Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ Навстречу Пленуму ЦК КПСС В а ж н ы й р е з е р в под спудом 3 января 1 9 6 1 г., М 2 (1 9 8 2 ) «Передовой опыт— наше богат* ство!», «Сделаем достижения певе- довиков достоянием: каждого!»—эти призывы раздаются с трибуны со­ вещаний работников сельского хо­ зяйства Грязинского района. Но за­ канчивается совещание, и затухает пыл V тех, кто ратовал за пропаган­ ду передового опыта. Часто хорошие начинания сельских тружеников, богатый опыт, годами накопленный свинарками, доярками, птичницами, в районе не находят последователей. В начале 1960 года работница совхоза «Красный горняк» Раиса Пишикина выступила инициатором создания комплексной бригады по выращиванию уток. Новая орга­ низация работы, предложенная ею. в той раза повышала производи­ тельность труда. Бригада Пиши- киной, состоящая из шести чело­ век, бралась откармливать за год И50 тысяч уток (обычно за та­ ким поголовьем ухаживало 18 человек). Совхозные специалисты подсчитали, что себестоимость утиного мяса снизится в полтора раза и килограмм его обойдется совхозу не боле$, чем 7 рублей 50 копеек. Почин комсомолки Раисы Пи- шикиной одобрили в райкоме пар­ тии. В райкоме комсомола ее заве­ рили, что помогут, поддержат. Ко­ гда же девушки столкнулись с трудностями, им не помогли ни в районе, ни в парткоме совхоза, и бригада распалась. Работа идет по- старому. Так хорошее начинание по­ гибло в самом зародыше. Определяя новые рубежи на вто­ рой год семилетки, коллектив ра­ ботников Колоусовской свинофермы выступил зачинателем борьбы за большое мясо. Свинарки Валентина Батищева и Анна Ролдугина со сво­ ими подругами взяли обязательство получить за год 2750 поросят— это по 25 поросят от свиноматки,— от­ кормить и сдать государству 1800 свиней. В парткоме совхоза «Пес- коватский» (секретарь т. Осипов) поддержали девушек. Директор сов­ хоза т. Харченко поспешил назна­ чить Валентину Батищеву брига­ диром свинофермы. И .на этом бы­ ла поставлена точка: выполняйте обязательство, как знаете. Никто не позаботился об улучшении условий работы на ферме. Валентина Батищева была заме­ чательной свинаркой, но, став бри­ гадиром, не знала, с чего начать. Ей не помогли 'ни зоотехник т. Чабо- рин, ни управляющий Аннинским отделением совхоза т. Череповский. В районе немало передовиков сельскохозяйственного производ­ ства. Взять хотя бы свинарку сов­ хоза «Правда» П, Н. Комолых, бригадира птицеводства совхоза «Пушкинский» М. Е. Боровских, доярку этого же совхоза А. С, Ивле­ ву, тракториста совхоза «Прибыт- ковский» И. В. Кожина... Все они — настоящие мастера своего дела.” Но никто в Байоне не занимается распространением опыта передови­ к о в — ни отдел пропаганды и аги­ тации райкома партии, ни инспек­ ция по сельскому хозяйству, ни от­ деление Общества по распростране­ нию политических и научных зна­ ний. В отделе пропаганды и агитации райкома состоялся такой разговор: — Этим вопросом, видимо, зани­ мается т. Болховитинов, замести­ тель заведующего отделом,— сказа­ ла пропагандист т. Волкова. — Вряд ли.—усомнилась т. Чи- кова. пропагандист райкома. И она права. В отделе по суще­ ству никто не занимается пропа­ гандой передового опыта, 0 новом, передовом, что уже вторгается в село, здесь представляют смутно, а порой и вовсе не знают. Когда за­ ,г Второй год Донская районная •^библиотека удерживает переходя­ щее знамя областного управления], культуры и обкома профсоюза работников культуры. В работе! библиотеки активно участвуют книгоноши. На снимке; книгоноша комсомо-' лец ученик 9-го класса Донской!1 средней школы Слава Аверьянов подбирает литературу для своих читателей, Фото А. Веберга. шла речь о научно-техническом об­ ществе, созданном в совхозе «При- бытковский», идеологические работ­ ники не на шутку удивились: — Какое общество? Впервые слышим. Странно, скоро год. как в совхо­ зе работает научно-техническое об­ щество, объединяющее специали­ стов сельского хозяйства и передо­ виков производства, а в райкоме партии даже не знают о его суще­ ствовании. ■— Упустили МЫ ЭТУ большую работу... Текучка захлестнула, — признал секретарь райкома партии т. Голубь.— Будем поправлять дело. И если в райкоме партии наме­ чают меры для усиления пропаган­ ды передового опыта на селе, та­ кие, как выпуск плакатов, расска­ зывающих об опыте передовиков, листков - «молний», эстафет сорев­ нования, планируются э к с к у рс и и в передовые хозяйства, то работники районной сельскохозяйственной ин­ спекции совершенно сбросили со сче­ тов этот важный участок работы. ■— У нас нет специального чело­ века, который занимался бы про­ пагандой передового опыта. — за­ явил главный зоотехник т. Сошнин. — А мы не. управляемся, ру к и не доходят... Вот в чем беда. Беда, думается, совсем в д ру г о м . Специалист, любящий свое дело, не пройдет мимо нового, передового, что родилось на ферме, в бригаде, он живо заинтересуется делами но­ ватора, изучит его опыт, поможет дельным словом, а потом расскажет об этом опыте, другим. Иное дело, когда на должности агронома или зоотехника работает человек не по призванию, а по обязанности, тог­ да — да, с «доводами» т. Сошнина можно согласиться. Недавно начальник еельхозинс- пекнии т. Зайцев выступил в рай­ онной газете со статьей. Он писал: «В районе много прославленных животноводов. Взять хотя бы сви­ нарку совхоза «Правда» П. Комо­ лых, В нынешнем году она получи­ ла и сохранила до отъемного воз­ раста 820 поросят, вес каждого поросенка составил 19.1 килограм­ ма. Но опыт работы П, Комолых почему-то не нашел ш и ро ко г о рас­ пространения. Люди, желающие тру­ диться по-настоящему, есть в лю­ бом хозяйстве. Им надо помочь, из них надо «выковать» мастеров сво­ его дела». “ а,:' Все это верно, т. Зайцев. У Пе­ лагеи Николаевны Комолых, про­ работавшей 27 лет свинаркой, есть чему поучиться. Она охотно поде­ лится «секретами» своей работы. Верно и то, что в районе много лю­ дей, которые не прочь позаимство­ вать новые приемы. Но кто же, как не специалисты инспекции, долж­ ны по крупице собирать, изучать и распространять передовой опыт? И еще об одной организации, в работе к о т о р о й пропаганда пере­ дового опыта дол­ жна занимать ве­ дущее место. — о районном отделе­ нии Общества по васпростюан е н и ю политических и научных знаний. От­ ветственного секретаря отделения т. Иванову не упрекнешь тем, что в районе мало читается лекций. Цифра внушительная. Но лекторы не балуют сельского труженика лекцией, посвященной новинкам в сельском хозяйстве, тем более рас­ сказывающей об опыте своих, гря- зинских, передовиков производства. Таких лекций вообще не бывает. А почему бы совхозному специалисту, имеющему высшее образование, со­ лидный опыт работы, не подгото­ вить такую лекцию? Это был бы деловой разговор о неиспользован­ ном резерве — опыте передовиков. Новый 1961 год -— третий год семилетки — для грязиннев должен стать переломным в сторону увели­ чения производства сельскохозяйст­ венной продукции. И здесь немало­ важную роль сыграет широкое внед­ рение в практику достижений пере­ довиков производства, если этим заниматься не на словах, а на деле. В. КОБЗЕВ. (Соб. корр, «Ленинского знамени»). В Президиуме Верховного Совета СССР За успешное выполнение задания по строительству железнодорожной лимии Кола—Никель и высокие про­ изводственные показатели Прези­ диум Верховного Совета СССР Ука­ зом от 31 декабря 1960 пода награ­ дил орденами и медалями СССР 80 рабочих, инженерно-технических ра­ ботников и служащих треста «Ки- ровсктрэнсстро й» Миниотерств а транспортного строительства СССР и других организаций. За выдающиеся успехи, широкое применение передового опыта во­ дохозяйственного строительства в труднейших .условиях знойной пу­ стыни и проявленный трудовой ге­ роизм на строительстве Каракум­ ского канала Президиум Верховно­ го Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот»: 1. Бяшимову Тачмураду — маши­ нисту-зкск аваторщику управления «Кара кум гид рост рой». 2. Язмухамедову Битды — бульдо­ зеристу управления «Кэракумгидро- строй». За большие успехи, достигнутые в строительстве Каракумского канала, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 31 декабря 1960 года на­ градил орденами и медалями СССР 498 рабочих, инженеров и техников, партийных, советских, комсомоль­ ских и профсоюзных работников, отличившихся на строительстве Ка­ ракумского канала. На многих улицах левобережной части Липецка высятся много­ этажные дома из крупных блоков. В строительстве каждого из них участвовал машинист башенного крана КСМ-5-5А И, М. Пашинин, Сейчас передовой крановщик управления механизации треста «Лч- пецкстрой» И. М. Пашинин работает на строительстве нового дома по улице 9 Мая. На снимке: И. М. Пашинин. Фото Ю. Клюева. Каждый год ме­ няет лик нашей планеты. Безна­ дежно устарел атлас, по которо­ му мы изучали географию до вой­ ны. Великий ла­ герь социалисти­ ческих держав мощно занял треть земного шара. Под неотрази­ мыми ударами национально-освобо­ дительного движения порабощен­ ных народов империалистическому миру пришлось снова отступить, еще более сжаться. В 1960 году вез тер свободы освежил животворным дуновением усталые, изможденные рабским трудом африканские наро­ ды. Только за один год свободу об­ рели шестнадцать государств Азии и Африки, а за 15 послевоенных лет их число достигает почти сорока. Величие переживаемой нами эпо­ хи полно и всесторонне освещено в Заявлении ноябрьского Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Наступил новый исторический период в жизни чело­ вечества: освободившиеся народы Азии, Африки и Латинской Америки вышли на арену международной жизни, стали активно участвовать в решении судеб общества. «КРУШЕ­ НИЕ СИСТЕМЫ КОЛОНИАЛЬНО­ ГО РАБСТВА ПОД НАТИСКОМ НАЦИОНАЛЬНО - О С В О Б О Д И ­ ТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ , — под­ черкивается в Заявлении, — ВТО­ РОЕ ПО СВОЕМУ ИСТОРИЧЕ­ СКОМУ ЗНАЧЕНИЮ ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ МИРО­ ВОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗМА». Мировой социалистический ла­ герь явился надежным щитом для независимого развития освободив­ шихся народов. Всем памятны тре­ вожные дни суэцкого кризиса. При молчаливом одобрении Соединенных Штатов войска Англии, Франции и Израиля напали на молодое еги­ петское государство. Только благо­ даря твердой и недвусмысленной позиции Советского Союза агрес­ сивная война была остановлена. Посрамленным колони з а т о р а м * пришлось убраться восвояси. Вско­ ре мировая социалистическая систе­ ма вновь сыграла свою решающую роль: во время событий в Ираке и Ливане американским агрессорам пришлось, не солоно хлебавши, ото­ звать свои авианосцы и морскую пе­ хоту. Американская политика уду­ шения национально-освободитель­ ных движений потерпела крах. В на­ ши дни события на Кубе говорят о возобновлении этих американских попыток. И вновь надежный щит со­ циалистических стран заставляет империалистов отводить занесенный над Кубой бронированный кулак. Сейчас англо-американские и французские империалисты лживо пытаются представить себя побор­ никами «освобождения» народов. Они высокопарно рассуждают о « вы­ сокой цивилизаторской миссии», ко­ торую якобы осуществили колони­ заторы в странах Азии и Африки. Эту маккиавелиевскую ложь с не­ годованием опровергают сами наро­ ды, добившиеся только вчера свобо­ ды. Дочь премьера Индии Дж . Неру, известная общественная дея­ тельница Индира Ганди гневно за­ явила: «За 10 лет существования независимого индийского государст­ ва мы сделали больше, чем англи­ чане за два века своего господства. Свободу нам не дарили, ее выстра­ дал сам индийский народ. Знайте все— колониализм приго­ ворен!» А что принесли французские «ци­ вилизаторы» многострадальному алжирскому народу? «Грязная вой- К о л о н и а л и з м — на свалку истории! Прошел еще один год. С его вершины видно то большое и ма­ лое, что создано нашим народом для себя и всего человечества. За­ пущены могучие космические ко­ рабли, развернулась еще шире бит­ ва за мир, досрочно выполнен план второго года семилетки, идут в на­ ступление, в будущ ее уже не раз­ ведчики, а целые подразделения: заводы, шахты, фабрики, рудники. Рубеж занят — смотришь, а моло­ дежь с присущим ей порывом по­ шла уже дальше, все вперед и вперед. Облик времени создают люди, а время в свою очередь на­ кладывает отпечаток на людей. Смотришь на нашу сегодняшнюю молодежь — она осталась все та­ кой же напористой, увлекающейся, порывистой, как и раньше, и вме­ сте с тем в ее облике появилось много новых черт, одни из них— внешние,, сразу бросаются в глаза, другие — приметишь не сразу. Безусловно, что наша молодежь стала ближе к жизни, получила воз­ можность выбирать себе дорогу, искать свое призвание не только по книгам, понаслышке, но и в труде, в гуще людей труда. Наша молодежь стала более зем ­ ной, не переставая мечтать об осво­ ении Космоса, спустилась с заоблач­ ных высей и нашла романтику и в труде горняка, и токаря, и строи­ теля. Это из ее рядов вырастают но­ вые командиры производства, для нее характерен такой путь, которым идет, скажем, токарь, затем налад­ чик, нормировщик трубного завода П. А. Колесников, член обкома КПСС. Большинство учащихся нашей школы — молодежь. По-разному сложились их судьбы. Одни вновь переступили порог школы только спустя 5— 10 лет, другие только пе­ ресели из-за одной парты за др у­ гую, но их роднит стремление к повышению своего культурно-обра­ зовательного уровня, стремление овладеть основами науки, техники, литературы, чтобы использовать всю сумму накопленных знаний в созидательной деятельности. В наше время мало одного по- рыза, энтузиазма, необходимы еще и знания, чтобы овладеть сложной техникой, чтобы сделать свой труд действительно новаторским. Проявление культуры многообраз­ но. Легче всего усвоить определен­ ный свод норм и правил, труднее стать действительно вежливым, пре­ дупредительным и т. д. Но и этого мало. Человек социалистической культуры !—з это творец, это преоб- М олодеж ь идет вперед рэзовэтель; и важнейший критерии культурности — величина вклада человека в общественное производ­ ство, его активное вмешательство во все процессы, происходящие в обществе. Путь к подлинной культуре неле­ гок, особенно для наших учащиеся, это путь постоянных, каждодневных больших и малых побед, путь, в процессе которого формируется характер человека, в чем не ма­ лую роль играет коллектив. Коллективизм, помноженный на выросшую самостоятельность и ини­ циативу молодежи, по-хозяйски р е­ шающей серьезные вопросы не только на производстве, но и в школе, действительно, может делать чудеса. Попадают иногда в школы рабо­ чей молодежи любители праздного времяпрепровождения, говоруны, — обычно переселенцы из дневных школ. Смотришь, через месяц—др у­ гой переродился парень, втянулся в учебу, хотя для приличия и ста­ рается держаться гоголем—шелуха слезает не сразу. Когда коллектив проникается высоким чувством от­ ветственности, он становится непре­ одолимой силой. Помню такой случай: в одном из классов из-за семейной неурядицы ученик перестал посещать школу. Убеждения классного руководителя не помогли, подключился коллек­ тив класса — вернул товарища, и сейчас он успешно окончил первое учебное полугодид. Коллектив — это опора для тех, кто хочет научиться стоять на но­ гах, “кто учится преодолевать труд­ ности. После 10-летнего перерыва при­ шел в школу В. Водопьянов. А^но- гое из изученного ранее помнится смутно, многое совсем стерла б ез­ жалостная рука времени, а учиться хочется, надо. Нельзя отставать от жизни вожаку цехового комсомола. Если бы можно было растянуть сутки! Трудно не только в школе— на работе не легче. Экскаватор, та­ кой послушный в руках старшего тов арища—м ашиниста Гончарова, упрямится. Но ты успевай повора­ чиваться, нельзя подводить товари­ щей — ведь бригада борется за право называться коммунистиче­ ской! Хорошо расти в коллективе, где есть кому поддержать тебя, г^сть у кого поучиться,- поэтому с такой теплотой говорит Василий о маши-. нисте экскаватора, члене КПСС И. В. Гончарове. Одна за другой, сопротивляясь, отступают трудности. Завоевана пер­ вая большая победа — за постоян­ ное выполнение плана, образцовый уход за материальной частью, ак­ тивную общественную работу см е­ не, в которой В. Водопьянов рабо­ тает помощником машиниста экс­ каватора в Студеновском рудоуп­ равлении, присвоено высокое зва­ ние коммунистической. Есть еще один «секрет» успеха у Василия, о котором он говорит, немного смущаясь. Но, честное сло­ во, смущаться этим нечего, — надо гордиться, когда рядом с тобой идет по жизни товарищ — жена, с которой можно разделить и ра­ дость, и трудности работы, учебы, воспитания двоих малышей! А как же мечта: куда идти после десятилетки? Разве остановиться на этом? Мне показалось, что в глазах Василия мелькнул вопрос: «А разве быть хорошим машинистом экскава­ тора—это плохо?». Хорошо! Но взявшему разбег — остановиться трудно. Широко открыты двери вузов и техникумов перед рабочей моло­ дежью, овладевшей прочными зна­ ниями. Когда смотришь на сильные рабочие руки, почти осязаешь — с какой хорошей жадностью они б е ­ рут знания. В этом залог осущест­ вления мечты. Это люди, отыскав­ шие свой путь и место в жизни. Смотришь и веришь, что такой оптимист, как слесарь-регулировщи' 1 К дизельного цеха АТК № 3 А. Поля­ ков, с лица которого почти не сходит жизнерадостная улыбка, обязательно осуществит свою меч­ ту — станет автоконструктором. Если успешно выполняя производ­ ственные задания, хорошо успевая в школе, он находит время конст­ руировать лодку, принимать участие в подготовке школьных вечеров, берется руководить фотокружком, такому человеку можно поверить, что его мечта—не маниловщина. Не менее уплотнен день одного из ветеранов школы, впервые пере­ ступившего ее порог после 8-летне­ го перерыва в учебе, бригадира электрослесарей отдела главного энергетика Авторемонтного завода А. Некрасова. Рядовой электрослесарь в 1957 г., ученик 8-го класса. Накопился опыт работы с электромоторами, можно переходить на обмотку, а знаний для расчетов не хватает. Но учеба делает свое дело — подняты кор­ ни, пройдены ло­ гарифмы, и работа пошла веселее. Нелегко, а прихо­ дилось выполнять и комсомольские поручения как члену заводского бю ­ ро, да и теперь в совете ДСО ра­ бота находится. А там в голову за­ села беспокойная мысль: как обес­ печить бесперебойную работу стан­ ков, на которых горят моторы? Рож­ дается рационализаторское предло­ жение. А ведь школа тоже зовет, и не только тем, что дает знания. Скажем, что-то случилось с учеб­ ным киноаппаратом — тоже надо помочь. И может быть, потому, что взве­ сив данное ему школой, увидев, что б ез накопления знаний расти нельзя, Александр активно пропа­ гандирует значение школы. А м о­ жет, здесь сказалось еще и другое — надо отдать долг старшим това­ рищам, которые и его когда-то пе­ ревели через порог школы? Сделано много, но хочется сде­ лать еще» больше, хочется почитать книгу, сходить в кино, повозиться со сборкой приемника под полу­ серьезное, полуласковое материн­ ское ворчанье, угрозы, что «уж обожди: настанет час — повыкидаю все эти железки». Вот оно то, что зовет, тянет, не хочет отпускать — призвание.-и пер­ вая, а может и не первая, заявка на новый липецкий вуз. Ведь городу скоро потребуется не меньше элект­ роспециалистов, чем сталеваров. Когда я сказал Александру, что думаю написать о наших лучших учащихся, он резонно задал вопрос: «А раззе я луч.ший? Ведь 'есть в на­ шем классе и другие: Штопаук, Кор­ чагина, Буев, Линько, Крученкозз». Я с ним согласен — о многих хоро­ ших товарищах можно написать, и не только из этого класса. Однако это просто невозможно, так же, как невозможно написать художнику мо­ ре в натуральную величину. Как не похожа наша чудесная ра­ бочая молодежь на те стайки чер­ ных попугайчиков с заграничным чулком на шее, которые кейфует да и вынырнут где-либо у ресторана или кинотеатра, стараются, и.з перь­ ев лезут вон, чтобы хоть чем-нибу^ обратить на себя внимание. И как река, когда спадает половодье, ос­ тавляет на берегу различный хлам и мусор, который сгниет и исчезнет без следа, так исчезнут и они, вьт брошенные нашей настоящей моло­ дежью из нашего Завтра, В. ГРЕБЕНИК, директор средней школы рабочей молодежи № 6 г. Липецка. на» привела к гибели многих десят­ ков тысяч алжирцев, разрушены сотни поселков, превращены в зону смерти и опустошения целые обла­ сти. На протяжении многих десяти­ летий французские колонизатры от­ нимали у коренных жителей Алжира плодородные земли, оттесняя их к границам пустыни Сахары. По дан­ ным французской печати, алжирец имел в своем распоряжении в 1871 году 5 квинталов зерна (1 квинтал —45 килограммам), а в 1955 году— 2,5 квинтала. Вино, которое мусуль­ мане не пьют, вытеснило хлеб, ко­ торый мусульманам больше не при­ ходится есть. Франция, считавшаяся в течение 150 лет «светочем цивили­ зации», оставляет в невежестве и полной неграмотности более 80 про­ центов алжирских детей. После все­ го этого разве не насмешкой и из­ девательством звучат слова буржу­ азных политиков Запада об их «ци­ вилизаторской миссии»! Империалисты во главе с ’ США стремятся выхолостить, подорвать национальный суверенитет освобо­ дившихся стран, извратить смысл самоопределения наций. Американ­ ские, английские, французские, бель­ гийские колонизаторы не брезгуют никакими средствами, чтобы поста­ вить у власти в освободившихся странах своих марионеток. Так было в Южном Вьетнаме и на Филиппи­ нах, в республиках Центральной Америки и некоторых бывших ко­ лониях Франции в Африке. Когда ни подкуп, ни экономическое и воен­ ное давление не помогают, империа­ листы идут на открытое физическое уничтожение неугодных им лидеров государств. Вспомним убийство Со­ ломона Бандаранаике на Цейлоне и покушение на доктора Сукарно в Индонезии. Бесспорно, что арест премьер-министра Конго Патриса Лумумбь:, членов его правительства и руководящих деятелей конголез­ ского парламента объясняется про­ исками американских и бельгийских колонизаторов, которые стремятся поставить во главе Конго послуш­ ных марионеток типа Мобуту, Чом- бе и Касавубу, С их помощью они надеются сохранить в своих руках еще на долгие годы огромные при­ родные богатства Республики Конго. В этих же неоколониалистских целях широко используются агрес­ сивные военные блоки, сколоченные Соединенными Штатами. Последним наглядным примером здесь могут служить события в Лаосе. Нейтра­ листское правительство Суванна Фумы не устраивало госдепарта­ мент США. Опираясь на реакцион­ ные элементы в Лаосе, используя военные силы и средства своих со­ юзников по военному блоку—Таи­ ланда, Филиппин и чанкайшистов, они развязали кровавую войну про­ тив законного правительства Лаоса. Разрушенный Вьентьян—это мрач- ныД—яамятш!%"-гше|№кднскому коло­ ниализму. В последнее время все чаще аме­ риканская политика шантажа, угроз и давлений терпит провалы. Так случилось с маленькой Кубой, народ которой сбросил американского ставленника—кровавого диктатора Батисту. США, как и другие коло­ ниальные державы, прилагают от­ чаянные усилия к тому, чтобы со­ хранить новыми методами и в но­ вых формах колониальную эксплуа-' тацию народов. Монополии пытают­ ся удержать в своих руках рычаги экономического контроля и поли­ тического влияния в экономически слаборазвитых странах. Однако ку­ бинский народ смело пошел на от­ воевание экономической независи­ мости *$ля своей страны. Не помог­ ли Вашингтону ни угрожающие но­ ты, ни военно-морские демонстрации у берегов Кубы. Правительство Эй­ зенхауэра возлагало большие на­ дежды на экономическую блокаду Кубинской Республики. В 1960 году «дерзкий» остров был лишен нефти, машин, продуктов, обычно ввозимых из США. На кубинские денежные активы в американских банках был наложен арест. Дядя Сэм почти прекратил традиционную покупку кубинского сахара. Американские газеты злорадно предсказывали не­ минуемый экономический крах, ко­ торый задушит кубинскую свободу и поможет свергнуть правительство Фиделя Кастро. Преступная игра империалистов США оказалась битой. Советский Союз и социалистические страны поддержали Кубу в дни американ­ ских военных провокаций. Они же пришли на помощь кубинскому на­ роду, когда США провозгласили экономическую блокаду острова. Нефть, хлеб, необходимые машины прибыли на Кубу из Советского Со­ юза. Недавно правительства СССР и Кубы заключили соглашения о значительном расширении экономи­ ческих связей, о технической помо­ щи Кубе. Глава экономической мис­ сии Республики Куба Э. Гевара высоко оценил помощь Советского Союза. «Моя поездка,—сказал Ге­ вара в интервью корреспонденту га­ зеты «Монд»,—это триумф отноше­ ний между нашими странами, три­ умф дружбы народов... Мы будем получать все основные и стратеги­ ческие товары от социалистического лагеря. Сейчас мы защищены от всех маневров капиталистического лагеря». Пример Кубы имеет огромное ре­ волюционизирующее значение для всех стран Латинской Америки. На« роды этих стран все более ясно по­ нимают, что только в борьбе за пол­ ную политическую и, главное, эко­ номическую независимость от США они могут обрести подлинную сво­ боду и счастье. Разбойничий колониализм на зем­ ном шаре еще не добит. Около 100 миллионов мужчин, женщин и детей остаются подвластными колониаль­ ным державам, в нечеловеческих условиях создают богатства для магнатов Нью-Йорка и Лондона, Парижа и Брюсселя, Лиссабона и Мадрида. «Колониализм—это пи­ ратство, авантюризм, оптовая тор­ говля чужим богатством»,—гневно говорил на заседании Генеральной Ассамблеи делегат молодой афри­ канской республики Мали. Но ре­ шающий час полного уничтожения колониализма недалек. Совещание представителей ком­ мунистических и рабочих партий отметило, что в современной обста­ новке во многих странах создаются благоприятные международные и внутренние условия для образова­ ния независимых государств нацио­ нальной демократии. Такие государ­ ства, отвергая ' диктаторские и дес­ потические методы правления, обес­ печивают народу своей страны ши­ рокие демократические права и сво­ боды, создают условия для проведе­ ния аграрных реформ, демократи­ ческих и социальных преобразова­ ний. Для государств национальной демократии важно последовательно отстаивать свою политическую и экономическую независимость, бо­ роться против империализма и его военных блоков, против военных баз на своих территориях. В экономически слаборазвитых странах, как и в странах, недавно добившихся независимости, комму­ нистические партии активно борются за последовательное доведение до конца антиимпериалистической, ан­ тифеодальной, демократической ре­ волюции. Компартии добиваются подлинной демократизации общест­ венной жизни, решительного улуч­ шения жизненного уровня народных масс. В то же время страны социа­ лизма считают своим интернацио­ нальным долгом содействовать на­ родам в их борьбе за укрепление национальной независимости. Они оказывают всемерную помощь и под­ держку сбросившим колониальный гнет странам в их развитии по пути прогресса, в создании отечественной промышленности, в развитии и ук­ реплении национальной экономики, в подготовке собственных кадров, сотрудничают с ними в борьбе за мир во всем мире. Социализм немыслим без уничто­ жения классового и национального гнета. Известно, что Советская власть с первых дней своего существ вования выступила последователь­ ным противником национального угнетения в любых его формах и проявлениях. В Советском Союзе впервые в мире было практически осуществлено равенство и братское содружество всех народов и нацио­ нальностей, населяющих нашу стра­ ну. Успешное осуществление ленин­ ской национальной политики приве­ ло к бурному развитию всех нацио­ нальных республик. По развитию промышленности и сельского хозяй­ ства, науки, культуры они стоят те­ перь в числе самых передовых стр-ан мира. Основываясь на этой благородной политике, глава Советского прави­ тельства Н. С. Хрущев внес на рас­ смотрение Генеральной Ассамблеи ООН Декларацию о предоставлении независимости колониальным стра­ нам и народам. Делегаты более 70 стран горячо поддержали советское предложение о полной ликвидации колониализма. 14 декабря на засе­ дании Ассамблеи была единодушно принята Декларация о предоставле­ нии независимости колониальным странам и народам, включающая ос­ новные принципы советской деклара­ ции. Представители только 9 колони­ альных стран во главе с США, Анг­ лией и Францией не поддержали ве­ ликую хартию свободы колониаль­ ных народов. Характерно, что в по­ следующие дни США, Англия и Франция еще более разоблачили се­ бя как сторонники сохранения ко­ лониальных порядков, выступив против вывода бельгийского военно­ го персонала из Конго и против предоставления независимости ал­ жирскому пароду. Человечество верит, что пробил последний час колониальной систе­ мы. «Времена колониализма про­ шли,—говорится в Заявлении Н. С, Хрущева по поводу Декларации Ге­ неральной Ассамблеи ООН о пре­ доставлении независимости колони­ альным странам и народам, — и нельзя не считаться с требованиями народов, стремящихся к независи­ мости, национальной свободе и до­ стойной, обеспеченной для всех жизни. Если колониальные державы, бро­ сая вызов ООН, будут и дальше препятствовать освобождению угне­ тенных народов и противиться их независимости, то этим народам не останется ничего другого, как в ре­ шительной борьбе смести все пре­ пятствия, воздвигаемые на их пути. И в этой борьбе они не останутся одинокими». И как бы ни неистовствовали им­ периалистические державы, солнце свободы засияет для всех людей на земле. А. БОБРОВСКИЙ. К р а т к а я г е о г р а ф и ч е с к а я э н ц и к л о п е д и я Государственным научным изда­ тельством «Советская энциклопе­ дия» выпущен 1-й том Краткой гео­ графической энциклопедии под ре­ дакцией академика А. А. Григорье­ ва. Все издание будет состоять из четырех томов и выйдет в течение 1961— 1962 годов. В первом томе помещено 3500 статей на буквы А—Д, в том числе около 1450 по физической географии, свыше 1500 статей по экономической географии, свыше 400 по смежным наукам. Д а ­ ны крупные- статьи об Азербайд­ жанской, Армянской, Белорусской и Грузинской Советских Социалистиче­ ских Республиках. 33 статьи посвя­ щены зарубежным странам — Алба­ нии, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Вьетнаму, Гане^ Гвинее, ГДР, и др. В первом томе помещено также свыше 100 статей по теоретическим вопросам физической и экономиче­ ской географии. Дано более 50 цвет­ ных карт и иллюстраций, в тексто­ вой части содержится около 130 карт и около 400 иллюстраций я схем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz