Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
2 ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 августа 1961 г., М» 181 (2161) П Р О Е К Т П Р О Г Р А М М А К о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и С о в е т с к о г о С о ю з а (Продолжение^. добросовестный труд на благо общества: кто не рабо тает, тот не ест; забота каждого о сохранении и умножении обществен ного достояния; — высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; гуманные отношения и взаимное уважение между людь ми: человек человеку — друг, товарищ и брат; — честность и правдивость, нравственная чистота, про стота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; — непримиримость к несправедливости, тунеядству, не честности, карьеризму; дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; — непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и сво боды народов; братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами. г/) Развитие пролетарского интернационализма и социали стического патриотизма. Партия будет неустанно воспиты вать советских людей в духе пролетарского интернациона лизма, всемерно содействовать укреплению международной солидарности трудящихся. Развивая любовь советского на рода к своему отечеству, партия исходит из того, что с об разованием мировой системы социализма патриотизм гра ждан социалистического общества воплощается в преданно сти и верности своей Родине, всему содружеству социали стических стран. Социалистический патриотизм и социали стический интернационализм органически включает проле тарскую солидарность с рабочим классом, трудящимися всех стран. Партия и впредь будет настойчиво бороться против реакционной идеологии буржуазного национализма, расизма и космополитизма. д) Всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности. В период перехода к коммунизму возрастают воз можности воспитания нового человека, гармонически сочета ющего в себе духовное богатство, моральную чистоту и фи зическое совершенство. Условия всестороннего развития личности созданы благо даря историческим социальным завоеваниям — освобождение от эксплуатации, безработицы и нищеты, от дискриминации по признакам пола, происхождения, национальности, расы. Каждому члену общества предоставлены ранные возможности для творческого труда и образования. Исчезают отношения зависимости и неравенства между людьми в общественной и семейной жизни. Личное достоинство каждого гражданина охраняется обществом. Каждому гарантируется равный и свободный выбор рода занятий и специальности с учетом инте ресов общества. По мере сокращения времени на материальное производство расширяются возможности для развития способ ностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства. Досуг людей будет все больше посвящаться общественной деятельности, культурному общению, умственному и физическому развитию и художествен ному творчеству. Физкультура и спорт прочно войдут в повсе дневный быт людей. е) Преодоление пережитков капитализма в сознании и по ведении людей. Партия рассматривает борьбу с проявлениями буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособствен нической психологии, суеверий и предрассудков как состав ную часть работы по коммунистическому воспитанию. В борьбе с пережитками прошлого, с проявлениями инди видуализма и эгоизма большая роль принадлежит обществен ности, воздействию общественного мнения, развитию критики и самокритики. Товарищеское осуждение антиобщественных поступков ^постепенно станет главным средством искоренения проявлений буржуазных взглядов, нравов и обычаев. Огром ное воспитательное значение приобретает сила хорошего при мера в общественной и личной жизни, в исполнении общест венного долга. Партия использует средства идейного воздействия для вос питания людей в духе научно-материалистического миропони мания, для преодоления религиозных предрассудков, не допу ская оскорбления чувств верующих. Необходимо терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных веровапий, воз никших в прошлом на почве придавленности людей стихий ными силами природы и социальным гнетом, из-за незнания истинных причин природных и общественных явлений. При этом следует опираться на достижения современной науки, которая все полнее раскрывает картину мира, увеличивает власть человека над природой и не оставляет места для фан тастических вымыслов религии о сверхъестественных силах. ж) Разоблачение буржуазной идеологии. Мирное сосуще ствование государств с различным сониальным строем не оз начает прекращения идеологической борьбы. Коммунистиче ская партия и впредь будет разоблачать, антинародную, реак ционную сущность капитализма и всяческие попытки при украсить капиталистический строй. Партия будет систематически пропагандировать великие преимущества социализма и коммунизма перед отживающей свой век капиталистической системой. Реакционной буржуазной идеологии паптия противопостав ляет научную идеологию коммунизма. Выражая коренные интересы рабочего класса и всех трудящихся, эта идеология учит их бороться, работать и жить во имя всеобщего счастья. Коммунистическая идеология ■— самая гуманная идеология. Ее идеалы — утверждение подлинно человеческих взаимоот ношений между людьми, между народами, освобождение че ловечества от угрозы истребительных войн, установление на земле всеобщего мира и свободной радостной жизни для всех людей. 2# В области народного образования Переход к коммунизму предполагает воспитание и подго товку коммунистически сознательных и высокообразованных 1 людей, способных как к физическому, так и умственному тру ду к активной деятельности в различных областях обществен ной и государственной жизни, в области науки и культуры. Система народного образования строится таким образом, чтооы обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с жизнью, с производительным трудом, чтобы взрослое население могло сочетать работу в сфере производства с продолжением обучения и образования в соответствии с лич ным призванием и потребностями общества.. Постановка народ ного образования на таких принципах будет способствовать Формированию всесторонне развитых членов коммунистическо го общества, решению одной из важнейших социальных про блем — устранению существенных различий между умствен ным и физическим трудом. Основными задачами в области образования и воспитания являются: а) Осуществление всеобщего обязательного среднего обра зования. В течение ближайшего десятилетия осуществить обязатель ное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее обра зование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве и не имеет соответствующего образова ния; в следующем десятилетии — обеспечить для всех воз можность получения полного среднего образования. Всеоб щее среднее образование обеспечивается развитием общего и политехнического обучения в сочетании с участием школь ников в посильном общественно полезном труде, а также зна чительным расширением сети вечерних школ, дающих среднее образование без отрыва от производства. Среднее образование должно обеспечивать прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоз зрения, трудовую и политехническую подготовку в соответ ствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний уча щихся, а также нравственное, эстетическое и физическое вос питание здорового подрастающего поколения. В связи с бурным развитием науки и техники следует не престанно совершенствовать систему производственного и про фессионально-технического обучения с тем, чтобы мастерство работающих на производстве сочеталось с повышением их об щеобразовательной подготовки в области общественных и есте ственных наук и получением инженерно-технических, агроно мических, медицинских или других специальных знаний. б) Общественное воспитание детей дошкольного и школь ного возраста. Коммунистическая система народного образова ния основывается на общественном воспитании детей. Воспи тательное влияние семьи на детей должно все более органиче ски сочетаться с их общественным воспитанием. Развитие сети дошкольных учреждений и школ-интернатов разных типов обеспечит полное удовлетворение потребностей трудящихся в общественном воспитании детей дошкольного и школьного возраста по желанию родителей. В общественном воспитании подрастающего поколения повышается значение школы, которая призвана прививать детям любовь к труду, к знаниям, формировать молодое поколение в духе коммунисти ческой сознательности и нравственности. Во всем этом высо кая, почетная и ответственная роль принадлежит народному учители?, комсомольской и пионерской организациям. в) Создание условий, обеспечивающих высший уоовень образования и воспитания подрастающего поколения. Партия намечает осуществить широкую программа строительства школ, культурно-просветительных учреждений, полностью от вечающую потребностям воспитания и образования. Все шко лы получат хорошие помещения и перейдут на односменные занятия. При всех школах будут созданы учебные мастерские, химические, физические и иные кабинеты и лаборатории, а в сельской местности также и пришкольные сельскохозяйствен ные участки; на крупных предприятиях — учебно-производст венные пехи для школьников. Широкое применение в школах получат новейшие технические средства — кино, радио, теле видение. В целях физического и эстетического воспитания во всех школах и внешкольных учреждениях будут оборудованы гимна стические залы, спортивные г о р о д к и , созданы условия для ху дожественном творчества детей, для занятий музыкой, живо писью, скульптурой. Расширится сеть городских и сельских детских стадионов, спортивных школ, туристских лагерей, лыжных баз, водных станций, бассейнов и иных спортивных сооружений. г) Высшее и среднее специальное образование. По мере научного и технического прогресса дальнейшее развитие по лучит высшее и среднее специальное образование, призванное готовить высококвалифицированных специалистов, обладаю щих широким теоретическим и политическим кругозором. Сокращение рабочего дня и значительное повышение жиз ненного уровня всего населения создадут условия для полу чения высшего или среднего специального образования всеми, кто желает учиться. Во всех районах страны при поддержке предприятий, профсоюзов и других общественных организа ций должна быть расширена сеть высших и средних специ альных учебных заведений, особенно вечерних и заочных, а также заводов-втузов, сельскохозяйственных институтов на базе крупных совхозов, народных университетов, студий, кон серваторий и т. д. Предстоит ежегодно значительно увеличи вать контингенты учащихся высших и средних специальных учебных заведений. Специальное образование получат десятки 1 миллионов людей. 3. В области науки Прогресс науки и техники в условиях социалистической системы хозяйства позволяет наиболее эффективно использо вать богатства и силы природы в интересах народа, откры вать новые виды энергии и создавать новые материалы, раз рабатывать методы воздействия на климатические условия, овладевать космическим пространством. Применение науки становится решающим фактором могучего роста производи тельных сил общества. Развитие науки и внедрение ее дости жении в народное хозяйство будет и в дальнейшем предметом особой заботы партии. Наиболее важными являются следующие задачи: а) Развитие теоретических исследований. Дальнейшие пер спективы прогресса науки и техники определяются в настоя^- щий период, прежде всего, достижениями ведущих отраслей естествознания. Высокий уровень развития математики, фи зики, химии, биологии — необходимое условие подъема и эффективности технических, медицинских, сельскохозяйствен ных и других наук. Теоретические исследования получат самое широкое разви тие, в первую очередь, в таких определяющих областях тех нического прогресса, как электрификация всей страны, ком плексная механизация и автоматизация производства, хими зация важнейших отраслей народного хозяйства, производ ственное применение атомной энергии, транспорт и связь. Сюда относятся: .— изучение энергетического и топливного баланса стра зы, изыскание путей наилучшпго использования природных зсточииков энергии, разработка научных основ единой энер- 'етической системы, открытие новых источников энергии и способов прямоте преобреа вания тепловой, ядерной, солнеч- зой и химической энергии в электрическую, решение пробле мы управления термоядерными реакциями1; - разработка теории и принципов создания новых машин, автоматических и телемеханических систем, интенсивное раз витие радиоэлектроники, разработка теоретических основ и техническое совершенствование вычислительных, управляю щих и информационных машин; — исследование химических процессов, разработка новых, наиболее совершенных технологических методов, создание высококачественных и дешевых искусственных и синтетиче ских материалов для всех отраслей народного хозяйства: ма шиностроения, строительства, производства предметов быто вого назначения, минеральных удобрений, а также для созда ния новых препаратов, применяемых в медицине и в сель ском хозяйстве; — совершенствование существующих и изыскание новых, более эффективных методов разведки полезных ископаемых и комплексного использования природных богатств. Крупные сдвиги предстоят в развитии всего комплекса био логических наук в связи с потребностями успешного решения проблем мидицины, дальнейшего подъема сельского хозяй ства. Интересы человечества выдвигают перед этими науками в качестве главных задач выяснение сущности явлений жиз ни, овладение и управление жизненными процессами, в част ности, обменом веществ, наследственностью организмов. Ме дицинская наука должна сосредоточить усилия на открытии средств предупреждения и преодоления таких болезней, как рак, вирусные, сердечно-сосудистые и другие опасные для жизни людей заболевания. Важное значение приобретают изучение и широкое использование в народном хозяйстве^ и здравоохранении микроорганизмов, в том числе для выработ ки пищевых и кормовых средств, витаминов, антибиотиков, ферментов, для изыскания новых приемов агротехники. Большие возможности в открытии новых явлений и зако нов природы, в исследовании планет и Солнца создали искус ственные спутники Земли и космические ракеты, позволившие человеку проникнуть в космос. В век бурного развития науки еще большую актуальность приобретает разработка философских проблем современного естествознания на основе диалектического материализма, как единственного научного мировоззрения и метода познания. Интенсивно должна развиваться исследовательская работа в области общественных наук, которые составляют научную основу руководства развитием общества. Главным в этой об ласти является изучение и теоретическое обобщение практики коммунистического строительства, исследование основных за кономерностей экономического, политического и культурного развития социализма и перерастания его в коммунизм, раз работка проблем коммунистического воспитания. Задача экономической науки состоит в том, чтобы обоб щать новые явления в экономической жизни общества, разра батывать народнохозяйственные проблемы, решение которых способствует успешному строительству коммунизма. Внимание экономистов должно быть направлено на изыскание путей наиболее эффективного использования в народном хозяйстве материальных и трудовых ресурсов, наилучших методов пла нирования и организации промышленного и сельскохозяйст венного производства, на разработку принципов рационального размещения производительных сил и технико-экономических проблем строительства коммунизма. Исследование проблем всемирной истории и современного мирового развития должно раскрывать закономерный процесс движения человечества к коммунизму, изменение соотноше ния сил в пользу социализма, обострение общего кризиса ка питализма, крушение колониальной системы империализма и его последствия, подъем национально-освободительного дви жения народов. Важное значение имеет изучение победоносного, проверен ного жизнью исторического опыта Коммунистической партии и советского народа, закономерностей развития мировой си* стемы социализма, мирового коммунистического и рабочего движения. Общественные науки и впредь должны решительно высту пать против буржуазной идеологии, против правосоциалисти ческой теории и практики, против ревизионизма и догматиз ма, отстаивая чистоту принципов марксизма-ленинизма, б) Соединение науки с производством. Залог плодотворно го развития науки — в неразрывной связи с созидательным трудом народа, практикой коммунистического строительства. В соответствии с запросами хозяйственного и культурного развития необходимо: расширять и совершенствовать сеть на учных учреждений, в том числе при центральных органах ру ководства хозяйственным строительством и при совнархозах, а также сеть научных лабораторий и институтов — при круп ных промышленных предприятиях и в сельскохозяйственных районах; развивать научно-исследовательские работы в выс ших учебных заведениях; улучшать территориальное разме щение научных учреждений и высших учебных заведений, обеспечивать дальнейшее развитие науки во всех союзных республиках и крупных экономических районах. Научные учреждения должны отроить и координировать свою работу, по наиболее важным направлениям исследований в соответствии с планами развития народного хозяйства и культуры, В руководстве научной работой будет возрастать роль научной общественности. Необходимым условием раз вития науки являются свободные товарищеские дискуссии, содействующие творческому решению назревших проблем. Партия примет меры для дальнейшего укрепления и со вершенствования материальной базы науки и для привлечения к научной деятельности наиболее способных творческих сил. Дело чести советских ученых — закрепить за советской наукой завоеванные передовые позиции в важнейших отраслях знания и занять ведущее положение в мировой науке по всем основным направлениям. 4. В области культурного строительства, литературы и искусства Культурное развитие в период развернутого строительства коммунистического общества явится завершающим этапом ве ликой культурной революции. На этом этапе обеспечивается создание всех необходимых идеологических и культурных ус ловий для победы коммунизма. От культурного роста населения в огромной мере зависят подъем производительных сил, прогресс техники и организа ция производства, повышение общественной активности тру дящихся, развитие демократических основ самоуправления, коммунистическое переустройство быта. Культура коммунизма, вобравшая в себя и развивающая все лучшее, что было создано мировой культурой, — новая, высшая ступень в культурном развитии человечества. Она воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жиз ни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира. Это будет культура бесклассового общества, общенародная, общечеловеческая. а) Всестороннее развитие культурной жизни общества. В условиях перехода к коммунизму творческая деятель ность во всех областях культуры становится особенно плодо творной и доступной для всех членов общества. Советская литература, музыка, живопись, кинематография, театр, все отрасли искусства достигнут новых высот в развитии идей ного содержания и художественного мастерства. Получат широкое распространение народные театры, массовая само деятельность, техническое изобретательство и другие формы народного творчества. Из среды участников художественной самодеятельности выдвинутся новые талантливые писатели, художники, музыканты, артисты. Развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на осно ве сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства. Партия будет неустанно заботиться о расцвете литерату ры, искусства, культуры, о создании всех условий для на иболее полного проявления личных способностей каждого че ловека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, фор мировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков. Для дальнейшего мощного подъема материальной базы культуры будут обеспечены: — всемерное развитие книгоиздательского дела и печати с соответствующим расширением полиграфической промыш ленности и производства бумаги: — увеличение сети библиотек, лекционных и читальных залов, театров, клубов, домов культуры, кинотеатров: — завершение радиофикации страны, строительство теле визионных центров, охватывающих все промышленные и сель скохозяйственные районы; — широкое развитие народных университетов, театраль ных коллективов и других самодеятельных культурных орга низаций: — организация широкой сети общедоступных научных Я # технических лабораторий, художественных мастерских и ки* ностудий для работы в них всех, имеющих стремление и спо собности. Партия считает необходимым равномерно размещать куль* турные учреждения по территории страны с тем, чтобы по степенно поднять уровень культуры деревни до уровня города, обеспечить быстрое развитие культурной жизни вв вновь осваиваемых районах. «* Большое значение приобретают культура градостроитель* ства, архитектурное оформление и планировка городов и сель ских населенных пунктов, производственных и культурно-бы товых зданий, жилых домов. Художественное начало еще бо лее одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека. б) Повышение воспитательной роли литературы и искус ства. 1 Советская, литература и искусство, проникнутые оптимиз мом и жизнеутверждающими коммунистическими идеями, играют большую идейно-воспитательную роль, развивают в советском человеке качества строителя нового мира. Они при званы служить источником радости и вдохновения для мил лионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, служить'' средством их идейного обогащения и нравственного воспи тания. Главная линия в развитии литературы и искусства «* укрепление связей с жизнью народа, правдивое и высокохудо жественное отображение богатства и многообразия социали стической действительности, вдохновенное и яркое воспроиз ведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед. В искусстве социалистического реализма, основанном на принципах народности и партийности, смелое новаторство в художественном изображении жизни сочетается с использова нием и развитием всех прогрессивных традиций мировой куль туры. Перед писателями, художниками, музыкантами, деяте лями театра и кино открывается широкий простор для прояв ления личной творческой инициативы, высокого мастерства, для многообразия творческих форм, стилей и жанров., Коммунистическая партия заботится о правильном направ лении в развитии литературы .и искусства, их идейном и ху дожественном уровне, помогая общественным организациям и творческим союзам работников литературы и искусства в их деятельности. в) Развитие международных культурных связей. Партия считает необходимым расширять культурные связи СССР со странами социалистической системы, а также с другими стра нами в интересах взаимного обмена достижениями науки и культуры, взаимопонимания и дружбы народов. VI. Строительство коммунизма в СССР и сотрудничество социалистических стран КПСС рассматривает строительство коммунизма в Совет ском Союзе как составную часть созидания коммунистическо го общества народами всей мировой социалистической си стемы. Разновременность социалистических революций и неоди наковый уровень экономического и культурного развития в отдельных странах обусловливают неодновременность завер шения построения социализма и вступления их в период раз вернутого строительства коммунизма. Однако развитие соци алистических государств в составе единой мировой системы со циализма, использование закономерностей и преимуществ этой системы обеспечивают им возможность сократить сроки строительства социализма, открывают перспективу их более или менее одновременного, в пределах одной исторической эпохи, перехода к коммунизму. Страна, идущая первой к коммунизму, облегчает и ускоря ет движение к коммунизму всей мировой социалистической системы. Строя коммунизм, народы Советского Союза прокла дывают неизведанные пути для всего человечества, проверяют на собственном опыте правильность этих путей, выявляют трудности, находят средства их преодоления, отбирают луч шие формы и методы коммунистического строительства. Поскольку общественные силы — рабочий класс, коопери рованное крестьянство, народная интеллигенция — и обще ственные формы хозяйства (предприятия, основанные на двух формах социалистической собственности) в Советском Союзе и в других социалистических странах однотипны, постольку основные закономерности строительства коммунизма в СССР и в этих странах будут общими, с учетом исторических и на циональных особенностей каждой страны. Строительство коммунизма в СССР отвечает интересам каждой страны социалистического содружества, так как ук репляет экономическое могущество и обороноспособность ми рового социалистического лагеря, создает все более благопри ятные возможности для углубления экономического и куль турного сотрудничества СССР с другими социалистическими странами, для оказания этим странам помощи и поддержки. КПСС исходит из того, что существующие Формы эконо мических отношений между социалистическими странами — внешнеторговые связи, координация народнохозяйственных планов, специализация и кооперирование производства — бу дут все более развиваться и совершенствоваться. Социалистический строй создает условия для ликвидации унаследованного от капитализма экономического и культур ного разрыва между странами, для более быстрого развития отставших при капитализме в экономическом отношении госу дарств и неуклонного подъема их экономики и культуры, для выравнивания общего уровня развития стран социалистиче ского лагеря. Это обеспечивается: преимуществами экономи ческой системы социализма, равноправием в экономических отношениях; взаимной помощью и передачей опыта, в частно сти — взаимным обменом научно-техническими достижения ми, координацией научно-исследовательских работ; совмести ным строительством промышленных объектов, сотрудничест вом в разработке естественных ресурсов. От всестороннего братского сотрудничества выигрывают каждая социалистиче ская страна, мировая систеш социализма в целом. Интересы строительства социализма и коммунизма требу ют от каждой социалистической страны сочетания усилий по укреплению и развитию своего национального хозяйства с усилиями по упрочению и расширению экономического со трудничества в рамках всего социалистического содружества. Подъем и выравнивание общего уровня экономики социали стических стран достигается прежде всего путем полного ис* пользования каждой страной своих внутренних ресурсов, улучшения форм и методов руководства народным хозяйст вом, последовательного применения ленинских принципов и методов социалистического хозяйствования, эффективного ис пользования преимуществ мировой социалистической системы. Создание материальных предпосылок для построения ком мунизма осуществляется на основе созидательного труда на рода каждой страны, постоянного увеличения ее вклада в общее дело укрепления социалистической системы. Этому служат: применение в социалистическом строительстве за кона планомерного, пропорционального развития; разверты вание творческой инициативы и трудовой активности народ ных масс; постоянное совершенствование системы междуна родного разделения труда путем координации народнохозяй ственных планов, специализации и кооперирования произ водства в рамках мировой социалистической системы на ос нове добровольности, взаимной выгоды и всемерного повы шения научно-технического уровня; изучение коллективного опыта; укрепление сотрудничества и братской взаимопомо щи; неуклонное соблюдение принципов материальной заин тересованности и всемерного развития моральных . стимулов к труду на благо общества, осуществление контроля над ме рой труда и потребления. Социализм сближает народы и страны. В процессе широ* кого сотрудничества во всех областях хозяйственной, обще* ственно-политической и культурной жизни будет укреплять* ся общая экономическая база мирового социализма, (Окончание на 3-й стр.), / >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz