Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ Навстречу Пленуму ЦК КПСС В а ж н ы й р е з е р в под спудом 3 января 1 9 6 1 г., М 2 (1 9 8 2 ) «Передовой опыт— наше богат* ство!», «Сделаем достижения певе- довиков достоянием: каждого!»—эти призывы раздаются с трибуны со вещаний работников сельского хо зяйства Грязинского района. Но за канчивается совещание, и затухает пыл V тех, кто ратовал за пропаган ду передового опыта. Часто хорошие начинания сельских тружеников, богатый опыт, годами накопленный свинарками, доярками, птичницами, в районе не находят последователей. В начале 1960 года работница совхоза «Красный горняк» Раиса Пишикина выступила инициатором создания комплексной бригады по выращиванию уток. Новая орга низация работы, предложенная ею. в той раза повышала производи тельность труда. Бригада Пиши- киной, состоящая из шести чело век, бралась откармливать за год И50 тысяч уток (обычно за та ким поголовьем ухаживало 18 человек). Совхозные специалисты подсчитали, что себестоимость утиного мяса снизится в полтора раза и килограмм его обойдется совхозу не боле$, чем 7 рублей 50 копеек. Почин комсомолки Раисы Пи- шикиной одобрили в райкоме пар тии. В райкоме комсомола ее заве рили, что помогут, поддержат. Ко гда же девушки столкнулись с трудностями, им не помогли ни в районе, ни в парткоме совхоза, и бригада распалась. Работа идет по- старому. Так хорошее начинание по гибло в самом зародыше. Определяя новые рубежи на вто рой год семилетки, коллектив ра ботников Колоусовской свинофермы выступил зачинателем борьбы за большое мясо. Свинарки Валентина Батищева и Анна Ролдугина со сво ими подругами взяли обязательство получить за год 2750 поросят— это по 25 поросят от свиноматки,— от кормить и сдать государству 1800 свиней. В парткоме совхоза «Пес- коватский» (секретарь т. Осипов) поддержали девушек. Директор сов хоза т. Харченко поспешил назна чить Валентину Батищеву брига диром свинофермы. И .на этом бы ла поставлена точка: выполняйте обязательство, как знаете. Никто не позаботился об улучшении условий работы на ферме. Валентина Батищева была заме чательной свинаркой, но, став бри гадиром, не знала, с чего начать. Ей не помогли 'ни зоотехник т. Чабо- рин, ни управляющий Аннинским отделением совхоза т. Череповский. В районе немало передовиков сельскохозяйственного производ ства. Взять хотя бы свинарку сов хоза «Правда» П, Н. Комолых, бригадира птицеводства совхоза «Пушкинский» М. Е. Боровских, доярку этого же совхоза А. С, Ивле ву, тракториста совхоза «Прибыт- ковский» И. В. Кожина... Все они — настоящие мастера своего дела.” Но никто в Байоне не занимается распространением опыта передови к о в — ни отдел пропаганды и аги тации райкома партии, ни инспек ция по сельскому хозяйству, ни от деление Общества по распростране нию политических и научных зна ний. В отделе пропаганды и агитации райкома состоялся такой разговор: — Этим вопросом, видимо, зани мается т. Болховитинов, замести тель заведующего отделом,— сказа ла пропагандист т. Волкова. — Вряд ли.—усомнилась т. Чи- кова. пропагандист райкома. И она права. В отделе по суще ству никто не занимается пропа гандой передового опыта, 0 новом, передовом, что уже вторгается в село, здесь представляют смутно, а порой и вовсе не знают. Когда за ,г Второй год Донская районная •^библиотека удерживает переходя щее знамя областного управления], культуры и обкома профсоюза работников культуры. В работе! библиотеки активно участвуют книгоноши. На снимке; книгоноша комсомо-' лец ученик 9-го класса Донской!1 средней школы Слава Аверьянов подбирает литературу для своих читателей, Фото А. Веберга. шла речь о научно-техническом об ществе, созданном в совхозе «При- бытковский», идеологические работ ники не на шутку удивились: — Какое общество? Впервые слышим. Странно, скоро год. как в совхо зе работает научно-техническое об щество, объединяющее специали стов сельского хозяйства и передо виков производства, а в райкоме партии даже не знают о его суще ствовании. ■— Упустили МЫ ЭТУ большую работу... Текучка захлестнула, — признал секретарь райкома партии т. Голубь.— Будем поправлять дело. И если в райкоме партии наме чают меры для усиления пропаган ды передового опыта на селе, та кие, как выпуск плакатов, расска зывающих об опыте передовиков, листков - «молний», эстафет сорев нования, планируются э к с к у рс и и в передовые хозяйства, то работники районной сельскохозяйственной ин спекции совершенно сбросили со сче тов этот важный участок работы. ■— У нас нет специального чело века, который занимался бы про пагандой передового опыта. — за явил главный зоотехник т. Сошнин. — А мы не. управляемся, ру к и не доходят... Вот в чем беда. Беда, думается, совсем в д ру г о м . Специалист, любящий свое дело, не пройдет мимо нового, передового, что родилось на ферме, в бригаде, он живо заинтересуется делами но ватора, изучит его опыт, поможет дельным словом, а потом расскажет об этом опыте, другим. Иное дело, когда на должности агронома или зоотехника работает человек не по призванию, а по обязанности, тог да — да, с «доводами» т. Сошнина можно согласиться. Недавно начальник еельхозинс- пекнии т. Зайцев выступил в рай онной газете со статьей. Он писал: «В районе много прославленных животноводов. Взять хотя бы сви нарку совхоза «Правда» П. Комо лых, В нынешнем году она получи ла и сохранила до отъемного воз раста 820 поросят, вес каждого поросенка составил 19.1 килограм ма. Но опыт работы П, Комолых почему-то не нашел ш и ро ко г о рас пространения. Люди, желающие тру диться по-настоящему, есть в лю бом хозяйстве. Им надо помочь, из них надо «выковать» мастеров сво его дела». “ а,:' Все это верно, т. Зайцев. У Пе лагеи Николаевны Комолых, про работавшей 27 лет свинаркой, есть чему поучиться. Она охотно поде лится «секретами» своей работы. Верно и то, что в районе много лю дей, которые не прочь позаимство вать новые приемы. Но кто же, как не специалисты инспекции, долж ны по крупице собирать, изучать и распространять передовой опыт? И еще об одной организации, в работе к о т о р о й пропаганда пере дового опыта дол жна занимать ве дущее место. — о районном отделе нии Общества по васпростюан е н и ю политических и научных знаний. От ветственного секретаря отделения т. Иванову не упрекнешь тем, что в районе мало читается лекций. Цифра внушительная. Но лекторы не балуют сельского труженика лекцией, посвященной новинкам в сельском хозяйстве, тем более рас сказывающей об опыте своих, гря- зинских, передовиков производства. Таких лекций вообще не бывает. А почему бы совхозному специалисту, имеющему высшее образование, со лидный опыт работы, не подгото вить такую лекцию? Это был бы деловой разговор о неиспользован ном резерве — опыте передовиков. Новый 1961 год -— третий год семилетки — для грязиннев должен стать переломным в сторону увели чения производства сельскохозяйст венной продукции. И здесь немало важную роль сыграет широкое внед рение в практику достижений пере довиков производства, если этим заниматься не на словах, а на деле. В. КОБЗЕВ. (Соб. корр, «Ленинского знамени»). В Президиуме Верховного Совета СССР За успешное выполнение задания по строительству железнодорожной лимии Кола—Никель и высокие про изводственные показатели Прези диум Верховного Совета СССР Ука зом от 31 декабря 1960 пода награ дил орденами и медалями СССР 80 рабочих, инженерно-технических ра ботников и служащих треста «Ки- ровсктрэнсстро й» Миниотерств а транспортного строительства СССР и других организаций. За выдающиеся успехи, широкое применение передового опыта во дохозяйственного строительства в труднейших .условиях знойной пу стыни и проявленный трудовой ге роизм на строительстве Каракум ского канала Президиум Верховно го Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот»: 1. Бяшимову Тачмураду — маши нисту-зкск аваторщику управления «Кара кум гид рост рой». 2. Язмухамедову Битды — бульдо зеристу управления «Кэракумгидро- строй». За большие успехи, достигнутые в строительстве Каракумского канала, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 31 декабря 1960 года на градил орденами и медалями СССР 498 рабочих, инженеров и техников, партийных, советских, комсомоль ских и профсоюзных работников, отличившихся на строительстве Ка ракумского канала. На многих улицах левобережной части Липецка высятся много этажные дома из крупных блоков. В строительстве каждого из них участвовал машинист башенного крана КСМ-5-5А И, М. Пашинин, Сейчас передовой крановщик управления механизации треста «Лч- пецкстрой» И. М. Пашинин работает на строительстве нового дома по улице 9 Мая. На снимке: И. М. Пашинин. Фото Ю. Клюева. Каждый год ме няет лик нашей планеты. Безна дежно устарел атлас, по которо му мы изучали географию до вой ны. Великий ла герь социалисти ческих держав мощно занял треть земного шара. Под неотрази мыми ударами национально-освобо дительного движения порабощен ных народов империалистическому миру пришлось снова отступить, еще более сжаться. В 1960 году вез тер свободы освежил животворным дуновением усталые, изможденные рабским трудом африканские наро ды. Только за один год свободу об рели шестнадцать государств Азии и Африки, а за 15 послевоенных лет их число достигает почти сорока. Величие переживаемой нами эпо хи полно и всесторонне освещено в Заявлении ноябрьского Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Наступил новый исторический период в жизни чело вечества: освободившиеся народы Азии, Африки и Латинской Америки вышли на арену международной жизни, стали активно участвовать в решении судеб общества. «КРУШЕ НИЕ СИСТЕМЫ КОЛОНИАЛЬНО ГО РАБСТВА ПОД НАТИСКОМ НАЦИОНАЛЬНО - О С В О Б О Д И ТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ , — под черкивается в Заявлении, — ВТО РОЕ ПО СВОЕМУ ИСТОРИЧЕ СКОМУ ЗНАЧЕНИЮ ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ МИРО ВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА». Мировой социалистический ла герь явился надежным щитом для независимого развития освободив шихся народов. Всем памятны тре вожные дни суэцкого кризиса. При молчаливом одобрении Соединенных Штатов войска Англии, Франции и Израиля напали на молодое еги петское государство. Только благо даря твердой и недвусмысленной позиции Советского Союза агрес сивная война была остановлена. Посрамленным колони з а т о р а м * пришлось убраться восвояси. Вско ре мировая социалистическая систе ма вновь сыграла свою решающую роль: во время событий в Ираке и Ливане американским агрессорам пришлось, не солоно хлебавши, ото звать свои авианосцы и морскую пе хоту. Американская политика уду шения национально-освободитель ных движений потерпела крах. В на ши дни события на Кубе говорят о возобновлении этих американских попыток. И вновь надежный щит со циалистических стран заставляет империалистов отводить занесенный над Кубой бронированный кулак. Сейчас англо-американские и французские империалисты лживо пытаются представить себя побор никами «освобождения» народов. Они высокопарно рассуждают о « вы сокой цивилизаторской миссии», ко торую якобы осуществили колони заторы в странах Азии и Африки. Эту маккиавелиевскую ложь с не годованием опровергают сами наро ды, добившиеся только вчера свобо ды. Дочь премьера Индии Дж . Неру, известная общественная дея тельница Индира Ганди гневно за явила: «За 10 лет существования независимого индийского государст ва мы сделали больше, чем англи чане за два века своего господства. Свободу нам не дарили, ее выстра дал сам индийский народ. Знайте все— колониализм приго ворен!» А что принесли французские «ци вилизаторы» многострадальному алжирскому народу? «Грязная вой- К о л о н и а л и з м — на свалку истории! Прошел еще один год. С его вершины видно то большое и ма лое, что создано нашим народом для себя и всего человечества. За пущены могучие космические ко рабли, развернулась еще шире бит ва за мир, досрочно выполнен план второго года семилетки, идут в на ступление, в будущ ее уже не раз ведчики, а целые подразделения: заводы, шахты, фабрики, рудники. Рубеж занят — смотришь, а моло дежь с присущим ей порывом по шла уже дальше, все вперед и вперед. Облик времени создают люди, а время в свою очередь на кладывает отпечаток на людей. Смотришь на нашу сегодняшнюю молодежь — она осталась все та кой же напористой, увлекающейся, порывистой, как и раньше, и вме сте с тем в ее облике появилось много новых черт, одни из них— внешние,, сразу бросаются в глаза, другие — приметишь не сразу. Безусловно, что наша молодежь стала ближе к жизни, получила воз можность выбирать себе дорогу, искать свое призвание не только по книгам, понаслышке, но и в труде, в гуще людей труда. Наша молодежь стала более зем ной, не переставая мечтать об осво ении Космоса, спустилась с заоблач ных высей и нашла романтику и в труде горняка, и токаря, и строи теля. Это из ее рядов вырастают но вые командиры производства, для нее характерен такой путь, которым идет, скажем, токарь, затем налад чик, нормировщик трубного завода П. А. Колесников, член обкома КПСС. Большинство учащихся нашей школы — молодежь. По-разному сложились их судьбы. Одни вновь переступили порог школы только спустя 5— 10 лет, другие только пе ресели из-за одной парты за др у гую, но их роднит стремление к повышению своего культурно-обра зовательного уровня, стремление овладеть основами науки, техники, литературы, чтобы использовать всю сумму накопленных знаний в созидательной деятельности. В наше время мало одного по- рыза, энтузиазма, необходимы еще и знания, чтобы овладеть сложной техникой, чтобы сделать свой труд действительно новаторским. Проявление культуры многообраз но. Легче всего усвоить определен ный свод норм и правил, труднее стать действительно вежливым, пре дупредительным и т. д. Но и этого мало. Человек социалистической культуры !—з это творец, это преоб- М олодеж ь идет вперед рэзовэтель; и важнейший критерии культурности — величина вклада человека в общественное производ ство, его активное вмешательство во все процессы, происходящие в обществе. Путь к подлинной культуре неле гок, особенно для наших учащиеся, это путь постоянных, каждодневных больших и малых побед, путь, в процессе которого формируется характер человека, в чем не ма лую роль играет коллектив. Коллективизм, помноженный на выросшую самостоятельность и ини циативу молодежи, по-хозяйски р е шающей серьезные вопросы не только на производстве, но и в школе, действительно, может делать чудеса. Попадают иногда в школы рабо чей молодежи любители праздного времяпрепровождения, говоруны, — обычно переселенцы из дневных школ. Смотришь, через месяц—др у гой переродился парень, втянулся в учебу, хотя для приличия и ста рается держаться гоголем—шелуха слезает не сразу. Когда коллектив проникается высоким чувством от ветственности, он становится непре одолимой силой. Помню такой случай: в одном из классов из-за семейной неурядицы ученик перестал посещать школу. Убеждения классного руководителя не помогли, подключился коллек тив класса — вернул товарища, и сейчас он успешно окончил первое учебное полугодид. Коллектив — это опора для тех, кто хочет научиться стоять на но гах, “кто учится преодолевать труд ности. После 10-летнего перерыва при шел в школу В. Водопьянов. А^но- гое из изученного ранее помнится смутно, многое совсем стерла б ез жалостная рука времени, а учиться хочется, надо. Нельзя отставать от жизни вожаку цехового комсомола. Если бы можно было растянуть сутки! Трудно не только в школе— на работе не легче. Экскаватор, та кой послушный в руках старшего тов арища—м ашиниста Гончарова, упрямится. Но ты успевай повора чиваться, нельзя подводить товари щей — ведь бригада борется за право называться коммунистиче ской! Хорошо расти в коллективе, где есть кому поддержать тебя, г^сть у кого поучиться,- поэтому с такой теплотой говорит Василий о маши-. нисте экскаватора, члене КПСС И. В. Гончарове. Одна за другой, сопротивляясь, отступают трудности. Завоевана пер вая большая победа — за постоян ное выполнение плана, образцовый уход за материальной частью, ак тивную общественную работу см е не, в которой В. Водопьянов рабо тает помощником машиниста экс каватора в Студеновском рудоуп равлении, присвоено высокое зва ние коммунистической. Есть еще один «секрет» успеха у Василия, о котором он говорит, немного смущаясь. Но, честное сло во, смущаться этим нечего, — надо гордиться, когда рядом с тобой идет по жизни товарищ — жена, с которой можно разделить и ра дость, и трудности работы, учебы, воспитания двоих малышей! А как же мечта: куда идти после десятилетки? Разве остановиться на этом? Мне показалось, что в глазах Василия мелькнул вопрос: «А разве быть хорошим машинистом экскава тора—это плохо?». Хорошо! Но взявшему разбег — остановиться трудно. Широко открыты двери вузов и техникумов перед рабочей моло дежью, овладевшей прочными зна ниями. Когда смотришь на сильные рабочие руки, почти осязаешь — с какой хорошей жадностью они б е рут знания. В этом залог осущест вления мечты. Это люди, отыскав шие свой путь и место в жизни. Смотришь и веришь, что такой оптимист, как слесарь-регулировщи' 1 К дизельного цеха АТК № 3 А. Поля ков, с лица которого почти не сходит жизнерадостная улыбка, обязательно осуществит свою меч ту — станет автоконструктором. Если успешно выполняя производ ственные задания, хорошо успевая в школе, он находит время конст руировать лодку, принимать участие в подготовке школьных вечеров, берется руководить фотокружком, такому человеку можно поверить, что его мечта—не маниловщина. Не менее уплотнен день одного из ветеранов школы, впервые пере ступившего ее порог после 8-летне го перерыва в учебе, бригадира электрослесарей отдела главного энергетика Авторемонтного завода А. Некрасова. Рядовой электрослесарь в 1957 г., ученик 8-го класса. Накопился опыт работы с электромоторами, можно переходить на обмотку, а знаний для расчетов не хватает. Но учеба делает свое дело — подняты кор ни, пройдены ло гарифмы, и работа пошла веселее. Нелегко, а прихо дилось выполнять и комсомольские поручения как члену заводского бю ро, да и теперь в совете ДСО ра бота находится. А там в голову за села беспокойная мысль: как обес печить бесперебойную работу стан ков, на которых горят моторы? Рож дается рационализаторское предло жение. А ведь школа тоже зовет, и не только тем, что дает знания. Скажем, что-то случилось с учеб ным киноаппаратом — тоже надо помочь. И может быть, потому, что взве сив данное ему школой, увидев, что б ез накопления знаний расти нельзя, Александр активно пропа гандирует значение школы. А м о жет, здесь сказалось еще и другое — надо отдать долг старшим това рищам, которые и его когда-то пе ревели через порог школы? Сделано много, но хочется сде лать еще» больше, хочется почитать книгу, сходить в кино, повозиться со сборкой приемника под полу серьезное, полуласковое материн ское ворчанье, угрозы, что «уж обожди: настанет час — повыкидаю все эти железки». Вот оно то, что зовет, тянет, не хочет отпускать — призвание.-и пер вая, а может и не первая, заявка на новый липецкий вуз. Ведь городу скоро потребуется не меньше элект роспециалистов, чем сталеваров. Когда я сказал Александру, что думаю написать о наших лучших учащихся, он резонно задал вопрос: «А раззе я луч.ший? Ведь 'есть в на шем классе и другие: Штопаук, Кор чагина, Буев, Линько, Крученкозз». Я с ним согласен — о многих хоро ших товарищах можно написать, и не только из этого класса. Однако это просто невозможно, так же, как невозможно написать художнику мо ре в натуральную величину. Как не похожа наша чудесная ра бочая молодежь на те стайки чер ных попугайчиков с заграничным чулком на шее, которые кейфует да и вынырнут где-либо у ресторана или кинотеатра, стараются, и.з перь ев лезут вон, чтобы хоть чем-нибу^ обратить на себя внимание. И как река, когда спадает половодье, ос тавляет на берегу различный хлам и мусор, который сгниет и исчезнет без следа, так исчезнут и они, вьт брошенные нашей настоящей моло дежью из нашего Завтра, В. ГРЕБЕНИК, директор средней школы рабочей молодежи № 6 г. Липецка. на» привела к гибели многих десят ков тысяч алжирцев, разрушены сотни поселков, превращены в зону смерти и опустошения целые обла сти. На протяжении многих десяти летий французские колонизатры от нимали у коренных жителей Алжира плодородные земли, оттесняя их к границам пустыни Сахары. По дан ным французской печати, алжирец имел в своем распоряжении в 1871 году 5 квинталов зерна (1 квинтал —45 килограммам), а в 1955 году— 2,5 квинтала. Вино, которое мусуль мане не пьют, вытеснило хлеб, ко торый мусульманам больше не при ходится есть. Франция, считавшаяся в течение 150 лет «светочем цивили зации», оставляет в невежестве и полной неграмотности более 80 про центов алжирских детей. После все го этого разве не насмешкой и из девательством звучат слова буржу азных политиков Запада об их «ци вилизаторской миссии»! Империалисты во главе с ’ США стремятся выхолостить, подорвать национальный суверенитет освобо дившихся стран, извратить смысл самоопределения наций. Американ ские, английские, французские, бель гийские колонизаторы не брезгуют никакими средствами, чтобы поста вить у власти в освободившихся странах своих марионеток. Так было в Южном Вьетнаме и на Филиппи нах, в республиках Центральной Америки и некоторых бывших ко лониях Франции в Африке. Когда ни подкуп, ни экономическое и воен ное давление не помогают, империа листы идут на открытое физическое уничтожение неугодных им лидеров государств. Вспомним убийство Со ломона Бандаранаике на Цейлоне и покушение на доктора Сукарно в Индонезии. Бесспорно, что арест премьер-министра Конго Патриса Лумумбь:, членов его правительства и руководящих деятелей конголез ского парламента объясняется про исками американских и бельгийских колонизаторов, которые стремятся поставить во главе Конго послуш ных марионеток типа Мобуту, Чом- бе и Касавубу, С их помощью они надеются сохранить в своих руках еще на долгие годы огромные при родные богатства Республики Конго. В этих же неоколониалистских целях широко используются агрес сивные военные блоки, сколоченные Соединенными Штатами. Последним наглядным примером здесь могут служить события в Лаосе. Нейтра листское правительство Суванна Фумы не устраивало госдепарта мент США. Опираясь на реакцион ные элементы в Лаосе, используя военные силы и средства своих со юзников по военному блоку—Таи ланда, Филиппин и чанкайшистов, они развязали кровавую войну про тив законного правительства Лаоса. Разрушенный Вьентьян—это мрач- ныД—яамятш!%"-гше|№кднскому коло ниализму. В последнее время все чаще аме риканская политика шантажа, угроз и давлений терпит провалы. Так случилось с маленькой Кубой, народ которой сбросил американского ставленника—кровавого диктатора Батисту. США, как и другие коло ниальные державы, прилагают от чаянные усилия к тому, чтобы со хранить новыми методами и в но вых формах колониальную эксплуа-' тацию народов. Монополии пытают ся удержать в своих руках рычаги экономического контроля и поли тического влияния в экономически слаборазвитых странах. Однако ку бинский народ смело пошел на от воевание экономической независи мости *$ля своей страны. Не помог ли Вашингтону ни угрожающие но ты, ни военно-морские демонстрации у берегов Кубы. Правительство Эй зенхауэра возлагало большие на дежды на экономическую блокаду Кубинской Республики. В 1960 году «дерзкий» остров был лишен нефти, машин, продуктов, обычно ввозимых из США. На кубинские денежные активы в американских банках был наложен арест. Дядя Сэм почти прекратил традиционную покупку кубинского сахара. Американские газеты злорадно предсказывали не минуемый экономический крах, ко торый задушит кубинскую свободу и поможет свергнуть правительство Фиделя Кастро. Преступная игра империалистов США оказалась битой. Советский Союз и социалистические страны поддержали Кубу в дни американ ских военных провокаций. Они же пришли на помощь кубинскому на роду, когда США провозгласили экономическую блокаду острова. Нефть, хлеб, необходимые машины прибыли на Кубу из Советского Со юза. Недавно правительства СССР и Кубы заключили соглашения о значительном расширении экономи ческих связей, о технической помо щи Кубе. Глава экономической мис сии Республики Куба Э. Гевара высоко оценил помощь Советского Союза. «Моя поездка,—сказал Ге вара в интервью корреспонденту га зеты «Монд»,—это триумф отноше ний между нашими странами, три умф дружбы народов... Мы будем получать все основные и стратеги ческие товары от социалистического лагеря. Сейчас мы защищены от всех маневров капиталистического лагеря». Пример Кубы имеет огромное ре волюционизирующее значение для всех стран Латинской Америки. На« роды этих стран все более ясно по нимают, что только в борьбе за пол ную политическую и, главное, эко номическую независимость от США они могут обрести подлинную сво боду и счастье. Разбойничий колониализм на зем ном шаре еще не добит. Около 100 миллионов мужчин, женщин и детей остаются подвластными колониаль ным державам, в нечеловеческих условиях создают богатства для магнатов Нью-Йорка и Лондона, Парижа и Брюсселя, Лиссабона и Мадрида. «Колониализм—это пи ратство, авантюризм, оптовая тор говля чужим богатством»,—гневно говорил на заседании Генеральной Ассамблеи делегат молодой афри канской республики Мали. Но ре шающий час полного уничтожения колониализма недалек. Совещание представителей ком мунистических и рабочих партий отметило, что в современной обста новке во многих странах создаются благоприятные международные и внутренние условия для образова ния независимых государств нацио нальной демократии. Такие государ ства, отвергая ' диктаторские и дес потические методы правления, обес печивают народу своей страны ши рокие демократические права и сво боды, создают условия для проведе ния аграрных реформ, демократи ческих и социальных преобразова ний. Для государств национальной демократии важно последовательно отстаивать свою политическую и экономическую независимость, бо роться против империализма и его военных блоков, против военных баз на своих территориях. В экономически слаборазвитых странах, как и в странах, недавно добившихся независимости, комму нистические партии активно борются за последовательное доведение до конца антиимпериалистической, ан тифеодальной, демократической ре волюции. Компартии добиваются подлинной демократизации общест венной жизни, решительного улуч шения жизненного уровня народных масс. В то же время страны социа лизма считают своим интернацио нальным долгом содействовать на родам в их борьбе за укрепление национальной независимости. Они оказывают всемерную помощь и под держку сбросившим колониальный гнет странам в их развитии по пути прогресса, в создании отечественной промышленности, в развитии и ук реплении национальной экономики, в подготовке собственных кадров, сотрудничают с ними в борьбе за мир во всем мире. Социализм немыслим без уничто жения классового и национального гнета. Известно, что Советская власть с первых дней своего существ вования выступила последователь ным противником национального угнетения в любых его формах и проявлениях. В Советском Союзе впервые в мире было практически осуществлено равенство и братское содружество всех народов и нацио нальностей, населяющих нашу стра ну. Успешное осуществление ленин ской национальной политики приве ло к бурному развитию всех нацио нальных республик. По развитию промышленности и сельского хозяй ства, науки, культуры они стоят те перь в числе самых передовых стр-ан мира. Основываясь на этой благородной политике, глава Советского прави тельства Н. С. Хрущев внес на рас смотрение Генеральной Ассамблеи ООН Декларацию о предоставлении независимости колониальным стра нам и народам. Делегаты более 70 стран горячо поддержали советское предложение о полной ликвидации колониализма. 14 декабря на засе дании Ассамблеи была единодушно принята Декларация о предоставле нии независимости колониальным странам и народам, включающая ос новные принципы советской деклара ции. Представители только 9 колони альных стран во главе с США, Анг лией и Францией не поддержали ве ликую хартию свободы колониаль ных народов. Характерно, что в по следующие дни США, Англия и Франция еще более разоблачили се бя как сторонники сохранения ко лониальных порядков, выступив против вывода бельгийского военно го персонала из Конго и против предоставления независимости ал жирскому пароду. Человечество верит, что пробил последний час колониальной систе мы. «Времена колониализма про шли,—говорится в Заявлении Н. С, Хрущева по поводу Декларации Ге неральной Ассамблеи ООН о пре доставлении независимости колони альным странам и народам, — и нельзя не считаться с требованиями народов, стремящихся к независи мости, национальной свободе и до стойной, обеспеченной для всех жизни. Если колониальные державы, бро сая вызов ООН, будут и дальше препятствовать освобождению угне тенных народов и противиться их независимости, то этим народам не останется ничего другого, как в ре шительной борьбе смести все пре пятствия, воздвигаемые на их пути. И в этой борьбе они не останутся одинокими». И как бы ни неистовствовали им периалистические державы, солнце свободы засияет для всех людей на земле. А. БОБРОВСКИЙ. К р а т к а я г е о г р а ф и ч е с к а я э н ц и к л о п е д и я Государственным научным изда тельством «Советская энциклопе дия» выпущен 1-й том Краткой гео графической энциклопедии под ре дакцией академика А. А. Григорье ва. Все издание будет состоять из четырех томов и выйдет в течение 1961— 1962 годов. В первом томе помещено 3500 статей на буквы А—Д, в том числе около 1450 по физической географии, свыше 1500 статей по экономической географии, свыше 400 по смежным наукам. Д а ны крупные- статьи об Азербайд жанской, Армянской, Белорусской и Грузинской Советских Социалистиче ских Республиках. 33 статьи посвя щены зарубежным странам — Алба нии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Вьетнаму, Гане^ Гвинее, ГДР, и др. В первом томе помещено также свыше 100 статей по теоретическим вопросам физической и экономиче ской географии. Дано более 50 цвет ных карт и иллюстраций, в тексто вой части содержится около 130 карт и около 400 иллюстраций я схем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz