Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 14 октября 1961 г., X» 244 (2224) Нравственные принципы | м о р а л ь н о г о к о д е к с а ! строителя коммунизма П а р т и я с ч и та е т, что моральный кодекс строителя коммунизма в к л ю ч а е т т а к и е н р а в с т в е н ны е п ринципы ; 1 п р е д а н н о с т ь д е л у к о м м у н и зм а , лю б о в ь к с о ц и а л и ­ с ти ч еско й Р о д и н е , к с т р а н а м с о ц и а л и зм а ; — д о б р о с о в е с т н ы й т р у д н а б л а г о о бщ е с т в а : кто не р а б о т а е т , то т не ест; ■— з а б о т а к а ж д о г о о с о х р ан е н и и и ум н ож е н и и о бщ е ­ ств ен н о го д о с т о я н и я ; —■вы с о к о е с о зн а н и е о бщ ес тв ен н о го д о л г а , н етер п и ­ м о сть к н а р уш е н и я м о бщ ес тв ен ны х и н тер есо в; — к о л л е к т и в и зм и т о в а р и щ е с к а я в заи м о п о м ощ ь : к аж д ы й з а всех , все з а одн ого; *— г у м а н н ы е о тн ош ен и я и в з а и м н о е у в а ж е н и е м еж д у лю д ьм и : ч е л о в е к ч е л о в е к у — д р у г, т о в а р и щ и б р а т; — ч естн о сть и п р а в д и в о с т ь , н р а в с т в е н н а я чи сто та, п р о с т о т а и с к р о м н о с ть в о бщ ес тв ен н о й и личн ой ж и зн и ; *— в з а и м н о е у в а ж е н и е в сем ье, за б о т а о во сп и тан и и д етей ; — н е п р и м и р им о ст ь к н е с п р а в е д л и в о с т и , ту н е я д ст в у , н еч естн о сти , к а р ь е р и з м у ; — д р у ж б а и б р а т с т в о всех н а р о д о в С С С Р , н етер п и ­ м о с ть к н а ц и о н а л ь н о й и р а с о в о й н еп р и я зн и ; н еп р и м и р им о ст ь к в р а г а м к о м м у н и зм а , д е л а м и р а и св о б о ды н а р о д о в ; б р а т с к а я с о л и д а р н о с т ь с т р у д ящ и м и с я всех с тр а н , со всем и н а р о д а м и . Н АШ ЕМ У П О К О Л Е Н И Ю ☆ . ☆ ☆ Разговор о рабочей чести Об этом только что стало извест­ но из «Мотора». «Слесари Зверев и Полухин,— гласила короткая за­ метка под карикатурой в стенной газете первого моторного цеха,— гидроиспытаний блока цилиндров не производят, а деньги, причитающие­ ся за эту ответственную операцию, получают». — Позор! Соревнуемся всем це­ хом за звание коммунистического, а тут, на тебе,— с гневом сказал один из рабочих, рассматривая карика­ туру. Другой же, безусый юнец, усмех­ нулся: — Вот уж и позор сразу. — Что же тут смешного,-- разом заговорили все — не по-рабочему они поступили. Трудовая, брат, ко­ пейка — мозольная. Ишь, без хло­ пот и забот захотели заработать. — Давайте зайдем в цехком, там и поговорим,— предложил собрав­ шимся у стенгазеты председатель цехового комитета. Вокруг длинного, покрытого красной скатертью стола уселись Шаров, Шатских, Поиадьина, Соко­ лов, Павельева и другие рабочие. Вначале разговор не клеился. Что толкнуло Зверева и Полухина на нечестный поступок? Жадность, рвачество? Не так просто найти от­ вет. Некоторые осторожно высказы­ вали свои догадки, предположения, не находя подходящего слова, оце­ нивающего недостойный поступок товарищей по работе. Но вот кто-то сказал, как отрубил: —< Всегда они в стороне от кол­ лектива держались. Что им до на­ ших забот, нашей рабочей чести? Вот оно, то слово — честь рабо­ чая!— Услышав его, заговорили все сразу, горячо, взволнованно. Посте­ пенно отошли в сторону виновники беседы — не только о них разговор сейчас. А выпивки, «обмывание получки»? А бт'ак в работе? Разве одни Зверев и Полухин?.. Станочник Шилов, честный, за­ ботливый, уважаемый в цехе чело­ век, хлопнул ладонью об стол: — Каждую минуту стараемся сберечь на работе, на каждом дви­ жении экономишь, а тут тебе под­ сунули бракованную заготовку... Это как? Взял бы я этих кузнецов, литейщиков да... Не позорь работе- Мо е м е с т о в общем строю Наш корреспондент обратился к ряду читателей газеты с просьбой 'ответить на вопрос: что наметил он сделать, чтобы моральный кодекс строителя коммунизма скорее стал обычной -нормой в жизни каждого советского человека. Трудно привести сразу все отве­ ты— в них отражены мысли, стрем­ ления, чаяния многих людей. Каж­ дому из них присуще огромное же­ лание уже сейчас точно определить свое место в общем строю, решить конкретные задачи. Сегодня мы пуб­ ликуем только некоторые из этих ответов. Экскаваторщик Липецкого ре­ монтно-строительного т р е с т а С. И. Левцшн; — Чудесная у меня машина. Работать на ней — счастье! Но ещ е,я очень люблю музыку. И стараюсь, чтобы эту любовь раз­ делили со мной мои товарищи. Шлифовщик Станкостроитель­ ного завода А. Г. Зиновьев: — Моя мечта — добиться -высо­ кого звания ударника каммуни- / стического труда. Это значит — * работать и жить по-коммунисти­ чески. Слесарь-монтажник управления «Коксохиммонтаж» А. Д . Припад- чев: — Сейчас самое главное для меня и моих товарищей— вовре­ мя закончить строительство но­ вой домны. Кроме того, я много занимаюсь с молодым рабочим — Сашей Тюлякавым. Скоро и он у б у д е т неплохим слесарем. Д^*»*,^Ч*У*Ч*У*У*>Г*У^,У*У*,1>*^^<Ч*Ч*Ч*>'* ,У *Г*У*Г*Г С амая человечная ...В жестоком бою с врагом совет­ ский торпедный катер был подбит и горел. Большинство членов экипа­ жа погибло. Обожженный командир отделения мотористов Григорий Ма­ тюхин вместе с раненым товарищем с трудом одели спасательные пояса и, выполняя приказ оставить судно, прыгнули в воду. Уже отплыв, они заметили, что на рубке остался кто- то совсем обессилевший. Не разду­ мывая, моряки возвратились на ко­ рабль и ценой огромных усилий спустили на воду двух тяжело ра­ ненных человек. Ими оказались ко­ мандир катера и офицер из штаба. Через минуту катер затонул. Матюхину было присвоено звание Героя Советского Союза. Когда его поздравили с наградой, он смущен­ но ответил, что не видит в своем поступке ничего героического... ...Учащаяся строительного учили­ ща Валентина Кузнецова, возвраща­ ясь с пляжа, заметила пламя, выр­ вавшееся из стоящего на окраине села дома. Когда она подбежала, строение уже полыхало, а из огня слышался детский крик. Сквозь ог­ ненную пелену ворвалась смелая девушка в дом , поднялась на чер­ дак и там нашла маленькую девоч­ ку. Валентина получила серьезные ожоги, но девочка была спасена. Когда Валю спросили, что с ней произошло, она ответила, что раз­ жигала в лесу костер... ...Осенней ночью на току артели «Ленинский путь» Октябрьского рай­ она сторожил колхозник Иван Яков­ левич Несмеянов. Перед рассветом он заметил, что загорелся его дом . Он не оставил колхозное имущество и не ушел с поста... Эти события связаны с людьми разных возрастов и профессий, они произошли в совершенно различное время. Подвиг Матюхина — в годы Великой Отечественной войны, са­ моотверженные поступки Кузнецо­ вой и Несмеянова — в наше время и в нашей области. Но эти героиче­ ские поступки совершили советские люди, и мысли, и стремления, и дела их имеют общую основу — мораль строителя коммунизма, коммунисти­ ческую мораль. В этих поступках, как в капле воды, отражаются и беззаветная преданность Родине, и высокое понимание общественного долга, и готовность подчинить лич­ ное общественному, и благородное чувство любви к людям, чувство животворного социалистического то­ варищества. В классовом обществе всегда бы­ ло две морали: мораль эксплуата­ торского класса и мораль порабо­ щенной народной массы, пытавшей­ ся противостоять несправедливости и пороку. Эксплуататоры навязыва­ ли всему обществу свои мораль­ ные принципы, выдавая их за веч­ ные и общечеловеческие, ниспос­ ланные «самим господом-богом». В борьбе с поработителями народ вырабатывал моральные принципы и нормы, которые должны были в будущем стать действительно общ е­ человеческими. Последний эксплуа­ тируемый класс, на которого исто­ рия возложила миссию освобож де­ ния всего человечества, — пролета­ риат воплотил в своей морали все лучшее и непреходящее, что было выработано его предшественниками в священной борьбе с эксплуатаци­ ей. Сила коммунистической морали — в ее научной обоснованности, в том, что она отражает историческую необходимость и соответствует ко­ ренным интересам самых широких народных масс. В. И. Ленин писал, что «нравст­ венность это то, что служит разру­ шению старого эксплуататорского общества и объединению всех тру­ дящихся вокруг пролетариата, сози­ дающего новое общество коммуни­ стов». Великая жизнеутверждающая сила коммунистической морали вдохновляла на последний и реши­ тельный бой с царизмом и буржу­ азно-помещичьим строем в России старшее поколение коммунистов, порождало удаль и героизм Чапае­ вых и котовских в годы граждан­ ской войны, двигала сердца и мыс­ ли участников первого коммунисти­ ческого субботника, определяло* жизненную линию Давыдовых и Н а­ гульновых в борьбе с кулачеством. Коммунистическая мораль была ве­ личайшей движущей силой, привед­ шей советский народ к историче­ ской победе в Великой Отечествен­ ной войне. В каше чудесное время коммуни­ стическая мораль с нарастающей силой продолжает поднимать совет­ ских людей на исторические свер­ шения во имя торжества коммуниз­ ма. Мы не намерены раскрывать империалистическим поджигателям войны секрета взлетной мощи на­ ших космических ракет, но можем разочаровать их: у них нет и никог­ да не будет того горючего, которое поднимает наши ракеты. Это горю­ чее не в пусковом механизме, а в сердцах и мыслях строителей ком­ мунизма — это принципы и нормы поведения, определяемые коммуни­ стической моралью. Трудно переоценить тот знамена­ тельный факт, что в Коммунистиче­ ском Манифесте нашего времени — в проекте новой Программы КПСС — сформулирован моральный ко­ декс строителя коммунизма. Он со­ держит научное отражение того, что уже воплощено в жизнь и того, что предстоит сделать для нравст­ венного воспитания трудящихся в период развернутого строительства коммунистического общества. Исключительно велик» притяга­ тельная сила опубликованного мо­ рального кодекса. Он отражает са­ мые светлые, самые крылатые думы и надежды всех людей на земле. Что может противопоставить на­ шим нравственным идеалам разма­ хивающая ядерным оружием моно­ полистическая буржуазия! Мораль убийц Патриса Лумумбы и тюрем­ щиков Манолиса Глезоса! Нравст­ венные нормы пересекающих нашу границу пауэрсов и наземных шпи­ онов! Религиозную мораль, требую ­ щую от людей покорности перед молодчиками типа фашиствующих Повар столовой № 1 А. А. Мо­ настырская: — Хочу вступить в дружину по охране общественного порядка. Не должно быть у нас тех, кто нарушает покой советских людей! Крановщица управления «Жил строй» № 2 Л. Ф. Кокарева: — Д ум аю поступить учиться в Институт стали. А еще—строить дома. Много и разных. Это чудес­ но, когда в созданный тобой дом въезжают новоселы! «ультра»! На днях радио принесло сообщение, типичное для господст­ вующей в «свободном мире» мора­ ли. На оккупированном американ­ цами японском острове Окинава какой-то офицер сбил автомашиной четырех японских девочек. Две из них уже скончались. И ни­ кто из командования оккупационных войск и не думает о наказании бан- дита-детсубийцы. Пережитки буржуазной психоло­ гии и морали еще встречаются и на нашей, советской земле. Это туне­ ядство и стяжательство, эгоизм и хулиганство, пренебрежение к об­ щественным интересам, пьянство и некоторые другие. Сами собой они не отомрут, с ними надо бороться, их надо изживать. Определяя главное в идеологиче­ ской работе на современном этапе, проект Программы КПСС указывает на необходимость воспитания ком­ мунистического отношения к труду и общественному хозяйству. Само­ отверженный труд советских лю­ дей — создатель всех богатств на­ шего общества, нерушимая основа нашего неуклонного движения к коммунизму. Могучий поток рапортов о трудо­ вых свершениях в честь XXI! съезда родной партии — это как бы мате* риализация высоких моральных ка- честв трудящихся нашей страны, демонстрация готовности народа осуществить начертанную Ленинской партией Программу построения ком­ мунизма. Это моральный кодекс строителя коммунизма сдружил 67-летнего пенсионера Николая Федоровича Толстикова е комсомольцем Алек­ сеем Кузнецовым, кукурузоводом совхоза «Покрово-Казацкий». И они, помножив опыт и новаторские иска­ ния одного на энергию и мастерст­ во другого, вырастили в Лебедян­ ском районе богатырскую «короле­ ву полей» и собрали с 30 гектаров по 50 центнеров кукурузного зерна. Это та ж е могучая сила коммуни­ стической морали дала возможность учащимся Троекуровской школы с трибуны областной партийной кон­ ференции гордо рапортовать о сво­ их замечательных делах. Коля Ля­ пин, Таня Лопатина, Саша Нечитаев, Ваня Панкратов и Слава Кувезенев собрали на своем опытном участке по 450 центнеров зеленой массы и более 50 центнеров кукурузного зерна с гектара. Моральный кодекс строителя ком­ мунизма живет в скромных, но слав­ ных делах комсомолки Новолипец­ кого металлургического завода Та­ мары Ноздреватых, активной общ е­ ственницы, отличней производствен­ ницы, отработавшей в свободное время на строительстве комсомоль­ ской домны 20 часов и собравшей более тонны металлолома. Совет­ ские люди высоко подняли знамя морального кодекса коммунизма. В благородное движение борцов за коммунистический труд включилось более 60 тысяч трудящихся нашей области. Более 20 цехам и около 500 бригадам уже присвоено почет­ ное звание коммунистических. I Коммунистическая мораль провоз­ глашает новые, подлинно гуманные отношения между людьми, основан­ ные на глубоком уважении к чело­ веку, отеческой заботе о его сча­ стливом будущем. Моральный ко­ декс утверждает волнующий своею сердечностью великий принцип си­ яющего коммунистического брат­ ства: «человек человеку — друг, товарищ и брат». В то время, как злобные силы империализма пыта­ ются убить свободу и достоинство народов, особенно, важно понимать, что подлинный гуманизм требует непримиримости к врагам человече­ ства, к врагам коммунизма. Решения открывающегося на днях XXII съезда Коммунистической пар­ тии Советского Союза дадут наше­ му народу практическую Программу создания коммунистического общ е­ ства. Они будут восторженно встре­ чены всем прогрессивным человече­ ством, умнсжат его силы в борьбе за большое и настоящее человече­ ское счастье. А. ЯМПОЛЬСКИЙ , доцент. го человека, не подводи товарища! — Что верно, то верно,— под­ твердил председатель цехкома.-— Только не вини всех кузнецов и литейщиков. Неверно будет. Среди них большинство — честные люди. — Верно!— поддержали осталь­ ные.— Забыл, видать, с горяча Ши­ лов кузнеца Виталия Улупова. Кто на заводе первым начал борьбу за коммунистический труд? Он и его товарищи. А кто наш делегат на XXII съезд партии? Опять же фор­ мовщица сталелитейного цеха Зинаи­ да Михайловна Золотухина. Значит, и там есть на кого опереться, в ком искать поддержку. Разговор становился горячим, ост­ рым. Имена бракоделов произноси­ лись гневно. Есть они и в моторном цехе, прячутся за спиною товари­ щей, подводят коллектив. *— Бороться с ними надо, вот что,— пожилой рабочий рубит ку­ лаком воздух.— Школами качества — раз, контролем — два. А глав­ ное сообща. Один за всех, все за одного. Я сижу за столом напротив Па- вельевой и вижу, как волнуется она, порывается встать. И, наконец, ре­ шается: -— Я так думаю,—говорит она,— если каждый из нас будет трудить­ ся «а совесть, ничего не оставлять «на потом», проверять каждый свой шаг, то недостатков в нашей работе не будет. Мы, вот, бригадой дружно трудимся и чувствуем в себе такую силу, хоть горы ворочай. Анастасия Павельева работает в цехе более десяти лет. Сейчас она обслуживает восемь станков. В ян­ варе прошлого года станочницы тре­ тьего участка начали поход за зва­ ние бригады коммунистического труда. Вожак их — Павельева — в рабочее и в свободное время обучи­ ла искусству «покорять металл» десятки девушек. Охотно делится она своим богатым опытом, чтоб в цехе не было отстающих, чтоб всем коллективом широким шагом идти вперед и вперед к самой заветной цели. Совесть, честь и долг рабоче­ го человека не велят ей посту­ пать иначе. — Хотел ось, 1 \ с с и чтобы Павел Ива­ нович свое сло­ во сказал,— роб­ ко попросил мо­ лодой фрезеровщик. Токарю Павлу Ивановичу Под- угольникову почти шестьдесят лет. Четверть века работает он на Трак­ торном, в ремонтно-механическом цехе. Его хорошо знают на заводе. Сюда, в моторный, он зашел по де­ лу в начале беседы. Извинился и попросил разрешения послушать. Ему уважительно уступили место. Сел и, словно замер, стараясь вник­ нуть в смысл каждого слова, взве­ сить его на весах своего многолет­ него опыта. — Что ж, можно,— начал Павел Иванович.— По-моему, самая высо­ кая честь — быть на земле рабо­ чим. А знаете, что такое рабочий? Он — создатель, творец всего,— и Павел Иванович повел рукой вокруг. — И разве может быть творец бес-' честным? ...В помещении тихо-тихо. Словно завороженные, слушают собравшие­ ся рассказ старого рабочего о вели­ кой сказочной силе, преобразующей людей и нашу жизнь,— о творче­ ском созидательном труде, о том, как сила труда коллективного, дру­ жного, свободного делает человека великим и мудрым. — Для меня,— с гордостью го­ ворит Павел Иванович,— созданная мною вещь — не просто металл, а часть моей души. Самое дорогое то, во что труд вложен. Каждый раз, когда я ухожу со смены, сердце мое наполняется радостью, что я сделал что-то полезное Родине. В глубоком молчания, и в корот­ ких репликах угадывалось полное согласие участников беседы с Пав­ лом Ивановичем. Когда он сравнил честь советского человека с зерка­ лом души, в котором отражено все — и как ты трудишься, и какими О с о б о в а Ж н о е з н а - ч е н и е в н р а в с т в е н н о м р а з в и й ш и о б щ е с т в а и м е е т р е в о л ю ц и о н н а я м о р а л Ь р а б о ч е г о к л а с - (Из проекта Программы КПСС}. дорогами идешь по жизни, раздался возглас: — Правильно! ...Токарыкаруселыцик ^участка обработки маховика Николай Федо­ рович Соколов говорит азартно: — Много тут вопросов сегодня выдвинули. Во поставить вопрос —1 начало дела. Важно, как его до конца доцвести, чтоб у всех была гордость и честность в труде, во всем. Придет к нам в цех новичок из профтехшколы.. Постоит неделю у станка и, пожалуйста, — я мастер на все руки. Одни его обрывают. А напрасно. Ему надо объяснить, сколько надо попотеть и продумать, чтоб стать настоящим мастером. Соколова поддержали. Да, ра­ бочим, только что перешагнувшим порог завода, надо не только помо­ гать приобрести высокую 'квалифи­ кацию, но и прививать высокие нравственные качества строителя нового общества. — Нелегко это дается, — раз­ дается гойо-с. — Да,— ответили ему,— воспи­ тать человека, и не просто челове­ ка, а человека нового — нелегко. На золотой тарелочке его никто не поднесет. А коль трудно — значит проявляй больше настойчивости. Легко досталось — сквозь паль­ цы ушло, трудно досталось — удер­ жалось. А сила у нас большая: об­ щественные организации, мастера, мы сами, рабочие. Дружно за дело; взяться — и пустыня зацветет. Надо всем, коллективом бороться за светлый идеал, за каждого чело­ века. Г. ЛЕБЕДИНСКИЙ. Липецкий тракторный завод. Ж е л а е м у с п е х о в , Ю р и й А н д р е е в и ч ! Дорогая редакция! Просим вас через газету «Ленинское знамя» выразить нашу сердечную бла­ годарность врачу-хирургу больницы ЛТЗ Юрию Андреевичу Устинову за успешно сделанные операции. Мы до операции чувствовали себя очень плохо, а он снова вернул нам здоровье. Юрий Андреевич! Желаем Вам отличного здоровья, успехов в лич­ ной жизни и благородном труде! КРАСНЫХ, САЯПИН, ПАНФИЛОВ, СТРАХОВ. ДРУГ, ТОВАРИЩ И ВРАТ И вот я сейчас отдыхаю и лечусь в санатории имени Цюрупы. Здесь очень хорошо. Красивая местность. Профсоюзная организация проявляет большую заботу о советском человеке. И еще я очень благодарю хирурга больницы Новолипецкого завода т. Кана за его хорошее обращение с больными. Я бы мог умереть, когда у меня была прободная язва желудка. Но он сделал мне трудную операцию очень хорошо, и сейчас я чувствую себя здоровым. Думаю скоро вернуться в ряды шахтеров. п. колосков. С к о р о в е р н у с ь в р я д ы ш а х т е р о в Дорогая редакция! Я сегодня решил написать маленькую заметку в «Ленинское знамя». Я, ра­ бочий шахты № 1 Северного рудника Липецкого рудоуправления, благодарю профсоюзную орга­ низацию шахты за то, что она мне оказала боль­ шую помощь—дала путевку на курорт. Н а х о д к а в о з в р а щ е н а На днях в прессовом цехе Липецкого трактор­ ного завода штамповщица участка крупных прес­ сов М. Ситникова утеряла кошелек, в котором на­ ходилось 18 рублей 50 копеек. Их нашла уборщи­ ца хозяйственной группы М. Чеботарева и вернула хозяйке. Администрация цеха специальным распоряже­ нием объявила Чеботаревой благодарность с зане­ сением в трудовую книжку. С. ЗАЧИНЯЕВ, мастер прессового цеха ЛТЗ. Т АК больше продолжаться не может. Он почти каж­ дый вечер не бывает до­ ма. Приходит- с работы, поест, переоденется и куда-то уходит. Я спрашиваю: куда ты? Он отвечает: не твое дело. Как же не мое дело? Ведь я его жена, у нас была друж­ ная, хорошая семья, ребенок...— со слезами на глазах рассказывала женщина. Я понимал, что ей стоило боль­ шого труда прийти ко мне, народ­ ному судье, и в служебном кабине­ те делиться интимным горе^ с не­ знакомым человеком. Но молодая мать не видела иного выхода: она страстно хотела сохранить семью. — Я знаю, что суд не только разводит, он и мирит супругов. Мо­ жет быть, вы поможете мне, вызо­ вете его, поговорите? Он поймет — ведь он неплохой человек. Конечно, можно было поступить и так. Но где гарантия,' что одна— две короткие встречи с заблудив­ шимся человеком вернут счастье в эту семью? Здесь нужно было вме­ шательство коллектива, активная помощь товарищей, и я посоветовал ей обратиться в общественные орга­ низации завода, где работал ее муж. Наша вторая встреча произошла случайно, на улице, через несколь­ ко месяцев. Женщина куда-то спе­ шила, но, увидев меня, останови­ лась и, улыбаясь, сказала: — Спасибо вам, подсказали! Он совсем другой стал. Даже в вечер­ нюю школу поступил... А сегодня вот в театр идем! Я пожелал ей всего хорошего и подумал: а ведь это очень харак­ терно для нашего времени — кол­ лектив отстоял счастье семьи. Он не отнессябезразлично к «чужому» горю. Он вмещался и — победил. Семья... Огромную роль играет она в человеческой жизни. Совет- О Д О М Е , ские люди кровно заинтересованы в росте семьи, ее укреплении, ибо она — первичный коллектив, тот кир­ пичик, из которого складывается здание общества. Чем прочнее, креп­ че будет этот кирпичик, тем проч­ нее, крепче будет и все общество. Наконец, может ли быть счастлив человек без сильной и верной люб­ ви, без дружной и прочной семьи? Конечно, нет! Построение коммунизма — это не только создание изобилия матери­ альных благ. Это прежде всего вос­ питание нового человека, в числе основных принципов которого будет и особо бережное отношение к семье, основанное на любви, друж­ бе, взаимном уважении. Конечно, и сейчас у нас подавляю­ щее большинство семей живет друж­ но, слаженно. Но, освободившись от капиталистического гнета, мы не отгорожены китайской стеной от прошлого, вековых обычаев и при­ вычек, оставленных эксплуататор­ ским строем. Приведенный выше случай — яркий тому пример. Поэ­ тому, обсуждая моральные принци­ пы строителя коммунизма, мы должны отчетливо представлять се­ бе те «подводные камни», которых еще много на нашей дороге. Знать их, правильно оценивать, значит облегчить себе борьбу с ними. «Счастья на деньги не купишь» —гласит народная мудрость. И все- таки есть среди нас и парни, и де­ вушки, которые все еще заражены обывательским стремлением всту­ пить в брак по расчету. Житель Липецка К. долто искал себе «подходящую» невесту. С соб­ ственным домом, приличной обста­ новкой, набитыми добром сундуками* Это вполне соответствовало его пред­ ставлению, о счастье. Поиски К. увенчались успехом. Возникшая семья имела под собой солидную материальную базу. Но прошло сов­ сем немного времени и... семья рас­ палась. Почему? У жены К. вовсе не было того нелепого стремления к наживе, ко­ торым в избытке обладал ее супруг. Честная, трудолюбивая женщина жила по иным моральным принци­ пам. Она хотела работать вместе е мужем, видеть в нем друга, това­ рища, а нашла мелкого стяжателя, недалекого человечишку, для которого все интересы концентриро­ вались в одном понятии— «мое». Может быть, он и был «счастлив» в этой семье. Но ничего, кроме го­ ря, не дал тот брак его супруге. Этот случай вспомнился мне, когда я по служебным делам побы­ вал на Липецком трубном заводе. Как выяснилось, некоторые молодые работницы здесь живут очень труд­ но, хотя и получают приличную за­ работную плату. Каждую копейку, каждый заработанный рубль у этих людей откладывается... на прнда- >?»— иначе: наивно ное! «А как же спрашивают они. Это — родимые пятна прошлого. Пусть изредка, пусть' в немногих случаях, но они еще появляются в нашей среде, еще уродуют иным людям жизнь. Может ли созна­ тельный советский человек мимо этого? Конечно, нет. новой Программы нашей провозглашает величайший принцип взаимоотношений между людьми: «Человек человеку —■ друг, т ш - проити Проект партии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz