Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
1 сентября 1961 г., М 207 (2187) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ & # ☆ Быть п е д а г о г о м - з н а ч и т д е р з а т ь ! К доске пойдет... После внушительной паузы, учи тель называет фамилию. За первым учеником к доске выходит второй, третий... Пока учитель обстоятель но проверяет знания этих ребят, остальные с безразличным видом слушают ответы, кое-кто тайком готовится к следующему уроку («должны спросить!»), а самые жи вые и бойкие нарушают дисцип лину... Примерно так до недавнего вре мени начиналось немало уро ков. В школе преобладал так назы ваемый «комбинированный урок». Строился он по неизменной схеме: опрос — объяснение — закрепле ние — задание на дом. 15— 20 минут урока обычно уходило на опрос, а затем учитель переходил к объяснению нового материала. Любого, даже самого яр кого рассказа учителя недостаточно для того, чтобы ученики запомнили новое. Времени для закрепления обычно не оставалось. Как быть? И учитель заканчивал урок словами: «Откройте дневники, запишите за дание на дом». После шестичасового пребывания в школе дети должны были почти столько ^же времени выучивать дома новый материал. Чрезмерная нагрузка отрицатель но сказывалась на здоровье детей, а успеваемость оставалась низкой: ведь в школе дети в основном толь ко слушали, учили же дома, без контроля и помощи со стороны учи теля. Конечно, наши лучшие учителя и •в рамках комбинированной схемы научились проводить содержатель ные уроки и давали глубокие зна ния своим учащимся. Однако в ходе подготовки к за нятиям учитель то и дело приходил к выводу: .чтобы урок прошел эф фективно, надо отказаться от шаб лона в е-го построении. Как добиться того, чтобы дети не сидели на уроках* по словам вели кого педагога Ушинского, без мыс ли в голове, без дела в руках? В нашей области одними из пер вых перестраивать урок — основ ную форму обучения и воспитания — стали учителя русского языка и литературы средней школы № 1 г. Усмани, под руководством завуча К. А. Волковой, заслуженной учи тельницы школы РСФСР. Коллективно выработали основ ные требования к полноценному уроку. Было решено бороться за эффективное использование на за нятиях буквально каждой секунды. Учителя во время уроков не отмеча ют больше отсутствующих, не спра шивают, все ли выполнили домаш нее задание (ведь в конце урока тетради будут собраны для провер ки), не делают записей в классный Журнал, не ведут никаких «воспи тательных бесед». (Последнее, как мы увидим, оказалось ненужным). Был найден еще один резерв времени: учителя отказались о_т проверки домашнего задания путем простого перечитывания. К примеру, пятиклассники дома вставляли в отдельные слова прове ряемые гласные. Приходят они в Класс, учительница А. Н. Глотова раздает им карточки с буквами А, О, Е, И. Одно за другам называет она трудные слова, а учащиеся поднимают карточку с той или иной буквой. Этот прием позволяет Алек сандре Николаевне быстро устано вить, кто и как усвоил новое прави ло, помочь исправить ошибки,.. Найдены и другие пути, которые позволяют спрашивать, одновремен но обучая весь класс. Это значит, что выявление знаний и степени их усвоения становится единым педа гогическим процессом, а не разби вается на два разных этапа урока. А вот завуч средней школы № 8 г. Липецка Г. И. Горская вместе с учителями своей школы проводит письменную проверку домашнего за дания. (Дома учили правило-, а в классе, применяя его, пишут дик танты, изложения* составляют пла ны, рецензируют ответы товарищей и т. д.) При этом учитель работает не с двумя— тремя учениками, а со всем классом. Сейчас учитель нередко ставит оценку в конце урока. В ней учте но все: и домашняя подготовка, и качество выполнения самостоятель ной работы на уроке, и умение при менить знания на практике. Эта «мелочь» побуждает детей активно работать на протяжении всего уро ка. Некоторые учителя увлекались словесным методом преподавания. При этом, учащимся отводилась роль пассивных слушателей. — Нет, учеба — процесс твор ческий, активный! В ходе получе ния знаний дети должны испыты вать радость творчества, радость раскрытия восхитительных тайн окружающего мира! — говорят пе редовые учителя. Вот почему главное место на уро ках они отводят не собственному объяснению, а изучению нового ма териала всеми учащимися непос редственно в классе. Тренировочные упражнения, са мостоятельные работы учащихся — вот основной метод обучения рус скому языку в наших лучших шко лах. А. Н. Глотова просит учащихся написать с определенным граммати ческим заданием заявление, справ ку, расписку, протокол, автобиогра фию. Семиклассники Липецкой вось мой средней школы пишут рецен зии на прочитанную книгу, заметки в радиогазету, сочиняют сказки. А когда Тамара Савенкова вырази тельно прочитала написанный ею рассказ «Портрет лентяя», две — три головы в классе опустились низко-низко, к самым партам: на рисованный Тамарой портрет был довольно точным... Подобные работы помогают сде лать урок по-настоящему интерес ным и, самое главное, обучающим* а не объясняющим. И еще: воспи тательным без лобовой «морали». Богатый опыт перестройки урока накопили липецкие учителя. Об их творческом дерзании, об успехах в совершенствовании процесса обуче ния преподаватель Липецкого пед института К. А. Москаленко напе чатал статью в журнале «Народное образование». Статья вызвала бурную дискус сию о путях перестройки урока. Познакомиться с работой липецких учителей-новаторов пожелали учи теля многих городов и областей нашей страны. Десятки делегаций — из Молдавии, Ростова и Вороне жа, Башкирии и Удмуртской АССР, Львовской и Тамбов ской областей по бывали в минувшем учебном году на уро ках в наших школах. Их общее впечатле ние выразила груп па учителей Ленин града, которая опубли ковала в журнале «Народное образова ние» статью с харак терным заголовком: «Мы говорим: да, это замечательный опыт!» Коллективы школ, работающих по-ново му. закончили прош лый учебный год поч ти с полной успевае мостью. Новая методика по строения урока вызва ла интерес у видных ученых — сотру д н и- ков Академии педаго гических наук РСФСР, На заседании сектора дидактики института теории и педагогики доклады Г. И. Горской, А. Н. Гло товой, В. Н. Провоторовой получи ли одобрение... В ходе творческих поисков учи теля сталкиваются с вопроса ми, для решения которых нужна квалифицированная помощь. Кто должен ее оказывать? Прежде всего, работники педагогических институ тов. Закон о перестройке школы обя зывает их установить тесную связь с педагогическими коллективами, оказывать им постоянную помощь. К сожалению, отдельные препо даватели Липецкого педагогическо го института недостаточно изучают передовой опыт, мало оказывают помощи учителям школ в изучении лучших методов работы с учащи мися. В институте отдельные препода ватели не изучили еще глубоко но вую методику проведения урока. Работая в отрыве от учительских коллективов, не зная жизни сегод няшней школы, они редко дают пе- дагогам-практикам дельные советы. А помощь школам нужна. Ведь пока что найдены эффективные ме тоды преподавания русского языка. Перестройка же уроков математики идет значительно медленнее, хотя такие педагоги, как В. Н. Провото- рова, Е. С. Тихомирова, П. Л. Куп- рыхина и другие умеют в течение урока решать с учащимися в два— три раза больше задач и примеров, чем до начала перестройки. Лучшие учителя нашей области, воодушевленные грандиозными пла нами строительства коммунизма, начертанными в проекте новой Про граммы партии, успешно продолжа ют совершенствовать дело обучения и воспитания тех, кому строить коммунизм, кому жить при комму низме. м. ситник, член нештатного совета по Народному образованию при редакции «Ленинского знамени». Радостно светятся лица Мити Глазунова, Тани Самохиной, Гали Зубаневой и Толи Казенно. Сегодня! в числе тридцати своих товарищей— воспитанников детского сада № 10 (район Тракторного завода) — они ■ пришли в первый класс. Фото нашего нештатного корреспондента В. Финогина. »*VN^VVV^>*V<ЧА^VVVVVVVVVVV VVVVVVVV ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ Начала учебных занятий обычно ждут все. По с особым нетерпением ожидали его Воспитанники новой в Липецке школы-интерната № 2, ко торая открывается в районе Трак торного завода. Им прежде всего хо чется узнать: что же такое школа- интернат? Ребята нашей школы-ин терната, существующей уже два го да, могли бы на этот вопрос отве тить так: интернат— большая семья, согретая заботой Родины, спаянная единством цели и мечты. Переступив порог своего нового дома в 1959 году, многие из них по разным причинам не успевали в учебе, не имели необходимых навы ков культурного поведения и эле ментарных практических знаний. Успеваемость составляла всего 65,8 процента. А вот 1960— 61 учебный под школа-интернат закончила с ус певаемостью в 97 процентов. Сей час перед нами стоит задача-— учиться без второгодников. Наши ребята в большинстве сво ем за это время стали, что называет ся, воспитанными людьми: они веж ливы со старшими и товарищами, у них укрепляются чувства большой дружбы, спайки. Правильные эсте тические вкусы, любовь к чистоте и порядку в своих помещениях, в одежде— тоже прививает эта семья. Перед ними раскрылись широкие возможности для развития природ ных талантов: одни участвуют в хоре, другие проявили себя в дек ламации. третьи—в хореографии или музыке. Всему городу известна слаженная игра детского духового оркестра под руководством воспитателя €. Ф. Су рикова. Участвуя в смотре художе ственной самодеятельности школ Липецка, интернат среди семилет них и восьмилетних школ занял первое место. В школе введены уроки бальных танцев — один раз в неделю. Де лается тепло на. сердце, по-отцов ски приятно, когда видишь, как первоклассник Коля галантнб при глашает на танец свою «даму» Та ню — соседку по парте. Все семиклассники сдали нормы на значки БГТО, спортивная коман да заняла первое место в городских соревнованиях школ, на областных соревнованиях она завоевала два кубка. Решающим условием, обеспечив шим успехи в воспитательной ра боте, является шефство старших ребят над младшими. Как оно орга низовано? Старшие классы шефст вуют над младшими, а каждый уче ник имеет подшефного в младшем классе и отвечает за его поведение, учебу перед всем коллективом. Важнейшее значение в деятель ности шкоЛ-интернатов придается проблеме подготовки активной дея тельной личности, личности мысля щей, всесторонне развитой, созида ющей. Созидающей! В школе широко внедрено само обслуживание: дети моют и подме тают полы в своих классах и спаль нях, чинят одежду, гладят пости ранное, работают в столовой, актив но участвуют в благоустройстве двора. Проводятся практические за нятия в мастерских, а во внеклас сное время—в детской организаций — комбинате бытового обслужива ния, состоящем из ряда бригад: сто ляров, сапожников, швей, кулина ров, юных техников. Наряду с ком сомольской и пионерской организа циями, советом коллектива воспи танников, физкультурным коллек тивом, комбинат бытового обслужи вания играет важную роль в жиз ни детей. С помощью его труд ин дивидуального порядка приобретает формы общественного! коллективно- П о з д р а в л я е м о т в с е й д у ш и Сегодня исполняет- Алексеевича Хорохо- ся 30 лет со дня от- рина, учительницу крытия Липецкой русского языка и ли- средней школы № 6. тературы Надежду Тридцать лет! Сколь- Владимировну Посад- неву, проработавшую в школе 30 лет, всех педагогов и учащих ся со славным трид цатилетием. За эти годы школа ким людям дала пу тевку в жизнь наша школа. Среди них есть и горняки, и ма шиностроители, и во ины Советской Ар мии, и учителя... От неузнаваемо измени- имени всех выпускни- лась. Для нее по кой я от всей души строено новое поздравляю директо- красное здание. пре- Име- ра школы Ивана ются свои учебно-про изводственные ма стерские, учебно-опыт ный участок, сад. Пожелаем же ее коллективу еще боль ших успехов в благо родном труде по вос питанию нового поко ления* — строителей коммунизма. Э. ЛЕВШ ИН , выпускник школы, преподаватель немецкого языка в Курской области. С т р о и т е л и — д е т я м Усманский межколхозный ком бинат строительных материалов — предприятие молодое. Еще три—четыре года назад на месте, где возвышаются теперь произ водственные корпуса комбина та, было голое поле. Но, несмот ря на Молодость нашего пред приятия, вклад его в сельское строительство района уже зна чителен. Комбинат сейчас, кроме кирпича, выпускает шлакоблоки, черепицу, железобетонные рамы и многие другие изделия. Но не только производством строительных материалов зани маемся мы. У нас создана боль шая строительная бригада, ко торая ведет сооружение самых различных объектов. Построены, например, четыре больших жи вотноводческих поме- ^ щения в колхозе «Ком- , 1 сомолец» — это рабо та нашего коллектива; вырос четырехквартир ный дом в колхозе «Большевик» — он то же сооружен нашей строительной брига дой; красуется новое нарядное здание м ед пункта Пригородного сельсовета — и это де- ло наших рук; побежа ли по полям района , линии высоковольтных электропере д ач — их мачты укреплены на железобетонных па сынках, изготовленных Усманским комбинатом строительных материа лов. А недавно в самом центре сел Пригородов и Новоуглянка на от крытых пригорках вы4 росли здания двух но вых школ. Пригородняя начальная шко ла № 2 получила новое здание, рассчитанное на 160 мест. В нем четыре просторных светлых клас сных комнаты, большой зал, учи тельская, подсобные помещения. Заведующая школой Мария Степановна Сонина* принимая вместе с комиссией нашу рабо ту, дала высокую оценку труду коллектива комбината. И дей ствительно, рабочие нашей стро ительной бригады потрудились на сооружении школьного зда ния на славу. Каменщики Василий Иванович Будовских и Михаил Семенович Холодков, плотники Василий Иванович Клепиков, Дмитрий Павлович Гончаренко и Виктор Чикунов, штукатур Люся Жукова, маляр Вячеслав Кульд- теп, работая на стройке, регуляр но перевыполняли сменные за дания и нормы. Школа была со о ружена в исключительно корот кий срок. Первого сентября к занятиям в Пригородней школе № 2 при ступят 28 первоклассников. Для* них строители постарались осо бенно: для малышей отведен са мый лучший, самый светлый класс, он празднично украшен и готов встретить ребят. Вчера (31 августа) Вступила в строй и еще одна школа — Ново- углянская восьмилетняя. Она рас считана на 180 мест. В этой школе тоже чбГЫре больших классных кбМнвты* учи тельская. На школьной усадьбе будут возведены гараж, хозяй ственные постройки. Строительной бригадой ком бината ведутся большие работы по строительству школ в селе Студенки. Окончание работ по Сооружению этого большого, мнь- гоклассного здания, рассчитан ного на 360 учащихся, не было запланировано- К началу предсто ящего учебного года. Учитывая большую потребность существу ющей сейчас школь) в классных комнатах, наш коллектив пере смотрел свои планы строитель ных работ и сдаст необходимые помещения уже в конце сентяб ря. И, наконец, начаты работы по строительству еще одной школы — Сторожевской восьмилетней, на 280 учащихся. Сейчас заложен фундамент и возводятся стены. Школа будет сдана в эксплуата цию зимой. Нужно отметите, что руковод ство межколхозного комбината* развертывая такое обширное строительство школьных зданий, Понимая нужды работников^ на родного образования района, большую часть строительных ра бот ведет в кредит. Мы понима ем, что для перевода всех школ на односменные занятия нужно много новых, отвечающих всем современным т р е б о в а н и я м , школьных зданий, и коллектив нашего предприятия все делает для того, чтобы помочь работни кам просвещения выполнить эту благородную задачу. Как-то так получилось, что для всех построенных и строящихся школ выбраны самые видные места на пригорках в центре сел. Красуются выстроенные здания, растут строящиеся* наполняя гор достью сердца всех рабочих на шего комбината. Ведь все эти школы — наш вклад в семилетку, наш вклад в коммунизм. Ф. ЯКИМОВ, председатель межколхозного комбината стройматериалов. га труда, что создает базу роста у детей правильного общественного сознания. Главный девиз комбина та — «сделаем все сами!» Много труда воспитанники вкла дывают в учебно-опытное хозяйст во. Труд у нас — дело чести и доб лести. Не случайно, на еженедель ных общешкольных линейках По по недельникам старосты классов от читываются о том, «как мы живем, учимся, трудимся». У нас устанавливается порядок, по которому все классы, все уча щиеся, начиная с первой учебной четверти, включаются в соревно вание и готовятся к творческому отчету за год на тему: «Чего мы достигли в жизни, труде и уче бе». Большим тормозом в дальнейшем развитий трудового воспитания, од нако, является отсутствие у школы достаточной площади для организа ции хорошо оборудованных мастер ских. Хотелось бы, чтобы областной и городской отделы народного обра зования в ближайшее время выде лили на эти цели средства, преду смотренные сметой и проектом. А. ЖИХАРЕВ, директор Липецкой школы-интерната № 1. -«■ Г I . Зани- [ IИ, СЛу- > МИ та от, ланию . ряда, и ли провс но и содеу По утра4. купались. Штсле завт^ лись в пионерской комнате мались рукоД’гльем, рисовали шали радио уш смотрели теле передачи, обсуждали прочитанные книги. { Днем часто проводились инте ресные игры, по вечерам нередко , организовывали встречи с передо виками производства. Надолго запомнят ребята встре чу с начальником цеха коммуни стического труда завода «Прожек торные угли» А. В. Сакеллари и руководителем бригады коммуни стического труда этого завода Е. А. Егоровой. Во дворе дома у одного из подъездов •—* импровизированная сцена. Тут читали стихи, танце вали, пели песни, частушки. На концерты собирались все жители дома. Выступали мы и перед ра бочими завода «Прожекторные угли». Многим понравилась и вы ставка работ ребят, которую мы организовали в комнате, отведен ной нам специально для этого. В книге отзывов посетители остави ли много пожеланий и благодар ностей. Мы очень рады, что выбрали себе профессию учителя. Обще ственная работа, которую мы ве дем при домоуправлении, помога ет нам лучше подготовиться к вы- } полнению своего долга перед Ро- * Дийой. Т. КЛИМЕНКО , Л . ПЕРЦЕВА , студентки Елецкого педагогического института ц е х и , о К О Т О Р Ы Х М Е Ч Т А Ю Т Р Е Б Я Т А На снимке; Пригородняя на чальная Школа. Фото читателя К. Порядина. В прошлом учебном году в г. Ли пецке работали по одиннадцатилет ней программе с производственным обучением пять средних школ — Ж№ 2, 3, 6, 29 и 31. В новом учебном году к ним при бавится еще три учебных заведения: школа-интернат Л» 1 и средние школы 4 и 19, а в следующем 1962— 63 учебном году заканчи вается переход всех школ на новую систему обучения. Выпускники одиннадцатилетних школ, наряду с Прочными знаниями основ наук, получают производст венные квалификации — станочни ков (токари, фрезеровщики), слеса рей различных профилей (электри ков, швей (в четырех школах). Но нельзя не задуматься над тем, почему не предусмотрено изучение строительных профессий? Липецк— город Новостроек, й это никак нель зя не учитывать. Следует решить, понадобится ли нам через несколь ко лет столько кадров с одними и теми же профессиями. Руководителям предприятий, гор исполкому, директорам школ, сов нархозу необходимо иметь перспек тивный план подготовки необходи мых специалистов для каждой шко лы. Пока такого плана нет. Неоднократно директора школ и депутаты горсовета обращались в отдел кадров совнархоза к тт. Ни китину и Стругову с просьбой ак тивно вмешаться в дело производст венного обучения. Распоряжением от 8 июля 1961 года совнархоз обязал руководите лей школ и шефствующих предпри ятий определить самим специально сти, которым могут обучаться уча щиеся. Это распоряжение по суще ству не изменило и не улучшило положение дел. Материальная база, в высоком смысле этих слов, для производст венного обучения в ряде учебных заведений не создана. Во многих школах мастерские не укомплекто ваны, отсутствуют станки и обору дование современной техники. На ши учебные мастерские имеют ста- 1рые станки и м аш ры . Но однид мастерских при школах мало. Нуж но уже сейчас строить при крупных предприятиях учебно-произво дет-- венные цехи. В первую очередь их следует создать на заводах Трак- . торном. Новолипецком Металлурги ческом, Станкостроительном, «Сво бодный сокол», при тресте «Ли пецкстрой». Наши делегаты были в Горьком, видели подобные учебно-производ ственные цехи на миогих заводах. Учебный цех при Горьковском автозаводе имеет 130 рабочих мест и полный штат мастеров—лучших производственников завода. Опла ту этих мастеров производит завод. Такой цех обслуживает четыре шко лы, выполняет производственные заказы. В условиях Липецка создать учебно-производственные цехи при наших заводах можно и нужно. Причем, нужды одиннадцатилетних школ требуют создания учебно-про- изводственйых цехов уже в этом году. На такйх предприятиях, как Ли пецкий тракторный завод, НЛМЗ, и Станкостроительный завод, можно выделить для школ учебные проле ты в цехах. Это дало бы возмож ность уже в нынешнем году улуч шить производственное обучение в школах ХгЛ1» 2, 19, школе-интерна- те № 1, в школах района НЛМЗ и Тракторного завода. Надо включить в планы строи тельства крупных предприятий учебные цехи. Для школ, удаленных от пред приятий, целесообразно создавать кабинеты основ производства и хо рошо оборудовать школьные мастер ские. Перестройка школы, соединение обучения с производительным тру дом — дело не только работников народного образования. Лишь при активном участии широкой общест венности можно значительно улуч шить производственное обучение в школах. А. БОЙКОВ, председатель комиссии по народному образованию Липецкого горердетй*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz