Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
14 октября 1961 г., Л*» 244 (2224) Ж И Т Ь ПРИ КОММУНИЗМЕ! а ☆ Вот она, замечатель ная труженица, брига дир бригады коммуни стического труда Та тьяна Дмит р и е в н а Жердева, по примеру которой тысячи ме таллургов НЛМЗ без расчета на вознаграж дение стали трудиться в свободное время на строительстве новой домны. Она счастливо улы бается. Да и как же не улыбаться, когда дело и твоих рук уже близко к завершению. Гигантская домна в этом году вступит в строй! Фото Л. Черкашина. Не „мое“, а „наше € € Наш колхоз —■’ это степные про сторы черноземных земель, урожай с каждого гектара которых состав ляет по 19—25 центнеров золотой пшеницы, это — плодоносящие са ды с мичуринскими сортами яблок, эго — стада молочных коров, гур ты овец и свиней. Но самое главное богатство кол хоза — люди. Благодаря их упор ному труду и стараниям еще недав но отстававшее хозяйство превра щается в передовое. Растут урожай ность полей, поголовья и продук тивность общественного скота, бога теет колхозный трудодень. Обще ственный труд сроднил людей, воспитал в них черты нового отношения к общественному и лич ному, научил понимать, что «чело век человеку — друг, товарищ и брат». Доярка Татьяна Ионова в войну потеряла мужа, осталась с двумя детьми. Трудно пришлось бы ей, будь она одна. А колхозники собра ли собрание, обсудили положение вдовы и решили построить ей дом. Теперь Татьяна и горя не знает. В строительстве домов помогли всем колхозом комбайнеру Михаилу Фи липповичу Дядковскому, за счет колхозных средств купили дом ком байнеру Егору Ивановичу Ахматову. Дружеский локоть рядом идущих проявляется не только в материаль ной помощи, н.о и в моральной под держке коллектива. Бывает, собьет ся человек с правильного пути, а друзья рядом: подадут руку и снова выведут на верную дорогу. Так было у нас с бригадиром тракторной бригады Александром Сергеевичем Ролдугиным. Заметили мы: выпи вать стал понемному, потом — все больше и больше. С чего бы это, думаем? Поговорили с ним товари щи — не подействовало, «в боевом листке» разрисовали—опять не по могло. Вызвали Ролдугина на засе дание правления, строго предупре дили и решили отстранить от рабо ты. Помрачнел он, нахмурился, а на другой день снова пришел в правление и попросил: — Как хотите наказывайте, только доверьте технику. Хоть трак тористом, но оставьте, потому как без работы я жить не могу. Он не кривил душой, когда гово рил это. С того дня, как его пере вели в помощники бригадира, ста рался работать изо всех сил, всег да был трезвым. И вот мы снова назначили Ролдугина бригадиром. Не ошиблись—в его бригаде лучше всех была налажена работа меха низаторов в горячие дни уборки. Когда подводили итоги уборочных работ, Ролдугину вручили ценный подарок. И в эти дни Ролдугин — один из лучших бригадиров, его бригада имеет неплохие производст венные показатели. Сейчас отношение людей не только друг к другу, но и ко всему колхозному производству вкорне изменилось. Все реже слышится слово «мое». Его заменило — «на ше». Это особенно проявляется в горячие страдные дни, когда кол хозники, не считаясь со временем н трудностями, работают не покладая рук, все силы отдают общественно му производству. Все больше вникают в нужды хо зяйства представители сельской ин теллигенции. Часто они дают цен ные советы. И не только советы. Когда свекловичное звено А. Е. Са виной стало несколько отставать с обработкой свеклы, на поле пришла учительница Татьяна Ивановна Колпакова. Она стала трудиться вместе со звеном. А вот заведу ющая колхозным клубом Мария Степановна Шведова взяла себе от дельный участок, хорошо обработала его и получила неплохой урожай. Мне, конечно, скажут, что в этих фактах ничего особенного нет, такие же примеры можно найти в любом колхозе. Так я и не спорю! Да, будни советских людей, труд во имя коммунизма полон героизма. Разве не героические подвиги совер шали наши доярки, когда изо дня в день добивались повышения надоев общественного стада?! Готовя лич ный трудовой подарок XXII съезду КПСС, Анна Михайловна Денисова к началу октября надоила от каждой коровы по 50 килограммов молока сверх годового обязательст ва. Более чем по 2600 килограм мов молока уже получили от каж дой коровы В. Ф. Хорошилова, Т. Т. Ермакова и другие доярки. Но это еще не все. В горячую пору уборки урожая, котда каждый работник буквально на учете, доярки Бодаин- ской фермы изо дня в день выходи ли на силеюование кормов. Их рука ми заложено много тонн душистого кукурузного си лоса. Примечателен и такой факт. Еще не так давно кол хозники, что назы вается, «цеплялись» за свои при усадебные участки. Бывало, не вы ходили на общественные поля, не закончив работы на своих огородах. Нынче не то. Заботы об общест венном хозяйстве у людей на пер вом плане. За всю осень не было случая, чтобы кто-то стал отпраши ваться с работы на уборку собствен ного огорода. Конечно, есть еще и у нас люди, ставящие личное благополучие пре выше всего. Но их становится все меньше и меньше. И недалеко то время, когда они сами убедятся в том, что только в общественном труде человек находит свое счастье. Б. ЮРОВ, председатель колхоза «Россия» Краснинского района. в ЗНАНИЯ ФОРМИРОВАНИИ и утверж дении новой коммунистиче ской моралц большую роль призваны сыграть вечерние школы, не только обучающие, но и воспи тывающие рабочую молодежь. В этом деле очень важно творчество педагога. Елецкая средняя школа рабочей молодежи № 3 была открыта всего лишь год тому назад. Молодой пе дагогический коллектив сразу же начал творческие поиски н о в ы х форм и методов обучения и воспи тания учащихся. Думается, кое-что из того нового, что сделано нами, может быть полезным для других школ и послужит общему делу вос питания нового человека. Как и в других школах, у нас рабо тали предметные комиссии, прово дились семинары классных руково дителей, общеметоди'ч ески е сове щания, состоялась педагогическая конференция. Но, наряду с устано вившимися традиционными форма ми, была использована и новая —■ школа методов обучающего урока и воспитательной работы. Особенность этой новой формы методической работы состоит в том, что она имеет определенную систе му. В начале учебного года состав лена программа, включающая в се бя три основных раздела: общая педагогика, методика обучающего урока и методика воспитательной работы. Программа определила строго очерченный круг знаний и позволила в определенной системе изучить, повторить и закрепить все узловые вопросы методики обучаю щего урока и воспитательной рабо ты. Занятия проводились один раз в неделю на протяжении всего учеб ного года. Завершились они итого выми собеседованиями по всей про грамме, изученной учителями. В результате учителя значительно повысили качество урока и воспита тельной работы. В этом учебном году у нас будут работать три семинара методиче ской учебы: семинар преподавате лей предметов политехнического цикла, семинар преподавателей гу манитарных предметов и семинар классных руководителей. Занятия будут проводиться два раза в месяц по строго определенной программе. В Положении о вечерней средней общеобразовательной школе гово рится: «Изучение общ еобразова тельных, политехнических и специ альных предметов в вечерних ср ед них общеобразовательных школах должно опираться на производст венный опыт учащихся и способст- * ВЫсокая к ом м ун и сти ч е ск ая с о з н а т е л ь н о с т ь , т р у д о л ю б и е и дисциплина, п р е д а н н о с т ь о бщ е ств ен ны м и н т е р е с а м — н е о т ъ ем л ем ы е к а ч е с т в а ч ел о в е ка к ом м ун и сти ч еск о го о бщ е с т в а . Из проекта Программы Коммун истинесквй партии Советского Союза. З а л о г с ч а с т л и в о й Ж и з н и На днях в квартале № 3 Липецка сдан в эксплуатацию жилой 80- квартирный дом, который построен из крупных блоков нашей бригадой. Это красивое, большое здание. И всегда, когда я прохожу мимо него, сердце мое бьется как-то особенно радостно. Вот и еще один дом построен, ду маю. Наш народ стал еще богаче, есть в этом частица моего тоуда. В проекте Программы КПСС сформулированы основные принци пы морального кодекса человека бу дущего. Когда я читал этот раздел то думал, что многие положения его уже сейчас являются основными правилами нашей жизни. Например, там записано, что каждый человек должен заботиться о сохранении и умножении общественного достоя ния. В своей повседневной жизни, работе я вижу: большинство людей так и делает. Видимо, время, в кото рое мы живем, уж е сегодня разви вает те черты характера, которые должны быть у человека будущего. Из жизни нашей бригады я знаю, О С Е М Ь Е (ршц и брат». Создание коммунисти не екого общества — самого счаст ливого общества на земле ■— не возможно без полного преодоления пережитков буржуазных взглядов и правил. Создание семьи ответственный шаг в жизни каждого человека. Тут важно не ошибиться, не посту пить необдуманно. Вступающий в брак должен ©сегда помнить о своих обязанностях перед обществом, пе ред будущими детьми, И как обид но бывает видеть молодых, только начинающих жить, которые на вто рой—третий месяц после радостной свадьбы обращаются в суд с прось бой о разводе. Так случилось, например, с Т. и Н. Для этих молодых людей оказа лось достаточным трехдневного зна комства, чтобы они поспешили в загс. Но пусть они по своей молодости проявили легкомыслие. Почему же умудренные опытом родители, това рищи по работе не помогли им ра зобраться в своих отношениях? А ведь они не только могли, но и обязаны были посоветовать моло дым не спешить, лучше узнать, по нять друг друга, а уж затем ре шать вопрос о браке. Проект Программы КПСС большое внимание уделяет заботе о детях, о подрастающем поколении. С удовлет ворением читаем мы, что в городах и селах будет обеспечено бесплат ное содержание детей в яслях, дет ских садах и в школах-интернатах. Но все это, конечно, не означа ет, что родители полностью осво бождаются от воспитания детей, Роль их в этом по-лрежнему остает ся огромной. В семье начинается воспитание детей в духе коммуни стической морали, семья закладыва ет те нравственные основы, которые затем развивают школа и комсомол. Семейное и общественное воспита ние дополняют друг друга, под их воздействием растет и формируется советский человек. К сожалению, у нас еще встреча ются случаи не только уклонения отцов от своих обязанностей / по воспитанию детей, но даже и по их содержанию. Житель Липецка Ходарин в 1958 году оставил жену и четырех детей. Здоровый мужчи на, хорошо зарабатывающий специ алист, он постоянно увиливает от уплаты алиментов. Недостойное поведение Ходарина — это уродливое явление в нашей жизни. Но оно не стало предметом пристального внимания обществен ности. Администрация предприятия, где Ходарин работал, хорошо знала о его поведении, но не приняла ни каких мер, чтобы призвать его к по рядку, и по первому заявлению ос вободила его от работы. «Особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколе ния» — так сказано в проекте Про граммы КПСС. Значит, не можем мы проходить мимо ходариных, не можем молчать, когда отдельные люди ведут недостойный образ жиз ни, не считаются с высокой мо ралью нашего общества. Многие века семья находилась под влиянием и контролем церкви, которая отравляла ей сознание, уво дила от насущных задач, от клас совой борьбы, Советская молодежь, воспитанная Коммунистической партией в духе марксистско-ленинского мировоз зрения, в своей массе свободна от каких бы то ни было суеверий и предрассудков.. Но встречаются еще молодые люди, которые посещают церковь, доверчиво слушают раз личных кликуш и «предсказателей». Не думал слесарь АТК-3 Б., что его семье угрожает опасность, когда его жена Мария связалась со «свя тошами». Обойдется, мол, ничего страшного. На попытки жены при влечь и его к отправлению религи озных обрядов сначала смотрел, как на чудачество. Но Мария станови лась все настойчивее, перешла от уговоров к угрозам, а затем поста вила ультиматум: или она и «слу жение богу», или — развод. Вот как обернулись «чудачества»!- Так распалась семья. Я привел только один пример то го, как губят семью религиозные предрассудки. Но ведь нам дорог каждый человек, каждый член на шего общества, и первейший долг советского гражданина — подать руку тому, кто заблуждается, разъ яснять ему смысл его ошибки. Надо, чтобы коммунистическая мораль стала достоянием всех совет ских граждан. Вооружая трудящихся знаниями, развивая в массах сознание общест венного долга, воспитывая в них коммунистическое отношение к тру ду и общественной собственности, к семье и воспитанию детей, Комму нистическая партия укрепляет мо гущество советского государства, ускоряет наше движение вперед, к коммунизму. В. ЧЕПЕГИН, председатель Липецкого городского народного суда. какое большое значение в воспита нии людей имеет борьба за «омму нистичеокий труд. Высокое звание коллектива ком мунистичеокого труда бригаде при своено в сентябре прошлого года. И хотя состав ее обновился, традиции бригады живут. Молодые рабочие, влившиеся в коллектив коммунисти ческого труда, перенимают у стар' ших все хорошее, трудятся с душой стремятся быстрее овладеть профес сией, заботливо относятся к расхо дованию материалов. При монтаже домов из крупных блоков расходуется незначительное количество строительных материа лов—раствора, кирпича, железа, ле са. Основной материал у нас—бетон ные блоки, перегородки, плиты. Но и здесь на многом можно экономить, если по-хозяйски относиться к делу. Простой пример. Плиты перекры тия на строящемся здании скрепля ются железными полосами. За рас ход их мы ни перед «ем не отчиты ваемся. Однако, сварщик Алексей Покачалов заметил, что мы тратим «а это слишком много металла. Ста ли думать, искать, как сберечь ма териал. С помощью начальника уча стка В. 3. Малько добились, чтобы на заводе «Стройдеталь» № 1 за’ кладные детали на плитах привари вались ближе к краю. Кажется, не большое это дело, а как приятно было бригаде узнать, что теперь расход металлических полос сокра тился в три раза! Или еще пример. Детали дома при монтаже скрепляются раствором. Многие блоки пустотные. И если укладывать раствор как попало, то большая часть его уйдет в пустоту, в отверстия блоков. Чтобы этого не было, монтажники Михаил Карпу- ков, Павел Безрукавников, Алексей Махатаев всегда закрывают эти от верстия специальной сеткой. Раствор ложится только в места скрепления деталей. На этом тоже достигается экономия. В нашей бригаде1нет ни одного человека, который бы не проявлял большой заботы об экономии и бе режливости. Аккуратно расходуют кирпич и раствор каменщики Нико лай Козадеров и Семен Пономарев. На их рабочем месте никогда не увидишь беспорядка, разлитый раст вор или битый кирпич. Все у них идет в дело. Так же практично рас ходуют материалы плотник Илья Во локитин и другие. Бережно относятся рабочие и к бетонным деталям: блокам, перего родкам, плитам. Если, скажем, их разгружать и складывать как попа ло, можно легко испортить. Но та кого у нас не бывает. За разгрузкой и укладкой деталей обычно следят звеньевые Алексей Махатаев и Михаил Карпуков. Они обязательно устанавливают проклад. ки между блоками и плитами, осто рожно складывают их на место. Кстати, о прокладках. Я много раз видел, как на других объектах их разбрасывают по всей строительной площадке. У нас же за этим следят все. Дают прокладок нам немного, а служат они долго. Чувство заботы о сохранении со циалистической собственности надо развивать в каждой строительной бригаде. Тоща у нас больше будет сооружено жилых домов и других зданий, а значит — умножатся бо гатства Родины. Забота об умножении обществен ного достояния проявляется и в том, что люди постоянно стремятся ра ботать производительно и высоко качественно. Наш коллектив смон тировал 80-квартирный жилой дом за 40 дней. Так же быстро мы собрали еще четыре дома. Сейчас боремся за то, чтобы к 7 ноября смонтировать НОВЫЙ ДО'М. Правда, последнее' время у нас возникли трудности: завод «Строй деталь» № 1 не поставляет детали в комплекте, монтаж дома задержи вается. Это волнует всех нас. Но ра бочие не сидят сложа руки. Вот подходит Сергей Клюев. — Надо бы заранее заделать уг ловые торцы, — говорит он. И он идет, делает. Плотник' Илья Волокитин по собственной инициа тиве взялся за укрепление ограж дений на лестничной клетке. И так все. Некоторые могут оказать, что в стремлении быстро выполнить зада ние нет ничего необычного. Люди хотят больше заработать. Да, в настоящее время материальная за интересованность имеет значение. Но в то же время заработная плата является мерилом того, сколько и какого качества ценностей создал человек для народа. А мы эти цен ности создаем ежечасно. И знаем, что когда их у нас будет достаточно, тогда мы будем получать не по тру ду, а по потребностям. Все мы стремимся сделать боль ше, лучше, чтобы росли богатства народа, чтобы умножалось общест венное достояние, так как это яв ляется залогом счастливой и радост ной жизни в будущем. А. БРАЖНИКОВ, бригадир бригады комму нистического труда управ ления «Жилстрой» № 2. вовать их куль турному росту, повышению про- извод с т е е н н о й к в апификации и общ есгв енно-лолчтическ ой активно сти». Что сделано школой в этом на правлении? Все учащиеся являются слушателями городского народного университета культуры, В школе уделяется большое внимание во просам коммунистической морали и эстетического воспитания. Приобре- СТРОИТЕЛЯМ тены художественные выставки, альбомы выдающихся русских, за падноевропейских и советских ху дожников, выписывается фотохро ника ТАСС. Все эти материалы ши роко используют классные руково дители в своей работе с учащимися. В школе идет соревнование за коммунистический труд. Учащиеся взяли следующие обязательства: в течение трех лет получить восьми летнее или ср ед нее образование, на производстве бороться за зва ние удар н и к о в коммунистичес ко- го труда, в течение года повысить производительность труда, успешно закончить учебный год и т. д. Результаты работы школы в прошлом учебном году неплохие: успеваемость 90,5 процента. Конечно, школа сделала еще не все. Ведь работали мы первый год. Все учителя были новые, незнако мые со спецификой работы в ве черних школах. Но истекший учеб ный год многому научил нас и, ко нечно, в этом году мы будем рабо тать более квалифицированно. Большую помощь нам оказали и оказывают наши учащиеся, актив. В школе учатся замечательные люди, на которых опирается педагогиче ский коллектив. Среди них Виктор Савчишкин— слесарь завода «Про жекторные угли», новатор и пере довик производства, заслуженный рационализатор РСФСР, Олег Д е мин—фрезеровщик Элементного за вода, член Союза журналистов СССР, Виктор Черных — плотник стройтреста, участник Всесоюзного совещания молодых строителей в Кремле, Мария Сенчакова — маляр стройтреста, отличница учебы и пе редовик производства, и многие другие. Опираясь на такой актив, можно успешно решать задачи ком- мунистинеск ого воепитания. До сего времени педагогической проблемой было повышение квали фикации учащихся. Надо сказать, что школа решила ее. По новой программе занимались 5 и 6 классы. Им отводилось учебное время для повышения квалификации. Нами разработаны две формы, два пути повышения квалификации: овладе ние второй профессией и повыше ние общих профессиональных зна ний, Мы советовались с учениками. Они изъявили желание получить вторую профессию токаря-универ сала. Была разработана программа учебы, рассчитанная на 2 года. Уча щиеся занимались в учебных ма стерских с большим желанием. 7 человек из них досрочно сдали эк замены на токаря-универсала. Там, где нет мастерских, возмо жен и другой путь. Нами разрабо тана программа повышения общей квалификации учащихся. По этой программе изучаются промышлен ное черчение, экономика и орга низация производства, пути и мето ды повышения производительности труда, творчеств© рационализаторов и изобретателей. В новом учебном году мы про- должаем занятия по овладению уча щимися 5, 6, 7 классов второй про фессией, создадим в школе рацио-' нализаторское бюро и университет технических знаний, будем прово дить технические конференции. Это поможет расширить общий техниче ский кругозор учащихся и практи чески решить ряд производствен ных вопросов. Намечено написать историю заво да Станочной гидроаппаратуры и треста «Елецстрой», оборудовать стенды, рассказывающие о росте промышленности г. Ельца и Липец кой области, и выставить в химиче ском и физическом кабинетах про дукцию, выпускаемую предприятия ми города, показать лучших людей предприятий. Большая работа проводилась с экстернами. С 1 марта в школе был открыт для них консультпункт. С экстернами проводились занятия 2 раза в неделю, а с мая— ежедневно* Все они были обеспечены програм мами и экзаменационными билета ми. В результате все экстерны ус пешно сдали эк замены, из них 3 человека — за 7 класс и 9 — за 10 класс. Следует отме тить, что форма повышения обра зования через экстернат очень удоб-, на для многих рабочих и служащих, не имеющих возможности посещать школу. Действовали в школе и курсы по подготовке к поступлению в инсти тут учеников, занимавшихся по осо бой программе, В этом учебном го ду мы продолжим эту работу с ян варя. Подводя итоги сделанного, следу ет отметить, что педагогический коллектив школы № 3 работал твор чески, целеустремленно, с большой нагрузкой. Мы хорошо знаем, что повышение общеобразовательного уровня ра бочей лголодежи является важной составной частью коммунистическо го воспитания масс и готовы отдать ему все свои силы, знания и опыт* В. ПОДКОЛЗИН директор школы, заслуженный учитель школы РСФСР. Мое место в общем строю БУДУЩЕГО! От всего сердца Я не молодой член Коммунисти ческой партии. Но, признаюсь, ни когда так не волновался, как читая проект новой' Программы КПСС. Каждое слово этого выдающегося документа глубоко западает в серд це, наполняя его великой гордостью и ликующей радостью. В новой Программе партии мы черпаем и будем черпать душевную оодрость и силы для досрочного выполнения семилетки, для строи тельства коммунистического обще ства М. ГОРОХОВ. Сельскохозяйственная артель «Победа» Донского района. Первый горновой доменной пе чи Новолипецкого металлургиче ского завода В. С. Майстрёнко: — Вот уже четыре месяца наше рабочее место украшает переходя щий вымпел «Лучшей бригаде». Мы и впредь постараемся; удер жать его. Продавец магазина № 5 роном» Л. В. Бодакина: — Покупатель должен уходить из магазина всегда довольным. Это зависит от нас, продавцов. | Вот так и хочется работать. Врач городской скорой помощи К. У. Невежина: — Конечно, оказать врачебную помощь заболевшему — мой пер вый долг. Но не менее важно пре дупредить болезнь. Это почти всегда можно сделать, если люди будут знать санитарные правила. Научить их этому — моя священ- ная обязанность. Воспитательница детского сада № 23 А. И. Трегуб: — От нас, воспитателей самых маленьких, зависит очень многое! г Хочется, чтобы ребятишки вырос ли настоящими людьми, сильны ми, смелыми, душевно красивы ми. Этому и отдаю свои силы. В этом вижу смысл своей жизни. Преподаватель Липецкой сред ней школы № 5 И. В. Познан- ский: — Многие мои воспитанники скоро вступят в жизнь. Постара юсь, чтобы из школы они вынес ли большую любовь к труду, к , знаниям. 'V—Т—у—т-у—г'-г— т—у—у-у-ч^г-у-у—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz