Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

1 сентября 1961 г., М 207 (2187) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ & # ☆ Быть п е д а г о г о м - з н а ч и т д е р з а т ь ! К доске пойдет... После внушительной паузы, учи­ тель называет фамилию. За первым учеником к доске выходит второй, третий... Пока учитель обстоятель­ но проверяет знания этих ребят, остальные с безразличным видом слушают ответы, кое-кто тайком готовится к следующему уроку («должны спросить!»), а самые жи­ вые и бойкие нарушают дисцип­ лину... Примерно так до недавнего вре­ мени начиналось немало уро­ ков. В школе преобладал так назы­ ваемый «комбинированный урок». Строился он по неизменной схеме: опрос — объяснение — закрепле­ ние — задание на дом. 15— 20 минут урока обычно уходило на опрос, а затем учитель переходил к объяснению нового материала. Любого, даже самого яр­ кого рассказа учителя недостаточно для того, чтобы ученики запомнили новое. Времени для закрепления обычно не оставалось. Как быть? И учитель заканчивал урок словами: «Откройте дневники, запишите за­ дание на дом». После шестичасового пребывания в школе дети должны были почти столько ^же времени выучивать дома новый материал. Чрезмерная нагрузка отрицатель­ но сказывалась на здоровье детей, а успеваемость оставалась низкой: ведь в школе дети в основном толь­ ко слушали, учили же дома, без контроля и помощи со стороны учи­ теля. Конечно, наши лучшие учителя и •в рамках комбинированной схемы научились проводить содержатель­ ные уроки и давали глубокие зна­ ния своим учащимся. Однако в ходе подготовки к за­ нятиям учитель то и дело приходил к выводу: .чтобы урок прошел эф­ фективно, надо отказаться от шаб­ лона в е-го построении. Как добиться того, чтобы дети не сидели на уроках* по словам вели­ кого педагога Ушинского, без мыс­ ли в голове, без дела в руках? В нашей области одними из пер­ вых перестраивать урок — основ­ ную форму обучения и воспитания — стали учителя русского языка и литературы средней школы № 1 г. Усмани, под руководством завуча К. А. Волковой, заслуженной учи­ тельницы школы РСФСР. Коллективно выработали основ­ ные требования к полноценному уроку. Было решено бороться за эффективное использование на за­ нятиях буквально каждой секунды. Учителя во время уроков не отмеча­ ют больше отсутствующих, не спра­ шивают, все ли выполнили домаш­ нее задание (ведь в конце урока тетради будут собраны для провер­ ки), не делают записей в классный Журнал, не ведут никаких «воспи­ тательных бесед». (Последнее, как мы увидим, оказалось ненужным). Был найден еще один резерв времени: учителя отказались о_т проверки домашнего задания путем простого перечитывания. К примеру, пятиклассники дома вставляли в отдельные слова прове­ ряемые гласные. Приходят они в Класс, учительница А. Н. Глотова раздает им карточки с буквами А, О, Е, И. Одно за другам называет она трудные слова, а учащиеся поднимают карточку с той или иной буквой. Этот прием позволяет Алек­ сандре Николаевне быстро устано­ вить, кто и как усвоил новое прави­ ло, помочь исправить ошибки,.. Найдены и другие пути, которые позволяют спрашивать, одновремен­ но обучая весь класс. Это значит, что выявление знаний и степени их усвоения становится единым педа­ гогическим процессом, а не разби­ вается на два разных этапа урока. А вот завуч средней школы № 8 г. Липецка Г. И. Горская вместе с учителями своей школы проводит письменную проверку домашнего за­ дания. (Дома учили правило-, а в классе, применяя его, пишут дик­ танты, изложения* составляют пла­ ны, рецензируют ответы товарищей и т. д.) При этом учитель работает не с двумя— тремя учениками, а со всем классом. Сейчас учитель нередко ставит оценку в конце урока. В ней учте­ но все: и домашняя подготовка, и качество выполнения самостоятель­ ной работы на уроке, и умение при­ менить знания на практике. Эта «мелочь» побуждает детей активно работать на протяжении всего уро­ ка. Некоторые учителя увлекались словесным методом преподавания. При этом, учащимся отводилась роль пассивных слушателей. — Нет, учеба — процесс твор­ ческий, активный! В ходе получе­ ния знаний дети должны испыты­ вать радость творчества, радость раскрытия восхитительных тайн окружающего мира! — говорят пе­ редовые учителя. Вот почему главное место на уро­ ках они отводят не собственному объяснению, а изучению нового ма­ териала всеми учащимися непос­ редственно в классе. Тренировочные упражнения, са­ мостоятельные работы учащихся — вот основной метод обучения рус­ скому языку в наших лучших шко­ лах. А. Н. Глотова просит учащихся написать с определенным граммати­ ческим заданием заявление, справ­ ку, расписку, протокол, автобиогра­ фию. Семиклассники Липецкой вось­ мой средней школы пишут рецен­ зии на прочитанную книгу, заметки в радиогазету, сочиняют сказки. А когда Тамара Савенкова вырази­ тельно прочитала написанный ею рассказ «Портрет лентяя», две — три головы в классе опустились низко-низко, к самым партам: на­ рисованный Тамарой портрет был довольно точным... Подобные работы помогают сде­ лать урок по-настоящему интерес­ ным и, самое главное, обучающим* а не объясняющим. И еще: воспи­ тательным без лобовой «морали». Богатый опыт перестройки урока накопили липецкие учителя. Об их творческом дерзании, об успехах в совершенствовании процесса обуче­ ния преподаватель Липецкого пед­ института К. А. Москаленко напе­ чатал статью в журнале «Народное образование». Статья вызвала бурную дискус­ сию о путях перестройки урока. Познакомиться с работой липецких учителей-новаторов пожелали учи­ теля многих городов и областей нашей страны. Десятки делегаций — из Молдавии, Ростова и Вороне­ жа, Башкирии и Удмуртской АССР, Львовской и Тамбов­ ской областей по­ бывали в минувшем учебном году на уро­ ках в наших школах. Их общее впечатле­ ние выразила груп­ па учителей Ленин­ града, которая опубли­ ковала в журнале «Народное образова­ ние» статью с харак­ терным заголовком: «Мы говорим: да, это замечательный опыт!» Коллективы школ, работающих по-ново­ му. закончили прош­ лый учебный год поч­ ти с полной успевае­ мостью. Новая методика по­ строения урока вызва­ ла интерес у видных ученых — сотру д н и- ков Академии педаго­ гических наук РСФСР, На заседании сектора дидактики института теории и педагогики доклады Г. И. Горской, А. Н. Гло­ товой, В. Н. Провоторовой получи­ ли одобрение... В ходе творческих поисков учи­ теля сталкиваются с вопроса­ ми, для решения которых нужна квалифицированная помощь. Кто должен ее оказывать? Прежде всего, работники педагогических институ­ тов. Закон о перестройке школы обя­ зывает их установить тесную связь с педагогическими коллективами, оказывать им постоянную помощь. К сожалению, отдельные препо­ даватели Липецкого педагогическо­ го института недостаточно изучают передовой опыт, мало оказывают помощи учителям школ в изучении лучших методов работы с учащи­ мися. В институте отдельные препода­ ватели не изучили еще глубоко но­ вую методику проведения урока. Работая в отрыве от учительских коллективов, не зная жизни сегод­ няшней школы, они редко дают пе- дагогам-практикам дельные советы. А помощь школам нужна. Ведь пока что найдены эффективные ме­ тоды преподавания русского языка. Перестройка же уроков математики идет значительно медленнее, хотя такие педагоги, как В. Н. Провото- рова, Е. С. Тихомирова, П. Л. Куп- рыхина и другие умеют в течение урока решать с учащимися в два— три раза больше задач и примеров, чем до начала перестройки. Лучшие учителя нашей области, воодушевленные грандиозными пла­ нами строительства коммунизма, начертанными в проекте новой Про­ граммы партии, успешно продолжа­ ют совершенствовать дело обучения и воспитания тех, кому строить коммунизм, кому жить при комму­ низме. м. ситник, член нештатного совета по Народному образованию при редакции «Ленинского знамени». Радостно светятся лица Мити Глазунова, Тани Самохиной, Гали Зубаневой и Толи Казенно. Сегодня! в числе тридцати своих товарищей— воспитанников детского сада № 10 (район Тракторного завода) — они ■ пришли в первый класс. Фото нашего нештатного корреспондента В. Финогина. »*VN^VVV^>*V<ЧА^VVVVVVVVVVV VVVVVVVV ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ Начала учебных занятий обычно ждут все. По с особым нетерпением ожидали его Воспитанники новой в Липецке школы-интерната № 2, ко­ торая открывается в районе Трак­ торного завода. Им прежде всего хо­ чется узнать: что же такое школа- интернат? Ребята нашей школы-ин­ терната, существующей уже два го­ да, могли бы на этот вопрос отве­ тить так: интернат— большая семья, согретая заботой Родины, спаянная единством цели и мечты. Переступив порог своего нового дома в 1959 году, многие из них по разным причинам не успевали в учебе, не имели необходимых навы­ ков культурного поведения и эле­ ментарных практических знаний. Успеваемость составляла всего 65,8 процента. А вот 1960— 61 учебный под школа-интернат закончила с ус­ певаемостью в 97 процентов. Сей­ час перед нами стоит задача-— учиться без второгодников. Наши ребята в большинстве сво­ ем за это время стали, что называет­ ся, воспитанными людьми: они веж­ ливы со старшими и товарищами, у них укрепляются чувства большой дружбы, спайки. Правильные эсте­ тические вкусы, любовь к чистоте и порядку в своих помещениях, в одежде— тоже прививает эта семья. Перед ними раскрылись широкие возможности для развития природ­ ных талантов: одни участвуют в хоре, другие проявили себя в дек­ ламации. третьи—в хореографии или музыке. Всему городу известна слаженная игра детского духового оркестра под руководством воспитателя €. Ф. Су­ рикова. Участвуя в смотре художе­ ственной самодеятельности школ Липецка, интернат среди семилет­ них и восьмилетних школ занял первое место. В школе введены уроки бальных танцев — один раз в неделю. Де­ лается тепло на. сердце, по-отцов­ ски приятно, когда видишь, как первоклассник Коля галантнб при­ глашает на танец свою «даму» Та­ ню — соседку по парте. Все семиклассники сдали нормы на значки БГТО, спортивная коман­ да заняла первое место в городских соревнованиях школ, на областных соревнованиях она завоевала два кубка. Решающим условием, обеспечив­ шим успехи в воспитательной ра­ боте, является шефство старших ребят над младшими. Как оно орга­ низовано? Старшие классы шефст­ вуют над младшими, а каждый уче­ ник имеет подшефного в младшем классе и отвечает за его поведение, учебу перед всем коллективом. Важнейшее значение в деятель­ ности шкоЛ-интернатов придается проблеме подготовки активной дея­ тельной личности, личности мысля­ щей, всесторонне развитой, созида­ ющей. Созидающей! В школе широко внедрено само­ обслуживание: дети моют и подме­ тают полы в своих классах и спаль­ нях, чинят одежду, гладят пости­ ранное, работают в столовой, актив­ но участвуют в благоустройстве двора. Проводятся практические за­ нятия в мастерских, а во внеклас­ сное время—в детской организаций — комбинате бытового обслужива­ ния, состоящем из ряда бригад: сто­ ляров, сапожников, швей, кулина­ ров, юных техников. Наряду с ком­ сомольской и пионерской организа­ циями, советом коллектива воспи­ танников, физкультурным коллек­ тивом, комбинат бытового обслужи­ вания играет важную роль в жиз­ ни детей. С помощью его труд ин­ дивидуального порядка приобретает формы общественного! коллективно- П о з д р а в л я е м о т в с е й д у ш и Сегодня исполняет- Алексеевича Хорохо- ся 30 лет со дня от- рина, учительницу крытия Липецкой русского языка и ли- средней школы № 6. тературы Надежду Тридцать лет! Сколь- Владимировну Посад- неву, проработавшую в школе 30 лет, всех педагогов и учащих­ ся со славным трид­ цатилетием. За эти годы школа ким людям дала пу­ тевку в жизнь наша школа. Среди них есть и горняки, и ма­ шиностроители, и во­ ины Советской Ар­ мии, и учителя... От неузнаваемо измени- имени всех выпускни- лась. Для нее по­ кой я от всей души строено новое поздравляю директо- красное здание. пре- Име- ра школы Ивана ются свои учебно-про­ изводственные ма­ стерские, учебно-опыт­ ный участок, сад. Пожелаем же ее коллективу еще боль­ ших успехов в благо­ родном труде по вос­ питанию нового поко­ ления* — строителей коммунизма. Э. ЛЕВШ ИН , выпускник школы, преподаватель немецкого языка в Курской области. С т р о и т е л и — д е т я м Усманский межколхозный ком­ бинат строительных материалов — предприятие молодое. Еще три—четыре года назад на месте, где возвышаются теперь произ­ водственные корпуса комбина­ та, было голое поле. Но, несмот­ ря на Молодость нашего пред­ приятия, вклад его в сельское строительство района уже зна­ чителен. Комбинат сейчас, кроме кирпича, выпускает шлакоблоки, черепицу, железобетонные рамы и многие другие изделия. Но не только производством строительных материалов зани­ маемся мы. У нас создана боль­ шая строительная бригада, ко­ торая ведет сооружение самых различных объектов. Построены, например, четыре больших жи­ вотноводческих поме- ^ щения в колхозе «Ком- , 1 сомолец» — это рабо­ та нашего коллектива; вырос четырехквартир­ ный дом в колхозе «Большевик» — он то­ же сооружен нашей строительной брига­ дой; красуется новое нарядное здание м ед­ пункта Пригородного сельсовета — и это де- ло наших рук; побежа­ ли по полям района , линии высоковольтных электропере д ач — их мачты укреплены на железобетонных па­ сынках, изготовленных Усманским комбинатом строительных материа­ лов. А недавно в самом центре сел Пригородов и Новоуглянка на от­ крытых пригорках вы4 росли здания двух но­ вых школ. Пригородняя начальная шко­ ла № 2 получила новое здание, рассчитанное на 160 мест. В нем четыре просторных светлых клас­ сных комнаты, большой зал, учи­ тельская, подсобные помещения. Заведующая школой Мария Степановна Сонина* принимая вместе с комиссией нашу рабо­ ту, дала высокую оценку труду коллектива комбината. И дей­ ствительно, рабочие нашей стро­ ительной бригады потрудились на сооружении школьного зда­ ния на славу. Каменщики Василий Иванович Будовских и Михаил Семенович Холодков, плотники Василий Иванович Клепиков, Дмитрий Павлович Гончаренко и Виктор Чикунов, штукатур Люся Жукова, маляр Вячеслав Кульд- теп, работая на стройке, регуляр­ но перевыполняли сменные за­ дания и нормы. Школа была со о ­ ружена в исключительно корот­ кий срок. Первого сентября к занятиям в Пригородней школе № 2 при­ ступят 28 первоклассников. Для* них строители постарались осо­ бенно: для малышей отведен са­ мый лучший, самый светлый класс, он празднично украшен и готов встретить ребят. Вчера (31 августа) Вступила в строй и еще одна школа — Ново- углянская восьмилетняя. Она рас­ считана на 180 мест. В этой школе тоже чбГЫре больших классных кбМнвты* учи­ тельская. На школьной усадьбе будут возведены гараж, хозяй­ ственные постройки. Строительной бригадой ком­ бината ведутся большие работы по строительству школ в селе Студенки. Окончание работ по Сооружению этого большого, мнь- гоклассного здания, рассчитан­ ного на 360 учащихся, не было запланировано- К началу предсто­ ящего учебного года. Учитывая большую потребность существу­ ющей сейчас школь) в классных комнатах, наш коллектив пере­ смотрел свои планы строитель­ ных работ и сдаст необходимые помещения уже в конце сентяб­ ря. И, наконец, начаты работы по строительству еще одной школы — Сторожевской восьмилетней, на 280 учащихся. Сейчас заложен фундамент и возводятся стены. Школа будет сдана в эксплуата­ цию зимой. Нужно отметите, что руковод­ ство межколхозного комбината* развертывая такое обширное строительство школьных зданий, Понимая нужды работников^ на­ родного образования района, большую часть строительных ра­ бот ведет в кредит. Мы понима­ ем, что для перевода всех школ на односменные занятия нужно много новых, отвечающих всем современным т р е б о в а н и я м , школьных зданий, и коллектив нашего предприятия все делает для того, чтобы помочь работни­ кам просвещения выполнить эту благородную задачу. Как-то так получилось, что для всех построенных и строящихся школ выбраны самые видные места на пригорках в центре сел. Красуются выстроенные здания, растут строящиеся* наполняя гор­ достью сердца всех рабочих на­ шего комбината. Ведь все эти школы — наш вклад в семилетку, наш вклад в коммунизм. Ф. ЯКИМОВ, председатель межколхозного комбината стройматериалов. га труда, что создает базу роста у детей правильного общественного сознания. Главный девиз комбина­ та — «сделаем все сами!» Много труда воспитанники вкла­ дывают в учебно-опытное хозяйст­ во. Труд у нас — дело чести и доб­ лести. Не случайно, на еженедель­ ных общешкольных линейках По по­ недельникам старосты классов от­ читываются о том, «как мы живем, учимся, трудимся». У нас устанавливается порядок, по которому все классы, все уча­ щиеся, начиная с первой учебной четверти, включаются в соревно­ вание и готовятся к творческому отчету за год на тему: «Чего мы достигли в жизни, труде и уче­ бе». Большим тормозом в дальнейшем развитий трудового воспитания, од­ нако, является отсутствие у школы достаточной площади для организа­ ции хорошо оборудованных мастер­ ских. Хотелось бы, чтобы областной и городской отделы народного обра­ зования в ближайшее время выде­ лили на эти цели средства, преду­ смотренные сметой и проектом. А. ЖИХАРЕВ, директор Липецкой школы-интерната № 1. -«■ Г I . Зани- [ IИ, СЛу- > МИ та от, ланию . ряда, и ли провс но и содеу По утра4. купались. Штсле завт^ лись в пионерской комнате мались рукоД’гльем, рисовали шали радио уш смотрели теле­ передачи, обсуждали прочитанные книги. { Днем часто проводились инте­ ресные игры, по вечерам нередко , организовывали встречи с передо­ виками производства. Надолго запомнят ребята встре­ чу с начальником цеха коммуни­ стического труда завода «Прожек­ торные угли» А. В. Сакеллари и руководителем бригады коммуни­ стического труда этого завода Е. А. Егоровой. Во дворе дома у одного из подъездов •—* импровизированная сцена. Тут читали стихи, танце­ вали, пели песни, частушки. На концерты собирались все жители дома. Выступали мы и перед ра­ бочими завода «Прожекторные угли». Многим понравилась и вы­ ставка работ ребят, которую мы организовали в комнате, отведен­ ной нам специально для этого. В книге отзывов посетители остави­ ли много пожеланий и благодар­ ностей. Мы очень рады, что выбрали себе профессию учителя. Обще­ ственная работа, которую мы ве­ дем при домоуправлении, помога­ ет нам лучше подготовиться к вы- } полнению своего долга перед Ро- * Дийой. Т. КЛИМЕНКО , Л . ПЕРЦЕВА , студентки Елецкого педагогического института ц е х и , о К О Т О Р Ы Х М Е Ч Т А Ю Т Р Е Б Я Т А На снимке; Пригородняя на­ чальная Школа. Фото читателя К. Порядина. В прошлом учебном году в г. Ли­ пецке работали по одиннадцатилет­ ней программе с производственным обучением пять средних школ — Ж№ 2, 3, 6, 29 и 31. В новом учебном году к ним при­ бавится еще три учебных заведения: школа-интернат Л» 1 и средние школы 4 и 19, а в следующем 1962— 63 учебном году заканчи­ вается переход всех школ на новую систему обучения. Выпускники одиннадцатилетних школ, наряду с Прочными знаниями основ наук, получают производст­ венные квалификации — станочни­ ков (токари, фрезеровщики), слеса­ рей различных профилей (электри­ ков, швей (в четырех школах). Но нельзя не задуматься над тем, почему не предусмотрено изучение строительных профессий? Липецк— город Новостроек, й это никак нель­ зя не учитывать. Следует решить, понадобится ли нам через несколь­ ко лет столько кадров с одними и теми же профессиями. Руководителям предприятий, гор­ исполкому, директорам школ, сов­ нархозу необходимо иметь перспек­ тивный план подготовки необходи­ мых специалистов для каждой шко­ лы. Пока такого плана нет. Неоднократно директора школ и депутаты горсовета обращались в отдел кадров совнархоза к тт. Ни­ китину и Стругову с просьбой ак­ тивно вмешаться в дело производст­ венного обучения. Распоряжением от 8 июля 1961 года совнархоз обязал руководите­ лей школ и шефствующих предпри­ ятий определить самим специально­ сти, которым могут обучаться уча­ щиеся. Это распоряжение по суще­ ству не изменило и не улучшило положение дел. Материальная база, в высоком смысле этих слов, для производст­ венного обучения в ряде учебных заведений не создана. Во многих школах мастерские не укомплекто­ ваны, отсутствуют станки и обору­ дование современной техники. На­ ши учебные мастерские имеют ста- 1рые станки и м аш ры . Но однид мастерских при школах мало. Нуж­ но уже сейчас строить при крупных предприятиях учебно-произво дет-- венные цехи. В первую очередь их следует создать на заводах Трак- . торном. Новолипецком Металлурги­ ческом, Станкостроительном, «Сво­ бодный сокол», при тресте «Ли­ пецкстрой». Наши делегаты были в Горьком, видели подобные учебно-производ­ ственные цехи на миогих заводах. Учебный цех при Горьковском автозаводе имеет 130 рабочих мест и полный штат мастеров—лучших производственников завода. Опла­ ту этих мастеров производит завод. Такой цех обслуживает четыре шко­ лы, выполняет производственные заказы. В условиях Липецка создать учебно-производственные цехи при наших заводах можно и нужно. Причем, нужды одиннадцатилетних школ требуют создания учебно-про- изводственйых цехов уже в этом году. На такйх предприятиях, как Ли­ пецкий тракторный завод, НЛМЗ, и Станкостроительный завод, можно выделить для школ учебные проле­ ты в цехах. Это дало бы возмож­ ность уже в нынешнем году улуч­ шить производственное обучение в школах ХгЛ1» 2, 19, школе-интерна- те № 1, в школах района НЛМЗ и Тракторного завода. Надо включить в планы строи­ тельства крупных предприятий учебные цехи. Для школ, удаленных от пред­ приятий, целесообразно создавать кабинеты основ производства и хо­ рошо оборудовать школьные мастер­ ские. Перестройка школы, соединение обучения с производительным тру­ дом — дело не только работников народного образования. Лишь при активном участии широкой общест­ венности можно значительно улуч­ шить производственное обучение в школах. А. БОЙКОВ, председатель комиссии по народному образованию Липецкого горердетй*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz