невежина: — Конечно, оказать врачебную помощь заболевшему — мой пер­ вый долг. Но не менее важно пре­ дупредить болезнь. Это почти всегда можно сделать, если люди будут знать санитарные правила. Научить их этому — моя священ- ная обязанность. Воспитательница детского сада № 23 А. И. Трегуб: — От нас, воспитателей самых маленьких, зависит очень многое! г Хочется, чтобы ребятишки вырос­ ли настоящими людьми, сильны­ ми, смелыми, душевно красивы­ ми. Этому и отдаю свои силы. В этом вижу смысл своей жизни. Преподаватель Липецкой сред­ ней школы № 5 И. В. Познан- ский: — Многие мои воспитанники скоро вступят в жизнь. Постара­ юсь, чтобы из школы они вынес­ ли большую любовь к труду, к , знаниям. 'V—Т—у—т-у—г'-г— т—у—у-у-ч^г-у-у—

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz